Потенциал руководства организации

Если на ранней стадии
стратегического планирования новая
стратегия вырабатывалась с учетом
традиционных преимуществ фирмы, то в
сегодняшних быстро изменяющихся условиях
«плюсы» прошлой деятельности могут
обернуться «минусами» в будущем.
Следовательно, концепцию сильных и
слабых сторон необходимо заменить более
общей концепцией
организационного потенциала

[2].

Рассмотрим эту концепцию,
обращая особое внимание на потенциал
общефирменного управления
.

Несоответствие между
факторами сегодняшнего и будущего
успеха ведет к изменению условий в СЗХ
организации. Стратегическая активность
измеряется степенью соответствия между
характеристиками стратегии фирмы в
условиях конкуренции и важнейшими
факторами достижения стратегического
успеха. Критерий открытости – это
соответствие между важнейшими факторами
стратегического успеха и диапазоном
потенциальных возможностей фирмы [2].

Функциональный потенциал
диапазон потенциальных возможностей,
включающий функциональные службы фирмы:
маркетинг, производство, НИОКР, финансы
и так далее, а также навыки общеорганизационного
(общего) управления, например, развитием,
диверсификацией.

За период эволюционного
развития накопились обширные знания о
природе функциональных возможностей
и процессе создания функционального
потенциала [2].

У каждой функции одинаковые
составляющие: квалификация (профессиональный
уровень), техническая база, оборудование,
объем знаний и опыт. Но понятие потенциала
есть нечто большее, нежели совокупность
всех элементов: оно обладает системными
свойствами
, основными
из которых являются:

1. Способы
подразделения задач.
При глубоком подразделении и узкой
специализации задач потенциал достигает
высокой эффективности, но лишается
гибкости. Агрегированные и не жестко
определенные задачи повышают возможности
творчества в ущерб эффективности.

2. Способы
взаимосвязи задач.
Разграничение задач способствует
функциональной стабильности, их
объединение повышает гибкость.

3. Культура
организации, общие
нормы, ценности, модели действительности,
вознаграждения, материальные стимулы.
Культура, которая не стремится к
переменам, способствует повышению
эффективности но не оставляет простора
для гибкости.

4. Структура
полномочий внутри
функций и между ними, а также способы
реализации этих полномочий – авторитарная
структура способствует повышению
стабильности и эффективности, разделенные
полномочия повышают возможность перемен,
но при этом эффективность снижается.

Эти системные характеристики
имеют такое же большое значение для
качества функционального потенциала,
как и конкретные навыки, технология и
способности. Еще большее значение они
играют для повышения эффективности
общего руководства фирмой [2].

На раннем этапе развития
фирмы было сделано еще одно открытие,
которое по важности не уступало
изобретению функциональных служб. После
того как работа была подразделена на
функции, возникла необходимость в
интеграции, координации и руководстве
различными видами функциональной
деятельности для достижения общих
целей. Такая работа по интеграции и
координации стала называться
общим (общефирменным)
руководством
[2].

Поначалу общее руководство
являлось исключительной прерогативой
главного руководителя. Однако по мере
того как фирма росла, руководитель все
больше был вынужден делить свои полномочия
и обязанности с другими. Сегодня общее
руководство осуществляется членами
верхней части управленческой пирамиды,
то есть теми, кто имеет перед собой
необходимую перспективу и обладает
полномочиями, чтобы направлять общую
деятельность фирмы.

По мере того, как росло
значение правильного взаимодействия
с внешней средой фирмы, стало очевидно,
что общее руководство – это нечто
большее, нежели простое суммирование
руководства всеми функциями. Чтобы
стать стратегом, недостаточно знать
работу всех функций. Углубление в
специфические проблемы функций может
привести к стратегической близорукости.
Управляющему стратегического уровня
мало иметь навыки функционального
управления, то есть уметь решать
высокоструктурированные проблемы в
духе конвергенции (сближения). Настоящий
руководитель-стратег
должен уметь творчески решать
слабоструктурированные проблемы,
чувствовать среду фирмы, иметь опыт в
анализе стратегий и проектировании
стратегических гибких структур. Его
способности и стиль руководства
аналогичны способностям предпринимателя:
он должен видеть перспективу, уметь
рисковать, проводить реорганизацию,
обладать обаянием и в какой-то мере быть
политическим деятелем [2].

Практический опыт,
подкрепленный научными разработками,
привел к началу следующего этапа в
развитии концепции общего руководства.
Все более очевидными становились
следующие аспекты (требования к
руководителю):

1. Профессиональная
пригодность главного руководителя не
является универсальной.
Его успешная деятельность в одной
области не служит гарантией того, что
он не менее успешно будет действовать
в другой области, имеющей иной уровень
изменчивости.

2. Руководитель-универсал
– это всего лишь один (хотя и очень
важный) компонент
потенциала общего руководства
.
Другими существенными
компонентами являются структура, система
принятия решений, информационная
система, организационный климат и так
далее.

3. Различные
условия требуют от общего руководства
различных подходов и методов.

4. Важнейшим фактором внешней
среды фирмы, определяющим характеристики
общего руководства, является уровень
нестабильности внешних условий.

5. Быстрота
реакции общего руководства
становится важнейшим фактором успеха,
когда фирме необходимо или желательно
резко изменить свою стратегию.

6. Поскольку в начале третьего
столетия резкое изменение стратегии
станет скорее правилом, нежели исключением,
качество общего
руководства будет иметь исключительное
значение для успешной деятельности и
выживания фирмы.

7. Когда
резкие повороты стратегии будут
происходить не только часто, но и быстро,
незапланированная
адаптация общего руководства к новым
условиям окажется слишком медленной.
Поэтому перемены в потенциале общего
руководства должны, рассматриваться а
проводиться заранее
[2].

Описанная выше новая
концепция общего руководства лежит в
основе практической методологии оценки
возможностей общего руководства по
определению необходимых изменений и
характеристик потенциала общего
руководства в будущем.

