Прогрессивные формы руководства



Скачать материал

Стиль руководства и Лидерство в инновационных организацияхПодготовили студен...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

аудиоформат

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Стиль руководства и Лидерство в инновационных организацияхПодготовили студен...

    1 слайд

    Стиль руководства и Лидерство в инновационных организациях
    Подготовили студенты группы 9551:
    Калязина. А.
    Степанов. С.

  • Под стилем руководства принято понимать совокупность всех методов, приемов, д...

    2 слайд

    Под стилем руководства принято понимать совокупность всех методов, приемов, действий, которые использует руководитель в своей деятельности.

    Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем, однако это не исключает возможностей обобщения стилей разных менеджеров.

  • Принято делить руководителей на «автократов» и «демократов», однако такое раз...

    3 слайд

    Принято делить руководителей на «автократов» и «демократов», однако такое разделение весьма условно и трудно встретить представителей этих стилей в «чистом виде».

  • Индивидуальность стилей проявляется, прежде всего, в процессе общения менедже...

    4 слайд

    Индивидуальность стилей проявляется, прежде всего, в процессе общения менеджера с персоналом и тесно связана с категорией лидерства в управлении, то есть способностью руководителя влиять на отдельные личности или группы людей, побуждая их к деятельности для достижения целей организации.

  • По признаку целевой ориентации различают две категории стилей руководства в и...

    5 слайд

    По признаку целевой ориентации различают две категории стилей руководства в инновационной сфере:

    руководство, ориентированное на задачу
    руководство, ориентированное на сотрудников

  • Степень участия сотрудников в управлении инновациями характеризует определенн...

    6 слайд

    Степень участия сотрудников в управлении инновациями характеризует определенный стиль руководства инновационной деятельностью.

    Различают два полярных по этому признаку стиля руководства: авторитарный и коллективный (или кооперативный). Общая характеристика этих стилей руководства приведена на рисунке.

  • Децентрализация  личной власти руководителя не лишает соответствующей его дол...

    7 слайд

    Децентрализация личной власти руководителя не лишает соответствующей его должности полноты власти и ответственности за инновационную деятельность на предприятии.

    Таким образом, форма организации руководства зависит от того, насколько официально регламентированы отношения менеджера с персоналом ИП. По этому признаку различают формальный и неформальный стили руководства

  • Структурная жесткость, или формальный стиль руководства, предполагает делегир...

    8 слайд

    Структурная жесткость, или формальный стиль руководства, предполагает делегирование полномочий, официально закрепленных в документах; наличие системы стратегического и текущего планирования инновационных исследований; отлаженного механизма коммуникаций и обмена информацией.

  • Поведенческая мягкость, или неформальный интерактивный стиль руководства, рас...

    9 слайд

    Поведенческая мягкость, или неформальный интерактивный стиль руководства, расширяет свободу научно-технических кадров в принятии решений, т.е. создает ситуацию, когда строгая регламентация управленческих функций нецелесообразна, поскольку сотрудники с высоким творческим потенциалом решают проблемы вне установленных парадигм.

  • Источниками воздействия харизматичных руководителей являются:1) четкое видени...

    10 слайд

    Источниками воздействия харизматичных руководителей являются:
    1) четкое видение будущего, который подразделяется сотрудниками;
    2) создание системы корпоративных ценностей, которые поддерживаются всеми работающими
    3) взаимное доверие лидера и сотрудников.
    Харизматических лидеров, которые имеют особые способности по управлению внедрением инноваций, называют трансформируя руководителями

  • Прогрессивные формы руководства в инновационном менеджменте обеспечивают прос...

    11 слайд

    Прогрессивные формы руководства в инновационном менеджменте обеспечивают простор для инициативы каждого участника инноваций, групповых решений и влияют на формирование инновационной культуры в организации.

  • культура организации представляет собой сложную композицию важных базовых цен...

    12 слайд

    культура организации представляет собой сложную композицию важных базовых ценностей, норм, соглашений, философии управления, моделей поведения, разделяемые всеми членами организации, сознательно желают выполнять возложенные на них требования.

    технократическая модель общественного прогресса себя исчерпала и вектор качественного развития, обновление цивилизации определяет именно инновационная культура.

  • инновационная культура результат социальных взаимодействий и передается через...

    13 слайд

    инновационная культура
    результат социальных взаимодействий и передается через обучение, многочисленные контакты между группами людей, поведение, установки, нормы, систему ценностных ориентаций, манеры одеваться, этику трудовых отношений, символы, стиль руководства, церемонии, коммуникации, язык.

  • мотивированность рабочих к знаниям и разработки инноваций;
- нацеленность на...

    14 слайд

    мотивированность рабочих к знаниям и разработки инноваций;
    — нацеленность на результат;
    работа в команде;
    стремление достичь высокого профессионализма;
    возможность общения с коллегами на семинарах, выставках, конференциях (вне работы);
    свобода выражения мнений, идей;
    свобода творчества.

    По мнению Стивена Робинса сущность инновационной культуры организации раскрывается в таких характеристиках, как:

  • Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент - М.: Питер, 2009 - с.208
Ивасенко...

    15 слайд

    Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент — М.: Питер, 2009 — с.208
    Ивасенко Н.А. Инновационный менеджмент — М.: ИНФРА-М, 2004 — с.206.
    Имидж лидера. // Под ред. Егоровой Е. — М., 2004. — с.57
    Абрамешин А.Е. Инновационный менеджмент — М.: Европейский центр по качеству, 2003 — с.275

    Список Литературы

  • Спасибо за внимание

    16 слайд

    Спасибо за внимание

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 223 130 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.12.2019
  • 199
  • 0
  • 05.12.2019
  • 258
  • 0
  • 05.12.2019
  • 161
  • 0
  • 05.12.2019
  • 283
  • 2
  • 05.12.2019
  • 196
  • 0
  • 05.12.2019
  • 526
  • 5
  • 05.12.2019
  • 237
  • 3
  • 05.12.2019
  • 278
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Облачные технологии в образовании»

  • Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы педагогического дизайна»

  • Курс повышения квалификации «Становление и развитие профессионального сознания в контексте введения профессионального стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях»

  • Курс повышения квалификации «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Государственно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методическая работа преподавателя вуза в современных условиях»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

  • Курс повышения квалификации «Инструменты и методы воспитания российской гражданской идентичности согласно ФГОС»

награждение по ним проявляется для сотрудника в форме заработной платы, дополнительных премиальных выплат и социальных услуг со стороны ИП, продвижения по службе и различных отличий и поощрений. При постро­ ении системы мотивации важно обеспечить соответствие внешних и внут­ ренних оценок и вознаграждений как условия гармоничного и производи­ тельного труда сотрудников.

