Приемы руководства музыкальными играми

МАОУ Детский сад №79 «Гусельки»

«Игровые методы и приёмы в музыкальной деятельности»

           Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, в котором наиболее успешно развиваются все психические процессы. Современные технологии музыкального                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         воспитания предлагают применять игровые методы и приёмы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире».

             Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Нейропсихологии считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активизируется во время исполнения музыки, а, значит, становится активным человек. Музыкальные занятия повышают успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух, улучшают пространственно-временные представления, координацию движений. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением различного рода задач активизирует аналитические отделы мозга.

             Важнейший результат нейропсихологических исследований заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Каковы же методы и приёмы, используемые для формирования основ музыкальной культуры дошкольников?  Это наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы, словесный и практический методы, такие как  моторно-двигательное и  вокальное уподобление, темброво-инструментальное  уподобление характеру звучания музыки – оркестровка музыкальных произведений.

Для развития музыкального восприятия и интереса к классической музыке дошкольников используются разные виды музыкальных игр:

  1. Игры на развитие художественного словаря: «Копилка», «Волшебный сундучок», «Поющие руки», «Танцующие звуки», «Говорящий коврик», «Хитрая шляпа» и другие. В этих играх закрепляются слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
  2.  Игры, основанные на вокализации:  «Конкурс певцов», «Придумай песенку», «Кто как поёт» и другие. Эти игры способствуют осознанию выразительности музыкального образа, слуховой дифференциации музыкальной ткани произведения.
  3. Игры, основанные на двигательном моделировании характера музыки, музыкальные подвижные игры:  «Конкурс танцоров», «Придумай свой танец» и многие другие. Эти игры побуждают к осознанию музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, особенностей динамики, темпа, регистров.
  4. Музыкально-дидактические игры:  Музыкально-дидактические  игры имеют большое значение для формирования творческой личности ребёнка. Они организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка: «Три цветка» — дидактическая игра на определение характера музыки, «Три медведя» — дидактическая игра для развития чувства ритма, «Музыкальное окошко» — дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента т.д.
  5. Речевые и голосовые  игры:  Основаны на взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали звуковому языку исторически. Речь основана на движении, а жест, как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь. Игры с голосом, звукоподражания, фонематические  загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка.
  6. Игры звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством. 
  7. Ритмические игры с  именами, палочками, ложками:  Эти игры помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации. В таких играх ритм организуется звучащей музыкой, ритмическим сопровождением самих детей или педагога.
  8. Музицирование на шумовых инструментах:  В процесс музыкального воспитания дошкольников оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет развить ребёнку первоначальный опыт слухового восприятия.

Искусство и музыкальную игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщённое представление окружающей действительности, получение удовольствия.

Аннотация

Одним из важнейших средств развития
музыкальных способностей детей являются
музыкально-дидактические игры. В игровой форме
музыкальные способности у детей развиваются
намного интереснее и эффективнее.

Музыкально-дидактические игры всегда
интересны детям, всегда вызывают желания
участвовать в них. Это универсальный метод в
музыкальном воспитании, который позволяет в
доступной форме привить детям интерес и любовь к
музыке, дать им понятия основ музыкальной
грамоты. Музыкально-дидактические игры
развивают у детей чувство ритма, координацию
движений, творческих способностей, а также
является хорошим средством для раскрепощения
стеснительных детей.

Используя музыкально-дидактические игры,
педагог без напряжения сможет поддержать
положительную детскую мотивацию, что
положительно сыграет на развитие ребенка.

Данная методическая разработка содержит
методические рекомендации по проведению
музыкально-дидактических игр с детьми с ОВЗ.
Раскрывает содержание практической
деятельности, будет полезна  и легка в
применении музыкальным руководителям в качестве
эффективной формы организации совместной
деятельности с детьми.

Введение

Музыкальное искусство оказывает несомненное
воздействие на личность ребенка, тем более с
ограниченными возможностями здоровья, уже в
дошкольном возрасте. Через приобщение к
музыкальному искусству в человеке
активизируется творческий потенциал, идет
развитие интеллектуального и чувственного
начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем
активнее будет их проявление в приобщении к
художественным ценностям мировой культуры.

Дошкольники проявляют особую любовь к
музыкальному искусству и могут быть вовлечены в
посильную для их возраста деятельность, целями
которой являются развитие интереса к музыке,
правильное восприятие ее содержания, структуры,
формы, а также пробуждение потребности
постоянного общения с ней и желания активно
проявить себя в этой сфере.

Музыкально-дидактические пособия и игры могут
стать средством активизации музыкального
развития ребенка, позволяющие приобщать детей
дошкольного возраста к активному восприятию
музыки. Музыкальное восприятие – сложный,
чувственный, поэтический процесс, наполненный
глубокими переживаниями, в нем переплетаются
сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота
созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с
происходящим в данный момент, следование за
развитием музыкальных образов и яркие ответные
реакции на них.

Новизна моей разработки заключается в
инновационной, оригинальной форме организации
совместной деятельности музыкального
руководителя и дошкольников, а именно –
музыкально-игровой деятельности.

Важность музыкально-дидактических
пособий и игр в том, что они помогают ознакомить
детей в доступной форме с такими относительно
сложными понятиями в музыке, как музыкальный
жанр, форма музыкального произведения, а также с
отдельными средствами музыкальной
выразительности и основными свойствами
музыкального звука.

Педагогическая ценность
музыкально-дидактических игр в том, что они
открывают перед ребенком путь применения
полученных знаний в жизненной практике.

Цель: Развивать  музыкальные
способности, углублять представления детей о
средствах музыкальной выразительности.

