Практическое руководство по переплет

      Содержание

     
      Введение. Как пользоваться этой книгой 7

      Часть I.

      Собственно переплетные процессы

      1. Организация рабочего места, инструменты и оборудование 9

      2. Материалы 14

      3. Элементы книги 22

      4. Конструкция и оформление книги 25

      Выполнение операций

      5. Форзацы 29

      6. Ремонт книги 31

      7. Техника сшивания 33

      8. Срезка кромок 37

      9. Кругление и отгибка корешковых фальцев 40

      10. Глухой корешок и полый корешок 43

      11. Прикрепление каптала 45

      12. Шерфование кожи 47

      Отделка переплета книги 50

      Часть II. Практические занятия

      Собственно переплетные процессы

      1. Изготовление однотетрадной (16-страничной) брошюры в обрезном составном тканевом переплете 57

      2. Изготовление однотетрадной (16-страничной) брошюры в необрезном составном тканевом переплете 59

      3. Изготовление однотетрадной (32-страничной) брошюры в составном переплете с кантом 61

      4. Изготовление многотетрадной адресной книги в цельнотканевом переплете 64

      5. Изготовление многотетрадного блока в цельнотканевом переплете с глухим корешком 67

      6. Изготовление библиотечного переплета цельнотканевого, из аппретированного холста, на гильзе 70

      7. Изготовление библиотечного переплета с сафьяновыми уголками и корешком 74

      8. Изготовление мягкого цельнокрытого переплета из сафьяна или ледерина со сгибающимися над обрезом блока кантами 77

      9. Изготовление цельнотканевого переплета к альбому для фотографий 81

      10. Изготовление закрытого книжного футляра 83

      Процессы отделки переплетов 1а.

      Тиснение инициалов золотой фольгой на ткани 86 2а.

      Тиснение инициалов и декоративных украшений золотой фольгой на ткани 86 За.

      Тиснение заглавия золотой фольгой на ткани или бумаге 86 4а.

      Тиснение заглавия золотой фольгой на передней сторонке переплета и на корешке, тиснение алфавита на выступах обреза блока 87 5а.

      Тиснение длинного заглавия золотой фольгой на передней сторонке, с бордюром 87 6а.

      Тиснение заглавия и каймы сусальным золотом на кожаной этикетке 89 7а.

      Традиционный библиотечный переплет: тиснение заглавия и каталогизационных данных на кожаном корешке сусальным золотом 90

      Переплеты с тиснением блинтом или сусальным золотом в собственном оформлении 91

      Словарь переплетных терминов 93

     
      Введение

      Как пользоваться этой книгой

      В Части II книги дано описание практических занятий, в ходе которых начинающие переплетчики приобретут навыки в ручных процессах, что позволит им в дальнейшем работать в этой области в качестве профессионалов или квалифицированных любителей. Информация, приводимая в книге, будет полезна также библиотекарям, коллекционерам, продавцам книг и всем, кто имеет отношение или проявляет интерес к книгам и переплетному делу.

      Значительная часть книги посвящена теории переплетного дела, так как переплетать книги без понимания назначения операций — бесполезное занятие. Поэтому в книгу включены не только описания практических занятий, в процессе которых шаг за шагом изучаются все операции и которые заканчиваются изготовлением готовых книг (Часть II), но также и главы по теории отдельных операций и их практическому выполнению (Часть I, главы 1 — 12).

      Для более совершенного изготовления образцов в процессе практических занятий читателю рекомендуется тщательно изучить Часть I.

      Процесс переплета книги состоит из ряда взаимосвязанных операций, выполняемых в строго определенном порядке. Подробный перечень операций приводится в конце описания каждого практического занятия, он помогает выполнению практической работы и осуществлению контроля. Переплетные процессы можно разделить на две категории: собственно переплетные процессы и процессы отделки переплетов. Собственно переплетные процессы — это непосредственно скрепление элементов книги, которое определяет ее прочность и долговечность. Они включают операции разработки книги, подклейки поврежденных листов, прессовки скомплектованного блока, изготовления форзацев, сшивания тетрадей блока, формирования корешка (кругление и отгибка фальцев), заготовки картонных сторонок для переплета, изготовления капталов (декоративных лент, служащих для упрочнения верхней и нижней кромок корешка), упрочнения корешка путем его оклейки марлей или крафт-бумагой, шерфовки кожи для переплета, крытья сторонок кожей или тканью, обклейки оставшихся открытыми частей сторонок тканью или бумагой и приклейки форзацев. Процессы отделки включают тиснение надписей и оформление переплета. В разделе «Выполнение основных операций» (главы 5 — 12) описаны операции, которые производятся в большинстве практических занятий, рассмотренных в Части II. Операции приводятся в той последовательности, в которой они обычно выполняются на практике.

      Переплетные и оформительские работы требуют большого искусства и творческого воображения, причем оба эти качества взаимосвязаны, в совокупности обеспечивая высокие функциональные и эстетические свойства книги.

      И хотя многое можно почерпнуть из учебников, существуют бесчисленные приемы, способы, различные виды и модификации станков и «хитрости» выполнения операций, которым можно обучиться только у преподавателя. Однако не очень ясная практика, теоретические рассуждения и предположения могут смутить начинающего переплетчика, поэтому рекомендуется регулярно посещать занятия, внимательно наблюдать демонстрацию приемов работы и слушать лекции опытных преподавателей. Учащийся должен разбираться и следовать лишь способам, подтверждаемым научной теорией или здравым смыслом.

      Одним из удивительных открытий является то, что в этом тонком ремесле не производится никаких измерений, так как размеры и пропорции определяются на глаз. Опытный переплетчик не тратит времени на проведение измерений с помощью линейки.

      Тем не менее в этой книге приведены размеры для руководства начинающего. Учащийся должен уметь читать размеры, чтобы верно определять их на практике.

      Чтобы полностью познать ремесло, учащиеся должны изучить все аспекты производства книги; особенно существенны вопросы изготовления бумаги и ее соответствия цели, способы печати и тиснения надписей, оформления книги и репродуцирования иллюстраций. Умение и понимание возрастут, если учащиеся изучат историю развития конструкции и оформления книги; историю создания и современные методы производства и применения инструмента и материалов.

