Познавательная деятельность ученика под руководством учителя называется

Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения знаний имеет одну очень важную особенность: учитель руководит учебным процессом, но даже при этом ученик овладевает учебным материалом в автономно режиме, осваивая познания, которые уже есть в научной среде. Важную роль в усвоении знаний имеет воспроизведение полученного материала, даже если это воспроизведение проводится в урезанном виде в ходе мыслительных операций.

Стадии учебно-познавательной деятельности

Выделяют три основные стадии запоминания изучаемого материала:

  • восприятие нового материала, усвоение теоретической познаний;
  • применение полученных знаний на практике во время выполнения тренировочных упражнений, развитие навыков и умений в процессе овладения новым материалом;
  • воспроизведение, углубление и закрепление знаний, совершенствование навыков и умений.

Учебно-познавательная деятельность – это совершенный цикл действий, направленных на получение знаний, который включает:

  • восприятие нового материала, его первичное и последующее запоминание;
  • выполнение упражнений, направленных на усвоение знаний и навыков;
  • возобновление активности, направленное на углубление и более прочное усвоение новых знаний.

Восприятие нового материала

Для начала охарактеризуем суть восприятия. Фактически, это процесс восприятия внешних характеристик и признаков предметов и явлений, которые подлежат изучению, посредством органов чувств ученика. Воспринятая информация обрабатывается в центральной нервной системе, что приводит к формированию низшей формы познания – представлений.

Определение 1

Представление – это сохранение в сознании учащегося внешних образов предметов и явлений, воспринятых посредством органов чувств.

Низшей формой познаний представление является в связи с тем, что в нем не раскрывается суть изучаемых предметов и явлений, а лишь происходит фиксация наиболее характерных черт. Научное познание невозможно без познания сути предметов и явлений.

Разницу между научным познанием, восприятием и представлением понимали еще в древности. Об этом в своих трудах писал древнегреческий философ Аристотель. Он отмечал, в частности, что научное познание отличается от восприятия тем, что предмет научного познания – это общее и необходимое, а не случайное и единичное. От представления научное знание по мнению Аристотеля отличается тем, что суждение, сделанное на основе научного знания, всегда истинно.

Давайте теперь разберем, что означает понимание с позиции познавательного действия.

Определение 2

Осознавать – это значит понять, раскрыть смысл явления или предмета, постичь значение чего-либо.

Если говорить про осмысление с позиции познавательного действия, то можно дать этому термину следующее определение.

Определение 3

Осмысление – это мысленное понимание обстоятельств и следствий, связанных с изучаемым явлением или предметом, постижение сущности изучаемого, формирование на основании обстоятельств, следствий и сущности предметов и явлений различных теоретических обобщений.

Процесс осмысления включает в себя:

  • анализ полученной информации о признаках и свойствах изучаемых предметов и явлений;
  • сортировку свойств и признаков, логическое выделение наиболее общих и существенных для всего ряда подобных явлений или предметов характеристик;
  • формулирование теоретических выводов, понятий и определений;
  • проверку истинности сделанных выводов.

Запоминание изучаемого материала

Понимание и способность к воспроизведению — это не одно и то же. Часто бывает, что учащиеся понимают изложенный материал, когда его воспроизводит учитель или другой ученик, но сам ответить на вопросы темы не в состоянии. Все потому, что понимать изучаемый материал мало. Необходимо также сохранять в памяти факты и логические выводы, иметь возможность воспроизводить их свободно и связно.

Знать изучаемый материал – это значит уметь осознанно и в полном объеме воспроизводить его, выделять значимое и второстепенное, объяснять суть предметов и явлений, обосновывать правильность правил и других теоретических обобщений, доказывать справедливость теоретических выводов, отвечать на любые вопросы, которые прямо или косвенно относятся к изучаемому материалу, разделять материал на блоки, устанавливать связи изучаемого материала с тем, что было пройдено ранее, применять знания на практике, составлять схемы, планы, переносить усвоенные знания на разъяснение других фактов и явлений; отделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, формулировать свое отношение к ним.

Чаще всего запоминание проводится при помощи возобновления изучаемого материала. Выделяют два вида повторения:

  • функциональное;
  • пассивное.

Суть функционального повторения в том, что ученик самостоятельно воссоздает следы ранее воспринятых представлений без восприятия впечатлений от внешнего мира. В отличие от него пассивное повторение предполагает восприятие той информации, которую он уже поспринимал раньше.

Эффект функционального повторения гораздо выше, чем пассивного. Способные дети отдают ему предпочтение на интуитивном уровне.

На практике использование функционального повторения реализуется следующим образом:

  • восприятие материала, например, чтение книги;
  • повторение полученной информации по памяти.

Существует несколько продуктивных методов повторения полученной информации:

  • повторение вслух или про себя;
  • составление плана-конспекта полученной информации;
  • ответы на вопросы учителя или учебного пособия;
  • тезисное изложение полученной информации.

Очень желательно, чтобы ребенок после прочтения раздела учебника перешел к воссозданию информации указанными выше способами.

Для запоминания важны временные рамки. С учетом времени выделяют два типа запоминания:

  • концентрированное, при котором запоминание объема информации производится сразу;
  • рассредоточенное, которое предполагает несколько этапов процесса усвоения материала.

Концентрированное запоминание затрагивает кратковременную память. Знания, полученные одномоментно, быстро забываются.

Рассредоточенное запоминание позволяет задействовать долговременную память. В связи с этим в процессе обучения этот тип запоминания является предпочтительным.

Выполнение упражнений является обязательным условием эффективного запоминания. Повторение фактов, выполнение практической работы, отработка навыков позволяет задействовать полученную информацию, связать новый материал с уже имеющимися знаниями и навыками. Значимость этого этапа обусловлена более глубоким осмыслением нового материала, развитием сообразительности, гибкости мышления, стимулирования творчества.

Завершающим этапом запоминания является обобщение и классификация материала для более полного усвоения знаний. Эта стадия является сложной и достаточно трудоемкой. Однако именно она обеспечивает прочное овладение знаниями и навыками.

Структура учебно-познавательной деятельности 
учащихся.

Учебно-познавательная деятельность — ϶ᴛᴏ
деятельность учащегося по овладению знаниями и способами действий и
саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных учителем.

Она направлена не только на освоение знаний и умений,
но и на самого субъекта (учащегося) в плане совершенствования, развития его
личностных качеств, благодаря целенаправленному присвоению им общественного
опыта (нравственного, культурного, практического, творческого и т.д.)

Учебно-познавательной деятельности присущи следующие
характеристики:

1) она
направлена на овладение научными понятиями и общими способами действий;

2) она включает
разнообразные действия учащегося, в том числе перцептивные (наблюдение:
звуковое и зрительное восприятие учебного материала), умственные (анализ, сравнение,
классификация, обобщение и т.д.), практические (решение задач, эксперимент,
графические и расчетные работы , работа с компьютером и др.);

3) она ведет к
изменениям психических свойств (характера, способностей, памяти, мышления,
чувств, воли) и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих
действий.

Как
любая другая, учебно-познавательная деятельность характеризуется предметностью,
целенаправленностью и продуктивностью (результативностью). Она имеет определенную
структуру и содержание.

Предметом учебной деятельности является содержание учебного материала,
подлежащее усвоению. Сюда относятся: понятия, теории, законы, принципы, задачи,
алгоритмы, процессы, способы действий и т.д., включенные в учебные программы по
изучаемым дисциплинам (учебным предметам).

Цель учебной деятельности заключается в усвоении этих знаний, в
овладении обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам
обучающийся. Следует отметить, что цель учебной деятельности связана с целью
обучения.

