Понятие стилей руководства причины конфликтов в организации типы конфликтов

Понятие конфликта и стиль руководства [15.01.13]

Тема: Понятие конфликта и стиль руководства

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Реферат | Размер: 18.35K | Скачано: 214 | Добавлен 15.01.13 в 14:03 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

План

1. Понятие конфликта и его сущность. Классификацию конфликтов 2

2. Стиль руководства: понятие, основные стили руководства 8

3. Задача. 11

4. Тест. 12

5. Список литературы 13

1.Дайте понятие конфликта и раскройте его сущность. Приведите классификацию конфликтов.

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть определенными людьми и группами лиц. Каждая из сторон, преследуя свою цель, имеет свою точку зрения по вопросу и старается сделать так, чтобы ее точка зрения была принята.

Понятие конфликта чаще всего ассоциируют как какое-то негативное происшествие, как  агрессия, споры, враждебность, война.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью.

Конфликт, явление не всегда нежелательное, приводящее к снижению эффективности совместной трудовой деятельности и свертыванию межличностных отношений. Конфликты выполняют как негативные, так и позитивные функции, как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Участники конфликтов: оппонент (тот, кто выступает с возражениями) и соперник (состязающийся, противостоящий).

Началом конфликта, является случай, недоразумение, происшествие.

Предметом конфликта, является причина (основание, предлог для каких либо действий).

Конфликт может быть функциональным, то есть вести к повышению эффективности организации, или дисфункциональным, то есть приводит к негативным последствиям.

Основные типы конфликтов:

1. Скрытые конфликты, составляют основную долю конфликтных взаимодействий. Эти конфликты недоступны непосредственному наблюдению, поскольку соперники пытаются подавить соперника или навязать ему свою волю, используя факторы неожиданности или неизвестности.

2.  Явные конфликты, в этом случае видно участников и проблему конфликта.

3.  Личностный или внутриличностный конфликт. Он, как и все конфликты может принимать различные формы проявления, но характерной чертой этого конфликта является в том, что возникает противоречие внутри человека, личности. Самая распространенная форма личного конфликта является ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются различные требования по поводу того, каким должен быть результат выполненной работы.

4. Межличностный конфликт. Возможно самый распространенный вид конфликта. Возникает он между служащими, одинаковыми по своему положению и имеющими равные права. Это может быть и борьба ответственных руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, где каждый из них старается, чтобы вышестоящее начальство выделило эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

5. Конфликт между личностью и группой. Конфликт, который возникает, когда позиция определенного человека отличается от позиции группы.

6. Межгрупповой конфликт. В организации это может быть столкновение между отдельными подразделениями фирмы между руководством и подчиненными, сплоченными как в неформальные группы, так и в законно организованными, типа профсоюзов.

Конфликт может быть функциональным, т. е. полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным (деструктивным), снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

Конфликт – это развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.

1 этап – Уход от конфликта, такой исход конфликта — просто откладывание его. Явно или неявно «обвиняемая» сторона избегает открытого столкновения, дает «противнику» остыть, обдумать свои претензии. Предполагается также, что отложенный конфликт как-нибудь сам собой утрясется. Эта тактика действительно дает возможность партнеру подумать, взвесить все за и против или забыть свои претензии, «остыть» от возникшего, может быть, спонтанного недовольства. Она представляет возможность и обвиняемому оценить сложившееся положение вещей, найти оптимальный вариант выхода из конфликта. Но в большинстве случаев «уход» лишь переносит конфликт в ближайшее будущее, когда он может снова вспыхнуть: ведь предмет недовольства не устранился, конфликтующие стороны просто «отложили партию».

2 этап  – «сглаживание», для сглаживания свойственно коммуникативное поведение, определяет позицию руководителя, при которых он не воспринимает конфликт как ситуацию требующею разрешения, как будто конфликта нет вовсе.

3 этап – Силовой стиль (стиль соперничества или борьбы)

Суть его состоит в желании навязать свою волю и решить конфликт с помощью силы (административных санкций, власти, экономического давления и т.п.), при этом с интересами оппонента не считаясь.

Силовой стиль часто применяется руководителем по отношению к своим подчиненным, потому что он обладает превосходством в ресурсах влияния и властью по своему статусу. В подобных случаях зачастую проявляются слабости силового стиля, да и к тому же он вызывает фрустрации у подчиненных, отбивая всяческое желание у них к проявлению активности и инициативы.

4 этап – Компромисс.

Суть этого стиля конфликтов заключается в частичных уступках конкуренту в ожидании таких же действий и с его стороны, чтобы избежать обострения ссоры, чреватое огромными потерями по сравнению с отдельными уступками. Компромисс является одним из самых популярных стилей поведения в конфликте. Зачастую компромисс дает возможность сравнительно легко и быстро потушить конфликт или даже его предотвратить. Единственное, он может заглушить выяснение причины конфликта, особенно на ранней стадии, предотвратить поиск оптимальных путей разрешения проблемы.

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых богатых и крупных, ресурсы не безграничны. Необходимость их распределения практически постоянно приводит к конфликтам, это происходит потому, что люди хотят больше, чем другие, а не меньше, их собственные потребности кажутся им самыми важными и обоснованными.

Взаимозависимость задач. Если человек зависит от другого человека в выполнении какой-либо задачи, то зачастую это может стать причиной для возникновения конфликтов. Например, руководитель объясняет низкую производительность труда своих подчинённых некомпетентностью ремонтной службы, которая не способна качественно и быстро отремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, винят во всём нехватку специалистов и жалуются на отдел кадров, который не способен принять на работу новых сотрудников.

Различие в целях. Вероятность возникновения конфликта по этой причине повышается с увеличением организации, когда она разбивается на более мелкие специализированные подразделения. Например, отдел сбыта требует расширения ассортимента производимой продукции, основываясь на потребностях рынка, а производственные подразделения заинтересованы  в увеличении объёма выпуска уже существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с некоторыми трудностями.

Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и исполнители не могут сойтись во взглядах на способы достижения общих целей, даже если не будет противоречивых интересов. При этом каждый думает, что его решение самое оптимальное, это и является поводом для конфликта.

Неудовлетворительные коммуникации. Отсутствие необходимой информации или неточная информация очень часто являются не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.

