Признаки политического руководства

Как распознать лидера?

В древние времена великих философов интересовал вопрос: «Каковы предпосылки становления доминирующей личности?». Мыслители пытались распознать характерные признаки лидерства у человека путем изучения поведения и образа жизни полководцев, правителей, их роль в развитии общественной жизни.

Лидер

История становления учения о политическом лидерстве

Как показывает история, именно правители, вершители человеческих судеб, занимали доминантное положение по отношению ко всем остальным членам общества, и составляли элиту власти. Поэтому их стали называть политическими лидерами.

Мыслитель Никколо Макиавелли в своих работах наделял лидера умением достигать поставленных задач и желаний любыми способами, не исключая аморальных. Он должен был в совершенстве владеть военным искусством, уметь управлять толпой, сохраняя свое господство в ней. Об авторитете тогда не могло идти и речи. Люди подчинялись из-за страха смерти.

Более близко к современной трактовке политического лидерства подошел философ Фридрих Ницше. По его теории властью может обладать только тот, кто неустанно стремится к ней, используя любые методы.

Новый подход к лидерству выразил немецкий философ Гегель. Он не признавал тот факт, что политическим лидером может стать только индивид, разум которого одурманен желанием властвования. С точки зрения мыслителя, политические лидеры появлялись в определенное историческое время, обусловленное необходимостью нового рывка в развитии общества.

Современные подходы к понятию политического лидера

Современный лидер

Наука, изучающая политику стран и ее особенности, выделяет несколько основных теорий происхождения политического лидера:

  1. Теория человеческих качеств. Ее приверженцы убеждены, что лидерство запрограммировано в человеке с самого его рождения. Появляясь на свет, ребенок изначально либо наделен лидерскими качествами либо нет. О лидерстве говорит высокий уровень мышления, упорство, неиссякаемая внутренняя энергия. Таким образом, политическое лидерство – это свойство, дарованное при рождении определенному кругу лиц. Ошибка данного подхода в том, что лидер представляется живым запрограммированным резервуаром, огражденным от воздействия силами извне. Не берется во внимание тот факт, что лидер сосуществует с другими людьми в определенном обществе в конкретную эпоху.
  2. Теория ситуационного подхода. Сторонники данной трактовки утверждают, что лидером становится тот представитель человечества, который хорошо понимает сложившуюся политическую обстановку и действующие обстоятельства в нынешний момент развития общества.
  3. Теория политической идеологии. Согласно ей, лидером становится человек, отвечающий своим мировоззрением требованиям общества. Таким образом, индивид, ставший лидером «сегодня», с большой вероятностью не станет таковым «завтра». Идеология общественной массы подвержена частым колебаниям. В качестве своего политического лидера общественность выбирает того, у кого деятельность и поведение осуществляются в их интересах.
  4. Теория реляционности. Приверженцы этой теории уверены в том, что становление лидера происходит только при взаимосвязи всех трех составляющих – личностные качества, внешние обстоятельства и ситуации, в которых существует человек, и взаимопонимание между лидером и общностью.

«Политический лидер» или «политический руководитель»?

Политический лидер

По своей сути, лидерство – это организация массовых движений в определенном направлении. Лидером считается представитель данного течения, пользующийся у всех остальных членов уважением и авторитетом. Он способен координировать поведение «подчиненных», добиваясь выполнения необходимых действий для достижения поставленных задач.

Люди привыкли считать понятия «политический лидер» и «политический руководитель» взаимозаменяемыми. Однако, это ошибочно. Политический лидер – это лицо, выбранное определенной группой, и находящийся в авторитете у других. Политический руководитель – это человек, назначенный на должность. Первый – утвержден конкретными людьми, признан ими. Второй – поставлен на должность без признания. Политический лидер, при определенных обстоятельствах, может стать политическим руководителем.

Функции политического лидерства

Функционал политического лидера сводится к способности своей деятельностью разрешать возникающие проблемы определенной социальной группы. Это заключается в выполнении следующих функций:

  • умение быстро адаптироваться к возникшей ситуации и принимать правильные решения;
  • контролирование реальности, запросов различных социумов;
  • составление программы с формулировкой конкретных направлений развития общества;
  • модернизация внутренней структуры политического течения, привлечение различных слоев общества к участию в политической деятельности.

Типы политического лидерства

Многочисленные исследования такого феномена, как политическое лидерство, привели к необходимости их систематизации. В результате проведенной работы были выделены следующие типы.

Человек-лидер

Классификация в зависимости от реализации власти

  1. Бюрократическое лидерство. Власть осуществляется на основе действующих законов и установленных правил. Такой подход характерен для Соединенных Штатов Америки, Англии, Франции. Лидерство наделено законностью, все действия осуществляются в строгом соответствии с принятыми нормами. В таком типе лидер не наделяется вседозволенностью. Он, наряду с остальными членами общества, выполняет все предписания.
  2. Сверхъестественное лидерство. Главной особенностью служит провозглашенный культ одной личности. Общество уверено, что выбранный лидер наделен мистическими способностями. По статистике, такие лидеры появляются в переломные моменты истории государства, когда у людей заканчивается вера в справедливость, и они начинают ждать чуда.
  3. Традиционное лидерство. Основано на вере в обычное право, устои, обряды, традиции, которые складывались из поколения в поколение. Лидер наделяется неограниченной властью. Он сам устанавливает нужные ему порядки в силу своей принадлежности к элите общества.

Классификация Такера

Американский политолог Роберт Такер разделил политическое лидерство на типы по признаку идеологических наклонностей самого лидера:

  1. Лидер революционной направленности. Своей целью имеет создание нового общества путем революционного переворота в мировоззрении людей. Яркими представителями были Владимир Ленин, Карл Маркс, Фридрих Энгельс.
  2. Лидер реформаторской направленности. Сторонник постепенного внедрения новых идей. Однако, данные изменения не должны касаться основ государственного строя. К такому типу относился Франклин Рузвельт.
  3. Лидер консерваторской направленности. Противник любых изменений и приверженец устоявшегося политического и социального устройства общества. Для него присуще постоянство. В России таким был Леонид Ильич Брежнев.

Классификация Джибба

В основе классификации Сесила Джибба лежит восприятие и эмоциональный настрой. В зависимости от отношения общества к правителю, политолог выделяет следующие типы:

  1. Лидер-патриарх. Одновременное сочетания страха и любви, когда люди прислушиваются к советам лидера и пытаются угодить его желаниям.
  2. Лидер-тиран. Обществом движет чувство страха, люди не уважают политический строй и хотят избавиться от тирании.
  3. Лидер-идеал (условный). Внушает чувство симпатии и уважения, благодаря чему ощущается поддержка, общество охотно выполняет приказания и принимает нововведения.

Политическое лидерство

Классификация Херманн

В зависимости от стиля поведения, американским политологом Маргарет Херманн были выделены следующие типы:

  1. Лидер-торговец. Способен заинтересовать идеями людей, тем самым используя их для достижения своих целей.
  2. Лидер-стягоносец. Характерной чертой является умение не только навязать людям свое мировоззрение, но и способность повести за собой.
  3. Лидер-пожарный. Строит свою деятельность, исходя из общественной обстановки. В приоритет ставит решение наиболее востребованных у социальных масс проблем.
  4. Лидер-служитель. Поведение ориентировано на мнение группы, выбравшей его своим лидером, а действия выражают ее интересы.

Классификация в зависимости от стиля управления

Исходя из методов осуществления своей деятельности, лидерство может быть:

  1. Демократическим. Такие лидеры почтительно относятся ко всем субъектам политического движения. Они отводят определенную роль каждому члену группы.
  2. Авторитарным. Лидер строит свою деятельность по принципу «кнута». В обращении с подчиненными ему индивидуумами практикует применение наказаний. Это порождает у них страх, на котором и строятся отношения власти-подчинения. Лидеры выступают своего рода «монархами», которым принадлежала вся полнота власти.
  3. Либеральным. Решение всех проблем в таком политическом лидерстве осуществляется «в низах», то есть подчиненными. Лидер всячески старается уклониться от несения ответственности.