 Мотивы учебной деятельности связаны с потребностями, интересами,
склонностями, ценностными ориентациями обучающегося.

К средствам учебной деятельности относятся: базовые знания и умения
обучающегося, устная и письменная речь, учебная литература, конспекты,
наглядные и методические пособия, компьютеры, лабораторное оборудование,
учебное телевидение и т.д.

Способы учебной деятельности — ϶ᴛᴏ приемы и методы, с помощью которых
осуществляется использование средств, с целью овладения знаниями. Сюда
относятся: прослушивание устного изложения учебного материала преподавателем
или одним из учащихся, чтение учебной литературы или конспекта͵ восприятие
информации по наглядным пособиям, работа с компьютером, выполнение лабораторной
работы, методы группового решения проблем и т.д.

Продукт учебной деятельности – новые знания и умения, усвоенные
учащимися в результате учебы. Продуктом также является внутреннее
новообразование психики и деятельности в мотивационном, смысловом, умственном и
нравственном планах.

В структуре учебно-познавательной деятельности
учащегося главным компонентом является учебная задача.
 Основное отличие учебной задачи от
других задач состоит, по сути, в том, что ее цель и результат состоит в
изменении самого субъекта (учащегося), а не в изменении предметов, с которыми
он взаимодействует.

В
деятельности по решению учебных задач бывают выделены следующие взаимосвязанные
компоненты: анализ и понимание задачи, «принятие» учебной задачи, актуализация
имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи;
практическое ее осуществление; контроль (самоконтроль) и оценка решения задачи;
осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной
задачи.

Τᴀᴋᴎᴍ
ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, структура учебно-познавательной деятельности включает следующие
структурные компоненты: предмет, цель, мотивы, средства, учебные действия и
способы их выполнения, продукт (результат). Учебно-познавательную деятельность
можно рассматривать как деятельность по решению учебных задач.

7

  1. Актуальность

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Учебная деятельность младшего школьника «созревает в недрах игровой и лишь постепенно становится ведущей. В процессе ведущей деятельности младший школьник постепенно овладевает ее развернутой структурой: принятие цели – выбор средств ее достижения – действия по выполнению – контроль и оценка результатов». Поэтому в начальной школе необходимо создание надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки. Полноценная учебная деятельность должна быть основой всестороннего развития младших школьников, ведь прочные умения и навыки формируются у детей только при наличии у них определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.

Многие авторы придерживаются мнения, что в процессе учебной деятельности младшие школьники должны овладеть следующими ее основными компонентами:

  • Системами знаний и оперирование ими;

  • Системами обобщенных и частных приемов учебной работы;

  • Целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;

  • Системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.

Учебную деятельность нельзя искусственно вычленять из системы других видов деятельности школьника. Она является моментом целостной жизни человека в школьный период его развития.

Цель: изучение и анализ эффективных условий организации учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе.

  1. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках в начальной школе

    1. Характеристика понятия «учебно-познавательная деятельность»

Познавательная деятельность — это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый.

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллектуально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру, формировании потребности в знаниях и познании как деятельности. [3, 330]

Содержанием познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления — школа, класс.

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

При определении соотношения между содержанием понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность» многие авторы придерживаются мнения, что познавательная деятельность более широкое понятие, чем учебная деятельность, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия нового. Однако при этом содержание понятия «учебная деятельность» не является подмножеством содержания понятия «познавательная деятельность». С другой стороны, хотя для школьников познавательная деятельность протекает обычно в учебно-познавательном виде, понятие «учебная деятельность» шире понятия «учебно-познавательная деятельность» потому, что в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков (Ю.К. Бабанский, О.В. Епишева, В.И. Крупич).

Содержание понятия «учебно-познавательной деятельности» можно рассматривать как пересечение содержаний понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность».

Данный подход позволяет рассматривать учебно-познавательную деятельность младших школьников как диалектическое единство двух аспектов: учебного и познавательного, в котором учебная деятельность выступает в качестве инструмента осуществления познания. [5, 91]

Ее особенностью является направленность структурных компонентов на осуществление целей, усвоение содержания и результатов обучения.

Изучение психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что учебно-познавательная деятельность школьников реализует свои функциональные возможности: вооружение знаниями, умениями, навыками; содействие воспитанию положительных качеств личности учащихся; развитие их познавательных сил, активности, самостоятельности, познавательного интереса; выявление и реализация потенциальных возможностей учащихся; приобщение к поисковой и творческой деятельности только через четкую ее организацию. [1, 130]

2.2 Организация учебно-познавательной деятельности

Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности младших школьников представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Основные компоненты организации учебно-познавательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Деятельность, способствующая пониманию, осознанию и принятию учащимися целей и задач обучения

1. Понимание, осознание, принятие поставленных целей, осознание мотивов деятельности

2. Информационная деятельность (ознакомление с новыми знаниями), формирование навыков учебно-познавательной деятельности

2. Приобретение новых знаний, формирование навыков учебной деятельности

3. Руководство процессом приобретения знаний, формирования навыков учебно-познавательной деятельности

3. Процесс чувственного познания, приобретения представлений и знаний для формирования понятий

4. Руководство процессом познания научной картины мира.

5. Руководство процессом перехода от теории к практике

4. Познание научной картины мира.

5. Приобретение навыков учебно-познавательной деятельности.

6. Организация практическо-творческих занятий, направленных на развитие компетенции

6. Практическое применение знаний, навыков учебно-познавательной деятельности в окружающем мире

7. Проверка и оценивание компетенции, полученной учащимися в учебно-познавательной деятельности.

7. Формирование навыков анализа и самоконтроля результатов, полученных в учебно-познавательной деятельности.

Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме. Термин «специальная упорядоченность» стоит рассматривать как совокупность форм протекания учебно-познавательной деятельности, целей, методов, средств, результатов обучения, которые определяет учитель в соответствии с требованиями к содержанию образования.

Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности обеспечивает сопряженность внешних условий, действий, с теми внутренними процессами, которые создают благоприятную «внутреннюю среду» (мотивации, активности мыслительных, эмоциональных, перспективных и других процессов, важных для познания), содействующих интенсивному развитию личности. От организации учебно-познавательной деятельности зависит общий тонус учения, дисциплина мысли, собранность, порядочность и четкость учащихся в самостоятельном учебном труде, взаимопомощь в учении.

В процессе изучения литературы выделены следующие первичные признаки организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (по Г.И. Хозяинову):

1. Четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых;

2. Построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия. Выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых по овладению учебным материалом;

3. Выбор методов учения в соответствии с поставленными задачами, содержанием и возможностями обучаемых;

4. Система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности;

5. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых. Индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности;

6. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности обучающихся;

7. Обучение приемам познавательной деятельности. Воспитание культуры труда обучающихся;

8. Разнообразие средств организации учебной деятельности;

9. Учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, и дидактическая подготовленность к их преодолению;

10. Оперативная корректировка учебной деятельности.

