Приемы руководства сюжетно ролевой игрой детей младшего возраста

Мастер класс для педагогов

 «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста».

Цель: 

совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой.

Задачи:

1.Кратко познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.

2.Отработать наиболее эффективные приёмы руководства (от простого к сложному).

3.Развивать рефлексию, аналитические умения.

Ход работы

1. Введение (приветствие, актуальность)

2. Теоретическая часть (формулировка понятия, выделение составляющих)

3. Практическая часть:

Моделирование ситуации и их анализ.

Цель: развитие коммуникативных и аналитических умений.

Итог основной части.

4. Рефлексия.

1-й этап

1. Вступление (сообщение цели, актуальность проблемы)

Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер класс по сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста.

Надеюсь, что тема, которую мы сегодня затронем, будет для вас интересной, а материал, который я приготовила, окажется полезным для вашей профессиональной деятельности.

Игра – особый вид деятельности ребенка: возникает по его потребности, и каждый ее компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень. Она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущения своей свободы, своего могущества, эмоционального комфорта.

Овладение игрой на уровне самодеятельности открывает воспитанникам возможность играть и рядом, не мешая друг другу (в младших группах), и коллективно (уже в средней группе), начиная с совместного определения замысла. Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель;

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т.д.).

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибким, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.  

                                                                         (С.И.Гессен).

Для того, чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этой игры, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.

Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников развивается не спонтанно, а постепенно и характеризуется следующими особенностями:

-На 1-м этапе: ребёнок в совместной игре с взрослыми подражает его действиям с игрушками.

-2-й этап: дети самостоятельно начинают выполнять усвоенные действия с игрушками, а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.

-3-й этап: появление изобразительной игры. Её содержание — условно-орудийные действия. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

Постановка проблемы

Для воспитателя и родителя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его интересов и инициативы. Зачастую педагог даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга. Чтобы этого избежать, можно использовать следующие приёмы:  

А теперь представьте себя ребёнком.

1 этап: Прямая инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: стол с плитой, кастрюля, овощи, посуда.

Таня, сначала надо взять посуду (обращается к ребенку, …возьми кастрюлю… возьми большую ложку. Теперь поставь кастрюлю на плиту. Как будем варить?  Налей воды, нарежь овощи и положи в кастрюлю.

Рефлексия

Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, ребёнок слышит чёткую инструкцию, алгоритм действий.

Анализ ситуации

Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.

2 этап. Косвенная инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: стол с плитой, кастрюля, овощи, посуда.

Танечка, Посмотри куклу и зайку, они, наверное, проголодались. Чем же нам их накормить? Правильно, можно сварить суп. Что нужно взять, чтоб сварить суп?

Рефлексия

-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию? Нет.

-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?

Анализ ситуации

Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым я спровоцировала на действия ребёнка.

3 этап. Проблемная ситуация.

Демонстрация приёма

Ребята, кукла и зайка проголодались. Чем же нам их накормить?

Рефлексия

-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.

-А раскрывался ли способ действия? Нет. Ребёнок сам выбирал способ действия.

Таким образом, были применены руководства сюжетно-ролевой игрой младшего дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций.

Хотела бы узнать ваше мнение, насколько эти приёмы эффективны и считаете ли вы их применимыми?

Итог

Сегодня мы познакомились с некоторыми приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой:

-выполнение прямых инструкций;

-косвенные инструкции;

-создание проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации особенно эффективны, так как предоставляют детям проявлять инициативу, действовать по интересам.

А теперь давайте с вами поиграем.

Приложение №1

Конспект занятия в младшей группе (сюжетно-ролевая игра) «Варим суп».

Цель: привлечь детей к совместной деятельности со взрослым.

Задачи:

1. Учить отвечать на вопросы педагога

2. Расширять кругозор детей в области знаний об овощах

3. Формировать предпосылки сюжетно – ролевой игры через совместную деятельность с педагогом.

4. Учить выполнять простейшие трудовые поручения

Предварительная работа: рассматривание муляжей овощей, обыгрывание потешек, совместная деятельность с использованием игровых модулей.

Материалы: игровой модуль «кухня», муляжи овощей, кукла, игрушка Зайчик, картина «Урожай на грядке».

Ход:

Воспитатель: ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними

Воспитатель: к нам в гости пришла кукла Катя. Посмотрите, кукла принесла нам корзину. Расскажи нам Катя, где ты была?

Кукла: я гостила у бабушки в деревне. Там летом в огороде, на грядках выросло много вкусных и полезных овощей. Я вам принесла их. Воспитатель достает из корзины муляжи овощей. Спрашивает у детей какой это овощ, какого он цвета.

Дети: это помидор, он красный. Это лук, он желтый. Это морковь, она красная. Это капуста, она зеленая.