По масштабу распространения своего влияния, политические лидерства могут быть национальными либо определенно социальными, то есть ориентированными на конкретные слои общества.

В любом коллективе есть люди, к которым прислушиваются и которых поддерживают все или большинство его членов. Это связано с тем, что никакая деятельность с участием большого количества людей невозможна без организующего воздействия, руководства. Получается, что и политическая деятельность нуждается в таких лидерах, которые бы обеспечивали эффективность и слаженность работы всего политического процесса. А что вообще из себя представляет «политическое лидерство» и каким должен быть политический лидер?

Политическое лидерство – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество и его часть, задают направление деятельности государственным и общественным институтам.

Политический лидер – это ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам.

Как выяснилось, политический лидер является ведущей политической фигурой, т.е. это может быть глава государства, руководитель политической партии, общественной организации или движения. Но важно сказать, что далеко не каждый политик способен грамотно организовывать политический процесс. Политический лидер обладает многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной.

Характерные признаки (качества) политического лидера:
— Наличие многочисленных сторонников, последователей
— Способность вести за собой, авторитет
— Развитые качества личности (смелость, решительность, острый ум, твердая воля, аналитические способности, коммуникабельность и т.д.)
— Зачем нужен политический лидер?

Роль политический лидера нельзя недооценивать, ведь именно благодаря ему систематизируется деятельность государственных органов, политических партий, различных общественных объединений, налаживается эффективное взаимодействие между ними в целях удовлетворения потребностей всего общества и отдельных социальных групп. Рассмотрим функции политического лидера подробнее.

Все верные ответ выделены

жирным зелёным

текстом.


Вопрос 1:

Назовите виды правового статуса личности.
1. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
2. Соблюдение, исполнение, использование.

3. Общий, специальный, индивидуальный.


Вопрос 2:

К какому виду правоотношений относятся отношения собственности?
1. К общерегулятивным.
2. К относительным.

3. К абсолютным.

4. Правильного ответа нет.

А Вы думали о том, как изучают правоведение в Китае? Там совсем другие законы, но чтобы это всё понять, нужен репетитор китайского, которого не так сложно найти, как Вы думаете. К примеру, в школе «Вокей» предлагают даже бесплатный пробный урок, чтобы Вы смогли понять, надо оно Вам или нет.

Вопрос 3:

Как называется осуществляемая в процессе правоприменения юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме?
1. Правовая квалификация.

2. Установление фактических обстоятельств дела.

3. Интерпретация смысла юридической нормы относительно конкретного случая.


Вопрос 4:

Какие из стадий правоприменительного процесса названы в данном задании?
1. Опубликование нормативного правового акта.

2. Установление юридической основы дела — выбор правовых норм.
3. Решение дела и оформление акта применения права.


Вопрос 5:

Какой из перечисленных актов является актом официального легального правоприменительного толкования?

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении и сбыте поддельных денег или ценных бумаг».

2. Постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. № 871 «О федеральной инвестиционной программе на 1994 год».
3. Правила подготовки ведомственных нормативных актов. Утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722.


Вопрос 6:

Какой из перечисленных актов является актом официального аутентичного толкования права?
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 г. № 2039 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля
2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».


Вопрос 7:

Назовите органы, которые вправе давать правоприменительное нормативное толкование юридических норм.
1. Конституционный Суд РФ.

2. Верховный Суд РФ.
3. Высший Арбитражный Суд РФ.


Вопрос 8:

Как соотносятся правонарушение и юридическая ответственность?

1. Как причина и следствие.

2. Как юридический факт и регулятивное правоотношение.
3. Все вышеперечисленное.


Вопрос 9:

Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.
1. Дисциплинарная.
2. Административно-правовая.

3. Уголовно-правовая.


Вопрос 10:

Какой способ правового регулирования состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий?
1. Запрет.
2. Обязывание.

3. Дозволение.


Вопрос 11:

Какой тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено все, что не запрещено законом»?
1. Разрешительный.

2. Общедозволительный.


Вопрос 12:

К какому понятию относится следующее определение: «Суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внешних и внутренних функций»?
1. Партия.

2. Государство.

3. Общество.


Вопрос 13:

Какой признак государства является главным, устойчивым, закономерным, определяющим все остальные признаки?
1. Руководство политическими партиями.
2. Аппарат принуждения.
3. Налоги.
4. Организация политической партии.

5. Суверенитет.

6. Способность принимать нормы права.


Вопрос 14:

Какие признаки отличают государство от любых других политических организаций общества?
1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.
2. Взаимодействует с международными организациями.

3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных нормативных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуждения, собирает налоги.


Вопрос 15:

Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?
1. Распространение государственной власти на все население страны.
2. Общеобязательность решений органов государства.

3. Избрание высших органов государства демократическим путем.


Вопрос 16:

Назовите признак, не относящийся к признакам государства.
1. Организация политической власти.
2. Наличие аппарата принуждения.
3. Суверенитет.
4. Территория.

5. Руководство политическими партиями.

6. Налоги.
7. Легализованное принуждение.
8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.


Вопрос 17:

Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?
1. Правореализация.
2. Нормотворчество.

3. Осуществление властных полномочий по каналам законодательства, государственного управления, правосудия, государственного надзора и контроля.


Вопрос 18:

Как называется свойство государственной власти, выражающееся в признании (поддержке) социальными массами этой власти и в способности властвующих убедить подвластных в справедливости своих притязаний?

1. Легитимность.

2. Правомерность.
3. Легальность.


Вопрос 19:

К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность взаимосвязанных признаков государства, соответствующих определенной социально-политической структуре общества, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим базисом общества»?
1. Форма государства.

2. Тип государства.

3. Механизм государства.


Вопрос 20:

С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические государства?
1. Цивилизационного.

2. Формационного.

3. Теологического.

Общие признаки государства

Несмотря
на все многообразие видов и форм
государственных образований, возникавших
ранее и существующих в настоящее время,
можно выделить общие признаки, которые
в той или иной степени характерны для
любого государства. Наиболее полно и
аргументированно, на наш взгляд, эти
признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К
числу таких признаков относятся
следующие:

  • публичная
    власть, отделенная от общества и не
    совпадающая с социальной организацией;
    наличие особого слоя людей, осуществляющих
    политическое управление обществом;

  • определенная
    территория (политическое пространство),
    очерчиваемая границами, на которую
    распространяются законы и полномочия
    государства;

  • суверенитет
    — верховная власть над всеми проживающими
    на определенной территории гражданами,
    их институтами и организациями;

  • монополия
    на легальное применение силы. Только
    государство имеет «законные» основания
    для того, чтобы ограничивать права и
    свободы граждан и даже лишать их жизни.
    Для этих целей оно имеет специальные
    силовые структуры: армию, полицию, суды,
    тюрьмы ит. п.;

  • право
    на взимание налогов и сборов с населения,
    которые необходимы для содержания
    государственных органов и материального
    обеспечения государственной политики:
    оборонной, экономической, социальной
    и т. д.;

  • обязательность
    членства в государстве. Человек получает
    гражданство с момента рождения. В
    отличие от членства в партии или других
    организаций, гражданство является
    необходимым атрибутом любого человека;

  • претензия
    на представительство всего общества
    как единого целого и на защиту общих
    интересов и целей. В реальности же
    никакое государство или иная организация
    не в состоянии в полной мере отражать
    интересы всех социальных групп, классов
    и отдельных граждан общества.

Все
функции государства можно разделить
на два основных вида: внутренние и
внешние.

При
выполнении внутренних
функции
 деятельность
государства направлена на управление
обществом, на согласование интересов
различных социальных слоев и классов,
на сохранение своих властных полномочий.
Осуществляя внешние
функции
,
государство выступает в качестве
субъекта международных отношений,
представляющего определенный народ,
территорию и суверенную власть.

