Постановка на учет объекта нвос инструкция

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

3. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

7. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами:

о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

9. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

10. Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

11. Снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

12. Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

13. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.

14. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы, указанные в пунктах 8 и 12 настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы.

Обязательство ставить на учет объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) прописано в законодательстве (ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). На это дается шесть месяцев с момента ввода объекта в эксплуатацию. 

Заявку должен подать тот, кто работает на объекте. Например, если объект арендован, то регистрировать его обязан арендатор (ст. 69.2 7-ФЗ).

Росприроднадзор рассмотрит заявку, поставит объект на учет и присвоит ему код и категорию. О постановке объекта НВОС на госучет выдадут свидетельство (п. 4 ст. 69.2 7-ФЗ). В постановке на учет могут и отказать.

От присвоенной объекту категории зависит:

  • комплект разрешительной документации, которую необходимо разработать и согласовать;
  • перечень отчетности, которую нужно будет ежегодно сдавать в РПН;
  • мероприятия, которые необходимо будет проводить в течение всего календарного года (производственный экологический контроль). 

Если предприятие поставило свой объект на учет как IV категорию и у него нет объектов иных категорий, то оно сможет избежать платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

extern

Ведите ЖДО, рассчитывайте плату за НВОС и Экосбор и сдавайте отчетность через Экстерн

Попробовать

Чтобы получить категорию, необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на учет. Мы подготовили пошаговую инструкцию:

Шаг 1. Определить категорию объекта

Эта задача возложена на организацию. Руководствоваться следует Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Будьте внимательны, ошибка в категории приведет к отказу в постановке на учет и может повлечь штраф по ст. 8.5 КоАП РФ.

Присвоенная категория не является постоянной в течение всего жизненного цикла предприятия. Изменения в технологических процессах могут приводить и к изменению параметров выбросов, сбросов, отходов, а это ведет к изменению категории предприятия и необходимости актуализации сведений в реестре. 

Шаг 2. Определить уровень поднадзорности объекта

Уровней всего два:

  • Федеральный — если деятельность объекта подходит под критерии Постановления Правительства от 30.06.2021 № 1096. 
  • Региональный — если деятельность объекта не подходит под критерии Постановления № 1096. 

По федеральным объектам заявка направляется в территориальный орган Росприроднадзора, по региональным — в орган исполнительной власти субъекта в области экологии, например, Министерство природных ресурсов субъекта.

Шаг 3. Заполнить и отправить заявку в соответствующий орган

Форма заявки определена в Приказе Минприроды РФ от 23.12.2015 № 554. Ее можно подать на бумаге — лично или по почте, либо направить в электронной форме — через Экстерн, личный кабинет на сайте РПН или Госуслуги.

В Экстерне можно сформировать заявку с подсказками и инструкцией и отправить ее напрямую в контролирующий орган.

Постановка объектов НВОС на учет в Росприроднадзор

Шаг 4. Дождитесь результатов

Заявку рассмотрят в течение 10 дней после получения. По результатам объекту присвоят категорию и выдадут свидетельство по форме, рекомендованной Письмом РПН от 01.09.2016 № АС-03-00-36/17836.

Если вы отправили заявку через Экстерн, то сможете отслеживать статус ее согласования, а при успешном его прохождении — тут же получить свидетельство о присвоении категории.

В постановке на учет могут отказать, если заявка не соответствует требованиям, неверно определена категория объекта, заявку подало несоответствующее лицо или в документах приведена неполная или недостоверная информация. Уведомление об отказе придет в течение пяти рабочих дней после поступления заявки в госорган.

extern

Актуализация сведений об объекте в реестре

Для актуализации сведений существует несколько оснований, все они прописаны в п. 6 ст. 69.2 7-ФЗ. Это требуется, если изменяются:

  • сведения о лице осуществляющем деятельность на объекте НВОС: замена ЮЛ или ИП, реорганизация ЮЛ в форме преобразования, изменение его наименования, адреса (места нахождения), а также изменение ФИО, места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • место нахождения объекта НВОС;
  • характеристики технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • характеристики технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Срок на подачу сведений — 30 дней с даты госрегистрации изменений.

