Прокачка системы отопления в частном доме своими руками пошаговая инструкция

Как спустить воздух из батарей и труб отопления

Развоздушивание батарей и насоса

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

  • 1 Откуда берется воздух в системе
  • 2 Удаляем воздушную пробку без слива воды
  • 3 Заполняем систему правильно
  • 4 Заключение

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Автоматические воздушники

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Конструкция мембранного бака

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Тепловая фотография радиатора

На теплограмме показана область отопительного прибора, где обычно задерживается воздушный пузырь

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Откручивание винта насоса

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Водяное отопление с открытым баком

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Вентиль для развоздушивания батареи

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Заключение

Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.

Как убрать воздушную пробку из системы отопления: инструкция, как легко и быстро удалить воздух

В зимний период исправность отопительной системы становится залогом комфортной температуры в помещении. Однако эффективность отопления может быть снижена или нарушена воздушными пробками. Поэтому стоит рассмотреть, как выявить проблему, в чём её опасность. И какими методами спустить воздух в системе отопления частного дома.

Радиатор секционный Royal Thermo Indigo Super+ 500, кол-во секций: 10, 19 м2, 1900 Вт, 800 мм.

Риски при завоздушивании системы

Образование воздушной пробки относят к серьёзной неисправности, поскольку:

  • помещение не прогревается должным образом;
  • повышаются расходы на отопление;
  • усиливается шум при работе системы;
  • из-за образования соединений, кальция, магния и гидрокарбоната усиливается коррозия металла, что приводит к преждевременному выходу труб из строя.

Поэтому своевременное удаление воздуха из отопления служит гарантией долгой службы труд и других элементов системы.

Циркуляционный насос ДЖИЛЕКС Циркуль 25/40 (80 Вт)

Причины образования воздушной пробки в отоплении

Подобная неисправность становится следствием:

  1. Неправильного монтажа. Если разводка труб не выполнена с постоянным уклоном, то криволинейные участки системы станут местами, где воздушные пробки будут образовываться регулярно.
  2. Нарушения герметичности. В этому случае воздух будет поступать через различные соединения или трещины в трубах.
  3. Нарушений в монтаже воздухоотводчиков. Или забивания элементов устройства твёрдыми частицами.
  4. Игнорирования правил подготовки системы к отопительному сезону.
  5. Ремонтных работ или профилактики.
  6. Пополнения объёма, поскольку в жидкости содержится определенный процент газовых пузырьков.

Следовательно, образование пробки может стать следствием естественных причин или ошибок в монтаже. Знание причины позволит выбрать оптимальный метод устранения неисправности.

Электрокотел отопительный, котел электрический ЭВПМ 3 кВт, OLRUS, OL-003-220V

Признаки завоздушивания системы

Воздух в отопительной системе проявляет себя:

  1. Через холодные трубы, если котел включен и работает на полную мощность. Это происходит, если циркуляция теплоносителя нарушена.
  2. Через неравномерный прогрев в радиаторах. Разница легко определяется через прикосновение руками к разным секциям.
  3. Через повышение шума при работе системы из-за движения микропузырьков.
  4. Через периодическую вибрацию, вызванную химическими реакциями в трубах из-за присутствия воздуха.

При обнаружении этих тревожных звоночков нужно позаботиться о сбросе воздуха из системы отопления.

Автомобильный компрессор AVS KA580 серебристый

Методы устранения неисправности

Способы, как выгнать воздух из системы отопления, делятся на 2 типа: самотечный или принудительный. В первом случае используются физические свойства воздуха. Второй вариант необходим в сложных герметичных системах, где вывести пробку естественным путем затруднительно.

Наиболее просто процедура выполняется в системах открытого типа, которые оборудованы расширительными бачками. Здесь достаточно позаботиться о правильном угле наклона труб, чтобы случайно попавший воздух легко выходил, не создавая пробок. Если проблема возникает в такой системе, необходимо проверить правильность монтажа, и устранить выявленные недочеты.