Воспитатель: Детки, кукла устала и проголодалась, как мы можем ей помочь?  (ответы детей).

Воспитатель: правильно, давайте сварим суп из овощей? Но сначала покажем, Кате как наши пальчики умеют готовить.

Пальчиковая игра «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим.

(удары ребром ладони по коленям)

Мы морковку трем, трем.

(потереть кулак о ладошку)

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

(имитация действий согласно тексту).

Воспитатель с детьми подходят к игровому модулю «Кухня». Там сидит зайчик.

Воспитатель: ребята смотрите, к нам в гости ещё и зайчик пришёл, он, наверное, тоже хочет помочь нам варить суп. Смотри зайчик внимательно! Что нам нужно взять вначале чтоб сварить суп? (ответы детей). Верно, нам надо взять посуду. Какую посуду ты возьмёшь, Таня?

Да, нам нужна кастрюля и большая ложка. Дети берут кастрюлю и ставят на плиту.

Воспитатель: Таня, что ещё нам нужно сделать чтоб сварить суп? (ответы детей) Правильно, нам нужно положить овощи в кастрюлю, налить воды и включить плиту. Зайчик, а ты любишь кушать суп?

Зайчик: я люблю кушать морковку, а суп я никогда не ел. А еще я люблю играть с ребятами.

Воспитатель: пока суп варится, давайте поиграем с зайчиком.

Физминутка «Зайка скачет»:

Зайка скачет скок, скок, скок.

На зеленый на лужок.

Травку щиплет, кушает,

Осторожно слушает

Не идет ли волк.

(имитация тексту)

—  Понюхайте, как у нас вкусно пахнет. – 

 – Всё суп готов!

 Давайте посадим куклу и зайчика поудобнее и покормим их супом. Берите тарелки ложки. Суп у нас горячий, кастрюлю нужно брать прихваткой, чтоб не обжечься. Таня, куда ты будешь наливать суп? -Да, нам нужны тарелочки. Умница Танечка, аккуратно разлила черпаком суп! Давайте будем, есть суп понарошку (показываю, как делается). Дети кормят своих гостей. Суп овощной вкусный. Кукле и зайчику очень нравится!

—  А теперь давайте вспомним из чего мы с вами варили овощной суп. (берём корзину, в которую складываем муляжи овощей, называя каждый овощ).

Морковка –

Капуста –

Картошка –

Лучок –

Помидор – И суп овощной

Оказался неплох.

Дети, скажите пожалуйста-в чём вы варили сегодня суп? (ответы детей). Правильно в кастрюле.

-А на чём варили? (ответы детей). На плите, отлично!

А как вы брали горячую кастрюлю чтоб разлить суп? (ответы детей). Прихватками, замечательно!

А чем и куда вы разливали суп? (ответы детей).

Правильно, черпачком в тарелочки!

—  Теперь предлагаю пойти в кухонный уголок и напоить куклу и зайчика чаем.

Молодцы ребята, из вас получились радушные хозяева.

 А теперь давайте скажем нашим гостям до свидания.

Всем спасибо!

Консультация для воспитателей

Игра «Дождь в лесу»

Предложить педагогам стать в круг — все
 превращаются в деревья, которые находятся в лесу. Ведущий читает текст,
педагоги выполняют действия.

   «В лесу светило солнышко, и все
деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал
раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья,
устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья
почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее.
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими
ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с
себя  лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья
почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

2 слайд: В связи с
внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменилась воспитательно-образовательная
деятельность. В группах младшего дошкольного возраста  социализация
детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением,
которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Игра —  основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в ней
развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это способ усвоения
общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны
личности ребенка.
Игра – это деятельность, в которой дети увлеченно, самостоятельно, исходя
из собственного опыта:

Познают
(отражают) окружающий мир:

·       
эмоциональный;

·       
социальный;

·       
умственного развития;

·       
двигательный;

·       
через действие;

Изучают себя и испытывают:

·       
что я знаю;

·       
что я чувствую;

·       
что я хочу;

·       
кем я хочу быть;

·       
каким я хочу стать;

Проживают опыт (эмоциональный).

3 слайд: Многочисленные
исследования отечественных педагогов и  психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.П Усова, Д.Б. Эльконин, Р.И.
Жуковская, Д.В.Менджерицкая, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко,  С.Л.Новоселова,
Е.В.Зворыгина Н.Ф.Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И.Щербакова и т.д
.) показали,
что
творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому
является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации
детей дошкольного возраста.

4 слайд: Подходы
отечественных педагогов и психологов к организации сюжетно – ролевой игры.

5 слайд: Основные особенности
сюжетно-ролевой игры

1.  Соблюдение правил.