Процесс мотивации в инновационном менеджменте. Мотивация со сто­ роны менеджмента представляет собой постоянно повторяющийся процесс, содержащий три основные стадии: выбор и характеристика объекта мотива­ ции, построение альтернативных вариантов мотивации и принятие мотивационного решения. Схематически содержание процесса мотивации пред­ ставлено на рис. 2.10.

Характеристика

Формирование

Принятие

объекта

альтернатив

решения

мотивации

мотивации

о мотивации

Оценка

Анализ концепций

Сравнение

ситуации

мотивации

вариантов

Анализ

Формирование

Экспериментальная

трудовых

критериев оценки

апробация

аспектов

результатов

варианта

деятельности

Анализ

Определение

Оценка

персональных

способов

результатов

аспектов

вознаграждения

и принятие

решения

Рис, 2.10. Процесс мотивации в инновационном менеджменте

Характеристика объекта мотивации должна выявить существенные ас­ пекты мотивационного механизма, связанные с определением системы цен­ ностей как для субъекта, так и для объекта мотивации. При этом необходимо выделить два аспекта деятельности: индивидуальные, личностные мотивы труда сотрудника и условия его труда, предоставляемые ИП при проведении инноваций. Трудовые аспекты должны отражать характер поручаемых задач, подчиненность сотрудника, режим и пространственные условия рабо­ ты. В случае выявления противоречий в трудовых и персональных аспектах деятельности сотрудника следует принять меры к их сочетанию. В против­ ном случае в дальнейшем не удастся создать гармоничный механизм моти­ вации.

Формирование альтернатив мотивации труда предполагает выявление альтернативных решений по трем элементам: общей концепции мотивации (содержательная, процессуальная или смешанная), составу критериев внеш­ ней и внутренней оценки результатов деятельности объекта и способам его

80

вознаграждения. По каждому из элементов менеджмент может наметить несколько возможных вариантов решений в соответствии с выявленной спецификой объекта мотивации. Совокупность частных решений по элемен­ там мотивации создает матрицу допустимых решений.

Оценка намеченных вариантов может быть проведена только на основе экспериментальной проверки в ходе инновационной деятельности. Количе­ ственная оценка эффективности принятой системы мотивации в инноваци­ онных структурах проявляется в качественных и количественных итоговых показателях ИП, в движении кадров, в приросте научно-технического потен­ циала ИП. Именно ввиду долгосрочного характера эффекта мотивации и ее косвенного воздействия на инновационные процессы необходимо осущест­ влять постоянную работу по совершенствованию мотивационного механиз­ ма на ИП.

2.3.3. Стиль руководства инновациями

Социально-психологический климат на ИП в значительной степени за­ висит от стиля руководства. Под стилем руководства принято понимать виды и способы выполнения менеджером управленческих функций, кото­ рые находят выражение в отношениях с подчиненными. Понятие «стиль руководства» теснейшим образом связано с категорией лидерства в управ­ лении, т. е. способности руководителя влиять на отдельные личности или группы людей, побуждая их к деятельности, направленной на достижение целей организации. Стремясь к обеспечению лидерства, менеджер исполь­ зует разнообразные способы воздействия на подчиненных и коллег. В зави­ симости от преимущественного предпочтения этих способов и их комбина­ ции выделяют различные стили руководства. Принципиальное значение при их систематизации имеют признаки целевой ориентации, объема и форм организации руководства.

По признаку целевой ориентации можно выделить две категории стилей руководства творческим коллективом в инновационной сфере: руководство, ориентированное на задачи, и руководство, ориентированное на сотрудни­ ков. Первая категория настроена на обеспечение достижения установленных целей инновационной деятельности путем строгого соблюдения процедур планирования, организации и контроля на ИП. Руководство, ориентирован­ ное на сотрудников, предполагает создание наиболее благоприятных усло­ вий для творческого труда на ИП и использует преимущественно методы делегирования, мотивации и коммуникаций для регулирования человечес­ ких отношений в коллективе. Естественно, на практике речь идет об опреде­ ленном сочетании этих двух экстремальных вариантов. Объем управленчес­ кой деятельности на ИП зависит от количества сотрудников, принимающих в ней участие. Степень участия сотрудников в управлении инновациями характеризует определенный стиль руководства инновационной деятель­ ностью. Различают два полярных по этому признаку стиля руководства:

81

авторитарный и коллективный (или кооперативный). Общая характеристи­ ка этих стилей руководства приведена на рис. 2.11.

Характеристика

Авторитарный

Коллективный

Принцип

Руководитель = распорядитель

Руководитель = координатор

Руководимый = подчиненный

Руководимый = партнер

Авторитет

По должности

По работе

Форма

Детальная организация

Общие организационные рамки

организации

исполнения работы

исполнения работы

Вид решений

Единоличные

Коллегиальные

Вид распоряжений

Приказ

Просьба

Делегирование

Делегируются

Делегируются

исполнительские задачи

общая постановка задачи

и ответственность за них

и общая ответственность

Вид контроля

Контроль исполнения

Контроль результата

Рис, 2.11. Характеристика авторитарного и коллективного стилей руководства

В чистом виде полярные по объему стили руководства встречаются край­ не редко. На практике степень участия сотрудников может меняться на различных стадиях проявления волевых решений при осуществлении инно­ вационных процессов. Модель формирования стиля руководства по этому признаку можно представить как морфологическую матрицу сочетаний мо­ нополярных (авторитарных) и мультиполярных (коллективных) способов формирования проблем, принятия управленческих решений и их реализа­ ции (см. рис. 2.12).

