Условие
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события) | Факты |
А) внутренняя политика советского руко водства Б) создание ООН В) Ялтинская конференция Г) Советско-японская война 1945 г. |
1) разгром Квантунской армии 2) депортация народов Кавказа 3) разгром японских войск на озере Хасан 4) создание Карело-Финской ССР 5) конференция в Сан-Франциско в 1945 г. 6) согласие СССР вступить в войну с Японией |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. В. А. Клоков
Рассказать друзьям
Лучшие репетиторы для сдачи ЕГЭ
Комментарии
Задавайте ваши вопросы и помогайте друг другу в решении задач
Комментарии содержащие в себе рекламу, нецензурную лексику и не относящиеся к тематике сайта будут удалены
Лучшие репетиторы для сдачи ЕГЭ
Сложно со сдачей ЕГЭ?
Звоните, и подберем для вас репетитора: 78007750928
© 2016—2023
Все права защищены.
Служба поддержки портала
После прихода к власти в октябре 1917 г. большевики немедленно приступили к первым преобразованиям во внутренней и внешней политике.
Декреты II Всероссийского съезда 25-27 октября 1917 г.
На съезде собрались представители социалистический партий. Меньшевики и правые эсеры демонстративно покинули заседание съезда, выражая протест против захвата власти большевиками. Тем самым они развязали им руки и позволили беспрепятственно принять необходимые декреты.
Выступление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов. В.А. Серов.
Декрет о мире
По воспоминаниям современников (Дж. Рида) с декретами о мире и земле выступал лично лидер большевиков – В.И. Ленин.
Он предлагалал всем воюющим странам:
- Заключить немедленный справедливый мир – без аннексий и контрибуций;
Определение
Аннексия — насильственное присоединение (захват) всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народности в границах чужого государства.
Контрибуция — 1) платежи, налагаемые на побеждённое государство в пользу государства-победителя; 2) принудительные денежные поборы, взимаемые с населения оккупированной местности.
- Отменить тайную дипломатию
Это заявление большевиков привело к началу мирных переговоров в Бресте 20 ноября
Декрет о земле
У большевиков не было сильной аграрной программы. Поэтому они решили взять её у эсеров, которые были популярны в крестьянской среде. Эсеры собрали 242 наказа крестьянских комитетов о земле. Основные принципы декрета:
- Ликвидация частной собственности, включая помещичьи и церковные земли
- Национализация земли
- Отмена наёмного труда
- Распределение земель согласно принципу уравнительного землепользования
Вопрос о власти
Высшим государственным органом стал Всероссийский съезд Советов. В перерыве между съездами избирался Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), состав которого был социалистическим. Председателем был избран Л.Б. Каменев, с 8 ноября – Я.М. Свердлов.
Появился новый орган власти – Совет народных комиссаров (СНК). В него вошли только большевики. Председателем стал В.И. Ленин. Во главе наркоматов встали рядовые большевики, революционеры, которые не имели профессионального образования для управления страной.
Учредительное собрание
Определение
Учредительное собрание — представительное (парламентское) учреждение, созданное на основе избирательного права для установления формы государственного устройства и правления, выработки конституции.
“Караул устал!”
Итоги выборов: 715 депутатов — 40% — эсеры; 23,9% — большевики; 2,3% — меньшевики; 4,7% — кадеты. Согласно результатам, большевики не получили большинство голосов. Преимущество было у эсеров, которые были популярны среди крестьян.
Ход событий:
- 5 января 1918 г. Открытие в Петрограде УС (председатель: эсер В.М. Чернов)
- Отказ УС от предложения большевиков утвердить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», т. е. признать над собой советскую власть и утвердить её декреты уход большевиков и левых эсеров.
- Оставшиеся депутаты провозгласили Россию демократической республикой и приняли кодекс о земле.
- 6 января. Начальник караула Таврического дворца, матрос А.Г. Железняков, выполняя поручение большевиков по разгону УС, заявил депутатам: “Карал устал!”. Это было знаком насильственного прекращения собрания.
Разгон Учредительного собрания большевиками стал одним из факторов, который способствовал началу Гражданской войны. Это событие раскололо общество. Социалистические партии, несогласные с позицией большевиков, ушли в оппозицию и позднее будут бороться против них.
10 января 1918 г. в Петрограде вместо УС собрался III Всероссийский съезд Советов, на котором большевики приняли «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Россия провозглашалась Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР), правительство перестало именоваться временным. Таким образом были официально санкционированы все декреты советской власти и роспуск Учредительного собрания. Было принято решение о подготовке конституции РСФСР.
Красногвардейская атака на капитал
Большевик. Б.М. Кустодиев.
Экономическая политика большевиков после их прихода к власти вошла в историю под названием “Красногвардейской атаки на капитал” (октябрь 1917 г. – весна 1918 г.). Она получило такое название из-за политики партии по изъятию капиталистических предприятий из частной собственности с переходом к государству (процесс национализации).
Основные принципы и события:
- Национализация предприятий (пример: 17 ноября 1917 г.— декрет о национализации Ликинской мануфактуры);
- Национализация банков;
- Декрет о рабочем контроле (14 ноября 1917 г.). Фабрично-заводские комитеты внутри предприятий получили право контролировать процесс управления частными предприятиями. Таким образом, после изъятия их из собственности капиталистов, большевики попытались сделать так, чтобы сами рабочие управляли работой заводов и фабрик.
- Декрет о создании Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) (2 декабря 1917 г.). После неудачной попытки внедрения рабочего контроля (следствием стал хаос на предприятиях и неспособность рабочих выстроить продуктивный порядок работы) был создан ВСНХ для централизованного управления всеми предприятиями. Таким образом, государство стало играть ключевую роль в работе заводов и фабрик.
Продовольственная диктатура
- 9 и 13 мая 1918 г. были приняты декреты, вводившие продовольственную диктатуру в деревне.
Определение
Продовольственная диктатура — политика большевиков по насильственному изъятию хлеба у крестьян через систему продотрядов и комбедов. Диктатуру вводилась для снабжения продуктами рабочих и армии.
- 11 июня 1918 г. Создание комитетов бедноты (комбедов) (до ноября 1918 г.). Цель: изъятие и перераспределение хлебных запасов; ослабление влияния зажиточных крестьян (кулаков). Таким образом, большевики фактически развязывали войну в деревне между бедными и состоятельными крестьянами. Комитеты бедноты состояли из бедняков, которые указывали местным властям на зажиточных крестьян и насильно изымали у них все запасы хлеба.
Такие жёсткие меры большевиков в деревне оттолкнули от них определённую часть крестьян, которая была недовольна насильственным изъятием хлеба. Это приводило к обеднению крестьян, а также к голоду.
Социальные преобразования
Осенью 1917 г. были приняты декреты, по которым объявлялось о введении свободы вероисповедания, отделении церкви от государства, установлении 8-часового рабочего дня, уничтожении всех сословий и гражданских званий Российской империи, запрещении всех оппозиционных изданий.
2 ноября 1917 г. была принята «Декларация прав народов России». Устанавливалось национальное равенство и суверенность всех наций и народностей. Народы получали право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В результате Финляндия и Польша отделились и стали независимыми государствами.
Кроме того, произошёл ряд нововведений, определивших дальнейший характер истории Советского государство. В 1917 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Её главой стал Ф.Э. Дзержинский.
Также в январе 1917 г. вышли декреты о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
Брестский мир 3 марта 1918 г.
