Предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта

2. Порядок обращения аудитора

за получением официальных разъяснений от руководства

проверяемого экономического субъекта

2.1. Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации. Такие доказательства можно получить в форме соответствующих положений договора на проведение аудита, письма — обязательства на проведение аудита, заявления об ответственности руководителей экономического субъекта, подписанного этими руководителями.

2.2. Аудитор в соответствующих случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, подлежащей получению от руководства проверяемого экономического субъекта, а также перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.

2.3. Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.

2.4. На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:

а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;

в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

2.5. При обращении к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения аудиторских доказательств аудитор должен придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. Желательно довести это обстоятельство до указанного руководства официально на стадии заключения договора (например, в письме — обязательстве о согласии на проведение аудита).

2.6. Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме — обязательстве. В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.

2.7. При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.

2.8. Аудитор должен убедится, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.

2.9. При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором.

2.10. Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта.

Одобрено
Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте РФ
15 июля 1998 г.
Протокол N 4

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ РУКОВОДСТВОМ ПРОВЕРЯЕМОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

1. Общие положения

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью правила (стандарта) является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя <*>, при получении и использовании разъяснений и сведений, источником которых является руководство экономического субъекта, подлежащего проверке.

———————————

<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) определение ситуаций, в которых от руководства экономического субъекта должны быть получены официальные разъяснения;

б) определение процедур обращения к руководству экономического субъекта за получением сведений и разъяснений;

в) порядок документирования сведений и разъяснений, полученных от руководства экономического субъекта;

г) определение действий аудитора при отказе руководства экономического субъекта предоставить требуемые сведения и разъяснения;

д) определение процедур использования полученных разъяснений в качестве аудиторских доказательств.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

2. Порядок обращения аудитора
за получением официальных разъяснений от руководства
проверяемого экономического субъекта

2.1. Перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство, подтверждающее понимание руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за предоставление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведомленности о своей ответственности за предоставление аудитору всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации. Такие доказательства можно получить в форме соответствующих положений договора на проведение аудита, письма — обязательства на проведение аудита, заявления об ответственности руководителей экономического субъекта, подписанного этими руководителями.

2.2. Аудитор в соответствующих случаях должен получить от руководства экономического субъекта разъяснения, необходимые ему для достижения целей его работы. Необходимый объем информации, подлежащей получению от руководства проверяемого экономического субъекта, а также перечень случаев, в которых необходимо получение таких разъяснений, определяются аудитором самостоятельно.

2.3. Разъяснения, получаемые аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на этапе предварительного планирования аудита, на этапе подготовки общего плана и программы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выполнения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения.

2.4. На разных этапах проведения проверки аудитору следует получать разъяснения от руководства проверяемого экономического субъекта в следующих целях:

а) на этапе предварительного планирования аудита эти разъяснения могут быть использованы для подтверждения допущения непрерывности деятельности предприятия, а также для первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

б) на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков;

в) на этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудитором выводы о надежности отдельных средств контроля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невозможно получить иными способами;

г) на этапе завершения аудита и составления аудиторского заключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгалтерской отчетности, а также свидетельств о возможном существовании неопределенных обязательств.

2.5. При обращении к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения аудиторских доказательств аудитор должен придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. Желательно довести это обстоятельство до указанного руководства официально на стадии заключения договора (например, в письме — обязательстве о согласии на проведение аудита).

2.6. Порядок обращения аудитора к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме — обязательстве. В случае, если такой порядок не оговорен, аудитор вправе сам определить способ обращения к руководству экономического субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информации. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обращение непосредственно к руководителю или представителям руководства проверяемого экономического субъекта, как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудитора непосредственно к руководителям низовых подразделений проверяемого экономического субъекта.

2.7. При любой форме обращения аудитор должен по возможности точно и конкретно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить или подтвердить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.

2.8. Аудитор должен убедится, что его запрос правильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение вопроса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.

2.9. При получении разъяснений аудитор должен быть готов уточнить отдельные стороны ответа для того, чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ему разъяснения поняты и истолкованы им правильно. Форма обращения аудитора за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самим аудитором.

2.10. Отказ руководства экономического субъекта предоставить информацию по запросу аудитора может непосредственным образом повлиять на возможность аудитора сформировать свое мнение. Аудитору следует оценить степень влияния отказа руководства проверяемого экономического субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые он сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта в предоставлении сведений по запросу аудитора либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудитором как ограничение объема аудита и как фактор, который может привести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Желательно, чтобы аудитор довел последнее обстоятельство до сведения руководства проверяемого экономического субъекта.

3. Использование разъяснений проверяемого
экономического субъекта для получения
аудиторских доказательств

3.1. Аудитору следует оценить, насколько хорошо информированы лица, предоставившие ему разъяснения. Разъяснения могут считаться надежными лишь в том случае, если предоставившие их лица занимают положение, которое позволяет им обладать необходимой информацией.

3.2. В ряде случаев аудитор может подвергнуть сомнению компетентность лиц, предоставивших разъяснения, если они не обладают достаточной квалификацией для подтверждения предоставленной информации. Как правило, такие ситуации возникают, когда подтверждению подлежит информация, требующая определенных знаний в технических или иных областях, выходящих за рамки должностных обязанностей предоставившего разъяснения лица.

3.3. Разъяснения, предоставленные руководством проверяемого экономического субъекта, представляют собой определенный источник аудиторских доказательств, наряду с другими доступными аудитору источниками, поскольку могут быть получены аудитором в отношении практически любого раздела бухгалтерской отчетности. Аудитор должен использовать разъяснения, допуская их правдивость, пока не получит фактических данных, которые противоречили бы информации, содержащейся в данных разъяснениях.

3.4. При анализе сведений, полученных из разъяснений, аудитор должен следовать профессиональному скептицизму, сопоставляя полученные данные с информацией, полученной из других источников, и допуская со стороны руководителей экономического субъекта возможность преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности.

