Провести научное руководство по

Задание
на
проведение работ по сохранению объекта
культурного наследия
(разработку
научно-проектной документации)

_____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

(Графы, отмеченные звездочкой,
заполняются по данным соответствующих
органов охраны

объектов культурного наследия)

1. *Наименование памятника и типологическая
принадлежность в соответствии с
паспортом или учетной
карточкой_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. *Адрес объекта культурного
наследия__________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. *Категория историко-культурного
значения объекта культурного наследия,
дата постановки объекта на охрану
или учет, регистрационный номер
объекта культурного наследия в Едином
государственном реестре объектов
культурного наследия (памятников
истории и культуры) Российской
Федерации__________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. *Пользователь (собственник, арендатор,
владелец) и его реквизиты (наименование
организации, Ф.И.О. для физического
лица, адрес, расчетный счет, номер
телефона, Ф.И.О. ответственного
представителя)
_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. *Вид, номер и дата составления
охранных документов (охранно-арендный
договор, охранный договор, охранное
обязательство) и характер современного
использования_______

_____________________________________________________________________________

6. *Граница охранной зоны и зоны
регулирования застройки (краткое
описание со ссылкой на утвержденный
документ) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. *Краткие сведения об объекте
культурного наследия и его техническом
состоянии, включая территорию,
занимаемую объектом, малые архитектурные
формы, монументальную живопись и
предметы внутреннего убранства,
инженерные сооружения и оборудование
и др.
_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. *Основание для проведения работ по
сохранению объекта культурного
наследия, в том числе утвержденный
перечень строек и объектов для
федеральных государственных нужд,
федеральная или региональная целевая
программа сохранения, использования,
популяризации и государственной
охраны объектов культурного наследия
и т.д. (название утвержденного документа,
регистрационный номер и дата
утверждения). Основные источники
финансирования работ по сохранению
объектов культурного наследия.
Основное содержание работ по сохранению
объекта культурного наследия с
указанием сроков начала и окончания
работ и предлагаемое использование
объекта. Намечаемая очередность
ремонтно-реставрационных работ или
локальные работы_______________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Заказчик и его реквизиты (наименование,
адрес, расчетный счет, номер телефона,
Ф.И.О. ответственного представителя)
______________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Реставрационная научно-проектная
организация (или физическое лицо) и
ее реквизиты (наименование, адрес,
расчетный счет, регистрационный номер
и дата выдачи лицензионного
свидетельства, номер телефона, Ф.И.О.
ответственного представителя) _____

_____________________________________________________________________________

11. Специализированные по видам работ
научно-проектные организации (или
физические лица) и их реквизиты
(наименование, адрес, расчетный счет,
номера телефонов, Ф.И.О. ответственных
представителей)
____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. *Сведения о ранее выполненной
научно-проектной документации и
возможность ее
использования__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Основные требования к инженерным
сетям и инженерному оборудованию
объекта культурного
наследия_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Стадийность разработки научно-проектной
документации на проведение работ по
сохранению объекта культурного
наследия __________________________________________

_____________________________________________________________________________

15. Состав и содержание научно-проектной
документации (в целом, очереди,
локальных работ)

Раздел 1. Предварительные работы:
______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 2. Комплексные научные
исследования:

1. Этап до начала производства работ
____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Этап в процессе производства
работ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 3. Инженерные
изыскания________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 4. Проект реставрации (с указанием
о необходимости разработки вариантов,
в том числе на конкурсной основе):
______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 5. Рабочая документация:
_________________________________________________

1. Этап до начала производства
работ_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Этап в процессе производства
работ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 6. Научно-реставрационный
отчет: _________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Вид и состав демонстрационных
материалов____________________________________

_____________________________________________________________________________

17. Порядок и условия согласования
научно-проектной документации с
указанием инстанций и
организаций_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

18.Требования по научно-методическому
руководству и авторскому надзору с
указанием продолжительности.
Необходимость привлечения для
консультаций высококвалифицированных
специалистов и
ученых___________________________________

_____________________________________________________________________________

19. Необходимость проведения
экспериментальных работ по технологии
и методам производства работ с
указанием видов
работ_________________________________________

_____________________________________________________________________________

20. *Исходная и разрешительная
документация, представляемая Заказчиком
___________

_____________________________________________________________________________

21. *Необходимость сбора и подготовки
исходной и разрешительной документации
в порядке оказания технической помощи
Заказчику с указанием перечня
документов________

_____________________________________________________________________________

22. Дополнительные требования и
условия________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание
подготовлено__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(заказчик — организация или физическое
лицо)

с привлечением специализированных
по видам научно-проектных
работ_______________

_____________________________________________________________________________

(организация или физическое лицо)

Задание
согласовано____________________________________________________________

(собственник объекта культурного
наследия либо пользователь объектом
культурного наследия)

Уполномоченное лицо от
Заказчика                   
Уполномоченное лицо от Подрядчика

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Контрольный листок, 2014, № 11

Актуальная тема

Научное руководство: теория, принципы, практика

© Л.Б. Эрштейн

Светлой памяти Ольги Эрштейн посвящается 

Предисловие

Идея написать работу по теории и практике научного руководства появилась у меня, когда я работал над кандидатской диссертацией. Диссертация была посвящена специфике тьюторской деятельности, и тогда же родилась мысль о том, что одной из функций тьюторской деятельности является научное руководство. Однако, после консультации с научным руководителем, этот вопрос мы решили в диссертацию не включать. С одной стороны, потому что не хотелось перегружать текст исследования и без того достаточно громоздкий и полный. С другой стороны, потому что вопрос научного руководства явно требовал своего специального исследования, которое невозможно было провести в рамках разрабатываемой мной темы.

