Причины по которым снимают классное руководство

“Подскажите, пожалуйста, такой вопрос. В этом году я работала в школе первые полгода и сразу «повесили» классное руководство … При том, что опыта педагогического раньше не было. Сейчас закончили учебный год, я очень хочу отказаться от этого. Как это делается? Пишется заявление в кадры? Могут ли мне отказать?”

Отвечает юрист.

Мало где это практикуется, но по закону если вам предлагают взять классное руководство, то вы имеете полное право отказаться. Отказ от классного руководства практически невозможен, если вы являетесь учителем младших классов и ведете у них все уроки. Это единственный случай, во всех остальных — все должно быть добровольно.

Только предложили быть классным руководителем

Есть
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 года №536, согласно которому классное руководство — это дополнительная работа, а значит выполняется только с согласия педагога. При назначении на классное руководство составляется отдельное дополнительное соглашение, которое вы можете не подписывать и вас никто не может заставить это сделать. Администрация школы не может привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ, лишить стимулирующих и как-то еще воздействовать. 

Работа педагога в каникулы

Проще всего отказываться от классного руководства именно на этапе заключения письменного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя. Здесь никаких дополнительных заявлений об отказе писать не надо.

Уже работаю классным руководителем, но хочу оказаться

Если документ подписан, то вы тоже можете отказаться от дополнительных обязанностей, предупредив своего работодателя письменным заявлением за три дня. Такое право вам дает
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 60.2. Отказ от выполнения дополнительной работы, не входящий в основные должностные обязанности, не влечет за собой увольнение работника или иные меры. 

Но есть очень важный нюанс! Внимательно прочитайте свой трудовой договор. Если классное руководство указано в нем в качестве предмета работы и является частью трудовой функции работника, то отказаться вы можете только при согласии администрации школы: одностороннее изменение условий трудового договора недопустимо. Если же в трудовом договоре у вас в качестве трудовой функции указана только педагогическая работа, а классное руководство осуществлялось по отдельному приказу — за надбавку к заработной плате, то вы имеете право от него отказаться и без согласия администрации. 

В любом варианте на этом этапе нужно написать письменное заявление на имя директора в произвольной форме. Можно указать, что в случае отказа в удовлетворении просьбы, вынуждены будете обратиться в прокуратуру и в инспекцию по труду. Это ваше право. 

По каким причинам можно отказаться от классного руководства

Причинами отказа могут быть причины как частного характера, так и профессиональные. Например, состояние здоровья, семейные обстоятельства, разработка собственного экспериментального учебно-методического комплекса, другая научная работа, полная загрузка и отсутствие времени.

Имеет ли право директор школы снять классное руководство с учителя?

Имеет ли право директор школы снять классное руководство с учителя?

Ответы на вопрос:

Здравствуйте, Андрей! Смотря на каком основании. Если учитель не справился со своими обязанностями, то для этого могут быть основания. Данный вопрос регламентируется локальным нормативным правовым актом, регламентирующим нормы трудового права (ст.8 Трудового кодекса РФ). И если согласно данному НПА есть основания для снятия руководства классом, то такое возможно.

Спросить

Здравствуйте, Андрей!

Порядок привлечения к классному руководству должен быть определен внутренними локальными актами школы.

Надо их изучить, чтобы однозначно ответить (ст. 8 ТК РФ)

Как правило формулируют так, что могут снимать на законных основаниях.

Спросить

Это лучший ответ
(выбран автоматически)

Здравствуйте, Андрей!

Да, конечно.

Если директор школы на основании нормативных документов назначил классное руководство учителю, то таким же образом он имеет право и снять с него данное руководство путем издания Приказа (ст. 8 ТК РФ).

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Всех благ Вам!

Спросить

Это лучший ответ
(выбран автоматически)

Здравствуйте, Андрей!

На практике так и происходит, что директор снимает классное руководство с учителя. Это может быть как по просьбе самого учителя. Так и за дисциплинарные нарушения (ст.192,193 ТК РФ) или по иным причинам.

Приказ директора о снятии классного руководства основывается на локальных актах школы. Ст.8 ТК РФ,

Если же в локальных актах ничего о снятии классного руководителя с должности, кроме как неисполнения должностной инструкции нет, то снять можно только за дисциплинарное нарушение. В ином случае это будет незаконно.

Можете написать жалобу в прокуратуру и трудовую инспекцию. Так как в одностороннем порядке менять условия трудового договора нельзя, ст 72 ТК РФ,.

Спросить

Если у вас второе классное руководство, то читайте ваш трудовой договор и доп. соглашение к нему. Не исключено, что директор имеет такое право, на основании приказ Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». пункт 1.9 «локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)».

