Презентация руководство дидактическими играми

Слайд 1

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА » Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них-учёба, игра для них-труд, игра для них-серьёзная форма воспитания «. Н.К . Крупская

Слайд 2

Сущность дидактической игры. Функции дидактической игры. Виды дидактических игр. Структура дидактической игры. Стадии развития дидактической игры. Методика организации дидактической игры. Педагогические условия организации дидактической игры. ПЛАН:

Слайд 3

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГР

Слайд 4

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА МЕТОД ФОРМА ИГРА СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

Слайд 5

ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. Дидактическая игра как игровой метод обучения

Слайд 6

содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра как форма обучения

Слайд 7

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

Слайд 8

Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания

Слайд 9

ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Слайд 10

Выделяют сюжетные, бессюжетные игры и игры-инсценировки. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно -образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь и т.п. И гры с предметами

Слайд 11

Выделяют игры типа лото, домино, разрезные картинки, складные кубики. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружаю­щем мире, систематизировать знания, развивать мысли­тельные процессы. Настольно-печатные игры

Слайд 12

Выделяют народные игры, игры-загадки, игры – предположения. Отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры

Слайд 13

СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Игровая задача Обучающая задача Игровые правила Your Text Игровые действия

Слайд 14

Задача, которую формулирует педагог. Основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Обучающая (дидактическая) задача

Слайд 15

В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Ска­жи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т.п. Игровая задача

Слайд 16

— это способы проявления активнос­ти ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и на­звать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предме­ты быта, украшенные геометрическим (растительным) узо­ром и др. Игровые действия

Слайд 17

обеспечивают реализацию игрового содержания . Одни направляют поведение и по­знавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). И гровые правила

Слайд 18

1 . Появление у ребенка желания играть, активно действовать. Роль воспитателя : использовать приемы с целью вызвать интерес к игре – беседа, загадки, считалки, напоминание о понравившейся игре. 2 . Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. Закладываются основы качеств: честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль воспитателя : воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. 3. Ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре, угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Роль воспитателя : оценка детского творчества при решении игровых задач. Стадии развития дидактической игры:

Слайд 19

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. Методика организации дидактических игр

Слайд 20

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры Подготовка к проведению дидактической игры:

Слайд 21

определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры(игрушки, разные предметы, картинки…); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры , своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Подготовка к проведению дидактической игры:

Слайд 22

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); Проведение дидактических игр

Слайд 23

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры — воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. Проведение дидактических игр

Слайд 24

направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Анализ проведённой игры

Слайд 25

подбирать со­ответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры продумывать , как разместить дидактичес­кий материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выно­сить на прогулку у чить детей бережно обращаться с ди­дактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Педагогические условия организации дидактических игр

Слайд 26

заботиться о постоянном обогащении игрово­го опыта детей поддержи­вать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые иг­ровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты поддержи­вать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые иг­ровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки Педагогические условия организации дидактических игр

Методика организации и руководство дидактическими играми.
Выполнила : Князева Е.А.
Организация дидактических игр
Организация дидактических игр
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

  • подготовка к проведению дидактической игры
  • её проведение
  • анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят:
В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • • отбор игры в соответствии с задачами: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • • установление соответствия отобранной игры программным требованиям определённой возрастной группы;
  • • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе совместной деятельности, самостоятельной деятельности)
  • • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • • определение количества играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
  • • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:
Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ;
  • • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве партнёра, наблюдателя или мастера. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

  • Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководство дидактическими играми.
Руководство дидактическими играми.
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает:
— отбор и продумывание их программного содержания.
— чёткое определение задач.
— определение места и роли в целостном воспитательном процессе.
— взаимодействие с другими играми и формами образовательной деятельности.
Руководство должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

  • Руководство должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
  • Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки),вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Например, дидактическая задача «научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «Собери башенку правильно». Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что она собрана правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие — проверить правильность собирания башенки — предлагает детям самим это сделать.

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

  • У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.
  • С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Правила игры объясняются до ее начала. Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

  • У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Правила игры объясняются до ее начала. Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

  • Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.
  • В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению. Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

  • У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

  • Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Спасибо за внимание

  • Спасибо за внимание

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МБОУ СОШ № 51 г. НовосибирскаДидактические игры в ДОУ

  Выполнил воспитат...

    1 слайд

    МБОУ СОШ № 51 г. Новосибирска

    Дидактические игры
    в ДОУ

    Выполнил воспитатель высшей категории Разгонова Л.А..

  • Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это ог...

    2 слайд

    Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
    Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
    Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
    А. Сухомлинский.