Тем не менее, идея осталась. Эта идея была подкреплена тем уникальным фактом, что в процессе работы над кандидатской диссертацией мне пришлось взаимодействовать с тремя типами научных руководителей и столкнуться напрямую с мощным влиянием неформального научного руководства. Ко всем своим научным руководителям я до сих пор испытываю чувство благодарности. Каждый из них что-то мне дал, за что им и спасибо.

Мой собственный педагогический опыт, опыт руководства различными видами работ и использования методических приемов тьюторской деятельности в образовательном процессе, давал возможность осмыслить и оценить значение научного руководителя и самого процесса научного руководства в образовательной деятельности. Эти обстоятельства подталкивали меня к написанию целостной работы по проблемам научного руководства. Изучение литературы по данному вопросу подкрепило это желание, ни одного общего исследования этой проблемы обнаружено не было, хотя я не могу, конечно, утверждать, что таких работ нет. Может быть, я их просто не нашел.

Предлагаемая уважаемому читателю небольшая работа носит типично прикладной характер. Я старался не перегружать работу излишними теоретическими обоснованиями и построениями. Работая над этим исследованием, я в значительной степени основывался на своих прошлых работах по теории ценностей и построению общества как экологической системы. Особенно на первой из них. Фактически в своем понимании ценностей я исходил именно из принципов, изложенных там.

Первая глава данной работы посвящена теоретическим основам научного руководства, в ней излагаются понимание и классификация научного руководства, стратегии и стили научного руководства и некоторые другие вопросы. Во второй главе описывается методика научного руководства, а также специфика руководства различными видами работ. Предлагаемые методические приемы могут быть использованы не только в процессе научного руководства, но и в других аспектах педагогической деятельности.

Говоря о стиле данной работы, следует отметить, что я старался следовать традиции своих предыдущих работ, то есть использовал наименее наукообразный стиль, сохраняя при этом жанр научного исследования, и старался сделать работу как можно более понятной и полезной. Я намеренно отказался от принятого в российской науке написания от «мы» и данная работа написана используя местоимение «я», так как никакого «мы» в данном случае не существовало и все, что изложено, отражает исключительно мое личное мнение.

Что хочется подчеркнуть? Данная книга посвящена именно процессу научного руководства, а не методике подготовки научного исследования. Несмотря на то, что эти темы в значительной степени пересекаются, между ними есть и существенная разница, обусловленная тем, что научное руководство есть процесс взаимодействия субъектов научного руководства в процессе подготовки научного исследования, а сама подготовка научного исследования, включает в себя не только научное руководство, но и целый ряд других процессов.

В результате можно говорить, что научное руководство относится к подготовке научного исследования как частное к общему.

Данная работа предназначена для всех, кто интересуется вопросами высшего и постдипломного образования, методики преподавания и вопросами обучения на всех уровнях. Главный интерес, на мой взгляд, она должна представлять для аспирантов, студентов и тех, кому приходится заниматься научным руководством.

Я хочу поблагодарить за критические замечания кандидата технических наук Марию Чирухину, кандидата психологических наук Ирину Перелыгину, аспиранта эколога Елену Гайдученко, кандидата медицинских наук Николая Николаева, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. И своих рецензентов доктора педагогических наук, профессора Александра Васильевича Долматова, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. Особую благодарность я хочу высказать доктору педагогических наук, профессору Александру Васильевичу Долматову. Также я хочу поблагодарить кандидата технических наук Марию Чирухину за помощь в работе над текстом. Кроме того, я хочу выразить отдельную благодарность за помощь в публикации всех моих книг, в том числе и этой начальнику редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского государственного университета низко-температурных и пищевых технологий Ольге Владимировне Жилкиной, без неё моих книг точно никогда бы не было.

Спасибо Вам за то, что вы хотите прочитать эту книгу.

Глава 1. Теоретические основы научного руководства

Краткое содержание первой главы: В первой главе рассмотрено понятие научного руководства, стили, классификация и стратегии научного руководства. Показана взаимосвязь научного руководства с адаптивными процессами в обществе и ценностными процессами.

