Принципы руководства деятельностью обучающихся

В организации
деятельности воспитанников педагог
играет ве­дущую роль. Педагогическое
руководство направлено на то, чтобы
вызвать у детей активность, самостоятельность
и инициативу. Отсю­да значимость
 _принципа сочетания педагогического
управления с  развитием инициативы
и самостоятельности воспитанников.

Педагогическое
управление призвано поддерживать
полезные начинания детей, учить их
выполнению тех или иных видов работ,
да­вать советы, поощрять инициативу
и творчество. Необходимым условием
развития инициативы и самостоятельности
школьников является развитие ученического
самоуправления. В то же время следует
избе­гать идеализации сил и возможностей
детей, стихийности и самоте­ка. Успех
дела здесь решает педагогическое
руководство, логика которого с
необходимостью приводит к построению
и реализации пе­дагогических систем,
рождающих творческую активность,
инициативу и самодеятельность учащихся.
С этой целью во всех сферах деятель­ности
как в учебной, так и во внеучебной
работе они должны быть по возможности
поставлены перед необходимостью делать
выбор, при­нимать самостоятельные
решения, активно участвовать в их
выполне­нии.

В стремлении к
развитию детского самоуправления
необходимо ставить увлекательные цели
и вызывать потребность в коллективной
деятельности; отказаться от чрезмерной
регламентации, ненужной опеки,
администрирования, подавления инициативы,
самостоятельнос­ти и творчества;
опираться на доверие, разнообразить
виды поруче­ний; обеспечивать
своевременную смену позиций руководства
и под­чинения.

Принцип
сознательности и активности учащихся
в целостном пе­дагогическом процессе
отражает активную роль воспитанника
в педа­гогическом процессе. Активность
личности социальна по своей при­роде,
это концентрированный показатель ее
деятельной сущности. Однако активность
школьников должна быть направлена не
столько на простое запоминание и
проявление внимания, сколько на сам
процесс самостоятельного добывания
знаний.

Применительно к
учению значение сознательности и
активности удачно выразил Л. В. Занков,
дав расширительную трактовку этого
принципа: в обучении решающее значение
имеет овладение теорети­ческими
знаниями, а это значит их осмысление
и усвоение на поня­тийном уровне и
осознание прикладного значения
теоретических идей; учащиеся должны
осознавать технологию учения и владеть
при­емами учебной работы, т.е.
технологией по усвоению знаний.
Реали­зация этих условий требует
высокой активности и сознательности
обучаемых.

Важнейший принцип
организации детской деятельности —
уважение к личности ребенка в сочетании
с разумной требовательностью к  _нему ..
Он вытекает из сущности гуманистического
воспитания. Требо­вательность
является своеобразной мерой уважения
к личности ребенка. Эти две стороны
взаимосвязаны как сущность и явление.
Разумная требовательность всегда
себя оправдывает, но ее воспитательный
потенциал существенно возрастает,
если она объек­тивно целесообразна,
продиктована потребностями воспитательного
процесса, задачами всестороннего
развития личности. Педагог, предъявляющий
требования, должен восприниматься
учеником как че­ловек, искренне
заинтересованный в его судьбе и глубоко
уверенный в прогрессе его личности.
В этом случае требовательность будет
выступать как необходимость, а не как
личный интерес, чудачество или каприз
учителя. У хорошего педагога
требовательность к уча­щимся органично
и динамично соединяется с требовательностью
к се­бе. Такая требовательность
предполагает уважение мнения своих
воспитанников о себе.

Практическая
реализация принципа уважения к личности
в соче­тании с разумной требовательностью
тесно связана с принципом опоры на
положительное в человеке, на сильные
стороны его личности.

В школьной практике
приходится иметь дело с учащимися,
находящимися на разных уровнях
воспитанности. Среди них, как правило,
имеются такие, которые плохо учатся,
ленятся, пренебрежительно относятся
к интересам коллектива, общественным
обязанностям и по­ручениям. Однако
замечено, что даже у самых трудных
ребят есть стремление к нравственному
самосовершенствованию, которое легко
погасить, если обращаться к ним только
с помощью криков, упреков и нотаций. Но
его можно поддержать и усилить, если
учитель вовре­мя заметит и поощрит
малейшие порывы школьника к тому, чтобы
раз­рушить привычные формы поведения.