Стиль

Формирование

Принятие

Реализация

Соче-

руководства

проблемы

решения

решения

1тания

|- монополярное

->Э

— монополярное—+

1

1- мультиполярное

Авторитарный — >

монополярное ——+

->П

->П

1

|- монополярное

мультиполярное-+

->С

|- мультиполярное

|- монополярное

->С

— монополярное—+

1

1- мультиполярное

Коллективный — >

мультиполярное •-+’

->П

->П

1

|- монополярное

— мультиполярное~+

->Э

1- мультиполярное

Рис. 2.12. Модель формирования стиля руководства в инновациях:

Э — экстремальная система, П — промежуточная система, С — наиболее слабая система

82

Форма организации руководства зависит от того, насколько официально регламентированы отношения менеджера с персоналом ИП. По этому при­ знаку различают формальный и неформальный стили руководства. Фор­ мальный стиль руководства возможен при строгом регламентировании для всех участников инновационного процесса их задач, уровня компетенции и ответственности по всем осуществляемым проектам и работам.

Неформальный стиль руководства возникает при невозможности (ввиду многочисленности участников или сложности структуры) или нецелесооб­ разности (вследствие краткосрочности образования структуры) полностью регламентировать управленческие функции в менеджменте ИП. Нефор­ мальный стиль руководства оставляет для менеджера значительно ббльшую степень свободы, однако требует от него и ббльших усилий, авторитета и профессиональных навыков. В практике на ИП не встречаются в чистом виде формальные или неформальные стили руководства. В вертикальных связях и коммуникациях стараются реализовать формальный стиль руко­ водства, в то время как горизонтальные коммуникации осуществляются без строгой регламентации. Рассмотренные признаки целевой ориентации, объема и формы организации руководства на ИП выступают во взаимосвязи, образуя наиболее эффективную систему отношений и формируя комфорт­ ный психологический климат в творческом коллективе. Прогрессивные формы руководства в инновационном менеджменте все чаще приобретают признаки демократичного стиля, обеспечивающего значительный простор для инициативы каждого участника инноваций и групповых решений.

2.4. Технология и методы инновационного менеджмента

Технология и методы инновационного менеджмента составляют содер­ жание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, не зависящие от характера осущест­ вляемых инноваций, масштабов инновационной деятельности или отрасли народного хозяйства. По существу процессуальные функции выражают еди­ ную технологию реализации всех основных функций управления: формиро­ вания целей и планирования инноваций, организации и контроля инноваци­ онных процессов. Процессуальные функции содержат два главных компо­ нента инновационного менеджмента: коммуникации и решения.

2.4.1. Коммуникации в инновационном менеджменте

Сущность и задачи коммуникаций. Практическая деятельность менед­ жера любого уровня во всех сферах инновационного процесса выражается в общении с людьми и заключается в получении, переработке, использовании и передаче информации. Известно, что руководитель любого уровня от 50 до 90% своего времени тратит на работу с информацией. Информация, таким

83

образом, составляет один из центральных элементов управленческой дея­ тельности на ИП. При этом под информацией в менеджменте понимаются целенаправленные знания, используемые для анализа ситуации и принятия управленческих решений. Объем и содержание информации на предпри­ ятии зависят от масштабов и характера осуществляемых инновационных программ, принятой организационной структуры ИП. Современные ИП, обладающие, как правило, сложной многоуровневой и диверсифицирован­ ной структурой, вынуждены использовать в своей деятельности огромные объемы разнообразной научно-технической, технологической, производст­ венной и экономической информации, составляющей содержание внутри­ фирменной информационной системы. Уровень информационного обеспе­ чения инновационных процессов, качество информационной системы, ее полнота, оперативность и гибкость имеют жизненно важное значение для ИП. Однако не менее существенное значение имеют и способы использова­ ния информации для управления инновациями в процессе коммуникаций на ИП. Коммуникации в менеджменте — обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребнос­ тями использующего ее управленческого звена и характером принимаемого управленческого решения. В процессе разделения труда, характерном для современных ИП, каждое лицо, принимающее решение, концентрирует у себя определенную информацию. Для подготовки и последующей реализа­ ции управленческого решения менеджер должен собрать, обобщить и пере­ дать соответствующую информацию другому лицу или нескольким лицам. Обмен информацией между участниками инновационного процесса с целью эффективной организации деятельности ИП и составляет сущность функ­ ции коммуникации. Схематически суть коммуникации можно представить следующей упрощенной процедурой (см. рис. 2.13).

Коммуникатор

Коммуникационный канал

Коммуникант

I (передатчик)

(приемник)

i к

Обратная связь

Рис. 2,13. Структура коммуникационной ячейки

Элементарным звеном коммуникационного процесса выступает комму­ никационная ячейка, состоящая из коммуникатора (передатчика), коммуни­ канта (приемника) и коммуникационного канала. В качестве коммуникато­ ра может выступать любое звено структуры, принимающее управленческое решение. Именно у него возникает содержательная идея о предмете комму­ никации, связанная с осуществляемым инновационным проектом или орга­ низационной деятельностью менеджера. Коммуникатор как инициатор ин-

84

формационного контакта определяет состав коммуникантов и выбирает форму коммуникационного канала.

Коммуникант может представлять элементы внешней среды и внутрен­ ние звенья ИП. В качестве внешнего коммуниканта выступают партнеры по кооперации, сбытовые организации и поставщики, центральные, в том числе международные, информационные фонды, вышестоящие организации и т. п. Внутренние коммуниканты определяются вертикальными и горизонталь­ ными связями на ИП. Вертикальные связи реализуются через межуровневые коммуникации, например: руководство ИП — службы и подразделения или руководитель группы — исполнитель. Горизонтальные связи находят выражение в функциональных коммуникациях (межотдельские или меж­ личностные коммуникации в группе и т. п.).

Активное и существенное значение для эффективности коммуникации имеет правильный выбор коммуникационного канала. В качестве коммуни­ кационного канала используется большое разнообразие носителей инфор­ мации. Выбор конкретного носителя зависит от характера информации, постоянства, интенсивности и периодичности использования канала. В ин­ новационном менеджменте форма коммуникационного канала должна учи­ тывать и эмоциональные аспекты, возможности аргументации, убеждения, мобилизации исполнителей. Наряду с техническими средствами передачи информации в инновационном менеджменте целесообразно предусматри­ вать в качестве коммуникационных каналов научно-технические совеща­ ния, конференции, семинары, активные формы выработки решений типа «мозговой атаки» и пр. Выбор коммуникационного канала зависит и от того, является ли коммуникация временной, разовой или относится к штатным формам деятельности менеджера. Постоянные коммуникационные каналы объединяются в коммуникационные сети, которые состоят из пунктов и связей. В пунктах коммуникационные партнеры выступают и как передат­ чики, и как приемники информации. Связи определяют коммуникационные каналы. В зависимости от структуры различают звездообразные, кольцевые и полные коммуникационные сети в менеджменте (см. рис. 2.14).