1. Определение и классификация научного руководства

При рассмотрении проблемы научного руководства обращает на себя внимание отсутствие какой-либо общей теории данного вопроса. Мне не удалось найти даже определение этого социально-педагогического явления. Поэтому, исходя из традиции предыдущих исследований, сначала будет рассмотрено определение научного руководства. Анализируя понятие «научное руководство», несложно увидеть, что это понятие состоит из двух слов: первое слово говорит нам о том, что речь идет о научных исследованиях, второе слово означает, что над этими исследованиями осуществляется процесс руководства. В данном случае имеет место быть именно слово «руководство», которое нельзя заменить словом «управление» потому что «научное управление» это наука о том, как следует управлять. В данном случае речь идет явно о чем-то ином.

Вместе с тем очевидно, что раз речь идет о руководстве, то, стало быть, проблема научного руководства лежит в плоскости науки управления как таковой, и очевидно, что случай научного руководства, является частным случаем управления как такового вообще. В данном исследовании я буду исходить из понимания управления, изложенного как в моих предыдущих работах [39, 40] (список литературы будет опубликован вместе с последней частью — Ред.), так и в работах по теории и практике управления [26]. В моем исследовании по теории ценностей я даю следующее определение управления: «Управление — это целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектом над объектом, где субъектом и объектом могут выступать любые социальные единицы в любом сочетании, будь то личность, семья, государство или этнос» [40, 43]. То есть, коротко говоря, управление — это целенаправленное воздействие объекта на субъект. Исходя из этого, научное руководство — это воздействие объекта на субъект, реализующее научную деятельность. Вместе с тем, в литературе по управлению выделяют четыре основных функции управления, и само управление определяется как процесс реализации этих функций, а именно: организации, мотивации, управления и контроля [26]. Таким образом, в первом приближении можно определить научное руководство как целенаправленный процесс организации, мотивации, управления и контроля над проведением научных исследований, происходящий в результате воздействия объекта, которым является научный руководитель. на субъект, в качестве которого может выступать отдельная личность, группа лиц или организация. Однако, как будет показано далее, научный руководитель в случае научного руководства является не столько объектом, сколько субъектом, а сам процесс научного руководства является процессом взаимодействия двух субъектов.

В результате можно определить научное руководство как целенаправленный процесс реализации основных функций управления научными исследованиями, происходящий при взаимодействии двух субъектов, одним из которых является научный руководитель, а другим — руководимый, которым может являться отдельная личность, группа лиц или организация.

Разумеется, различные функции управления представлены в процессах научного руководства по разному, в разных ситуациях, этот вопрос будет рассмотрен несколько ниже. Необходимо отметить что, наряду с понятием «научного руководства» необходимо остановиться на таких понятиях как «ситуация научного руководства» и «субъекты научного руководства».

Научное руководство существует не само по себе, и проявляется в ситуации научного руководства, то есть при конкретных обстоятельствах, характеризующихся потребностью в решении научной задачи и необходимостью в руководстве решением этой задачи. С другой стороны, в процесс научного руководства всегда вовлечены по крайней мере два субъекта научного руководства, а именно научный руководитель и руководимый, каждый из которых играет свою роль в данном процессе.

Научное руководство представляет собой достаточно широко распространенный феномен, оно очень различно как с точки зрения участвующих в нем субъектов, так и с точки зрения особенностей процессов взаимодействия этих субъектов. Так, с позиции участвующих в нем субъектов научное руководство можно разделить на:

1. Научное руководство отдельной личностью — самый типичный случай научного руководства, в данной ситуации один научный руководитель руководит студентом или аспирантом в процессе подготовки ими курсовой работы, диплома, магистерской или кандидатской диссертации.

2. Научное руководство рабочей группой. В этой ситуации научный руководитель руководит группой лиц, в процессе реализации конкретного научного проекта, где каждый из субъектов реализует свою часть общей научной задачи.

3. Научное руководство организацией. В случае научного руководства организацией научный руководитель помогает решить научную задачу, которая стоит перед всей организацией в целом. В ряде случаев он сам формулирует и ставит научную задачу организации и показывает основные пути и направления ее решения, а также осуществляет целый ряд других функций.

Также необходимо заметить, что бывают смешанные типы научного руководства, так, например, в процессе руководства организацией может потребоваться руководство отдельной научной группой или группами, а процесс научного руководства личностью может сочетаться с руководством целой организацией.

С точки зрения особенностей взаимодействия субъектов научное руководство можно разделить на две большие группы:

1. Формальное научное руководство — в этой ситуации официально назначается научный руководитель, который осуществляет научное руководство личностью, группой и организацией, имея на это документально зафиксированные полномочия. Например, когда научный руководитель руководит аспирантом при подготовке кандидатской диссертации.

2. Неформальное научное руководство, в таком случае какое-либо лицо или группа лиц осуществляют научное руководство стихийно, не последовательно, не формально, без каких-либо официальных прав и полномочий. Например, когда студент или аспирант советуется с профессором, не являющимся его научным руководителем, последний реализует деятельность неформального научного руководителя.

Как формальное, так и неформальное научное руководство может осуществляться над личностью, группой или организацией. В результате можно утверждать, что существует шесть типов научного руководства. А именно: Формальное научное руководство личностью, неформальное научное руководство личностью, формальное научное руководство группой, неформальное научное руководство группой, формальное научное руководство организацией, неформальное научное руководство организацией.

