Пример руководства по трудовой деятельности

Популярное

Работники-иностранцы

Вопросы юристу

HR-технологии

Кейсы

Как проводить собеседование

Кадровое делопроизводство

Идеальная вакансия

Другое

Должностные инструкции и обязанности

Менеджеру по персоналу

Блог Алексея Захарова

Ещё

Советы / Должностные инструкции и обязанности

12 февраля 2021

17 947

Должностные инструкции и обязанности

Должностная инструкция — это хороший инструмент для управления кадровыми рисками, хотя она не относится к числу обязательных документов и порядок ее составления не регулируется трудовым законодательством.

Должностная инструкция конкретизирует трудовую функцию сотрудника и требования работодателя к образованию, опыту и квалификации. Она устанавливает четкие критерии соответствия работника должности, которую он занимает или на которую претендует.

Должностные инструкции Superjob составлены с учетом профессиональных стандартов и содержат типичный функционал, составленный исходя из требований вакансий. Используйте их в качестве шаблона при разработке должностных инструкций для вашей организации, изменяя и дополняя в соответствии со спецификой деятельности.

Готовые шаблоны должностных инструкций:

Должностная инструкция официанта
Должностная инструкция слесаря-сантехника
Должностная инструкция главного инженера проекта
Должностная инструкция прораба
Должностная инструкция инженера-сметчика
Должностная инструкция персонального водителя
Должностная инструкция руководителя IT-проекта
Должностная инструкция офис-менеджера
Должностная инструкция системного администратора
Должностная инструкция инженера
Должностная инструкция уборщика
Должностная инструкция учителя начальных классов
Должностная инструкция администратора гостиницы
Должностная инструкция маркетолога
Должностная инструкция воспитателя
Должностная инструкция повара
Должностная инструкция секретаря на ресепшен
Должностная инструкция менеджера по персоналу
Должностная инструкция делопроизводителя
Должностная инструкция бухгалтера-кассира
Должностная инструкция заведующего складом
Должностная инструкция кладовщика
Должностная инструкция специалиста по охране труда
Должностная инструкция менеджера по продажам
Должностная инструкция бухгалтера
Должностная инструкция главного бухгалтера
Должностная инструкция руководителя отдела продаж
Должностная инструкция охранника
Должностная инструкция электрогазосварщика
Должностная инструкция юрисконсульта
Должностная инструкция директора по строительству
Должностная инструкция заведующего хозяйством
Должностная инструкция электромонтера по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи
Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами
Должностная инструкция коммерческого директора
Должностная инструкция начальника производства
Должностная инструкция экономиста по труду и заработной плате
Должностная инструкция рабочего по комплексной уборке территории (дворника)
Должностная инструкция и обязанности руководителя направления по подбору персонала
Должностная инструкция и обязанности директора по маркетингу
Должностная инструкция и обязанности инженера-энергетика
Должностная инструкция и обязанности smm специалиста
Должностная инструкция и обязанности тракториста-машиниста
Должностная инструкция и обязанности слесаря по ремонту автомобилей
Должностная инструкция и обязанности помощника руководителя
Должностная инструкция и обязанности слесаря ремонтника
Должностная инструкция и обязанности менеджера по транспортной логистике


Найти сотрудникаРазместить вакансию

Свежие вакансии

Сегодня в 10:45

Вечерний консультант Тинькофф Банк

от 36 500 ₽/месяц

Тинькофф

7.4

Волгодонск


Сегодня в 10:44

Продавец кафе

25 000 — 33 300 ₽/месяц

Магнит, Розничная сеть

Волгодонск


Сегодня в 10:36

Токарь-расточник

120 000 — 150 000 ₽/месяц

БИЗНЕС РЕСУРС

7.5

Волгодонск


Сегодня в 10:33

Продавец-кассир (Волгодонск, Морская, 100А)

от 25 039 ₽/месяц

Пятёрочка

Волгодонск


Сегодня в 10:20

Повар-кассир

от 29 000 ₽/месяц

Бургер Кинг Россия

Волгодонск

Должностные инструкции и обязанности

Должностная инструкция и обязанности руководителя направления по…

4820

Должностная инструкция рабочего по комплексной уборке территории…

3382

Должностная инструкция и обязанности директора по маркетингу

10 745

Должностная инструкция и обязанности инженера-энергетика

15 199

Должностная инструкция и обязанности SMM-менеджера (специалиста)

28 305

Должностная инструкция и обязанности тракториста-машиниста

10 065

Виды деятельности в ДОУ

Проведение занятия по трудовой деятельности в старшей группе детского сада

11.01.2018228.2k

трудовое воспитание в младших группах

Трудовое воспитание заключает в себе формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности умений и моральных качеств и преследует достижение многих целей: развитие у ребят позитивного отношения к работе и желания трудиться, воспитание основных трудовых навыков. В детском саду эти цели достигаются в игровой форме, а сложность заданий зависит от возрастных возможностей детей и их способностей к восприятию информации. Трудовое воспитание может способствовать развитию и других навыков. Если педагог организует групповую работу, то это позволит детям научиться работать в коллективе. Каждый ребёнок будет нести большую ответственность за свои поступки и научится трудиться во благо команды.

Организация трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Трудовая деятельность подразумевает под собой не только формирование навыков, она развивает в детях внимательность, активность и собранность. В детском саду дошкольников знакомят с трудом взрослых и приобщают к посильной для них деятельности.

Выделяют несколько функций трудового воспитания:

  • Обучающая — развивает у ребёнка практические умения и навыки.
  • Развивающая — обеспечивает физическое, социальное, умственное развитие ребёнка.
  • Воспитательная — формирует трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность и внимательность ребёнка.

Виды трудовой деятельности старших дошкольников

Виды трудовой деятельности воспитанников ДОУ можно разделить на несколько групп:

  • Самообслуживание. В старшей группе задания по самообслуживанию усложняются. Воспитатель, как и раньше, обучает ребят делать определённую работу, но теперь он ещё и помогает им верно подойти к реализации трудной задачи, объясняет, как можно быстрее и лучше выполнить её. Усиливается контроль, чтобы каждая вещь лежала на определённом месте, дети убирали за собой игрушки. Для достижения результатов воспитатель предъявляет постоянные требования к малышам.

