Думаете, правила деловой переписки распространяются только на общение с коллегами? Нет, электронные письма преподавателю тоже должны быть составлены грамотно и с учётом делового этикета. Особенно это касается посланий научному руководителю, который курирует вашу курсовую или диплом. В сегодняшней статье мы расскажем, как написать письмо научному руководителю, и приведём образец.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше крутых лайфхаков мы собрали в информационном телеграм-канале. А бонусы и акции всегда можно найти в специальной группе.
Как писать письмо научному руководителю: 7 советов
Дадим несколько рекомендаций, которые помогут составить лаконичное и ёмкое письмо:
- Заведите почтовый адрес, в котором вместо ника или набора букв будут ваши фамилия и имя. Получать письмо гораздо удобнее, если ты сразу понимаешь, от кого оно. Не заставляйте преподавателя догадываться, кто скрывается за адресом sexycat2003@mail.ru.
- Указывайте тему письма. Так его будет проще найти и меньше шансов, что послание отправят в спам.
- Обращайтесь к педагогу по имени-отчеству. Согласно правилам делового этикета письма без приветствия недопустимы.
- Выражайте мысли чётко и лаконично, не нужно писать то, что напрямую не относится к предмету обсуждения. Если у вас есть вопросы, их лучше изложить в конце послания.
- Не забывайте о концовке, не обрывайте письмо. В завершении можно поблагодарить за уделённое время и пожелать хорошего дня.
- Настройте автоматическую подпись, где укажите ваше имя, фамилию и телефон. Это поможет, если преподавателю нужно будет срочно с вами связаться.
- Старайтесь отправлять письма в рабочее время. Если у педагога настроены уведомления на мобильном, вряд ли он обрадуется слишком позднему или чересчур раннему оповещению.
Перед отправкой ещё раз перечитайте письмо, чтобы не допустить ошибок в словах и знаках препинания: никто не любит читать безграмотные послания.
Другие особенности переписки с научным руководителем будут зависеть от вида письма.
Письма научному руководителю: виды и образцы
Расскажем, как писать разные письма научному руководителю от студента.
Как попросить стать научным руководителем в письме
Один из самых частых вопросов — как написать письмо желаемому научному руководителю. Если ваша ключевая задача — договориться с выбранным преподавателем о научном руководстве, главное — дать ему всю важную информацию о вас. В письме-запросе нужно указать:
- свои данные (имя, фамилию, группу);
- предмет, по которому вы готовите курсовую (если этот педагог его не ведёт);
- свои научные интересы (тематика, которая вас привлекает);
- достижения (выступления на конференциях ,научные публикации и пр.).
Вот пример такого письма.
Здравствуйте, уважаемый Виктор Альбертович! Я — студент группы ЛЖ-41 Владислав Котов. В этом семестре мы должны подготовить курсовую по предмету «Журналистское расследование» и я бы хотел писать эту работу под Вашим руководством.
Я знаю, что Вы специализируетесь на политических расследованиях, меня тоже привлекает эта тематика. В прошлом году я выступал на конференции молодых учёных на тему с докладом на тему «Функции социальных сетей в журналистских расследованиях», тезисы были опубликованы в сборнике. Прикрепляю этот материал, чтобы Вы могли составить представление о моём уровне подготовки.
Буду ждать Вашего ответа.
Первое письмо научному руководителю
Если вы уже договорились, кто будет вашим руководителем, то первое письмо будет посвящёно обсуждению темы курсовой или диплома. Основное внимание в таком послании надо уделить тому, какая проблематика интересует вас и почему. Например:
Здравствуйте, уважаемая Мария Евгеньевна! Я рада, что Вы согласились стать моим дипломным руководителем и хотела бы обсудить с Вами тему работы.
Я знаю, что Вы подготовили несколько статей и пособий, посвящённых развитию лидерских качеств студентов и хотела бы выбрать тему, также связанную с феноменом лидерства. Меня привлекает изучение политического лидерства, последняя курсовая была посвящена исследованию лидерских качеств президента США Дональда Трампа (прикрепила документ во вложении). Для диплома я бы хотела расширить эту тему и сравнить политическое лидерство в США и России. Как вы считаете, такая тема работы будет перспективной?
Спасибо за уделённое время, жду Вашего ответа.
Этот пример письма научному руководителю можно скачать по ссылке.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как написать научному руководителю письмо про курсовую или диплом
После согласования темы переписка обычно посвящена текущим вопросам: руководитель рекомендует студенту источники, даёт советы по проведению практической части исследования, а студент присылает ему на проверку готовые разделы работы.
Пример:
Добрый день, Илья Викторович! Присылаю Вам на проверку следующий раздел диплома. Проверьте, пожалуйста, достаточно ли в тексте примеров или нужно добавить ещё?
Заранее спасибо, жду Ваших комментариев.
Благодарственное письмо научному руководителю
После того, как студент успешно защитил курсовую или диплом, можно отправить научному руководителю письмо-благодарность. Оно может выглядеть следующим образом:
Уважаемая Александра Витальевна!
Хочу поблагодарить Вас как научного руководителя за помощь и поддержку в процессе подготовки работы. Без Ваших советов и корректировок работа бы не получила такую оценку, а я не смогла бы так хорошо разобраться в теме. Спасибо Вам за помощь и новые знания!
Скачать шаблон можно по ссылке.
Рекомендательное письмо от научного руководителя студенту
Бывают ситуации, когда студенту нужно получить от научного руководителя рекомендации. Это актуально для первого трудоустройства, кода учащийся или выпускник ещё не имеет опыта работы. Приведём образец и такого письма:
За время работы над дипломным проектом под моим научным руководством студент Роман Иванович Шатров зарекомендовал себя как ответственный, вдумчивый и организованный учащийся. Он сам предложил актуальную тему исследования, провёл качественную работу с источниками, организовал, провёл и обработал результаты интересного педагогического эксперимента, посвящённого популяризации среди школьников здорового образа жизни.
В ходе написания дипломной работы Роман также подготовил и опубликовал 2 научные статьи по теме исследования, которые представил на студенческих конференциях. Уверен, что Роман покажет себя с лучшей стороны и в дальнейшем, и станет ценным сотрудником в вашей организации.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Надеемся, наши образцы писем научному руководителю помогут вам составить собственные. А если возникли другие проблемы с учёбой, обращайтесь к экспертам студенческого сервиса: они не оставят вас без поддержки.
Правильно выстроенная работа с научным руководителем часто является залогом успеха вашей курсовой или дипломной работы. Давайте поговорим о том, как, несмотря на разные стили общения преподавателей, грамотно обратиться и получить помощь в написании научной работы.
Каждый студент в какой-то момент обучения пишет научную работу, иногда это может быть сложно, если процесс подготовки требует изучения бесчисленных учебников, пособий и руководств. Однако даже при взаимодействии с научником, который направляет студента в ходе его исследований, написать качественную работу может быть непросто. Данная статья направлена на решение этой проблемы и раскрытие ключевых вопросов, связанных с руководителями научных работ и их правильным выбором.