С точки зрения взглядов, изложенных мной в предыдущей работе [39], научное руководство представляет собой типичный социальный симбиоз, предназначенный для оптимизации адаптации субъектов научного руководства к окружающей среде. Социальный симбиоз предполагает взаимовыгодное сотрудничество двух разных видов с целью увеличения количества энергии каждым из них. В случае формального научного руководства руководитель получает за свою деятельность заработную плату, кроме того руководство способствует росту его авторитета и социальной реализации его как ученого. Руководимый получает возможность повысить свой социальный статус, улучшить уровень образования, реализовать себя в научной деятельности, которая для него, вследствие выбранной им сферы деятельности, более или менее важна.

В результате в процессе взаимодействия научный руководитель и руководимый оказывают друг другу помощь в достижении тех социальных и личных целей, ради реализации которых осуществлялось научное руководство и, тем самым, реализуется вариант симбиотических взаимоотношений между ними.

Другим аспектом феномена научного руководства является ценностный аспект. Успешность или не успешность научного руководства в значительной степени определяется тем, ценностью какого порядка является научная деятельность для всех субъектов данного процесса. Подробно концепция ценностей разработана мной в иной работе [40], здесь же напомню, что ценностью высокого порядка я называю ценность, от реализации которой субъект не может отказаться даже под влиянием очень серьезных раздражителей, а ценностью низкого порядка называется та, от которой он отказывается даже под влиянием самых незначительных раздражителей. В результате порядок ценностей есть показатель возможности отказа от ценности под влиянием раздражителей разной силы.

В том случае, если для руководителя факт его руководства является ценностью высокого порядка, то есть если он не готов отказаться от руководства даже под влиянием серьезных обстоятельств, и руководимый не готов отказаться от научной деятельности, предполагающей руководство тоже под влиянием раздражителей высокого порядка, научное руководство будет эффективным и успешным. Если же оба они готовы отказаться от своей деятельности под влиянием не очень серьезных препятствий, ситуация научного руководства будет разрушена, и источником разрушения может служить как научный руководитель, так и руководимый субъект или оба вместе.

Конечно, наличие ценностей высокого порядка, где процесс научного руководства и проведение научных исследований являются такими ценностями у всех субъектов ситуации научного руководства, является условием необходимым, но не достаточным для успешной реализации процесса, остальные условия будут рассмотрены мной несколько ниже.

Таким образом, научное руководство является процессом реализации основных функций управления в результате взаимодействия субъектов, одним из которых является научный руководитель, другим — руководимый. В качестве руководимого могут выступать отдельная личность, группа или организация, а взаимодействие может носить как формальный так и неформальный характер.

2. Задачи научного руководства, и роли научного руководителя

Анализируя научное руководство убеждаешься в том, что в числе прочего недостаточно освещены задачи научного руководства как такового. Однако задачи научного руководителя в литературе описаны [1, 9, 17, 22]. Практически все авторы отмечают, что задачами научного руководителя, независимо от вида работ, являются:

1. Выбор темы исследования — научный руководитель совместно с руководимым субъектом выбирает тему исследования.

2. Контроль хода выполнения работы — научный руководитель контролирует процесс выполнения работы и корректирует его по мере необходимости.

3. Помощь при подготовке содержания работы — научный руководитель оказывает разнообразную помощь в подготовке содержания работы.

4. Помощь в определении основных характеристик исследования — научный руководитель совместно с руководимым разрабатывает общие характеристики исследования и помогает их сформулировать.

Так, например, говоря о задачах руководителя дипломной работы, И. Н. Кузнецов указывает: «Руководитель дипломной работы обязан:

• совместно со студентом составить и выдать задание на дипломную работу; оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение дипломной работы;

• по возможности рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы;

• проводить в соответствии с планом-графиком консультации;

• контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее своевременное и качественное выполнение до момента защиты (за приведенные в дипломной работе решения, правильность всех данных и за сделанные выводы отвечает студент-дипломник);

• составить отзыв о дипломной работе, в котором дать мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите;

• присутствовать, как правило, на защите студентом результатов дипломного исследования»[22, 204].

Однако, задачи научного руководства включают в себя не только задачи, стоящие перед научным руководителем, но и задачи, стоящие перед руководимым субъектом, как перед второй стороной процесса научного руководства, видимо именно этот факт приводит к тому, что, как уже упоминалось, задачи научного руководства изложены в литературе явно не полностью. Такой подход лежит в русле понимания предмета педагогики, изложенного в работах А. М. Новикова, автор пишет, что предметом педагогики должна быть не только деятельность обучающего, но и деятельность обучающегося [28].

Исходя из понимания основных функций управления и теории ценностей, данные задачи, характерные для формального научного руководства, представляются следующими.

1. Определение целей и задач научного исследования. Научный руководитель и руководимый субъект совместно разрабатывают цели научного исследования и задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей.