%1U ^

Д * <

а)звездообразная

б)кольцевая

в) полная

Рлс. 2.14. Типы структур коммуникационных сетей в менеджменте

85

При звездообразной сети, используемой преимущественно в централизо­ ванных структурах организаций, коммуникатор А имеет кратчайшую форму связи со всеми коммуникантами от Б до Е. В свою очередь все коммуниканты от Б до Е могут связываться друг с другом только через А. При кольцевой структуре устанавливаются устойчивые коммуникационные связи трех смежных партнеров. Наибольшие возможности для коммуникаций предо­ ставляет полная структура сети, при которой каждый из партнеров обеспе­ чен прямым коммуникационным каналом. Следует иметь в виду, что это и наиболее дорогостоящая, сложная и наименее помехоустойчивая структура. Обязательным элементом первичной коммуникационной ячейки выступает канал обратной связи, без которого немыслим действенный обмен информа­ цией, контроль полноты и правильности усвоения передаваемой информа­ ции. По утверждению специалистов, до второго уровня иерархии руководи­ телей доходит обычно лишь 63% передаваемой информации, до третьего уровня ~ 40, до четвертого — 20%. Качественно изменить подобное соотно­ шение на крупных ИП со сложной структурой возможно только при тща­ тельной организации обратных коммуникационных связей.

Коммуникация как функция менеджмента занимается рациональной ор­ ганизацией информационных потоков на ИП с целью эффективного управ­ ления инновационными процессами. Основными задачами коммуникаций в инновационном менеджменте являются:

определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на ИП;

организация информационного обеспечения системы управления на

ИП;

формирование рациональных способов и процедур подготовки и реали­ зации управленческих решений;

разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении;

координация и контроль управленческих решений, обеспечение испол­ нительской дисциплины на ИП;

разработка и реализация единой технической политики в области ин­ формационных технологий в управлении на ИП.

Несмотря на существенное значение технических средств в информаци­ онном обеспечении инновационных процессов, следует иметь в виду, что коммуникационная функция менеджмента имеет значительно более широ­ кий круг задач. Она выступает связующим звеном между формированием целей, планированием, организацией и контролем инноваций и обеспечива­ ет их качественное исполнение.

Виды и формы коммуникаций в инновационном менеджменте. Специа­ лизация как следствие разделения труда в инновациях наряду с постоянно усложняющейся организационной структурой ИП приводит к расширению разнообразия видов и форм коммуникаций в менеджменте на ИП. В теории менеджмента и на практике выработаны достаточно общие рекомендации по способам и приемам организации эффективной системы коммуникаций в

86

той или иной сфере предпринимательской деятельности. В основу таких рекомендаций закладывается, как правило, учет специфических свойств уп­ равляемых объектов, состава партнеров и характера решаемых совместно проблем. Особенности инновационных процессов безусловно предъявляют специфические требования к организации коммуникационных отношений в этой сфере. Необходимо учитывать высокий образовательный и интеллек­ туальный уровень участников инноваций, неопределенный характер ожида­ емых результатов и связанную с ним высокую степень коммерческого риска, многовариантность возможных решений проблем и часто недостаточность использования лишь экономических критериев для их оценки. Определен­ ную сложность в организации коммуникаций в инновациях составляет и фактор перспективной ориентации инновационных проектов, прогнозный характер ожидаемых последствий во внешней среде, многообразие партне­ ров из различных отраслей науки, техники и производства. Все перечислен­ ные особенности инноваций должны учитываться при формировании состава и видов коммуникаций на ИП. Принципиальное значение при дифференциа­ ции коммуникаций имеют следующие признаки: направление, область исполь­ зования, способ и форма коммуникационных отношений (см. рис, 2.15). В зависимости от направления различают содержательные и процессуальные коммуникации.

Виды коммуникаций в инновационном менеджменте

Направление

Область

Способ

Форма

коммуникаций

использования

коммуникаций

коммуникаций

Содерж ательные

Формирс)вание

Формаль>ный

Внутренние

1 целей

Планирование

Организация

Процес(дуальные

Контроль

Неформ альный

Внешние

Рис. 2.15. Виды коммуникаций в инновационном менеджменте

Содержательные коммуникации специалистов связаны с выполнением ими специфических функциональных обязанностей, вытекающих из прово­ димых инновационных программ и имеющих профессиональный характер.

Процессуальные коммуникации, часто называемые организационными и характерные в большей степени для руководителей различного уровня на­ чиная от руководителя группы, имеют регламентированную форму, перио­ дичность и направлены на поддержание эффективного менеджмента на ИП.

87

Коммуникации направлены на обеспечение качественной подготовки и реализацию управленческих решений, принимаемых в рамках стратегичес­ кого управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на ИП. Способы осуществления коммуникаций выбираются в соответствии с обеспечиваемой ими функцией управления. Особое значение имеют коммуникации, связанные с контролем за ходом инновационных про­ цессов. Они должны носить содержательный (контроль за качеством работ, достоверностью и полнотой экспериментов и т. д.) и процессуальный (кон­ троль сроков, затрат, режима работ и т. д.) характер. Коммуникации в инно­ вациях могут иметь формальный и неформальный способы осуществления. Ввиду творческого характера труда разработчиков содержательные комму­ никации в инновациях часто носят неформальный характер. Процессуаль­ ные коммуникации требуют более строгой регламентации, обязательного выполнения и протокольного оформления.

Формы коммуникаций в менеджменте различаются на внешние и внут­ ренние. Внешние коммуникации ИП определяются его окружающей средой:

коммуникации с потребителями с помощью рекламы и специальных программ продвижения продукции на рынки;

коммуникации с поставщиками и партнерами по кооперации с помо­ щью соглашений, договоров и организационных мер;

коммуникации с общественностью с целью создания и поддержания научного имиджа на местном, национальном и международном уровнях;

коммуникации с государственными органами в форме статистической отчетности, налоговых платежей, экологического и прочих видов надзора;

коммуникации с политическими структурами с целью влияния на зако­ нодательную деятельность в стране путем лоббирования на разных уровнях благоприятных решений;

коммуникации с общественными организациями, в том числе профсо­ юзными, с целью формирования благоприятных условий найма и труда работников.