Для достижения цели выделила задачи:

  • учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
  • развивать эстетическое восприятие, интерес и
    любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и
    творческую активность;
  • совершенствовать звуковысотный, тембровый,
    динамический слух, чувство ритма и темпа;
    слуховое внимание, музыкальную память;
  • воспитывать коммуникативные навыки в игре,
    доброжелательное отношение друг к другу.

Для успешной реализации данных задач составлен
перспективно-тематический план для детей
средних и старших групп ДОУ, которое помогает мне
развивать музыкальные способности у детей, а
также помогает систематизировать знания и
умения детей по всем видам музыкальной
деятельности

  • игры, развивающие музыкальный слух
    (звуковысотный, тембровый и динамический);
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки;
  • игры для развития музыкальной памяти.

Перспективно-тематическое
планирование музыкально-дидактических игр

Группа
Месяц

Средняя

Старшая

Подготовительная

Сентябрь «Птица и птенчики»
«Лесенка»
«Солнышко и дождик»
«Угадай колокольчик»
«Весело и грустно»
«Музыкальные лесенки»
Октябрь «Угадай матрешку»
«Тихие и громкие звоночки»
«Громко и тихо»
«Песня–танец–марш»
«Бубенчики»
«Слушаем внимательно»
Ноябрь «День рождения»
«Учись танцевать»
«Определи инструмент»
«Колобок»
«Высокая лесенка»
«Наши песни»
Декабрь «Воздушные шары»
«К нам гости пришли»
«Узнай и спой»
«Музыкальное лото»
«Выложи ритм»
«Музыкальные загадки»
Январь «Угадай на чем играю»
«Укрась музыку»
«Удивительный светофор»
«Что музыкальный инструмент расскажет о себе»
«Музыкальный магазин»
«Наше путешествие»
Февраль «Домик –крошечка»
«Тише–громче в бубен бей»
«Веселые гудки»
«Цвет–настроение»
«Солнышко»
«Ученый кузнечик»
Март «Волшебная посылка»
«Кто в домике живет»
«Звенящий треугольник»
«Повтори звуки»
«Веселый поезд»
«Выполни задание»
Апрель «Найди игрушку»
«Нарисуй песню»
«Подбери музыку»
«Узнай сказку»
«Кого встретил колобок»
«Море»
Май «Веселые дудочки»
«Качели»
«Буратино» «Кто самый внимательный»

Музыкально-дидактические игры осваиваются
детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой
происходит в основном во время музыкальных
занятий. Музыкальный руководитель  знакомит
детей с правилами игры, ставит перед ними
определенную дидактическую задачу. Вначале
музыкальный руководитель  является
инициатором проведения игры. Впоследствии дети
могут самостоятельно играть и без помощи
педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей.
Навыки, полученные детьми в процессе разучивания
музыкально-дидактических игр, позволяют им более
успешно выполнять задания, связанные с
различными видами музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры должны быть
просты и доступны, интересны и привлекательны.
Только в этом случае они становятся своеобразным
возбудителем желания у детей петь, слушать,
играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают
специальные музыкальные знания, у них
формируются необходимые черты личности, в первую
очередь чувство товарищества, ответственности.
Для того чтобы музыкально-сенсорные способности
детей были успешно сформированы, необходимо
наметить пути их формирования. Для этого очень
важно знать какова музыкальность каждого
ребенка.

Поэтому практическая часть должна происходить
в два этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной.

На подготовительном этапе, детям необходимо
дать общее представление обо всех видах
музыкально-дидактических игр с использованием
следующих музыкально-сенсорных задач.

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие динамического слуха
  • Формирование тембрового восприятия
  • Совершенствование чувства ритма

Подходящий образ для ведущего данных игр –
образ сказочного персонажа. Детям он будет
казаться знакомым и будет проще наладить
общение. При обучении дети сами в дальнейшем
будут участвовать в театрализованном действии.
Благодаря этому все занятия проходят в игровой
форме. Главная задача педагога – чтобы дети
проявили интерес, эмоции, активность,
откликались на музыкальные задания с большим
желанием.

Музыкально-дидактическая игра «К нам гости
пришли»

Данная музыкально-дидактическая игра
ознакомит детей со звучанием и разнообразием
музыкальных инструментов. Эта игра
предназначена для подготовительного возраста.
Также, детям необходимо доступно объяснить с
помощью ударных инструментов как передать
приход  гостей.  Сценический  образ будет
способствовать эмоциональному подъему и
активности детей.

Цель: развитие тембрового восприятия,
совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: Взрослые
(воспитатель, музыкальный руководитель) и дети,
изображающие гостей, ширма, карточки, на которых
изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам
должны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я
очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал
такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает
там музыкальный инструмент, на котором он будет
играть. А остальные будут угадывать, какой же это
волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого
выбирает инструмент, который больше всего
подходит к неуклюжему медведю. В данном случае
это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети
ему хлопают. По окончании пляски медведя дети
должны угадать,под какой инструмент он плясал.
(Предварительно раздаются карточки с
изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и
каждый раз используются разные инструменты:
зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на
металлофоне, лошадка – под четкие удары
музыкального молоточка или деревянных ложек,
птичка – под звон колокольчиков.

Музыкально-дидактическая игра «Укрась
музыку»

Цель: развитие тембрового восприятия,
совершенствование чувства ритма.