Спросить

В локальных актах ничего о снятии классного руководителя с должности, кроме как неисполнения должностной инструкции нет. У меня ситуация что в ноябре мне дали второе классное руководство а теперь хотят его забрать и передать другому учителю.

Спросить

На практике так и происходит, что директор снимает классное руководство с учителя. Это иожт быть как по просьбе смого учителя. Так и за дисциплинарные нарушения (ст.192,193 ТК РФ) или по иным причинам.

Приказ директора о снятии классного руководства основывается на локальных актах школы. Ст.8 ТК РФ,

Если же в локальных актах ничего о снятии классного руководителя с должности, кроме как неисполнения должностной инструкции нет, то снять можно только за дисциплинарное нарушение. В ином случае это будет незаконно.

Спросить

Здравствуйте, Андрей! В таком случае это изменение условий трудового договора. В одностороннем порядке изменить его работодатель не вправе. Это допускается по соглашению сторон. Согласно статье 72 Трудового кодекса РФ

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Если хочет произвольно снять классное руководство, то это повод для жалобы в Государственную инспекцию труда. Также Вы вправе разрешить спор в порядке, предусмотренном статьями 391-392 Трудового кодекса РФ, подав исковое заявление в районный суд для разрешения возникшего спора судом.

Спросить

Это лучший ответ
(выбран автоматически)

Андрей!

В школе обязательно должен быть документ (ст. 8 ТК РФ)-Положение о классном руководстве.

Вы имеете полное право с ним ознакомиться.

Если такого документа нет, то это нарушение за которое директор может быть привлечен к ответственности.

Потребуйте ознакомить вас с этим Положением.

Обычно, в данном положении прописано:

1.3. Классное руководство возлагается на педагогических работников учреждения

приказом директора по согласованию с педагогическим работником. Непосредственное

руководство его работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной

работе.

1.4. Осуществление классного руководства дополнительно оплачивается за счет средств

надтарифного фонда учреждения.

1.5. Классное руководство может быть снято с педагогического работника по следующим

основаниям:

— в связи с невыполнением либо с ненадлежащим исполнением возложенных прав и

обязанностей классным руководителем;

— по инициативе работника и с согласия директора, в случае наличия уважительных

причин;

— по другим обстоятельствам.

1.6. Возложение и снятие классного руководства на педагогического работника

осуществляется в соответствии с нормами трудового права, регламентирующего порядок

изменения существенных условий труда.

Если снимают с вас классное руководство в противоречие Положению, то вы смело можете отставить свои права, обратившись в Отдел образования, а на крайний случай в Прокуратуру на основании ст. 10 «Закона о прокуратуре».

Всех благ Вам!

Спросить

Похожие вопросы

Мо классных руководителей о школе

Я являюсь классным руководителем, на мою просьбу снять с меня классное руководство, директор школы ответил отказом, сославшись, что нет учителя, который сможет взять классное руководство, и моё заявление не принял имею ли я право отказаться от классного руководству.

Читать ответы: 2

Школа англ языка летом

Меня зовут Людмила, мне 55 лет. Работаю учителем англ. Языка в школе. Директор заставляет взять классное руководство 5 класса, я отказываюсь. Имеет ли право директор школы заставлять брать классное руководство? Спасибо.

Читать ответы: 1

Публикации

Помогите пользователям 9111.ru. Поделитесь своим опытом и знаниями — а они поделятся с Вами!

Задать вопрос


1

464

Ответить

Администратор печатает сообщение

За что директор школы может снять с учителя классное руководство. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее.

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» No 273-ФЗ от 29.12.12 года, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» РФ No 273-ФЗ, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и настоящим Положением.

1.3. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.

1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы. Непосредственное руководство его работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

1.5. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, родителями (законными представителями), Советом школы, Советом профилактики, педагогами дополнительного образования.

На каком основании могут лишить педагога классного руководства,с занесением выговора в трудовую книжку

Девочку из нашего класса избили за территорией школы, в ТЦ избили подростки не нашего класса и не нашей школы. Все это показали по ЦТ. После этого уволили соц.педагога и нашего классного руководителя хотят сделать виноватым.

10 ноября 2016, 06:58, Юлия, г. Москва

День добрый! Трудовое законодательство РФ предусматривает три вида дисциплинарных взыскания: замечание, выговор, увольнение. При этом сведения о них в трудовую книжку не вносятся ни при каких обстоятельствах. Это просто способ устрашения педагога и других работников. Лишение классного руководства должно иметь под собой какие-то иные основания, нежели дисциплинарное взыскание. Т.е. скорее всего, педагога заставят отказаться от классного руководства добровольно.

