Приемы руководства деятельностью детей используемые воспитателем

Консультация для воспитателей

«Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

        При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

  • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
  • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

        Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

        Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

        Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

        Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

        Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

                — совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

        Ранний возраст. 

        Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

        — показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

        — совместные с воспитателем игровые действия

        — включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

        — демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

        — применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

        — подсказывающие вопросы

        Приемы косвенного руководства.

        — подбор игрушек с определенными свойствами

        — рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

        — наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

        — разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)

        — подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

        — рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций

        — создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

        — изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

        — постановка педагогом проблемной ситуации

        Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собойпредметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

        Младший дошкольный возраст. 

        Приемы прямого руководства.

        Вторая младшая группа 

        Обучение способам игрового отражения действительности:

        — включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

        — обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

        Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

        — вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

        — поощрение

        -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

        — помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

        Средняя группа 

        — включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

        — вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

        Приемы косвенного руководства.

        Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

        — внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

        — экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

        — создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

        — чтение художественных произведений, драматизация сказок

        — наблюдение за играми других детей

        -напоминания об интересных фактах из жизни.

        Организация предметно-игровой среды

        — сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

        — внесение в среду новой игрушки

        — изготовление детьми атрибутов для игры

        Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

        — ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

        — создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

        Организация воспитателем игр обучающего характера:

        — театрализованные игры

        — игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »

        — дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

        Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

        — поощрение

                — привлечение в игру малоактивных детей.

        Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

        Старший дошкольный возраст. 

        Приемы прямого руководства.

        — Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

        Приемы косвенного руководства.

        — обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

        — привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

        Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

        — создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

        — расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

        — включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

        — пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

        Помощь взрослого:

        — вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

        — спланировать ход игры, последовательность действий

        — распределить роли, согласовать замысел,

        — помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

        — наблюдение за игрой детей,

        — направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

        — создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

        — создать игровую ситуацию,

        — индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

        Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Различные методы и приемы работы с дошкольниками

по реализации ФГОС

(методичка для педагогов)

Воспитание и обучение в большинстве
случаев зависит от методов и приемов, используемых воспитателем, чтобы
объяснить детям что-либо, формировать у них умения и знания, развивать
способности в определенной области деятельности.

Метод обучения – это определенная система действий воспитателя, который
организовывает познавательную и практическую деятельности ребят. В свою очередь
прием обучения – это детали, части определенного метода. Методы и приемы
обучения дошкольников имеют свою специфику.

Обычно методы обучения классифицируют по источнику
получения знаний, навыков и умений. Дети-дошкольники обретают знания в
непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров с воспитателем и в
практической деятельности, конечно.

В связи с этим выделяют такие методы обучения дошкольников:

1. наглядные;

2. словесные;

3. практические методы.

Методы
и приемы:

Практические: рисование, физкультминутка , импровизация, имитация , игровая беседа с элементами
движений, экспериментирование , проектная деятельность, решение проблемной
ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие
задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации

Наглядные: показ, рассматривание,
просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи,
презентация

Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения,
составление рассказов,

объяснения, указания ,разговор, ситуативный разговор, напоминание , проблемные
ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и
воспитателя, чтение

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности
взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения
целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации
метода.

В дошкольной педагогике принята
классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления
(наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в
явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их
причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные;
повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и
преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий
(предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных
программ) .

Наглядные пособия, используемые для
ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии;
репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки;
учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если:
педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо
прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его
содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них
отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок,
рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со
средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные
(предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации;
побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом
виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное
повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания
(подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты,
экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование
жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых,
непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между
ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания
моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре,
отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В
основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным
знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели,
графические модели.