Игровой материал: магнитофон с
записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского,
детские музыкальные инструменты, которые
раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики,
дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход: ребенок слушает сначала
произведение, определяет его ритм, настроение.
Потом, по показу взрослого дети пробуют
применять прием оркестровки. Они повторяют ритм
песни, как бы подыгрывая на музыкальном
инструменте. Потом, в кульминационной части
песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям
предлагается проявить творчество: украсить
звучание. Например, где-то можно уловить звон
колокольчика, удар в барабан или бубен,
металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети
различают характер музыки, настроение пытаются
подстроиться под определенный ритм и уловить
малейшие его изменения и проявляют творчество,
что играет немаловажную роль в развитии чувства
ритма.
В игре детям также даются следующие задания:
определить ритм музыки, её настроение, выбрать
музыкальный инструмент из имеющихся и
попробовать «поучаствовать» в создании музыки.

Музыкально-дидактическая игра «Кто поет?»

Цель:
Развивать у детей способность различать
регистры (высокий, средний, низкий)
Дидактический  материал:
Карточки с изображением мамы, папы, сына.
Музыкальный материал:
Аудиозаписи музыкальных произведений.
Методика организации игры:
Педагог рассказывает о музыкальной  семье,
показывает картинки и говорит, что все в этой
семье любят  музыку, но поют разными голосами.
Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким ,
высоким.
Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что
пьеса, звучащая в низком регистре называется
«Рассказ папы» (о военном походе); пьеса звучащая
в среднем регистре, называется «Колыбельная
песенка» (мама поет сыну); в высоком регистре –
«Маленький марш» (мальчик напевает и марширует).
После повторного исполнения каждой из пьес дети
отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную
картинку и показывают ее, объясняя свой выбор.

Заключение

При определении значимости использования
музыкально-дидактических игр в обучении
дошкольников и анализе сценарных планов,
становится ясно, что если в процессе музыкальной
деятельности будут развиваться
музыкально-сенсорные способности у всех детей
без исключения это не пройдет бесследно для их
последующего музыкально развития. Поэтому
развивающая функция музыкально-дидактических
игр очень важна.

Предлагаемые музыкально-дидактические игры,
способствуют развитию не только
музыкально-сенсорных способностей, но и
творческих.

При проведении данных игр необходим наглядный
вспомогательный музыкальный материал который
позволит в простой доступной игровой форме дать
детям представление о свойствах музыкального
звука, о выразительных возможностях музыки,
научить различать характер музыки, настроение,
предаваемое ею.

Необходимо вызвать интерес, активность у детей,
развить самостоятельность в музыкальной
деятельности, которая приобретает творческий
характер.

Данные игры рекомендованы для использования
его в детских дошкольных образовательных
учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в
индивидуальной работе по музыкальному
воспитанию.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен
для развития общих музыкальных способностей
ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И
развитие этих способностей у каждого ребенка
должно быть постоянно в поле зрения у
воспитателя, музыкально руководителя,
осуществляться различными методами и
средствами. И музыкально-дидактические игры
являются очень важным и действенным средством.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.:
Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и
методика музыкального воспитания в детском саду:
учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М.:
просвещение, 1983. – 255 с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. Пособие для
воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. –
96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ.
Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г.
Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные
средства в музыкальном воспитании дошкольников:
Пособие для воспитателей и муз. Руководителей
дет.садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.
6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание
дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред.пед.
учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательский центр
«Академия», 1998.

автор: Кузнецова Любовь Александровна

музыкальный руководитель МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 398 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Современные технологии, интерактивные методы и приёмы в развитии музыкальности и творчества дошкольников в условиях обновления содержания образования».

Современные  технологии, интерактивные методы и приёмы в развитии музыкальности  и творчества дошкольников  в условиях обновления содержания образования».

Музыка непременно нужна для развития человека.

Она не является предметом роскоши, без которого нельзя обойтись.

Музыка – мощный источник душевного обогащения,

И задача педагога – открыть его всем людям. 

                                                                                                   Золтан Кодай

Работая над развитием творческих способностей у детей, осуществляю собственный творческий поиск применения современных методик, новых форм и методов музыкального воспитания и обучения дошкольников. Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики – развитие средствами музыки творческого потенциала ребёнка. 

Возник самый важный вопрос –  Как организовать учебный процесс, какие инновационные технологии  и  современные методы необходимо использовать, чтобы  музыкальное творчество стало интересным и доступным детям?

Изменилось время, изменились образовательные модели воспитания как в семье, так  и для воспитателей творческих и заинтересованных, не боящихся современных инновационных технологий, задумывающихся над  построением работы в соответствии с ГОС. 

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят интерактивные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Современное преподавание должно быть целенаправленным, веселым, интенсивным. Существует много форм, методов, приёмов обучения для того, чтобы сделать занятие качественным и запоминающимся. 

Я поделюсь некоторыми инновационными формами работы, интерактивными методами,  которые позволяют превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз. 

           Целями образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие   творческого потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение интерактивных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на занятиях в дошкольных учреждениях. Суть интерактивных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Они являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. 

Педагогические условия  развития детского творчества в музыкальной деятельности

Л.С. Выготский считал, что одним из важных вопросов в детской педагогике и психологии является вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности.

Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.

Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. 

Методы. Методические приёмы.
1.Наглядные и наглядно – слуховые Показ: приёмов исполнения, картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, графического изображения. 

Качественное исполнение музыкальных произведений.

 Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.

2. Словесные  Образный короткий рассказ о музыкальном произведении. 

Беседа.

Пояснение.

 Вопросы, направленные на указания к исполнению.

3. Метод

 целостного восприятия

Синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии. Технология «Синтез искусств». Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).
4.Развитие творческого мышления и воображения Элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ММА (метод морфологического анализа).

МФО (метод фокальных объектов).

ММЧ (моделирование маленькими человечками).

 Работа со сказкой.