      Для этого надо изучить дополнительную литературу.

      Следует отметить, что термин «элементарный», часто применяемый по отношению к началу обучения ремеслу, не совсем соответствует требованию. Переплетное искусство не может быть названо элементарным, так как даже на первых порах требует творческого воображения. Автор надеется, что изучение этого чудесного ремесла расширит интересы и принесет много радости и личного удовлетворения от создания книги, которая отличается прочностью, радует глаз и доставляет удовольствие обладания такой книгой.

     
     
      Словарь переплетных терминов

     
      Авантитул — оборотная сторона первого или второго листа книги, на которой напечатано сокращенное заглавие.

      АО — базовый формат бумаги и картона в системе LSO (Международная организация по стандартам) — 1189X841 мм (т. е. площадью 1 м2).

      Аппретированный холст — прочный и дорогой покровный материал, изготавливаемый из льняного или смесового (лен+хлопок) волокна.

      Банковская бумага — тонкая писчая бумага, белая или слегка окрашенная. См. также документная бумага.

      Бесшвейное скрепление — то же, что клеевое скрепление.

      Библиотечный переплет — вид практичного переплета, разработанный в начале XX в., когда получили широкое распространение общественные библиотеки. Конструкция содержит усовершенствования и различные элементы, создающие повышенную прочность и долговечность книги, такие, как шитье на тесьмах, усиленные форзацы, толстая кожа в качестве покровного материала переплета (рис. 80). Обычно выполняется с глухим корешком; важной особенностью является французский рубчик (рис. 81).

      Блинтовое тиснение — нанесение на кожу или другой материал углубленного изображения путем вдавливания нагретого или холодного инструмента для тиснения без применения изобразительных материалов.

      Бумага антик — бумага с шероховатой поверхностью, имитирующая старинную бумагу; относится к легким бумагам, рыхлая, обычно небольшого формата.

      Бумага верже — бумага ручного отлива с шагом продольных линий, равным 25 мм, и плотным, без интервала, расположением поперечных линий. Рисунок бумаги образован проволокой сетки черпальной формы. Текстура верже может быть имитирована на бумаге машинного производства с помощью равнительного валика.

      Бумага горячего каландрирования — в отличие от бумаги с покрытием подвергается глазированию во время сушки между горячими полированными металлическими плитами. Применяется как писчая бумага и для

      высококачественных печатных работ. См. также Неглазированная бумага.

      Бумага из механически обработанной древесной массы — древесина (обычно ели), перемолотая для образования бумажной массы, в виде пульпы используется для последующего изготовления бумаги. Поскольку она содержит много примесей, она быстро разрушается и используется только для недолговечных изданий.

      Бумага из химически обработанной древесной массы — полученная из волокна после удаления кислых составляющих с помощью каустической соды. Наиболее широко применяемая в переплетном деле бумага. См. также Бумага из механически обработанной древесной массы.

      Бумага, имитирующая бумагу ручного отлива, — изготовленная на машине листовая бумага. Обычно высокого качества.

      Бумага машинной гладкости — бумага, выходящая из бумагоделательной машины без дополнительной обработки поверхности.

      Бумага с покрытием — то же, что мелованная бумага.

      Бумага с шероховатой поверхностью — бумага ручного отлива с неровной поверхностью, образовавшейся при ее прессовании во влажном состоянии между тяжелыми фетровыми листами или полотнами. Примером является акварельная бумага.

      Введение наполнителя — при производстве бумаги добавление к бумажной массе каолина или другого подобного вещества на этапе смешивания для придания непрозрачности и создания поверхности, восприимчивой к печатной краске.

      Веленевая бумага — бумага, не имеющая рисунка — отпечатка проволочной сетки; он виден только напросвет.

      Вкладная иллюстрация — дополнительный печатный оттиск, вкладываемый в книгу или брошюру без жесткого закрепления (например, диаграмма в кармашке в конце книги).

      Вклейка — иллюстрация, пришиваемая или приклеиваемая к тетради и располагаемая между текстовыми страницами.

      Вклеить — закрепить, вставить в книгу отдельный лист, иллюстрацию, форзац или тетрадь путем нанесения на корешковое поле узкой полоски животного клея и приклеивания этого элемента к корешковому полю тетради (рис. 22А, 27А).

      Восьмушка — лист бумаги любого традиционного формата, сфальцованный в три сгиба с образованием восьмилистовой тетради.

      Вспомогательный лист, защитный лист — предохранительный лист, входящий в состав форзаца, отрезаемый или удаляемый в процессе выполнения переплета (рис. 27Б, Г).

      Вставная иллюстрация — диаграмма или иллюстрация, напечатанная не на такой бумаге, как текст, и переплетенная вместе с , текстовой тетрадью или как отдельные листы или тетради.

      Выклейной (форзац и др.) — содержащий два или более листов бумаги или картона, склеенных вместе посредством животного клея (рис. 27Г).

      Гибкий переплет — цельнокрытый переплет со сторонками из тонкого картона, очень часто с подогнутыми сайтами, закрывающими половину толщины книги, таким образом, с полностью закрытыми кромками листов. Обычно применяется для Библии.

      Гибкий переплет (с выступающими «бинтами») — тип переплета, при котором тетради сшиваются на «бинты» (перекрученную полоску свиной кожи или пеньковый шнур), которые располагаются поперек корешка снаружи тетрадей. Концы бинтов приклеиваются к сторонкам переплета. Такой переплет выполняется с глухим корешком.

      Глухой корешок — корешок, в котором покровный материал, обычно кожа, приклеен непосредственно к корешкам тетрадей (оклеенным или неоклеенным) (рис. 51).

      Он значительно долговечнее полого корешка, в котором покровный материал приклеен к бумажной гильзе.

      Головка — верхний край книги или страницы (рис. 17).