Выявляя в ученике
положительное и опираясь на него,
делая ставку на доверие, педагог как
бы предвосхищает процесс становле­ния
и возвышения личности. Если ученик
овладевает новыми формами поведения
и деятельности, добивается ощутимого
успеха в работе над собой, он переживает
радость, внутреннее удовлетворение,
что, в свою очередь, укрепляет уверенность
в своих силах, стремление к дальнейшему
росту. Эти положительные эмоциональные
переживания усиливаются, если успехи
в развитии и поведении школьника
заме­чают и отмечают учителя, товарищи,
коллектив сверстников.

Успешная реализация
указанных принципов возможна лишь
при соблюдении еще одного принципа —
согласованности требований школы,
семьи и общественности.

Единство и
целостность учебно-воспитательного
процесса обес­печивается тесным
взаимодействием всех педагогических
систем. Нетрудно себе представить,
что, если воспитательные влияния,
ис­ходящие от этих систем, не будут
сбалансированы, сгармонированы, будут
действовать в различных направлениях,
а то и противополож­ных, школьник
приучается рассматривать нормы и
правила поведения как нечто необязательное,
устанавливаемое каждым человеком
по своему усмотрению. Трудно достичь,
например, успеха в учебно-вос­питательной
работе, если одни педагоги добиваются
от учащихся по­рядка и организованности,
а другие проявляют нетребовательность.

Большое практическое
значение в управлении деятельностью
воспитанников имеет принцип сочетания
прямых и параллельных педа­гогических
действий .. Сущность параллельного
действия состоит в том, что, воздействуя
не на отдельную личность, а на группу
или коллектив в целом, педагог искусно
превращает его из объекта в субъект
воспитания. При этом воспитателя
интересует как будто бы только коллектив,
а в действительности он использует его
как инс­трумент для прикосновения
к каждой отдельной личности. Каждое
воздействие в соответствии с этим
принципом должно быть воздейс­твием
на коллектив и наоборот.

На фоне педагогических
требований воспитателя в развитом
коллективе формируется общественное
мнение, которое выполняет ре­гулирующие
функции в системе коллективных и
межличностных отноше­ний. Сила и
авторитет общественного мнения тем
выше и влиятель­нее, чем больше сплочен
и организован ученический коллектив.

В соответствии
с принципом доступности и посильности
обучение и воспитание школьников, их
деятельность должны строиться на основе
учета реальных возможностей, предупреждения
интеллектуаль­ных, физических и
нервно-эмоциональных перегрузок,
отрицательно сказывающихся на их
физическом и психическом здоровье.

При предъявлении
недоступного для усвоения материала
резко снижается мотивационный настрой
на учение, ослабевает во левое усилие,
падает работоспособность, быстро
наступает утомление. Вместе с тем
чрезмерное упрощение материала тоже
снижает интерес к учению, не способствует
формированию учебных навыков и,
глав­ное, не содействует развитию
учащихся.

Традиционная
педагогика в целях обеспечения
доступности и посильности при изложении
материала и организации деятельности
детей рекомендует идти от простого к
сложному, от абстрактного к конкретному,
от известного к неизвестному, от фактов
к обобщениям и т.п. Однако этот же
принцип, но в другой дидактической
системе реализуется, если начинать не
с простого, а с общего, не с близ­кого,
а с главного, не с элементов, а со
структуры, не с частей, а с целого (В. В.
Давыдов). Следовательно, недоступность
обучения и трудности, с которыми
сталкиваются воспитанники в той или
иной деятельности, зависят не только
от содержания материала, его сложности,
но и от методических подходов, применяемых
педагогом.

С предыдущим
принципом теснейшим образом связан
 принцип учета возрастных и
индивидуальных особенностей
воспитанников . при ор­ганизации
их деятельности.