5. Игровые Музыкально – дидактические игры на развитие сенсорных способностей. 

 Творческие задания. Музыкальные загадки. Игры путешествия.

6.Метод элементарного музыцирования

7. Интерактивные методы    

Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. 

Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др.

 Участие в шумовом оркестре.

 Творческие задания. Игры  со звуками. Диалоговое обучение.   Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. Музыкальные игры.

            Н. А. Ветлугиной было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источникам творчества, его образцом. Выдающиеся музыканты и педагоги, как Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Д.Б. Кабалевский говорил, что нужно учить «видеть музыку» и «слышать».     

   Метод целостного восприятия музыкального произведения – один из основных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.

Метод элементарного музицирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.

Немаловажное значение имеют игровые методы. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского «Болезнь куклы» можно предлагать детям изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле. 

Для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра используют символическую аналогию. Таким образом детей учат линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого каждому ребёнку следует пользоваться планшетами с карандашами. 

Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная – острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами. 

Используя метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), можно говорить детям, что ноты – это маленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до, ре, ми.) и когда они сливаются, появляется красивая мелодия. ММЧ применяют при определении жанра музыки, её характера. 

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся формы и методы работы с детьми. Гуманный стиль общения педагога и ребенка заставляет применять привлекательные для детей формы, методы и приемы организации музыкальной деятельности в ДОУ.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста  инновационные технологии,  интерактивные  методы и приемы  используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества

  1. Хотелось бы раскрыть актуальные в наше время интерактивные методы, в ракурсе современных технологий. Что представляют собой интерактивные методы, в классическом их понимании? Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact” — “Inter” — “взаимный”, “act” — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Т.е., в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый имеет возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что он знает и думает. А это, в свою очередь соответствует требованиям ГОС ДОУ – развить и воспитать полноценную самостоятельную личность.

При использовании интерактивных методов на занятиях у детей развивается интерес к музыкальной деятельности, а также формируются коммуникативные навыки, психические процессы, пробуждается желание творчески мыслить.

Существует множество форм интерактивных методов, некоторые из них хотелось бы рассмотреть в данном материале. Одна их популярнейших форм таких методов, это — творческое задание. Оно содержит в себе множество развивающих функций: развивает творческое мышление, память, коммуникативные навыки, умение критически мыслить.

 «Хоровод». Интерактивный метод «Хоровод».  На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивный метод «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка». Интерактивный метод «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Его основу составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель». Такой метод внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Данный метод формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью». Этот метод используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря ему развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок»

«Аквариум». «Аквариум» — форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивный метод «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

«Большой круг». Метод «Большой круг» позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей – «Метод фокальных объектов».  Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие необычные свойства. Например, «Мелодия». Предлагаю детям придумать несколько слов-объектов. Например, «королева», «снег», «ветер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. К примеру: «мелодия суровая, колючая, холодная, ветреная, как Снежная Королева». Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с помощью этого метода активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере музыкального произведения.

Метод «Мозговой Штурм» используется  на каждом музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и рассказать сказку, но без слов. Как быть? Что делать? Ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами, например: с помощью музыки, жестов, движений, костюмов и т.д. Главное, чтобы дети сами выдвигали разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. 

Метод «Символическая аналогия» можно применить при ознакомлении дошкольников с музыкальной грамотой. Так, например, мелодию дети сравнивают с узором на ткани, где идет чередование мотивов. 

В музыкальном развитии дошкольников уместно применение таких приемов, как: «Музыка моего тела» – ритмическая игра звуками своего тела (щелчки языком, постукивание по щекам, игра на поверхностях рук, ног и т.п.). «Игра со звуками», издаваемыми разными предметами, например: музыка, рожденная из шума (шелест бумаги разной фактуры, шум воды и т.п.). 

Метод творческих заданий. Творческие задания для развития образного мышления и выразительности речи: «Угадай по описанию», «Назови друзей, «Нарисуй музыку». Данные приемы развивают способность к творческому самовыражению в движении под музыку, подводят детей к творческой интерпретации музыкального произведения, формируют умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. 

Метод образно-игрового вхождения в музыку можно рассмотреть на примере инсценирования песен. В начале, детям предлагается прослушать песню, вникнуть в текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми. 

Метод проб и ошибок – врожденный метод мышления. Решая какую-либо задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Например, с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели). 

 «Дерево знаний». Этот метод развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, а дети слушают, внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, чувство ритма, коммуникативные навыки.

Интерактивная игра – одна из наиболее эффективных методов преподнесения материала детям, особенно дошкольникам. Они с радостью вовлекаются в любую игру, где можно иметь общение друг с другом. 

Рассмотрим несколько таких игр, которые я использую на своих музыкальных занятиях в детском саду.

Следующая игра «Передача цветочка, шляпы, платочка» также проводится в кругу. Дети становятся в один большой круг, под плавную мелодию передается цветок против часовой стрелки на каждую сильную долю. На ком закончилась мелодия, тот выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают или повторяют движения за стоящим в кругу. Такая игра развивает ритмический слух, умение различать разнохарактерную музыку, способствует раскрепощению детей, развитию творческих и коммуникативных навыков.

Игра «Жуки и бабочки» 

Эта игра имеет много задач: различение мелодий, различных по характеру, 

 научиться ориентироваться в пространстве, развивает музыкальный слух, пластичность движений, формирует представление о жанрах в музыке, динамике и темпе. Дети договариваются, кто будет изображать «жуков», а кто « бабочек». Детям внимательно слушают музыку: плавная мелодия соответствует движениям бабочек, а резкая, прерывистая — соответствует движению жуков.