После декрета о мире 20 ноября 1917 г. в белорусском городе Брест-Литовск начались переговоры между Россией и странами Четверного союза. Страны Антанты проигнорировали переговоры, несмотря на предложения большевиков к его заключению. Это было неудивительно, учитывая, что блок Антанты к тому времени уверенно шёл к победе над Германией и её союзниками. 2 декабря было подписано предварительное перемирие. Советскую делегацию возглавлял нарком иностранных дел – Л.Д. Троцкий. Позднее начались переговоры о сепаратном мире, что вызывало ожесточённые дебаты в РКП(б). Выявились 3 позиции:
- “Левые коммунисты” во главе с Н.И. Бухариным. Они выступали против заключения мира и продолжение войны. Они опасались того, что заключение мира с империалистической Германией бросит тень на большевистскую Россию и поставит под вопрос мировую революцию.
- В.И. Ленин считал, что необходимо заключить “мир любой ценой”. Свою позицию он аргументировал тем, что армия была недееспособна и деморализована. Во-вторых, он говорил, что народ выступает резко против войны.
- Л.Д. Троцкий выдвигал свой лозунг: “Ни мира ни войны, а армию распустить”. Его идея состояла в том, что в Германии в самый ближайший момент должна начаться революция. Тем самым она будет неспособна вести военные действия. Поэтому он считал, что демонстративный отказ России заключать мир с империалистами лишь усилит революционные настроения в Германии и ускорит революцию.
Определение
Мировая революция — идея К. Маркса и Ф. Энгельса о неизбежности всепланетного объединения человечества в справедливом коммунистическом обществе в результате единой мировой революции. Большевики считали, что именно они начали этот революционный процесс и ожидали, что вскоре такие же революции пройдут по всему миру, после чего начнётся мировое строительство коммунизма.
В итоге во время переговоров глава делегации Л.Д. Троцкий пошёл против общего решения о заключении мира и объявил свою собственную позицию. Германия объявила о наступлении на Россию. Ставка на скорое начало немецкой революции не сработала.
18 февраля началось наступления немецких войск на Петроград. Большевики стали на скорую руку собирать армию. Новоиспеченная армия терпела поражения, хотя 23 февраля оказала определённое сопротивление и смогла “побить” немцев. Это событие в итоге стало основой для праздника Красной армии 23 февраля.
Тем не менее немцы уверенно приближались к Петрограду. В.И. Ленин смог убедить большинство своих оппонентов в необходимости немедленного заключения мира. И хотя Германия запросила теперь ещё более унизительные для России условия мира, большевики согласились.
В результате 3 марта 1918 г. в Бресте был подписан мир между Россией и Германией, Австро-Венгрией, Османской империей, Болгарией. Во главе советской делегации был Г.Я. Сокольников.
Россия обязывалась:
- Признать оккупацию германскими войсками Прибалтики, Белоруссии, Украины, Северного Причерноморья;
- Вывести армии из Финляндии и Украины, и заключить с последней сепаратный мир;
- Передать Османской империи часть Закавказья;
- Выплатить контрибуцию Германии (6 млрд марок).
14 марта 1918 г. IV Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов в новой столице, Москве, ратифицировал Брестский мир.
Однако уже 13 ноября после наступившей революции в Германии Советская Россия заявила об аннулировании условий Брестского мира.
Несмотря на это, заключение большевиками мира с Германией на таких унизительных и тяжёлых условиях обострило их отношения с остальными партиями. Их единственные союзники – левые эсеры – в знак протеста вышли из состава СНК. В итоге установилась однопартийная большевистская система. Это означало, что остальные партия окончательно ушли в оппозицию и готовились к борьбе. В итоге это стало ещё одним шагом к Гражданской войне.
Конституция РСФСР 1918 г.
4–10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был принята Конституции РСФСР:
- Узаконена новая форма государственности — диктатура городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии и строительства социализма;
- Провозглашалась власть Советов – в центре и на местах.
- Объявлялись свободы печати, собраний, право на образование, трудовая обязанность («Не трудящийся, да не ест»), всеобщая воинская повинность, право убежища иностранцам, запрет угнетения меньшинств;
- Отделение церкви от государства и свобода антирелигиозной пропаганды;
- Предоставлены избирательные права только трудящемуся населению (рабочим и крестьянам); лишены
этих прав все, кто использовал наёмный труд, а также бывшие полицейские и священники (“лишенцы”); - Была подтверждена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая вошла в текст Конституции.
- Подтверждались все высшие органы государственные власти (см. схему).
Выводы
Первые преобразования большевиков носили противоречивый характер. С одной стороны, они начали претворять в реальность свои обещания (прекращение войны, изъятие предприятий у буржуазии, ликвидация частной собственности и т.д.). С другой стороны, в связи с разрушительными последствиями революции и расстройством экономики, большевики пошли на жёсткие меры в отношении крестьян и ввели продовольственную диктатуру.
Кроме того, некоторые меры большевиков (как таковой переворот и захват власти в октябре 1917 г., разгон УС и заключение унизительного Брестского мира) были враждебно принято определённой частью общества и раскололи его. Началось формирование оппозиции в лице как сторонников монархии, так и социалистических партий, осудивших действия большевиков. Это неминуемо вело к началу Гражданской войны.
Максим Романович | Просмотров: 1.5k
Период с марта по август 1953 называют
«смутным временем» послесталинского
Советского Союза, т.к. в последние часы
жизни Сталина в стране были произведены
изменения, сопоставимые с государственным
переворотом. 4 марта, когда стало известно,
что Сталин смертельно болен, Маленков
и Берия осуществили предварительное
распределение должностей. Эти перестановки
по уставу КПСС являлись незаконными.
Первое место в сложившейся иерархии
занял Маленков, получивший пост
председателя Совета Министров.
Одновременно он возглавил Секретариат
ЦК. В Совмине у Маленкова оказались 4
заместителя: Берия, вновь возглавивший
объединенное МВД и МГБ; Молотов,
вернувшийся на должность министра
иностранных дел; Единственным
человеком, не получившим первоначально
никакого госпоста, стал Хрущев. Он,
правда, оказался вторым по значимости
лицом в Секретариате ЦК. В конечном
итоге Маленков был поставлен перед
дилеммой: руководить Совмином или
Секретариатом. Выбрав первое, он уступил
Секретариат Хрущеву. Вскоре после смерти
Сталина новое руководство приняло ряд
шагов, направленных на ликвидацию
злоупотреблений прошлых лет. Уже 27 марта
1953 объявлена амнистия для таких категорий,
как осужденные на срок до 5 лет включительно,
осужденные за должностные, хозяйственные
и некоторые воинские преступления.
Подлежали освобождению также
несовершеннолетние, престарелые,
больные, женщины, имеющие малолетних
детей и беременные. На свободе оказалось
большое число уголовных элементов,
которые создали в ряде городов напряженную
криминогенную обстановку.
Одновременно с амнистией в марте 1953 по
приказу Берии были созданы комиссии по
проверке «дел» врачей, пересматривались
дела сотрудников Главного артиллерийского
управления Мин обороны, работников
Министерства госбезопасности, обвиненных
в создании «контрреволюционной
сионистской организации». Началась
проверка обвинений руководства ВВС и
Министерства авиапромышленности СССР.
В течение нескольких месяцев после
смерти Сталина одним из главных
преобразователе в стране оставался
Берия, но любое его начинание не без
оснований трактовалось сталинским
окружением как попытка к захвату
единоличной власти. В результате 26 июня
1953 в ходе заседания Президиума ЦК Берия
был арестован.
В новом руководстве постепенно усиливались
позиции Хрущева, и в сентябре 1953 на
Пленуме ЦК КПСС он был избран Первым
секретарем ЦК партии. Арест и последующий
за ним расстрел Берии существенно
снизили влияние Маленкова. 25-31 января
1955 состоялся Пленум ЦК КПСС, рассмотревший
вопросы «Об увеличении производства
продуктов животноводства» и «О тов.