Правила
регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать
то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а
ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у
ребенка не появляется. Важным этапом является сюжетно-ролевая игра.

 2.
 Социальный мотив игр.

Игра
— это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в
системе взрослых отношений

3.
 В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.

Игра
ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не
доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи часто присутствуют
такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде», несмотря на это, игровые
переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: «мама» по-настоящему
любит свою дочку-куклу, «водитель» серьезно озабочен тем, что нужно
отремонтировать машину.

С
усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными
и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Иван
Михайлович Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для
формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий
след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание
их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

4.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие
замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с
формированием его интересов. У детей возникает интерес к различным событиям
жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг,
мультфильмов ит.д.

5.
В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.

Дети
3-4 лет
объединяют
в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им
показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные
впечатления. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных
комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает
ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для
осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и
разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на
себя ролью. Если под рукой нужных игрушек
нет, то дети заменяют один предмет другим,
наделяя его воображаемыми признаками. Например: из песка приготовить суп,
мороженное.

6. Развитие речи.

Слово
помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров,
согласовать с ними свои действия. Лев Семенович Выготский доказывал, что
развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи.

Между
речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается
и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием
развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым
осмысливает их.

Особенно
заметна роль в режиссерских играх, где ребенок передвигает кукол и говорит за
них.

6 слайд:  Виды
сюжетно-ролевых игр:

1.
Игры на бытовые сюжеты
: в «дом», «семью»,
«праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с
куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих
сверстниках, взрослых, их отношениях.

2.
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.

Для этих игр темы берутся из окружающей жизни,  такие как магазин,
парикмахерская, больница; транспорт, это может быть и автобус, и поезд, и самолет;
службы спасения: милиция, пожарные;  цирк, театр, зверинец, завод,
строительство, армия.

3.
Игры на героико-патриотические темы,
отражающие
героические подвиги (моряков, летчиков, космонавтов и т. д.).

4.
Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач:

в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку, принцесс Винкс, Человека — паука
(по содержанию мультфильмов). В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных
произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5.
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол
. Действует он при
этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники
игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены
эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол
«действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными
или воображаемыми признаками.

7
слайд:
ЭТАПЫ РУКОВОДСТВА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ
.

— Наблюдение
воспитателя за игрой детей.

Определение их интересов и потребностей.

— Беседа с
детьми.
Уточнение желаний
детей. Воспитатель выясняет, хотят ли дети играть в игру «…Предлагает
построить, например, автобус, спрашивает, что дети знают об автобусе».

— Совместное
планирование игры.

Вопросы к
детям: Где были? Что видели? Что делал продавец?

Как можно
играть в магазин?

Что вам для
этого нужно?

Для
старших дошкольников можно:

фиксирование
предложений детей на большом листе бумаги с указанием имени предложившего
(предложения детей можно рисовать или обозначать пиктограммой, имя ребенка
записывать рядом с рисунком).

— Подготовка
детьми необходимых пособий и оборудования для игры.

   а) распределение
заданий между детьми:

Кто будет
готовить? (перечисляется оборудование, зафиксированное на листе бумаги);

Сколько
человек этим будет заниматься

Где мы
разместим? (например, салон, корабль, автобус и т.д.);

   б) введение
правил.

Сколько
человек будет играть в игру «…Я хочу, чтобы в этом уголке играло 5 человек».

Внесение
пиктограммы данной игры на «доску выбора» с цифрой 5 (число играющих детей).
Ввести правило (например, «не мешай», «играют  девочки»).

Изображение
правила пиктограммой и размещение в игровой зоне
.

— Наблюдение
воспитателя за игрой.

Введение
«классного журнала».

— Планирование
мероприятий по развитию игры (если дети заинтересованы игрой).

— Решение
воспитателем своих целей (по развитию детей) через:

внесение
нового оборудования;

взятие на
себя роли;

— обыгрывание
заданий, создание ситуаций; (например, у машины прокололось колесо, кто будет
чинить?);

чтение
художественных произведений;

   — приглашение
специалистов (например, косметолога, парикмахера)            —
экскурсии.

Создание условий для
реализации детьми своих целей.
Обсуждение новых предложений и идей детей

8
слайд:
Компоненты сюжетно-ролевой
игры

     9 слайд: Связь с образовательными областями

      Физическое
развитие (труд, здоровье, безопасность):
 В игре ребенок  начинает уже подражать деятельности взрослых. Важны
такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат
детей пользоваться предметами, как орудиями труда. Большинство игр отражает
труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе
воспитателя, врача, шофера. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко
всякому труду. Р
ебенок просто играет (летит на самолете, гонится за пиратами,
лечит и т.д.) и вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа
изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни;
тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания об окружающей
действительности, а занятия с игрушками на
колесах, лопатками, совками, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную
активность, улучшают координацию движения.

