Принципы руководства образовательной организацией

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом соответствующей образовательной организации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Управление
педагогическими системами основывается
на соблюдении ряда принципов. Принципы
управления —
это
основополагающие идеи по осуществлению
управленческих функций. Принципы
отражают закономерности управления.

К
основным принципам внутришкольного
управления относятся:

Демократизация
и гуманизация управления.
Принцип
демократизации и гуманизации управления
предполагает развитие самодеятельности
и ини­циативы всех участников
образовательного процесса (руководителей,
учи­телей, учащихся и родителей),
привлечение их к открытому обсуждению
и коллективной подготовке управленческих
решений. Демократизация школьной жизни
начинается с внедрения в практику
выборности руково­дителей школы,
введения механизма конкурсного избрания
и контрактной системы в отборе руководящих
и педагогических кадров. Гласность в
управ­лении школой основывается на
открытости, доступности информации,
когда каждый участник образовательного
процесса не только знает о делах и
проблемах школы, но и принимает участие
в их обсуждении и высказы­вает свою
точку зрения по вопросам школьной жизни.
Демократизация управления школой
реализуется через регулярные отчеты
администрации, совета школы перед
общешкольным коллективом и общественностью,
че­рез гласность принимаемых решений.

Управление
образовательными процессами в последние
годы обретает тенденцию перехода от
субъектно-объектных к субъектно-субъектным
от­ношениям, от монолога к диалогу
между управляющей и управляемой
под­системами.

Системность
и целостность в управлении педагогическими
системами
определяются
системной природой педагогического
процесса и создают ре­альные предпосылки
для эффективного управления им.

Системный
подход в управлении педагогическими
системами побужда­ет руководителя
образовательного учреждения и других
участников управ­ленческой деятельности
осуществлять ее в системе, в единстве
и целостно­сти всех взаимодействующих
компонентов и подсистем.

Реализация
данного принципа способствует приданию
управленческой деятельности
последовательности, логичности,
гармоничности и в конеч­ном счете
эффективности.

Рассматривая
школу как целостную систему, имеют в
виду, что она со­стоит из частей
(компонентов), которыми могут выступать
коллективы учителей, учащихся, родителей.
Можно эту же систему представлять через
процессы.

Например,
процесс обучения является подсистемой
целостного педаго­гического процесса,
а урок — подсистемой процесса обучения.
В то же са­мое время сам урок — это
сложная динамическая система, структурным
элементом которой является
учебно-воспитательный процесс,
воплощаю­щий в себе учебно-воспитательную
задачу, подобранные под нее методы
обучения и воспитания, содержание
учебного материала и формы органи­зации
познавательной деятельности учащихся.
Чтобы установить точное приложение
управленческого воздействия, необходимо
уметь расчленят), систему на части,
блоки, подсистемы и структурообразующие
элементы.

Оценкой
действенности системы выступает реальный
результат. Если педагог правильно
сформулировал учебно-воспитательную
задачу на том или ином учебно-воспитательном
моменте занятия, но не сумел отобран,
под нее учебный материал, соответствующее
содержание, то какие бы ме­тоды обучения
и формы организации познавательной
деятельности он ни применял, получить
высокий положительный результат
невозможно.

Таким
образом, уровень целостности системы
зависит от ее целеустрем­ленности,
полноты набора компонентов, качества
каждого компонента и плотности
взаимосвязей как между компонентами,
так и между каждым из них и целым.

Изучение
сущности социально-педагогических
систем невозможно без комплексного
подхода. Комплексный подход при изучении
системы обра­зования предполагает:

  • системный
    и всесторонний анализ результатов
    управленческой и пе­дагогической
    деятельности;

  • выявление
    закономерных связей (по вертикали и
    горизонтали);

  • определение
    специфических условий и проблем социума;

  • разработку
    динамической структуры и технологии
    управления;

  • обоснование
    содержания управления.