Каковы обязанности руководителя? Зачем вообще он нужен и какие его основные функции? Согласно университетским правилам, руководитель должен:
• Проконсультировать студента;
• Оказать помощь в выборе метода исследования научной работы;
• Предоставить консультации по процессу и содержанию работы;
• Оценить качество предоставленного материала работы, и написать по итогу выполнения отзыв о нем;
• Если студент опаздывает с дедлайном, руководитель должен сообщить ему об этом.
Когда следует начинать думать о выборе научного руководителя и темы работы?
Есть два основных фактора, с которых следует начать: во-первых, на некоторых факультетах студентов гораздо больше, чем научных руководителей, и выбор темы очень важен и должен быть продуман к середине года. Если на вашем факультете нет такого, вам следует решить, есть ли особые требования у руководителя к материалу и теме, которую вы хотите выбрать. Потому что возможно, что ваши исследовательские интересы не совпадают при выборе темы, и работать вместе будет некомфортно.
Во-вторых, необходимо выяснить, достаточно ли популярен предлагаемый вам научрук среди студентов, и в зависимости от этого назначить дату встречи с ним. Популярных обычно «расхватывают» уже к концу сентября. Не пользующиеся столь высоким спросом научники вполне могут дать согласие даже за неделю до установленного на вашей образовательной программе срока дедлайна заявок. В любом случае, стоит побеспокоиться по этому поводу до первой половины октября, потому что потом какие-либо непредвиденные обстоятельства могут не позволить вам выбрать нужную тему и руководителя, что негативно скажется на вашей курсовой или дипломной работе.
Как выбрать руководителя?
Как вы помните, одним из критериев выбора руководителя является то, насколько хорошо вы знаете его и его предметную область. Если у вас нет такого кандидата на примете, вам следует рассмотреть исследовательские интересы преподавателей, которые ближе к теме вашего курсового проекта. Вы можете ознакомиться с исследовательскими интересами каждого из них на страницах их профилей (обычно их можно найти на официальном сайте университета, в котором вы учитесь).
Также имеется список статей научного, из которых вы можете получить более точное представление о его/ее области. Наконец, важным источником знаний для потенциального научрука является «сарафанное радио». — преподаватели или другие студенты старших курсов могут помочь в этом.
Иногда найти человека, который уже писал работу с вашим преподавателем, очень просто — вы можете найти информацию в электронном виде или в работах прошлых лет. Будут указаны имена студентов, темы учебных работ и имена кураторов групп. В процессе сбора и изучения отзывов необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с замечаниями научного: как часто, категорично ставят дедлайны и спрашивают о результате работы студента, важно понять насколько полезны рекомендации о литературе, удобно ли общаться с ним. Анализируя отзывы, определить, какой научный руководитель лучше всего отвечает вашему интересу, и перейти на финальный аккорд — договориться с ним о руководстве.
Как написать и в дальнейшем общаться со своим научным руководителем?
Письмо научному руководителю от студента должно быть написано в корректной форме. Конечно, если у вас есть заинтересованный в работе с вами преподаватель, логично обратиться к нему лично. В других случаях проще начать разговор, написав на контактный адрес электронной почты, указанный на сайте, или, если вы знаете, что учитель настроен позитивно для такого рода коммуникации, в социальной сети, указанной на сайте. Идеальное письмо от студента с предложением должно выглядеть следующим образом:
- Написано в вежливой и деловой манере;
- Важно предоставить первоначальный набросок темы;
- Краткое описание того, что именно вы планируете изучать в рамках указанной предметной области;
- Краткое объяснение того, почему вы обратились именно к нему;
- Задать вопрос о том, заинтересован ли ваш потенциальный руководитель в сотрудничестве с вами по этой теме. На этом этапе нет смысла предлагать место и время для первоначальной встречи, так как, возможно, руководитель откажет в сотрудничестве в целом.
Если вы получили отказ, переходите к следующим вариантам. Лучше иметь 2 или 3 из них одновременно. Может случиться и так, что ваш учитель скажет вам, что он поставил вас в «лист ожидания», и решение будет принято немного позже. Обычно это происходит из-за загруженности на кафедре. В этом случае следует напоминать о себе чаще, но в разумных пределах, и в то же время искать другие возможные варианты у других преподавателей, чтобы не остаться без выбора в последний момент.
Если ваш руководитель ответил положительно и согласен работать с вами, вам следует договориться о встрече в удобное для вас обоих время. К моменту встречи вы должны детально проработать запланированную тему и попытаться сформулировать вопросы, цели и задачи исследования, чтобы ваша первая беседа с научным руководителем была плодотворной. В дальнейшем методы общения обычно остаются прежними: незначительные консультации проводятся по почте и в социальных сетях, а наиболее важные вопросы решаются при личной встрече.
Какие могут быть сроки сдачи работы?
На некоторых учебных программах установлены жесткие сроки сдачи работ и подготовки материала: например, сдача введения и составление списка литературы. А вообще все зависит от человека: научрук может находиться в постоянном контакте, и устанавливать строгие временные рамки, или оставаться в пассивном режиме до весны, практически не интересуясь успехами студента. Такие варианты также возможны. Поэтому не злоупотребляйте доверием слишком сильно. Работайте усердно, задавайте вопросы, консультируйтесь, занимайтесь сбором информации и написанием материала.
«Подгоняющий» научный руководитель гораздо лучше того, кто совершенно пассивно относится к вашей работе, поэтому стоит обратить на это внимание, а также показать свою заинтересованность в выполнении материала на должном уровне.
Курсовые и дипломные работы бывают разных видов и степени сложности, но помощь вашего научного руководителя будет очень ценной, если вы все сделаете вовремя и не упустите сроки. В конечном итоге это хорошо отразится на оценке вашей работы, а также на мнении самого руководителя о вашем материале. Взаимодействие с руководителем может быть различным. В этой статье мы просто дали вам несколько практических рекомендаций, которые вы можете применить на практике, если захотите.
«Не бойтесь пробовать себя в научной деятельности». Гайд в формате интервью о том, как найти научного руководителя и выстроить плодотворное сотрудничество
-
08.11.2022
Студентка ИОН РАНХиГС Алина Cкворцова и её научный руководитель Александр Воротников стали лауреатами конкурса на лучшую научную статью в журнале «Вестник Российского университета кооперации». Это не первая их совместная работа: преподаватель и студентка сотрудничают уже два года.
Мы пообщались с Алиной и Александром Михайловичем и выяснили, как влиться в научную деятельность и получить от этого пользу.
Расскажи, с чего начался твой интерес к научной деятельности?
