Процессор с поддержкой инструкций sse2 что это

Любой компьютер — это очень сложное устройство, которое состоит из десятков модулей. Сегодня мы разберём, какие процессоры работают и поддерживают инструкцию SSE2. А также что они собой представляют.

Содержание

  1. Что такое SSE2?
  2. Какие процессоры поддерживают технологию SSE
  3. Устройства, которые не имеют инструкций SSE2
  4. Проверка наличия SSE2 в процессоре на ПК

Что такое SSE2?

SSE2 являются SIMD — эта аббревиатура с английского языка переводится, как единая инструкция и множество данных. SIMD — это своего рода поток команд, который реализует параллелизм при работе с данными. Без них компьютеры нового поколения не смогли бы выполнять одновременно сотни процессов.

Фото ноутбуков

Набор был разработан инженерами компании Intel. Главная его цель — расширить возможности процессоров.

Без них компьютер лишается следующих возможностей:

  • SSE2 содержит команды по управлению кэшем, которые минимизируют заполнение памяти данными, тщательно сортируют их;
  • Сложные формулы для вычисления и преобразования чисел;
  • Инструкции для вычисления скалярных данных и для работы с упакованными данными;
  • Содержит набор инструкций для работы с потоковыми данными. Использует новые методы вычислений, которые эффективнее инструкций MMX;
  • SSE2 дополнила прошлую первую версию инструкций, добавив 144 новых команд;
  • И многое другое.

SIMD представляет собой процессор, который часто называют контроллером. Практически во всех случаях он является главным и содержит дополнительные модули, в которых происходит обработка данных или числовые вычисления. Сам процессор ничего не вычисляет, он лишь даёт указания своим подопечным, чем им необходимо заниматься в данный момент. То есть играет роль аналитика и управляющего.

SIMD-процессор

В свою очередь каждый управляемый модуль имеет собственную память. Когда основной процессор получает команду к вычислению, он переправляет её всем вычислительным элементам. После чего каждый свободный элемент принимается за работу. Подобную архитектуру используют в создании компьютерных процессоров не только Intel, но и AMD.

Читайте также: CUDA error — cannot allocate big buffer for DAG как исправить.

Какие процессоры поддерживают технологию SSE

Несмотря на то, что уже есть более усовершенствованные инструкции (SSE3, SSSE3), процессоры, поддерживающие инструкцию SSE2, также до сих пор применяют. Более того, если в процессоре вашего компьютера она будет отсутствовать, вы не сможете установить на него Windows версии 8.1 и выше. А также текстовый процессор Word версии 2013 года или позднее.

Программа Word

Впервые компания Intel использовала SSE2 в Pentium 4. И с тех пор практически каждая модель процессора содержит её. Поэтому сегодня сложно найти контроллер без инструкции.

Поддержка SSE2: Пояснение:
Осуществляется в разных процессорах 32 и 64 бит. Инструкции есть в линейках AMD K8 — серии AMD Ryzen, Ruion 64, Athlon 64, FX, Phenom, Sempron.
Практически во всех Intel Core i3, Core i5, Corei7, Duo-Core, а также процессоры, которые поддерживают технологию NetBurst (Celeron D, Xeon, Pentium 4, Celeron).
В более бюджетных моделях. Intel Atom, Pentium M и процессора Celeron M.

Процессоры Intel

Вполне возможно, что вскоре будут разработаны новые инструкции, которые придут на смену старым. В этом случае SSE2 исчезнет из списка так же, как и её предшественник.

Это может быть полезным: SM контроллер шины — что это за драйвер.

Устройства, которые не имеют инструкций SSE2

Инструкции SSE2 были разработаны и внедрены в тридцати двух битные процессоры Intel или являются их усовершенствованием. Поэтому компьютерные процессоры, созданные на базе другой архитектуры (например, 16 бит) их не поддерживают. Поскольку SSE2 была разработана и внедрена в Pentium 4, то поддержка отсутствует в процессорах, выпущенных компанией до этой версии. А также нет инструкций в AMD Athlon 64. И некоторые других (Crusoe).

Процессор Crusoe

Проверка наличия SSE2 в процессоре на ПК

Чтобы определить поддержку данной инструкции на своём компьютере, необходимо воспользоваться утилитой для отображения информации о процессоре. Подобных существует очень много, самой простой является CPU-Z, которую можно загрузить бесплатно с официального сайта https://www.cpuid.com/.

Кнопка для загрузки CPU-Z

На главной странице нажмите на кнопку «Download» в окне программы для Windows. Программа очень компактна, её установочный пакет размером всего 1.9 Мб.

Линки на скачивание

После установки запустите утилиту и выберите вкладку «CPU» в том случае, если программа по умолчанию открыла другую.

Программа CPU-Z

Выберите вкладку CPU

На данной странице будет отображаться основная информацию о процессоре вашего компьютера. А именно: название, серия, кодовое название, спецификации и технологии. Инструкции находятся в соответствующей строке «Instruction». На иллюстрации видно, что текущий процессор имеет инструкции: SSE, SSE2, SSE3, AMD-V, x86-64, MMX, 3D-NOW!.

Строка с инструкциями

Если вы покупаете процессор в магазине или в интернете, то эту информацию можно узнать у консультанта. Все процессоры, которые имеют поддержку инструкций (в том числе, SSE2), в интернет-магазине можно найти на странице с подробной информацией.

Информация о процессоре

Например, на страницах популярного AliExpress достаточно выбрать модель процессора из списка, и найти эту информацию не составит труда.

Какие процессоры поддерживают SSE2

Насколько важна поддержка инструкций SSE2 процессором и как узнать поддерживает ли их мой процессор?

SSE2 это набор инструкций, который определяет возможности того или иного процессора. Был разработан компанией Intel в 2000 году и включен в состав процессоров Pentium 4. Пришел на смену набору SSE, расширив список команд с 70 до 144.

история обновления SSE

Развитие SSE

C тех далеких времен вышло несколько более свежих версий этого набора инструкций.

На компьютер без поддержки SSE2 невозможно установить Windows 8 и более поздние версии этой операционной системы, Microsoft Office 2013 также требует поддержку SSE2 и практически все современные браузеры, включая Google Chrome и Mozilla Firefox.

Все больше программ обновляется до версий, которым необходимо наличие этого набора команд в процессоре компьютера.

Какие процессоры имеют поддержку SSE2?

У Intel данный набор инструкций впервые был внедрен на семейство процессоров Pentium 4 в 2000 году. Следовательно все процессоры, выпущенные позже, а это Pentium 4, Xeon, Celeron, Celeron D, Pentium M, Celeron M, Pentium D, Intel Atom, Core i3, i5, i7 поддерживают данный набор инструкций.

AMD внедрила SSE2 на свои процессоры впервые в 2003 году, когда была представлена архитектура AMD K8. Сюда входят все Athlon 64, Athlon 64 X2,  Sempron 64, Turion 64. Поэтому если ваш AMD процессор выпущен в 2003 и позднее, то с 99% вероятностью он поддерживает SSE2.

Как узнать поддерживает ли процессор SSE2?

Во первых, при попытке установить на компьютер с процессором без поддержки SSE2 последнюю версию браузера Chrome или Mozilla Firefox будет появляться ошибка с текстом “This program requires a computer that supports SSE2 instructions”. В ней говорится, что для данной программы нужен процессор с поддержкой SSE2.

Эту ошибку можно будет наблюдать при попытке установить или запустить любую другую игру или программу, для которой необходима поддержка данного набора команд.

Также вы можете скачать бесплатную программу CPU-Z, запустив которую можно посмотреть какие наборы команд доступны для использования на вашем процессоре.

как узнать поддерживает ли мой процессор SSE2

Просмотр поддерживаемых инструкций процессором в программе CPU-Z

Что делать, если SSE2 не поддерживается?

Самый правильный вариант – обновлять компьютер (установить процессор с поддержкой SSE2, если это возможно) или приобрести новый.

Также можно попробовать поискать более ранние версии той программы, которая требует поддержку этого набора команд.

Лучшая благодарность автору — репост к себе на страничку:

Любой компьютер — это очень сложное устройство, которое состоит из десятков модулей. Сегодня мы разберём, какие процессоры работают и поддерживают инструкцию SSE2. А также что они собой представляют.

Содержание

  1. Что такое SSE2?
  2. Какие процессоры поддерживают технологию SSE
  3. Устройства, которые не имеют инструкций SSE2
  4. Проверка наличия SSE2 в процессоре на ПК

Что такое SSE2?

SSE2 являются SIMD — эта аббревиатура с английского языка переводится, как единая инструкция и множество данных. SIMD — это своего рода поток команд, который реализует параллелизм при работе с данными. Без них компьютеры нового поколения не смогли бы выполнять одновременно сотни процессов.

Фото ноутбуков

Набор был разработан инженерами компании Intel. Главная его цель — расширить возможности процессоров.

Без них компьютер лишается следующих возможностей:

  • SSE2 содержит команды по управлению кэшем, которые минимизируют заполнение памяти данными, тщательно сортируют их;
  • Сложные формулы для вычисления и преобразования чисел;
  • Инструкции для вычисления скалярных данных и для работы с упакованными данными;
  • Содержит набор инструкций для работы с потоковыми данными. Использует новые методы вычислений, которые эффективнее инструкций MMX;
  • SSE2 дополнила прошлую первую версию инструкций, добавив 144 новых команд;
  • И многое другое.

SIMD представляет собой процессор, который часто называют контроллером. Практически во всех случаях он является главным и содержит дополнительные модули, в которых происходит обработка данных или числовые вычисления. Сам процессор ничего не вычисляет, он лишь даёт указания своим подопечным, чем им необходимо заниматься в данный момент. То есть играет роль аналитика и управляющего.

SIMD-процессор

В свою очередь каждый управляемый модуль имеет собственную память. Когда основной процессор получает команду к вычислению, он переправляет её всем вычислительным элементам. После чего каждый свободный элемент принимается за работу. Подобную архитектуру используют в создании компьютерных процессоров не только Intel, но и AMD.