Возрастной подход
прежде всего предусматривает изучение
уровня актуального развития, воспитанности
и социальной зрелости детей, подростков
и юношей. Замечено, что эффективность
учеб­но-воспитательной работы
снижается, если предъявляемые требования
и организационные структуры отстают
от возрастных возможностей учащихся
или непосильны для них.

Индивидуальный
подход требует глубокого изучения
сложности внутреннего мира школьников
и анализа сложившегося у них опыта, а
также тех условий, в которых происходило
формирование их личнос­ти.

Принцип учета
возрастных и индивидуальных особенностей
вос­питанников требует, чтобы
содержание, формы и методы организации
их деятельности не оставались неизменными
на разных возрастных этапах. В
соответствии с этим принципом должны
учитываться темпе­рамент, характер,
способности и интересы, мысли, мечты и
пережи­вания воспитанников. Не менее
важно учитывать их половозрастные
особенности.

Организующим
принципом руководства деятельностью
воспитанни­ков является  принцип
прочности и действенности результатов
образования, воспитания и развития.

Реализация этого
принципа справедливо связывается
прежде всего с деятельностью памяти,
но не механической, а смысловой. Только
увязывание нового с ранее усвоенным,
только введение новых знаний в структуру
личностного опыта учащихся обеспечат
их проч­ность. Прочными, как правило,
становятся и те знания, которые
до­бываются самостоятельно. Они
надолго оседают в сознании и имеют
тенденцию переходить в убеждения.
Большое значение имеет и эмоци­ональный
фон, сопровождающий изучение и усвоение
материала, выра­ботку умений и навыков.

Прочности и
действенности результатов деятельности
способс­твуют упражнения в применении
знаний, умений и навыков, обсужде­ния
и дискуссии, доказательства и
аргументированные выступления и т.п.
Прочным достоянием памяти становятся
те знания, в которых учащиеся испытывают
постоянную потребность, нужду, которые
стре­мятся применить в своей
практической деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте
противоречивую, диалектическую природу
педагогиче­ских явлений.

2. Что означает
«закономерность» в педагогике?
Назовите основные закономерности
целостного педагогического процесса.

3. Как связаны
закономерности, принципы и правила
педагогическо­го процесса?

4. Дайте характеристику
основных принципов организации и
руко­водства целостным педагогическим
процессом.

5. Познакомьтесь
с различными подходами к классификации
зако­номерностей и принципов в
педагогике (Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин.
Б. Т Лихачев и др.).

#статьи

  • 18 авг 2022

  • 0

Какие существуют принципы педагогики и как они реализуются

Разбираемся в основных идеях, призванных улучшить педагогический процесс.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Наталья Скорнякова

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Педагогика как наука о воспитании, обучении и развитии человека имеет две главные функции. Первая из них, как отмечает Володар Краевский в пособии «Методология педагогики» 2001 года, — научно-теоретическая. Она изучает и отражает педагогическую действительность «как есть». А вторая функция, конструктивно-техническая, описывает «как должно быть».

На стыке этих двух функций существуют педагогические закономерности — выявленные устойчивые связи внутри педагогической системы. А также педагогические принципы — предписания, сформулированные на основе этих закономерностей.

Андрей Хуторской в учебнике «Современная дидактика» называет принцип «руководством к действию» и приводит следующее определение:

«Педагогический принцип — нормативное положение, которое базируется на педагогической закономерности и характеризует стратегию решения педагогических задач».

Каждый принцип реализуется с помощью правил — это прикладные рекомендации или требования, определяющие подход к решению конкретных педагогических задач.

Разные педагоги могут формулировать и обосновывать разные принципы. К тому же, как отмечает Хуторской, среди принципов, действующих в педагогике, существует иерархия: общенаучные принципы → собственно педагогические принципы → дидактические принципы → принципы отдельных педагогических систем и подходов.

Рассмотрим наиболее общие педагогические принципы, на которых и основывается эта наука.