Кроме того, сложные конструкции требуется оборудовать воздухоотводниками. Прибор включает в себя бочкообразную камеру. Если объём газов в ней начинает превышать норму, автоматически активируется клапан для сброса воздуха из системы. Такие системы необходимы для установки:

  • в самых высоких узлах системы;
  • рядом с теплоообменниками;
  • в верхних частях сложных полотенцесушителей;
  • в зоне коллекторной гребенки и гидрострелки;
  • рядом с приборами безопасности.

Спускники воздуха системы отопления делятся на механические и автоматические. В первом случае клапан необходимо активировать вручную. Второй тип устройств срабатывает самостоятельно.

К принудительному способу устранения воздушных пробок относят нагрев. Поскольку при повышении температуры рабочая среда расширяется, она выдавливает воздух. При этом нагрев производится в пределах 70-100 градусов.

Эффективным также считается установка сепараторов, представляющих бочонок с механизмом, извлекающим микропузырьки. Наиболее распространенным вариантом становится установка мелкоячеистой сетки, хотя возможно применение аналогов. Отделенный от жидкости воздух направляется к спускному клапану, а после выводится наружу.

Некоторые дополняются отопительную систему шламоделителем. Этот прибор позволяет задержать твердые частицы, а после вывести их из системы путем открытия нижнего крана. Это приспособление снижает потребность в промывке труб.

Влагомаслоотделитель WIEDERKRAFT WDK-7740 10 атм , 1/2F

Рекомендации по спуску воздуха

Если отопительная система включает в себя автоматические приборы, устранение избытков воздуха в ней производится без вмешательства человека при условии грамотного монтажа. Однако в целях экономии некоторые оборудуют отопление механическими приспособлениями.

В этом случае предварительно готовятся емкости под теплоноситель. После этого на выпускных клапанах откручиваются головки. Затем необходимо наблюдать, как жидкость покидает систему.

Шипение выявит наличие воздушных пузырьков. Когда шум прекращается, а струя становится ровной, клапаны можно закрывать. Затем остаётся вернуть теплоноситель в контур.

Особенности заполнения отопительной системы

Задачи по борьбе с воздушными пробками можно частично решить, правильно заполняя контур теплоносителем. Для этого необходимо:

  • начинать процесс с нижних участков, предварительно оборудуя трубопровод шаровым вентилем;
  • осуществлять подачу воды с умеренной скоростью;
  • сохранять показатель давления 1.5 бара, контролируя его манометром;
  • между наполнением системы и началом процедуры по спуску воздуха прогреть жидкость до температуры 60 градусов;
  • после спуска воздуха завершить наполнение системы, вернув слитый теплоноситель;
  • при обнаружении неравномерного прогрева процедуру по удалению воздушных пробок повторяют.

Следовательно, процедура по устранению воздуха из отопительной системы не требует профессиональных навыков или специального оборудования. При этом грамотный монтаж системы и использование приборов по стравливанию воздуха значительно облегчит задачу.

Теплоноситель этиленгликоль Тёплый дом -30 10 кг

Фото системы отопления частного дома

Как заполнить систему отопления закрытого типа любыми видами теплоносителей

Важный вопрос, возникающий по окончании монтажа отопительных приборов, касается того, как заполнить систему отопления закрытого типа и запустить её в эксплуатацию. Процесс несложный, хотя его особенности вызывают типовые затруднения у рядовых пользователей. К ним относятся выбор точки закачивания и величины давления теплоносителя.

Открытая и закрытая системы отопления: принцип заполнения

Открытая система оснащается расширительным бачком в своей верхней точке. Поверхность жидкости-теплоносителя в нем непосредственно соприкасается с атмосферным воздухом. Закрытая система оснащена мембранным расширительным бачком, герметически изолированным от атмосферы.