Общее
руководство

это организационная функция, отвечающая
за эффективность деятельности фирмы,
в целом.
Общее руководство (а также руководство
функциональной деятельностью) можно
оценить двумя взаимодополняющими
способами. Первый – наблюдение за
характеристиками поведения фирмы.
Например, анализ того, удалось ли фирме
предусмотреть нестабильность условий
или она реагирует на эту нестабильность
по мере возникновения. Такое свойство
называется реактивностью.
Другой способ – определить, какие
факторы управленческого
потенциала
влияют на
проявление различных видов реактивности.

Реактивностьхарактеризуется тремя
параметрами: организационным климатом,
компетенцией и управленческим потенциалом.
Каждый из трех параметров зависит, с
одной стороны, от самих руководителей,
с другой – от организационных форм, на
основе которых они строят свою работу.

  • Организационный климат –это
    стремление руководства реагировать
    определенным образом: приветствовать
    перемены, контролировать их или стараться
    избегать.

  • Компетенция – способность руководства
    к реакции. Например, чтобы предусмотреть
    изменения в сложных условиях, фирме
    необходима система наблюдения за
    внешней обстановкой. Иначе стремление
    к изменениям останется просто намерением
    без материального подкрепления.

  • Управленческий потенциал
    (возможности)
    – это объем работы, с которым может
    справиться общее руководство. Адекватность
    возможностей зависит от того, как
    реагирует общее руководство на
    возникающие проблемы. Например, при
    управлении по исключениям, если меняются
    внешние условия, требуется намного
    меньшее число руководителей, чем при
    резкой смене стратегии фирмы [2].

Таблицы 8

Потенциал общего руководства фирмы

Потенциал

Руководители

Организация

Организационный
климат (желание реагировать)

Характер
мышления

Должность
в иерархии

Культура

Структура
полномочий

Компетенция
(способность реагировать)

Таланты
(способности)

Умения
(навыки)

Знания

Структуры

Системы

Общий
опыт

Возможность
действовать (диапазон реакции)

Наличие
кадров

Организационные
предпосылки

Из табл. 8 видно, что важнейшими
факторами климата фирмы являются
настрой, культура, структура должностной
иерархии и самой фирмы. Компетенция
определяется способностями руководителей,
с одной стороны, а с другой – общим
опытом фирмы в целом. Возможности
организации можно определить, умножая
индивидуальные возможности каждого
руководителя на их численность. Концепция
управленческого потенциала частично
объясняет проблему сопротивления
планированию, что имело место при
введении в деятельность фирмы функции
стратегического планирования. Обычно
разработка новой стратегии ложилась
сверхнагрузкой на плечи менеджеров,
которые все свое время уже уделяли
оперативным вопросам. Если (а чаще всего
так оно и бывает) при введении
стратегического планирования потенциал
общего руководства был минимальным,
нагрузка по стратегическому планированию
могла увеличиваться только за счет
уменьшения внимания к оперативным
вопросам. Этот конфликт между стратегическим
планированием и оперативным управлением
обычно решался в пользу последнего. И
эта не первоочередность стратегической
работы воспринималась как сопротивление
[2].

Концепция компетенции
выдвигает еще одну причину сопротивления
планированию. Обычно для решения
стратегических вопросов созывался
однодневный семинар, где руководители
мгновенно превращались в разработчиков
стратегической линии фирмы. Поскольку
у большинства из них ранее не было
никакого опыта в анализе стратегий,
качество их планов было в лучшем случае
весьма посредственное. А плохие планы
порождают неэффективную деятельность,
которая опять-таки воспринималась как
сопротивление планированию.

Третьей причиной такого
сопротивления был сложившийся в прошлом
климат фирмы. Поскольку в период появления
стратегического планирования климат
подразумевал дозированные, управляемые
изменения, руководители и организация
в целом отвергали все, что приводило к
необходимости стратегического
планирования, как нечто, не имеющее
отношения к нормальной работе.

Три причины сопротивления
стратегическому планированию иллюстрируют
существенное свойство потенциала общего
руководства, упоминавшееся в связи с
функциональными возможностями и
объясняющее взаимосвязь между климатом,
компетенцией и диапазоном возможностей.
Общий потенциал есть
сумма всех составляющих
[2].

С целью диагностики и
планирования необходимо определить
соответствующие компоненты
управленческого потенциала

более детально, чем это было сделано в
табл. 8 (табл. 9) [2].

Таблица 9

Компоненты управленческого потенциала
общего руководства

Компоненты
потенциала

I.
Руководители

1.
Настрой

  • сравнительная
    предрасположенность к решению
    внешних/внутренних проблем;

  • ориентация
    на прошлое/будущее;

  • готовность
    рисковать;

  • модель
    действительности, характерная для
    данного руководителя: что в его
    представлении является важнейшим
    фактором успеха и каково соответствующее
    поведение;

  • ценности,
    нормы и личные цели руководителя.

2.
Полномочия

  • сила
    власти в должностной иерархии фирмы;

  • честолюбие
    и склонность к использованию своей
    власти.

3.
Компетенция

  • способности/личные
    качества;

  • умение
    решать проблемы;

  • стиль
    (навыки лидерства, основанные на
    политике/традициях/вдохновении/предпринимательстве/
    личном обаянии);

  • знания
    фирмы и ее окружения.

4.
Возможности

  • личная
    работоспособность;

  • манера
    работы (например, типичный трудоголик).

