Проследить особенности творческого воображения инструкция перед вами

Психологический практикум ↓

Тест «Особенности творческого воображения»

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Ход задачи. Испытуемые прослушивают начало рассказа. «Темнело, Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговарнвали. Вдруг..»

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу – 10 минут.

В качестве критерргя оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Испытуемые записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова.

Оценка рассказов — по критериям предыдущей задачи.

Задача З. Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Испытуемым предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Гувернер (гувернантка)
  • «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потемкиной
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Обзор диагностических методик, используемых при изучении групповых межличностных отношений в дошкольной группе
  • Методика Г.С. Никифорова «События моей жизни»
  • Методика «Изучение наглядно-образной памяти»
  • Карта психологического изучения ребенка
  • Метод диагностики межличностных отношений ДМО Л.Н.Собчик
  • Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
  • Методика «Проигрышная лотерея» (Мария Тереза Бурке-Бельтран)

Тест «Особенности творческого воображения»

Задача 1.
Выяснить некоторые особенности
творческого воображения, выраженного
в словесной форме.

Ход задачи.
Студенты прослушивают начало рассказа.
«Темнело. Шел нудный дождь. На трамвайной
остановке под зонтиком стояли две
девушки. Они о чем-то тихо разговаривали.
Вдруг…»

Необходимо
придумать продолжение и окончание
рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве
критерия оценки используются следующие
показатели: законченность рассказа,
яркость и оригинальность образов,
необычность поворота сюжета, неожиданность
концовки.

Задача 2.
Проследить особенности творческого
воображения.

Ход задачи.
Студенты записывают слова: ключ, шляпа,
лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Необходимо составить логически связанный
рассказ, используя все данные слова.

Оценка
рассказов по критериям предыдущей
задачи.

Задача 3.
Выяснить особенности творческого
воображения

Ход задачи.
Студентам предлагается начертить в
тетради кружок диаметром

2 см в центре
чистого листа. Затем прибавить к нему
сколько угодно штрихов и получить
осмысленный законченный рисунок
предмета.

Вывод.
Воображение развертывается на основе
какого-либо исходного материала (слова,
текста, чертежа, схемы, знака); точность
и яркость образов зависят от знаний
человека, умения извлекать их из памяти,
увязать с задачей и исходными данными;
воображение играет существенную роль
в процессе усвоения знаний.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте
    общую характеристику процесса
    воображения.

  2. Охарактеризуйте
    виды воображения.

  3. Расскажите
    о значении воображения в художественном
    творчестве.

  4. Докажите
    пользу мечты.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. В чем
    особенность музыкального образа?

  2. Как можно
    использовать работу воображения для
    преодоления сценического волнения?

Рекомендуемая литература

  1. Выготский
    Л.С. Воображение и его развитие в детском
    возрасте.

// Хрестоматия по психологии. — М., 1987

  1. Якобсон
    П.М. Психология художественного
    творчества. — М., 1971

  2. Ражников
    В.Г. Резервы музыкальной педагогики. —
    М., 1980

  3. Брушлинский
    А.В. Воображение и творчество. // Научное
    творчество. — М.,1969

  4. Нейгауз
    Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.,
    1987

6. Петрушин В.И.
Музыкальная психология. — М., 1997

Внимание

Если человек
не сосредоточится на том, что он делает,
психическая деятельность не сможет
протекать продуктивно.

Внимание не
имеет своего особого содержания; оно
проявляется внутри восприятия, мышления
и является стороной всех познавательных
процессов сознания.

Внимание– это избирательная направленность на
тот или иной объект и сосредоточенность
на нем, углубленность в направленную
на объект познавательную деятельность.

Под
направленностьюследует понимать
избирательный характер психической
деятельности, преднамеренный или
непреднамеренный выбор ее объектов. В
понятие направленности включается
также и сохранение деятельности на
известный промежуток времени. Недостаточно
только выбрать ту или иную деятельность,
чтобы быть внимательным, надо удержать
этот выбор, сохранить его. Например, в
педагогическом процессе можно легко
направить внимание учащихся на тот или
иной предмет или действие, но трудно
сохранить его в течение необходимого
времени.