Различия в психологических особенностях являются ещё одной причиной возникновения конфликтов. Она далеко не главная и основная, но пренебрегать ролью психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает уникальными личностными особенностями: характером, темпераментом, установками, потребностями, привычками и так далее. Каждый человек уникален и своеобразен. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают настолько велики, что мешают её осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.

2. Приведите определение понятия «стиль руководства». Охарактеризуйте основные стили руководства.

Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Выделяют следующие стили руководства:

Директивный стиль управления. Характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

Демократический стиль управления. Характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления. Характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления.  Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства. Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат).  Причинами разделения стилей руководства  скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики.

Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства

На стиль руководства могут оказать влияние различные факторы. Главными из них являются:

1. Экономическая ситуация. В периоды экономических спадов (или для того, чтобы поднять нерентабельное предприятие) имеется тенденция к увольнению людей, введению режима строгой экономии, ужесточению контроля, усилению централизации.

2. Культурно-историческая среда. Все страны бывшего СССР на протяжении многих десятилетий развивались в условиях жесткого авторитаризма и тоталитаризма. И это не могло не сказаться на формировании наших стереотипов и ожиданий в отношении стиля руководства.

3. Стиль руководства вышестоящего начальника. Изменение стиля руководства на высшем уровне ведет к изменению его и на более низких уровнях.

4. Личностные особенности конкретного руководителя. Индивидуальность людей во многом формируется наследственностью, семейным окружением и опытом, приобретаемым до назначения на руководящую должность. Справедливо ли с ним обращались? Постоянно ли держали в рамках строгой дисциплины? Хвалили, одобряли, поощряли человека или нет? Все это влияет на формирование стиля лидерства. Его можно сравнить с манерой исполнения музыкального произведения, когда ноты одни, а каждый исполнитель трактует произведение по-своему, привнося в него что-то свое, улучшая (или ухудшая) его.

Однако стиль руководства — не личное дело руководителя. Он является объективным фактором совершенствования (или ухудшения) деятельности организации. Поэтому менеджерам необходимо изучать различные стили лидерства, их особенности, достоинства и недостатки, соответствие сложившимся ситуациям и все это использовать в практике руководства.

Задача

Распределите функции менеджмента между управленческими работниками в конкретной организации.

Функция управления

Должностное лицо

1. Управление стратегией развития

Коммерческий директор

2. Организация системы и процессов управления

Генеральный директор

3. Управление персоналом

Начальник отдела по работе с персоналом

4. Управление социальным развитием

Председатель правления Профсоюза

5. Управление экономическим развитием

Начальник планово-экономического отдела

6. Управление финансами и бухучетом

Финансовый директор и главный бухгалтер

7. Управление капитальным ремонтом и строительством

Начальник строительного отдела

8. Управление качеством продукции

Инженер-технолог

9. Управление трудом и заработной платой

Руководитель отдела кадров и начальник отдела заработной платы

10. Технико-технологическое управление

Начальник отдела автоматизации

11. Оперативное управление

Начальник службы менеджмента

12. Управление охраной труда и техникой безопасности

Инженер по охране труда

13. Управление материально-техническим снабжением

Начальник отдела снабжения и начальник службы логистики

14. Управление маркетингом

Начальник отдела маркетинга

15. управление обслуживающим хозяйством

Начальник АХО (Административно хозяйственный отдел)

16. Управление внешнеэкономической деятельностью

Вице-президент

17. Управление делопроизводством и юридическим обслуживанием

Начальник юридического отдела

Тест

Исходным этапом процесса стратегического управления в организации является:

а) реализация стратегии

б) выбор стратегии

в) оценка стратегии

г) анализ внешней и внутренней среды организации

Ответ: г) анализ внешней и внутренней среды организации

Список литературы

  1. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2002. – 250 с.
  2. Менеджмент: Учебник/Под ред. Веснин В.Р. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 512 с.
  3. Менеджмент: Учебно-практическое пособие / Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Вдовина И.В., Доценко Е.В., Горностаева А.И.- М.: Вузовский учебник; ИНФРА- М, 2010.-284 с.
  4. Мескон М., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: Дело, 2009.
  5. Основы теории управления: Учебник/Под ред. Тарахиной В.Н.,Ушвицкого Л.И. – М: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0

15.01.13 в 14:03
Автор:lisiza


Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

  • Стиль руководства и организация труда предпринимателя
  • Контрольная по Менеджменту Вариант 9
  • Социология конфликта: понятие и его социальные предпосылки
  • Стиль руководства (сущность и классификация)
  • Регулирование конфликтов в деятельности организации (на примере ЗАО «Татсве»)
  • Стиль руководства (сущность и понятие)
  • Конфликты и пути их преодоления
  • Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива
  • Социология конфликта: основные аспекты социальных конфликтов
  • Социология конфликтов: способы разрешения
  • Возникновение, развитие и разрешение конфликта
  • Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива
  • Поведение в конфликтных ситуациях
  • Совершенствование стилей руководства (на примере ОАО АК «Омскагрегат»)
  • Стиль руководства и организация труда в организации (на примере ООО фирма « Константа»)
  • Стиль руководства (сущность и типы)
  • Типологические особенности стилей руководства
  • Лидерство и стиль руководства
  • Лидерство в рабочей группе
  • Выбор стиля руководства в организации (ООО «PA Феникс-Плюс»)

 Конфликт 
отсутствие
между двумя или более сторонами согласия,
каждая сторона делает все, чтобы была
принята именно ее точка зрения, и
препятствует другой стороне делать то
же самое.

Чаще
всего конфликт ассоциируется с угрозами,
спорами, войной и т.п., откуда мнение,
что конфликт — явление всегда нежелательное,
что его необходимо избегать и немедленно
разрешать, как только он возникнет.

Но
во многих ситуациях конфликт помогает
выявить разнообразие точек зрения, дает
дополнительную информацию, помогает
выявить большее число альтернатив или
проблем и т.д. Это делает процесс принятия
решений группой более эффективным, а
также дает людям возможность выразить
свои мысли и тем самым удовлетворить
личные потребности в уважении и власти.

Таким
образом, конфликт может быть функциональным
и вести к повышению эффективности
организации. Или он может быть
дисфункциональным и приводит к снижению
личной удовлетворенности„ группового
сотрудничества и эффективности
организации. Роль конфликта, в основном,
зависит от того, насколько эффективно
им управляют.