      Гротесковый шрифт, шрифт без засечек — шрифт, знаки которого не имеют засечек — поперечных элементов, которыми заканчиваются основные штрихи.

      Грунтовка — препарат из яичного белка или шеллака, применяемых для фиксации золотой фольги при тиснении на переплете и золочении обрезов книги.

      Двойное шитье — прошивание одной или нескольких тетрадей книжного блока двалады, особенно когда нить огибает тесьму (например, при шитье вЫклейного форзаца с открытой окантовкой), с целью повышения прочности скрепления.

      Декельная кромка — характерная рваная кромка бумаги ручного отлива, создаваемая волокнами, попадающими при изготовлении бумаги между декельной и черпальной рамами (ситом).

      Дерматин — переплетная ткань, имитирующая кожу.

      Десть — пачка бумаги ручного отлива, содержащая 24 листа, или машинной выработки, содержащая 25 листов.

      Документная бумага — более плотная по сравнению с банковской (имеющая большую массу) писчая бумага.

      Жаконет — белая

      хлопчатобумажная ткань редкого или плотного переплетения (в зависимости от качества), аппретированная крахмалом для повышения жесткости, облегчения обработки и предотвращения пробивания клея. Применяется для упрочнения тетрадей, географических карт, форзацев, корешков блока и шарниров книги.

      Жесткий лист — склеенные между собой два листа бумаги для повышения их плотности и прочности. Примером является выклейной форзац (рис. 27Г).

      Жесткий переплет

      (издательский переплет) — способ машинного переплета с раздельным изготовлением крышки и блока; книга изготавливается на переплетном оборудовании массовым тиражом в жестком переплете, а не в бумажной обложке. Хотя данный переплет и не является подлинным классическим видом переплета, но вполне может быть имитирован квалифицированным переплетчиком.

      Загибка — клапан покровного материала, тсоторый загибается внутрь, вокруг торца сторонки для ее предохранения (рис. 67В, Г). Характерна для всех книг, кроме книг с обрезным переплетом.

      Закладка (ляссе) — выполнена из ленточки, один конец которой приклеен к корешку блока до его оклейки упрочняющими материалами.

      Закраина, заплечико — рубчик, образованный отогнутыми под прямым углом корешковыми фальцами тетрадей обработанного блока, к которым примыкают корешковые торцы картонных сторонок переплета (рис. 43В).

      Закрепление формы корешка — фиксация правильной формы корешка книги в прессе, первым этапом которой является нанесение на корешок толстого слоя растительного клея. Через пять минут растительный клей соскабливается, обнажая старый животный клей (которым корешок книги был закреплен раньше), и книга продолжает сохнуть, в результате корешок вновь приобретает устойчивую форму.

      Запирающий стежок — то же, что затяжной стежок.

      Заплечики — то же, что и отогнутые фальцы тетрадей обработанного корешка блока.

      Заполнение — операция выравнивания внутренней, не закрытой клапанами

      отогнутого покровного материала стороны картонной сторонки переплета путем шпаклевки специальной пастой или наклейки манильского или другого тонкого картона, называемого прокладочным. Она обеспечивает ровную поверхность оборота переплета, на который наклеивается форзац (рис. 91).

      Засечка — небольшой завершающий (поперечный) элемент, который применяется для украшения прямого печатного шрифта или других знаков в надписях.

      Затяжной стежок — стежок или узелок, выполняемый в конце сшивания каждой тетради блока для ее соединения с предыдущей (рис. 34). (От немецкого слова «Ketteln» — поднимать петли.)

      Золотая фольга — золото (или его заменитель), напыленное электронным способом на подложку из пластика, бумаги или целлофана. Используется при промышленном производстве книг массовыми тиражами или в ручном переплетном деле для недорогих переплетов.

      Золочение обрезов книги — нанесение золотой фольги на торцы листов книги.

      Эта операция может выполняться лишь высококвалифицированным переплетчиком и в данной книге не рассматривается.

      Изготовление переплетной крышки — ручная операция соединения двух картонных сторонок с покровным материалом.

      Издательский переплет — то же, что жесткий переплет.

      Испытания PIRA — испытания переплетных кож с целью подтверждения того, что при их выделке не применялись кислоты, которые могут привести к их разрушению. Методика разработана

      Ассоциацией исследователей полиграфической промышленности (PIRA); кожа, прошедшая испытания, снабжается соответствующим штампом.

      Каландрированная бумага — бумага с высоким глянцем, полученным при прохождении между каландрами.

      Канты — края переплета или обложки, выступающие за обрезы блока (рис. 17).

      Их размер зависит от формата, назначения и типа переплета книги. Хотя канты предохраняют страницы книги, их размер не должен быть слишком большим, так как обложка (и сторонки переплета) поддерживается листами книжного блока.

      Каптал — элемент книги, прикрепляется у головки и хвостика книжного блока и огибает корешковые фальцы тетрадей между выступающими краями сторонок переплета. Раньше он выполнялся в виде полоски кожи с бортиком из цветных ниток, плотно оплетающих сердцевину; эта полоска пришивалась к тетрадям (рис. 17, 53В). Таким образом каптал предупреждает смятие кромок книжного блока под действием массы книги, а также уменьшает повреждение книги при ее вытаскивании с полки за окантовку корешка переплета. Современные капталы, имитирующие старые, по существу чисто декоративные, наклеиваются на корешок книжного блока.

      Клеевое скрепление, бесшвейное скрепление — скрепление отдельных листов с помощью растительного, животного (или синтетического) клея. Клей наносится на кромку корешковых полей или на торшонированные после сталкивания кромки листов.

      Колофон — 1) в старинных книгах — выходные данные, 95 помещаемые в начале или конце книги и обычно содержащие имя типографа и характеристики издания;

      2) в современных книгах — эмблема издательской фирмы (логотип).

      Коммерческий переплет — престижный, необычный переплет, выполняемый коммерческими фирмами, на которых работают высококвалифицированные переплетчики и ученики на эту специальность. Большинство таких работ выполняется вручную, но применяются и машины.

      Контролировать подборку — проверить комплектность книжного блока, чтобы убедиться в наличии всех тетрадей и их правильной последовательности.

