Поведенческие эксперименты в когнитивной терапии оксфордское руководство скачать

Статья будет интересна специалистам КПТ, а также специалистам других направлений. Это полноценная статья о КПТ в которой я поделился своими теоретическими и практическими находками. В статье приведены поэтапные примеры из практики, наглядно показывающие эффективность когнитивной психологии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее применение

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это форма психотерапии, объединяющая в себе техники когнитивной и поведенческой терапии. Она ориентирована на конкретную проблему и нацелена на результат. 

На консультациях когнитивный терапевт помогает пациенту изменить свое отношение, сформировавшееся в результате неправильного процесса обучения, развития и познания себя как личности к происходящим событиям. Особенно высокие результаты показывает КПТ при панических атаках, фобиях и тревожных расстройствах.

Реклама



Основная задача КПТ – найти у пациента автоматические мысли «когниции» (которые травмируют его психику и приводят к снижению качества жизни) и направить усилия на их замещение более положительными, жизнеутверждающими и конструктивными. Задача, стоящая перед терапевтом – определить эти негативные когниции, так как сам человек относится к ним как к «обычным» и «само собой разумеющимся» мыслям и от того принимает их как «должные» и «верные».

Первоначально КПТ применялась исключительно как индивидуальная форма консультации, теперь же ее используют и в семейной терапии и в групповой (проблемы отцов и детей, супружеских пар и т.п.).

Консультация когнитивно-поведенческого психолога – это равноправный взаимно заинтересованный диалог между когнитивным психологом и пациентом, где оба принимают самое активное участие. Терапевт задает такие вопросы, отвечая на которые пациент сможет понять значение своих негативных убеждений и осознать дальнейшие их эмоциональные и поведенческие последствия, а после этого самостоятельно принять решение поддерживаться ли ему их дальше или модифицировать. 

Главное отличие КПТ – когнитивный психотерапевт «вытаскивает на свет» глубоко спрятанные убеждения человека, экспериментально выявляет искаженные убеждения или фобии и проверяет их на рационализм и адекватность. Психолог не заставляет пациента принять «правильную» точку зрения, прислушаться к «мудрым» советам, и он не находит «единственно верное» решение проблемы. 

Он шаг за шагом задавая необходимые вопросы извлекает полезную информацию о природе этих разрушающих когниций и позволяет пациенту самостоятельно сделать умозаключения.

Главная концепция КПТ – научить человека самостоятельно исправлять свою ошибочную переработку информации и находить верный путь к разрешению собственных психологических проблем.

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии

Цель 1. Добиться того, чтобы пациент изменил отношение к самому себе и перестал думать, что он «никчемный» и «беспомощный», стал относиться к себе как к человеку, склонному делать ошибки (как и все остальные люди) и исправлять их.

Цель 2. Научить пациента контролировать свои негативные автоматические мысли.

Цель 3. Научить пациента самостоятельно находить связь между когнициями и дальнейшим своим поведением.

Цель 4. Чтобы в дальнейшем человек самостоятельно смог анализировать и правильно перерабатывать появившуюся информацию.

Цель 5. Человек в процессе терапии учится самостоятельно принимать решение о замене дисфункциональных разрушительных автоматических мыслей на реалистические жизнеутверждающие.

КПТ – это не единственное средство при борьбе с психологическими расстройствами, но одно из самых эффективных и результативных.

Стратегии ведения консультации в КПТ

Существует три основных стратегий когнитивной терапии: эмпиризм сотрудничества, сократовский диалог и направляемое открытие, благодаря которым КПТ показывает достаточно высокую эффективность и дает прекрасные результаты в разрешении психологических проблем. Кроме того, полученные знания надолго закрепляются у человека и помогают ему в дальнейшем справляться со своими проблемами уже без помощи специалиста. 

Стратегия 1. Эмпиризм сотрудничества

Эмпиризм сотрудничества – это партнерский процесс между пациентом и психологом, в результате которого выявляются автоматические мысли пациента, и они либо подкрепляются, либо опровергаются при помощи различных гипотез. Смысл эмпирического сотрудничества заключается в следующем: выдвигаются гипотезы, рассматриваются различные доказательства полезности и адекватности когниций, проводится логический анализ и делаются умозаключения, на основе которых отыскиваются альтернативные мысли.

Стратегия 2. Сократовский диалог

Сократовский диалог – это беседа в виде вопросов-ответов, которые позволяют:

  • выявить проблему;
  • найти логическое объяснение мыслям и образам;
  • понять значение происходящих событий и как их воспринимает пациент;
  • поставить оценку событиям, которые поддерживают когниции;
  • оценить поведение пациента.

Все эти умозаключения пациент должен сделать сам отвечая на вопросы психолога. Вопросы не должны быть целенаправленными на определенный ответ, они не должны подталкивать или подводить пациента к какому-то конкретному решению. Вопросы должны быть поставлены так, чтобы человек открылся и не прибегая к защите смог увидеть всё объективно.

