Психологическая реабилитация руководство

Психологическая реабилитация

Современная медицина не стоит на месте и успешно борется с последствиями таких заболеваний как инсульты, онкология, тяжелые травмы и многих других, еще совсем недавно казавшихся неизлечимыми. Существуют целые клиники по физической реабилитации, однако, важнейшим звеном всех этих программ является психологическая помощь, полноценная реабилитация без которой не будет иметь должного эффекта.

Любые серьезные изменения в жизни и здоровье, не обязательно физические, нарушают привычный ход вещей и ведут к стрессу, который мешает окончательному выздоровлению, приводит к неуверенности в собственных силах, потере интереса к жизни, ухудшению отношений с близкими. Технология социально психологической реабилитации учитывает все эти моменты и разработана таким образом, чтобы восстановить эмоциональную стабильность, социальную и профессиональную активность, научить человека жить полноценной жизнью в новых для него обстоятельствах.

Опыт и профессионализм

Квалификация психологов и психотерапевтов, проводящих подобные программы, должна быть на самом высоком уровне, поскольку необходимо «включить» самого пациента, добиться от него активных действий и желания самостоятельной работы. Особенности психологической реабилитации, подбираемые нашими специалистами в каждом конкретном случае, позволяют добиваться наилучших результатов.

Социально психологическая реабилитация: методы

Любой программе реабилитации предшествует полная диагностика психического состояния пациента с учетом его социального и семейного статуса и произошедших изменений. После получения полной картины формулируется индивидуальная программа реабилитации психологом из числа современных и наиболее эффективных методов. В процессе работы специалист оценивает полученные результаты и может дополнить или изменить методику в соответствии с изменениями психического статуса пациента.

Современные методы психологической реабилитации, одобренные к применению в нашем центре:

  • метод биологической обратной связи (БОС-терапия);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • рациональная психотерапия;
  • гештальт-терапия;
  • реконструктивно-личностная психотерапия;
  • тренинги и групповая терапия;
  • двигательные и творческие методики.

Принципы психологической реабилитации

В широком смысле медицинская реабилитация подразумевает физическое восстановление организма и нацелена на максимальное возвращение к функциям, присущим ему до болезни или травмы; психологическая же реабилитация работает на приобретение новых качеств, позволяющих человеку построить новое, счастливое будущее, несмотря на произошедшие с ним изменения. Для выполнения такой непростой задачи мы соблюдаем основные принципы психологической реабилитации:

  1. высокий профессионализм специалистов,
  2. обоснованное применение различных методов,
  3. индивидуальный подход и коррекция программы реабилитации в зависимости от клиента и его состояния,
  4. непрерывность процесса до достижения заявленных целей.

Показания при назначении психологической реабилитации

Основные направления социально психологической реабилитации позволяют работать с пациентами и изменениями привычного течения их жизни, которые произошли в результате:

  • преодоления тяжелой болезни,
  • инвалидности, потери трудоспособности,
  • восстановления после алкогольной или никотиновой зависимостей,
  • перенесенной психологической травмы,
  • участия в военных действиях,
  • трудной жизненной ситуации.

Кому же может быть необходима психологическая реабилитация? Это, прежде всего, пациенты, перенесшие тяжелые травмы, получившие инвалидность, онкологические больные. Давно доказана эффективность психологической реабилитации среди военнослужащих, особенно участников боевых действий.

Разработаны отдельные программы помощи детям и подросткам, пережившим потерю близких или семейное насилие, а также заикающимся старшего дошкольного возраста; комплексы помощи детям-инвалидам и их семьям.

Эффективны программы социально-психологической реабилитации также для людей, потерявших работу в результате болезни, после стресса.

Поскольку все программы подбираются индивидуально, специальных противопоказаний нет, пройти программы психологической реабилитации под наблюдением высококвалифицированных психотерапевтов нашего Центра могут и взрослые, и дети, и даже беременные.

Возможность вернуться к работе, личной жизни, открытие собственных внутренних резервов, восстановление дееспособности, полноценная общественная и социальная жизнь — все эти положительные изменения отмечают участники психологических реабилитационных программ, проводимых психотерапевтами ЦМЗ «Альянс».

Социально-психологическая реабилитация

Социально-психологическая реабилитация — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Психологи ГБУ ЦРИ «Бутово» проводят оценку психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации производится, исходя из состояния операциональных и динамических характеристик высших психических функций, уровня произвольной регуляции психической деятельности, личностных особенностей и реакций на ситуацию болезни и инвалидности.

Важным направлением социально-психологической помощи является работа не только с реабилитантом, но и его семьей.

Проводится психологическое консультирование родителей, как по вопросам развития предметно-практических навыков у детей, так и по возрастным особенностям, поведенческим реакциям детей, что способствует положительному взаимодействию детей и родителей, а также дополнению и расширению их опыта в воспитании и обучении детей в домашних условиях.

Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:

— психологическое консультирование;

— психологическая диагностика;

— психологическая коррекция;

— психотерапевтическая помощь;

— социально-психологический тренинг;

— психологическая профилактика

.

                                                             

увеличение изображения на сайте

 

Психологи ГБУ ЦРИ «Бутово» проводят:

Психологическую диагностику, цель которой заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. Психологическая диагностика проводится с помощью изучения анамнеза и диагностическими тестами. Как реабилитант справляется с поставленными задачами, говорит о его нынешнем психическом и психологическом состоянии.

Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающихся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

Выявление психологических особенностей реабилитанта, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации.

Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направлены на сенсорно-перцептивную и интеллектуальную деятельности, эмоциональную сферу, поведение, личность.

Цели психологической коррекции могут быть связаны с оптимизацией социальной ситуации развития, развитием отдельных сторон деятельности подопечного, формированием психологических новообразований.

Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.

В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют беседу, наблюдение, активное слушание, игровую терапию, медитативные техники, гештальт-терапия, арт-терапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

Психологическая профилактика — это содействие реабилитанту в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности и формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания, а также создание условий для полноценного психического функционирования личности инвалида (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.

Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.

Используются активные методы групповой и индивидуальной работы с целью развития компетентности в общении и личностного развития.

увеличение изображения на сайте

 

Работая с реабилитантами, очень важно психологу найти к нему подход, подобрать адекватный для него метод коррекции, чтобы они с удовольствием посещали занятия и с интересом работали. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания реабилитанта, пробуждается активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своих скрытых возможностей и человеческой полноценности, происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и психологических навыков в повседневную жизнь.

Психологическая реабилитация — неотъемлемая составляющая восстановительных мероприятий, необходимость в которых возникает при перенесении человеком различных заболеваний, получении им инвалидности, попадании в ситуацию, травмирующую психику, избавлении от алкогольной, наркотической, игровой зависимостей и в некоторых других случаях.

Психосоциальная реабилитация направлена на восстановление нарушенных или вовсе утраченных психических функций, нормализацию психоэмоционального здоровья, помощь в адаптации к сложившейся социально-личностной ситуации, восстановление коммуникативных навыков.

Характер реабилитационных мероприятий зависит от того, какого рода нарушения наблюдаются у пациента.

Реабилитация инвалидов

Цель работы — помочь в социальной адаптации человеку с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Реабилитологи обучают инвалида необходимым навыкам — трудовым, коммуникативным, помогают развить способности, благодаря которым человек сможет выполнять физически доступную ему работу.

Большое внимание уделяется тому, как человек воспринимает себя в социуме, насколько ощущает себя его частью.

Постинсультная психологическая помощь

Реабилитация людей, перенёсших инсульт, предполагает три этапа.

Задача №1 — восстановить Я-образ человека. Параллельно с работой психолога работает физиотерапевт и специалист по лечебной физкультуре.

Вторая задача — скорректировать межличностные отношения, представление о которых могло деформироваться под влиянием болезни. На этом этапе человек должен осознать свой социальный статус.

На третьей стадии восстановления реабилитант с помощью специалистов формирует установки на здоровый образ жизни. Человеку необходима новая концепция жизни, которая будет учитывать все имеющиеся факторы.

Реабилитация при болезни Альцгеймера и деменции

Лечению подобные болезни не поддаются. Можно только смягчить уже имеющиеся симптомы и поддерживать здоровье на текущем уровне.

И если терапевты, психиатры отвечают за лекарственное купирование негативных проявлений, то задача психолога состоит в другом. Реабилитологи корректируют поведение (агрессию, плохой сон, тревожность), проводят мероприятия, призванные улучшить настроение, организуют группы психологической поддержки.

Реабилитация при стрессах, депрессиях

Всё начинается с понимания причин. Выявив источник проблемы, психолог помогает клиенту осознать болезнь.

Далее с реабилитантом проводятся беседы, используются другие методы, вовлекается семья или близкое окружение человека, страдающего депрессией.

Реабилитационные методы

Восстановительный курс предполагает использование нескольких методик — в комплексе или по отдельности, в зависимости от поставленных задач.

  • предварительное обследование, посредством которого определяются проблемы, требующие решения;
  • медитация, преимущественно групповая;
  • упражнения, способствующие релаксации;
  • арт-терапия — выражение текущего психоэмоционального состояния с помощью творчества;
  • индивидуальные или групповые беседы, направленные на проработку проблем.

Также при реабилитации важен фактор мотивации. Лечение окажется успешным, только если реабилитанта будут хвалить за успехи, стимулировать. Не обойтись и без поддержки родных, осознающих проблему и помогающих с ней справиться.

Психологическая реабилитация — это возможность вернуться к полноценной социальной жизни, почувствовать гармонию с собой и окружающим миром.

Сегодня я поделюсь с Вами своим психотерапевтическим опытом — расскажу о тех этапах, которые необходимо пройти, чтобы психологически выздороветь.

Для наглядности разберем пример посттравматического стрессового расстройства.

Клиент – бывший участник боевых действий в Чечне.

Жалобы — высокая тревога, страхи.

Тревога и страх в настоящем – это не прожитый страх в прошлом.

То есть была ситуация, в которой было страшно, но человек не прожил этот страх.

Он отвлекся на настоящее, успокоился медитациями и изо всех сил попытался все забыть.

Так НЕВОЗМОЖНО «забыть» боль. Только нам показалось, что мы справились и все позади как похожая на 1% ситуация (звук вертолета) возвращает нас в прошлое. Волна дикого страха, отчаянья прокатывается по всему телу. Мозг нам сообщает – вспомни это прошлое, побудь в нем, проживи эти эмоции.

Но мы неправильно интерпретируем свои реакции и снова изо всех сил пытаемся успокоиться. Если никакие приемы не помогают – «садимся» на таблетки.

ВОЗМОЖНО «забыть» прошлое только через проживание ВСЕХ болезненных эмоций, которые сопровождали событие.

Признаки, что мы ПРОЖИЛИ страх – это отсутствие необоснованных тревожных состояний в настоящем – раз. И два – при вспоминании события прошлого нам не страшно. Такое впечатление, что мы просто смотрим фильм, причем уже 20-й раз подряд. Логика есть – эмоций нет.

Вернемся к нашему клиенту.

Итак, терапия включает в себя 5 этапов работы (смотрите картинку на обложке статьи):

1. СТРАХ. Первый этап работы заключается проживании эмоции страха, которая возникает, когда мы погружаемся в прошлое. Я вспоминаю произошедшее и мне хочется так сжаться, чтобы исчезнуть, я чувствую как холодеют ноги и руки. Когда мы правильно «отжимаем» страх, он снижается и мы начинаем чувствовать вторую эмоцию –

2.БОЛЬ. «Как же так…, почему это произошло, это так несправедливо…»

Мы правильно «отжимаем» БОЛЬ и переходим к третьему этапу –

3. ЗЛОСТЬ. «Я ненавижу! Ненавижу тех подростков, которые меня избивали и которым я хотел доказать, участием в военных действиях, что я что-то из себя представляю!»

Мы правильно «отжимаем» ЗЛОСТЬ и снова чувствуем

4. БОЛЬ. Остатки слез.

И только после всего этого эмоционального коктейля приходит –

5. ИСТИННОЕ ПРИНЯТИЕ ПРОШЛОГО – «Что с них взять, их родители алкоголики, унижали своих детей. То, что дети получали, то и сеяли вокруг. Больные люди. Мне просто не повезло – я оказался не в том месте, не в то время».

Глядя на эти этапы психотерапевтической работы, напрашивается следующая метафора.

Помните истории про храмы?

Моют стены – один слой смыли, второй, а под третьим находят изображения святых.

Так же и здесь – мы «стираем» 1. страх, 2.боль, 3.злость, 4.боль и обнаруживаем за всем этим 5.любовь и принятие.

К слову сказать, когда мы самостоятельно пытаемся справиться с травмой прошлого, мы стремимся напрямую из пункта А (1.страх)  попасть в пункт В (5.принятие).

Это НЕВОЗМОЖНО без полного проживания 1.СТРАХА, 2.БОЛИ, 3.ЗЛОСТИ, 4.БОЛИ.

Отдельный акцент хочу сделать на пятом этапе работы — «Принятие».  Я считаю его по истине чудесным:

С какой бы болью, обидой мы не работали — мы всегда в итоге приходим к принятию и любви. Удивительно, и многие мне не поверят, но даже когда мы работаем с насилием — клиент в конце работы приходит к принятию поведения насильника, он сообщает — «Что с него взять, у него мама кошек в окно выбрасывала».

Друзья! Благодаря достижениям психологии абсолютно реально простить за «счастливое» детство родителей, за предательство бывшего, понять почему они себя так вели по отношению к нам и принять их такими какие они есть!

Надеюсь, я вдохновила Вас на работу с психологом! Это труд, но это благодарный труд!


Искренне Ваша, #психологАннаЯковлева

P.S. Добро пожаловать на личные и скайп-встречи!

Клиника психического здоровья Равновесие

Психологическая реабилитация после негативных психических реакций

Психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация — это индивидуально подобранный комплекс мероприятий, направленных на устранение негативных психических реакций, которые возникают в ответ на тяжелые заболевания, стрессы, травмирующие жизненные ситуации и др. Психологическая реабилитация ставит своей целью улучшение статуса пациента (как социального, так и личностного). Индивидуальный подход к каждому человеку выстраивается с учетом как физиологических закономерностей болезни, так и особенностей его окружения, а также психосоциальных факторов.

Данный тип взаимодействия врача (психолога) с больным — это финальный этап лечения любого заболевания. Например, после инфаркта миокарда часто возникает депрессия, «уход в болезнь». И эти психические факторы мешают полноценному выздоровлению и возвращению к трудовой деятельности. Если больной убедит себя, что физическое напряжение, связанное с выходом на работу, нанесет ущерб деятельности его сердца, то одними усилиями кардиолога здесь не обойтись. Необходима психологическая реабилитация.

Методы психологической реабилитации

При психических отклонениях (неврозах, постстрессовых расстройствах, психиатрических болезнях) реабилитация имеет некоторые особенности. Дело в том, что эти патологии, хотя и в разной степени, но разрушают личность больного, его связи с социумом, отношения с близкими и друзьями. Поэтому важнейшим аспектом работы с такими пациентами является их ресоциализация, восстановление (сохранение) восприятия самих себя и осознания собственной общественной ценности.

В этом плане психологическая реабилитация предполагает партнерство, совместные усилия врачей и пациента. Лучшим средством восстановления больных, у которых наблюдается психическая патология, является психотерапия. Расширение спектра медикаментов, благотворно воздействующих на психику человека, подготовило прекрасные условия для более эффективного психотерапевтического воздействия. Другими словами, больного с неврозом нужно сначала привести в спокойное состояние, и уже после этого прорабатывать глубинные установки и менять его отношение к действительности.

Реабилитация

Существует два вида психотерапевтического воздействия: психологическая реабилитация индивидуальная и в группе. Вопрос о том, какое из них более действенное и эффективное, ставится условие повышения интенсивности обоих методов. При индивидуальной работе с пациентом важно выявить характер внутриличностных и межличностных проблем. Также важно, чтобы психотерапевт подготовил и замотивировал человека на работу в группе. Это уже элементы социальной реабилитации – пациент учится эффективно включаться в групповые занятия. Кроме того, в терапевтической группе порою встречаются нестандартные ситуации, и тогда выступают на первый план проработанные на индивидуальных занятиях здоровые способы реагирования.

Групповая психотерапия

На таком серьезном этапе лечения, как психологическая реабилитация, многочисленные варианты групповой психотерапии являются самыми лучшими методами для больных психозами и неврозами. В условиях психотерапевтической группы происходит положительное влияние на главные составляющие отношений: поведенческий, эмоциональный и познавательный факторы. Перестраиваются в лучшую сторону такие свойства личности, как самостоятельность и социальность.

Психотерапия в группе восстанавливает утраченные частично или полностью отношения больного с микросоциумом (группой). Кроме того, ценностные ориентации возвращаются в норму и способствуют в дальнейшем решению задач по социальному функционированию.

Психологическая реабилитация в терапевтической группе имеет 2 направления:

  • Группы, которые призваны воздействовать на социальное поведение пациента, его способность к самореализации, взаимодействие с другими членами группы, умение разрешить конфликтные ситуации. Сюда входят группы арт-терапии, музыкотерапии, разговорные, коммуникативные. Также к этим группам относят и семейную психотерапию.
  • «Средовые» группы: коллективные экскурсии, клубы по интересам, функциональные группы и др.

У больных с психопатологией в различной степени страдают самые разные способности, начиная от самореализации заканчивая успешными межличностными отношениями. Поэтому и выбор психотерапевтических методик зависит от стадии болезни, ее формы и течения. Практика показывает, что без учета индивидуальных особенностей течения заболевания возможно обострение болезни. В этом плане очень важно выбрать специалиста, который имеет большой опыт в такой непростой сфере, как психологическая реабилитация. Тогда цели психотерапевтической работы будут достигнуты в нужные сроки.

арт-терапия

Реабилитация больных с разными расстройствами

Итак, реабилитационная программа подбирается исключительно индивидуально, на основе той клинической картины, с которой врачи имеют дело. Высокая квалификация психотерапевтов и других специалистов по реабилитации позволяет работать с заболеваниями любой сложности.

Например, при таком распространенном психическом расстройстве, как шизофрения, очень важно отношение к пациенту. Оно должно быть уважительным и внимательным. Опытный врач всегда будет воспринимать такого больного как полноценную личность с характерными интересами и особенностями.

Психологическая реабилитация больных шизофренией решает следующие задачи:

  • помощь в принятии такого неприятного диагноза;
  • адаптация человека к тому, что он болен, и что болезнь вполне может прогрессировать;
  • обучение больного правильному реагированию в моменты обострений;
  • возвращение пациента в социум с наименьшими потерями для психики.

Отличными методами являются коммуникативные тренинги, также прекрасно работают техники повышения самооценки и отработки социальных навыков. Семейная терапия помогает адаптироваться к болезни, а также подготовить родственников к правильному реагированию на проявления заболевания.

Психологическая реабилитация неврозов также имеет свои особенности. Разнообразная симптоматика невротических состояний требует особого подхода. Опасность этого заболевания в том, что человек без адекватной терапии не сможет выполнять трудовые функции, а также жить полноценной жизнью.

Чрезмерное физическое и психическое напряжение не позволяет вырабатывать новые трудовые навыки, а прежние зачастую оказываются утраченными. В таких случаях проводится как медикаментозное, так и психотерапевтическое воздействие, комплексная реабилитация. Медпрепараты бывают жизненно необходимы на первых этапах восстановления для нормализации сна и режима питания, а также уменьшения эмоционального напряжения.

При любом психическом отклонении (независимо от причины его возникновения) важнейшая задача психологической реабилитации – скорейшая адаптация к изменившейся жизненной ситуации. Кроме того, важны профилактика и лечение развивающихся у пациента в настоящее время нарушений психики. Глубокое изучение развития болезни, ее динамики на каждом этапе позволяет подключить самые действенные способы психологической реабилитации.

Время работы

Телефон

Борьба с психическими заболеваниями может быть чрезвычайно трудной и болезненной

Новости и обновления

Подпишитесь на наши новости и обновления

Забота
о здоровье

Посетите нашу клинику

Назначение и задачи психологической реабилитации

Любые изменения в привычном ходе жизни вызывают стресс. Если эти изменения достаточно серьезны, у человека развивается депрессия, он отказывается принимать новые условия жизни, не верит в возможность вернуться к норме.
задача психологической помощи

  • Главная задача психологической помощи при реабилитации – вернуть пациенту веру в себя, эмоциональную стабильность, исключить агрессивную реакцию на изменившиеся условия.
  • Если возвращение к обычной жизни невозможно (болезнь, травма привела к инвалидности), психолог помогает адаптироваться к новым жизненным условиям, понять, что инвалидность – не повод отказываться от привычных дел, общения.
  • Еще одна задача реабилитации – предотвращение возникновения глубоких психических нарушений. Если такое нарушение уже развилось, психотерапевт разрабатывает программу лечения.

Решение этих задач возможно только при тщательном изучении всей истории болезни, факторов, повлиявших на ситуацию, анализа состояния пациента в разные периоды болезни, доминирующих чувств и переживаний.

На психологическое состояние больного влияют следующие факторы:

  • сила болезненных ощущений – чем более сильную боль испытывает пациент, тем сильнее страдает его психика;
  • длительность болезни, количество дней на постельном режиме, количество дней, проведенных в стационаре – с увеличением срока увеличивается возможность развития психических изменений;
  • группа инвалидности и ее особенности – возможность наступления тяжелого психологического состояния увеличивается, если врачи говорят, что группа не позволяет продолжать карьеру на прежнем месте;
  • реакция близких на изменение состояния пациента – если родственники показывают жалость, часто возникают разговоры о болезни, психическое состояние пациента ухудшается;
  • реакция рабочего коллектива на возвращение человека к прежней работе – разговоры о том, что из-за инвалидности одного страдает работа всего коллектива, особенно часто заставляет человека замкнуться в себе, отказаться от работы.

При разработке программы психологической реабилитации важно отследить все эти факторы и устранить любое негативное влияние на психоэмоциональное состояние больного. Успех реабилитации во многом зависит от поддержки всех окружающих – от медперсонала до сослуживцев.

врачи в белых халатах

Методы психологической реабилитации

Успех лечения самых тяжелых болезней во многом зависит от психологического состояния пациента. Он должен сам стремиться к выздоровлению, верить в его возможность, понимать, что даже частичная потеря физических возможностей – не приговор. Одна из задач психологической реабилитации – возвращение человека в обычную социальную среду.

В основе программ психологической реабилитации пациента лежит несколько показавших свою эффективность методик, направленных на возвращение человека к полноценной жизни даже при потере физических функций.

Психотерапия

Основные задачи – изменение отношения пациента к жизни, к себе, к окружающему миру. Перед началом работы психотерапевт проводит консультацию с пациентом, выявляет уже возникшие психологические изменения, разрабатывает схему лечения в зависимости от симптомов. Есть несколько основных техник, применяемых психотерапевтами:
формы развития невропатии

  • НЛП (нейролингвистическое программирование);
  • гипноз;
  • арт-терапия (занятия творчеством, чаще всего- изобразительным искусством);
  • позитивная психотерапия (устранение негативного отношения к миру);
  • гештальт-терапия (работа с самим пациентом, направленная на выявление его потребностей, нахождение способов их удовлетворить);
  • психосинтез (поиск своего места в окружающем мире);
  • трудотерапия.

Психокоррекция

Задача – коррекция качеств личности, характера проходящего реабилитацию человека. Коррекция проводится, чтобы выявить возможности самореализации пациента в новых для него условиях

Психотренинг

Задача – восстановление навыков, утраченных из-за болезни или травмы. Для каждого конкретного случая программы психологического тренинга разрабатываются персонально. Направленность зависит от типа потерянных навыков: коммуникативный тренинг помогает восстановить навыки общения, тренинг моторных функций работает с навыками активной мозговой деятельности и т. д. Мы проводим рефлексотерапию, а также проводим другие реабилитационные услуги.

Важную роль в программе психологической реабилитации играет подготовка пострадавшего к возвращению к трудовой деятельности. Если нет возможности вернуться на прежнее место работы, пациенту трудоспособного возраста помогают найти новое направление, в котором он мог бы проявить себя.

В нашем реабилитационном центре разработкой программ психологической реабилитации занимаются опытные психотерапевты, специализирующиеся на работе с гостями, пережившими тяжелую болезнь или травму. Программы разрабатываются персонально для каждого постояльца с учетом его состояния, возможностей, прогнозов врачей. Психологическая реабилитация входит в комплексную программу реабилитации, дополняет медикаментозное лечение, физиотерапию, занятия с инструкторами по лечебной физкультуре.

Ветошкин С.В.

ПРЕАМБУЛА

В условиях происходящих преобразований российской системы здравоохранения крайне актуальна проблема поиска модели системы оказания медицинской помощи, которая была бы адекватной современным реалиям. Особенно важно повышение конкурентоспособности медицинских организаций. С позиций системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, психологическими и другими аспектами, а также их системным соотношением. Целью конкуренции в медицинском обеспечении является повышение его ценности для пациента.

Конкурентоспособность медицинского учреждения может быть рассмотрена и оценена с двух позиций: во-первых, в границах взаимодействия с подобными себе организациями, выступающими в роли реальных конкурентов, во-вторых, в рамках самостоятельной деятельности учреждения, в сфере его внутренней среды. Поиск и исследование конкурентных преимуществ внутри самой организации – сегодня наиболее доступный и результативный путь.

Начиная с 1990-х годов в Российской Федерации идёт сокращение коечного фонда в психиатрических стационарах без одновременного развития стационарзамещающих внебольничных форм помощи. Одна из Федеральных программ предусматривает сокращение коечного фонда до 70-80 коек на 100 тыс. населения. С 2012 года в России сокращается финансирование здравоохранения. Вследствие этого в системе здравоохранения г. Москвы происходит оптимизация коечного фонда психиатрических стационаров, уменьшение сроков пребывания пациентов в стационаре, увеличение нагрузки на амбулаторное звено (ПНД) в виде организации стационарзамещающих форм оказания психиатрической помощи. В этих условиях происходит освобождение коек, которые подлежат оптимизации (сокращению), что приводит к уменьшению мощностей больницы, а в некоторых случаях закрытию психиатрических больниц. Таким образом, на рынке оказания психиатрических услуг в г. Москве обостряется конкурентная борьба по привлечению пациентов. Чтоб успешно выдержать конкуренцию и повысить конкурентоспособность необходимо обладать определёнными преимуществами, поддерживать и наращивать их.

Для удержания конкурентного преимущества перед другими участниками рынка необходимы уникальность и исключительность форм оказания психиатрической помощи, высокое качество, широкий ассортимент оказания услуг, территориальное удобство для пациентов, удобный график оказания услуг, высокая культура персонала. Исключительности и повышения качества возможно достигнуть путём организации на базе психиатрического стационара психореабилитационных мероприятий с акцентом на стационар замещающие формы оказания помощи населению. В условиях экономического кризиса, снижения коечного фонда, раннее введение новых форм оказания услуг позволит сохранить наработанный опыт оказания психиатрической помощи, повысить конкурентоспособность больницы по сравнению с другими участниками рынка. Тем самым появится возможность выиграть борьбу за пациента, а, следовательно, сохранить мощности больницы, что даст шанс нарастить их в будущем. Сокращение длительности пребывания больных в стационарах повышает объем задач по оказанию и внебольничной помощи, в том числе по реабилитации больных, их трудоустройству, работы с семьями, личностно-социальному восстановлению.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Шизофрения – наиболее дорогостоящее расстройство, регистрируемое в психиатрических службах: 40% психиатрического бюджета уходит на лечение шизофрении при 15% доле больных в контингенте охваченных психиатрической помощью в стране. “Цена” шизофрении сравнима с потерями вследствие онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, приоритетными направлениями финансирования в здравоохранении, при многократно меньшей распространённости в населении. Суммарные потери вследствие шизофрении – не менее 0,2% ВВП. Определяемые количественно материальные издержки складываются из медицинских и социальных вследствие временной и постоянной нетрудоспособности, преждевременной смерти в трудоспособном возрасте больных. “Неуловимые” затраты определены страданиями больных и их близких из-за болезни и стигматизации. Социальные потери при шизофрении в основном связаны с инвалидностью больных трудоспособного возраста.

Шизофрения относится к первой десятке ведущих причин инвалидности в мире. Более 60% больных трудоспособного возраста – инвалиды. Безработица больных превышает таковую в общем населении на порядок. Социальная, трудовая и бытовая несостоятельность больных – не только следствие самой шизофрении, но нежелательных действий терапии, предубеждения и стигматизации болезни и лечения. Преобладание социальных потерь над медицинскими составляют пропорцию 9:1, характерное для всех психических расстройств за исключением геронтологических, указывает на необходимость применения стратегий с доказанным ресоциализирующим потенциалом.

Лекарственная терапия в большей степени снижает медицинские затраты, но присоединение к оптимизированной фармакотерапии целевых психосоциальных воздействий способно снизить суммарные потери из-за шизофрении на 20%. Не менее 90% медицинских затрат приходится на наиболее ресурсоёмкую больничную службу за счёт высокого уровня регоспитализации и длительности больничного лечения. Каждая десятая госпитализация связана с социальными причинами в связи с неразвитостью внебольничных служб реабилитации и поддержки, 30% госпитализаций клинически не обоснованы и могут быть заменены альтернативными формами внебольничной помощи.

Таким образом, внедрение программ биопсихосоциальной терапии позволяет смягчить психопатологическую симптоматику и социально-трудовую дезадаптацию, восстановить, до некоторой степени, утраченные в результате болезни социальные связи и способность к независимому проживанию, уменьшить частоту регоспитализаций, увеличить длительность ремиссий и внебольничного проживания больных, а также изменить структуру медицинских затрат в психиатрии в пользу внебольничных служб.

ОСНОВЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Психосоциальная реабилитация (ПСР) – это процесс, который открывает людям, страдающим психическими расстройствами возможность достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в сообществе.

Целью ПСР является обеспечение оптимального участия пациента в экономической и социальной сферах жизни. ПСР должна стать тем общим делом, которое объединит усилия профессионалов и потребителей психиатрических услуг для того, чтобы трансформировать социальные роли последних.

В соответствии с современными подходами к проблеме лечения хронических психических заболеваний именно реабилитация должна стать тем звеном в общей структуре психиатрической помощи, которое необходимо для реализации комплексного вмешательства. В отличие от узконаправленной (только лекарственной или только социальной) помощи, комплексный подход имеет ряд преимуществ, так как затрагивает сразу все стороны жизнедеятельности пациентов и их ближайшего окружения. Это крайне важно, так как позволяет задействовать сохранные стороны личности больных и создать на этой основе достаточно высокий уровень мотивации к позитивным изменениям, сформировать сознательное отношение к лечению и ответственность за своё поведение.

Ответственность пациента является основополагающим фактором, без которого все реабилитационные воздействия не могут быть эффективными, так как не имеют в своей основе мотивационной составляющей с его стороны. Каким бы сложным и затратным не было профессиональное вмешательство, без личной заинтересованности пациента его эффективность стремится к нулю. Вектор психореабилитационных мероприятий в нашей стране смещён в сторону реализации прав пациентов без формирования соответствующего этим правам уровня их (пациентов) ответственности. В настоящее время механизм формирования (развития) правовых и морально-этических обязательств лиц, страдающих психическими расстройствами, находится в зачаточном состоянии. Дальнейшее усиление грамотности пациентов без наличия механизма их ответственности уже приводит к определённому дисбалансу на различных уровнях системы социального функционирования.

Промежуточные задачи ПСР включают серию шагов, каждый из которых хотя и представляет определённую ценность в отдельности, но приобретает полное значение и силу, только в случае его тесной скоординированности с остальными. Они включают:

  • Редукция психиатрической симптоматики путём применения соответствующей фармакотерапии, осуществления психологического и психосоциального вмешательства.
  • Снижение ятрогении путём уменьшения, или полного устранения нежелательных физических и поведенческих последствий вышеупомянутых видов вмешательства, а также – и в особенности – необоснованного продолжительного лечения в психиатрическом стационаре.
  • Создание условий, способствующих формированию ответственности пациента за своё социальное функционирование.
  • Повышение социальной компетенции (социального интеллекта) путём расширения спектра социальных навыков индивидуума, его психологической устойчивости и профессионального функционирования.
  • Уменьшение стигматизации и дискриминации лиц, страдающих психическими расстройствами.
  • Информационное сопровождение семей, имеющих душевнобольного родственника.
  • Обеспечение базовых потребностей душевнобольных в жилье, работе, социальной сети и досуге.
  • Расширение и укрепление автономии потребителей психиатрической помощи.

Основные компоненты ПСР могут быть описаны на различных уровнях, среди которых можно выделить три наиболее важных: уровень индивидуума, уровень служб психического здоровья и уровень окружающей социальной среды. ПСР может быть наиболее эффективна в том случае, если она проводится в сообществе, с вовлечением в неё самих душевнобольных, их семей и сообщества.

На уровне индивидуума:

  • Фармакологическое лечение.
  • Обучение навыкам независимого существования и социальным навыкам.
  • Психологическая поддержка пациентам и их семьям.
  • Проблема проживания.
  • Трудовая (профессиональная) реабилитация и трудоустройство.
  • Сети социальной поддержки.
  • Досуг.

На уровне служб психического здоровья и человеческих ресурсов:

  • Политика оказания услуг в сфере психического здоровья и финансирование.
  • Совершенствование учреждений медицинского и социального профиля, а также учреждений постоянного пребывания душевнобольных.
  • Подготовка и обучение персонала.
  • Обеспечение качества обслуживания.

На уровне общества:

  • Совершенствование соответствующего законодательства.
  • Стимулирование потребителей психиатрических услуг.
  • Формирование положительного общественного мнения по отношению к душевнобольным.

Дифференцированная по нозологии госпитализация в психиатрические стационары. Приведение в соответствие в практической деятельности норма права и требований, предъявляемых к участникам психореабилитационного процесса.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ

Комплекс психосоциальной реабилитации в больнице может состоять из следующих основных блоков:

  1. Психообразование;
  2. Тренинги и обучающие программы;
  3. Формирование терапевтической среды;
  4. Социальная помощь.

Первый блок включает в себя психообразовательные занятия с пациентами и их родственниками. Работа с родственниками, так и с пациентами проводятся раздельно, по заранее разработанному плану. Группы набираются небольшие, по 8-10 человек, открытого типа; время проведения одного занятия не более 45 минут. В среднем проходит 7-8 занятий с периодичностью один раз в неделю. В течение года проводится около 4-5 двухмесячных циклов занятий с родственниками; с больными по мере обновления контингента каждого отделения. Эти занятия строятся по типу семинарских занятий, когда обмен информацией между врачом-психиатром и обучаемыми происходит в форме интерактивного диалога. Темами психообразовательных занятий являются: причины болезни, проявления заболевания, лечение, социальная поддержка, закон о психиатрической помощи. Занятия в группе помогают лучше понимать характер и особенности психического заболевания и то, как оно влияет на больного и членов его семьи; способствует распознаванию жизненных стрессоров, которые могут запустить обострение. Родственников готовят на изменение стереотипов поведения с целью повышения возможностей больных для проживания в домашних условиях.

Второй блок включает в себя тренинги социальных (ТСН) и коммуникативных навыков (ТКН). Тренинг социальных навыков основан на принципах теории научения. Направлен на формирование навыков социального поведения, необходимого для создания сети социальных контактов, уменьшения межличностных конфликтов и напряжённости при взаимоотношении с окружающими. Частота тренинговых сессий ежедневно по 60 минут, количество пациентов 8-10 человек, цикл 20-25 занятий. Группы носят открытый характер и набираются ежемесячно. Занятия проводятся специально обученными медицинскими сёстрами отделений и обсуждаются следующие темы: личная гигиена, ведение домашнего хозяйства, техника планирования (бюджета, времени) и т п. Тренинг коммуникативных навыков нацелен на обучение навыкам эффективного взаимодействия. К работе привлекаются пациенты с низким уровнем общения. Занятия проводятся психологом, либо психотерапевтом. Также психологами проводятся группы по арт-терапии. В ходе занятий больные становятся более доступными в общении, расширяются их коммуникативные возможности, улучшается интер- и интраперсональное взаимодействие.

Третий блок. Терапевтическая среда, создаваемая в больнице, подчинена общей цели реабилитации – восстановлению личного и социального статуса пациента. Под средой, в широком смысле, подразумевается всё, что окружает пациента в стационаре (вещи, люди, процессы, события) и является неотъемлемым фактором больничного содержания, лечения и реабилитации. В более узком смысле – это скорее характер складывающихся и определённым образом направляемых взаимоотношений больного с окружающими его людьми – персоналом, другими пациентами, семьёй. В больнице должна проводиться целенаправленная работа по созданию терапевтической среды. Основными принципами которой являются: идеология, построенная на принципах партнёрства, облегчающая открытую коммуникацию; участие пациентов в терапевтическом процессе; разделение ответственности за социальное функционирование отделения; формирование новых социальных ролей у медперсонала и пациентов, основанных на принципах партнёрства. В данной модели функционирования среды предусматриваются еженедельные собрания всех участников терапевтического процесса для обсуждения и разбора затруднений в работе отделения.

Система самоуправления имеет в основе самообслуживание больных и самостоятельную организацию ими быта и внутренней жизни коллектива. Она связана с выполнением функций, соответствующих разнообразным общественным ролям (староста отделения, старосты палат, дежурные по палатам и столовой, ответственные за организацию прогулок, члены совета больных). Эта система должна предусматривать регулярную сменяемость функций, обеспечивающую последовательное выполнение каждым больным самых разнообразных ролей, соблюдение принципа гласности и постоянное осознание своего места в общественной жизни коллектива.

Основными органами самоуправления больных являются общее собрание и избираемый на нём совет больных. На собрании поощряются критические высказывания, обсуждается жизнь коллектива, выполнение больными лечебного режима, дисциплинарные нарушения.

Четвёртый блок. Социальная помощь в работе больницы занимает одно из важных направлений. Направлена на работу с социальным окружением больных, восстановлением документов, жилья, определением группы инвалидности с последующими индивидуальными программами реабилитации, помощь в восстановлении пенсионного обеспечения, решение вопросов дееспособности, а в некоторых случаях производится идентификация личности больных.

Принятие решения о включении пациента в те или иные психосоциальные мероприятия должно возлагаться на полипрофессиональную бригаду, включающую в свой состав врача-психиатра, психолога, специалиста по социальной работе, а также юриста.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, Я.А. Строжакова. – М.: ИД «Медпрактика-М». – 2004.
  2. Современные тенденции развития и новые формы психиатрической помощи. Под редакцией проф. И.Я. Гуровича, проф. О.Г. Ньюфельдта. – М.: ИД «Медпрактика-М». – 2007. – М.: ИД «Медпрактика-М», 2007
  3. Психиатрическая помощь больным шизофренией. Клиническое руководство. Под редакцией В.Н. Краснова и др.
  4. Управление и экономика здравоохранения. Под редакцией академика РАМН, доктора медицинских наук, проф А.И. Вялкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 566н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения”
  6. Кабанов М. М. Реабилитация в контексте психиатрии // Медицинские исследования. — 2001
  7. Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных. И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер. – М.: ИД «Медпрактика-М». – 2002
  8. Психосоциальная реабилитация в условиях психиатрического стационара: организационно-методическое пособие. В.С. Ястребов и др. –М.: «МАКС Пресс», 2012
  9. Организация социально-психологической помощи родственникам психически больных. Т.А. Солохина. –М.: «МАКС Пресс», 2012
  10. Модель организации социально-психологической помощи пациентам, страдающим шизофренией. Т.А. Солохина. –М.: «МАКС Пресс», 2012
  11. Тренинг развития коммуникативных навыков у больных, страдающих шизофренией. В.С. Ястребов. –М.: «МАКС Пресс», 2012
  12. Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”
  13. «Конкуренция в здравоохранении и медицине». Тогунов И.А., доктор медицинских наук, профессор кафедры управления Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 28.11.2005 г.
  14. «Виды ценовой конкуренции на рынке медицинских услуг». Назарова В. В., доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики, кандидат экономических наук. Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011.

Поделиться ссылкой:

Post Views: 6 444

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поддерживающих стиль руководства предполагает
  • Таблетки нео пенотран инструкция по применению цена
  • Комплигамв уколы инструкция по применению внутримышечно взрослым от чего помогает
  • Аквамикс комплекс микроэлементов инструкция по применению
  • Руководство по ремонту газель некст эвотек