2. Выбор темы научного исследования — научный руководитель и руководимый субъект совместно выбирают тему научного исследования, исходя из следующих параметров.

a. Особенности работы, над которой осуществляется руководство. Например, в случае кандидатской диссертации учитывается паспорт специальности и ряд других параметров, которые будут рассмотрены мной в дальнейшем.

b. Интересов субъектов научного руководства, как научного руководителя, так и руководимого.

c. Ситуационных параметров, которые в каждом случае индивидуальны, например, научного направления, разрабатываемого кафедрой или организацией, над которой осуществляется научное руководство.

3. Планирование научного исследования. Научный руководитель и руководимый разрабатывают план научного исследования, этапы его проведения, предполагаемые сроки завершения работы.

4. Организация проведения научных исследований. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом определяют необходимое для научных исследований оборудование, экспериментальную и теоретическую базу, необходимую для успешной реализации исследования. Также они определяют основные параметры эксперимента, выявляют возможные сложности при проведении исследования и пути преодоления этих сложностей, а также то, каким образом будет проведено данное исследование, что нужно делать для успешной реализации исследования.

5. Контроль проведения исследования. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом контролируют процесс проведения исследования. И в случае необходимости проводят соответствующие корректирующие мероприятия.

6. Мотивация проведения научного исследования. Сущность мотивации в ситуации научного руководства представляется следующей. С одной стороны, научный руководитель способствует тому, чтобы достижение исследовательской цели было для руководимого ценностью как можно более высокого порядка, помогая и поддерживая руководимого в процессе проведения исследования, а также контролируя этот процесс, и оказывая необходимую психологическую поддержку. С другой стороны, руководимый, обращаясь к руководителю за разнообразной помощью, способствует тому, что процесс научного руководства становится для руководителя ценностью все более высокого порядка.

Задачи неформального научного руководства могут по сути дела включать все задачи, характерные для формального руководства, но так как неформальное научное руководство осуществляется стихийно, то оно зависит от особенностей данной конкретной ситуации. Неформальный научный руководитель или руководители могут реализовывать как все из перечисленных задач, так и разное их количество в любом сочетании.

Рассматривая цель научного руководства, необходимо отметить, что сама ситуация научного руководства возникает, когда есть необходимость в повышении эффективности научных исследований. То есть тогда, когда для эффективного проведения научных исследований требуется некоторая помощь извне, помощь человека или людей, которые являются экспертами в области проведения исследований, знают каким образом это надо делать, и какие сложности встречаются при проведении этих исследований, и как нужно преодолевать эти сложности. В результате можно утверждать, что основной целью научного руководства является повышение эффективности научных исследований.

В процессе научного руководства все субъекты процесса играют соответствующие роли. В литературе рассмотрены некоторые из ролей научного руководителя. Так Т. И. Березина отмечает, что научный руководитель играет роль наставника, она пишет: «Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными путями. Его необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой — принимать помощь и учиться» [4].

Роль научного руководителя как учителя отмечают многие авторы [4, 6, 11, 15]. Вместе с тем, на мой взгляд, отмеченные роли далеко не полны, исходя из выявленных задач научного руководства, можно отметить следующие роли научного руководителя.

1. Помощник — научный руководитель помогает проведению научных исследований.

2. Учитель — обучает теории и практике реализации научных исследований.

3. Психолог — оказывает психологическую поддержку при проведении научных исследований.

4. Организатор — участвует в организации научных исследований.

5. Ученый — проводит научные исследования.

6. Консультант — консультирует по вопросам проведения научных исследований.

7. Тьютор — оказывает комплексную поддержку при проведении научных исследований, то есть реализует первую, вторую, третью и шестую роли.

8. Эксперт. Как эксперт научный руководитель проверяет результаты научного исследования, выбирает направления дальнейшего исследования, отсекает ненужные материалы и процедуры, дает заключение по качеству тех или иных элементов или всего научного исследования.

Таким образом, научный руководитель играет совокупность совершенно разных ролей, способствуя тем самым достижению цели научного руководства. В свою очередь, руководимый (будь то личность, организация или рабочая группа) играет следующие роли.

1. Ученик — руководимый обучается практике и теории проведения научных исследований.

2. Организатор — руководимый организует научные исследования.

3. Писатель — руководимый учится написанию научных исследований, он пишет и публикует научные труды, тем самым играя роль научного писателя.

4. Ученый — руководимый проводит научные исследования.

5. Исполнитель — руководимый учится выполнять полученные от руководителя рекомендации как можно более точно и эффективно.

В результате можно говорить о том, что руководимый также играет достаточно разнообразные роли, и это требует от руководимого определенных личностных качеств, а также специальной стратегии поведения.

Таким образом, задачи научного руководства обусловлены понятием научного руководства, спецификой взаимодействия научного руководителя и руководимого, в процессе которого оба субъекта научного руководства играют соответствующие, необходимые для решения задач роли.

