Приемы руководства подвижной игрой в доу

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

Методика
проведения подвижных игр описана Аркиным,
Гориневским, Метловой, Осокиной,
Тимофеевой и др. 

Основные задачи
подвижных игр:

  • укреплять здоровье
    играющих;

  • способствовать
    их правильному физическому развитию;

  • содействовать
    овладению жизненно необходимыми
    двигательными навыками, умениями и
    совершенствованию в них;

  • воспитывать
    необходимые морально-волевые и физические
    качества;

  • прививать
    организаторские навыки и привычку
    систематически самостоятельно заниматься
    играми.

Методика
ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:

  • Название игры.

  • Программные задачи
    (закреплять, совершенствовать, управлять).

  • Цель игры (воспитание
    общей выносливости, силы воли; ловкости,
    дружелюбия, ориентировка в пространстве
    и т. д.).

  • Оборудование
    (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)

  • Сюжет игры (младший
    и средний возраст), содержание игры
    (старший дошкольный возраст).

  • Правила игры
    (знание правил игры, начинаем игру после
    сигнала).

  • Ход
    игры (выбор водящего, считалка, речевка,
    сигнал)

  • Руководство игрой
    (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем
    гиперактивных детей, стимулируем к
    действиям медлительных детей).

  • Варианты игры
    (усложнения).

  • Анализ проведенной
    игры (подводить итоги игры нужно только
    на положительных эмоциях, похвалить
    лучших, успокоить проигравших, обнадежить,
    что в следующий раз все получится)

Роль
подвижных игр в системе физического и
спортивного воспитания огромна. Подвижная
игра, как и любая другая сопровождает
человека все его детские годы, подвижные
игры не только укрепляют здоровье и
развивают организм, но они также являются
средством культурно — нравственного
воспитания и приобщения человека к
обществу.

Образовательные
и воспитательные функции подвижной
игры могут быть успешно осуществлены
только при умелом руководстве ею, которое
предусматривает управление двигательным
и нравственным поведением детей.

В
процессе игры воспитатель должен следить
за правильностью выполнения движений,
соблюдением правил игры, нагрузкой и
взаимоотношениями детей.

Разрешение
конфликтов во взаимоотношениях между
детьми в младших группах легче
осуществляется через игровые образы.
В средней и старшей группах для этого
можно использовать разъяснение, удаление
из игры, извинение.

На
успешность действий в игре оказывает
влияние расположение играющих в самом
ее начале. Поэтому важно создать в начале
игры благоприятные условия для последующих
действий.

Приобретенные
умения дают
возможность ребятам достичь
успеха в игре. Удачные действия вызывают
у них радость, чувство удовлетворения
и уверенность в собственных
силах.
Ребята
начинают
работать
смелее и
решительнее. Такие действия играющих
предъявляют повышенные требования к
водящему. Поэтому дети даже с хорошо
развитыми двигательными способностями
при
выполнении роли водящего обязаны
содействовать
собранно, показывать
максимум
усилий для достижения своей
цели.

Развитие
самостоятельности и осознанности при
решении двигательных задач в подвижных
играх ведет к самостоятельному выбору
способа выполнения двигательного
действия с проверкой рациональности
его применения в игре.

В
несюжетных играх внимание переключается
на способ выполнения и результат, а сам
процесс выполнения подвергается только
частичному контролю.
Примером
таких игр являются: «Лови, бросай –
упасть не давай», «Школа мяча», «Мяч по
кругу», «Успей поймать», «Перебрось
через веревку», «Чье звено самое меткое»,
«Сбей кеглю».

Постепенность
в усложнении критерий
разрешает выработать
у детей точность и автоматизм метания,
добиться
действенного
использования
всевозможных
методик.

Довольно
принципиально,
чтобы дети, знакомясь с игрой, сразу
привыкали к четкому
выполнению
движений, включенных в нее. По
-другому они,
владея в достаточной степени основными
движениями, начинают действовать в игре
небрежно, что в силу частого повторения
приобретает большую устойчивость.