47.Соотношение государственной, политической и публичной власти

Политическая
власть неразрывно связана с государственной
властью. Действительно, политическая
власть доминирующей социальной общности
полнее всего реализуется в обычных
условиях через государство, его власть,
управленческую и иную деятельность.
Политическую и государственную власть
бывает трудно разграничить и по причине
«двойной» (собственно политической и
государственной) роли правящих
политических партий. В тоталитарном
государстве единственно разрешенная
законом правящая партия на деле
осуществляет власть как «государственная
партия». Но и в демократических странах
партия, победившая, например, на выборах
президента, в парламент и сформировавшая
правительство, на деле получает рычаги
государственной власти. В США, к примеру,
к руководству страной приходят в
результате выборов то демократы то
республиканцы, в Великобритании
государством попеременно правят
лейбористы или консерваторы, в Германии
у власти менялись социал-демократы и
христианские демократы. Политическая
власть социальной общности непосредственно
не располагает средствами принуждения
в отношении всего общества. Но юридическим
институтом легализованного принуждения
в отношении всего общества, как известно,
является только государство. Лишь
государственная власть может использовать
такое принуждение, которое не только
легально, но в большинстве случаев и
легитимно. Таким образом, связь
государственной и политической власти
заключается в том, что государственная
власть – это основная форма политической
власти и вместе с тем – главный канал
реализации последней. Она представляет
собой отношение, в котором одной из
сторон всегда является особый субъект
– государство, представляющий его орган
или должностное лицо. Суть этого
специфического власте отношения состоит
в том, что социальная общность экономически,
политически и идеологически определяющая
состояние общества, делает свою волю
(складывающуюся в ходе противоборства,
компромиссов, консенсуса политических
и социальных сил) общеобязательной под
угрозой особого, государственного
принуждения.

отличие
власти государственной от политической:

Государство,
в отличие от политической власти
определенной социальной общности,
которая хота и вынуждена учитывать
интересы других слоев, но прежде всего
ориентирована на собственные интересы,
– это такой институт, важнейшей задачей
которого выступают «общие дела всего
общества». Кроме того, государство,
государственная власть вынуждены
учитывать интересы многих противоборствующих
группировок, стремясь к сохранению
порядка и стабильности в обществе. Эти
задачи не являются существенными для
политической власти в силу самой природы,
не стремящейся к решению общих дел. В
этом государственная власть отчуждается
от политической власти, имеет собственное
бытие, определенную автономию, свои
закономерности развития. Политическую
и государственную власть следует
различать, но не противопоставлять. В
обычных условиях их социальный характер
одинаков. Политическая власть – это
власть социальной общности (общностей),
определяющей в противоборстве и
взаимодействии с другими силами,
направление развития страны; государственная
власть – это имеющая политический
характер власть особой организации –
государства, его органов, должностных
лиц, реализующих в конечном счете волю
той политической общности (общностей),
которой принадлежит политическая
власть. В отличие от политической
государственная власть осуществляется
в особых процедурных формах, присущих
государству средствами и методами. От
имени государства ее осуществляют,
прежде всего, государственные органы,
должностные лица и государственный
аппарат, уполномоченные на то конституцией.

Государственная
же власть представляет собой особую
разновидность социальной власти. В
литературе по-разному понимается
соотношение категорий «государственная
власть» и «политическая власть».Согласно
одной точке зрения, государственная
власть — более узкая категория, чем
политическая власть, ибо последняя
осуществляется не только государством,
но и другими звеньями политической
системы общества: органами местного
самоуправления, партиями, политическими
движениями, общественными организациями
и т.п. Так, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной власти, хотя
и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл.
8).Вместе с тем если государственная
власть выступает от имени всего общества,
то политическая — зачастую от какой-либо
его части или социальной группы,
являющейся субъектом политического
властвования. В отличие от власти
политической, государственная власть
имеет свойственные ей три основные
ветви — законодательную, исполнительную
и судебную с соответствующими прерогативами
(ст. 10 Конституции РФ). Иными словами,
подобно тому как политическую систему
общества нельзя сводить только к
государству, так и политическую власть
нельзя отождествлять с властью
государственной.Согласно другой точке
зрения, понятие «политическая власть»
тождественно категории «государственная
власть», так как политическая власть
исходит от государства и реализуется
не иначе как при его (прямом или косвенном)
участии, разрешении и пр. Государственная
власть — это публично-политическое
отношение господства и подчинения между
субъектами, опирающееся на государственное
принуждение. Подобная власть осуществляет
функцию, связанную с руководством,
управлением и координацией волевых
действий людей. Государственная власть
ведет к установлению таких отношений,
в которых она выступает как высший
авторитет, добровольно или вынужденно
признаваемый всеми членами социального
сообщества, сложившегося на данной
территории. Властное руководство
предполагает, с одной стороны, возможность
носителей властных функций определять
поведение людей, с другой — необходимость
подвластных подчинять свое поведение
властному повелению. Подчинение —
следствие как убеждения, так и принуждения.
Власть есть сила, способная подчинять

Политические признаки государства

Автор статьи

Эксперт по предмету «Политология»

Задать вопрос автору статьи

Основные положения

Определение 1

Государство – это такая форма организация политической власти, при помощи которой осуществляется управление обществом и обеспечивается порядок и стабильность.

С организационной позиции государство — это форма организация политической власти, которая может вступать в отношения с иными субъектами политической деятельности (гражданами, общественными организациями). В таком смысле слова государство понимается как совокупность политических институтов (суд, система социального обеспечения, армия и флот, бюрократический аппарат, органы муниципалитета и др.), которые несут ответственность за организацию социальной жизни в обществе и финансируются им.

Общество более широкое понятие, чем государство (общество как все человечество). На современном этапе развития человеческой цивилизации понятия общества и государства вообще не могут являться идентичными: публичная власть является относительно самостоятельной и обособленной от остального общества.

Признаки, по которым государство отличается от иных образований следующие:

  • определенная территория;
  • суверенитет;
  • многообразие ресурсов;
  • представительство интересов всего общества;
  • легитимное насилие;
  • право на сбор налогов
  • публичная власть;
  • символика.

Политические признаки

Замечание 1

Политическая сфера общества (лат. politics) обладает своими уникальными качествами. Более того, понятие «политическая система» свободно от сопутствующих правоведческих значений и легко поддается определению в категориях изучаемого явления, чем понятия государства и общества.

К политическим признакам любого государства относятся:

  • универсальность политической системы — она воздействует в целом сразу на все общество;
  • фактический контроль над применением силовыми структурами физического и иного способа принуждения;
  • легитимность политических органов, то есть способность подобных органов принимать обязывающие для всех решения и выдвигать такие требования, которые с высокой долей вероятности будут выполнены гражданами;

«Политические признаки государства» 👇

В современных гуманитарных науках сегодня сложилось два основных подхода к исследованию политической системы: это институциональный и системный подход. В российской правовой литературе наиболее преобладает институциональный подход. Согласно данному подходу политическая система понимается как совокупность государственных и негосударственных институтов общества, а также норм правового и социального характера, при помощи которых политико-властные отношения в обществе находят свою реализацию.

В структуре всякой политической системы государства выделяют такие пять основных подсистем как:

  • Институциональная, включающая совокупность базовых политических институтов и их взаимоотношений. Элементами такой институциональной подсистемы будут политические партии, инициативные группы и др. Центральное место в такой системе все равно остается за государством;
  • Нормативная, куда относятся все правовые нормы, а также традиции и получившие закрепление обычаи, базовые нравственные принципы, которыми регулируются большинство политических аспектов жизни общества;
  • Коммуникативная подсистема, куда входят разнообразные формы взаимодействия субъектов права и каналы перемещения важной информации, например, сюда относятся средства массовой информации.
  • Культурная, которая определяет приоритетные и базовые ценности, а также политические убеждения (в том числе идеология);
  • Функциональная, суть которой заключается в подборе и использовании конкретных методов и технологий осуществления власти.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата написания статьи: 17.10.2017

Государство представляет собой многоуровневую суверенную систему. Она существует и функционирует независимо от внешних политических влияний на определенной территории. Ее основу составляют различные институты: экономические, социальные, правовые.