Маленкове Г.М.». В докладе по второму
вопросу Хрущев подверг резкой критике
«неправильное поведение» и взаимоотношение
Маленкова с Берией и другими членами
Политбюро ЦК КПСС, его «политическую
бесхребетность», а также личные и деловые
качества. Пленум ЦК КПСС единогласно
принял решение освободить Маленкова
от обязанностей председателя Совмина.
Его назначили министром электростанций
и заместителем председателя Совмина
СССР. Также он по-прежнему входил в
состав Президиума ЦК КПСС. Возглавил
правительство Булганин, а пост министра
обороны занял Жуков.
Ликвидировались особые совещания,
«тройки» и другие внесудебные органы.
13 марта 1954 был образован Комитет
госбезопасности (КГБ). Хрущев поставил
задачу превратить органы в острое оружие
партии, направленное против действительных
врагов, а не против честных людей.
Началась ликвидация райотделов,
сокращения в городских и областных
управлениях, в центральном аппарате.
Чекистов частично переводили в милицию
или увольняли.
Поворотным пунктом в истории страны
стал XX съезд КПСС в феврале 1956 г.
1) были поставлены задачи 6 пятилетки,
внешней политики
2) наметились задачи на 6-ую пятилетку
на основе НТП, развития регионов Востока
и Сибири. Был рассмотрен вопрос о введении
пенсий для колхозников, о переходе на
7 часовой рабочий день, пятидневную
неделю.
3) был заслушан закрытый доклад Хрущева,
посвященный культу личности Сталина.
Начался процесс массовой реабилитации
репрессированных, критика диктаторских
методов управления. Съезд внес также
изменение в идеологическую концепцию
партии: прозвучал отказ от идеи диктатуры
пролетариата и был провозглашен тезис
об общенародном государстве. Из ссылок
и лагерей вернулись миллионы людей,
признанные невиновными. В правах
восстанавливались целые народы,
пострадавшие в сталинское время. XX съезд
изменил всю политическую атмосферу в
стране. Начавшийся процесс десталинизации
оказал влияние на развитие общественной
мысли, на её освобождение от догматических
стереотипов. Расширилась зона критики.
На съезде также было заявлено о мирном
сосуществовании государств и отсутствии
в современных войнах победителей и
побежденных, а также был заявлен тезис
о том, что все страны различными путями
придут к социализму. На закрытом
заседании, Хрущев сделал доклад по
культу личности Сталина, однако были
лишь освещены основные преступления
сталинского режима, а вывода сделано
не было. Лишь 30 июня 1956 года вышло
постановление ЦК о вреде культа личности,
во всех преступлениях обвиняли
исключительно Сталина, а вина партии
была минимальной. Разоблачение культа
личности Сталина привели к внутрипартийной
борьбе. Т.К. члены Президиума — соратники
Сталина, несли личную ответственность
за репрессии, большинство — 7 членов из
11 выступили против личности Хрущева.
Хрущева поддержала значительная часть
обновленного аппарата ЦК партии, армия
и КГБ. Также большую роль сыграл первый
секретарь Ленинградского обкома КПСС
Козлов. Пленум ЦК КПСС, заседавший с 22
по 29 июня 1957 г., осудил действия семерки
как антипартийные, направленные на
пересмотр решений XX съезда, и высказался
за сохранение Хрущева на посту первого
секретаря. Активную поддержку Хрущеву
оказал министр обороны Жуков, а также
секретари райкомов. Выступившие против
Хрущева были объявлены антипартийной
группой и удалены из руководства. В 1958
г. с поста председателя Совмина был
смещен Булганин, и эту должность занял
сам Хрущев. В период оттепели открытое
выражение общественного мнения было
явлением новым и непривычным. Венгерские
события 1956г. и попытка смещения Хрущева
в 1957г. подтолкнули советское партийное
руководство к корректировке общего
внутриполитического курса, смысл которой
заключался в свертывании начавшегося
процесса демократизации. Последний
всплеск борьбы Хрущева за власть
произошел на XXII съезде парии, на котором
была принята третья программа партии,
поставившая задачу построения коммунизма
за 20 лет. Т.О. Хрущев смог укрепиться у
власти только к началу 60х гг. На ХХII
съезде партии принята новая программа
КПСС, провозглашавшая задачу построения
коммунистического общества в СССР. На
съезде прозвучала мысль о необходимости
принятия новой Конституции СССР. Вскоре,
25 апреля 1962, была утверждена Конституционная
комиссия, которая до момента отставки
Хрущева провела 2 заседания и разработала
проект новой Конституции. Важнейшим
его положением был вывод «о перерастании
государства диктатуры пролетариата в
общенародное государство». Проект
Конституции предполагал введение
всенародного обсуждения важнейших
законопроектов. Союзным республикам
предоставлялось право свободного выхода
и состава СССР, они могли даже иметь
республиканские войсковые формирования.
Но итоговый проект Конституции стал
шагом назад в разработке демократических
основ. Он содержал вывод о неуклонном
повышении роли партии по мере продвижения
к коммунизму, и союзные республики
лишались декларированного ранее права
на самостоятельность.
Т.О. во время оттепели была предпринята
попытка модернизации общественной
жизни. Хрущев задал импульс развитию
политических процессов, встав на путь
либерализации. Однако использование
старого политического и экономического
механизма в ходе проведения преобразований
предопределило их неудачу. Хрущев и
руководство партии не только оказались
не готовы, но и не стремились к радикальным
переменам. Кроме того, волюнтаристская
политика Хрущева лишила его поддержки
во всех слоях общества. Крестьянство
не доверяло Хрущеву из-за наступления
на личные подсобные хозяйства, рабочие
— из-за ухудшения экономического
положения, интеллигенция — из-за постоянных
гонений, офицеры армии — из-за сокращения
численности войск. Постоянные же
перетряски партийно-государственного
аппарата предопределили недовольство
номенклатуры, стремившейся к устойчивым
формам социальной и личной жизни. В
результате, на внеочередном пленуме ЦК
КПСС в октябре 1964 г. Хрущев был отправлен
на пенсию. Председателем Совмина стал
Косыгин, а 1 секретарем ЦК КПСС — Брежнев.
После этого Пленума имя Хрущева почти
на 20 лет было предано официальному
забвению.(
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Приход к власти Л. И. Брежнева:
В январе – феврале 1959 года состоялся XXI съезд КПСС, на котором была провозглашена полная и окончательная победа социализма в СССР, также было торжественно заявлено, что раз социализм построен, то самое время заняться строительством коммунизма.
Леонид Ильич Брежнев
В октябре 1961 года состоялся XXII съезде КПСС, где был намечен поэтапный план построения коммунизма к 1980 году, то есть у советской власти было еще 20 лет для того, чтобы построить идеальное государство. Как брался смело утверждать Никита Сергеевич: «Следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Однако реальность была далека от планов и программ.
В 1961 году были поставлены следующие задачи:
1. Обеспечить материально-техническую базу коммунизма, что значило – выйти на первое место в мире по уровню жизни;
2. Перейти к коммунистическому самоуправлению;
3. Сформировать нового человека, который будет жить в коммунистическом будущем.
Кроме того, в Устав КПСС были внесены некоторые новые положения:
1. О возможности проведения внутрипартийных дискуссий;
2. О сменяемости партийных кадров в центре и на местах;
3. О расширении прав местных партийных органов;
4. О выдвижении руководящих кадров исключительно на основе их деловых качеств.
Все эти положения, будь они, конечно, реализованы на деле, смогли бы изменить облик власти, могли бы способствовать формированию принципов открытости и даже демократизации партийной системы. Однако, это были лишь пустые постулаты, которые на деле не несли за собой абсолютно никаких изменений.