Причины
конфликтов в организации

Распределение
ресурсов.
Ресурсы
всегда ограничены. Руководство решает,
как их распределить наиболее эффективным
образом. Но люди всегда хотят получать
не меньше, а больше. Таким образом,
необходимость делить ресурсы почти
неизбежно ведет к различным видам
конфликта.

Взаимозависимость
обязанностей.

Поскольку
все организации являются системами,
состоящими из взаимозависящих элементов,
при неадекватной работе одного
подразделения или человека взаимозависимость
задач может стать причиной конфликта.

Расхождения
в целях
.
Возможность конфликта увеличивается,
по мере того как организации разбиваются
на подразделения. Это происходит потому,
что специализированные подразделения
сами формулируют свои цели и могут
уделять большее внимание их достижению,
чем целей всей организации.

Различия
в ценностях
.
Представление о ситуации зависит от
стремления к определенной цели. Люди
могут рассматривать только те аспекты
ситуации, которые благоприятны для их
группы и личных потребностей.

Различия
в ценностях

весьма распространенная причина
конфликта. Например, подчиненный может
считать, что всегда имеет право на
выражение своего мнения, в то время как
руководитель может полагать, что
подчиненный имеет право выражать свое
мнение только тогда, когда его спрашивают
и беспрекословно делать то, что ему
говорят.

Различия
в жизненном опыте и манерах поведения.
Исследования
показали, что различия в жизненном
опыте, ценностях, образовании, стаже,
возрасте и социальных хактеристиках
уменьшают степень взаимопонимания и
сотрудничества между представителями
различных подразделений.

Плохие
коммуникации
.
Если руководство не может довести до
сведения подчиненных, что новая схема
оплаты труда, увязанная с производительностью,
призвана не «выжимать соки из рабочих»,
а увеличить прибыль компании и ее
положение среди конкурентов, то
подчиненные могут замедлить темп работы.
Другие распространенные проблемы
передачи информации — неоднозначные
критерии качества, неспособность точно
определить должностные обязанности и
функции всех сотрудников и подразделений,
а также предъявление взаимоисключающих
требований к работе. Эти проблемы могут
возникнуть или усугубляться из-за
неспособности руководителя разработать
до сведения подчиненных точное описание
должностных обязанностей.

Виды
конфликтов в организации

Выделяют
четыре основные вида конфликтов в
организации:

1.
Внутриличностный
конфликт
или
конфликт уровней психики. Одна из самых
распространенных его форм — ролевой
конфликт, когда к человеку предъявляются
противоречивые требования по поводу
того, каким должен быть результат его
работы.

Внутриличностный
конфликт может также возникнуть в
результате того, что производственные
требования не согласуются с личными
потребностями или ценностями.

Внутриличностный
конфликт может также являться ответом
на рабочую перегрузку или недогрузку.
Исследования показывают, что такой
внутриличностный конфликт связан с
низкой степенью удовлетворенности
работой, малой уверенности в себе и
организации, а также со стрессом.

2.
Межличностный
конфликт
.
Этот тип конфликта, возможно, самый
распространенный. Чаще всего это борьба
руководителей за ограниченные ресурсы,
капитал или рабочую силу, время
использования оборудования или одобрение
проекта. Межличностный конфликт может
также проявляться и как столкновение
личностей. Как правило, взгляды и цели
таких людей различаются в корне.

3.
Конфликт
между человеком и группой
.
Производственные группы устанавливают
нормы поведения и выработки. Каждый
должен их соблюдать, чтобы быть принятым
неформальной группой и, тем самым,
удовлетворить свои социальные потребности.
Однако если ожидания группы находятся
в противоречии с ожиданиями отдельной
личности, может возникнуть конфликт.

Аналогичный
конфликт может возникнуть на почве
должностных обязанностей руководителя:
между необходимостью обеспечивать
соответствующую производительность и
соблюдать правила и процедуры организации.

4.
Межгрупповой
конфликт.
Организации
состоят из множества групп, как формальных,
так и неформальных. Даже в самых лучших
организациях между такими группами
могут возникать конфликты.

Частым
примером межгруппового конфликта служат
разногласия между линейным и штабным
персоналом. Линейные руководители могут
отвергать рекомендации штабных
специалистов и выражать недовольство
по поводу своей зависимости от них во
всем, что связано с информацией. В
экстремальных ситуациях линейные
руководители могут намеренно выбрать
такой способ выполнения предложения
специалистов, что вся затея закончится
провалом. Часто из-за различия целей
начинают конфликтовать друг с другом
функциональные группы внутри организации.

Стили
разрешения конфликтов

Выделяют
пять основных межличностных стилей
разрешения конфликтов:

1
— уклонение,
2 — сглаживание,
3 —
принуждение,
4 — компромисс и
5 —
решение проблемы.

 1.
Первый стиль — уклонение от разрешения
возникшего противоречия, когда одна из
сторон, которой предъявлено «обвинение»,
переводит тему общения в другое русло.
При этом «обвиняемый» ссылается на
недостаток времени, несвоевременность
спора, и «оставляет поле брани».

2.
Второй вариант исхода — сглаживание,
когда одна из сторон либо оправдывает
себя, либо соглашается с претензией, но
только на данный момент. Оправдание
себя полностью не решает конфликта и
даже может усугублять его, так как
внутреннее, мысленное противоречие
усиливается.

3.
Третий тип — компромисс. Под ним
понимается открытое обсуждение мнений,
направленных на поиск наиболее удобного
для обеих сторон решения. В этом случае
партнеры выставляют аргументы в свою
и в чужую пользу, не откладывают решения
на потом и не принуждают в одностороннем
порядке к одному возможному варианту.
Преимущество этого исхода во взаимности
равности прав и обязанностей и легализации
(открытии) претензии. Компромисс при
соблюдении правил поведения в конфликте
действительно снимает напряженность
или помогает найти оптимальное решение.

4.
Четвертый вариант – принуждение
неблагоприятный и малопродуктивный
исход конфликта, когда никто из участников
не принимает во внимание позицию другого.
Он обычно возникает, когда одна из сторон
накопила достаточно мелких обид,
собралась с силами и выдвинула сильнейшие
аргументы, которые не сможет снять
другая сторона.