Стратегия 3. Направляемое открытие

Суть направляемого открытия сводится к следующему: при помощи когнитивных техник и поведенческих экспериментов психолог помогает пациенту прояснить проблемное поведение, найти логические ошибки и выработать новый опыт. У пациента развивается способность правильно перерабатывать информацию, адаптивно мыслить и адекватно реагировать на происходящее. Таким образом, после консультации пациент справляется с проблемами самостоятельно. 

Техники когнитивной терапии

Техники когнитивной терапии были разработаны специально для того, чтобы выявить у пациента негативные автоматические мысли и обнаружить поведенческие ошибки (шаг 1), скорректировать когниции, заменить их на рациональные и полностью реконструировать поведение (шаг 2).

Шаг 1. Выявление автоматических мыслей

Автоматические мысли (когниции) – это мысли, которые формируются в течении жизни человека, на основе его деятельности и жизненного опыта. Они появляются спонтанно и заставляют человека в данной ситуации поступать именно так, а не иначе. Автоматические мысли воспринимаются как правдоподобные и единственно верные.

Негативные разрушающие когниции – это мысли, которые постоянно «вертятся в голове», не дают адекватно реагировать на происходящее, изматывают эмоционально, доставляю физический дискомфорт, разрушают жизнь человека и выбивают его из социума.

Техника «Заполнение пустоты»

Для выявления (идентификации) когниций широко применяется когнитивная техника «Заполнение пустоты». Психолог разделяет прошедшее событие, вызвавшее негативное переживание на следующие пункты:

А – событие;

В – неосознанные автоматические мысли «пустота»;

С – неадекватная реакцияи дальнейшее поведение.

Суть данного метода состоит в том, что при помощи психолога пациент заполняет между произошедшим событием и неадекватной на него реакцией «пустоту», которую не может сам себе объяснить и которая становится «мостиком» между пунктами А и С.

Пример из практики: Мужчина испытывал непонятную тревогу и стыд в многочисленном обществе и всегда старался либо сидеть незамеченным в углу, либо тихонько уйти. Я разделил это событие на пункты: А – нужно идти на общее собрание; В – необъяснимые автоматические мысли; С – ощущение стыда. 

Необходимо было выявить когниции и тем самым заполнить пустоту. После заданных вопросов и полученных ответов выяснилось, что когниции мужчины – это «сомнения на счет внешности, способности поддержать разговор и недостаточном чувстве юмора». Мужчина всегда боялся быть осмеянным и выглядеть глупо и поэтому после подобных встреч он чувствовал себя униженным.

Таким образом, после конструктивного диалога-расспроса психолог смог выявить у пациента негативные когниции, они открыли нелогическую последовательность, противоречия и прочие ошибочные мысли, которые «отравляли» жизнь пациенту.

Шаг 2. Коррекция автоматических мыслей

Самыми эффективными когнитивными техниками по коррекции автоматических мыслей считаются:

«Декатастрофизация», «Переформулирование», «Децентрализация» и «Реатрибуция».

Техника 1. Декатастрофизация

Достаточно часто люди боятся выглядеть нелепыми и смешными в глазах своих друзей, сослуживцев, одноклассников, сокурсников и т.п. Однако существующая проблема «выглядеть нелепым» идет дальше и распространяется на незнакомых людей, т.е. человек боится быть высмеянным продавцами, попутчиками в автобусе, мимо идущими прохожими. 

Постоянный страх заставляет человека сторониться людей, подолгу запираться в комнате. Такие люди выбиваются из социума и становятся нелюдимыми одиночками, чтобы негативная критика не нанесла ущерб его личности.

Суть декатастрофизации – показать пациенту, что его логические умозаключения неверны. Психолог, получив на свой первый вопрос ответ от пациента, следующий задает в форме «А что, если….». Отвечая на следующие подобные вопросы, пациент осознает нелепость своих когниций и видит реальные фактические события и последствия. Пациент становится подготовленным к возможным «плохим и неприятным» последствиям, но уже переживает их не так критично.

Пример из практики А. Бека:

Пациент.  Мне нужно завтра выступить перед своей группой, и я перепуган до смерти.

Терапевт.  Чего же вы боитесь?

Пациент.  Мне кажется, я буду выглядеть глупо.

Терапевт.  Предположим, вы действительно будете выглядеть глупо. Что в этом плохого?

Пациент.  Я этого не переживу.

Терапевт.  Но послушайте, предположим, они будут смеяться над вами. Неужели вы от этого умрете?

Пациент.  Конечно, нет.

Терапевт.  Предположим, они решат, что вы – наихудший из всех существовавших ораторов… Разрушит ли это вашу будущую карьеру?

Пациент.  Нет… Но неплохо быть хорошим оратором.

Терапевт.  Конечно, неплохо. Но если вы потерпите неудачу, неужели родители или жена отрекутся от вас?

Пациент.  Нет… они отнесутся с сочувствием.

Терапевт.  Так что же в этом самое ужасное?

Пациент.  Я буду плохо чувствовать себя.

Терапевт.  И долго вы себя будете плохо чувствовать?

Пациент.  День или два.

Терапевт.  А затем?