Еще одна игра, которую любят дети – это музыкальная игра «Снежинки летайте» (вместо снежинок можно поставить и другое слово, например: «птички», «мотыльки», «листочки» и т.д.)

Дети стоят врассыпную по залу, воспитатель поёт песню, дети изображают летящих снежинок. Они легко бегают по залу в разных направлениях, плавно покачивая руками.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

А ну-ка, все в пары скорее вставайте…

(А ну-ка, скорее в кружочек вставайте

или а ну-ка, все в  пары (тройки) скорее вставайте)

На 2 часть дети находят себе пару ( или тройку)  и кружатся. С началом нового куплета — снова разбегаются по залу.

» и т.д.)

В заключении можно сказать, что интерактивные методы позволяют успешно решать задачи, развивающие умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми, навыки социальной адаптации детей в обществе. Их использование в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных методов в ДОУ дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Современные  технологии и приёмы в развитии музыкальности  и творчества дошкольников

  • Игровое экспериментирование со звуками.

 Игры  звуками: Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а, следовательно, и основ музыкального искусства, являются игры звуками – деревянными, стеклянными, бумажными и т.д. Эти игры почти не разработаны в отечественных музыкальных методиках, но они ничем не заменимы, поскольку являются начальной формой знакомства с музыкальным искусством. 

В музыкальном воспитании дошкольников процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т.п.), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок.

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: 

  • звучащие жесты и музыка моего тела. ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ – это первые инструменты, которые всегда под рукой, инструменты, которые позволяют нам организовать музицирование при отсутствии каких – либо музыкальных инструментов рядом. ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ – это игры со своим телом, на поверхности своего тела. 
  • шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума. Элементарное музицирование В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всѐ большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! Общение детей с примарными инструментами развивает: 
  • музыкальность, 
  • тембровый слух, 
  • тонкость восприятия, 
  • ассоциативность, 
  • художественность. 

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра), которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству.

  1. Активное слушание музыки  как форма современной развивающей технологии

Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?

И тут на помощь приходит такая форма работы, как активное слушание. Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему. Зная потребность ребенка в движении можно добиться эмоционально – образного восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста через музыкально – двигательные импровизации. Практический метод является одним из эффективных в развитии музыкального восприятия и заключается в передаче характера музыки в движении.

Метод образно-игрового вхождения в музыку можно рассмотреть на примере инсценирования песен. В начале, детям предлагается прослушать песню, вникнуть в текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни. Роль педагога – наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми. 

  1. 5.   Ритмодекламация под музыку

 Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Еѐ можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поѐтся, а ритмично декламируется. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением. 

  1. Технология Т.Боровик «Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих -«дирижеров». Данная форма направлена на развитие 

  • координационной свободы движения, 
  • чувства ритма, 
  • внимания, 
  • ансамблевой слаженности, 
  • способности к двигательной импровизации,
  • развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи.
  • Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.

Одна из значимых вариативных форм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста – это игровые проблемные ситуации на музыкальной основе

           сюжетно-ролевая игра, но она имеет короткий и несложный сюжет,  построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, хорошо знакомого дошкольникам. В содержании игры присутствуют все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей, характер действий и пр .

Проблемные ситуации на музыкальной основе позволяют решить ряд задач:

  • Стимулировать сопереживание персонажам музыкально-дидактических играх, художественных произведений;
  • Развивать музыкальный слух;
  • Способствовать восприятию музыки, фольклора;
  • Побуждать к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству.

«Слон и бабочка» Проблемная ситуация: подобрать музыкальный инструмент для озвучивания шагов слона и полета бабочки Ответы детей: шаги слона-барабан, полёт бабочки-колокольчик

«Развесели цветочек» Проблемная ситуация : Как развеселить грустный цветочек? Ответы детей : спеть песню, посмеяться, станцевать

      Используя в своей практике различные способы и приемы организации процесса  обучения, активизации творческих проявлений при которых дети не только усваивают конкретные знания, но и умеют применять их в аналогичных и измененных условиях.

Методическими основами проблемного обучения на музыкальных занятиях являются:

  1. Самостоятельность музыкального мышления воспитанников, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
  2. Открытие неизвестного, нового.

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.

      Считаю, что применение проблемно-поисковых ситуаций в музыкальных видах деятельности помогает в воспитании творческой личности. Ведь то что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве, завтра он сможет сделать самостоятельно.

8.Body percussion для детей (новое веяние современности)

Вы когда-нибудь начинали непроизвольно топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать себя по бедрам, отдавшись ритму любимой мелодии? Это и есть перкуссия тела (body percussion) – самая древняя форма музыки, вдохновленная нашим сердцебиением, пульсацией крови и дыханием.

Игра на собственном теле предусматривает четыре базовых звука. Кроме уже упомянутых хлопков, шлепков и топота, используются также щелчки. И прекрасно то, что эти “звучащие жесты” под силу каждому. Соблюдая ритм, на основе этих движений можно создавать уникальную музыку, играя и танцуя одновременно.

Техника body percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, ведь она помогает обучающемуся не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. 

Традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):  

Stomp –👣 шагание ногами по полу или резонирующей поверхности. 

Patsch – 🤲🏻 хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно). 

Clap – 👏🏻 хлопанье в ладоши. 

Click – 👌🏻щелчки большим и средним пальцами.  

Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, можно импровизировать, изобретать новые звуки, разучивать коллективные композиции. Занимаясь body percussion, Вы в буквальном смысле научитесь создавать музыку своими руками, а также ногами, зубами, щеками и другими частями тела!