Общая технология организации учебно-познавательной деятельности. Успешность организации учебно-познавательной деятельности определяется целостностью или, напротив, разрозненностью представлений педагога о своем предмете, его целях, системе знаний, навыков и отношений, которые с помощью предмета можно сформировать у учащихся. Важным условием успешности учебно-познавательной деятельности учащихся является и осознание ими цели предмета, и место того или иного урока в нем. При этом осознание целей изучаемого курса облегчается, если учитель обучает не только его содержанию, но и методам добывания фактов и их систематизации, описанию в системе понятий, ориентации в наглядных пособиях. [3, 215]

Особенности учебной деятельности:

1) при выполнении учебной деятельности у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта (Н.С. Талызина);

2) направленность на овладение способами деятельности еще в процессе ее конструирования (В.А. Сластенин);

3) специфические для учебной деятельности потребность и мотив: овладение теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней (В.В. Давыдов);

4) сознательный характер учебной деятельности;

5) социальность учебной деятельности;

6) преобразовательный характер учебной деятельности;

7) учебная деятельность является выражением человеческой активности;

8) учащийся выступает не только в качестве субъекта, но и в качестве объекта учебной деятельности;

9) учебная деятельность имеет место лишь в том случае, если изменения в субъекте – не только результат деятельности, но и отвечают ее целям (Е.И. Машбиц);

10) эмоциональная окрашенность (М.Н. Скаткин).

Учебно-познавательная деятельность школьников имеет следующие правила развития:

1) учебно-познавательная деятельность проходит процесс возникновения, формирования и распада;

2) структурные компоненты учебно-познавательной деятельности могут менять свои функции, взаимопревращаясь друг в друга;

3) различные виды учебной и познавательной деятельности взаимосвязаны друг с другом;

4) возникновение деятельности происходит в форме развернутых взаимоотношений между учащимися и учителем, и лишь на основе этого формируется деятельность индивидуума;

5) является ведущей деятельностью младших школьников и имеет определенное содержание. [2, 200]

2.3. Оптимальные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в начальной школе

Перед учителем стоит серьезная проблема — как оптимально включить каждого ребенка в мыслительную деятельность на уроке, так как личность развивается в процессе деятельности.

        Использование на уроке различных вариантов сочетаний индивидуальной, групповой, коллективной, парной работы обеспечивает включенность каждого ученика в образовательный процесс. Способствует поэтапному формированию не только предметных знаний и умений, но и развитию коммуникативных навыков ученика, навыков коллективного труда. Следовательно, можно говорить о возможности каждого ученика школы освоить образовательный стандарт по предмету, получить качественные результаты обучения.

        Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия сочетать следующие организационные формы:

  • Фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала;

  • Работа в постоянных парах (группах)– тренаж, повторение, закрепление материала, предъявленного в предшествовавшей фронтальной работе;

  • Работа в парах (группах) сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;

  • Индивидуальная работа — самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы.

Индивидуальная форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.

Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный.

При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать и доказывать. Могут быть предложены такие задания: заштриховать предметы одинаково (должен совпадать цвет и направление штриховки); устный счет в парах; обсуждения в парах (вопросы по прочитанному тексту); взаимопроверка правила (устный опрос); «словарный» и «графический» диктант для соседа.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя — всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы входят одна в другую. Сочетание форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания простых, к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета. Для определения оптимального варианта организации деятельности необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной деятельности различных групп учащихся. «Такое сочетание форм учебной работы, при котором нейтрализуются недостатки одних и обеспечивается более высокая результативность других при минимальных затратах времени, является оптимальным». (Чередов И.М. «Методика планирования школьных форм организации обучения»). Выбор формы зависит от многих факторов, но в большей степени от этапа в процессе обучения.

Таким образом, есть четыре основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная (самостоятельная работа учащихся), фронтальная, групповая и работа в парах. Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя урок, учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы.

  1. Заключение

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка — систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Этого можно добиться с помощью методически грамотно организованной учебно-познавательной деятельности. [4, 135]

Целесообразная организация учебно-познавательной деятельности способствует обеспечению успешного формирования системы знаний и овладению опытом репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности.

  Организация учебного процесса может стать более эффективной, более качественной, если при проектировании учебного занятия уделять особое внимание самостоятельной работе учащихся, которая включает задания в соответствии с уровнем развития ученика.

Правильная организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт.

  1. Список использованной литературы

Нормативные документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа/http://минобрнауки.рф/documents/922

Литература

  1. Матвеева, Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения [Текст] /Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова – М.: АКАДЕМИЯ, 2006 – 484с.

  3. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности. Вопросы психологии обучения и воспитания [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. Г.С. Костюка. – М., 1971.

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Лебедев, О.Е. Цели урока: компетентностный подход [Текст] / О.Е. Лебедев // Народное образование. – 2011. — № 9. – С. 203 – 211.

  6. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования [Текст]: методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2010. – 64 с.

Воспроизводящая и творческая
познавательная деятельность учащихся в
обучении.

Познавательная деятельность учащихся в
обучении направлена на овладение уже
сложившейся системой знаний, умений и навыков.
Усвоение учащимися знаний, умений и навыков
может протекать по-разному. Знания могут
приобретаться формально и осмысленно, некоторые
сведения могут заучиваться и творчески
перерабатываться, они могут изучаться в отрыве
от практики и в тесной связи с ней.

Воспроизводящая, или репродуктивная,
деятельность большей частью ограничивается
программно очерченным кругом знаний и
сложившимися методами его изучения. Творческая
познавательная деятельность, кроме того,
предполагает выявление новых сторон изучаемых
явлений, расширение и углубление знаний.

Учащиеся могут изучать материал в том виде, в
каком он излагается в учебнике или сообщается
учителем, и пользоваться теми же методами и
приемами познавательной деятельности, которые
им предлагают, не внося в этот процесс ничего
нового. Но они же могут значительно шире и глубже
проникнуть в суть предлагаемых им знаний,
раскрыть новые стороны изучаемых явлений,
высказать свои суждения, пользоваться более
совершенными методами решения поставленных
вопросов. Первый вид деятельности учащихся можно
назвать воспроизводящим, а второй — творческим.

Основное отличие творческой познавательной
деятельности от воспроизводящей в обучении
состоит в активизации познавательных
способностей и творческих сил учащихся, в более
глубоком проникновении в сущность изучаемых
вопросов, в большей самостоятельности учащихся,
в новизне их суждений и выводов.

Воспроизводящая и творческая познавательная
деятельности взаимно не исключают друг друга, а
лишь отражают различие уровней протекания этой
деятельности.

Воспроизводящая и творческая деятельность
органически связаны между собой. Как в
воспроизводящей работе содержатся творческие
элементы, так и творческая работа непременно
включает в себя воспроизведение знаний.
Овладение учащимися знаниями в той же системе,
объеме и порядке, в каких они излагаются, так же
важно, как и творческая переработка и
самостоятельное добывание знаний. Как стереотип
в обучении имеет положительное и отрицательное
значение, так и творческие работы учащихся в
одних условиях оправдывают ожидаемые
результаты, а в других не достигают их.

Различие видов деятельности состоит в том, что
творческие, самостоятельные работы
характеризуют более высокую ступень
познавательной и практической деятельности.

В воспроизводящей и творческой познавательной
деятельности учащихся различают объективную и
субъективную стороны. Учащиеся в процессе
обучения объективно ничего нового ни в предмет,
ни в метод познавательной деятельности могут не
вносить: они не делают новых открытий в науке, не
создают новых методов исследования. В этом
смысле они лишь воспроизводят некоторую сумму
имеющихся в науке и в практике знаний.
Субъективно же в процессе обучения они
приобретают такие знания и овладевают такими
методами познавательной деятельности, которыми
они ранее не владели.

