Понятие руководство в социологии

РУКОВОДСТВО

РУКОВОДСТВО
— 1. Деятельность по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития. 2. Работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. В этом смысле социологич. подход предполагает анализ руководства как особого отношения между людьми в организации. Р. выступает как отношение между разными статусами, уровнями административной структуры, имеющее под собой правовую основу и проявляющееся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Р. — это и отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной — более «общей» и др. — более «конкретной». В нем связываются, с одной стороны, функция организации, с другой — исполнения. Наконец, Р. — это также отношение между личностями, специфич. тип общения. В этом случае рассматривается его соц.-психологич. содержание — взаимное признание, влияние, стиль, интересы и т. д. Перечисленные стороны отношения руководства — подчинения не могут существовать в отрыве друг от друга, они переплетены, хотя и имеют относительную самостоятельность. Социология исследует отношение руководства — подчинения как проявление на межличностном уровне более общих отношений по управлению. Воздействие Р. на подчиненных имеет цель побуждать их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно его собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредствованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае Р. направлено непосредственно на деятельность подчиненных, и необходимость соответствующего поведения подкрепляется санкциями за отклонение от заданного. Рез-т достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение требуемого превышают его «затраты» на выполнение. В своей крайней форме такое отношение руководства — подчинения выступает как принуждение, т. е. цели руководства не связываются с интересами исполнителя, противостоят им. Второй способ предполагает воздействие на мотивы и потребности работника. Побуждение к труду происходит через удовлетворение потребности личности, что выступает как компенсация за трудовой вклад. При прямом воздействии такой компенсацией служит отсутствие негативных санкций. Эффект достигается за счет «самоусиления» воздействия соответствующей мотиваций индивида. Лит.: Руководитель коллектива. М., 1976; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организации: системы и люди. М., 1983; Омаров A.M. Руководитель. М., 1983; Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. А.И. Пригожин.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.
.
1999.

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «РУКОВОДСТВО» в других словарях:

  • Руководство — см. «Высшее руководство». Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, руководства, ср. 1. только ед. Действие по гл. руководить, деятельность руководителя. «Искусство руководства есть серьезное дело.» Сталин. «Только руководство коммунистической партии обеспечило победу пролетарской революции и… …   Толковый словарь Ушакова

  • руководство — управление, заведование; учебник, инструкция, справочник, описание; начальник, руководитель, администратор, вождь, лидер, глава, шеф, заведующий, директор, патрон, управляющий, босс; авторуководство, шефмонтаж, президенство, директорство,… …   Словарь синонимов

  • Руководство — Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • руководство — Обеспечивает то, чтобы политики и стратегия действительно были внедрены, и чтобы требуемые процессы выполнялись корректно. Руководство включает в себя определение ролей и ответственностей, измерение и отчётность, выполнение действий для решения… …   Справочник технического переводчика

  • Руководство — производственно практическое издание детально инструктивного характера. См. также Практическое руководство …   Издательский словарь-справочник

  • РУКОВОДСТВО — РУКОВОДСТВО, а, ср. 1. см. руководить. 2. То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. Принять постановление к руководству. План р. к действию. 3. Учебное пособие по какому н. предмету, специальности. Р. по фотографии. 4. собир.… …   Толковый словарь Ожегова

  • РУКОВОДСТВО — англ. guideness/ leadership/management; нем. Fuhrung. Деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Руководство — осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • руководство — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? руководства, чему? руководству, (вижу) что? руководство, чем? руководством, о чём? о руководстве; мн. что? руководства, (нет) чего? руководств, чему? руководствам, (вижу) что? руководства,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • руководство — Вопрос Как правильно: написать на брошюре «Руководство по…» или «Руководство о…»?      Слово руководство в значении «пособие, справочник, учебник» требует дат. п. с предлогом по: руководство по руководство по математике, руководство по биологии,… …   Словарь трудностей русского языка

Понятие «руководство»
близко к понятию «управление» и
используется для выделения особого
типа организационных отношений, а именно
работы ру­ководителя с подчиненными
в непосредственном контакте по ре­шению
служебных задач.

Исходя из этого,
социологический подход предполагает
анализ руководства как особого, триединого
отношения между людьми в организации.

Во-первых,
руководство – это отношение между
разными статусами,.