государство в отличие от политической партии

В каждой стране существуют различные группы, социальные классы, желающие видеть своих представителей во власти. На основании этого стремления формируются политические партии. В отличие от государства, они не обладают всей полнотой власти в стране. Тем не менее оказывают определенное влияние на состояние общества.

Далее в статье попробуем сравнить деятельность политической партии и государства.

Общие сведения

Государство, в отличие от политической партии, может иметь разную форму. Наиболее устойчивыми считаются монархическая и республиканская. В первом случае всей полнотой власти обладает единственный правитель. В республиках политическую волю выражают граждане.

Участие в делах страны может осуществляться в двух формах: непосредственно или через представителей, выбираемых в ходе голосования. Это могут быть отдельные субъекты или их объединения – политические партии. В отличие от государства, они не наделены всей полнотой власти в стране. Они реализуют только отдельные полномочия при определенных условиях.

Основные особенности институтов

В историческом смысле государство, в отличие от политической партии, является социальной организацией, наделенной конечной властью над гражданами, живущими в пределах страны. Ключевая цель этого института состоит в решении общих проблем населения, обеспечении благосостояния при сохранении порядка.

Ключевым отличием аппарата государства от аппарата политической партии следует считать наличие разветвленной системы организаций и учреждений, олицетворяющих 3 ветви власти: судебную, законодательную, исполнительную. В ней присутствует определенный класс чиновников. Их деятельность обеспечивает функционирование и развитие государства.

В структуре партии выделяют:

  • Штаб с лидером.
  • Устойчивый бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководства.
  • Активную часть партии. Ее формируют члены, участвующие в жизни объединения, не примыкая к бюрократическому аппарату.
  • Пассивную часть партии. Она формируется членами, в незначительной степени участвующими в деятельности объединения. В их число, к примеру, входят меценаты.

Признаки государства и политической партии

Общим можно назвать то, что действуют эти институты в пределах одной страны.

Государство обладает определенными инструментами принуждения. Оно подчиняет себе все население, проживающее в пределах страны. В отличие от государства, политическая партия не выступает от имени всего общества и не распространяет на него свою власть. Распоряжения ее руководства обязательны только для членов ее бюрократического аппарата.

Особенно ярко проявляются различия в функциях государства и политических партий. Структуры госвласти реализуют свои полномочия для поддержания баланса интересов всех слоев общества. Политическая партия, в отличие от государства, имеет узконаправленную программу действий. В ней интересы определенных слоев населения имеют приоритет над другими. Государство, в отличие от политической партии, разрабатывает законы и правила поведения. Они обязательны для всех граждан и объединений, в том числе и политических.

функциях государства и политических партий

Функции

Государство, в отличие от политической партии, является ядром системы власти. Оно осуществляет управление жизнедеятельностью населения, регламентирует отношения между разными слоями и классами, обеспечивает стабильность и безопасность общества.

Государство, в отличие от политической партии, имеет очень разветвленную структуру. Она формируется из законодательных, исполнительно-распорядительных, судебных органов, вооруженных сил, структур общественной безопасности и пр. Их наличие позволяет государству реализовывать не только функции управления, но и принуждения в отношении отдельных индивидов или их объединений.

Политическая партия отличается от государства тем, что она в концентрированной форме выражает интересы, идеалы, цели социальной группы. Ее формируют наиболее активные индивиды. Ключевой же задачей объединения является борьба за власть.

Взаимоотношения политических партий и государства строятся на основании закона. Эти объединения выступают в качестве своего рода посредников, обеспечивающих связь социальных групп друг с другом и с госвластью.

Возникновение государства

На определенном этапе общественного развития возникает необходимость в формировании устойчивого института управления. В разных странах этот момент возник в разное время, и они по-разному прошли стадию формирования государственности.

В настоящее время распространенными считаются 2 концепции. На основании первой, государство формируется в процессе естественного развития общества. Население приходит к пониманию необходимости создания центрального института власти. В результате граждане заключают договор со своими правителями.

Вторая концепция основывается на идеях Платона. В соответствии с ней, государство образуется в процессе завоевания одними людьми других. При этом покорители могут не превосходить завоеванных по численности, однако должны быть хорошо организованы и обучены.

Безусловно, в истории развития человеческой цивилизации формирование государств шло как по первому, так и по второму пути. Изначально оно выступало в качестве единственной политической организации в обществе. Однако во многих странах в связи с развитием политической системы начали образовываться и другие институты.

взаимодействие государства и политических партий

Понятие государства

В широком смысле этот термин отождествляют с обществом, живущим в пределах конкретной страны. К примеру, говорят: «Государства-члены ООН», «государство Россия» и пр. Здесь речь о целых странах вместе с их народами. Широкое понятие государства было распространено в Средневековье и в античное время.

В узком смысле оно рассматривается как один из политических институтов, наделенный верховной властью. Такой подход к пониманию термина «государство» стал формироваться во время возникновения общественных институтов. С развитием социально-экономической структуры возникает необходимость отделения государственных учреждений от прочих элементов политической системы.

Отличительные черты государства

Этот институт можно рассматривать с различных точек зрения. В функциональном плане государство – основной политический институт. Оно осуществляет управление обществом, обеспечивает в нем порядок и стабильность.

Вместе с тем государство вступает в отношения с остальными субъектами: гражданами и их объединениями. В этом смысле его рассматривают как комплекс институтов, отвечающих за организацию общественной жизни и финансируемых на средства населения.

Одним из ключевых признаков государства считается суверенитет. Он предполагает независимость власти от внешних факторов.

Государство при осуществлении своей деятельности аккумулирует духовные, социальные, властные и прочие ресурсы. Их использование позволяет представлять интересы и удовлетворять нужды всего народа, а не отдельных индивидов или их групп.

При взаимодействии государства и политических партий, других общественных объединений, предприятий, учреждений, отдельных граждан должно обеспечиваться исполнение законодательства. Для этого власть обладает монополией на легитимное насилие. Государство использует закрепленные в нормативных актах инструменты принуждения для наказания нарушителей предписаний.

Финансирование органов власти осуществляется за счет налогов. Государство обладает монополией на их установление и сбор. Собранные с населения средства направляются на решение разнообразных управленческих задач.

Еще одним ключевым признаком государства является публичность власти. Оно обеспечивает защиту общественных, а не частных интересов. Как правило, в рамках реализации государственной политики личные отношения между властью и гражданином отсутствуют.

 государство и политические партии

Одним из важнейших признаков государства является обязательное членство в нем. Если в политическую партию субъект вступает по желанию, то человек, родившийся на территории страны, по общему правилу, автоматически становится ее гражданином. Выйти из гражданства, как и из состава политической партии, субъект может в любой момент по желанию. В случае нарушения предписаний закона лицо может быть лишено гражданства в принудительном порядке.

Признаки политической партии

На практике выделяют 4 критерия:

  • Долговременность существования. Политическая партия образуется с расчетом на продолжительный срок деятельности.
  • Наличие устойчивых организаций, поддерживающих связь с руководством страны.
  • Нацеленность лидеров на борьбу за власть.
  • Поиск поддержки от граждан с помощью выборов или посредством иных инструментов.

Первый признак позволяет отличить партии от других объединений (фракций, движений и пр.), исчезающих вместе с основателями. Второй критерий предполагает полномасштабность организации: ее деятельность осуществляется на региональном и местном уровнях. Этот признак позволяет отграничить партию от обычной парламентской группы, существующей исключительно на национальном уровне.

Стремление бороться за власть отделяет политические объединения от профсоюзов и других общественных организаций. Цель партии – получение власти или участие в ее реализации. Как правило, политические объединения выдвигают и стараются претворить в жизнь глобальные концепции по переустройству общественной системы.