Пациент.  Затем все придет в порядок.

Терапевт.  Вы боитесь, что на карту поставлена ваша судьба.

Пациент.  Верно. У меня такое ощущение, что на карту поставлено все мое будущее.

Терапевт.  Итак, где-то по дороге ваше мышление дает сбой… и вы склонны рассматривать любую неудачу, словно это конец света… Вам нужно на самом деле обозначить свои неудачи как неуспехи в достижении цели, а не как страшное бедствие и начать оспаривать свои ложные посылки.

На следующей консультации пациент сказал, что выступил перед аудиторией и его речь (как он и ожидал) была нескладной и расстроенной. Ведь накануне он очень сильно волновался за ее результат. Терапевт продолжил расспрос пациента, уделяя особое внимание на то, как представляет себе неудачу и что с ней ассоциирует.

Терапевт.  Как вы себя сейчас чувствуете?

Пациент.  Я чувствую себя лучше… но был разбит в течение нескольких дней.

Терапевт.  Что вы теперь думаете о своем мнении, что нескладная речь – это катастрофа?

Пациент.  Конечно, это не катастрофа. Это неприятно, но я переживу.

Данный момент консультации – это главная часть техники «Декатастрофизация», в которой психолог проводит работу со своим пациентом таким образом, чтобы пациент начал изменять свое представление о проблеме как о неминуемой катастрофе.

Через некоторое время мужчина выступал еще раз перед публикой, но тревожных мыслей в этот раз было гораздо меньше и речь он произнес более спокойно с меньшим дискомфортом. Придя на очередную консультацию, пациент согласился, что он слишком сильно придавал значение реакции окружающих людей.

Пациент.  Во время последнего выступления я чувствовал себя гораздо лучше… Мне кажется, это дело опыта.

Терапевт.  Возник ли у вас хоть какой-то проблеск осознания того, что чаще всего не так уж важно, что люди думают о вас?

Пациент.  Если я собираюсь стать врачом, мне необходимо производить хорошее впечатление на своих пациентов.

Терапевт.  Плохой вы врач или хороший, зависит от того, насколько хорошо вы диагностируете и лечите своих пациентов, а не от того, насколько успешно вы выступаете перед публикой.

Пациент.  Ладно… я знаю, что с пациентами у меня все в порядке, и мне кажется, что именно это главное.

Следующая консультация были направлена на то, чтобы рассмотреть более тщательно все эти неадаптивные автоматические мысли, вызывающие такой страх и дискомфорт. В итоге пациент сказал фразу:

«Я теперь вижу, насколько смешно тревожиться по поводу реакции совершенно незнакомых людей. Я никогда их больше не увижу. Поэтому, какая разница, что они обо мне подумают?»

Ради этого положительного замещения и была разработана когнитивная техника «Декатастрофизация».

Техника 2. Переформулирование

Переформулирование приходит на помощь в тех случаях, когда пациент уверен, что проблема не поддается его контролю. Психолог помогает переформулировать негативные автоматические мысли. Сделать мысль «правильной» достаточно тяжело и поэтому психолог должен проследить, чтобы новая мысль у пациента была конкретная и четко обозначенная с точки зрения его дальнейшего поведения.

Пример из практики: Обратился больной одинокий человек, который был уверен в том, что он никому не нужен. После проведенной консультации он смог переформулировать свои когниции на более положительные: «Я должен находится больше в обществе» и «Я должен первым сказать родственникам, что нуждаюсь в помощи». Проделав это на практике, пенсионер позвонил и сказал, что проблема исчезла сама собой, так как за ним стала ухаживать его сестра, которая даже не догадывалась о плачевном состоянии его здоровья.

Техника 3. Децентрализация

Децентрализация – это техника, позволяющая освободить пациента от уверенности, что он является центром событий, происходящих вокруг. Эта когнитивная техника используется при тревогах, депрессиях и параноидных состояниях, когда у человека искажается мышление и он склонен персонифицировать даже то, что не имеет к нему никакого отношения.

Пример из практики: Пациентка была уверена, что на работе все следят за тем как она выполняет поручения, поэтому испытывала постоянную тревогу, дискомфорт и чувствовала себя отвратительно. Я предложил ей провести поведенческий эксперимент, а точнее: завтра, на работе не сосредотачиваться на своих эмоциях, а понаблюдать за сотрудниками. 

Придя на консультацию, женщина сказала, что каждый был занят своим делом, кто-то писал, а кто-то сидел в интернете. Она сама пришла к выводу, что все заняты своими делами и она может быть спокойна, что никто за ней не следит.

Техника 4. Реатрибуция

Реатрибуция применяется в том случае, если:

  • пациент винит себя «во всех несчастьях» и неудачных событиях, которые происходят. Он отождествляет себя с несчастием и уверен, что именно он их приносит и именно он является «источником всех бед». Такое явление называется «Персонализацией» и оно никак не связано с реальными фактами и доказательствами, просто человек говорит сам себе: «Я причина всех несчастий и всё, что тут можно еще думать?»;
  • если пациент уверен, что источников всех бед становится какой-то один конкретный человек, и если бы не «он», то все бы было хорошо, а так как «он» рядом, то ничего хорошего не жди;
  • если пациент уверен, что в основе его несчастий лежит какой-то единственный фактор (несчастливое число, день недели, весна, одета не та футболка и т.п.)