Сосредоточенностьсвязана с отвлечением от постороннего.

Чем труднее
задача, стоящая перед человеком, тем
углубленнеебудет его внимание.

Необходимо
различать два основных внимания:
непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное– непреднамеренное внимание, не
требующее волевых усилий. Деятельность
захватывает человека сама по себе, в
силу своей увлекательности или
неожиданности.

Каковы же
причины возникновения непроизвольного
внимания?

  1. Сила,
    интенсивность, новизна и необычность
    раздражителя.

  2. Внешние
    раздражители, соответствующие внутреннему
    состоянию человека.

  3. Общая
    направленность личности.

В отличие от непроизвольного, произвольноевнимание – преднамеренное, требующее
волевых усилий. Поставив конкретную
цель, мы добиваемся ее достижения,
сознательно направляя наше внимание
даже на то, что нам неинтересно, но
необходимо. Основной функцией произвольного
внимания является активное регулирование
протекания психических процессов.

Внимание, возникающее на основе
произвольного внимания, после него,
было названо Н.Ф. Добрыниным
послепроизвольным.

Большое значение имеет этот вид внимания
в педагогическом процессе.

Чтобы не поддерживать внимание учащихся
волевыми усилиями длительный период,
следует увлечь их, заинтересовать, чтобы
они работали, не тратя попусту свои
энергетические запасы.

Послепроизвольноевнимание характеризуется длительной
сосредоточен- ностью, напряженной
интенсивностью умственной деятельности.

Некоторые исследователи выделяют
внешнее и внутреннее внимание.

Внешнее внимание направлено на
окружающие нас предметы и явления.

Внутреннее – направлено на собственные
мысли, чувства.

Внимание означает связь сознания с
определенным объектом, его сосредоточенность
на нем. Особенности этой сосредоточенности
определяют основные свойства внимания.
К ним относятся: устойчивость, концентрация
, распределение, переключение и объем
внимания.

Устойчивость– длительное удержание
внимания на предмете или какой-либо
деятельности.

Устойчивость внимания зависит от
определенных условий – особенностей
материала, степени его трудности,
понятности, отношения к нему со стороны
субъекта, индивидуальных особенностей
личности.

Концентрация внимания — это степень
сосредоточенности, интенсивность связи
с определенным объектом или деятельностью.

Распределениевнимания – способность
человека совершать сразу несколько
действий. Наиболее наглядный пример в
деятельности музыканта –исполнение
полифонического произведения.

Переключениевнимания означает
сознательное и осмысленное перемещение
внимания с одного объекта на другой.
Легкость переключения внимания у разных
людей различна и зависит от целого ряда
условий: от соотношения между предшествующей
и последующей деятельностью, от отношения
субъекта к каждой из них. Чем интереснее
деятельность, тем легче на неё
переключаться.

Объем– количество объектов, которые
воспринимаются человеком одновременно.
Объем является изменчивой величиной,
зависящей от того, насколько связано
между собой то содержание, на котором
сосредоточивается внимание, и от умения
осмысленно связывать и структурировать
материал. Это обстоятельство необходимо
учитывать в педагогическом процессе,
систематизируя материал для изучения
таким образом, чтобы не перегружать
объем внимания учащихся.

Различные свойства внимания – его
концентрация, устойчивость, переключение,
распределение и объем – в значительной
мере независимы друг от друга: внимание,
совершенное в одном отношении, может
быть не таким хорошим в другом.

Каковы функции внимания?

1. Активизирует
нужные и тормозит ненужные в данный
момент психологические и физиологические
процессы.

2. Способствует
целенаправленному, организованному
отбору поступающей информации.

3. Обеспечивает
длительную сосредоточенность активности
на одном и том же объекте.

Как же происходит развитие внимания
учащихся?