Внутренние коммуникации определяются организационной структурой ИП. Принципиально по формам проведения различают вертикальные межуровневые и горизонтальные (функциональные) коммуникации. При их организации необходимо учитывать разнонаправленность коммуникацион­ ных связей: вертикальные коммуникации должны отражать как восходящие, так и нисходящие информационные потоки, а горизонтальные — возмож­ ность двустороннего информационного обмена.

Процесс коммуникаций в инновационном менеджменте. Коммуникации в инновационном менеджменте отражают непрерывный процесс обмена ин­ формацией между участниками инноваций. Рабочая процедура коммуникаци­ онного процесса включает, как правило, четыре последовательных этапа: под­ готовку информации, выбор коммуникационного канала, передачу информа­ ции и контроль реакции. Подготовка информации В1сяючает генерирование идеи коммуникации, ее цели, оценку возможных последствий, определение состава коммуникантов и выбор времени осуществления коммуникации.

88

Выбор коммуникационного канала означает тщательную подготовку про­ цедуры передачи информации, т. е. определение способа и формы обмена информацией, подбор технических средств, кодирование информации, спо­ собы ее дублирования. Следует помнить, что коммуникационный канал в инновационном менеджменте — это не просто техническое средство. Это эле­ мент, несущий значительную психологическую нагрузку. В зависимости от целей коммуникации могут использоваться различные коммуникационные каналы: приказы и распоряжения, совещания и конференции, бюллетени и информационные сообщения, беседы и административные комиссии, отче­ ты и протоколы и многие другие способы эффективного обмена управлен­ ческой информацией. Передача информации означает осуществление в ус­ тановленный срок продуманного и подготовленного мероприятия по обме­ ну информацией. Этот этап составляет часть целостного коммуникацион­ ного процесса.

Завершающим этапом коммуникационного процесса является контроль реакции коммуникантов на полученную информацию путем сопоставления ожидаемых и фактических результатов. При оценке результатов следует учитывать возможное негативное влияние различных факторов: наличие информационных шумов, искажающих смысл сообщения, возникновение вербальных и невербальных помех при обмене, использование несоответст­ вующей информационной технологии и пр.

Эффективность коммуникаций, как и любого процесса, зависит от уров­ ня их организации. Главная цель организации коммуникационного процесса на ИП состоит в обеспечении полного усвоения передаваемой информации при минимальных затратах на менеджмент. Как любая организационная задача, проектирование коммуникационных процессов на ИП предусматривает три основные фазы работ: формирование коммуникационной проблемы, поиск вариантов ее решения и принятие коммуникационного решения (рис. 2.16).

Формирование

»>

Поиск вариантов

Принятие

коммуникационной

решения

коммуникационного

проблемы

проблемы

решения

Оценка

Формирование

Сравнение

состояния

информационных

вариантов

потоков

Анализ

Этапы

Выбор

информационных

коммуникационньIX

эффективного

потерь

процессов

варианта

Расчет

Выбор

Принятие

потребности

коммуникационньIX

решения

в информации

каналов

Рис. 2.16. Процесс проектирования коммуникаций

89

Зачем нужны новые способы работы? Зачем нужен Agile? Зачем нужны самоорганизующиеся организации? Зачем нужно делегировать полномочия и принятие решений? Зачем нужны психологически безопасные встречи? Зачем нужна культура обратной связи, обучения и экспериментирования? Почему нельзя продолжать жить в обычной системе управления сверху вниз? Все это хорошие вопросы. Короткий ответ: наши организации сложны, а не линейны! И прежде всего их судьба зависит от принятия этой реальности и здорового человеческого взаимодействия. Чтобы изучить эту идею более подробно, мы начнем с краткого экскурса в историю.

Времена до Рождества Христова в интересах экономии времени мы пропустим.

Римский период: мы также перенесемся через римский период — он продлился почти 500 лет. Они действительно хорошо справились.
Средневековье (476–1500 гг.): сожмем эти 1000 лет в одном твите — интеллектуалы подвергались репрессиям со стороны церкви. Любые интересные идеи об эволюции и тому подобное не приветствовались.

Эпоха Просвещения (1685–1815 гг.): интеллектуальные энергии дали свои плоды. Мы говорим о Декарте — разум — главный источник знания; Дарвин — эволюция превосходит креационизм; а Ньютон — причинно-следственная связь.

Сделаем паузу в уроке истории. Пришло время заняться наукой, потому что с Ньютоном наука освободилась! Ньютон помог нам понять законы движения и гравитации. Он один из самых влиятельных ученых всех времен. Его теории формировали доминирующую научную точку зрения на протяжении веков. И у него были прекрасные волосы.

Благодаря открытиям Ньютона мы получили более глубокое понимание того, что мы называем линейными системами. Это системы, которые можно разобрать на части, чтобы понять поведение их элементов.

Линейные системы

В линейных системах есть несколько золотых правил, в том числе:

  • Порядок: они упорядочены; внутри них определенная причина вызывает определенное следствие. Всегда.
  • Редукционизм: их можно уменьшить; целое есть сумма его частей. Всегда.
  • Предсказуемость: как только поведение системы будет понято, все в ней можно будет точно предсказать. Всегда.

Как только вы поймете, как работает вся система, развитие знаний прекращается. Конец. В линейной системе нет сюрпризов. В них знание = порядок, а большее знание = больший порядок.

Таким образом, чем лучше вы понимаете линейную систему, тем больше у вас контроля над ней. Если вы точно понимаете, как она работает, то ее работа полностью предсказуема.

Линейные системы обладают определенными характеристиками:

  • Управление сверху вниз: они хорошо реагируют на это.
  • Промышленная сборочная линия: они следуют тем же нормам, что и сборочная линия.
  • Универсальные законы: они следуют законам, которые можно применять в любое время и в любом месте.

Примеры линейных систем включают часы, двигатели, ракеты и промышленные сборочные линии. Конвейер на колбасном заводе предсказуем. Он никогда не удивит вас, однажды выдав вместо колбасы котлету по-киевски.

И да, даже ракетостроение линейно! Конечно, оно невероятно сложно, но упорядоченно и предсказуемо. Вся ракета — это сумма ее частей, и если мы понимаем, как эти части работают, то мы полностью контролируем ситуацию.

Понимание всей системы (ракеты) означает, что мы можем точно предсказать, как она будет работать. Мы можем отправить ракеты в космос, и они будут вести себя одинаково.