10 ноября 2016, 08:52

Похожие вопросы

Случился рецедив по ст 228 ч 1, но человек раскаялся, могут ли с его согласия отправить его на лечение, если он сам согласен, или какой срок могут дать?

Случился рецедив по ст 228 ч 1, но человек раскаялся, могут ли с его согласия отправить его на лечение, если он сам согласен, или какой срок могут дать?

Освободился менее года назад ст228ч1 и сейчас попался 228 ч1

22 апреля, 14:04, вопрос №3683775, Алла, г. Тюмень

686 ₽

Вопрос решен

Гражданство

Какие нюансы могут возникнуть?

У меня есть загранпаспорт, который активен до сентября этого года, я хотел бы узнать могу ли я вылететь по этому загран паспорту в Кишинев и на какое время могу там остаться. Какие нюансы могут возникнуть? Интересует выезд конкретно в Молдавию, я знаю, что для разных стран разные требования по сроку окончания заграна.

22 апреля, 12:19, вопрос №3683711, Игорь, г. Москва

Какие основания оспорить даьнейшее прохождение военной службы

Являюсь военнослужащим, действие контракта истекает в июне. Имею 4-х несовершеннолетних детей, один из которых ребенок-инвалид. Подпадаю ли я под действие указа Президента РФ «О частичной мобилизации». Какие основания оспорить даьнейшее прохождение военной службы. С уважением, Дмитрий.

20 апреля, 15:54, вопрос №3681887, Дмитрий, г. Москва

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Источник: Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Педагоги – отдельная категория работников. Их труд в дополнение к общеобязательным нормам и правилам регулируется целым рядом нормативных актов – постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки и пр. И кроме общих оснований увольнения, к педагогическим работникам могут применяться специальные. Как правило, такие увольнения достаточно конфликтные, поэтому работодателю необходимо четко и безошибочно соблюдать процедуру увольнения по выбранному основанию. Расскажем о нюансах расторжения трудового договора с работниками образовательных организаций по отдельным основаниям.

Среди специальных оснований увольнения педагогических работников можно выделить:

  • п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы);
  • п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности);
  • п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Рассмотрим их подробнее.

Увольнение за аморальный поступок

Первым делом четко определим, какой проступок можно считать аморальным и любого ли работника образовательной организации можно уволить по данному основанию.

Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали. Однако в любом случае аморальными будут признаны:

  • распитие спиртных напитков;
  • драки;
  • оскорбления и нецензурные выражения;
  • развратные или иные действия, негативно влияющие на окружающих.

Например, МОУ СОШ уволило двух учителей по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за конфликт на почве неприязни друг к другу. Считая, что конфликт не является аморальным проступком, одна из учительниц обратилась в суд с требованием о восстановлении. Однако суд, рассматривая дело, установил, что в ходе конфликта учителя неоднократно допускали словесные оскорбления на переменах, временами перерастающие в потасовки. Все это происходило на глазах учеников, следовательно, совершались аморальные поступки. Поэтому было отказано в удовлетворении требований (Апелляционное определение Московского областного суда от 03.04.2012 по делу №33‑6057/2012).

Отметим, что понуждение ко лжи воспитанников также может быть расценено как аморальный проступок и в такой ситуации увольнение работника образовательной организации, выполняющего воспитательные функции, будет законно (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2014 по делу №33‑22169).

Таким образом, аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и принятых в обществе норм поведения.

Но в дополнение к определению аморальности совершенного поступка работодателю следует четко понимать, что уволить за таковой можно не любого работника. Так, Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»[1]указывал, что за совершение аморального поступка уволить можно только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок – по месту работы или в быту (п. 46).

Конечно же, воспитательную функцию, кроме учителей и преподавателей, осуществляют и тренеры спортивных секций, руководители творческих кружков, секций и студий, а также сотрудники, которые занимаются воспитательной работой помимо своих должностных обязанностей, например заместители по воспитательной работе. Так, Алтайским краевым судом отказано в восстановлении на работе директору МКОУ СОШ. Директор полагал, что он не относится к работникам, выполняющим воспитательные функции, так как он осуществляет руководство и не ведет уроки. Однако суд указал, что тот факт, что истец не ведет уроки, то есть не является непосредственным участником образовательного процесса, не свидетельствует о неисполнении им воспитательных функций. Директор школы непосредственно контактирует с учениками, применяет меры воспитательного характера, следовательно, он выполняет воспитательные функции (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27.08.2014 по делу №33‑6014/14).