Подготовить и отправить заявку об актуализации сведений тоже можно в Экстерне. Чтобы вы не тратили много времени на заполнение, сервис предложит сформировать заявку об актуализации на основании заявки о постановке на учет либо загруженного xml-файла с такой заявкой. Свидетельство об актуализации можно будет скачать, когда в реестр внесут изменения.

Если объект НВОС был законсервирован либо ликвидирован, необходимо снять его с учета, предоставив соответствующую заявку. Эта возможность также реализована в Экстерне. 

Постановку на учет, актуализацию сведений и снятие объекта с учета рекомендуем проводить до начала отчетного периода, чтобы предоставление отчетности было актуальным.

Если не поставить объект НВОС на учет вовремя или не сделать этого совсем, можно получить штраф по ст. 8.46 КоАП РФ:
 

  • для должностных лиц — от 5 до 20 тыс. рублей;
  • для юридических лиц и ИП — от 30 до 100 тыс. рублей.

Аналогичные санкции предусмотрены за несвоевременную актуализацию сведений об объекте в реестре.

За сокрытие или искажение экологической информации грозит ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ: от 3 до 6 тыс. рублей для должностных лиц и от 20 до 80 тыс. рублей для организаций и ИП.

Заполнение информации об объекте размещения отходов

Для открытия полей заполнения информации об объекте размещения необходимо в древовидном меню перейти на раздел 3,  нажать кнопку присутствует и сохранить.

Давайте начнем заполнять раздел с того, что прочитаем определение «объекта размещения отходов». Согласно федеральному закону №89-фз объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

При этом под размещением понимается захоронение или хранение сроком более 11 месяцев. Также все объекты размещения отходов должны быть внесены в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающею среду (ГРОРО).

Я это говорю к тому, что обычные места накопления и контейнерные площадки не являются объектами размещения.

И так если у вас все же есть именно объект размещения, то переходим в открывшуюся форму и начинам заполнять его характеристики. 

Заполнение информации об ОРО

В поле «Наименование» указываем наименование объекта. Желательно это сделать в соответствии с информацией, которую вы указывали при внесении данных по объекту размещения отходов в ГРОРО.

Номер в ГРОРО можно посмотреть в реестре или на сайте «Банк данных об отходах».

Далее переходим к заполнению информацию о расположении объекта. В частности, указывается информация о фактическом адресе, ОКТМО, и координатах площадки объекта.

Координаты как и предыдущих разделах задаются путем переноса маркера, мышкой или прямым указанием координат угловых точек объекта.

После заполнения всех полей нажимаем кнопку «Сохранить».

Далее переходим к заполнению накопленных отходов. В древовидном разделе переходим к следующему разделу «Количество и состав отходов» и нажимаем кнопку «+ Добавить отход».

Информация о размещенный отходах

В открывшейся форме выбираем код и наименование отхода и фактическую массу размещенных отходов в тоннах.

Если у вас накапливается разнообразные отходы, повторяем процедуру по добавлению отходов пока не добавим информацию по всем.

Заполнение раздела «Разрешительные документы» заявки на постановку объекта НВОС на учет.

В данном разделе добавляется информация об имеющихся разрешительных документах.

Для добавления документа нажимаем «+ Добавить разрешительный документ» и переходим к заполнению полей открывшейся формы.

Добавление разрешительных документов

В данной форме все просто.  Указываем вид документа, его реквизиты, срок действия и подгружаем его скан.  После заполнения формы жмем сохранить.

Таким образом добавляем все действующие разрешительные документы.

Если по объекту есть заключение Государственной экологической экспертизы, то добавляем по ней информацию в следующем разделе «Заключение ГЭЭ».

Для заполнения конкретной информации по государственной экологической экспертизе с начало нужно поставить галочку на против пункта «Заключение ГЭЭ имеется».

Информация по ГЭЭ

Данная форма также не нуждается пояснениях.  Заполняем реквизиты документа, срок действия и подкрепляем скан.

Заполнение раздела «Меры по обеспечению охраны окружающей среды» заявки на постановку объекта НВОС на учет.

В данном разделе приводится информация по наличию на объекте средств по обеспечению охраны окружающей среды.

Меры по охране окружающей среды.

Первый раздел «Программа ПЭК».  Данный документ должен присутствовать на всех объектах I-III категории в обязательном порядке. Информацию, которую необходимо заполнить в данном разделе можно посмотреть на титульном листе программы ПЭК.  По сути это наименование документа, даты действия и кем утвержден.