Вообще шаги Н. С. Хрущева, непоследовательные и смелые, вызывали тревогу и опасения у тех, чьи интересы оказались задеты в результате его реформ. Против преобразований, декларируемых первым секретарем, выступал партийный аппарат, военные, интеллигенция, массы трудящихся — то есть почти все. Уровень жизни в начале 1960-х годов после некоторого улучшения вновь стал хуже.
Итог: в октябре 1964 года Никита Хрущев вполне демократическим путем был отстранен от власти, обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», лишен возможности руководить партией и страной и отправлен на пенсию. Он стал первым лидером страны, отправленным в отставку политическими противниками и первым, оставшимся в живых лидером. Это, конечно, была заслуга самого Хрущева.
Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 года — Генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР стал А. Н. Косыгин.
Консервация политического режима
2.1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры
Основные характеристики:
-
Усилился контроль партии и государства за всеми сферами жизни общества (фактически возрождение сталинизма).
-
Отмена сменяемости (ротации) партийной номенклатуры (что способствовало в итоге появлению «геронтократии» (власть старцев)).
-
Возрождена система льгот и привилегий партийной и государственной номенклатуры.
-
Усиление нападок на критику И. В. Сталина и сталинизма (репрессии возвращаются).
-
Кампания в прессе по возвеличиванию Л. И. Брежнева (неосталинизм).
-
Преследование инакомыслящих (более мягкими методами, чем при И. В. Сталине).
2.2. Укрепление роли армии и органов безопасности:
В это время возрастает роль армейских генералов и армии как таковой, а также органов госбезопасности. С приходом к власти Брежнева увеличилось в несколько раз финансирование оборонных программ.
1967 год — начало массовой установки в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет (залог будущего военно-стратегического паритета с США).
1976 год — начало установки ядерных ракет средней дальности в Восточной Европе.
Итоги:
-
Укрепление обороноспособность страны.
-
Усиление позиций военного руководства во властных структурах.
-
Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений не позволяли повысить уровень жизни советских людей и улучшить их быт
С 1967 года руководителем КГБ становится секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, который начал уделять особое внимание борьбе с инакомыслием. По его предложению создается пятое управление КГБ, цель которого – борьба с диссидентством (диссиденты – граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствующей в то время коммунистической идеологии). Сотрудники пятого управления внедрялись в общественные и государственные организации, должны были наблюдать, прослушивать телефонные звонки попавших под подозрение лиц, подсматривать и подслушивать в поисках информации.
Юрий Владимирович Андропов
Диссидентов не расстреливали и не отправляли в лагеря, их лечили в специализированных психиатрических лечебницам («ведь только сумасшедший человек может быть недоволен советским строем»). Органы госбезопасности контролировали даже научные дискуссии в университетах, ведь в них тоже могла содержаться крамола.
Итог: Массовый террор ушел в прошлое, но политические преследования приобрели более изощренный характер.
Принятие Конституции СССР 1977 года
Приближался 1980 год, а вместе с ним и тот момент, когда должен наступить коммунизм, но на горизонте его пока не было видно. Это нужно было как-то объяснить советскому народу, для чего и была придумана концепция «развитого социализма» (промежуточной стадии между социализмом и коммунизмом)
Общие положения:
-
Закреплено понятие развитого социализма («Конституция развитого социализма»).
-
Объявлено о построении общенародного государства.
-
В Конституции было закреплено руководящее положение коммунистической партии (статья 6 гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»).
-
Усиление экономической и политической роли союзного центра и ущемление прав республик.
-
Расширены права общественных организаций в политической жизни (разумеется, только формально).
-
Введены принципы межгосударственного общения (в основе Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе «Хельсинки-75»).
Советское общество на переломе: истоки диссидентского движения и неосталинизм
-
В середине 1960-х годов под воздействием хрущевской «оттепели» возникло диссидентское движение, куда вошли правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения (диссидентство – движение советских граждан, оппозиционно настроенных по отношению к политике властей и ставящих целью либерализацию политического режима в СССР).
Причин возникновения этого движения было несколько:
1. Отход советского руководства от политики «оттепели»;
2. В 1975 году СССР подписал Хельсинские соглашения, в которых говорилось о правах человека. Разница между заявленными правами и советской действительностью и послужила причиной возникновения диссидентов.
3. То же самое с Конституцией 1977 года. В ней также провозглашались права и свободы граждан, которые на практике не соблюдались.
Целями этого движения были:
― Выработка в людях демократических убеждений;
― Предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод;
― Отмена цензуры и предоставление свободы творчества;
― Снятие “железного занавеса” и установление тесного контакта с Западом;
― Недопущение неосталинизма.
Членами диссидентского движения организовывались забастовки и митинги. Духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров («отец водородной бомбы»). Вдохновителем гонений на диссидентов выступил Суслов (идеолог партии).
С диссидентами и внутренними оппозиционерами боролось КГБ во главе с Андроповым.
Поворотным событием Брежневской политики, ознаменовавшим начало борьбы с диссидентами и переход к эпохе неосталинизма, стал арест и приговор к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писателей А. Синявского и Ю. Даниэля за публикацию своих произведений за границей (судебный процесс длился с 1965 по 1966 год).
-
В 1967 году арестовали поэта Ю. Галанскова и публициста А. Гинзбурга (их обвиняли в том, что они опубликовали за границей «Белую книгу» (сборник документов) по делу Синявского и Даниэля).
В последующие годы подверглись гонениям и вынуждены были покинуть страну выдающиеся деятели литературы и искусства (А. Солженицын, И. Бродский, В. Аксенов, скульптор Э. Неизвестный, кинорежиссер А. Тарковский, музыканты М. Ростропович и Г. Вишневская).
Тема преступлений эпохи «большого террора» с конца 1960-х годов фактически оказывается под запретом, начинает формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне, что свидетельствует об окончательном отходе от политики «оттепели» и демократических тенденций в области идеологии и культуры. -
В 1969 произошло создание первой в СССР открытой гражданской ассоциации «Инициативная группа защиты прав человека в СССР». Ассоциация занималась составлением текстов и обращений, адресованных ООН и содержащих сведения о политических преследованиях в СССР.
-
В 1975 году замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» Балтийского флота капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием. В нем говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь…». «Сторожевой» был остановлен советской авиацией. Саблин расстрелян.
-
В 1976 году в Москве создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР (Московская Хельсинская группа, МХГ). Это была правозащитная организация, целью которой было содействие практическому выполнению гуманитарных статей Хельсинских соглашений 1975 года.
В конце 1979 – начале 1980 года произошел арест и ссылка почти всех лидеров и активных участников не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций. Помимо ареста и ссылок, с диссидентами боролись следующими методами:
1.Помещали в психиатрические лечебницы;
2. Выдворяли из страны;
3. Лишали советского гражданства;
4. Накладывали запрет на творческую деятельность;
5. Увольняли с работы.
Помимо диссидентов и правозащитников, в Советском союзе существовали так называемые «шестидесятники». Шестидесятники — субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война, итоги XX съезда КПСС и эпоха «оттепели». Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как эта среда сильно пострадала от так называемых сталинских «чисток». У некоторых «шестидесятников» родители были посажены или расстреляны. Обычно это не вызывало радикального пересмотра взглядов, однако заставляло больше рефлексировать и приводило к скрытой оппозиции режиму.
Экономическое развитие СССР 1964 – 1982 гг. и социальная политика
Аграрная реформа 1965 года
После реформ Хрущева в экономике царил хаос: кукурузная кампания была провалена, зерна в стране не хватало и его приходилось закупать из США, система управления (ВСНХ и местные совнархозы) была слишком бюрократизирована и порождала местнические отношения между регионами. Эту ситуацию необходимо было исправлять. С 1965 года реализовывалась аграрная реформа.