Надеюсь, что представленные инновационные технологии, интерактивные   методы помогут Вам  превратить обычное занятие в обучающую игру, активизировать учебную деятельность дошкольника, тем самым позволяя повысить эффективность занятия в несколько раз.

1. Значение музыкальных игр.

В музыкальном воспитании дошкольников применение музыкально-дидактических игр имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют привлечения вспомогательных, внемузыкальных средств. На это обратили внимание отечественные педагоги-музыканты, психологи.

Использование музыкально-дидактических игр в музыкальном воспитании детей позволяет в простой доступной детям игровой форме дать представление о музыке ее выразительных возможностях; научить разнообразную гаму чувств, настроений, переданных музыкой. Благодаря применению музыкально-дидактических игр у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности — ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Музыкальные игры имеют свой игровой сюжет, игровое действие, правила. Они могут использоваться самостоятельно детьми, как на занятиях, так и вне них.

В основу классификации игр положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки). В связи с этим даны четыре вида игр.

игры, развивающие у детей звуковысотный слух («Птица и птенчики», «Эхо», Узнай песенку»);

игры, развивающие ритмическое чувство («Лесные гости», «Ритмическое лото»);

игры, развивающие тембровый слух («Угадай, на чем играют», «Узнай свой инструмент»);

игры, развивающие динамические слух («Громко — тихо»).

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной последовательности постоянно усложняющихся музыкально-сенсорных задач.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста учитывались не только при обосновании дидактических задач, но и при отборе различных типов на-стольных игр. Так для детей среднего возраста игры разработаны по типу разрезных картинок; для старших — типа лото; для подготовительной группы — игры разного типа: лото, парных картинок и др.

во всех играх для детей всех возрастов присутствуют:

игровая цель — закончить первым;

основное действие — загадывание и отгадывание.

Настольные музыкальные игры разработаны в соответствии с принципом на-глядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно — образное мышление детей дошкольного возраста.

Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей дошкольного возраста.

2. Особенности руководства музыкальными дидактическими играми детей.

Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально сенсорного восприятия способствует четырехэтапное освоение музыкально-дидактических игр

На первом этапе дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойствах. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры.

Он осуществляется на 3-4 занятиях. Детей знакомят с песней или инструмен-тальной пьесой. Желательно сопровождать их восприятием картин, иллюстраций, соответствующих содержанию песен. Демонстрация сопровождается пояснением. Далее детей учат выделять характерные для каждой песни слуховые особенности, подчеркивается их выразительное звучание: дети прислушиваются, сравнивают отдельные музыкальные звуки, а затем учат ту или иную песню.

На основе целостного восприятия музыкального произведения дети продолжают уточнять свойства музыкальных звуков. При этом успешно используется двигательный опыт детей, так как каждое музыкальное произведение предусматривает выполнение каких-либо движений, связанных с музыкально-сенсорным заданием.

К концу первого этапа существенно меняется характер педагогического руководства. Ребенку уже не показывают, как надо действовать, а ограничиваются разъяснениями, советами, указаниями. Дети приучаются девствовать самостоятельно.

Второй этап также предусматривает 3-4 занятия. Детей знакомят с содержанием игры, с игровым материалом. Происходит дальнейшее совершенствование восприятия свойств музыкальных звуков. Дети усваивают содержание игры, понимают взаимосвязь музыки и игровые действий, выполняемых по ходу игры. Возникает заинтересованное отношение к игровым персонажам, некоторые из них вызывают особую симпатию. Дети начинают критически оценивать свои ответы и ответы товарищей.

На третьем этапе детям предлагают играть в свободное от занятий время. Роль педагога на данном этапе — активная, он — участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость, правила игры; предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его выполнить; находит приемы для индивидуального воздействия на каждого ребенка, отмечает их успехи в восприятии свойств музыкальных звуков.

На четвертом этапе музыкально-дидактические игры включаются в самостоятельную деятельность детей. Педагог выступает в роли организатора детской игровой деятельности: следит, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте. Иногда педагог может быть участником игры, но чаще он — наблюдатель.

На данном этапе осуществляется автоматизация в восприятии свойств музы-кальных звуков, их основных отношений, возрастает объем самостоятельных действий детей.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Освоение их происходит в виде непрерывного, взаимосвязанного цикла. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра.

Играть в настольные музыкально-дидактические игры можно утром, после сна; летом на участке.

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

«В детях с самых ранних лет должно развиваться

чувство «изящного» как один из первейших элементов

человечности. Влияние музыки благодатно, и чем

раньше они начнут испытывать его на себе — тем лучше»

В. Г. Белинский.

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение. В дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

Игра дает возможность сплотить детей и дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие способности. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций, правил игры.

Основной принцип музыкально-игровой деятельности: тесная связь с музыкой. Движения используются как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Музыка сообщает движениям определенный характер, темп, динамику, придает им соответствующую эмоциональную окраску. Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

Наиболее полезны для ребёнка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышление. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей — сверстников.

В музыкальных играх целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.

Музыкально — ритмические игры теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, петь, танцевать и т.п. Воспитывая у детей чувство ритма, повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.

С помощью игры дети легче воспринимают данный материал, отдыхают, повторяя и закрепляя пройденное. Также благодаря играм лучше развивается слух, чувство ритма, закрепляются необходимые для танца движения.

Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.

Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра.

Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры мы стараемся проводить или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются.

Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен хорошо быть ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь дружеские отношения с другими участниками данной игры. Если дети пребывают в хорошем расположении духа, если они с нетерпением и интересом ждут, какое же музыкальное развлечение их сегодня ожидает, то нам остается совсем немного – выучить с малышами правила и подарить им несколько минут веселья.