    Девочка сама надевает туфли

    В старшей группе ребёнок должен самостоятельно переодеваться

  • Труд в природе. Этот вид труда невероятно полезен для детского развития. Он не только увлекателен, но и позволяет узнать много нового об окружающем мире. Ребёнок может напрямую познакомиться с природой и её особенностями, благодаря чему у него развивается уважение и бережное отношение к растениям и животным. Труд в природе позволяет эффективно решать задачи сенсорного восприятия, а также помогает составить общее представление о природных объектах.

    К типам занятий можно отнести дежурства по уголку природы и создание кормушек для птиц. Эти задания развивают не только художественные умения ребёнка, но и уважение к природе.

    Девочка помогает взрослым делать кормушку для птиц

    При создании кормушки для птиц дошкольник может участвовать в её оформлении

  • Коллективный труд. Данный вид труда развивает социальные навыки и обучает дошкольников коллективной работе. Воспитатель может организовать выполнение одного общего задания, в котором поучаствуют все дети, например, уборку групповой комнаты или мытьё игрушек. Это позволит каждому ребёнку почувствовать себя важным звеном и начать нести больше ответственности за свои поступки. Типы заданий могут быть разными. По окончании совместной трудовой деятельности можно поиграть в групповые игры.

    Пример групповой игры «Мышеловка».
    Дети делятся на две группы. Одна из групп встаёт в круг, плотно взявшись за руки и подняв их вверх. Вторая группа детей находится в середине. Их задача — пробежать как можно больше раз туда и обратно между руками детей, стоящих в кругу. Стоящие в кругу поют считалку:
    Нам всем мыши надоели!
    Сыр и сахар — всё поели.
    Берегитесь же плутовки!
    Не сбежать от мышеловки.
    Как только воспитатель хлопает в ладоши, дети, стоящие в кругу, опускают руки и садятся на корточки. Те малыши, которые остались в кругу, считаются «пойманными». Они встают в круг, и игра продолжается.

    Дети и воспитатель стоят в кругу, держась за руки и подняв их вверх

    Выполнение коллективных заданий учит ребят действовать сообща

  • Ручной и художественный труд. Этот вид труда преследует цель развить у детей чувство прекрасного и эстетический вкус. К нему можно отнести работу с художественными материалами, лепку, резьбу по дереву, создание поделок из картона и бумаги, занятия с тканью и оригами. Плоды своей творческой работы дети дарят родителям, друзьям или близким людям. Это помогает в развитии нравственных качеств и положительного отношения к окружающим.

    Пример упражнения для ручного труда в технике оригами

    Работа с бумагой учит аккуратности и развивает мелкую моторику

  • Хозяйственно-бытовой труд. Такой труд развивает у детей желание поддерживать чистоту и порядок в окружающей среде. Дети учатся коллективному труду для достижения единой цели, формируется целеустремлённость и организованность. В данном направлении трудового развития основную роль играет педагог, поскольку именно с него дети и будут брать пример.
    Дошкольники должны выполнять работу сами, а не наблюдать за действиями взрослого. Воспитатель организовывает их деятельность и направляет в нужное русло. К примерам хозяйственно-бытового труда можно отнести уборку комнаты, мытьё посуды и стирку вещей.

    Дети сгребают лопатками снег на участке

    Расчистка дорожек от снега приучает детей к порядку и заботе о ближних

  • Дежурство. Данная работа подразумевает труд группы детей или лишь одного ребёнка на пользу остальным. Зачастую дежурство требует невероятной собранности и обязательности от малыша, поэтому если подобная работа проводится в первый раз, воспитатель должен провести специальное обучающее занятие. Ещё можно оформить уголок дежурства.
    Инвентарь для дежурства разнообразен, он зависит от возраста детей и их обязательности. Но всё-таки есть базовые инструменты и предметы, которые обязательно должны быть в распоряжении детей. Это фартучки, косыночки, небольшие веники, тряпочки, вёдра с водой, перчатки и несколько маленьких лопаток.
    Сама работа имеет множество направлений:
    • Подготовка к занятиям: дети раскладывают карандаши, приносят стаканчики с водой, краски.
    • Дежурство по столовой: воспитанники убирают со стола, расставляют посуду.
    • Дежурство в экологическом уголке: малыши ухаживают за растениями и животными.
    • Дежурство на улице: сметают листья с тротуара, насыпают корм в птичьи кормушки и т. д.

Двое детей накрывают на стол в детском саду

Дошкольники ответственно относятся к дежурству

Таблица: картотека тем по трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Автор Савина П. И.
Вид труда Тема Задачи Примеры работы Примечание
Хозяйственно-бытовой труд «Наведение порядка в шкафах и на полках»
  • Воспитывать в детях чувство прекрасного и трудолюбие.
  • Научить видеть непорядок и исправлять его.
  • Развивать эстетический вкус, умение расставлять всё на свои места и систематизировать объекты.
  • Сформировать умение трудиться на благо других.
Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками. Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя.
«Аккуратно заправленные кровати»
  • Выработать привычку застилать кровать по утрам.
  • Развивать собранность.
  • Формировать умение доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению желания работать над собой и прививать любовь к трудовой деятельности.
После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять. Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил.
Труд в природе «Полив растений»
  • Обучить детей базовым навыкам ухода за растениями, закрепить знания о свойствах растений.
  • Объяснить принцип работы с лейкой, лопаткой, перчатками.
  • Развивать осторожность при взаимодействии с водой и землёй.
Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб. Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь.
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений»
  • Учить детей оказывать возможную помощь педагогу в уходе за растениями.
  • Воспитывать желание ухаживать за природой и помогать остальным людям в этом.
  • Улучшать трудовые навыки и умения.
Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья. Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить.
Коллективный труд «Общая работа над уголком» Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка». Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами. Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге.
«Совместные и общие игры»
  • Улучшить взаимоотношения.
  • Научить добиваться общих целей путём сотрудничества.
  • Рассказать о правилах общения друг с другом.
Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными». Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности.
Самообслуживание «Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос»
  • Развивать умение воспринимать информацию и анализировать.
  • Сформировать способность к решению задач и выявлению проблемной ситуации.
Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе. Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?».
«Самостоятельный уход за собой»
  • Научить детей следить за своей одеждой и самостоятельно одеваться.
  • Сформировать внимательное отношение к своему внешнему виду и умение правильно следить за собой.
Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»). Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже.
Дежурство «Дежурство в столовой»
  • Сформировать организованность и уважение к труду повара.
  • Развить навыки сервировки и уборки посуды.
Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно. Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо.
«Дежурство на улице»
  • Научить ребёнка работать с определённым типом инвентаря.
  • Рассказать о необходимости поддержания порядка, объяснить принцип работы.
Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах. Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить.
Ручной и художественный труд «Создание поделок»
  • Развивать творческое мышление.
  • Улучшить навыки работы с определёнными художественными материалами.
  • Сформировать положительное отношение к оригинальности.
  • Рассказать о свойствах разных материалов и разъяснить принцип работы с ними.
Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:

  1. Катаем из пластилина овал.
  2. Кончиками пальцев лепим маленькие треугольнички.
  3. Наклеиваем треугольнички на овал.
  4. Добавляем вылепленные носик и глазки.
Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей.
«Художественная работа»
  • Обучить ребёнка работе с кистью, карандашом, красками, ручкой.
  • Научить основным приёмам рисования.
  • Научить работать с раскрасками.
Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши. Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно.

Технокарты и примеры занятий по трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Каждый вид труда обладает некими преимуществами над другими. Чтобы подобрать вид деятельности, наиболее подходящий для воспитанников конкретной группы, а также индивидуальное занятие для определённых детей, педагогу желательно ознакомиться с технологическими картами и схемами выполнения работ.

Ручной и художественный труд

Этот вид труда заключает в себе невероятное разнообразие занятий: рисование, лепка из пластилина, создание декоративных объектов для дома и многое другое. Рассказывать детям о разных художественных занятиях стоит с малых лет, это раскроет их творческий потенциал.

Поделка «Пасхальная корзиночка»

Эта красивая поделка поможет познакомить детей с таким праздником, как Пасха. Ребятам можно рассказать о традициях этого светлого торжества, а также поведать о том, что люди дарят друг другу разукрашенные яйца. Именно для этих яиц можно сделать корзиночку, что будет прекрасным декоративным дополнением на праздничном столе. Эта работа довольно лёгкая, а заниматься ей увлекательно. Она способствует развитию мелкой моторики и художественных навыков у детей.

Поделка «Пасхальная корзиночка»

Пасхальная корзиночка станет украшением праздничного стола

Для работы понадобятся:

  • клей ПВА,
  • втулка от бумажных полотенец,
  • ножницы,
  • полоска картона,
  • креповая бумага.

Ножницы, клей, креповая бумага разных цветов

Для работы понадобится ряд простых материалов

Ход работы:

  1. Делаем основу. Отрезать от втулки небольшое кольцо высотой 4–5 см. Намазать внутреннюю часть втулки клеем и приклеить цветную бумагу так, чтобы её край можно было загнуть на внешнюю сторону.

    Втулка от бумажных полотенец, обклеенная цветной бумагой

    Втулка от бумажных полотенец послужит основой поделки

  2. Делаем ручку. Отрезать полоску картона примерно 1 см шириной. Оплести её тёмно-зелёной гофрированной бумагой (для удобства можно сразу взять двусторонний зелёный картон). Сделанную ручку приклеить к корзинке.

    Основа и зелёная ручка будущей корзинки

    Полоска картона, оплетённая зелёной бумагой, послужит ручкой корзинки

  3. Вырезаем украшения. Из гофрированной бумаги вырезать 4–5 полосок, равных всей длине окружности втулки. Ширина полосок должна составлять 3,5 см. Вырезаем цветочные лепестки (похожие на зубчики).

    Полоса розовой бумаги с вырезанными зубчиками

    Из розовой бумаги получатся нежные лепестки цветов

  4. Зелёные украшения. Из зелёной бумаги вырезать полоску шириной около 6 см. Надрезать зубчики и накрутить их концы.

    Зелёная бумага с вырезанными зубчиками

    Зелёная бумага нужна для изготовления листьев цветов

  5. Приклеиваем украшения. Розовые лепестки нужно приклеить так, чтобы первая полоска была выше края корзиночки. Ниже приклеить остальные ряды лепестков. Зелёные зубчики приклеить так, чтобы край, находящийся снизу, можно было пригнуть ко дну корзиночки, слегка надрезав.

    Почти готовая корзиночка

    Остаётся приклеить дно, и корзиночка будет готова

  6. Делаем дно. Вырезать кружок, равный окружности втулки, и приклеить его вниз. Зубчики, которые выступают, можно приклеить вниз, замаскировав картонным кружком по диаметру. Слегка растянуть и поправить все лепестки.

Примеры готовых пасхальных корзиночек

Милые пасхальные корзиночки не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей

Коллективный труд

Развитие социальных навыков, создание сплочённых команд, общение с детьми — всё это заключает в себе коллективный труд.

Технологическая карта организации коллективной деятельности в старшей группе

Тема: «Коллективный труд в творческом уголке».

Цели:

  • научить детей слаженной работе в команде,
  • развить художественные способности.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Совершенствовать навыки детей в аспекте работы с художественными принадлежностями.
    • Научить работать в командах и группах.
    • Улучшать умение работать в едином темпе.
  • Развивающие:
    • Развивать уважительное и хорошее отношение к труду других.
    • Развивать уважение к работе других.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать трудолюбие, собранность, аккуратность.
    • Формировать моральные устои, убеждённость в важности труда.
    • Совершенствовать терпение и выдержку.

Оборудование:

  • художественные материалы,
  • стенд с рисунками и работами,
  • клеёнки,
  • фартуки,
  • кисточки и карандаши,
  • стаканчики с водой,
  • тряпки для протирания клеёнок,
  • листы бумаги А4 и А3,
  • плотный картон,
  • цветная бумага.

Таблица: этапы организации труда дошкольников

Компоненты Задачи педагога Оборудование Педагогическая деятельность Деятельность детей
Побуждение и мотивация
к работе
Вызвать у детей желание
трудиться и работать.
Висящие на ниточках
самолётики, на которых
написаны задания.
  1. Аккуратно развесить самолётики с заданиями по всей комнате.
  2. Надеть несколько украшений и представиться «Феей творчества».
  3. Рассказать детям о том, что на каждом самолётике написаны задания для украшения творческого уголка, и им нужно их выполнить.
  4. Подготовить материалы и сложить их в яркую коробку.
  5. Постелить клеёнки на столы.
  1. Снять самолётики и внимательно прочитать задания.
  2. Просмотреть несколько рисунков и схем разных видов украшений, которые можно увидеть, развернув самолётики.
  3. Ознакомиться с задачами.
  4. Спросить у воспитателя, если что-то непонятно.
Установка целей Дать детям всё необходимое для работы.
  • Фартуки,
  • краски,
  • кисточки,
  • цветная бумага,
  • стаканчики с водой,
  • тряпочки,
  • картон,
  • листы бумаги А3 и А4.
В.: Дети, смотрите. Это коробка, которую прислали гномы и эльфы. Тут они собрали всё, что может нам помочь. Если мы будем дружно работать, то очень
скоро выполним все задания и превратим наш
творческий уголок в сказочное место!
  1. Ознакомиться с материалами.
  2. Надеть фартуки.
Планирование работы Распределить обязанности между детьми. Блокнот для записи задач и исполнителей. Есть два варианта распределения обязанностей.

  1. Случайный.
    В.: Дети, чтобы никому не было обидно, я напишу на карточках имена. Затем я буду называть задание и тянуть карточку. Чьё имя выпадет, тот это и выполняет.
  2. Добровольный.
    Воспитатель называет разные задания, и дети вызываются выполнить их с учётом их способностей.
    Сам педагог должен ответить на все возникшие у детей вопросы на тему деятельности.
  1. Дети спрашивают у воспитателя, как им действовать, чтобы выполнить полученную работу максимально продуктивно.
  2. Воспитанники должны уточнить всё, что непонятно.
  3. Каждый ребёнок рассказывает, почему выбрал именно этот тип занятий, отвечает на вопросы и задаёт свои.
Процесс работы
  • Помочь детям совершенствовать свои навыки в творческой работе.
  • Развить дружелюбие, трудолюбие, аккуратность,чувство взаимопомощи.
  • Художественные материалы,
  • необходимые для работы инструменты.
  1. Приходить на помощь при любой появившейся проблеме.
  2. Следить за действиями детей по отношению друг к другу и материалам.
  3. Помощь в организации.
  4. По окончании деятельности необходимо объяснить детям, как привести в порядок рабочее место.
  1. Дети выполняют задания.
  2. Советуются друг с другом.
  3. Приводят в порядок свои рабочие места.
Результат
  • Дети создали общую работу, которая будет прекрасным декоративным объектом.
  • Каждый повысил свой навык работы в команде.
  • Ребята потренировались в работе с художественными материалами.
Конфеты или небольшие подарки. Похвалить детей и сказать о том, что их работу оценят другие люди.

Самообслуживание

Данный вид труда заключает в себе развитие самостоятельности и формирование собственного мнения. Необходимо обучить ребёнка базовым навыкам ухода за собой.

Схема «Алгоритмы навыков самообслуживания»

Старшие дошкольники уже владеют основными навыками самообслуживания

Пример проведения занятия:

  1. Педагог должен объяснить детям в игровой форме основные правила ухода за собой. Можно сделать это с помощью сказок («Мойдодыр», «Сказка о чистоте» и др.), стихотворений, рассказов о возможных последствиях, с помощью сценок и кукол.
  2. Дети могут задавать вопросы и отвечать сами:
    • Зачем нужно мыть руки?
    • Почему нужно сворачивать и аккуратно класть вещи?
    • Зачем мы должны следить за собой?
  3. Применение полученной теории на практике. Дети должны сами выполнять полученные указания в течение всего пребывания в учреждении, получая дополнительные наставления от воспитателя.

Труд в природе

Возле каждого детского сада обязательно находится небольшая территория для прогулок. На ней есть цветочные клумбы, деревья, маленькая площадка, растения и другие объекты. Дети проводят здесь время на свежем воздухе, а также обучаются трудовой деятельности в природных условиях.

«Посадка цветов»

Цели:

  • развить у детей чувство прекрасного,
  • сформировать экологически правильный взгляд на мир,
  • обучить принципу разведения растений,
  • воспитывать ответственность.

Беседа:

Педагог ставит перед детьми несколько цветочных горшков с растениями.

В.: Вам нравятся наши растения? (Ответы детей). А вы знаете, что все мы делаем с растениями для того, чтобы они выглядели красиво? (Поливаем, рыхлим почву, протираем листья…). Правильно. Растения, которые живут в комнате, называются «комнатными». Они невероятно красивые. Чтобы на участке, на котором мы гуляем, было так же красиво, нам нужно посадить там цветы. Но комнатные растения не живут на улице, поэтому нам нужно посадить там специальные цветы. (Показывает семена). Вы знаете, что это? (Ответы детей).
Правильно. Это семена. Из них в будущем вырастут прекрасные цветы. (Воспитатель показывает разные уличные цветы). Цветок появляется не сразу. Сначала будущее растение спит и набирается сил, чтобы в будущем расцвести. У самого цветка есть своя пища. (Показывает фото почвы). В почве содержится несметное количество питательных веществ для растения. Но этого недостаточно. Кто знает, что ещё нужно растению? (Вода, солнечный свет).
Правильно. Семечко поливают водой, а затем солнышко согревает его своими лучами. В тёплой и влажной земле цветок начинает пробуждаться и расти вверх. (Показывает фото ростка). Сначала цветочек очень маленький. Он ещё слишком слабый. Но если поливать его, согревать и заботиться, то он вырастет в большое и прекрасное растение. (Показывает фотографию цветка). Рождение цветка — это воистину прекрасное и удивительное чудо. Дети, что мы используем чтобы взрастить цветы? (Почву, воду, семена, солнечный свет).

Практическая работа:

Педагог показывает на стол, где стоят пластиковые стаканчики с землёй и семенами.

В.: Сейчас мы с вами будем сажать семена цветов в землю. Для этого нам нужно взять семечко, вырыть небольшую ямку, положить в неё семечко и полить всё это водой. (Дети выполняют данный алгоритм). Теперь нам осталось только ждать. Со временем из маленьких семян вырастут по-настоящему красивые и нежные цветы.

Стаканчики с землёй и рассадой

Выращивание рассады приучает детей к терпению

Хозяйственно-бытовой труд

К данному виду труда относится огромное количество занятий и работ, начиная от протирания пыли и заканчивая уборкой комнаты. Каждый ребёнок должен уметь выполнять базовые задания, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе.

«Стирка кукольной одежды»

Цели:

  • научить детей туго выжимать вещи,
  • полоскать в чистой воде,
  • работать с водой и мылом.

Материалы:

  • мыло,
  • полотенце,
  • тазик,
  • испачканные кукольные вещи,
  • порошок,
  • вода.

Процесс работы:

  1. Необходимо подготовить все необходимые материалы для работы (моющие средства должны быть гипоаллергенными). Для детей подойдёт хозяйственное мыло.

    Моющие средства для стирки кукольной одежды

    Вместо стирального порошка лучше использовать хозяйственное мыло

  2. Объяснить детям принцип работы. Рассказать о том, как нужно пенить воду, показать, как полоскать бельё. Рассказать о необходимости этой работы.
  3. Провести практическую работу, где каждый сможет сам постирать вещи. Подобрать температуру воды и количество порошка.
  4. Завершить работу и провести беседу на тему этого занятия. Рассказать о том, насколько это важно и полезно. Объяснить, в каких ситуациях это пригодится во взрослой жизни. Ответить на самые популярные вопросы и задать свои:
    • Зачем мы стираем вещи?
    • Почему это нужно делать?
  5. Когда работа будет окончена, вещи нужно будет вывесить сушиться на верёвки или специальные сушилки для белья.

Дежурство

Это один из основных видов трудовой деятельности, он не только позволяет детям развить обязательность и самостоятельность, но ещё и готовит к будущему дежурству в школе и прочих учебных заведениях. Само дежурство воспитывает в детях чёткое знание правил и общие навыки.

«Дежурство в столовой»

  1. Объясните детям принцип работы и покажите, как устроена столовая. Расскажите им о том, как нужно сервировать стол и раскладывать салфетки. Ответьте на вопросы:
    • Как сервировать?
    • Зачем нужно дежурить?
  2. Поставьте одного взрослого человека — повара, который будет объяснять воспитанникам устройство столовой.

    Дошкольники учатся сервировать стол в детском саду

    Повар расскажет ребятам, что нужно делать и каким образом

  3. Покажите основные приёмы сервировки.
    • Дети используют скатерть и стелят её.
    • Дети раскладывают салфетки сворачивая их под определённым углом.
      Чтобы заинтересовать ребят дежурством, можно показать разные варианты сворачивания салфеток. К примеру, можно свернуть салфетки «домиком».

      Вариант сворачивания салфетки

      Различные варианты сворачивания салфеток внесут в разнообразие в деятельность дежурных

  4. Ознакомьте детей с тем, как аккуратно убирать со стола.
    • Предоставьте им оборудование (тряпочки, воду).
    • Научите аккуратно уносить посуду.
  5. Начните практическую работу. Помогайте детям в организационных моментах и отвечайте на возникающие вопросы. Повяжите фартуки и наденьте на дежурных необходимую форму.

    Девочка дежурит в столовой

    Форма придаёт дежурному ощущение собственной значимости

  6. Подведите итоги и проведите определённую беседу. Спросите у других ребят, понравилось ли им дежурство их товарищей. Если нет, то выясните почему.

Пример конспекта занятия

Вид труда: самообслуживание.

Содержание труда: формировать способность замечать неполадки в собственном внешнем виде.

Форма трудовой организации: поручения, просьбы.

Задачи:

  • Формировать умение улучшать свой внешний вид и приводить себя в порядок.
  • Развивать навык ставить цель работы по собственной инициативе.
  • Совершенствовать умение работать с волосами.

Материалы:

  • индивидуальные зеркала,
  • заколки,
  • резинки,
  • расчёски.

Методика руководства:

  • совместная деятельность,
  • разговор ребёнка с воспитателем.

Вводная часть:

В.: Ребята, а вы знаете что значит «аккуратный человек»?

Дети: Человек который следит за собой, не раскидывает вещи, кладёт всё на свои места.

В.: Правильно. А вы знаете как нужно следить за собой? Как нужно приводить себя в порядок?

Дети: Чистить зубы, расчёсываться…

В.: Верно! Давайте сегодня немного поговорим о том, как нужно расчёсываться. Как вы знаете, причёски у мальчиков и у девочек отличаются. Это зависит не только от длины волос, но и от ваших предпочтений. Какие причёски вам нравятся? (Ответы детей). Прекрасно! А теперь возьмите зеркало и посмотрите на свои причёски. Попробуйте их поправить и сделать более аккуратными. Если хотите, я могу вам помочь.

Процесс работы:

Для девочек и для мальчиков задания будут разными. Мальчикам можно показать, как делать определённые укладки волос и просто правильно расчёсывать волосы. Для девочек можно подобрать разные типы причёсок и косичек.

Для девочек.

  1. Воспитатель просит достать все необходимые принадлежности (расчёска, резиночки, зеркальце). У каждой должен быть свой индивидуальный набор.
  2. Показывает ребятам на примере кукол Барби или на собственных волосах алгоритм того, как правильно расчёсываться.
    В.: Девочки, кто из вас уже умеет самостоятельно расчёсывать волосы? Сейчас я могу показать вам способ, как расчесать волосы так, чтобы не было больно. Для этого начинать расчёсывать нужно снизу, постепенно переходя к корням волос. После этого нужно расчесать все волосы сверху вниз.
  3. Рассказывает воспитанникам о разных причёсках и приступает к работе.

Причёски, в создании которых требуется помощь воспитателя:

  • «Две косички».
    1. Расчешите волосы.
    2. Разделите их на две равные части, тщательно проведя «рядок» посередине.
    3. Сделайте два хвостика.
    4. Заплетите две прямые косички.
    5. Закрепите их.
    6. Наложите одну косу на другую, соединяя их.
    7. Закрепите конец левой косы у основания правой, а конец правой у основания левой.

      Причёска для девочек из двух косичек

      Из двух косичек может получиться оригинальная и красивая причёска

  • «Венок».
    1. Расчешите волосы.
    2. Разделите все волосы пополам.
    3. Каждую половинку, разделите пополам ещё раз.
    4. Возьмите те отделённые пряди, которые находятся ближе к ушам.
    5. Сплетите из этих прядей косичку и оставьте часть волос незаплетённой.
    6. Соедините две косички и закрепите заколкой или резинкой.

      Причёска для девочки «Венок»

      Для выполнения причёски «Венок» желательно, чтобы длина волос была ниже плеч

Причёски, которые девочка может выполнить самостоятельно:

  • «Хвостики».
    1. Девочка должна разделить волосы на голове пополам.
    2. Каждую часть, нужно плотно перевязать резинкой или бантиком.
    3. Хвостики нужно плотно затянуть.

      Улыбающаяся девочка с двумя хвостиками

      Хвостики делать достаточно просто

  • «Высокий хвостик».
    1. Ребёнок должен собрать все волосы на голове вместе.
    2. Поднять их и закрепить резинкой.
    3. Долго ходить с этой причёской не стоит, если резинка жёсткая и тонкая.

Работа завершается, приводятся в порядок инструменты (почистить расчёски, свернуть резинки). Результаты можно сфотографировать.

Для мальчиков.

  1. Попросите каждого достать индивидуальную расчёску.
  2. Покажите им фото разных укладок и зачёсов волос. Пусть каждый выберет то, что понравится.
  3. Помогите им сделать несколько укладок.

Укладка, в которой требуется помощь воспитателя: «Стоячая укладка».

  1. Тщательно расчесать волосы.
  2. Намочить расчёску и зачесать волосы вверх.
  3. Если нужно сделать причёску более стойкой, желательно побрызгать детским лаком для волос.

Причёска которую мальчик может сделать самостоятельно: «Волосы, сведённые на бок».

  1. Ребёнок должен расчесать волосы.
  2. Затем ему нужно с помощью рук пригладить все волосы на одну сторону.
  3. Снова расчесать, но уже зачёсывая на определённый бок.

Данная работа хорошо развивает навыки детей в уходе за собой. Она позволяет им научиться исправлять недочёты в своей внешности и сформировать навыки расчёсывания волос.

Это важно. Лак обязательно должен быть гипоаллергенным. К примеру, можно использовать средства марки «Маленькая фея».

Видео: коллективный ручной труд в старшей группе

Диагностика результатов трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.

В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.

Таблица: пример диагностической карты

Автор Савина П. И.
Показатели развития Действия и задачи Положительный результат (ребёнок справляется с заданием) Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием)
Мотивация Иметь желание участвовать в трудовой деятельности
Получить навык инициативного подхода к делам
Представление о работе взрослых Желание оказывать посильную помощь
взрослым людям
Отношение к труду Стремление узнать о будущих профессиях
Уважительное отношение к чужой работе
Бережное отношение к результатам своего труда
Рабочий процесс Аккуратная работа с материалами
Использовать наиболее продуктивные методы работы
Доводить начатое дело до конца
Коллективная работа Дружелюбие и умение работать в команде
Развивать коммуникативные навыки
Обязательность Грамотно оценивать результат работы
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям
Труд в природе Ценить и уважать природу, её дары
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями
Уметь высаживать семена
Самообслуживание Уметь следить за своим внешним видом
Поправлять причёску и волосы
Ручной труд Уметь склеивать картон и бумагу
Закреплять навыки работы с ножницами
Дежурство Обладать базовыми навыками сервировки стола
Развивать самостоятельность
Хозяйственный труд Уметь стирать вещи
Заправлять кровать после сна

Трудовая деятельность — важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное — не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.

  • Автор: Полина Савина
  • Распечатать

Здравствуйте.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(4 голоса, среднее: 3.8 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Документ под названием «Правила внутреннего трудового распорядка» регламентирует общий порядок работы на том или ином предприятии. Несмотря на то, что документ не является строго обязательным, он имеет широчайшее распространение. Его использую компании, задействованные во всех сферах бизнеса, относящиеся как к малому, так и к крупному предпринимательству.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк правил внутреннего трудового распорядка .docСкачать образец правил внутреннего трудового распорядка .doc

Для чего нужны правила внутреннего трудового распорядка

Роль правил внутреннего распорядка, относящихся к локальным нормативным актам, многогранна:

  • они определяют порядок назначения на должность и увольнения сотрудников,
  • режим труда и отдыха,
  • права и полномочия,
  • ответственность за различного рода нарушения,
  • способы поощрения и меры наказаний за те или иные проступки,
  • дресс-код,
  • иные условия.

В глобальном смысле данный документ способствует повышению производительности труда, расширению перспектив организации. В зависимости от предприятия, правила могут редактироваться и содержать какие-то дополнительные пункты.

Единственное, чего не касаются правила трудового распорядка – конкретных трудовых функций сотрудников – их регулируют положения трудового договора или должностная инструкция.

Некоторые компании довольно пренебрежительно относятся к наличию и или составлению данного документа. Это неправильно, поскольку в случае жалобы кого-либо из сотрудников в трудовую инспекцию, ее представителе при выездной проверке, первым делом интересуются именно правилами внутреннего трудового распорядка. Еще и поэтому к составлению документа стоит относиться в высшей степени внимательно и серьезно – это позволит избежать в будущем разногласий с контролирующими структурами и возможных административных наказаний.

Что будет, если кто-либо из сотрудников нарушил правила

В случаях нарушения общих для всех правил внутреннего трудового распорядка, виновнику грозит дисциплинарное наказание. Как правило, их в организациях используется три вида (в зависимости от степени проступка):

  • замечание,
  • выговор,
  • увольнение.

Но иногда могут применяться и другие виды взысканий.

В особо тяжелых ситуациях, провинившийся может быть подвергнут административному или даже уголовному наказанию.

Кто составляет документ

Написание данного документа может входить в должностные обязанности любого сотрудника организации, обладающего достаточным уровнем квалификации, определенными знаниями в области трудового и гражданского законодательства. Обычно в роли такового выступает юрисконсульт, секретарь или сам руководитель.

Каждый сотрудник организации должен быть ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка при приеме на работу, до заключения трудового договора – об этом должна быть поставлена подпись, которая будет свидетельствовать о том, что он с ним согласен.

Пример правил внутреннего трудового распорядка

Правила не имеют стандартного унифицированного образца, поэтому пишутся в произвольном виде, в зависимости от потребностей организации или по шаблону, разработанному внутри компании и утвержденному в ее учетной политике.

В любом случае, данный документ должен содержать ряд необходимых сведений, это:

  • наименование компании,
  • дату составления,
  • подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на удостоверение подобного рода документов,
  • порядок организации производственного процесса, труда и отдыха, которые можно оформлять тезисно или расписывать подробнейшим образом.

Документ должен строжайшим образом соответствовать законодательству РФ, а противном случае, он может быть опровергнут в суде, а ответственные за его написание лица, наказаны.

Следует отметить, что чем тщательнее будет прописан документ, тем более защищенным будет работодатель в случае необоснованных претензий со стороны работника.

Правила внутреннего трудового распорядка могут стать доказательством нарушения прав сотрудников и послужить документальным обоснованием для исковых требований.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ООО «Люля-Кебаб»
Крылов /Крылов О.Р./
«16» января 2017 г.

ПРАВИЛА
внутреннего трудового распорядка
разработаны в строгом соответствии с Трудовым кодексом РФ и определяют порядок работы на предприятии.

  1. Правила приема на работу и увольнения работников
    • Прием на работу в организацию происходит после написания личного заявления. С каждым сотрудником заключается индивидуальный трудовой договор, после чего он под роспись изучает данные правила и прочие внутренние акты компании;
    • Сведения о новом месте работы включаются в трудовую книжку сотрудника, кроме того, специалист отдела кадров заводит личную карточку и присваивает работнику табельный номер;
    • Каждый работник после трудоустройства обязан пройти испытательный срок, продолжительность которого определяется в каждом случае отдельно и длится от 1 до 3 месяцев;
    • Расторгается трудовой договор по нормам, прописанным в законодательстве РФ.
  2. Работник имеет право на:
    • Внесение изменений и корректировок в действующий трудовой договор (при условии, что они полностью соответствуют закону РФ);
    • Выполнение работы, прописанной в его трудовом договоре, свое собственное рабочее место и надлежащие условия труда;
    • Получение зарплаты и иных социальных выплат в сроки, установленные законом РФ;
    • Отдых, регулирование которого происходит строго по Трудовому кодексу РФ;
    • Профессиональное обучение, прохождение курсов, повышение квалификации;
    • Возмещение ущерба, причиненного при осуществлении работы.
  3. Работодатель имеет право на:
    • Заключение трудового договора, внесение правок, изменений, корректировок в действующий трудовой договор, а также и разрыв трудовых отношений с работником;
    • Принятие мер, направленных на стимулирование, награждение отличившихся работников за эффективную, качественную работу;
    • Предъявление требований о полном и своевременном выполнении подчиненными своей работы, а также аккуратного отношения к собственности работодателя;
    • Привлечение подчиненных к дисциплинарной ответственности (в том числе материальной) – строго в соответствии с законодательством РФ;
    • Разработку и прием различных внутренних нормативных актов.
  4. Работник должен:
    • делать свою работу качественно, в полном объеме и в соответствии с должностной инструкцией;
    • неукоснительно следовать нормам трудовой дисциплины, положениям правил внутреннего распорядка и требования по безопасности и охране труда;
    • беречь имущество, принадлежащее работодателю, в случае возникновения нештатных или опасных ситуаций немедленно доводить сведения о них до вышестоящего начальства.
  5. Работодатель должен
    • следовать нормам, изложенным в трудовом законодательстве РФ и внутренних нормативно-правовых актах;
    • давать работникам работу, указанную в их трудовом договоре, а также обеспечивать их всем необходимым оборудованием, устройствами, техникой и материалами;
    • обеспечивать условия труда таким образом, чтобы они в полной мере соответствовали нормам безопасности;
    • своевременно выплачивать работникам зарплату, социальные и все прочие причитающиеся им выплаты;
    • знакомить сотрудников со всеми внутренними документами, имеющими прямое отношение к их деятельности;
    • возмещать причиненный в процессе осуществления трудовых функций ущерб (как материальный, так и вред, причиненный здоровью и жизни).
  6. Режим работы и отдыха
    • Условия работы на предприятии: пять рабочих дней в неделю и два выходных (суббота и воскресенье). График: с 8.00-17.00, обед с 12.00-13.00;
    • Каждый работник имеет право на стандартный оплачиваемый отпуск, длительностью 28 дней и дополнительные отпуска (в зависимости от индивидуальной потребности).

Порядок оформления правил внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего распорядка могут быть написаны как от руки, так и в печатном виде, при этом может быть использован обычный лист формата А4 или фирменный бланк предприятия.

Вне зависимости от того, какой именно способ написания будет выбран, документ обязательно должен быть подписан руководителем организации. Кроме того, если на предприятии и функционирует профсоюзный орган, документ должен быть утвержден и его представителем.

Начиная с 2016 года заверять правила печатью необязательно, т.к. требование по применению в деятельности юридических лиц печатей и штампов отменено.

Составляется бланк в единственном экземпляре и храниться на протяжении установленного законом срока вместе с другими организационными бумагами фирмы.

Если по какой-то причине в период действия правил трудового распорядка, в них потребуется внести какие-либо правки, это можно сделать без проблем и в любое время. Единственное условие: их также нужно заверить подписью директора и под ропись ознакомить с ними персонал.

Содержание

  • Особенности составления и подписания должностной инструкции
  • Содержание должностной инструкции
    • Общие положения
    • Задачи и функции
    • Права
    • Обязанности
    • Ответственность
    • Взаимоотношения
    • Обязательные реквизиты
  • Бланки должностных инструкций
  • Заполненные образцы должностных инструкций

Должностная инструкция — организационно-правовой документ, регламентирующий права, обязанности и ответственность работника при осуществлении им деятельности в той или иной должности.

Указанный документ конкретизирует выполняемые сотрудником функции, права, обязанности (в том числе ответственность за их невыполнение), а также определяет основные моменты взаимодействия с коллегами других должностей. Кроме этого инструкция содержит перечень требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на соответствующую должность.

Унифицированной формы должностной инструкции нет, как и требований к её заполнению, поэтому работодатель вправе разработать её полностью на свое усмотрение. Инструкция может быть как типовой (использование шаблона для однотипных организаций), так и конкретной (с описанием всех аспектов непосредственно вашей деятельности).

Особенности составления и подписания должностной инструкции

Инструкция разрабатывается на основании следующих документов:

  • квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37);
  • штатное расписание;
  • положение о структурных подразделениях;
  • иные организационные документы работодателя.

Должностные инструкции составляются на каждую должность, предусмотренную штатным расписанием. Указанным документом все трудовые функции равномерно распределяются между работниками организации (структурного подразделения).

Разработкой документа занимается начальник структурного подразделения, а утверждением руководитель или заместитель организации (ИП) (в зависимости от того, в чьем подчинении находится структурное подразделение по должности в которой разрабатывается инструкция). Документ также визируется сотрудником юридической службы и теми должностными лицами, от которых зависит выполнение задач, предусмотренных инструкцией.

Ознакомление сотрудника с должностной инструкцией обязательно.

Содержание должностной инструкции

В большинстве случаев должностная инструкция включает в себя следующие разделы:

Общие положения

В данном разделе указывается наименование должности (согласно штатному расписанию) и структурного подразделения, подчиненность, порядок назначения и освобождения от должности, требования к сотруднику, занимающему данную должность и т.п.

Задачи и функции

Раздел должен содержать конкретный перечень задач, выполняемых работников, допустим: участие в судебных процессах, подготовка документации и т.д.

Права

В разделе необходимо прописать права сотрудника, возникающие при выполнении им трудовой функции. Например: право на получение информации, необходимой для выполнения работы.

Обязанности

Раздел может включать в себя следующие обязанности: соблюдение трудового распорядка, неразглашение служебной информации и т.п.

Ответственность

В разделе прописываются меры ответственности работника за результат выполняемой работы, меры по соблюдению техники безопасности и т.д.

Взаимоотношения

Раздел включает в себя особенности взаимоотношений работника с другими структурными подразделениями, должностными лицами.

Обязательные реквизиты

Инструкция обязательно должна содержать следующие реквизиты:

  • дата и номер документа;
  • наименование организации и место составления;
  • визы согласования;
  • подпись руководителя (заместителя) и сотрудника;
  • гриф утверждения.

Бланки должностных инструкций

Ниже представлены бланки должностных инструкций:

  • должностная инструкция генерального директора (скачать бланк);
  • должностная инструкция бухгалтера (скачать бланк);
  • должностная инструкция специалиста (скачать бланк);
  • должностная инструкция менеджера (скачать бланк,).

Примечание: организации, для которых установлен профстандарт по должности бухгалтера должны применять соответствующий бланк.

Заполненные образцы должностных инструкций

Ниже представлены образцы заполнения должностных инструкций:

  • должностная инструкция генерального директора (скачать образец);
  • должностная инструкция бухгалтера (скачать образец);
  • должностная инструкция специалиста (скачать образец);
  • должностная инструкция менеджера (скачать образец).

Образец должностной инструкции

Образец должностной инструкции

Образец должностной инструкции

Образец должностной инструкции

Все мы очень любим определенность, особенно если речь идет о работе. Занимая вакантную должность в компании, мы прежде всего расчитываем получить четкие и понятные разъяснения относительно будущих обязанностей, прав и возможностей. И это вполне резонно: ни один человек не сможет работать по-настоящему эффективно, не зная, что именно от него требуется и что он за это получит. 

Чем четче и подробнее компания опишет свои ожидания от сотрудника, тем лучше будем всем.

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция — это документ, который определяет обязанности работника компании на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы его поощрения. Стоит отметить, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность, то есть она не именная.

Должностные инструкции разрабатывают и согласовывают с юристами (юридическим отделом) руководители отделов или их заместители. Также должностная инструкция может быть разработана кадровой службой. В таком случае их необходимо согласовывать с соответствующими подразделениями или должностными лицами, курирующими соответствующее направление организации.

Инструкция обязательно составляется в трех экземплярах: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй — у руководителя отдела, третий — у работника. Совокупность должностных инструкций должна охватывать все функции отдела и равномерно распределять нагрузку между работниками с учетом их квалификации. Контроль обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.

Как написать должностную инструкцию

Нет ни единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции, ни стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции. Однако есть несколько рекомендаций по написанию и пунктов, общих для всех инструкций.

Во-первых, при составлении должностных инструкций необходимо принимать во внимание уставные документы учреждения, в которых описаны его задачи и функции, имеющиеся квалификационные характеристики и требования к должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.

Во-вторых, при распределении между работниками обязанностей не должно быть их дублирования, должна сохраняться последовательность выполнения работ, при этом более сложные операции должны закрепляться за работниками с более высокой квалификацией.

В-третьих, каждый работник должен быть наделен всеми полномочиями и правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.

В-четвертых, у работника должен быть только один непосредственный начальник. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению работоспособности и подчиненного, и руководителей.

Обычно должностная инструкция содержит пять разделов:

1. Общие положения:

— точное и полное наименование должности работника;

— уровень оплаты труда, условий премирования, методы поощрения;

— подчиненность работника и наличие у работника подчиненных;

— порядок замещения работника в случае его отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и т д.);

— перечень документов, которыми руководствуется работник в своей деятельности (законодательные акты РФ, устав учреждения, инструкции, рекомендации и т п.).

2. Основные задачи:

— задачи, выполнение которых возлагается на работника;

— конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.

3. Права:

— перечень прав, предоставляемых работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.

4. Ответственность:

— ответственность работника за невыполнение обязанностей;

— ответственность данного работника за действия его подчиненных, если таковые есть.

5. Требования к работнику:

— требования к уровню образования, квалификации, стажу работы и иным характеристикам, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности.

Зачем нужна должностная инструкция

Без грамотно составленных должностных инструкций невозможны эффективное управление персоналом, разрешение конфликтов, связанных с расхождением в определении обязанностей работника, и деятельность организации в целом.

Ведь должностная инструкция — это:

  • основа для оценки результатов деятельности работника, информация для проведения обоснованного отбора работников при найме и оценке уровня соответствия кандидатов на вакантные должности;
  • важная информация для самого работника: в ней сообщается, по каким критериям будут оценивать результаты его труда и каких действий от него ожидают, она дает ориентиры для повышения уровня образования и квалификации работника;
  • эффективные организационные методы, помогающие наладить работу отдела;
  • документ, без которого, например, нельзя списывать в расходы амортизацию автомобиля, так как для этого использование машины должно быть прописано в должностной инструкции владельца машины или работника, которому она временно выдана в пользование.

Должностные инструкции должны быть не просто данью бюрократии, а продуманным и серьезно составленным документом, тогда они смогут выполнять свои основные функции: наладить работу в организации и помогать в решении правовых и экономических споров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наушники беспроводные редми будс 3 инструкция на русском языке
  • Сенадексин таблетки инструкция по применению взрослым пожилым мужчинам
  • Какие последствия будут после банкротства физического лица пошаговая инструкция
  • Роблокс шейдеры на пк скачать подробная инструкция
  • Ограничение стилей руководства