Основные этапы преобразований в деревне:
-
Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
-
Увеличение капиталовложений в деревню.
-
Устранение ранее установленных ограничений на ведение личного подсобного
хозяйства колхозников.
-
Перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства (государственных средств вложено больше, чем в космические программы).
Итоги:
Временное ускорение сельскохозяйственного производства и снижение остроты продовольственного вопроса.
Реформы в промышленности: замыслы и результаты
В промышленности, как и в сельском хозяйстве произошли серьезные перемены. Данные реформы также носят название реформ А. А. Косыгина.
Будущие преобразования преследовали несколько целей:
1. Повысить эффективность работы народного хозяйства;
2. Ускорить темпы роста экономики;
3. Задействовать экономические методы стимулирования экономики (раньше все держалось на энтузиазме и на административных рычагах).
Алексей Николаевич Косыгин
Основные меры:
-
Снижение плановых показателей, спускаемых на предприятие. Если раньше заводы и фабрики жестко контролировались министерствами (на них спускалось несколько сотен плановых показателей, которые они должны были выполнить), то теперь число плановых показателей сокращалось до 5, главными из которых была рентабельность производства, размер прибыли и объем реализованной (а не произведенной продукции).
-
Усиление экономического стимулирования (на предприятиях разрешалось создавать поощрительные фонды, деньги из которых могли направляться на материальное поощрение лучших рабочих).
-
Восстановление отраслевых министерств вместо совнархозов.
-
Введение элементов хозрасчета (предприятие при хозрасчете практически переставало контролироваться, переводилось на самоокупаемость и самофинансирование: само решало, где закупать сырье, куда сбывать продукцию, что делать со своей прибылью; вводились элементы оптовой торговли между предприятиями, хотя раньше этот процесс также контролировало государство).
Итоги:
-
Рост объемов промышленного производства на 50%.
-
Экстенсивный характер развития производства (во второй половине 1960-х годов было построено около 1900 новых предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти).
-
Физический износ и моральное старение оборудования.
-
Повышение производительности труда в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
-
Повышение заинтересованности работников в результатах своего труда.
Однако в 1970-е вновь начался спад темпов производства. Реформа 1965 года «ушла в песок», хотя формально ее никто не отменял. Рыночные элементы были задавлены административно-командной системой. Плановых показателей к середине 1980-х годов стало больше тысячи, предприятия были лишены самостоятельности.
В чем кроется причина неудачи реформы? Почему «начали за здравие, а закончили за упокой»?
Причины неудачи:
1. Непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;
2. Некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;
3. Слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;
4. Противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л. И. Брежнева, Н. В. Подгорного, Ю. В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа — поставить под сомнение сущность социалистического строя;
5. Негативную роль сыграли Чехословацкие события 1968 года, где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.
Экономика в 1970-1980-е годы
После неудавшейся Косыгинской реформы начали нарастать кризисные явления.
Экономика 1970 – начала 1980-х годов имела следующие особенности:
1. Снижение темпов экономического развития год от года. Это явление получило название «застой».
2. В середине 1960-х годов Советский Союз приступил к реализации беспрецедентного углеводородного мегапроекта — освоению уникальных нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири.
Для активизации экономики этого региона в 1974 году было решено вернуться к строительству БАМ (Байкало-Амурской магистрали, первая попытка строительства которой предпринималась до Великой Отечественной войны).
Благодаря Западно-Сибирскому проекту страна вышла в мировые энергетические лидеры. В 1975 году СССР добыл почти 500 миллионов тонн «черного золота» и обогнал многолетнего чемпиона по нефтедобыче — США. После энергетического кризиса 1973 года СССР быстро наращивал объемы нефтяного экспорта в западные страны, которые, в отличие от союзников по соцлагерю, расплачивались свободно конвертируемой валютой. Объемы валютных поступлений СССР от нефтяного экспорта поразительны. Если в 1970 году выручка СССР составляла 1,05 миллиардов долларов, то в 1975 году уже 3,72, а к 1980 году возросла до 15,74 миллиардов долларов.
СССР пошел по экстенсивному пути развития экономики. Вместо того, чтобы вкладываться в наукоемкие отрасли и компьютеризацию, советские лидеры вывозили природные ресурсы и получали за это нефтедоллары.
3. Остаточный принцип финансирования легкой промышленности, преимущественное развитие ВПК и тяжелой промышленности. Дефицит товаров народного потребления формировал «теневую экономику», развивается «черный рынок».
4. Проблемы с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса (из-за излишней бюрократизации).
Социальная политика Л. И. Брежнева
В СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Некоторые считают эпоху Брежнева «Золотым веком социализма». И на это есть несколько причин:
1. Отсутствовала безработица
2. Существовало бесплатное образование и здравоохранение
3. Гарантировалось пенсионное обеспечение
4. Существовали высокие расходы на науку, культуру и спорт
5. Именно в эпоху Брежнева у многих советских граждан появляются телевизоры, холодильники, автомобили.
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Проведение политики демократизации и гласности в СССР во второй половине 1980-х гг. принесло пользу стране».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Спрятать пояснение
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— провозглашение на официальном уровне идей демократии и гласности вызвало массовую поддержку власти со стороны широких слоёв населения;
— политика демократизации включала и курс на ротацию кадров, обновление состава руководителей органов власти (на региональном и государственном уровнях), в том числе за счёт прихода сторонников демократических реформ, что способствовало преодолению застойных явлений в различных сферах общественной жизни;
— введение выборов на альтернативной основе привело к тому, что в представительном органе власти – Съезде народных депутатов СССР – появились депутаты, выражавшие мнения разных групп населения;
2) в опровержение, например:
— по мере внедрения форм демократии и гласности широкие слои населения усиливали давление на политику государства с помощью массовых протестных выступлений, что дестабилизировало ситуацию в стране;
— по мере углубления политических реформ в составе руководства СССР формировалась внутренняя оппозиция, что
вызвало политический кризис в августе 1991 г.;
— деятельность новых представительных органов власти в значительной мере приобрела форму ожесточённых политических дискуссий, что нарушило стабильность в управлении страной;
— реализация республиками СССР права на национальное самоопределение происходила исключительно в форме их
стремления к суверенитету и вела к фактическому распаду союзного государства и разрушению экономических связей.
Могут быть приведены другие аргументы.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 5 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки |
4 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 3 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки |
2 |
Приведён только один аргумент в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведён только один аргумент в опровержение оценки |
1 |
Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл | 5 |
Процессу
начала перемен в СССР послужила
долголетняя разбалансированность
советского хозяйства по основным
пропорциям (группам «А» и «Б»),
между потреблением и накоплением,
доходами и материальными ресурсами и
т.д., что в конечном счете привело к
ухудшению экономической ситуации в
стране. До середины 80-х годов этой
разбалансированности не придавалось
должного экономического значения,
поскольку командно-административная
система «амортизировала» ее отрицательные
последствия путем поддержания низкой
заработной платы основной части
населения, жестким контролем над ценами,
проведением денежных реформ, реализацией
практически замороженных займов,
распродажей нефтяных, газовых и других
богатств страны и т.д. Это привело к
созданию условий снижения темпов
социально-экономического развития
советского государства. Отрыв от наиболее
развитых стран мира в повышении
эффективности производства и качества
продукции, в научно-техническом развитии,
в производстве и освоении современной
техники и технологии стал увеличиваться.
Инерция
экстенсивного роста тянула в экономический
тупик, к застою в развитии. Дефицит
внутреннего рынка СССР покрывался
импортом, приобретенным за «нефтедоллары».