Алина: К сожалению, полноценно заниматься научной деятельностью я начала только в университете. Можно сказать, что на первых двух курсах я набиралась опыта в написании текстов, так как нам задавали достаточно много письменных работ, а с 3 курса уже начала заниматься научной деятельностью целенаправленно. Одну из дисциплин у моей группы вёл Александр Михайлович. Он и предложил попробовать доработать и опубликовать одну из работ. Так и началось наше сотрудничество.
Александр Михайлович, можете ли вы вспомнить вашу первую работу с Алиной? Почему из всех студентов вы решили предложить написание работы именно ей?
Александр Воротников: Алина Скворцова учится у меня с 3 курса. Я обратил внимание на то, как она работает на семинарах и как написала экзаменационную работу. Она хорошо анализирует тему, видит проблемы. У нее хороший слог, и явно виден интерес к анализу ситуации, студентка умеет делать выводы на основе собранных данных.
Какие темы вы освещаете в своих работах? Почему они кажутся вам важными?
Алина: В работах мы освещаем темы ESG-трансформации, городского и регионального развития, развития Арктической зоны РФ, зеленого туризма, а также взаимодействия государства и бизнеса. Эти темы, по моему мнению, исключительно важны для прогрессивного развития государства. На сегодняшний день опубликовано три наши совместные работы. Еще три работы также будут опубликованы в ближайшее время. Мы публикуемся в таких изданиях, как «Вестник Российского университета кооперации», «Арктика 2035» и «Ежегодник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук».
Расскажи о работе, благодаря которой вы стали лауреатами международного конкурса на лучшую научную статью для журнала «Вестник Российского университета кооперации».
Алина: В этой работе мы постарались привлечь внимание к необходимости внедрения ESG-индекса городов, который будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций для развития города. Для этого и были проанализированы ESG-факторы Липецка. Идея о написании этой работы пришла спонтанно. Александр Михайлович отправил мне информацию о конференции по урбанизации в Липецке. Я посмотрела темы, представленные к обсуждению, и поняла, что над развитием Липецка очень много работают. Поэтому стало интересно проанализировать именно этот город, его устройство и управление.
Что такое ESG-факторы? Почему их оценка важна для определения устойчивости развития города?
Алина: ESG-факторы города — это такие сферы управления, анализируя показатели по индексам которых, в динамике можно определить тенденции в его развитии, определить слабые и сильные стороны. В работе рассмотрены 3 сферы трансформации: s-social — социальное управление; e-ecological — экологическое управление; g-government — управление городом органами власти. Эти направления используются достаточно давно и успешно для устойчивого развития и ESG-трансформации компаний. Именно поэтому уместно перенести подобную методику и на города.
Вы рассматривали государственно-частное партнёрство и две его формы реализации: концессия и контракт жизненного цикла. Чем они отличаются, и какая из этих форм на твой взгляд более подходит г. Липецк, где проходила научная конференция?
Алина: Контракты жизненного цикла могут применяться как для коммерческих, так и некоммерческих проектов. Так как в отличие от концессионных соглашений, возвращение средств за реализацию проекта не зависит от спроса на пользование, например, реализованным объектом. Более того, при КЖЦ исполнитель полностью сам реализует проект от начала до конца и только потом передает его уже государственному партнеру. Поэтому этот вид государственно-частного партнёрства взаимовыгоден для частной и государственной сторон. Проблема же в Липецке заключается в низкой частоте использования механизмов ГЧП в целом. Я думаю, что контракты жизненного цикла могут привлечь больше частных партнеров, однако, обе из этих форм ГЧП подходят для Липецка.
Александр Воротников: В настоящее время, роль контрактных взаимоотношений между государством и бизнесом будет только возрастать, число проектов увеличится. Примером тут является Москва, но уже и другие регионы подтягиваются. Это и Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия), да уже и в Архангельской области появились два концессионных проекта.
Давайте поговорим о том, как строится работа над научной статьёй: есть ли какой-то определённый алгоритм?
Алина: Как правило, сначала мы с Александром Михайловичем формулируем тему, которая будет интересна для проработки нам обоим. Затем я подбираю различные источники и литературу, составляю план работы, пишу саму работу и в самом конце занимаюсь её оформлением. Далее я отправляю результат Александру Михайловичу на согласование, он вносит правки и отправляет мне текст на редактирование и доработку.
Александр Михайлович, расскажите, пожалуйста, как этот процесс выглядит вашей стороны?
Александр Воротников: Схема работы Алиной изложена верно. Алина достаточно самостоятельна и активна. Иногда я ей предлагаю тему, а иногда расширяю, предложенную Алиной, используя свой опыт и знания, или указываю новые источники литературы.
Как строится твоя работа с источниками: где ты ищешь информацию, согласовываешь ли со своим научным руководителем?
Алина: Да, подборка источников обязательно согласуется с научным руководителем. Александр Михайлович часто отмечает, какие из них можно использовать, а от каких лучше отказаться. На работу с источниками обычно уходит неделя. Если же говорить об электронных ресурсах, которые я использую для написания работ, то это обычно Cyberleninka, eLIBRARY, Google Академия, Urait, Гарант и КонсультантПлюс.
Насколько точна Алина в подборе источников?
Александр Михайлович: Список Алины достаточно полон. Правда, я обязательно требую поиск иностранной научной литературы, ее анализ. Необходимо знать зарубежный опыт в исследуемой сфере.
Собираешься ли ты продолжать научную работу после выпуска? В каком направлении тебе хотелось бы развиваться?
Алина: Да, конечно, собираюсь продолжить заниматься научной деятельностью. После выпуска я планирую поступать в магистратуру, а в дальнейшем и в аспирантуру, что поможет мне совершенствоваться в научной деятельности. Помимо развития Арктической зоны РФ, я бы также хотела попробовать себя в направлении развития Дальнего Востока, а также в сфере законотворчества.
Хотели бы вы продолжить сотрудничество с Алиной после её выпуска? В каких сферах вы бы продолжили сотрудничество?
Александр Воротников: Это будет только от Алины, я, конечно, только «за». Прецеденты были: многие ребята которые у меня учились, теперь в магистратуре, в том числе в других вузах. Но статьи пишем по-прежнему.
Дай напутствие студентам, которые хотят развиваться в научной деятельности.
Алина: Не бойтесь пробовать себя в научной деятельности. Никогда не поздно начать этим заниматься, иногда нужно просто больше практиковаться. Для начала определите интересующую вас сферу для написания работы, а затем обратитесь за помощью к соответствующим преподавателям, чья специализация близка к вашей теме. Никогда не бойтесь обращаться за помощью, ведь если ваш преподаватель не сможет помочь, он обязательно подскажет, к кому вы можете обратиться по этому вопросу.
Студенты с какими сферами интересов могут обратиться к вам за научным руководством?
Александр Михайлович: Мои научные интересы достаточно разнообразны. Среди них развитие Арктики, экология, туризм, особо охраняемые природные территории, климатические изменения, взаимодействие государства и бизнеса, управление развитием территорий, национальные проекты и т.д. А что бы быть компетентным, надо много знать, а следовательно читать литературу по теме, посещать профильные конференции и семинары. И общаться со своими преподавателями, а они у нас на кафедре, и в Академии, очень компетентны, с большим опытом практической и научной работы.
