Основные
принципы
организации
и функционирования педагогического
процесса
принцип
целостного подхода к воспитанию;
принцип
непрерывности воспитания;
принцип
целенаправленности в воспитании;
принцип
интеграции и дифференциации совместной
деятельности педа-гогов и воспитанников;
принцип
природосообразности;
принцип
культуросообразности;
принцип
воспитания в деятельности и в коллективе;
принцип
последовательности и систематичности
в обучении и воспита-нии;
принцип
единства и адекватности управления и
самоуправления в педагогическом
процессе;
принцип
оптимизации (Ю.К Бабанский) — постоянного
приведения методов и приемов деятельности
в соответствии с целями и содержанием
педагогического процесса, реальной
психологической ситуацией.
Бабанский
***
Общественные
отношения и явления существуют в
единстве, в определенной системе и
иерархической взаимозависимости.
Взаимопроникая и взаимодействуя друг
с другом, они образуют целостность.
Поэтому
основные методологические принципы
изучения общественных отношений и
явлений едины для всех общественных
наук, в том числе и для педагогики.
Ведущим
принципом исследования проблем
воспитания и обучения детей является
конкретно-историческое изучение
общественных явлений во всем многообразии
их связей, зависимостей и опосредований.
На
каждом историческом этапе общественного
развития педагогика, сохраняя
преемственность, принципиально
обновляется за счет требований,
предъявляемых к человеку, качественно
новым способом производства материальных
благ и характером общественных отношений.
В изменившихся условиях возникают
новые цели воспитания, модернизируется
его содержание, а также формы и средства
педагогического воздействия. В
педагогических исследованиях без учета
конкретно-исторических социальных
отношений и закономерностей их развития
не могут быть вскрыты педагогические
закономерности, создана подлинно
научная теория. Педагогические явления
отражают в себе общественные цели,
характер общественных отношений,
состояние морального климата.
Теоретическая педагогическая модель
организации учебно-воспитательного
процесса всегда привязана к этим
конкретно-историческим условиям,
конкретному содержанию общественной
жизни. Создание абстрактных концепций,
формализация педагогических процессов
с целью моделирования и изучения
учебно-воспитательных ситуаций всегда
условны. Временно отвлекаясь от
конкретно-содержательных требований,
в период завершения теоретического
исследования необходимо вновь вернуться
к рассмотрению педа-гогической реальности
в ее конкретно-исторической сущности.
В
процессе изучения проблем теории и
практики воспитания
необходимо
соблюдение принципа
несводимости законов одной науки к
законам другой, хотя бы и смежной,
близкой по объекту и предмету исследования.
Пограничные с педагогикой науки,
изучающие специфические закономерности
становления ребенка, обогатили
педагогическую теорию и практику, дали
обоснование многим воспитательским
идеям. Но научное представление о
законах целостного формирования его
личности в системе общественных
отношений не является механической
суммой данных смежных наук. Педагогика
учитывает философские концепции
личности, психологические, социологические,
физиологические, анатомические
закономерности развития ребенка. Но
ее прямая и непосредственная задача
состоит в выявлении собственно
педагогических закономерностей
возрастного становления личности во
взаимосвязи и взаимодействии самых
различных видов деятельности, отношений
и прежде всего в учебно-воспитательном
процессе. Педагогика, опираясь на
пограничные науки, исследует свои,
качественно свое-образные, присущие
лишь ей, объективные законы и закономерности
процесса воспитания. Они не могут быть
ни сведены к законам психологии,
физиологии, социологии, ни, тем более,
заменены ими.
Организация
научно-педагогических исследований
требует учета принципа диалектического
единства общего и особенного в
педагогических явлениях.
Педагогика имеет дело одновременно с
формированием личности и индивидуальности
ребенка. Она занимается проблемами
общего образования, воспитанием общих
гражданских качеств, нравственного
сознания, навыков и привычек поведения,
которые необходимы всем людям для
нормальной общественной жизнедеятельности.
Вместе с тем самого пристального
внимания педагогики заслуживает и
проблема развития индивидуальных
особенностей: типа высшей нервной
деятельности;
своеобразия
протекания психических процессов; всей
совокупности интеллектуальных и
физических способностей, дарований и
склонностей, характера. Все это делает
ребенка неповторимой индивидуальностью,
обогащает его личность, превращает в
высшую человеческую ценность.