После того, как выявляются негативные автоматические мысли, начинается усиленная проверка на их адекватность и реальность. В подавляющем большинстве пациент самостоятельно приходит к выводу, что все его мысли ни что иное как «ложные» и «ничем не подкрепленные» убеждения.

Лечение тревожного пациента на консультации у когнитивного психолога

Показательный пример из практики:

Для того, чтобы наглядно показать работу когнитивного психолога и результативность поведенческих техник приведем пример лечения тревожного пациента, которое проходило в течении 3-х консультаций.

Консультация №1

Этап 1. Знакомство и ознакомление с проблемой

Студент института перед экзаменами, важными встречами и спортивными соревнованиями тяжело засыпал ночью и часто просыпался, днем он заикался, чувствовал дрожь в теле и нервозность, у него кружилась голова и было постоянное чувство беспокойства.

Молодой человек рассказал, что вырос в семье, где отец с детства говорил ему, что необходимо быть «лучшим и первым во всем». В их семье поощряли конкуренцию, а так как он был первым ребенком, то ожидали от него побед в учебе и в спорте, чтобы он был «примером для подражания» своим младшим братьям. Главными словами-наставлениями были: «Никогда никому не позволяй быть лучше себя».

На сегодняшний день у парня нет друзей, так как он всех сокурсников принимает за конкурентов, и нет подруги. Стараясь привлечь к себе внимание, он старался казаться «круче» и «солиднее» придумывая небылицы и рассказы о несуществующих подвигах. Он не мог чувствовать себя спокойным и уверенным в обществе ребят и постоянно боялся, чтоб обман откроется, и он станет посмешищем.

Этап 2. Исследовательская часть консультации

Расспрос пациента начался с того, что терапевт стал выявлять его негативные автоматические мысли и их влияние на поведение, и как эти когниции смогли загнать его в депрессивное состояние.

Терапевт.  Какие ситуации больше всего расстраивают Вас?

Пациент.  Когда у меня неудачи в спорте. Особенно в плавании. А также, когда я ошибаюсь, даже когда играю в карты с ребятами по комнате. Я сильно расстраиваюсь, если девушка меня отвергает.

Терапевт.  Какие мысли проносятся в вашей голове, когда вам, скажем, что-то не удается в плавании?

Пациент.  Я думаю о том, что люди меньше обращают на меня внимание, если я не на высоте, не победитель.

Терапевт.  А если вы делаете ошибки при игре в карты?

Пациент.  Тогда я сомневаюсь в своих интеллектуальных способностях.

Терапевт.  А если девушка отвергает вас?

Пациент.  Это значит, что я заурядный… Я теряю ценность как человек.

Терапевт.  Вы не видите связи между этими мыслями?

Пациент.  Да, я думаю, что мое настроение зависит от того, что обо мне думают другие люди. Но ведь это так важно. Я не хочу быть одиноким.

Терапевт.  Что значит для вас быть одиноким?

Пациент.  Это значит, что со мной что-то не в порядке, что я неудачник.

Этап 3. Коррекционное воздействие

На этом расспросы временно прекращаются. Психолог начинает совместно с пациентом строить гипотезу о том, что ценность его как человека и его личное Я определяется посторонними людьми. Пациент полностью соглашается. Тогда они пишут на листке бумаги цели, которые пациент хочет достичь в результате консультации:

  • Снизить уровень тревоги;
  • Улучшить качество ночного сна;
  • Научится взаимодействовать с другими людьми;
  • Стать морально независимым от родителей.

Молодой человек рассказал психологу о том, что перед экзаменами он всегда усиленно занимается и ложится позднее обычного. Но спать он не может, так как в голове постоянно крутятся мысли об предстоящем испытании и что он может его не сдать. 

Утром не выспавшимся он идет на экзамен, начинает волноваться и у него появляются все выше описанные симптомы невроза. Тогда психолог попросил ответить на один вопрос: «А какова выгода от того, чтобы Вы постоянно думаете об экзамене и днем и ночью?», на что пациент ответил:

Пациент.  Ну, если я не буду думать об экзамене, я могу что-нибудь забыть. Если же я буду постоянно думать, то лучше подготовлюсь.

Терапевт.  У вас когда-нибудь была ситуация, когда вы были «хуже подготовлены»?

Пациент.  Не на экзамене, но однажды я принимал участие в больших соревнованиях по плаванию и накануне вечером был с друзьями и не думал. Я вернулся домой, лег спать, а утром встал и пошел плавать.

Терапевт.  Ну и как получилось?

Пациент.  Прекрасно! Я был в форме и проплыл довольно хорошо.

Терапевт.  Основываясь на этом опыте, не считаете ли вы, что есть основания меньше беспокоиться о своем исполнении?