Стремление заручиться поддержкой народа отличает партию от группы давления. Последняя не участвует в избирательных кампаниях. Группы давления оказывают воздействие (обычно скрытое) на правительство, мнение населения и на политические партии.

 государство в отличие от политической партии разрабатывает

Разновидности партий

На основании приведенных выше критериев можно классифицировать политические объединения на следующие типы:

  • Классовые. Такие партии представляют интересы определенных социальных групп. Они отличаются друг от друга по месту в системе производственных отношений.
  • Национальные, религиозные. Такие партии продвигают на государственном уровне специфические интересы определенной конфессии или этнической группы. Как правило, задачей является обеспечение их приоритета в госвласти.
  • Проблемные. Такие политические партии создаются для решения конкретных социальных вопросов. Как правило, это острые, актуальные проблемы, требующие незамедлительной реакции.
  • Государственно-патриотические. Деятельность таких объединений направлена на мобилизацию всего населения на обеспечение стабильности и целостности страны. Партии такого типа возникают, как правило, в исторически переломные моменты, когда появляется реальная или надуманная опасность для государства и общества. Постепенно они распадаются или трансформируются.

Некоторые партии формируются вокруг какого-либо популярного политического деятеля. Эти объединения выступают в качестве своего рода группы поддержки.

Существуют также так называемые гротескные партии. Смысл своей деятельности они видят в демонстрации специфичности определенных пристрастий группы лиц. К примеру, «партия любителей арбузов». На власть, как правило, они не претендуют, однако свои интересы отстаивают достаточно стойко. Их состав небольшой, но очень сплоченный.

Основа политической партии

Отличительной чертой объединения является наличие идейных принципов, которые привлекают сторонников. В программах фиксируются конкретные установки деятельности. Они могут выражаться открыто или существовать исключительно для посвященных.

Социальная основа партии является одним из признаков ее сущности. Объединения могут привлекать членов косвенно или прямо, посредством идеологических манипуляций. Ключевым критерием сущности партии является характер сил, взгляды которых она отстаивает.

отличие аппарата государства от аппарата политической партии

Баланс интересов

Государство и политические партии – не просто общественные институты, действующие в определенной стране. Они выступают в качестве неотъемлемых элементов демократического общества. При этом особое внимание акцентируется на том, что государство – это центральное звено, устанавливающее правила для всех существующих в стране политических сил. Оно рассматривается как фактор, интегрирующий все элементы системы в одно целое.

Между тем некоторые ученые полагают, что такая конструкция несовершенная и требует пересмотра. По их мнению, концепция политической системы была удобна в советское время, поскольку тогда все силы вращались вокруг одного центра.

В демократическом обществе формируется особая система, предполагающая баланс, равновесие и взаимодействие политических сил. В настоящее время необходимо учитывать не только значение государства, но и интегрирующую роль самого населения, его влияние на власть.

Политические партии – это ключевые институты гражданского общества. Однако государство, в отличие от них, выражает интересы всех граждан в целом, являясь официальным представителем народа. Соответственно, оно наделяется исключительными инструментами – «рычагами власти». Именно за их обладание и борются партии. Они стремятся обеспечить реализацию собственных программ за счет механизма госвласти.

Некоторые партии уже добились определенного доступа к политическим рычагам. Они именуются правящими. Полученную власть они реализуют посредством расстановки своих членов на ключевые государственные посты.

Заключение

В политической системе в качестве ключевого инструмента влияния на разные аспекты общественной жизни выступает власть. Для завладения им люди объединяются в партии. Эти организации осуществляют свою деятельность на основе определенных идеологических принципов и являются мощным фактором, способствующим повышению уровня организованности и рационализации политической жизни в стране.

государство отличается от политической партии тем что

Государство, безусловно, заинтересовано в обеспечении социальной стабильности. Для достижения поставленных общественно значимых задач целесообразно объединить усилия с политическими партиями. Они, в свою очередь, должны больше и чаще взаимодействовать с гражданами, участвовать и поддерживать начинания местных структур власти, присутствовать в движениях на региональном уровне. Интересы самих партий не должны быть выше благосостояния населения. Только в этом случае возможна максимально эффективная деятельность всей политической системы в целом.

ВСЁ В ОДНОМ МЕСТЕ.

ПОЛИТИКА. Часть 2.

Содержание.

  • Государство, признаки, функции.
  • Формы государства.
  • Демократия.
  • Гражданское общество.

ГОСУДАРСТВО.

Государство – это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов, это организация публичной власти, распространяющейся на всё общество, имеет монопольное право на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.

Признаки государства

  • территориальная организация;
  • публичный характер власти (наличие систем органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления);
  • суверенитет (независимость от других государств);
  • сбор налогов;
  • существование системы права;
  • наличие государственной символики (герб, флаг, гимн), данный признак появился стечением развития государств.

Функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

  Внутренние функции:
  • экономическая – организация, координация, регулирование экономических процессов в стране;
  • социальная – удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья;
  • правовая – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя;
  • политическая – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя; обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса;
  • культурно-воспитательная и идеологическая – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ;
  • экологическая – с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.
Внешние функции:
  • защита интересов общества на международной арене,
  • оборона страны,
  • взаимовыгодное сотрудничество,
  • участие в решении глобальных проблем,
  • миротворческие акции.
Формы государства.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Формы государства:
  • форма правления,
  • форма территориального устройства,
  • форма политического режима.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти (то есть кому принадлежит власть).

Виды форм правления:
  • монархия,
  • республика.
Монархия.

Монархия (единовластие, самодержавие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства- монарха (короля, царя, шаха, императора).

Виды монархии:
  • абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия);
  • дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал);
  • парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция).
Признаки монархии
  • существование единоличного главы государства (король, царь, кесарь);
    • власть монарха — полная, верховная, суверенная, безраздельная или ограниченная;
  • трон занимается в порядке престолонаследия, т. е. путем передачи власти по наследственному праву или в порядке родства (фамильному праву);
    • правление монарха — бессрочное, пожизненное;
    деяния монарха неподсудны, личность — неприкосновенна (свободен от юридической ответственности);
    • поддерживается мифом о сакральности (божественности) власти
Неограниченная монархия:
  • отсутствие представительных учреждений народа,
  • единственным носителем суверенитета государства является монарх.

Ограниченная монархия – вид монархии, при которой наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.

Виды ограниченной монархии:
  • дуалистическая – монарх делит законодательную власть с парламентом.
  • конституционная или парламентская – и законодательная , и исполнительная власти ограничены. Монарх царствует, но не правит.

Республика.

Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство). В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок.

Признаки республики:
  • выборность власти;
  • срочность, то есть избирается на определённый срок;
  • зависимость от воли избирателей.
  • широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов;
    • участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов — всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов общественной и государственной жизни;
    разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями;
    • наличие конституции и законов, утверждающих основы (принципы) государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан
Виды республики:
  • президентская (Аргентина, Бразилия, США, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.);
  • полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция Финляндия, Польша, Болгария и др.);
  • парламентская (Германия, Италия, Турция, Израиль, Индия, Италия, Швейцария и др.).

Виды республики различаются в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно.

  • Президентская республика. Президент избирается независимо либо коллегией выборщиков, либо народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Президент наделяется правом отлагательного вето (от лат. «запрет») на решения законодательного органа. Но он не имеет права распустит парламент.
  • Парламентская республика. Правительство формируется законодательным органом и отвечает перед ним. Во главе правительства стоит лидер партии, победившей в парламенте. Парламент может путем голосования выразить вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной главой государства выступает руководитель правительства.
  • смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская). Двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он предлагает кандидатуру главы правительства. Кандидатуру премьер-министра парламент может не утвердить. Если это произойдёт 3 раза, то президент имеет право распустить парламент. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия
Формы государственно — территориального устройства.