Важнейшим
методологическим принципом изучения
теоретических и практических проблем
воспитания является положение о единстве
воспитания и жизни.
Принцип единства воспитания и жизни в
педагогике обусловлен требованием
готовить подрастающее поколение к
активному участию в обновляющейся
обществен-ной жизни, с учетом реальных
жизненных условий. Жизнь, практика
общественных отношений является, в
конечном счете, главным воспитателем,
формирующим качества личности и ее
отношения с миром. Воспитание—органическая
часть жизни, и в этом смысле они едины.
Воспитание одновременно обеспечивает
жизнь ребенка, вводит его в жизнь
общества, учит ориентироваться в ней,
активно творчески проявлять себя,
прививает иммунитет к отрицательным
влияниям. Педагогика, будь то научная
теория или народный опыт, обобщенный
в форме традиций, притч и присказок,
пословиц и поговорок, всегда направлена
на преодоление противоречий между
ребенком и жизнью, ее требованиями.
Педагогическая организация жизни
включает детей в систему общественных
отношений, привлекает к активному
участию в общественно-производственной
деятельности. В единстве жизни,
воспитания, педагогического процесса
заложено основное условие воспитательной
эффективности педагогических воздействий
на формирующуюся личность ребенка,
активность его творческого самопроявления.
Для
педагогики как науки одновременно
фундаментальной
и прикладной принципиальное значение
имеет проблема взаимосвязи и
взаимозависимости педагогической
теории и практики.
Педагогическая теория возникла из
практических потребностей воспитания
и обучения детей. Родившись на основе
широкой воспитательной практики и
опыта, педагогика накопила обобщенные
знания, позволяющие ей управлять самим
воспитательским опытом и изменять его
в соответствии с требованиями общественной
жизни. Педагогика неразрывно связана
с практикой и непосредственно служит
ей. Она представляет собою идеальную
сторону практики. К. Д. Ушинский придавал
огромное значение развитию педагогической
теории и практики в их единстве. Он
указывал на вредность как голого
практицизма, так и беспочвенного
теоретизирования. К. Д. Ушинский требовал
глубокого осмысления опыта, создания
на этой основе подлинной теории,
освещающей путь практике. Важен не сам
по себе опыт,— считал он,— а мысль,
выведенная из него.
Существует
три уровня подхода к проблемам теории
и практики, отношений педагогической
науки и опыта. Первый
уровень — эмпирический.
Его исходная позиция состоит в требовании
организации педагогической наукой
активных поисков лучшего опыта, в
описании и широком распространении
этого опыта через печать, органы
народного образования, научно-практические
конференции и другие формы общения
педагогов.
Другой
уровень подхода к проблеме соотношения
педагогической науки и практики
заключается в идее опережения
педагогической теорией практики,
перспективного развития педагогического
опыта на основе широкого внедрения
данных педагогической науки. Здесь
подчеркивается ведущая роль науки по
отношению к практике.
К массам учителей предъявляется
требование освоения достижений передовой
науки. Это дает возможность самой теории
развиваться, двигаться вперед на базе
передового опыта, внедрения научных
рекомендаций.
Высший
уровень взаимодействия теории и практики
можно констатировать тогда, когда
педагог, внутренне приняв ту или иную
педагогическую идею, гипотезу, глубоко
сознательно, творчески реализует ее,
создает качественно новую ситуацию
эффективного воспитания и обучения
детей. Такой учитель, воспитатель,
сознательно и творчески применяя
педагогические научные идеи, превращает
их из абстрактного обобщения, из общей
теории в
педагогическую
реальность. Этот уровень подхода к
проблеме соотношения теории и практики
состоит в их равноправном
творческом взаимодействии,
опытно-экспериментальном преобразовании
педагогической действительности с
целью раскрытия новых закономерностей
ее развития.
Этот уровень взаимодействия возможен
на базе систематического освоения
учителем выводов педагогической науки,
их внедрения и преобразования в
индивидуальном опыте.
Опережение
педагогической теорией практики и их
равноправное творческое взаимодействие
— представляет собой стороны единого
процесса научно-педагогического
познания.
Лихачев
***
Принципы
педагогического процесса.
Современные
педагоги выделяют принципы организации
и принципы руководства педагогическим
процессом.