Пациент.  Да, наверное. Мне не повредило то, что я не беспокоился. На самом деле мое беспокойство только расстраивает меня.

Как видно из заключительной фразы пациент самостоятельно путем логического умозаключения пришел к разумному объяснению и отказался от «умственной жвачки» об экзамене. Следующим шагом стал отказ от неадаптивного поведения. Психолог предложил проводить прогрессивную релаксацию для уменьшения тревожности и обучил как это делается. Дальше последовал следующий диалог-расспрос:

Терапевт.  Вы упомянули, что когда вы беспокоитесь об экзаменах, то испытываете тревогу. Попытайтесь теперь вообразить, что вы лежите в постели ночью перед экзаменом.

Пациент.  Хорошо, я готов.

Терапевт.  Представьте, что вы думаете об экзамене и решаете, что недостаточно подготовились.

Пациент.  Да, представил.

Терапевт.  Что вы чувствуете?

Пациент.  Я чувствую нервозность. Мое сердце начинает колотиться. Думаю, что мне надо встать и позаниматься еще.

Терапевт.  Хорошо. Когда вы думаете, что не подготовлены, у вас возникает тревога и вам хочется встать. Теперь представьте, что вы лежите в постели накануне экзамена и думаете о том, как вы хорошо подготовились и знаете материал.

Пациент.  Хорошо. Теперь я чувствую себя уверенно.

Терапевт.  Вот! Видите, как ваши мысли влияют на чувства тревоги?

Этап 4. Завершение беседы (домашнее задание)

Психолог предложил молодому человеку записывать свои когниции и распознавать искажения. Записывать нужно было в тетрадку все мысли, которые посещают его перед важным событием, когда у него наступала нервозность и он не мог спокойно спать ночью.


Консультация №2

Этап 1. Обсуждение домашнего задания

Консультация началась с обсуждения домашнего задания. Вот какие интересные мысли записал студент и принес на следующую консультацию:

  • «Я сейчас опять буду думать об экзамене»;
  • «Нет, сейчас мысли об экзамене уже не имеют никакого значения. Я подготовился»;
  • «Я оставил время про запас, так что у меня оно есть. Сон не так уж важен, чтобы беспокоиться о нем. Нужно встать и еще раз прочитать все»;
  • «Мне надо уснуть сейчас! Мне надо спать восемь часов! Иначе я опять буду измотан».И он представил себя плывущего в море и уснул.

Наблюдая таким образом за ходом своих мыслей и записывая их на бумагу, человек сам убеждается в их незначимости и понимает, что они искажены и неправильны.

Итог первой консультации: были достигнуты первые 2-е цели (снизить уровень тревоги и улучшить качество ночного сна).

Этап 2. Исследовательская часть

Терапевт.  Если кто-то игнорирует вас, могут ли здесь быть другие причины, кроме той, что вы – неудачник?

Пациент.  Нет. Если я не смогу убедить их, что я значителен, я не смогу привлечь их.

Терапевт.  Как вы убеждаете их в этом?

Пациент.  Если сказать правду, то я преувеличиваю свои успехи. Я привираю о своих оценках в классе или говорю, что победил в соревновании.

Терапевт.  И как это срабатывает?

Пациент.  На самом деле не очень хорошо. Мне неловко, и они смущены моими рассказами. Иногда они не обращают особого внимания, иногда же отходят от меня после того, как я наговорю о себе слишком много.

Терапевт.  Значит, в некоторых случаях они отвергают вас, когда вы привлекаете их внимание к себе?

Пациент.  Да.

Терапевт.  Это как-то связано с тем, победитель вы или неудачник?

Пациент.  Нет, они даже не знают, кто я внутри. Они просто отворачиваются, потому что я говорю слишком много.

Терапевт.  Получается, что люди реагируют на ваш стиль разговора.

Пациент. Да.

Психолог останавливает расспрос видя, что пациент начинает сам себе противоречить и ему необходимо на это указать, так начинается третья часть консультации.

Этап 3. Коррекционное воздействие

Начался разговор с «я незначителен, я не смогу привлечь», а закончился «люди реагируют на стиль разговора». Таким образом терапевт показывает, что проблема неполноценности плавно перешла в проблему социального неумения общаться. Кроме того, стало очевидно, что молодому человеку самой актуальной и больной темой кажется тема «неудачника» и это его главное убеждение: «Неудачники никому не нужны и не интересны».

Здесь явно просматривались корни с детства и постоянного родительского поучения: «Будь лучшим». После еще пары вопросов стало ясно, что студент считает все свои успехи исключительно заслугами родительского воспитания, а не его личные. Это его бесило и лишало уверенности в своих силах. Стало понятно, что эти негативные когниции нужно было заменить или видоизменить.

Этап 4. Завершение беседы (домашнее задание)

Необходимо было сосредоточиться на социальном взаимодействии с другими людьми и понять, что не так в его разговорах и почему в конечном итоге он один. Поэтому следующее домашнее задание было таким: в беседах задавать больше вопросов относительно дел и здоровья собеседника, сдерживаться при желании приукрасить свои успехи, меньше разговаривать о себе и больше слушать о проблемах других.


