Министерство образования и науки Самарской области
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ
И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
ПМ 03. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
основной профессиональной образовательной программы
специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах
(углубленной подготовки)
Тольятти, 2015
Лист согласования учебной и производственной
практики
(по профилю специальности)
специальности
44.02.02
Преподавание в начальных классах
(углубленной подготовки)
ПМ. 03 Классное руководство
№ |
Ф.И.О. |
Учреждение (организация, |
Должность |
Контактная информация (адрес, e—mail, служебный телефон |
Подпись, печать |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
Рабочая программа учебной и производственной практики (по профилю
специальности) профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта (далее — ФГОС) по специальности среднего профессионального
образования (далее — СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах
(углубленной подготовки), рабочей программы профессионального модуля Классное
руководство.
Составитель:
Устименко И.А., методист ГАПОУ ТСПК
Эксперты:
Внутренняя
экспертиза
Техническая
экспертиза: Дьякова О.И., методист ГАПОУ ТСПК
Содержательная
экспертиза: Борисова И.Н., зав. практикой ГАПОУ ТСПК
Внешняя
экспертиза
Содержательная
экспертиза:
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов |
стр. |
1. Паспорт рабочей программы учебной и
|
3 |
2. Результаты учебной и производственной |
|
3. Структура и содержание учебной и
|
9 |
4. Условия реализации учебной и
|
28 |
5. Контроль и оценка результатов освоения
|
33 |
6. |
34 |
1.
ПАСПОРТ
рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ и производственной практики (по профилю
специальности)
Учебная и производственная (по профилю
специальности) практика является органической частью ПМ. 03. Классное руководство и направлена на отработку соответствующих профессиональных компетенций
(ПК):
ПК3.1. Проводить педагогическое наблюдение и
диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК.3.2. Определять цели и задачи, планировать
внеклассную работу
ПК.3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК.3.4. Анализировать процесс и результаты
проведения внеклассных мероприятий
ПК.3.5. Определять цели и задачи, планировать
работу с родителями.
ПК.3.6. Обеспечивать взаимодействие с
родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания
ПК.3.7. Анализировать результаты работы с
родителями
ПК.3.8. Координировать деятельность
сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
1.1 Цели и задачи учебной и
производственной (по профилю специальности) практики – требования к
результатам освоения профессионального модуля
Учебная и производственная практика студентов
по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (углубленной
подготовки) организуется в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования, примерной
программой и рабочей программой ПМ 03. Классное руководство
Цель практики: освоение основного вида профессиональной
деятельности в процессе решения задач профессиональной деятельности.
Задачи практики:
— овладение умениями планировать и вести внеучебную
воспитательную работу в классе, с отдельными учащимися;
— накопление представлений о характере и содержании
внеучебной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя,
классного руководителя;
— освоение основных форм внеучебной воспитательной
работы с учетом специфики разного типа школ;
— овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных
особенностей школьников.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
— педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных
результатов;
— анализа планов и организации деятельности классного руководителя, —
разработки предложений по их коррекции;
— определения цели и задач, планирования деятельности классного
руководителя;
— планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
— определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам
наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
— наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения
отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической
практики, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
уметь:
— выбирать методы педагогической диагностики личности
(индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу
педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
— формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и
отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
— планировать деятельность классного руководителя;
оказывать педагогическую
поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
— совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия,
организовывать их подготовку и проведение;
— использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и
воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды
общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
— осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных
мероприятий;
— создавать условия для развития ученического самоуправления,
формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества
обучающихся в классе;
— помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
составлять план работы с родителям (лицами, их заменяющими); вести
диалог с родителями (лицами, , их заменяющими);
— организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей
(родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к
проведению совместных мероприятий;
— изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
— формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики
семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
анализировать процесс и результаты работы с родителями;
— использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия
с членами педагогического коллектива, представителями администрации по
вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
— анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные
мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим
коллективом).
2. Результаты учебной и
производственной практики (по профилю специальности)
Результатом прохождения учебной
и производственной практики (по профилю специальности) является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности Классное
руководство, в том числе
профессиональными (ПК), указанными в ФГОС
по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (углубленной
подготовки)
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 3.1. |
Проводить педагогическое |
ПК 3.2. |
Определять цели и задачи, планировать |
ПК 3.3. |
Проводить внеклассные мероприятия. |
ПК 3.4. |
Анализировать процесс и результаты |
ПК 3.5. |
Определять цели и задачи, планировать работу |
ПК 3.6. |
Обеспечивать взаимодействие с родителями |
ПК 3.7. |
Анализировать результаты работы с родителями |
ПК 3.8. |
Координировать деятельность сотрудников |
В процессе освоения
ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать |
ОК 2. |
Организовывать |
ОК 3. |
Оценивать |
ОК 4. |
Осуществлять |
ОК 5. |
Использовать |
ОК 6. |
Работать |
ОК 7. |
Ставить |
ОК 8 |
Самостоятельно |
ОК 9. |
Осуществлять |
ОК 10. |
Осуществлять |
ОК 11. |
Строить |
ОК 12. |
Исполнять |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ И
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
3.1. Объем
учебной и производственной практики (по профилю специальности)
Вид практики |
Объем часов |
учебная |
36 |
производственная |
180 |
Итого: |
216 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план учебной практики ПМ.