3.5. При наличии оснований сомневаться в правильности информации аудитор должен попытаться проверить достоверность такой информации. Для этого он может сопоставить информацию, полученную из различных источников, привлечь к работе независимого эксперта либо провести другие необходимые аудиторские процедуры.

3.6. Если аудитору не удалось получить достаточно альтернативных доказательств по информации, содержащейся в разъяснениях руководства проверяемого экономического субъекта, а такая информация, по мнению аудитора, является существенной, аудитор может рассматривать такую ситуацию как ограничение объема аудита.

3.7. В случаях, когда разъяснения подготовлены руководством проверяемого экономического субъекта по собственной инициативе, аудитор в дополнение к обычным проверкам компетентности и информированности источника разъяснений должен применить обычные процедуры проверки достоверности такой информации.

3.8. Разъяснения, полученные аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, не могут полностью заменять другие аудиторские доказательства по данному вопросу, ввиду того, что источник информации не является независимым и эта информация может быть искажена в пользу руководства проверяемого экономического субъекта. Ввиду этого при формировании своего мнения аудитор не должен опираться только на такие разъяснения, не располагая результатами других аудиторских процедур.

3.9. Аудитор может оказаться в ситуации, когда руководство проверяемого экономического субъекта является единственным источником информации по некоторому вопросу. В этом случае аудитор, перед тем как полагаться на разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта при выражении мнения, должен оценить убедительность полученных разъяснений. Аудитор должен оценить убедительность по следующим критериям:

а) достоверность;

б) достаточность;

в) своевременность.

Аудитор должен также оценить объединенный эффект данных критериев в каждом конкретном случае.

3.10. Аудитору следует оценить важность разъяснений, полученных им от руководства проверяемого экономического субъекта в устной форме и зафиксированных им в рабочих документах. Если в результате анализа данных сведений аудитор пришел к выводу, что ряд разъяснений, полученных им в устной форме, играет большую роль при формировании его аудиторского мнения, такие разъяснения следует обобщить и представить руководству проверяемого экономического субъекта в виде самостоятельного письма, содержащего точку зрения аудитора по рассмотренным вопросам, для получения письменного подтверждения от руководства экономического субъекта о согласии с данной трактовкой.

3.11. Если разъяснения, полученные аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен выяснить причину этих противоречий и в необходимых случаях понизить свое доверие и в отношении остальной информации, представленной этим руководством.

4. Документирование разъяснений руководства
проверяемого экономического субъекта

4.1. Разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в устной и в письменной форме.

4.2. В письменной форме должны быть представлены все разъяснения в отношении аспектов, признанных аудитором существенными для выражения им мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

4.3. Письменные разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в форме:

а) официального письма этого руководства с разъяснениями;

б) письма, подготовленного аудитором, содержащего точку зрения аудитора по определенным вопросам, содержащего запись руководства проверяемого экономического субъекта о согласии с данной трактовкой;

в) официально заверенных копий бухгалтерской отчетности экономического субъекта, протоколов собрания Советов директоров, общих собраний акционеров и т.п. мероприятий проверяемого экономического субъекта, содержащих сведения о позиции руководства проверяемого экономического субъекта по определенным вопросам.

4.4. Официальное письмо с разъяснениями руководства проверяемого экономического субъекта должно быть составлено таким образом, чтобы соответствовать условиям подготовки официальных документов:

а) письмо должно иметь необходимые реквизиты (наименование адресата, наименование экономического субъекта, дата, подпись);

б) в письме должно содержаться подтверждение полномочий лица, подписавшего его, в случаях, если это лицо не входит в число руководителей экономического субъекта, ответственных за подготовку достоверной бухгалтерской отчетности.

4.5. Копия письма аудитора с запросом руководству проверяемого экономического субъекта (с подтверждением получения) и официальное письмо в адрес аудиторской организации от руководства экономического субъекта с разъяснениями и подтверждениями подлежат включению в рабочую документацию аудитора согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

4.6. Информация об устных разъяснениях, полученных аудитором от руководства проверяемого экономического субъекта, должна быть включена в рабочие документы аудитора в соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита». Содержание рабочих документов определяется аудитором самостоятельно. Тем не менее рабочие документы должны раскрывать использование примененных аудитором процедур и содержать сведения о результатах, полученных как следствие применения данных процедур. В частности, рабочие документы должны содержать следующую информацию:

а) вопрос, с которым обратился аудитор за разъяснениями;

б) краткое содержание полученных разъяснений;

в) оценку аудитором убедительности доказательств, содержащихся в разъяснениях, в том числе с использованием подтверждений, полученных альтернативным способом;

г) собственные выводы аудитора по поставленному вопросу с учетом полученных разъяснений.

4.7. Порядок передачи официального письма аудитору определяется соглашением между аудитором и руководством проверяемого экономического субъекта и может быть определен в договоре на аудит. В случае если такой порядок не предусмотрен, он остается на усмотрение руководства проверяемого экономического субъекта. В любом случае при получении официального письма аудитор должен документально подтвердить факт его получения для руководства проверяемого экономического субъекта.

Бланк или угловой штамп

экономического субъекта

Официальное наименование
аудиторской организации.
Фамилия, имя и отчество
ответственного лица.

Исходящий N (…),

дата подписания

Глубокоуважаемый (…)!

Настоящее информационное письмо составлено в связи с проводимой Вами аудиторской проверкой бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) за период с (дата начала отчетного периода, подлежавшего проверке) по (дата окончания отчетного периода) с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Мы заявляем, что мы знакомы с требованиями подготовки бухгалтерской отчетности исходя из (наименование нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет, органа, издавшего его, номер и дата издания).

Мы подтверждаем, основываясь на наших знаниях и представлениях по данному поводу, что: (далее следует указать, не было ли нарушений порядка подготовки бухгалтерской отчетности администрацией или другими работниками, занимающими руководящие должности, которые могли бы существенно повлиять на ее достоверность).