Консультация №3 (заключительная)

Этап 1. Обсуждение домашнего задания

Молодой человек рассказал, что после всех выполненных заданий, разговор с однокурсниками пошел совсем в другую сторону. Он был сильно удивлен, как другие люди искренне признают свои ошибки и негодуют на свои промахи. Что многие люди просто смеются над ошибками и открыто признают свои недостатки. 

Такое маленькое «открытие» помогло пациенту понять, что не нужно делить людей на «удачников» и «неудачников», что у всех есть свои «минусы» и «плюсы» и от этого люди не становятся «лучше» или «хуже», они просто такие какие есть и от этого интересные.

Итог второй консультации: достижение 3-ей цели «Научится взаимодействовать с другими людьми».

Этап 2. Исследовательская часть

Осталось выполнить 4 пункт «Стать морально независимым от родителей». И мы приступили в диалогу-расспросу:

Терапевт: Как ваше поведение отражается на ваших родителях?

Пациент: Если родители выглядят хорошо, то это что-то говорит обо мне, и если я выгляжу хорошо, то это делает им честь.

Терапевт: Перечислите признаки, которые отличают вас от родителей.

Заключительный этап

Итог третьей консультации: пациент понял, что он очень сильно отличается от родителей, что они очень разные и он сказал ключевую фразу, которая была итогом всей нашей совместной работы: 

«Понимание того, что мои родители и я – разные люди, приводит меня к осознанию того, что я могу прекратить лгать».

Заключительный итог: пациент освободился от стандартов и стал менее застенчивым, научился самостоятельно справляться с депрессией, с переживаниями, у него появились друзья. А самое главное – он научился ставить перед собой умеренные реалистичные цели и нашел интересы, не имеющие никакого отношения к достижениям.

В заключение хочется отметить, что когнитивно-поведенческая психотерапия – это возможность заменить укоренившиеся дисфункциональные убеждения на функциональные, нерациональные мысли на рациональные, жесткие когнитивно-поведенческие связи на более гибкие и научить человека самостоятельно адекватно перерабатывать информацию.

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Задачей когнитивной терапии, представляющей из себя одну из составных частей когнитивно-бихевиоральной терапии, является обучение больных распознаванию и коррекции дезадаптивных убеждений, касающихся тех ситуаций, в которых появляется выраженная тревога, страх и обсессии (Wilhelm , Steketee, 2006).

Когнитивная терапия обучает пациента не подавлять и не избегать навязчивых состояний. Как отмечалось выше, «стратегия избегания» отчасти помогают пациенту ослабить выраженность навязчивых состояний и редуцировать количество эпизодов их возникновения.

Возникновению и сохранению навязчивых состояний благоприятствует несколько типов убеждений:

  • преувеличение чувство ответственности;
  • гиперболизация важности и значения определенных мыслей;
  • озабоченность по поводу необходимости контролировать мысли;
  • переоценка опасности тех или иных ситуаций (Obsessive Compulsive Cognitions Working Group, 1997).

Ошибочные суждения и становятся мишенями когнитивной терапии.

Когнитивные методы помогают пациенту переоценить неадекватные убеждения, обрести более реальный взгляд на значение тех или иных мыслей, и провести «поведенческие эксперименты», чтобы проверить верность своих убеждений относительно необходимости контроля над мыслями и адекватной оценки степени угрозы. Когнитивные методы могут быть так же эффективны, как сеансы погружения в ситуацию.

Однако неясно, насколько существенно повышается эффективность терапии при сочетании техники экспозиции с когнитивными методами.

Учитывая, что для проведения сеансов погружения в пугающую ситуацию и подавления тревожной реакции могут потребоваться некоторые предварительные изменения в когнитивной сферы, на практике эти два подхода пересекаются, поэтому часто используется «когнитивно-поведенческий» подход, который применяется индивидуально и в группах, начиная от компьютерных программ самопомощи и заканчивая стационарным лечением.

В процессе когнитивной терапии, пациенту предлагается записывать время появления, периодичность и частоту, а также выраженность навязчивых состояний, при этом, сравнивая эти показатели с попытками подавить или уклониться от навязчивостей.

Среди техник когнитивной терапии, которые редуцируют выраженность навязчивых состояний, следует отметить запись повторяющихся мыслей с последующих их обсуждением в рамках общих принципов терапии навязчивостей.

Когнитивные убеждения, характерные для больных с навязчивостями

  1. «Я отвечаю за все происходящее»
  2. «Крайне важно, какие у меня мысли»
  3. «Все, что происходит со мной опасно»
  4. «Все прекрасно или ужасно»
  5. «Я должен стремиться к совершенству в любом деле»
  6. «Мне важно держать ситуацию под контролем»
  7. «Необходимо все проверять»
  8. «Надо стараться все делать правильно и хорошо»
  9. «Навязчивые мысли имеют особый смысл»

В фокусе психотерапевтического воздействия при когнитивной терапии обсессивно-компульсивного личностного расстройства изменение когнитивных убеждений, особенно таких как «все или ничего», искаженных и завышенных оценок, ригидности, категоричности («техника «декатастрофизации»).