Итак, кого можно уволить за совершение аморального поступка и что считать таковым, мы разобрались. Теперь о том, как осуществить само увольнение. Помните, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет законным, если имеют место одновременно три обстоятельства:

  • выполнение работником воспитательных функций;
  • совершение им аморального проступка;
  • несовместимость совершенного проступка с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций.

Обратите внимание

Если аморальный поступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 192, 193 ТК РФ. Если же аморальный проступок совершен вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ также может быть расторгнут, но не позднее года со дня обнаружения проступка (п. 47 Постановления №2).

Процедура расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следующая:

  1. Фиксируется факт совершения аморального поступка – составляется докладная записка или акт в присутствии свидетелей. В этих документах нужно как можно подробнее описать обстоятельства, при которых совершался проступок, и сами действия работника.
  2. Требуем от нарушителя правил морали объяснительную, лучше в письменном виде. Помните, что на объяснения у работника есть два рабочих дня. Если по истечении этого времени объяснения не поступят, составляется соответствующий акт.
  3. Создаем комиссию по расследованию факта совершения аморального поступка. Именно эта комиссия в акте полностью укажет все обстоятельства, объяснения, показания свидетелей и придет к выводу, совершил работник проступок или нет.
  4. Принимаем решение о применении к работнику дисциплинарного взыскания. Напомним, что если проступок незначительный, а работник ценный, не обязательно его увольнять – можно ограничиться, например, выговором.
  5. Издаем приказ: если принято решение об увольнении работника – по форме Т-8[2]. Помните, что издать приказ можно, если со дня обнаружения проступка прошло не более одного месяца (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). В указанный срок не включается время болезни работника, пребывания его в отпуске и отсутствия по иным законным основаниям (пример см. на стр. ).
  6. Оформляем увольнение – вносятся записи в личную карточку, трудовую книжку, выплачиваются все суммы работнику, выдаются копии документов.

Возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности

Законом №387‑ФЗ[3]в Трудовой кодекс была введена новая ст. 351.1, устанавливающая ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления. Кроме этого, была скорректирована ст. 331 ТК РФ. Согласно данным нормам к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Таким образом, как только руководство образовательной организации узнает о наличии установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, – по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

При увольнении по данному основанию следует учитывать, что увольнение по данному основанию может быть произведено только после получения официальной справки из МВД.

К сведению

Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования утвержден Приказом МВД РФ от 07.11.2011 №1121.

Не стоит думать, что если педагог был осужден за преступления, названные в ст. 331 ТК РФ, до вступления в силу Закона №387‑ФЗ, то и увольнять сотрудника не нужно. Как подтверждает судебная практика – неважно, когда был осужден педагог, важен сам факт. Так, П., считая, что уволен из МБОУ «ДЮСШ» незаконно, обратился в суд. Требования обосновывал тем, что ограничения, предусмотренные ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ для осуществления педагогической деятельности, в данном случае не подлежат применению, поскольку он был принят на работу до внесения указанных ограничений в трудовое законодательство.

Между тем суд установил, что в 2005 году П. был осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ и судимость погашена. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 18.07.2013 №19‑П,суд отметил, что положения названных статей Трудового кодекса пре­дусматривают бессрочный и безусловный запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных в этих положениях сферах для лиц, которые имеют судимость либо судимость которых снята или погашена, признанных виновными. Поэтому увольнение признано законным и обоснованным (Апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 22.07.2014 по делу №33‑1253/2014).

Кроме этого, некоторые руководители образовательных организаций «по старинке» полагают, что данное основание увольнения применимо лишь к тем работникам, которые непосредственно осуществляют педагогическую деятельность или деятельность по воспитанию. То есть дворник, сторож, завхоз не могут быть уволены по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Однако действующая редакция ТК РФ сформулирована таким образом, что ограничение установлено не в отношении конкретной трудовой функции, а в отношении сферы деятельности. Это значит, что по данному основанию можно уволить и сторожа, и уборщицу, и иных работников, непосредственно не занимающихся педагогической или воспитательной работой, то есть ограничение распространяется на весь персонал образовательных организаций, в том числе технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах (апелляционные определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 24.07.2014 по делу №11‑7669/2014, Курганского областного суда от 13.06.2013 по делу №33‑1596/2013, Красноярского краевого суда от 20.08.2012 по делу №33‑6847/2012и пр.).

Однако просто уволить педагога не получится. Как и при увольнении за совершение аморального проступка, необходимо соблюсти определенную процедуру. В частности, прекращение трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это пре­дусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Применение методов воспитания, связанных с насилием над личностью

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Поэтому Трудовым кодексом предусмотрено еще одно основание для увольнения педагогических работников – п. 2 ч. 1 ст. 336 (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Какие методы воспитания считать физическим или психическим насилием? Полагаем, что к первым можно отнести побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т. д. Ко вторым – угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая и необоснованная критика, демонстративное негативное отношение к обучающемуся и пр.