      Контрольная линия, контрольная метка — линия или метка, нанесенная на один материал для более быстрого и точного размещения другого материала, особенно при использовании клея (рис. 72).

      Корешок — спинка книжного блока.

      Корешковый фальц — сгиб на внутреннем поле сфальцованной тетради. Иногда его называют переплетным полем, так как именно по нему производится сшивание тетрадей (рис. 34).

      Крафт-бумага — прочная коричневая упаковочная бумага, применяемая для дополнительной (вторичной) оклейки корешка с целью его упрочнения (рис. 80). Используется также для изготовления гильзы при полом корешке переплета.

      Кругление — придание корешку книжного блока округлой формы с’дугой, равной трети окружности (рис. 47).

      Крытье — обтяжка (оклейка) корешка и сторонок переплета тканью, кожей, тонким пергаментом или другими материалами.

      Крытье сторонок — в составном переплете с кожаным корешком и уголками (рис. 24) оклейка тканью или бумагой открытых частей картонных сторонок переплета, выполняемая после приклейки кожаных деталей переплета.

      Ламинированный материал — комбинированный материал из двух или более слоев, склеенных между собой.

      Ледерин — переплетная ткань на хлопчатобумажной основе, на поверхность которой нанесена смесь

      нитроцеллюлозы, камфорного масла и спирта, после чего произведено тиснение в каландрах для придания ей фактуры кожи.

      Лист форзаца, приклеиваемый к сторонке переплета. См. Форзац.

      Марля — хлопчатобумажная ткань редкого переплетения, аппретированная крахмалом для повышения жесткости и облегчения обработки. Используется как материал для первой оклейки корешка (рис. 80).

      Мелованная бумага — бумага, обычно изготовленная (в английском производстве. — Ред.) из волокон травы эспарто с покрытием из каолина и казеинового клея, с высокогладкой поверхностью, полученной при прохождении под натиском между двумя валами. Применяется для печати иллюстраций с высокой линиатурой растра.

      Механическое бесшвейное скрепление — скрепление отдельных листов бумаги или другого материала, имеющих (или не имеющих) отверстия или пазы в корешковом поле, с помощью шнура, штифтов, колец, проволочных спиралей, пластиковых гребенок, планки или пружинных механизмов (рис. 18).

      Мраморная бумага — декоративная бумага с «мраморным» рисунком, получаемая погружением бумаги в кювету с водой, на поверхности которой плавают масляные краски в виде узоров.

      Мягкий кожаный переплет — вид переплета с увеличенными кантами, перекрывающими кромки листов и полностью их закрывающими (рис. 110). Обычно такой переплет мягкий, с закругленными уголками и применяется для религиозных книг.

      Накладка — способ отделки кожаного переплета книги путем наклеивания (посредством растительного клея) кусочков кожи разного цвета и ручного тиснения кромок этих кусочков для надежного прикрепления.

      Накладные бруски, употребляемые при отгибке фальцев, — клиновидные бруски, обычно из березы. Утолщенные концы срезаны под тупым углом, чтобы облегчить образования заплечиков у корешка при отгибке фальцев (рис. 48).

      Наполнитель — химическое вещество, такое, как каолин, крахмал и др., добавляемое к бумаге или ткани, чтобы увеличить ее объемную массу. Наполнитель, добавляемый в бумагу, повышает также ее белизну и делает более восприимчивой к каландрированию, которое необходимо для высококачественной печати. См. также Заполнение.

      Направление волокон, машинное направление — направление преимущественной ориентации волокон в бумаге и картоне или расположение нити основы в ткани. Волокно в книгах всегда должно располагаться вдоль корешка, от головки к хвостику книги.

      Неглазированная бумага — бумага ручного отлива с несколько неровной матовой поверхностью, образуемой при отжиме влажной массы между тонкими фетровыми листами, или полотнами. Применяется для высококачественной печати и рисования.

      Неразрезанный сгиб — «закрытые» страницы, получающиеся при фальцовке листа у передней кромки и головки тетради.

      Обрезная брошюра — изделие, у которого обложка обрезается вместе с блоком и размер обложки точно такой же, как и у книжного блока.

      Обрезной переплет — изделие, у которого переплет обрезается вместе с блоком и размер сторонок переплета точно такой же, как и у книжного блока.

      Обрезные бруски (колодки) — клиновидные бруски, обычно из березы, с прямым углом у утолщенного конца, применяемые при обрезке краев книжного блока (рис. 38).

      Окантовка корешка переплета — в кожаных переплетах — загнутый внутрь верхний и нижний края материала корешка переплета, которым придана соответствующая форма (рис. 17).

      Оклеечный материал — 1) прочная плотная бумага, наклеиваемая на внутреннюю сторону картонных сторонок переплета для предупреждения коробления, вызываемого действием покровного материала; 2) две полоски материала, применяемого для упрочнения корешка, одна из марли, другая из крафт-бумаги (рис. 80).

      Основа — продольная нить ткани. Иногда рассматривается как направление волокна. См. также Уток.

      Отгибка фальцев — придание корешку грибообразной формы для формирования опоры при отгибе сторонки переплета (рис. 43В).

      Отделка книги — один из двух основных процессов изготовления книги, включающий тиснение заглавия, украшение и полирование книжного переплета. См. также Собственно переплетные процессы.

      Отстав — в жестком переплете полоска бумаги или тонкого картона, по ширине равная толщине корешка обработанного блока и наклеиваемая на покровный материал между картонными сторонками для повышения жесткости или прочности тканевого корешка (рис. 77).

      Передний обрез — передняя часть книги, противоположная корешку (рис. 17). Называется так потому, что первоначально книги ставили на полку передним обрезом наружу и на него наносили название книги густой или жидкой краской или выжиганием.

      Переплет — плотная оболочка любого вида книги.

      Переплет «на шнурах» — тип переплета, при котором тетради сшиваются на пеньковых шнурах, которые размещаются в канавках, пропиленных на корешке тетрадей. Концы шнуров приклеиваются к сторонкам переплета. Корешок может быть глухой или полый и получается гладкий или с фальшивыми «бинтами»

      (см. Гибкий переплет).