(продолжение следует)

Календарь
«  Апрель 2023  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Архив записей
  • 2012 Апрель
  • 2012 Май
  • 2012 Июнь
  • 2012 Июль
  • 2012 Август
  • 2012 Сентябрь
  • 2012 Октябрь
  • 2012 Декабрь
  • 2013 Февраль
  • 2013 Март
  • 2013 Апрель
  • 2013 Июнь
  • 2013 Октябрь
  • 2013 Ноябрь
  • 2013 Декабрь
  • 2014 Январь
  • 2014 Март
  • 2014 Апрель
  • 2014 Май
  • 2014 Июнь
  • 2014 Июль
  • 2014 Август
  • 2014 Сентябрь
  • 2014 Ноябрь
  • 2014 Декабрь
  • 2015 Январь
  • 2015 Февраль
  • 2015 Апрель
  • 2015 Май
  • 2016 Январь
  • 2016 Февраль
  • 2016 Март

Научное руководство

Научное руководство

2.1. Научное руководство — при производстве работ является продолжением научно-методического и проектного обеспечения ремонтно-реставрационных работ на основе утвержденных проектных решений и осуществляется в целях выявления в процессе работ всех данных о первоначальном облике памятника; максимального сохранения и показа подлинных элементов памятника, доработки и корректировки, при необходимости, проектных решений; обеспечения научно-методических требований реставрации, высокого качества всего комплекса работ.

Смотри также родственные термины:

3.17. Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия : контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов подлинного облика объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований, а также научно-методическая оценка проводимых реставрационно-ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия.

3.16. Научное руководство разработкой научно-проектной документации : научно-методическое руководство и координация работы членов авторского коллектива при разработке научно-проектной документации, осуществляемая научным руководителем авторского коллектива.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
2015.

Полезное

Смотреть что такое «Научное руководство» в других словарях:

  • Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия — Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия: контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов… …   Официальная терминология

  • Научное руководство разработкой научно-проектной документации — 3.16. Научное руководство разработкой научно проектной документации : научно методическое руководство и координация работы членов авторского коллектива при разработке научно проектной документации, осуществляемая научным руководителем авторского… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия — 3.17. Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия : контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Научное общество им. Братьев Гримм — Brüder Grimm Gesellschaft Административный центр: Кассель, Германия Официальные языки: немецкий …   Википедия

  • Научное общество студентов и аспирантов — (сокращенно  НТСА от укр. наукове товариство студентів та аспірантів)  организация общественного самоуправления обучающихся (не только студентов, аспирантов, но и курсантов, адъюнктов, докторантов) в высших учебных заведениях Украины и… …   Википедия

  • Научное общество имени Тараса Шевченко — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения …   Википедия

  • Научное Общество им. Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Научное общество имени Т.Г.Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Научное общество имени Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Румянцева Елена Евгеньевна — Елена Евгеньевна Румянцева (род. 7 октября 1966, Москва)  российский экономист, доктор экономических наук, профессор, лауреат международного проекта «Лучший экономист России» (2008 г.), потомок двух старинных дворянских родов XII и XIV века. Е. Е …   Википедия


Однажды я потратил всего час времени, чтобы вдумчиво прочитать и
законспектировать статью знакомого профессора. Статья была великолепна, она
не только дышала научной новизной и глубиной, но и читалась легко, на одном
дыхании. Сочетание этих качеств – легкости и глубины, основательности – меня
поразило. Было ощущение, что даже сложные научные открытия давались
профессору легко и просто.


А потом я узнал, что на написание этой статьи профессор потратил три года.
Конечно, столько времени ушло не на набор текста на компьютере. А на что
тогда?


У любого научного исследования есть свои этапы. Их много, они имеют свою
специфику. Написание статьи (или даже диссертации) – это только вершина
айсберга. Там, «под водой», скрывается колоссальный труд, который можно
«распределить» по нескольким этапам. Именно о них и пойдет речь в нашей
статье.

Подготовка

Выбор темы

Вообще-то все пункты, объединенные нами под заголовком «Подготовка», можно
назвать самим научным исследованием, а не подготовкой к нему. Относится это
даже к самому первому пункту – выбору темы.

В самом деле, никакой исследователь не выбирает тему наугад. В процессе
обучения и научной деятельности он как бы «обрастает» кругом тем, интересных
ему – и выбирает именно из них. В каком-то смысле это похоже на то, что самые
крепкие браки получаются между давно знакомыми людьми, коллегами по работе.
Подобно этому, исследователь обычно тоже давно «обручен» с какой-то темой,
просто в один прекрасный момент его вдруг «осеняет»: так вот же она, моя
заветная тема! Именно так и получается «крепкий брак», который зовется научным
исследованием.

Определение объекта и предмета исследования

Итак, тема выбрана, однако она сложна, многомерна, противоречива. И эту ее
сложность нужно как-то «усмирить», выделить в ней главное.

Нет, конечно, бывают и простые темы, однако для ученого это скорее проклятие,
чем благословение: ведь все простые темы уже изучены вдоль и поперек, и
сказать тут новое слово крайне трудно.

Так вот, в выбранной теме нам нужно выделить главное, а именно – найти тот
объект, который мы изучаем. И это тоже один из краеугольных камней научного
исследования.