Н.Ф. Добрынин писал, что, когда ребенок
руководствуется быстро проходящими
интересами, когда его внимание в
зависимости от чувства удовольствия
или неудовольствия сосредоточивается
то на том, то на другом предмете, когда
это сопровождается тем, что мы называем
интересом, тогда мы говорим о непроизвольном
внимании. Такое неволевое внимание,
возникающее без сознательно поставленной
цели, преобладает у шестилетнего
ребенка.

Познавательная активность ребенка,
направленная на обследование окружающего
мира, организует его внимание на
исследуемых объектах довольно долго,
пока не иссякнет интерес. Однако также
результаты сосредоточения внимания —
следствие интереса к тому, чем занят
ребенок. Он же будет отвлекаться и
чувствовать себя несчастным, если надо
быть внимательным в той деятельности,
которая ему неинтересна или совсем не
нравится.

Ребенку можно помочь в организации
внимания. Взрослый может организовать
внимание ребенка при помощи словесных
указаний. Ребенку напоминают о
необходимости выполнять заданное
действие, указывая при этом способы
действия.

Шестилетний ребенок может и сам
планировать свою деятельность. При этом
он словесно проговаривает то, что он
должен, как должен и в какой последовательности
он будет выполнять ту или иную работу.
Безусловно, планирование организует
внимание ребенка.

Обучение в школе – сильнейший стимул
развития внимания. Внимание – одно из
основных условий успешной учебной
деятельности, в то же время в учебной
деятельности оно и развивается.

Важно, чтобы учитель умел заинтересовать
учащихся и мог строить педагогический
процесс на непроизвольном внимании,
обусловленном непосредственной
заинтересованностью. Постоянно требовать
напряженного произвольного внимания
у детей, не давая никакой для него опоры,
это верный путь для того, чтобы не
добиться внимания. Однако строить
обучение только на непроизвольном
внимании ошибочно. В педагогическом
процессе необходимо уметь:

— использовать
непроизвольное внимание;

  • содействовать
    развитию произвольного.

Некоторые учителя стремятся занять
время школьников все без остатка, что-
бы его не оставалось на дурные поступки.
Но не время надо занять, а силы школьника
– физические, интеллектуальные,
нравственные.

Незадействованные силы могут стать
разрушительными. От скуки ребенок
обижает других, досаждает, злится. А
причина одна – отсутствие ярких
впечатлений, увлекающих дел, интересного
общения. Необходима занятость внимания
растущего человека.

Для возбуждения и поддержания
непроизвольного внимания можно
использовать эмоциональные факторы:
возбудить интерес, внести эмоциональную
насыщенность. При этом важно, чтобы
интерес и эмоциональность не были только
внешними.

Существенным
условием поддержания внимания является
разнообразие сообщаемого материала,
соединяющееся с последовательностью
и связанностью его раскрытия и изложения.
Необходимо, чтобы у учащихся возникли
вопросы, на которые последующее изложение
даст ответы. В связи с этим эффективным
является построение, которое сначала
ставит вопросы перед учащимися и лишь
затем дает их разрешение.

Основу
непроизвольного внимания составляют
интересы, поэтому для развития этого
вида внимания необходимо в первую
очередь развивать достаточно широкие
и надлежащим образом направленные
интересы.

Уровень
развития произвольного внимания
характеризует не только направленность
интересов человека, но и его волевые
качества. Способность к произвольному
вниманию формируется в систематическом
труде.

С.Л. Рубинштейн
утверждает: «В развитии внимания у
ребенка существенным является его
интеллектуализация, которая совершается
в процессе умственного развития ребенка:
внимание, опирающееся сначала на
чувственное содержание, начинает
переключаться на мыслительные связи.
В результате расширяется объем внимания
ребенка. Развитие объема внимания
находится в теснейшей связи с общим
умственным развитием ребенка».

Внимание и
концентрация мысли является причиной
успешной работы в музыкально-исполнительской
деятельности.