Мы предоставили Вам все регистры бухгалтерского учета и сопровождающие документы, а также все стенограммы собраний акционеров и заседаний Совета директоров (при необходимости указать, какие именно).

Мы подтверждаем полноту предоставленной информации, касающейся связанных с (наименование экономического субъекта) контрагентов.

Бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений, а также пропусков, т.е., по нашему мнению, данные представлены полностью.

Руководитель экономического субъекта <*>.

———————————

<*> Если требуется, следует добавить: «От имени Совета директоров» (или подобного органа).

(Наименование экономического субъекта)

(указание на отчетный период, подлежавший проверке)

Справка об устных разъяснениях
сотрудников экономического субъекта

┌────────────────────────┬───────┬──────────────────────────────┐
│         ВОПРОС         │ОТВЕТЫ │   ПРИМЕЧАНИЯ, КОММЕНТАРИИ    │
│                        ├───┬───┤                              │
│                        │Да │Нет│                              │
├────────────────────────┼───┼───┼──────────────────────────────┤
│(Сформулированный в виде│   │   │(Ответ на поставленный вопрос.│
│безусловного утверждения│   │   │Указать лицо, предоставившее  │
│вопрос)                 │   │   │разъяснения, привести ссылки  │
│                        │   │   │на наличие альтернативных     │
│                        │   │   │доказательств, собственные    │
│                        │   │   │выводы)                       │
└────────────────────────┴───┴───┴──────────────────────────────┘
    Подготовил:
    (Дата составления.

    Личная подпись лица, подготовившего документ,
    либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица)

    Проверил:
    (Дата проверки документа.

    Личная подпись лица, проверившего документ,
    либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица)

Бланк или угловой штамп

аудиторской организации

Официальное наименование
проверяемой организации

Фамилия, имя, отчество и должность
ответственного лица

Исходящий N (…)

дата подписания

Глубокоуважаемый (…)!

Настоящее письмо составлено с связи с проводимой нами независимой аудиторской проверкой бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) за период с (дата начала отчетного периода, подлежавшего проверке) по (дата окончания отчетного периода) с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта) и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Сообщаем, что в связи с нашим пониманием определенных обстоятельств, являющихся существенными для выражения нашего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (наименование экономического субъекта), и, пользуясь правом, предоставленным нам (наименование нормативного акта, регулирующего аудиторскую деятельность, органа, издавшего его, номер и дата издания), а также в соответствии с (пункт договора или письма — обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита) мы хотели бы получить Вашу точку зрения на правильность понимания нами этих обстоятельств.

Просим Вас дать письменный ответ на наши вопросы за подписью (руководителя экономического субъекта либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями).

(Далее следует изложить содержание вопроса и собственное понимание вопроса, указав особо на те аспекты, которые, по мнению аудитора, являются существенными.

Например:

1. Просим дать разъяснения по поводу сделки, заключенной с компанией… на поставку… по договору N… от… В первую очередь нас интересует непритворность характера сделки.

2. Просим дать разъяснения по поводу выбора учетной политики в части, относящейся к учету МБП и учету запасов.

3. За исключением двух штрафов на сумму… тыс. руб. мы не имеем информации об обстоятельствах, приведших к убыткам по долгосрочным соглашениям.

4. Мы не получили в полном объеме информацию по внешнеторговым сделкам Вашей компании, так как в представленных нам договорах отсутствуют необходимые приложения.

5. Просим дать разъяснения в связи с предполагаемой реорганизацией Вашей компании и планах Ваших будущих действий.)

Руководитель аудиторской фирмы

(аудитор, работающий самостоятельно)

Разъяснения. Предоставляемые руководством
проверяемого экономического субъекта-
это информация, которую руководство
предоставляет аудиторской организации
по какому-либо вопросу аудиторской
проверки либо по запросу аудитора либо
со собственной инициативе в письменном
или устном виде.

Разъяснения, отличается от подтверждения,
которое без комментариев подтверждает
факт или суждение.

Подтверждение- это частный случай
разъяснения.

Существуют ситуации, когда единственным
подтверждением определённого факта
могут быть официальные заявления или
разъяснения руководства проверяемого
экономического субъекта.

Разъяснения, получаемые от руководства
проверяемого экономического субъекта,
могут быть запрошены на разных этапах
аудита. Аудитор должен придерживаться
согласованной с руководством экономического
субъекта последовательности действий.

Порядок обращения аудитора к руководству
проверяемого экономического субъекта
может быть оговорён при заключении
договора на аудиторскую проверку, а так
же в письме обязательстве.

Аудитор делает письменный или устный
запрос руководству, проверяемого
экономического субъекта, с перечнем
необходимых сведений, которые необходимо
получить или подтвердить.

В существенных случаях отказ руководства
проверяемого экономического субъекта
либо неполное представление сведений
расценивается как ограничение объёмов
аудита и может привести к подготовке
модифицированного аудиторского
заключения.

На этапе планирования разъяснение
руководства экономического субъекта
могут быть использованы для подтверждения
непрерывности деятельности предприятия
и для первичной оценки надёжности систем
БУ и СВК.

При подготовке общего плана и программы
аудита разъяснения помогают оценке
особенностей функционирования
экономического субъекта и аудиторского
риска.

На этапе тестирования средств контроля
и выполнения аудиторских процедур по
существу, разъяснение подтверждают
выводы о надёжности средств контроля
и выступают в качестве аудиторских
доказательств при невозможности
получения их другими способами.

На этапе составления аудиторского
заключения разъяснения могут указывать
на существенные искажения БФО и
неопределённые обязательства.