Выделяются
следующие принципы организации
функционирования педагогического
процесса:
•
Принцип
научности
•
Общественно
значимая целевая направленность
педагогического процесса.
•
Комплексный
подход к организации различных видов
деятельности субъектов педагогического
процесса.
•
Принцип
активности субъектов педагогического
процесса.
•
Принцип
взаимозависимости и взаимообусловленности
всех структурных компонентов
педагогического процесса.
•
Принцип
постепенного развития субъектов
педагогического процесса.
•
Единство
требовательности и уважения к субъектам
педагогического процесса.
•
Учет
возрастных и индивидуальных особенностей
субъектов педагогического процесса.
•
Принцип
стимулирования деятельности, инициативы
и творчества субъектов педагогического
процесса.
•
Создание
комфортного психологического климата.
•
Принцип
комплексной оценки деятельности
субъектов педагогического процесса
***
Организация
педагогического процесса осуществляется
по ряду принципов, которые объединяются
в две группы.
Первая
группа.
1.
Принцип общественно ценной целевой
направленности педагогического
процесса. В нем отражается организация
учебно-воспитательной работы с целью
всестороннего развития учащихся.
2.
Принцип комплексного подхода. Обеспечивает
целостность организации и результатов
воспитания и обучения, а также
концентрируется на межпредметных
взаимосвязях.
3.
Принцип взаимосвязи учебно-воспитательной
работы с общественной жизнью. Он
представляет собой связь содержания
образования и воспитания с различными
общественными процессами.
4.
Принцип целостного и гармоничного
интеллектуально-эмоционального,
эмоционально-волевого и
действенно-практического развития
личности в процессе обучения и воспитания.
Он предполагает развитие личности в
контексте социальных норм и заложенных
в ней от природы различных возможностей.
5.
Принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он отражает в себе совокупность
массовых, коллективных, групповых, и
индивидуальных форм работы.
6.
Принцип единства требовательности и
уважения к учащимся. Такой подход
способствует повышению самооценки и
самообучения у учеников.
7.
Принцип сочетания руководства и развития
инициативы у учащихся.
Вторая
группа.
1.
Принцип ведущей роли воспитания и
обучения учеников относительно их
эмоционального, интеллектуального,
нравственного, трудового, эстетического,
физического развития.
2.
Принцип синтеза в стимулировании
трудовой, познавательной и иной
деятельности учеников, а также активизации
их нравственно-волевых способностей.
3.
Принцип оптимизации. Приведение
различных видов деятельности в
соответствие с целями учебно-воспитательной
работы, содержанием и реальной ситуацией.
4.
Принцип развития у учащихся в
педагогическом процессе всех типов
мышления.
5.
Принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей детей в целостном
педагогическом процессе. Этот процесс
обусловливает одновременное становление
личности и индивидуальности у учеников.
6.
Принцип последовательности и
систематичности в обучении и воспитании.
Этот принцип обеспечивает более высокую
эффективность дальнейшего применения
полученных знаний.
7.
Принцип наглядности. Развивает
аналитическое и образное мышление,
способствует лучшему освоению навыков.
8.
Принцип доступности. Обеспечивает
правильную дозировку информации в
соответствии с возрастными рамками
учеников.
9.
Принцип прочности. Определяет закрепление
полученных знаний, умений и навыков.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
11.03.201625.3 Mб9Янин. Археология.djvu
- #
Методическая статья: Педагогические принципы воспитания и обучения.
Закономерности и принципы воспитания.
Принципы воспитания.
Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Выделяют следующие основные принципы (Пидкасистый П.И., 1996):
- ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
- принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я » в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе… будет другим… Ты этого хочешь? Это будет правильно?»;
- принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» -«нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Закономерности воспитания
Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):
- воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения; нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;
- содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;
- соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;
- только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
- организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.
Закономерности и принципы обучения.
Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества. Определение закономерностей обучения во многом зависит от уровня развития гуманитарных и антропологических наук. Закономерность обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие. Выделяют внутренние и внешние закономерности.
Внутренние закономерности – это: подчинение результата обучение активности ученика и способом управления обучением, зависимость обучения от способа нахождения противоречия между познавательными (практичными) задачами и уровнем необходимых для их решения умений, знаний и навыков учащихся, их умственного развития.