Другой взгляд: быть научным руководителем
Чтобы не запутаться в огромном количестве информации и написать научную работу, студенту необходим научный руководитель. Преподаватели рассказали, как они помогают в выборе темы, подбирают методику исследования и ищут способы мотивации студентов для работы.
Анна Сорокина
Факультет социальных наук, Институт прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, Москва
К выбору темы нужно подходить ответственно. Я ориентируюсь на самостоятельно обдуманные студентом идеи, а не предлагаю выбрать готовую. Если студент увлекается модой, я советую найти такую тему, которая будет эту область захватывать. Самые интереснее решения, на мой взгляд, получаются на стыке специальностей.
Курсовая может дать возможность для путешествий, расскажет о вас работодателю — всегда думайте о том, кому вы можете свою работу продать. Я называю это «академическим туризмом». Студентки с программы востоковедения, у которых я была руководителем, выступали в прошлом году на международной конференции в Гонконге с научной работой. Они были самыми юными участниками. Среди коллег встречались люди с PhD, которые к ним потом подходили и спрашивали, как они смогли на третьем курсе проделать такую серьезную работу.
Из года в год я предлагаю студентам стратегию из двух шагов: найти своего научного руководителя и свою тему. Хорошее сотрудничество я сравниваю с удачным браком. Гораздо приятнее, когда получается семейно-научная жизнь, а не гостевое супружество. Научрук — это тот, кто сопровождает тебя и приводит к профессии. Разобраться с темой я обычно советую так: представьте себя на пляже — море, солнышко, коктейль, фруктики и… ваша курсовая. Если даже во время отдыха вы думаете о своей теме, а не мемы листаете — оно.
Мой традиционно не самый любимый месяц — май. Внезапно появляются особые фигуры, «подснежники», которые никак в течение года себя не проявляли. Как правило, они присылают свою работу за день до загрузки в LMS, с кучей извинительных смайликов. А ты сделать уже ничего не можешь, разве что только прочитать.
Научный руководитель — тоже человек. Не стоит питать иллюзий, что он с нетерпением ждет твою работу, чтобы погрузиться в свое кресло-качалку и приступить к любимому чтиву
Иногда приходится тратить на вычитку целый день. По нормативным документам, преподаватель уделяет одной курсовой работе семь часов в год — это же нонсенс. При лучшем раскладе необходимо встречаться со студентом раз в неделю, чтобы давать и проверять задания, три таких встречи — и годовой план выполнен.
Забавных моментов в работе над курсовой немного, но они случаются. В этом году столкнулась с довольно забавной просьбой стать научным руководителем: «Я чувствую себя запутавшимся паровозиком, помогите мне, пожалуйста, встать на верный путь». Или был такой случай: у меня писали дипломы близняшки. Причем по очень схожим темам работали. Волей случая, их еще и на одну комиссию поставили. Мне тогда пришлось просить учебную часть развести их по разным, чтобы у членов комиссии не было дежавю.
Случаи, когда приходилось отказываться от руководства, тоже встречались в практике. Порой хватает и первого письма от студента с содержанием в духе: «Знаете, мне все отказали, возьмите меня, пожалуйста». Иногда не сходились со студентом эмоционально. Для меня очень важно видеть воодушевленность и воспринимать студента как союзника, а не наблюдать потухшие глаза и слышать вопрос о том, что ему делать. За месяц до заключения нашего сотрудничества я даю задание, чтобы проверить все навыки, умения и качества студента. Часть из них, конечно, расстаются со мной на этом этапе.
Писать научную работу самому сложнее, чем быть научным руководителем. Когда пишешь один, то хочется отложить что-то в дальний ящик и передвинуть дедлайн. Поэтому руководителем быть проще. На тебе лежит ответственность за работу студента, которая мотивирует к проверке и редактированию. Возможно, результат может зависеть даже от того, какую литературу ты посоветуешь в начале и в какое русло направишь — тут сильно расслабляться нельзя.
Есть ряд сложностей и в работе научного руководителя. Когда у тебя несколько студенческих работ, нужно максимально вникнуть в каждую из них, что не так просто. Это студенту легко — у него есть одна своя работа, а научному руководителю нужно постоянно переключаться с одной на другую. Каждому студенту еще нужно объяснить структуру, оформление и другие тонкости. У преподавателей на этот счет есть свой лайфхак: собирать всех на первой встрече и всем сразу объяснить, что такое теоретическая часть.
Три главных установки для научного руководителя: проверять, доверять, не предъявлять высоких требований к студенту. Во-первых, нужно понимать особенности поколения, которое привыкло работать от дедлайна до дедлайна, а мотивацию получать в виде лайков и других поощрений. Надо работу строить поэтапно, а проверки устраивать регулярно. Сделал — получил от преподавателя лайк. Во-вторых, нередко мои коллеги заблуждаются в том, что человек на 1-2 курсе не способен написать что-либо дельное и стоящее, хотя возраст ничего не решает. Или другая крайность: ждать от учащегося слишком многого и укорять за то, что он пока не знает, как пользоваться электронными ресурсами Вышки. Нужно строить дружеские отношения со студентом, а не смотреть на него свысока. Многие бывшие студенты, с которыми у нас сложилось сотрудничество, в дальнейшем становятся моими коллегами. Разве это не показатель действительно успешной совместной работы?
Ксения Деменева
Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ, Нижний Новгород
В выборе темы для меня принципиально важной является свобода воли студента. Только он может решать, чем ему заниматься.
Наука — это то, что делается по любви, здесь нет места насилию
Поэтому сначала я прощупываю круг читательских интересов и с этим знанием двигаюсь в сторону научной проблематики. Часть острых и интересных проблем не имеют непосредственного отношения к литературоведению, но почему бы их не рассмотреть, если они позволят студенту шагнуть вперед?
Корректировать темы приходится почти всегда, поскольку умение ставить проблемные вопросы очень слабо развивается в школе. Нас приучают решать проблемы, а не искать их. Пару раз я отказалась брать курсовые по авторам, чье творчество мне неинтересно. Бывает и так: человек хочет писать у меня, но я знаю, что с этой темой ему лучше обратиться к кому-то из моих коллег. Одно дело — личная совместимость, другое — профессиональная экспертиза. Думаю, второе в конечном итоге важнее.
Забавно, пожалуй, то, что есть студенты, в которых я узнаю себя. Когда-то у меня были проекты, в которые я свято верила — от них камня на камне не осталось. И когда студент приходит и говорит: «Хочу заниматься автором X», автором, который привлекал и меня в студенческие годы, я разрываюсь между желанием не дать ему потратить зря время и уважением к свободной воле. Мне-то никто палки в колеса не вставлял. Так, смотрели с немым укором и говорили: «Бог с тобой, изучай, что хочешь!»
