Инфоурок
›
Другое
›Конспекты›Конспект 48. «Признаки процесса обучения»
-
Скачать материал
-
24.04.2018
6213
-
DOCX
12.9 кбайт -
14
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Фомин Василий Алексеевич. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 9 месяцев
- Подписчики: 63
- Всего просмотров: 1040243
-
Всего материалов:
774
Руководство со стороны преподавателя
Специальная планомерная организация и управление
Целостность и единство
Управление развитием и воспитанием учащихся
Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся
Слайд
7
Педагогические
технологии обучения
Понятие
«педагогические технологии» пришло
с развитием компьютерной техники и
внедрением новых компьютерных технологий.
В педагогической науке появилось
специальное направление – педагогическая
технология.
Это направление зародилось в 60-е годы
в США, Англии и в настоящее время
распространилось практически во всех
странах мира.
Как
и любая технология, педагогическая
технология представляет собой процесс,
при котором происходит качественное
изменение воздействия на обучаемого.
Педагогическую
технологию можно представить следующей
формулой:
ПТ
= цели + задачи + содержание + методы
(приемы, средства) + формы обучения
Слайд
8
Буквально
метод
(от
греческого слова metodos
– путь к чему-либо) означает способ
достижения цели, определенным образом
упорядоченную деятельность.
Метод
обучения
– это способ теоретического и практического
овладения учебным материалом, исходящий
из задач образования, воспитания и
развития личности.
Проблема
методов обучения связана с поиском
ответа на вопрос: Как
учить?
Слайд
9
Классификация
методов обучения
По
внешним признакам деятельности
преподавателя и учащихся:
– лекция;
– беседа;
– рассказ;
– инструктаж;
– демонстрация;
– упражнения;
– решение
задач;
– работа
с книгой
По
источнику получения знаний:
– словесные;
– наглядные:
-
демонстрация
плакатов, схем, таблиц, диаграмм,
моделей; -
использование
технических средств; -
просмотр
кино- и телепрограмм;
– практические:
-
практические
задания; -
тренинги;
-
деловые
игры; -
анализ
и решение конфликтных ситуаций и т.д
Слайд
10
По
критерию степени самостоятельности и
творчества в
деятельности
обучаемых
Слайд
11
Объяснительно-иллюстративный
метод обучения
— метод, при котором учащиеся получают
знания на лекции, из учебной или
методической литературы, через экранное
пособие в «готовом» виде.
Репродуктивный
метод обучения
— метод, где применение изученного
осуществляется на основе образца или
правила. Здесь деятельность обучаемых
носит алгоритмический характер, т.е.
выполняется по инструкциям, предписаниям,
правилам в аналогичных, сходных с
показанным образцом ситуациях.
Метод
проблемного изложения в обучении
— метод, при котором, используя самые
различные источники и средства, педагог,
прежде чем излагать материал, ставит
проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему
доказательств, сравнивая точки зрения,
различные подходы, показывает способ
решения поставленной задачи. Студенты
как бы становятся свидетелями и
соучастниками научного поиска. И в
прошлом, и в настоящем такой подход
широко используется.
Слайд
12
Частичнопоисковый,
или эвристический,
метод обучения
заключается в организации активного
поиска решения выдвинутых в обучении
(или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических
программ и указаний. Процесс мышления
приобретает продуктивный характер, но
при этом поэтапно направляется и
контролируется педагогом или самими
учащимися на основе работы над программами
(в том числе и компьютерными) и учебными
пособиями
Исследовательский
метод обучения
— метод, в котором после анализа материала,
постановки проблем и задач и краткого
устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают
литературу, источники, ведут наблюдения
и измерения и выполняют другие действия
поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской
деятельности наиболее полно. Методы
учебной работы непосредственно
перерастают в методы научного исследования.
Слайд
13
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
20.04.2015273.41 Кб91ук.doc
- #
- #
- #
Шпаргалка по педагогике
Процесс обучения — дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня действительно меняются общественные ценности, поэтому, естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание. Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира. И самое главное – общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу познания окружающего мира и к миру в целом.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер;
2) совместная деятельность учителей и учащихся;
3) руководство со стороны учителя;
4) специальная планомерная организация и управление;
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и воспитанием учащихся.
Понятие о дидактике.
Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».
Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.
Признаки обучения:
- двусторонний характер;
- совместная деятельность учителей и учеников;
- руководство со стороны учителя;
- планомерная организация и управление;
- целостность и единство;
- соответствие закономерностям возрастного развития учеников;
- управление их развитием и воспитанием.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Основные категории дидактики:
преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
У ч е н и е — процесс , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.
Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. ученики овладевают в процессе обучения.
Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.
Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д.
Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Рассмотрим дидактические системы: И. Гербарта, Д. Дьюи и современную систему обучения.
По Гербарту, ДС — формирование нравственной личности, морально сильного характера. Этические идеи:
- совершенства ;
- доброжелательности ;
- права ;
- справедливости ;
- внутренней свободы .
Дидактическая система Джона Дьюи
Основным вкладом Дьюи является концепция «полного акта мышления», включающего:
- ощущение трудности;
- ее обнаружение и определение;
- выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы);
- формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения ( проверка гипотез);
- последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.
Современную дидактику характеризуют следующие особенности:
- основу ее составляют объективные закономерности;
- системный подход к процессу обучения (связь между теорией и практикой, между знаниями и умениями и т.д.);
- комплексный подход (опора на всю совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения);
- разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников;
- дифференцированные учебные планы, программы;
- преодоление одностороннего подхода к обучению детей.
Обзор основных законов и закономерностей
К общим законам диалектики относятся:
-закон единства и борьбы противоположностей,
-закон перехода количественных накоплений в качественные изменения,
-закон отрицания отрицания.
законы
специфические
общие
Специфические педагогические законы
И. Г. Песталоцци «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям»
Э. Мейман сформулировал три закона :
- развитие индивидуума определяется природными задатками;
- ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;
- душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.
Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения : 1)социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2)взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3)взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 4)обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; 5)целостности и единства образовательного процесса.
Общие закономерности
-закономерности цели обучения;
Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
-закономерности содержания обучения;
Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения;
-закономерности качества обучения;
Зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих;
-закономерности методов обучения;
-закономерности стимулирования обучения.
.
Частные закономерности
- собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, и т. д.);
- гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);
- психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания и т.д.);
- социологические (развитие индивида зависит от уровня среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);
- организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы).
Структура обучения
диагностика
обобщение фактов
закрепление
применение
усвоение
осознание
восприятие
- Этап восприятия: задание, проблема, стимул, актуализация. Оно может быть непосредственным — с помощью органов чувств либо опосредованным — через слова учителя.
- Осознание: логическое (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), чувственное.
- Усвоение: зун, способы действия, опыт.
- Закрепление: запоминание, повторение.
- Применение: теоретическое, практическое, словесное.
- Обобщение фактов: теоретических положений, практ. действий опыта ( обобщение существенных признаков, обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия)
- Диагностика: установление, на каком уровне сформированы знания, умения.
Движущие силы процесса обучения
Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия:
-противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения, и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков;
-противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями;
-противоречие между известным и неизвестным;
-противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием;
-противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.
Функции и структура процесса обучения
образовательная функция :
- вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
- научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;
- научить самостоятельно приобретать знания;
- расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.
развивающая функция :
- логического мышления;
- воображения;
- различных видов памяти;
- качеств ума;
- речи;
- познавательного интереса и познавательных потребностей.
Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:
- осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой;
- формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;
- воспитания нравственных качеств личности;
- формирования положительных мотивов учения;
- формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе;
- воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.