Здесь работодателю придется провести расследование, в ходе которого установить, какого рода насилие было применено к обу­чающимся или воспитанникам и было ли оно вообще. Кроме этого, необходимо запастись доказательствами – заявлениями родителей, свидетельскими показаниями – и провести служебное расследование. Если этого не сделать, восстановления педагога-тирана не избежать. Например, Волгоградский областной суд восстановил на работе в ГБОУ «ПУ» Д., уволенную за «моральное оскорбление»: на уроке она ударила ученика А. указкой по ноге, ученика Б. ударила по лицу, а в адрес П. она выразилась грубой нецензурной бранью. Приказ об увольнении был издан на основании объяснительных записок обучающихся, заявлений, претензий родителей. Объяснения с Д. были затребованы. Однако суд удовлетворил требования Д. и восстановил ее на работе, так как ГБОУ «ПУ» не провело служебного расследования, поэтому установить конкретные факты применения Д. физического и психологического насилия к обучающимся суд не смог (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.04.2014 по делу №33‑3888/14).

Данное основание увольнения не относится к дисциплинарным взысканиям, однако провести внутреннее расследование все же придется.

Приведем пример записи в трудовую книжку об увольнении по рассматриваемому основанию.

записи

Дата Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона) Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
число месяц год
1 2 3 4
510 11 11 2014

Трудовой договор прекращен

Приказ от 22.06.2012
       

в связи с однократным применением

№ 21‑у
       

методов воспитания, связанных

 
       

с физическим насилием над личностью

 
       

обучающегося, пункт 2 статьи 336

 
       

Трудового кодекса

 
       

Российской Федерации.

 
       

Секретарь Писакина

 
       

МП

 

Оформление увольнения

По общим правилам увольнение оформляется приказом (ст. 84.1 ТК РФ). Основанием для издания такого приказа будут при увольнении:

  • по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – служебная записка или акт о фиксации факта аморального поведения педагогического работника, объяснительная провинившегося или акт об отказе дать объяснения, акт служебного расследования;
  • по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – справка из органов МВД о наличии судимости или факта уголовного преследования, возможно, предписание прокурора;
  • по п.2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ – жалобы родителей и учеников в письменном виде, объяснительная педагогического работника, акт расследования.

С приказом об увольнении работника образовательной организации необходимо ознакомить под роспись. В случае, когда приказ о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или он отказывается ознакомиться с ним под рос­пись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись (ч. 2ст. 84.1 ТК РФ).

На основании приказа вносится запись в трудовую книжку и личную карточку.

Затем в последний рабочий день необходимо выдать увольняемому трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Подведем итог

В заключение напомним, что поскольку увольнение по рассмотренным основаниям довольно часто заканчивается трудовым спором, нужно подготовить все документы, а также запастись достаточным количеством доказательств совершения работником аморального проступка или применения методов воспитания, связанных с насилием над личностью обучающихся. Ведь именно на работодателя Постановлением №2 возлагается обязанность по доказыванию наличия законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения (п. 23). 

[1] Далее – Постановление № 2.

[2] Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты».

[3] Федеральный закон от 23.12.2010 № 387‑ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

Имеет ли право директор школы снять классное руководство с учителя?

Имеет ли право директор школы снять классное руководство с учителя?

Ответы на вопрос:

Здравствуйте, Андрей! Смотря на каком основании. Если учитель не справился со своими обязанностями, то для этого могут быть основания. Данный вопрос регламентируется локальным нормативным правовым актом, регламентирующим нормы трудового права (ст.8 Трудового кодекса РФ). И если согласно данному НПА есть основания для снятия руководства классом, то такое возможно.

Спросить

Здравствуйте, Андрей!

Порядок привлечения к классному руководству должен быть определен внутренними локальными актами школы.

Надо их изучить, чтобы однозначно ответить (ст. 8 ТК РФ)

Как правило формулируют так, что могут снимать на законных основаниях.

Спросить

Это лучший ответ
(выбран автоматически)

Здравствуйте, Андрей!

Да, конечно.

Если директор школы на основании нормативных документов назначил классное руководство учителю, то таким же образом он имеет право и снять с него данное руководство путем издания Приказа (ст. 8 ТК РФ).

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Всех благ Вам!

Спросить

Это лучший ответ
(выбран автоматически)

Здравствуйте, Андрей!

