Признаки обучения руководство со стороны учителя

Инфоурок


Другое

КонспектыКонспект 48. «Признаки процесса обучения»



  • Скачать материал


    • 24.04.2018


      6213
    • DOCX
      12.9 кбайт
    • 14
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Фомин Василий Алексеевич. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Фомин Василий Алексеевич

    • На сайте: 7 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 63
    • Всего просмотров: 1040243
    • Всего материалов:

      774

Руководство со стороны преподавателя

Специальная планомерная организация и управление

Целостность и единство

Управление развитием и воспитанием учащихся

Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся

Слайд
7

Педагогические
технологии обучения

Понятие
«педагогические технологии» пришло
с развитием компьютерной техники и
внедрением новых компьютерных технологий.
В педагогической науке появилось
специальное направление – педагогическая
технология
.
Это направление зародилось в 60-е годы
в США, Англии и в настоящее время
распространилось практически во всех
странах мира.

Как
и любая технология, педагогическая
технология представляет собой процесс,
при котором происходит качественное
изменение воздействия на обучаемого.

Педагогическую
технологию можно представить следующей
формулой:

ПТ
= цели + задачи + содержание + методы
(приемы, средства) + формы обучения

Слайд
8

Буквально
метод
(от
греческого слова metodos
– путь к чему-либо) означает способ
достижения цели, определенным образом
упорядоченную деятельность.

Метод
обучения

– это способ теоретического и практического
овладения учебным материалом, исходящий
из задач образования, воспитания и
развития личности.

Проблема
методов обучения связана с поиском
ответа на вопрос: Как
учить?

Слайд
9

Классификация
методов обучения

По
внешним признакам деятельности
преподавателя и учащихся:

– лекция;

– беседа;

– рассказ;

– инструктаж;

– демонстрация;

– упражнения;

– решение
задач;

– работа
с книгой

По
источнику получения знаний:

словесные;

наглядные:

  • демонстрация
    плакатов, схем, таблиц, диаграмм,
    моделей;

  • использование
    технических средств;

  • просмотр
    кино- и телепрограмм;

практические:

  • практические
    задания;

  • тренинги;

  • деловые
    игры;

  • анализ
    и решение конфликтных ситуаций и т.д

Слайд
10

По
критерию степени самостоятельности и
творчества в

деятельности
обучаемых

Слайд
11

Объяснительно-иллюстративный
метод обучения

— метод, при котором учащиеся получают
знания на лекции, из учебной или
методической литературы, через экранное
пособие в «готовом» виде.

Репродуктивный
метод обучения

— метод, где применение изученного
осуществляется на основе образца или
правила. Здесь деятельность обучаемых
носит алгоритмический характер, т.е.
выполняется по инструкциям, предписаниям,
правилам в аналогичных, сходных с
показанным образцом ситуациях.

Метод
проблемного изложения в обучении

— метод, при котором, используя самые
различные источники и средства, педагог,
прежде чем излагать материал, ставит
проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему
доказательств, сравнивая точки зрения,
различные подходы, показывает способ
решения поставленной задачи. Студенты
как бы становятся свидетелями и
соучастниками научного поиска. И в
прошлом, и в настоящем такой подход
широко используется.

Слайд
12

Частичнопоисковый,
или эвристический,
метод обучения

заключается в организации активного
поиска решения выдвинутых в обучении
(или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических
программ и указаний. Процесс мышления
приобретает продуктивный характер, но
при этом поэтапно направляется и
контролируется педагогом или самими
учащимися на основе работы над программами
(в том числе и компьютерными) и учебными
пособиями

Исследовательский
метод обучения

— метод, в котором после анализа материала,
постановки проблем и задач и краткого
устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают
литературу, источники, ведут наблюдения
и измерения и выполняют другие действия
поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск
проявляются в исследовательской
деятельности наиболее полно. Методы
учебной работы непосредственно
перерастают в методы научного исследования.

Слайд
13

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    20.04.2015273.41 Кб91ук.doc

  • #
  • #
  • #

Шпаргалка по педагогике

Процесс обучения — дидактический процесс и всегда носит консервативный характер. Сегодня действительно меняются общественные ценности, поэтому, естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание. Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира. И самое главное – общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу познания окружающего мира и к миру в целом.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность учителей и учащихся;

3) руководство со стороны учителя;

4) специальная планомерная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Понятие о дидактике.

Понятие о дидактике.

 Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».  Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.

Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».

Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.

Признаки обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и учеников; руководство со стороны учителя;  планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учеников; управление их развитием и воспитанием.

Признаки обучения:

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителей и учеников;
  • руководство со стороны учителя;
  • планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учеников;
  • управление их развитием и воспитанием.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.    Основные категории дидактики:  преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Основные категории дидактики:

преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

       У ч е н и е — процесс , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации  цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

У ч е н и е — процесс , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.  ученики овладевают в процессе обучения. Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. ученики овладевают в процессе обучения.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д. Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

    Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Рассмотрим дидактические системы:  И. Гербарта, Д. Дьюи и современную систему обучения.  По Гербарту, ДС - формирование нравственной личности, морально сильного характера. Этические идеи: совершенства ;  доброжелательности ; права ; справедливости ; внутренней свободы .

Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Рассмотрим дидактические системы: И. Гербарта, Д. Дьюи и современную систему обучения.

По Гербарту, ДС — формирование нравственной личности, морально сильного характера. Этические идеи:

  • совершенства ;
  • доброжелательности ;
  • права ;
  • справедливости ;
  • внутренней свободы .