      Переплет с прокладками — вид переплета, например альбом для фотографий, в котором корешок утолщен путем добавления

      — узких полосок или сфальцованных листов бумаги для компенсации толщины фотографий (рис. 114).

      Переплетная крышка — экономичный способ переплета с раздельным изготовлением крышки и блока и последующим их соединением. Состоит из передней и задней картонных сторонок, наклеенных на покровный материал, и служит для защиты книжного блока, состоящего из сшитых тетрадей, который вклеивается внутрь посредством растительного клея (рис. 77).

      Переплетная ткань — дешевый покровный материал, изготавливаемый из хлопчатобумажной ткани.

      Плотность — толщина и масса бумаги, выраженная в г/м2.

      Плотность бумаги — по стандарту масса бумаги и картона, измеряется в граммах на м2.

      Поверхностная проклейка — то же, что Проклейка в ванне.

      Подборка — способ

      комплектовки книжного блока из тетрадей или листов в правильной последовательности.

      Подклейные сторонки —

      сторонки переплета, состоящие из склеенных между собой форматок соломенного и переплетного картона; участки между форматками, где располагаются клапаны слизурок с приклеенными к ним концами тесьмы, не проклеены. Это одна из конструктивных особенностей библиотечного переплета (рис. 80).

      Полотняный шов — способ

      ручного шитья, при котором тетради или отдельные листы, составляющие блок, прошиваются через корешковое поле, а нить каждого стежка охватывает корешок блока (рис. 35Г).

      Полый корешок — конструкция корешка переплета, при которой покровный материал наклеивается на предварительно наклеенную на корешок книжного блока бумажную гильзу. Конструкция обеспечивает свободное раскрывание тетрадей из жесткой бумаги и книг, в которые помещены вклейки 97

      (вкладки), и, кроме того, облегчает раскрывание книг, переплетенных в жесткий материал, такой, как тонкий пергамент или аппретированный холст (рис. 51).

      «По одной тетради» — способ ручного шитья, при котором одна или несколько тетрадей книжного блока прошиваются по всей длине корешкового фальца (рисс. 34). См. также «По две тетради», «По три тетради».

      Правая страница — страница книги обычно с нечетным номером.

      Предварительное тиснение — нанесение углубленного изображения на кожу или ткань нагретым инструментом для тиснения, как операция, предшествующая тиснению золотом или золотой фольгой.

      Предохраняющий (защитный) лист — то же, что макулатурный лист.

      Прижимная (или обрезная) подушка, прижимной клин — стопка листов, помещаемая в обрезные тиски вместе с книжным блоком при обрезке головки и хвостика, для компенсации утолщения корешка (рис. 73).

      Проволочная часть — в бумагоделательной машине движущийся ремень из бронзовой проволоки или нейлона, при перемещении на котором из бумажной массы формируется бумажное полотно; таким образом этот проволочный ремень определяет направление волокна.

      Продолжительность контакта — при тиснении фольгой или блинтовом тиснении время вдавливания нагретого инструмента в кожу.

      Прокладка — полоска бумаги или картона или узкий сфальцованный лист, используемые в переплете с прокладками (рис. 114).

      Проклейка — раствор животного

      желатина или смолы, добавляемый к бумаге, чтобы придать ей неизменяемость свойств, повысить прочность, влагостойкость,

      восприимчивость к чернилам и печатной краске. См. также Проклейка в массе или Проклейка в ванне.

      Проклейка в ванне, поверхностная проклейка — добавление клеевого покрытия к уже изготовленной бумаге путем ее погружения в ванну с клеем из животного желатина.

      Проклейка бумаги в массе — при производстве бумаги добавление в бумажную массу клея на стадии смешивания, до изготовления собственно бумаги.

      Пропил — поперечная канавка, выполненная пилой в корешках тетрадей блока у головки и хвостика, в которой размещаются затяжные стежки (рис. 34).

      Разборка книги — освобождение тетрадей книги от первоначального переплета, при подготовке к повторному переплету.

      Разработка открываемое™ книги — уменьшение жесткости скрепления только что переплетенной книги (рис. 103).

      Retree — листы второго сорта при изготовлении бумаги вручную; обычно на них бывают пятна.

      Сафьян — тонкая кожа, изготовленная из шкуры козла и подвергнутая дублению’ в растворе дубовой коры или сумахе.

      Свободный лист — см. Форзацы.

      Сдвиг — смещение передней кромки одного листа или тетради по отношению к остальным (рис. 30). Обычно бывает вызвано плохим (неравномерным) шитьем, а также имеет место в очень толстых книгах.

      Сигнатура — 1) буква или цифра, отпечатанная обычно в нижней части первой полосы каждой тетради для контроля правильности комплектовки книжного блока; 2) канавка, прорезанная на рукоятках

      ручных инструментов с декоративным рисунком или ручного штампа для обеспечения правильного положения знака (рис. 63).

      Собственно переплетные процессы — первый из двух основных процессов изготовления книги: выполнение непосредственно переплетных работ (формирование книжного блока и одевание его в переплет). См. также Отделка книги.

      Составной переплет — экономичный вариант переплета, в котором крытье корешка и уголков или корешка и переднего поля сторонок выполнено из дорогого материала (например, кожи), а крытье остальной части сторонок — из более дешевого материала (например, ткани) (рис. 24).

      Составной переплет с выходом материала корешка на сторонку, равным 1/4 ее ширины, — экономичный вид переплета, в котором для крытья корешка применяется более дорогой материал (например, кожа), а для крытья сторонок — более дешевый материал (например, ткань с рельефной выделкой поверхности или декоративная бумага) (рис. 24).

      Спуск полос — расстановка полос издания, содержащих текст и иллюстрации, на листе в таком порядке, чтобы после его отпечатания и фальцовки получилась тетрадь с правильной

      последовательностью страниц (рис. 20).