В
соответствии с требованиями «Программы
воспитания в детском саду» подвижные
игры постепенно усложняются, варьируются
с учетом возрастающей сознательности
детей, накопления ими двигательного
опыта, постепенной, целенаправленной
подготовки к школе.

Таким
образом, важно не только правильно
выбрать игру, но и провести ее так, чтобы
она дала наибольший эффект.

Ознакомление
детей с новой игрой, объяснение ее
содержания и правил требуют от воспитателя
тщательной подготовки. Содержание
некоторых игр необходимо раскрыть в
предварительной беседе. В результате
бесед, рассматривание картин выясняются
знания детей, уточняются их представления,
создается отношение к игровым образам.

Распределение
ролей в играх происходит по-разному.
Иногда воспитатель назначает водящего,
руководствуясь определенными
педагогическими задачами (поощрить
новенького ребенка, или, наоборот,
показать на примере активного, как важно
быть смелым, или отклонить просьбу
самоуверенного ребенка и поручить эту
роль робкому, застенчивому), или включается
сам в игру к общему удовольствию детей,
беря на себя роль водящего или рядового
участника.

В
ином
случае
педагог
пользуется считалками или предлагает
самим детям выбрать водящего и объяснить,
почему они именно данному ребенку
поручают роль.

В
процессе игры педагог
наблюдает за
движениями, действиями и взаимоотношениями
детей, выполнением ими правил, за дозой
нагрузки,
делает краткие указания.

Завершается
подвижная игра совместной
ходьбой постепенно снижающей физическую
нагрузку и приводящей пульс в норму.
Заместо
ходьбы
может быть проведена аналогичная по
значению малоподвижная игра («Найди и
промолчи», «Принеси, что тебе понравится»,
«Кого не стало», «Угадай по голосу» и
т.д.)

Не
следует подводить итоги игры сразу
после ее окончания; активная
двигательная
деятельность детей в игре без постепенного
перехода к отдыху не благоприятно
воздействует на работу сердца и всего
организма ребенка.

При
оценке игры воспитатель отмечает ее
положительные стороны, называет детей,
удачно выполнивших свои роли, проявивших
смелость, выдержку, товарищескую
взаимопомощь, и наоборот, порицает
нарушение правил, и связанные с этим
действия детей.

В
задачи педагога
при
руководстве играми входит наблюдение
за состоянием играющих и регулирование
нагрузки. Дозировать ее в играх
возможно,
воспользовавшись общепринятыми
способами:


увеличивать или уменьшать общее время
игры, а также изменять количество
повторений всей игры или отдельных ее
эпизодов;


регулировать длительность перерывов
в игре или проводить игры совсем без
перерывов;

-проводить
игру на большем или меньшем участке, с
большим или меньшим количеством
препятствий;


изменять сложность препятствий
преодолеваемых в игре;


удлинять или сокращать дистанции для
перебежек, проползания;


варьировать количество основных
движений.

Таким
образом, оздоровительное, воспитательное
и образовательное значение выше указанных
игр многообразно, но для реализации
этого необходимы творческое отношение
воспитателя и педагогическое мастерство.

Элементы
соревнования и творческие задания
способствуют выработке прочных,
осознанных, достаточно гибких двигательных
навыков, умения применять их в новых
условиях, самостоятельно придумывать
и проводить игры со сверстниками,
подводят к самостоятельной организации
досуга, что необходимо для подготовки
ребенка к школе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.11.2018143.87 Кб2БЖ.doc

  • #
Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.

Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Планирование организации подвижных игр дошкольников

Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.

Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:

  • Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
  • Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
  • Целевое назначение игры;
  • Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
  • Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
  • Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.

«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇

Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.

Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.

Замечание 1

При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.

Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.

Правила руководства подвижными детскими играми

Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:

  1. При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
  2. Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
  3. Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
  4. Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
  5. Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.

Замечание 2

При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.

Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития. Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а так же с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры во многой мере обусловлена следующим: формирование положительных взаимоотношений у детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций носят активный, деятельностный характер. Именно этим определяется многоплановость влияния подвижной игры, целесообразность ее использования для оптимизации повседневного двигательного режима ребенка, как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях среди сверстников. Подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством роста физических сил. Участие в разнообразных подвижных играх способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческой активности, воспитанию ловкости и быстроты движений, самостоятельности и настойчивости, сообразительности и инициативы. Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий. Эмоциональные переживания в игре мобилизуют все силы при достижении поставленной цели. Это ведет к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей, улучшению обмена веществ. Подвижная игра, как любая дидактическая, направлена на достижение на определенных целей воспитания и обучения. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения. В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя стимулирует непринужденное, естественное выполнение ребенком двигательных действий.

Однако даже в младшем дошкольном возрасте благоприятные условия, складывающиеся в игре, не могут обеспечить развития одновременно всех видов основных движений. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазанье, метание, бросание и ловля слабо представлены в содержании игр младших дошкольников и поэтому не могут быть достаточно хорошо освоены. Поэтому необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и опосредованное (игра) обучение движениям. Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений детей становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед детьми уже ставятся более серьезные задачи — овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов. В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения упражнений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все чаще переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этанах обучения старших дошкольников. Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр 5-7 летних детей. Все чаще встречаются элементы единоборства и коллективного соревнования, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально-волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу. Подвижные игры в дошкольном возрасте могут применяться не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Так, предварительно разученные способы бега, ходьбы, плавания с интересом воспроизводятся детьми в специально подобранных играх и игровых заданиях. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствуют быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности. Организуя игры, воспитатель должен учитывать возрастные особенности дошкольников. В этой возрастной группе особенно велико значение подвижных игр для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развития физических качеств. Проявлению высоких физических и морально-волевых качеств более всего способствует участие ребенка в играх, где общий результат зависит от взаимодействия участников («Горелки»). Особое место занимают игры-эстафеты. Такие игры требуют от каждого участника напряженного внимания.

Чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди в эстафете, команды должны состоять не более чем из5-6 человек. Требование точного выполнения правил способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Однако необходимость следовать правилам нисколько не ограничивает возможности проявления детьми активности, инициативы, сообразительности и находчивости. В старшем дошкольном возрасте организацию и проведение подвижных игр можно поручать самим детям. Подготовку помещения, площадки для игры также можно поручить самим играющим, но под руководством воспитателя. Помещение должно быть проветренным, предварительно необходимо сделать влажную уборку. На улице площадка для игры должна быть ровной, без опасных предметов на ней и желательно ограниченной естественными или искусственными заграждениями. Распределение ролей в игре должно проходить при активном участии самих детей. Для выбора водящего можно использовать считалки, выбор самих играющих и т.д. Существует большое разнообразие таких приемов, например, дети становятся в круг, а воспитатель в центре круга с обручем, на котором есть специальная метка; воспитатель раскручивает обруч и когда обруч падает, метка на нем указывает на водящего. Педагог должен уметь пользоваться всеми способами выделения водящих и распределения на команды. Объясняя игру, педагог добивается, чтобы дети представляли себе весь ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение сложной игры сопровождается показом наиболее трудных ее моментов, предварительным проведением элементов игры. При повторном проведении игры воспитатель либо сам напоминает ее содержание, правила, либо поручает сделать это кому-нибудь из играющих. По ходу игры руководитель должен делать указания: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость. Он старается довести до сознания детей, что каждый может добиться больших результатов, если будет играть честно, проявляя волю и упорство, что от личных результатов будет зависеть успех всей команды. Чтобы предупредить возможные случаи недоброжелательного отношения детей к менее ловким сверстникам, необходима объективная оценка руководителем игры возможностей каждого ребенка. Распределять детей нужно так, чтобы команды были равны по силам. Очередность в выполнении заданий дети могут устанавливать самостоятельно. Важное воспитательное значение имеет подведение итогов игры и определение победителей. Для этого необходимо строгое судейство и наказание за нарушение правил игры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синупрет капли 100мл инструкция по применению
  • Как написать статью в яндекс дзен с телефона пошаговая инструкция
  • Как проводить розыгрыш в вайбере инструкция
  • Тойота ипсум скачать бесплатно мануал
  • Руководство по ремонту карбюраторов солекс