Воспитание
внимания необходимо, особенно в начале
ознакомления ученика с нотным текстом.
Точность в работе над текстом музыкального
произведения требует сосредоточенного
внимания. Иосиф Гофман подчеркивал
значение точного восприятия музыкального
текста. Однако у большинства музыкантов,
по словам Гофмана, оно отсутствует.
Причина такой неточности коренится в
методе начального обучения чтению нот.
Из-за торопливой работы педагога над
чтением нот ученик с первых лет приучается
играть небрежно. Это особенно наблюдается
при игре в ансамбле, когда ученик, читая,
боится отстать от педагога. Основное
средство развития внимания — воспитать
у учащегося привычку «прежде думать,
а потом играть».

С. Савшинский
пишет: «Оптимальная разовая доза работы
зависит от многих факторов: от физического
состояния, от свойств материала, над
которым ведется работа, от усилий
физических и психических, которых она
требует, от ее привычности и от методики
работы.

Ко всему
сказанному надо добавить то, что редко
учитывается, но что имеет большое
значение – умение отдыхать».

Интересны в
этом отношении записи в рабочих дневниках
Н.К. Метнера: «Необходимо: перед началом
работы как следует сосредоточиться и
знать, что икак делать; прочитывать
прежние записки, относящиеся к фортепианной
работе; не играть механически даже
упражнения, не говоря о пьесах. Всегда
работать вфокусе.

  • Не
    утомляться. Утомленному воображению
    плоды величайшего вдохновения ничего
    не говорят, и, наоборот, — свежему
    достаточно простого элемента, хотя бы
    трезвучия, для того, чтобы дать ему
    толчок.

  • Утомление— бесчувствие. Утомление выражается
    главным образом в пресыщении работой
    и даже в бесчувствии к предмету. При
    первом же намеке на это состояние
    следует немедленно бросить занятия и
    уйти, ибо занятия в таком состоянии не
    только бессмысленны и бесплодны, но и
    кощунственны. Длительность перерыва
    должна зависеть от интенсивности этого
    состояния. Чем скорее захватить его —
    тем меньше нужен перерыв. Отсюда вывод:
    отдыхать понемногу, но чаще».

Как отметил В.И. Петрушин, непременным
условием плодотворной работы музыканта,
как и актера, должно быть использование
формулы сосредоточения внимания,
предложенной К.С. Станиславским: «Я
добиваюсь того-то и того-то», «я хочу
сделать то-то и то-то». Увлекательная и
посильная задача преображает актерское
действие, захватывает и тело, и мысль,
и ум, и волю, и чувство, и память, и
воображение. Поэтому сосредоточение
на исполняемом оказывается столь
необходимым в исполнительском искусстве.

Индивидуальные свойства внимания у
того или иного человека зависят от
особенностей нервной системы, но
недостатки внимания могут быть преодолены
в процессе тренинга.

Л. Баренбойм рекомендует следующие
приемы тренировки внимания для музыкантов:

  1. Закрыть
    глаза и в течение некоторого времени
    сосредоточиться только на слуховых
    восприятиях (не музыкальных).

  2. Дослушать
    извлеченный в среднем или низком
    регистрах фортепианный звук до его
    полного затухания.

  3. Представить
    себе этот же звук внутренним слухом и
    «дослушать» до момента воображаемого
    затухания.

  4. Играя
    (или представляя в своем воображении)
    медленную мелодию с предельной
    сосредоточенностью, следить за переходом
    одного звука в другой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методика исследования творческого воображения

Методика исследования творческого воображения

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Закандиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческой деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

7.2.1. Экспериментальные модели и методика исследования

7.2.1. Экспериментальные модели и методика исследования
Основу экспериментальных моделей стресс-ситуаций составили задачи по распознаванию акустических и световых сигналов и выполнение вычислительных задач в условиях дефицита времени и информации, «избыточности» и

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения

Применяется для обследования лиц любого возраста.
Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности

3.1. Начальная психофизическая подготовка и активизация творческого воображения

3.1. Начальная психофизическая подготовка и активизация творческого воображения
Эти техники и виды деятельности проводятся после того, как ведущий расскажет участникам о структуре занятий и курса в целом, об особенностях предлагаемой формы работы и ее основных задачах.