Существует много музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, музыкальный слух улучшается, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда игры музыкальные им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.

Если мы будем использовать музыкальные игры на каждом занятии, дети станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей. Можно давать задание родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов.

Музыкальные игры доказывают ребенку, что занятия музыкой дают много интересного, что обучение может происходить в увлекательной форме, понятной каждому ребенку. Прививая любовь к таким занятиям, эмоционально обогащенным, мы делаем жизнь малыша ярче, счастливее, интереснее!

Обучение в игре и развитие происходит постепенно.

Условно можно выделить три этапа.

На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.

На втором идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.

На третьем- осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводиться без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений- подготовить тело ребёнка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы- сгибатели и мышцы- разгибатели, участвующие в возникновении движения.

Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и чёткому выполнению игровых правил.

Игры на развитие внимания.

Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание — одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения.
Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания, т. к. главными условиями игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений. Например:

Небо, воздух, земля.

Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры. Дети двигаются под марш (по выбору педагога) по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо» — поднимают руки вверх, «Воздух»- руки в стороны. Движения выполняются без остановок. Шаг равен доле чёткого марша. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.

За подснежниками.

Цель. Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематических слух.
Ход игры. Пред игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.
За подснежниками в лес
Мы сейчас пойдём.
Как кукушечку услышим-
Подснежник мы сорвём.

Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни «Я пойду ли, молоденька» дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!»- наклоняются, чтоб сорвать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым — ударом в бубен, треугольник, барабан.

Игры под инструментальную музыку:

а) сюжетные: передача образов различных персонажей и их действий в соответствии с музыкой; б) несюжетные: движения в соответствии с характером и формой музыкального произведения, отсутствие сюжета.

Игры под пение: хороводы — древнейший вид народного танцевального искусства; массовый танец, сопровождаемый песнями и драматическим действием.

Игры – инсценировки: наличие образов, ролей, подражание.

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Чтобы у ребят появилось желание заниматься вне занятий в групповых комнатах необходимы соответствующие условия: кроме музыкальных инструментов, пособий в уголках мы помещаем атрибуты, побуждающие детей к исполнению танцевальных движений, хороводов, инсценированию знакомых песен.

Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки — сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе и требует особое, очень тонкое руководство педагога: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность.

В своей работе я использую различные формы организации самостоятельной музыкально- игровой деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («концерт», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т. д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другую форму можно отнести к играм-упражнениям, преимущественно творческого характера, во время которого ребенок тренируется в каком-либо виде музыкального исполнительства, каждый может попробовать свои силы в сольном исполнении песни, пляски, какой-либо роли.

В процессе работы я определила следующие необходимые условия для музыкально-игровой деятельности детей вне музыкальных занятий:

• Наличие устойчивых умений и навыков детей, полученных на музыкальных занятиях. Особое внимание я уделила решению таких задач, как воспитание инициативы, самостоятельности, творческой активности детей. Важно, чтобы процесс музыкально-игровой деятельности увлекал, вызывал желание повторить выученные произведения.

• Обеспечение индивидуального пространства, места и времени для музыкально-игровой деятельности.

• Умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада: игры, подпевки для игры на инструментах, утренняя гимнастика под музыку, слушание дисков с музыкальным репертуаром для сна, релаксации фона для различной деятельности и т. д. Музыкально-эстетическая среда. Здесь я отбираю для слушания музыкальные произведения, обладающие высокими художественными качествами.

• Запас музыкальных впечатлений детей, полученных на музыкальных занятиях, на праздниках, развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в самостоятельную музыкально-игровую деятельность.

• Необходимым условием является внесение в самостоятельную музыкально-игровую деятельность тех атрибутов, шапочек, ленточек, платочков, масок, султанчиков, деталей костюмов в соответствии с содержанием музыкально-дидактических игр, игр с пением, с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Для обогащения жизни ребёнка в детском саду необходимо правильно и интересно организовать работу по музыкальному воспитанию, поэтому в своей работе использую современные формы музыкально-игровой творческой деятельности детей (арсенал современной музыкальной педагогики) -темброво –шумовые аккомпанементы к произведениям, рисование музыки, звуковые импровизации, звуки здоровья, интонационно – речевые игры, дидактические игры для развития звуковысотного слуха («чудесный мешочек», «Подумай, отгадай», «Угадай-ка», для развития чувства ритма( «Прогулка», «Зайцы», «Что делают дети», для развития тембрового слуха («Колпачки», «Наш оркестр»).

Дети с удовольствием исполняют игры с подражательными движениями «Лягушата», игровой массаж «Ходит ёжик», пальчиковые и жестовые игры «Паучок», хороводные игры «Каблучок», катание на футбольных мячах («Автобус»).

В развитии певческих способностей детей мы используем упражнения в импровизации «музыкальных вопросов и ответов», упражнения на импровизацию музыкально-игровых образов: «Как тебя зовут?», «Здравствуйте ребята…», «Эхо» и т. д. Работая над навыками самостоятельной импровизации стремимся развивать творческую активность, раскрепощённость. Чтобы ребенок раскрылся в полной мере своих возможностей, я соблюдаю две необходимые ключевые позиции педагога по отношению к ребенку:

• отношение к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально-творческих проявлений;

• создание в процессе музыкально- игровой деятельности атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком».