Линейное мышление

Видение ньютоновского линейного мыслителя было упорядоченной Вселенной, управляемой наблюдаемыми и неизменными законами. Его миссия состояла в том, чтобы получить все знания. Он верил, что со временем будет найдена упорядоченная природа всех явлений. И когда это произойдет, мы поймем прошлое, узнаем настоящее и сможем предсказывать будущее!

И в наших организациях… потому что все системы линейны, верно?

(Я смотрю на вас, финансовый отдел… И на вас, высшее руководство, с вашим фетишем отчетности и фантазией о хрустальном шаре).

Ньютоновское линейное мышление заслуживает похвалы. Оно заложило основы промышленной революции, во время которой викторианцы стали феноменальными инженерами. Они построили системы железных дорог, каналов, промышленности. А также школы, больницы и организационные системы. Многие из них до сих пор с нами!

Такой успех породил высокую степень уверенности в способности человеческого разума справиться с любой ситуацией. Но не все системы линейны!

Ньютоновские мыслители были в ударе, но это было слишком хорошо, чтобы продолжаться бесконечно… Спустя несколько столетий начали появляться сомнения относительно того, все ли системы на самом деле линейны. Вскоре после окончания Викторианской эпохи (1837-1901 гг.) появился Эйнштейн! Его теория относительности (1905 г.) вывела общепринятую точку зрения за ньютоновские пределы. Это был прямой вызов упорядоченному мышлению.

Работа Эйнштейна показала нам, что не все системы линейны; что целое не обязательно является суммой своих частей; и что причина и следствие не всегда связаны. Внезапно не все явления укладываются в классические рамки. Ньютоновская линейная теория больше не была универсально применимой — она должна была жить рядом с вероятностным и непредсказуемым. Ньютоновцы были в ярости.

Слабостью линейного мышления было его высокомерие, сказал мой удивительно харизматичный преподаватель – доктор Самир Рихани, чьи лекции легли в основу этой статьи. Ньютоновский мыслитель считал, что у знания есть конечная точка, и что с полным знанием мы можем стать богами и контролировать все сущее.

Слабостью линейного мышления было его высокомерие.

Если бы мы только могли предсказывать и контролировать нашу политику, нашу экономику, наши страны и наши организации… Не говоря уже о наших коллегах и даже о самих себе (подумайте о настроении, концентрации, здоровье, благополучии, отдыхе, продуктивности, энтузиазме, отдыхе).

Конец линейного мышления?

Все хорошее когда-нибудь заканчивается, верно? К сожалению, не в случае попыток понять сложные явления с помощью линейного мышления. Или, по крайней мере, пока еще нет. Даже сегодня доказательство того, что все системы нелинейны, воспринимается нелегко. Не в последнюю очередь в наших организациях, большинство из которых отказываются признать существование новых реалий.

Эта двойная мера пренебрежения означает, что мы все еще страдаем от похмелья сэра Исаака Неприятности. Несмотря на крах законов Ньютона в некоторых сферах, упорядоченное мышление распространилось на «социальные науки» в 1950-х и 60-х годах.

Упорядоченные решения сложных проблем влияют на нашу политику, наши организации и нашу повседневную жизнь.

Такое пренебрежение привело к огромным страданиям — в нашей экономике, в нашей политике и в наших организациях, где прочно укоренилось управление сверху вниз. Посмотрите, как социальные «науки» хотели добиться успеха физических наук. Они завидовали.

И не потребовалось огромного интеллектуального скачка, чтобы применить уроки, полученные в физических науках, к социальной сфере, которая приняла те же законы, уверенность, оптимизм и порядок в своем подходе. Политику и экономику стали отождествлять с науками. И абсолютно зря.

В результате в современных организациях Ньютон не просто занимает место в совете директоров, он часто является его председателем. Это означает, что линейное мышление устанавливает границы того, что считается допустимой практикой, и это огромная проблема для наших организаций.

Надоедливые парадигмы

Учитывая все, чему мы научились с его времен, как, черт возьми, Ньютону все еще удается занимать место в совете директоров нашей организации?! Одна из причин — парадигмы. Парадигмы определяют то, как мы понимаем мир. Они устанавливают границы того, что считается допустимой практикой.

Почти все мы в блаженном неведении о том, что работаем и думаем в рамках надоедливых парадигм.

Снова экскурс в историю. В 17 веке Галилей сказал, что Земля вращается вокруг Солнца и не является центром Вселенной. Он был абсолютно прав! Тем не менее, он был помещен под бессрочный домашний арест Римско-католической церковью в 1633 году до своей смерти в 1642 году. Почему? Потому что он отважился выйти за рамки устоявшейся парадигмы того времени.

Парадигмы устанавливают границы того, что считается допустимой практикой.

Короче говоря, парадигмы владеют нашим мозгом. И они в общем неизвестны людям, чье мышление они ограничивают (это называется «парадигмальной слепотой»). В результате лидеры отказываются менять курс, отвергая лишь небольшие вариации неудачных линейных методов, потому что считают, что они на правильном пути и им нужно только подкорректировать текущую формулу.

Пригласим консультанта! Ах, не сработало. Давайте еще одного! О, опять не получилось. Должно быть это все менеджеры, давайте заменим их! Затем каждые 4 года или около того, я думаю, нам снова понадобится реструктуризация… Звучит знакомо? Это потому, что большинство консультантов, как и наши лидеры, торгуют только линейным мышлением. Вас предупреждали.

Итак, на горизонте появляется новая парадигма — теория сложности, но она развивается очень медленно.

Теория сложности

Сложность возникла в физических науках, когда Эйнштейн (и другие) открыли, что не все явления подчиняются линейным правилам, и физические науки начали различать линейные и нелинейные системы. Сложность признает, что одна причина может привести к более чем одному результату. Т.е. хотя мы можем понять и объяснить, почему определенное событие произошло сегодня, и при той же ситуации то же самое событие может произойти завтра, на следующий день может произойти что-то совершенно другое. Потому что универсальные законы неприменимы к нелинейным системам.

Там, где есть сложность, есть эмерджентность, адаптация и неопределенность. Эволюция существует в нелинейных системах, а это означает, что мы не можем предсказывать и контролировать события, потому что правила могут измениться так, как мы не можем предсказать. Единственное, что можно сказать наверняка о сложных системах, это то, что они непредсказуемы. Следствием этого является то, что люди не могут все контролировать — мы не можем быть богами, как считали ньютонианцы.