        Социально-личностное:
 
В игре ребенок впервые вступает в
общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними
отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи,
осваивается
мир человеческих отношений.
Игры служат средством
формирования социального сознания ребёнка, объединяют детей в коллектив, при
этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

            Воспроизводя различные
события жизни, через игру — эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет
над тем, что видел, о чем  читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение
становится для него более понятным.
Игра – это школа воспитания чувств дошкольников, их
нравственных качеств. Именно сформированные  в игре моральные качества влияют
на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате
ежедневного  общения детей друг с  другом и с взрослыми, получают дальнейшее
развитие в игровых ситуациях, ребенок не готовит длительно свою роль, не
продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.

         Игры с пирамидками, куклами, строительными наборами расширяют
представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в
пространстве.

        Познавательно-речевое: В игре умственная
активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль,
представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он
говорит, или делает. Воображение проявляется и развивается также в поиске
средств для выполнения задуманного (прежде чем отправиться в полет, необходимо
соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не
хватает — изготовить самому).

            В игре
ребенок объединяет свои впечатления и жизненный опыт. Знания, представления,
умения, навыки, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное
отражение и  практическое применение в детских  играх.

         :  В игре
развиваются творческие способности ребенка.
Создавая своими
руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои
способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание,
мечта.

10 слайд: Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей
младшего дошкольного возраста.

Методы и
приемы, способствующие  обогащению содержания игры.

1.Исполнение
воспитателем главной роли
2.Индивидуальная
игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

3.Внесение
образных игрушек;

4.Прием
параллельной игры;

5.Прием
ролевой игры с продолжением;

6. Активизирующее
общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и
самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на
отражение  в игре новых сторон жизни;

7.Игра в
телефон;

8.Обыгрывание
с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

9. Разыгрывание
с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и
приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.

1.Игры,
облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»);

2.Участие
воспитателя в игре (главная роль);

3.Использование много персонажного
сюжета (2 врача, 2 шофера);

4.Внесение
кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Косвенные
приемы руководства

1.Обновление
игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей;

2.Изменение
игровой среды;

3.Наблюдение,
экскурсия;

4.Создание
воображаемой ситуации;

5.Объяснение
по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц»,
«магазинов».

приёмы: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение
художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование
иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы,
непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения,
вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное
выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

 11
слайд:
При построении предметно — пространственной
среды мы руководствовались следующими   принципами    (Вадима Артуровича
Петровского):                                                                                                                   Открытости;                                                                                                  
Гибкого зонирования,                              
                                                        Стабильности,                                                                                         
            Динамичности;                                                                                        
  

  Что предполагает обеспечения разнообразной
деятельности ребенка. Все игровые зоны расположены так, чтобы дети имели
возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг
другу,
играть
одновременно нескольким группам,  а в случае необходимости любой ребенок мог
уединиться для индивидуальной игры.

12
слайд: Особенности руководства и планирования сюжетно – ролевой игры во 2
младшей группе (с учётом ФГТ)

13 слайд: Алгоритм
сюжетно-ролевой игры:

 1. Выбор игры
(наблюдение, беседа с детьми с целью определения интересов)
Перед проведением игры нужно выяснить, что дети знают о предстоящей теме
игры. Допустим, мы планируем провести сюжетно-ролевую игру на тему:
«Больница для животных». Нам надо знать, имеют ли дети представления о больнице
для животных, знают ли, кто там работает, кто посетители и т.д. Если же у детей
маленький запас знаний по данной теме, как обычно бывает во 2 младшей группе,
то нужно его пополнит
;

2.
Определить цель игры  (
что можно развить через игру «Больница для животных», например:
разнообразить ролевое участие детей в игре; учить выполнять соответствующие
игровые действия; воспитывать навыки диалогической речи; обогащать
представление детей о профессии врача; вызвать интерес к совместной игре с
взрослыми и сверстниками.);

3. Продумать
приемы и методы
организации сюжетно-ролевой игры (исполнение главной роли 
воспитателем, приём игровой среды с подражанием (голоса животных), разыгрывание
воображаемой ситуации (высокая температура), использование много персонажного
сюжета – 2 врача. 2 м/сестры);

4. Привлечь к 
изготовлению необходимой атрибутики
или макетов (вывески: «Больница»,
«Прививочный кабинет», маски животных);

5. Наблюдение за
игрой детей, пополнение знаний
детей по теме игры (беседа о том, где живут
животные, кто их лечит, что может болеть, какими голосами разговаривают);

6. Анализ с детьми
игры

 (
Молодцы, ребята, интересная
игра у нас с вами получилась. Маша правильно брала кровь у больных, со всеми
здоровалась, добрая, внимательная. Умница. Валя внимательная медсестра, хорошо
колола уколы, Андрей был замечательным доктором. Звери были вежливыми,
терпеливыми, не капризничали.)
;

 7. Самоанализ воспитателя: — что хорошего,

                                  — в чем проблема,

                                  — оборудование,

                                  — игровые действия,

                                  — приёмы руководства,

                                  — взаимоотношения детей.

роанализировать
д
остигли ли при проведении игры поставленной цели; дала ли ведущая роль
возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать
детей к общению;
задавала ли
вопросы, обращенные к детям, которые способствовали обогащению и развитию игры;
использовались сюрпризные моменты
т.к. детям данного возраста это особенно интересно).

Заключение

Вывод: Мы, воспитатели не должны забывать о
том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит,
цель воспитателя научить ребенка играть, в процессе игры, потихоньку, незаметно
знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети
не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но не
заметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и
вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся
мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять
интерес детей.

Практическая часть

Разделиться на2-3 команды

Проблемные ситуации:

1. Воспитательница
детского
сада во время экскурсии по
зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом
жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату
игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в
зоопарк”. Но дети, ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли.  

 Вопрос: Что надо сделать, чтобы дети начали играть.

Познакомить  детей не только с животными, но и с работой людей в
зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает
посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят
зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о
животных и т.д. Персонажей вводить в игру постепенно.

2. Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли
в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала
рыболовные снасти и
предложила детям тему игры.

Игры не
получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать
детям, что делать дальше.

Вопросы: 1.Объясните, почему не получилась игра? 2.Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ

1. Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

Я буду врачом, — кричала Наташа.

А я — бортмехаником! — сказала Саша.

Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.

Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.

А я первый сказал!

Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но
тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

2. Две хозяйки

Девочки-хозяйки идут в магазин, советуются друг с другом о том, что
будут готовить на обед.

«Мой муж очень любит шницели, — говорит хозяйка с серьезным видом. — А
вот дочке давай только пельмени…»

«А мой муж — только рыбу, говорит, что сосиски надоели», — сокрушенно покачивая головой, отвечает вторая девочка.

В магазине
хозяйки переходят от одного отдела в другой, спрашивают,
сколько стоит товар. Платят деньги в кассу за
покупки.

Вопрос: о какой особенности
детской игры говорит дан
ный эпизод?

3. Игра в магазин

Дети играют в
сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка,
изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах
«продукты»
«покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад
килограмм лука и говорит, что продавец не
довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать
и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью
покупателя
и тоже переходит на крик.

Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?

Смелая девочка

Дети
играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик, спрятаться не
успел. Он растерянно оглядывался, собирался
заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», —
сказала она.

Вопросы:

1.             
Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа?

2.            
Дайте оценку действиям «волка».

3.             
Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего
данную
ситуацию?

Семеро смелых

Дети еще до прогулки договорились играть в ледокол «Ар­ктика» и распределили роли. На корабле будут капитан, матросы, боцман, кассир, повар и др.

Как только дети вышли на прогулку, капитан Саша объявил
о выходе ледокола в море. Но кассир Маша возразила:
«Так
не бывает, сначала пусть пассажиры билеты купят».
Затем
капитан дает указание вертолетчикам обследовать
маршрут.
Летчики вылетают и поддерживают связь с радис
том
на ледоколе.

Вскоре капитан объявляет, что ледокол приближается к Северному полюсу. Все сходят на лед, устанавливают флаг, поют песню. Капитан поздравляет всех с победой и т. д.

Вопросы:

1.   Определите возраст играющих детей.

2.   Охарактеризуйте особенности игровой деятельности
детей данной группы ДОУ.

Две девочки (им по 5 лет) никак не могут договориться, кто будет мамой куклы Наташи.


Я хочу!


И я хочу! — спорят они.


Двух мам не бывает,— говорит одна из них.


Хочешь, ты будешь соседкой? — предлагает первая.


Нет, я буду только мамой! — настаивает вторая. Одна из девочек наклоняется над
коляской, быстро берет на руки куклу и начинает ее укачивать.


Ну, а я тогда не буду играть! — обиделась другая.

Игра, казалось, не состоится. Но взрослый, наблюдавший за конфликтом между девочками, берет другую куклу и от ее имени спрашивает:

Можно, я буду твоей
дочкой? Ты будешь со мной гулять, водить меня в
детский сад… Мы будем жить по соседству с куклой Наташей, я буду
дружить
с ней, ходить к ней в гости.

Конфликт разрешен. Обе девочки с  интересом  играют рядом.

И другая конфликтная ситуация.

Вова (4 года) ведет машину, и его путь проходит через «класс», где
Вероника
(5 лет) «учит» своих учениц — кукол.
«Учительница» возмущена вторжением
автобуса. Оба сердятся:

Ты зачем нам мешаешь! А ну, уходи!

— Это
ты мешаешь! Пусти сейчас же! Не видишь, здесь шоссейка проходит!
      И быть бы рукопашной, не вмешайся
взрослый в нарастающий конфликт.

Товарищ шофер,— обращается мама к зачинщику
ссоры,— я диспетчер
и потому должен
сказать вам, что маршрут вашего автобуса изменился, так как
здесь дорога закрыта на ремонт. Теперь машины идут
в объезд.

ИГРА: Библиотекарь. (СЕТКА)

 

) Приёмы руководства сюжетно ролевыми играми детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. заочного

) Приёмы руководства сюжетно ролевыми играми детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. заочного отделения Шафаростова Елена Юрьевна Группа: 23 — 01 Выполнила: студентка

Что такое игра (А. С. Макаренко) Игра-особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение

Что такое игра (А. С. Макаренко) Игра-особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. 18. 02. 2018 2

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: • развитие игры как деятельности (расширение

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); 18. 02. 2018 • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, 3

Основные черты сюжетно-ролевой игры • • • Эмоциональная насыщенность Увлеченность детей Самостоятельность Активность Творчество

Основные черты сюжетно-ролевой игры • • • Эмоциональная насыщенность Увлеченность детей Самостоятельность Активность Творчество 18. 02. 2018 4

Ранний возраст. • Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной

Ранний возраст. • Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре • — показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого • — совместные с воспитателем игровые действия • — включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач) • — демонстрация, обучение использованию в игре предметовзаместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов • — применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком • — подсказывающие вопросы 18. 02. 2018 5

Ранний возраст. • • • Приемы косвенного руководства. - подбор игрушек с определенными свойствами

Ранний возраст. • • • Приемы косвенного руководства. — подбор игрушек с определенными свойствами — рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении — наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения — разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок) — подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей) — рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций — создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом) — изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых) — постановка педагогом проблемной ситуации 18. 02. 2018 6

Младший дошкольный возраст. • Приемы прямого руководства. • • • Вторая младшая группа Обучение

Младший дошкольный возраст. • Приемы прямого руководства. • • • Вторая младшая группа Обучение способам игрового отражения действительности: — включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта) — обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры: — вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста) — поощрение -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная) — помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой) Средняя группа — включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто) — вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога) • • • 18. 02. 2018 7

Приемы косвенного руководства. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: - внесение в занятия

Приемы косвенного руководства. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: — внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений — экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми — создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения) — чтение художественных произведений, драматизация сказок — наблюдение за играми других детей -напоминания об интересных фактах из жизни. Организация предметно-игровой среды — сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек — внесение в среду новой игрушки — изготовление детьми атрибутов для игры Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни: — ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин) — создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими. Организация воспитателем игр обучающего характера: — театрализованные игры — игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? » — дидактические игры «Кому что нужно для работы» … Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми. — поощрение — привлечение в игру малоактивных детей. 18. 02. 2018 8

Старший дошкольный возраст. Приемы прямого руководства. - Включение педагога в игру, принятие на себя

Старший дошкольный возраст. Приемы прямого руководства. — Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры). Приемы косвенного руководства. — обогащение социального опыта через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение) — привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры: — расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички )включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок, — пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями. Помощь взрослого: — вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность — спланировать ход игры, последовательность действий — распределить роли, согласовать замысел, — помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре, — наблюдение за игрой детей, — направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) — создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, — создать игровую ситуацию, — индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо 18. 02. 2018 детей. 9 играющих

 «Уголок ряжения» Мы в профессии играем, По душе их выбираем. И мечтаем поскорее

«Уголок ряжения» Мы в профессии играем, По душе их выбираем. И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее 18. 02. 2018 10

 «больница» Всегда внимательно, с любовью наш доктор лечит нас ребят. Когда поправит вам

«больница» Всегда внимательно, с любовью наш доктор лечит нас ребят. Когда поправит вам здоровье, он больше бывает рад! 18. 02. 2018 11

18. 02. 2018 12

18. 02. 2018 12

 «магазин» А сейчас мы в магазине. Все продукты на витрине: Чай, конфеты ,

«магазин» А сейчас мы в магазине. Все продукты на витрине: Чай, конфеты , колбаса. Разбегаются глаза. Проходите , покупайте, Деньги в кассу отдавайте. 18. 02. 2018 13