Корректировать, конечно, нужно не только темы, но и текст самой курсовой. Это очень сложно сделать, когда студент присылает работу очень поздно. Обычно курсовые начинают сыпаться, как горох из мешка, за несколько дней до дедлайна, поэтому приходится их читать non-stop: в транспорте, на перемене между парами, кормя детей и кошку, лежа в постели со слипающимися уже глазами. Если курсовая занимательная, хорошо написана, могу прочитать сразу всю, но обычно надо заниматься редактированием. Это отвлекает от смысла и катастрофически замедляет чтение. Но не бывает дельных мыслей без хорошей формы их выражения. Однако, каждая ошибка — яркая индивидуальность!
Если бы не поджимающие нас сроки, я бы любовалась ошибками – в них человек проявляет себя гораздо полнее, чем в гладком и ровном тексте
Ошибка — это вызов, точка роста. Сколько прекрасных вещей в мире выросло из ошибок и ляпов! Ведь лучше они, чем совсем ничего. Бывало так, что пропадал контакт со студентом. Как только одна из сторон замолкает, продолжать процесс становится затруднительно. Но, поскольку студент больше заинтересован в защите курсовой, чем кто бы то ни было, в конечном итоге все ситуации, даже конфликтные, решаются.
Работать над исследованием самому, безусловно, труднее. Собственная научная деятельность требует колоссальных затрат: временных, интеллектуальных, волевых. А прочитать курсовую и подсказать интересные сюжеты не так уж и сложно. Есть вообще самовозные студенты: сам тему нашел, сам проблему поставил, сам все грамотно написал и блестяще защитился. Таким главное не мешать. А вот что действительно трудно — это читать по 10 курсовых впритык к дедлайну. Очень трудно. Вот тут хочется взять кнут и пряник, и… начать подпихивать студентов пряником в сторону светлого будущего.
В советах для продуктивной научной деятельности и успешных результатов буду предельно краткой и ясной: не заваливать дедлайны, слушать собеседника, не плодить сущности без необходимости.
Кирилл Мартынов
Факультет гуманитарных наук, Школа философии НИУ ВШЭ, Москва
Страдания научного руководителя начинаются с того, что он, конечно, должен предложить какую-то разумную процедуру выбора темы. Хороший сценарий для начала научной работы — формат переговоров. Интерфейс этого взаимодействия должен быть дружелюбным. Были случаи, когда встречался в баре со студентами, у которых были экзотические темы типа философии Маркиза де Сада. Но чаще, конечно, обсуждаем работу сидя в кафе. В этом есть своя изюминка: сидишь за столиком с чашкой кофе и распечатками студенческих записей и представляешь себя французским философом.
Однако, такой сценарий работает не у всех. Как правило, бывают две крайности: навязывать собственную тему или брать немного размытую и гигантскую идею студента. Первая крайность заключается в распределении своих тем между студентами: вы пишете эту курсовую, вы — вот эту. Я считаю, что такая установка совсем не удовлетворяет претензию нашего университета на свободу исследований. С другой стороны, некоторые студенты наоборот счастливы, что с них сняли ответственность. Хорошее оправдание в случае неудачи: это научник мне ее подсунул, я не виноват.
Вторая крайность: студент на 1 курсе приходит с гигантской темой, собирается сотворить что-то совершенно гениальное и новое, написать 12-томный труд по философии справедливости. В таком случае нет ощущения соразмерности времени, формата и задачи.Обычно со своими темами приходят уже хорошие, эрудированные студенты, с перспективой на отличный диплом. Но им не хватает академического опыта.
По сравнению с западными студентами, мы очень мало пишем. Там образование строится на установке постоянно генерировать оригинальные тексты. Когда мало навыков, появляются трудности и при структурировании. Как организовать текст? Что должно быть во введении? Как сделать так, чтобы название совпадало с содержанием работы? Перечень этих вопросов можно продолжать долго.
Чтобы работа получилась хорошей, должно быть интересно всем: и студенту, и преподавателю. Обычно предлагаю работать по темам, которые представляют собой какой-то общественный интерес. Например, сейчас очень актуальны исследования о видеоиграх. Размытости можно избежать, если изучать конкретные вещи, заниматься определенной разновидностью аргументов.
Для процесса работы над курсовой тоже есть два сценария. Самый распространенный: в сентябре вы встречаетесь со студентом, проводите переговоры. Он у вас из вежливости спрашивает список литературы, вы ему даете этот список, и после этого он исчезает. Вообще, у студента есть некая социальная иллюзия о том, что научрук думает о нем и его невыполненных дедлайнах и днем, и ночью. За день до часа Х студент присылает работу и пишет: «Это черновик. Напишите мне что-нибудь». И ты иногда даже успеваешь. Моя задача — объективно оценить, конечно, но не топить. Написать своеобразную апологию его курсовой: знаете, видно, что он пытался, дописать не смог, но старался, давайте ему поставим удовлетворительную оценку. 70% отзывов пишутся по этой схеме. Бывают и радикальные хулиганы, которые все в последний момент в LMS загружают. Когда вот так поступают, у меня просто нет другого выбора, как сидеть и читать. Иногда приходится ночью не спать.
Отказываться от руководства никогда не приходилось. У меня нет ощущения, что я владею монополией на истинное высказывание, поэтому всегда стараюсь идти навстречу студенту при каких-либо сложностях или спорах. Но обычно я передаю студентов, которые планируют на чем-то узко специализироваться, соответствующим их интересам коллегам для доведения до готовности на старших курсах. В таких ситуациях я чувствую себя фабрикой по первичной подготовке первокурсников-второкурсников к научной деятельности. Более серьезные и последовательные люди изучают вещи, которые взаимосвязаны: берут тему для первой курсовой работы, потом расширяют, усложняют контекст.
Я в целом рекомендую действовать по этой модели, но если вы не хотите два года работать по выбранной теме, то большой драмы в этом нет. Важно видеть какую-то преемственность между своими работами, однако экспериментировать тоже можно, и я часто это поощряю.
Я бы мог выделить три главных сложности, через которые проходят научный руководитель и студент. Во-первых, предмет изучения может стать неинтересным. Это необходимо исправить на первичном этапе. Вторая проблема: студент почему-то решает, что по его теме никто ничего не писал и начинает изобретать велосипед. У меня есть очень простой совет: найдите пять работ примерно вашего уровня, посмотрите структуру и оформление. Тактика простая: скачать все работы с ключевыми словами по теме, просмотреть используемую литературу, чтобы собрать информацию. Третьей сложностью можно назвать оборотную сторону второй проблемы: когда люди начинают паниковать по поводу недостаточной компетентности и не могут остановиться читать научные работы. Здесь важно уметь сортировать информацию. Во многом это навык чисто механический, так как есть агрегаторы научных статей: Google Scholar или JSTOR. Понятно, что вы должны найти наиболее цитируемые статьи, чтобы их цитируемость пересекалась с релевантностью вашей темы. Эта работа не бесконечна: можно взять пять основных статей.