Дидактическая система Джона Дьюи  Основным вкладом Дьюи является концепция «полного акта мышления», включающего: ощущение трудности; ее обнаружение и определение; выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения ( проверка гипотез); последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.

Дидактическая система Джона Дьюи

Основным вкладом Дьюи является концепция «полного акта мышления», включающего:

  • ощущение трудности;
  • ее обнаружение и определение;
  • выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы);
  • формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения ( проверка гипотез);
  • последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.

Современную дидактику характеризуют следующие особенности:   основу ее составляют объективные закономерности; системный  подход к процессу обучения (связь между теорией и практикой, между знаниями и умениями и т.д.); комплексный  подход (опора на всю совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения); разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников; дифференцированные учебные планы, программы; преодоление одностороннего подхода к обучению детей.

Современную дидактику характеризуют следующие особенности:

  • основу ее составляют объективные закономерности;
  • системный подход к процессу обучения (связь между теорией и практикой, между знаниями и умениями и т.д.);
  • комплексный подход (опора на всю совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения);
  • разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников;
  • дифференцированные учебные планы, программы;
  • преодоление одностороннего подхода к обучению детей.

Обзор основных законов и закономерностей     К общим законам диалектики относятся: -закон единства и борьбы противоположностей, -закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, -закон отрицания отрицания. законы специфические общие

Обзор основных законов и закономерностей

К общим законам диалектики относятся:

-закон единства и борьбы противоположностей,

-закон перехода количественных накоплений в качественные изменения,

-закон отрицания отрицания.

законы

специфические

общие

Специфические педагогические законы   И. Г. Песталоцци  «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям» Э. Мейман сформулировал три закона : развитие индивидуума определяется природными задатками; ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно. Хуторской А. В.  выделяет следующие законы обучения : 1)социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2)взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3)взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 4)обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; 5)целостности и единства образовательного процесса.

Специфические педагогические законы

И. Г. Песталоцци «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям»

Э. Мейман сформулировал три закона :

  • развитие индивидуума определяется природными задатками;
  • ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;
  • душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения : 1)социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2)взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3)взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 4)обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; 5)целостности и единства образовательного процесса.

Общие закономерности -закономерности цели обучения; Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики; -закономерности содержания обучения; Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; -закономерности качества обучения; Зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; -закономерности методов обучения; -закономерности стимулирования обучения.

Общие закономерности

-закономерности цели обучения;

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

-закономерности содержания обучения;

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения;

-закономерности качества обучения;

Зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

-закономерности методов обучения;

-закономерности стимулирования обучения.

 . Частные закономерности собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, и т. д.); гносеологические  (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.); психологические  (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания и т.д.); социологические  (развитие индивида зависит от уровня среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.); организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы).

.

Частные закономерности

  • собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, и т. д.);
  • гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);
  • психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания и т.д.);
  • социологические (развитие индивида зависит от уровня среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);
  • организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы).

Структура обучения   диагностика обобщение фактов закрепление применение усвоение осознание восприятие

Структура обучения

диагностика

обобщение фактов

закрепление

применение

усвоение

осознание

восприятие

 Этап восприятия: задание, проблема, стимул, актуализация. Оно может быть непосредственным — с помощью органов чувств либо опосредованным — через слова учителя. Осознание: логическое (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), чувственное. Усвоение: зун, способы действия, опыт. Закрепление: запоминание, повторение. Применение: теоретическое, практическое, словесное. Обобщение фактов: теоретических положений, практ. действий опыта ( обобщение существенных признаков, обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия) Диагностика: установление, на каком уровне сформированы знания, умения.

  • Этап восприятия: задание, проблема, стимул, актуализация. Оно может быть непосредственным — с помощью органов чувств либо опосредованным — через слова учителя.
  • Осознание: логическое (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), чувственное.
  • Усвоение: зун, способы действия, опыт.
  • Закрепление: запоминание, повторение.
  • Применение: теоретическое, практическое, словесное.
  • Обобщение фактов: теоретических положений, практ. действий опыта ( обобщение существенных признаков, обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия)
  • Диагностика: установление, на каком уровне сформированы знания, умения.

Движущие силы процесса обучения Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия: -противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения, и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков; -противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями; -противоречие между известным и неизвестным; -противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием; -противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.

Движущие силы процесса обучения

Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия:

-противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения, и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков;

-противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями;

-противоречие между известным и неизвестным;

-противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием;

-противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.

Функции и структура процесса обучения образовательная функция : вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в  соответствии с принятым стандартом образования; научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности; научить самостоятельно приобретать знания; расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения. развивающая функция : логического мышления; воображения; различных видов памяти; качеств ума; речи; познавательного интереса и познавательных потребностей.

Функции и структура процесса обучения

образовательная функция :

  • вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
  • научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • научить самостоятельно приобретать знания;
  • расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.

развивающая функция :

  • логического мышления;
  • воображения;
  • различных видов памяти;
  • качеств ума;
  • речи;
  • познавательного интереса и познавательных потребностей.

Воспитывающая функция проявляется в обеспечении: осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой; формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками; воспитания нравственных качеств личности; формирования положительных мотивов учения; формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе; воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.

Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:

  • осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой;
  • формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;
  • воспитания нравственных качеств личности;
  • формирования положительных мотивов учения;
  • формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе;
  • воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Lornoxicami 8mg уколы цена инструкция по применению
  • Тостер браун 4120 инструкция на русском
  • Полисорб показания к применению инструкция по применению
  • Руководства по nissan atlas
  • Память форте инструкция по применению цена отзывы аналоги цена