Выбор и сочетание методов и
приемов обучения зависит от:

— содержанияобразовательной деятельности;

— возрастных особенностей детей (в младшем
дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в
среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в
старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации деятельности (воспитатель
выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы)
;

— оснащенности педагогического процесса;

— личности воспитателя

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений,
которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И.
Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения,
ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный
мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект,
который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и
развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— содержания материала;

— времени, отведенного на изучение того
или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых,
сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей
обучаемых;

— типа и структуры занятия;

— количества детей;

— интереса детей;

— взаимоотношений между педагогом и детьми
(сотрудничество или авторитарность) ;

— материально-технического обеспечения,
наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его
квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца — 1 год)

— непосредственное эмоциональное общение с
взрослым,

— манипулирование с предметами

— познавательно-исследовательские
действия,

— восприятие музыки, детских песен и
стихов,

— двигательная активность

— тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год — 3 года)

— предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и пр.,

— общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого,

— самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

— восприятие смысла музыки, сказок,
стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года — 8 лет)

— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую
игру, игру с правилами и другие виды игры,

— коммуникативная (общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

— познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

— восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице,

— конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

— изобразительная (рисование, лепка,
аппликация,

— музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры
на детских музыкальных инструментах)

— двигательная (овладение основными
движениями) форма активности ребенка.

Использованная литература:

1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс
лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика:
учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

3. Приказ министерства образования науки Российской
Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

a)     наглядные;

b)     практические;

c)      словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

—                   распознающего  характера,  с  помощью  которых  формируются  знания  о  свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

—                   за  изменением  и  преобразованием  объектов  (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает  знания  о  процессах,  объектах окружающего мира;

—                   репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

—                   ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

—                   планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

—                   учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

—                   высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

—                   Показ предметов — один  из  самых  распространенных  приемов  обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

—                   Показ образца —  один  из  приемов,  которым  пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

—                   Показ способа действий — используется  на  занятиях  по  развитию  движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

—                   Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

—                   предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

—                   после  просмотра  фильма  в  короткой  беседе  дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

—                   через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

—                   после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих   лиц)   с   детьми.   Дети   эмоционально   оценивают   происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

— упражнения;

— игровой метод;

— элементарные опыты;

— моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

— подражательного характера;

— конструктивного характера;

— творческого характера;

— игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем,   формировать   способности   детей   к   восприятию   и   пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

—                   Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

—                   Сравнение

—                   Метод моделирования и конструирования

—                   Метод вопросов

—                   Метод повторения

—                   Решение логических задач

—                   Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

—                   Игровые и воображаемые ситуации

—                   Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

—                   Игры-драматизации

—                   Сюрпризные моменты

—                   Элементы творчества и новизны

—                   Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

—                   Эмоциональная насыщенность окружения

—                   Мотивирование детской деятельности

—                   Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

—                   Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении — прошлое, настоящее и будущее)

—                   Игровые приемы

—                   Юмор и шутка

—                   Экспериментирование

—                   Проблемные ситуации и задачи

—                   Неясные знания (догадки)

—                   Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

— на занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

— они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

— они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием — в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Использованы материалы сайта http://imk.ddu239.minsk.edu.by

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Внутренняя ошибка сервера

Сервер обнаружил внутреннюю ошибку или некорректное и не смог выполнить ваш запрос.

Пожалуйста, обратитесь к администратору сервера на info@prodlenka.org, чтобы
информировать их о времени произошла эта ошибка. В письме обязательно укажите, какие действия вы выполняли
непосредственно перед этой ошибки.

Если вы добавляли работу в конкурс или методичку на сайт — обязательно обратите на размер файлов: не более 10 Мб для
работы и методички, и не более 2 Мб для квитанций. Как уменьшить объем работы читайте
«Моя
разработка занимает объем больше 10 мегабайт. Как поступить в этом случае?»

Более подробную информацию об этой ошибке могут быть доступны в журнале ошибок сервера.

или перейдите на главную страницу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мелоксикам таблетки инструкция по применению как принимать сколько дней
  • Витагор инструкция по применению цена где купить
  • Руководство для онкобольных
  • Лекарство силуэт инструкция по применению цена отзывы
  • Как получить справку 182н через мфц пошаговая инструкция