II.
Организационный климат

5.
Культура

  • отношение
    организации к переменам: враждебное,
    нейтральное или полное энтузиазма;

  • готовность
    к риску: что предпочитает руководство
    — избегать риска, относиться к нему
    терпимо или стремиться к риску;
    предпочитает ли оно знакомые виды
    риска или готово попробовать
    неизвестные;

  • временная
    перспектива, в которой руководство
    воспринимает свои проблемы: полагается
    на прошлый опыт, предпочитает иметь
    дело с настоящим или делает акцент
    на будущем;

  • перспектива
    деятельности: сосредоточены ли
    внимание и силы фирмы на внутренней
    деятельности или на внешнем окружении;

  • цели
    поведения: стремление к стабилизации
    технико-экономической эффективности
    или к росту производства и новшествам;

  • что
    является причиной перемен: кризис,
    неудовлетворительные результаты в
    течение долгого периода или просто
    постоянное стремление к обновлению;

  • общее
    представление о действительности:
    что представляется руководству
    важнейшими факторами успеха.

6.
Полномочия

  • распределение
    полномочий между группами с различными
    культурами;

  • степень
    стабильности структуры полномочий;

  • бдительность
    власть предержащих. Не удивительно,
    что групповые характеристики, которые
    определяют культуру организации,
    аналогичны критериям индивидуального
    поведения руководителей высшего
    уровня.

III.
Компетенция

7.
Метод решения проблемы в организации
:
апелляция к прошлому опыту, метод
проб и ошибок, оптимизация имеющихся
альтернатив, создание новых.

8.
Процедура решения проблем
:
отдельно в каждом подразделении,
сразу в масштабе всей фирмы.

Продолжение таблицы 9

9.
Процесс управления

(неформальная и формальная системы):
ориентация на прошлые показатели,
знакомые показатели будущего, новые
показатели будущего.

10.
Информация, используемая для управления
:
получается на основе фактических
данных, путем их экстраполяции,
выводится из широкого наблюдения за
внешним окружением.

11.
Организационная структура
:
тип структуры и степень ее сложности,
гибкость и адаптивность.

12.
Вознаграждения и экономические
стимулы
:
труд руководителя оплачивается по
достигнутым показателям, критериям
роста, инициативы или творчества.

13.
Определение должностных обязанностей
:
узко регламентированное или открытое,
поощряющее поиск и инициативу.

14.
Технические средства, облегчающие
принятие решений

(вычислительные процедуры, правила,
модели, машинные программы и так
далее): ориентированы на рутинные
повторяющиеся операции или на новшества
и перемены.

15.
Управленческий потенциал
:
совокупные возможности линейных и
функциональных управляющих, выраженные
в категориях объема работы, которую
может выполнить общее руководство.

Максимально эффективным
профиль возможностей может быть лишь
при условии сочетания всех компонентов
между собой. Но такая
система может быть совершенно не
оправданной на фирме со следующим
набором компонентов:

  • Руководители на ключевых постах:
    сторонники постепенных перемен.

  • Культура: стремление избегать
    риска/перемен.

  • Вознаграждение: за выполненную работу.

  • Информационная система: бухгалтерские
    данные.

  • Система планирования: разработка
    текущих финансовых планов.

А вот в организации с другим
набором компонентов стратегическое
планирование принимается с энтузиазмом
и дает хороший эффект:

  • Руководители на ключевых постах:
    предприниматели.

  • Культура: тяга к переменам.

  • Вознаграждение: за новшества и творчество.

  • Система планирования: долгосрочное
    планирование.

В этом случае существующая
система планирования является узким
местом, не согласующимся с возможностями
стратегической реакции [2].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

26 апреля 2021

33de.jpg

free-icon-nine-oclock-on-circular-clock-54277.png Время чтения:  7 минут.

Как эффективно отбирать руководителей с помощью оценки

В статье расскажем об управленческом потенциале и об инструментах оценки, которые помогают решать кадровые задачи любой сложности, например: оценка топ-менеджеров, руководителей среднего звена и управленческих команд; кадровый резерв; выявление HiPo и лидеров изменений.

Если нет времени читать всю статью — в самом конце приведены основные тезисы.

Кратко об управленческом потенциале

Управленческий потенциал — это способность человека успешно решать руководящие задачи и готовность брать на себя лидерские роли и функции.

Большинство теорий о лидерском потенциале базируются на трёх основных принципах: 

  1. Нет единственно верного стиля и типа руководства, есть многообразие проявлений, успешность которых зависит от адекватности ситуации;
  2. Человек должен не только уметь, но и хотеть управлять людьми;
  3. Личностные компетенции оказываются важнее, чем формальные знания или образование.

Исходя из этих принципов сформулируем два условия, которые должен удовлетворять инструмент оценки:

  1. Инструмент должен оценивать психологические качества и способности, важные для решения руководящих задач и выполнения лидерских функций;
  2. Инструмент должен быть комплексным, отражать существующий бизнес-контекст и включать в себя: управленческие кейсы, максимально приближенные к реальности; оценку важных для руководителей soft skills и личностных компетенций; оценку мотивации и интеллектуальных способностей.

otsenka_upravlencheskogo_potentsiala.jpg

В линейке HT Lab есть четыре инструмента оценки управленческого потенциала, каждый из которых станет эффективным помощником в решении HR-задач.

Между собой инструменты отличаются глубиной анализа. Для массового отбора сотрудников на руководящие позиции подойдёт короткий кейсовый тест. Для топ-менеджеров и руководителей подразделений лучше использовать комплексную оценку, ведь чем выше должность, тем выше цена ошибки. Поэтому на высокий пост нанимают людей, которые имеют полный набор необходимых компетенций и личных качеств.

Сейчас подробнее расскажем о каждом отдельном инструменте.

LeaderCase: стартовые позиции, управленческий резерв, первичный отсев

LeaderCase_zadachy_otsenki.jpg

Что это

LeaderCase — это экспресс-оценка управленческого потенциала человека через решение ситуационных кейсов.

Из чего состоит

Инструмент состоит из двух блоков:

  1. Решение практических кейсов, относящихся к одной из сфер бизнеса: магазин, автосервис, IT-стартап и банк.
  2. Блок мотивации и готовности к руководству. 

Что оценивает

Кейсовый блок оценивает понимание управленческих ситуаций и интуицию руководителя. Через кейсы можно понять каким управленческим функциям человек склонен уделять больше внимания и какой стиль менеджмента для него характерен.