Разъяснения руководства экономического
субъекта в отношении любого раздела
БФО- это один из источников аудиторских
доказательств. Разъяснения руководства,
полученные аудитором, не являются
независимым источником и поэтому не
могут полностью заменять другие
аудиторские доказательства по данному
вопросу. Аудитор оценивает убедительность
полученных разъяснений с позиции их
достоверности, достаточности и
своевременности. Если имеются сомнения
в правильности информации, то аудитор
сопоставляет информацию, полученную
из разных источников, привлекает к
работе независимого эксперта или
проводит дополнительные аудиторские
процедуры. Если полученные разъяснения
противоречат другим аудиторским
доказательства, то аудитор может понизить
степень доверия в отношении остальной
информации со стороны руководства.

Разъяснения руководства экономического
субъекта могут быть представлены
аудитору в устной и письменной форме.
Письменная форма используется в отношении
существенных аспектах БУ и БФО.

Существует 3 варианта представления
письменного разъяснения руководства
экономического субъекта:

1. официальное письмо руководства с
разъяснениями

2. письмо аудитора с его точкой зрения
по отдельным вопросам с записью
руководства экономического субъекта
о согласии с данной трактовкой.

3. официальное заверенные копии отчётности,
протоколов, общих собраний акционеров,
советов директоров и т д со сведениями
о позиции руководства.

Информация об устных разъяснениях так
же включается в рабочие документы
аудитора.

В рабочих документах содержится
информация о вопросе аудитора краткое
содержание полученных разъяснений и
оценка аудитором убедительности
доказательств в разъяснениях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Разъяснения. Предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта- это информация, которую руководство предоставляет аудиторской организации по какому-либо вопросу аудиторской проверки либо по запросу аудитора либо со собственной инициативе в письменном или устном виде.

Разъяснения, отличается от подтверждения, которое без комментариев подтверждает факт или суждение.

Подтверждение- это частный случай разъяснения.

Существуют ситуации, когда единственным подтверждением определённого факта могут быть официальные заявления или разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта.

Разъяснения, получаемые от руководства проверяемого экономического субъекта, могут быть запрошены на разных этапах аудита. Аудитор должен придерживаться согласованной с руководством экономического субъекта последовательности действий.

Порядок обращения аудитора к руководству проверяемого экономического субъекта может быть оговорён при заключении договора на аудиторскую проверку, а так же в письме обязательстве.

Аудитор делает письменный или устный запрос руководству, проверяемого экономического субъекта, с перечнем необходимых сведений, которые необходимо получить или подтвердить.

В существенных случаях отказ руководства проверяемого экономического субъекта либо неполное представление сведений расценивается как ограничение объёмов аудита и может привести к подготовке модифицированного аудиторского заключения.

На этапе планирования разъяснение руководства экономического субъекта могут быть использованы для подтверждения непрерывности деятельности предприятия и для первичной оценки надёжности систем БУ и СВК.

При подготовке общего плана и программы аудита разъяснения помогают оценке особенностей функционирования экономического субъекта и аудиторского риска.

На этапе тестирования средств контроля и выполнения аудиторских процедур по существу, разъяснение подтверждают выводы о надёжности средств контроля и выступают в качестве аудиторских доказательств при невозможности получения их другими способами.

На этапе составления аудиторского заключения разъяснения могут указывать на существенные искажения БФО и неопределённые обязательства.

Разъяснения руководства экономического субъекта в отношении любого раздела БФО- это один из источников аудиторских доказательств. Разъяснения руководства, полученные аудитором, не являются независимым источником и поэтому не могут полностью заменять другие аудиторские доказательства по данному вопросу. Аудитор оценивает убедительность полученных разъяснений с позиции их достоверности, достаточности и своевременности. Если имеются сомнения в правильности информации, то аудитор сопоставляет информацию, полученную из разных источников, привлекает к работе независимого эксперта или проводит дополнительные аудиторские процедуры. Если полученные разъяснения противоречат другим аудиторским доказательства, то аудитор может понизить степень доверия в отношении остальной информации со стороны руководства.

Разъяснения руководства экономического субъекта могут быть представлены аудитору в устной и письменной форме. Письменная форма используется в отношении существенных аспектах БУ и БФО.

Существует 3 варианта представления письменного разъяснения руководства экономического субъекта:

1. официальное письмо руководства с разъяснениями

2. письмо аудитора с его точкой зрения по отдельным вопросам с записью руководства экономического субъекта о согласии с данной трактовкой.

3. официальное заверенные копии отчётности, протоколов, общих собраний акционеров, советов директоров и т д со сведениями о позиции руководства.

Информация об устных разъяснениях так же включается в рабочие документы аудитора.

В рабочих документах содержится информация о вопросе аудитора краткое содержание полученных разъяснений и оценка аудитором убедительности доказательств в разъяснениях.

4. Оценка и оформление результатов аудиторской проверки

По результатам аудиторской проверки аудитор предоставляет экономическому субъекту аудиторской заключение. Порядок составления аудиторского заключения предусмотрен ФПСАД № 1 от 2010 г. Регламентируют так же данный вопроса ФПСАД № 2,3 от 2010 г.

ФПСАД № 1 от 2010 г.устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведённого аудита БФО.

Согласно ФПСАД аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей БФО аудируемых лиц, содержащих выраженное в установленной форме мнения аудитора о достоверности БФО аудируемого лица в соответствии порядка ведения им БУ Законодательству РФ.

В ФПСАД № 1 от 2010 г. перечислены основные элементы аудиторского заключения:

  1. наименование
  2. адреса
  3. следующие сведения об аудиторе: организационно-правовая форме и наименование (для индивидуального аудитора ФИО и указание на осуществление им совей деятельности без образования юридического лица), местонахождение, № и дата свидетельства о государственной регистрации, № и дата свидетельства на осуществление аудиторской деятельности и наименование организации СРО, выдавшего свидетельства, членство в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.
  4. следующие сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форме и наименование, местонахождение, № и дата свидетельства о государственной регистрации, сведения о видах деятельности экономического субъекта
  5. вводная часть
  6. часть, описывающая объём аудита
  7. часть, содержащая мнение аудитора
  8. дата аудиторского заключения
  9. подпись аудитора

Аудиторское заключение должно иметь наименование « Аудиторское заключение по финансовой- бухгалтерской отчётности», для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений составленных другими лицами. Например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров…

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренного законодательством РФ и/или договором о проведении аудита. Как правило, это собственник аудируемого лица (директор, акционеры, совет директоров…)

Вводная часть аудиторского заключения должна содержать перечень проверенной БФО аудируемого лица с указанием отчётного периода и её составом.

Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что ответственность за ведение БУ, подготовку и представление БФО возложено на аудируемое лицо и заявление о том, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведённого аудита мнения о достоверности этой БФО во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения БУ законодательству РФ.

Аудиторское заключение должно описывать объём аудита с указанием, что аудит был проведён в соответствии с ФЗ, ФПСАД, внутренними ПСАД, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами .

Под объёмом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя их приемлемого уровня существенности. Это необходимо, для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведён в соответствии с нормативными актами РФ, правилами и стандартами.

Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит был спланирован и проведён с целью обеспечения разумной уверенности в том, что БФО не содержит существенных искажений.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

  1. изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в БФО информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
  2. оценку принципов и методов БУ, а так же правил подготовки БФО.
  3. определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке БФО
  4. оценка общего представления о БФО

Аудиторское заключение должно содержать заявление о том, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях БФО и в соответствии порядка ведения БУ законодательству РФ.

Помимо мнения о достоверности БФО может возникнуть необходимость выразить в аудиторском заключении мнения по поводу соответствия этой отчётности другим требованиям, а так же относительно иных документов и сделок, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, если они подлежат аудиторской проверке в соответствии с законодательством РФ.

Аудиторское заключение должно быть дотировано днём, когда завершён аудит. Согласно ФПСАД № 1 2010 г. требуется, чтобы аудиторское заключение было подписано руководителем аудиторской организации или лицом, уполномоченным руководителем, и лицом, проводившим аудит, лицом возглавлявшим проверку с указанием номера его квалификационного аттестата. Подписи должны быть скреплены печатью.

Если аудит осуществлял индивидуальный аудитор, то аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором.

К аудиторскому заключению должна быть приложена отчётность, мнение о достоверности которой выражается. Подтверждаемая аудитором отчётность должна быть дотирована подписана и скреплена печатью аудируемого лица, т е каждая отчётная форма должна быть подписана в конце главным бухгалтером, руководителем, иметь дату и печать.

Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Количество экземпляров аудиторского заключения согласовывают аудитор и аудируемое лицо, но каждый из них должен получить количество экземпляров согласовываются аудиторм и аудиторумем лицом, но каждый из них должен получить не мене 1 экземпляра аудиторского заключения.

5 вопрос

Виды Аудиторских заключений

Согласно правила стандарта аудиторской деятельности №1 2010 Аудиторские заключения подразделяют в зависимости от мнения аудитора достоверности бухучета на немодифицированные и модифицированные.

Немодифицированные – содержат мнения аудитора без всяких замечаний и оговорок. Немодифицированное мнение в Аудиторском заключении д б выражено тогда когда аудитор приходит к мнению тогда когда финн отчетность дает представление о финн положении и результатах финхоз деятельности аудируемого лица в соотв с установленными принципами и методами ведения бухучета и подготовки финн бухотчетности в РФ.

Согласно фед правила стандарта №2 2010 аудиторское заключение считается модифицированным если возникли:

  1. модифицированное мнение может быть выражено ауд организацией или ИА далее именуется аудитор в следующих формах мнение с оговоркой в следующих формах, отрицательное мнение, отказ от выражении мнения
  2. прежде чем приступать к формированию мнения аудитор должен убедиться достигнута ли в ходе аудита достаточная уверенность в том, что бухгалтерская финн отчетность аудируемого лица в целом не содержит существенных различий между тем как объекты учета отражены аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности с точки зрения оценки классификации этих объектов или раскрытия информации о них и тем как эти объекты должны быть отражены в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности. На суждение аудитором в данном вопросе влияет оценка неисправленных искажений в бухотчетности.
  3. аудитор должен модифицировать Аудиторское мнение в случае, когда:
  • аудитор приходит к основанному на полученных аудиторских доказательствах выводу, что бухотчетность в целом содержит существенные искажения
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухотчетность в целом не содержит существенных искажений.
  1. существенные искажения в бухотчетности могут быть связаны
    • с принятой аудируемым лицом учетной политикой
    • с тем, каким образом реализована принятая аудируемым лицом учетная политика
    • с уместностью, правильностью, полнотой раскрытия инфо в бухотчетности
  2. существенное искажение бухотчетности связанное с принятой аудируемым лицом учетной политикой может возникнуть
  • в случае когда выбранная политика не соотв требованиям установленных правил составления бухотчетности или аудируемое лицо внесло изменения в учетную политику, но при этом не выполнило установленный порядок отражения в бухучете и раскрытия в бухотчетности изменений учетной политики
  • В случае когда бухотчетность, включающая соответствующие пояснения достоверно не отражает сути реально имевших место хоз операций и события
  1. существенное искажение бухотчетности связанная с тем, каким образом реализовано принятым аудируемым лицом учетная политика может возникнуть

· в случае когда принятая учетная политика не применяется руководством аудируемого лица последовательно и в соответствии с правилами отчетности в т.ч последовательно от 1 периода к другому или в отношении однотипных хоз операций или событий

· в силу неправильного применения принятого учетной политики, т.е непреднамеренная ошибка

  1. существенное искажение бухотчетности связанное с уместностью или соответствием отраженной в бухотчетности информации принятым аудируемым лицом способом ведения бухучета может возникнуть

· в случае когда бухотчетность не раскрывает всей инфо предусмотренной правилами отчетности

· в случае когда раскрытие инфо в бухотчетности осуществлено не в соотв с правилами отчетности

· в случае когда в бухотчетности не раскрыта инфо необходимая для обеспечения достоверности этой отчетности

  1. отсутствие возможности получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств (ограничение объема аудита) может быть следствием

· возникновения неконтролируемых аудируемым лицом обстоятельств

· обстоятельств связанных с характером или сроком проведения аудита

· препятствии установленных аудируемого лица.