Нелинейность отражает неопределенность и сложность большинства социальных явлений, в том числе и наших организаций.
Сложность вытесняет текущую теорию управления, признавая, что организации представляют собой сложные адаптивные системы. В этом типе системы причина и следствие нестрого связаны между собой, поэтому управление сверху вниз не подходит.

В сложной адаптивной системе мы не можем с уверенностью предсказать или контролировать то, что произойдет, из-за огромного количества случайных взаимодействий внутри системы. Как и в случае с линейными системами, есть несколько золотых правил, в том числе:

  • Сложные адаптивные системы могут создавать эмерджентные свойства.
  • Они многовариантны, способны к неопределенной и длительной эволюции.
  • Мы не можем с уверенностью предсказать, что произойдет внутри них.
  • Причина не приводит к одному следствию.
  • Целое не есть сумма его частей.
  • Контроль ограничен.

Единственное, что можно сказать наверняка о сложных системах, это то, что они непредсказуемы.

Примеры сложных адаптивных систем включают погоду, трафик и экосистемы. А также это наши дети, города, домашние животные, партнеры, организации и мы сами.

В сложных адаптивных системах невозможно предпринять действия, гарантирующие желаемый результат. Таким образом, управление «сверху вниз» им не подходит, и ваш начальник, ваша команда, вся ваша организация действительно должны понимать это, чтобы функционировать эффективно.

И что?

Что ж, слишком поздно забивать Ньютона мешком яблок, и в любом случае он был во многом прав. Линейность не совсем неправильна, просто теперь у нас больше информации, а сложность может лучше объяснить больше событий.

Сегодняшние организации, в отличие от некоторых из их предшественников времен промышленной революции, представляют собой сложные адаптивные системы, и мы должны относиться к ним соответственно. Это означает, что нужно больше не обращаться с ними как с машинами и не ждать, пока будет задействована правильная комбинация рычагов для достижения заданного результата. Организации — это не технические проблемы, требующие технических решений. Мы не можем относиться к экосистеме как к инженерной проблеме.

Итак, нам нужен свежий подход к управлению. Тот, который признает, что организации представляют собой сложные адаптивные системы и что их развитие выходит за рамки экономического роста и охватывает развитие человека. Если люди не могут свободно взаимодействовать здоровым и осознанным образом, то развитие организации — как экономическое, так и человеческое — скорее всего, остановится.

Мы должны сфокусироваться на создании здоровых человеческих взаимодействий, которые, как правило, подавляются линейными подходами управления сверху-вниз, поскольку они стремятся силой создать условия, которые воспринимаются руководством как необходимые для успеха.

Менеджмент становится намного проще, когда мы понимаем природу системы, с которой работаем.

Сложность принимает другой подход. Она стремится облегчить средства, а не цели, создавая условия, которые позволяют целям (процветающей команде или организации) появляться и развиваться посредством экспериментов и адаптации. Руководство «сверху вниз» склонно подавлять такой подход, тратя огромное количество энергии на попытки контролировать то, что не поддается контролю, и форсировать то, что нельзя делать.

Когда мы применяем сложность к организациям, мы, наконец, отказываемся от линейных принципов, которые так долго вводили нас в заблуждение.

Как только мы отбросим иллюзию того, что наши организации упорядочены, и примем ограниченность знаний, может возникнуть новый стиль руководства. Тот, который включает в себя неопределенность, ошибки, обучение и адаптацию.

Модели, обнаруженные в прогрессивных организациях

Когда дело доходит до поиска подхода, который будет работать для наших организаций, не существует серебряной пули. Успешные организации не принимают одну и ту же пилюлю. Действительно, живительное лекарство для одной организации вполне может оказаться фатальным для другой. Однако в прогрессивных организациях, понимающих природу системы, в которой они работают, есть закономерности. Вот основные:

  • Установите здоровую культуру совещаний.
  • Создайте чувство психологической безопасности.
  • Создайте и постоянно стремитесь к культуре обратной связи.
  • Научитесь распределять полномочия и делегировать принятие решений.
  • Намеренно переместите контроль туда, где находится информация.
  • Убедитесь, что все четко понимают роли, которые они играют.
  • Интересуйтесь тем, как организационная культура управляет поведением.
  • Постарайтесь создать коллегиальную организацию с высоким уровнем доверия.
  • Одобряйте эксперименты, поймите, мало что можно сказать наверняка.
  • Поймите, что в сложных системах очень сложно планировать, поэтому планируйте эксперименты.
  • Пробуйте множество действий и удвойте то, что работает.

Самоорганизация носит эмерджентный характер, ее нельзя заставить произойти силой. Хотя мы можем способствовать ее появлению, действуя способами, перечисленными выше. Это направит нас к таким моделям, как распределенное принятие решений, доверие, участие, активное слушание, прозрачность, самоорганизующиеся команды, целеустремленность и культура обратной связи, экспериментирования и обучения — модели, которые могут возникнуть, только если люди свободны в общении и способны к взаимодействию.

Итак, какие выводы?

Если на завтра вы сможете вспомните хоть что-то, тогда вот это:

Организации сложны, а не линейны! И прежде всего их судьба зависит от принятия этой реальности и от здорового человеческого взаимодействия. Принятие этой реальности и отношение к нашим организациям как к сложным адаптивным системам делает нашу жизнь намного проще, поскольку Сложность обеспечивает основу, в рамках которой организации могут развиваться более эффективно. Это означает отказ от наших глубоко укоренившихся тенденций пытаться предсказать и контролировать то, что нельзя предсказать или контролировать.

Экспериментировать с новыми прогрессивными способами работы непросто, но оно того стоит, так что попробуйте их в работе!

Автор: Mark Eddleston, основатель Reinventing Work
Источник

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!


Читайте, где удобно

�����: ������������� ����������

15.1. ����� ����������� �������������� ����������

���������-��������������� ������ �� ������������� ����������� � ������������ ������� ������� �� ����� �����������. ��� ������ ����������� ������� �������� ���� � ������� ���������� ���������� �������������� �������, ������� ������� ��������� � ���������� � ������������. ������� ������ ����������� ��������� ������� ������� � ���������� ��������� � ����������, �.��. ������������ ������������ ������ �� ��������� �������� ��� ������ �����, �������� �� � ������������, ������������ �� ���������� ����� �����������. �������� � ����������� ���������, �������� ���������� ������������� ������� ����������� �� ����������� � ������. � ����������� �� ������ ���� �������� � �� ���������� �������� ��������� ����� �����������. �������������� �������� ��� �� �������������� ����� �������� ������� ����������, ������ � ���� ����������� ����������� [14].