Внешние закономерности – это: развивающий и воспитывающий характер обучения, социальная обусловленность методов, целей и содержания обучения, зависимость полученных результатов обучения от особенностей контакта обучающего с элементами окружающего мира, осуществлении обучения в общении и на основе вебрально-деятельного подхода. к внешним закономерностям относится зависимость процесса обучения от общественных условий и процессов (уровня культуры, политической и экономической ситуации и т.д.). Под внутренними закономерностями подразумеваются связи между компонентами процесса обучения, например, между учеником, учителем и учебным материалом, между содержанием образования, целями, средствами, методами и формами обучения. Все эти закономерности можно считать точно установленными, так как они множество раз проверялись, подтверждались и объяснялись. Так как на процесс обучения всегда оказывают воздействия экономические, социальные, культурологические и др. явления, то по ходу дальнейшего развития гуманитарных наук будут устанавливаться новые закономерности процесса обучения.
Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. А все по той причину, что на основе закономерностей как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения. В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие. Понимание принципов обучения дает возможность организовывать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованной определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.
Принципы обучения можно разделить на общедидактические и методические.
Общедидактические принципы обучения включают в себя принципы сознательности, доступности, посильности, прочности, наглядности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации.
Методические принципы обучения – это принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности и принцип интеграции и дифференциации.
Таким образом, закономерности и принципы обучения находятся в непосредственной связи друг с другом. Сначала возникают закономерности, а уже потом, ввиду их развития возникают принципы, развитие которых во многом связано также с разработкой новых концепций обучения и теорий.
Подборка педагогических статей по теме: Принципы как педагогическая категория.
- http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко Педагогика Пособие для сдачи экзамена 2-е издание, переработанное и дополненное МОСКВА ■ ЮРАЙТ ■ 2005 Тема 6. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
ОБУЧЕНИЯ
Понятие закона, закономерности и принципа обучения
Обзор основных законов и закономерностей обучения
Принципы и правила обучения
6-4. Взаимосвязь принципов обучения.
2. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/11.html АЙСМОНТАС БРОНЮС БРОНЕВИЧ
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Педагогическая психология — одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.
Цель курса:
— помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.
3. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004491_0.html Руденко М.С. Реферат по педагогическому мастерству. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-471827.html?page=21 Под ред. П. И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Научная картина воспитательного процесса предполагает описание закономерностей, управляющих ходом воспитания ребенка. Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
5. http://fb.ru/article/4333/zakonomernosti-i-printsipyi-obucheniya Н.А.Карпова Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества.
6. http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-54.shtml Сивашинская Е.Ф. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе и принципов обучения. … Принципы обучения имеют исторический характер.
7. http://www.pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329-90.shtml Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой.
8. http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко.
Пособие для сдачи экзамена. Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Педагогика».
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/11.php Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. Педагогика, писал А. С. Макаренко, самая диалектическая наука. Подтверждением тому является ярко выраженная противоречивость педагогического процесса, что является отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей.
10.http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%BD.2_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=13 Платонова Н.М., Капланская Е.И., Плыгунова В.Н. и др.
Специфика проявления законов диалектики в педагогике • Законы и закономерности педагогического процесса • Понятие о принципах педагогического процесса • Принципы организации педагогического процесса • Принципы управления деятельностью воспитанников.
11. http://www.prepodi.ru/news/1173-novosti?showall=1 Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. … На базе закономерностей формируются принципы воспитания.
12. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00125815_0.html Рубрика: Педагогика. Тип: Реферат. Добавлен: 03.12.2009. Понятие закона и закономерности, необходимость изучения законов в дидактике. Виды закономерностей и законов в обучении, их специфика для дидактической науки.
13. http://tgspa.ru/info/study/pedagog/uch_rab/uch_posobie/to4.htm Закономерности и принципы процесса обучения. Дидактические закономерности, внешние и внутренние. … Дидактические закономерности – это устойчивые связи между условиями и результатами обучения.
14. http://www.prepodi.ru/news/1173-novosti?showall=1 Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. … На базе закономерностей формируются принципы воспитания.
Тенденция воспитания – общественное явление, в процессе которого молодое поколение присваивает социальный опыт старших.
В этом разделе рассматриваются принципы и закономерности педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса
Закономерности целостного педагогического процесса – это тенденции воспитания, выражающие основной закон учебно-воспитательной деятельности.