Человек — часть природы, поэтому его воспитание, обучение и развитие подчиняются законам природы. Эта идея знакома человечеству с древности — со времён, когда природные явления и стихии были объектами поклонения.

Сам принцип природосообразности в середине XVII века сформулировал чешский гуманист и основоположник педагогики Ян Амос Коменский. В своём труде «Великая дидактика» он обосновывал важность естественного развития ребёнка и критиковал современные ему школы за то, что они «не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями».

Андрей Хуторской называет правила, по которым реализуется принцип природосообразности:

  • Образование следует строить с учётом природных особенностей учащихся (индивидуальных, возрастных, половых), уровня развития, а также фаз внутренней и внешней активности.
  • Обучение определяется природно-климатическими условиями проживания ученика: климатом, пищей, доступными ему средствами материальной жизни.
  • Каждое время года имеет соответствующие доминанты видов учебной деятельности, а распорядок учебного дня определяется суточным движением Солнца.
  • Образование включает заботу о здоровье человека — физическом, психическом, нравственном.
  • Человека следует учить находиться в гармонии с природой, заботиться о ней.

Этот принцип ввёл в педагогику немецкий учёный Адольф Дистервег в XIX веке. Он утверждал, что основа развития нового поколения людей — состояние культуры народа. Поэтому при воспитании человека важно максимально использовать культурные особенности среды, в которой он находится.

Принцип культуросообразности реализуется с помощью таких правил:

  • Первичным в воспитании должно быть освоение культуры региона, нации, общества, страны ученика. Изучение культур других стран и народов происходит при дальнейшем образовании.
  • Культура присутствует в образовании не только как предмет изучения, но и как деятельность — учащиеся сами участвуют в культурных процессах, получают установку на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
  • Результат образования — осознанное владение ценностями и нормами культуры.

Как пишет Валентина Безрукова в учебнике «Педагогика. Проективная педагогика» 1999 года, принцип гуманизации «направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных отношений».

Эта идея тоже не нова, её развивали многие мыслители и педагоги прошлых веков — Ян Коменский и Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци и Константин Ушинский. И хотя во времена Советского Союза она уступила место коллективизму, в современной педагогике гуманистические принципы играют очень важную роль.

Принцип гуманизации осуществляется с помощью таких правил:

  • Посредством педагогических технологий следует создавать условия для успешного обучения как можно большему количеству учащихся — с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.
  • Педагогический процесс важно строить на полном признании гражданских прав ученика и уважении к нему.
  • Необходимо знать положительные качества воспитанника и в ходе педагогического процесса опираться на них.
  • Важно осуществлять гуманистическое просвещение учащихся и достаточное гуманитарное образование.

Педагогический процесс — сложная система, и, как уже упоминалось выше, между её составляющими существует множество взаимосвязей. Педагогу следует понимать их и выстраивать сбалансированный, согласованный образовательный процесс, где знания, умения и навыки, а также нормы, идеалы и ценностные ориентации складываются в единую систему представлений о мире.

Валентина Безрукова отмечает, что «реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса», и формулирует следующие правила:

  • Педагогический процесс и воспитательные отношения следует подчинять конечной цели развития каждого ученика.
  • Все компоненты педагогического процесса, а также условия, обеспечивающие их эффективность, должны находиться во взаимосвязи.
  • Необходимо учитывать данные физиологии, психологии и социологии, проектируя и осуществляя педагогический процесс.
  • Важно соизмерять реальные возможности педагогической практики по применению теории и передового опыта.

Этот принцип тоже выделяет Валентина Безрукова, и он способствует тому, чтобы учащиеся, педагоги и родители могли более ощутимо влиять на содержание и методы образования. Как отмечает Безрукова, «благодаря этому принципу педагоги могут автономно строить свои методические системы, поддерживать гражданские права участников педпроцесса».