Читайте также: CUDA error — cannot allocate big buffer for DAG как исправить.

Несмотря на то, что уже есть более усовершенствованные инструкции (SSE3, SSSE3), процессоры, поддерживающие инструкцию SSE2, также до сих пор применяют. Более того, если в процессоре вашего компьютера она будет отсутствовать, вы не сможете установить на него Windows версии 8.1 и выше. А также текстовый процессор Word версии 2013 года или позднее.

Программа Word

Впервые компания Intel использовала SSE2 в Pentium 4. И с тех пор практически каждая модель процессора содержит её. Поэтому сегодня сложно найти контроллер без инструкции.

Поддержка SSE2: Пояснение:
Осуществляется в разных процессорах 32 и 64 бит. Инструкции есть в линейках AMD K8 — серии AMD Ryzen, Ruion 64, Athlon 64, FX, Phenom, Sempron.
Практически во всех Intel Core i3, Core i5, Corei7, Duo-Core, а также процессоры, которые поддерживают технологию NetBurst (Celeron D, Xeon, Pentium 4, Celeron).
В более бюджетных моделях. Intel Atom, Pentium M и процессора Celeron M.

Процессоры Intel

Вполне возможно, что вскоре будут разработаны новые инструкции, которые придут на смену старым. В этом случае SSE2 исчезнет из списка так же, как и её предшественник.

Это может быть полезным: SM контроллер шины — что это за драйвер.

Устройства, которые не имеют инструкций SSE2

Инструкции SSE2 были разработаны и внедрены в тридцати двух битные процессоры Intel или являются их усовершенствованием. Поэтому компьютерные процессоры, созданные на базе другой архитектуры (например, 16 бит) их не поддерживают. Поскольку SSE2 была разработана и внедрена в Pentium 4, то поддержка отсутствует в процессорах, выпущенных компанией до этой версии. А также нет инструкций в AMD Athlon 64. И некоторые других (Crusoe).

Процессор Crusoe

Проверка наличия SSE2 в процессоре на ПК

Чтобы определить поддержку данной инструкции на своём компьютере, необходимо воспользоваться утилитой для отображения информации о процессоре. Подобных существует очень много, самой простой является CPU-Z, которую можно загрузить бесплатно с официального сайта https://www.cpuid.com/.

Кнопка для загрузки CPU-Z

На главной странице нажмите на кнопку «Download» в окне программы для Windows. Программа очень компактна, её установочный пакет размером всего 1.9 Мб.

Линки на скачивание

После установки запустите утилиту и выберите вкладку «CPU» в том случае, если программа по умолчанию открыла другую.

Программа CPU-Z

Выберите вкладку CPU

На данной странице будет отображаться основная информацию о процессоре вашего компьютера. А именно: название, серия, кодовое название, спецификации и технологии. Инструкции находятся в соответствующей строке «Instruction». На иллюстрации видно, что текущий процессор имеет инструкции: SSE, SSE2, SSE3, AMD-V, x86-64, MMX, 3D-NOW!.

Строка с инструкциями

Если вы покупаете процессор в магазине или в интернете, то эту информацию можно узнать у консультанта. Все процессоры, которые имеют поддержку инструкций (в том числе, SSE2), в интернет-магазине можно найти на странице с подробной информацией.

Информация о процессоре

Например, на страницах популярного AliExpress достаточно выбрать модель процессора из списка, и найти эту информацию не составит труда.

В мире компьютерных технологий нет ничего странного в обилии всевозможных аббревиатур: CPU, GPU, RAM, SSD, BIOS, CD-ROM, и многих других. И почти каждый день появляются всё новые и новые сокращения названий каких-то технологий, что является неизбежным следствием бесконечного стремления инженеров улучшить функции и возможности наших вычислительных устройств.

Сегодня речь пойдёт о таких расширениях набора команд процессоров, как MMX, SSE и AVX. Многим знакомы эти сокращения, и мы выясним, действительно ли это какие-то интересные разработки, или же это не более чем бессмысленные маркетинговые уловки.

Ну о-о-очень первые дни

Середина 80-х прошлого столетия. Рынок процессоров был очень похож на сегодняшний. Intel бесспорно преобладала, но столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны AMD. Домашние компьютеры, такие как Commodore 64, использовали базовые 8-битные процессоры, тогда как настольные ПК начинали переходить с 16-битных на 32-битные чипы.

Эти числа означают размер значений данных, которые могут быть обработаны математически, при этом чем выше эти значения, тем выше точность и возможности. Они также определяет размер основных регистров в микросхеме: небольших участков памяти, используемых для хранения рабочих данных.

Такие процессоры являются также скалярными и целочисленными. Что это означает? Скаляр – это когда над одним элементом данных выполняется только одна любая математическая операция. Обычно это обозначается как SISD (single instruction, single data, «одиночный поток команд – одиночный поток данных»).

Таким образом, инструкция по сложению двух значений данных просто обрабатывается для этих двух чисел. А если вам, например, нужно прибавить одно и то же значение к группе из 16 чисел, то для этого потребуется выполнить все 16 наборов инструкций – для каждого числа из этой группы по отдельности. По-другому процессоры тех лет складывать ещё не умели.


Intel 80386DX с частотой 16МГц (1985).

Целое (Integer) – в математике, это такое число, которое не имеет дробной части. Например, 8 или -12. Процессоры типа интеловского 80386SX не имели врожденной способности сложить, скажем, 3.80 и 7.26 – такие дробные числа называются числами с плавающей точкой (или запятой, в русском языке это без разницы) – по-английски FP, floating point или просто floats. Чтобы справиться с ними, нужен был другой процессор, например 80387SX, и отдельный набор инструкций – список команд, который сообщает процессору, что делать.

В те времена под инструкциями x86 понимали наборы команд для целочисленных (integer) операций, а под инструкциями x87 – для чисел с плавающей точкой (float). В наши дни все операции умеет выполнять один процессор, поэтому мы используем термин x86 для обозначения набора инструкций обоих типов данных.

Использование отдельных сопроцессоров для обработки разных типов данных было нормой, пока Intel не представила 80486: их первый CPU для персоналок со встроенным математическим сопроцессором для обработки вещественных данных (FPU, Floating Point Unit).


Intel 80486: Жёлтым цветом выделен блок FPU для обработки чисел с плавающей точкой.

Как вы можете видеть, этот блок совсем немного занимает места в процессоре, но рывок в производительности, благодаря этому решению, был огромен.

Но в целом принцип работы оставался скалярным, и таким он перешел и к преемнику 486-го: оригинальному Intel Pentium.

И пройдёт ещё три года после релиза этого первого Пентиума, прежде чем Intel представит миру Pentium MMX. Это произошло в октябре 1996 года.

V – значит «векторный». А MMX что значит?

В мире математики числа можно группировать в наборы различных видов и размеров – одна такая упорядоченная совокупность называется арифметическим вектором. Проще всего представить его себе в виде списка значений, расположенных горизонтально или вертикально. Технология MMX привнесла в мир процессоров возможность выполнять векторные математические вычисления.

Однако она была изначально довольно ограниченной, поскольку оперировала только целыми числами и фактически эксплуатировала для своих целей регистры FPU. Поэтому программисты, желающие использовать какие-то инструкции MMX, вынуждены иметь в виду, что при выполнении таких инструкций любые вычисления с плавающей запятой не могут выполняться одновременно с ними.

Знаменитая реклама технологии Intel MMX (1997).

FPU Pentium имел 64-битные регистры, и в операциях MMX каждый из них мог вместить два 32-битных, четыре 16-битных или восемь 8-битных целых числа. Именно эти группы чисел и являются векторами, и каждая инструкция, предназначенная для них, будет выполняться сразу над всеми значениями в группе.

Такой принцип получил название SIMD (single instruction, multiple data, «одиночный поток команд, множественный поток данных») и знаменует собой большой шаг вперед в развитии возможностей процессоров для персональных компьютеров.

Ну а какие приложения выигрывают от использования такого принципа? Практически все, которым приходится выполнять одинаковые вычисления над группой однородных данных, и в первую очередь это некоторые функции в 3D-моделировании и мультимедийных технологиях, а также в системах обработки стандартных сигналов.

Например, MMX можно применить для ускорения умножения матриц при обработке вершин в 3D, или для смешивания видеопотоков при работе с хромакеем или альфа-композитингом.


Процессор AMD K6-2 – где-то там есть 3DNow!

К сожалению, внедрение MMX продвигалось  довольно медленными темпами из-за негативного влияния этой технологии на производительность операций с плавающей точкой. AMD частично решила эту проблему, создав свою собственную версию под названием 3DNow! примерно через два года после появления MMX. Технология от AMD предлагала больше инструкций SIMD и умела обрабатывать числа с плавающей точкой, но также страдала от недостатка понимания программистами.

Ах, да! Как же официально расшифровывается аббревиатура MMX? Согласно Intel – никак!

Проще пареной SSE

Ситуация переломилась в лучшую сторону с приходом в 1999 году процессора Intel Pentium III. Он принёс с собой блестящую реализацию векторной функции под названием SSE (Streaming SIMD Extensions, «потоковые расширения SIMD»). На этот раз это был дополнительный набор из восьми 128-битных регистров, отдельных от регистров в FPU, и стек дополнительных инструкций для обработки чисел с плавающей точкой.

Использование независимых регистров означает, что больше нет такой сильной зависимости от FPU, хотя Pentium III не мог выполнять инструкции SSE одновременно с инструкциями FP. А также, новая функция поддерживает только один тип данных в регистрах: четыре 32-битных FP-числа.

Но переход к использованию FP-инструкций SIMD позволил значительно увеличить производительность в таких приложениях, как кодирование/декодирование видео, обработка изображений и звука, сжатие файлов и многих других.


Pentium IV: желтым цветом выделен блок регистров SSE2.