Педагогические закономерности определяют зависимость содержания, форм и методов педагогической деятельности от степени развитости производительных сил общества и производственных отношений. На уровень образования влияют также интересы господствующей прослойки общества, политика и идеология государства.
На эффективность педагогического процесса воздействуют материальные, гигиенические, морально-психологические условия. Данные условия, в свою очередь, определяются такими факторами, как социально-экономическое положение страны и действия субъектов, включая органы образования.
Результаты воспитания находятся в объективной зависимости от особенностей взаимодействия подрастающего поколения с окружающей средой. Суть педагогической закономерности состоит в итогах обучения и воспитания, на которые влияет характер деятельности воспитанников. Важное значение имеет закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса годам жизни и индивидуальным особенностям учащихся.
В практике педагогического процесса немалую роль играет освоение внутренних связей между функциональными компонентами. К примеру, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса обуславливается поставленными целями. Выбор метода педагогической деятельности и средства зависит от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.
Принципы педагогического процесса
Закономерности образовательного процесса выражены в положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы. То есть закономерности выражаются в принципах.
Принципы педагогического процесса – это главные положения теории, ее идеология. В принципах непосредственно педагогического процесса отражаются основные требования к организации педагогической деятельности, определяется ее направление, происходит творческое построение педагогического процесса.
Как вы понимаете, принципы педагогического процесса определяются на основе закономерностей. Они представляют собой результат педагогической науки и современной педагогической практики. Их суть выражается закономерными связями между учителями и воспитанниками. В результате взаимосвязи обучения, воспитания и развития возникли такие принципы:
- Развивающий характер обучения;
- Воспитывающий характер обучения;
- Единство воспитания и обучения.
Взаимосвязь педагогического процесса с уровнем развития производительных сил обусловила появление принципа объединения педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью людей.
Функциональный подход рассматривает изолированно принципы обучения и воспитания. С позиции целостного педагогического процесса, существуют 2 категории принципов:
- Руководство деятельностью обучающихся;
- Организация образовательного процесса.
Принципы педагогического процесса тесно связаны с педагогическими правилами. Правила базируются на принципах, подчиняются им и уточняют их. Правила указывают на характер отдельных действий в работе педагога, что приводит к выполнению принципов. При этом они используются в зависимости от определенной педагогической ситуации.
Принципы организации целостного педагогического процесса
Принцип гуманизма педагогического процесса является основным требованием образования, выражающим необходимость сочетания целей общества и отдельного человека. Для осуществления данного принципа требуется подчинение образовательно-воспитательной работы целям становления разносторонне развитой личности. Эта теория не рассматривает стихийное, спонтанное развитие детей.
Важную роль в организации педагогического процесса играет его связь с реальной жизнью и производственной практикой. Данный принцип делает невозможной абстрактно-просветительскую направленность в становлении личности. Он предусматривает соответствие содержания образования и форм педагогической работы с меняющимися условиями в экономике, политике, культуре и общественной жизни страны и в мире. Для осуществления данного принципа необходимо постоянное ознакомление детей с текущими обстоятельствами. Воспитанники должны вести активную общественную деятельность, участвовать в разнообразных мероприятиях.
Связь образовательного процесса с производственной практикой необходима потому, что практическая деятельность является источником познания, правильным критерием истины и областью приложения достигнутых результатов.
Изучение теории основывается на имеющемся у обучающихся опыте. Реализация принципа связи с жизнью и практической деятельностью возможна через вовлечение воспитанников во все возможные виды деятельности, включая трудовую. Причем труд должен удовлетворять человека в процессе созидания и творчества. Коллективный труд помогает в становлении общественного поведения и полезных личностно-деловых качеств. Главное, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, организация и нравственная направленность.
Принцип научности дает возможность привести содержание образования в соответствие со степенью развития науки и опытом, накопленным мировой цивилизацией. Научность выражается в разработке учебных планов, программ и учебных материалов.
Согласно данному принципу педагогическое взаимодействие направляется на улучшение познавательной активности ребят, становление умений и навыков научного поиска. Осуществление принципа научности происходит через ситуации нравственного выбора, наблюдение за явлениями, фиксацию и исследование результатов наблюдений, научные споры, отстаивание в данных спорах собственного мнения, применение научной литературы.
Основополагающим требованием организации педагогическо-образовательного процесса считается принцип обучения и воспитания в коллективе. Этот принцип предусматривает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательного процесса.