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:
  • унитарное (от фр. unitai-ге — единый);
  • федеративное (от лат. foedus — союз, договор);
  • конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).

Унитарное государство имеет следующие признаки:

  • территориальное единство государства. Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
  • единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства;
  • одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Примеры унитарных госуцдарств6 Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки:

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах фед
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.

Конфедерация.

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Государственно-правовой режим.

Государственно-правовой режим – способ осуществления власти, совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Признаки политического режима:
  • степень участия народа в формировании политической власти, способы формирования органов власти;
  • реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
  • механизмы осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
  • соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • характером политического лидерства;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
  • принципы взаимоотношения общества и власти;
  • роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
  • мера политического плюрализма, многопартийности;
  • существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Типы политических режимов:
  • демократический,
  • недемократический (тоталитарный или авторитарный).
Признаки демократического режима:
  • власть народа (демократия), непосредственная и представительная демократия (непосредственная – народ прямо участвует во власти, например, в выборах, референдумах; представительная – передаёт свои властные полномочия выборным представителям народа); прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.
  • всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
  • наличие правового государства, построенного на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения;
  • признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям;
  • многопартийность, наличие легальной оппозиции (то есть разрешённой законом);
  • разрешено все, что не запрещено законом;
  • большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически;
  • защита прав и свобод граждан;
  • в отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности;
  • смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер;
Признаки авторитарного режима:
  • государством руководит узкий круг людей — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами;
  • жёсткий контроль политической сферы, в остальных сферах -относительная свобода, но под чётким контролем органов власти;
  • политический плюрализм;
  • многопартийность, допускается оппозиция, но её деятельность определена чёткими рамками;
  • права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере, закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности;
  • в экономике обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой;
  • доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений;
  • карательные органы являются важным элементом государственного аппарата;
  • органы контроля строго подчинены закону.
Признаки тоталитарного режима:
  • полнота власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер,
  • полное господства государства над личностью, над обществом,
  • полный контроль государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека,
  • насаждение идеи вождизма, культа личности руководителя государства;
  • фактическое отсутствие независимой судебной власти;
  • наличие единственной обязательной официальной идеологии;
  • господство одной партии, отрицание оппозиции,
  • запрещено все, что не разрешено законом,
  • права и свободы граждан лишь декларируются (то есть формально есть в законах, а в реальности не соблюдаются), люди беззащитны перед произволом властей, закон защищает не личность, а государство;
  • централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью, жёсткая производственная дисциплина;
  • карательные органы контролируют все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны.
 Разновидности тоталитарного режима.

Деспотический режим – это полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму, тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Фашистский режим основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Обычно сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

ДЕМОКРАТИЯ.

Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны.

Предпосылки демократии:
  • рыночная экономика,
  • многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности,
  • значительное место среднего класса в социальной структуре общества,
  • высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам,
  • высокая степень развития общей и политической культуры, значительная  социальная  и политическая  активность людей,  добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.
  • Признаки демократии:

    признание народа источником власти и носителем суверенитета;

  • юридическое равноправие граждан, их равные возможности участия в политической жизни страны;
  • наличие прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
  • принятием важнейших властных решений по принципу большинства;
  • право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
  • политический плюрализм, (от лат. множество), возможность наличия множества различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;
  • гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.
  • существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;
  • выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  • развитая система органов местного самоуправления
Институты демократии

Институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы и ценности:

  • институты представительной (институт парламентаризма) и прямой демократии;
  • органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • институт права;
  • политические партии, общественно-политические организации и др.
Формы демократии .

Формы демократии отличаются способом осуществления народом своей власти:

  • прямая (непосредственная)
  • косвенная (представительная).

Прямая демократия – это непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни через выборы и референдумы, собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов. Народ сам осуществляет свои права.

Представительная демократия – возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах.

Референдум.

Референдум – голосование, выражение воли народа по общественно значимым вопросам; является одним из важных институтов непосредственной демократии.

Цель референдума – обеспечение народовластия, то есть  непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами.

Типы референдумов по предмету проведения:
  • конституционный — на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки;
  • законодательный — на всенародное голосование выносится проект закона или действующий закон;
  • консультативный — проводится с целью выявления общественного мнения по принципиальному вопросу государственной жизни.
Референдумы по степени обязательности проведения:
  • обязательный — предметом референдума являются вопросы, отнесенные Конституцией к исключительному решению в результате всенародного опроса;
  • факультативный — проводится с целью выявления общественного мнения по конкретному вопросу, интересующему определенную часть населения региона .

Предметом референдума могут быть вопросы:

  • имеющие существенное значение для определения политики государства

вовне (международно-правовые вопросы), — вхождение страны в определенные межгосударственные структуры, сообщества, например, о членстве страны в Европейском сообществе;

  • имеющие существенное значение для совершенствования системы управления внутри (административно-правовые вопросы), — решение вопросов управленческого характера, например, изменение административно-территориального деления.
Ценности демократии:
  • защита интересов людей,
  • возможность жить людям согласно их собственным законам,
  • гарантированность личной свободы и прав человека,
  • равенство всех перед законом,
  • моральная ответственность людей за их политические решения,
  • политическое равенство,
  • свободные и честные выборы,
  • справедливое судопроизводство,
  • толерантность, сотрудничество и компромисс в отношениях между народом и властью,
  • предотвращение деспотизма.
Гражданское общество.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Гражданское общество – это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Гражданское общество — система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Предпосылки возникновения гражданского общества.
  • Демократизация общественной жизни.
  • Индивидуальная свобода граждан.
  • Обеспечение широких прав и свобод человека.
  • Право на частную собственность.
  • Право на реализацию экономических и политических интересов, желаний, стремлений.
  • Возможность ассоциаций, объединений (политических партий, общественных движений, союзов, добровольных и любительских обществ и т.д. самых различных форм, содержания, направления), не противоречащих конституции данного государства.
  • Обеспечение сотрудничества на основе равенства и партнерства, консенсуса между всеми субъектами гражданского общества.
  • Ответственность граждан перед государством.
  • Многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам.
  • Наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.
  • Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.
Признаки гражданского общества:
  • самостоятельное развитие — без непосредственного вмешательства государства;
  • легитимность и демократический характер власти;
  • равенство всех перед законом и правосудием;
  • политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
  • правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
  • состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;
  • развитость демократических основ;
  • реально действующая защита граждан;
  • свободная деятельность в правовых рамках общества владельцев производственных средств;
  • достаточно высокий уровень гражданской и политической культуры, высокое сознание людей;
  • личность гражданского общества – это человек, ориентированный на созидание, духовное развитие;
  • достаточно высокий уровень образованности населения;
  • передача части власти органам самоуправления;
  • экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
  • значительная численность среднего класса в обществе;
  • высокая материальная обеспеченность людей;
  • эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей;
  • высокое внимание к социальной политике со стороны государства;
  • плюрализм мнений в обществе;
  • свободная конкуренция; использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов.

Прежде чем говорить о политическом лидерстве, имеет смысл осветить значение самого слова «лидерство».

Итак, лидерство – это возможность управлять волей людей при помощи власти, принуждать их действовать в соответствии с желанием лидера.

Немного о лидерстве

Происхождение этого понятия неразрывно связано с английским «leader», что означает в переводе на русский «ведущий» или «управляющий». И смысл этот практически в полной мере указывает на основное предназначение лидера, его влияние на процессы, к каким он оказывается причастным, его роль в обществе, в котором он стал вожаком.

При этом следует отличать это понятие от другого – «руководство».

Лидер может не быть руководителем и наоборот, руководитель может не быть лидером (формальное и неформальное лидерство).

  1. Лидер – человек, пользующийся авторитетом и весом среди других, но не занимающий притом какой-либо высокой должности.
  2. Руководитель – тот, кто на высокой должности не стал авторитетом для подчиненных, презираем своим коллективом.