Усовершенствованная версия SSE2 появилась в 2001 году вместе с Pentium 4, и на этот раз поддержка типов данных была намного лучше: четыре 32-битных или два 64-битных FP-числа, а также шестнадцать 8-битных, восемь 16-битных, четыре 32-битных или два 64-битных целых числа. Регистры MMX остались в процессоре, но все операции MMX и SSE могли выполняться с использованием независимых 128-битных регистров SSE.

Модификация SSE3 появилась на свет в 2003 году, имея больше инструкций и возможность выполнять некоторые математические вычисления между значениями внутри одного регистра.

Ещё через 3 года мы познакомились с архитектурой Intel Core, принёсшей ещё одну ревизию технологии SIMD (SSSE3 – Supplemental SSE, «расширенные SSE»), и чуть позже в том же году – финальную версию, SSE4.

В 2007 году AMD применила собственную версию расширений CPU-инструкций SSE4 в своей архитектуре Barcelona. С названием в AMD париться не стали, и назвали свою версию просто SSE4a.

С линейкой Nehalem Core в 2008 году было выпущено незначительное обновление этой версии, которую Intel обозначила как SSE4.2 (а под SSE4.1 стали понимать исходную версию этого обновления). Обновления не затронули регистры, а лишь добавили больше инструкций в таблицу, расширив диапазон возможных математических и логических операций.

AMD, со своей стороны, сперва предложила новую версию SSE5, но позже решила разделить ее на три отдельных расширения, одно из которых довольно проблемное – подробнее об этом чуть позже.

К концу 2008 года и Intel, и AMD поставляли процессоры, которые уже могли обрабатывать все версии наборов инструкций от MMX до SSE4.2, и многие приложения (в основном игры) начали требовать этих функций для работы.

Время для новых букв

2008 год также был годом, когда Intel объявила о том, что они работают над значительным апгрейдом своей системы SIMD, и в 2011 году выкатила линейку процессоров Sandy Bridge с поддержкой набора инструкций AVX (Advanced Vector Extensions, «продвинутые векторные расширения»).

Всё удвоилось: вдвое больше векторных регистров и вдвое больше их размер.

Шестнадцать 256-битных регистров вмещают только восемь 32-битных или четыре 64-битных вещественных числа, поэтому в плане форматов данных, этот набор инструкций более ограничен в сравнении с SSE, но ведь и SSE никто не отменял. К тому времени программная поддержка векторных операций для CPU была уже хорошо отлажена, начиная с фундаментального мира компиляторов, заканчивая сложными приложениями.

И не даром: Core i7-2600K (или подобный ему), работающий на частоте 3,8ГГц, потенциально может выдавать более 230 GFLOPS (миллиардов операций с плавающей точкой в секунду) при выполнении инструкций AVX – неплохо для дополнения, относительно немного места занимающего на кристалле процессора.

Или могло бы быть неплохо, если бы он действительно работал на частоте 3,8ГГц. Частично проблема AVX заключалась в том, что нагрузка на чип получалась настолько высокой, что Intel пришлось заставить процессор автоматически снижать тактовую частоту в этом режиме примерно на 20%, чтобы уменьшить энергопотребление и не допустить перегрева. К сожалению, такова цена за выполнение любой работы SIMD в современном процессоре.

Еще одно усовершенствование, предлагаемое в AVX – это возможность работать одновременно с тремя значениями. Во всех версиях SSE операции выполнялись между двумя значениями, после чего результат заменял одно из них в регистре. При выполнении инструкций SIMD AVX не трогает исходные значения, сохраняя результирующее значение в отдельный регистр.

AVX2 был выпущен вместе с архитектурой Haswell для процессоров Core 4-го поколения в 2013 году, и представлял собой довольно значительный апгрейд, благодаря добавлению нового расширения: FMA (Fused Multiply-Add, «умножение-сложение с однократным округлением»).

Эта независимая функция в составе AVX2 была крайне востребована для приложений, работающих с векторной и матричной математикой, поскольку давала возможность выполнять две операции с помощью одной инструкции. Функция поддерживала и скалярные операции также.

Проблема оказалась в том, что FMA от Intel отличался от аналогичного расширения AMD настолько, что они были совершенно несовместимы. Причина в том, что Intel FMA представляет собой систему с тремя операндами, то есть работает с тремя отдельными значениями: два слагаемых и сумма, либо три слагаемых и сумма, замещающая одно из слагаемых.

У версии от AMD четыре операнда, поэтому она может вычислить 3 числа и записать ответ в отдельный регистр, не трогая исходные значения. Математически FMA4 лучше, чем FMA3, но его реализация немного сложнее, как с точки зрения программирования, так и с точки зрения интеграции функции в процессор.

AVX-512: а не многовато-ли?

AVX2 ещё только начал появляться на рынке процессоров, а Intel уже плела маниакальные планы относительно его преемника, AVX-512, и общий настрой среди разработчиков был такой: «больше регистров богу регистров!». Мало того, что этих самых регистров снова вдвое больше, и они снова вдвое увеличились в размере, так ещё и появился стек новых инструкций и поддержка устаревших.

Первой партией чипов, на которых поднялся в воздух набор функций AVX-512, стала серия Xeon Phi 7200 – второе поколение громоздких и очень многоядерных процессоров Intel, ориентированных на рынок суперкомпьютеров.

72-ядерный 288-потоковый Knights Landing Xeon Phi.

В отличие от всех предыдущих реализаций, новый набор векторных инструкций состоял из 19-и компонентов: базового – AVX-512F, – необходимого для обеспечения совместимости, и множества весьма специфических. Эти дополнительные наборы охватывают такие области операций, как обратная математика, целочисленные FMA и алгоритмы свёрточной (конволюционной) нейронной сети (CNN-алгоритмы).

Первоначально AVX-512 был только прерогативой крупнейших чипов Intel, предназначенных для рабочих станций и серверов, но теперь их недавние архитектуры Ice Lake и Tiger Lake также поддерживают его. Да, не удивляйтесь: вы можете купить легкий ноутбук с процессором, имеющим 512-битные векторные блоки.

Это может показаться круто. А может и не показаться – в зависимости от вашей точки зрения. Регистры на кристалле CPU обычно группируются в так называемом регистровом файле, как видно на макрофото ниже.

2-ядерный Intel Skylake

Желтым прямоугольником выделен файл векторных регистров, красный прямоугольник – это наиболее вероятное расположение файла целочисленного регистра. Обратите внимание, насколько файл векторного регистра больше integer-регистра. В Skylake используются 256-битные регистры AVX2, следовательно аналогичный векторный регистровый файл AVX-512 занял бы на таком же кристалле в четыре раза больше места: вдвое больше, потому что вдвое больше их размер, и ещё вдвое – потому что самих регистров вдвое больше.

А очень-ли нужно такое количество векторных регистров маленькому чипу, который должен быть максимально мобильным? Хоть речь и не о лишних килограммах в ноутбуке, а лишь о небольшой части площади ядра процессора, каждый квадратный миллиметр имеет значение, когда речь идет о миниатюризации мобильных устройств и наиболее эффективном использовании доступного пространства в них.

И учитывая, что использование AVX в любом виде приводит к автоматическому уменьшению тактовой частоты, использование AVX-512 на таких платформах скорее всего приведет к ещё более сомнительным издержкам по сравнению с любым из своих предшественников, поскольку при работе он потребляет еще больше энергии.

И проблема AVX-512 не только в применении к небольшим мобильным процессорам. Разработчикам, пишущим код для работы на рабочих станциях и серверах, и для которых увеличение возможностей векторных расширений действительно важный вопрос, потребуется создавать несколько версий кода. Это связано с тем, что не все процессоры с AVX-512 работают с одинаковым набором команд.

Например, набор IFMA (Integer Fused Multiply Add, «целочисленное умножение-сложение с однократным округлением») доступен только на процессорах Cannon, Ice и Tiger Lake. В то время как процессоры на архитектуре Cooper и Cascade Lake его не поддерживают, несмотря на то, что они относятся к сегменту процессоров для серверов и рабочих станций.

Стоит отметить, что AMD не предлагает поддержку AVX-512, и не собирается. По их мнению, обработка массивных векторных вычислений – это прерогатива GPU. С AMD полностью солидарна Nvidia, и обе компании уже выпустили продукты специально для таких нужд.

И дальше что?

Много лет назад процессор с возможностью обработки векторной математики ознаменовал собой эпохальный прорыв. Современные процессоры обладают огромными возможностями, предлагая множество наборов инструкций для обработки целочисленных операций и операций с плавающей запятой для скалярных, векторных и матричных данных.

Что касается последних двух типов данных, то CPU теперь напрямую конкурируют с GPU: ведь мир 3D-графики – это как раз всё, что связано с SIMD, векторами, плавающими точками и т.д. И производители GPU не спали – разработка графических ускорителей велась стремительными темпами. В начале 2010-х годов купить видеокарту, процессор которой способен выполнять почти 800 миллиардов инструкций SIMD в секунду, вы уже могли менее чем за 500 долларов.

Это больше, чем то, на что сейчас способны лучшие из десктопных CPU. Но они и не предназначены для рекордов в какой-то конкретной области – их задача обрабатывать очень обобщенный код, который зачастую не повторяется или легко распараллеливается. Поэтому, не стоит думать, что возможности SIMD столь жизненно-важны для CPU, скорее это полезное дополнение к его арсеналу.

Вас интересует производительность SIMD в чистом виде? Ваш выбор – видеокарта, а не материнка!

Стремительное развитие графических процессоров недвусмысленно намекает, что для CPU нет нужды иметь чересчур большие векторные блоки, и почти наверняка именно поэтому AMD даже не пыталась разрабатывать своего собственного преемника для AVX2 (расширение, которое они используют в своих чипах с 2015 года). Давайте также не будем забывать, что процессоры следующего поколения могут больше походить на мобильные однокристальные (SoC, System-on-a-Chip), где под каждый тип задач выделена площадь на кристалле. Intel, в свою очередь, похоже, стремится внедрить AVX-512 в как можно большее количество продуктов.