Валютная выручка от продажи
топливно-энергетических и сырьевых
товаров использовалась в основном на
решение текущих задач, а не на модернизацию
экономики, преодоление ее технического
отставания. Застойные явления в экономике
отражались на всех сторонах жизни
общества, прежде всего на социальной
сфере. Заметно пошатнулись в обществе
идейные и нравственные ценности.
Политическую
жизнь страны первой половины 80-х годов
лихорадила частая смена высшего
руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. –
февраль 1984 г.), К.У.Черненко (апрель 1984
г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие
посты в государстве были перераспределены.
Генеральным Секретарем ЦК КПСС стал
М.С. Горбачев. Это означало, что часть
партаппарата стремилась к переменам.
Хотя
и принято считать началом перестройки
апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, как об
этом заявлял М.С.Горбачев, однако в
повестке дня Пленума стоял вопрос лишь
об ускорении социально-экономического
развития страны. Считалось, что большинство
проблем можно решить путем преодоления
темпов снижение экономических развития
и усовершенствования структуры управления
народным хозяйством. Реформа, предложенная
Горбачевым, началась под лозунгами
«ускорение»,«перестройка», «гласность».
Под понятием
ускорение понималось повышение темпов
экономического роста (не ниже 4% в год),
активная социальная политика
(продовольственная, жилищная и т.д.).
Ход
ускорения: приоритетное развитие тяжелой
промышленность и машиностроения; решение
проблемы капитальных вложений; опора
на энтузиазм трудящихся и систему
соревнования; укрепление трудовой и
производственной дисциплины;
Провал
курса: неудавшиеся кампании: борьба с
пьянством и борьба с нетрудовыми
доходами. Не оправдала себя и ставка на
энтузиазм, которая не была подкреплена
научно-техническим прогрессом. Мало
эффективные капитальные вложения и
социально-экономические преобразования.
Чернобыльская трагедия стала мрачным
символом катастрофы, надвигавшейся на
советское государство.
Перестройка
(1987 — 1991 гг.) – это радикальные преобразования
во всех сферах общественной жизни
советского общества, охватывавшие
экономику, государственное устройство,
внутреннюю и внешнюю политику, а также
культуру и духовную жизнь. Автор этой
концепции академик Л.Абалкин.
1).
Составные звенья концепции перестройки
и этапы ее осуществления. В начале
(1987-1988 гг.) — радикальная экономическая
реформа, затем к ней подключаются реформа
политической системы, далее курс на
обновление идеологии.
2).
Состояние экономики: снижение объемов
производства, инфляция, бюджетный
дефицит, падение производственной
дисциплины, дисбаланс денежной массы
и товарного покрытия (кризисы спроса:
сахарный, табачный, водочный, чайный и
др.).
3).
Начало перестройки в области экономики
(1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной
экономике стал Закон о государственном
предприятии (объединении), представивший
значительные права предприятиям и
трудовым коллективам (1987 г.). Начали
создаваться совместные предприятия
(первое — май 1987 г. — советско-венгерское).
Предполагалась перестройка центрального
аппарата управления (министерств и
ведомств). Трудовые коллективы получили
право выбирать руководителей и
контролировать деятельность администрации.
Приняты законы о кооперации, об
индивидуальной трудовой деятельности
(1988 г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были
заняты в развивающемся кооперативном
секторе, 1 млн. получили патенты на
индивидуальную трудовую деятельность.
Вместе
с тем, до 1990 г. государство продолжало
устанавливать план, определять
номенклатуру продукции, уровень цен и
налогообложения. Рынок не работал.
Частная инициатива сталкивалась с
финансовыми, правовыми, снабженческими,
психологическими трудностями.
Преобразования
(с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск
госагропрома (отказ от сверхцентрализации
управления), свертывание борьбы с личным
подсобным хозяйством, курс на
многоукладность в аграрном секторе
(равенство всех форм хозяйствования).
Экономические
реформы «ускорения» не дали положительных
результатов. Они были недостаточно
радикальны и не затрагивали самые
болезненные проблемы (цены, кредит,
снабжение). Перестройка привела к резкому
падению жизненного уровня и сопротивлению
не только бюрократического аппарата,
но и значительной части населения.
Курс
на ускорение был отвергнут и провозглашена
программа перехода к рыночной экономике
(1989-1991 гг.). Были выработаны две модели:
Первая — сочетание плана и рынка
(Л.Абалкин-Н.Рыжков), была изложена в
постановлении ВС СССР О концепции
перехода к регулируемой рыночной
экономике (июнь 1990 г.). Вторая — альтернативная
программа — 500 дней. Она предполагала
создание основы рынка, поэтапной
приватизации производства, формирования
частной собственности, сбалансирования
финансов (Явлинский, Шаталин); Третья —
попытка объединить программы (Горбачев).
На
этапе перехода к рыночной экономике
было издано более 100 законов: об основах
экономических отношений в СССР, о
собственности, о предприятиях в СССР и
др.. Однако многие из них не работали.
Положение экономики становилось все
более угрожающим. Если в 1988 г. рост
национального дохода составил 4.4%, то в
1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка
в стране ухудшалась, нарастал товарный
дефицит, падала платежеспособность
рубля, усиливался «черный рынок».
Нарастала
волна забастовок и протестов, в авангарде
которых были шахтеры. В декабре 1990 г.
правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым
подает в отставку. Новый председатель
Совмина В.С.Павлов предпринял попытку
оживить финансовую систему через
повышение цен в 2-10 раз с частичной
компенсацией убытков. В 1991 г. в стране
началась новая волна забастовок. В их
авангарде снова оказались шахтеры,
требованием которых была отставка
президента СССР. В то время, как союзное
руководство утрачивало поддержку
народа, Б.Н.Ельцин выступал с популистскими
обещаниями провести реформы не за счет
народа, а во благо советских граждан.
Политическое
развитие.
В
1988 г. руководство страны пришло к выводу,
что экономическое развитие страны
удерживает политическая система. Одной
из основных предпосылок широкомасштабных
политических преобразований явилось
обсуждение новой редакции программы
КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии
(1986 г.). Коммунистическая идеология в
партии и обществе постепенно стала
вытесняться идеями перестройки. 1987 г.
положил начало политике гласности,
открытого и свободного обсуждения
проблемных вопросов общественной жизни.
Идея перестройки политической системы
советского общества впервые была
обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной
партконференции. конституционной
реформы. В резолюции конференции
закреплялась модель «гуманного,
демократического социализма с человеческим
лицом». Предлагалось создать двухуровневую
представительную систему власти: Съезд
народных депутатов СССР и Верховный
Совет СССР, избираемый из депутатов
съезда.
Этапы политической
реформы: демократизация политической
системы (1989 г.) и переход к правовому
государству (1990-1991 гг.).
Первый
этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся
1-й съезд народных депутатов СССР.
Сформирован Верховный Совет СССР,
председателем которого был избран
М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между
демократами, союзниками и старой
партийной гвардией. Символами демократии
стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную
гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев.
Коммунистов-реформаторов представляли
Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд
наметил пути выхода страны из кризиса
Второй
съезд народных депутатов СССР (12-24
декабря 1989 г.) рассмотрел этапы
экономической реформы, дал политическую
и правовую оценку советско-германским
договоренностям 1939 г. и решению прежнего
руководства страны о вводе войск в
Афганистан и др.
Второй
этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей
этого этапа явилось создание президентской
системы власти в стране и переход к
многопартийности. В марте 1990 г. на 3
съезде народных депутатов Союза ССР
М.С.Горбачев был избран Президентом
СССР. Переход к президентской системе
власти в СССР означал свертывание, а в
будущем и ликвидацию советской власти.
3-й
съезд народных депутатов отменил 6-ю
статью Конституции СССР о руководящей
роли КПСС (по настоянию Горбачева это
предложение внес Пленум ЦК). В руководстве
партии развернулась идейная борьба
между коммунистами-ортодоксами,
центристами, социал-демократами и др.