Информация о ПЭК

Следующие пункты относятся уже к специализированным предприятиям или объектам I категории. В разделе «Мероприятие по снижению негативного воздействия на окружающую среду» указываются наименования мероприятия, сроки действия и капитальные затраты на мероприятие. Для заполнения данного раздела воспользуйтесь утвержденным на предприятии «Планом мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающею среду».

В разделе «Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды» приводится информация о проведении мониторинга на объекте. В данном разделе нужно просто выбрать в рамках каких документов ведется мониторинг и какой. Если мониторинг у вас ведется просто выберете наиболее подходящий вариант и нажмите сохранить.

Если на вашем объекте имеются технические средства по обезвреживанию выбросов, то вам необходимо заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию выбросов». По сути идет речь о  системах пылегазоочистки.

Средства обезвреживания выбросов

Данную информацию можно почерпнуть из паспорта на очистное устройство (паспорт ГОУ).

При наличии на объекте оборудования по учету выбросов необходимо заполнить раздел «Техническое средство измерения и учета выбросов».  В разделе необходимо заполнить информацию по наименованию устройства, марке и годе установки.

При наличии на территории объекта очистных сооружения по очистке сточных вод, дополнительно нужно заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию сбросов».  Раздел очень похож на точно такой же, но по очистке выбросов. Все данные по заполнению раздела можно взять из паспорта очистных сооружений или из рабочей документации на строительство очистных сооружений.

При наличии счетчиков учета сброса сточных вод заполняем раздел «Техническое средство измерения и учета сбросов». В разделе добавляем информацию по модели, марке и дате установки счетчиков воды.

Если ваш объект относится к категории спецорганизации и на территории имеется оборудование по обезвреживанию размещению отходов, то нужно заполнить раздел «Техническое средство по обезвреживанию и размещению отходов».  В разделе заполняется информация о типе, марке оборудования, и мощностях переработки.

ДРУЗЬЯ ДРУЗЬЯ

Если данного экскурса Вам мало или вы сильно ограничены во времени и желании разбираться с данным вопросом, пишите нам на адрес mirecologa@yandex.ru.

Перейти к содержанию:
Экосбор: кто платит, как рассчитать, отчитаться и что будет за неуплату

Экологический учет без санкций от Росприроднадзора: пошаговая инструкция

Если вы до сих пор полагали, что ваша фирма может не вести учет отходов, — вы пренебрегали важной обязанностью, и за это может грозить административная ответственность. Учет необходим даже в тех случаях, когда помещение находится у компании в аренде, а свои отходы она передает подрядчику для транспортирования и утилизации.

Все компании — будь то большая корпорация или субъект СМП — образуют в ходе своей хоздеятельности отходы. Законодательство использует для их обозначения понятие «негативное воздействие на окружающую среду» (НВОС) и требует вести экологический учет.

Разберем, как нужно действовать, чтобы не нарушить закон и не получить штраф от Росприроднадзора.

Шаг 1. Проводим инвентаризацию образующихся отходов

Небольшая фирма по продаже товаров не имеет собственного офиса и размещается в арендованном помещении. Казалось бы, какое влияние такая компания оказывает на окружающую среду? А если негативное воздействие все же есть — какую отчетность нужно представлять в Росприроднадзор?

Чтобы понять это, для начала нужно составить перечень отходов.

Отходы разделяются на пять классов по уровню опасности. На отходы I–IV классов необходимо оформить паспорт. Для последнего, V класса опасности — практически не опасные отходы — паспорт не требуется.

В паспорте указывается класс опасности, химический или компонентный состав и агрегатное состояние отходов. Класс опасности можно определить по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. В нем содержатся 11-значные кодовые идентификаторы — найти их можно по наименованию отходов. Последняя цифра в номере — обозначение класса опасности.

Так, например, наша фирма использует для освещения ртутные лампы. По квалификационному каталогу они относятся к I классу опасности. Отработанная компьютерная техника вся попадает в IV класс опасности — неважно, системный блок это или компьютерная мышь.