В развитии музыкально- ритмических движений особое внимание мы уделяем работе над умениями передавать в движении различные образы, проявлять творческую фантазию, импровизировать и двигаться в соответствии с характером музыки, обыгрывать сюжеты и т. д. Исполнение музыки детьми –процесс творческий, увлекает детей -использование различных музыкальных (шумовых) инструментов. Наша задача научить не только выполнять ритмические упражнения, но и показать различные способы звукоизвлечения, в связи с тем создание новых образов (Игра с бубном- извлечение звука разным способом, движение соответственно характеру музыки; «Снег»— речевая игра (передача ритма стиха игрой на музыкальных инструментах (бубен, треугольник, ложки); «Знакомство»— пропевание -проговаривание имени, сопровождая ритм игрой на муз. инструментах (бубен, колокол, палочки, шумовые) и т. д.).

Участие детей в различных мероприятиях детского сада с накопленным музыкальным репертуаром, исполняемом в музыкально-игровой деятельности вне музыкальных занятий, является одним из показателей достаточно высокого уровня развития детей, которое дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Разнообразный песенный, музыкально-ритмический репертуар украсил досуги, развлечения, тематические утренники, спортивно-оздоровительные мероприятия в детском саду .

В процессе реализации музыкально-игровой деятельности у детей происходит самооценка личного опыта в данной области, осознание своих возможностей, культивирования индивидуальности личности. Ребенок переходит из позиции потребителя в позицию творца. В процессе игровой деятельности активизируется интерес в сфере музыкального искусства, музыкальные интересы детей становятся более содержательными, актуализируется их эмоциональная сфера.

Организация и реализация музыкально-игровой деятельности проходит три этапа:

-создание психологической атмосферы, положительного эмоционально-интеллектуального фона занятий, активизирующих развитие интереса к музыкальной деятельности;

-включение детей в межличностное взаимодействие в процессе решения музыкально-творческих заданий, анализа нравственно-эстетических ситуаций;

-активное включение в игровые ситуации, в диалоги — музыкальный «разговор»; реализацию творческого подхода к музыкальной деятельности и нравственного стиля отношений в личном опыте ребенка.

В процессе игровой деятельности проявляются, и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются многие нравственные качества.

В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста большое значение имеют дидактические игры. В дидактических играх развивается восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Музыкально-дидактические игры в детском саду мы применяем на любых занятиях. Так, например, используя изображения музыкальных инструментов, можно провести дидактическую игру, изучая счет или развивая речь. При подготовке к занятию важно определить цель и задачи игры, подготовить необходимый реквизит.

Музыкально-дидактические игры в детском саду эффективно провести без специального образовательного материала достаточно сложно. Само название деятельности предполагает наличие дидактической картотеки. Можно приобретать готовую продукцию или создавать игры самостоятельно. Приобщить к изготовлению материала желательно и детей. Такая деятельность не только принесет практические результаты, но и станет занимательным занятием для воспитанников.

Я предлагаю ознакомиться с некоторыми дидактическими музыкальными играми, которые мы проводим в детском саду: «Угадай инструмент». Детям предлагается услышать звук (при этом можно использовать как аудиозапись, так и настоящий инструмент) и показать карточку с изображением музыкального инструмента, который этот звук воспроизводит. «Что лишнее?». Участникам раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Детям необходимо выбрать лишний предмет. Например, на карточке изображены 3 духовых инструмента и 1 ударный (соответственно, он и будет лишним). «Колокольчики звенят». Малышам предлагается с помощью карточек, на которых изображен большой (дон) и маленький (ди-ли) колокольчик, составить рисунок прослушанной мелодии. Для этого детям необходимо разложить карточки в необходимом порядке. Такие детские музыкальные игры в детском саду станут настоящим праздником для малышей. Яркий дидактический материал поможет эффективно преподнести и закрепить детям образовательный материал.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Осуществляя музыкальное воспитание в игре, мы должны развивать в детях такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. В общей игре можно каждому найти дело с учетом его индивидуальных особенностей.

Используя музыкальные игры на занятиях, вне занятий, мы можем утверждать, что музыка способствует всестороннему развитию ребенка. Музыкальное воспитание детей должно начинаться как можно раньше, уже в раннем дошкольном возрасте.

Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности: слушание музыки; творческой деятельности, исполнительстве; игровой деятельности. На формирование и развитие личностных качеств дошкольников влияет весь спектр музыкальных представлений, которые они могут получить в различных видах игровой деятельности.

В процессе использования музыкально-игровой деятельности не только осуществляется музыкальное воспитание, но и формируется полноценная, гармонично развитая личность ребенка.

Список используемой литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
  2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. [Текст] / Ю.Б. Алиев — М., 2000.
  3. Анисимов, О.С., Данько, Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности, уч. пос. [Текст] / О.С. Анисимов, Т.П. Данько — М., 1992.
  4. Гераскина Л. Ожидание чуда. Выпуск №1. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007.
  5. Гераскина Л. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. –
  6. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
  7. Кононова Н.Г. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”.-М., 1982. с. 250
  8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., перераб. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 352 с.
  9. Терентьева, Н.А. Программа «Музыка». Музыкально-эстетическое воспитание». [Текст] / Н.А. Терентьева — М: Просвещение, 1994.
  10. Халабузарь, П.В., Попов, В.С. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П.В. Халабузарь, В.С. Попов — Санкт-Петербург, 2000.
  11. http://festival.1september.ru/articles/642421/
  12. http://refleader.ru/jgemerjgeujgbew.html
  13. http:// wikipedia. ru
  14. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/23/psikhologo-pedagogicheskie-osobennosti-detey-rannego-vozrasta

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • С max руководство по эксплуатации на русском
  • Инженер пто 3 категории должностная инструкция
  • Окситоцин для животных инструкция по применению для коз дозировка
  • Эпримектин инструкция по применению в ветеринарии для крс инструкция
  • Что такое тозы почему партийное руководство во главе со сталиным признало их неприемлемыми