  • К дидактическим играм относятся 
-Обучающие игры с правилами

-игры и упражне...

    3 слайд

    К дидактическим играм относятся
    -Обучающие игры с правилами

    -игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами

    игры- занятия.

  • Дидактическая играИгровой методФорма обученияСамостоятельная игровая деятельн...

    4 слайд

    Дидактическая игра
    Игровой метод
    Форма обучения
    Самостоятельная игровая деятельность
    Средство всестороннего воспитания ребёнка

  • Дидактические игры способствуют*развитию познавательных и умственных способно...

    5 слайд

    Дидактические игры способствуют
    *развитию познавательных и умственных способностей
    *развитию речи детей
    *социально – нравственному развитию ребёнка дошкольника.

  • По содержанию подразделяются на следующие видыМатематические

сенсорные 

ре...

    6 слайд

    По содержанию подразделяются на следующие виды
    Математические

    сенсорные 

    речевые 

    музыкальные

      для ознакомления с окружающим миром

  • По степени активностиИгры занятия.

Автодидактические игры.

    7 слайд

    По степени активности
    Игры занятия.

    Автодидактические игры.

  • По наличию игрового материалаИгры с предметами и игрушками

Настольно- печатн...

    8 слайд

    По наличию игрового материала
    Игры с предметами и игрушками

    Настольно- печатные

     Словесные

  • Структура дидактической игрыК основным компонентам относятся:
 дидактическая...

    9 слайд

    Структура дидактической игры
    К основным компонентам относятся:
    дидактическая задача
    игровые действия
    игровые правила
    результат
    дидактический материал
    К дополнительным компонентам:
    сюжет
    роль

  • Руководство дидактической игрой Ознакомление детей с содержанием игры, исполь...

    10 слайд

    Руководство дидактической игрой
    Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала
    Объяснение хода и правил игры
    Показ игровых действий
    Определение роли взрослого в игре
    Подведение итогов игры

  • Организация дидактической игрыПодготовка к проведению дидактической игрыПрове...

    11 слайд

    Организация дидактической игры
    Подготовка к проведению дидактической игры
    Проведение дидактической игры
    Анализ

  • Подготовка к проведению дидактической игры-выбор игры в соответствии с дидакт...

    12 слайд

    Подготовка к проведению дидактической игры
    -выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
    определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
    установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно- образовательного процесса;
    подготовка игрового оборудования;
    определение времени игры в режиме дня

  • Проведение дидактических игр-определение количества играющих;
-ознакомление д...

    13 слайд

    Проведение дидактических игр
    -определение количества играющих;
    -ознакомление детей с содержанием игры, игровыми правилами; игровыми действиями, дидактическим материалом;
    развитие у детей игрового настроения, желания играть;
    показ игровых действий;
    руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
    подведение итогов игры.

  • Анализ игрыпозволяет выявить индивидуальные способности в поведение и характе...

    14 слайд

    Анализ игры
    позволяет выявить индивидуальные способности в поведение и характере детей;
    позволяет правильно организовать индивидуальную работу.

Слайд 1Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах.

Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах.


Слайд 2Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является

важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда,

когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Дидактические игры весьма сложны для руководства.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но


Слайд 3Можно выделить определенные правила руководства:

1. Необходимо вызвать интерес к игре

у детей: создание сюрпризного момента, игровой ситуации, через использование каких-либо

сказочных героев.

Можно выделить определенные правила руководства:1. Необходимо вызвать интерес к игре у детей: создание сюрпризного момента, игровой ситуации,


Слайд 42. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал

и дидактические игрушки, игры.

2. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.


Слайд 53. Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач

— познавательного содержания;

3. Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач - познавательного содержания;


Слайд 64. Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки

детей, напоминать о существовании правил, если ребята отклоняются от них.

4. Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки детей, напоминать о существовании правил, если ребята


Слайд 75. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во

время, которое отводится в режиме на занятия.

5. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия.


Слайд 86. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к

ее продолжению, создать радостную перспективу.

6. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу.


Слайд 9Подготовка педагога заключается в выборе цели игры, подборе самой игры,

определение способа организации и места проведения, подготовке необходимого материала. Воспитатель

продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи.

Подготовка педагога заключается в выборе цели игры, подборе самой игры, определение способа организации и места проведения, подготовке


Слайд 10Особенности руководства дидактическими играми детей 2 мл.группы :
· У детей

младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее,

чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Воспитатель полностью и подробно объясняет правила игры и показывает их в ходе самой игры, принимая в игре на себя ведущую роль. Педагог играет вместе с детьми.
· Сюрпризный момент должен стоять на первом месте в организации игр, необходимо, прежде всего, вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
· В проведении дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста нужна активность воспитателя в обучении детей приемам игровых действий. Учить детей в игре правильно раскладывать предметы (брать в правую руку и класть слева направо).
· В ходе игры воспитатель использует вопросы, дает советы и предложения, поощряет детей, контролирует действия детей.