Отопительные системы любого типа можно заполнять следующим образом:

  • водопроводной водой, подаваемой в нижнюю точку системы – через подпиточный вентиль;
  • водой (дистиллированной) или антифризом, подавая жидкость из емкости (колодца, водоема):
  • наливом вручную и/или посредством насоса в верхнюю точку (штуцер под воздухоотводчик или через открытый расширительный бак);
  • закачиванием насосом через нижнюю точку – подпиточный вход.

Многим домовладельцам известен простейший (и наихудший!) способ заполнения открытых систем через расширительный бачок. Вода/антифриз заливаются внутрь с перерывами для выпускания воздуха. Повторять этот способ в закрытых системах, используя патрубки верхних воздухоотводчиков, не рекомендуется. Воздух, изначально заполняющий систему, проходит вверх через слой заливаемой воды, растворяясь в ней. Воздушные пробки, препятствующие току воды по трубам и радиаторам, будут вам гарантированы.

Тогда как заполнить систему отопления закрытого типа? Рекомендуемым способом заполнения любых систем отопления является подача жидкости под давлением (из водопровода или емкости посредством насоса) через нижний подпиточный вентиль.

Расположение узла подпитки системы отопления.

Расположение узла подпитки системы отопления.

Когда выполняется заполнение теплоносителем

Известны всего две ситуации, требующие выполнения данной технологической операции:

  • запуск отопления в эксплуатацию (в начале отопительного сезона);
  • повторный пуск после проведения ремонтных работ.

Обычно воду-теплоноситель сливают поздней весной по двум причинам:

  1. Вода неизбежно загрязняется продуктами коррозии (внутри радиаторов, металлопластиковые и полипропиленовые трубы ей не подвержены). Оставив старую воду на новый сезон, рискуете сломать циркуляционный насос твердыми загрязнениями.
  2. Незапущенные залитые системы загородных домов могут «разморозиться» при внезапном похолодании – такие случаи нередки.
    В этом смысле предпочтителен теплоноситель-антифриз. Качественный состав обладает высокими антикоррозионными свойствами, повышающими «межсливной» интервал до 5-6 лет. Известны случаи бесперебойной работы отопления на одном и том же объеме антифриза 15-17 лет. Низкокачественный антифриз рекомендуется сливать через 2-3 года.

Закачка антифриза в систему отопления.

Закачка антифриза в систему отопления.

Технология заполнения: куда подавать теплоноситель

Необходимыми средствами являются емкость и насос, создающий требуемое давление жидкого теплоносителя. Вполне подойдут погружные типа «Гном» или «Малыш» (популярные у садоводов, использующих их для полива участков, расположенных выше уровней водоемов). Имеются свидетельства об успешном заполнении закрытых систем посредством ручных насосов – от используемых для опрыскивания защитными растворами огородных культур, до специализированных ручных насосов, применяемых для перекачки из бочек моторных топлив или жидких химических продуктов. Любую схему отопления можно успешно заполнить, контролируя давление по манометру.

Заполнение системы антифризом посредством погружного вибронасоса.

Заполнение системы антифризом посредством погружного вибронасоса.

Первой операцией является выбор точки входа жидкости. Если напор, создаваемый насосом, поднимает жидкость до верха системы, следует подключаться в низшей точке котельной – патрубку подпитки теплоносителем, врезанному перед котлом в «обратку». Кроме входа подпитки необходим конструктивно отдельный выход слива (два разных узла системы). Первый оборудуется вентилем (шаровым краном) и обратным клапаном, второй – только вентилем (шаровым краном). Если низшая точка системы является штуцером слива воды из котла, то можно через него спустить/заполнить систему водой. Поскольку за котельным сливом (вообще за сливом) не устанавливается обратный клапан, любое выключение насоса повлечет вытекание закачанной жидкости – нужно быстро перекрывать кран перед штуцером.

Конструкция типового узла слива/подпитки.

Конструкция типового узла слива/подпитки.

Заполняем систему снизу

Итак, вернемся к закачке жидкости в систему. Используем емкость подходящего объема (хорошо подходит пластиковая бочка объемом 200 л). Опускаем в нее насос, создающий требуемое для закачки жидкости давление не выше 1,5 атм (типовое значение в диапазоне 1-1,2 атм). Такое давление требует создание насосом напора величиной 15 м (у погружного «Малыша» он достигает 40 м).