Большую роль в процессе когнитивной терапии играют так называемые «поведенческие эксперименты», при участии в которых пациент на практике убеждается в ошибочности своих убеждений, их ненадежности. Особенно значимы подобные эксперименты для опровержения мыслей больного, касающихся необходимости и возможности абсолютного контроля за какой-либо опасностью.

Многие психотерапевты полагают, что когнитивные техники должны предшествовать проведению бихевиоральных, например, таких как экспозиционная терапия.

Для большинства пациентов с навязчивыми состояниями типична переоценка опасности, угрозы от того или иного события или пребывания в той ситуации, реальная опасность которой невысока. Задачей когнитивной терапии становится и коррекция подобных убеждений.

На этой странице собрано всё о когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ), в том числе здесь вы прочитаете:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия — это психоанализ или нет;
  • Какие методы и техники используются в когнитивно-поведенческой психотерапии;
  • Как вам поможет когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • Какие проблемы решает когнитивно-поведенческая терапия;
  • Как проходит сеанс когнитивно-поведенческой терапии и многое другое.

Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия. Более 10 лет помогаю людям улучшить качество жизни. Образование и опыт работы подтверждены в России и международно. Узнать больше →

История КПТ

Самые ранние истоки когнитивно-поведенческой психотерапии можно найти ещё у древнегреческих философов. Родоначальниками КПТ считаются психологи А.Адлер, А.Эллис и Аарон Т.Бек. Наибольший вклад в основы современной формы когнитивно-поведенческой психотерапии внес Аарон Темкин Бек и его ученики.

🔗 Аарон Т.Бек: человек, который придумал когнитивно-поведенческую терапию

По-русски КПТ могут называть когнитивно-поведенческой психотерапией, когнитивно-бихевиоральной психотерапией и просто КП-терапией или КПТ.

Суть когнитивно-поведенческой психотерапии

Одно из ключевых понятий КПТ заключается в том, что источник проблем человека с большой вероятностью находится в самом человеке, а не вне его. Дискомфорт доставляют не ситуации, а мысли, оценки ситуаций, оценки себя и других людей.

Людям свойственны когнитивные схемы, когнитивные искажения и автоматические мысли, которые провоцируют появление негативных эмоций.

💡 Примеры
Когнитивная схема: «Настоящие мужчины так не поступают»
Искажение или чтение мыслей других людей: «Он наверняка хотел сделать мне гадость».

Клиент вместе с терапевтом являются исследователями мышления клиента. Терапевт задает вопросы, предлагает провести эксперименты, поощряет клиента обнаруживать у себя предубеждения, иррациональную логику, веру в неправду, максирующуюся под истину, и предлагает их оспорить, то есть поставить под сомнение.

Схема ABC: взаимосвязь ситуация, мысли, убеждения, реакция и эмоции, а также убеждения и глубинные убеждения

В когнитивно-поведенческой психотерапии клиент увидит свои убеждения со стороны и решит, придерживаться ли ему их далее, или можно попробовать что-нибудь изменить. Когнитивно-поведенческий психотерапевт помогает измениться.

🔗 Основные критерии эмоционального здоровья (А.Эллис).

Как правило, людям легко удаётся применять навыки когнитивно-поведенческой терапии на практике. В каком-то смысле это направление психотерапии является чем-то вроде обучения / тренинга / коучинга, цель которого — улучшить состояние клиента здесь, сейчас и в будущем. Когнитивно-поведенческая психотерапия здорово отличается от обычной беседы с хорошим приятелем.

Какие проблемы решает КПТ

Когнитивно-поведенческая психотерапия применяется во всем мире для решения любых психологических проблем человека. КПТ помогает:

  • разобраться в себе,
  • наладить подходящие отношения или прекратить неподходящие;
  • улучшить качество жизни при психических заболеваниях;
  • справиться с депрессией;
  • преодолеть последствия психотравмирующего опыта;
  • избавиться от тревоги, фобий и страхов;
  • вылечиться от расстройства пищевого поведения;
  • повысить самооценку;
  • побороть неуверенность в себе и многое другое

Важно понимать, что есть вещи, с которыми психолог помочь не сможет и что психолог вряд ли даст гарантию на свою работу, как на бытовую технику, например.

🔗 На ту же тему: С чем вообще можно обращаться к психологу

Как проводится когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия известна своей структурностью и четкостью. В КПТ есть правильное начало, середина и грамотное окончание терапии.

Этапы когнитивно-поведенческой психотерапии

  1. Психологическое просвещение.
  2. Работа над убеждениями, вносящими вклад в поддержание проблемы.
  3. Экспозиция, эксперименты вживую и в воображении, чтобы проверить убеждения.
  4. Предотвращение рецидивов в будущем.

Считается, что в когнитивно-поведенческой психотерапии якобы есть под любой запрос «протокол». Типа простая в использовании инструкция для психотерапевта, которую он берет и механистически применяет к клиенту. И клиент пошел счастливый без проблем. В начале каждого обучающего тренинга обычно спрашивают, каковы ожидания у присутствующих, и на тренингах по КПТ кто-нибудь обязательно упомянет «хочу протокол работы».

💡 На самом деле в КПТ нет никакой пошаговой инструкции или протокола для применения к клиенту.

Разработаны планы психотерапии, в которых учтены особенности состояний. Так, например, для КПТ психотерапии тревожного расстройства в плане будет этап работы с нетерпимостью неопределенности, а в случае расстройства пищевого поведения нужно обязательно уделить время работе с самооценкой и некорректными стандартами относительно себя.

См. также: причины для прекращения психотерапии и 7 признаков, что отношения с психотерапевтом никуда не годятся

Методы когнитивно-поведенческой терапии

В когнитивно-поведенческом подходе используются методы:

  • когнитивная реструктуризация,
  • метод ABC классический и ABC функциональный;
  • сократовский диалог,
  • континуум мышления,
  • оценка выгод и издержек,
  • метод падающей стрелы,
  • опросы;
  • домашние задания,
  • откладывание тревоги и другие методы, смотрите по тэгу «Техники КПТ«

Как проходит сеанс КПТ

Каждый сеанс — называется сессия — в когнитивно-поведенческой психотерапии четко структурирован:

  • Установление повестки, приоритизация вопросов для обсуждения.
  • Работа по повестке, применение техник, решение проблем.
  • Обсуждение домашнего задания, обмен впечатлениями и обратная связь.

Сессия длится, как правило, 50-60 минут, задержки возможны, но должны иметь обоснование и пользу для клиента.

Читайте также:

  • Принципы оказания услуг психологической помощи в режиме онлайн
  • Чем консультация психолога отличается от задушевного разговора на кухне
  • Как эффективно распорядиться временем на консультации психолога

Сколько сеансов КПТ нужно

Количество необходимых сеансов когнитивно-поведенческой психотерапии — от одного до 10–20–40… в зависимости от сложности психологической проблемы. Хронические и длительно текущие проблемы, а также психологические расстройства точно потребуют больше 10 сеансов.

👉 Читать подробнее: Сколько должна длиться когнитивно-поведенческая психотерапия?

Ожидание, что за 5-10 встреч можно справиться с многолетней социофобией, начавшейся ещё в юности — точно некорректное.

Почему именно когнитивно-поведенческая психотерапия

Результаты когнитивно-поведенческой психотерапии довольно неплохо изучены. Она является доказанно эффективной для решения многих беспокоящих проблем, хорошо воспринимается клиентами и относительно краткосрочна.

КПТ не лучше и не хуже других психотерапевтических подходов. КПТ просто лучше изучена и доказано, что она работает.

КПТ хорошо помогает в плане самооценки, тревоги, депрессии, фобий, личных проблем, хронической боли, неуверенности в себе, расстройств пищевого поведения…впишите своё.

бумаги папки бизнес

Когнитивно-поведенческая психотерапия — золотой стандарт психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия самостоятельно

КПТ можно заниматься и самостоятельно. Существуют книги с техниками когнитивно-поведенческой психотерапии, которые вполне можно освоить и выполнять самому.

→ Дневник для самостоятельной терапии

Личный психотерапевтический дневник. Разработан психологом. На бумаге.

2500 ₽

СМОТРЕТЬ →

кпт упражнения сборник скачать

→ Сборник психологических упражнений

30 эффективных и простых упражнений. На бумаге.

2500 ₽

СМОТРЕТЬ →

→ CBT Tools book

Сборник упражнений для самостоятельной психотерапии. Для всех, скачать в электронном формате сразу же после покупки.

1000 ₽

СМОТРЕТЬ →

рабочая тетрадь самооценка уверенность в себе психолог

→ Рабочая тетрадь «САМООЦЕНКА»

10 упражнений для повышения самооценки и уверенности в себе. Скачать в электронном формате сразу же после покупки .

1000 ₽

СМОТРЕТЬ →

Большую подборку упражнений для самостоятельного применения найдете на странице «Психологическая самопомощь«: упражнения при тревоге, депрессии, самоподдержка, как простить человека, как справиться с тревогой перед сном и др.

Еженедельно я отправляю подборку 3-2-1: три совета, две цитаты и один вопрос для размышлений. Присоединяйтесь и используйте подборку для своего саморазвития.

Книги о когнитивно-поведенческой психотерапии

В формате когнитивно-поведенческой психотерапии выходит обучающая литература для специалистов, а также книги по самопомощи.

У меня есть подборка 30-ти лучших книг по когнитивно-поведенческой психотерапии для специалистов и не только, также регулярно публикую обзоры на разные книги, в том числе и по КПТ в рубрике «Читальный зал». Есть подборка книг для самопомощи при социофобии.

Популярное:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Minoset plus инструкция на русском таблетки
  • Крестьянское восстание под руководством пугачева цели
  • Сана сол мони 50 инструкция по применению
  • Облепиховое масло суппозитории ректальные инструкция цена
  • Руководство государственного унитарного предприятия