Пятерочка стиль руководства

Каждый ли может возглавить магазин? Может ли директор стать полноценным партнёром в компании и как ему научиться «чувствовать» покупателей? Об этом Inkazan поговорил с директором магазина-партнёром «Пятёрочка» в Казани Денисом Дмитриевым.

Из студента в администраторы

Денису Дмитриеву 30 лет, а он уже возглавляет один из магазинов «Пятёрочка». Свой профессиональный путь в ритейле он начал сразу после окончания университета.

— Денис, Вы окончили факультет подготовки специалистов для судебной системы. Что Вас подтолкнуло к смене профессиональной деятельности и почему Вы выбрали ритейл?

— Десять лет назад, к концу своего обучения в ВУЗе, я устроился работать администратором в торговую сеть «Пятёрочка», а уже в 2014 году стал директором магазина. Именно тогда я понял — это моё. Было сложно, но усилия приносили результат, мои навыки росли, и вместе с этим улучшались и показатели магазина. В 2021 году мне доверили управление магазином в новой концепции.

Какими качествами важно обладать, чтобы стать директором магазина? Может ли такую карьеру построить любой человек или все-таки есть специфика?

— В первую очередь директор должен уметь организовать людей и работу в своем магазине, сплотить собственную команду для достижения общей цели. Очень важно уметь расставлять приоритеты, знать, что такое тайм-менеджмент, рационально использовать человеческие и материальные ресурсы компании.

Может ли это сделать любой человек? Думаю, нет. Все-таки это человек с определённым аналитическим, стратегическим складом ума, владеющий способами выстраивания взаимоотношений с коллегами. Быть директором — это в какой-то мере быть дипломатом.

«Пятёрочка» учит мыслить, как предприниматель

С осени прошлого года в рамках развития культуры партнерства «Пятёрочка» начала внедрять в своих магазинах программу «Директор магазина-партнёр». Ее суть в том, что директор магазина получает намного больше полномочий, чем у него было раньше, и действует уже как партнёр бизнеса. То есть он может самостоятельно устанавливать план продаж, исходя из цели по EBITDAR (прибыль до уплаты процентов, налогов, амортизации и расходов на аренду) набирать команду, менять график работы и так далее.

Если директор магазина-партнёр видит, что для развития магазину нужны свои «фишки», то у него есть возможность их внедрить, протестировать. Что это может быть? Ну, например, – установка кофепоинта, станции со свежевыжатым соком или кассы самообслуживания, участники программы могут решать, какие закупать товары и в каком количестве, нужна ли их магазину охрана. Таким образом они могут влиять на свой доход и доход работающих в их команде сотрудников, но при этом имеют надежный тыл – в виде крупной компании.

Магазин на улице Сары Садыковой, 22, которым управляет Денис, считается флагманским в Казани. Здесь уже продают выпечку собственного производства и можно купить ароматный кофе. Денис уверен, что это не предел и многое еще можно улучшить.

— В мае Вы вошли в программу «Директор магазина-партнёр». Какова ваша цель, что вы планировали получить от программы? Это же дополнительная ответственность.

— Партнёрство — это новые возможности, новый уровень саморазвития совместно со своей командой. Это иной подход ко всему, более глобальный. Ответственность — это что-то конкретное, это умение держать ответ за собственные действия или бездействие. Я привык только действовать. Поэтому здесь все зависит индивидуально от каждого человека.

— Многие люди, наоборот, стремятся работать в найме, чтобы избежать лишней ответственности и нагрузки. Вы явно не из таких людей. Не пожалели ли о своем решении пойти в программу?

— У меня большой опыт, поэтому уже становится тесновато в рамках директора магазина. Партнёрство позволит мне узнать много нового, освоить новые практики, использовать в своей работе те инструменты, которые ранее были недоступны.

Конечно, я не жалею, я с удовольствием получаю тот бесценный опыт, который даёт компания. Сам каждый день учусь чему-то новому и являюсь наставником для сотрудников и коллег.