5.
Пятый вариант — решение проблемы. Для
того чтобы определить существо конфликта,
участники конфликта должны согласовать
свои представления о сложившейся
ситуации и выработать определенную
стратегию поведения.

Разрешение
конфликта невозможно без адекватности
восприятия людьми происходящего,
открытости их отношений и наличия
атмосферы взаимного доверия и
сотрудничества

Понятия
«компетентность», «компетенция» могут
трактоваться как:

  • совокупность
    (система) знаний в действии;

  • личностная
    черта, свойства и качества личности;

  • как
    критерий проявления готовности к
    деятельности;

  • способность,
    необходимая для решения задач и для
    получения необходимых результатов
    работы;

  • интегрированная
    целостность знаний, умений и навыков,
    обеспечивающих профессиональную
    дея­тельность, способность человека
    реализовать на практике свою
    компетентность, мотивированная
    способность;

  • деятельностные
    знания, учения, навыки, опыт (инте­грация
    в единое целое усвоенных человеком
    от­дельных действий, способов и
    приемов решения задач), а также
    мотивационная и эмоционально-волевая
    сфера личности;

  • проявленные
    им на практике стремление и способ­ность
    (готовность) реализовать свой потенциал
    (зна­ния, умения, опыт, личностные
    качества и др.) для успешной творческой
    (продуктивной) деятельности в
    профессиональной и социальной сфере,
    осознавая её социальную значимость и
    личную ответствен­ность за результаты
    этой деятельности, необходи­мость
    её постоянного совершенствования» и
    мн. др.

Компоненты
компетенции/ компетент­ности в
какой-либо сфере жизнедеятельности, на
наш взгляд, могут быть представлены
следующим образом:

  • когнитивный
    компонент (знания);

  • мотивационный
    компонент;

  • аксиологический
    компонент (направленность, ценностные
    отношения личности); практический
    компонент (умения, навыки, опыт
    деятельности); способности;

  • эмоционально-волевой
    компонент (саморегуляция). В этом случае
    компетенция выступает как потенциал
    компетентности, который может быть
    реализован в оп­ределённой сфере
    деятельности, должен стать действен­ным
    с помощью механизмов самоорганизации,
    саморе­гуляции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Межличностные отношения часто протекают в условиях конфликтов. Проблема в том, конфликты являются необходимой частью человеческих отношений и поэтому существуют так долго, как существует человек. Конфликт – это столкновение противоположных позиций мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью или действия. В статье вы узнаете какие причины, типы конфликта и управление им. На основе этого можете определиться с лучшей стратегией выхода из конфликта.

Основные причины конфликтов в организации являются следующие:

1. Ограниченность и распределение ресурсов. В самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены, поэтому руководство должно решать,  как распределить финансовые, человеческие ресурсы, сырье и материалы между различными группами, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликтов.

2. Взаимозависимость задач. Где один человек или группа зависят в выполнении задания от другого человека или группы, всегда существует возможность конфликта. Все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

3. Различия в целях. Конфликт увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Специализированные подразделения, в свою очередь, сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации может быть у людей совершенно разным в зависимости от их целей. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей. Различия в ценностях людей — также весьма распространенная причина конфликта.

5. Различия в манере поведения, жизненном опыте и уровне образования. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к чужому мнению, скорее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, уровне ценностей, образовании, стаже работы, возрасте, манере одеваться и социальном уровне уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между людьми в организации.

6. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Плохие коммуникации могут действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе адекватно оценить ситуацию и понять ее с точки зрения других работников. Также конфликты могут возникать и усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей.

4 типа организации конфликта

Внутриличностный тип конфликта может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Он может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт, возможно, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Как показал Хоторнский эксперимент, производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Во время Хоторнского эксперимента, например, было обнаружено, что работники сообща решили работать ниже норм, установленных руководством. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией.

Управление конфликтной ситуацией

В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.

Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.

Существует четыре структурных метода разрешения конфликта – это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, является разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей – еще один структурный метод управления конфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности.

Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Подводя итог, заметим, что систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

Межличностные стили разрешения конфликта

Ниже представлены четыре типичных подхода к разрешению конфликтных ситуаций. Руководитель проектной команды и члены команды должны уяснить сущность этих моделей поведения и понять, почему они оказываются неэффективными на практике. Уяснив это, следует научиться распознавать эти подходы и нейтрализовать их.

  1. Уход от конфликта. Избегать конфликтных ситуаций и людей, ассоциирующихся с конфликтами. Эта стратегия зиждется на уверенности в том, что конфликт легче предотвратить, чем разрешить. Если проблема, которую предстоит решить, достаточно серьезна, подобный подход позволяет лишь отсрочить неизбежное и способствует нарастанию напряженности к тому моменту, когда ситуация усугубится нехваткой времени.
  2. Сглаживание “острых углов”. Чрезмерная озабоченность поддержанием позитивных отношений в коллективе и стремление любой ценой отвлечь внимание людей от возможных источников конфликта. Сглаживая “острые углы”, мы подчеркиваем, что главное для нас — позитивные отношения в коллективе, во имя которых мы готовы пожертвовать разногласиями, способствующими принятию эффективных решений. В этом случае проблемы не решаются, а загоняются внутрь и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв.
  3. Навязывание разрешения конфликта. Попытка насильно склонить других к какому-либо мнению или решению без учета отношений в коллективе. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Может нанести вред позитивным отношениям в коллективе, без которых высокоэффективная проектная команда невозможна в принципе.
  4. Стремление добиться взаимного компромисса или сотрудничества, принять решение, в котором не было бы ни победителей, ни побежденных. Стремление найти решение, при котором ни одна из сторон не получит то, чего она хотела. Несмотря на то, что эта стратегия направлена на удовлетворение всех заинтересованных сторон, взаимный компромисс обычно воспринимается как ситуация, когда в проигрыше оказываются все, поскольку принятое решение не удовлетворяет в полной мере ни одну из заинтересованных сторон.

Функции конфликтов

Функции конфликтов принято условно делить на общие и личностные. Общие функции имеют место на разных уровнях социальной системы, а личностные – влияют непосредственно на саму личность. Общие функции также принято отождествлять с положительными и негативными последствиями конфликтов.