Ждёт ли нас ещё и AVX-1024? Вряд ли, либо очень нескоро. Скорее всего, Intel займётся расширением AVX-512 с помощью дополнительных компонентов с инструкциями, чтобы повысить гибкость, а чистую SIMD-производительность переложит на плечи своей недавно разработанной линейки графических процессоров Xe.

Библиотеки SSE и AVX теперь являются неотъемлемой частью программного обеспечения: Adobe Photoshop требует, чтобы процессоры поддерживали как минимум SSE4.2; API машинного обучения TensorFlow требует поддержки AVX; Microsoft Teams может выполнять фоновые видеоэффекты, только если доступен AVX2.

Это говорит только об одном: несмотря на то, что в плане обработки SIMD графическим процессорам нет равных, этот функционал ещё долго будет в арсенале CPU. Так что будем ждать нового поколения векторных расширений и надеюсь, реклама нас впечатлит.

Пользователи некоторых старых компьютеров все чаще обнаруживают, что часть новых программ и компьютерных игр больше не работает на их системах. При чем это не зависит от версии или разрядности операционной системы. Ограничения находятся на аппаратном уровне и связаны с поддержкой инструкций SSE 4.1 и SSE 4.2. В данной статье мы расскажем, что это такое и какие процессоры поддерживают SSE 4.1 и SSE 4.2.

Что такое SSE 4.1 и SSE 4.2

SSE 4 – это набор инструкций, который применяется в процессорах Intel и AMD. Впервые о данном наборе инструкций стало известно в конце 2006 года на форуме для разработчиков Intel, а первые процессоры с его поддержкой появились в 2008 году.

Набор SSE 4 включает в себя 54 новых инструкций, 47 из которых относятся SSE 4.1 и еще 7 к SSE 4.2. Данные инструкции включают в себя улучшенные целочисленные операции, операции с плавающей точкой, операции с плавающей точкой одинарной точности, упаковочные операции DWORD и QWORD, быстрые регистровые операции, операции для работы с памятью, а также операции со строками.

Использование данных новых инструкций позволяет значительно повысить производительность программ. Например, такие программы DivX 6.7 и VirtualDub 1.7.2 показывают рост производительности на 49%, а TMPGEncoder Xpress 4.4 на 42%.

В связи с ростом производительности, наборы SSE 4.1 и SSE 4.2 уже давно активно используются разработчиками программ и компьютерных игр. Естественно, если программа требует данного набора инструкций, то без него работать она не будет.

В результате многие современные игры и программы отказываются запускаться на старых компьютерах. Так, наличия SSE 4.1 или 4.2 требуют такие игры как No Man Sky, Dishonored 2, Far Cry 5 или Mafia 3.

Запуск таких программ на компьютере без SSE 4.1 или SSE 4.2 вызывает ошибки, например, может появляться ошибка «Incompatible CPU detected! Missing instruction sets: SSE4.2». В некоторых случаях ошибка указывает на конкретную инструкцию в наборе SSE 4, например, в игре Apex Legends может появляться ошибка «Unsupported CPU. CPU does not have POPCNT».

ошибки SSE 4.1 и SSE 4.2

Иногда эту проблему можно решить с помощью программного эмулятора, но это приводит к значительному снижению производительности.

Процессоры, поддерживающие SSE 4.1 и SSE 4.2

Практически все современные процессоры поддерживают инструкции SSE 4.1 и SSE 4.2. Ниже мы расскажем в каких процессорах Intel и AMD поддержка этих инструкций появилась впервые.

Intel

В настольных процессорах Intel поддержка SSE 4.1 появилась в архитектуре Penryn (процессоры Core 2 Duo, Core 2 Quad), а поддержка SSE 4.2 в архитектуре Nehalem (процессоры Intel Core 1-поколения).

Полная же поддержка инструкций SSE 4.2 (включая POPCNT и LZCNT) доступна начиная с архитектуры Haswell (процессоры Intel Core 4-поколения).

Более подробная информация о поддержке в таблице внизу.

Микроархитектура Intel Процессоры Поддержка инструкций
Silvermont

Goldmont

Goldmont Plus

Tremont

SSE 4.1 и SSE 4.2 (включая POPCNT)
Penryn Core 2 Duo
Core 2 Quad
SSE 4.1
Nehalem Intel Core 1-поколения SSE 4.1 и SSE 4.2 (включая POPCNT)
Haswell и новее Intel Core 4-поколения и новее SSE 4.1 и SSE 4.2 (включая POPCNT и LZCNT)

AMD

В настольных процессорах AMD сначала появилась поддержка собственного набора инструкций SSE4a, который отсутствовал в процессорах Intel.

Но, уже начиная микроархитектуры Bulldozer (FX) была внедрена поддержка SSE 4.1 и SSE 4.2 (включая инструкции POPCNT и LZCNT). Последовавшая в дальнейшем микроархитектура Zen (Ryzen) также в полной мере поддерживает SSE 4.1 и SSE 4.2.

Более подробная информация о поддержке в таблице внизу.

Микроархитектура AMD Процессоры Поддержка инструкций
K10

Bobcat

Jaguar

Puma

SSE 4a (включая POPCNT и LZCNT)
Bulldozer

Piledriver

Steamroller

Excavator

Zen

Zen+

Zen2 и новее

AMD FX

AMD Ryzen

SSE 4a, SSE 4.1, SSE 4.2 (включая POPCNT и LZCNT)

Как узнать, что процессор поддерживает SSE 4.1 и SSE 4.2

Если у вас уже есть готовый компьютер и вы хотите узнать, поддерживает ли его процессор инструкции SSE 4.1 и SSE 4.2, то это можно сделать с помощью программ для просмотра характеристик компьютера.

CPU-Z

Программа CPU-Z предназначена для сбора информации об установленном процессоре. С ее помощью можно узнать название процессора, а также все его основные характеристики. Скачать CPU-Z можно с официального сайта.

Среди прочего, с помощью CPU-Z можно проверить наличие поддержки инструкций SSE 4.1 и SSE 4.2. Для этого нужно просто запустить CPU-Z и изучить строку «Instructions» на вкладке «CPU». Здесь будет доступен список всех инструкций, которые поддерживает данный процессор.

набор инструкций в cpu-z

Нужно отметить, что в интернете есть скриншоты CPU-Z практически для любого процессора. Поэтому, вместо установки CPU-Z можно просто поискать в интернете скриншот из этой программы. Для этого нужно ввести поисковый запрос «cpu-z название процессора» и перейти к просмотру картинок.

поиск скриншота cpu-z

Таким образом можно найти информацию практически о любом современном процессоре.

Speccy

Speccy — бесплатная программа для получения информации о комплектующих компьютера и их характеристиках. С помощью Speccy можно узнать характеристики процессора, оперативной памяти, материнской платы, видеокарты, жестких дисков и других устройств подключенных к компьютеру. Скачать Speccy можно с официального сайта.

Для того чтобы проверить наличие поддержки инструкций SSE 4.1 и SSE 4.2 нужно запустить программу Speccy и перейти в раздел «CPU». Как и в CPU-Z, здесь в строке «Instructions» будут указаны все поддерживаемые инструкции.

Посмотрите также:

  • Что такое процессор
  • Сколько термопасты наносить на процессор
  • Socket LGA 1150: какие процессоры подходят
  • Как часто нужно менять термопасту на процессоре
  • Какой процессор лучше для игр

Процессор не поддерживает MMX

Однако такие исключения встречаются редко и в большинстве случав программа, взамен отсутствующих SIMD, будет использовать универсальные (genegic) х86 инструкции. При этом мы не получим никакого повышения быстродействия, но и снижения производительности (по сравнению с обычным кодом) также не будет.

Поскольку каждый производитель процессоров по-своему улучшал архитекутуру, развитие микропроцессоров сопровождалось появлением нескольких вариантов SIMD расширений. Основные из них мы рассмотрим ниже.

MMX-расширение появилось в Pentium MMX (P55, январь 1997) и включало в себя 57 новых команд, предназначенных для обработки звуковых и видеосигналов. Позднее их поддержка появилась в K6 (Little Foot) от AMD и в 6х86MX от Cyrix.

MMX-расширение микропроцессора Pentium предназначено для поддержки приложений, ориентированных на работу с большими массивами данных целого типа, над которыми выполняются одинаковые операции. С данными такого типа обычно работают мультимедийные, графические, коммуникационные программы. По этой причине данное расширение архитектуры микропроцессоров Intel и названо
MultiMedia eXtensions (MMX), что переводится как мультимедиа расширения.

Основа программной компоненты – система команд MMX-расширения (те самые 57 новых команд) и четыре новых типа данных. MMX-команды являются естественным дополнением основной системы команд микропроцессора. Основным принципом их работы является одновременная обработка нескольких единиц однотипных данных одной командой. Основа аппаратной компоненты – 8 MMX регистров, каждый размером в 64 бит = 8 байт. MMX работает только с целыми числами; поддерживаются данные размером в 1, 2, 4 или 8 байт. То есть, один MMX регистр может содержать 8, 4, 2 или 1 операнд соответственно.

Формат регистра ММХ

На самом деле эти регистры не являются новыми, а MMX-расширение использует регистры сопроцессора (FPU). Как известно, регистры сопроцессора стека имеют размерность 80 бит, что касается MMX регистров, то их разрядность только 64 бита. Поэтому, когда регистры сопроцессора играют роль MMX-регистров, то доступными являются лишь их младшие 64 бита. К тому же, при работе стека сопроцессора в режиме MMX-расширения, он рассматривается не как стек, а как обычный регистровый массив с произвольным доступом. Таким образом, можно сказать, что расширения MMX реализованы в виде дополнительного pежима, в который процессор может переключаться из обычного pежима работы. Регистровый стек сопроцессора не может одновременно использоваться и по своему прямому назначению и как MMX-расширение, поэтому необходимо заботиться о его разделении и корректной работе с ним. Такое совмещение может снизить эффективность работы в случае попеременного использования обычных вычислений с плавающей точкой и работы в режиме MMX.