Заполнив бочку водой, запускаем насос, следя за уровнем жидкости, должным располагаться выше его входного патрубка для предотвращения «завоздушивания». Уровень снижается – доливаем воду. Закачивать антифриз следует из емкости меньшего объема (ведра), чтобы не погружать в жидкость корпус погружного насоса (и потом не мыть) – достаточно погрузить входной патрубок. Доливать антифриз придется часто, отключая периодически насос.

Заполнение системы выполняется при открытых кранах Маевского на установленных радиаторах отопления с подставленными емкостями для сбора воды. Когда жидкость пойдет из всех воздухоотводчиков, закрывают краны, продолжая процесс закачки.

Контролируем давление по манометру (подойдет прибор котла). Когда его величина превысит гидростатическое, равное давлению в столбе жидкости высотой от нижней до верхней точки системы (высота 5 м дает статическое давление 0,5 атм), продолжаем заполнять систему, отслеживая по манометру момент достижения давлением требуемой величены.

Закачивание антифриза насосом «Малыш».

Закачивание антифриза насосом «Малыш».

Заполнив систему, выключаем насос, открываем воздушные краны (давление неизбежно упадет), после чего подкачиваем воду. Процесс повторяем несколько раз, вытесняя воздушные пузыри.

Завершаем заполнение осмотром системы на наличие подтеканий. После выключения насоса в шланге, подсоединенном к выходному патрубку, жидкость находится под давлением. Если закачивался антифриз, сначала отсоединяем шланг от входного патрубка насоса и сливаем жидкость в емкость, стараясь не облить корпус механизма.

Как правильно заполнить систему отопления закрытого типа сверху

Если нет электрического насоса, то заполнение системы, имеющей перепад высот нижней и верхней точек от 10 м, посредством ручного насоса является процедурой довольно утомительной. В этом случае закрытая система может заполняться через верхнюю точку (например, штуцер присоединения автоматического воздухоотводчика) самотеком с открытым сливным краном в нижней точке до начала вытекания из него воды. Сливной кран перекрывается, и мы имеем в нижней точке системы статическое давление, равное давлению в столбе жидкости до верхней точки (при 10 м давление будет 1 атм).

Теперь нужно повысить давление до расчетного уровня не выше 1,5 атм. К любому штуцеру системы подсоединяем через шаровый кран обычный поливочный шланг порядка 1,5 метра длинной. Придумываем на него легкосъемный переходник к шлангу обычного автомобильного насоса с манометром. Заливаем выпрямленный вертикально шланг водой, присоединяем через переходник насос и воздухом закачиваем воду из шланга в систему. Перекрываем шаровый кран. Достаточно 3-5 повторений процесса для повышения исходного статического давления в любой точке системы на 0,5 атм. Следует избегать накачивания внутрь нее воздуха.

Закачка антифриза ручным насосом.

Закачка антифриза ручным насосом.

Выбор величин давления в системе и расширительном бачке

Чем выше рабочее давление теплоносителя, тем меньше вероятность попадания воздуха в систему. Нужно помнить об ограничении рабочего давления величиной предельно допустимой для отопительного котла. Если при заполнении система было достигнуто статическое давление 1,5 атм (15 м водяного столба), то циркуляционный насос напором в 6 м вод. ст. создаст на входе в котел давление 15+6=21 м водяного столба.

Некоторые типы котлов имеют рабочее давление порядка 2 атм=20 м вод.ст. Будьте внимательны, не перегружайте теплообменник котла недопустимо высоким давлением теплоносителя!

Мембранный расширительный бак поставляется с заводским настроечным давлением инертного газа (азота) в газовой полости. Распространенная величина его равна 1,5 атм (или бар, что почти то же самое). Уровень этот можно поднять, подкачав в газовую полость воздух ручным насосом.