К положительным функциям относятся:

  • интеграционная – первоначальное установление единства или же восстановление его. Специфику этой функции будет определять тип конфликта и особенности группы; 
  • трансформационная – эта функция предполагает трансформацию норм в зависимости от новых условий и будет свойственна гибким структурам; 
  • обнаружение и фиксация существующих противоречий как условие для того, чтобы достигнуть равновесия; 
  • разрешение противоречий и снятие напряжения внутри организации – снятие стресса за счет конфликта;
  • превентивная и стабилизационная – испытав определенное потрясение, члены организации будут стараться подходить к разрешению возникающих противоречий куда более разумно. Более того, конфликт способен ярко продемонстрировать соотношение действующих сил в организации, что будет способствовать снижению риска необдуманных противоречий в будущем;
  • творческая – конфликт служит как источник дополнительной творческой групповой активности;
  • выявляющая управленческие организационные проблемы.

Негативные функции (последствия) конфликтов:

  • возможная дезорганизация и дестабилизация коллектива;
  • серьезные эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте, которые ведут к снижению темпа роста и развития предприятия;
  • ухудшение дисциплины и социально-психологического климата в рабочем коллективе;
  • увлеченность конфликтом может вылиться в ущерб работе;
  • дезинтеграция компании;
  • разрушение системы организационных и межличностных отношений, сложившихся прежде, неприязненное отношение к противостоящей стороне;
  • проблемы в восстановлении деловых взаимоотношений;
  • закрепление насильственного решения проблем в социальном опыте личности и группы. Одержав однажды победу с помощью насилия, человек будет воспроизводить данный опыт в других ситуациях взаимодействия в социуме, аналогичных этой.

Важно обозначить, что последствия конфликта зависят от его разрешения и исхода – они могут быть как положительными, так и отрицательными. К примеру, поведение руководства может как сплотить коллектив, так и дезинтегрировать его. 

Принято выделять специфические функции, которые являются следствием правильной работы с конфликтом:

  • информационная. Она обладает двумя сторонами – сигнализирующей и коммуникативной. Первая указывает на существующие в рамках организации противоречия. Вторая – призвана определить, нужно ли усилить коммуникативный обмен для того, чтобы получить информацию об иной стороне конфликта;
  • диагностическая. Она дополняет понимание участников конфликта друг о друге как о личностях и профессионалах;
  • инновационная. Позволяет преодолеть разнообразные препятствия на пути развития коллектива – как экономического, так социального и духовного. Грамотно урегулированный конфликт способен улучшить психологическое состояние коллектива и усилить социальную активность благодаря трансформации межличностных отношений. 

Следовательно, осознание причин, видов и предполагаемых участников конфликта будет способствовать лучшему управлению им в организации, а также максимально быстрому разрушению конфликтов, носящих деструктивный характер.

Вывод

Лучшая стратегия выхода из конфликта – вовлекать в разрешение сложной ситуации как можно большее количество сторон, что позволяет выявить все мотивы и выбрать наиболее оптимальный вариант. Это должна быть стратегия сотрудничества, т. к. именно она чаще всего делает конфликты функциональными.

Источники:

  • https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a114/950789.html
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/upravlenie-chelovecheskimi-resursami/konflikty-v-organizatsii/

Министерство образования Нижегородской области

Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Нижегородский Губернский колледж»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по дисциплине: Менеджмент»

Специальность:

38.02.04.  Коммерция  (по отраслям)

Тема: «Управление
конфликтами, стрессами
»

Преподаватель: Ширяева А.Н..

Нижний Новгород 2016

ТЕМА: «Управление
конфликтами, стрессами»

План занятия:

1.             
Понятие и сущность конфликта.

2.             
Конструктивные и деструктивные конфликты.

3.            
Типы конфликтов.

4.             
Способы управления конфликтами.

5.             
Стресс: понятие, природа и причины.

1. Понятие и сущность
конфликта.

Взаимодействие людей в
организации может быть как кооперативным
(объединение
человеческих усилий), так и конфликтным.

Сегодняшние исследователи
отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные
последствия. Во многих ситуациях
управленческой деятельности
конфликт помогает выяснить истину и позитивно
решить
проблему.

Задача менеджера — решая конфликт,
извлечь пользу для дела, для этого необходимо
знать природу конфликта в организации, его причины, законности
его протекания, типы, последствия, методы
разрешения.

Конфликт — (от лат. conflictus — столкновение)
противоречие, возникающее между людьми, коллективами
в процессе их совместной трудовой деятельности
из-за непонимания ли противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт — это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями.

В основе любого конфликта лежит ситуация,
включающая:

>      
противоположные позиции сторон по какому-то
вопросу;

>      
противоположные цели или средства их
достижения в
данных обстоятельствах;

>      
несовпадение интересов, желаний.

Т.О. конфликтная ситуация
предполагает наличие объекта конфликта (власть,
ресурсы,
слава) и субъектов конфликта (его участников).

Но это только необходимые
условия существования конфликта. Для того
чтобы
он произошёл, нужно соответствующее действие со стороны оппонентов
(столкновение, недоразумение, происшествие), называемое инцидентом.

Следовательно, конфликт
может возникнуть при условии, когда инцидент, будучи поводом, инициирует
конфликтную ситуацию!

2. Конструктивные и деструктивные конфликты.

В развитии каждого конфликта
можно фиксировать возникновение новой
конфликтной
ситуации, её исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной
ситуации приведет к прекращению данного
конфликта, а,
возможно, и к началу нового.

Таким образом, конфликт
может быть функциональным (конструктивным),
полезным
для членов трудового коллектива и организации в целом, так как стимулируют
развитие организации, способствуют предотвращению застоя, вскрывают источник
разногласий и тем самым позволяют его устранить, сплачивают людей перед лицом
внешних проблем и трудностей, позволяют приобрести опыт сотрудничества при
решении спорных вопросов.

Для отдельной личности
функциональные последствия (позитивные) состоят
в
том, что изживается внутренняя напряженность, разрушается страх открыто
высказывать своё мнение.

Деструктивные (дисфункциональные),
снижают производительность труда,
личную удовлетворённость и
ликвидируют сотрудничество между членами
коллектива.