На практике так и происходит, что директор снимает классное руководство с учителя. Это может быть как по просьбе самого учителя. Так и за дисциплинарные нарушения (ст.192,193 ТК РФ) или по иным причинам.

Приказ директора о снятии классного руководства основывается на локальных актах школы. Ст.8 ТК РФ,

Если же в локальных актах ничего о снятии классного руководителя с должности, кроме как неисполнения должностной инструкции нет, то снять можно только за дисциплинарное нарушение. В ином случае это будет незаконно.

Можете написать жалобу в прокуратуру и трудовую инспекцию. Так как в одностороннем порядке менять условия трудового договора нельзя, ст 72 ТК РФ,.

Спросить

Если у вас второе классное руководство, то читайте ваш трудовой договор и доп. соглашение к нему. Не исключено, что директор имеет такое право, на основании приказ Минобрнауки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». пункт 1.9 «локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)».

Спросить

В локальных актах ничего о снятии классного руководителя с должности, кроме как неисполнения должностной инструкции нет. У меня ситуация что в ноябре мне дали второе классное руководство а теперь хотят его забрать и передать другому учителю.

Спросить

На практике так и происходит, что директор снимает классное руководство с учителя. Это иожт быть как по просьбе смого учителя. Так и за дисциплинарные нарушения (ст.192,193 ТК РФ) или по иным причинам.

Приказ директора о снятии классного руководства основывается на локальных актах школы. Ст.8 ТК РФ,

Если же в локальных актах ничего о снятии классного руководителя с должности, кроме как неисполнения должностной инструкции нет, то снять можно только за дисциплинарное нарушение. В ином случае это будет незаконно.

Спросить

Здравствуйте, Андрей! В таком случае это изменение условий трудового договора. В одностороннем порядке изменить его работодатель не вправе. Это допускается по соглашению сторон. Согласно статье 72 Трудового кодекса РФ

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Если хочет произвольно снять классное руководство, то это повод для жалобы в Государственную инспекцию труда. Также Вы вправе разрешить спор в порядке, предусмотренном статьями 391-392 Трудового кодекса РФ, подав исковое заявление в районный суд для разрешения возникшего спора судом.

Спросить

Это лучший ответ
(выбран автоматически)

Андрей!

В школе обязательно должен быть документ (ст. 8 ТК РФ)-Положение о классном руководстве.

Вы имеете полное право с ним ознакомиться.

Если такого документа нет, то это нарушение за которое директор может быть привлечен к ответственности.

Потребуйте ознакомить вас с этим Положением.

Обычно, в данном положении прописано:

1.3. Классное руководство возлагается на педагогических работников учреждения

приказом директора по согласованию с педагогическим работником. Непосредственное

руководство его работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной

работе.

1.4. Осуществление классного руководства дополнительно оплачивается за счет средств

надтарифного фонда учреждения.

1.5. Классное руководство может быть снято с педагогического работника по следующим

основаниям:

— в связи с невыполнением либо с ненадлежащим исполнением возложенных прав и

обязанностей классным руководителем;

— по инициативе работника и с согласия директора, в случае наличия уважительных

причин;

— по другим обстоятельствам.

1.6. Возложение и снятие классного руководства на педагогического работника

осуществляется в соответствии с нормами трудового права, регламентирующего порядок

изменения существенных условий труда.

Если снимают с вас классное руководство в противоречие Положению, то вы смело можете отставить свои права, обратившись в Отдел образования, а на крайний случай в Прокуратуру на основании ст. 10 «Закона о прокуратуре».

Всех благ Вам!

Спросить

Похожие вопросы

Мо классных руководителей о школе

Я являюсь классным руководителем, на мою просьбу снять с меня классное руководство, директор школы ответил отказом, сославшись, что нет учителя, который сможет взять классное руководство, и моё заявление не принял имею ли я право отказаться от классного руководству.

Читать ответы: 2

Школа англ языка летом

Меня зовут Людмила, мне 55 лет. Работаю учителем англ. Языка в школе. Директор заставляет взять классное руководство 5 класса, я отказываюсь. Имеет ли право директор школы заставлять брать классное руководство? Спасибо.

Читать ответы: 1

Публикации

Помогите пользователям 9111.ru. Поделитесь своим опытом и знаниями — а они поделятся с Вами!

Задать вопрос


1

464

Ответить

Администратор печатает сообщение

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Здравствуйте. Без объяснения причин снять не могут классное руководство так просто, должен быть издан приказ директора школы в котором должны быть указаны причины отстранения учителя от классного руководства.

Ст. 8 ТК РФ

Цитата:
Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. 

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Возможные причины отказа от классного руководства

Уважаемые коллеги! Были ли случаи в вашей школе отказа учителя от классного руководства в течение учебного года? Если это корректно, озвучьте эти причины.