Данные, содержащиеся в MMX-регистрах, можно покомпонентно складывать, умножать, вычитать, выполнять разнообразные специфические, необходимые для мультимедиа приложений, операции, вроде сложения без переполнения, вычисления среднего арифметического и производить логические операции с битами (побитовый and, or, xor). Делить, правда, нельзя, есть ещё ограничения. Но многие операции можно делать на порядок быстрее, даже больше. Однако, применение MMX в особенности требует специальной ручной оптимизации, никакой компилятор тут существенно не поможет. Под MMX, например, оптимизируются разнообразные кодеки аудио файлов, алгоритмы работы которых хорошо сочетаются с MMX. Причём, не вся программа целиком, а небольшая часть, выполняющая основную работу, и это обстоятельство упрощает оптимизацию.

SSE

Данное расширение появилось в Pentium III (ядро Katmai, сентябрь 1999) и насчитывало 70 новых команд. Позднее в Athlon XP (начиная с Palomino) его стали поддерживать и процессоры AMD. Аббревиатура SSE расшифровывается как
Streaming SIMD Extensions (потоковые SIMD расширения).

SSE интересно прежде всего тем, что оперирует с данными вещественного типа, которые используются в геометрических расчётах, то есть, приложениях трёхмерной графики, компьютерных играх, редакторах вроде 3DStudioMax, и многих других. С тех пор как в компьютерных играх вроде Quake текстурирование треугольников стало производиться при помощи видеоускорителей, большая надобность в целочисленных вычислениях отпала. На первое место вышла скорость операций с плавающей точкой, вроде перемножения вещественного вектора на вещественную матрицу.

При внедрении SSE процессор получил в дополнение к стандартным регистрам архитектуры x87 8 новых больших регистров размером по 128 бит, в каждом из которых содержится 4 32-битных вещественных числа. С четвёрками операндов можно покомпонентно производить следующие операции: сложить две четвёрки чисел, вычесть, перемножить, разделить. Вычислить одновременно 4 (обратных) квадратных корня, точно или приближённо. Ещё можно тасовать содержимое регистров, перекладывать данные из одних частей регистра в другие и производить некоторые другие аналогичные операции. Однако перемещение данных происходит не быстрее их сложения, так что эффективное использование SSE возможно только на подготовленных правильно упакованных данных.

Если посчитать, что SSE-операция заменяет 4 аналогичных обыкновенных, то при оптимизации можно получить прирост производительности в 4 раза. Если быть более точным, то даже несколько больше, за счёт использования новых больших регистров. Однако, далеко не все вычисления можно эффективно оптимизировать под SSE. Как пример «хорошей» задачи следует привести умножение четырёхмерной матрицы на четырёхмерный вектор. Ускорение четырёхкратное без особых затрат.

В первую очередь использование SSE позволяет современным процессорам при выполнении трансформации вершин треугольников, составляющих трёхмерную сцену, успешно соревноваться с видеоускорителями. Другое дело, что у процессора много других задач, и лучше его по возможности разгрузить, чтобы он работал параллельно с видеоускорителем, и каждый выполнял свою задачу.

SSE2

Следующее расширение, являющееся логическим продолжением MMX и SSE появилось в Pentium 4 (начиная с Willamette). В Athlon 64 появилось начиная с Clawhammer.

В данное расширение включены 144 команды SSE2, ориентированные, в первую очередь, на работу с потоковыми данными. Подобно Pentium III, они также оперируют со 128-битными регистрами, но уже не только с четверками чисел одинарной точности, но и с любыми другими типами данных, которые умещаются в 128 бит. Это пары вещественных чисел двойной точности, шестнадцать однобайтовых целых, восьмерки двухбайтовых целых, пары восьмибайтовых целых etc. В результате получился некий симбиоз MMX и SSE.

Теперь те же 8 больших 128-битных регистров уже можно интерпретировать как содержащие не четыре 32-битных вещественных числа, а два 64-битных вещественных числа повышенной точности. Числа с повышенной точностью используются в тех случаях, когда вычисления с обычной точностью приводят к большим погрешностям. Все операции перенеслись с SSE, только работают не с четвёркой пар операндов, а с двойкой пар операндов.

В SSE2 регистры по сравнению с MMX удвоились, то есть, там стало помещаться не, например, 8 чисел, а 16. Поскольку скорость выполнения инструкций не изменилась, при оптимизации под SSE2 программа запросто получала двукратный прирост производительности. Надо отметить ещё следующее обстоятельство. Если программа уже была оптимизирована под MMX, то оптимизация под SSE2 даётся сравнительно легко в силу сходности системы команд.

SSE3

Следующий набор появился в Pentium 4 начиная с Prescott и Athlon 64 начиная с Venice. Это расширение, имевшее поначалу имело рабочее название
Prescott New Instruction, но получившее в итоге не совсем верное с технической точки зрения название SSE3, призвано облегчить оптимизацию программ под SSE и SSE2. Причём, в первую очередь, сделать более легкой полностью автоматическую оптимизацию программ средствами компилятора. То есть, для оптимизации необходимо будет просто перекомпилировать программу.

Некорректность названия SSE3 объясняется тем, что в отличие от других SIMD инструкций, где операции (например сложение) выполняются вертикально, здесь появилась возможность горизонтального выполнения операций.

Вертикальное сложение

Горизонтальное сложение

Таким образом в SSE3 появились удобные команды горизонтального последовательного сложения и вычитания операндов, а также другие разнообразные вспомогательные команды, облегчающие работу с данными.

SSE4 *

Данный набор появился в новейших процессорах Intel Core 2. Конкретная информация по этим инструкциям пока отсутствует.

Кстати стоит отметить, что в новых интеловских процессорах появилась технология Intel Advanced Digital Media Boost, суть которой в ускорении выполнения SIMD инструкций. Если раньше каждая инструкция выполнялась за два такта (один такт для обработки старших 64 бит, а второй такт для младших), то теперь выполнение этой инструкции занимает один такт. Налицо двукратное ускорение, что должно сказываться на работе программ, оптимизированных под этот набор инструкций.

*Обновлено: информация о наборе инструкций SSE4 оказалась преждевременной, на самом деле SSE4 появится в процессорах поколения Penryn, которые предположительно должны появиться в четвертом квартале 2007 года.

3DNow!

Различают три поколения этого расширения инструкций: 3DNow!, Enhanced 3DNow! и 3DNow! Professional, однако очень часто их все называют просто 3DNow!

Набор инструкций 3DNow! появился в AMD K6-2 (Chomper). Данный набор, состоящий из 21 команды, был оптимизирован для еще более узкой области, нежели «универсально-мультимедийный» Intel MMX, а именно: для наиболее ресурсоемких расчетов, связанных с 3D-графикой. Даже в самом названии этого набора (3DNow!) отразилась область его применения. Это расширение во многом сходно с SSE, но так же имеет и значительные отличия. Регистров так же 8, но они размером не 128 бит, а 64. Соответственно, в них помещается не 4 числа, а только 2. Имеется аналогичный SSE набор арифметических операций с регистрами. Сложить-умножить-разделить две пары операндов и т.п. Есть и операции нахождения (обратного) квадратного корня, точные и более быстрые приближённые. Однако, есть ещё одно важное отличие расширения 3DNow! Можно складывать между собой содержимое одного регистра. То есть, так же как и в SSE3, производить не только вертикальные операции, но и горизонтальные.

Другое важное обстоятельство, говорящее в пользу 3DNow!, это возможность достаточно эффективной автоматической оптимизации средствами компилятора. SSE слишком громоздко — размеры регистров большие — для автоматической организации данных. На коде, наполненном вычислениями с плавающей точкой, можно было бы бесплатно получить примерно полуторный прирост производительности.

В дальнейшем изменения блока 3DNow! произошли в К7. Он, как и раньше, работал с 64-битными регистрами, в которых находились пары вещественных чисел одинарной точности, зато его набор команд расширился еще на 24 инструкции (Enhanced 3DNow!). Последнее расширение этого набора до 3DNow! Professional появилось в ядре Thoroughbred.

На развитие набора 3DNow! негативно повлияло то, что у AMD первое время отсутствовал оптимизирующий компилятор, к тому же разработчики программ не торопились оптимизировать свои программы под эти инструкции.

Оценка прироста производительности.

Для того, чтобы определить, какой прирост быстродействия дают SIMD-инструкции было решено провести тестирование. Мы должны сравнить быстродействие программы в двух режимах (или двух программ): с оптимизацией под SIMD-инструкции и без нее. Это возможно в двух случаях: при использовании двух версий одной и той же программы (одна версия оптимизирована, а другая нет) или при наличии в программе функции отключения оптимизации. Однако здесь я столкнулся с проблемой – программ, имеющих такую фичу крайне мало
. В случае с различными версиями одной программы, просматривая Changelog было обнаружено, что практически всегда наряду с включением поддержки SIMD-инструкций, в новой версии появлялись какие-либо дополнительные оптимизации. В таком случае сравнение программ разных версий представляется некорректным с точки зрения поставленной цели.

После продолжительного поиска необходимые бенчмарки были найдены. Все они имеют возможность включать/отключать оптимизацию под определнные виды инструкций. Итак, тесты условно были поделены на четыре группы:

1.Видео: кодек XviD 1.1.0, MSU Deblocking Filter v2.2 (фильтр для VirtualDub)

2.Аудио: Lame 3.97 b2.

3.Синтетика: Sandra 2007, CPU RightMark 2003B.

4.Игры: Doom 3 ,Quake 4.