Результат конфликта в
основном зависит от того, насколько эффективно им
управляет
менеджер. Поэтому нужно знать не только природу, но и типы
конфликтов.

3.  Типы конфликтов

Типы конфликтов

Внутриличностный конфликт

Межличностный конфликт

Конфликт между личностью и группой

Межгрупповой конфликт

В теории менеджмента исследованы несколько типов конфликтов:

1.   Внутриличностный конфликт — возникает тогда, когда к одному человеку
предъявляются противоречивые требования.

Например, заведующий секцией может
потребовать, чтобы продавец все время
находился на рабочем
месте и «работая» с покупателями. Позже заведующий
уже
выражает недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени
на покупателей и не занимается подсортировкой товара.

Внутриличностный конфликт
может также возникнуть в результате того,
что
производственные требования не согласуются с личностными
потребностями
или ценностями.

Например, подчиненный
планировал в субботу, в свой выходной, какие-то
семейные
мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил, что он в связи
с производственной необходимостью должен в субботу работать.

Внутриличностный конфликт
проявляется как ответ на рабочую перегрузку
или
недогрузку.

2.   Межличностный конфликт — самый распространённый тип конфликта, чаще всего это борьба руководителя за ограниченные
ресурсы, рабочую силу,
финансы и
т.д. Каждый, считает, что если ресурсы ограничены, то он должен
убедить вышестоящее начальство выделить их именно
ему, а не другому
руководителю.

Межличностный конфликт может также
проявляться и как столкновения
личностей, т.е. люди с
разными характерами, несовместимыми темпераментами, просто не в состоянии
ладить друг с другом.

3.   Конфликт между личностью
и группой
.

В связи с тем, что производственные группы
устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы
находятся в
противоречии с ожиданиями отдельной личности.
В этом случае возникает
конфликт. Другими словами, между личностью и
группой появляется конфликт, если эта
личность займёт позицию, отличающуюся от позиции
группы (между руководителем и группой).

4. Межгрупповой конфликт.

Как известно, состоят из множества как
формальных, так и неформальных

групп. Между ними могут возникнуть конфликты.

Ярким примером является конфликт между профсоюзом и администрацией.

Причины конфликтов

Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения.

Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать:

4.  Способы управления
конфликтами

Одна из сложнейших в
практическом отношении задач, которая стоит перед руководителем, — разрешение
конфликта.

Здесь важны, как многосторонние знания, так и
опыт, мастерство, искусство находить нестандартные решения.

Разрешение конфликта
возможно на двух уровнях:

>     частичное,
когда исключается только конфликтное поведение, но не
устраняются
глубинные психологические причины, внутренние побуждения
к конфликту;

Например, обычно, вводя административные
запреты и санкции,
руководитель добивается лишь частичного
разрешения конфликта.

>   полное, когда конфликт
разрешается и на уровне реального поведения, и
на психологическом (эмоциональном)
уровне.

Для успешного разрешения
конфликтов руководителю прежде всего
следует реалистически
оценить конфликтную ситуацию, а это предполагает:

>      
различать повод конфликта и его причины;

>      
определить предмет разногласий (производство
либо личные
взаимоотношения конфликтных сторон);

>      
уяснить мотивы вступления людей в конфликт.
Для этого нужно знать
жизненный путь работников, их взгляды и
убеждения, основные
интересы, запросы;

>      
определить направленность конкретных
действий участников
конфликта, имея в виду, что в
средствах, используемых сторонами,
отражаются мотивы участия в
конфликте.

Существует не один способ
управления конфликтной ситуацией.

Все способы можно разделить на две категории:
структурные и межличностные.

К
структурным относятся:

разъяснение требований к работе.

Руководитель разъясняет,
каких результатов ждут от каждого сотрудника и
каждого
подразделения;

—    координационные и
интеграционные механизмы.

Установление иерархии
полномочий, что упорядочивает взаимодействие людей,
принятие
решений и информационные потоки внутри организации;

—    общеорганизационные
комплексные цели.

Эффективное осуществление
этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или
групп;

структура системы вознаграждений.

Она должна быть такой, чтобы
прежде всего поощрялись люди, вносящие свой вклад в достижение организационных
комплексных целей, помогающие другим
группам организации. Вознаграждения могут
быть в форме премий, благодарности,
признания или повышения по службе.

Из межличностных
стилей разрешения конфликтов выделяют:

    уклонение — в этом случае человек стремится выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не вступает в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями.

Этот стиль выбирают в том
случае, если предмет конфликта несущественен по
сравнению
с другими проблемами, нет сил и возможностей решить его в свою
пользу и др.

—    сглаживание — при таком стиле человек убеждён, что нет
необходимости раздражаться, апеллирует к потребности в солидарности.

Этот стиль часто избирает
либеральный руководитель.

—    принуждение — превалирует попытки заставить применять свою
точку
зрения любой ценой, используя
для этого власть, путём принуждения.

Такой стиль может быть
эффективным, если руководитель имеет большую власть
над
подчиненными, при этом их инициатива подавляется, увеличивается вероятность принятия
неверных решений, так как не предоставлены
альтернативные
варианты;

—    компромисс — этот стиль характеризуется принятием точки
зрения другой
стороны, но лишь до
некоторой степени.

Использование компромисса на
ранней стадии конфликта, может сократить поиск
альтернатив,
что может повысить вероятность принятия неверного решения.

Решение проблемы —
совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы
обеих
сторон:

1. 
Определить проблему в категориях целей, а не
решений.

2. 
Определить решение, приемлемые для всех
сторон.

3.  Сосредоточить
внимание на проблеме, а не на личных качествах другой
стороны.

4.  Создать
атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

5.  Во
время общения создать положительное отношение к друг другу,
проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

В зависимости от точки
зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и
будет
зависеть процедура его преодоления, выделяют две группы способов
управления конфликтом:

5.  Стресс: понятие, природа
и причины

В современном обществе
человек испытывает все большее психоэмоциональное
напряжение
из-за возрастающих сложностей социальной жизни.

Стресс (от лат. stress — напряжение) —
состояние напряжения, возникающее у человека
под влиянием неблагоприятных факторов.