Рациональное
сочетание централизации и децентрализации.
Чрезмерная
централизация управленческой деятельности
неизбежно ведет к усилению администрирования,
сковывает инициативу управляемых
подсистем (руководителей нижних уровней,
учителей и учащихся), которые в данном
слу­чае становятся простыми исполнителями
чужой управленческой воли. В условиях
излишней централизации часто происходит
дублирование управленческих функций,
что приводит к потерям временных,
финансовых и иных ресурсов, перегрузке
всех участников образовательного
процесса от руководителей школы до
учащихся.

С
другой стороны, децентрализация
управления, понимаемая как пере­дача
ряда функций и полномочий от высших
органов управления к низшим, при
неумеренности ее исполнения, как правило,
приводит к сниже­нию эффективности
деятельности педагогической системы.
Это выражается в следующих негативизмах:
снижение роли управляющей подсистемы
(руководителя и администрации в целом),
полная или частичная утрата аналитических
и контролирующих функции, осуществляемых
органами управления. Чрезмерное увлечение
децентрализацией приводит к возникновению
серьезных проблем в деятельности
коллектива, к возникновению межличностных
и межуровневых конфликтов и недоразумений,
неоправданному противостоянию
административных и общественных органон
управления образовательным учреждением.

Разумное,
основанное на последних достижениях
науки сочетание централизации и
децентрализации в управлении школой
обеспечивает опти­мальное взаимодействие
управляющей и управляемой подсистем
образовательного учреждения,
административных и общественных его
органон в интересах достижения цели.
Оптимальное сочетание централизации
и де­централизации создает необходимые
условия для демократического,
заинтересованного и квалифицированного
обсуждения, принятия и последую­щей
реализации управленческих решений на
профессиональном уровне, исключения
дублирования управленческих функций
и повышения эффек­тивности взаимодействия
всех структурных подразделений системы.

Проблема
сочетания централизации и децентрализации
в управлении состоит в оптимальном
делегировании
(распределении) полномочий
при
при­нятии управленческих решений.
Практика делегирования полномочий
предполагает следующие виды управленческой
ответственности: общую — за создание
необходимых условий деятельности,
функциональную — за конкретные действия.
Полномочия делегируются должности, а
не индиви­ду, который се занимает в
данный момент. Выделяют следующие виды
управленческих полномочий: согласительные
(предостерегающие), распо­рядительные
(линейные, функциональные), консультативные,
контрольно-отчетные, координационные.

Подлежат
делегированию
:
рутинная работа, специализированная
деятель­ность; частные вопросы;
подготовительная работа. Не
подлежат делегирова­нию:
функции
руководителя, установление целей,
принятие решений по вы­работке
стратегии школы, контроль результатов;
руководство сотрудниками, их мотивация;
задачи особой важности; задачи высокой
степени риска; нео­бычные, исключительные
дела; срочные дела, не оставляющие
времени для объяснения и перепроверки;
задачи строго доверительного характера.

Пределы
полномочий определяются политикой,
процедурами, правила­ми и должностными
инструкциями. Причиной нарушений
полномочий чаще всего бывает превышение
власти.

Взаимосвязь
единоначалия и коллегиальности.
Одним
из условий эффек­тивного осуществления
управленческой деятельности является
опора на опыт и знания непосредственных
организаторов учебно-воспитательного
процесса (учителей, воспитателей),
умелое, тактичное привлечение их к
разработке, обсуждению и принятию
оптимальных управленческих реше­ний
на основе сопоставления разных, в том
числе и противоположных, то­чек зрения.
Однако при этом надо четко представлять,
что коллегиальность должна иметь свои
границы, особенно когда речь идет о
личной ответ­ственности каждого члена
коллектива за исполнение принятого
колле­гиальным путем решения.

С
другой стороны, единоначалие в управлении
призвано обеспечивать дисциплину и
порядок, четкое разграничение полномочий
участников пе­дагогического процесса,
занимающих различные уровни управления.
Кро­ме того, руководитель осуществляет
контроль за соблюдением и поддержа­нием
статуса каждого члена педагогического
коллектива. Вся деятельность руководителя
образовательной системы основывается
не столько на фор­мальном, административном
авторитете, сколько на опыте работы с
людь­ми, высоком профессионализме,
основанном на глубоком знании педаго­гики,
психологии, социальной психологии и
философии, управления, а также учете им
индивидуально-психологических
особенностей учителей, учащихся,
родителей.