Отсутствие возможности выполнения какой-либо аудиторской процедуры не является ограничением объема аудита если аудитор может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства путем выполнения альтернативных аудиторских процедур. Если это невозможно, то аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. Препятствия установленные руководством аудируемого лица могут влиять также на др вопросы проведения аудита например, оценку аудитором рисков недобросовестных действий и на возможность продолжения выполнения аудиторского задания.

  1. неконтролируемые аудируемым лицом обстоятельства могут возникнуть
  • в случае утери аудируемым лицом учетных записей
  • в случае когда учетные записи существенного компонента изъяты контролирующими органами на неопределенный срок
  1. обстоятельства связанные с характером или сроком проведения аудита могут возникнуть

· в случае когда время назначенное аудитором не позволяет ему наблюдать за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов

· в случае когда аудитор приходит к выводу, что проведение только процедур проверки по существу не является достаточным, а средства контроля неэффективны

  1. препятствия установленные руководством аудируемого лица могут возникнуть

· в случае когда руков-во аудируемого лица препятствует аудитору в присутствии при инвентаризации товарно-материальных запасов

· в случае когла руководство аудируемого лица препятствует аудитору в получении внешних подтверждений относительно остатков по соответствующим счетам бухгалтерского учета

  1. выбор аудитором формы модифицированного мнения зависит от
  • характера обстоятельств явившихся причиной выражения модифицированного мнения, в результате существенного искажения бухотчетности или возможного существенного ее искажения в бухотчетности в случае отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства.
  • Суждения аудитора относительно степени распространения имевшего места или возможного влияния искажающих факторов на бухотчетность
  1. аудитор должен выразить мнение с оговоркой в том случае, если
  • аудитор получив надлежащие аудиторские доказательства приходит к выводу, что влияние искажений рассматриваемых по отдельности или в совокупности является существенным, но не затронет большинство значимых элементов бухфин отчетности
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств на которых он мог бы основывать свое мнение однако он приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть существенным для бухотчетности, но не всеохватывающей.
    Влияние искажения признается всеохватывающей с точки зрения степени распространения его на бухотчетность или степени возможного распространения его на бухотчетность дл тех случаев, когда аудитор не имеет возможности получить достаточные аудиторские доказательства
  1. всеобъемлющее влияние искажений бухотчетности имеет место когда в соотв с аудитором имеет это искажение
  • неограниченное конкретными элементами счетами бухучета или статьями бухотчетности
  • ограничено конкретными элементами счетами бухучета или статьями бухотчетности, но его влияние распространяется или могло бы распространяться на большую часть бухотчетности
  • связано с раскрытием информации являющейся основополагающей для понимания пользователями бухотчетности в целом
  1. аудитор должен выразить отрицательное мнение в том случае, когда получив достаточные надлежащие обязательства он приходит к выводу, что влияние искажений рассматриваемых в совокупности или по отдельности является одновременно существенным и всеобъемлющим для бухотчтености
  2. аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае, когда у него отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств на которых он мог основывать свое мнение, но он приходит к выводу, что возможное влияние не обнаруженных искажений может быть одновременно существенным и всеобъемлющим для бухотчетности
  3. отказ от выражения мнения имеет место в случаях связанных с множественными фактами неопределенности, когда аудитор приходит к выводу, что несмотря на полученные им достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого по отдельности факта неопределенности он не может выразить мнение о достоверности в связи с возможным наличием взаимосвязи между разными фактами неопределенности и их возможным суммарным влиянием на бухотчетность.
  4. если после принятия аудиторского задания аудитору становится известно о том, тчо руков-во аудируемого лица устанавливает ограничение аудируемого которое может привести к необходимости мнения с оговорской или к отказу от выражения мнения, то аудитор должен обратиться к руков-ву аудируемого лица касательно снятия такого ограничения
  5. если руков-во аудируемого лица отказывается снять установленное им ограничение аудита, то аудитор должен обсудить сложившуюся ситуацию с представителями собственника аудируемого лица, если руков-во аудируемого лица если эти представители собственника не явл-ся одновременно руководством аудируемого лица и определить возможно ли выполнение аудиторских процедур для получения достаточных надлежащих ауд док-в
  6. если у аудитора отсутствует возможность получения надлежащих, то он дрлжен определить какие при этом наступят последствия руководствуясь следующим:
  • если аудитор приходит к выводу, что возможное влияние на бухотчтеность необнаруженных искажений может быть существенным, но не всеохватывающим, то он должен выразить мнение с оговоркой
  • если аудитор приходит к выводу что возможное влияние на бухотчетность не обнаруженных искажений м.б одновременно настолько существенным и всеобъмлеющим, что оговорка не могла бы донести до пользователей бухотчетности полного понимания сложившейся ситуации, то он должен отказаться от проведении аудита если это практически осущесвтимо и допустимо в рамках законодательсвта РФ об ауд деят-ти.
  • В случае, кгода отказ проведения аудита практически не осуществим или недопустим в рамках законодательсва РФ об ауд деят-ти, то аудитор должен отказаться от выражения мнения.

24.04.12

Лекция

Более подробно правило стандарт №2 2010 г.

Зависимость формы модифицированного мнения от суждения аудита о характере обстоятельств, ставшей причиной выражения модифицированного мнения и степени распространения их влияния, возможного влияния на бухфинотчетность.