Глава 7. Методика исследования

Глава 7. Методика исследования
В исследовании семей, обратившихся в психологическую консультацию за помощью в решении детско-родительских проблем, участвовали 176 семей. В этих семьях детей мужского пола было 112 чел. (64 %), женского – 64 (36 %). Их возраст варьировал от 3 до 17

Заявление творческого «я»

Заявление творческого «я»

«Я певица, которая хочет стать писательницей, и писательница, которая хочет вырасти в художника. Я ничего не хочу делать так, как делала раньше».
* * *Певица Джони Митчелл, ставшая художницей на закате дней, упомянула о табеле успеваемости за

Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышления
Самое сильное развитие систем восприятия человек получает в первые 3 года жизни. В этот же период очень часто выбирается и та система, которую человек будет использовать большую часть жизни в качестве приоритетной (визуал, аудиал, кинестет).

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Методика определения творческого потенциала ( по Л.Э. Уортмену )

Методика определения творческого потенциала ( по Л.Э. Уортмену )
Автор, специалист в области «организационного поведения», предлагает опросник, позволяющий человеку оценить свои творческие возможности. На каждое из 50 утверждений нужно дать один из 5 ответов:А –

26. Механика творческого процесса

26. Механика творческого процесса
Начнем с того что попробуем расшифровать один из советов великого Дали: «…работать надо в состоянии близком к полудремному…»379. И почему? Известно, что в состоянии бодрствования наш мозг способен обрабатывать не более 20 % поступающей в

Методика исследования самоотношения Столина

Методика исследования самоотношения Столина
Тест-опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Сто-линым иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения)

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения)
Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

Глава III Механизм творческого воображения

Глава III Механизм творческого воображения
Как уже видно из всего того, что сказано выше, воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным

Кинематометрическая методика исследования внутреннего баланса (потребности в активности) Е. П. Ильина (графический вариант)

Кинематометрическая методика исследования внутреннего баланса (потребности в активности) Е. П. Ильина (графический вариант)
Инструкция1. Испытуемому дается задание начертить на миллиметровке с закрытыми глазами маленькую прямую линию (15-25 мм).2. Затем он чертит линию,

Методика номер четыре: методика «плюс-минус»

Методика номер четыре: методика «плюс-минус»

— Ты мне руку сломала!
— В человеческом организме 215 костей. Это была только одна.
Терминатор-2.
Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике — контраст.

Автор статьи

Татьяна Сергеевна Исаева

Эксперт по предмету «Психология»

Задать вопрос автору статьи

Общее понятие о воображении

Психический процесс воображения является процессом визуализации, которая происходит в подсознании человека. Данный процесс направлен на создание новых образов предметов, несуществующих в реальности действий в процессе переработки получаемой информации из внешнего мира. Полученные в результате работы воображения человека образы и предметы не всегда соответствуют действительности и окружающей человека реальности.

Замечание 1

Одной из разновидностей воображения, его структурной единицей является фантазия – способность человека создавать в сознании картины и объекты, которые не имеют никакого отношения к действительности.

Помимо фантазий в жизни человека присутствуют мечты — направленное воображение, имеющее своей целью воссоздание будущего человека.

Существует несколько различных теорий воображения, наиболее известная из них теория Зигмунда Фрейда и Эрнста Криса, которая рассматривая воображение как самостоятельный психический процесс берет за основу развития данного процесса, пережитые в детском возрасте эмоции и чувства. Исследователи придерживались точки зрения о том, что наиболее яркие переживания, испытываемые детьми, в дальнейшем обрабатываются сознанием, создавая все новые и новые образы.

Виды и этапы развития воображения

Существует несколько видов воображения: активное, пассивное и продуктивное. Рассмотрим их более подробно.