Принципиальная схема стресса

Типичные симптомы стресса:

     
нервность и напряжение;

     
хроническое переживание;

     
неспособность к отдыху;

     
чрезмерное употребление алкоголя или курение;

     
проблемы со сном;

     
чувство неспособности справится с чем-либо;

     
эмоциональная неустойчивость;

     
проблемы со здоровьем;

     
впечатлительность и лёгкая ранимость.

Причины стресса

Существуют различные теории
относительно причин стресса. Основной причиной
стресса
являются перемены, нарушающие баланс, который мы поддерживаем в
своём окружении.

Стресс может быть как
организационными факторами, так и событиями
личной
жизни.

Методы борьбы со стрессом

Как психологическое явление
стресс поддаётся управляющим воздействиям. Большинство стрессов в жизни
человека инициируется им самим. Древний
философ Эпиктет
говорил, что «людей расстраивают не события, а то, как они на
них смотрят».

Одним из средств избежать стресса является уход
от стрессовой ситуации
.
Это достигается путём
отдыха — активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса, поэтому
рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание и др. —
противострессовые мероприятия.

Выход из стрессового состояния у одних людей происходит быстрее, у
других медленнее. Индивидуальные опросы
выявили психологические методы, применяемые мужчинами и женщинами (или их
модели поведения) в стрессовых
ситуациях,
после допущенных ими ошибок, «разноса» начальника: «Иду и делюсь с теми, кому я
доверяю», «Ищу пути исправления ошибок», «успокаиваюсь только
с коллегами», «Прихожу и делаю 10-12 приседаний»,
«У меня философский
подход к жизни:
всё проходит. Трезво оцениваю ситуацию. Мне становится легче,
если ещё и всплакну», «Прихожу домой, включаю
музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи», «Иду в парикмахерскую или покупаю
сама себе цветы».

Чтобы управлять другими и
при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса,
необходимо:

1)  оценивать
способности, потребности и склонности Ваших работников и
попытаться
выбрать для них соответствующий объём и тип работы;

2)          
разрешать работникам отказываться от
выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные
основания. Если нужно, чтобы они
выполнили именно это
задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

3)          
четко описывать конкретные зоны полномочий,
ответственности и
производственных ожиданий, использовать
двустороннюю
коммуникацию;

4)          
использовать стиль лидерства,
соответствующий требованиям данной
ситуации;

5)          
обеспечивать надлежащее вознаграждение за
эффективную работу;

6)          
выступать в роли наставника по отношению к
подчинённым, развивать
их способности и обсуждать с ними
сложные вопросы.

Вопросы для самопроверки.

1.    
Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

2.                                             
Определите возможные последствия
функционального конфликта.

3.                                              
Выявите роль дисфункциональных конфликтов

4.                                             
Какие типы конфликтов вам известны? Дайте их
характеристику. Вспомните
один или несколько типов
конфликтов из Вашей жизни.

5.                                              
Назовите и поясните основные причины
конфликтов.

6.                                             
Опишите пять основных стилей отношений между
людьми, используемые
для разрешения конфликта.

7.                                              
Назовите и поясните четыре фазы развития
конфликта.

8.                                              
Как вы понимаете стресс? Какова его
сущность?

9.                     
Какие существуют методы снятия стресса?                    

10.                 
Назовите причины стресса.

Литература

1. 
Драчева Е.Л., Л.И. Юликов, Менеджмент, М.,
2011г., стр. 236-256

2.            
Кабушкин Н.И., Основы менеджмента, Минск, 2015г.,
стр. 275-295

  • Авторы
  • Файлы

Отечественная социология организаций рассматривает организационные отношения как проявление более широких общественных отношений, прямо связывая построение и функционирование организаций со спецификой социального строя, конкретных проблем и задач общественного развития. Отечественные социологи разрабатывают проблематику социологии организаций с середины 60-х годов. В центре их внимания — оптимизация соотношения формальной и неформальной структур, совершенствование стиля руководства, повышение управляемости организаций и т.д. .

В зарубежной научной литературе существует понятие «теория организации», которая выросла, в свою очередь, из социологического анализа бюрократии, следствием которого было признание существования множества разнообразных организационных форм и менеджерских структур .

Понятие «организация» имеет французское (organization), а до этого — позднелатинское (organizo) происхождение.

Буквально это означает: «сообщаю стройный вид», «устраиваю». Организация -понятие качественное. «Организация — это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого» .

Организация — это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени.

Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины подводят нас к выводу о том, что если организация есть комплекс противоречий, то она содержит в себе потенциал напряженности и она (организация) конфликтна по природе своей.

Подчеркнем, что в контексте нашего понимания категория социальной организации равнозначна целевой группе, то есть объединению людей, созданному для реализации определенных целей организованным образом. Организация характеризует, в первую очередь — форму социальной связи между людьми, сплачивающую их в некоторую социальную общность, обеспечивающую функционирование этой общности упорядоченным образом. Любые объединения людей есть организации, в том числе — институты государственного, регионального и местного управления.

В своих тезисах автор исходит из того, что развитие любого общества, любой социальной общности, группы или организации, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации соткана из противоречий.

На этом фоне противоречия перерастают в противоборство между людьми в организации, занимающими различные позиции, имеющими различные интересы, преследующими различные цели. Каждая из противоборствующих сторон стремится реализовать свои потребности, интересы и цели.

Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Данное явление (конфликт) применительно к латинскому слову «conflictus» состоит из приставки «con», означающей: «с», «вместе с кем-либо», «против кого-либо», «одновременно», а также глагола «flictus» («fligo»), который означает: «удалять», «толкать», «сталкивать». Таким образом, интегрирование в одном слове этих лингвистических элементов, дает основание переводить и трактовать его как столкновение, спор, борьбу, противостояние1. Такова общепринятая трактовка понятия «конфликт».

Применительно к организационным конфликтам, необходимо, считает А.И.Пригожин, выделить следующие три составляющие.

Во-первых, общий предмет. Во-вторых, активные действия (агрессивного или защитного порядка) заинтересованных сторон одна против другой: аргументы в свою пользу, стремление нанести ущерб противнику, привлечь на свою сторону третью силу и т.д. В-третьих, эмоциональное возбуждение всегда сопровождает конфликт (гнев, обида, ненависть, раздражение, страх и т.п.). Только совокупность всех трех составляющих — предметной, деятельностной и эмоциональной — образует конфликт2. Без какой-то одной из этих составляющих конфликты если и возникают, то не составляют для организации серьезной проблемы.

Итак, под организационным конфликтом обычно имеют в виду не всякий конфликт, происходящий в рамках организации, а такой, который вызван какими-либо специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.

Современная точка зрения на сущность организационного конфликта заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже желательны и необходимы. «Это объясняется, считают А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова, парадоксальностью самой организации. С одной стороны, она должна быть инструментальной по своей структуре. С другой стороны, не все средства функционирования организации четко определены, и далеко не все стороны ее функционирования формализованы»3.

Среди конкретных причин организационных конфликтов обычно выделяют следующие:

1. Неточность правил, регламентов как таковых, так как они разрабатываются людьми. Вносимый в регламенты субъективизм и ошибки способствуют их неполноте, снижают эффективность работы организации и размывают ее структуру. Например, распределение функциональных обязанностей может быть несоразмерным.

2. Расхождение, различие или пересечение интересов членов организации. Объективно могут расходиться цели и интересы работников и разных подразделений в организациях. Например, работники одного отдела организации рассчитывают на вознаграждение за разработку перспективного проекта; в то же время и работники другого отдела организации также предполагают получить значимое вознаграждение, если в производство примут их проект. Столкновение различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии — и к конфликту.

3. Различие в ценностных ориентациях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации.

Так, одни работники считают ценностью интересную и содержательную работу, а другие ориентированы только на получение вознаграждения любым способом. Очевидно, что различие в ценностных ориентациях в ходе совместной деятельности может привести к конфликту.

4. Различные формы экономического и социального неравенства.

Следует сказать, что само неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания, престижа и т.д.) между отдельными членами организации, группами и подразделениями служит лишь основанием для возникновения конфликта. Самым важным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует считать осознание членами организации несправедливости распределения вознаграждения и сложившихся социальных отношений (прежде всего отношений власти — подчинения).

5. Неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными единицами организации, т.е. тем местом или статусом, которые работники или социальные группы занимают в структуре организации. Этот тип причин вызывает структурные конфликты.

Группа причин, носящих субъективный характер:

а) нечеткое распределение прав и обязанностей членов организации;

б) неправильные действия одного или нескольких членов организации, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей цели;

в) ситуационная несовместимость двух или большего числа членов организации, проявляющаяся в несоответствии поступков одного члена организации ожиданиям, ценностным установкам, жизненным правилам другого (других);

г) расхождение во мнениях, оценках, суждениях тех или иных членов группы;

д) личная неприязнь одного члена организации к другому (другим), мешающая их сотрудничеству и достижению общей цели;

е) зависть одного или нескольких членов группы к успехам, престижу, авторитету другого, более преуспевающего в каком-либо отношении члена той же организации;

ж) психологическая несовместимость двух или нескольких членов данной организации.

Ни одна организация не существует в вакууме.

Возникновение конфликта в организации зависит не только от ее собственных целей и политики, но и «от организационной среды — совокупности факторов вне организации, влияющих на ее деятельность». К ним, по мнению Дж. Масиониса, относятся технологические, экономические и политические тенденции, наличествующая сила и другие организации1.

Современный облик организаций сформирован технологией, которая связана с компьютерами, телефонными системами и копировальными аппаратами. Это обеспечивает больший доступ к информации и к людям, о чем и не мыслили в прошлом. Одновременно компьютерные технологии позволяют менеджерам вести пристальный мониторинг за деятельностью работников той или иной организации.

На организации влияют экономические и политические тенденции.

Повсюду сказываются периоды экономического роста и спада1.

Помимо сказанного, на организации влияют и демографические характеристики, такие как размеры и состав населения.

В организации можно выделить четыре типа конфликтов:

а) межгрупповые; б) конфликты между личностью и группой; в) межличностные конфликты и г) внутриличностные конфликты.

В первом случае конфликтанты определенным образом организованы и действуют преимущественно в рамках предписанных правил.

Естественно, что подобные конфликты не исчерпывают всего многообразия межгрупповых столкновений в организации. Очень часто в организации возникают соперничающие группы. «Предметом их спора, считают А.Г.Большаков и М.Ю.Несмелова, может быть влияние на руководство и процесс принятия решений»2.

Второй тип конфликта затрагивает отдельного работника и социальную группу. Такой конфликт начинается с негативныхотношений между отдельными личностями, а группа представляет одну из сторон в конфликтном взаимодействии. Это тот случай, когда возможен конфликт между отдельным членом организации и социальной группой, если он занимает позицию, отличающуюся по ряду параметров от позиции группы, т.е. других членов организации.

Третий тип, межличностный конфликт, может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя, когда необходимо обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры, присущие данной организации. Межличностный конфликт — самый распространенный в организациях, поскольку в любой организации существуют конфликтные личности, которые постоянно пытаются создавать экстремальные ситуации, тогда как в обычных условиях они проигрывают коллегам по своим деловым качествам.

Внутриличностные конфликты, как и другие типы проявляются также в различных формах. Наиболее распространенным является ролевой конфликт. Его основу составляют трудности выполнения членом организации своей роли, несоответствие ожиданиям, предъявляемым к члену организации, занимающему определенный статус в организации.

Инициатором конфликта может быть как рядовой исполнитель, у которого работа вызывает раздражение, так и руководитель, который не может или не хочет соответствовать ролевым требованиям.

В конечном счете, все конфликты в организации сводятся к двум видам: вертикальным и горизонтальным. Горизонтальные конфликты возникают тогда, когда сотрудники не находятся в подчинении друг друга. Вертикальные конфликты преобладают в организациях (согласно исследованиям — до 70 -80 %). В данных конфликтах участники находятся в отношении власти — подчинения.

Итак, теория конфликта традиционно считает универсальным источником конфликта несовместимость претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. Следовательно, конфликт, в том числе и организационный, вечен, потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой потребности всех были бы полностью удовлетворены.


Библиографическая ссылка

Хисматуллина З.Н. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3.
– С. 108-110;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5908 (дата обращения: 23.04.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководством по использованию ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха
  • Масло туи в нос инструкция по применению взрослым отзывы
  • Мануал для suzuki sx4
  • Как подарить квартиру родственнику без уплаты налогов пошаговая инструкция
  • Требования к водителю руководства