Если
коллегиальность приоритетна на
стратегическом этапе (обсужде­ние и
принятие решений), то единоначалие
необходимо прежде всего на этапе
реализации принятых решений (на этапе
тактических действий).

Единоначалие
и коллегиальность в управлении — это
проявление закона единства
противоположностей.

Принцип
взаимосвязи единоначалия и коллегиальности
в управлении образовательной системой
реализуется в деятельности общественных
органов управления (различного рода
комиссий и советов, действующих на
общественных началах; в работе съездов,
слетов, конференций, где необ­ходим
коллективный поиск и персональная
ответственность за принятые решения).
Государственно-общественный характер
управления образова­нием, о котором
мы будем говорить более подробно в
следующей главе, со­здает реальные
возможности в центре и на местах для
утверждения в практике принципа единства
единоначалия и коллегиальности.

От
соблюдения правильного соотношения
между единоначалием и колле­гиальностью
во многом зависит эффективность и
действенность управления.

В
заключение заметим, что реализация
данного принципа направлена на преодоление
субъективности, авторитаризма в
управлении педагогиче­ским процессом.

Научная
обоснованность (научность) управления.
Данный
принцип пред полагает построение системы
управления на новейших достижениях
науки управления. Научное управление
несовместимо с субъективизмом.
Руково­дитель должен понимать и
учитывать закономерности, объективные
тен­денции развития общества,
педагогических систем, принимать решения
с учетом сложившейся обстановки и
научных прогнозов.

Реализация
принципа научной обоснованности
управления во многом определяется
наличием достоверной и полной информации
о состоянии управляемой педагогической
системы.

Объективность,
полнота и регулярность предоставления
информации.
Эффективность
управления педагогическими системами
в значительной мере определяется
наличием достоверной и необходимой
информации.

В
управлении педагогической системой
важна любая информация, но прежде всего
управленческая информация, которая
необходима для опти­мального
функционирования управляемой подсистемы.
Формирование ин­формационных банков
данных, технологий их оперативного
использова­ния повышает научную
организацию управленческого труда.

Управленческая
информация подразделяется: по времени
— на еже­дневную, ежемесячную,
четвертную, годичную; по функциям
управления — на аналитическую, оценочную,
конструктивную, организационную; по
ис­точникам поступления — на
внутришкольную, ведомственную,
вневедом­ственную; по целевому
назначению — на директивную,
ознакомительную, рекомендательную и
др.

В
управлении общеобразовательным
учреждением информация играет такую
же важную роль, как и в любом учреждении.
В деятельности школы прослеживается
довольно значительное количество
информационных взаи­моотношений:
учитель — ученик, учитель — родители,
администрация — учитель, администрация
— учащиеся, администрация — родители
и пр. Кроме того, администрация школы
постоянно находится в информационных
контактах с органами народного
образования, методическими учреждениями,
другими учреждениями и организациями,
занимающимися вое питанием детей и
подростков. Все это свидетельствует об
уникальном многообразии информационных
потоков: входящих, выходящих и движущихся
внутри школы, в связи с чем к ее качеству
(объективности и полноте) предъявляются
высокие требования.

Трудности
с использованием информации в управлении
часто исходят от информационного избытка
или, наоборот, от его недостатка. И то и
дру­гое затрудняет процесс принятия
решений, оперативное регулирование их
выполнения. В педагогических системах
недостаток информации чаще ощущается
в области воспитательной деятельности.

Для
человека, имеющего дело с внутришкольной
информацией, важно знать методы ее
сбора, обработки, хранения и использования.
Школьный руководитель, менеджер в своей
деятельности, активно использует
наблю­дение, анкетирование, тестирование,
работу с инструктивными и методи­ческими
материалами. С внедрением технических
средств и компьютериза­ции существенно
сократились сроки сбора и обработки
материалов. Уси­лия школьной
администрации должны быть сосредоточены
на разработке и внедрении внутришкольной
информационной технологии управления,
использовать которую могли бы как
руководители школы, так и учителя.

Требование
регулярности предоставления информации
связано с цик­личностью процесса
управления школой и вполне определенной
этапностью ее функционирования.
Своевременность подачи в вышестоящие
ин­станции запрашиваемых материалов
составляет один из признаков эффек­тивной
работы школы. Руководитель школы несет
ответственность за исходящую информацию,
куда бы она ни направлялась.

Кроме
рассмотренных выше принципов управления
педагогическими системами, выделяют и
другие
:

  • принцип
    соответствий (выполняемая работа должна
    соответствовать интеллектуальным и
    физическим возможностям исполнителя);

  • принцип
    автоматического замещения отсутствующего;

  • принцип
    первого руководителя (при организации
    выполнения важ­ного задания контроль
    за ходом работы должен быть оставлен
    за первым руководителем);

  • принцип
    новых задач (видение перспектив);

  • принцип
    обратной связи (оценка хода и результатов
    дела);

  • принцип
    нормы управляемости (оптимизация
    количества педагоги­ческих работников,
    подчиненных непосредственно руководителю).

Существуют
и другие классификации и трактовки
принципов педагоги­ческого менеджмента.
В. П. Симонов выделяет следующие принципы:

  • целеполагание
    как основа планирования, организации
    и контроля всей деятельности менеджера
    любого уровня управления;

  • целенаправленность
    управления (умение ставить цели с учетом
    ре­альности, социальной значимости
    и перспективности);

  • кооперация
    и разделение управленческого труда,
    т. е. опора на кол­лективное творчество
    и разум;

  • функциональный
    подход — постоянное обновление,
    уточнение и конкретизация функций
    исполнителей;

• комплексность
не только определения цели и задач, но
и организация выполнения принятых
решений, педагогический контроль,
коррекция деятельности;

  • систематическое
    самосовершенствование педагогического
    менеджмента на всех уровнях управления.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Демократизация
и гуманизация управления образовательными системами.

Ориентация
внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие
самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Утверждение
гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные
позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Технократическая
парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической

направленности
в его управлении. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от
монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления
гуманизации процесса  обучения и воспитания. Гуманизация управления в

образовании
– это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к
нему.

Системность
и целостность в управлении.

Понимание
системной природы

педагогического
процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология
системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь

ясное
представление о школе как системе, ее основных признаках. Системность и
целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и
взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и
педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает
односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается
какая-либо одна из них. Данный принцип

 подчеркивает,
что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все
ее функции в равной степени важны.

Рациональное
сочетание централизации и децентрализации.

В
условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих

функций,
потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. В равной
степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению
эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации

в
угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и
администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций
управления.
сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении

обеспечивает
деятельность руководителей административных и общественных органов в

интересах
всего коллектива школы.

Единство
единоначалия и коллегиальности в управлении.

Реализация
данного

принципа
направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении

целостным
педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт
и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений,
сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное
решение.

Коллегиальность
вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена

коллектива
за порученное дело.

Единоначалие
в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение

И соблюдение
полномочий участников педагогического процесса.
Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в
управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в
деятельности различного рода комиссий и советов.

Объективность
и полнота информации в управлении образовательными системами.

 Эффективность
управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием
достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены
неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации.
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с
информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во
внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение
информации.
В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в
области воспитательной деятельности.
В управлении образовательной системой важна любая информация, но
прежде всего —

управленческая
информация, которая необходима для оптимального функционирования

управляемой
подсистемы.

Автор статьи

Жанна Хачатуровна Степанян

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Понятие системы управления образовательной организацией

На сегодняшний день в современном обществе для реализации функции образования создана система образования, которая представлена комплексом образовательных организаций. Для того чтобы данные организации осуществляли свою деятельность согласно исходному назначению, осуществляется управление образовательными организациями.

Управление образовательными организациями осуществляется на основании Закона «Об образовании».

Определение 1

Управление образовательной организацией – это сложный процесс, который состоит из совокупности взаимосвязанных целей и задач, глубокого анализа осуществляемой воспитательно-образовательной работы, планирования и организации учебного процесса, выбора оптимальных и эффективных методов, форм и средств реализации педагогического процесса, а также взаимодействия между всеми участниками.

Под системой управления образовательной организацией понимают научно обоснованные действия со стороны администрации и педагогического коллектива организации, которые направлены на рациональное использование имеющихся сил, времени и материальной базы, с целью осуществления эффективного педагогического процесса, в рамках конкретной образовательной организации.

В общем же под управлением понимают систематическое и целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект, для обеспечения эффективного функционирования и достижения поставленной цели.

Субъектом управления может быть один человек в лице руководителя организации или группа лиц, т. е. специально созданный для управления орган.

Под социальным объектом понимается общество, отдельная сфера деятельности данного общества, организация, учреждение и т.д.

Принципы системы управления образовательной организацией

Основными принципами управления образовательной организацией является:

  1. Принцип гуманизации образования в России. Согласно данному принципу во главе педагогического процесса стоит личность ребенка, уважение его прав и свобод, предоставление возможностей для реализации его творческого потенциала, заложенного от рождения. Принцип гуманизации подразумевает равноправие всех участников воспитательно-образовательного процесса, приоритет общечеловеческих ценностей.
  2. Принцип единства федерального культурного и образовательного пространства. Данный принцип предусматривает организацию воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательных организаций не только на основании федеральных законов и положений, но и с учетом национальных и культурных особенностей того региона, где находится образовательная организация.
  3. Принцип соблюдения светского характера образования. На сегодняшний день в России церковь отделена от государства и не наделена никакими властными функциями. В связи с этим образование носит исключительно светский характер, то есть свободно от какого бы то ни было религиозного воздействия и влияния. Однако по желанию каждый может получить образование не только в общеобразовательной школе светского характера, но и в школе при храме или церкви, с возможностью изучения специальных предметов, связанных с религией.
  4. Принцип свободы плюрализма в образовании. Данный принцип предполагает необходимость воспитания у каждого ребенка свободы и ответственности. Воспитание в каждом ребенке понимания того, что действовать необходимо в соответствии с нормами и правилами, которые установлены в том обществе, где он живет.
  5. Принцип демократического государственно-общественного характера управления образованием. Предусматривает единение усилий общества и государства в вопросах решения проблем образовательной организации в частности и системы образования в целом.
  6. Принцип общедоступности и адаптированности системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Данный принцип предполагает обеспечение условий необходимых для усвоения культуры, истории, традиций и т.д. своего народа, его ценностей и общечеловеческих норм.
  7. Принцип автономности образовательной организации. Состоит в том, что каждая образовательная организация свободна в подборе и расстановке кадров, осуществлении внутренней деятельности. Главным условием является то, что данная самостоятельность не должна противоречить законодательству РФ и Уставу образовательной организации.

«Система управления образовательной организацией» 👇

Замечание 1

Таким образом, эффективность управления образовательной организацией во многом зависит от соблюдения данных принципов. Оптимальным является использование не одного конкретного принципа, а комплекса, состоящего из нескольких взаимосвязанных между собой принципов.

Функции системы управления образовательной организацией

Замечание 2

Под функциями системы управления образовательной организацией понимают относительно обособленные направления управленческой деятельности.

Принято выделять четыре основные группы функций управления образовательной организацией:

  1. Функции управления, направленные на поддержание стабильного и эффективного функционирования образовательной организации.
  2. Функции управления, направленные на развитие образовательной организации и инновационными процессами в рамках каждой конкретной организации.
  3. Функции, направленные на управление функционированием и саморазвитием внутри образовательной организации.
  4. Функции управления, направленные на осуществление педагогического анализа, реализуемого в рамках образовательной организации воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, основные функции управления образовательной организацией состоят в следующем: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кетанов инъекции инструкция по применению цена
  • No bark collar инструкция на русском языке
  • Максиган инструкция по применению таблетки от головной боли
  • Лазолван жидкий инструкция по применению цена
  • Камера ezviz руководство пользователя