  1. Активное воображение, в процессе которого, человек с помощью усилий воли и по собственному желанию создает в своем сознании соответствующие образы.
  2. Пассивное воображение характеризуется спонтанным возникновением образов, не зависимо от воли и желания человека.
  3. Продуктивное воображение в процессе, осуществления которого человек сознательно конструирует действительность. Данный процесс не является механическим или воссоздающим.

«Развитие творческого воображения» 👇

Воображение является уникальной способностью человека, которую невозможно получить с момента рождения, воображение развивается на протяжении всей жизни человека и основой его развития является имеющийся у человека жизненный опыт. В процессе роста и развития человека воображение проходит несколько этапов развития:

  • Начальным этапом развития воображения становится трехлетний возраст, который является своеобразным рубежом для развития данной способности как самостоятельного психического процесса.
  • На начальном этапе развития оно неразрывно связано с предметом, который выполняет опорную функцию. Постепенно в процессе роста и развития ребенка воображение в качестве своей опоры использует предметы уже не имеющие сходства с замещаемыми образами.
  • В старшем дошкольном возрасте происходит обратный процесс – слова текста вызывают образы без использования наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает.
  • Процесс воображения становится особой интеллектуальной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего ребенка мира. Основной опорой для формирования новых образов теперь выступают не только реальные объекты окружающего мира, но и имеющиеся у ребенка представления, которые находят свое проявление в речи.
  • К 6 – 7 годам воображение приобретает активные характер. Образы, воссоздаваемые ребенком, находят свое проявление в различных ситуациях и характеризуются особой содержательностью и специфичным характером.
  • Для подросткового возраста характерно постепенное формирование человека как автономной личности и детское восприятие окружающего мира заменяется на взрослый взгляд на вещи. Именно в данном возрасте происходит становление творческого воображения, которое позволяет выражать подростку себя как личность и выделяться из окружения сверстников.

Особенности творческого воображения

Творческое воображение представляет собой такую разновидность мышления, в процессе которого человеком создаются новые предметы или образы, несущие ценность для человечества. Они появляются вследствие переработки памяти сознанием и с помощью других психологических механизмов.

Творческое развитие представляет собой необходимую часть становления личности. Это не просто трудоемкий процесс, представляющий собой определенную ценность. Существует множество видов творческой деятельности требующих работы фантазии.

Виды творческого воображения и особенности его развития

Выделяют несколько видов творческого воображения:

  1. Пассивное творческое воображение, в процессе работы которого происходит удовлетворение от исполнения несуществующего желания. В реальности человека не осуществляет какой-либо деятельности и фантазии заменяют ему действительность.
  2. Активное творческое воображение направлено на решение задачи личного характера. Оно имеет активную нацеленность на будущее человека, при этом он четко подразделяет временной этап на отрезки и не теряет чувства реальности. Активная фантазия личности определяется усилием воли и может контролироваться.

Замечание 2

В связи с тем, что творческое воображение активно участвует во всех сферах жизнедеятельности человека необходимо уделять пристальное внимание процессу его развития. Развитие творческого воображения у детей и взрослых позволяет улучшить память, расширить мышление легче усваивать информацию.

На современном этапе развития психологии существуют различные методики, которые позволяют улучшать и развивать творческое мышление человека.
Наиболее эффективными из них являются:

  • чтение литературы и обогащение словарного запаса;
  • активная жизненная позиция человека и его участие в различных сферах жизни общества;
  • общение с разносторонними, умными людьми;
  • занятия, направленные на повышение своего интеллектуального уровня и способностей.

Чтение книг способствует легкому развитию фантазии, в связи с тем, что при чтении происходит визуализация прочитанного текста и формирование соответствующих образов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Подушка нуга бест применение инструкция по применению
  • Duong tam an than инструкция по применению на русском языке
  • Мукосат белмед белоруссия ампулы инструкция по применению
  • Unicum tornado гранулы инструкция по применению
  • Конгест форте турция инструкция на русском по применению