Начинается процесс распада КПСС (по
идейному и национально-организационному
направлению): 1989-1990 гг. — из КПСС вышли
компартии прибалтийских республик, в
1990 г. — создана компартия РСФСР. В июле
1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС,
на котором была одобрена платформа
демократического социализма. Апрельский
(1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные
идейные разногласия в руководстве
компартии.
В
партии и обществе усилилась критика
проводимого М.С.Горбачевым курса по
реформированию советского общества.
Нельзя сказать, что в этой ситуации
народ безмолвствовал. На Всесоюзном
референдуме он высказал большинством
голосов за сохранение Союза. Весной
1991 г. правительства 13 союзных республик
подписали «Антикризисную программу
совместных действий». Однако у
политических лидеров республик имелись
свои планы. Б.Н.Ельцин добивался полной
независимости и суверенитета России.
Л.М.Кравчук (Украина), С.Н.Шушкевич
(Белоруссия), С.Ниязов (Туркмения) не
рисковали противоречить Горбачеву и
курс на суверенитет вели скрытно.
Н.Назарбаев (Казахстан), И.Каримов
(Узбекистан) и А.Муталибов (Азербайджан)
однозначно высказывались за обновленную
федерацию. Таким образом, действия
экономических и политических лидеров
союзных республик были разнонаправлены.
Процесс формирования
обновленного Союза был прерван в августе
1991 г. трагическими событиями в Москве,
так называемым «делом ГКЧП». После
провала августовского путча судьба
Союза была фактически предрешена. 23
августа 1991 г. деятельность компартии
на территории России была приостановлена,
а в ноябре и вовсе запрещена.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
52 Внутренняя политика СССР в годы перестройки
После смерти Л. И. Брежнева во главе партийного и государственного аппарата встал генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов. Сменил его в феврале 1984 г. К. У. Черненко. После смерти К. У. Черненко, в марте 1985 г., генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. С деятельностью нового генсека связан период жизни страны, получивший название «перестройка».
Основной задачей стало остановить распад системы «государственного социализма». Разработанный в 1987 г. проект реформы предполагал:
1) расширить хозяйственную самостоятельность предприятий;
2) возродить частный сектор экономики;
3) отказаться от внешнеторговой монополии;
4) сократить число административных инстанций;
5) в сельском хозяйстве признать равенство пяти форм собственности: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств.
Постановление 1990 г. «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике».
В стране усилились инфляционные процессы, вызванные дефицитом бюджета.
Новое руководство РСФСР (Председатель Верховного совета – Б. Н. Ельцин) разработало программу «500 дней», предполагавшую децентрализацию и приватизацию государственного сектора экономики.
Политика гласности, о которой впервые было заявлено на ХХVI съезде КПСС в феврале 1986 г., предполагала:
1) смягчение цензуры над средствами массовой информации;
2) публикацию запрещенных прежде книг и документов;
3) массовую реабилитацию жертв политических репрессий, в том числе крупнейших деятелей советской власти 1920—1930-х гг.
В стране в кратчайшие сроки появились СМИ, свободные от идеологических установок. В политической сфере был взят курс на создание постоянного парламента и социалистического правового государства. В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР, и был создан съезд народных депутатов. Формируются партии со следующими направлении:
1) либерально-демократическая;
2) коммунистическая партии.
В самой КПСС явно обозначились три течения:
1) социал-демократическое;
2) центристское;
3) ортодоксально-традиционалистическое.
Читайте также
Глава 15 СССР в годы «перестройки» (1985–1991)
Глава 15
СССР в годы «перестройки» (1985–1991)
После смерти в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов. Новый советский лидер попытался направить экономическую стратегию государства на интенсификацию производства, повышение
§ 3. Внутренняя и внешняя политика в годы войны
§ 3. Внутренняя и внешняя политика в годы войны
Мобилизация народного хозяйства. Главным фактором коренного перелома в войне на советско-германском фронте стала завершившаяся к середине 1942 г. перестройка тыла на военный лад. На выпуск военной продукции было переключено
§ 3. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВАСИЛИЯ III
§ 3. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ВАСИЛИЯ III
Для того чтобы понять особенности правления Василия III Ивановича (1479 — 1533), необходимо проанализировать подход нового великого князя к общегосударственным интересам. Дмитрий-внук служил государству: он не имел
45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
45. Внешняя и внутренняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг
В общественно-политической сфере последние годы правления И. В. Сталина (1945–1953 гг.) были ознаменованы укреплением тотального контроля над духовной жизнью страны.В военные годы появилась новое
54. Внешняя политика СССР в годы перестройки
54. Внешняя политика СССР в годы перестройки
На рубеже 1987–1988 гг. возникает новая внешнеполитическая доктрина, получившая название «новое политическое мышление». Основными принципами нового внешнеполитического курса были:1) отказ от фундаментального вывода о расколе
22.5. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки
22.5. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и крах перестройки
Часть высшего партийно-государственного руководства, недовольная политикой М.С. Горбачева последних лет перестройки, восприняла приближающееся подписание нового союзного договора как угрозу существованию
СССР до «перестройки» политической и экономической систем
СССР до «перестройки» политической и экономической систем
Политическая система является важнейшей частью надстройки над экономическим базисом. В Конституции СССР 1977 г. закреплялась роль и место КПСС в политической системе страны. «…КПСС существует для народа и служит
1. Внутренняя политика
1. Внутренняя политика
1.1. Первый этап борьбы за власть в послесталинском руководстве: устранение Л.П. Берии
Сталин умер 5 марта 1953 г. Его ближайшие соратники быстро оттеснили от власти более молодых функционеров, введенных в высшие органы партии на XIX съезде КПСС.
63 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
63 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
После оккупации в 1939 г. Германии всей Чехии Советский Союз оказался в крайне сложной ситуации.Переговоры военных миссий Англии, Франции и СССР оказались безуспешными. А. Гитлер, уже принявший решение о начале войны с Польшей,
67 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
67 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Поражение стран континентальной оси в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой не решался ни один вопрос международной жизни.Однако господство и
72 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
72 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М. С. Горбачеву, решившемуся на широкое экономическое и политическое реформирование страны. Перемена курса предполагала соединение социализма и демократии, улучшение
Тема 77 СССР в годы «перестройки» (1985–1991). Политические, экономические и культурные преобразования
Тема 77 СССР в годы «перестройки» (1985–1991). Политические, экономические и культурные преобразования
ПЛАН1. Предпосылки реформ.1.1. Экономические.1.2. Политические.1.3. Социальные и духовные.1.4. Внешнеполитические.2. Реформа политической системы.2.1. Задачи «перестройки».2.2.
5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы
5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы
5.1. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР.• Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении,
Тема 78 Внешняя политика СССР в годы «перестройки»
Тема 78 Внешняя политика СССР в годы «перестройки»
ПЛАН1. Изменения во внешней политике.1.1. Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР.1.2. Концепция «нового политического мышления».2. Проблема «Восток – Запад» в международных отношениях.2.1.