Тестовая конфигурация:

Материнская плата: Gigabyte GA-8I945P-G, BIOS v.F10

Процессор: Intel Pentium 4 630@3.600 MHz

Система охлаждения: TT Big Typhoon

Оперативная память: 512 Mb DDR2–667@638 Samsung Original (5-5-4-14), 512 Mb DDR2–667@638 Hynix (5-5-4-14)

Видеокарта: PCI-E Palit GeForce 6600GT@585/551 MHz

Дисковая подсистема: 160Gb SATA-II SAMSUNG HD160JJ, 40Gb Ultra-ATA/100 Seagate Barracuda ST340014A

Software: Windows XP SP2, ForceWare 91.28

Видео

XviD 1.1.0

MSU Deblocking Filter v2.2

Кодеком Xvid кодировался 160 MB файл из формата mpeg2. Перед фильтром MSU Deblocking стояла задача обработки 80 MB файла без последующего сжатия. Оба теста проводились в VirtualDub 1.6.15. Измерялось время выполнения в секундах. Как видно из результатов, использование оптимизации дает более чем двукратный прирост производительности
. Особенно впечатляет ускорение c MMX и SSE. Малый прирост у SSE2 можно списать под плохую оптимизацию кодека.

Аудио

Lame 3.97 b2

Данный аудиокодек хоть и не обладает графическим интерфейсом, но имеет большое число настраиваемых параметров через командную строку. Для отключения оптимизации используется флаг —noasm xxx (где xxx – отключаемый набор инструкций). В формат mp3 преобразовывался 400 MB wav файл. Прирост не такой большой, как в случае с видео, но все же ускорение в 1,5 раза можно назвать успехом. Особенно сильна ”заточка” под MMX, что не удивительно ведь данное расширение создавалось специально для мультимедиа.

Синтетические тесты

Sandra 2007, Whetstone

Sandra 2007, Dhrystone

CPU RightMark 2003B, Math

CPU RightMark 2003B, Rendering

C Сандрой все понятно: при прогоне арифметического теста, прирост в тесте с FPU объясняется увеличением объема обрабатываемых данных (за счет увеличенного размера SIMD-регистров), а его отсутствие в тесте АЛУ тем, что SSE2 и SSE3 предназначены для операций с плавающей запятой.

Тест CPU RightMark достаточно редко встречается в обзорах, и я не удивлюсь если о нем слышали немногие (я сам только недавно его ”выловил”). Тест моделирует поведение притягивающихся и отталкивающих шаров в пространстве. Сам он представляет собой, по сути, два теста, объединенных в один. Модуль решателя (solver) рассчитывает физику взаимодействия тел, а модуль рендеринга (render) отображает это взаимодействие на экране. Нагрузку можно изменять и на модуль решателя (увеличивая количество рассчитываемых объектов), и на модуль рендеринга (изменяя количество источников света и качество текстур). В обоих модулях можно настраивать то, какие инструкции будут использованы при решении задачи. Тест больше оптимизирован под SSE/SSE3, поскольку требуется рассчитывать координаты объектов и силы их взаимодействия.

Игры

Doom3, Low Quality

Doom 3, Ultra Quality 2xAA, 4xAF

Quake 4, Low Quality

Quake 4, Ultra Quality 2xAA, 4xAF

Из игр только последние версии Doom и Quake позволяют отключать оптимизацию под SIMD-инструкции. Делается это в консольной командой com_ForceGenericSimd. Тесты проводились при разрешении 1024*768, при минимальном и максимальном (с 2xAA и 4xAF) качестве. При этом настройки антиалиасинга и анизотропной фильтрации принудительно выставлялись в настройках драйвера видеокарты. Для тестирования Doom 3 использовалось стандартное demo1, для Q4 была записана демка на уровне Air Defence Trenches. Демо прогонялись четыре раза, вычислялось среднее арифметическое последних трех прогонов.

Как и ожидалось прирост от использования SIMD-инструкций в играх мал, и он тем меньше, чем лучше настройки графики.

Заключение

Как видно оптимизация приложений под SIMD-инструкции приносит свои плоды в виде повышения производительности. Прирост состоит от нескольких процентов играх, до полутора-двух раз при обработке видео и звука. Насколько же хороша оптимизация и во сколько секунд/fps/попугаев она выльется зависит и от создателей процессоров, и от производителей программного обеспечения. При их тесном сотрудничестве производительность компьютеров будет повышаться, а это именно то, что нам и надо
.

Напоследок хочу привести таблицу десктопных ядер от Intel и AMD с указанием поддерживаемых наборов инструкций.

Ядро MMX SSE SSE2 SSE3 SSE4 3DNow!
P54
P55 +
Covington +
Mendocino +
Klamath +
Deschutes +
Katmai + +
Coppermine + +
Tualatin + +
Willamette + + +
Northwood + + +
Prescott + + + +
Prescott-2M + + + +
Smithfield + + + +
Presler + + + +
Core 2 + + + +
5K86
Little Foot +
Chomper + +
Sharptooth + +
Pluto + +
Orion + +
Spitfire + +
Morgan + + +
Thunderbird + +
Palomino + + +
Thoroughbred + + +
Barton + + +
Thorton + + +
Applebred + + +
Sledgehammer + + + +
Clawhammer + + + +
Paris + + + +
Palermo + + + + +
Newcastle + + + +
Venice + + + + +
San Diego + + + + +
Winchester + + + +
Manchester + + + + +
Toledo + + + + +
Manila + + + + +
Orleans + + + + +
Windsor + + + + +

При написании статьи использовались материалы с сайтов overclockers.ru, ferra.ru, fcenter.ru, thg.ru, ixbt.com, intel.com, 3dnews.ru.

С уважением, Таболин Юра aka olddanmer

Вопросы и предложения мылить на danmer@udm.ru

From Wikipedia, the free encyclopedia

SSE2 (Streaming SIMD Extensions 2) is one of the Intel SIMD (Single Instruction, Multiple Data) processor supplementary instruction sets first introduced by Intel with the initial version of the Pentium 4 in 2000. It extends the earlier SSE instruction set, and is intended to fully replace MMX. Intel extended SSE2 to create SSE3 in 2004. SSE2 added 144 new instructions to SSE, which has 70 instructions. Competing chip-maker AMD added support for SSE2 with the introduction of their Opteron and Athlon 64 ranges of AMD64 64-bit CPUs in 2003.

Features[edit]

Most of the SSE2 instructions implement the integer vector operations also found in MMX. Instead of the MMX registers they use the XMM registers, which are wider and allow for significant performance improvements in specialized applications. Another advantage of replacing MMX with SSE2 is avoiding the mode switching penalty for issuing x87 instructions present in MMX because it is sharing register space with the x87 FPU. The SSE2 also complements the floating-point vector operations of the SSE instruction set by adding support for the double precision data type.

Other SSE2 extensions include a set of cache control instructions intended primarily to minimize cache pollution when processing infinite streams of information, and a sophisticated complement of numeric format conversion instructions.

AMD’s implementation of SSE2 on the AMD64 (x86-64) platform includes an additional eight registers, doubling the total number to 16 (XMM0 through XMM15). These additional registers are only visible when running in 64-bit mode. Intel adopted these additional registers as part of their support for x86-64 architecture (or in Intel’s parlance, «Intel 64») in 2004.

Differences between x87 FPU and SSE2[edit]

FPU (x87) instructions provide higher precision by calculating intermediate results with 80 bits of precision, by default, to minimise roundoff error in numerically unstable algorithms (see IEEE 754 design rationale and references therein). However, the x87 FPU is a scalar unit only whereas SSE2 can process a small vector of operands in parallel.

If code designed for x87 is ported to the lower precision double precision SSE2 floating point, certain combinations of math operations or input datasets can result in measurable numerical deviation, which can be an issue in reproducible scientific computations, e.g. if the calculation results must be compared against results generated from a different machine architecture. A related issue is that, historically, language standards and compilers had been inconsistent in their handling of the x87 80-bit registers implementing double extended precision variables, compared with the double and single precision formats implemented in SSE2: the rounding of extended precision intermediate values to double precision variables was not fully defined and was dependent on implementation details such as when registers were spilled to memory.

Differences between MMX and SSE2[edit]

SSE2 extends MMX instructions to operate on XMM registers. Therefore, it is possible to convert all existing MMX code to an SSE2 equivalent. Since an SSE2 register is twice as long as an MMX register, loop counters and memory access may need to be changed to accommodate this. However, 8 byte loads and stores to XMM are available, so this is not strictly required.

Although one SSE2 instruction can operate on twice as much data as an MMX instruction, performance might not increase significantly. Two major reasons are: accessing SSE2 data in memory not aligned to a 16-byte boundary can incur significant penalty, and the throughput of SSE2 instructions in older x86 implementations was half that for MMX instructions. Intel addressed the first problem by adding an instruction in SSE3 to reduce the overhead of accessing unaligned data and improving the overall performance of misaligned loads, and the last problem by widening the execution engine in their Core microarchitecture in Core 2 Duo and later products.

Since MMX and x87 register files alias one another, using MMX will prevent x87 instructions from working as desired. Once MMX has been used, the programmer must use the emms instruction (C: _mm_empty()) to restore operation to the x87 register file. On some operating systems, x87 is not used very much, but may still be used in some critical areas like pow() where the extra precision is needed. In such cases, the corrupt floating-point state caused by failure to emit emms may go undetected for millions of instructions before ultimately causing the floating-point routine to fail, returning NaN. Since the problem is not locally apparent in the MMX code, finding and correcting the bug can be very time consuming. As SSE2 does not have this problem and it usually provides much better throughput and provides more registers in 64-bit code, it should be preferred for nearly all vectorization work.

Compiler usage[edit]

When first introduced in 2000, SSE2 was not supported by software development tools. For example, to use SSE2 in a Microsoft Visual Studio project, the programmer had to either manually write inline-assembly or import object-code from an external source. Later the Visual C++ Processor Pack added SSE2 support to Visual C++ and MASM.

The Intel C++ Compiler can automatically generate SSE4, SSSE3, SSE3, SSE2, and SSE code without the use of hand-coded assembly.

Since GCC 3, GCC can automatically generate SSE/SSE2 scalar code when the target supports those instructions. Automatic vectorization for SSE/SSE2 has been added since GCC 4.