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Зигангирова Юлия Федоровна

Обычно причины озвучиваются за закрытыми дверями в кабинете директора, их никто на всеобщее обсуждение не выносит.

маргарита

А мне например очень интересно как вообще не брать классное руководство? Какие аргументы привести? А то на следующий учебный год «вручают» 5 класс , а я не хочу.

Тоцкая Ольга Викторовна(эксперт сообщества)

Не хотите — не берите. Без всяких объяснений. Эта работа дополнительная. Я тоже в следующем уч. году 5 класс брать не буду. Нужно передохнуть хотя бы год.

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

Всё верно! Если есть другие «свободные» учителя, то им могут предложить, но опять с их согласия на основании постановления от 19.03.2001№196.

Самойлова Наталья Владимировна

Была ситуация, когда молодой педагог не справлялась со своим 8 классом, который она вела с 5-го класса и изначально у них было все хорошо. Класс был «девочковый» и к 8-му классу их взаимоотношения кардинально изменились: сговорившись, ученицы не только не выполняли требования своего классного руководителя, но и открыто игнорировали ее. Конфликт был настолько очевидным, что молодой специалист пошла к директору школы с заявлением освободить ее от классного руководства. Ей пошли навстречу… . До конца учебного года оставалось где-то 3-месяца. С наступлением летних каникул молодая учительница уволилась… .

#188277 (пользователь удален)

Кошмар… Уволилась сама? ::smile42:: Или посодействовала администрация школы? Просто, наверное, нужно было кому -то место, вот и всё. По — другому как ещё расценить?

Самойлова Наталья Владимировна

Ответ на сообщение #9 пользователя #188277

Нет, директор всегда хорошо относилась к молодым специалистам, тем более в том учебном году она сама уходила на заслуженный отдых. А молодой учительнице, сразу же после ее увольнения, предложили место в колледже, куда она, не задумываясь, ушла. Насколько мне известно, ее дальнейшая педагогическая карьера сложилась вполне благополучно…

#188277 (пользователь удален)

Тогда, просто от души Вашей учительнице просто пожелания удачи передайте)))

#188277 (пользователь удален)

Если учитель берёт классное руководство в начале года, то назад дороги нет. Так и несёт этот крест до 9 класса. У нас как-то администрация более чутко к этому вопросу подходит.

Перминова Елена Федоровна(эксперт сообщества)

Такая неблагодарная работа, у нас каждый год 5 класс никто не хочет брать, а у учителей начальных классов выбора нет.

Трушина Светлана Юрьевна

Я в 2011-2012 уч. году (после нескольких лет перерыва) с удовольствием взяла 5 класс и после Нового года была вынуждена отказаться! Понятно, что дело не в дисциплине, ни в родителях, это всего лишь 5 класс. Не буду писать причины, но они были! (Не трудно догадаться- что причина именно в ком- то из администрации школы) После этого я «зареклась» никогда не брать кл. руководство, и не беру, и мне не предлагают! Потому что знают меня , если я раз сказала, что нет , значит, на этом разговор окончен! А вообще- у нас единицы работают с желанием на этой должности!

Трушина Светлана Юрьевна

Кто- то мне конечно ,возразит, что клю рукодоство- это бесконечное творчество! да любая работа в школе- это творчество! И по сути ,всё в школе- бесконечное творчество! Даже у поваров и техничек. Я вижу наших творческих классных руководителей, порой и не позавидуешь….

Трушина Светлана Юрьевна

Мне в школе хватает работы и без кл. руководства. У меня много разных предметов, внекл. и внеур. деятельности. Здесь, на моей странице — ссылка на мой сайт- портфолио, в котором прописано всё обо мне, приглашаю.

Савельева Наталия Валерьевна(эксперт сообщества)

Был случай, когда у учителя были конфликтные ситуации с родителями учеников. Учитель не выдержал давления и отказался от классного руководства.

Юдинцева Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)

У нас педагог (очень хороший классный руководитель, выпустила 11 класс) в этом году попросила не давать класс, т.к. сын пошёл в первый класс, ей далеко ездить. Ждём, когда сынок будет во втором.

Новые выплаты за классное руководство: что важно знать?

Планируется, что с 1 сентября 2020 года будут введены доплаты для классных руководителей в школах в размере не менее 5 000 руб. за счет федерального бюджета. Также предлагается утвердить единый перечень работ, которые может выполнять классный руководитель. Об этом и о том, что представляют собой указанные доплаты, — в данной статье.

Из послания Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020:

Ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки. В этой связи считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 000 руб. за счет средств федерального бюджета.

