Принципы руководства в социальной работе

Принципы
управления — это наиболее важные
закономерности, фундаментальные правила,
на которых основаны организация,
функционирование или развитие систем
управления.

Принципы
составляют основополагающее начало
управления. Они отражают сущность
реальных процессов управления,
подчиняющихся определенным законам.
Они так же объективны, как и законы,
которые в них отражаются.

Принципы
управления отличаются высокой
стабильностью во времени. Однако это
не исключает гибкости их применения в
различных конкретных условиях.

Экономика
общества, организации в своем развитии
проходит различные этапы, отягчающиеся
масштабами и структурой, технической
оснащенностью и формами организации,
уровнем образования и культуры работающих.
Учет этого динамизма в изменении
значимости отдельных принципов управления
— показатель экономической культуры,
эрудиции и квалификации специалистов,
руководителей производства.

Принципы
управления — наиболее сознательная
форма использования объективных законов
общества в практике управления. Поскольку
управление складывается из двух основных
факторов — стихийного и сознательного
управления — научный уровень управления
достигается за счет сокращения действий
стихийного фактора. Сократить действие
стихийного фактора можно путем постоянного
социологического изучения тенденций
и закономерностей прохождения общественных
процессов и их влияния на социальное
управление. Владение информацией о
действии внешних социальных условий и
факторов на систему управления позволит
выработать научный подход к управлению,
основанный на объективных закономерностях.

Социологический
подход к принципам управления предполагает
выделение среди них четырех основных
типов принципов:

общие
методологические принципы управления
социальными процессами;

специфические
методологические принципы управления,
выведенные из социологии;

организационные
принципы социального управления;

частные
принципы управления.

Рассмотрим
отдельно каждый из выделенных типов
принципов управления.

6.Принципы администрирования в социальной работе.

В 1911
г. вышла в свет работа «Принципы
управления» Ф.У.Тейлора, который по
праву считается основателем теории
современного менеджмента и системы
научного управления, получивших название
«тейлоризм». Одним из видных последователей
Тейлора является известный американский
ученый Г. Эмерсон (1853-1931 г.). В 1912 г. вышла
книга «Двенадцать принципов
производительности». В этой работе он
сформулировал широко известные в
настоящее время 12 принципов управления,
обеспечивающих рост производительности
труда:

1)
отчетливо поставленные идеалы или цели;

2)
здравый смысл;

3)
использование компетентных консультаций;

4)
дисциплина;

5)
справедливое отношение к персоналу;

6)
быстрый, надежный, полный, точный и
постоянный учет;

7)
диспетчеризация;

8)
наличие норм и расписаний;

9)
нормализация условий труда;

10)
нормирование производственных и
управленческих операций;

11)
наличие стандартных инструкций;

12)
вознаграждение за производительность.

Файоль
сформулировал 14 принципов управления

1)
разделение труда – специализация,
необходимая для эффективного использования
рабочей силы, применительно ко всем
видам труда, как управленческого, так
и исполнительского;

2) власть
и ответственность связаны между собой,
причем последняя является следствием
первой;

3)
дисциплина — уважение соглашений,
рассчитанных на то, чтобы обеспечить
повиновение, прилежание, энергичность
и внешнее проявление уважения;

4)
единоначалие обеспечивает единство
точки зрения, действия и распорядительства;

5)
единство руководства — виды деятельности,
преследующие одну и ту же цель, должны
иметь одного руководителя и руководствоваться
одним планом;

6)
подчинение частных интересов общим —
интересы служащего или группы не должны
ставиться выше интересов предприятия;

7)
вознаграждение — методы стимулирования
труда должны быть справедливыми и
доставлять максимально возможное
удовлетворение сотрудникам, и
руководителям;

8)
централизация — степень концентрации
или рассредоточения власти;

9)
скалярная цепь — т.е. «цепь начальников»
от самого высшего до самого низшего
ранга;

10)
порядок — т.е. «всему (или каждому) должно
быть свое место, и все (каждый) на своем
месте»;

11)
справедливость — лояльность и преданность
персонала должны обеспечиваться,
уважительным и справедливым отношением
администрации к подчиненным;

12)
стабильность рабочего места для персонала
— излишняя текучесть кадров является
одновременно и причиной и следствием
плохого управления;

13)
инициатива — предоставлять подчиненным
возможность проявить личную инициативу;

14)
корпоративный дух – т. е. в единении
сила.