Изначально внутренний объем бака полностью занят азотом, мембрана прижата газом к корпусу. Именно поэтому закрытые системы принято заполнять до уровня давления не выше 1,5 атм (максимум 1,6 атм). Тогда установив расширительный бак на «обратку» перед циркуляционным насосом, мы не получим изменения его внутреннего объема – мембрана останется неподвижной. Нагрев теплоносителя приведет к росту его давления, мембрана отойдет от корпуса бака и сожмет азот. Давление газа повысится, уравновесив давление теплоносителя на новом статическом уровне.

Уровни давления в расширительном бачке.

Уровни давления в расширительном бачке.

Заполнение системы до давления в 2 атм позволит холодному теплоносителю сразу поджать мембрану, которая сожмет азот также до давления 2 атм. Нагрев воды от 0 °С до 100 °С увеличивает ее объем на 4,33 %. Добавочный объем жидкости должен поступить в расширительный бак. Большой объем теплоносителя в системе дает большое его приращение при нагреве. Слишком большое первоначальное давление холодного теплоносителя сразу израсходует емкость расширительного бака, ее не хватит для приема избытка нагретой воды (антифриза). Поэтому важно заполнять систему до правильно определенного уровня давления теплоносителя. Заполняя систему антифризом, нужно помнить о его большем, чем у воды, коэффициенте теплового расширения, требующем установки расширительного бака большей емкости.

Заключение

Заполнение закрытых систем отопления – не просто стандартная заключительная операция перед запуском в эксплуатацию. Правильное или неправильное выполнение этого этапа может серьезно повлиять на рабочие характеристики системы, в худшем случае даже вывести ее из строя. Соблюдение технологии заполнения – ключ к получению стабильно работающего отопления.

В процессе наполнения отопительной системы частного дома жидким теплоносителем в контур по разным причинам нередко проникает воздух. Появляясь в различных местах системы, воздушные пробки затрудняют циркуляцию воды и снижают эффективность работы оборудования. В результате – охлаждаются отдельные радиаторы или целые участки отопительного контура. Такая проблема решается путем стравливания воздуха из системы отопления.

Как выгнать воздух в закрытой системе отопления с насосом

В отопительном контуре закрытого типа с мембранным расширительным баком используется принудительная циркуляция теплоносителя. Для удаления из него воздуха могут использоваться:

  • шаровой кран, установленный в верхней точке системы. Это самый простой способ развоздушивания контура. Чтобы избавиться от воздушных пробок, в этом случае достаточно приоткрыть кран, и под давлением теплоносителя воздух будет вытеснен наружу. Недостаток способа в том, что его нужно выполнять вручную, и при несвоевременном закрывании вентиля можно потерять часть теплоносителя;
  • кран Маевского, без которого не обойтись при монтаже отопительных контуров сложной конфигурации. Он позволяет стравливать воздух, от которого не удается избавиться с помощью шарового крана;
  • автоматические воздухоотводчики. Каждое из таких устройств оснащено поплавковой камерой, из которой скопления воздуха удаляются в атмосферу без участия человека. Важно своевременно очищать воздухоотводчики от солевых отложений.

Как избавиться от воздушных пробок в открытой отопительной системе с насосом

Системы отопления открытого типа используются все реже и встречаются преимущественно в домах старой постройки. Сделать их более эффективными удается за счет установки циркуляционных насосов, обеспечивающих принудительное движение теплоносителя. Однако в некоторых случаях насос, используемый в открытой системе, может препятствовать выходу воздуха, скопившегося в разных частях контура. Поток жидкости при этом «запирает» воздушную пробку, не давая ей подняться наверх. Чтобы стравить воздух, бывает достаточно на короткое время выключить насос. Ничем больше не удерживаемая, воздушная пробка переместится в расширительный бак. Важно помнить, что насос можно выключать только после остановки котла. Если это к тому же твердотопливный отопитель, нужно дождаться его остывания. Удалить воздух из радиаторов открытой системы остановкой насоса удается не всегда. В этих случаях на помощь приходит трубопроводная арматура.