Блок мотивации даёт понимание о наличии желания сотрудника брать на себя обязанности и ответственность руководителя.

Как проходит тестирование

  1. В кейсовом блоке предъявляются 10 заданий-описаний ситуаций, которые могут возникнуть в реальной практике руководства коллективом. Ситуации объединены единой сюжетной линией и образуют историю руководства одной командой. В каждом задании нужно проанализировать ситуацию и указать, насколько каждое из предложенных действий эффективно или неэффективно для решения описанной проблемы.LeaderCase_primer_case.jpg
  2. В блоке мотивации кандидату нужно ответить на 14 вопросов, выбрав из пары утверждений то, с которым он согласен в большей степени.LeaderCase_primer_motivatsia.jpg

Результаты оценки

Ответы кандидата сопоставляются с ответами успешных руководителей, которые привлекались на этапе создания теста. На этой основе рассчитывается итоговый результат по тесту. После окончания тестирования программа автоматически формирует отчёты по результатам.

В отчёте результаты тестирования представлены на шкале от 1 до 10 или на шкале стэнов ( от англ. standart ten — стандартная десятка), где: 1 — минимальный балл, 10 — максимальный балл, 5,5 — среднее значение.

Для сравнения и интерпретации результатов каждая шкала поделена на 5 диагностических зон:

  • От 1 до 2,5 стэнов — очень низкий результат. Только около 6% людей получают балл в этом диапазоне;
  • От 2,5 до 4,5 стэнов — сниженный результат. Такой балл получают порядка 24% респондентов;
  • От 4,5 до 6,5 стэнов — средний результат. Такой балл получает большинство респондентов, примерно 40%;
  • От 6,5 до 8,5 стэнов — выше среднего. Такой балл тоже получают порядка 24% респондентов;
  • От 8,5 до 10 стэнов — очень высокий результат. Только около 6% людей получают балл в этом диапазоне.

LeaderCase_primer_resultatov_testa.jpg

Виды отчётов

В LeaderCase реализованы два варианта отчетов по итогам тестирования:

  1. Отчёт для респондента — развивающая обратная связь для кандидата;
  2. Отчёт для специалиста — психологический портрет человека.

Инсайт

Благодаря своей компактности и чёткой направленности тест LeaderCase может использоваться как отдельный инструмент на этапе массового отбора, так и в качестве дополнения к комплексной оценке руководителей высокого ранга.

LeaderChart: руководители линейного и среднего уровня

LeaderChart_zadachy_otsenki.jpg

Что это

LeaderChart — это кейсовая методика, дополненная анализом общего уровня интеллектуального потенциала, личности, мотивации к руководству и эмоционального интеллекта.

Из чего состоит

Инструмент состоит из пяти блоков:

  1. Решение кейсов;
  2. Карьерные предпочтения;
  3. Логический интеллект;
  4. Личностные качества;
  5. Эмоциональный интеллект. 

Что оценивает

LeaderChart обеспечивает более комплексный подход к оценке, чем LeaderCase. Кроме успешности решения кейсовых заданий и мотивации к руководству, этот инструмент оценивает интеллектуальные способности и эмоциональный интеллект.

Как проходит тестирование

  1. Решение кейсов. В первом блоке кандидату предлагается выступить в качестве руководителя коллектива. В задании десять связанных друг с другом проблемных кейсов, которые описывают конкретные, развернутые во времени ситуации управления и взаимодействия с подчиненными. В каждом задании человеку нужно проанализировать ситуацию и указать, насколько каждое из предложенных действий эффективно или неэффективно для решения описанной проблемы.
  2. Карьерные предпочтения. Второй блок состоит из 14 вопросов, где нужно выбрать одно из предъявленных пар утверждений. Этот блок оценивает мотивацию к руководству, и желание развиваться как руководитель.
  3. Логический интеллект. Третий блок включает 15 вопросов и показывает общий уровень интеллектуальных возможностей кандидата: математические способности, эрудицию, вербальную логику, работу с графиками и внимание.
  4. Личностные качества. Четвертый блок состоит из 93 вопросов, направленных на выявление личностных особенностей. Блок диагностирует выраженность 11-ти пар черт личности:
    • замкнутость — общительность;
    • пассивность — активность;
    • недоверчивость — дружелюбие;
    • независимость — конформизм;
    • моральная гибкость — моральность;
    • импульсивность — организованность;
    • тревожность — уравновешенность;
    • сензитивность — нечувствительность;
    • интеллектуальная сдержанность — любознательность;
    • традиционность — оригинальность;
    • конкретность — абстрактность.
  5. Эмоциональный интеллект. Пятый блок включает 8 ситуаций взаимодействия с людьми, испытывающими разные эмоции, а также список возможных действий в каждой из этих ситуаций. Задача тестируемого — внимательно проанализировать их и определить степень эффективности каждого из предложенных действий для решения описанной проблемы.

Результаты оценки

Как и в LeaderCase, итоговый результат по тесту LeaderChart рассчитывается путём сопоставления ответов кандидатов и ответов успешных руководителей (экспертов), которые привлекались на этапе создания теста. После окончания тестирования программа автоматически формирует отчёты по результатам.

Уровень развития человека определяется по двум ключевым критериям: профессионализм и мотивация.

LeaderChart_urovni_razvitiya_sotrudnikov.jpg

В отчёте результаты тестирования также представлены на шкале стэнов, от 1 до 10, где: 1 — минимальный балл, 10 — максимальный балл, 5,5 — среднее значение.

LeaderChart_primer_resultatov_testa.jpg

Виды отчётов

В LeaderChart реализованы три варианта отчётов по итогам тестирования:

  1. Отчёт для респондента — развивающая обратная связь для кандидата;
  2. Отчёт для специалиста — развернутый психологический портрет человека;
  3. Отчёт управленческого потенциала.