Файоль
подчеркивал, что эти принципы надо
применять с учетом специфики организации
и конкретных условий, отмечая, что
система принципов никогда не может быть
завершена, количество принципов
управления не ограничено.

Управление
в социальной работе рассматривается,
во-первых, как упорядочивающая деятельность
и, во-вторых, как деятельность, направленная
на определенную социальную систему.
Управление социальной работой – это
разновидность социального управления.
Это воздействие на организации и службы,
ведущие социальную работу, для достижения
целенаправленных изменений объекта в
желаемом направлении.

Существует
ряд принципов, применяемых в управлении
в сфере социальной работы:

1)
принцип разумной управляемости (обычная
норма управляемости колеблется от трех
до семи непосредственно подчиненных
руководителю исполнителей);

2)
принцип делегирования полномочий
(передача руководителем или вышестоящим
органом части своих функций подчиненным
без активного вмешательства в их
действия);

принцип
первого руководителя (контроль за ходом
работ должен быть оставлен за первым
руководителем, т.к. только он имеет право
и возможность решать или поручать
решение любого вопроса);

3)
принцип единоначалия (подчиненные
должны получать приказания только от
одного начальника);

4)
направленность действий в сфере
управления на достижение конкретных
целей;

5)
единство перспективного и текущего
планирования, обеспечивающего его
непрерывность;

6)
контроль за реализацией принимаемых
управленческих решений как важнейший
фактор их эффективности;

7)
многоплановое стимулирование творческой
активности, успехов и достижений всего
коллектива компании и каждого ее члена;

8)
индивидуальный подход к каждому участнику
коллектива, позволяющий максимально
использовать его потенциал;

9)
заинтересованность работника в повышении
своей квалификации, постоянной учебе
и овладении новыми знаниями и сферами
деятельности;

10)
ориентация на здоровый психологический
климат в коллективе;

11)
гибкость организационной структуры
управления, позволяющей решать
функциональные и управленческие задачи.

Таким
образом, заслуга представителей
классической (административной) школы
в теорию управления состоит в том, что
они рассматривали управление как
универсальный процесс, состоящий из
взаимосвязанных функций, и изложили
основные принципы управления, многие
из которых до сих пор полезны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Характеристика принципов социальной работы

Содержание:

  • Принципы социальной работы

    • Моральные нормы в социальной работе
  • Какие бывают, классификация и характеристики
  • Общефилософские принципы социальной работы
  • Организационные принципы социальной работы
  • Содержательные принципы социальной работы

Принципы социальной работы

Определение

Социальная работа – это профессиональная деятельность, основной целью которой выступает содействие отдельным людям и группам людей в преодолении их проблем как личного, так и социального плана.

Содействие может выражаться в:

  • защите;
  • помощи;
  • материальной и моральной поддержке;
  • обслуживании;
  • посредничестве;
  • обеспечении;
  • профилактике;
  • коррекции;
  • реабилитации;
  • организации культурного досуга.

В основе деятельности лежат общие и специфические принципы, определенные с учетом практики, истории, философии, социологии, психологии. Они же являются важнейшими структурными элементами соответствующей научной теории.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Примечание

Объектом помощи для социального работника может выступать пенсионер, инвалид, беженец, ребенок из неблагополучной или малообеспеченной семьи, а также дети, отец и мать которых ограничены в своих действиях лишением родительских прав.

Моральные нормы в социальной работе

Наряду с принципами, специфику деятельности в этом направлении определяют моральные нормы. Они подразумевают:

  • следование принципам гуманизма;
  • реализацию индивидуального подхода;
  • построение отношений между работником и клиентом на основе доверия;
  • учет культурных особенностей, региональной специфики;
  • следование правилу «не навреди»;
  • сострадание, заботу;
  • ответственность за принятие решений;
  • соблюдение границ между профессиональной деятельностью социального работника и личной жизнью.

Этический кодекс Ассоциации социальных работников содержит указания на ответственность перед клиентом, обществом и профессией. Последнее подразумевает стремление к расширению и углублению знаний, сотрудничество с коллегами, участие в обсуждении профессиональных вопросов.

Примечание

Для людей, занятых в этой сфере, крайне важны такие личностные качества, как самокритичность, стрессоустойчивость, самоконтроль, сильная воля, умение управлять эмоциями, эмпатия, коммуникабельность.