Можно ли выгнать воздух из системы с насосом без кранов

Если в контуре отсутствуют точки сброса, значит, он собран с нарушениями технологии. Устранять воздушные пробки в нем сложнее, и самый простой способ стравливания в этом случае – это ослабление резьбовых соединений в местах скопления воздуха. Закончив работу, крепеж нужно восстановить, используя новые уплотнительные материалы. Еще один метод удаления воздушных пробок в системе без кранов заключается в просверливании в трубопроводе отверстий диаметром 3–4 мм. Чтобы избавиться от воздуха таким образом, необходимо:

  • определить место нахождения пробки в контуре (по шуму);
  • подобрать хомут под диаметр трубопровода;
  • просверлить отверстие в трубе и дождаться выхода воздуха;
  • после появления воды установить хомут.

Устранение воздуха из системы с циркуляционным насосом в котле

Современные котлы, используемые в системах отопления, комплектуются циркуляционными насосами для принудительного движения жидкости. Для развоздушивания контуров с этими агрегатами используются стандартные методы. Определенные отличия существуют для насосных установок с мокрым ротором. Так, выполняя первый запуск отопительной системы, наполненной теплоносителем, нужно удалить газ из корпуса насоса. Это делается, для того чтобы не вышли из строя подшипники скольжения и не заклинил ротор. Воздух можно стравить, открутив отверткой на несколько оборотов винт, расположенный с торца насоса. После появления жидкости винт закручивают и повторяют процедуру при работающем насосе. Если отопление не включалось в течение длительного времени, нужно провернуть ротор вручную. Для этого выкручивают упомянутый винт полностью и поворачивают ротор отверткой. В ходе этой процедуры происходит удаление воздушных излишков из контура.

Как убрать воздух из системы с насосом СГВ

Устранение воздушных пробок из системы с двухконтурным котлом имеет свои особенности. Отопительный контур развоздушивают стандартными методами, а линию горячего водоснабжения – с помощью специальных сбросных кранов или воздухоотводчиков. Удалить воздух необходимо также из насоса СВГ, смесительного трехходового клапана, промежуточного теплообменника. В некоторых случаях единственным решением проблемы бывает разборка резьбовых и фланцевых соединений, для восстановления которых нужны новые уплотнители и герметизирующие материалы.

Полезные советы по заполнению системы теплоносителем

Возникновение воздушных пробок нередко вызвано ошибками, допущенными при заполнении отопительной системы теплоносителем. Избежать проблем, связанных с присутствием воздуха в контуре, поможет соблюдение несложных правил:

  • начинать заполнение трубопровода необходимо с самой нижней точки;
  • к переливному патрубку расширительного бачка нужно прикрепить шланг и вывести его на улицу или в канализацию;
  • если это закрытый контур, важно убедиться в исправности воздухоотводчика в верхней части подающей линии;
  • заливать жидкость следует со скоростью, в 3 раза меньшей номинальной (открыв подпиточный вентиль на 1/3);
  • систему можно считать наполненной, если в расширительном бачке появилась жидкость;
  • важно стравить газ из всех точек ручного сброса. После этого обычно требуется долив теплоносителя;
  • после ввода котла в работу нужно понаблюдать за давлением и нагревом. Следует также периодически осматривать радиаторы и трубы.

Когда автономную систему отопления частного домостроения заполняют жидким теплоносителем, в ней по разным причинам могут возникать скопления воздуха. Они появляются в разных местах и препятствуют нормальной циркуляции воды. Это приводит к охлаждению как отдельных секций радиаторов, так и стояков полностью. В таком случае эффективность обогрева снижается, что вынуждает домовладельцев своими руками убирать воздух из системы отопления в частном доме с насосом.