Инсайт

LeaderChart выявляет общий уровень готовности к руководству людьми, а также спектр индивидуально-психологических особенностей, связанных с успешностью в управлении и лидерским потенциалом, чего нет в тесте LeaderCase.

Также LeaderChart предполагает качественную обратную связь кандидатам по развитию. Инструмент предоставляет общую интегральную оценку потенциала к руководству, с описанием сильных и слабых сторон человека, которые лежат в основе прогноза успешности в управлении.

С помощью этого инструмента можно в комплексе оценить способность человека к выполнению уже не четырех, а восьми управленческих функций, а именно: принятие решений, стратегическое мышление, влияние, делегирование, контроль, организация, лидерство, коммуникация. 

Бизнес-Профиль: средний менеджмент, комплексная оценка руководителей и сотрудников

BusinessProfil_zadachy_otsenki.jpg

Что это

Бизнес-Профиль — это комплексная тестовая психологическая оценка как профиля руководителей, так и сотрудников.

Из чего состоит

Инструмент состоит из трёх больших блоков:

  1. Мотивация;
  2. Структура интеллекта;
  3. Личность.

Что оценивает

Так как Бизнес-Профиль оценивает мотивацию, интеллект и личность, то по результатам теста можно понять о человеке следующее:

  1. Мотивация — чего хочет человек, что его мотивирует, а что демотивирует эффективно трудиться;
  2. Интеллект — что человек может, какими способностями обладает;
  3. Личность — особенности характера и личности человека;
  4. Потенциал к разным видам деятельности — работа с документами, анализ и планирование, поддержка, контроль и аудит, производство и технологии;
  5. Прогноз командных ролей и предпочитаемых стилях менеджмента: производитель, администратор, предприниматель, интегратор;
  6. Управленческий потенциал — способность и общий уровень готовности человека к руководству;
  7. Идеальный заместитель — в зависимости от личностных особенностей человека формируется портрет его идеального заместителя, который «дополнит» кандидата недостающими чертами характера. Это полезно, когда в компании несколько уровней управления, и когда нужно сформировать кадровый резерв. 

Бизнес-Профиль отличается от предыдущих двух инструментов тем, что оценка проходит более детализированно. Способность к руководству оценивается с помощью развёрнутых блоков мотивации, личности, интеллекта и двенадцати основных компетенций.

BusinessProfil_potential_k_competentsiam.jpg

Как проходит тестирование

  1. Мотивация. Первый блок состоит из 66 парных сравнений. Он оценивает значимость двенадцати факторов трудовой мотивации и интегральный показатель «внешняя — внутренняя мотивация»BusinessProfil_zadanie_motivatsia.jpg
  2. Структура интеллекта. Второй блок состоит из 84 заданий. Он определяет уровень развития факторов умственной деятельности. Блок оценивает 7 интеллектуальных способностей и выдаёт общий балл по интеллекту.BusinessProfil_zadanie_intellect.jpg
  3. Личность. Третий блок состоит из 93 вопросов. Он оценивает выраженность 11-ти личностных черт. Блок построен по особой методологии: сотруднику предъявляются ипсативные вопросы или вынужденный выбор между двумя вариантами ответов. При этом ни один из предлагаемых вариантов может не отражать истинных пристрастий и убеждений человека. Шкалы, сформированные по ипсативному принципу, позволяют эффективно преодолевать тенденцию давать социально желательные ответы, потому что оба суждения, предлагаемые в качестве возможных ответов, уравнены по предварительно установленному уровню социальной желательности.BusinessProfil_zadanie_lichnost.jpg

Результаты оценки

После окончания тестирования программа автоматически формирует отчёты по результатам. За счёт своей комплексности результаты по Бизнес-Профилю помогают не только оценить управленческий потенциал человека, но и понять возможные направления развития его карьеры, оценить потенциал к видам деятельности и спрогнозировать уровень развития самых разных компетенций.

В отчёте результаты тестирования также представлены на шкале стэнов, от 1 до 10, где: 1 — минимальный балл, 10 — максимальный балл, 5,5 — среднее значение.

Для сравнения и интерпретации результатов каждая шкала поделена на 5 диагностических зон:

  • От 1 до 2,5 стэнов — очень низкий результат;
  • От 2,5 до 4,5 стэнов — сниженный результат;
  • От 4,5 до 6,5 стэнов — средний результат;
  • От 6,5 до 8,5 стэнов — результат выше среднего;
  • От 8,5 до 10 стэнов — очень высокий результат.

BusinessProfil_otchet_upravlencheskogo_potentsiala

Виды отчётов

В Бизнес-Профиле реализованы пять вариантов отчётов по итогам тестирования:

  1. Бизнес-отчёт — бизнес-портрет кандидата: описание его потенциальных возможностей, склонностей и ограничений в профессиональной деятельности;
  2. Отчёт по компетенциям — аналитические выводы о выраженности потенциала к проявлению базовых компетенций: эмоциональных, социальных, волевых, когнитивных;
  3. Отчёт для специалиста — психологический портрет человека;
  4. Отчёт для респондента — профиль и описание результатов, рекомендации по развитию, рекомендуемые профессии (опционально);
  5. Отчёт управленческого потенциала — общий уровень готовности человека к руководству. Также  отчёт даст рекомендации по идеальному заместителю, который может дополнить кандидата недостающими чертами характера. 

Инсайт

Бизнес-Профиль подходит для ситуации, когда есть возможность более детально посмотреть на кандидатов, например, на втором этапе конкурсного отбора. Бизнес-Профиль станет ещё эффективнее, если его использовать вместе с тестом LeaderCase. То есть, на первом этапе LeaderCase отсеивает неподходящих на руководящую позицию кандидатов и позволяет значительно сузить воронку подбора. А на втором этапе тест Бизнес-Профиль детально оценивает сильные и слабые стороны из тех, кто прошёл первый этап.

Бизнес-Профиль хорошо кастомизируется под пожелания конкретной компании, — по набору оцениваемых компетенций или по составу блоков оценки. 

