Программа радикального перехода к рынку была принята российским руководством в каком году

Тестирование по истории — для экзамена часть 24. Для студентов заочного и очного отделения. Правильный вариант ответа выделен символом «+»

Вопрос: В период перестройки впервые были опубликованы следующие произведения:
[+] «Дети Арбата» А. Н. Рыбакова;
[-] «Путешествие дилетантов» Б. Ш. Окуджавы;
[+] «Белые одежды» В. Д. Дудинцева;
[+] «Зубр» Д. А. Гранина;
[+] «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана;
[-] «Ночевала тучка золотая» А. И. Приставкина;
[-] «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова;
[+] «Мы» Е. И. Замятина.

Вопрос: Среди писателей, активно выступавших за скорейшее преодоление сталинского наследия, были:
[+] Б. Л. Васильев;
[+] Г. Я. Бакланов;
[-] В. Г. Распутин;
[-] В. И. Белов;
[-] Ю. В. Бондарев;
[+] С. П. Залыгин;
[+] С. А. Баруздин;
[+] Д. А. Гранин.

Вопрос: В годы перестройки широкий зритель впервые увидел такие кинофильмы прошлых лет, как:
[+] «Комиссар» А. А. Аскольдова;
[-] «Война и мир» С. Ф. Бондарчука;
[+] «Проверка на дорогах» А. Ю. Германа;
[-] «А зори здесь тихие…» С. И. Ростоцкого;
[+] «Покаяние» Т. Е. Абуладзе.

Вопрос: Спектаклями, в которых по-новому трактовались события революции и Гражданской войны, были:
[+] «Брестский мир» М. Ф. Шатрова:
[-] «Иркутская история» А. Н. Арбузова;
[+] «Дальше…Дальше…Дальше…» М. Ф. Шатрова;
[-] «Так победим!» М. Ф. Шатрова.

Вопрос: Руководителем Комиссии ЦК КПСС по реабилитации жертв политических репрессий был:
[-] М. С. Горбачев;
[-] В. А. Медведев;
[+] А. Н. Яковлев.

Вопрос: В годы перестройки были реабилитированы крупные политические деятели, подвергшиеся репрессиям при Сталине:
[+] Л. Б. Каменев;
[+] Г. Е. Зиновьев;
[+] Н. И. Бухарин;
[-] А. Ф. Керенский;
[+] А. И. Рыков;
[-] Л. Д. Троцкий;
[+] Л. П. Серебряков;
[+] Г. Я. Сокольников.

Вопрос: Теоретические основы политики «нового мышления» были заложены:
[+] И. Кантом;
[-] К. Марксом;
[+] М. Ганди;
[-] В. И. Ульяновым (Лениным);
[+] А. Эйнштейном;
[+] Б. Расселом;
[+] Л. Н. Толстым.

Вопрос: Советским министром иностранных дел периода перестройки был:
[-] А. В. Козырев;
[-] Е. М. Примаков;
[+] Э. А. Шеварднадзе.

Вопрос: Основными элементами «нового политического мышления» были:
[+] отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы;
[+] признание мира целостным и неделимым;
[+] признание невозможности решения международных проблем силовыми методами;
[+] ориентация при решении международных вопросов не на баланс сил двух систем, а на баланс их интересов;
[+] отказ от принципа пролетарского интернационализма и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;
[-] провозглашение принципа мирного сосуществования государств с различным строем.

Вопрос: Договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего радиуса действия был подписан в:
[-] 1985 г.;
[-] 1986 г.;
[+] 1987 г.

Вопрос: Вывод советских войск из Афганистана начался в:
[-] 1987 г.;
[+] 1988 г.;
[-] 1989 г.

Вопрос: Первый после 50-х гг. визит советского лидера в Китай состоялся в:
[-] 1987 г.;
[+] 1989 г.;
[-] 1991 г.

Вопрос: «Бархатные революции» в Восточной Европе имели место в:
[+] 1989 г.;
[-] 1990 г.;
[-] 1991 г.

Вопрос: Организация Варшавского Договора была распущена в:
[-] 1986 г.;
[-] 1989 г.;
[+] 1991 г.

Вопрос: Программа радикального перехода к рынку была принята российским руководством в:
[-] мае 1990 г.;
[+] октябре 1991 г.;
[-] декабре 1992 г.

Вопрос: Автор этой программы:
[-] Б. Н. Ельцин;
[+] Е. Т. Гайдар;
[-] Г. А. Явлинский.

Вопрос: Реализация программы перехода к рынку началась в:
[-] октябре 1991 г.;
[+] январе 1992 г.;
[-] октябре 1993 г.

Вопрос: Е. Т. Гайдара на посту главы правительства сменил:
[-] А. Б. Чубайс;
[-] Г. Э. Бурбулис;
[+] В. С. Черномырдин.

Вопрос: Итогами первого года экономической реформы стали:
[-] значительное улучшение материального положения населения;
[+] полное обесценение денежных накоплений населения;
[+] начало формирования класса отечественных предпринимателей;
[-] значительный приток иностранных инвестиций в отечественную промышленность и сельское хозяйство;
[-] продажа земли в частную собственность;
[-] прекращение падения объемов производства;
[-] макроэкономическая стабилизация.

Вопрос: Чековая приватизация в России началась в: Дальше…» М. Ф. Шатрова;
[+] 1992 г.;
[-] 1993 г.;
[-] 1994 г.

Вопрос: Начавшаяся в 1993 г. корректировка курса реформ проходила по следующим направлениям:
[-] протекционизм в отношении государственных предприятий;
[+] приоритетное развитие топливно-энергетического и оборонного комплексов;
[-] увеличение расходов на развитие социальной сферы;
[+] снижение инфляции;
[-] создание правовой базы реформ.

Вопрос: К числу причин трудностей и неудач экономических реформ можно отнести:
[+] нарушение традиционных хозяйственных связей России с бывшими республиками СССР и странами Восточного блока;
[+] демонтаж прежнего механизма управления экономикой;
[+] отсутствие золотовалютных резервов;
[+] диспропорции в развитии экономики (доминирующая роль ВПК и тяжелой индустрии);
[+] обострение политической ситуации в связи с противостоянием законодательной и исполнительной ветвей власти;
[+] слабое законодательное обеспечение реформ;
[+] непоследовательность и половинчатость в проведении твердого экономического курса;
[-] ошибочность избранного курса на формирование рыночной экономики;
[-] отсутствие обещанной Западом экономической и финансовой поддержки реформ.

Вопрос: Деятельность КПСС на территории России была приостановлена указом Президента Б. Н. Ельцина в:
[+] августе 1991 г.;
[-] декабре 1991 г.;
[-] январе 1992 г.

Вопрос: Либеральный политический блок после провала ГКЧП находился в состоянии:
[+] кризиса;
[-] подъема;
[-] стабильности.

Вопрос: Федеративный договор был подписан в:
[-] 1991 г.;
[+] 1992 г.;
[-] 1993 г.

Вопрос: Об отказе от статуса автономных образований в составе России и о суверенитете заявили:
[+] Татарстан;
[+] Чечня;
[+] Башкирия;
[+] Якутия;
[-] Еврейская автономная область;
[+] Адыгея;
[+] Кабардино-Балкария.

Вопрос: Новая Конституция в России была принята:
[-] 12 июня 1991 г.;
[-] 25 апреля 1993 г.;
[+] 12 декабря 1993 г.

Вопрос: Россия по Конституции является:
[-] парламентарной республикой;
[-] президентской республикой;
[+] парламентарно-президентской республикой.

Вопрос: Главой Верховного Совета России в 1991—1993 гг. был:
[-] В. С. Черномырдин;
[-] В. Ф. Шумейко;
[+] Р. И. Хасбулатов.

Вопрос: Лидерами левой оппозиции в 1993—1997 гг. являлись:
[+] В. И. Анпилов;
[+] Г. А. Зюганов;
[+] В. А. Купцов;
[-] А. В. Лебедь;
[-] В. В. Жириновский.

Вопрос: Договор об общественном согласии был подписан в:
[-] 1992 г.;
[+] 1994 г.;
[-] 1996 г.

Вопрос: Чеченская война шла с:
[+] 1994 по 1996 г.;
[-] 1993 по 1995 г.;
[-] 1994 по 1997 г.

Вопрос: Вторые выборы в Государственную Думу проходили в:
[-] ноябре 1994 г.;
[+] декабре 1995 г.;
[-] июне 1996 г.

Вопрос: Наиболее массовой политической партией современной России является:
[-] Либерально-демократическая партия;
[+] Коммунистическая партия Российской Федерации;
[-] «Демократический выбор России».

Вопрос: Первым министром иностранных дел суверенной России был:
[-] Э. А. Шеварднадзе;
[-] А. А. Бессмертных;
[+] А. В. Козырев.

Вопрос: Перенацеливание ядерных ракет СССР и США с территорий друг друга на незаселенные районы Земли произошло в:
[-] 1991 г.;
[-] 1993 г.;
[+] 1994 г.

Вопрос: Кэмп-Дэвидская декларация между СССР и США была подписана в:
[-] 1991 г.;
[+] 1992 г.;
[-] 1993 г.

Вопрос: Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) был заключен в:
[-] 1991 г.;
[+] 1993 г.;
[-] 1994 г.

Вопрос: Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия в:
[-] 1991 г.;
[+] 1993 г.;
[-] 1995 г.

Вопрос: Вывод российских войск из Германии был завершен в:
[-] 1991 г.;
[-] 1993 г.;
[+] 1994 г.

Вопрос: Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира» в:
[+] 1994 г.;
[-] 1995 г.;
[-] 1996 г.

Вопрос: Договор о коллективной безопасности государств — членов СНГ был заключен в:
[-] 1991 г.;
[+] 1992 г.;
[-] 1993 г.

Вопрос: Подписание полномасштабного документа Россия — НАТО на высшем уровне состоялось в:
[-] 1993 г.;
[-] 1996 г.;
[+] 1997 г.

Вопрос: Принятие Устава СНГ состоялось в:
[-] 1992 г.;
[+] 1993 г.;
[-] 1994 г.

Вопрос: Когда Пауль фон Гинденбург назначается командующим всеми германскими войсками на Восточном фронте?
[+] 18 сентября 1914г.
[-] 21 сентября 1914г.
[-] 24 сентября 1914г.
[-] 28 сентября 1914г.

Вопрос: Когда на Восточном фронте германские войска прорывают оборону русских войск в районе Кутно?
[-] 9 ноября 1914г.
[-] 11 ноября 1914г.
[+] 18 ноября 1914г.
[-] 15 ноября 1914г.

Вопрос: Когда на Восточном фронте австрийские войска наносят поражение русской армии у Лимаковы, но прорвать оборону у Кракова им не удается.
[-] 6 декабря 1914г.
[+] 5 декабря 1914г.
[-] 9 декабря 1914г.
[-] 17 декабря 1914г.

Вопрос: С какой армией идёт жёсткое сражение русского войска 23января 1915г на Восточном фронте в Карпатах?
[-] британским войском
[-] германским войском
[-] турецким войском
[+] австро-венгерским войском

Вопрос: Когда на Восточном фронте в ходе зимнего сражения в Мазурии войска Германии и Австро-Венгрии вынуждают русскую армию отступать?
[-] 3 февраля 1915г.
[-] 4 февраля 1915г.
[+] 8 февраля 1915г.
[-] 16 февраля 1915г.

Вопрос: Какой город 17 февраля 1915г. на Восточном фронте германские войска отбивают у русских войск в Северо-Западной Германии?
[-] Штотгард
[-] Бавария
[+] Мемель (современный литовский г. Клайпеда)
[-] Кёльн

Вопрос: Когда на Восточном фронте осуществлен Брусиловский прорыв. Русские армии под командованием генерала Брусилова прорывают австрийско-венгeрскую оборону на юге Припятских болот.
[+] 4 июня 1916г.
[-] 6 июня 1916г.
[-] 13 июня 1916г.
[-] 18 июня 1916г.

Вопрос: Началом гражданской войны принято считать …?
[-] лето—осень 1918г.
[-] осень—весна 1918г.
[-] весна — осень 1918г.
[+] весна — лето 1918г.

Вопрос: Сколько основных этапа гражданской войны и интервенции
[-] 2
[-] 3
[+] 4
[-] 5

Вопрос: Когда начал мятеж Чехословацкий корпус
[+] Май 1918г.
[-] Август 1918г.
[-] Октябрь 1918г.
[-] Февраль 1918г.

Вопрос: Когда воска Деникина были окончательно разгромлены под Новороссийском.
[-] Август1918
[-] Ноябрь1919
[+] Март 1920
[-] Январь1921

Вопрос: Когда с Польшей был подписан мирный договор?
[-] Февраль 1921г.
[+] Март 1921г.
[-] Апрель 1921г.
[-] Май 1921г.

Вопрос: На каком этапе гражданской войны произошло аннулирование Брестского договора?
[+] 1
[-] 2
[-] 3
[-] 4

Вопрос: Кто на Северном Кавказе командовал Добровольческой армией?
[-] Колчак
[-] Краснов
[-] Врангель
[+] Деникин

Вопрос: Кто возглавлял войска донских казаков?
[+] Н. Краснов
[-] В. Колчак
[-] генерала Миллер
[-] А. Григорьев

Вопрос: Кто руководил белой армией в Крыму?
[-] Махно
[+] П. Врангель
[-] К. Дутов
[-] Антонов

Российская экономика на пути к рынку

Экономическая реформа Е. Т. Гайдара

После распада СССР и создания СНГ в России начались серьезные преобразования. Сначала было решено закончить перевод плановой экономики на рыночные рельсы (этот процесс начался еще в СССР и даже были разработаны проекты перехода (например, программа «500 дней»), однако они не были реализованы из-за распада государства).

В России была принята своя программа перехода к рынку, разработанная Е. Т. Гайдаром – «Шоковая терапия». Она состояла из трех элементов: либерализации (отпуска) цен, приватизации государственной собственности, введения свободной торговли.

В январе 1992 года была проведена реформа по либерализации цен, когда государство отказывалось от государственного регулирования (в Советском союзе цены устанавливало государство, теперь – сам рынок).

Итог: Реформа привела к шоковому скачку цен. В 1992 году они выросли на 2525%, а к 1997 более чем в 3000 раз! Либерализация цен резко съела накопления граждан (накопления обесценились из-за инфляции) и понизила уровень жизни населения.

С лета 1992 года началась чековая (ваучеровая) приватизация государственной собственности. Вся государственная собственность была как-бы разделена между всеми гражданами, каждому из которых давался ваучер на 10 тысяч рублей (это была доля отдельного гражданина). Этот ваучер можно было обменять на акции инвестиционных фондов, вложиться в какое-нибудь предприятие.

Итог: Т.к. ваучеры были не именные, их можно было продавать. Загнанные в нищету граждане продавали свои ваучеры юридическим лицам за деньги или вкладывали их в чековые инвестиционные фонды, которые по факту оказались финансовыми пирамидами. Государство и само создало такую пирамиду. Оно начало выпускать Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Механика была очень простая:

  1. Покупаешь облигацию у государства, тем самым помогаешь стране поднимать экономику с колен.

  2. Государство твои деньги вкладывает в производство и развитие стратегически важных отраслей, получает прибыль.

  3. Возвращает тебе твои деньги по облигации + проценты.

Однако так как облигации были краткосрочные, государство не успевало получать прибыль с полученных денег. Оно начало выплачивать проценты по старым облигациям, используя новые вложения граждан, даже не пуская деньги в оборот. Этот мыльный пузырь лопнул в 1998 году. В стране произошел дефолт, государство объявило себя банкротом, не способным расплатиться со своими гражданами.

С 1992 года разрешалась свободная торговля.

Итог: Свободная торговля снизила негативные последствия приватизации и либерализации цен. Рынок был насыщен товарами, преодолен продовольственный дефицит.

Однако негативных черт «Шоковой терапии» было предостаточно. 15 декабря 1992 года Е. Т. Гайдар был смещен с поста исполняющего обязанности премьер-министра.

С 15 декабря 1992 года глава правительства В. С. Черномырдин корректирует курс реформ:

  1. Начинается поддержка государственных предприятий

  2. Кредитование топливно-энергетического и оборонного комплексов

  3. Разработка единой тарификации в оплате труда бюджетников

Однако полностью от «Шоковой терапии» правительство России не отказалось.

Это послужило одной из причин Кризиса 1993 года.

15 ноября 1991 года был дан старт российским реформам, главной целью которых стал переход от плановой к рыночной экономике. Президент РСФСР Борис Ельцин представил публично новое правительство, сформированное 6 ноября, назвав его правительством реформ и взяв на себя роль его главы. Перед этим он заручился поддержкой на все эти действия со стороны съезда народных депутатов.

«Хуже будет всем примерно полгода, — сказал Ельцин на съезде. — Затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года, как обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Депутаты разрешили ему принимать необходимые для реформ законы президентскими указами в совмещать посты президента и премьера сроком на 13 месяцев.

В качестве одного из своих заместителей — по вопросам экономической политики — Ельцин назначил малоизвестного тогда 35-летнего Егора Гайдара, заведовавшего прежде экономическими отделами в журнале «Коммунист» и газете «Правда». В тот же день, 15 ноября, Ельциным был подписан важнейший пакет из десяти указов и правительственных постановлений, призванный не только реализовать ключевые положения экономической реформы, но и смягчить ее последствия для слабозащищенных слоев населения. Этот пакет документов в обстановке секретности готовила на правительственной даче в Архангельском команда Гайдара.

Горбачевские реформы, проводившиеся в СССР с конца 1980-х, не могли остановить сползание страны в кризис, а попытка государственного переворота и лишения Михаила Горбачева президентской власти в августе 1991 года застопорила процесс подписания нового союзного договора.

Бывшие советские республики почувствовали слабость центра, их руководители все больше подумывали об уходе «в свободное плавание» и сосредоточении в своих собственных руках всей полноты власти. Дезинтеграционные процессы переводили проведение реформ в иную плоскость, Гайдар, связывавший прежде план реформы со «здоровым крылом» в самом КПСС во главе с Горбачевым, решил опереться на российские власти и на популярность Ельцина, вышедшего победителем в противостоянии с ГКЧП.

Для этого необходимо было одержать верх в «битве программ». Программы реформ разрабатывались в то время самыми разными командами. Особой популярностью у прессы пользовалась программа «500 дней» академика Шаталина, Григория Явлинского и целого ряда других авторов, представленная в 1990 году. Она предусматривала поэтапную приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий и только затем либерализацию цен. Эта программа уже была с ходу принята Верховным советом РСФСР, на ее основе на какое-то время возник консенсус между Ельциным и Горбачевым, однако реализации этой программы воспротивился председатель Совета министров СССР Николай Рыжков, у которого совместно с академиком Абалкиным имелась собственная пятилетняя программа, «менее радикальная», более умеренная. В конце концов время ушло даже для «умеренно-радикальной» программы «500 дней», начинался продовольственный кризис. Мало у кого вызвали энтузиазм и программы премьер-министра СССР Валентина Павлова (еще до ГКЧП) и министра экономики РСФСР Евгения Сабурова. Собственную программу приватизации разрабатывало и реализовывало даже московское правительство.

Гайдар был убежден, что в 1991 году уже ничего, кроме самых радикальных вариантов, не сработает, и пытаться искать новые чудодейственные рецепты бессмысленно. Его команда писала уже не программу как таковую, а сразу тексты указов, законов и постановлений. Помимо этого имелось лишь два кратких документа с инструкциями, расчетами и пояснительными записками — «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России». Первый документ как раз и определял курс на будущую экономическую независимость России — лишь при чисто политическом, но не экономическом союзе с другими государствами прежнего СССР, а второй — констатировал наличие трех кризисов, полученных в наследство от СССР, в условиях которых и предстояло отныне действовать, — инфляционного, платежного и системного. Подробная полноценная программа появилась лишь к лету 1992 года, когда рыночные реформы уже шли полным ходом.

Если Явлинский до самого последнего момента упорно делал ставку на проведение реформ в рамках союзного государства и отказывался входить в российское правительство, то Гайдар уже нащупал свой рычаг в виде харизматичного Ельцина. Приходилось спешить еще и потому, что отложенные реформы грозили потерей темпа, разочарованием общества и возвращением к власти коммунистов. Лишь быстрые и необратимые действия могли гарантировать удержание власти и завершение переходного периода.

«Перед страной стояла неимоверной трудности задача — перейти от плановой экономики, которая пришла в состояние негодности, продемонстрировав несостоятельность коммунистического эксперимента, к рыночной», — писал экономист Евгений Ясин.

Команда молодых экономистов была привлечена к работе госсекретарем Геннадием Бурбулисом. Гайдар познакомился с ним во время событий, связанных с ГКЧП, выйдя вместе с институтскими коллегами из партии и явившись в Белый дом. Именно Бурбулис после долгих консультаций стал первым заместителем председателя правительства — Ельцина — и служил медиатором между ним и Гайдаром. Средний возраст собравшихся на даче в Архангельском младореформаторов — так их стали вскоре называть — составил 37 лет. Кроме Гайдара, там были Петр Авен, Андрей Вавилов, Сергей Глазьев, Алексей Головков, Виктор Данилов-Данильян, Константин Кагаловский, Андрей Нечаев, Владимир Машиц, Борис Салтыков, Анатолий Чубайс и Александр Шохин. Многие сразу или немного погодя займут места в правительстве и станут себя гордо и бесшабашно называть «правительством камикадзе» — и «делать, что должно, и будь что будет».

То, что затевалось в России, старались не именовать «шоковой экономикой» по образцу того, что происходило в Восточной Европе. И обещали смягчать последствия целым рядом социальных программ. Однако по сути в основу «переходной экономики» была положена теория одномоментного введения элементов рыночной экономики с опорой на систему законов и регулирование в обществе, жившем ранее в условиях авторитаризма, сильной централизации производственных мощностей и государственной собственности на все активы.

Один из первых опытов введения «шоковой терапии» состоялся в Западной Германии в 1948 году и тогда же подготовил «экономическое чудо» 1950-х, за ним последовали Чили при Пиночете 1975 года, Боливия во время борьбы с гиперинфляцией в 1985 году — тогда и был, собственно, запущен сам термин «шоковая терапия» — и посткоммунистические государства — ярким примером которых стали Чехия 1990-го и Польша 1989 года, принявшая так называемый план Бальцеровича.

Либеральная «шоковая терапия» вызывала и вызывает большие споры, ее сторонники уверяют, что она помогает положить быстрый конец экономическим кризисам, стабилизировать экономику и подготовить почву для экономического роста, в то время как ее критики (такие как Джозеф Стиглиц) считают, что она способствует дополнительному углублению кризиса и вызывает излишние социальные бедствия. Есть мнение, что лучше придерживаться тактики таких стран, как Китай и Вьетнам, которым удалось избежать серьезных падений ВВП благодаря постепенным реформ. Не исключено, что то же самое могло произойти и в процессе косыгинских реформ в СССР середины 1960-х — с постепенным расширением действия хозрасчета на разных производствах. Однако для России 1990-х все эти щадящие варианты были уже неактуальны, ей грозил голод и хаос. Более того, гайдаровские реформы многие видные западные экономисты считали недостаточно «шоковыми», последовательными и единовременными. Со многими из этих упреков соглашался и сам Гайдар.

Один из создателей теории Джеффри Сакс утверждал, что китайский опыт был вообще неприменим в СССР, поскольку в нем имелось уже слишком много городского населения, в отличие от аграрного Китая, где население можно было предоставить самому себе, не обеспечивая продовольствием.

Сакс какое-то время был советником российского правительства наряду с экспертами МВФ, однако он покинул этот пост из-за того, что в России все шло вопреки его рекомендациям. «Главное, что подвело нас, — это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями, — заявил он. — И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей». Вместе с тем Сакс сугубо положительно оценивал действия и. о. главы правительства Егора Гайдара и противопоставлял его тем, кто пришел к власти позднее. А впоследствии он также упрекал западные страны в недостаточной поддержке демократической России: «Буш и Клинтон решительно не справились с задачей поддержки экономических реформ в России, из-за чего США не выполнили свою роль и упустили связанные с этим возможности. А расширение НАТО только усугубило ситуацию».

Начало либерализации цен пришлось на начало января 1992 года, и сразу после этого они выросли в 3,5 раза. За 1992 год в России была зафиксирована гиперинфляция свыше 2500%. Наряду с ростом экономического неравенства и бедности это привело к распространению безработицы, ухудшению жизни многих слоев населения, избыточной смертности и повсеместной коррупции. Особенно сильно пострадали высокотехнологичные производства, ВПК и наука, многие высококлассные специалисты и ученые если и не лишились работы и не уехали за рубеж, то во всяком случае вынуждены были подрабатывать грузчиками, чернорабочими, таксистами и продавцами, испытывать унижения, неуверенность в правильном выборе профессии и упреки родственников.

Однако при этом на прилавках действительно появились самые разнообразные продукты и произошел переход от плановой к рыночной экономике, возникли новые государственные институты: банковская и налоговая системы, таможенное регулирование и финансовые рынки. Происходила бойкая торговля с рук, появлялись уличные киоски, потом быстро заполнились и полки разросшихся магазинов, пусть и не всем эти блага оказались по карману. Многие сочли это экономическое чудо не долгожданным действием «невидимой руки рынка» и даже не предприимчивостью «челноков», привозивших дефицит из-за границы, а тем, что производимые в прежнем объеме продукты кто-то временно придержал на складах, ожидая заранее объявленной «либерализации цен».

Так или иначе, но уже через год страна жила в иной реальности. На очередном съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 года, случилось то, что Гайдар назвал «Первой фронтальной атакой на реформы». Развернулась борьба за дотации и кредиты промышленности и сельхозпредприятиям.

На пресс-конференции 13 апреля Гайдар так разъяснял весь абсурд ситуации: «Совокупность требований, заявленных съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свертывание аграрной реформы. Предложения снизить налоги и одновременно увеличить социальные и другие выплаты невыполнимы и могут привести лишь к развалу финансовой системы».

Правительство демонстративно подало в отставку, съезд вынужден был пойти на попятную, но взаимные компромиссы все больше замедляли реформы — и в конце концов привели к отставке Гайдара в декабре 1992 года.

Максим Борисов, 15.11.2021, Газета.ру

«Несостоятельность коммунистического эксперимента»: как Гайдар создал рыночную экономику

Переход к рынку

30 лет назад Борис Ельцин подписал пакет из десяти указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике, подготовленный командой Егора Гайдара, и сформировал новое правительство под своим руководством. Либерализация цен пришлась на начало января 1992 года, после чего они сразу выросли в 3,5 раза.

15 ноября 1991 года был дан старт российским реформам, главной целью которых стал переход от плановой к рыночной экономике. Президент РСФСР Борис Ельцин представил публично новое правительство, сформированное 6 ноября, назвав его правительством реформ и взяв на себя роль его главы. Перед этим он заручился поддержкой на все эти действия со стороны съезда народных депутатов.

«Хуже будет всем примерно полгода, — сказал Ельцин на съезде. — Затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года, как обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Депутаты разрешили ему принимать необходимые для реформ законы президентскими указами в совмещать посты президента и премьера сроком на 13 месяцев.

В качестве одного из своих заместителей — по вопросам экономической политики — Ельцин назначил малоизвестного тогда 35-летнего Егора Гайдара, заведовавшего прежде экономическими отделами в журнале «Коммунист» и газете «Правда». В тот же день, 15 ноября, Ельциным был подписан важнейший пакет из десяти указов и правительственных постановлений, призванный не только реализовать ключевые положения экономической реформы, но и смягчить ее последствия для слабозащищенных слоев населения. Этот пакет документов в обстановке секретности готовила на правительственной даче в Архангельском команда Гайдара.

Горбачевские реформы, проводившиеся в СССР с конца 1980-х, не могли остановить сползание страны в кризис, а попытка государственного переворота и лишения Михаила Горбачева президентской власти в августе 1991 года застопорила процесс подписания нового союзного договора.

Бывшие советские республики почувствовали слабость центра, их руководители все больше подумывали об уходе «в свободное плавание» и сосредоточении в своих собственных руках всей полноты власти. Дезинтеграционные процессы переводили проведение реформ в иную плоскость, Гайдар, связывавший прежде план реформы со «здоровым крылом» в самом КПСС во главе с Горбачевым, решил опереться на российские власти и на популярность Ельцина, вышедшего победителем в противостоянии с ГКЧП.

Для этого необходимо было одержать верх в «битве программ». Программы реформ разрабатывались в то время самыми разными командами. Особой популярностью у прессы пользовалась программа «500 дней» академика Шаталина, Григория Явлинского и целого ряда других авторов, представленная в 1990 году. Она предусматривала поэтапную приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий и только затем либерализацию цен. Эта программа уже была с ходу принята Верховным советом РСФСР, на ее основе на какое-то время возник консенсус между Ельциным и Горбачевым, однако реализации этой программы воспротивился председатель Совета министров СССР Николай Рыжков, у которого совместно с академиком Абалкиным имелась собственная пятилетняя программа, «менее радикальная», более умеренная. В конце концов время ушло даже для «умеренно-радикальной» программы «500 дней», начинался продовольственный кризис. Мало у кого вызвали энтузиазм и программы премьер-министра СССР Валентина Павлова (еще до ГКЧП) и министра экономики РСФСР Евгения Сабурова. Собственную программу приватизации разрабатывало и реализовывало даже московское правительство.

Гайдар был убежден, что в 1991 году уже ничего, кроме самых радикальных вариантов, не сработает, и пытаться искать новые чудодейственные рецепты бессмысленно. Его команда писала уже не программу как таковую, а сразу тексты указов, законов и постановлений. Помимо этого имелось лишь два кратких документа с инструкциями, расчетами и пояснительными записками — «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России». Первый документ как раз и определял курс на будущую экономическую независимость России — лишь при чисто политическом, но не экономическом союзе с другими государствами прежнего СССР, а второй — констатировал наличие трех кризисов, полученных в наследство от СССР, в условиях которых и предстояло отныне действовать, — инфляционного, платежного и системного. Подробная полноценная программа появилась лишь к лету 1992 года, когда рыночные реформы уже шли полным ходом.

Если Явлинский до самого последнего момента упорно делал ставку на проведение реформ в рамках союзного государства и отказывался входить в российское правительство, то Гайдар уже нащупал свой рычаг в виде харизматичного Ельцина. Приходилось спешить еще и потому, что отложенные реформы грозили потерей темпа, разочарованием общества и возвращением к власти коммунистов. Лишь быстрые и необратимые действия могли гарантировать удержание власти и завершение переходного периода.

«Перед страной стояла неимоверной трудности задача — перейти от плановой экономики, которая пришла в состояние негодности, продемонстрировав несостоятельность коммунистического эксперимента, к рыночной», — писал экономист Евгений Ясин.

Команда молодых экономистов была привлечена к работе госсекретарем Геннадием Бурбулисом. Гайдар познакомился с ним во время событий, связанных с ГКЧП, выйдя вместе с институтскими коллегами из партии и явившись в Белый дом. Именно Бурбулис после долгих консультаций стал первым заместителем председателя правительства — Ельцина — и служил медиатором между ним и Гайдаром. Средний возраст собравшихся на даче в Архангельском младореформаторов — так их стали вскоре называть — составил 37 лет. Кроме Гайдара, там были Петр Авен, Андрей Вавилов, Сергей Глазьев, Алексей Головков, Виктор Данилов-Данильян, Константин Кагаловский, Андрей Нечаев, Владимир Машиц, Борис Салтыков, Анатолий Чубайс и Александр Шохин. Многие сразу или немного погодя займут места в правительстве и станут себя гордо и бесшабашно называть «правительством камикадзе» — и «делать, что должно, и будь что будет».

То, что затевалось в России, старались не именовать «шоковой экономикой» по образцу того, что происходило в Восточной Европе. И обещали смягчать последствия целым рядом социальных программ. Однако по сути в основу «переходной экономики» была положена теория одномоментного введения элементов рыночной экономики с опорой на систему законов и регулирование в обществе, жившем ранее в условиях авторитаризма, сильной централизации производственных мощностей и государственной собственности на все активы.

Один из первых опытов введения «шоковой терапии» состоялся в Западной Германии в 1948 году и тогда же подготовил «экономическое чудо» 1950-х, за ним последовали Чили при Пиночете 1975 года, Боливия во время борьбы с гиперинфляцией в 1985 году — тогда и был, собственно, запущен сам термин «шоковая терапия» — и посткоммунистические государства — ярким примером которых стали Чехия 1990-го и Польша 1989 года, принявшая так называемый план Бальцеровича.

Либеральная «шоковая терапия» вызывала и вызывает большие споры, ее сторонники уверяют, что она помогает положить быстрый конец экономическим кризисам, стабилизировать экономику и подготовить почву для экономического роста, в то время как ее критики (такие как Джозеф Стиглиц) считают, что она способствует дополнительному углублению кризиса и вызывает излишние социальные бедствия. Есть мнение, что лучше придерживаться тактики таких стран, как Китай и Вьетнам, которым удалось избежать серьезных падений ВВП благодаря постепенным реформ. Не исключено, что то же самое могло произойти и в процессе косыгинских реформ в СССР середины 1960-х — с постепенным расширением действия хозрасчета на разных производствах. Однако для России 1990-х все эти щадящие варианты были уже неактуальны, ей грозил голод и хаос. Более того, гайдаровские реформы многие видные западные экономисты считали недостаточно «шоковыми», последовательными и единовременными. Со многими из этих упреков соглашался и сам Гайдар.

Один из создателей теории Джеффри Сакс утверждал, что китайский опыт был вообще неприменим в СССР, поскольку в нем имелось уже слишком много городского населения, в отличие от аграрного Китая, где население можно было предоставить самому себе, не обеспечивая продовольствием.

Сакс какое-то время был советником российского правительства наряду с экспертами МВФ, однако он покинул этот пост из-за того, что в России все шло вопреки его рекомендациям. «Главное, что подвело нас, — это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями, — заявил он. — И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей». Вместе с тем Сакс сугубо положительно оценивал действия и. о. главы правительства Егора Гайдара и противопоставлял его тем, кто пришел к власти позднее. А впоследствии он также упрекал западные страны в недостаточной поддержке демократической России: «Буш и Клинтон решительно не справились с задачей поддержки экономических реформ в России, из-за чего США не выполнили свою роль и упустили связанные с этим возможности. А расширение НАТО только усугубило ситуацию».

Начало либерализации цен пришлось на начало января 1992 года, и сразу после этого они выросли в 3,5 раза. За 1992 год в России была зафиксирована гиперинфляция свыше 2500%. Наряду с ростом экономического неравенства и бедности это привело к распространению безработицы, ухудшению жизни многих слоев населения, избыточной смертности и повсеместной коррупции. Особенно сильно пострадали высокотехнологичные производства, ВПК и наука, многие высококлассные специалисты и ученые если и не лишились работы и не уехали за рубеж, то во всяком случае вынуждены были подрабатывать грузчиками, чернорабочими, таксистами и продавцами, испытывать унижения, неуверенность в правильном выборе профессии и упреки родственников.

Однако при этом на прилавках действительно появились самые разнообразные продукты и произошел переход от плановой к рыночной экономике, возникли новые государственные институты: банковская и налоговая системы, таможенное регулирование и финансовые рынки. Происходила бойкая торговля с рук, появлялись уличные киоски, потом быстро заполнились и полки разросшихся магазинов, пусть и не всем эти блага оказались по карману. Многие сочли это экономическое чудо не долгожданным действием «невидимой руки рынка» и даже не предприимчивостью «челноков», привозивших дефицит из-за границы, а тем, что производимые в прежнем объеме продукты кто-то временно придержал на складах, ожидая заранее объявленной «либерализации цен».

Так или иначе, но уже через год страна жила в иной реальности. На очередном съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 года, случилось то, что Гайдар назвал «Первой фронтальной атакой на реформы». Развернулась борьба за дотации и кредиты промышленности и сельхозпредприятиям.

На пресс-конференции 13 апреля Гайдар так разъяснял весь абсурд ситуации: «Совокупность требований, заявленных съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свертывание аграрной реформы. Предложения снизить налоги и одновременно увеличить социальные и другие выплаты невыполнимы и могут привести лишь к развалу финансовой системы».

Правительство демонстративно подало в отставку, съезд вынужден был пойти на попятную, но взаимные компромиссы все больше замедляли реформы — и в конце концов привели к отставке Гайдара в декабре 1992 года.

Оригинал публикации.

Програ́мма Рыжко́ва – Аба́лкина («Концепция–90»), правительственная программа реформ, направленная на либерализацию советской экономической системы. Была разработана в нескольких версиях в 1989–1990 гг. Государственной комиссией Совета Министров СССР (СМ СССР) по экономической реформе под руководством Л. И. Абалкина, Ю. Д. Маслюкова и при организационном сопровождении председателя СМ СССР Н. И. Рыжкова.

План экономической реформы

5 июля 1989 г. во исполнение решения 2-го Съезда народных депутатов СССР было принято постановление СМ СССР № 538 о создании Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе, в задачи которой ставились разработка концепции радикальной экономической реформы и подготовка основных нормативных актов. Председателем комиссии был назначен доктор экономических наук, академик АН СССР Л. И. Абалкин, одновременно занявший пост заместителя председателя СМ СССР. В её состав вошли опытные хозяйственные руководители и ведущие представители отечественной экономической науки, в том числе директор Института мировой экономики и международных отношений АН СССР В. А. Мартынов, академик АН СССР С. С. Шаталин, крупнейшие специалисты в области управления Р. Н. Евстигнеев, Г. А. Егиазарян, Б. З. Мильнер. Отделы и сектора Комиссии возглавили Г. А. Явлинский, Е. Г. Ясин, Г. Г. Меликьян, Ю. Н. Хачатуров.

Предполагалось, что экономическая реформа будет осуществляться в три этапа: 1990 г., 1991–1992 гг. и 1993–1995 гг. с чётким разделением задач, решаемых на каждом из них. В ходе подготовки концепции проводились многочисленные прогнозные оценки и расчёты, были проанализированы три варианта возможных экономических преобразований: эволюционный, радикальный и умеренно-радикальный (компромиссный).

Основными пунктами концепции реформы были следующие:

  • перестройка организационных структур управления экономикой в связи с расширением самостоятельности основного звена и формированием рынка;

  • стимулирование перехода государственных предприятий на аренду, их преобразование в акционерные общества и иные хозяйственные товарищества, кооперативы, коллективные предприятия;

  • жёсткая денежно-кредитная политика, направленная на стабилизацию денежного обращения;

  • ориентация на ускоренное расширение производства потребительских товаров и услуг, развитие производственной и социальной инфраструктуры, укрепление экспортного потенциала;

  • введение антимонопольного законодательства и поощрение состязательности, снятие контроля за ценами на продукцию, реализуемую сверх государственных заказов;

  • поэтапное приближение государственных твёрдых и регулируемых цен к свободным ценам, приведение их в соответствие с ценами мирового рынка;

  • формирование финансового рынка, создание фондовых бирж и системы государственного регулирования торговли ценными бумагами;

  • создание условий для привлечения иностранных инвестиций и формирования зон совместного предпринимательства;

  • развитие валютного рынка и подготовка условий для введения частичной конвертируемости рубля.

Обсуждение программы и способов её реализации

13–15 ноября 1989 г. концепция, получившая название «Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долговременные меры», обсуждалась на Всесоюзной научно-практической конференции, проходившей в Колонном зале Дома Союзов в Москве, и была поддержана делегатами. В работе конференции приняли участие около 250 человек, включая высших партийных руководителей и членов правительства, ведущих академиков, учёных, публицистов и популярных общественных деятелей.

Ключевым тезисом, прозвучавшим в докладе Абалкина, стала необходимость радикальной экономической реформы, а не только реформы системы управления народным хозяйством. Отправным пунктом должно было стать реформирование отношений собственности. Наряду с государственной собственностью должны были получить развитие отношения собственности, выстроенные на кооперативных, акционерных и иных хозяйственных началах. Иначе говоря, собственность признавалась одним из основных источников получения доходов при осуществлении хозяйственной деятельности.

Высказанные в ходе конференции замечания и предложения были использованы при доработке правительством программы экономической реформы, которая была вынесена на рассмотрение 2-го Съезда народных депутатов СССР (12–24 декабря 1989). В отличие от ранее оглашённого Л. И. Абалкиным умеренно-радикального сценария перехода к рынку выступивший с докладом Н. И. Рыжков представил умеренный вариант реформ, который предполагал осуществление экономических преобразований в два этапа: в 1990–1992 гг. и в 1993–1995 гг. Основные мероприятия первого этапа должны были быть направлены на преодоление бюджетного дефицита и разбалансированности потребительского рынка и предполагали задействование как экономических рычагов, так и жёстких директивных мер на всех уровнях управления. Большое значение придавалось структурным изменениям в промышленности в пользу производства товаров народного потребления, улучшению продовольственного снабжения, а также государственному регулированию роста денежных доходов населения. Широкое внедрение экономических методов управления народным хозяйством и активное развитие рыночных отношений должны были наступить только на втором этапе реформирования. По словам Рыжкова, повсеместное внедрение рынка на раннем этапе могло «привести к серьёзным экономическим и социальным потрясениям» (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 214).

Важными элементами второго этапа должно было стать создание условий для обеспечения многообразия форм собственности и развития на этой основе новых форм хозяйствования, включая акционерные общества и другие хозяйственные образования. Рынок должен был превратиться в «главный инструмент координации деятельности общественного производства» при сохранении государственного регулирования экономики (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 499).

Многие ключевые положения реформы не были детально проработаны. К примеру, не было представлено окончательной концепции реформы розничных цен. Было слабо проработано законодательное обеспечение реформы: новые законы о налоговой системе, банках, ценообразовании, Государственном банке, местном самоуправлении, антимонопольном регулировании иностранных инвестиций находились только на начальной стадии разработки. В докладе Рыжкова содержалось весьма нечёткое определение рынка как «системы свободного товарного обмена между предприятиями и организациями всех форм социалистической собственности на основе прямых связей или через оптовую торговлю при достаточном числе производителей и потребителей, обеспечивающем условия для состязательности и ограничения влияния монополизма» (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 499). При этом конкретные предложения по элементам социалистического рынка, методам и срокам его формирования не прозвучали.

В отличие от практики предыдущего времени выступление главы союзного правительства встретило жёсткую критику со стороны Межрегиональной депутатской группы, расценившей комплекс предложенных мер по реформированию экономики как недостаточно радикальный. Член этой фракции Г. И. Фильшин даже выступил с требованием «использовать наше право на недоверие правительству, а оно может использовать своё право на отставку» (Горбачёв. 1995. С. 567). Несмотря на противодействие оппозиционного депутатского блока, 19 декабря 1989 г. народные депутаты СССР большинством голосов одобрили правительственную концепцию реформирования экономики (1,532 тыс. голоса «за» при 419 проголосовавших «против» и 44 воздержавшихся) и поручили правительству подготовить к 1 сентября 1990 г. проект пятилетнего плана на 1991–1995 гг. Правительству было предписано провести финансовую реформу, ускорить принятие основополагающих законов (о собственности, о земле, о социалистическом предприятии, о разграничении полномочий между Союзом и союзными республиками и др.) и осуществить в течение 1990 г. меры по увеличению на 20 % производства потребительских товаров.

В условиях сокращения темпов прироста ВВП, сужения розничного товарооборота и увеличения масштабов денежной эмиссии союзное правительство теряло уверенность в возможности скорой нормализации экономической ситуации. В целях проработки альтернативных путей реформирования экономики Н. И. Рыжков сформировал несколько новых правительственных рабочих групп, одну из которых возглавил председатель Госплана и заместитель председателя СМ СССР Ю. Д. Маслюков. Специалисты группы Маслюкова считали, что, прежде чем приступать к радикальной перестройке экономики, следовало сбалансировать пропорции промышленного производства, и потому предлагали отсрочить на 2 года реализацию предложений Абалкина.

Однако в скором времени между Л. И. Абалкиным и Ю. Д. Маслюковым было достигнуто взаимопонимание, и 17 февраля 1990 г. они направили Рыжкову совместное обращение с предложением доработать правительственную программу. К письму были приложены две записки: «О предполагаемых мерах нормализации положения в экономике» и «О путях преодоления экономического кризиса» (Алексеев. 2020. С. 51). Правительству предлагалось взять за основу умеренно-радикальный вариант экономической реформы с учётом более жёстких сроков её реализации.

Это предложение было поддержано Рыжковым, и 11 марта 1990 г. СМ СССР принял постановление № 257 «О подготовке материалов, необходимых для осуществления перехода к планово-рыночной экономике». С того момента начался новый этап подготовки правительственной программы рыночных реформ, ставшей впоследствии известной как «программа Рыжкова – Абалкина» (Алексеев. 2020. С. 52). Предметом основных разногласий стали сроки начала осуществления программы – с 1 июля 1990 г. либо с 1 января 1991 г.

В ходе состоявшегося 17–18 апреля 1990 г. в Кремле совместного заседания Совета Федерации и Президентского совета СССР были рассмотрены наспех подготовленные правительством новые предложения по планам проведения экономической реформы и переходу на принципы регулируемого рынка. Присутствовавший на заседании президент СССР М. С. Горбачёв формально поддержал этот новый проект, но поручил правительству более подробно проработать основные механизмы его реализации и «сделать должные выводы из неудач в выполнении правительством системы мер, утвержденных вторым Съездом народных депутатов» (Алексеев. 2020. С. 52).

Доработанная правительственная программа включала в себя меры по преодолению товарного дефицита и частичному восстановлению баланса между доходами населения и товарной массой. В частности, предлагалось повысить примерно на 20 % розничные цены на некоторые товары и продовольственные продукты, в том числе на хлеб и табак. Однако эти предложения были отклонены, и работа над правительственной программой продолжилась.

24 мая 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на сессии Верховного Совета СССР (ВС СССР) с докладом «Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Были оглашены два варианта перехода к рынку: первый был рассчитан на 2 года, второй – на 5 лет. Сам Рыжков склонялся в пользу второго варианта. После продолжительных дискуссий 13 июня 1990 г. ВС СССР поддержал рассчитанный на 5 лет план действий и принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР», рекомендовав правительству подготовить к 1 сентября 1990 г. программу конкретных мер.

Провал программы

Программа Рыжкова – Абалкина не была поддержана российским руководством во главе с председателем Верховного Совета РСФСР (ВС РСФСР) Б. Н. Ельциным, выступившим в пользу реализации программы «400 дней», которая была представлена на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР в мае 1990 г. и вскоре переименована в «500 дней». По итогам прошедшей 27 июля встречи М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина было принято решение о создании единой общесоюзной программы перехода к рыночным отношениям на основе проекта «500 дней» и формировании совместной рабочей группы во главе с С. С. Шаталиным. Это решение было принято без участия Н. И. Рыжкова и Л. И. Абалкина, поскольку предварительного согласования с СМ СССР не проводилось. Оно означало, что союзное правительство должно было отказаться от собственной программы, уже одобренной ВС СССР. Именно поэтому в рабочую группу от союзного правительства вошёл только Абалкин, остальные разработчики являлись сторонниками «500 дней»: Н. Я. Петраков, Г. А. Явлинский, М. М. Задорнов, А. Ю. Михайлов, Н. П. Шмелёв, Е. Г. Ясин и др. (Абалкин. 1991. С. 197–198).

В скором времени обнаружились принципиальные разногласия в подходах союзного и российского правительств. По словам Л. И. Абалкина, «замысел состоял в том, чтобы, как говорится, втихую ликвидировать Союз ССР, заменив федеративное государство экономическим союзом самостоятельных государств» (Абалкин. 1991. С. 206). Противостояние сторонников программы Рыжкова – Абалкина и программы «500 дней» (программа Шаталина – Явлинского) достигло своего пика 29–30 августа 1990 г. в ходе двухдневного совместного заседания Президентского совета и Совета Федерации СССР под председательством Горбачёва. Поскольку противоборствующие стороны не смогли прийти к компромиссу, президент СССР настоял на отсрочке внесения программы экономической реформы на рассмотрение в ВС СССР и ВС РСФСР.

Такое решение не устроило российское руководство, и 11 сентября 1990 г. программа Шаталина – Явлинского была одобрена парламентом РСФСР. В тот же день Н. И. Рыжков выступил на сессии ВС СССР с докладом «О подготовке единой общегосударственной программы перехода к регулируемой рыночной экономике и выработке мер по стабилизации народного хозяйства», сделав акцент на трёх ключевых моментах: необходимости создания общегосударственного рынка, признания в разумных, экономически и политически оправданных пределах суверенитета республик и обеспечения равных условий для деятельности предприятий всех форм собственности (Рыжков. 1995. С. 449). ВС СССР поддержал предложения Рыжкова и рекомендовал СМ СССР до 15 октября 1990 г. представить на новое рассмотрение «единую программу стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». В оговоренные сроки такой документ под названием «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» был направлен для обсуждения в ВС СССР, который одобрил её 19 октября.

В сравнении с предшествующими вариантами программы экономических реформ, «Основные направления…» отличались расплывчатостью формулировок и отсутствием конкретных сроков реализации тех или иных рыночных мероприятий. Не оговаривалось даже, к какому времени в стране начнёт функционировать рыночная экономика. Принятие «Основных направлений…» вызвало резкое неприятие Верховного Совета РСФСР, который в ответ на этот акт союзных властей одобрил законы, устанавливающие приоритет российского законодательства на территории РСФСР и закрепляющие за республиканским правительством право распоряжаться собственностью, находившейся на её территории, в том числе на все природные ресурсы. Кроме того, 31 октября 1990 г. ВС РСФСР принял решение о начале реализации с 1 ноября программы «500 дней».

В сложившихся условиях ни Н. И. Рыжков, ни М. С. Горбачёв не проявили политической воли для координации усилий с властями республик по детальной доработке «Основных направлений…» в качестве возможной общегосударственной программы преодоления экономического кризиса. В результате программа реализована не была.

Дата публикации:  10 января 2023 г. в 22:51 (GMT+3)

Страница 22 из 26

2.Советским министром иностранных дел периода перестройки был:

а)А. В. Козырев;
б)Е. М. Примаков;
в)Э. А. Шеварднадзе.

3.Основными элементами «нового политического мышления» были:

а)отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы;

б)признание мира целостным и неделимым;

в)признание невозможности решения международных проблем силовыми методами;

г)ориентация при решении международных вопросов не на баланс сил двух систем, а на баланс их интересов;

д)отказ от принципа пролетарского интернационализма и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;

е)провозглашение принципа мирного сосуществования государств с различным строем.

4.Договор между СССР и США о ликвидации ракет среднего радиуса действия был подписан в:

а)1985 г.;
б)1986 г.;
в)1987 г.

5.Вывод советских войск из Афганистана начался в:

а)1987 г.;
б)1988 г.;

в)1989 г.

6.Первый после 50-х гг. визит советского лидера в Китай состоялся в:

а)1987 г.;
б)1989 г.;

в)1991 г.

7 «Бархатные революции» в Восточной Европе имели место в:

а)1989 г.;

б)1990 г.;
в)1991 г.

8.Организация Варшавского Договора была распущена в:

а)1986 г.;
б)1989 г.;
в)1991 г.

РАЗДЕЛ IX: НОВАЯ РОССИЯ. 1992—1997 гг.

Экономическое развитие

1.Программа радикального перехода к рынку была принята российским руководством в:

а)мае 1990 г.;
б)октябре 1991 г.;

в)декабре 1992 г.

Глава I. Программа «радикальной экономической реформы» в СССР как основа фундаментальных изменений советской правовой системы

«Радикальная экономическая реформа», проведенная в СССР во второй половине 1980-х гг., коренным образом изменила его общественно-экономическую формацию. В этой связи представляют интерес истоки этой реформы и её программа, предопределившая не только содержание самой реформы, но и последовавшие за ней кардинальные изменения советского законодательства[1].

Вопрос о совершенствовании народного хозяйства СССР всегда был одним из главных для советского руководства. Так было и после избрания Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

Уже 11 марта 1985 г. в речи М. С. Горбачева сразу после избрания его главой партии отмечалось, что необходимо совершенствовать хозяйственный механизм и всю систему управления народным хозяйством. Для этого следует, с одной стороны, развивать плановое руководство экономикой, социалистическую собственность, с другой — расширять права предприятий, стимулировать их заинтересованность в конечных результатах труда[2].

«Сжатый» формат выступления, связанный со скорбной атмосферой Пленума в связи с кончиной К. У. Черненко, не позволил М. С. Горбачеву детально раскрыть свое видение экономических преобразований. По этой причине только последующие выступления генсека смогли пролить свет на программу его экономических реформ.

На апрельском Пленуме ЦК КПСС (1985 г.) М. С. Горбачев говорил о необходимости перестройки и децентрализации хозяйственного механизма СССР, расширении прав предприятий, их самостоятельности, дальнейшем развитии хозяйственного расчета, ресурсосбережении, повышении производительности труда, активном использовании достижений научно-технического прогресса, углублении социалистической интеграции. Кроме того, по мнению выступавшего, необходимо было реформировать систему планирования, разгрузив предприятия от обилия показателей и активнее внедряя экономические нормативы, «открывающие простор инициативе и предприимчивости»[3].

Аналогичные взгляды М. С. Горбачев высказывал на собрании актива Ленинградской парторганизации 17 мая 1985 г. — в СССР необходимо было активнее использовать научно-технический прогресс, модернизировать машиностроение, обновлять производственный фонд всего народного хозяйства, проводить экономию материальных ресурсов, повышать производительность труда[4].

В том же 1985 г. генсек говорил о необходимости изменения инвестиционной и структурной политики, о технической реконструкции всего народного хозяйства, «качественном преобразовании материально-технической базы общества»[5]. Заявлялось даже о приверженности политики перехода к коммунизму: «Мы твердо держим курс на коммунизм… Любые попытки забегания вперед, введения коммунистических принципов без учета уровня материальной и духовной зрелости общества, как показывает опыт, обречены на неудачу. Но недопустимы и медлительность в проведении назревших преобразований, в решении новых задач»[6].

Таким образом, экономическая программа, озвученная в 1985 г., была направлена на укрепление и совершенствование социализма — ничего, что могло бы поколебать социалистические устои, не предлагалось. Реализация данных идей с юридической точки зрения не привела бы к серьезным изменениям существовавшей на тот момент правовой системы СССР — корректировка правового статуса государственных предприятий СССР и советского трудового законодательства оказались бы достаточными для достижения поставленных целей.

Несколько иные очертания предстоящей экономической реформы были представлены М. С. Горбачёвым на XXVII Съезде КПСС (1986 г.).

В своем выступлении генсек теперь говорил не только об изменении статуса и роли государственных предприятий, но и о необходимости перейти к системе управления экономикой от централизованного руководства к экономическим методам; о необходимости перестройки планирования и материально-технического снабжения; о реформе ценообразования; об изменениях порядка финансирования и кредитования[7]. Впервые были подняты (хотя и аккуратно, с социалистической риторикой) вопросы о пересмотре отношений собственности и развитии товарно-денежных отношений[8].

Полная программа фундаментальных экономический преобразований, которые стали официально называть «радикальной экономической реформой», была представлена на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. В своем выступлении генсек обрушился с критикой на сложившийся за десятилетия хозяйственный механизм, говорил о необходимости полномасштабной экономической реформы, которая бы затрагивала все звенья управления экономикой, развивала новые формы собственности, состязательность между предприятиями, децентрализовала бы экономику СССР, создала бы материальные стимулы для работников предприятий и т. д.[9]

Июньский Пленум ЦК КПСС 1987 г. утвердил так называемые «Основные положения коренной перестройки управления экономикой»[10], содержавшие программу радикальных экономических преобразований, которые затем стали реализовываться.

Программа включала следующие основные пункты:

1. Перевод государственных предприятий на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

2. Предоставление права государственным предприятиям самостоятельно разрабатывать пятилетние планы.

3. Создание условий для экономического соревнования предприятий, в том числе, кооперативных.

4. Перестройка системы государственного планирования экономического и социального развития СССР.

5. Реформа материально-технического снабжения предприятий, развитие оптовой торговли.

6. Перестройка ценообразования: пересмотр действующих цен, расширение практики использования договорных цен.

7. Кредитно-финансовая реформа: перестройка банковской системы, перевод банков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, отказ от безвозвратного бюджетного финансирования, использование кредитной ставки как экономического механизма обоснованного и ответственного использования кредитных средств.

8. Расширение внешнеэкономических связей предприятий и организаций.

Аналогичные предложения по кардинальному реформированию экономики озвучивались руководством страны как в печати[11], так и в последующем, на XIX партконференции[12].

Именно эти составляющие — реформа планирования, изменение форм собственности, порядка ценообразования, перестройка банковской системы, введение конкуренции, либерализация внешнеэкономической деятельности — составили «костяк» и суть радикальной экономической реформы, означавшей переход от плановой экономики к рыночной. Именно эти составляющие должны были получить (и впоследствии получили) необходимое юридическое оформление.

Бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. К. Лигачев полагает, что экономическая программа июньского пленума 1987 г. не содержала «и намека на рыночную модель хозяйствования» и лишь через несколько лет был заявлен переход от плановой экономики к свободному рынку и частному предпринимательству[13]. В реальности, как видно, данное мнение абсолютно не подтверждается — в июне 1987 г. был не только «намёк», а целая программа перехода к рынку, о котором, как следствие, через год-два стали говорить открыто. Рыночная экономика не возникла (и не могла возникнуть) случайно — к ней переходили осознанно, решительно и целенаправленно[14].

Следует отметить, что в советском руководстве, в отличие от общепринятого мнения о существовавших якобы «консерваторах» (Е. К. Лигачев, Н. И. Рыжков, А. И. Лукьянов и др.) и «либералах» (М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе и др.), в реальности кардинальных разногласий о необходимости перестройки и радикальных политических и экономических реформ не было.

Е. К. Лигачёв пишет, что в руководящем звене КПСС не было расхождений о необходимости отказа от партийно-государственного управления советской экономикой[15]. Сам политик считал нужным реформу форм собственности, в том числе, за счет развития арендной, акционерной и других форм собственности[16], а переход нашей страны к рыночным отношениям оценивал как существенное облегчение её интеграции в мировую экономическую систему[17].

Председатель Совета Министров СССР Н. И. Рыжков ещё даже до начала перестройки считал, что в СССР необходимо ввести многообразие форм собственности[18] и что советскую экономику надо «разгосударствить», передав порядка 50–60 % её объёма в частную собственность[19].

Бывший Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов вспоминал, что ещё в апреле 1985 г. в советском руководстве «день и ночь шли горячие споры, высказывались прямо противоположные точки зрения… Там, в частности, уже в апрельские ночи 1985 года у нас были споры с А. Н. Яковлевым и о частной собственности на землю, и о введении многопартийности, и об отношениях к странам Восточной Европы»[20].

Ещё более радикальные экономические взгляды высказывал ближайший соратник М. С. Горбачёва член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев. В декабре 1985 г.[21] он представил М. С. Горбачёву записку «Об основных слагаемых перестройки», в которой к таким слагаемым отнес: рыночную экономику с её оплатой по труду; собственника как субъекта свободы; демократию и гласность с их общедоступной информацией; систему обратных связей[22]. Как видно, половина слагаемых была отнесена к экономике, причем к рыночной экономике, о чём говорилось прямо. А. Н. Яковлев в этой записке, в частности, указывал: «Политические выводы марксизма неприемлемы для складывающейся цивилизации… Монособственность и моновласть — ещё не социализм… Кооперация и аренда — двигатели перестройки. Динамика развития арендных отношений и кооперативного движения — динамика перестройки экономики… Предприятие — фирма — объединение должны иметь дело только с банком: финансово-кредитная система — вершина управленческой пирамиды. А Госплан должен составлять государственные и общественные программы, конкурсно распределяя ресурсы и капитальные вложения. А для этого нужен нормальный рынок капитала. Отраслевые министерства — это монстры сталинизма… Министерства могут только гнить… О совершенствовании министерств не может быть и речи. Их должен упразднить хозрасчет»[23]. И далее автор заключал: «Рынок — это надсистемно и надэпохно… Нормальный обмен трудовыми эквивалентами возможен исключительно на рынке: другого люди не придумали… безрыночный социализм — утопия, причем кровавая»[24].

В связи с этим руководящее звено КПСС не ставило под сомнение необходимость перехода к рыночным отношениям — разногласия возникали лишь по вопросам сроков и программ такого перехода.

То есть если ещё в 1985 г. в советском руководстве шел поиск концепции дальнейших экономических преобразований, проводились консультации, обмен мнениями, шел выбор между совершенствованием социализма и рыночной перспективой, то к 1986 г. стали озвучиваться первые шаги выбранной программы.

По этой причине трудно согласиться с распространённым в научной литературе мнением, что в начале перестройки был взят курс на «ускорение», в рамках которого руководством СССР осуществлялись экономические преобразования по совершенствованию социализма, и лишь в 1989–1990 гг. было принято решение о переходе к рынку[25].

Как будет показано далее, юридический процесс официальной смены общественно-экономической формации в СССР условно можно подразделить на 2 этапа. В течение первого этапа (1986–1990 гг.) принимались нормативные акты, которые выстраивали фундамент будущих рыночных отношений: возрождались отношения частной собственности, легализовывалось предпринимательство, вместо централизованных вводились свободные (договорные) цены на товары и услуги, допускались коммерческие банки, формировался рынок ценных бумаг, ликвидировалась монополия внешней торговли и так далее. Программными нормативными актами, правовыми локомотивами явились Закон о государственном предприятии (объединении) СССР 1987 г.[26] и Закон о кооперации в СССР 1988 г.[27], составившие своего рода «экономическую конституцию» первого этапа построения рыночной экономики в СССР. Однако одновременно заявлялось о том, что принимаемые экономические меры направлены на оздоровление и укрепление социализма, указывалось на приверженность «социалистическому выбору», на построение социализма «с человеческим лицом», на раскрытие истинного политэкономического содержания социализма[28], на возвращение к ленинской его модели, существовавшей в эпоху НЭПа. То есть решения были «рыночными», а риторика — «социалистической».

На втором этапе (1990–1991 гг.) о переходе к рыночной экономике стали говорить официально. Были приняты два важных документа, составивших своего рода «программу» построения рыночной экономики — Постановление Совета Министров СССР от 16.08.1990 № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства»[29] и «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» (одобрены Верховным Советом СССР 19 октября 1990 г.)[30].

Данные правовые акты содержали комплекс запланированных мер рыночного характера — разгосударствление экономики и приватизация государственной собственности, проведение земельной реформы, дальнейшее развитие предпринимательства, стимулирование конкуренции производителей, окончательный переход к свободному ценообразованию, формирование рынка труда, полная коммерциализация банков, введение коммерческого курса рубля, формирование валютного рынка, развитие рынка ценных бумаг, привлечение иностранного капитала и интеграция СССР в систему мирохозяйственных связей. Аналогичные программы принимались и на уровне союзных республик[31]. На данном этапе принимаемые решения и официальная риторика были одинаковыми — рыночными. Разумеется, что и в этот период запланированные шаги требовали нормативно-правового оформления.

Надо учитывать, что такой коренной вопрос как смена общественно-экономической формации привел к необходимости не отдельных, «точечных», изменений законодательства, а к системному пересмотру всей нормативной базы СССР. Кардинальные изменения в экономическом фундаменте привели к ещё большим переменам в юридической надстройке. Понятно, что перейти от одной экономической системы к другой, только лишь изменив отношения собственности, — невозможно. Для предпринимателя необходимы также рынок рабочей силы, валютный рынок, фондовый рынок, отсутствие государственного директивного народнохозяйственного планирования, наличие коммерческой банковской системы, возможность свободного выхода на внешний рынок, право свободного ценообразования и так далее. Но именно это было барьером в СССР, причем не только экономическим, но и юридическим. Поэтому подлежали существенному реформированию: конституционное, гражданское, хозяйственное, трудовое, финансовое, уголовное право и иные отрасли советского права. Именно этим объясняется резкая активизация законотворческой работы в СССР во второй половине 1980-х — 1991 гг.

Таким образом, в начале перестройки в СССР у руководства КПСС и советского государства было два пути, две программы дальнейшего экономического развития нашей страны: первая — совершенствование социализма, вторая — переход к рыночным отношениям. Был выбран последний путь.

Переход к рынку был начат сразу после начала перестройки. Если в 1985 г. шла выработка концепции предстоящих преобразований, то уже в 1986 г. были сделаны первые шаги по её претворению в жизнь.

С юридической точки зрения переход к рынку осуществлялся в два этапа: первый «латентный», когда под социалистическую риторику об укреплении и развитии плановой экономики СССР закладывался нормативный фундамент будущего капиталистического уклада советской экономики. Второй, «открытый», этап характеризовался официальным построением в СССР рыночной экономики.

Переход к капиталистическим отношениям, в соответствии с разработанной программой экономических мер, потребовал коренных, фундаментальных изменений всей правовой системы СССР. Необходимо было пересматривать правовое регулирование отношений собственности, ценообразования, труда, валютных отношений. Нужно было отказываться от государственной банковской монополии, государственной валютной монополии и государственной монополии внешней торговли, кардинально менять таможенное право, решать вопрос о целесообразности сохранения народнохозяйственного планирования. Это привело к «взрыву» законотворческой работы в СССР во второй половине 1980-х — 1991 г.

Примечания

1

Обратим внимание, что в настоящей главе не делается анализ предлагавшихся в период перестройки программ перехода к рынку: программы «500 дней» и других. Их исследование не входит в рамки настоящей работы. Представляет интерес именно программа советского руководства, положенная в основу «радикальной экономической реформы» и предопределившая соответствующие «тектонические» изменения правовой системы СССР.

2

Речь Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС 11 марта 1985 года // Правда. 1985, 12 мар.

3

Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева «О созыве очередного XXVII съезда КПСС и задачах, связанных с его подготовкой и проведением» // Правда. 1985, 24 апр.

4

Горбачев М. С. Настойчиво двигаться вперед. Выступление на собрании актива Ленинградской партийной организации 17.05.1985 г. М., 1985. С. 13–24.

5

Горбачев М. С. Коренной вопрос экономической политики партии. Доклад на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса 11 июня 1985 года. М., 1985. С. 6–10.

6

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15 октября 1985 г. М., 1985. С. 7.

7

Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва / XXVII Съезд Коммунистической партии Советского Союза, 25 февр. — 6 марта 1986 г. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1986. С. 54–57.

9

О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 25 июня 1987 года // Правда. 1987, 26 июня.

10

Основные положения коренной перестройки управления экономикой // Правда. 1987, 27 июня.

11

Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987. С. 81–101.

12

XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня — 1 июля 1988 г.: Стенографический отчет. В 2 т. Т. 1. М., 1988. С. 28–35.

13

Лигачев Е. К. Загадка Горбачева. Новосибирск, 1992. С. 299.

14

Такую оценку советской радикальной экономической реформы 1987 г. делали и зарубежные исследователи — см., напр.: Marshall I. Goldman. The Soviet Economy and the need for Reforms // The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Jan., 1990. Vol. 507. Р. 32

15

Лигачев Е. К. Указ. соч. С. 151.

18

Рыжков Н. И. Главный свидетель. М., 2009. С. 139–140.

20

Лукьянов А. И. Август 91-го. Был ли заговор? М., 2010. С. 9–10.

21

По другим данным — в декабре 1986 г. / Александр Яковлев. Перестройка: 1985–1991. М., 2008. С. 63, 779.

22

Александр Яковлев. Перестройка: 1985–1991. М., 2008. С. 68.

23

Там же. С. 64–65, 68–69.

25

См., напр.: Абрамова Ю. А., Дмитриев А. Е. Экономические преобразования периода перестройки: 1985–1991 гг. // Известия МГТУ «МАМИ». 2013. № 1. Т. 6. С. 45; Полынов М. Ф., Тарасова Е. А. Переход к рыночной экономике в СССР в годы перестройки: борьба за создание концепции. 1989–1991 гг. // Новейшая история России. 2017. № 1. С. 113; Хаиткулов Р. Г., Шестаков Д. Е. Российские экономические реформы: история эволюции концепций // Мир России. 2012. № 1. С. 56–57; Ханин Г. И. Экономические дискуссии конца перестройки // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2008. № 12. С. 92–94.

26

Ведомости ВС СССР. 1987. № 26. Ст. 385.

27

Там же. № 22. Ст. 355.

28

См., напр.: Ст. 1 Закона о кооперации в СССР; Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987. С. 84.

29

СП СССР. 1990. № 24. Ст. 114.

30

Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 44. Ст. 906.

31

См., напр.: Постановление Верховного Совета Казахской ССР от 26.10.1990 № 308 — XII «О программе перехода Казахской ССР к рынку» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990. № 44. Ст. 409; Концепция перехода Украинской ССР к рыночной экономике // Ведомости Верховного Совета Украинской ССР. 1990. № 48. Ст. 632.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ботулотоксин типа а инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации bmw r1200rt 2012
  • 1xbet руководство компании
  • Магний в6 бад инструкция по применению цена
  • Msi 770t c45 мануал