Содержание

  • 1 Как выгнать воздух из системы отопления в частном доме с насосом закрытого типа
  • 2 Как выгнать воздух из системы отопления с насосом открытого типа: схема
  • 3 Можно ли выгнать воздух из системы отопления с насосом без кранов
  • 4 Как выгонять воздух из системы отопления в доме с циркуляционным насосом в котле
  • 5 Как убрать воздух из системы отопления в частном доме с насосом СГВ
  • 6 Как заполнять систему правильно: полезные советы

Как выгнать воздух из системы отопления в частном доме с насосом закрытого типа

Автономные системы обогрева с циркуляционным насосным агрегатом чаще всего делают закрытыми. В них отсутствует накопительный бак, в который могут попадать излишки газа, и поддерживается положительное давление. Эти факторы, а также нарушение технологии монтажа приводят к завоздушиванию, когда теплоноситель вытесняется из трубопроводов и радиаторов. Процесс сопровождается охлаждением отопительных приборов и перегревом котлоагрегата.

Возможность спуска воздушной пробки из закрытого отопительного контура предусматривают на этапе проектирования и монтажа. Для этого в самых верхних точках устанавливают спускные краны или автоматические воздухоотводчики. В первом случае воздушные массы спускают вручную, открывая запорную арматуру, стравливая газ до появления жидкости.

Автоматические воздухоотводчики не нуждаются в ручном управлении. В них газ скапливается в поплавковой камере, откуда он сбрасывается в атмосферу, пока пространство не заполнится водой. Однако загрязнение теплоносителя солями и продуктами коррозии может привести к залипанию сбросного клапана. В этом случае стравливание выполняют вручную, а воздухоотводчик чистят или меняют на новый.

Как выгнать воздух из системы отопления с насосом открытого типа: схема

Открытые контуры в современных схемах используют редко. Однако их еще можно встретить в домах старой постройки. Их модернизируют, устанавливая циркуляционные насосы, которые повышают эффективность обогрева за счет принудительного движения теплоносителя. Хотя в отопительных системах типа «ленинградка» предусмотрено естественное стравливание через расширительный бак, возможно скопление газа в радиаторах или местах изгиба трубопроводов.

Если есть насос в отопительном контуре открытого типа, возможно, его работа препятствует естественному выходу воздуха, когда направленный поток жидкости «запирает» его, не давая подняться вверх. Для стравливания газа ненадолго выключают насосный агрегат. Когда течение жидкости прекратится, воздух беспрепятственно поднимется в расширительный бак.

Важно! 

Выключение насоса выполняют после остановки котлоагрегата. Если используют твердотопливный отопитель — процедуру проводят после его остывания, чтобы вода не закипела.

Когда в открытом контуре установлены секционные радиаторы, пробка может образовываться в них. В этом случае остановка насоса должного эффекта не даст. Чтобы полностью заполнить радиаторы, на них устанавливают сбросную арматуру. Сброс производят, откручивая пробку до появления капель жидкости.

Можно ли выгнать воздух из системы отопления с насосом без кранов

Когда система спроектирована с нарушением технологии, в ней могут отсутствовать точки сброса. В этом случае избавиться от завоздушивания будет сложно. Наиболее простой способ стравить газ — ослабить резьбовые соединения в местах его скопления. Когда лишний воздух выйдет, крепеж закручивают с использованием новых герметизирующих материалов.

Если в зоне образования воздушной пробки нет резьбовых соединений, потребуется в трубопроводе сделать отверстие диаметром 3-4 мм. Последовательность спуска воздуха:

  1. По шуму определяют нахождение воздушной пробки.
  2. Подбирают хомут, имеющий диаметр, равный трубопроводу, в котором наблюдается скопление газа. Желательно использовать специальную врезку для установки запорного крана.
  3. Сверлят отверстие, дожидаются выхода воздуха. При необходимости систему подпитывают водой.
  4. Когда появится жидкость, устанавливают хомут.

Использование врезки с краном позволит периодически стравливать воздух до полного его выхода из закрытого контура. Если установить глухой хомут, для выполнения процедуры потребуется ослабление его крепежа.