Представьте себе историка, решившего изучать Великую Отечественную войну. Что
можно написать о войне? Статью? Монографию? Диссертацию? А может быть, о войне
вообще можно написать целую библиотеку? Можно. Зависит от объекта
исследования. А эти самые объекты в такой огромной теме могут быть какими
угодно по масштабу и качеству: от планов командования и международной
обстановки до причин появления определенного приказа или судьбы отдельного
здания (например, дома Павлова в Сталинграде).

«Большой» или «маленький», но объект должен быть, чтобы не утонуть в теме.

Итак, на огромном научном поле мы нашли небольшой участок – тему. Потом
«сузили» этот участок, выделив объект. Но объект еще нуждается в конкретизации
– нам нужна какая-то специфическая черта, какая-то «часть», чтобы
сосредоточиться на ней. «Часть» не обязательно пространственная или
материальная. Так, например, в литературоведении темой исследования может быть
творчество какого-нибудь писателя, объектом – прологи и эпилоги в его
произведениях, а предметом – те композиционные и смысловые функции, которые
эти прологи и эпилоги выполняют.

Определение целей и задач работы

Итак, с базовыми вещами разобрались. Теперь давайте подумаем вот над чем:
любое научное исследование затевается ради какой-то цели (помимо тщеславия,
профессиональной необходимости или учебных обязанностей). А что такое – цель
научного исследования?

Оттолкнемся вот от какой мысли: научное исследование возникает тогда, когда
что-то неизвестно или непонятно. Иными словами, научное исследование возникает
тогда, когда существует научная проблема. Решить эту проблему – это,
собственно, и есть цель научного исследования.

Ну, например, едва ли можно провести научное исследование на тему «Почему
дважды два равняется четырем». Здесь нет научной проблемы, все известно и
понятно (хотя, может быть, математики меня и поправят). Зато вполне можно
провести исследование на тему «Почему дважды два равняется стеариновой
свечке». Про то, что «дважды два – стеариновая свечка», говорил Пигасов,
персонаж романа И.С. Тургенева «Рудин», иллюстрируя женскую логику. Но откуда
возник этот запоминающийся образ? Сам Тургенев его придумал? Подсмотрел у
кого-то? Вычитал у иностранных писателей? Где истоки этого образа?

Видите! Неизвестно и непонятно, а значит, есть научная проблема, а значит,
может быть определена и цель научного исследования, например: «Изучение
предполагаемых источников образа «стеариновой свечки» как иллюстрации женской
логики».

Это, конечно, шуточный пример, однако в общем и целом суть верна: есть научная
проблема – из нее можно вывести цель научного исследования.

Задачи исследования – это уже более мелкие, частные цели, их обычно от трех до
пяти. Мы разбиваем проблему на фрагменты и рассматриваем эти фрагменты
отдельно. Как в школе разбиваем задачу на действия и решаем их по порядку.

Формулировка названия работы

Вот, наконец, картина будущего исследования у нас в голове, мы уже любуемся на
нее. Самое время подумать над названием работы. При этом не будем забывать,
что «как вы яхту назовете, так она и поплывет» (нет, нет, не бойтесь, название
всегда можно исправить, но чем оно четче будет изначально, тем проще будет
вам).

Лучше всего, если в названии вашей работы найдут себе место тема, объект и
предмет. Например, «Имена персонажей в пьесе А.Н. Островского «Не так живи,
как хочется» в контексте народной культуры». Тема этой статье – пьеса А.Н.
Островского, объект – имена персонажей, а на предмет указывает словосочетание
«в контексте народной культуры» (то есть имена рассматриваются не во всем
объеме своей семантики, а только под определенным углом – через призму
народной культуры).

Но совмещение темы, объекта и предмета в названии все же не является
обязательным.

Осуществление

Разработка гипотезы

Подготовка к проведению исследования закончена, начинается непосредственная
работа над вашим проектом. Переходным моментом является разработка гипотезы.
Гипотеза – это своеобразное «забегание вперед». Вы как будто заранее
предполагаете, как осуществите исследование и что получите на выходе. Вполне
возможно, и ход, и результаты вашей работы в итоге будут отличаться от того,
что вы сначала предположили. Но для того, что «запустить» научный поиск,
гипотеза нужна.

Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» пишет о том, что наука
качественно двигается вперед не тогда, когда накапливает множество
необъяснимых фактов, но тогда, когда появляется новый взгляд на мир, новая
картина мира. Он называет ее парадигмой. Примерно то же самое происходит и
«внутри» научного исследования. Именно гипотеза движет его вперед.

Определение плана

План – лучший помощник в любом деле (кроме разве что любви). Вспомните, какое
огромное количество книг посвящено планированию, тайм-менеджменту! И то это
книги, как правило, о планировании обычных, повседневных дел. А насколько
сложнее рутины такая творческая область, как наука! Поэтому лучше всего
составить план своей научной работы: как самих действий, которые вы будете
предпринимать, так и того итогового труда, который должен выйти из-под вашего
пера. Да, план будет видоизменяться, и, может быть, в итоге станет совершенно
другим, не таким, каким был вначале. Но в вашей деятельности он вам однозначно
поможет.