The Sun Studio Compiler Suite can also generate SSE2 instructions when the compiler flag -xvector=simd is used.

Since Microsoft Visual C++ 2012, the compiler option to generate SSE2 instructions is turned on by default.

CPU support[edit]

SSE2 is an extension of the IA-32 architecture, based on the x86 instruction set. Therefore, only x86 processors can include SSE2. The AMD64 architecture supports the IA-32 as a compatibility mode and includes the SSE2 in its specification.[1][2] It also doubles the number of XMM registers, allowing for better performance. SSE2 is also a requirement for installing Windows 8[3] (and later) or Microsoft Office 2013 (and later) «to enhance the reliability of third-party apps and drivers running in Windows 8».[4]

The following IA-32 CPUs support SSE2:

  • Intel NetBurst-based CPUs (Pentium 4, Xeon, Celeron, Pentium D, Celeron D)
  • Intel Pentium M and Celeron M
  • Intel Atom
  • AMD Athlon 64
  • Transmeta Efficeon
  • VIA C7

The following IA-32 CPUs were released after SSE2 was developed, but did not implement it:

  • AMD CPUs prior to Athlon 64, such as Athlon XP
  • VIA C3
  • Transmeta Crusoe
  • Intel Quark

See also[edit]

  • SSE2 instructions

References[edit]

  1. ^ Matz, Michael; Hubicka, Jan; Jaeger, Andreas; Mitchell, Mark (January 2010). «System V Application Binary Interface — AMD64 Architecture Processor Supplement — Draft Version 0.99.4» (PDF). Retrieved April 26, 2013.[permanent dead link]
  2. ^ Fog, Agner. «Optimizing software in C++: An optimization guide for Windows, Linux and Mac platforms» (PDF). Archived (PDF) from the original on April 8, 2013. Retrieved April 26, 2013.
  3. ^ «DirectXMath Programming Guide/Library Internals». Archived from the original on July 2, 2019. Retrieved July 2, 2019.
  4. ^ Microsoft Corporation. «What is PAE, NX, and SSE2 and why does my PC need to support them to run Windows 8 ?». Archived from the original on April 11, 2013. Retrieved March 19, 2013.

В мире компьютерных технологий нет ничего странного в обилии всевозможных аббревиатур: CPU, GPU, RAM, SSD, BIOS, CD-ROM, и многих других. И почти каждый день появляются всё новые и новые сокращения названий каких-то технологий, что является неизбежным следствием бесконечного стремления инженеров улучшить функции и возможности наших вычислительных устройств.

Сегодня речь пойдёт о таких расширениях набора команд процессоров, как MMX, SSE и AVX. Многим знакомы эти сокращения, и мы выясним, действительно ли это какие-то интересные разработки, или же это не более чем бессмысленные маркетинговые уловки.

Ну о-о-очень первые дни

Середина 80-х прошлого столетия. Рынок процессоров был очень похож на сегодняшний. Intel бесспорно преобладала, но столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны AMD. Домашние компьютеры, такие как Commodore 64, использовали базовые 8-битные процессоры, тогда как настольные ПК начинали переходить с 16-битных на 32-битные чипы.

Эти числа означают размер значений данных, которые могут быть обработаны математически, при этом чем выше эти значения, тем выше точность и возможности. Они также определяет размер основных регистров в микросхеме: небольших участков памяти, используемых для хранения рабочих данных.

Такие процессоры являются также скалярными и целочисленными. Что это означает? Скаляр – это когда над одним элементом данных выполняется только одна любая математическая операция. Обычно это обозначается как SISD (single instruction, single data, «одиночный поток команд – одиночный поток данных»).

Таким образом, инструкция по сложению двух значений данных просто обрабатывается для этих двух чисел. А если вам, например, нужно прибавить одно и то же значение к группе из 16 чисел, то для этого потребуется выполнить все 16 наборов инструкций – для каждого числа из этой группы по отдельности. По-другому процессоры тех лет складывать ещё не умели.


Intel 80386DX с частотой 16МГц (1985).

Целое (Integer) – в математике, это такое число, которое не имеет дробной части. Например, 8 или -12. Процессоры типа интеловского 80386SX не имели врожденной способности сложить, скажем, 3.80 и 7.26 – такие дробные числа называются числами с плавающей точкой (или запятой, в русском языке это без разницы) – по-английски FP, floating point или просто floats. Чтобы справиться с ними, нужен был другой процессор, например 80387SX, и отдельный набор инструкций – список команд, который сообщает процессору, что делать.

В те времена под инструкциями x86 понимали наборы команд для целочисленных (integer) операций, а под инструкциями x87 – для чисел с плавающей точкой (float). В наши дни все операции умеет выполнять один процессор, поэтому мы используем термин x86 для обозначения набора инструкций обоих типов данных.

Использование отдельных сопроцессоров для обработки разных типов данных было нормой, пока Intel не представила 80486: их первый CPU для персоналок со встроенным математическим сопроцессором для обработки вещественных данных (FPU, Floating Point Unit).


Intel 80486: Жёлтым цветом выделен блок FPU для обработки чисел с плавающей точкой.

Как вы можете видеть, этот блок совсем немного занимает места в процессоре, но рывок в производительности, благодаря этому решению, был огромен.

Но в целом принцип работы оставался скалярным, и таким он перешел и к преемнику 486-го: оригинальному Intel Pentium.

И пройдёт ещё три года после релиза этого первого Пентиума, прежде чем Intel представит миру Pentium MMX. Это произошло в октябре 1996 года.

V – значит «векторный». А MMX что значит?

В мире математики числа можно группировать в наборы различных видов и размеров – одна такая упорядоченная совокупность называется арифметическим вектором. Проще всего представить его себе в виде списка значений, расположенных горизонтально или вертикально. Технология MMX привнесла в мир процессоров возможность выполнять векторные математические вычисления.

Однако она была изначально довольно ограниченной, поскольку оперировала только целыми числами и фактически эксплуатировала для своих целей регистры FPU. Поэтому программисты, желающие использовать какие-то инструкции MMX, вынуждены иметь в виду, что при выполнении таких инструкций любые вычисления с плавающей запятой не могут выполняться одновременно с ними.

Знаменитая реклама технологии Intel MMX (1997).

FPU Pentium имел 64-битные регистры, и в операциях MMX каждый из них мог вместить два 32-битных, четыре 16-битных или восемь 8-битных целых числа. Именно эти группы чисел и являются векторами, и каждая инструкция, предназначенная для них, будет выполняться сразу над всеми значениями в группе.

Такой принцип получил название SIMD (single instruction, multiple data, «одиночный поток команд, множественный поток данных») и знаменует собой большой шаг вперед в развитии возможностей процессоров для персональных компьютеров.

Ну а какие приложения выигрывают от использования такого принципа? Практически все, которым приходится выполнять одинаковые вычисления над группой однородных данных, и в первую очередь это некоторые функции в 3D-моделировании и мультимедийных технологиях, а также в системах обработки стандартных сигналов.

Например, MMX можно применить для ускорения умножения матриц при обработке вершин в 3D, или для смешивания видеопотоков при работе с хромакеем или альфа-композитингом.


Процессор AMD K6-2 – где-то там есть 3DNow!

К сожалению, внедрение MMX продвигалось  довольно медленными темпами из-за негативного влияния этой технологии на производительность операций с плавающей точкой. AMD частично решила эту проблему, создав свою собственную версию под названием 3DNow! примерно через два года после появления MMX. Технология от AMD предлагала больше инструкций SIMD и умела обрабатывать числа с плавающей точкой, но также страдала от недостатка понимания программистами.

Ах, да! Как же официально расшифровывается аббревиатура MMX? Согласно Intel – никак!

Проще пареной SSE

Ситуация переломилась в лучшую сторону с приходом в 1999 году процессора Intel Pentium III. Он принёс с собой блестящую реализацию векторной функции под названием SSE (Streaming SIMD Extensions, «потоковые расширения SIMD»). На этот раз это был дополнительный набор из восьми 128-битных регистров, отдельных от регистров в FPU, и стек дополнительных инструкций для обработки чисел с плавающей точкой.

Использование независимых регистров означает, что больше нет такой сильной зависимости от FPU, хотя Pentium III не мог выполнять инструкции SSE одновременно с инструкциями FP. А также, новая функция поддерживает только один тип данных в регистрах: четыре 32-битных FP-числа.

Но переход к использованию FP-инструкций SIMD позволил значительно увеличить производительность в таких приложениях, как кодирование/декодирование видео, обработка изображений и звука, сжатие файлов и многих других.


Pentium IV: желтым цветом выделен блок регистров SSE2.

Усовершенствованная версия SSE2 появилась в 2001 году вместе с Pentium 4, и на этот раз поддержка типов данных была намного лучше: четыре 32-битных или два 64-битных FP-числа, а также шестнадцать 8-битных, восемь 16-битных, четыре 32-битных или два 64-битных целых числа. Регистры MMX остались в процессоре, но все операции MMX и SSE могли выполняться с использованием независимых 128-битных регистров SSE.

Модификация SSE3 появилась на свет в 2003 году, имея больше инструкций и возможность выполнять некоторые математические вычисления между значениями внутри одного регистра.

Ещё через 3 года мы познакомились с архитектурой Intel Core, принёсшей ещё одну ревизию технологии SIMD (SSSE3 – Supplemental SSE, «расширенные SSE»), и чуть позже в том же году – финальную версию, SSE4.

В 2007 году AMD применила собственную версию расширений CPU-инструкций SSE4 в своей архитектуре Barcelona. С названием в AMD париться не стали, и назвали свою версию просто SSE4a.

С линейкой Nehalem Core в 2008 году было выпущено незначительное обновление этой версии, которую Intel обозначила как SSE4.2 (а под SSE4.1 стали понимать исходную версию этого обновления). Обновления не затронули регистры, а лишь добавили больше инструкций в таблицу, расширив диапазон возможных математических и логических операций.