Более того, никогда не нужно считать себя невеждой в области, которой вы занимаетесь. В известной книге Умберто Эко «Как написать дипломную работу» главный совет готовит человека к верной установке: академическая деятельность в целом построена на принципе авторства. Когда вы выходите на защиту и говорите, что вы такой маленький в этом мире науки, что до вас много уже писали, ваша идентичность начинает испаряться. Вы расходуете свой интеллект, временные ресурсы. Представляйте себя Д’Артаньяном, который взбирается на кафедру для уверенной речи.
У научного руководителя главная задача — индивидуализировать студента. Не делать конвейер из учащихся, а с каждым консультироваться индивидуально, уделять время каждому. Кто знает, возможно, кому-то это поможет влюбиться в науку
Текст: Анна Кострова
Редактор: Анастасия Елфимова
Для некоторых студентов поступление в аспирантуру с возможностью получения ученой степени — это социальный статус и карьерный рост. Будущие ученые мечтают внести свой значимый вклад в науку и для того, чтобы не растерять амбиции и успешно пройти это долгий путь, необходимо ответственно подойти к поиску и выбору научного руководителя для научной квалификационной работы.
Как найти научного руководителя
Достаточно важный и значимый вопрос, с которым сталкивается каждый диссертант: как найти научного руководителя для диссертационной работы. От куратора зависит качество диссертации, эффективность процесса обучения соискателя, уровень значимости результатов исследования, время на подготовку рукописи и успех непосредственной защиты.
Обычно научное руководство над диссертантом осуществляет профессор, кандидат или доктор наук. Ему разрешается вести одновременно до 5 диссертантов. Зачастую соискатель ученой степени самостоятельно выбирает себе куратора еще в начале обучения.
Для того, чтобы наиболее удачно выбрать научного руководителя, соискателю стоит обратить внимание на следующее:
- Компетентность потенциального куратора в выбранной для изучения отрасли.
- Написанные потенциальным руководителем научные труды.
- Его авторитетность в научном сообществе.
- Плодотворность его научной деятельности.
- Взаимоотношения с преподавательским составом кафедры и представителями диссертационной комиссии. Конфликт обязательно отразится на соискателе.
- Коммуникабельность и желание помогать диссертанту на различных этапах написания рукописи, публикации статей, организации защиты и т.д.
- Соотношение количества диссертантов и успешных защит их работ под руководством данного куратора.
- Личные качества, заинтересованность, лояльность.
Научный интерес в изучаемой отрасли у куратора и диссертанта должен быть единым. Иначе, в процессе работы их будут ожидать нескончаемые конфликты, дискуссии и споры, которые неизбежно приведут к замедлению процессов согласования и написания рукописи. Иногда со стороны куратора происходит навязывание интересующей его темы, что негативно сказывается не только на работе диссертанта, но и на его отношении к науке в будущем. Регулярное отстаивание своей точки зрения и конфликты с куратором приведут к затягиванию сроков написания диссертации, непониманию и, вероятно, к неуспешной защите научного труда. Написание диссертационной работы – это долгий монотонный труд, который должен происходить в абсолютно гармоничных отношениях с научным руководителем. Кроме того, не стоит забывать, что процедура присвоения ученой степени полна бюрократических вопросов, решениями которых зачастую занимается именно куратор диссертанта. Если он окажется равнодушным или непорядочным, то успех защиты диссертации становится вопросом, а не гарантией.
Индивидуальный план диссертанта
Индивидуальный план аспиранта представляет собой путевую карту по присвоению ученой степени. В ней отражаются все аспекты, этапы, нюансы обучения, процесс написания работы и ее защиты. Этот документ является обязательным для каждого диссертанта. Он разрабатывается на несколько лет обучения и утверждается в научном совете высшего учебного заведения, за которым закреплен диссертант. Кроме того, 1-2 раза в год он прослушивается и корректируется.
В случае, когда какие-либо пункты планы не выполнены или выполнены некорректно, диссертанта могут рекомендовать к отчислению из ВУЗа. Причиной может стать безответственность, неграмотное руководство со стороны куратора и т.д.
Первичная версия индивидуального плана составляется в сокращённой форме диссертантом самостоятельно в первые месяцы обучения. Если данная версия плана утверждается, то на ее основе составляется развернутый вариант. Подробный индивидуальный план заверяется куратором и утверждается. Этот документ должен находиться в ВУЗе. Диссертант регулярно заполняет документ, согласуя значимые нюансы со своим научным руководителем. В индивидуальный план диссертанта должно входить следующее:
- Сдача экзаменационного минимума.
- Публикация статей в рецензируемых ВАК изданиях.
- Регулярное участие в конференциях и семинарах.
- Написание глав диссертационной работы согласно указанным срокам.
- Научно-педагогическая работа.
- Практика в учреждении или на производстве.
Планирование диссертант осуществляет вместе со своим научным руководителем, который подсказывает ему наиболее возможные перспективы проводимого исследования, лучшие варианты для выступлений на семинарах и т.д.
Помимо прочего в индивидуальном плане диссертанта должен быть пункт о написании автореферата рукописи.
Кто такой научный руководитель
Научный руководитель (научник) — преподаватель с кафедры, под чьим руководством студент или аспирант пишет научную работу (курсовую или дипломную работу, магистерскую или кандидатскую диссертации).
В написании кандидатской или магистерской диссертации научным руководителем может быть преподаватель кафедры с ученой степенью, опытом руководства по написанию диссертаций и схожими научными интересами.
Для курсовых и дипломов достаточно, чтобы у научника были схожие с выбранной темой научные интересы. При написании докторской диссертации научный руководитель не требуется, в этом случае привлекают консультантов.
Чаще научного руководителя подбирают студенту или аспиранту в зависимости от выбранной им темы. У каждого преподавателя есть круг научных интересов, в рамках которых он проводит свои исследования и ведет подопечных.
В обязанности научного руководителя входит:
- Курировать весь процесс написания работы (согласовывать план диссертации и список литературы, а также каждый раздел).
- Помогать с исследованиями.
- Контролировать написание научных статей, если речь идет о кандидатской диссертации.
- Помогать в подготовке к выпускным экзаменам в аспирантуре или магистратуре.
- Контролировать прохождения практики.
- Составить объективный отзыв о готовой работе.
- Договориться с рецензентами и оппонентами.
- Помогать в подготовке к защите диссертации (утвердить речь на выступление, проверить презентацию, помочь с ответами на ожидаемые вопросы комиссии).
Работа со студентом или аспирантом оплачивается, но, как правило, научник проводит с подопечным намного больше времени, чем предусмотрено планом (50 часов в год на одного подопечного).
Как назначается научный руководитель
В зависимости от правил кафедры, студента или прикрепляют к определенному преподавателю по выбранной теме, или студент имеет право сам выбрать научника.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
В первом случае студента прикрепляют в научнику. Он согласовывает выбранную тему и студент может приступать к написанию. Такая процедура действует при написании курсовых и дипломов.
Для аспирантов и магистрантов утверждение научника происходит по-другому. В ученый Совет учебного заведения магистрант или аспирант предоставляет следующие документы:
- Заявление соискателя по установленному образцу.
- Протокол обсуждения вопросов членами кафедры.
- Выписка из решения, принятого Советом.
- Письменное согласие научного руководителя, список его опубликованных работ.
В любом случае, выбирать научного руководителя необходимо с умом, так как в ближайшие несколько месяцев (для диплома) или лет (для диссертации) вы будете регулярно общаться с этим человеком.
Как выбрать научного руководителя
В идеале вы пишите курсовую, диплом и диссертацию с одним научником, с которым успели сработаться и наладить отношения, но так бывает редко. При выборе научника, обращайте внимание на следующие пункты.
Профессиональная компетенция научного руководителя в вашей теме. Это важно, если вы пишите диссертацию. Обратите внимание на последние публикации преподавателя. Если за последние два года у него не появилось научных публикаций по близкой вам теме, такой научник вам не поможет.
Репутация. Обращайте внимание на то, что говорят о вашем потенциальном научном руководителе его подопечные. Важно, какой у него статус на кафедре — к нему прислушиваются или его мнением пренебрегают.
Личные качества. Если вы любите скрупулезную работу над темой, а ваш потенциальный научник скорее относится к творческим личностям, очевидно, что вам вместе будет сложно.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
Обращайте внимание на личные качества, характер, манеру поведения. Вам должно быть комфортно с научным руководителем.
Как поменять научного руководителя
Как правило, научных руководителей меняют аспиранты, магистранты и выпускники делают это реже. Так как в аспирантуру люди идут осознанно и с конкретной целью. А проблемы с научником мешают эту цель достичь.
Почему меняют научного руководителя
Самые популярные причины для смены научника — разногласия по поводу написания диссертации и выбранных методов, а также присвоение научным руководителем результатов исследования аспиранта. Вторая причина серьезнее и встречается редко.
На такой шаг могут пойти только научники, которые сами пишут докторские. Научник с кандидатской степенью и его подопечный-аспирант вместе пишут научную статью для журнала ВАК. А в самый ответственный момент появляется проблема с авторством.
Еще одна причина смены научника — его отстраненность от аспиранта. В этом случае научники просто не помогают подопечным, ссылаясь на занятость. А иногда у них просто нет необходимых компетенции, так как сфера научных интересов не совпадает с темой диссертации.
Еще одна популярная причина смены научного руководителя — конфликт между аспирантом и научником, например, если они не сошлись характерами и не могут найти компромисс.
Процедура смены научного руководителя
Перед тем, как менять научника, рекомендуется обратиться к заведующему кафедрой. Если он не поможет решить недопонимание, то выход один.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
Важно отметить, что смена научного руководителя не означает смену темы работы. Поменять тему для диссертации сложно, так как она уже указана во всех планах. И ее смена означает необходимость менять план и менять сроки защиты. Поэтому решив поменять научника, ищите другого по вашему научному профилю, чтобы можно было не менять тему работы.
Для смены научника, необходимо написать заявление, в котором обязательно указывается причина. И тут важно правильно сформулировать ее так, чтобы разногласия между вами и научным руководителем не переросли сначала в конфликт, а потом и в скандал.
Пример заявления на смену научного руководителя
Заявление должно быть подписано старым научником и новым научником (Скачать)
Последствия смены научного руководителя
Меняя руководителя, важно понимать, какие последствия могут быть у этого решения.
Во-первых, мстительный бывший научник, особенно, если у него есть авторитет на кафедре, может легко завалить вашу защиту. Выходом из этой ситуации может быть защита в другом диссертационном совете.
Во-вторых, проблема с темой работы. Если эта тема принадлежит бывшему научнику, и вы под его руководством уже проделали некую работу и исследование, то доказать свое авторство и забрать наработки с собой будет сложно.
В-третьих, могут возникнуть проблемы с поиском внутренних и внешних оппонентов, так как в научной среде все друг друга знают и никто не хочет участвовать в чужом конфликте.
Нужна помощь в написании работы?
Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.
Подробнее
В-четвертых, новый научный руководитель по такой же теме — это, скорее всего, коллега вашего старого научника. Могут возникнуть проблемы с желающими взять под свое крыло строптивого аспиранта.
В-пятых, ВАК не любит диссертации, написанные при участии двух научных руководителей. Скрыть факт двух научников не удастся. Данные обоих научников будут указаны на титульном листе. Лояльно ВАК смотрит только на случаи, когда ФИО первого научника находится в траурной рамке.
Чтобы избежать всех этих проблем, с самого начала отнеситесь к выбору научника со всей ответственностью.
Видео, как выбрать научного руководителя
Вывод
Научный руководитель — ученый со степенью и авторитетом, который помогает студенту или аспиранту в работе над курсовой, дипломом, диссертацией. В его обязанности входит помощь с каждым этапом работы, оформлением сопровождающих документов, подготовкой к защите.
При выборе научника рекомендуется обращать внимание на его научные интересы, личные характеристики, репутацию.
Поменять научного руководителя можно, если по-другому невозможно решить возникший конфликт. Для этого необходимо написать заявление.
Научным руководителем кафедры назначают опытного педагога с ученой степенью. Правильный выбор куратора – залог успешного написания магистерской или кандидатской диссертации. Основная задача этого специалиста – подсказать, но не полностью «разжевать» алгоритм написания научной работы. Грамотное составление диссертации, проведение необходимых исследований входит в обязанности соискателя.
Как назначается научный руководитель
Утверждение консультанта и темы работы осуществляется Советом выбранного учебного заведения.
Список документов, предоставляемых магистрантом или аспирантом.
- Заявление соискателя, составленное по установленному образцу
- Протокол обсуждения вопросов членами кафедры
- Выписка из решения, принятого советом
- Письменное согласие научного руководителя, список его опубликованных монографий и других работ (необходим опыт руководства над написанием диссертации)
После рассмотрения документации, пакет направляется проректору. Срок вынесения решения о назначении научного руководителя и утверждение выбранной тематики – три месяца после зачисления в аспирантуру или магистратуру.
Примечание. Проделанная работа с диссертантом документируется и в указанные сроки предоставляется Ученому Совету и проректорам.
Основные обязанности
В процессе написания подопечным диссертации, научный руководитель обязан:
- курировать процесс составления диссертации (разработка рабочего плана, содержания и т.д.);
- своевременно консультировать аспиранта или магистранта по проведенным экспериментам и исследованиям;
- контролировать написание монографий, статей для журналов ВАК, основной части диссертации;
- содействовать в составлении и выполнении плана диссертанта;
- помогать в подготовке к выпускным экзаменам из аспирантуры или магистратуры;
- участвовать в аттестации диссертанта;
- составить заключение о проделанной работе подопечного;
- контролировать прохождения педагогической практики;
- подготовить решение о подготовке написанной работы к рассмотрению диссертационным советом;
- составить объективный отзыв о диссертации.
Критерии выбора научного руководителя
Соблюдение нескольких простых рекомендаций помогут диссертанту выбрать «необходимого» руководителя.
- Область интересов должна совпадать или пересекаться с будущим куратором. Это поможет быстрее найти общий язык с ученым.
- Авторитетность – ключевой фактор при выборе руководителя. Если он пользуется заслуженным доверием среди коллег разных вузов и представителей научных сообществ – хороший признак.
- Наличие опыта в проведении ряда экспериментов и исследований.
- Стиль руководства и манера общения будущего куратора можно узнать в личной беседе или у выпускников этого преподавателя. Чем они проще, тем меньше вероятность конфликтов.
- Наличие успешно-защищенных диссертаций под руководством возможного куратора. Узнать эту информацию можно тремя способами – ученый совет, отдел кадров, кафедра учебного заведения.
Идеальный научный руководитель: какой он?
Диссертант обязан ежемесячно отчитываться своему научному руководителю о проделанной работе и обсуждать полученные достижения в экспериментальной части исследований.
Основные характеристики хорошего куратора – это:
- партнерские отношения с диссертантом, равноправие;
- консультация аспиранта или магистранта по выбранной теме исследований;
- отсутствие намеков на соавторство, только рекомендации и консультации по работе;
- содействие в публикации монографий, научных статей – поиск необходимых периодических изданий и помощь в составлении нужного текста;
- поддержка подопечного на всех этапах написания диссертации и подготовка диссертанта к защите работы.
Хороший научный руководитель обязан своевременно изменять задачи на нескольких этапах ее написания. Сначала куратор и подопечный составляют план работы над диссертацией, уточняют актуальность выбранной тематики по разным источникам и прорабатывают список рекомендованной литературы.
Ошибки и недостатки диссертации должны выявляться постепенно. В процессе написания, руководитель анализирует и обобщает полученные результаты исследований, согласовывает с диссертантом композицию и стиль оформления работы.
Научный руководитель и консультант: основные отличия
Если руководитель не справляется со своими прямыми обязанностями, диссертант может обратиться за помощью к научному консультанту. Такой подход актуален при работе с кандидатской диссертацией.
В обязанности консультанта входят дополнительные разъяснения по предмету исследований, ответы на вопросы, связанные с практической частью диссертации. Этот специалист помогает соискателю ученой степени осветить проблемные моменты, не входящие в компетенцию руководителя проекта.
К услугам консультанта можно обратиться в случае халатного отношения куратора к закрепленному диссертанту. Данное разграничение должностей нигде документально не фиксируется.
Была ли полезна статья?
Спасибо, ваш ответ принят
Как аспиранту найти научного руководителя
Шаг 1. Определитесь с тематикой будущего диссертационного исследования.
Тема может быть изменена в ходе работы над диссертацией. Изначально тема может формулироваться с учетом тех наработанных материалов, которые уже есть у вас в виде дипломной работы, публикаций и т. д.
Для выпускников НИТУ МИСИС, планирующих продолжить сотрудничество с прежним научным руководителем (после магистратуры, специалитета) проще всего выбрать ту научную проблематику, по которой ведет академическую и научную работу кафедра (институт, лаборатория и т. д.), на которой работает ваш научный руководитель.
Если Вы не учились раньше в НИТУ МИСИС, Вы можете выбирать направление научного исследования с учетом вашего предыдущего образования и тематики будущей диссертации. Посмотрите паспорт специальности, программы вступительных экзаменов (на каждую специальность/специализацию — отдельная программа). С уточнением круга ваших научных интересов, рассмотрением вашего портфолио поступающего, подбором научного руководителя вам помогут в дирекциях институтов или Центре подготовки кадров высшей квалификации.
Шаг 2. Определитесь с научным руководителем, образовательным или научным подразделением, которые ведут академическую и научную работы по избранной вами проблематике.
Потенциальные научные руководители
На страницах институтов вы найдете информацию о том, по каким направлениям и профилям институт готовит аспирантов, а также о рекомендуемых научных руководителях.
Посетите странички образовательных или научных подразделений НИТУ МИСИС, ведущих обучение и/или научные работы по избранному вами направлению.
На страничках подразделений вы найдете информацию о сотрудниках и их публикациях, о научных проектах, учебных курсах. Это поможет вам определиться с тем, кто занимается исследованиям той тематики, по которой вы планируете писать диссертацию.
Научного руководителя аспирантуры также можно найти, ознакомившись с разделом защищенные диссертации и их научные руководители.
Шаг 3. Свяжитесь с потенциальным научным руководителем, руководителем образовательного или научного подразделения университета (используя список выше).
ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите письмо/позвоните потенциальному научному руководителю / руководителю или зам. руководителя образовательного или научного подразделения. Опишите свои научные интересы. С учетом летних отпусков не все сотрудники НИТУ МИСИС доступны c июля до конца августа.
За дополнительными разъяснениями и комментариями по поиску научного руководителя обращайтесь в дирекции институтов, на который вы планируете поступать или в Центр подготовки кадров высшей квалификации.
Как назначить аспиранту научного руководителя
Научный руководитель, научный консультант назначается приказом Проректора по науке и инновациям Университета, из числа штатных сотрудников (работников) или совместителей не позднее трех месяцев с момента зачисления аспиранта.
Для издания приказа необходимы следующие документы:
- выписка из протокола заседания Ученого совета института с ходатайством о назначении научным руководителем, научным консультантом и допуске к научному руководству (если руководит впервые);
- заявление о согласии научного руководителя, научного консультанта осуществлять научное руководство, научное консультирование конкретного аспиранта;
- сведения о научной работе научного руководителя за последние три года.
Обязанности научного руководителя перед аспирантом
- Оказывает консультативную помощь аспиранту, в выборе темы диссертации, подготовке ее обоснования и плана.
- Один раз в семестр формирует, согласовывает с аспирантом и заведующим кафедрой график проведения очных консультаций.
- Согласовывает с аспирантом, его индивидуальный план подготовки диссертационного исследования и контролирует ход его выполнения, организует проведение научных исследований аспиранта.
- В случае утраты связи с аспирантом, информирует об этом заведующего кафедрой.
- Контролирует выполнение индивидуального плана работы аспирантом. В случае его невыполнения информирует об этом заведующего кафедрой.
- Согласовывает отчет аспиранта при рассмотрении его на заседаниях кафедры (не реже двух раз в год во время аттестации при решении вопроса о переводе на следующий год обучения).
- Координирует работу аспиранта, в соответствии с выбранной темой диссертации, оказывая методическую и иную необходимую помощь.