Тест-Ассессмент: развёрнутая оценка руководителей, топ-менеджеров и целых отделов

TA_zadachy_otsenki.jpg

Что это

Тест-Ассессмент — это экспертная оценка на основе комплексного тестирования и интервью по компетенциям.

Из чего состоит

Тест-Ассессмент — «гибридная» технология. Она состоит из двух взаимодополняющих методов:

  1. Комплексное психологическое тестирование — измеряет способность к проявлению поведения;
  2. Интервью по компетенциям (ассессмент) — эксперт оценивает, как потенциал реализуется в профессиональной деятельности с помощью беседы и смоделированных рабочих ситуаций. 

Что оценивает

Тест-Ассессмент определяет потенциальный и наблюдаемый уровни развития компетенций, общих умений и навыков человека. Тестирование и интервью с экспертом проводятся по одним и тем же компетенциям кандидата.

Как проходит Тест-Ассессмент

Тест-Ассессмент проходит в два этапа:

  1. Комплексное психологическое тестирование. Тесты подбираются в зависимости от задачи компании. Это может быть как тест Бизнес-Профиль, так и LeaderChart. Результаты теста дают прогноз лидерского потенциала и способности к проявлению компетенций.
  2. Интервью по компетенциям. Интервью с экспертом оценивает уровень проявления компетенций в практическом опыте человека и его поведение в смоделированных рабочих ситуациях. 

Результаты оценки

Тест-Ассессменту доступны индивидуальная и групповая оценка. Индивидуальная оценка расскажет о кандидате:

  1. Прогноз успешности;
  2. Психологический портрет;
  3. Сильные и слабые стороны личности;
  4. Рекомендации по развитию.

TA_individualniy_otchet.jpg

К групповой оценке обращаются, когда: нужно оценить отдельные подразделения и каждое из них сравнить друг с другом; посмотреть, какие люди работают в отделах, какие у них общие черты, особенности и ценности.

Через оценку всего отдела можно выйти на организационные проблемы компании. Ведь по сути параметр компетенции — это параметр качества человеческого ресурса. Если какой-то из параметров проседает у большинства членов команды, причина может крыться в: плохо настроенных бизнес-процессах, неопытном руководителе, системе стимулирования персонала или у сотрудников нарушен режим труда и отдыха.

TA_gruppovoy_otchet.jpg

Инсайт

Тест-Ассессмент — это симбиоз двух востребованных методик: тестирование и ассессмент. Инструмент был разработан для того, чтобы сделать для бизнеса процесс оценивания персонала более технологичным, удобным и эффективным. Тест-Ассессмент подходит как для оценки топ-менеджеров и руководителей среднего звена, так и для целого подразделения.

Тест-Ассессмент — гибкий инструмент. Он хорошо кастомизируется по любой модели компетенций и настраивается под потребности и корпоративную культуру конкретной компании.

Заключение

Линейка инструментов оценки лидерского потенциала покрывает все возможные потребности, которые возникают при оценке руководителей. При выборе инструмента важно учитывать два фактора — насколько массовый отбор будет проводиться и насколько глубоко и точно нужно оценить человека:

LeaderCase — при быстром отсеве заведомо непригодных кандидатов из большого пула.

Бизнес-Профиль и LeaderChart — при точечной, индивидуализированной оценке линейных руководителей и менеджеров среднего звена.

Тест-Ассессмент — при оценке топ-менеджеров.  

Lineika_metodik.jpg

Что запомнить

  1. Управленческий потенциал — способность человека успешно решать руководящие задачи и готовность брать на себя лидерские роли и функции.
  2. Инструмент оценки управленческого потенциала должен оценивать психологические качества и способности, важные для решения руководящих задач и выполнения лидерских функций. Оценка должна быть комплексной и отражать существующий бизнес-контекст.
  3. LeaderCase — это экспресс-оценка через решение ситуационных кейсов. Он может использоваться как отдельный инструмент на этапе массового отбора или подбора в кадровый резерв, так и в качестве дополнения к комплексной оценке руководителей высокого ранга.
  4. LeaderChart — это кейсовая методика, дополненная оценкой общего уровня интеллектуального потенциала, личности, мотивации к руководству и эмоционального интеллекта. Инструмент предоставляет общую интегральную оценку потенциала к руководству, с описанием сильных и слабых сторон кандидата, которые лежат в основе прогноза успешности в управлении.
  5. Бизнес-Профиль — это комплексная тестовая психологическая оценка профиля руководителя. Инструмент анализирует потенциал человека с точки зрения трёх важных сторон: мотивация, интеллект и личность.
  6. Бизнес-Профиль отличается от LeaderCase и LeaderChart тем, что оценка проходит более детализированно. Рассматривается не только желание человека руководить, но и двенадцать основных компетенций.
  7. Бизнес-Профиль в связке с тестом LeaderCase подойдут в случае, когда отбор проходит в несколько этапов. То есть, на первом этапе тест LeaderCase отсеивает неподходящих на руководящую позицию кандидатов и позволяет значительно сузить воронку подбора. А на втором этапе тест Бизнес-Профиль детально оценивает сильные и слабые стороны из тех кандидатов, кто прошёл первый этап.
  8. Тест-Ассессмент — это экспертная оценка на основе комплексного тестирования и интервью по компетенциям. Инструмент определяет потенциальный и наблюдаемый уровни развития компетенций, общих умений и навыков руководителя.
  9. Выбирайте тот инструмент, который соответствует задаче и уровню менеджмента — тогда оценка будет максимально эффективной.

В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.

Как бизнесу оставаться на плаву даже во время кризиса? Использовать свои внутренние ресурсы, один из которых — управленческий потенциал.

Управленческий потенциал: что это такое?

01 (3).jpg

Понятие управленческий потенциал можно рассматривать с нескольких позиций:

  • управленческий потенциал конкретного человека;
  • управленческий потенциал компании.