Характерная особенность лидера – его способность организовать совместную деятельность других людей, чтобы достичь некоей цели.

Лидер – пользующийся непререкаемым авторитетом член социальной группы, за которым добровольно признаются власть и полномочия другими участниками группы, готовыми подчиняться ему и за ним следовать.

Что такое лидерство

Политическое лидерство

Поговорим о природе политического лидерства.

Что это такое? Оно, в отличие от просто лидерства, реализуется, как правило, в рамках государства, затрагивая непосредственно все население страны, влияет на общественно-государственные процессы.

Очевидно, что понятие это напрямую связано с понятием «политический лидер».

При этом,

  • наличие общественно-политической программы и способность реализовать ее;
  • авторитет, популярность, ответственность;
  • делом постоянно доказывать право на лидерство, чтобы оправдать кредит доверия.
  • являются основными признаками политического лидерства.

История неоднократно демонстрировала – самые яркие лидеры от политики глобального масштаба выходили на передний край, когда общество переживало переломный период. Они синтезируют и организуют политические и экономические программы, которые позволяли обществу успешно преодолевать немалые трудности.

Это та самая личность, воздействие которой на общественные процессы базируется на осознании ею исторической необходимости конкретных изменений.

И тогда в роли лидера способен выступить и отдельный человек, и даже организация. Ведомая роль отводится обществу, этносу, группе, слоям общества, отдельным индивидам.

В этом случае лидерство в политике становится инструментом и реальным путем воплощения в жизнь власти, высшим уровнем лидерства, потому что оно:

  1. фиксирует связи на самой вершине, складывающиеся у субъекта с объектом политики;
  2. становится отражением политических процессов и взаимоотношений в высших структурах власти;
  3. лично влияет на волю, ум и общественно-политическую активность гражданского населения.

Сущность политического лидерства в проявлении власти и отношений, осуществляемых конкретными людьми – политическими лидерами. Реальная политика без их участия не вершится. Весь мир знает великих лидеров:

  • Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент США;
  • Нельсон Ролилахла Мандела, первый в истории ЮАР чернокожий президент;
  • Маргарет Хильда Тэтчер, единственная женщина на посту премьер-министра Великобритании;

и знакомых каждому россиянину:

  1. Влалимир Ильич Ленин;
  2. Иосиф Виссарионович Сталин;
  3. Владимир Владимирович Путин.

Каждый из них – профессиональный политик, часто вершивший судьбу мира.

Знаменитые политические лидеры

Функции

  •  Программная. Лидер помогает выразить и сформулировать интересы своего класса, программу действий, направить общественное развитие в избранном направлении.
  • Интеграционная. Лидер объединяет население на решение общей цели. Это особенно важно в лихие годы.
  • Управленческая. Принимая важнейшие решения, влияющие на функционирование общественной структуры, лидер направляет свой народ в определенное русло.
  • Защитная. И тут задача лидера – рассудить по справедливости, не допуская произвола и угнетения народов.
  • Коммуникативная. Лидер должен выступать связующим звеном между властью и народом, между разными группами населения.
  • Мобилизационная. Для лидера существенным становится придание населению энтузиазма, желания трудиться и двигаться в направлении поставленной цели.
  • Легитимационная. Лидер всеми своими действиями должен доказывать законность существующей власти, ее способность качественно исполнять свои обязанности.

Виды политического лидерства

Роль лидера в политике существенна в любом современном государстве. Самые разные деятели стремятся сделать все возможное, чтобы не просто повлиять на население, а полностью склонить на свою сторону.

Четыре основных вида политического лидерства выделяет современная политология:

  1. служитель – свою деятельность направит на то, чтобы улучшить положение населения, или просто сделет вид, что проблемы населения для него важны;
  2. пожарный – спасающий от бед и катастроф свой народ, настоящий заступник и вождь;
  3. знаменосец – способен стать воплощением идеала народа (в качестве примера: К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин – олицетворение идеологии коммунизма и грядущего светлого будущего в советское время);
  4. торговец – умеет «продать» свою идею, разумно аргументировать, почему поступать по «ней» выгодно.

Типы эти довольно условны, и редкий политический лидер ограничивается каким-то одним из перечисленных видов. В разных ситуациях применяются разные лидерские методы.

Теории

Лидерство и политические системы

В демократических системах

Довольно часто в демократическом обществе ролью политического лидера наделяется человек, популярный среди народа и влиятельный, но официальных командных постов не занимающий, в их число попадают также руководители регионального уровня, действия которых отличаются независимостью и новаторством.

Потребность в полит лидерстве появляется, только если в обществе наличествуют определенные политические свободы. Тоталитарный режим и автократизм порождают и приводят к власти диктаторов и номенклатуры. И уже не действуют никакие законы лидерства.

В современном демократическом обществе нет политика-лидера, не проявившего некоторых качеств и способностей:

  • умение профессионально накапливать и верно выражать в своей деятельности интересы широких масс;
  • конструктивное мышление, умение выдвигать новые идеи;
  • политическая информированность;
  • лексикон с глубоким пониманием того, что говорится;
  • чувство времени, способность вовремя принять меры.

В авторитарных системах

Такие политические системы в современном мире довольно распространены. А сам режим характерен для стран, где меняется общественный строй, а сопровождает эту смену резкая поляризация политических сил, стран, которые длительное время переживают тяжелый экономический или политический кризис и у них нет никаких шансов демократическими средствами их преодолеть.

У политического лидерства при авторитаризме и специфика своя:

  1. лидером становится человек, возможно, группа лиц (монарх, диктатор, хунта) с неограниченной и неконтролируемой обществом властью;
  2. лидеру, при авторитарном режиме, не приходится прикрывать свои действия высокими целями, в ход идет утверждение, что спасают общество, пока оно на краю, а по достижении результата готовы власть отдать тут же;
  3. у власти исключительная функция – политическая деятельность;
  4. правящая элита назначается сверху, а значит, деловые качества никому не интересны, преданность вождю во главе угла;
  5. задача лидеров от политики сводится к поддержанию авторитета главного политического функционера в гораздо большей мере, чем к насилию и принуждению.

В диктатуре

Немало диктаторских режимов известно человечеству. И хоть, на первый взгляд, диктатура единственного человека кажется полновластной, и ничем формально власть тирана не ограничена, правящая олигархия существует все равно. И даже диктатор должен считаться с ее интересами.

Диктатор может выступать в роли избавителя, называть себя защитником обычного человека от хаоса, от врагов, но история доказывает, что обещанной стабильности, безопасности, повышения уровня жизни, не дождался от диктатуры никто.

Успехи, обычно, оказывались временными, зато расплачивался диктатор.

Любой лидер диктаторского режима отлично осознает, насколько значима вера граждан, что именно их интересы блюдет государство. Но дело обстоит иначе, и людские интересы тирана не интересуют, требуется внушительный идеологический аппарат, содержание которого весьма дорого. А делом его должно стать внедрение в сознание народа иллюзорной, искаженной картины мира, где само государство и люди, его населяющие, – одно целое.

Чем жестче и экономически неэффективней диктатура, тем дороже обходится «промывание мозгов».

В заключение

Резюмируя, и говоря о политическом лидерстве кратко, следует отметить, что это – не новоявленный стиль руководства, а реальный способ организовать власть в гражданском обществе, где развито политическое большинство из его социальных слоев.

А роль лидера в переломные периоды истории часто оказывается особенно значимой. Только тот, с чьим мнением считаются, кому доверяют, способен вызвать реальную активность народных масс, вовлечь их в решение самых насущных проблем. И рассматривать ее можно, как взаимоотношения между людьми, и как реальную власть.