Принцип демократизации осуществляется c помощью таких правил:

  • Важно создавать индивидуально-ориентированный педагогический процесс.
  • Педагогический процесс должен быть открыт для общественного контроля и влияния.
  • Очень важно нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся — для их защиты от негативного влияния среды и неблагоприятного воздействия друг на друга.
  • Стоит вводить самоуправление учащихся, посредством которого будет развиваться их самовоспитание, самообразование, самообучение.
  • Следует обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.

Этот принцип сформулировал Андрей Хуторской в статье «Человекообразующее обучение» 1990 года. По мнению педагога, главная задача образования — выявить и реализовать заложенный в конкретном человеке потенциал.

Хуторской приводит такие правила осуществления принципа:

  • Образование ученика происходит в соответствии с тем, что для него актуально и что им осознано.
  • Образовательное целеполагание включает цели ученика.
  • Применяемые формы, методы, технологии обучения соответствуют природе ученика, его ценностям, смыслам, целям и потребностям.
  • Образовательный процесс предполагает диагностику готовности к обучению, фиксацию начального состояния по каждому направлению обучения, систему отслеживания и оценки прогресса ученика.
  • Возможности ученика реализуются через организованную продуктивную деятельность, а создаваемые им образовательные продукты имеют ценность для самого ученика и окружающего мира.

Как отмечает Валентина Безрукова, педагогические принципы улучшают педагогический процесс, когда реализуются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. При этом их сознательное применение — непростая задача. Во-первых, педагог должен проанализировать конкретные образовательные цели и в соответствии с ними отобрать приоритетные для их достижения принципы. Во‑вторых — должен применить правила реализации соответствующих принципов, выбирая содержание, методы, средства и формы организации педагогического процесса.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Сегодня поговорим о том, почему в современной педагогике так важна связка «проблема — решение — действие — результат — анализ — обратная связь». Разберемся, какими понятиями надо уметь свободно оперировать, чтобы выстроить обучение, опираясь на системно-деятельностный подход

Что такое системно-деятельностный подход

Изначально системно-деятельностный подход (СДП) — это научный результат работы психологов, которые исследовали обучаемость, формирование памяти, мышления, восприятия, воображения, механизмы речи и чтения. Они выявили, что ребенок развивается в деятельности, находит в ней себя, нащупывает свои способности. Психология определяет образование как процесс взаимодействия людей в среде, где происходит социализация и передача навыков интеракции с предметным миром. В обществе ребенок учится быть среди взрослых и овладевает жизненно важными технологиями, характерными времени, через то, что делает.

Само понятие СДП появилось в 1985 году и трактовалось исследователями как:

  • «система, направленная на результат»;
  • «модель потребного будущего»;
  • «функциональная система»;
  • «результат как мотив и ценность деятельности».

Уже в таких трактовках можно интуитивно нащупать следующее значение: создание некой модели, среды, в которой личность развивается через собственную деятельность. В этой системе все имеет цель, побуждает к действию, уже заложен определенный результат. Происходит это через выстраивание связей, особенно обратной связи. Ребенок не развивается сам по себе, рядом с ним есть взрослый, есть некое общество, дающее обратную связь, и именно она корректирует ребенка. Обратной связью может стать даже случайно оброненное замечание, которое вдохновит или навсегда погасит интерес к той или иной деятельности.

СДП в педагогике

ФГОС второго и следующего поколений (п. 5 ст. 1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) основывается на системно-деятельностном подходе.

Обучение для учителей

Требования ФГОС, рекомендации экспертов и практические инструменты

Расписание

Позиция авторов Федерального государственного образовательного стандарта основывается на уверенности, что СДП обеспечит выпускника российской школы не только базой знаний, но и способностью решать нестандартные ситуации, анализировать данные, делать выводы, использовать научные методы наблюдения, уметь классифицировать, сравнивать, формулировать гипотезы и экспериментировать. То есть теми компетенциями, благодаря которым человек чувствует себя конкурентоспособным в эпоху, когда знания быстро устаревают. Изменения вроде не столь существенные, но, если вдуматься, фундаментальные: до сих пор целью образования были знания (усвоение фактов, рассказывающих о мире), а теперь — умения (обучение способам взаимодействия с миром, самостоятельное добывание новых знаний о мире).