Во-вторых,
руководство – это и отношение между
отдельными рабо­чими функциями общего
трудового процесса: одной – более
«об­щей», другой – более «частной»

В-третьих,
руководство – это так­же отношение
между личностями, специфический тип
общения.

Возможны два
способа воздействия:

прямой
(приказ, задание) и опосредованный,
мотивирующий

(через стимулы).

В процессе
руководства проявляются личные
особенности ру­ководителя, поэтому
складываются разные стили
руководства.

Стиль
руководства можно обозначить как
систематическое проявление каких-либо
личных качеств руководителя в его
отношениях с под­чиненными, в способах
решения деловых проблем.

Различают
следующие основные разновид­ности
стиля руководства:

авторитарный
– руководитель не счита­ется с мнением
подчиненных, навязывает им свою волю;
демокра­тический
– подчиненные привлекаются к выработке
общих ре­шений: слабый
– руководитель самоустраняется от
руководства, его влияние в коллективе
незначительно, слабо выражено. Стиль
руководства тесно связан с культурой
управления.

2. Труд как предмет социологии труда.

Основным
и вечным естественным условием
существования человеческой жизни
является труд.

С
социально-экономической точки зрения
труд представля­ет процесс
целенаправленного воздействия людей
на природу, в результате которого
создаются потребительские стоимости,
материальные и духовные блага.

Труд исторически обусловил и спо­собствовал
выделению общества из природы, а человека
– из животного мира.

Предметную
область социологии труда

составляет социоло­гический анализ
процессов трудовой деятельности и
отношений, возникающих в ходе ее
развертывания между включенными в
тру­довой процесс людьми.

В
социологии труда исходным пунктом
категориального ана­лиза выступает
сам труд
как процесс, совершающийся во
взаимо­действии людей друг с другом
и с природой, в котором человек ме­жду
собой и природой помещает специфический
предмет – орудие труда.

Социологическое
исследование труда как специфического
процесса человеческой деятельности
включает в себя выяснение его основных
особенностей
.

Первой
из них является всеобщность
тру­да
.
Она
предопределяется тем, что труд лежит в
основе всех других общественных явлений
и процессов.

Вторая
особен­ность заключается в том, что
труд представляет собой основную
форму жизнедеятельности
человека
и общества.

Труд
как сложный социальный процесс, обладает
определен­ной структурой. Ее
основные компоненты таковы:

1.
Предметы
труда –
это
вещество природы, на которое че­ловек
воздействует при помощи средств труда.

Например, земля есть предмет труда, а
плуг или трактор, используемые в сельском
хозяйстве, – это средства труда.

Предметы труда
подразделяются на:

а)
сырье
(необработанное
вещество, например, каменный уголь);

б)
полуфабрикат
(частично
обработанный материал);

в)
естест­венные
(находимые
человеком в самой природе, например,
нефть);

г)
искусственные
(не
имеющиеся в природе, но изготавливаемые
человеком, например, химические волокна).

2.
Средства
труда –
вещь
или совокупность вещей, которые человек
помещает между собой и предметом труда,
чтобы получить в процессе трудовой
деятельности нужный ему продукт.

Сюда входят:

а)
орудия
труда
(машины,
станки, инструменты и т.п.);

б)
всеобщие материальные условия труда
(здания,
сооруже­ния, автомобили, железные
дороги, средства связи и т.п.), именуемые
иногда инфраструктурой.

Соседние файлы в папке Лекции. Данилов

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понятие руководства

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

    В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  • выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  • налаживание сотрудничества между людьми;
  • обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

  • требования (разумные, реальные);
  • контроль (обязательно личный);
  • поощрения, наказания (быть справедливым);
  • организация общественного мнения.

    Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.


    Источник:

    • http://psylist.net/uprav/ponat1.htm

  • Автор статьи

    Ирина Зотова

    Эксперт по предмету «Социология»

    Задать вопрос автору статьи

    Руководитель с точки зрения социологии

    Являясь человеком, который наделен определенными полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их, руководитель неизбежно взаимодействует с подчиненными, а также регулирует их взаимодействие между собой.

    Замечание 1

    Управление людьми не может носить исключительно рациональный характер, в нем проявляются личные качества руководителя. Эффективность деятельности связана не только с профессионализмом персонала, но и с психологическим климатом коллектива, который во многом определяется стилем руководства, личностью руководителя и его непосредственным умением воздействовать на персонал и регулировать отношения в компании.