�� �������� ������� ���������� ����� �������� ��� ��������� ������ ����������� ���������� ����������� � ������������� �����: �����������, ��������������� �� ������, � �����������, ��������������� �� �����������. ������ ��������� ���������� �� ���������� ������������� ����� ������������� ������������ ����� �������� ���������� �������� ������������, ����������� � ��������. �����������, ��������������� �� �����������, ������������ �������� �������� ������������� ������� ��� ����������� ����� �� ����������� � ���������� ��������������� ������ �������������, ��������� � ������������ ��� ������������� ������������ ��������� � ����������. �����������, �� �������� ���� ���� �� ������������ ��������� ���� ���� ������������� ���������. ������� ������� ����������� � ���������� ����������� ������������� ������������ ����� ����������� ������������� �������������.

��������� ��� �������� ����� �����������: ������������������������ (����. 15.1.).

������� 15.1

�������������� ������������� � ������������� ������ [14]

� ������ ���� ��� ����� ����������� ����������� �����. �� �������� ������� ������� ����������� � ���������� ����� �������� �� ��������� ������� ������������� ������������� ���������, ������������ � ������������ �������� ������������ ������� �������, �������� �������������� ������� � �� ����������, �, ��� �������, ����������� � ��������� ��������� ������������� ������.

����� ����������� ����������� ������� �� ����, ��������� ���������� ���������������� ��������� ��������� � ����������. �� ����� �������� ��������� ���������� � ������������ ����� ����������� [14].

���������� ����� ����������� �������� ��� ������� ����������������� ��� ���� ���������� �������������� �������� �� �����, ������ ����������� � ��������������� �� ���� �������������� �������� � �������.

������������ ����� ����������� ��������� ��� ������������� (����� ���������������� ���������� ��� ��������� ���������) ��� ������������������ (���������� ��������������� ����������� ���������) ��������� ���������������� �������������� ������� � �����������. ������������ ����� ����������� ��������� ��� ��������� ����������� ������� ������� �������, ������ ������� �� ���� � ������� ������, ���������� � ���������������� �������. � �������� ������ �� ����������� � ������ ���� ���������� ��� ������������ ����� �����������. � ������������ ������ � ������������� ��������� ����������� ���������� ����� �����������, � �� ����� ��� �������������� ������������ �������������� ��� ������� �������������. ������������� �������� ������� ����������, ������ � ����� ����������� ����������� �� ����������� ��������� �� �����������, ������� �������� ����������� ������� ��������� � �������� ���������� ��������������� ������ � ���������� ����������. ������������� ����� ����������� � ������������� ����������� ��� ���� ����������� �������� �������������� �����, ��������������� ������������ ������� ��� ���������� ������� ��������� ��������� � ��������� �������.

Социально-психологический климат на инновационном предприятии в значительной степени зависит от стиля руководства. Под стилем руководства принято понимать виды и способы выполнения менеджером управленческих функций, которые находят выражение в отношениях с подчиненными. Понятие «стиль руководства» теснейшим образом связано с категорией лидерства в управлении, т. е. способностью руководителя влиять на отдельные личности или группы людей, побуждая их к деятельности, направленной на достижение целей организации. Стремясь к обеспечению лидерства, менеджер использует разнообразные способы воздействия на подчиненных и коллег. В зависимости от выбора этих способов и их комбинации выделяют различные стили руководства. Принципиальное значение при их систематизации имеют признаки целевой ориентации, объема и форм организации руководства [14].

По признаку целевой ориентации можно выделить две категории стилей руководства творческим коллективом в инновационной сфере: руководство, ориентированное на задачи, и руководство, ориентированное на сотрудников. Первая категория направлена на достижение установленных целей инновационной деятельности путем строгого соблюдения процедур планирования, организации и контроля. Руководство, ориентированное на сотрудников, предполагает создание наиболее благоприятных условий для творческого труда на предприятии и использует преимущественно методы делегирования, мотивации и коммуникаций для регулирования человеческих отношений в коллективе. Естественно, на практике речь идет об определенном сочетании этих двух экстремальных вариантов. Степень участия сотрудников в управлении инновациями характеризует определенный стиль руководства инновационной деятельностью.

Различают два основных стиля руководства: авторитарный и коллективный (табл. 15.1.).

Таблица 15.1

Характеристики авторитарного и коллективного стилей [14]

В чистом виде эти стили руководства встречаются редко. На практике степень участия сотрудников в управлении может меняться на различных стадиях осуществления инновационных процессов, авторитарных и коллективных способов формирования решений проблем, принятия управленческих решений и их реализации, и, как правило, проявляется в сочетании элементов рассмотренных стилей.

Форма организации руководства зависит от того, насколько официально регламентированы отношения менеджера с персоналом. По этому признаку различают формальный и неформальный стили руководства [14].

Формальный стиль руководства возможен при строгом регламентировании для всех участников инновационного процесса их задач, уровня компетенции и ответственности по всем осуществляемым проектам и работам.

Неформальный стиль руководства возникает при невозможности (ввиду многочисленности участников или сложности структуры) или нецелесообразности (вследствие краткосрочности образования структуры) полностью регламентировать управленческие функции в менеджменте. Неформальный стиль руководства оставляет для менеджера значительно большую степень свободы, однако требует от него и больших усилий, авторитета и профессиональных навыков. В практике обычно не встречаются в чистом виде формальные или неформальные стили руководства. В вертикальных связях и коммуникациях стараются реализовать формальный стиль руководства, в то время как горизонтальные коммуникации осуществляются без строгой регламентации. Рассмотренные признаки целевой ориентации, объема и формы организации руководства на предприятии выступают во взаимосвязи, образуя наиболее эффективную систему отношений и формируя комфортный психологический климат в творческом коллективе. Прогрессивные формы руководства в инновационном менеджменте все чаще приобретают признаки демократичного стиля, обеспечивающего значительный простор для инициативы каждого участника инноваций и групповых решений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жалоба руководству пфр
  • Ibox x8 gps инструкция по настройке
  • Ленд ровер дефендер инструкция по эксплуатации на русском
  • С мероприятиями по руководству проектами
  • Немозол инструкция по применению в таблетках взрослым для лечения