Примеры отходов по классам опасности и их идентификаторы

Класс опасности Расшифровка класса опасности Пример идентификатора Пример наименования отходов

I

Чрезвычайно опасные отходы

4 71 101 01 52 1

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

II

Высокоопасные отходы

4 82 201 51 53 2

Одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные

III

Умеренно опасные отходы

4 06 110 01 31 3

Отходы минеральных масел моторных

IV

Малоопасные отходы

7 33 100 01 72 4

Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

V

Практически не опасные отходы

4 05 122 02 60 5

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

Паспорт отходов обязаны оформлять все юридические лица и ИП.

Разрешительная документация для объектов НВОС

Кроме того, некоторые предприятия должны в обязательном порядке оформлять разрешительную документацию. Чтобы понять, относится ли это к нашей фирме, воспользуемся критериями для объектов НВОС из Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, которое действует с 1 января 2021 года. Эти критерии утверждены на семь лет. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, в соответствии с которым ставили на учет объекты с 2016 по 2020 год включительно, теперь не действует. Оформлять разрешительную документацию должны предприятия с объектами I и II категорий — оказывающие значительное и умеренное воздействие на окружающую среду. Предприятия с объектами III и IV категорий НВОС — оказывающие незначительное и минимальное негативное воздействие на окружающую среду — от этой обязанности освобождены. Вместо этого компании с объектами III категории проводят расчеты нормативов допустимых выбросов/сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I и II классов опасности), при наличии таковых.

Шаг 2. Разрабатываем паспорта на отходы IIV классов опасности

После того как предприятие определилось с перечнем образующихся у него отходов, оно должно на каждое наименование отходов I–IV классов опасности составить паспорт. Сделать это можно как самим, так и заключив договор со сторонней организацией.

Чтобы составить паспорт, нужно пройти следующие этапы:

  1. Отбор проб и доставка их в аккредитованную лабораторию для исследования компонентного и химического состава отходов. Проведение анализов.
  2. Получение протоколов анализов.
  3. Разработка паспорта отходов.
  4. Утверждение паспорта руководителем предприятия.

Паспортизация отходов регламентирована Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1026. Отсутствие на предприятии паспортов на отходы I–IV классов опасности может привести к административной ответственности (п. 9 ст. 8.2 КоАП РФ) в виде штрафа:

  • для лиц, ведущих деятельность без образования юрлица, — 40 000–60 000 руб.;
  • для юридических лиц — 200 000–350 000 руб.;
  • для должностных лиц— 20 000–40 000 руб.

Для тех отходов, которые отсутствуют в ФККО, необходимо произвести процедуру отнесения отхода к конкретному классу опасности. Порядок регламентирован в Приказе Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1027.

Паспорта отходов, которые включены в ФККО, действуют бессрочно.

Шаг 3. Заключаем договор на обращение с отходами

Если профильной деятельностью предприятия не является транспортирование, утилизация, обезвреживание или захоронение отходов, для этих целей необходимо заключить договор со сторонней организацией. Стоит помнить, что деятельность по обращению с отходами I–IV класса опасности — лицензируемая (пп. 5 пунта 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Подрядчик при заключении договора должен представить лицензию, в которой прописано, какие именно операции и с какими отходами он может производить:

1) транспортирование (те, у кого в лицензии указано «сбор и транспортирование отходов»);

2) обработка (подготовка отходов к дальнейшей утилизации; не является конечной стадией их «жизненного цикла»);

3) утилизация, обезвреживание и захоронение отходов на полигонах (конечная стадия «жизненного цикла» отходов).

Если ваш подрядчик — транспортирующая компания, Роcприроднадзор рекомендует заключать трехсторонний договор, по которому транспортировщик обязуется передавать отходы третьему лицу, имеющему лицензию на их размещение (письмо Росприродназдора от 28.11.2012 № ВК-03-03-36/16141). Однако на практике данный совет не всегда выполним. В этом случае нужно запросить у транспортирующей компании копию договора с предприятием, куда отходы будут переданы на обработку, утилизацию, обезвреживание или захоронение.

Следует помнить, что организация может хранить отходы в течение 11 месяцев — за исключением тех, к которым применяются санитарно-эпидемиологические требования (например, пищевые отходы). Хранение отходов I–IV классов опасности дольше указанного срока без наличия лицензии повлечет за собой административное наказание.

Ответственность за нарушение требований по хранению отходов IIV классов опасности

Ответственные

Административное наказание (ст. 8.2 КоАП РФ)

за разовое нарушение

за повторное нарушение

Должностные лица

10 000–30 000 руб.