Как выгонять воздух из системы отопления в доме с циркуляционным насосом в котле

Современные котлоагрегаты оборудуют встроенными насосными агрегатами, обеспечивающими принудительное движение теплоносителя. Последовательность действий при развоздушивании для них идентична мероприятиям, рекомендованным для закрытых и открытых схем. Однако для насосных агрегатов с мокрым ротором существует ряд отличий.

При первом запуске отопления после наполнения контура теплоносителем необходимо стравить газ из корпуса насоса. Если этого не сделать, могут выйти из строя подшипники скольжения или заклинит ротор. Для спуска необходимо на несколько оборотов открутить отверткой винт, расположенный с торца насоса. Когда из-под него потечет жидкость, завернуть обратно. После этого запустить насосный агрегат и через несколько минут повторить процедуру уже на работающем устройстве.

Важно! 

После длительного простоя отопления необходимо вручную провернуть ротор насоса. Для этого указанный винт выкручивают полностью и отверткой вращают элемент. Одновременно с этим происходит стравливание воздушных излишков.

Как убрать воздух из системы отопления в частном доме с насосом СГВ

Гораздо сложнее избавиться от пробки в двухконтурной схеме. В ней задействован котел, греющий теплоноситель одновременно для обогрева домостроения и системы горячего водоснабжения. В таких схемах для отопительного контура применяют способы стравливания газа, актуальные для других типов систем.

Линию СГВ развоздушивают отдельно. Для этого применяют специальные сбросные краны либо воздухоотводчики. Кроме того, воздушные пробки удаляют из насоса СГВ, смесительного трехходового клапана и промежуточного теплообменника. Если полностью стравить газ не получится, раскручивают резьбовые или фланцевые соединения. После разборки обязательно меняют прокладки и другие герметизирующие материалы.

Как заполнять систему правильно: полезные советы

Чтобы система обогрева работала эффективно, ее следует промыть, а затем заново наполнить теплоносителем. В качестве последнего применяют очищенную или техническую воду либо незамерзающие жидкости.

Во время заполнения трубопроводов в них часто остаются места, откуда теплоноситель не способен вытолкнуть оставшийся воздух. Это происходит из-за неправильных действий во время наполнения или прокладкой магистралей с невыдержанными уклонами.

Эффективность отопления обусловлена отсутствием воздушных карманов, препятствующих нормальному движению жидкости. Рекомендации теплотехников помогут домовладельцам правильно наполнить систему:

  1. Заполнение трубопроводов начинают с самой нижней точки. Для этого используют подпиточную линию, подключенную к водопроводу.
  2. На переливной патрубок расширительного бака крепят шланг и выводят его на улицу или в канализацию. В закрытой системе проверяют исправность воздухоотводчика, расположенного в верхней части подающей магистрали.
  3. После завершения подготовительных мероприятий заполняют систему. Скорость залива жидкости должна быть в 3 раза меньше номинальной, значит подпиточный вентиль открывают на треть.
  4. Когда из расширительного бака польется вода, а воздухоотводчик перестанет «свистеть», система набрана.
  5. Из всех точек ручного спуска воздуха стравливают газ. Затем доливают необходимое количество теплоносителя.
  6. Включают котел в работу, контролируют нагрев и давление. Излишки жидкости стравливают в дренаж.
  7. В течение 7-10 дней следят за работой котла, проверяют уровень жидкости в накопительном баке или давление в закрытом контуре, а также осматривают трубопроводы и радиаторы. Это позволит оперативно устранить возникшие проблемы.

Автономную систему обогрева необходимо постоянно проверять на наличие воздушных «карманов», которые могут снизить эффективность и повысить расходы на отопление. Избавиться от нежелательного явления помогут воздухоотводчики, заблаговременно установленные на всех радиаторах и в высших точках магистралей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Финские витамины magnex 375 инструкция по применению
  • Генферон капли инструкция для детей для профилактики
  • Основы аналитической химии золотов практическое руководство
  • Капли для ушей полидекса инструкция по применению цена
  • Deerma humidifier dem f600 инструкция на русском