Приоритетные задачи классного руководства

Классное руководство как особый вид педагогической деятельности направлено на решение задач воспитания и социализации учеников. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.

Специфика классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогом как в отношении каждого ученика, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель должен учитывать:

  • индивидуальные возрастные и личностные особенности;
  • образовательные запросы;
  • состояние здоровья;
  • семейные и прочие условия жизни учеников;
  • характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.

Классный руководитель должен взаимодействовать с семьями учеников, другими педагогами, работающими с учениками его класса, администрацией школы, а также с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей.

Приоритетными задачами классного руководства являются[1]:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения учеников;
  • формирование у учеников высокого уровня духовно-нравственного развития;
  • формирование внутренней позиции личности ученика по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности;
  • формирование у учеников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции.

В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть

Вариативная часть

Соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых задач воспитания и социализации учеников независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации

Формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации. К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания учеников в образовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка и т. д.

Права педагогов

Классный руководитель имеет следующие права:

  • самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы с учетом контекстных условий деятельности;
  • вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей учеников;
  • участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее качества и эффективности;
  • самостоятельно планировать и организовывать участие детей в воспитательных мероприятиях;
  • использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
  • получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства для реализации задач по классному руководству;
  • приглашать в школу родителей несовершеннолетних учеников по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
  • давать обязательные распоряжения ученикам своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
  • посещать уроки и занятия, проводимые педагогами (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и коллективом учеников класса;
  • защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей несовершеннолетних учеников, других педагогических работников;
  • повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.

А теперь о доплатах…

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448 внесены изменения в госпрограмму «Развитие образования», которые предусматривают Правила предоставления трансфертов из федерального бюджета на обеспечение выплат педагогам за классное руководство.

В свою очередь, Минпросвещения направило для использования в работе разъяснения по применению законодательства при осуществлении педагогам доплат за классное руководство (Письмоот 28.05.2020 №ВБ-1159/08). Эти разъяснения предназначены:

  • для органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • для органов местного самоуправления;
  • для руководителей общеобразовательных организаций;
  • для региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций.

Установлены минимальный и максимальный размеры выплат

Денежное вознаграждение за классное руководство будет выплачиваться ежемесячно в размере 5 000 руб., но не более двух выплат одному педагогу при условии осуществления им классного руководства в двух и более классах.

Вознаграждение будет выплачиваться за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества учеников в каждом из классов, а также от реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

Выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов

Размер предоставляемого бюджету субъекта РФ трансферта будет определяться с учетом:

  • районных коэффициентов и процентных надбавок;
  • заявленной субъектом РФ прогнозируемой численности педагогов общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство;
  • количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство;
  • размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Подчеркнем, что выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов.

Новые выплаты за классное руководство не отменяют ранее установленные субъектами РФ

Денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб. будет выплачиваться дополнительно к выплате за классное руководство, установленной по состоянию на 31.08.2020 из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается.

Причем Минпросвещения рекомендует установить такой порядок выплаты из бюджета субъекта РФ, при котором размер выплаты не должен зависеть от количества учеников в классе. Также субъектам РФ рекомендовано не допускать:

  • ухудшения ранее установленных условий оплаты труда;
  • снижения размеров индексации заработной платы;
  • отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

Доплата за классное руководство является составной частью оплаты труда

Доплата за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника. В связи с этим она:

  • осуществляется педагогам одновременно с выплатой заработной платы;
  • учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ;
  • учитывается при определении отчислений по страховым взносам;
  • учитывается при расчете зарплаты работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
  • учитывается при определении размера среднего заработка;
  • учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Обязанность классного руководства возлагается на педагогов только с их согласия

Согласно квалификационным характеристикам[2] классное руководство не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления им соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. из федерального бюджета.

Условие об осуществлении педагогическими работниками классного руководства с доплатой из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора. При надлежащем осуществлении классного руководства вносить какие-либо изменения в трудовой договор без согласия работника не допускается.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства:

  • недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменения размеров выплат за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;
  • преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;
  • определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагог знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;
  • временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагога, осуществляющего классное руководство, другим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;
  • возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

Период приостановления учебных занятий — не повод для снижения размера доплат

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.

Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.


[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 №ВБ-1011/08.

[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство центральным штабом партизанского движения во время великой отечественной войны
  • Дез средство лактасепт инструкция по применению
  • Нафтизин спрей для носа взрослым инструкция по применению цена
  • Магазин руководство по спортивной медицине
  • Сборка процессора компьютера пошаговая инструкция с фото для начинающих