Какие бывают, классификация и характеристики

С одной стороны, социальная работа всегда направлена на удовлетворение потребностей, интересов клиента. С другой – ее важнейшей функцией является поддержание стабильности в обществе. Совокупность двух этих факторов определяет специфические принципы направления:

  • универсальность – недопустимость дискриминации отдельного человека по какому-либо признаку;
  • альтруизм;
  • толерантность;
  • обязательную конфиденциальность;
  • профилактическую направленность;
  • клиентоцентризм;
  • адресность;
  • принцип общественного реагирования.

Общие принципы, касающиеся также и социальной работы, принято подразделять на:

  1. Общефилософские – составляющие основу всех имеющихся наук о социуме.
  2. Социально-политические – определяющие требования государства к современной системе помощи населению.
  3. Организационные – отображающие технологическую готовность и компетентность кадров.
  4. Психолого-педагогические – утверждающие выбор средств, инструментов, методов.

Следование общим принципам способствует принятию этически верных решений, нахождению эффективных и гуманных способов воздействия на нуждающегося в помощи гражданина. Специфические помогают в решении нетипичных проблем.

Общефилософские принципы социальной работы

К общефилософским относят принципы:

  • отражения – специфичности восприятия фактов различными субъектами в силу их особенностей;
  • детерминизма – взаимосвязи всех происходящих явлений, процессов;
  • развития – поэтапного изменения функциональных, технических, общественных характеристик окружающей среды;
  • неразрывной связи индивида с обществом;
  • единства деятельности и сознания.

Общефилософские принципы не могут напрямую регулировать деятельность по оказанию социальной помощи гражданам, но являются основой для психолого-педагогической подготовки кадров.

Организационные принципы социальной работы

К принципам организационного характера относятся:

  1. Социально-технологическая компетентность, подразумевающая осведомленность работника в возможных вариантах решения проблем, его способность к грамотной реализации возложенных задач. Достижение высокого уровня компетентности возможно при систематической переподготовке, знакомстве с накопленным опытом, в том числе, аналогичных зарубежных служб.
  2. Стимулирование воздействует на потребности и интересы участников социальной работы. Стимулирование побуждает человека не только к активной, но и осознанной реализации своих возможностей, и тем самым определяет положительный эффект.
  3. Контроль за исполнением. Большинством социологов этот принцип рассматривается как неотъемлемый компонент системы, самостоятельный участок работы. Смысл контроля заключается в обеспечении гарантированных государством мер, содействии укреплению правопорядка.
  4. Единство ответственности и полномочий. Каждый специалист должен осознавать свои функции и задачи, знать и понимать права и обязанности.

Последний принцип, помимо единства, подразумевает баланс между полномочиями и ответственностью. Широкие полномочия социальных работников, сопровождаемые их низкой ответственностью, становятся источником проблем, связанных с субъективным подходом, административным произволом. В то время как слишком высокая ответственность исключает здоровую инициативу, решительность.

Содержательные принципы социальной работы

Поскольку основным содержанием социальной работы является помощь людям, деятельность любого сотрудника должна основываться на:

  • альтруизме – бескорыстном служении, готовности жертвовать своими интересами в пользу потребностей других людей;
  • демократизме отношений между клиентом и помощником, их равноправии, возможности в одинаковой степени влиять на ход процесса;
  • общественной справедливости – идеологической и нравственной ценности, утвержденной Международной Федерацией социальных работников, закрепленной в уставе ООН.

Социальная справедливость считается основным содержательным принципом. Она неразрывно связана с равенством всех граждан перед законом, обеспечением должного уровня защищенности, гарантией реализации прав человека.

Автор статьи

Наталя Николаевна Корпало

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Моральные нормы и принципы в социальной работе

Замечание 1

В социальной работе нормы и принципы тесно взаимодействуют между собой. Нормы конкретно предписывают, какие поступки следует совершать, принципы дают общее направление деятельности

Моральные принципы в социальной работе являются основополагающими. Так, каждый человек имеет право на самореализацию, но, в то же время, долен вносить свой вклад в развитие общества. Социальный работник в своей деятельности руководствуется принципом социальной справедливости, он уважает основные права человека и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими конвенциями в этой области. Сотрудники социальных служб обязаны направлять все свои знания и навыки на оказание необходимой помощи своим клиентам.

Существует ряд важнейших принципов, которыми в своей деятельности должен руководствоваться каждый социальный работник.

Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие по отношению к людям, но и рациональность в организации помощи. Гуманизм включает в себя профилактику деструктивных явлений (наркомании, алкоголизма, преступности, суицида), защиту прав граждан, их личностное развитие.