Характер обстоятельств, ставший причиной выражения модифицированного мнения Суждения аудитора о степени распространения влияния на бухфинотчетность
Существенное, но невсеобъемлеющее влияние Существенное и всеобъемлющее влияние
1. бухфинотчетность существенно искажена Мнение с оговоркой Отрицательное мнение
2. отсутствие возможностей получения достаточных доказательств Мнение с оговоркой Отказ от выражения мнения

Факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемое в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой бухотчетности приведены во втором столбике.

Факторы, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению, приведены в 3 столбике.

Заведомо ложное аудиторское заключение, это аудиторское заключение составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки явно противоречащее содержанию документов, представленных для проверки и рассматриваемых аудиторской организацией или ИА в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таким по решению суда.

Вопрос

Отражение аудиторской

Аудитор проверяет соответствие совершенных эконом субъектом финн и хоз операций действующему законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухотчтеность не содержит существенных отклонений. Выявленные аудитором нарушения могут влиять на показатели бухотчетности на существенно или несущественною. Если влияние спорного нормативного документа существенно аудитор по согласованию с эконом субъектом направляет письменный запрос от своего имени в орган являющийся источником спорного нормативного документа или письменно предупреждает руководство эконом субъекта о невозможности выдачи немодифицированного аудиторского заключения. Если влияние спорного нормативного документа не существенно, но факт разногласий отмечается в письменной информации аудитора к руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. исходя из того, что ответственность за соблюдением установленных нормативных актов несет должность экономич субъекта, аудитор дрожен установить:

  1. обеспечивается ли персонал необходимыми нормативными актами по бухучету и налогообложению
  2. привлекаются ли специалисты аудиторских и юридических организаций для получения работниками эконом субъекта необходимых консультаций.
  3. разработаны ли внутренние рабочие документы, определяющие учетную политику предприятия, схему документооборота и др.
  4. применяются ли меры воздействия на персонал эконом субъекта при несоблюдении требований нормативных актов.
  5. осуществляется ли предварительный контроль законности планируемых крупных сделок с обязательным участием юриста. Аудитор должен обратить особое внимание на нормативные акты не выполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В связи с этим аудитор изучает нормативно-правовую базу по эконом субъекту, обсуждает спорные вопросы с руководством эконом субъекта. Проверяет документы о регистрации эконом субъекта и др существенные документы.

Вероятность риска не обнаружения ошибки возрастает при наличии следующих факторов:

  1. значительное кол-во существенных нормативных фактов не учитываемых и не используемых в бухучете
  2. ограниченности системы внутреннего контроля и бухучета
  3. низкая квалификация персонала занятой организацией систем бухучета и внутреннего контроля
  4. получение аудитором большинства сведений от эконом субъекта, которые носят не объективный, а информативный доказательный характер.

При обнаружении аудитором таких факторов он должен оценить как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухотчетности и учесть вероятность взыскания штрафных санкций в отчетном периоде, появление угрозы отчуждения имущества и прекращение деятельности субъекта. При этом могут появиться сомнения в достоверности др. бух отчетах, а также сведений представленных руководством эконом субъекта. Если нарушения не были обнаружены системой внутреннего контроля или не включены в инструкцию руководства, то аудитор вправе пересмотреть оценку рисков. В случае выявления существенного невыполнения требования нормативных актов аудитор обязательно отражает все нарушения в своей рабочей документации. Учитывая влияние отмеченных нарушений на надежность аудиторских документов и дальнейшее планирование аудиторских процедур сообщает об этом руководству эконом субъекта, пользователям бухотчетности.

Важное значение в аудиторской деятельности имеет определение действий в аудиторской фирмы или аудитора после датирования аудиторского заключения по оценке обнаруженных событий и фактов состоявшихся после даты составления бухотчетности эконом субъекта, но оказавших влияние на ее содержание и достоверность. До даты подписания аудиторского заключения аудиторами должны быть завершены исследования и сбор аудиторских доказательств, документов о событиях предшествующих дате подписания аудиторского заключения при этом аудиторская организация должна подписать аудиторское заключение не раньше даты подготовки бухотчетности. Аудиторская орг-ия должна достичь уверенности в том, что все существенные обстоятельства и события которые подлежат отражению в бухотчетности вплоть до даты подписания аудиторского заключения должным образом ею определены, оценены и проверены. Ауд орг-ия несет ответственность за выражение своего мнения в аудиторском заключении о событиях произошедших после отчетной даты, но до наступления даты подписания аудиторского заключения. АО не несет ответственность за выражение своего мнения в ауд заключении о событиях произошедших после даты подписания аудиторского заключения. И после даты предоставления бухотчетности пользователям. Она не обязана проводить какие – либо спец исследования и расчеты для выяления и анализа по завершению аудита. Ответственность за неинформирование ауд организаций таких событий несет руководство эконом субъекта. Если аудиторам стало известно о событиях произошедших за период после даты подписания аудиторского заключения, но до даты предоставления бухотчетности пользователям следует обсудить с руководством эконом субъекта возникшие проблемы. Если существенные события произошли до даты представления бухотчетности пользователям, то аудитор должен потребовать внесения соответствующих изменений в данную отчетность. Если руководство эконом субъекта сочтет необходимым внести в бухотчетность после даты составления бухотчетности, аудитору надлежит продолжить проверку и подготовить новое аудиторское заключение в котором должна содержаться ссылка на ранее подготовленное аудиторское заключение. Если руководство эконом субъекта не исправит ошибки и не отразит все существенные обстоятельства обнаруженные после даты предоставления отчетности, аудитор должен:

  1. письменно уведомить эконом субъект о дате факта
  2. возложить на руководство эконом субъекта всю ответственность за последствия данного решения
  3. рассмотреть вопрос об информировании пользователей бухотчетности о данных обстоятельствах.