18. 02. 2018 14

18. 02. 2018 14

 «парикмахерская» здесь светло и интересно Зеркала, духи и кресла. Зал большой, но видно

«парикмахерская» здесь светло и интересно Зеркала, духи и кресла. Зал большой, но видно даже Лучше, чем у вас в трельяже! 18. 02. 2018 15

Сюжетно-ролевые игры на прогулке 18. 02. 2018 16

Сюжетно-ролевые игры на прогулке 18. 02. 2018 16

Мы ссорились, мирились, И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой

Мы ссорились, мирились, И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра. Но дружба не кончается Ура! 18. 02. 2018 17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 15»

«Методы и приемы руководства

сюжетно – ролевой игры детей 3-4 лет»

(выступление на семинаре «Психолого-педагогические и средовые условия для сюжетно-ролевых игр дошкольников» 01.12.2021 г.)

воспитатель

высшей квалификационной категории

Паромова Н.А.

Чернушка, 2021

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3—7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

Первый уровень. Соответствует возрасту 3-4 лет. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Комарова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, П. Г. Саморукова и др.). Сегодня термин «руководство игрой» заменен в дошкольной педагогике понятием «развитие» игры дошкольников.

Понимая, что игра – творческая и самостоятельная деятельность детей, признаю необходимость развития игровых умений детей при участии взрослого. Только в этом случае игры детей интересны, многообразны, а игровая деятельность выполняет роль ведущей деятельности в развитии детей этого возрастного периода. Вместе с тем влияние взрослого должно быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции.

Приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.

Прямые педагогические приемы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, обучение ролевому поведению.

Перечисленные приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.

Приемы косвенного воздействия на ход детских игр без непосредственного вмешательства в игру очень разнообразны: обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций; формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности, ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.

При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов. Чем младше дети, тем чаще педагог уделяет внимания организации игры.

В тех случаях, когда взрослый берет на себя полностью организацию игр, у некоторых детей наблюдается такая игровая деятельность, которую можно назвать совместной или неполной совместной. Реализация сюжета игры носит неустойчивый характер, зависит от случайных ассоциаций. Такая картина состояния сюжетной игры соответствует первому уровню развития игры, по классификации Д.Б. Эльконина (1978) и характеризует уровень элементарного игрового поведения. Следует отметить, что первый уровень развития игры у нормально развивающихся детей отмечается в возрасте 3-х лет.

Группа ученых-педагогов (С.Л. Новоселова, Н.Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:

— обогащение впечатлений об окружающем мире;

— обучающие дидактические игры;

— своевременное изменение игровой среды;

— проблемное (активизирующее) общение в процессе игры.

Н.Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», по которой мы работаем, посвященного игре, предлагает на третьем году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Во 2-й младшей группе основной прием, по мнению Н.Ф. Тарловской, — прием параллельной игры, когда педагог берет на себя по согласованию с играющим ребенком ту же роль, что и ребенок, и в этой роли непринужденно руководит игрой, подсказывает, предлагает новые повороты сюжета. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог дает образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.

Поставила перед собой задачу определить эффективные методы и приемы на каждом этапе развития игровой деятельности.

План

руководства сюжетно-ролевой игры «Больница» в младшей группе.

Этапы

Программное содержание

Методы и приемы

1 этап

Формировать представление о профессии врача (профессиональной одежде, инструментах, профессиональных действиях)

Косвенные приемы: Рассматривание иллюстрации о докторах, врачах.

Чтение художественной литературы «Доктор Айболит»

Презентация «Профессия доктор»

Мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок»

Экскурсия в медицинский кабинет.

2 этап

Обучение детей игровым действиям в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Комплексные методы:

Внесение атрибутов к игре; Изготовление игрушек– заместителей (таблетки, лекарство),

Дид. игра «Это кто?», «Загадки движения», «Что делает?», «Кому что нужно?»

3 этап

Обучение ролевому диалогу в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Параллельная игра: образцы ролевого диалога «Доктор»: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? «Больной»:  Я наверно простудилась, у меня высокая температура и кашель. «Доктор»: Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. У вас температура 39 градусов —  это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. Горлышко красное. Нужно послушать дыхание. Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите в аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда (вежливое обращение доктора к больному и больного к доктору).

Комплексный метод: проблемное (активизирующее) общение в процессе игры (побуждение к ролевому диалогу)

распределение обязанностей (доктор, лечит больного, пациент выполняет предписания доктора.)

4 этап

Формировать умение создавать сюжет сюжетно – ролевой игры «Больница»

Прием параллельной игры новые повороты сюжета (Доктор выписал лекарство, пациент идет в аптеку).

Прямые методы: предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, показ образца игрового действия (Ставит термометр). (Смотрит шпателем горлышко).. (Слушает дыхание).

Комплексный метод: последовательность действий («Доктор принимает больного», «Доктор» выписывает рецепт,

«Больной»  уходит в аптеку покупать лекарство, выполняет лечение дома.

В результате проделанной работы, были составлены планы руководства сюжетно ролевыми играми в младшей группе по темам: «Парикмахерская», «Шофер», «Больница», которые я применяю в практике работы. Данные планы помогают мне оптимально реализовать руководство сюжетно-ролевой игрой. Дети успешно овладевают игровыми действиями, осваивают ролевой диалог, ролевые действия последовательны и разнообразны.

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накопление предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей. Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как, игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, основания для объединения у них еще нет. Совместить игры малышей возможно лишь при участии взрослого . Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий, прежде всего, должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. С, этой целью воспитатель должен использовать любые катающиеся предметы (мячик, тележку и т.п.) — ковровую дорожку или скамеечку, направляющие движение игрушки. Очень важно, чтобы первоначально взаимодействие двух партнеров осуществлялось с одним большим предметом (один мяч, одна машина и т.п.). Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п. Например, воспитатель предлагает двоим малышам:, «Давайте вместе построим башню. Я первый кубик положила. Саша, теперь ты клади кубик сверху. А теперь — Света. Теперь — опять Саша. Получилась высокая башня». Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи. По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни.
Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре одного-двух малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т.п.
На этом этапе работы воспитатель должен наряду, е сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т. п.). Постепенно в разных играх педагогу необходимо расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий (например, в одной игре палочка — это ложка, в другой — карандаш, в третьей — расческа); использовать разные предметы для выполнения одного и того же игрового действия (например, в одной игре вместо мыла предлагается кубик, в следующий раз брусочек и т. п.). Очень важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми данного возраста сочетался с реалистической сюжетной игрушкой, например, если булочка замещается кубиком, то тарелка, на которой она лежит, должна быть «как настоящая». Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со взрослыми могли развертывать игровые действия, воспитателю следует сохранять предметно-игровую среду или специально ее организовывать. Психологом В.С. Мухиной было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок — в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми . Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить, в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль «доктора» (доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство; внешним атрибутом роли «доктора» может быть белая шапочка или халат), роль «шофера» (шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфическим предметом, обозначающим эту роль, может быть руль).
Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. «Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажу горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник.) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».
Игра воспитателя, естественно, привлекает внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее». Процедура «лечения» может повторяться с двумя-тремя куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу, Также наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай — как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Вася? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей». Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями. Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью . Л.А. Колунова, М.Г. Копытина указывают на то, что по форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга. В такой игре отсутствует подготовительный период: ребята начинают игру как бы с ходу. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка, попавшая в поле зрения ребенка.
Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т.д. Такие объединения еще очень кратковремённы, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.
Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада, по мнению авторов, являются:
— Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
— Развитие и обогащение сюжетов игры.
— Формирование умений детей играть рядом, а затем и имеете.
Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей . По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры. Н. Я Михайленко считает, что развитие сюжетной игры может идти по следующей схеме:
Воспитатель — игрушка.
Воспитатель (основная роль) — ребенок (1) (дополнительная роль).
Ребенок (I) — игрушка.
Ребенок (1) (основная роль) — ребенок (2) (дополнительная роль).
Как показывают ее исследования, такое естественное развитие игры характерно не для всех детей. Нередко оно остается на уровне предметных игр. В этом случае возникает необходимость специального обучения детей игровым действиям, элементам игрового поведения, умению строить сюжет. Основной прием решения этих задач — совместная деятельность воспитателя с детьми. Педагог использует в своей работе предложение готового сюжета разной степени сложности, показ образца игрового действия, включение в игры наряду с игрушками предметов-заместителей. Время от времени воспитатель должен устраивать игры-развлечения со всеми детьми, организуя сюжетно-ролевую игру по собственному замыслу (празднование дня рождения куклы Маши, веселое путешествие по городу и т. д.)
Заключение
Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с её помощью он познае окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться. Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования

Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 2004.
2. Каличенко А.В., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в
детском саду. М., 2002.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в
детском саду. М., 2000.
4.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение
развивающей среды в дошкольных учреждениях. М. 2003.
5.Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр,
Владос. 1999

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция lentel хлебопечка рецепты xbm1008 инструкция
  • Ибупрофен 250 мг инструкция по применению для детей
  • Тетрадерм крем в гинекологии инструкция по применению взрослым
  • Indesit ide 44 инструкция на русском языке
  • Как построить каркасную баню своими руками дешево пошаговая инструкция