Особенности руководства дидактическими играми детей 2 мл.группы :· У детей младшего дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением,


Слайд 11Особенности руководства дидактическими играми детей средней группы :
· У детей

среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и

здесь воспитательница принимает участие в дидактических играх. Она является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Постепенно, по мере накопления опыта детьми воспитатель начинает играть второстепенную роль в игре, т.е. выполнять роль ведущего, но при возникновении каких-либо проблем в игре, снова включается в нее.
· Правила игры объясняются педагогом перед игрой и показываются с помощью «пробного хода». Своим примером воспитатель предупреждает неправильные действия детей. В ходе игры педагог внимательно следит за выполнением правил.
· В ходе игры воспитатель так же задает вопросы детям, наводящего или проблемного характера, делает реплики, дает советы, поощряет. На этом возрастном этапе педагог постепенно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, может давать оценку игровых действий, игры.

Особенности руководства дидактическими играми детей средней группы :· У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных


Слайд 12Особенности руководства дидактическими играми детей старшей группы:
· В этом возрасте

объяснение правил осуществляется перед игрой, как правило, без показа их

выполнения.
· Воспитатель не принимает участие в играх, но следит за выполнением правил игры, за ходом игры,
· В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия (игровые), когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике.
· Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре.
· Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему продолжению игры.
· При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Особенности руководства дидактическими играми детей старшей группы:· В этом возрасте объяснение правил осуществляется перед игрой, как правило,


Слайд 13Использованная литература:
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. —

м.: Просвещение 1991.
2. Воспитание детей раннего возраста Пособие для работников

ясли-сада. Под ред. Г.М. Ляминой.М.; «Просвещение»,1974.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада. /В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред. Г.М. Ляминой. — М: «Просевщение,1981.
4.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. — 4-е изд., переработанное. — М.: Просвещение, 1985.

Использованная литература: 1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - м.: Просвещение 1991.2. Воспитание детей раннего возраста


1.

Тема: Игры с правилами.
Дидактические игры в детском саду
ПЛАН
1. Понятие «дидактическая игра».
2. Педагогическое значение дидактических игр в развитии
детей дошкольного возраста.
3. Классификация дидактических игр.
4. Структура дидактической игры.
5. Место дидактической игры в педагогическом процессе
дошкольного учреждения.

2.

3.

1. Понятие «дидактическая игра»
Дидактические игры является разновидностью игр с
правилами. Игры с правилами имеют готовое
содержание
и
заранее
установленную
последовательность действий; главное в них — решение
поставленной задачи, соблюдение правил.
• Дидактическая игра — это одно из средств обучения детей
дошкольного возраста. Она дает возможность
осуществлять задачи воспитания и обучения через
доступную и привлекательную для детей форму
деятельности.

4. Функции дидактической игры в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова) 

Функции дидактической игры в процессе
обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова)
• Первая функция — совершенствование и закрепление
знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит
знания в том виде, в каком они были усвоены, а
трансформирует,
преобразовывает
их,
учится
оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
• Сущность второй функции дидактической игры
заключается в том, что дети усваивают новые знания и
умения разного содержания.

5. Особенности дидактических игр

• Дидактические игры — это обучающие игры. Они создаются
взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
• Для детей, принимающих участие в игре, воспитательнообразовательное значение дидактической игры не выступает
открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия,
правила.
• Познавательное содержание дидактической игры обусловлено
программным содержанием и всегда сочетается с игровой
формой.
• Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

6.

7. Методика Монтессори

• Для развития и обучения ребенка по Монтессори
нужно организовать окружающее его пространство
особым образом. Класс, в котором проходят занятия
условно разбивается на пять тематических зон, каждая
из
которых
наполнена
соответствующими
дидактическими материалами:
• Зона реальной жизни. Здесь малыш учится на
практике осваивать те действия, которые пригодятся
ему в жизни – стирать, гладить белье, резать овощи,
убирать за собой, чистить обувь, завязывать шнурки и
застегивать
пуговицы.
Обучение
проходит
ненавязчиво, в игровой форме.
• Зона сенсорного и моторного развития. В ней
собраны дидактические материалы, призванные
научить ребенка различать разнообразные текстуры,
материалы, формы и цвета. Параллельно будут
развиваться зрение, слух, память, внимание и мелкая
моторика.
• Математическая зона объединяет в себе материалы,
благодаря которым ребенок учиться понятию
количества. Кроме того, находясь в этой зоне, он
развивается логику, внимание, усидчивость и память.
• Языковая зона оборудована таким образом, чтобы
ребенок мог выучить буквы, слоги, обучиться чтению и
письму.
• Космическая зона направлена на ознакомление с
окружающим миром, природными явлениями и
процессами.

8. Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

• Дидактическая игра — важное средство умственного воспитания
ребенка.
• Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры.
• Большое значение дидактических игр в эстетическом воспитании
детей.
• Дидактическая игра содействует решению задач нравственного
воспитания.
• В игре формируются все стороны личности ребенка.

9. Классификация дидактических игр по содержанию 

Классификация дидактических игр
по содержанию
• математические
• сенсорные
• речевые
• музыкальные
• природоведческие
• для ознакомления с окружающим
• по изобразительной деятельности

10. Математические игры  направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений

Математические игры
направлены на формирование у дошкольников
элементарных математических представлений

11. Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах

Сенсорные игры направлены на обучение детей
обследованию предметов, формирование
представлений о сенсорных эталонах

12. Речевые игры  способствуют развитию речи у детей

Речевые игры
способствуют развитию речи у детей

13. Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями

Музыкальные игры направлены на решение
задач музыкального воспитания в соответствии
с программными требованиями

14. Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви к природе

Игры природоведческого характера способствуют
воспитанию у детей любви к природе

15.

Для ознакомления с окружающим так же используются различные
дидактические игры — «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?»,
«Кому, что нужно для работы?», «Режим дня», «Загадки», «Что на
картинке?», «Чаепитие», «На прогулке», «В театре», «Магазин» и др.

16.

• ·Дидактические игры по изобразительной деятельности
были внедрены в воспитательно-образовательный процесс
дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение
очень велико для развития дошкольников, формирования у них
знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности,
декоративно-прикладной деятельности.

17. Классификация дидактических игр по использованию дидактического материала

• словесные
• настольно-печатные
• с предметами и игрушками
• с картинками
• компьютерные дидактические игры

18. А.И. Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий: ·игры-путешествия ·игры-предположения

А.И. Сорокина предложила
классификацию дидактических игр по
характеру игровых действий:
·игры-путешествия
·игры-предположения
··игры-поручения
·игры-загадки
·игры-беседы
·подвижно-дидактические игры

19. Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них: коллективные групповые индивидуальные

Дидактические игры так же можно
классифицировать по числу участников в них:
коллективные
групповые
индивидуальные

20.

21. Структура дидактической игры 1) дидактическая задача 2) игровая задача 3) игровые действия 4) правила игры 5) результат

(подведение итогов)

22. Дидактическая игра «Сделаем куклам красивые прически» (для детей 3-4 лет) Материалы: куклы с волосами разной длины, предметы

ухода за волосами.
Дидактическая задача: формировать представления о содержании труда
парикмахера; закреплять знание основных цветов; продолжать формировать
представление об аккуратности и опрятности; упражнять в завязывании резинок для
волос, прикреплении заколок. Развивать внимание, мышление, речь, воображение;
мелкую моторику рук. Воспитывать опрятность в своем внешнем виде.
Игровая задача: сделать кукле прическу.
Игровые действия: воспитатель обращает внимание детей на неопрятный внешний
вид кукол (волосы не причесаны). Предлагает стать парикмахерами и привести в
порядок волосы у кукол, сделать им прически. Уточняет, какие предмет необходимы
для этого, обращает внимание на то, что волосы у кукол разной длины, поэтому
прически должны быть разными. Педагог предлагает вспомнить, какие прически
можно сделать из длинных и коротких волос,
Игровые правила: воспитатель показывает отдельные приемы завязывания резинок,
заколок; продолжают работу дети.
Результат: дети научились делать куклам разные прически.

23. Место дидактических игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения

24. Самостоятельная работа 1. Ознакомиться: — с лекцией № 23 «Игры с правилами. Дидактические игры в детском саду»; — лекцией № 24

«Руководство дидактическими играми в разных
возрастных группах»;
— лекцией № 25 «Дидактические игры в образовательном
процессе».
2. Изготовить 7 дидактических игр разных по содержанию +
план-конспекты этих игр (по образцу).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сборка гостиной венеция пошаговая инструкция видео
  • Препарат амоксициллин инструкция по применению взрослым таблетки инструкция
  • Должностные инструкции сотрудников спир для гостиниц
  • Ацикловир сандоз мазь инструкция по применению отзывы
  • Порядок разработки руководства по эксплуатации