03 Классное руководство
Виды работ на учебную практику |
Объем часов 36 |
Формируемое ПК и ОК |
Изучение |
4 |
ПК 3.1. ОК 1, |
Составление диаграмм по результатам диагностик, разработка |
2 |
ПК 3.1. ОК 1, 2 |
Изучение отчетных аналитических материалов классного руководителя |
6 |
ПК 3.2. ОК 4 |
Разработка фрагментов воспитательных мероприятий с младшими |
10 |
ПК 3.2. ОК 2, |
Знакомство с системой воспитательной работы |
6 |
ПК 3.4. ОК 4 |
Анализ плана воспитательной работы учителя с учащимися начальных |
4 |
ПК 3.4. ОК 4 |
Анализ воспитательных мероприятий с младшими школьниками (видеозанятия), |
2 |
ПК 3.4. ОК 4 |
Определение целей и задач по планированию работы с учащимися, |
2 |
ПК 3.5. ОК 2 |
3.3. Содержание
учебной практики ПМ 03. Классное руководство
Дата |
Виды работ на практику |
Содержание заданий на учебную |
Предмет |
Кол-во |
Основные |
Установочная -ее задачи; -результаты практики, -формируемые профессиональные компетенции; -виды деятельности студентов на практике; -ведение дневника; -обязанности
|
Дневник практики |
1-2 |
1б. — составлен индивидуальный план работы на учебную 2б. — составлен индивидуальный план работы на учебную |
||
Изучение |
Задание -Изучите диагностические методики, -Осуществите анализ результатов -Определите недостатки |
-Характеристика проводимых диагностик -Диаграммы диагностик — Рекомендации для классного руководителя |
2-4 |
2 б.- подбор методик осуществлен произвольно, без учета 3 б.- 4 б. |
|
Знакомство с системой воспитательной |
Задание3: — изучите систему — изучите — сформулируйте — изучите работу -изучите |
Презентация (основные разделы) — цели и задачи воспитательной работы школы, — схема – положение о должностных обязанностях — план воспитательной работы школы, — план(схема) работы школы, классного — Диаграмма «Занятость |
4-8 |
4 б. — недостаточно полно подготовлена презентация 6 б. — не в полном объеме подготовлена 8 б. – подготовлена презентация воспитательной |
|
Анализ плана воспитательной работы учителя с учащимися начальных классов. |
Задание 4: — Изучите анализ воспитательной работы за — Изучите систему работы классного — Изучите систему работы классного руководителя с журналом ( на |
— Аналитическая справка — Рекомендации по — Рекомендации по |
4-8 |
4 б. – в аналитической справке не в полной мере 6 б. – в аналитической справке установлена 8 б.- в аналитической справке установлена |
|
Анализ воспитательных мероприятий с младшими школьниками |
Задание 5: -Посетите — —Изучите современный педагогический инновационный опыт работы классных |
-Анализ совместного мероприятия учащихся и родителей ИЛИ -Анализ мероприятия (По |
2-4 |
2б. — Предоставлен поверхностный анализ 3б. — Предоставлен подробный анализ просмотренного 4б. — Предоставлен подробный анализ просмотренного |
|
Определение целей и задач по планированию работы с учащимися, |
Задание 6: — Определите цели Приложение(1,2) -Составьте план работы с детьми, родителями группы риска |
-Заполнение таблицы ( цели, задачи) — План работы с детьми, родителями группы риска |
2-4 |
2б. — Приведены в таблице цели и задачи классного 3б. — Приведены в таблице цели и задачи классного 4 б. – Приведены в таблице цели и задачи классного |
|
4б. — Разработаны рекомендации по устранению недостатков в |
|||||
Изучение отчетных аналитических материалов классного руководителя |
Задание 7: — Изучите характеристику — Составьте -Составьте |
-Рекомендации по написанию характеристик — Психолого – — Психолого – |
4-8 |
6 б. – Разработаны подробные рекомендации по устранению 8 б. – Разработаны подробные рекомендации по устранению |
|
Разработка фрагментов воспитательных мероприятий с младшими |
Задание 8: -Разработайте — Разработайте сценарий проведения родительского собрания |
-Фрагмент воспитательного мероприятия — сценарий проведения |
2-4 |
2б. — Предоставлен краткий конспект фрагмента 3б. — Предоставлен подробный конспект фрагмента воспитательного 4 б. — Предоставлен подробный конспект фрагмента |
|
Итого: |
От 29 баллов до 34- «3» От 35 баллов до 37- «4» От 37 баллов до 42- «5» |
||||
3.4. Тематический план производственной практики (по
профилю специальности) практики ПМ 03. Классное руководство
Виды работ на производственную |
Объем часов 72 |
Формируемое ПК и ОК |
Проводить педагогическое наблюдение, диагностику и интерпретировать |
14 |
ПК 3.1. ОК 2 |
Определять цели и задачи планирования деятельности классного |
6 |
ПК 3.2.ОК 2 |
Планировать, организовывать и проводить совместно с обучающимися |
16 |
ПК 3.2, 3.3 ОК 9,11 |
Организовывать детский досуг, вовлекать детей в |
10 |
ПК 3.3 ОК 5, 7,10 |
Анализировать планы и организацию деятельности |
6 |
ПК 3.4. ОК 7,11 |
Проводить анализ и самоанализ внеурочных мероприятий, разрабатывать |
6 |
ПК 3.4 ОК 2,5,7,8 |
Определять цели и задачи работы с отдельной |
3 |
ПК 3.5. ОК 3,9,11 |
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших |
3 |
ПК 3.6 ОК 4,7 |
Анализировать результаты работы с родителями |
4 |
ПК 3.7 ОК 9 |
Использовать |
4 |
ПК 3.8.ОК 6 |
3.5. Содержание
производственной практики (по профилю специальности)
Дата |
Виды работ на практику |
Содержание заданий на практику |
Предмет |
Кол-во баллов |
Основные |
Установочная -ее задачи; -результаты практики, -формируемые профессиональные компетенции; -виды деятельности студентов на практике; -ведение
|
Дневник |
1-2 |
1б. — составлен индивидуальный 2б. — составлен индивидуальный |
||
Проводить педагогическое наблюдение, диагностику и интерпретировать |
Задание 2: 2.1. Проведите на основе педагогического наблюдения 3 диагностики «Изучение |
Протоколы , диаграммы проведенных диагностик. Их анализ с рекомендациями с подписью кл рук, угловым штампом ОУ |
0-4 |
2 б.- подбор методик осуществлен произвольно, без учета 3 б.- 4 б. – подбор методик осуществлен в соответствии с |
|
2.2.Проведите психолого-педагогическое наблюдение за учащимся 2.3.Проведите психолого-педагогическое наблюдение за учащимися |
Психолого – педагогическая характеристика на ученика класса с подписью кл рук, угловым штампом ОУ Психолого – педагогическая характеристика на ученика класса с подписью кл рук, угловым штампом ОУ |
4-8 |
4б. — Предоставлена краткая характеристика на ученика не 6 б. –Предоставлена психолого – педагогическая 8 б. – Предоставлена психолого – педагогическая |
||
Определять цели и задачи работы с отдельной |
Задание 3: 3.1. — отношение к — отклонение от — отклонение от |
Индивидуальная программа для ребенка из «группы риска». с подписью кл рук, угловым штампом ОУ |
1-3 |
1б.-Составлена краткая схема индивидуальной 2б.- Составлена схема индивидуальной работы с 3б.- Составлена подробная схема индивидуальной |
|
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших |
Задание 4: 4.3. Окажите помощь классному руководителю в создании презентации «Наш |
Создание презентации |
4-8 |
4б.- Разработан фрагмент проведения 6б.- Разработан фрагмент проведения 8б.- Разработан подробный фрагмент проведения |
|
Анализировать результаты работы с родителями |
Задание 5: 5.1.Проанализируйте посещенное вами родительское собрание (ЮТУБ). Разработайте |