      Сталкивать — выравнивать кромки тетрадей или листов постукиванием корешка и головки о поверхность стола 98

      для получения ровной и без перекоса стопы или блока. Важная составная часть многих брошюровочных операций, особенно обрезки кромок листов (рис. 46).

      Старый рубчик — корешковая кромка тетрадей, остающаяся отогнутой после разборки книги. Перед повторным скреплением книги тетрадь надо сделать плоской, или «разбить» (выколотить) с помощью молотка (рис. 76).

      Стопа бумаги — пачка из 480 листов бумаги ручного отлива или 500 листов бумаги машинной выработки.

      Сторонки со спущенными фасками — картонные сторонки переплета с утонченными под углом краями для улучшения внешнего вида книги.

      Сусальное золото — сплав из 22 каратов золота и двух каратов серебра, расплющенный машиной до толщины 0,0000025 см и применяемый для тиснения заголовков и украшений на переплетах книг.

      Тетради — сфальцованные листы бумаги, обычно содержащие 4, 8, 12, 16 или 32 страницы и подобранные в порядке следования страниц, образуют книжный блок.

      Тиснение — нанесение заглавия и декоративных элементов на переплет путем вдавливания гравировального инструмента в поверхность покровного материала. Тиснение может осуществляться золотом (золотой фольгой или сусальным золотом), в цвете (цветной фольгой) или блинтовое (темный или черный оттиск, полученный под давлением, или с помощью нагретого инструмента, или при предварительном окунании штампа в печатную краску).

      Тисненая (бумага, ткань, кожа и др.) — с рельефным рисунком или с накатанной фактурой.

      Титул — правая сторона третьего или четвертого листа книги, на которой напечатано полное название книги и другая информация (автор, номер тома, год выпуска, издательство, место и время публикации).

      Титульные элементы книги — первые страницы книги (предваряющие текст), включающие авантитул, фронтиспис, титул, данные по авторскому праву, содержание и другие страницы до начала основного текста. Часто они образуют первую тетрадь. В старых книгах эти страницы обычно нумеруются римскими цифрами.

      Ткацкий узел — надежный узел для соединения нитей (рис. 31).

      Удлиненная петля — при плетении каптала одна из нескольких петель, которая выводится с определенным интервалом вниз, под затяжной стежок (рис. 53В). Служит для закрепления каптала на книге.

      Узелок — пересечение цветных вышивальных ниток у основания петель, охватывающих сердцевину каптала. Важен для создания бортика, состоящего из выступающей цепочки узелков (рис. 53Д).

      Уток — поперечная нить ткани.

      Утолщение — увеличение толщины корешка сшитого книжного блока за счет толщины скрепляющей нитки и бумаги, использованной для ремонта (рис. 43А).

      Утяжеленная палочка — деревянный брусок размером 250X25X25 мм с установленной на одном конце свинцовой шайбой, закрытой кожей. Применяется для уменьшения утолщения корешка тетрадей при шитье блока.

      Фальцовка — сгибание листов бумаги для формирования тетрадей на машинеили вручную с выравниванием по краям листа.

      Фальцовка с приводкой по бумаге — фальцовка осуществляется с выравниванием по кромкам листа. Выполняется на машине или вручную.

      Фальцовка с приводкой по оттиску — при перекосе напечатанного текста относительно кромок листа фальцовка выполняется параллельно верхней линии шрифта, чтобы получить поля без перекоса. Это относится только к ручной фальцовке.

      Фальчик — полоска бумаги или ткани, которая с помощью растительного или животного клея приклеивается к корешковому фальцу тетради или к отдельным вклейкам (диаграммам, географическим картам и др.) при ремонте или для упрочнения.

      Фолио — 1) лист бумаги одного из традиционных форматов, сфальцованный вдвое (в один сгиб), с получением двух полей листа; 2) книга из таких листов, т. е. наибольшего формата, получаемого из листов этого формата.

      Форзацы — листы бумаги (два или больше), расположенные между переплетной крышкой и книжным блоком. Являются элементом конструкции книги. Основной вид форзаца представляет собой сфальцованный в один сгиб лист бумаги, одна сторона которого, приклеиваемая к переплетной крышке, обычно окрашена и предназначена для устранения коробления картонных сторонок под действием покровного материала, а другая остается свободной и служит для защиты первой и последней страниц текста (см. Главу 5).

      Французский рубчик — в библиотечном переплете канавка, проходящая вдоль кромки корешка, между

      заплечиками и сторонкой (рис. 80). Его назначение — облегчить отгибание у линии перегиба толстой кожи, применяемой для этого переплета.

      Французский шов — сшивание двух или большего числа тетрадей без тесьмы. Каждая тетрадь скрепляется с остальными за счет перехлестывания сшивающей ее нити с нитями, сшивающими предыдущие тетради (рис. 35Д).

      Фронтиспис — иллюстрация, обращенная к титульной странице книги.

      Хвостик — нижняя часть книжного блока или отдельной сторонки (рис. 17).

      Цельнокрытая переплетная крышка — переплетная крышка, в которой используется один кусок покровного материала (для картонных сторонок и корешка книги).

      Цельнокрытый переплет — переплет, крытье которого выполняется одним куском покровного материала.

      Чертежная бумага — жесткая, упругая, непрозрачная бумага без покрытия, применяемая для черчения и печати. Используется также и для форзацев.

      Четвертушка — лист бумаги, сфальцованный в два сгиба, с образованием тетради из четырех листов.

      Четные страницы — обычно страницы, расположенные слева.

      Швейное скрепление —

      скрепление тетрадей в блок путем шитья. См. также Клеевое скрепление.

      Шерфование краев кожи — снятие фасок с кромок кожи под углом 45° (рис. 54, 55).

      Шитье внакидку — скрепление листов одной тетради или нескольких тетрадей, скомплектованных вкладкой, с помощью нитки или

      проволоки прошиванием через корешковый фальц (рис. 19). Шитье втачку — скрепление тетрадей или отдельных листов в блок путем прошивания блока ниткой или проволокой через корешковое поле (рис. 19).