    Руководитель является лидером, а потому у него есть право влиять на людей. Являясь администратором, руководитель может организовывать и координировать действия подчиненных, требовать соблюдения определенных административных и правовых норм, с помощью права воздействовать, руководитель не только принимает решение, но и добивается реализации этого решения.

    Логотип iqutor

    Сделаем домашку
    с вашим ребенком за 380 ₽

    Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

    Бесплатное пробное занятие

    *количество мест ограничено

    Помимо этого, руководитель — это, конечно же, предприниматель и планировщик, а потому его задачами являются прогнозирование, анализ тенденций на рынке, в обществе, а также выбор оптимальных альтернатив ведения бизнеса, выбор ресурсов, в том числе, и человеческих.

    Руководитель является воспитателем благодаря тому, что представляет собой образец идейности, творчества, активности; он лидер предприятия, получивший свой статус благодаря труду, силе воле, смелости и другим качествам характера. Безусловно, руководитель является примером для подражания, именно так он выполняет свою функцию воспитателя.

    Общественная роль руководителя

    Определение 1

    Роль руководителя — это набор неких правил поведения, которые соответствуют должности и конкретному предприятию.

    Можно говорить о трех ролях руководителя: информационных (получение и использование информации в целях организации), роль принятия решений (совершенствование деятельности и достижение результатов) и межличностные. Именно с помощью последних руководитель набирает персонал, проводит его подготовку и обучение, мотивирует.

    «Социальная роль руководителя» 👇

    В более узком смысле выделят следующие роли руководителя, в которых выражается их социальная функция:

    1. Наставник. Руководитель относится к сотрудникам как к ресурсам, которые можно развить при помощи доверительных отношений и заботы, защиты прав и свобод работников. Роль руководителя заключается в том, что благодаря ему люди получают ресурсы для того, чтобы построить свою карьеру, исходя из своих личных особенностей и предпочтений.
    2. Фасилитатор. Руководитель налаживает атмосферу в коллективе, помогает в решении межличностных конфликтов, споров, участвует в жизни коллектива. Роль руководителя выражается в стимулировании работников действовать сообща, слушать друг друга и гармонично коммуницировать в рамках социальной группы.
    3. Продюсер. Руководитель проявляет энергию, сосредоточенность на работе, заинтересованность в результатах, тем самым вдохновляя коллектив на достижение поставленных целей.
    4. Директор. Руководитель в результате продуманной постановки целей и задач, а также грамотного планирования направляет рабочий процесс. Роль руководителя выражается в способности видеть перспективы и использовать подходящие ресурсы, верно распределять роли и задачи, устанавливать внутри коллектива определенные правила.
    5. Координатор. Руководитель поддерживает существующую систему. Роль руководителя заключается в охране стабильности, целостности производства, коллектива и в контроле.
    6. Контролер. Руководитель, зная обо всем, что происходит внутри коллектива, следит за тем, как сотрудники справляются со свое работой, направляя их, применяя санкции или поощряя. Роль руководителя заключается в том, что благодаря умению заметить детали, он быстро помогает в исправлении ошибок коллектива.
    7. Новатор. Руководитель является творческим человеком, который может отходить от принятых стандартов и смело экспериментирует. Такой руководитель поощряет творческий подход в своих сотрудниках, поддерживает их личностный рост и нестандартность мышления.
    8. Посредник. Руководитель благодаря своей силе влияния, убедительности способен умело вести дипломатические разговоры, в том числе, и со своими сотрудниками, в том числе, являясь медиатором при решении внутриличностных споров, в которых задействованы противоположные интересы сотрудников.

    Таким образом, можно говорить о том, что социальная роль руководителя может проявляться в следующих его функциях:

    • лидер (вдохновитель),
    • лидер (формирование убеждений коллектива),
    • контролер (взаимоотношений в коллективе),
    • организатор (определение целей и координация действий коллектива),
    • политик (защита интересов и прав сотрудников),
    • пример для подражания,
    • символ группы,
    • распределитель благ и привилегий, раздающий награды и наказания.

    Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

    Поиск по теме

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ламинирование ресниц lash go инструкция по проведению
  • Моющий пылесос bissell proheat all surface big green инструкция
  • Как в вайбере создать сообщество в телефоне пошаговая инструкция
  • Слабительное дифлюкан сироп инструкция по применению
  • Ципролет 500 инструкция по применению таблетки детям