Аналитическая справка |
1-2 |
1б.- Аналитическая справка написана 2б.- Аналитическая справка соответствует |
|
Проводить анализ и самоанализ внеурочных мероприятий, разрабатывать |
Задание 6: 6.1. Посетите и проанализируйте 2 внеклассных |
Анализ посещенных мероприятий (2 шт) |
1-2 |
1б.- Анализы двух внеурочных мероприятий написаны 2б.- Анализы двух внеурочных |
|
Планировать, организовывать и проводить совместно с обучающимися |
Задание 7: 7.1. Составьте 2 конспекта внеклассных мероприятий с младшими 7.2. Подготовьте игры на сплочение детского коллектива и проведите их с |
— 2 конспекта внеклассных мероприятий — Самоанализ —отзыв классного руководителя (по возможности) с подписью кл рук, угловым штампом ОУ -Копилка игр на сплочение. — Самоанализ |
4-8 |
4б.- Предоставлен 1 конспект внеклассного мероприятия с младшими школьниками ; 6б.- Предоставлены 2 нетрадиционных конспекта внеклассных 8б.- Предоставлены 2 нетрадиционных конспекта внеклассных |
|
Использовать |
Задание 8: 11.1. Изучите педагогический инновационный опыт классных руководителей по |
Аналитическая |
1-2 |
1б.- Предоставлена краткая аналитическая справка 2б.- Предоставлена аналитическая справка, соответствующая предъявляемым |
|
Итого: |
от 41 баллов от 46 баллов – 51 баллов — «4» от 52 баллов до 58 баллов — «5» |
3.6. Тематический план производственной практики (по
профилю специальности) практики ПМ.03 Классное руководство (летняя
практика)
Виды работ на производственную |
Объем часов 108 |
Формируемое ПК и ОК |
Изучить организацию жизни и деятельности детского летнего |
4 |
ПК 3.1. |
Проводить |
20 |
ПК 3.1. |
Определять цели и задачи оздоровительной и воспитательной работы с |
4 |
ПК 3.2. |
Создавать методические разработки игр, мероприятий, КТД. |
10 |
ПК 3.2 |
Создавать условия для формирования благоприятного психологического |
12 |
ПК 3.2-3.4 |
Организовывать и проводить воспитательные мероприятия, КТД с |
30 |
ПК 3.3 |
Анализировать процесс и результаты проведения |
12 |
ПК 3.4. |
Определять цели и задачи и проводить совместную работу с родителями и |
8 |
ПК 3.5, 3.6 |
Педагогически осмысливать и анализировать опыт своей педагогической |
2 |
ПК 3.7 |
Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения |
6 |
ПК 3.8 |
3.7. Содержание
производственной практики (по профилю специальности) (летняя практика)
Дата |
Виды работ на практику |
Содержание заданий на практику |
Предмет |
Кол-во |
Основные |
Установочная -ее задачи; -результаты практики, -формируемые профессиональные компетенции; -виды деятельности студентов на практике; -ведение дневника; -обязанности
|
Дневник |
1-2 |
1б. — составлен индивидуальный 2б. — составлен индивидуальный |
||
Изучить |
Задание 2: .2.1.Познакомьтесь с организацией жизни и · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 2.2. Изучение нормативных актов, на которых строится |
Дневник (Схема организации Локальные акты, |
1б-составлены: -схема нормативно-правового обеспечения -планы работы с отрядом на лагерную смену, на каждый анализ плана ДОЛ составлен поверхностно 2 б-составлены: -схема нормативно-правового обеспечения воспитательного -планы работы с отрядом на лагерную смену, на каждый не выполнен анализ плана ДОЛ в соответствии с 3б-составлены: -схема нормативно-правового обеспечения -планы работы с отрядом на лагерную смену, на каждый выполнен анализ плана в соответствии с требованиями |
||
Определять |
Задание 3: 3.1. Изучите цель и задачи, план работы детского летнего оздоровительного |
Планы работы — на лагерную — на каждый с подписью, |
|||
Организовывать Создавать формирования |
Задание 5: 5.1.. Осуществите педагогическую поддержку, помощь детям по Задание 6: 6.1.Составьте сборник отрядных и общелагерных песен, 6.2.Разработайте и оформите стенгазету «Мы живем в лагере |
-Список отряда -Список актива отряда. -Рекомендации по проблемной ситуации. -Игротека(2-3 игры) -Сборник отрядных и общелагерных песен, кричалок. -Стенгазета (фото) |
4б- составлены: -игротека, -копилка приемов по сплочению коллектива, Создан сборник отрядных кричалок, песен; Эскиз отрядного уголка разработан не в соответствии Отсутствуют рекомендации по решению проблемной ситуации в коллективе. 5б- составлены: -игротека, -копилка приемов по сплочению коллектива, Создан сборник отрядных кричалок, песен; разработан эскиз отрядного уголка в соответствии с Отсутствуют рекомендации по решению проблемной ситуации в коллективе. 6б- составлены: -игротека, -копилка приемов по сплочению коллектива, Создан сборник отрядных кричалок, песен; Эскиз отрядного уголка разработан в соответствии с Разработаны рекомендации по решению проблемной ситуации в коллективе. |
||
Планировать, |
Задание 7.1. Разработайте и проведите отрядные мероприятия (не менее 7.2.Организуйте 7.3. |
-2 сценария отрядных мероприятий (с -1 сценарий общелагерного мероприятия (с 1 сценарий КТД (с Сценарии |
4б-Сценарии отрядных мероприятий разработаны не Отсутствуют презентация-отчет о проведении КТД Сценарии мероприятий заверены подписью начальника 5б-предоставлены сценарии 2 отрядных мероприятий Предоставлен презентация-отчет о проведении КТД Сценарии мероприятий заверены подписью начальника 6б-Сценарии 3 отрядных мероприятий презентация-отчет о проведении КТД Сценарии мероприятий заверены подписью начальника |
||
Проводить |
Задание 8: 8.1 Предоставьте 8.2.Разработайте 8.3. -1общий анализ всей смены. |
-3 самоанализа -1 самоанализ -1 самоанализ — — общий анализ всей смены. |
2б-предоставленные 3б-предоставленные 4б-предоставленные . |
||
Определять Обеспечивать |
Задание 9: 9.1.Оформите информационный уголок для родителей 9.2. Разработайте план совместной работы с родителями |
-Информационный — План работы с подписью, |
3б- — Разработанный план совместной работы с родителями — совместного мероприятия с родителями частично 4б- — Разработанный план совместной работы с родителями — совместного мероприятия с родителями 5б- — Разработанный план совместной работы с родителями — совместного мероприятия с родителями |
||
Анализировать |
Задание 10: 10.1.Проанализируйте проведенное мероприятие с родителями и детьми. |
-Самоанализ — Рекомендации |
1б-предоставленный самоанализ проведенного 2б-прдоставленный |
||
Использовать разнообразные методы, формы и приемы с членами |
Задание 11: 11.1.Составьте план по координации деятельности сотрудников ДОЛ по |
План с подписью, |
1б— предоставленный план по координации деятельности сотрудников ДОЛ по 2б— предоставленный план по координации деятельности сотрудников ДОЛ по |
4. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
4.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Учебная практика профессионального модуля может
реализовываться как в учебных кабинетах образовательного учреждения, так в
базовых организациях.
Производственная практика реализуется в базовых
организациях на основе заключаемых договоров между образовательным
учреждением.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест
кабинета:
— дидактические
материалы ;
— видеозаписи воспитательных мероприятий с младшими
школьниками.
Технические средства обучения:
— компьютер,
— интерактивная доска.
Общими требованиями для баз производственной практики
являются: оснащенность современным оборудованием; наличие квалифицированного
персонала.
4.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Для преподавателей
1. Борытко Н.М. Методология и методы
психолого-педагогических исследований[Текст] / Н.М.Борытко.-М.: Академия,
2008.-320с.
2. Борытко Н.М. Диагностическая
деятельность педагога. [Текст] / Н.М. Борытко. -М.: Академия, 2007.-288с.
3. Загвязинский В.И. Методология и
методы психолого-педагогических исследований [Текст] / В.И. Загвязинский.- М.:
Академия, 2007.-208с.
4. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]
/ И.П. Подласый. — М.: Просвещение, 2009.-540с.
5.
Щуркова
Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.:
Педагогическое общество России, 1999
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/(21 ноября
2012)
6.
Психолого-педагогическая
диагностика в работе классного руководителя. [Электронный ресурс]/
Режим доступа: metodsovet.moy.su rukovoditelja/(16
дек 2012)
7.
Приоритетный
национальный проект «Образование» / Основные
направления приоритетного национального проекта- Классное руководство. [Электронный ресурс]/
Режим доступа: www.minobraz.ru/obrazovanie / (16
дек 2012)
8.
Внеклассная
работа. Классное руководство. [Электронный ресурс]/
Режим доступа: brater.ucoz.ru/index/klassnoe_rukovodstvo/(16
дек 2012)
9. Класс.Классный руководитель. Методические
рекомендации по организации деятельности классного руководителя в ОУ. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:www.zaitseva—irina.ru/html/f1133116873.html Рекомендации по организации
деятельности классного руководителя — [Электронный ресурс]/ Режим доступа: sinncom.ru/content/innov_sc/info_t/volodina.htm (16 дек 2012)
10. Классное руководство в
начальной школе. Сценарий проведения КВН… [Электронный ресурс]/ Режим доступа: school—f.narod.ru/page3.html(16 дек 2012)
11. Главное о школе. Гостевая книга. Карта
сайта. Классное руководство. Классный журнал. Конспекты уроков. Контроль
знаний. Внеурочная работа. [Электронный
ресурс] / Режим доступа: Elena.klimenkoelena.moy.su
12. План
работы классного руководителя [Электронный ресурс]/ Режим
доступа: wiki.iteach.ru/index.php(16 дек 2012)
13. Классное руководство — профессиональная деятельность
педагога, направленная на
воспитание ребенка в классном ученическом коллективе [Электронный
ресурс]/ Режим доступа: ypk.yspu.org/tolerance/3-7.htm(16
дек 2012)
14. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок». Работа с родителями [Электронный ресурс]/
Режим доступа: http://festival.1september.ru/subjects/23/
15. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок». Классное руководство[Электронный
ресурс]/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/subjects/22/(16
дек 2012)
16. Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок». Внеклассная работа: разработки
мероприятий, праздников, утренников [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/subjects/20/(16
дек 2012)
17. Электронная версия газеты «Классное руководство и воспитание
школьников» приложение к «1 сентября»
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ruk.1september.ru/(16 дек 2012)
18. Электронная версия газеты «Школьный психолог» приложение
к «1 сентября» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://psy.1september.ru/(16 дек
2012)
19. Открытый класс. Сетевые образовательные
сообщества. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.openclass.ru(16 дек 2012)
20. Электронная газета «Классное
руководство и воспитание школьников» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ruk.1september.ru/(16
дек 2012)
- Inter-ПЕДАГОГИКА — Новости [Электронный ресурс]/ Режим
доступа: http://www.inter-pedagogika.ru(16
дек 2012) - Психологический центр Адалин —
консультации детского психолога . [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru(16 дек 2012)
Для студентов
1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.:
Педагогическое общество России, 1999
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/(21 ноября
2012)
2. Психолого-педагогическая
диагностика в работе классного руководителя. [Электронный ресурс]/
Режим доступа: metodsovet.moy.su rukovoditelja/(16
дек 2012)
3. Электронная версия газеты «Классное руководство и воспитание
школьников» приложение к «1 сентября»
[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ruk.1september.ru/(16 дек 2012)
4. Электронная версия газеты «Школьный психолог» приложение
к «1 сентября» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://psy.1september.ru/(16 дек
2012)
5. Открытый класс. Сетевые образовательные
сообщества. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.openclass.ru(16 дек 2012)
6. Электронная газета «Классное
руководство и воспитание школьников» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ruk.1september.ru/(16
дек 2012)
7. Inter-ПЕДАГОГИКА — Новости [Электронный ресурс]/ Режим
доступа: http://www.inter-pedagogika.ru(16
дек 2012)
Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Максимов В.Г. Педагогическая
диагностика в школе [Текст] / В.Г. Максимов.- М.: Академия, 2002.- 272с.
2. Пидкасистый П.И. Педагогика.
[Текст] / П.И. Пидкасистый. — М.: Пед. Общество России , 1998.-638с.
3. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]
/ И.П. Подласый. — М.: Просвещение, 2009.-540с.
4. Подласый И.П. Педагогика начальной
школы [Текст] / И.П. Подласый..- М.: Академия, 1999.-399с.
5. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]
/ В.А. Сластенин.- М.: Школа – Пресс, 2000.-576с.
Для студентов
1. Столяренко Л.Д. Педагогика.
[Текст] / Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003-448с.
2. Селиванов В.С. Основы общей
педагогики. [Текст] / В.С. Селиванов. — М.: Академия, 2000.-298с.
3. Смирнов С.А. Педагогика [Текст] /
С.А.Смирнов.- М.: Академия, 2003.- 2003с.
4. Сластенин В.А. Психология и
педагогика. [Текст] / В.А. Сластенин. — М.: Академия, 2001.-408с.
5. Щуркова Н.Е. Классное руководство
[Текст] / Н.Е. Щуркова.- М.: Пед.общество России, 1999.-222с.
4.3.
Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к учебной и производственной практике в
рамках профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство является
освоение МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности
классного руководителя
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной и
производственной (по профилю специальности) практики
Контроль работы практикантов
осуществляют руководители практики от колледжа, на базах практики осуществляют
руководитель учреждения или заместитель, а также специалисты учреждения. По
окончании практики студент должен представить:
отчет – самоанализ по
результатам учебной и производственной практики (по профилю специальности);
рефлексивную карту результатов
учебной и производственной практики (по профилю специальности);
карту экспертной оценки
профессиональных компетенций;
рефлексивную карту готовности к
практике;
квалификационный паспорт
студента – практиканта;
бланк итоговой аттестации по
практике.
По окончанию практики студент должен сдать:
1.
Дневник практики
2.
Отчет по практике
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) начального общего и дополнительного образования Протокол от 29.05.2013 № 7 |
Утверждено педагогическим советом Протокол от 26.08.2013 № 1 |
Утверждено приказом от 02.09.2013 № 258- од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
по ПМ.03 Классное руководство
Индекс и наименование профессионального модуля в соответствии с учебным планом
для специальности 050146 Преподавание в начальных классах
код наименование
Группа: 413 Н
Семестр |
7 |
Всего недель |
1 |
Всего часов |
36 |
Форма промежуточной аттестации |
Дифференцированный зачет |
г. Нижневартовск
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 05.11.2009 № 535)
Мацкевич Е. А., преподаватель _________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, подпись
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
|
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) |
9 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) |
10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) |
12 |
5. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) |
17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) является составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования и обеспечивает реализацию ФГОС СПО по специальности
050146 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка).
код наименование специальности
1.2. Место производственной практики (по профилю специальности) в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Копия фрагмента структуры ОПОП по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка). код наименование специальности
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1818 |
1212 |
||
ПМ.03 |
Классное руководство |
162 |
108 |
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя |
ОК 1-12 ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. |
ПП.03.01 |
По профилю специальности |
36 |
36 |
ОК 1-12 ПК 3.1.-3.8. ПК 4.1.-4.5. |
1.3. Цели и задачи производственной практики (по профилю специальности) – требования к результатам освоения производственной практики (по профилю специальности):
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:
- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
- анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;
- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
В результате прохождения производственной практики (по профилю специальности) обучающийся должен уметь:
- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- планировать деятельность классного руководителя;
- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детских творческих объединений;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями;
- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен знать:
- теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
- методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
- особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- особенности процесса социализации младших школьников;
- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
- основы делового общения;
- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами их заменяющими);
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи;
- содержание и формы работы с семьей;
- способы диагностики результатов воспитания;
- методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
- логику анализа деятельности классного руководителя.
Производственная практика (по профилю специальности) реализуется в рамках указанного выше профессионального модуля ОПОП СПО, направлена на приобретение практического опыта, формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:
общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональные компетенции
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных
мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
ПК 4.1.Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические (учебные программы , учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательно учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2.Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
1.4. Сроки прохождения производственной практики (по профилю специальности) в соответствии с учебным планом:
семестр |
Кол-во недель |
Календарные сроки |
7 |
1 |
01.09.2016-07.09.2016 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
2.1. Объем и формы контроля производственной практики (по профилю специальности)
Вид учебной работы |
Учебная нагрузка обучающегося |
Форма контроля |
||
недель |
часов |
семестр |
вид |
|
Производственная практика (по профилю специальности) |
1 |
36 |
7 |
Дифференцированный зачет |
2.2. Содержание производственной практики (по профилю специальности)
Наименование профессионального модуля, МДК, разделов |
Содержание практики, виды работ, задания |
Объем в часах |
ПМ.03. Классное руководство |
Организационная деятельность учителя в первые дни занятий |
4 |
Знакомство с планированием работы учителя в первую неделю |
4 |
|
Изучение создания условий для адаптации ребенка к новым условиям жизни и деятельности. |
4 |
|
Определение функциональной готовности ребенка к школе |
4 |
|
Изучение мотивационной готовности ребенка к школе, методов и приемов формирования смыслообразующих мотивов |
4 |
|
Изучение коммуникативной культуры учителя |
4 |
|
Изучение вопроса преемственности в работе ДУ и школы. |
4 |
|
Учет индивидуально-психологических особенностей детей в ходе воспитательно-образовательного процесса в 1 классе |
4 |
|
Изучение адаптации учащихся к новым социальным отношениям и связям |
2 |
|
Дифференцированный зачёт |
2 |
|
Итого часов |
36 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
3.1. Тип предприятия, учреждения или организации, выполняющего роль базы практики
Базами практики являются общеобразовательные учреждения разных типов и видов города Нижневартовска, отвечающие современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса, оснащенные необходимыми техническими и методическими средствами обучения.
3.2. Кадровые условия (специальность и квалификация руководителя практики от организации, выполняющей роль базы практики)
Квалифицированные педагогические кадры высшей и первой категории, стаж работы более 3 лет.
3.3. Требования к оснащению оборудованием.
Реализация программы производственной практики предполагает наличие кабинетов, классных комнат в образовательных учреждениях.
Оборудование кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- план учебно-воспитательной работы школы, класса;
- школьная и классная документация;
- планирование работы с родителями;
- программное обеспечение профессионального назначения НОО;
- программы по внеурочной деятельности;
- учебно-методические комплекты по предметам НОО.
3.4. Информационное обеспечение прохождения практики
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [И.А.Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова]; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
- Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности: учеб. пособие / И.А. Кибальченко. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 381 с.
- Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Стефановская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
4. Организация внеурочной воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях / Сост. З.Д. Машкова и Т.П. Крепкая . — М. : Издательский отдел ИПР СПО, 2012. — 61 с.
Дополнительные источники:
- Сергеева, В.П.. — Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева . — М. : Московское городское педагогическое, 2000. — 192 с.
- Журнал заместителя директора по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе. Центр «Педагогический поиск».
- Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. М.: ООО «Школьная Пресса».
- Классное руководство. Воспитание школьников. Классная методическая газета для классных руководителей. М. Издательский дом «Первое сентября».
- Классный руководитель. Журнал. М.: Центр «Педагогический поиск».
Интернет ресурсы:
- Интернет — ресурс. Начальная школа. Формы доступа: http://adalin.mospsy.ru; http://detki.sadik-33.ru/.
- Интернет – ресурс. Классное руководство. http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ruk/.
- Интернет – ресурс. http://rodnik.3dn.ru/index/klassnoe_rukovodstvo/0-21.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
Формируемые общие и профессиональные компетенции |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
знать: сущность и социальную значимость будущей профессии; уметь: проявлять активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельностью; |
Экспертное наблюдение за активностью студента, однокурсников, учителей-наставников. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
знать: методы и способы решения профессиональных задач; уметь: рационально организовать собственную деятельность; проявлять активность, инициативность в процессе освоения деятельностью; |
Текущий контроль. Решение ситуационнных задач. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
знать: способы решения нестандартных ситуаций; уметь: аргументированно и правильно принимать решения в нестандартных ситуациях; правильно оценивать риски; |
Текущий контроль. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
знать: пути для решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. уметь: использовать информацию для решения профессиональных задач и личностного роста; |
Наблюдение и оценка на практических занятиях. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
знать: ИКТ уметь: использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности; повышать качество владения ИКТ. |
Презентация разработок с ИКТ. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
знать: методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации; уметь: анализировать и корректировать результаты собственной работы и работы команды; эффективно взаимодействовать с руководством, коллегами, социальными партнерами; |
Наблюдение и оценка. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
знать: особенности процесса социализации младших школьников; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; уметь: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; мотивировать воспитанников; поощрять активность и инициативность на занятиях; |
Оценка планов-конспектов внеурочных занятий. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
знать: пути самосовершенствования педагогического мастерства; уметь: самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; |
Текущий контроль. Рефлексивный анализ. |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
знать: цели современного профессионального образования; уметь: понимать и проявлять интерес к инновациям в области профессиональной деятельности; |
Итоговой контроль |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
знать: педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы; уметь: обоснованно выбирать формы и методы в профилактике травматизма и охраны жизни и здоровья обучающихся; |
Оценка планов-конспектов мероприятий. |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
знать: основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; уметь: организовать профессиональную деятельность в соответствии с правовыми нормами; |
текущий контроль |
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
знать: основные положения воинской обязанности (для юношей) уметь: принимать участие в мероприятиях военно-патриотической направленности; применять профессиональные знания при прохождении воинской службы. |
текущий контроль |
ПК 3.1. Проводить педагогическую диагностику и наблюдение за детьми, интерпретировать полученные результаты. |
знать: методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления; уметь: выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты; |
Оценка в дневнике выполнения практических заданий практики. Экспертная оценка документации. Оценка выступлений с сообщениями на занятиях. Оценка оформления отчетов . |
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. |
знать: формы, методы, средства и приемы воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся; особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования; возрастные и индивидуальные особенности младших школьников; уметь: использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий; формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; |
Оценка выполнения практических работ и в процессе педагогической практики. Зачет по производственной практике. |
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия с младшими школьниками. |
знать: теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий; уметь: совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; |
Экспертная оценка проведенного мероприятия. Оценка оформления отчетов. |
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. |
знать: педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы; уметь: осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; |
Экспертная оценка самоанализа и анализа педагогической деятельности, конкретных педагогических ситуаций. Оценка. |
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. |
знать: особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами их заменяющими); уметь: формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей; составлять план работы родителями (лицами, их заменяющими); |
Оценка плана работы с родителями, плана-конспекта родительского собрания, плана индивидуальной консультации. Оценка оформления отчетов. |
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания |
знать: основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; задачи и содержание семейного воспитания; уметь: вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими); организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий; |
Экспертная оценка педагогических разработок на учебных занятиях. Оценка выступлений с сообщениями на практических занятиях. |
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями |
знать: особенности современной семьи; содержание и формы работы с семьей; уметь: анализировать процесс и результаты работы с родителями; |
Экспертная оценка анализа результатов работы с родителями. |
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения при работе с классом. |
знать: методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации; уметь: использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса; |
Экспертная оценка деятельности студента в качестве классного руководителя. |
ПК 4.1.Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические (учебные программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
знать: образовательный стандарт, программу, особенности класса/группы и отдельных обучающихся. уметь: разрабатывать учебно-методические (учебные программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. |
текущий контроль |
ПК 4.2.Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
знать: педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно -развивающей среды; особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования; уметь: создать в кабинете предметно-развивающую среду. |
Экспертная оценка деятельности студента в качестве классного руководителя. |
ПК 4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
знать: образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. уметь: систематизировать и применять в своём опыте; |
текущий контроль |
ПК 4.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений. |
знать: требования по оформлению соответствующей документации; уметь: оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений; |
отчет студента |
ПК 4.5.Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
знать: требования по оформлению и содержанию исследовательских и проектных работ; уметь: разрабатывать и оформлять результаты исследовательской и проектной работы в области начального образования. |
текущий контроль |
5. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
5.1. Документация руководителя практики – преподавателя колледжа*
1. Индивидуальное задание обучающемуся на практику.
2. Статистический отчет по итогам практики
3. Зачетная ведомость по итогам практики
4. Скоросшиватели с отчетной документацией студентов в количестве, согласно списку, указанному в приказе о направлении на практику студентов.
5.2. Документация обучающегося*
По итогам практики каждый обучающийся представляет скоросшиватель с 3 файлами
1. Подтверждение о прохождении практики:
2. Дневник
3. Отчет обучающегося по практике, в том числе
— на первую страницу после титульного листа подшивается индивидуальное задание на практику, полученное от руководителя практики – преподавателя колледжа)
— на вторую страницу после титульного листа подшивается характеристика на практиканта, составленная руководителем практики от организации (базы практики) по освоению общих и профессиональных компетенций
— на третью страницу после титульного листа подшивается аттестационный лист практиканта, заполненный руководителем практики от организации (базы практики)
— далее – текст отчета согласно заданиям на практику
*Образцы всех документов утверждаются приказом директора колледжа.
Дневник
производственной практики
ПМ.03. Классное руководство
Студентки 3 курса «П» группы специальности
44.02.02.
Преподавание в начальных классах
ФИО студентки
Руководитель практики:
База практики
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Цель:
— формулирование
цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей;
— планировать
деятельность классного руководителя;
Задачи практики:
— знакомство с
деятельностью классного руководителя;
— овладение
умениями планировать и проводить внеклассные мероприятия;
— овладение
методами и приемами работы с родителями;
— освоение
основных форм взаимодействия с классом;
— овладение
методами и приемами индивидуальной работы с учащимися;
— знакомство с
документами специалистов: логопедов, психологов.
В период
прохождения практики студент должен получить практический опыт:
— определения цели
и задач, планирования деятельности классного руководителя;
— анализа планов и
организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их
коррекции;
— анализа
документов специалистов: логопедов, психологов.
— педагогического
наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
— наблюдения за
детьми, имеющими отклонения в развитии.
Права и обязанности
студентов-практикантов
I. Практикант обязан:
§ подчиняться правилам внутреннего распорядка ОУ
распоряжениям администрации;
§ заниматься самовоспитанием и самообразованием,
совершенствовать педагогические умения, развивать культуру общения и речи;
§ не покидать рабочее место без уведомления об этом
руководства;
§ своевременно предоставлять документацию по
педагогической практике администрации ОУ и руководителю практики.
II. Практикант имеет право:
§ принимать участие в воспитательной деятельности класса
и школы;
§ обратиться за помощью к администрации и в свое педагогическое
учебное учреждение.
В случае нарушения
дисциплины и невыполнения своих обязанностей практикант может быть отстранен от
прохождения практики.
Содержание
1. Отчет по педагогической практике.
3. Методическая копилка:
·
Разработка
классного часа. (кол-во 2)
·
Разработка
родительского собрания. (кол-во 2)
·
Разработка
внеклассного занятия. (кол-во 2)
·
Психолого-педагогическая
характеристика класса.
·
Психолого-педагогическая
характеристика ученика.
·
Фото
и видео материалы практики.
4.
Характеристика на студента.
5.
Аттестационный лист на студента.
Сведения о практике
Расписание уроков и
звонков
Дни недели |
Уроки |
Звонки |
Понедельник |
1.Русский язык 2.Литература 3.Математика 4.Физкультура |
1. 8:30- 9:15 2. 9:25:10:10 3. 10:20- 11:05 4. 11:20- 12:05 |
Вторник |
1.Русский язык 2.Чеченская литература 3.Чеченский язык 4. Математика 5. Рисование |
1. 8:30- 9:15 2. 9:25:10:10 3. 10:20- 11:05 4. 11:20- 12:05 5. 12:25 – 13:10 |
Среда |
1.Литература 2. Английский язык 3.Русский язык 4. Окружающий мир 5. Физкультура |
1. 8:30- 9:15 2. 9:25:10:10 3. 10:20- 11:05 4. 11:20- 12:05 5. 12:25 – 13:10 |
Четверг |
1.Математика 2.Русский язык 3.Литературное чтение 4. Музыка |
1. 8:30- 9:15 2. 9:25:10:10 3. 10:20- 11:05 4. 11:20- 12:05 |
Пятница |
1.Английский язык 2.Чеченский язык 3.Чеченская литература 4.Труд 5. Классный час |
1. 8:30- 9:15 2. 9:25:10:10 3. 10:20- 11:05 4. 11:20- 12:05 5. 12:25 – 13:10 |
Суббота |
1. Математика 2.Русский язык 3. Окружающий мир 4. Физкультура |
1. 8:30- 9:15 2. 9:25:10:10 3. 10:20- 11:05 4. 11:20- 12:05 |
Список класса
№ |
ФИО |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
11. |
|
12. |
|
13. |
|
14. |
|
15. |
|
16. |
|
17. |
|
18. |
|
19. |
|
20. |
|
21. |
Задание практики
Задание № 1 Ведение дневника практики.
Задание
№ 2 Составление
индивидуального календарного плана прохождения практики.
Задание
№ 3 Изучение
методики проведения внеклассного мероприятия. Анализ процесса и результатов
проведения внеклассных мероприятий.
Задание
№ 4 Подбор игр по
умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию младших
школьников.
Задание
№ 5 Создание
картотеки книг и учебных пособий по проблеме «Предотвращение и разрешение
конфликтов в классном коллективе».
Задание
№ 6 Подбор
диагностического материала по выявлению уровня самооценки у учащихся.
Задание
№ 7 Диагностика
познавательной деятельности, диагностика успеваемости школьника.
Задание
№ 8 Планирование
работы с родителями.
Тематический план
производственной практики
Наименование |
Содержание практики |
Объем часов |
ПМ.03 Классное руководство |
ПП.03.01 Помощник классного |
108 ч |
Тема: Современная начальная школа |
1.Инструктивное совещание по |
6ч |
Тема: Современная начальная школа |
1.Составление индивидуального |
6ч |
Тема: Современная начальная школа |
1. Знакомство со школой. Встреча и |
6ч |
Тема: Планирование и организация деятельности классного |
1. 2.Знакомство |
6ч |
Тема: Планирование и организация деятельности классного |
1.Планирование и организация |
6ч |
Тема: Изучение литературы по воспитанию |
1.Методы, 2. |
6ч |
Тема :Функции классного руководителя начальной школы. |
1. Знакомство с классом: посещение уроков, характеристика |
6ч |
Тема :Функции классного руководителя начальной школы. |
1.Проведение 2. |
6ч |
Тема: Школьная и классная документация |
1. 2.Посещение |
6ч |
Тема: Особенности планирования воспитательной работы в классе |
1.Планирование и |
6ч |
Тема: Особенности планирования воспитательной работы в классе |
1. |
6ч |
Тема: Совместная работа классного руководителя с родителями. |
1.Содержание родителями 2.Планирование 3. Составление |
6ч |
Тема: Родительские собрания в начальных классах |
1.Проведение 2.Разработка конспекта |
6ч |
Тема: Составление рабочих программ и учебно-тематических планов |
1.Выбор учетом вида |
6 ч |
Тема: Работа с трудными детьми |
1.Изучение 2.Составление |
6 ч |
Тема: Ученик в различных видах деятельности |
1.Ученик 2.Изготовление |
6 ч |
Тема: Подведение итогов практики |
1. Отчет студентов и |
6 ч |
Дневник по практике.
Дата |
Содержание |
Анализ |
Оценка |
Подпись классного руководителя |
20.03.17 08:30-14:30 (6ч) |
1.Знакомство 2.Знакомство 3. 4. Ведение |
Первый день практики прошел по плану. знакомство с коллективом школы и с учениками Меня закрепили за Узакаевой М. У. |
||
21.03.17 08:30-14:30 (6ч.) |
1.Знакомство срок 2. 3. |
Работа шла по плану. Классом быстро нашла общий язык. Класс оказался активным, |
||
22.03.17 08:30- 14:30 (6ч.) |
Знакомство 1.Классный журнал: общие сведения об учащихся 5. |
Передо мной стояли следующие задачи: дать формировать культуру общения «учитель» — |
||
03.04.17 08:30-14:30 (6ч.) |
1. 2.Проводила 3. 4.Подбор 5. |
Вместе с классным руководителем проверяли дневники Беседой с учащимися (Орземиев Р., Гедаев И.)я осталась довольна. К Азиевой пойду домой, может в домашней обстановке она |
||
04.04.17 08:30-14:30 (6ч.) |
1. 2.Занималась 3.Составила 4. |
Все что было запланировано на сегодняшний день План и сценарий классного часа были готовы. |
||
05.04.17 08:30-14:30 (6ч.) |
1.Продолжала 4.Изучала 3. Ведение |
Поставленные |
||
06.04.17 08:30- 14:30 (6ч.) |
1.Уроки |
Работа |
||
07.04.17 08:30-14:30 (6ч.) |
1.Обсуждала с классным руководителем М.У. о проведённом 3. вместе с классным руководителем составили план родительского 4.Подготовила анкеты для родителей. 5. |
Я |
||
09.04.17 (08:30- 14:30) (6ч.) |
1.Продолжала работу по формированию толерантного отношения друг |
Все |
||
10.04.17 (08:30- 14:30) (6ч.) |
1.С 2.Планирование 3. |
…похвалила меня за собрание. Все этапы были выдержанны по содержанию и |
||
11.04.17 (08:30- 14:30) (6ч.) |
1.Целевая прогулка в библиотеку. Знакомство детей с 2. Индивидуально-групповая работа с 5. |
Прогулка в библиотеку очень понравилось. Детям |
||
12.04.17 (08:30- 14:30) (6ч.) |
1. 2. 3..Подбор 4. |
Поставленные |
||
13.04.17 (08:30- 14:30) (6ч.) |
1. 2.Подборала |
День прошел по плану. Разработала план мероприятия, стараясь учитывать |
||
15.04.17 (08:30- 14:30) (6ч.) |
1. С утра готовила буклеты для 2.Рейд «Мы за безопасность дорожного 4.Изучение 5. |
Но больше всего им понравилось мероприятие «Мы Дети с удовольствием останавливали машины и дарили |
||
16.04.17г. (08:30- 14:30) (6ч.) |
1.Вместе с классным руководителем 2. Провела индивидуально-групповую 3. Ведение дневника практики |
При составлении анализа проведенного мероприятия отметила для себя все |
||
17.04.17г. (08:30- 14:30) (6ч.) |
1.Изучала 2.Поговорила |
Узнав о том что Азиева любить рисовать я купила альбом и |
||
18.04.17г.(08:30- 14:30) (6ч. |
1.Диагностика познавательной деятельности, |
Учащиеся 2 «В» класса очень активны, стараются все узнать . К моим |
||
19.04.17г. (08:30- 14:30) (6ч.) |
1.Продолжала 2.Рейд Собирали 3.Рефлексия 4.Завершила ведение дневника. 5.написала 6. Ведение дневника |
Впечатления от практики у меня остались только положительные. Дружный |
Отчет по практике
«Помощник классного руководителя»
Начиная педагогическую практику, я ставила перед собой
задачи, которые помогли бы мне в дальнейшей моей работе. Практику я проходила
во 2 «В» классе. С первого дня я попыталась формировать позитивные отношения с
детьми. Я проявила толерантное отношения к каждому ребёнку. Мне
хотелось в ходе практики научиться правильному общению с детьми, развивать
умение понимать каждого ребёнка, давать младшим школьникам правильные советы.
Для педагога, на мой взгляд, очень важно понимать ребёнка, не относиться к нему
свысока; уметь посмотреть на ситуацию его глазами. Мне хотелось научиться
терпеливо, выслушивать ребёнка, его рассуждения на разные темы, это
действительно очень интересно. В целом я ставила перед собой много задач,
связанных со своим профессиональным ростом. Хотелось успеть сделать многое ведь
практика, казалось, будет очень долгой. Но дни практики пролетели довольно
быстро. Тем не менее, я получила большой опыт общения с разными детьми.
Некоторых ребят к концу практики я стала лучше понимать, чувствовать, иногда
даже получалось точно подобрать приёмы управления их настроением, поведением.
Сложность для меня представляли дети замкнутые и те, кто воспринимал моё
внимание к ним как должное, слишком много позволяли себе.
В ходе практики у меня появилось чувство
огромной симпатии к ребятам, уважение и даже благодарности к ним. Мне очень
нравилось то, как дети отнеслись ко мне, когда я шла по коридору в класс, они
бежали ко мне, улыбались, радовались. То, как это повлияло на меня, не передать
словами, это безумно приятно – быть признанным детьми. Мне удавалось успешно
влиять на отдельных из них, но не всех: конечно, опыта не хватало найти подход
к каждому ребёнку, из этого и следовали некоторые мои ошибки, особенно при
работе со всем классом.
Мне кажется, главным для меня в этой
практике было стремление сформировать у детей потребность в доброжелательном и
уважительном отношении друг к другу, научить детей слушать и ценить мнение
одноклассников, оказывать помощь, уметь работать в коллективе, команде.
Не очень хорошие впечатления у меня
остались после проведения своего классного часа. Во время его подготовки, я
старалась подобрать разные виды деятельности, в перспективе всё должно было
быть идеально, но на деле было выявлено несколько ошибок, которые пришлось
исправлять, корректировать задания прямо на месте, что создавало ещё большее
напряжение и волнение, я старалась скрыть своё состояние от детей, насколько
это было возможно. Но я поняла, что это мой первый опыт работы с целым классом,
что всё не так плохо, нужно сделать выводы, поработать над собой и в будущем
всё получится.
Я очень благодарна………. У меня с
ней сложились очень благоприятные, дружелюбные отношения, она с удовольствием
рассказывала о детях, взаимоотношениях в классе, давала ценные рекомендации.
Учитель попросила нас помочь ей в работе со сложными детьми и их родителями, мы
составили памятки по одному из учеников, для нас это тоже был хороший опыт.
В целом, как мне кажется, я приобрела
некоторый опыт работы, общения с детьми, опыт руководства их
деятельностью, опыт влияния на их эмоциональное состояние. Конечно же,
необходимо учиться правильному подходу к каждому ребёнку, учиться говорить
более грамотно, следить за интонацией. В ходе практики я делала для себя
некоторые выводы, заостряла внимание на том, что у меня не получалось и
старалась развивать позитивные моменты, которые мне присущи как будущему
педагогу.
Мне бы хотелось воспитать у
себя ещё большую уверенность, научиться преодолевать страх, волнение. Я
получила удовольствие от работы с детьми, было очень грустно уходить от них, за
две недели мы очень привыкли друг к другу, я и сама многому у них научилась.
Таким образом, в целом я осталась довольна практикой и убедилась в том,
что хочу стать именно педагогом, хорошим педагогом.
Студентка 3 курса:
Аттестационный лист по практике
ФИО
обучающаяся на 3 курсе
по специальности 44.02.02
«Преподавание в начальных
классах» успешно
прошла производственную практику ПМ.03.
классное руководство в объеме 108 часов
с «20» марта 2017 г. по «19» апреля 2017 г. в организации МБОУ «
Левобережненская СОШ» Чеченской Республики, Наурского района с.Левобережное,
Ул. Гагарина,41
Директор ____________
Глоссарий (понятийный словарь)
Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные
части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Адаптация – приспособление.
Гуманизация воспитания – это интегрированный и многогранный процесс взаимодействия
детей и взрослых, предполагающий доброжелательность и терпимость отношений друг
к другу, диалоговый характер общения, возможность выбора ребенком способов
жизни, свободу для творчества и саморазвития.
Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на
организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через
деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и
преобразования мира.
Индивидуальность – своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость.
Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной,
интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях
человека.
Формирование — процесс становления личности человека в результате
объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и
собственной активности личности.
Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к
самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений,
установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Личностный подход как отношение к воспитаннику, к его личности, к субъекту
собственного развития. Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира
формирование личностных качеств: направленности, общественной активности,
творческих способностей, черт характера.
Самоуправление
ученическое —
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая
развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения
общественно значимых целей. («Самоорганизация детей в мире взрослой жизни»
(В.И.Слободчиков). Многообразие форм самоуправления позволяет избежать
формального, бюрократического подхода к его организации. Важно чётко продумать
структуру самоуправления и содержание работы конкретных подразделений.
Системный подход – ориентирующий исследователя на
раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений. Системный
подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории
обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание,
средства, методы).
Компетентность — знания, образованность,
способности, профессиональная подготовленность, обеспечивающие глубокое знание
дела, существа выполняемой работы, сложных связей явлений и процессов,
возможных способов и средств достижения целей, возможность комплексного подхода
к выполнению служебных обязанностей.
Гипотеза — форма развития научных
знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью
объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. При этом
под гипотезой понимают не любую догадку или фантазию, а лишь опирающиеся на
научные данные предположения.
Скачано
с www.znanio.ru