История
России 11 класс
Задание
1: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения
с привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внешняя
политика в период руководства СССР Л.И. Брежнева способствовала укреплению
международных позиций страны».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответы:
аргументы в
подтверждение, например:
—
—
содержание
«доктрины Брежнева» определило эффективную стратегию отношений СССР с
социалистическими странами, укрепило социалистический лагерь, где СССР играл
ключевую роль;
—
разработанная
на рубеже 1960–1970-х гг. Программа мира вызвала положительный резонанс в США и
странах Западной Европы;
—
в
соответствии со своей новой доктриной внешней политики СССР стал одним из
инициаторов работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
Заключительный акт которого закрепил политические и территориальные итоги
Второй мировой войны, определил принципы взаимоотношений между
государствами-участниками;
—
достигнув
к концу 1960-х гг. значительного дипломатического и военного потенциала,
Советское государство заключило в первой половине 1970-х гг. несколько значимых
договоров о сотрудничестве между СССР и странами Западной Европы;
—
в
первой половине 1970-х гг. было подписано несколько договоров между СССР и США,
направленных на недопущение мировой войны (договор по ПРО, договор ОСВ-1,
«Основы взаимоотношений между СССР и США»), что способствовало повышению
авторитета СССР в мире;
аргументы в опровержение,
например:
—
—
заложенный
в «доктрине Брежнева» принцип «ограниченного суверенитета» подорвал доверие
демократически настроенных граждан социалистических стран по отношению к СССР;
—
принятие
Программы мира не привело к прекращению гонки вооружений между СССР и странами
НАТО во главе с США;
—
ввод
войск Организации Варшавского договора в Чехословакию
в 1968 г. вызвал критику со стороны мировой демократической общественности,
ударил по международному престижу СССР;
—
ввод
войск СССР в Афганистан нарушил баланс внешнеполитических сил, вызвал ответные
действия стран Запада, обострил «холодную войну».
Задание
2: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения
с привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных
точек зрения, существующих в исторической науке.
«Экономическая
политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как
«шоковая терапия», способствовала преодолению кризисных явлений в
экономике».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.
аргументы в подтверждение, например:
– либерализация торговли и отпуск цен
позволили насытить рынок товарами и продуктами первой необходимости
и ликвидировать угрозу голода;
– ваучерная приватизация
государственной собственности, начатая в этот период, положила начало процессу
формирования слоя собственников;
– сокращение государственных расходов
бюджета на закупки вооружения высвобождало средства для инвестиций в рыночные
проекты;
– «отпуск цен» в ходе «шоковой
терапии» обеспечил ликвидацию «денежного
навеса» (избытка денежной массы в сфере обращения) и баланс
функционирования рынка;
– либерализация торговли
содействовала развитию российского рынка в сфере импортных операций;
– ваучерная приватизация заложила
основы для возникновения мелкого и среднего предпринимательства, что
способствовало оживлению экономической деятельности, наполнению рынка товарами,
снижению остроты проблемы занятости, увеличению доходов некоторых слоёв
населения;
аргументы в опровержение,
например:
– отпуск цен привёл к
беспрецедентному их росту в сфере потребительского рынка, оптового рынка на
продукцию промышленных предприятий, к росту закупочных цен на
сельскохозяйственную продукцию, росту тарифов на коммунальные и другие услуги;
– политика «шоковой терапии»,
приведшая к резкому падению реальных доходов населения и обесценивание денежных
накоплений в банке, сузила внутренний потребительский рынок, что обострило
кризисные явления в экономике;
– в
результате либерализации внешнеэкономической деятельности импорт
товаров стал основным источником формирования
внутреннего рынка продовольствия и товаров, не выдерживавших конкуренции,
наводнения его некачественной продукцией;
– отсутствие правовой базы,
таможенного контроля со стороны государства, чёткой системы налогообложения
способствовали созданию спекулятивных капиталов;
– отсутствие строгой регламентации
приватизационной деятельности со стороны государства привело к формированию крупных капиталов в сырьевых отраслях страны и
бесконтрольному вывозу их за рубеж, что резко сократило бюджетные доходы
и обострило кризис производства;
– часть ваучеров, вложенных в акции
чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), стала объектом финансовых махинаций,
породив неплатёжеспособных собственников, рост количества теневых сделок в
финансовой и других сферах экономики;
– политика «шоковой терапии»
содействовала формированию «быстрых» капиталов в среднем и малом бизнесе в
сфере услуг, пищевой промышленности, но не в наукоёмких отраслях
промышленности.
Задание
3: анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с
привлечением знаний курса
В
исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных
точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика
гласности, проводимая властью в годы «перестройки», благоприятно
сказалась на духовной и общественно-политической обстановке в стране».
Используя
исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную
точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.
аргументы в
подтверждение, например:
– усилился общественный интерес к текущей политике и
прошлому страны, что способствовало активизации гражданской позиции
большинства населения;
– во
многом благодаря гласности усилились позиции Русской Православной Церкви и
других конфессий на территории СССР;
– политика
гласности способствовала переосмыслению обществом прошлого страны, пробудила
интерес к истории;
– политика
гласности способствовала ознакомлению советских людей с культурными
достижениями стран Запада;
– возник
постоянный «диалог» общества с властью в форме обращений, телевизионных дебатов
и т.п., возросло влияние общественного мнения на власть;
аргументы в опровержение, например:
– политика
гласности способствовала радикализации мнений по различным актуальным вопросам,
вызвавшей идейный раскол в обществе;
– формирование
национальных партий в республиках СССР, распространение идей сепаратизма;
– средства
массовой информации, ставшие мощным инструментом в борьбе разных политических
сил, содействовали напряжению общественно-политической ситуации в стране;
– фактическая
ликвидация цензуры способствовала появлению в печати, кино и на телевидении
различных низкохудожественных произведений;
– открытость
Западу привела к распространению в СССР массовой западной культуры, в том числе
антисоветского, антикоммунистического содержания, что ослабляло власть,
подрывало авторитет КПСС;
– отказ
от цензуры в ходе реализации политики гласности способствовал росту
национализма, в том числе в его радикальном выражении
(общество «Память», Народные фронты в союзных республиках);
– отсутствие
цензуры обеспечило антисистемным силам возможность дискредитировать действия
власти, историческое прошлое страны;
– получили распространение нетрадиционные культы и верования,
в том числе агрессивного сектантского толка.
Аргументы в подтверждение:
— Благодаря гласности граждане СССР
смогли прикоснуться к огромному пласту духовной культуры, скрытому прежде цензурой
(например, был целиком издан роман «Мастер и Маргарита»). Прогресс в духовной сфере
является частью прогресса всего общества и государства.
— Были реабилитированы сотни тысяч жертв
сталинских репрессий. Это вернуло их родственникам доверие к государству.
— Демократизация помогла выдвинуться
новым лидерам – например, Григорию Явлинскому, который отстаивал политику более
глубоких экономических реформ.
— Политика демократизации и гласности
нравилась народу, на некоторое время это увеличило уровень доверия к Горбачёву,
позволило ему продолжить необходимые реформы.
— Гласность позволила бороться с наиболее
одиозными советскими чиновниками, решать проблемы граждан путём их широкой огласки.
Аргументы в опровержение:
— Гласность сделала возможной пропаганду
национализма и сепаратизма, это увеличило социальное напряжение и привело к вооруженным
конфликтам (например, между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха).
— Обнародование информации о преступлениях
советской власти (например, новые данные о расстрелах в период «большого террора»)
подрывало веру населения в саму советскую систему и коммунистическую идеологию,
настраивало граждан против государства, которое так и погибло в 1991 году.
— Свобода СМИ привела к появлению сомнительных
материалов. Например, громадную популярность приобрели выступления «экстрасенса»
Кашпировского, «лечившего» людей через телевизор. Это свидетельствует о деградации
духовной сферы.
— Демократизация привела к появлению
деятельной оппозиции союзному правительству (например, «Межрегиональная группа»).
Это затрудняло управление страной, приводило к двоевластию на многих уровнях (например,
«война законов» 1990 года).
— Реализация республиками СССР права
на национальное самоопределение происходила исключительно в форме их стремления
к суверенитету и вела к фактическому распаду союзного государства (который свершился
в 1991 году) и разрушению экономических связей.
Источник: НезЛО Антона Чубукова