Общение
с руководством экономического субъекта
может осуществляться как в устной форме
во время посещения профессиональными
сотрудниками аудиторской организации
экономического субъекта, так и в
письменной форме путем направления
аудиторской организацией запросов и
других материалов на имя руководства
экономического субъекта.
При
общении с руководством экономического
субъекта (лицами, входящими в исполнительные
органы или ответственными за ведение
дел экономического субъекта) аудиторской
организации следует придерживаться
общепринятых моральных норм, а также
руководствоваться принципами
профессиональной этики.
Все
существенные вопросы общения с
руководством экономического субъекта
и полученные разъяснения должны быть
отражены в рабочей документации проверки.
Цель
общения с руководством экономического
субъекта до начала аудита — оценка
возможности проведения аудита и
заключение договора на оказание
аудиторских и (или) сопутствующих аудиту
услуг.
На
стадии переговоров с руководством
экономического субъекта определяются
и согласовываются существенные условия
предстоящего договора. Его подписанию
может предшествовать подготовка
письма-обязательства.
Во
время общения с руководством экономического
субъекта обсуждаются оптимизация
аудиторских процедур для достижения
целей аудита с максимально возможной
эффективностью: планирования аудита;
получения аудиторских доказательств;
оценки аудиторского риска и уровня
существенности; изучения и оценки систем
бухгалтерского учета и внутреннего
контроля; использования работы экспертов,
а также организационные и другие вопросы,
связанные с проведением аудита.
На
заключительной стадии аудита с
руководством экономического субъекта
обсуждаются выявленные в ходе проверки
проблемы и согласовываются предлагаемые
аудиторской организацией поправки к
бухгалтерской отчетности; могут
обсуждаться проблемы, выявленные
аудиторской организацией в ходе аудита;
вопросы ведения бухгалтерского учета
и составления бухгалтерской отчетности,
по которым у экономического субъекта
и аудиторской организации возникли
разногласия; поправки к бухгалтерской
отчетности, предложенные аудиторской
организацией, независимо от того,
произведены ли они в этой отчетности;
нарушения установленного законодательством
Российской Федерации порядка ведения
бухгалтерского учета и составления
отчетности, влияющие или способные
повлиять на ее достоверность, а также
выявленные в ходе аудита особенности
внешней или внутренней среды, существенно
влияющие или способные повлиять на
непрерывность деятельности экономического
субъекта (нарушение допущения непрерывности
деятельности); существенные события,
произошедшие после даты подписания
аудиторского заключения.
Существенные
вопросы, связанные с завершением аудита,
должны быть обсуждены с руководством
экономического субъекта, а результаты
обсуждения отражены в рабочей документации
проверки.
При
необходимости рекомендации по улучшению
систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля могут быть обсуждены с
руководством экономического субъекта
для их последующей реализации. Аудиторская
организация может предложить экономическому
субъекту свое содействие в выполнении
этих рекомендаций.
Влияние
всех отмеченных недостатков систем
бухгалтерского учета и внутреннего
контроля должно быть оценено с точки
зрения их влияния на достоверность
бухгалтерской отчетности экономического
субъекта и обсуждено с руководством
экономического субъекта.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
[c.187]
Общение с руководством экономического субъекта
[c.187]
Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения профессиональными сотрудниками аудиторской организации экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
[c.187]
При общении с руководством экономического субъекта (лицами, входящими в исполнительные органы или ответственными за ведение дел экономического субъекта) аудиторской организации следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.
[c.187]
Все существенные вопросы общения с руководством экономического субъекта и полученные разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.
[c.187]
Цель общения с руководством экономического субъекта до начала аудита — оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг.
[c.187]
Во время общения с руководством экономического субъекта обсуждаются оптимизация аудиторских процедур для достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью планирования аудита получения аудиторских доказательств оценки аудиторского риска и уровня существенности изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля использования работы экспертов, а также организационные и другие вопросы, связанные с проведением аудита.
[c.187]
Использование работы других лиц, общение с руководством экономического субъекта и третьими сторонами [c.99]
Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с экономическим субъектом. Необходимо обеспечивать сохранность конфиденциальной информации клиента и не разглашать её без согласия его руководства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
[c.129]
Общение с руководством экономического субъекта может осуществляться как в устной форме во время посещения клиента специалистами аудиторской организации, так и в письменной форме путем направления запросов и других материалов на имя руководства клиента.
[c.129]
Целью общения с руководством экономического субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспечение достижения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством клиента могут обсуждаться [c.130]
Общение с руководством экономического субъекта (разработка и принятие в 1999 г.).
[c.231]
Правило (стандарт) Общение с руководством экономического субъекта регламентирует деловые отношения аудиторов с руководством экономического субъекта, где проводится аудит. В нем излагаются принципы профессиональной этики, особенности общения на различных стадиях проведения аудита. Подчеркивается, что суть профессионального поведения аудиторов в ходе работы заключается в том, чтобы при соблюдении приоритетов общественных интересов сохранялась высокая репутация аудиторской профессии.
[c.5]
Правило (Стандарт) аудиторской деятельности Общение с руководством экономического субъекта
[c.193]
Профессиональная этика в общении с руководством экономического субъекта
[c.193]
Общение с руководством экономического субъекта до начала аудита и на различных стадиях его проведения
[c.193]
Общение с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля
[c.193]
Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может быть только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности ее выводов, рекомендаций и заключений.
[c.194]
Профессиональное поведение в общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.
[c.195]
При общении с руководством экономического субъекта аудиторская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.
[c.195]
Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита является оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъекта до
[c.195]
Целью общения с руководством экономического субъекта на заключительной стадии аудита является обсуждение выявленных в ходе аудита проблем и согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться [c.196]
Аудиторской организации следует проверить информацию, предоставленную руководством экономического субъекта, касающуюся наличия организаций, которые могут быть отнесены к связанным сторонам. Для получения этих сведений аудиторская организация может направить руководству экономического субъекта письменный запрос. В ходе общения с представителями экономического субъекта аудитору целесообразно руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта и Общение с руководством экономического субъекта . Аудитор вправе считать информацию, предоставленную руководством экономического субъекта о связанных сторонах, правдивой, а документацию — под-
[c.202]
Общение с руководством Общение с руководством экономического субъекта 4
[c.284]
Правило (стандарт) аудиторской деятельности Общение с руководством экономического субъекта . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, протокол № 2 от 18 марта 1999 г.
[c.524]
Целью Правила (Стандарта) является определение принципов деловых отношений (далее — общения) аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, с руководством экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетности которого проводится аудит.
[c.193]
Лишь на этой основе можно дать объективную оценку (О) соответствия исследуемого объекта требованиям организационных стандартов и правил. При удовлетворительной оценке и деловом общении (консультации) с руководством экономического субъекта (С) данный материал становится аудиторским доказательством при составлении аудиторского заключения (A3). А в случае неудовлетворительной оценки возникает серия альтернативных вариантов аудиторской деятельности в зависимости от выбранного решения (см. рис. 14.7). Но и отсутствие какого-либо решения становится аргументом в аудиторском доказательстве профессионального поведения аудитора.
[c.476]
Владение деловым русским языком включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами и составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
[c.111]
Для снижения информационного риска важно, чтобы протокол (мы условно договорились рассматривать в этом качестве бухгалтерскую отчетность) содержал объективную, бесстрастную информацию. Но поскольку составлением такого протокола занимается сама управляющая система (администрация, руководство экономического субъекта), то более надежно, если такую информацию еще и проверит, проконтролирует независимый наблюдатель (аудитор). Но тогда между ними складываются весьма своеобразные взаимоотношения, которые уже регулируются специальным ПСАД [45, с. 45-50] Общение с руководством экономического субъекта (одобрено Комиссией 18 марта 1999 г.).
[c.27]
Управление персоналом (менеджмент). Принимается во внимание профессионализм и честность администрации экономического субъекта (аудируемого лица) и его персонала, которые практически не измеряются количественными показателями. Тем не менее ясно, что степень их компетенции и честности может потребовать либо расширения, либо определенного сужения аудиторских процедур на основе ПС АД Общение с руководством экономического субъекта (одобрено Комиссией 18 марта 1999 г. [45, с. 45-50].
[c.441]
Общение с руководством экономического субъекта ПМАП 1007 Контакты с руководством клиента [41], [11 7]
[c.43]
Правило (стандарт) аудиторской деятельности Общение с руководством экономического субъекта разработано на базе ПМАП 1007 и в основном соответствует своему прототипу (есть лишь небольшие редакционные и структурные различия).
[c.57]
Взаимодействие руководителей проверяемых объектов и аудиторов
«Аудиторские ведомости», N 7, 2000
Основное назначение стандартизации аудиторской деятельности — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово — хозяйственной деятельности. Установление норм аудита и определенного набора требований к нему прежде всего вызвано необходимостью однозначного понимания термина «аудит» всеми пользователями бухгалтерской отчетности независимо от местоположения (страны) экономического субъекта, его отраслевой принадлежности, профессиональной подготовленности самого пользователя. Таким образом, круг пользователей аудиторских правил (стандартов) не ограничивается непосредственно аудиторами. В специальной литературе, посвященной обсуждению аудиторских правил (стандартов), нередко подчеркивается, что, в связи с тем что аудит в России находится в стадии становления и еще не имеет установившихся традиций, большой интерес к аудиторским правилам (стандартам) можно ожидать от круга лиц, непосредственно заинтересованных в качестве аудита и изучении его возможностей при проверках достоверности бухгалтерской отчетности, т.е. от собственников, руководителей предприятий, потенциальных инвесторов, судебных органов, бухгалтерской общественности.
Уже при разработке аудиторских стандартов учитывалось то обстоятельство, что круг их пользователей в нашей стране существенно шире, чем в международной практике, поэтому особое внимание уделялось доступности формы изложения, более подробному раскрытию терминов и т.п. Безусловно, необходимы соответствующие комментарии и разъяснения аудиторских правил (стандартов), адресованные пользователям аудиторских услуг, особенно тех положений правил (стандартов), которые непосредственно касаются руководителей экономических субъектов и работников экономических служб. В настоящее время такие материалы почти отсутствуют, и обсуждение аудиторских правил (стандартов) стало сугубо цеховым делом аудиторов.
Действующие правила (стандарты) аудиторской деятельности регулируют довольно обширный круг вопросов, связанных со взаимодействием, ответственностью, обязанностями, гарантиями сторон при проведении аудиторской проверки. Представляется целесообразным систематизировать положения аудиторских стандартов по отдельным аспектам взаимодействия аудиторов и руководителей и персонала проверяемого предприятия. Аудиторские фирмы могут использовать результаты этой работы для подготовки внутрифирменных стандартов, на этапе ведения переговоров с заказчиком, в процессе проведения аудита, а также, например, включить их в пакет информационно — справочных материалов, представляемых заказчику. Возможна группировка положений аудиторских правил (стандартов) — по этапам аудиторской проверки, по тематикам и т.д. Например, как известно, еще до подписания договора аудиторская организация должна направить письмо — обязательство, содержащее следующие указания: а) по условиям аудиторской проверки; б) по обязательствам аудиторской организации; в) по обязательствам экономического субъекта. Безусловно, в нем должны найти отражение положения всех правил (стандартов) аудиторской деятельности, касающиеся этих моментов:
«Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» <1>;
«Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» <2>;
«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» <3>;
«Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» <4> и др.
——————————-
<1> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 августа 1999 г., Протокол N 5.
<2> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
<3> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
<4> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., Протокол N 2.
Поэтому для более эффективного и полного применения всех положений правил (стандартов) на каждом этапе можно разработать, например, следующие внутрифирменные документы:
- Предварительный этап — «Положения аудиторских (правил) стандартов»: права, обязанности, ответственность сторон на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг: 1. Аудиторская организация. 2. Экономический субъект.
- Планирование аудита — «Положения аудиторских правил (стандартов)»: права, обязанности, ответственность сторон на этапе планирования аудита: 1. Аудиторская организация. 2. Экономический субъект.
- Порядок взаимодействия сторон и обмена информацией на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.
Не менее важным и актуальным является вопрос о взаимодействии аудиторов с руководителями и сотрудниками проверяемого экономического субъекта. На практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда для руководителей предприятий является новостью тот факт, что правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат указания, непосредственно касающиеся их. Следовательно, аудиторам необходимо информировать заказчика и разъяснять эти моменты. Кроме того, как нам представляется, подобные разработки помогут сократить «разрыв ожиданий» и будут способствовать более глубокому взаимопониманию сторон.
Как известно, в международной практике аудита существует понятие «разрыв ожиданий», т.е. «разрыв» между результатами работы аудиторов и «ожиданиями» потребителей информации. В настоящее время в практике российского аудита данной проблеме практически не уделяется внимания, что отнюдь не означает отсутствие как самих «ожиданий», так и «разрыва». В «Аудите Монтгомери» указываются причины возникновения «разрыва ожиданий»: «К середине 80-х годов «разрыв ожиданий» не только продолжал существовать, но и увеличился вследствие сложного экономического положения в некоторых отраслях промышленности и из-за скандальных громких банкротств по причине сомнительных деловых операций или отсутствия у руководства (компаний) точного понимания риска, связанного с бизнесом… Помимо этого администрация и директора крупных корпораций выражали желание, чтобы независимые аудиторы оказывали большую помощь в определении их финансового состояния и перспектив развития, и о том, чтобы аудиторы лучше исполняли свои обязанности при обнаружении отклонений» <5>. Таким образом, для сокращения «разрыва ожиданий» прежде всего необходимо тесное взаимодействие между аудиторами и потребителями аудиторских услуг.
——————————
<5> Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М.О. Рейлли, М.Б. Хирш. Аудит Монтгомери. Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997, с.87.
Момент определения ответственности сторон при проведении аудиторской проверки — один из наиболее острых. Часто руководство аудируемого предприятия ожидает, что аудиторская проверка должна служить определенной гарантией от налоговых санкций в будущем, и требует зафиксировать этот факт в договоре. В то же время при проведении проверки аудиторы не всегда встречают понимание и поддержку своих действий.
Ответственность руководителей и персонала экономического субъекта при проведении аудиторской проверки и оказании сопутствующих аудиту услуг
Рассмотрим отдельные положения аудиторских правил (стандартов), непосредственно адресованных руководителям экономических субъектов. Остановимся на ответственности и обязанностях руководителей экономических субъектов при проведении аудиторской проверки или получении сопутствующих аудиту услуг (см. табл. 1).
Таблица 1
Ответственность за незаключение дого- |
Пункт 6.1 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Пункт 6.1 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Пункт 4.3 Правила (стан- |
Ответственность руководителей экономи- |
Раздел 3, п.3.1, Правила |
Ответственность персонала и руководс- |
Пункт 5.4 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 2.1 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 4.1,4.5,5.1 Пра- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 4.5.6 Правила |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 5.4 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 2.3 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункт 5.2 Правила (стан- |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 2.3,2.2,4.3,4.4 |
Ответственность руководства экономи- |
Пункты 2.7,2.1 Правила |
Аудиторская организация должна полу- |
Пункты 3.13,4.2 Правила |
В п.3.3.6 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» зафиксированы общие моменты определения ответственности сторон: «В разделе об ответственности сторон и порядке разрешения споров предусматриваются:
а) виды и мера ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
б) обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
в) возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке».
Также вопросам обозначения уровня аудиторских гарантий и рамок ответственности проверяемого экономического субъекта аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в отношении бухгалтерской отчетности экономического субъекта посвящено Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».
Отдельные составляющие ответственности сторон конкретизируются в других стандартах.
Ответственность руководителей и персонала экономического субъекта при выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, экономических субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности
Взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта в процессе выполнения специального аудиторского задания имеют ряд особенностей. Определение особенностей распределения ответственности сторон по результатам выполнения специального аудиторского задания дано в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» <6>.
——————————
<6> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г., Протокол N 6.
В этой связи следует обратить внимание на важный момент. Если при проведении обязательной аудиторской проверки аудиторы не вправе делать выводы об ответственности того или иного конкретного лица, действия или бездействие которого привело к искажению бухгалтерской отчетности, что зафиксировано в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», то при выполнении специальных аудиторских заданий предусматривается, что в отдельных случаях «аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба».
Ответственность руководства экономического субъекта при выполнении работ по специальным аудиторским заданиям в целом совпадает с ответственностью при проведении аудиторской проверки. Прежде всего это ответственность за достоверность информации, предоставляемой аудиторам.
Обязанности руководителей экономического субъекта, зафиксированные в правилах (стандартах) аудиторской деятельности
При проведении аудита или оказании сопутствующих услуг, естественно, предполагается определенное взаимодействие между руководством, персоналом проверяемого экономического субъекта и аудиторами. Правила (стандарты) аудиторской деятельности довольно подробно регламентируют взаимоотношения сторон и определяют круг взаимных обязательств (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные обязанности проверяемых эко- |
Пункты 5.1 - 5.6 Правила |
Недопустимость ограничения круга воп- |
Пункт 2.5 Правила (стан- |
Своевременное предоставление полной |
Пункт 2.10 Правила (стан- |
Предоставление прочей информации |
Пункт 2.4 Правила (стан- |
Согласование порядка обращения аудито- |
Пункт 2.6 Правила (стан- |
Обязанности руководства экономического |
Пункт 4.12 Правила (стан- |
Обязанности руководства экономического |
Пункт 3.5 Правила (стан- |
Отказ руководства экономического субъ- |
Пункт 2.6 Правила (стан- |
Обязанности экономического субъекта по |
Пункт 4.6.3 Правила |
Требования к бухгалтерской отчетности |
Пункты 4.5, 4.6 Правила |
Рекомендуемая форма письма аудитору от |
Приложение 1 к Правилу |
——————————-
<*> Порядок взаимодействия аудиторов и руководителей экономического субъекта более подробно определен в Правиле (стандарте) «Общение с руководством экономического субъекта».
В Правилах (стандартах) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» и «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» непосредственно рассматриваются взаимные обязательства сторон. В то же время в п.1.6 Правила «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» подчеркивается, что перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, изложенный в данном правиле (стандарте), не является исчерпывающим и может быть расширен в других правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в положениях договоров на оказание аудиторских услуг. В соответствии с п.п.3.3 — 3.6 Правила «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» руководство экономического субъекта обязано:
создавать исполнителю условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, давать по запросу исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, а также выполнять необходимые копировально — множительные работы;
оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;
воздерживаться от любых действий с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг;
исключать давление на исполнителя в любой форме с целью изменения его мнения о достоверности бухгалтерской отчетности заказчика.
Рассмотрим положения правил (стандартов), определяющие обязанности руководства проверяемого экономического субъекта.
Вопросы, предлагаемые к обсуждению руководству экономического субъекта на различных стадиях проведения аудиторской проверки
В марте 1999 г. было принято новое Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта» <7>, целью которого является определение принципов деловых отношений аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, с руководством экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетности которого проводится аудит. В частности, в Правиле раскрывается круг вопросов, которые могут быть предметом обсуждения между руководством экономического субъекта и аудиторами на различных стадиях проведения аудита (табл.3, в правой колонке указан пункт Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Общение с руководством экономического субъекта»).
——————————-
<7> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г., Протокол N 2.
Таблица 3
До начала аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.5 |
На стадии переговоров с руководством экономи- |
Пункт 3.6 |
Подписанию договора на оказание аудиторских и |
Пункт 3.7 |
Во время аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.8 |
Заключительная стадия аудита |
|
Целью общения с руководством экономического |
Пункт 3.9 |
Существенные вопросы, связанные с завершением |
Пункт 3.10 |
При необходимости рекомендации по улучшению |
Пункт 4.4 |
Аудиторская организация должна получить инфор- |
Пункт 4.5 |
Если руководство экономического субъекта подго- |
Пункт 4.6 |
Влияние всех отмеченных недостатков систем бух- |
Пункт 4.7 |
Вышеприведенный перечень, конечно, не исчерпывает всех вопросов, требующих обсуждения и согласования между сторонами в процессе проведения аудиторской проверки. Так, вниманию руководства экономического субъекта могут быть предложены следующие выводы и рекомендации:
Аудиторская организация информирует |
Пункт 4.7 Правила (стан- |
Если существуют различия между оценоч- |
Пункты 4.3, 4.4 Правила |
Аудиторская организация должна полу- |
Пункт 3.13 Правила (стан- |
Если при рассмотрении прочей информа- |
Пункты 3.3;3.3.1;3.3.2; |
Н.Ф.Тартаковская Начальник Управления консалтинга |
и аудита ООО «ЭЛКОД»