Именно с такими уровнями потенциала работает бизнес-коучинг. Потенциал — это скрытый резерв, ресурсы, которые в случае необходимости можно использовать для достижения целей.

Управленческий потенциал человека — это совокупность профессиональных и личностных качеств, которые позволяют ему принимать адекватные и обоснованные управленческие решения в сложных ситуациях. Этот потенциал реализуется через управленческие навыки.

По мнению ученых, управленческий потенциал относится к сущностным характеристикам. Управленческий потенциал как сущностная сила человека выражается в том, что каждый обладает определенным управленческим потенциалом, который в первую очередь необходим для организации собственной жизнедеятельности. Раскрыться в полной мере этот потенциал может в рамках профессиональной деятельности при построении карьеры.

Управленческий потенциал компании — это совокупный управленческий потенциал ее топ-менеджеров, а также сотрудников, не занимающих руководящие должности. Управленческий потенциал компании и навыки грамотного принятия решений у топ-менеджеров — важнейший внутренний ресурс, создающий новые конкурентные преимущества и позволяющий организации занимать устойчивое положение на рынке и сохранять его в условиях кризиса.

Структура управленческого потенциала

02 (3).jpg

Управленческий потенциал топ-менеджера включает следующие составляющие:

1. Уровень профессиональной квалификации

  • профессионализм руководителя;
  • трудовая мобильность;
  • активность;
  • ответственность;
  • требовательность и др.

2. Личностные качества

  • ориентация на целостное представление о человеке; 
  • внутренняя духовная культура;
  • гражданское сознание;
  • жизненные ценности и убеждения;
  • нравственная позиция;
  • стремление к личностному росту;
  • саморазвитие и совершенствование профессиональных навыков и др.

3. Психофизиологические качества

  • работоспособность;
  • выносливость;
  • дисциплинированность;
  • креативность;
  • стрессоустойчивость;
  • саморегуляция и др.

4. Управленческие условия

 Среда, в которой управленческий потенциал может быть реализован:

  • профессиональная среда, когда человек постепенно поднимается по карьерной лестнице;
  • форс-мажорные обстоятельства, когда в критической ситуации человек способен собраться и проявить себя талантливым руководителем.

Бесплатный урок с практикующим коучем

Демо-уроки по программе «Коучинг»

Как определить управленческий потенциал руководителя? Стоит обратить внимание, как у него развиты такие умения и навыки, как:

  • планирование на всех трех уровнях — стратегическом, тактическом и оперативном;
  • организация работы — анализ имеющихся ресурсов, налаживание процессов, распределение ответственности между сотрудниками;
  • делегирование — умение правильно выбирать исполнителей для различных задач, а также для передачи определенных полномочий;
  • контроль — умение наладить систему отслеживания результатов работы и выполнения принятых решений;
  • организация повышения квалификации и обучения сотрудников;
  • оптимизация — анализ проведенной работы, выявление недостаточно эффективных процессов и работа над их совершенствованием.

Чтобы оценить управленческий потенциал человека, применяется тестирование, а в некоторых случаях моделирование ситуаций, когда требуется быстрая реакция на происходящие изменения. Моделирование критических ситуаций — эффективный способ оценки управленческого потенциала в сферах, где могут возникать угрозы жизни людей, например, авиация, структуры МЧС и т.д.

Подобные проверки позволяют не только оценить управленческий потенциал, но и дают ответ на вопрос, как его изменить — на какие элементы деятельности конкретного руководителя стоит обратить повышенное внимание. 

Хороший руководитель всегда сам стремится развивать свой управленческий потенциал и знает, как его изменять, регулярно проводя анализ своих умений, навыков, способностей, а также последствий принимаемых им решений.

Проанализировать управленческий потенциал топ-менеджеров и сотрудников компании с оценкой роли каждого в общем уровне управленческого потенциала компании помогает бизнес-коуч. Хотите больше узнать о коучинге? Читайте материалы в разделе «Коучинг».

  • Гайд «3 действенных инструмента для самокоучинга для достижения целей»

    Скачать бесплатно

  • ВикиЧтение

    Стратегическое управление
    Ансофф Игорь

    3.3.4. Характеристика потенциала общего руководства

    С целью диагностики и планирования нам необходимо определить соответствующие компоненты управленческого потенциала более детально, чем это было сделано в табл. 3.3.1.

    I. Руководители

    1. Настрой

    · сравнительная предрасположенность к решению внешних/внутренних проблем;

    · ориентация на прошлое/будущее;

    · готовность рисковать;

    · модель действительности, характерная для данного руководителя: что в его представлении является важнейшим фактором успеха и каково соответствующее поведение;

    · ценности, нормы и личные цели руководителя.

    2. Полномочия

    · сила власти в должностной иерархии фирмы;

    · честолюбие и склонность к использованию своей власти.

    3. Компетенция

    · способности/личные качества;

    · умение решать проблемы;

    · стиль (навыки лидерства, основанные на политике/традициях/вдохновении/предпринимательстве/ личном обаянии);

    · знания фирмы и её окружения.

    4. Возможности

    · личная работоспособность;

    · манера работы (например, типичный «трудоголик»).

    II. Климат

    5. Культура

    · отношение организации к переменам: враждебное, нейтральное или полное энтузиазма;

    · готовность к риску: что предпочитает руководство — избегать риска, относиться к нему терпимо или стремиться к риску; предпочитает ли оно знакомые виды риска или готово попробовать неизвестные;

    · временная перспектива, в которой руководство воспринимает свои проблемы: полагается на прошлый опыт, предпочитает иметь дело с настоящим или делает акцент на будущем;

    · перспектива деятельности: сосредоточены ли внимание и силы фирмы на внутренней деятельности или на внешнем окружении;

    · цели поведения: стремление к стабилизации технико-экономической эффективности или к росту производства и новшествам;

    · что является причиной перемен: кризис, неудовлетворительные результаты в течение долгого периода или просто постоянное стремление к обновлению;

    · общее представление о действительности: что представляется руководству важнейшими факторами успеха.