30 000–40 000 руб.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юрлица

30 000–50 000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

50 000–70 000 руб.

 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Юридические лица

100 000–250 000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

250 000–400 000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

За нарушение правил хранения отходов, к которым применяются санитарно-эпидемиологические требования, организации также грозит административное наказание (п. 3 ст. 8.2 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — штраф от 70 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Шаг 4. Ведем учет движения отходов

Раньше формировать данные по движению отходов (журнал учета отходов) нужно было до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом и годом). По таким правилам учет формировался в январе 2021 года последний раз.

Теперь годовой учет отходов нужно составлять до 25 января. То есть подготовить журнал за 2022 год надо будет до 25 января 2023 года. А данные за квартал теперь необязательно формировать к определенному числу. Согласно п. 12 Приказа Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028, сведения за год должны включать в себя сводные данные учета по итогам очередного квартала. Однако прямого требования формировать квартальные журналы учета в новом приказе нет.

Журнал учета отходов по-прежнему не сдают в контролирующие органы, а предъявляют по требованию при проверках. В пп. «в» п. 3 Приказа Минприроды РФ от 10.12.2020 № 1043 указано, что к декларации прилагаются журналы учета движения отходов за отчетный период. Тем не менее Порядок учета отходов не самостоятельная форма отчетности, а приложение к отчету.

Журнал учета можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Сейчас такая возможность появилась и в Контур.Экстерне. Хранить данные учета необходимо в течение 5 лет.

Вести журнал нужно даже в том случае, если договор на передачу отходов еще не заключен с подрядчиком. Если учет движения отходов на предприятии не ведется, это грозит штрафом (п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 40 000 до 60 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 200 000 до 350 000 руб.

Шаг 5. Составляем отчетность по экологии

Каждая фирма обязана представлять экологическую отчетность на основании того, что любая организация, как мы уже сказали в начале статьи, является образователем отходов. Даже если предприятие располагается в арендованных помещениях, а отходы по договору передаются сторонним организациям.

Определяемся с категорией НВОС

С 1 января 2019 года вся отчетность по экологии зависит от того, какая категория НВОС присвоена объектам предприятия. Мы уже говорили, что при категоризации объектов следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, в котором указаны критерии присвоения объекту той или иной категории НВОС (см. также шаг 1, с 1 января 2021 года вступил в силу новый перечень критериев, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398).

Если объекты предприятия подходят под какой-либо из критериев, указанных в постановлении, их необходимо поставить на учет в течение 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

У компании из нашего примера нет объектов НВОС. Однако если бы у этой фирмы была на балансе котельная, то она относилась бы к III категории НВОС. Котельная работает на топливе, а при сжигании любого топлива выделяется бенз(а)пирен — вещество I класса опасности. В этом случае фирме необходимо было бы поставить котельную на учет.

Как поставить объект НВОС на государственный учет.

1.

Заполняем заявку о постановке объекта НВОС на учет. Форма заявки определена Приказом Приказа Минприроды РФ от 12.08.2022 N 532.

2. Определяем уровень поднадзорности объектов: федеральный или региональный. Объекты, относящиеся к федеральному надзору, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.
3.

Направляем заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет:

  • если федеральный надзор — в территориальный орган Росприроднадзора;
  • если региональный надзор — в орган исполнительной власти субъекта по вопросам экологии.
4. Получаем свидетельство о постановке объекта НВОС на учет с указанием присвоенной категории и номера объекта.

Если же объекты предприятия не подпадают ни под один из указанных в постановлении критериев, то категория НВОС им не присваивается и на учет их ставить не нужно. Однако от обязанности представлять отчетность это компанию не освобождает.

Сдаем отчетность

Наименование отчета

Категории объектов НВОС

Исключения: кто освобожден от сдачи отчетности

I

II

III

IV

Без категории

Декларация о плате за НВОС

+

+

+

Подается лишь в том случае, если у предприятия помимо объектов IV категории есть объекты других категории

+

Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ)

Отчет о результатах производственного экологического контроля (ПЭК)

+

+

+

Компании с объектами IV категории и безкатегорийными объектами

«Сведения об охране атмосферного воздуха. Форма № 2-ТП (воздух)»

+

+

+

Компании, у которых объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют: 1) менее 5 тонн в год либо 2) менее 10 тонн при отсутствии составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ I и (или) II классов опасности

«Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления. Форма № 2-ТП (отходы)»

+

+

+

+

+

Предприятия МСП при одновременном соблюдении трех условий:

  • образуются только ТКО в количестве менее 0, 1 тонны в год;
  • заключен договор с регоператором;
  • не ведется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, форму необходимо представлять

«Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы. Форма № 2-ТП (рекультивация)»1

+

+

+

Компании, у которых отсутствует деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), не осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также не занимающиеся размещением отходов

«Сведения об использовании воды. Форма № 2-ТП (водхоз)»1

+

+

+

Компании:

  • не осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;
  • не осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 куб. м воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
  • не получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 куб. м и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
  • не получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 куб. м и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
  • не имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5 000 куб. м и более в сутки независимо от объема забираемой воды

«Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах. Форма № 2-ОС»1

+

+

+

Компании, не осуществляющие водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах, в том числе:

  • имеющие лицензию на водопользование, решение на предоставление водного объекта в пользование и/или договор на пользование водным объектом;
  • осуществляющие виды водопользования, не требующие, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ, разрешительной документации;
  • пользователи водных объектов, право пользования которыми на момент заполнения формы не оформлено

«Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Форма № 18-КС»

+

+

+

Подается при необходимости2

Подается при необходимости2

Компании, у которых отсутствуют инвестиции в основной капитал, направленные на ООС

«Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды. Форма № 4-ОС»

+

+

+

Подается при необходимости2  Подается при необходимости2

Компании, не имеющие основных фондов природоохранного назначения, не осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), не имеющие объектов НВОС, при текущих затратах на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения менее 100 тыс. руб. в год

Отчет об образовании и обращении с отходами (региональный кадастр)

+

+

+

+

+

А если не сдали отчетность или передали неверные данные?

Если предприятие не представило экологическую отчетность или исказило сведения, ему грозит штраф.

Административная ответственность за нарушение порядка экологической отчетности

Административное правонарушение

Кто несет ответственность

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация)

Сокрытие или искажение информации (ст. 8.5 КоАП РФ)

500–1 000 руб.

3 000–6 000 руб.

20 000–80 000 руб.

Непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ)

100–300 руб.

300–500 руб.

3 000–5 000 руб.

Непредставление первичных статистических данных (ст. 13.19 КоАП РФ)

10 000–20 000 руб.

Повторное: 30 000–50 000 руб.

20 000–70 000 руб.

Повторное:

100 000–150 000 руб.

НВОС

Невнесение в установленные сроки платы за НВОС (ст. 8.41 КоАП РФ)

3 000–6 000 руб.

50 000–100 000 руб.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о ПНВОС (ст. 8.5 КоАП РФ)

3 000–6 000 руб.

20 000–80 000 руб.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС (ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ)

Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 %за каждый день просрочки

Отчет о результатах ПЭК

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации (ст. 8.5 КоАП РФ)

500–1 000 руб.

3 000–6 000 руб.

20 000–80 000 руб.

Ответственность за нарушение порядка отчетности для ведения кадастра устанавливается региональным законодательством — как правило, законом об административных правонарушениях. Для сравнения мы взяли несколько нормативно-правовых актов разных регионов.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации в отчетности по кадастру

Регион

Кто несет ответственность

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Москва (ст. 4.36 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45)

10 000 руб.

100 000 руб.

Ленинградская область (ст. 5.10 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-ОЗ)

10 000–30 000 руб.

100 000–250 000 руб.

Свердловская область (ст. 16-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ)

2 000–10 000 руб.

30 000–100 000 руб.

ХМАО (ст. 9.5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11.06.2010 № 102-ОЗ)

3 000–5 000 руб.

10 000–30 000 руб.

Если в законодательстве вашего региона такая ответственность не предусмотрена, административное наказание применяется в соответствии со ст. 8.2 и 8.5 КоАП.

Ольга Захарова, эксперт по отчетности в Росприроднадзор

При необходимости.

Подается при необходимости, если есть инвестиции в деятельность, направленную на охрану или защиту окружающей среды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вич инфекция руководство для врачей
  • Руководство офисом что это
  • Бензилбензоат мазь от вшей инструкция по применению
  • Моксонидин инструкция по применению при каком давлении как принимать побочные
  • Фенистил беби капли инструкция по применению