Работа с литературой

Осуществление исследования, конечно же, не может миновать обращения к

трудам предшественников

. Особенно если эти предшественники работали над той же темой,
что и вы. Ознакомившись с работами ученых, вы, во-первых, избежите опасности
заново открыть Америку (потратив на это уйму времени и сил) и, во-вторых,
можете найти крайне важные для вас сведения или способы научной разработки
объекта и предмета. Всегда помните фразу, которую часто приписывают Исааку
Ньютону: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах
гигантов», – и не забывайте изучать предшественников.

Определение методологии

Методология – вот чему в первую очередь учится любой исследователь у своих
предшественников, пока сам не достигнет научной зрелости.

Методы в каждой науке свои, однако в общем смысле можно сказать, что:

  • Методы должны «соответствовать» тому материалу, который вы изучаете (лучше
    всего, если сам материал «подсказывает», как его нужно изучать).
  • В применении методов не должно быть эклектики, они должны дополнять, а не
    противоречить друг другу.

Организация условий проведения исследования

Речь в данном случае идет о тех ресурсах, которыми вы располагаете:

  • üВремя – если научное исследование для вас действительно важно, то лучше
    отложить другие дела, чтобы они не мешали (если такое возможно).
  • üЛичные ресурсы – трудно проводить научное исследование, когда у вас есть
    проблемы со здоровьем или в семье, нехватка денег. Если эти проблемы можно
    решить – замечательно.
  • üВнешние ресурсы – если вам для работы нужен допуск к архивам, в библиотеки
    или лаборатории, нужны специальные материалы – лучше позаботиться об этом
    заранее. Наконец, если стоит вопрос о финансовой обеспеченности
    исследования, то его тоже можно попытаться согласовать на уровне
    соответствующих научных институций или получить грант.

Проведение исследования

Вот, наконец, все необходимые приготовления сделаны. Наступило самое время для
главной работы. Но о ней-то мы как раз и не будет ничего говорить, ведь даже
внутри одной науки исследования могут настолько отличаться, что едва ли их
можно подвести под общий знаменатель.

Пусть же само исследование останется тем интимным моментом, куда не следует
заглядывать постороннему глазу.

Обработка результатов и формулировка выводов

Самое сложное – позади. Теперь нужно сделать так, чтобы ваше исследование не
пропало втуне. Для этого прежде всего следует обработать результаты и
сформулировать выводы. Причем формулировки должны быть как можно более четкими
– вы ведь занимаетесь наукой!

Необходимо сказать и об одном возможном грустном моменте. Бывает, что в
результате исследования ученый получает совсем не те результаты, на которые
рассчитывал вначале, и его гипотеза рушится. Что поделать, отрицательный
результат – тоже результат. Вы, по крайней мере, отсекли еще один «лишний» для
науки путь, что тоже неплохо.

Хотя, с другой стороны, стоит присмотреться, такой ли «лишний» этот путь –
антибиотики, например, были открыты из-за неаккуратности (считай – ошибки)
Александра Флеминга, а кардиостимулятор изобретен случайно – его творец решал
на самом деле иную задачу.

Оформление

Написание научной работы

После подготовки и проведения исследования наступает третий этап –
ознакомление научного сообщества с вашей работой. Вы пишете научный текст.
Жанров таких текстов много – от доклада и рецензии до учебника или монографии.
И рекомендации по отношению к каждому жанру будут свои особенные.

Впрочем, вы ведь не проводите свое исследование в одиночестве. Попросите
помощи у вашего научного руководителя. Если у вас еще нет научного
руководителя, постарайтесь найти его: в школе это может быть
учитель-предметник, в вузе – тот преподаватель, в чьи научные интересы входит
ваша тема. Если же у вас УЖЕ нет научного руководителя, то едва ли наши
рекомендации будут вам интересны.

Да, и еще по поводу статей! Для аспирантов публикация научных статей
обязательна. Для преподавателей вузов тоже. Так что этот момент никак нельзя
упускать из виду.

Обнародование результатов

Не зарывайте свои таланты, старайтесь участвовать в конференциях, семинарах.
Подготовьте доклад по материалам вашего исследования и выступите с ним. Наука
движется вперед именно тогда, когда ученые делятся друг с другом результатами
своих трудов!

Защита результатов исследования

Чаще всего мы проводим исследования не просто так, а в рамках написания
курсовой работы, магистерской, кандидатской диссертации. А такие вещи требуют
не просто написания, но и защиты. Подготовьтесь к этому. Помните, что (если,
конечно, вы сами проводили исследование и писали текст) пусть и на небольшом
участке научного поля, но вы являетесь уникальным экспертом и сможете

защитить результаты вашей работы

.

И в этом случае научное сообщество примет вас в свои ряды и даже выдаст
соответствующий документ, удостоверяющий это.

Желаем удачи!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Муромский радиозавод руководство по
  • Кетопрофен инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает показания
  • Fr s520se руководство
  • Hotpoint ariston bk rd 7239 k инструкция
  • Глеацер инструкция по применению в ампулах аналоги дешевле