AMD, со своей стороны, сперва предложила новую версию SSE5, но позже решила разделить ее на три отдельных расширения, одно из которых довольно проблемное – подробнее об этом чуть позже.

К концу 2008 года и Intel, и AMD поставляли процессоры, которые уже могли обрабатывать все версии наборов инструкций от MMX до SSE4.2, и многие приложения (в основном игры) начали требовать этих функций для работы.

Время для новых букв

2008 год также был годом, когда Intel объявила о том, что они работают над значительным апгрейдом своей системы SIMD, и в 2011 году выкатила линейку процессоров Sandy Bridge с поддержкой набора инструкций AVX (Advanced Vector Extensions, «продвинутые векторные расширения»).

Всё удвоилось: вдвое больше векторных регистров и вдвое больше их размер.

Шестнадцать 256-битных регистров вмещают только восемь 32-битных или четыре 64-битных вещественных числа, поэтому в плане форматов данных, этот набор инструкций более ограничен в сравнении с SSE, но ведь и SSE никто не отменял. К тому времени программная поддержка векторных операций для CPU была уже хорошо отлажена, начиная с фундаментального мира компиляторов, заканчивая сложными приложениями.

И не даром: Core i7-2600K (или подобный ему), работающий на частоте 3,8ГГц, потенциально может выдавать более 230 GFLOPS (миллиардов операций с плавающей точкой в секунду) при выполнении инструкций AVX – неплохо для дополнения, относительно немного места занимающего на кристалле процессора.

Или могло бы быть неплохо, если бы он действительно работал на частоте 3,8ГГц. Частично проблема AVX заключалась в том, что нагрузка на чип получалась настолько высокой, что Intel пришлось заставить процессор автоматически снижать тактовую частоту в этом режиме примерно на 20%, чтобы уменьшить энергопотребление и не допустить перегрева. К сожалению, такова цена за выполнение любой работы SIMD в современном процессоре.

Еще одно усовершенствование, предлагаемое в AVX – это возможность работать одновременно с тремя значениями. Во всех версиях SSE операции выполнялись между двумя значениями, после чего результат заменял одно из них в регистре. При выполнении инструкций SIMD AVX не трогает исходные значения, сохраняя результирующее значение в отдельный регистр.

AVX2 был выпущен вместе с архитектурой Haswell для процессоров Core 4-го поколения в 2013 году, и представлял собой довольно значительный апгрейд, благодаря добавлению нового расширения: FMA (Fused Multiply-Add, «умножение-сложение с однократным округлением»).

Эта независимая функция в составе AVX2 была крайне востребована для приложений, работающих с векторной и матричной математикой, поскольку давала возможность выполнять две операции с помощью одной инструкции. Функция поддерживала и скалярные операции также.

Проблема оказалась в том, что FMA от Intel отличался от аналогичного расширения AMD настолько, что они были совершенно несовместимы. Причина в том, что Intel FMA представляет собой систему с тремя операндами, то есть работает с тремя отдельными значениями: два слагаемых и сумма, либо три слагаемых и сумма, замещающая одно из слагаемых.

У версии от AMD четыре операнда, поэтому она может вычислить 3 числа и записать ответ в отдельный регистр, не трогая исходные значения. Математически FMA4 лучше, чем FMA3, но его реализация немного сложнее, как с точки зрения программирования, так и с точки зрения интеграции функции в процессор.

AVX-512: а не многовато-ли?

AVX2 ещё только начал появляться на рынке процессоров, а Intel уже плела маниакальные планы относительно его преемника, AVX-512, и общий настрой среди разработчиков был такой: «больше регистров богу регистров!». Мало того, что этих самых регистров снова вдвое больше, и они снова вдвое увеличились в размере, так ещё и появился стек новых инструкций и поддержка устаревших.

Первой партией чипов, на которых поднялся в воздух набор функций AVX-512, стала серия Xeon Phi 7200 – второе поколение громоздких и очень многоядерных процессоров Intel, ориентированных на рынок суперкомпьютеров.

72-ядерный 288-потоковый Knights Landing Xeon Phi.

В отличие от всех предыдущих реализаций, новый набор векторных инструкций состоял из 19-и компонентов: базового – AVX-512F, – необходимого для обеспечения совместимости, и множества весьма специфических. Эти дополнительные наборы охватывают такие области операций, как обратная математика, целочисленные FMA и алгоритмы свёрточной (конволюционной) нейронной сети (CNN-алгоритмы).

Первоначально AVX-512 был только прерогативой крупнейших чипов Intel, предназначенных для рабочих станций и серверов, но теперь их недавние архитектуры Ice Lake и Tiger Lake также поддерживают его. Да, не удивляйтесь: вы можете купить легкий ноутбук с процессором, имеющим 512-битные векторные блоки.

Это может показаться круто. А может и не показаться – в зависимости от вашей точки зрения. Регистры на кристалле CPU обычно группируются в так называемом регистровом файле, как видно на макрофото ниже.

2-ядерный Intel Skylake

Желтым прямоугольником выделен файл векторных регистров, красный прямоугольник – это наиболее вероятное расположение файла целочисленного регистра. Обратите внимание, насколько файл векторного регистра больше integer-регистра. В Skylake используются 256-битные регистры AVX2, следовательно аналогичный векторный регистровый файл AVX-512 занял бы на таком же кристалле в четыре раза больше места: вдвое больше, потому что вдвое больше их размер, и ещё вдвое – потому что самих регистров вдвое больше.

А очень-ли нужно такое количество векторных регистров маленькому чипу, который должен быть максимально мобильным? Хоть речь и не о лишних килограммах в ноутбуке, а лишь о небольшой части площади ядра процессора, каждый квадратный миллиметр имеет значение, когда речь идет о миниатюризации мобильных устройств и наиболее эффективном использовании доступного пространства в них.

И учитывая, что использование AVX в любом виде приводит к автоматическому уменьшению тактовой частоты, использование AVX-512 на таких платформах скорее всего приведет к ещё более сомнительным издержкам по сравнению с любым из своих предшественников, поскольку при работе он потребляет еще больше энергии.

И проблема AVX-512 не только в применении к небольшим мобильным процессорам. Разработчикам, пишущим код для работы на рабочих станциях и серверах, и для которых увеличение возможностей векторных расширений действительно важный вопрос, потребуется создавать несколько версий кода. Это связано с тем, что не все процессоры с AVX-512 работают с одинаковым набором команд.

Например, набор IFMA (Integer Fused Multiply Add, «целочисленное умножение-сложение с однократным округлением») доступен только на процессорах Cannon, Ice и Tiger Lake. В то время как процессоры на архитектуре Cooper и Cascade Lake его не поддерживают, несмотря на то, что они относятся к сегменту процессоров для серверов и рабочих станций.

Стоит отметить, что AMD не предлагает поддержку AVX-512, и не собирается. По их мнению, обработка массивных векторных вычислений – это прерогатива GPU. С AMD полностью солидарна Nvidia, и обе компании уже выпустили продукты специально для таких нужд.

И дальше что?

Много лет назад процессор с возможностью обработки векторной математики ознаменовал собой эпохальный прорыв. Современные процессоры обладают огромными возможностями, предлагая множество наборов инструкций для обработки целочисленных операций и операций с плавающей запятой для скалярных, векторных и матричных данных.

Что касается последних двух типов данных, то CPU теперь напрямую конкурируют с GPU: ведь мир 3D-графики – это как раз всё, что связано с SIMD, векторами, плавающими точками и т.д. И производители GPU не спали – разработка графических ускорителей велась стремительными темпами. В начале 2010-х годов купить видеокарту, процессор которой способен выполнять почти 800 миллиардов инструкций SIMD в секунду, вы уже могли менее чем за 500 долларов.

Это больше, чем то, на что сейчас способны лучшие из десктопных CPU. Но они и не предназначены для рекордов в какой-то конкретной области – их задача обрабатывать очень обобщенный код, который зачастую не повторяется или легко распараллеливается. Поэтому, не стоит думать, что возможности SIMD столь жизненно-важны для CPU, скорее это полезное дополнение к его арсеналу.

Вас интересует производительность SIMD в чистом виде? Ваш выбор – видеокарта, а не материнка!

Стремительное развитие графических процессоров недвусмысленно намекает, что для CPU нет нужды иметь чересчур большие векторные блоки, и почти наверняка именно поэтому AMD даже не пыталась разрабатывать своего собственного преемника для AVX2 (расширение, которое они используют в своих чипах с 2015 года). Давайте также не будем забывать, что процессоры следующего поколения могут больше походить на мобильные однокристальные (SoC, System-on-a-Chip), где под каждый тип задач выделена площадь на кристалле. Intel, в свою очередь, похоже, стремится внедрить AVX-512 в как можно большее количество продуктов.

Ждёт ли нас ещё и AVX-1024? Вряд ли, либо очень нескоро. Скорее всего, Intel займётся расширением AVX-512 с помощью дополнительных компонентов с инструкциями, чтобы повысить гибкость, а чистую SIMD-производительность переложит на плечи своей недавно разработанной линейки графических процессоров Xe.

Библиотеки SSE и AVX теперь являются неотъемлемой частью программного обеспечения: Adobe Photoshop требует, чтобы процессоры поддерживали как минимум SSE4.2; API машинного обучения TensorFlow требует поддержки AVX; Microsoft Teams может выполнять фоновые видеоэффекты, только если доступен AVX2.

Это говорит только об одном: несмотря на то, что в плане обработки SIMD графическим процессорам нет равных, этот функционал ещё долго будет в арсенале CPU. Так что будем ждать нового поколения векторных расширений и надеюсь, реклама нас впечатлит.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профиль дорс magic инструкция по установке
  • Кондиционер оконный avex wch 05 инструкция
  • Zakupki gov ru как работать инструкция
  • Инструкция по ремонту двс ямз 238
  • Topperr 3042 для кофемашин инструкция по применению