Человек становится личностью в процессе общения и связанного с ним обособления. Общение и обособление представляют собой источник социального человеческого богатства. В коллективе наилучшим образом развивается и проявляет себя каждый отдельный человек. Коллектив воспитывает и развивает в личности чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи. Вместе люди усваивают правила общения, поведения, вырабатывают организаторские навыки руководства и подчинения.
Еще одним важным требованием является принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление знаний, умений и способностей, а также их последовательное развитие и улучшение. Связь и преемственность задач образовательного процесса обеспечивают переход от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их постепенное обогащение и развитие.
Преемственность подразумевает под собой построение системы и последовательности в обучении и воспитании. Благодаря систематичности и последовательности удается за меньшее время достичь желаемых результатов. На практике принцип преемственности, системности и последовательности выполняется в процессе планирования.
Главнейшим организующим положением целостного образовательного процесса является принцип наглядности. Наглядность в воспитательном процессе базируется на закономерностях познания окружающей среды и развития мышления по правилу от конкретного к абстрактному.
Наглядность в педагогическом процессе выражается через иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, использование примеров и жизненных фактов.
Принципы управления
В педагогическом управлении важное значение имеют 3 элемента: активность, самостоятельность и инициатива детей. Отсюда следует принцип сочетания педагогического управления и развития самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление служит для поддержания полезных начинаний детей, обучения их выполнять всевозможные работы, для поощрения инициативы и творчества.
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном образовательном процессе состоит в активной роли воспитанника в педагогической деятельности. Активность ребенка должна быть направлена не только на запоминание и проявление внимания, но и на процесс самостоятельного поиска знаний.
Единство и целостность воспитательного процесса возможны только в случае, когда взаимодействуют все педагогические системы.
Принципы организации педагогического процесса
Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. — ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.
Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.
Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.
Принцип научности. является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.
Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.
Принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление — источник социального богатства личности.
Наилучшие условия для общения и обособления создает коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себе отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и
Другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.
Сама природа педагогического процесса с его задачной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного _принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. Учебно-воспитательный процесс всегда обращен к целостной личности. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную педагогическую задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.
Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в обучении и воспитании, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К. Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями'».
Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие, где, с одной стороны, необходимость формирования системы знаний, умений и навыков по предметам, а с другой — необходимость формирования целостного мировоззрения о единстве и обусловленности явлений окружающего мира. Прежде всего это обеспечивается построением программ и учебников предметного преподавания при обязательном установлении межпредметных и внутрипредметных связей. В настоящее время применяется преимущественно линейный принцип построения учебных программ, реже концентрический. Уменьшение доли концентризма связано с тем, что учебные программы все более тесно связываются между собой.
На практике принцип преемственности, систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования учитель намечает последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации педагогического процесса, планирует повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения, как правило, следовали бы за изучением теории.
Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Однако научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.
Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т.п.
С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни., прежде всего обучения и воспитания.
Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарнопрактического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.
Марина Сергеевна Баева
Эксперт по предмету «Педагогика»
Задать вопрос автору статьи
Закономерности педагогического процесса
Тенденция воспитания как общественного явления заключается в присвоении молодым поколением социального опыта старших.
В этом заключается основной закон педагогического процесса. Существуют и специфические законы, которые проявляются в виде педагогических закономерностей. Это зависимость содержания, форм и методов педагогической деятельности от уровня развития производительных сил в обществе и соответствующих им производственных отношений. Уровень образования определяется также интересами господствующей прослойки общества, политикой и идеологией государства.
Эффективность педагогического процесса зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических условий. Эти условия зависят от социально-экономического положения страны и от действий субъектов, в частности представителей органов образования. Объективной является зависимость результатов воспитания от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности заключается в результатах обучения и воспитания, зависящих от характера деятельности воспитанника. Важна закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрасту и особенностям обучаемых. Для практики педагогического процесса важно уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Например, содержание определенного воспитательно-образовательного процесса обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и средства зависят от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.
Принципы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса выражаются в положениях, которые определяют его организацию, содержание, формы и методы. Таким образом, закономерности выражаются в принципах.
Принципы – это, по сути, основные положения теории, ее идеи. Принципы непосредственно педагогического процесса отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс.