Принцип личностного подхода к человеку акцентирует внимание человеке как уникальной личности. В человеке соединяется уникальное и универсальное, биологическое и социальное. Такой подход предполагает поиск нераскрытых способностей. Клиента надо не осуждать, а понять, не быть высокомерным по отношению к нему. Его необходимо привлекать к сотрудничеству.

Принцип доверия подразумевает необходимость доверия к клиенту и поддержание доверия клиента к социальному работнику. Только так социальный работник может расположить клиента к взаимодействию и взаимопониманию. Социальный работник должен ставить интересы клиента выше собственных сиюминутных эгоистических мотиваций.

«Нормы и принципы социальной работы» 👇

Принцип гибкости предполагает гибкий подход, с учетом личностных характеристик клиента, специфики конкретного региона, культурных особенностей.

Принцип компетентности ориентирует на профессионализм и максимальное применение знаний и навыков. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на принцип «не навреди». Принцип компетентности предполагает постоянное повышение квалификации и переобучение кадров, их дополнительное образование.

Принцип посредничества связан с работой в системе, в команде. Данный принцип продиктован междисциплинарностью теории социальной работы, ее неразрывной связью с другими дисциплинами.

Также профессиональная этика социальной работы требует осуществления деятельности в соответствии с этическим кодексом или другим подобным руководством своей страны, в котором должны быть описаны нормы и принципы, соответствующие национальной специфике. Можно выделить несколько принципов, актуальных для российской практики:

  • Социальные работники должны исключить какие-либо злоупотребления доверием клиентов, необходимо признание границ между личной жизнью и профессиональной деятельностью;
  • Социальные работники должны поступать по отношению к клиентам с состраданием и заботой;
  • Необходимо, чтобы социальные работники брали на себя ответственность за принятие этически обоснованных решений.

Кодекс социального работника

Не лишним будет обратить внимание на этический кодекс, выпущенный Ассоциацией социальных работников. В нем закреплены нормы отношений между социальным работником и клиентом, коллегами, профессиональным сообществом и обществом в целом. В нем назван ряд принципов:

  1. Принцип моральной ответственности перед клиентом: отношения сотрудников социальных служб и клиентов должны иметь гуманистическую направленность; интересы клиентов для них являются приоритетным, благополучие клиента нужно рассматривать как основной фактор при принятии любых решений. Работники служб социальной защиты должны соблюдать конфиденциальность в отношениях с клиентами. Также они должны максимально способствовать самостоятельному решению клиентами своих проблем.
  2. Принцип моральной ответственности перед обществом: деятельность социальных работников должны способствовать повышению благосостояния общества. Они должны откликаться на просьбу любого клиента, независимо от его пола, возраста, социального положения, состояния здоровья и пр.
  3. Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами: сотрудники социальных служб должны углублять и расширять свои знания, чтобы применять в своей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы сотрудник работник социальной службы стремился к сотрудничеству с коллегами в интересах своих клиентов.

Основные личностно-нравственные качества социального работника

Не каждый человек по своим личностным качествам сможет осуществлять профессиональную деятельность в сфере социальной работы. Главным фактором здесь является его система ценностей, которая и определяет эффективность практической деятельности.

Замечание 2

Для работы в социальных службах требуется не только профессиональной образование соответствующего направления, но и готовность следовать определенным нормам и принципам

Личностные качества социальных работников можно разделить на три группы:

Первая группа — это требования, предъявляемые к психическим процессам (памяти, мышлению, воображению), состояниям, вниманию, эмоциональным и волевым характеристикам.

Ко второй группе относятся самокритичность, самоконтроль, умение управлять своими эмоциями и переключаться, стрессоустойчивость.

Третья группа: коммуникабельность, способность к эмпатии, владение словом, умение убеждать.

Реализацию всех этих качеств можно определить как «профессиональную» или «трудовую» этику социального работника. Ее содержание определяется способностью быть профессионально тактичным, обладать эмоциональной устойчивостью и должным образом исполнять свой долг, быть доброжелательным и внимательным к клиентам.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иодент твердеющая паста инструкция по применению
  • Лазолван для инъекций инструкция по применению
  • Должностная инструкция инженера электрика по эксплуатации
  • Доктор сычев руководство по успокоительным препаратам
  • Руководство главного управления мвд россии по ставропольскому краю