  • Вот как определяют СДП в педагогике.
  1. Системно-деятельностный подход в обучении — выстраивание процесса учебы, при котором центральное место отведено самостоятельной и разносторонней познавательной деятельности учащихся. Формирование личности ученика и продвижение в развитии происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового для него знания, а не пассивного восприятия.

  2. Системно-деятельностный подход в педагогике — организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевой момент — постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

    Важно, что ребенок — активный субъект педагогического процесса, в своей деятельности он самостоятельно развивается, а значит, приобретает компетенцию жить и действовать в постоянно меняющихся условиях, способность и готовность учиться. По этим причинам ФГОС установил новые требования к итогам освоения образовательной программы, среди которых не только предметные знания, но и метапредметные результаты. Они предполагают деятельностное отношение: умение ставить себе цели, планировать, соотносить действия с результатом, сотрудничать в учебе, выстраивать коммуникацию, оперировать логическими категориями, навыки самоконтроля и смыслового чтения.

    Что почитать о системно-деятельностном подходе в педагогике — смотрите в шпаргалке.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Для учителя обязательным становится не только знание методики преподавания того или иного предмета, но и знание возрастной психологии, психологии познания, индивидуальных когнитивных особенностей ученика. Надо понимать природу и механизмы мотивации, целеполагания, развития мыслительных способностей. Уметь воспитывать самостоятельность, создавать в процессе учебного занятия такую ситуацию, попав в которую, ребенок хотел бы делать собственные открытия и делал бы их.

    Основные принципы СДП

    Психологи, которые придерживаются системно-деятельностного подхода, обращают внимание на коммуникацию и обратную связь в системе, на понятия «субъект» и «субъективность». Кто субъект СДП — учитель или ученик? Если мы перечислим принципы системно-деятельностного подхода, то станет понятно, что оба, но у педагога ведущая роль.

    Принципы системно-деятельностного подхода:

    • субъектность;
    • учет ведущих видов деятельности и законов их смены;
    • учет сензитивных периодов развития;
    • сотрансформация;
    • определение зоны ближайшего развития;
    • амплификация (обогащение, углубление развития);
    • обязательная результативность каждого вида деятельности;
    • обязательная рефлективность всякой деятельности.

    Основываясь на этих принципах, педагог может выстраивать урок. К примеру, на конкретном этапе занятия давать определенные виды деятельности, сменяющиеся по одному из принципов СДП. Или использовать меняющуюся от задачи к задаче субъектность: самостоятельная работа в одиночку или группами (парой) либо сначала работа всем коллективом, а затем объяснение учителя. При этом не забудьте реализовать принцип обязательной результативности: подведите итоги и вместе сделайте выводы на каждом этапе урока.

    Вы можете скачать шаблон технологической карты урока с учетом образовательных технологий деятельностного типа в конце статьи.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Психологические принципы системно-деятельностного подхода отразятся на выбранной форме урока, а дидактические принципы повлияют на используемую технологию:

    1. Принцип деятельности реализуется так, что личность «добывает» знания через свои действия. Например, выводит формулу на основе опытов или выявляет закономерность, анализируя наблюдения.

    2. Принцип непрерывности выстраивает в системе образования преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.

    3. Принцип целостности раскрывает межпредметные связи и формирует у ребенка обобщенное системное представление о мире: природе, обществе, самом себе, культуре, роли каждой науки в системе наук.

    4. Принцип минимакса предлагает ребенку освоить содержание образования на максимальном для него уровне, который определяет зона ближайшего развития его возрастной группы, и обеспечивает гарантированное усвоение на уровне социально безопасного минимума — государственного стандарта знаний.

    5. Принцип психологической комфортности исключает стрессообразующие факторы, требует доброжелательной атмосферы, реализации идей педагогики сотрудничества, где важен диалог.

    6. Принцип вариативности дает личности разные инструменты и компетенции, учит адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    7. Принцип творчества ориентирует на творческое начало в образовательном процессе.

    Реализация системно-деятельностного метода обучения

    В требованиях к реализации образовательной программы во ФГОС прописано обязательное использование образовательных технологий деятельностного типа. Главный смысл этих технологий — воспитание личности как субъекта жизнедеятельности. Цель учителя достигнута, когда ребенок сам ставит себе цель, понимает, какие к ней ведут задачи, и решает их, отвечает за результаты.

    Учителю нужно создать специальные условия, при которых ученик самостоятельно находит и решает учебную проблему, опираясь на уже приобретенные знания и умения. Деятельность ученика организуется следующим образом:

    • постановка цели,
    • планирование действий по ее реализации,
    • сама деятельность,
    • рефлексия полученных результатов.

    Рефлексия, умение выделить свои результаты в контексте ключевых задач позволяют самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

    Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя, кроме традиционных учебных задач, учебных действий, еще и действия самоконтроля и самооценки.

    Рассмотрим примерную структуру первой части урока в разрезе системно-деятельностного подхода.

    1. Озвучьте тему урока. Помните, что произнести вслух тему урока или написать ее на доске не равно поставить учебную задачу.

    2. Для познавательного интереса столкните конкретного ученика с трудностью: предложите решить знакомое задание не традиционными способами, а новым набором действий. Упор в этом случае делайте на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей личности. Сформулируйте задачу урока с помощью отвечающего.

    3. Через систему специальных вопросов и заданий подведите ребенка к открытию. Предлагайте именно помощь, а не подсказку. Так через учебные действия будет решена учебная задача.

    4. На третьем этапе ученик сам оценит результаты выбранной деятельности, осознает движение вперед, сделает выводы. На этом этапе обеспечьте ребенку ситуацию успеха, которая будет стимулом в дальнейшем познании и исследовании, радостью открытия.

    Схема урока может быть такой:

    постановка учебной задачи → «открытие» детьми нового знания → первичное закрепление (комментирование) → самостоятельная работа с проверкой в классе → решение тренировочных упражнений → контроль (принцип минимакса) → решение задач на повторение → рефлексия.

    Типы уроков в дидактической системе деятельностного типа

    Тип урока

    Деятельностная цель

    Образовательная цель

    Урок открытия нового знания

    Формирование у учащихся нового способа действия

    Расширение понятийной базы за счет новых элементов

    Урок-рефлексия

    Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа (умение фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять причины, составлять проект и выходить из затруднения)

    Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

    Урок общей методологической направленности

    Формирование способности детей к новому способу действия, построению структуры изученных понятий, составлению алгоритмов

    Выявление теоретических основ, соотнесение теории и практики

    Урок развивающего контроля

    Формирование способности к контролю (дети проверяют друг друга) и самоконтролю

    Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

    Вебинары для педагогов

    Актуальные темы, авторские материалы с педагогическими техниками и методиками

    Бесплатно

    Системно-деятельностный подход сочетается с проблемным обучением, технологией критического мышления, игрой, исследовательской и проектной деятельностью. К примеру, в рамках проектной деятельности на уроке вы можете выстроить схему «замысел (цель, задачи, поиск решения, план) — реализация (проверка на реализуемость) — продукт (презентация)». А если решите включить игровую технологию, то можете организовать ретроспективные игры, интеллектуальные соревнования, разыграть учебную ситуацию.

    Учитель может выбрать групповую форму работы (в начальных классах эффективна работа парами), потому что человек хорошо усваивает то, что обсуждает с другими, а лучше всего помнит то, что объясняет другим.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Список литературы по системно‑деятельностному подходу в педагогике
    691.3 КБ

  • Шаблон технологической карты урока с учетом образовательных технологий деятельностного типа
    710 КБ

Скачать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководства по synfig
  • Трекрезан инструкция по применению цена до или после еды
  • Зональный коммуникатор 8 каналов 220в led tim инструкция
  • Инструкция по мытью столовой посуды в посудомоечной машине
  • Гриппостад с инструкция по применению капсулы взрослым инструкция