Понятие политического
лидерства. В
переводе
с английского языка лидер
(1еас1ег) — ведущий,
авторитетный член малой группы,
организации в целом. Лидерство
— один из механизмов интеграции групповой
деятельности индивидов. Оно универсально
и неизбеж­но. Везде, где возникают те
или иные социальные группы или орга­низации
людей, существует лидерство. Что такое
политическое
ли­дерство
? Среди
различных типов лидерства оно наиболее
заметно и гораздо более значимо. Особенно
если это лидеры больших совре­менных
(Англия, ФРГ, Россия, США, КНР и др.)
государств. О них знают во всех уголках
земли. Внутреннее и международное
внимание к политическим лидерам
возрастает при определенных политических
ситуациях: обострении внутрипартийной,
внутрипарламентской фракционной борьбы
в той или иной стране, в межгосударственных
союзах.

Политическое лидерство по своей сути
и форме — это феномен власти одного или
нескольких лиц, способных по праву
выборно­сти заставлять других выполнять
их указания. Руководители госу­дарств,
регионов и районов обладают таким
влиянием и правом в пределах сроков
избрания. Власть же, получаемая
руководителем «раз и навсегда»,
политическим лидерством не является.
Лидер — это тот, кто влияет на группу
или партию своим авторитетом неза­висимо
от того, является ли он их формальным
главой. Это влияние имеет три особенности:

— во-первых, оно достаточно постоянно;

— во-вторых, оно распространяется на
всю группу, организацию, обще­ство;

— в-третьих, оно отличается явным
приоритетом.

Реальное лидерство и формально занятая
должность между собой полностью не
совпадают. Некоторые политические
лидеры вовсе не занимают государственных
должностей и, наоборот, лица, которые
их занимают, не являются лидерами.
Королева Великобритании, напри­мер,
не является политическим лидером, равно
как и президент ФРГ. Хотя в прошлом их
предшественники (например, Отто фон
Бисмарк) таковыми были.

Уже на первых этапах развития человека
существование лидерства было не­мыслимо
без формирования и взаимодействия тех
или иных моде­лей группового поведения.
А это обусловило выбор такого порядка
общественной жизни, где ведущую роль
играли люди опытные, сильные, умные,
которые получали признание, доверие,
авторитет среди своих соплеменников.
От лидерства в личностном виде обще­ство
переходило к более сложным формам: к
институтам лидерства, к групповому
лидерству.

Долгое время в отечественном обществознании
господствова­ла точка зрения, что
если ликвидированы антагонистические
про­тиворечия, то автоматически сняты
проблемы политического ли­дерства.
Однако проблема существовала и, более
того, в условиях советского общества
борьба за власть, внедрение и реализация
по­литических программ, смена и
утверждение политических лидеров часто
оборачивались культом личности,
беззаконием и массовыми репрессиями.

В условиях демократизации возрастает
роль научного управ­ления жизнью
общества, значение изучения проблемы
политичес­кого лидерства и политических
элит.

Лидерство рассматривается в политологии
как один из меха­низмов регулирования
отношений людей, социальных групп,
инсти­тутов, общества в целом. Его
сущность составляют отношения
доми­нирования и подчинения, влияния
и следования.

Современные западные политологи
определяют лидерство как многогранное
понятие. При его понятии выделяются:

а) характер самого лидера;

б) свойства его приверженцев, избирателей;

в) взаи­мосвязь его с избирателями
(конституентами);

г) конкретные ситуа­ции:
в которых лидерство осуществляется.

Политический лидер одновременно
является субъектом и объектом политического
процесса.
Субъектом его делает то,
что он по своим незаурядным качества
становится во главе социально-по­литических
движений с целью реализации интересов
общностей, его выдвигающих. Ради этого
лидер наделяется властными полномочи­ями,
т. е. правом направлять усилия, волю,
интеллект людей, а также оперировать
материальными, финансовыми ценностями.

Политический лидер одновременно и
объект политики. Раз­личные эпохи,
разные классы и социальные группы
требуют лиде­ров, обладающих различными
качествами, в основе которых посто­янно
действующий критерий — эффективность
его деятельности для удовлетворения
запросов и интересов той общности,
которая прибегла к его услугам. Более
того, в решении различных проблем он
всегда испытывает влияние и давление
различных заинтересо­ванных сторон
и должен быть готов к восприятию их
предложения и требований, к компромиссам.

Всякое лидерство уже
изначально стремится заявить о се­бе,
иметь как можно больше сторонников,
формализоваться, вой­ти в существующую
политическую систему. Эволюция
политиче­ского лидерства — это
движение от простого к сложному. На
прак­тике оно чаще всего носит
стадиальный характер. Сначала возникновение
общественных движений и выделение их
лидеров, далее образование партий,
выработка их программных установок и
организационных принципов, формирование
иерархии партий­но-политического
руководства и, наконец, борьба за власть;
при­ход к власти партий, участие и
управление страной, делегирова­ние
партийных лидеров на руководящие
государственные долж­ности, появление
лидеров-руководителей. Такую эволюцию
раскрывает американский историк и
политолог Р. Такер на при­мере советской
истории. Политическое лидерство имеет
определенные признаки:

1) на­личие собственной политической
программы, умение реализовать ее;

2) популярность, авторитет, ответственность.
Только тот, кто спосо­бен взять на
себя ответственность, и может выступать
в роли лидера;

3) постоянно всей своей практикой
доказывать право на лидерство и
оправдывать кредит доверия.

Раскрывая сущность лидерства в
политическом процессе, не­обходимо
остановиться на роли политического
лидера.

Политические лидеры, выражая интересы
определенных классов и партий, оказывают
значительное воздействие на ход со­бытий.

Роли лидеров особенно велика в переломные
периоды разви­тия, когда требуется
быстрое принятие решений, способность
пра­вильно понять конкретные задачи.
При этом бытует мнение, что «сильный
лидер» может решить все проблемы.

Действительно, на определенном этапе
может возрасти эф­фективность
деятельности при жестком, требовательном
лидере. Но основная задача лидера
вызывать активность, устранять
пас­сивность, вовлекать массу людей
в решение назревших проблем об­щественной
жизни.

В этой связи политическая наука считает
необходимым особо выделить следующие
черты лидера:

— умение учитывать, выражать и отстаивать
взгляды той или иной общественной
группы;

— интересы общества для него должны быть
выше личных ин­тересов. Именно это
создает ему в значительной мере авторитет;

— способность организовать активные
действия людей;

— коммуникабельность и ораторские
способности;

— высокая политическая культура;

— яркая личность, эрудированность,
корректность (т. е. вежли­вость), высокие
нравственные качества — честность и
порядочность;

— политический лидер должен иметь
собственную политичес­кую программу
и должен бороться за осуществление этой
програм­мы. Поэтому важны такие личные
качества лидера как: воля, целеу­стремленность,
настойчивость;

— важной чертой является популярность,
т. е. умение завоевать массы.

Лидерами не рождаются, а становятся, их
создает авторитет. Поэтому овладеть
искусством лидера способен не каждый
субъект политики. Им может быть только
личность, которая отличается
са­мостоятельностью мышления, выражает
интересы масс. Принимая политические
решения — уметь приспособить их к
реальным усло­виям находить правильные
управленческие решения.

Чтобы стать лидером, личности необходимо
оправдать дове­рие объекта и завоевать
тем самым авторитет. За субъектом-лиде­ром
идут не потому, что приходится идти, а
потому что хочется идти.

Каждая эпоха нуждается в своем лидере.
Он всегда детище своего времени, как бы
отклик на его запрос. Так, Александр
Маке­донский , Оливер Кромвель, Наполеон
и многие другие были порождением времени.
Поэтому случайных лидеров не бывает,
бывают случайные политики, даже на
высших государст­венных постах. И
хотя претендентов на лидерство бывает
много, ис­тория выбирает того, кто
отвечает ее потребностям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ling zhi crystal blocks инструкция рыбы
  • Электродуховка бош инструкция по эксплуатации духовки
  • Старлайн а93 инструкция к брелку вертикальный
  • Руководство сестринским делом в россии
  • Амоксициллин хемофарм 500 мг инструкция по применению