Воспроизводящая познавательная деятельность
является непременным условием творческой
деятельности, которая опирается и включает в
себя знания и методы работы, основанные на
образцах и указаниях учителя. Творческая
познавательная деятельность учащихся включает в
себя самостоятельность в решении поставленных
вопросов, учащиеся в работе не ограничиваются
запоминанием изучаемого материала,
самостоятельно его осмысливают, в объяснение и
пересказ материала вносят свои собственные
мысли, постоянно совершенствуют методику своей
работы. По мере перехода учащихся с одной ступени
образования на другую, более высокую, творческая
познавательная деятельность учащихся все более
и более сближается с научно-исследовательской
работой.

Таким образом, творческая деятельность
предполагает более высокий уровень
познавательной деятельности, характеризующейся
тем, что учащиеся не ограничиваются простым
воспроизводством, а высказывают свои
собственные суждения и оценки, ставят вопросы,
сравнивают и сопоставляют изучаемые явления,
обобщают их, предлагают оригинальные пути
решения поставленных задач, выдвигают новые
проблемы, создают свои собственные работы:
рецензии, критические очерки, рассказы и т. д.

Творческая познавательная деятельность
учащихся.

Педагогика сотрудничества ученика и учителя
реализуются в творческой деятельности.
Творческое начало в деятельности учителя и
учащихся способно вскрыть внутренние резервы
обучения, революционизировать весь
учебно-воспитательный процесс в школе и вывести
практику на качественно новые конечные
результаты.

Слово “творчество” происходит от слова
“творить”, и в общеизвестном смысле означает
искать, изобретать и создавать нечто такое, что
не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном
или общественном.

Соответственно и творческая познавательная
деятельность учащихся есть самостоятельный
поиск и создание или конструирование какого-то
нового продукта (в индивидуальном опыте ученика —
нового, неизвестного для него научного знания
или метода, но известного, как правило, в
общественном опыте).

Следовательно, основными критериями
творчества в познавательной деятельности
ученика являются: самостоятельность (полная или
частичная); поиск и перебор возможных вариантов
движения к цели (в полном или частичном объеме);
создание в процессе движения к цели нового
продукта (в полном или частичном виде).

Степень полноты самостоятельности, поиска и
создания продукта определяет уровни творчества
— низкий, средний, высокий.

Творческая деятельность невозможна без
осознания цели поиска, без активного
воспроизведения ранее изученных знаний, без
интереса к пополнению недостающих знаний из
готовых источников, к самостоятельному поиску,
без воображения и эмоций.

В основе любой творческой деятельности лежит
прогноз — предвидение ее вероятных результатов.
Поэтому усвоение учащимися теоретического
материала на творческом уровне предполагает его
прогнозирование. Примером такого
прогнозирования на элементарном уровне может
служить поиск и воссоздание слов в кроссворде:
этот поиск осуществляется на основе заданных
ориентиров и “перебора” ранее усвоенных знаний.

Главное в творческой деятельности учащихся —
процессуальная сторона, методы овладения
знаниями. Учащиеся могут не только более глубоко
и всесторонне изучать те или иные явления, не
только выражать свое отношение к изучаемому,
высказывать свою точку зрения, не только
переносить известные способы решения в новые
условия, но и находить принципиально новые
способы. Чтобы учащиеся успешно овладели этим
опытом, чтобы у них постепенно формировались
такие качества, как познавательная
самостоятельность, способность творчески решать
задачи, необходимо не только рассказать им о
творческом процессе, не только знакомить с
результатами исследовательского поиска других
людей, но и включать их в такую деятельность,
которая побуждала бы к проявлению активности и
самостоятельности самого высокого уровня.

Чтобы правильно решать задачи развития
творчества в процессе обучения, следует помнить:
с какой бы степенью самостоятельности ни
осуществлялась познавательная деятельность
учащегося, какой бы характер ни носила
(репродуктивный или прогностический), она
является производной, зависимой от деятельности
учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя
— организующей, ведущей.

Одновременно деятельность учителя является и
прогнозирующей, учитель прогнозирует развитие
прогностической деятельности учащихся.

Составными частями познавательной
деятельности учащихся являются цель и мотивы
деятельности, содержание, уровни, приемы,
способы, процедуры, отношение, результаты. Чтобы
успешно управлять этой деятельностью, динамикой
составных элементов, необходимо четко
представлять главные задачи прогноза: что
прогнозировать и как прогнозировать.

Общая задача прогноза — это предвидение тех
условий, средств, форм и содержания деятельности,
которые являются наиболее благоприятными и
оптимальными для развития и совершенствования
личности в целом, в том числе ее
материалистического мировоззрения, научных
знаний, творческого мышления, познавательных
интересов, потребностей и способностей, высоких
моральных качеств, физического совершенства,
эстетических вкусов и взглядов.

Частные задачи можно свести к двум. Первая
задача — это прогнозирование познавательной
деятельности по содержанию, или предвидение
всего того, что создает благоприятные условия
для экономного, глубокого и прочного усвоения
той или иной системы научных знаний. Вторая
задача — это прогнозирование познавательной
деятельности по ее способам, или предвидение
движения учащихся от элементарных уровней и форм
деятельности к более сложным и высоким.

При решении первой задачи существенным
представляется отбор и создание таких
логических конструкций знаний, которые бы могли
быть орудием или способом познавательной
деятельности и которые могли бы обеспечить ее
переход от репродуктивной деятельности к
прогностической, от эмпирического уровня к
теоретическому, от абстрактного к конкретному,
от общего к частному. При решении второй частной
задачи существенно важным является создание и
отбор таких способов деятельности, которые бы
могли быть использованы учащимися при усвоении
теоретического материала на творческом уровне.

В ходе исследования сформулированы и
обоснованы основные закономерности соотношения
репродуктивной, или воспроизводящей, и
творческой познавательной деятельности:

  • репродуктивное и творческое познание
    соотносятся между собой как два самостоятельных
    звена единого целого, причем репродуктивное
    познание выступает как подготовительное звено, а
    творческая — как основное;
  • данные два типа познания соотносятся между
    собой как целое с элементом в каждом звене: в
    первом звене в качестве целого выступает
    репродукция, а в качестве qvo элемента —
    творчество; во втором звене — наоборот;
  • оба типа познания соотносятся между собой
    диалектически динамично, со взаимным переходом
    друг в друга.

Граница между репродукцией и творчеством
является условной и подвижной, она проявляет
себя по-разному в различных зонах и видах
деятельности, в том числе и познавательной.

В процессе творческого освоения материала
перед учащимися возникают две последовательные
задачи. Первая — распознать явление (объект), его
признаки, стороны, составные элементы, связи и
отношения, алгоритмы преобразования; вторая —
описать его объяснить причину или способ
существования, сформулировать правило (там, где
это необходимо) на предмет преобразования.

Решение каждой из задач требует использования
соответствующего набора общих и специфических
методов познания.

При решении первой задачи используются
следующие методы (как общие, так и специфические):

  • распознавание существенных, достаточных и
    необходимых признаков и свойств явлений, лежащих
    на поверхности и не требующих доказательств, с
    помощью наблюдения, пробных преобразований,
    разложения на составные части (анализа) и их
    объединение (синтеза), сравнения (различия и
    отличия), аналогии, противопоставления,
    отвлечения;
  • распознавание закономерных связей и отношений
    с помощью наблюдения, пробных преобразований,
    схем, ключевых идей и принципов, индукции и
    дедукции, восхождения от абстрактного к
    конкретному построение “идеальных” объектов и
    “примерка” их к эмпирическим;
  • распознавание правил и алгоритмов
    преобразования явления с помощью наблюдения,
    пробных преобразований и нахождения ключа
    алгоритма.

Данная группа методов имеет три области
использования: область распознавания признаков,
область распознавания связей и отношений,
область распознавания правил и алгоритмов.

При решении второй задачи — конструирование,
изложение и развертывание знаний — используются:

  • методы описания распознанных признаков явлений
    с помощью определений (свернутых описаний) и
    повествования (развернутых описаний);
  • методы объяснения распознанных связей и
    отношений с помощью формулирования утверждений,
    тезисов, законов, принципов, теорем, формул,
    раскрывающих связи и отношения, и с помощью
    обоснования и доказательства закономерного
    характера связей и отношений;
  • методы выведения предписаний с помощью
    формулирования правил, алгоритмов, рекомендаций
    и применения их на практике с помощью самых
    различных способов, в том числе по образцу,
    аналогии и т.д.

Таким образом, общие и специфические методы
используемые на этапе формулирования
теоретических знаний, имеют также свои области
применения: описания, объяснения выведения
предписаний и применения их на практике.

Большую роль в учебном познании, в особенности
творческом, играют чувственные и рациональные,
экспериментальные и логические методы.

Мыслительные операции совершаются за
пределами видимого, поэтому обучение этим
операциям крайне затрудняется.
Словесно-логические и предметные операции можно
наблюдать, фиксировать, корректировать, поэтому
обучение этим операциям может стать предметом
специальной деятельности учителя.

Творческая познавательная деятельность
учащихся характеризуется тем, что они
самостоятельно раскрывают новые стороны
изучаемых явлений, приобретают знания о новых
фактах, умеют видеть новое в уже известных им
фактах. В процессе этой деятельности учащиеся
овладевают такими приемами деятельности, как
умение наблюдать, сравнивать, обобщать, намечать
порядок работы, а затем упражняться в применении
названых приемов.

Познавательная деятельность учащихся зависит
от их подготовки, от характера и объема учебного
материала. Деление познавательной деятельности
на уровни условно, оно отражает в обобщенном виде
ступени расхождения учащихся от
воспроизводящей, или репродуктивной, к
творческой деятельности.

Самостоятельная творческая
познавательная деятельность учащихся в
обучении.

Умения и навыки.

Умение в узком значении образуются и
функционируют на основе приобретенных знаний,
при постоянстве и повторении определенной части
внешних условий. Общая структура таких действий,
способы их выполнения не варьируются, они
остаются неизменными. Действие на уровне умений
еще недостаточно отработано и закреплено,
выполняется медленно. В результате последующего
повторения оно может быть доведено до уровня
навыка. По психологическому признаку действие на
стадии умения совершенствуется всегда при
сосредоточении произвольного внимания и волевых
усилий, под контролем сознания, проявляющегося в
постановке цели, в обдумывании способов
выполнения операций, достигаемых результатов.

Навык образуется на основе знаний, по мере его
совершенствования осуществляется постепенный
переход к обобщенным рассуждениям. Действие на
уровне навыка совершается быстро, легко,
экономно, уверенно, при постоянстве и повторении
определенной части внешних условий. Общая
структура таких действий, способы их выполнения
не варьируются, они остаются неизменными. По
психологическому признаку навык образуется на
основе сознательного выполнения действий,
функционирует при отсутствии или минимуме
затрат умственных и волевых усилий, ослаблении
произвольного внимания, снижении физического и
нервного напряжения.

Оптимизация процесса формирования у учащихся
умений и навыков связана с совершенствованием
методического аппарата учебных пособий, с
разработкой комплекса дидактических материалов,
применение которых в большей мере расширяет
сферу активной деятельности учащихся с учебным
материалом, содействует повышению качественных
показателей обучения.

Под умениями самостоятельной работы
понимается осознанное владение способами и
приемами учебной деятельности, основанное на
использовании знаний о сущности и методах
организации учебной деятельности. Под навыками
самостоятельной работы понимается
автоматизированное владение способами и
приемами учебной деятельности. Выработка у
учащихся навыков самостоятельной творческой
работы — одна из центральных задач обучения.

Важнейшими навыками самостоятельной
творческой деятельности являются описание,
объяснение и работа с учебником.

Научить ученика самостоятельно описывать
наблюдаемые предметы и явления значит избавить
учащегося от необходимости заучивать на память
все определения, а также запоминать подробные
тексты. Если научить учащихся самостоятельно
наблюдать явления, распознавать их существенные
признаки сходства и отличия, на основании этого
формулировать определения и строить рассказы, то
этим самым они научатся овладевать описательным
материалом на основе его прогнозирования. Им
остается сравнивать результаты своего
прогностического описания с теми данными,
которые изложены в учебниках, и в случае ошибок
вносить соответствующие поправки и коррективы.

Научить учащихся наблюдать и описывать явления
— это первоначальная задача. Следующая задача —
научить учащихся переходить от описания к
объяснению, то есть к раскрытию связей, отношений
и обоснованию их закономерного характера. Если
учащиеся овладеют процедурой объяснения, ее
основными операциями, то они окажутся
действительно способными самостоятельно
находить закономерные связи и отношения ранее
описанных явлений, формулировать на основе этого
законы, теоремы, принципы, свойства, доказывать
их справедливость для заданных условий, то есть
смогут усваивать определенные элементы
теоретических знаний на основе их
прогнозирования.

Задача школы — научить учащихся рационально
работать с системой научных знаний. Учебник в
деятельности учащегося — главный источник
научной информации, и нужно заложить такой опыт
работы с ним, который мог бы быть использован в
освоении любой необходимой системы научных
знаний. Главная точка опоры в работе с учебником —
запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг —
познавательный аппарат, умения и опыт
использования этого аппарата, заинтересованное
отношение ученика, его устойчивость, воля,
целеустремленность. На этапе применения
учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в
разнообразной практической работе используются
творческие упражнения. Действие на уровне навыка
может совершаться в обстановке, отличной от
условий его формирования, становится важным
средством осуществление сложной творческой
деятельности, решения более важных жизненных
задач, достижения новых, более широких целей.

Выполнение разнообразных работ практического
характера базируется на системе ранее усвоенных
знаний, умений и навыков. Сформировавшиеся
навыки становятся необходимой техникой для
любой деятельности. Чтобы то или иное содержание
могло быть сознательно контролируемым в
условиях, когда актуально сознаваемым является
другое содержание, нужно, чтобы оно раньше
занимало структурное место непосредственной
цели действия. Если затем оно войдет в состав
деятельности в качестве одной из осуществляемых
ее операций, тогда на это содержание и будет
обращаться внимание в порядке контроля.

Исследования психологов показали, что
выполнение учащимися частных действий в учебной
деятельности необходимо не только для того,
чтобы обеспечить совершенствование выполнения
той или иной операции, но и для того, чтобы
обеспечить возможность совмещения, а за тем
замещения частных действий другими, более
сложными. Для того, чтобы этого достигнуть, нужны
дополнительные упражнения, преследующие цели
координации отдельных частных действий. Поэтому
необходимо реализовать одну из основных задач
школы — научить школьников не только
воспроизводить и совершенствовать усваиваемые
знания, умения, навыки, но и свободно ими
оперировать в разнообразных работах творческого
характера, совмещать выполнение тренировочных и
творческих упражнений.

Процесс выполнения работ творческого
характера содействует развитию познавательных
сил и способностей учащихся, непрерывному их
совершенствованию. Рациональное использование
учащимися усваиваемого учебного материала в
изменяющихся условиях всегда сопровождается
сосредоточением их внимания, волевых усилий,
преодолением встречающихся трудностей,
вызывающих эмоциональные переживания,
положительное и отрицательное отношение к учебе.
Все это содействует успешному развитию у
учащихся аналитико-синтетической деятельности
мышления, речи, памяти, воображения, расширению у
них познавательных и творческих возможностей,
что, в свою очередь, приводит к успешному
овладению более сложным учебным материалом.

Через творческие упражнения учителям
представляется возможность установить
насколько эффективно усвоены знания, умения и
навыки, в какой степени они устойчивы, прочны и
действительны при приложении их в разнообразной
практической и творческой деятельности.

Использование многочисленных знаний и навыков
в процессе выполнения творческих упражнений
становится важным средством приобретения
учащимися более обобщенного умения,
формирование которого является конечной целью
педагогического процесса, по мнению К. К.
Платонова.

Упражнение творческого характера необходимо
при обучении любому учебному предмету. Систему
творческих упражнений можно разделить на
несколько видов.

Одни из них носят художественно-образный
характер, другие — служат цели приобщения
учащихся к учебно-практической деятельности,
третьи — носят непосредственно практический
характер, четвертые — включают учащихся в
конструкторско-техническую деятельность, пятые —
приобщают их к опытнической работе, шестые —
включают в творческую деятельность и т. п.

Творческие упражнения, вводимые в обучение,
организуются и проводятся по-разному, поскольку
различен характер знаний, умений и навыков в
творческой и практической деятельности. Однако
всем видам творческих упражнений присущи общие
этапы работы и дидактические приемы их
подготовки и проведения:

Во-первых, процесс выполнения всех видов
творческих упражнений носит сознательный
характер. Необходимым условием успешного
решения поставленных в них творческих,
практических задач является осознание цели,
всестороннее понимание возникшей проблемы,
содержание, структуры и результатов выполнения
предстоящей деятельности.

Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к
выполнению творческих упражнений проводиться
тщательный анализ задания, наличие данных,
рациональные способы самостоятельного
осуществления практической деятельности,
мобилизации имеющихся знаний, умений и навыков,
необходимых для выполнения работ творческого
характера.

В-третьих, предстоящей творческой деятельности
предается строгая логичность, составляется план
последовательности выполнения задания.

В-четвертых, проводится непосредственная
реализация намеченного плана.

В-пятых, полученный результат сопоставляется с
заданием, проверяется правильность решения
творческой задачи.

Творческим упражнением одного вида присуща
вариативность задания. В процессе составления и
решения разнообразных задач, содержащих в себе
элементы новизны, учащиеся овладевают широким
кругом приемов их решения. К самостоятельному
применению усваиваемых знаний, умений и навыков
в работах творческого характера необходимо
готовить учащихся постепенно, планомерно, с
учетом их возрастных возможностей и
подготовленности.

Таким образом, в процессе выполнения
творческих упражнений учащиеся не только
воспроизводят и совершенствуют усваиваемые
знания, умения и навыки, но и свободно ими
оперируют в разнообразной практической
деятельности. Выполнение творческих упражнений
характеризуется самым высоким уровнем
познавательной деятельности учащихся, которая
проявляется в более вдумчивом и пытливом
отношении к установлению новых связей между
изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии
практической значимости усваиваемого учебного
материала.

Выполнение творческих упражнений имеет
большое значение для совершенствования
применяющихся в них знаний, умений и навыках,
приобретения учащимися новых, более глубоких
знаний, овладения более сложными обобщёнными
умениями.

Сложные действия на уровне обобщённого умения
образуются и базируются всегда на системе ранее
усвоенных знаний и простейших умений и навыках.
Обобщённые умения отвечают разнообразным
изменяющимся условием деятельности.

Общая структура и способы их выполнения не
остаются постоянными, на одном уровне, они
варьируют и не связаны с приобретением свойств
навыка, не могут быть автоматизированными.
Совершенствование их выступает как всё более
успешное и самостоятельное использование
учащимися наиболее рациональных приёмов и
способов действия в постановке и решении новых
задач. На основе этих умений возможно
формирование новых оригинальных творческих
действий. По психологическому признаку
обобщённое умение из-за наличия в составе его
общей структуры автоматизированных неизменных
компонентов выполняется всегда при
сосредоточении произвольного внимания, волевых
усилий, под контролем сознания, проявляющегося в
планировании деятельности, установлении связи
между условиями и средствами её достижения,
проверке правильности выполнения задания.

Самостоятельная творческая
познавательная деятельность на уроке.

1. Творческая познавательная деятельность
учащихся при изучении нового материала.

Воспроизводящая и творческая познавательная
деятельность учащихся при изучении нового
учебного материала находятся в постоянном
взаимодействии и развитии: овладев одними
методами и приемами познавательной
деятельности, учащиеся переходят к другим, более
совершенным. Виды той и другой познавательной
деятельности определяются в основном спецификой
нового для них учебного материала: при изучении
фактов, понятий, формировании умений и навыков
преобладает воспроизводящая познавательная
деятельность, а при изучении различных суждений,
взглядов, оценок — творческая.

Виды воспроизводящей и творческой
деятельности при изучении нового учебного
материала зависят от уровня познавательной
деятельности учащихся. Под уровнем
познавательной деятельности подразумевается
степень восхождения учащихся к научному,
техническому и художественному творчеству. Для
приближения к этой деятельности необходимо
пройти ряд этапов в овладении научными знаниями
и методами познавательной и практической
деятельности. При изучении гуманитарных
дисциплин были выявлены следующие уровни
подготовительной деятельности учащихся:

а) Уровень, связанный с необходимостью простого
воспроизведения: запоминание хронологических
дат, пересказ событий, явлений, решение
различного рода заданий по имеющемуся образцу.

б) Уровень, на котором воспроизведение нового
материала включает в себя элементы творчества:
самостоятельное составление примеров на
изученные правила, письменное и устное изложение
событий, явлений с их последующей
самостоятельной оценкой, решение заданий,
связанных с самостоятельной деятельностью
(составление развернутого плана,
самостоятельный подбор цитат, комментирование
текста и т. д.).

в) Уровень, характеризующий воспроизведение и
творчество более высокого качества: различного
рода сочинения, требующие для самостоятельной и
творческой оценки событий, явлений, их
воспроизведение, поиск наиболее рационального
решения заданий, самостоятельный анализ явлений,
событий, образов.

г) Уровень, на котором преобладает
самостоятельная творческая деятельность:
критические очерки, сочинения на свободную тему,
сочинение собственных произведений (стихов,
рассказов и т. д.).

Уровни познавательной деятельности учащихся
зависят от их подготовки к творческой
деятельности, и от объема и характера изучаемого
нового материала. Они не являются чем-то
застывшим, их деление в какой-то мере условно. В
таком случае, если учащиеся достаточно
подготовлены к творческой деятельности, первый и
второй уровни выступает как единый, а четвертый
является основным.

2. Творческая познавательная деятельность
учащихся при закреплении учебного материала.
Закрепление — одно из важнейших звеньев учебного
процесса. Его главная цель — дальнейшее

осмысливание, более глубокое усвоение
изучаемого материала, уяснение и уточнение
вопросов, недостаточно хорошо понятых при
первичном ознакомлении, формирование и
упрочнение необходимых умений и навыков.

При закреплении учебного материала
целесообразно использовать сочетание
воспроизводяще-творческих и творческих работ с
акцентом на первые из них. Творческие работы в
этих случаях применяются, прежде всего, по
материалу, на который новая тема опирается и
который известен учащимся из предшествующих тем,
а также при обобщении всего материала темы урока.
Сочетание воспроизводяще-творческих и
творческих работ повышает активность учащихся,
вызывает интерес к предмету и в результате
способствует повышению теоретического уровня
знаний, создает благоприятную основу для
формирования прочных умений и навыков.

На специальных уроках закрепления имеются
значительные возможности для организации
творческой познавательной деятельности
учащихся. В целях повышения ее эффективности
усилия учителя как организатора и руководителя
учебно-воспитательного процесса должны быть
направлены на оптимальный выбор методов и
приемов обучения, на целесообразное сочетание
воспроизводяще-творческих и творческих работ
учащихся с увеличением количества работ
собственно творческого характера в соответствии
с особенностями учебного предмета и спецификой
конкретного материала.

3. Творческая познавательная деятельность
учащихся обобщающем повторении.

Уроки обобщающего повторения имеют особую роль
в решении задач не только упрочнения, углубления
и расширения знаний учащихся, совершенствования
их умений и навыков, но и приведения знаний в
определенную систему. Поэтому важное место здесь
занимают творческие задания, непосредственно
направленные на обобщение и систематизацию
знаний. Практика показывает, что эффективность
познавательной деятельности учащихся бывает
более высокой, если работа по упорядочению и
обобщению знаний организуется учителем не
только на самих повторительно-обобщающих уроках,
но и на каждом из уроков по той или иной теме
программы.

Особенности повторительно-обобщающих уроков,
такие как отсутствие новизны в содержании
учебного материала и охват материала,
значительного по объему, делают особенно
существенным для успешной организации
творческой познавательной деятельности
учащихся обеспечение учителем необходимых
условий как для осознания ими
учебно-познавательного процесса в целом, так и
для глубокого понимания значения работы,
проводимой на уроках данного типа.

4. Творческая познавательная деятельность
учащихся при выполнении лабораторных и
практических работ.

Творческая познавательная деятельность при
выполнении лабораторной работы рассматривается
как умение учащихся самостоятельно раскрывать
новые стороны изучаемых явлений, умение
приобретать знания о новых фактах, видеть новое в
известном.

Творческая познавательная деятельность
характеризуется тем, что учащиеся в процессе
обучения овладевают основными логическими и
техническими приемами учебной работы. Они
приобретают умение сравнивать, обобщать,
работать с учебником, таблицей, самостоятельно
наметить порядок или план работы и его выполнить,
и, наконец, умение перенести известные им приемы
деятельности на решение других задач.

Особую дидактическую ценность имеют такие
практические работы, которые вооружают учащихся
умением творчески применить знания на практике.
При этом понятие “применение знаний”
характеризуется как целенаправленный перевод
знаний из потенциального состояния в актуальное
в процессе выполнения практических работ. Таким
образом, знания (как внутреннее достояние
учащегося) получают выход в практическую
деятельность в определенных условиях. Применяя
знания, учащийся использует раннее усвоенную
научную информацию, свой жизненный опыт,
важнейшие логические операции, а также
специальные знания о том, как, какими приемами и
средствами можно реализовать приобретенные
знания на практике. Одновременно он овладевает
умениями самостоятельно добывать новые знания,
доказывать истинность или ложность того или
иного теоретического положения, искать и
находить целесообразные способы выполнения
практических работ.

Умение творчески применять знания на практике
требует от человека высоко развитой
интеллектуальной и практической
самостоятельности. Он должен уметь планировать
свою деятельность, формулировать ее цель,
выдвигать гипотезы, доказывать и обосновывать
их.

В самостоятельной работе учащийся может по
новому решить задачу, применить усвоенные знания
в новых условиях. Самостоятельное применение
знаний можно определить как активный поиск
учащимися новых путей решения познавательных
задач в процессе выполнения практических работ.
В этом случае самостоятельность выступает как
критерий умения учащегося творчески применить
знания в определенных условиях для достижения
полезного результата.

В самостоятельном применении знаний главным
является способность видеть в предложенной
практической работе познавательную проблему,
разработать план ее решения, выполнить
практическое задание, получить и проверить
результат. Формулировка цели, размышление о
плане, результатах работы, а также анализ
процесса применения знаний и полученного
результата — все это помогает ученику с помощью
мышления и воображения предвосхитить процесс и
результаты применения знаний, развивает
способность замечать в предметах и явлениях то,
что существенно важно для практической
деятельности.

Самостоятельно применяя ранее усвоенные
знания учащийся одновременно приобретает новые.
Единство применения знаний и их приобретения —
характерная черта процесса выполнения учащимися
самостоятельных практических работ. Приобретая
новые знания, учащийся одновременно овладевает
методикой и техникой наблюдения и эксперимента,
которые помогают ему успешно реализовать знания
на практике, ознакомится с некоторыми доступными
элементами научного исследования. Сознательно
овладев в школе таким умением, учащиеся
подготовятся к современному творческому труду.

Чтобы выполнять выполнение практических работ
развивало умение творчески применять знания,
необходимо шире использовать такие из них,
которые учащиеся могут выполнить
самостоятельно. Необходимо, чтобы учащиеся
самостоятельно применяли знания во всех
основных звеньях процесса выполнения
практических работ, чтобы применение знаний было
непрерывным и последовательным. Оно должно
развивать у учащихся умение ставить цель,
планировать процесс и результат практической
работы, умение самостоятельно подбирать и
использовать учебное оборудование в
практической работе.

Самостоятельные творческие работы.

Для развития творческой активности и
самостоятельности каждого учащегося в процессе
обучения применяются различные виды
индивидуальных самостоятельных работ. Под
индивидуальными самостоятельными работами
понимаются такие самостоятельные работы,
которые индивидуализированы по содержанию или
по способу выполнения.

Под индивидуальными самостоятельными работами
с одинаковым содержанием понимаются работы,
которые по содержанию являются общими для всех
учащихся класса, но каждый выполняет их в
соответствии со своими индивидуальными
особенностями, уровнем подготовленности.

Под индивидуальными самостоятельными работами
с одинаковым способом выполнения понимаются
такие работы, которые по своему содержанию
соответствуют индивидуальным особенностям
отдельных учащихся, а по способу выполнения
одинаковы для всех учащихся.

Формированию положительного отношения к
изучаемому предмету, развитию познавательного
интереса к нему способствуют индивидуальные
самостоятельные работы, содержащие элемент
творчества, которые обостряют
эмоционально-мыслительные процессы учащихся,
обостряют наблюдательность, память и т. д.
Индивидуальные самостоятельные работы,
содержащие элемент творчества, могут быть
использованы при обучении с целью повышения
эмоционального тонуса учебной деятельности,
активности и самостоятельности отдельных
учащихся. Такие работы создают условия для
воздействия в процессе обучения на чувства
учащегося, которые являются основой для
проявления интереса, внимания.

В организации творческой познавательной
деятельности на уроке ведущей является
коллективная деятельность. Она определяет
направленность индивидуальных самостоятельных
работ учащихся.

В организации самостоятельных работ ведущим
является процессуальная основа деятельности.
Индивидуальная форма организации
самостоятельных работ является вторичной. Если в
классе не создана атмосфере коллективной
творческой деятельности на уроке, то применение
индивидуальных самостоятельных работ
творческого характера может не дать желаемых
результатов. Если же такая

атмосфера создана, то недостатки
индивидуализации компенсируются тем, что
учащиеся самостоятельно начинают работать на
уровне своих возможностей, то есть при
выполнении только фронтальных заданий достигают
высокого уровня творческой деятельности.

Глава III. Руководство творческой
познавательной деятельностью учащихся.
Творческая познавательная деятельность
учащихся характеризуется следующими
особенностями:

а) оно находится иод контролем учителя и по ходу
развертывания может им корректироваться и
регулироваться заданными ориентирами и
соответствующими подсказками;

б) все творческие акты учащихся предварительно
проигрываются учителем в его сознании и
воображении, тщательно им подготавливаются.