Принципы педагогического процесса формулируются на основе закономерностей. Они же являются итогом достижений педагогической науки и современной педагогической практики. Их основа выражается закономерными связями между педагогами и учениками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление таких принципов, как:
- развивающий характер обучения,
- воспитывающий характер обучения,
- единство обучения и воспитания.
Зависимость педагогического процесса от уровня развития производительных сил породила принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой.
В функциональном подходе принципы обучения и воспитания рассматриваются изолированно. С точки зрения целостного педагогического процесса выделяют две группы принципов:
- организация педагогического процесса,
- руководство деятельностью воспитанников.
С принципами педагогического процесса взаимосвязаны педагогические правила. Они основываются на принципах, подчиняются им и конкретизируют их. Правила диктуют характер отдельных действий в деятельности педагога, которые приводят к реализации принципов. Правило используется в зависимости от конкретной педагогической ситуации.
Принципы организации целостного педагогического процесса
Принцип гуманизма педагогического процесса – это основной принцип образования, который выражает необходимость сочетания целей общества и отдельной личности. Для реализации этого принципа требуется подчинение образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. В этой теории невозможно стихийное, спонтанное развитие детей.
Важное место в организации педагогического процесса отводится его связи с реальной жизнью и производственной практикой. Этот принцип делает невозможной абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования и форм педагогической работы с изменениями в экономике, политике, культуре и общественной жизни государства и в мире. Для реализации этого принципа требуется постоянное ознакомление обучаемых с текущими событиями. Воспитанники должны активно включаться в общественную деятельность, участвовать в различных мероприятиях.
«Принципы целостного педагогического процесса» 👇
Связь педагогического процесса с производственной практикой необходима потому, что практическая деятельность — это источник познавательной деятельности, правильный критерий истины и область приложения результатов познания.
Изучение теории может основываться на имеющемся у учеников опыте. Осуществления принципа связи с жизнью и практикой возможно через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, в том числе трудовую. Труд при этом должен приносить удовлетворение от процесса созидания и творчества. Коллективный труд помогает в формировании общественного поведения и ценных личностно-деловых качеств. Важно, что воспитывает не сам труд, а его социальное и интеллектуальное содержание, организация и нравственная направленность.
Принцип научности позволяет привести содержание образования в соответствие с уровнем развития науки и опытом, который накоплен мировой цивилизацией. Научность проявляется при разработке учебных планов, программ и учебников. В соответствии с данным принципом педагогическое взаимодействие направляется на развитие познавательной активности ребят, на формирование умений и навыков научного поиска. Реализация данного принципа происходит через ситуации нравственного выбора, наблюдение явлений, фиксацию и анализ результатов наблюдений, научные споры, отстаивание в этих спорах своего мнения, использование научной литературы.
Фундаментальным принципом организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе. Данный принцип предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Человек становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Общение и обособление – это источник социального богатства человека. В коллективе наиболее полно развивается и проявляет себя каждая отдельная личность. С помощью коллектива воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи. В коллективе человек усваивает правила общения, поведения, вырабатывает организаторские навыки руководства и подчинения.
Еще один важный принцип — требование преемственности, последовательности и систематичности, которое направлено на закрепление знаний, умений и навыков, их последовательное развитие и совершенствование. Связь и преемственность задач педагогического процесса, обеспечивают переход от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.
Преемственность требует построения системы и последовательности в обучении и воспитании. Систематичность и последовательность дают возможность за меньшее время достичь больших результатов. На практике принцип преемственности, системности и последовательности реализуется в процессе планирования.
Важнейшим организующим положением целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Наглядность в педагогическом процессе основывается на закономерностях познания окружающего мира и развития мышления, развивающегося по принципу: от конкретного к абстрактному. Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается иллюстрациями, демонстрациями, лабораторно-практическими работами, использованием примеров и жизненных фактов.
Принципы управления
Педагогическое управление направлено активность, самостоятельность и инициативу детей. Отсюда вытекает принцип сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление служит для поддержания полезных начинаний детей, обучению их выполнению различных работ, для поощрения инициативы и творчества.
Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе заключается в активной роли воспитанника в педагогическом процессе. Активность ребенка должна быть направлена не на простое запоминание и проявление внимания, а на процесс самостоятельного изыскания знаний.
Единство и целостность учебно-воспитательного процесса возможно только при взаимодействии всех педагогических систем.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме