Приемы руководства сюжетно ролевой игрой в младшей группе

Приёмы педагогического руководства сюжетно-ролевой игры в младшей группе.

Мушкина Е.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Земляничка»»

      Игра в жизни дошкольника занимает огромное место. Чем меньше ребёнок, тем больше времени он проводит в игре. Воспитателю необходимо заботиться о том, чтобы игры детей третьего года жизни были разнообразными, содержательными, эмоциональными. Поэтому руководство сюжетно-ролевой игрой требует мастерства и педагогического такта. Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой в младшей группе имеет особенности: способствовать развитию замысла игры, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Когда возраст малыша подходит к трём годам, игра становится разнообразной, богатой и самостоятельной. Поэтому необходимо сочетать активное руководство с предоставлением ребёнку в игре свободы и самостоятельности.

      При руководстве сюжетно-ролевой игрой перед воспитателем стоят задачи: развитие игры как деятельности; использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей; участие воспитателя в игре.

      Игра ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста. Ребёнок осваивает игру в любых проявлениях, поэтому игра является формой самовыражения, способствует развитию самоутверждения, самооценки. Для младшего дошкольника игра обеспечивает возможность эмоционально насыщенного вхождения в мир взрослых.

      Выделяют приёмы: прямого руководства, косвенного, комплексное руководство. Приёмы тесно связаны с методикой организации сюжетно-ролевой игры. Методику организации воспитатель осуществляет в трёх направлениях: подготовка к игре, проведение и анализ.

      Играя с детьми, могу выделить следующие особенности руководства сюжетно-ролевых игр в группе « Капельки»: у малышей наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому объяснение правил надо объединять с показом действия; сюрпризный момент должен стоять на первом месте, необходимо вызывать интерес у детей к материалу, учить их играть с ним; я обратила внимание на то, что с детьми младшей группы важна активность воспитателя в обучении детей приёмам игровых действий; в ходе игры воспитателю необходимо использовать вопросы, поощрять малышей, контролировать их действия; заканчивая игру необходимо вызвать интерес у детей к её продолжению, например: «новая игра будет ещё интереснее».

      В группе «Капельки» я играла с детьми в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Транспортные средства», «Строим дом», «Ожившие игрушки».

      Из вышеизложенного могу сделать вывод, что приёмы педагогического руководства при организации  сюжетно-ролевой игры  в младшей группе сводятся к следующему:

— создать условия для игры, организовать место для проведения игры, соответствующее возрасту и числу играющих; продумывать подбор игрушек и их обновление;

-содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни;

— способствовать росту и развитию словарного запаса;

-проявлять интерес к играм детей беседами, вопросами.

Таким образом, считаю, что воспитатель – это направляющее и связующее звено в цепи ребёнок – игра. Именно воспитатель поддерживает приёмами руководства ход игры и обогащает игровой опыт малышей.

Используемая литература:

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991.

2.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1998.

3. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.

4.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.- Ростов н / Д: Феникс, 2005.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 15»

«Методы и приемы руководства

сюжетно – ролевой игры детей 3-4 лет»

(выступление на семинаре «Психолого-педагогические и средовые условия для сюжетно-ролевых игр дошкольников» 01.12.2021 г.)

воспитатель

высшей квалификационной категории

Паромова Н.А.

Чернушка, 2021

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3—7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

Первый уровень. Соответствует возрасту 3-4 лет. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Р.И. Жуковская, Н.Ф. Комарова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, П. Г. Саморукова и др.). Сегодня термин «руководство игрой» заменен в дошкольной педагогике понятием «развитие» игры дошкольников.

Понимая, что игра – творческая и самостоятельная деятельность детей, признаю необходимость развития игровых умений детей при участии взрослого. Только в этом случае игры детей интересны, многообразны, а игровая деятельность выполняет роль ведущей деятельности в развитии детей этого возрастного периода. Вместе с тем влияние взрослого должно быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции.

Приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.

Прямые педагогические приемы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, обучение ролевому поведению.

Перечисленные приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.

Приемы косвенного воздействия на ход детских игр без непосредственного вмешательства в игру очень разнообразны: обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций; формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности, ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.

При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов. Чем младше дети, тем чаще педагог уделяет внимания организации игры.

В тех случаях, когда взрослый берет на себя полностью организацию игр, у некоторых детей наблюдается такая игровая деятельность, которую можно назвать совместной или неполной совместной. Реализация сюжета игры носит неустойчивый характер, зависит от случайных ассоциаций. Такая картина состояния сюжетной игры соответствует первому уровню развития игры, по классификации Д.Б. Эльконина (1978) и характеризует уровень элементарного игрового поведения. Следует отметить, что первый уровень развития игры у нормально развивающихся детей отмечается в возрасте 3-х лет.

Группа ученых-педагогов (С.Л. Новоселова, Н.Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:

— обогащение впечатлений об окружающем мире;

— обучающие дидактические игры;

— своевременное изменение игровой среды;

— проблемное (активизирующее) общение в процессе игры.

Н.Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», по которой мы работаем, посвященного игре, предлагает на третьем году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Во 2-й младшей группе основной прием, по мнению Н.Ф. Тарловской, — прием параллельной игры, когда педагог берет на себя по согласованию с играющим ребенком ту же роль, что и ребенок, и в этой роли непринужденно руководит игрой, подсказывает, предлагает новые повороты сюжета. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог дает образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.

Поставила перед собой задачу определить эффективные методы и приемы на каждом этапе развития игровой деятельности.

План

руководства сюжетно-ролевой игры «Больница» в младшей группе.

Этапы

Программное содержание

Методы и приемы

1 этап

Формировать представление о профессии врача (профессиональной одежде, инструментах, профессиональных действиях)

Косвенные приемы: Рассматривание иллюстрации о докторах, врачах.

Чтение художественной литературы «Доктор Айболит»

Презентация «Профессия доктор»

Мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок»

Экскурсия в медицинский кабинет.

2 этап

Обучение детей игровым действиям в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Комплексные методы:

Внесение атрибутов к игре; Изготовление игрушек– заместителей (таблетки, лекарство),

Дид. игра «Это кто?», «Загадки движения», «Что делает?», «Кому что нужно?»

3 этап

Обучение ролевому диалогу в сюжетно – ролевой игре «Больница»

Параллельная игра: образцы ролевого диалога «Доктор»: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? «Больной»:  Я наверно простудилась, у меня высокая температура и кашель. «Доктор»: Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. У вас температура 39 градусов —  это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. Горлышко красное. Нужно послушать дыхание. Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите в аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда (вежливое обращение доктора к больному и больного к доктору).

Комплексный метод: проблемное (активизирующее) общение в процессе игры (побуждение к ролевому диалогу)

распределение обязанностей (доктор, лечит больного, пациент выполняет предписания доктора.)

4 этап

Формировать умение создавать сюжет сюжетно – ролевой игры «Больница»

Прием параллельной игры новые повороты сюжета (Доктор выписал лекарство, пациент идет в аптеку).

Прямые методы: предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, показ образца игрового действия (Ставит термометр). (Смотрит шпателем горлышко).. (Слушает дыхание).

Комплексный метод: последовательность действий («Доктор принимает больного», «Доктор» выписывает рецепт,

«Больной»  уходит в аптеку покупать лекарство, выполняет лечение дома.

В результате проделанной работы, были составлены планы руководства сюжетно ролевыми играми в младшей группе по темам: «Парикмахерская», «Шофер», «Больница», которые я применяю в практике работы. Данные планы помогают мне оптимально реализовать руководство сюжетно-ролевой игрой. Дети успешно овладевают игровыми действиями, осваивают ролевой диалог, ролевые действия последовательны и разнообразны.

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накопление предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей. Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как, игра «рядом». Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, основания для объединения у них еще нет. Совместить игры малышей возможно лишь при участии взрослого . Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий, прежде всего, должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. С, этой целью воспитатель должен использовать любые катающиеся предметы (мячик, тележку и т.п.) — ковровую дорожку или скамеечку, направляющие движение игрушки. Очень важно, чтобы первоначально взаимодействие двух партнеров осуществлялось с одним большим предметом (один мяч, одна машина и т.п.). Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п. Например, воспитатель предлагает двоим малышам:, «Давайте вместе построим башню. Я первый кубик положила. Саша, теперь ты клади кубик сверху. А теперь — Света. Теперь — опять Саша. Получилась высокая башня». Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи. По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они неоднократно наблюдали в реальной жизни.
Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре одного-двух малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т.п.
На этом этапе работы воспитатель должен наряду, е сюжетными игрушками вводить в совместную игру с детьми предметы-заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т. п.). Постепенно в разных играх педагогу необходимо расширять круг действий с предметами-заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий (например, в одной игре палочка — это ложка, в другой — карандаш, в третьей — расческа); использовать разные предметы для выполнения одного и того же игрового действия (например, в одной игре вместо мыла предлагается кубик, в следующий раз брусочек и т. п.). Очень важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми данного возраста сочетался с реалистической сюжетной игрушкой, например, если булочка замещается кубиком, то тарелка, на которой она лежит, должна быть «как настоящая». Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со взрослыми могли развертывать игровые действия, воспитателю следует сохранять предметно-игровую среду или специально ее организовывать. Психологом В.С. Мухиной было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок — в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми . Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить, в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль «доктора» (доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство; внешним атрибутом роли «доктора» может быть белая шапочка или халат), роль «шофера» (шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфическим предметом, обозначающим эту роль, может быть руль).
Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я доктор. Буду лечить детей. «Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажу горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник.) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».
Игра воспитателя, естественно, привлекает внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее». Процедура «лечения» может повторяться с двумя-тремя куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу, Также наравне с куклами воспитатель может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай — как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Вася? Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей». Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями. Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью . Л.А. Колунова, М.Г. Копытина указывают на то, что по форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга. В такой игре отсутствует подготовительный период: ребята начинают игру как бы с ходу. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка, попавшая в поле зрения ребенка.
Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т.д. Такие объединения еще очень кратковремённы, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.
Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада, по мнению авторов, являются:
— Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
— Развитие и обогащение сюжетов игры.
— Формирование умений детей играть рядом, а затем и имеете.
Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей . По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры. Н. Я Михайленко считает, что развитие сюжетной игры может идти по следующей схеме:
Воспитатель — игрушка.
Воспитатель (основная роль) — ребенок (1) (дополнительная роль).
Ребенок (I) — игрушка.
Ребенок (1) (основная роль) — ребенок (2) (дополнительная роль).
Как показывают ее исследования, такое естественное развитие игры характерно не для всех детей. Нередко оно остается на уровне предметных игр. В этом случае возникает необходимость специального обучения детей игровым действиям, элементам игрового поведения, умению строить сюжет. Основной прием решения этих задач — совместная деятельность воспитателя с детьми. Педагог использует в своей работе предложение готового сюжета разной степени сложности, показ образца игрового действия, включение в игры наряду с игрушками предметов-заместителей. Время от времени воспитатель должен устраивать игры-развлечения со всеми детьми, организуя сюжетно-ролевую игру по собственному замыслу (празднование дня рождения куклы Маши, веселое путешествие по городу и т. д.)
Заключение
Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с её помощью он познае окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться. Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования

Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 2004.
2. Каличенко А.В., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в
детском саду. М., 2002.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в
детском саду. М., 2000.
4.Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение
развивающей среды в дошкольных учреждениях. М. 2003.
5.Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр,
Владос. 1999

Источник

) Приёмы руководства сюжетно ролевыми играми детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. заочного

) Приёмы руководства сюжетно ролевыми играми детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. заочного отделения Шафаростова Елена Юрьевна Группа: 23 — 01 Выполнила: студентка

Что такое игра (А. С. Макаренко) Игра-особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение

Что такое игра (А. С. Макаренко) Игра-особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. 18. 02. 2018 2

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: • развитие игры как деятельности (расширение

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); 18. 02. 2018 • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, 3

Основные черты сюжетно-ролевой игры • • • Эмоциональная насыщенность Увлеченность детей Самостоятельность Активность Творчество

Основные черты сюжетно-ролевой игры • • • Эмоциональная насыщенность Увлеченность детей Самостоятельность Активность Творчество 18. 02. 2018 4

Ранний возраст. • Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной

Ранний возраст. • Приемы прямого руководства. — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре • — показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого • — совместные с воспитателем игровые действия • — включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач) • — демонстрация, обучение использованию в игре предметовзаместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов • — применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком • — подсказывающие вопросы 18. 02. 2018 5

Ранний возраст. • • • Приемы косвенного руководства. - подбор игрушек с определенными свойствами

Ранний возраст. • • • Приемы косвенного руководства. — подбор игрушек с определенными свойствами — рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении — наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения — разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок) — подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей) — рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций — создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом) — изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых) — постановка педагогом проблемной ситуации 18. 02. 2018 6

Младший дошкольный возраст. • Приемы прямого руководства. • • • Вторая младшая группа Обучение

Младший дошкольный возраст. • Приемы прямого руководства. • • • Вторая младшая группа Обучение способам игрового отражения действительности: — включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта) — обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры: — вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста) — поощрение -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная) — помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой) Средняя группа — включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто) — вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога) • • • 18. 02. 2018 7

Приемы косвенного руководства. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: - внесение в занятия

Приемы косвенного руководства. Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: — внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений — экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми — создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения) — чтение художественных произведений, драматизация сказок — наблюдение за играми других детей -напоминания об интересных фактах из жизни. Организация предметно-игровой среды — сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек — внесение в среду новой игрушки — изготовление детьми атрибутов для игры Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни: — ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин) — создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими. Организация воспитателем игр обучающего характера: — театрализованные игры — игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? » — дидактические игры «Кому что нужно для работы» … Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми. — поощрение — привлечение в игру малоактивных детей. 18. 02. 2018 8

Старший дошкольный возраст. Приемы прямого руководства. - Включение педагога в игру, принятие на себя

Старший дошкольный возраст. Приемы прямого руководства. — Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры). Приемы косвенного руководства. — обогащение социального опыта через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение) — привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры: — расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички )включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок, — пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями. Помощь взрослого: — вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность — спланировать ход игры, последовательность действий — распределить роли, согласовать замысел, — помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре, — наблюдение за игрой детей, — направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) — создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, — создать игровую ситуацию, — индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо 18. 02. 2018 детей. 9 играющих

 «Уголок ряжения» Мы в профессии играем, По душе их выбираем. И мечтаем поскорее

«Уголок ряжения» Мы в профессии играем, По душе их выбираем. И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее 18. 02. 2018 10

 «больница» Всегда внимательно, с любовью наш доктор лечит нас ребят. Когда поправит вам

«больница» Всегда внимательно, с любовью наш доктор лечит нас ребят. Когда поправит вам здоровье, он больше бывает рад! 18. 02. 2018 11

18. 02. 2018 12

18. 02. 2018 12

 «магазин» А сейчас мы в магазине. Все продукты на витрине: Чай, конфеты ,

«магазин» А сейчас мы в магазине. Все продукты на витрине: Чай, конфеты , колбаса. Разбегаются глаза. Проходите , покупайте, Деньги в кассу отдавайте. 18. 02. 2018 13

18. 02. 2018 14

18. 02. 2018 14

 «парикмахерская» здесь светло и интересно Зеркала, духи и кресла. Зал большой, но видно

«парикмахерская» здесь светло и интересно Зеркала, духи и кресла. Зал большой, но видно даже Лучше, чем у вас в трельяже! 18. 02. 2018 15

Сюжетно-ролевые игры на прогулке 18. 02. 2018 16

Сюжетно-ролевые игры на прогулке 18. 02. 2018 16

Мы ссорились, мирились, И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой

Мы ссорились, мирились, И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра. Но дружба не кончается Ура! 18. 02. 2018 17

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»

Сообщение из опыта работы:

«Руководство сюжетно-ролевой игрой

воспитателем в младшей группе»

Автор: воспитатель Курдюкова Марина Борисовна

2019-2020 учебный год

Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем в младшей группе.

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, коммуникабельность.

Первые сюжетно-ролевые игры в младшей группе связаны с рядом условий:

  • наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

  • накопление предметно-игровых действий;

  • наличие игрушек;

  • частота общение с взрослыми;

  • развитие ребенка.

Первые сюжетно-ролевые игры малышей протекают как безролевые игры или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала для сюжетной игры:

Игрушки – предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается их тематическое разнообразие). Условность игрушек усиливается. (Игрушки уменьшаются по размеру, становятся соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой, осуществляется орудийное действие – ее кормят, катают в машине).

Игрушки – маркеры условного пространства. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой – «прилавком» (имеющей многофункциональное значение – магазина, аптеки).

Игрушки – персонажи (куклы и мягкие животные) приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размере (до среднего) ,также полезны игрушки –персонажи из известных народных и авторских сказок.

Полуфункциональные материалы. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы, которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).

Решаются 4 задачи:

  • Научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре.

  • Тактично руководить выбором игры.

  • Приучать детей соблюдать во время игры правила.

  • Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу.

С помощью родителей необходимо оборудовать игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда привлекает малышей. Дети играют и утром, и после дневного сна. Они разнообразно действуют с игрушками: катают, кормят, укладывают. Важно, чтобы они научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.

Характерная особенность развития сюжетно-ролевой игры в младшей группе –постепенный переход мотива из процесса игры в результат. Это прослеживается на характере игровых действий: у детей младшей группы они развернуты и фиксируются все основные операции действия (при кормлении – зачерпывание, строгое горизонтальное положение ложки, бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы). Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2-3 человека, но даже и объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и однообразно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включается в игровое общение. Становление игровой деятельности зависит и от расширения у детей представлений об окружающей среде.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества, однако, в младшей группе воспитатель играет вместе с детьми.

Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры необходимо обратить внимание не только на воображаемый смысл игровых действий, но и к реальным усилиям, проявленным в игре. Благодаря этому уже в ходе игры дети чувствуют радость и удовлетворения от реальной ценности свершенных действий в игре действий. Это помогает формировать нравственную сторону личности ребенка.

  • Исследование игровой деятельности младших дошкольников проводилось в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 » Радуга» в группе №2 » Звездочки». Свою работу я начала с анализа плана воспитательно –образовательной работы. Главной формой организации деятельности детей является индивидуальная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в течение всего дня пребывания ребенком в детском саду и проходит во всех режимных моментах. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём – наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность. Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (дидактических игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных, игр-забав). Планируются дидактические игры. В плане пишется название и цель игры. На прогулке планируются не только условия для возникновения и развития игр детей, но и сами играем с детьми. В плане указываем тематику игры, атрибуты, игрушки. В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, в плане определяется название и цель игры. НОД в группе целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Все задачи, приемы, методы, материалы, оборудование мы прописываем в плане работы. Основное место во второй половине дня занимает разнообразная игровая деятельность детей. В календарном плане мы отражаем не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями мы планируем условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. Также мы планируем своё личное участие в играх детей. Мы планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Затем я проанализировала предметно-игровую среду в группе. В группе педагоги постарались создать все условия для развития детей младшего дошкольного возраста. Все центры развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программах под редакцией М.А. Васильевой, «От рождения до школы» и согласно ФГОС:

— Удовлетворять потребность малыша в движении. — Формировать положительный эмоциональный настрой. — Побуждать детей к активной речи. — Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. — Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей

Целевые ориентиры

Состояние игры в данной возрастной группе можно оценивать по уровню сформированности игровой деятельности. Наблюдения показали, что дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. К концу 3-го года жизни дети уже пытаются готовить условия для своих игр. Игровые замыслы возникают спонтанно, чаще при виде какой-либо игрушки. Так же произвольно или по желанию ребенка привлекаются к игре и другие дети.

Исследование игровой деятельности детей в младшем возрасте подтвердило, что основным содержанием игр детей 3-4 лет жизни являются действия с предметами. В конце 4-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок .Наблюдения за сюжетно- отобразительными играми показали, что к концу 4-го года жизни дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщённым игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, а так же значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм.

Дети группы осознанно принимают от взрослого указания и выполняют действия с предметами-заместителями. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом. Дети переходят к обобщённым действиям.

Для развития игровой деятельности в группах младшего возраста необходимо иметь разнообразные дидактические игрушки, материалы, предметы разных форм, величин, качества и назначения. Разнообразие предметной среды носит развивающей характер и способствует формированию игровой деятельности на более высоком качественном уровне.

В работе с детьми младшего возраста можно использовать проблемные ситуации и словесные инструкции для активизации мыслительных операций детей. При этом важно учитывать специфику данного возраста и понимать содержание детских проблем. Спокойная, доброжелательная обстановка, внимательное наблюдение за действиями детей, индивидуальные игры-занятия, ежедневный учет игровых умений и навыков каждого ребенка позволит воспитателю определить положительное или недостаточное развитие игровой деятельности. Названные факты являются непременными педагогическими условиями развития игровой деятельности третьего года жизни.

Игра для ребенка 3-4 лет — это способ познания действительности, способ примирения с пугающими его явлениями жизни, через игру происходит адаптация ребенка к окружающему миру, социализация его в обществе. Именно поэтому анализ особенностей игровой деятельности младших дошкольников показался нам особенно актуальной темой для исследования.

Цель исследования игровой деятельности — анализ особенностей игровой деятельности младших дошкольников.

Гипотеза исследования – предполагается , что уровень развития игровой деятельности напрямую взаимосвязан с развитием когнитивных способностей, таких как внимание, память, мышление и речь, воображение и восприятие.

Задачи исследования:

  1. проанализировать игровую деятельность дошкольника как психолого-педагогическую проблему;

  2. раскрыть роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста;

  3. раскрыть сущность педагогического руководства игровой деятельностью младших дошкольников;

  4. провести диагностику ( целевые ориентиры) когнитивных способностей и уровня развития игровой деятельности младших дошкольников;

  5. разработать на основании проведенного исследования рекомендации для педагогов по развитию и совершенствованию игровой деятельности младших дошкольников.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).

Применение теоретических методов исследования показали, что пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Кроме того, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. И здесь главными педагогическими задачами являются:

  1. – оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

  2. – расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

  3. – поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

  4. – создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Исследование проводилось в одной младшей группе среди детей 3-4 лет.

Выборка: 16 детей в возрасте 3-4 лет.

Методы исследования – наблюдение и анкетирование.

Основными аспектами наблюдения являлись:

  • — игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

  • — разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

  • — зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

  • — характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводилось в естественных условиях, что позволило увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности.

Это исследование показало, что общий уровень развития игровой деятельности в младшей группе детского сада средним.

Из 16 детей, 4 обладают низким уровнем развития игровой деятельности, что составляет 10% из всех детей; 4 детей обладают высоким уровнем развития игровой деятельности, что составляет только 10% всех воспитанников; остальные 8 детей (80 % группы) находятся на среднем уровне развития игровой деятельности.

Средний уровень развития игровых умений у ребенка прежде всего свидетельствует о нехватке и недостатке времени, сил, способностей и пр. для полноценной игры, а следовательно, не происходит необходимого и адекватного возрасту развития, что неминуемо грозит определенными проблемами в будущем. Для того, чтобы избежать этих печальных для детского развития последствия необходимо развивать игровую деятельность, при чем это развитие должно отражать основные направления умственного развития ребенка, совершенствования его навыков ориентирования в окружающем мире.

Диагностика ( целевые ориентиры) когнитивных процессов показала, что при среднем уровне развития игровых навыков в группе наблюдается средний уровень когнитивного развития, что обязательно скажется на последующей подготовке этих детей к школьному обучению. При этом необходимо отметить особенно низкий уровень развития воображения, что и служит основным препятствием для развития игровых навыков, но при этом высокий уровень развития восприятия показывает воспитанников как способных учеников и позволяет делать благоприятные прогнозы относительно результатов их развития игровыми средствами, предлагаемыми далее.

Ведущей и основной задачей в развитии игровой деятельности является интенсивное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия. При этом основной формой реализации этой задачи является игра. В соответствии с этой задачей все предлагаемые развивающие игры делятся на 5 блоков:

1 блок – игры, развивающие память.

2 блок – игры, развивающие внимание

3 блок – игры, развивающие восприятие

4 блок – игры, развивающие мышление и речь

5 блок – игры, развивающие воображение

При формировании занятий (НОД) использовались различные виды игр – дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры за столом, игры с песком и водой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Омега 369 инструкция по применению мирролла
  • Руководство по ковид последняя версия
  • Система мотивации стили руководства к
  • Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования
  • Поделки из фанеры своими руками пошаговая инструкция