    6. Полномочия

    · распределение полномочий между группами с различными культурами;

    · степень стабильности структуры полномочий;

    · бдительность власть предержащих. Не удивительно, что групповые характеристики, которые определяют культуру организации, аналогичны критериям индивидуального поведения руководителей высшего уровня.

    III. Компетенция

    7. Метод решения проблемы в организации: апелляция к прошлому опыту, метод проб и ошибок, оптимизация имеющихся альтернатив, создание новых.

    8. Процедура решения проблем: отдельно в каждом подразделении, сразу в масштабе всей фирмы.

    9. Процесс управления (неформальная и формальная системы): ориентация на прошлые показатели, знакомые показатели будущего, новые показатели будущего.

    10. Информация, используемая для управления: полу* чается на основе фактических данных, путём их экстраполяции, выводится из широкого наблюдения за внешним окружением.

    11. Организационная структура: тип структуры и степень её сложности, гибкость и адаптивность.

    12. Вознаграждения и экономические стимулы: труд руководителя оплачивается по достигнутым показателям, критериям роста, инициативы или творчества.

    13. Определение должностных обязанностей: узко регламентированное или открытое, поощряющее поиск и инициативу.

    14. Технические средства, облегчающие принятие решений (вычислительные процедуры” правила, модели, машинные программы и т. д.): ориентированы на рутинные повторяющиеся операции или на новшества и перемены.

    15. Организационный потенциал: совокупные возможности линейных и функциональных управляющих, выраженные в категориях объёма работы, которую может выполнить общее руководство.

    Читайте также

    Расчет потенциала, долговечности и устойчивости

    Расчет потенциала, долговечности и устойчивости
    Все это позволило Тому ответить на его первый вопрос: «Какое значение имеют различные ключевые сферы компетенции для компании при ее нынешнем положении?». Но также его интересует, какую прибыль может принести каждая из

    Этап двенадцатый: определение потенциала

    Этап двенадцатый: определение потенциала

    Расчет показателя потенциала
    Потенциал ключевой сферы компетенции представлен как процент ожидаемого роста валовой прибыли за год. Для этого используют данные анализа рынка, позволяющие предсказать увеличение оборота и

    Расчет показателя потенциала

    Расчет показателя потенциала
    Потенциал ключевой сферы компетенции представлен как процент ожидаемого роста валовой прибыли за год. Для этого используют данные анализа рынка, позволяющие предсказать увеличение оборота и затрат, а тем самым и рост валовой прибыли. Эти

    92. Организация диагностики потенциала предприятия

    1. Пользователи экономической информации и субъекты экономического анализа
    Субъектами, или пользователями, финансового анализа являются само предприятие, правительственные органы, высшее звено управления, налоговые органы, банки, владельцы ценных бумаг, аудиторы,

    3. Формирование кадрового потенциала

    3. Формирование кадрового потенциала
    Под формированием кадрового потенциала понимают комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на своевременное и полное обеспечение предприятия работниками требуемых специальностей и уровня квалификации, способными

    Общего мнения нет

    Общего мнения нет
    В этом смысле особенно важно правильно понять реальную суть кризиса 1998 года и его последствий. В историческом плане очевидно, что Россия осталась в выигрыше. Однако не все эту точку зрения разделяют, считая, что в последние десять лет просто имело место

    7. Понятие маркетингового потенциала

    7. Понятие маркетингового потенциала
    Понятие маркетингового потенциала тесно связано с понятием внутренней маркетинговой среды компании. Потенциал компании – совокупность его экономических, маркетинговых, информационных, логистических и коммуникативных

    6.3. Методы оценки потенциала промышленного предприятия

    6.3. Методы оценки потенциала промышленного предприятия
    Конкурентоспособность и эффективность промышленного производства определяется выбором инновационного курса и стратегией развития, направленных на внедрение в международные технологические системы при

    3.3. Концепция организационного потенциала

    3.3. Концепция организационного потенциала
    Как уже упоминалось в предыдущей главе, на ранней стадии стратегического планирования новая стратегия вырабатывалась с учётом традиционных преимуществ фирмы. В сегодняшних быстро изменяющихся условиях «плюсы» прошлой

    3.3.2. Развитие общего руководства фирмы

    3.3.2. Развитие общего руководства фирмы
    На раннем этапе развития фирмы было сделано ещё одно открытие, которое по важности не уступало изобретению функциональных служб. После того как работа была подразделена на функции, возникла необходимость в интеграции, координации и

    ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ И ПОТЕНЦИАЛА

    ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ И ПОТЕНЦИАЛА
    Цель оценки показателей труда и потенциала заключается в том, чтобы выявить потребности в обучении и развитии, информировать руководство в отношении возможного направления развития карьеры отдельного сотрудника и указать на

    Традиционный менеджмент препятствует реализации потенциала

    Традиционный менеджмент препятствует реализации потенциала
    Как это ни удивительно, структура современной организации скорее подавляет управленческие таланты, нежели способствует их развитию. Вместо того чтобы поощрять разносторонность, она сдерживает

    Раскрытие потенциала

    Раскрытие потенциала
    Ньютон в свое время обобщил законы механики и тяготения во всеобъемлющую теорию, актуальную и по сей день. Но огромная энергия, заключенная в атоме, оставалась недоступной, пока Альберт Эйнштейн (1879–1955) не подобрал к ней ключ. Его теория

    «Зачем» как критерий потенциала

    «Зачем» как критерий потенциала
    Если говорить о целях, то вопрос «зачем» оказывает сильное влияние на «как», причем в двух направлениях. Давайте рассмотрим это на примере денег.1. Ограничивая свое «зачем», вы ограничиваете «как». Например, если человек заранее решил,

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Блендер бош руководство
  • Должностная инструкция менеджера вэд по закупкам
  • Lanbena pore treatment serum инструкция по применению на русском
  • Часы slt 6035 инструкция на русском
  • Дюфалак инструкция по применению коту дозировка