      Шитье по две тетради — одновременное шитье сразу двух тетрадей одной ниткой, для уменьшения утолщения корешка.

      Шитье по три тетради — одновременное шитье сразу трех тетрадей одной ниткой, для уменьшения утолщения корешка.

      Шитье проволокой без загибки скобы — скрепление большого числа отдельных листов металлическими скобами, которыми прошивается стопа с двух сторон на глубину более половины ее толщины по корешковому полю листов (рис. 19).

      Шитье через край — способ дополнительного скрепления листов первой и последней тетрадей блока с целью упрочнения книги или соединения нескольких одинарных листов бумаги путем сшивания по корешковому полю обметочным швом через край (рис. 35Е).

      Шпация — полоска картона, обеспечивающая заданное расстояние между картонными сторонками при изготовлении переплетной крышки; перед загибкой краев покровного материала внутрь шпацию убирают (рис. 108).

Практическое руководство по переплетному делу, Джонсон А., 1989.

В практическом руководстве по переплетному делу в доступной для широкого круга читателей форме дано описание приспособлений, инструментов и материалов, применяемых при ручном переплете книг. Основное внимание уделено операциям технологического процесса изготовления книг вручную. Даны рекомендации по изготовлению восьми различных по объему и назначению видов книг, альбомов для фотографий и футляров для книг. Для каждого вида изделия указаны необходимые материалы, приспособления и инструменты, приведены схемы, характеризующие последовательность операций, и дано описание технологии их выполнения. В конце книги приведен словарь терминов. Издание снабжено значительным количеством иллюстраций. Предназначено для переплетчиков, специалистов в области брошюровочно-переплетного процесса, а также для книголюбов и работников библиотек.

Практическое руководство по переплетному делу, Джонсон А., 1989

Организация рабочего места, инструменты и оборудование.
Переплетной мастерской может служить любая комната в доме, кроме сарая, подвала и гаража — из-за повышенной влажности, низкой температуры и вредителей-насекомых. Помещение должно иметь хорошее дневное освещение. Источник света не должен давать тени в рабочей зоне. Для тонкой работы требуется регулируемая настольная лампа. В помещении должны быть аптечка, ящик для отходов и веник; работать следует в халате. Верстаки и тяжелое оборудование должны быть расположены строго перпендикулярно полу. Верхняя часть рабочего стола должна быть выполнена из деревянных брусков сечением 10*10 см или представлять собой усиленный каркас из прочного синтетического материала, облицованный 20-мм древесностружечной плитой с покрытием из поливиниловых плиток (гладкой стороной вверх). Оптимальные размеры верстака: 90*158*90 см. Для хранения бумаги, картона и материалов под верстаками можно устроить полки или шкафчики. Желательно, чтобы табурет был высокий. Отдельно, но вблизи других следует расположить верстак, достаточно прочный для установки обжимного пресса (см. ниже), так, чтобы рядом было место для переплетаемых книг, а под ним — полки для накладных досок, используемых при обжиме, обрезке блока и обработке корешка. Чтобы инструмент не падал, все столы должны иметь бортик из деревянных реек высотой 5 см. Все деревянные части оборудования следует периодически натирать восковой мастикой или льняным маслом.

Тяжелое оборудование Начинающий должен ознакомиться с профессиональным оборудованием для переплетных работ. Упрощенные (детские) модели затрудняют обучение и сводят его на нет. (Например, обрезка кромок у блоков может быть неточной, а формат книги ограниченным.)

Содержание
Введение. Как пользоваться этой книгой
Часть I. Собственно переплетные процессы
1. Организация рабочего места, инструменты и оборудование
2. Материалы
3. Элементы книги
4. Конструкция и оформление книги
Выполнение операций
5. Форзацы
6. Ремонт книги
7. Техника сшивания
8. Срезка кромок
9. Кругление и отгибка корешковых фальцев
10. Глухой корешок и полый корешок
11. Прикрепление каптала
12. Шерфование кожи
Отделка переплета книги
Часть II. Практические занятия
Собственно переплетные процессы
1. Изготовление однотетрадной (16-страничной) брошюры в обрезном составном тканевом переплете
2. Изготовление однотетрадной (16-страничной) брошюры в необрезном составном тканевом переплете
3. Изготовление однотетрадной (32-страничной) брошюры в составном переплете с кантом
4. Изготовление многотетрадной адресной книги в цельнотканевом переплете
5. Изготовление многотетрадного блока в цельнотканевом переплете с глухим корешком
6. Изготовление библиотечного переплета цельнотканевого, из аппретированного холста, на гильзе
7. Изготовление библиотечного переплета с сафьяновыми уголками и корешком
8. Изготовление мягкого цельнокрытого переплета из сафьяна или ледерина со сгибающимися над обрезом блока кантами
9. Изготовление цельнотканевого переплета к альбому для фотографий
10. Изготовление закрытого книжного футляра
Процессы отделки переплетов
1а. Тиснение инициалов золотой фольгой на ткани
2а. Тиснение инициалов и декоративных украшений золотой фольгой на ткани
За. Тиснение заглавия золотой фольгой на ткани или бумаге
4а. Тиснение заглавия золотой фольгой на передней сторонке переплета и на корешке, тиснение алфавита на выступах обреза блока
5а. Тиснение длинного заглавия золотой фольгой на передней сторонке, с бордюром
6а. Тиснение заглавия и каймы сусальным золотом на кожаной этикетке
7а. Традиционный библиотечный переплет: тиснение заглавия и каталогизационных данных на кожаном корешке сусальным золотом
Переплеты с тиснением блинтом или сусальным золотом в собственном оформлении
Словарь переплетных терминов.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Практическое руководство по переплетному делу, Джонсон А., 1989 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 28.01.2017 13:47 UTC

Теги:

книги для студентов и школьников :: Джонсон


Следующие учебники и книги:

  • Качество нефти, газа и продуктов их переработки, Макаров А.Д., Дорогочинская В.А., Тонконогов Б.П., 2016
  • Экзоскелеты, Анализ конструкций, принципы создания, основы моделирования, Монография, Яцун С.Ф., Савин С.И., Емельянова О.В., Яцун А.С., Турлапов Р.Н., 2015
  • 3емлеустроительное проектирование, Волков С.Н., 1998
  • Методика поиска профессиональной информации, Паршукова Г.Б., 2006

Предыдущие статьи:

  • Флаги, Крэмптон У., 1999
  • Ремонт и монтаж кабельных линий, Практическое пособие, Часть 1, Филиппов А.С., Филиппов В.А., 2005
  • Основы кукольной скульптуры, Генсицкая Н., Клен Н., 2009
  • Технология парикмахерских работ, Одинокова И.Ю., Черниченко Т.А., 2004

libcats.org

Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов

Только точные совпадения

#1

Книжный переплет. Краткий конспект по истории и технике переплетного дела

Анисимов В.И.