Тема: ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ АУДИТА

Фед стандарт аудиторской деятельности №5 2010г. «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита определяет требование к порядку проведения аудита в бухфинотчетности в части обязанностей аудит орг-ии ИА по рассмотрению в ходе аудита бухфинотчетности действий совершенных обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и или иными лицами для извлечения незаконных выгод путем недобросовестных действий. В ходе аудита аудитор рассматривает недобросовестные действия которые явились причиной существенных искажений в бухотчетности, а именно искажений возникших в результате недобросовестного составления бухотчетности и искажений, возникших в результате присвоения активов. Основными факторами риска недобросовестных действий принимаемые аудитором во внимание являются мотивирующие факты, давление совершить недобросовестные действия и т.д.

В обязанности аудитора не входит правовая квалификация этого действия, недобросовестное составление бухотчетности м.б связано с внутренним контролем, то есть его игнорированием, искажения могут быть причинами, вызванными следующими действиями.

  1. внесение фиктивных учетных записей в учетные регистры как правило ближе к концу отчетного периода в целях манипулирования результатами хоз деятельности или для достижения каких-то иных целей
  2. безосновательным изменением в допущении и суждении при оценке остатков по счетам бухучета
  3. сокрытие или нераскрытие информации о фактах, которые могут оказывать влияние на показатели бухотчетности.

Присвоение активов может быть осуществлено следующими путями

    • присвоение денежных средств
    • хищение материальных и нематериальных активов и т.п
    • присвоение активов как правило сопровождается вводящими в заблуждение бухзаписями или документами.

Аудитор должен получить достаточную уверенность в том, что бухотчетность аудируемого лица в целом не содержит существенных искажений. Возникших как в рез-те недобросовестных действий, так и в результате ошибок. При этом существует определенный риск того, что в ходе аудита какие-то искажения не будут обнаружены. Аудитор должен понимать, знать и учитывать, что риск необнаружения существенного искажения в результате недобросовестных действий выше чем риск необнаружения в результате ошибки. Обычно недобросовестные действия специально разработаны в организационных схемах тщательно спланированы, обдуманы и выявить такие схемы проблематично, т.е может присутствовать сговор между участниками данных схем. Возможность аудитора выявить недобросовестные действия зависит от след факторов.

  • Насколько искусно сделана подделка
  • Частота факторов манипулирования и объем информации затрагиваемых манипулированием
  • Масштабы сговора
  • Суммы отдельных значений задействованные в данных схемах и пожалуй последние должностной статус лиц участвующих в данных действиях.

Не всегда аудитор может определить являются ли искажения результатом недобросовестных действий или ошибки в областях, зависящих от суждения, например, таких как оценочные значения.

Аудитор должен учитывать, что риск невыявления существенного искажения гораздо выше, если в данных схемах замешаны руководители экономического субъекта. Соответственно аудитор должен проявлять проф скептицизм, рассматривая имеющийся у руководства ауд-мого лица возможность обойти средства контроля, а также признавать, что аудиторские процедуры и фиктивные для выявления риска искажения в рез-те ошибок могут оказаться неэффективными для выявления риска существенного искажения в рез-те недобросовестных действий.

27.04.12

(опоздала)

ФПСАД № 5 от 2010 г. п. 16,17,20,23-26

  1. Аудитор направляет запрос
  2. аудитор направляет руководству и работникам аудиторского лица запросы, с целью выяснения определённых сведений у них
  3. аудитор должен установить как представители собственника экономического субъекта осуществляют надзор за процессом выявление руководством аудируемого лица рисков, связанный с недобросовестными действиями
  4. аудитор может определить события или условия, свидетельствующие о наличии мотивирующих факторов или факторов давления совершить недобросовестные действия или обеспечивающих возможность их совершения

Масштаб сложность деятельности и структура собственности аудируемого лица оказывает существенное влияние на рассмотрение аудитором факторов риска недобросовестных действий. Аудитор должен выявлять и оценивать риски существенного искажения в результате недобросовестных действий на уровне бух отчетности в целом и на уровне предпосылок составления бух отчетности в отношении групп однотипных операций остатков по счетам бух учета и раскрытий информаций.

При выявлении и оценке рисков существенного искажения в результате недобросовестных действий аудитор должен исходя из предположения что существуют риски существенного искажения при признании выручки, ценить какими видами выручками и бух проводками или предпосылками связаны эти риски . существенное искажение в результате недобросовестного составления бух отчетности в отношении фактов признания выручки зачастую является результатом завышения выручки, оно может возникать иззза занижения выручки например путем необоснованного перенесения момента признания выручки на более поздний отчетный период, если аудитор пришел к выводу что риск существенного искажения бух отчетности в результате недобросовестных действий связанных с признанием выручки отсутствует то он должен задукоментировать основание такого вывода. Аудитор должен рассматривать оцененные риски существенного искажения в результате недобросовестных действий как значимые риски и соответственно он должен ознакомитьсясо связанными с этими рисками средствами контроля включая конкретные контрольные действия аудитор должен изучить средства контроля которые были разработаны и внедрены руководством аудируемого лица для предотвращения и обнаружения фактов недобросовестных действий. Аудитор должен проверяя профессиональный скептицизм определить в отношении оцененных рисков существенного искажения определенные действия кроме того он должен разработать и выполнить дальнейшие аудиторские процедуры которые связаны с оцененными рисками существенного искажения в результате недобросовестных действий на уровне предпосылок составления бух отчетности. Аудитор может применить следующие действия:

Корректировку характера аудиторских процедур

Корректировку времени проведения процедур проверки по существу

Увеличение объема выборки или выполнение аналитических процедур на более детальном уровне если аудитор выявляет риск существенного искажения в результате недобросовестных действий влияющий на количество материально производственных запасов что изучение учетных записей и документов по таким запасам может способствовать уменьшению аналитических процедур кроме того установлению места нахождения запасов по соответствующим видам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по шагам текст
  • Как подключить сбп в сбербанке онлайн на телефоне инструкция пошагово
  • Руководство по настройке фотоаппарата
  • Лизобакт инструкция по применению взрослым таблетки помогает от чего отзывы
  • Руководство по freestyle скачать