Следовательно, учитель может не только
осуществлять систематическое и
целеустремленное руководство познавательной
деятельностью учащихся, но и специально готовит
их к творческому способу усвоения научной
информации. В системе данной подготовки большое
место принадлежит обучению учащихся методам той
или иной науки.

И. Я. Лернер, выступая за построение системы
обучения, которая бы создавала простор для
оптимального развития природных задатков и
творческой деятельности, говорил о
необходимости целенаправленного руководства
формированием творческих потенций человека,
утверждая, что достижение одинаковых
результатов в этом процессе невозможно, так как
творческие задатки у разных людей различны, как
различен и доступный им потолок успехов при
любом обучении. Творчество как о процессе
создания человеком объективно или субъективно
качественно нового рождается посредством
специфических творческих процедур, не
поддающихся представлению как точно описываемая
и регулируемая система операций или действий.

Руководство познавательной деятельностью
проходит на различных уровнях. Под уровнями
познавательной деятельности подразумевается
степень восхождения учащихся к научному,
техническому и художественному творчеству. Для
приближения к этой деятельности необходимо
пройти ряд этапов в овладении знаниями и
методами познавательной и творческой
деятельности.

Существуют следующие уровни руководства
творческой познавательной деятельностью:

Воспроизведение изучаемого материала;

Включение материала, в котором имеются
элементы творчества;

Включение творческих элементов, причем
творческая деятельность преобладает;

IV. Приобщение учащихся к самостоятельному и
творческому добыванию знаний. Уровни
познавательной деятельности учащихся зависят от
их подготовки, от объема и характера учебного
материала. Деление это условно, оно отражает в
обобщенном виде ступени восхождения учащихся от
воспроизводящей к творческой деятельности.

Одним из аспектов руководства творческой
познавательной деятельностью учащихся является
опора на их жизненный познавательный опыт.
Корректировка познавательного жизненного опыта
учащихся способствует создания проблемных
ситуаций, в основу которых положено расхождение
между этим опытом и проблемами, которые заложены
в новом материале.

Руководство познавательной деятельностью
учащихся и ее организация являются одной из
функций методов обучения. Ю. К. Бабанский, давая
общедидактическую классификацию методов
обучения, первую из трех групп называет группой
методов организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности, имея в виду
методы передачи и восприятия учебной информации,
методы, обеспечивающие определенный характер
мыслительной деятельности, методы организации
практической деятельности учащихся.

Успех в организации творческой деятельности
учащихся зависит от того, на сколько оптимально
осуществляется учителем выбор методов обучения
применительно к данным конкретным условиям,
каков удельный вес методов, направленных на
развитие творческих сил учащихся. Осуществление
эффективного руководства творческой
деятельностью учащихся зависит от соблюдения
таких условий, как тщательный отбор видов
творческих заданий применительно к этапу
усвоения знаний и выработки умений и навыков;
рациональное сочетание творческих заданий с
заданиями воспроизводящего характера;
продумывание и соблюдение последовательности их
выполнения; учет особенностей возрастного
развития учащихся и их интеллектуальных
возможностей; учет специфики учебного предмета и
характера изучаемого материала.

Выделяется ряд этапов руководства творческой
самостоятельной деятельностью учащихся, в том
числе самостоятельной индивидуальной работой:

  1. Планирование учителем творческих
    самостоятельных работ учеников.
  2. Подготовка учащихся к выполнению этих работ.
  3. Руководство творческой работой учащихся в
    процессе ее выполнения.
  4. Завершение работы, ее оценка.

На первом этапе планирования работы, учитель
устанавливает сроки проведения работ
творческого характера, в том числе и
индивидуальных, тщательно выбирает материал,
выделяет знания творческого характера в
зависимости от специфики учебного материала и
психологических особенностей учащихся.

Особенно серьезное внимание уделяется второму
этапу, этапу подготовки учащихся к выполнению
самостоятельных работ творческого характера,
как групповых и фронтальных, так и
индивидуальных. Чаще всего используется
следующие приемы: указание списка литературы,
составление плана, анализ предшествовавших
работ, индивидуальная беседа и др.

На третьем этапе непосредственного выполнения
работы выделяются прежде всего систематические
консультации, проверка конспектов и тезисных
планов.

Заключительный четвертый этап работы над
заданиями творческого характера включает оценку
работы и взаиморецензирование.

Перечисленные выше приемы руководство
творческой деятельностью учащихся чаще всего
даются не в системе.

Следует учесть, что кроме учителя при
выполнении самостоятельных творческих работ
учащиеся испытывают влияние родителей, братьев,
сестер, товарищей по классу, других учителей, а
также учебника и дополнительной литературы.

Следует выделить следующие критерии
эффективности применяемых учителем приемов
руководства творческой деятельностью учащихся.
Это умение создать проблемную ситуацию,
поставить познавательную задачу, осмыслить ее
содержание, наметить и обсудить гипотезу,
обеспечить условие для самостоятельного
выполнения практической работы, помочь ученикам
самостоятельно проверить выполненное задание, а
также проверить и оценить работу ученика, его
знания и навыки.

Педагогическое руководство ставит цель
научить учащихся применять систему
теоретических знаний для творческого решения
конкретных практических задач. Для учителя важно
согласовать свое руководство с самоконтролем,
который осуществляют учащиеся, управляя своей
познавательной деятельностью. Это уменьшает
внутреннее сопротивление учащихся руководству
учителя как внешнему воздействию, одновременно
усиливая их причастность к процессу
коллективного учебного творчества.

В педагогическом руководстве значительное
место занимает способность учителя
самостоятельно анализировать цель, задачи,
содержание и методы реализации принятого
решения, имеющиеся у учащихся необходимые
знания, умения и навыки, их жизненный и учебный
опыт, а также положительные и отрицательные
объективные и субъективные факторы,
способствующие или препятствующие достижению
конечной цели, наконец, логику самого пути,
ведущего к дидактическому результату, и
полученный результат.

Творческая познавательная деятельность
предполагает выявление новых сторон изучаемых
явлений, расширяет и углубляет знания,
способствует активизации познавательных и
творческих сил учащихся, более глубокому
проникновению в сущность изучаемого вопроса,
повышает самостоятельность школьников в
овладении знаниями вызывает новизны суждений и
выводов.

Проблема творческого развития личности на
современном этапе развития педагогики
приобретает все большую актуальность. Решение
проблемы всестороннего и гармоничного развития
личности вне творческого развития ее не
возможно. Творческое же развитие возможно только
при условии включении учащихся в самые
разнообразные виды деятельности.

Творческая познавательная деятельность
учащихся в обучении, какой бы характер она ни
носила, какой бы активной она ни была, всегда
должна направляться и организовываться
учителем. Это руководство зачастую имеет
стихийный характер, но в тоже время
необходимость его заложена в самой природе
учебного процесса и тех методов, которыми
пользуется учитель.

Таким образом, самостоятельность творческой
деятельности условна, так как сама
субъективность познания нового учащимися несет
в себе обязательность контроля со стороны
учителя. Учитель должен направлять творческую
познавательную деятельность учащихся,
вырабатываю у них умения и навыки
самостоятельной работы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что будет с надбавкой за классное руководство
  • Как сделать инфографику для вайлдберриз самостоятельно пошаговая инструкция на русском
  • Гриль китфорт 1601 инструкция по применению
  • Дексон уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Клацид детский инструкция по применению суспензия