13.13 Mb

#2

Переплетное дело. Руководство по ручному переплету книг и листового материала

Здориков А.К.

Категория: ПРОФЕССИИ И РЕМЕСЛА, ХОББИ и РЕМЕСЛА

13.29 Mb

#3

Кружок переплетного дела

Мазок Н.Н.

Категория: ПРОФЕССИИ И РЕМЕСЛА, ХОББИ и РЕМЕСЛА

4.30 Mb

#4

Переплетное дело

Здориков

Категория: Техника, Переплетное дело

28.82 Mb

#5

Практическое руководство по переплетному делу. (The Practical Guide to Craft Bookbinding)

Джонсон А., Перевод с английского языка И.М.Паперно.

Категория: средства массовой информации, книжное дело

2.48 Mb

#6

А.Джонсон. Практическое руководство по переплетному делу (1989, djvu)

2.48 Mb

#7

Кружок переплетного дела

Мазок Н.Н.

1.93 Mb

#8

Кружок переплетного дела

Мазок Н.Н.

4.73 Mb

#9

Практическое руководство по переплетному делу

Джонсон А.

Категория: civil, profession, hobby

1.43 Mb

#10

Практическое руководство по переплетному делу

Джонсон А.

Категория: civil, profession, hobby

6.97 Mb

#11

Кружок переплетного дела

Мазок

2.35 Mb

#12

Кружок переплетного дела

Мазок Н. Н.

Категория: ПРОФЕССИИ И РЕМЕСЛА, ХОББИ и РЕМЕСЛА, ДИЗАЙН, ДОМ и СЕМЬЯ

5.18 Mb

#13

Кружок переплетного дела

Мазок Н.Н.

2.07 Mb

#14

Переплетные изделия массового потребления

Баландин

Категория: Техника, Переплетное дело

18.90 Mb

#15

Переплетчик: Пол. практ. рук. по переплет. делу: Для желающих в совершенстве ознакомиться с переплет. работами

Верига

Категория: Техника, Переплетное дело

85.02 Mb

#16

Переплетные процессы

Категория: Техника, Переплетное дело

41.34 Mb

#17

Переплетные руководства конца XIX

Золотова

Категория: Техника, Переплетное дело

70 Kb

#18

Технология брошюровочно-переплетных процессов

Трубникова

Категория: Техника, Переплетное дело

78.56 Mb

#19

Справочник технолога-полиграфиста. Брошюровочно-переплетные процессы

Гранская, Купцова

Категория: издательское дело

3.09 Mb

#20

LBW. Образцы фальцовки

Категория: Техника, Переплетное дело

17.65 Mb

#21

Время акклиматизации бумаги

Категория: Техника, Переплетное дело

33 Kb

#22

Гигиена и реставрация. пособие

Категория: Техника, Переплетное дело

25.84 Mb

#23

фольга

Гилязетдинов

Категория: Техника, Переплетное дело

95.25 Mb

#24

Дезинфекция и реставрация. сборник работ

Категория: Техника, Переплетное дело

24.03 Mb

#25

Домашний переплетчик

Тимаев, Федоров

Категория: Техника, Переплетное дело

23.26 Mb

#26

Как сделать книгу своими руками

Категория: Техника, Переплетное дело

423 Kb

#27

Переплет шаг за шагом

Каммарери

Категория: Техника, Переплетное дело

31.20 Mb

#28

Современные клеи

Кизбер

Категория: Техника, Переплетное дело

10.56 Mb

#29

Клеи и склеивание

Тризно, Москалев

Категория: Техника, Переплетное дело

20.21 Mb

#30

Восстановление требника

Кудрявцев

Категория: Техника, Переплетное дело

541 Kb

#31

Новое платье короля

Кудрявцев

Категория: Техника, Переплетное дело

140 Kb

#32

Простой каптал из двух нитей

Кудрявцев

Категория: Техника, Переплетное дело

626 Kb

#33

Отделка обреза

Митчел

Категория: Техника, Переплетное дело

21.68 Mb

#34

обработка и вставка книжного блока

Новожилов

Категория: Техника, Переплетное дело

24.43 Mb

#35

Клеящие материалы

Петрова

Категория: Техника, Переплетное дело

66.93 Mb

#36

Подлинник о книжном переплете

Категория: Техника, Переплетное дело

174 Kb

#37

Полиграфический рецептурный справочник

Категория: Техника, Переплетное дело

37.60 Mb

#38

Положение о книжных памятниках Российской Федерации

Категория: Техника, Переплетное дело

77 Kb

#39

Справочник кустаря

Г. Г. Бродерсен

Категория: Техника, Переплетное дело

75.46 Mb

#40

Справочник по клеям

Г. В. Мовсисян

Категория: Техника, Переплетное дело

53.55 Mb

#41

Живи книга

Тимаев

Категория: Техника, Переплетное дело

25.87 Mb

#42

Фольга для горячего тиснения. описание фольг фирмы Kurtz

Категория: Техника, Переплетное дело

1.30 Mb

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство в школе цели
  • Как пользоваться мобильным банком сбербанка с телефона инструкция
  • Статуя свободы лего инструкция по сборке
  • Инструкция по охране труда при проведении субботников
  • Краткое содержание инструкции по охране труда электромонтера