— Директора магазина-партнёры получают больше полномочий, например, могут внедрять в магазинах дополнительные идеи. Есть ли у вас уже какие-то наработки? Что планируете изменить, улучшить?

— Да, есть идеи по расширению сервисов в магазине, планируем установить собственную кофемашину, в данный момент она арендованная, и стойку с микроволновкой, чтобы покупатель мог сразу оплатить и перекусить, не выходя из магазина. Сейчас этот проект на стадии внедрения.

— Ощущаете ли вы, что у вас стало больше свободы, как у партнёра? Теперь вы можете влиять непосредственно на бизнес-результат. Вдохновляет ли это?

— Безусловно, возможность непосредственно влиять на процессы магазина дает ощущение свободы и ответственности, это очень вдохновляет, дает дополнительный стимул развивать магазин, относиться к нему как к своему собственному бизнесу.

— К каким результатам вы планируете прийти как партнёр? Если ли у вас ориентир?

— Я поставил себе определенные цели, к которым стремлюсь. Цели достаточно амбициозные, но все в моих руках, моя команда мне в этом помогает.

— Как представляете себя через год? Через пять лет?

— Я планирую продолжить работу в компании на должности директор магазина-партнёр. Есть очень много идей, которые еще хотелось бы реализовать в своем магазине, в перспективе 5 лет роста и развития на данной позиции.

«Смотрю на общую картину глазами покупателя»

Как вы считаете должна ли концепция магазина подстраиваться под ту локацию, где он находится? Должны ли быть какие-то «фишки»?

— Я горжусь, что работаю и живу в историческом районе. Мой магазин находится в Старо-Татарской слободе. Рядом есть несколько точек притяжения туристов – мечети, музеи, а ещё университет и колледж. Поэтому, безусловно, локальные фишки есть. Например, халяль-продукция, национальные сладости: это и чак-чак, баурсак, традиционные пельмени, выпечка собственного производства.

— А как вы взаимодействуете с коллективом? Ведь их же тоже нужно мотивировать и вдохновлять на подвиги для покупателей?

Сейчас технологии шагнули далеко вперёд, очень удобно взаимодействовать, используя чат в мессенджерах – можно быстро доносить информацию сразу до всех сотрудников. Важные вопросы мы, конечно, обсуждаем лично, каждый вторник проводим небольшие собрания. Вообще, мотивация — это ключевое в работе директора. Важно быть замотивированным самому и вдохновить коллектив. Я выстроил сильную команду, и мы работаем плечом к плечу, я вижу отдачу и результат.

Персонал для меня всегда был фундаментом магазина, на котором всё держится, ведь именно они общаются с гостями, они транслируют ценности и культуру компании, получают обратную связь.

— В чём особенность российских магазинов и российского покупателя?

— Все покупатели очень разные. Я считаю, первостепенную роль играет ассортимент, чтобы была возможность купить почти всё в одном месте, у дома, не выезжая куда-либо. Ведь время сейчас становится очень важным ресурсом. Наши гости очень компетентны, они уже имеют определённый опыт в выборе товаров и обдуманно подходят к совершению покупок, особенно дорогостоящих, всегда обращают внимание на скидки. А «фишка» «Пятёрочки» как раз достаточно широкий ассортимент по невысоким ценам.

— Какой совет Вы бы дали себе, когда были в начале своего профессионального пути?

— Идти к своей цели и не бояться ошибаться. Ошибки помогают нам учиться.

— Как ваша работа повлияла на вашу жизнь, привычки? Стали ли вы обращать внимание на что-то, что раньше не бросалось в глаза?

— Я смотрю на общую картину в целом, глазами покупателя, также совершаю покупки в своем магазине, пытаюсь понять, что мы еще можем усовершенствовать, как можем повысить качество и сервис для наших гостей.

брендбуки, руководства

Обзор брендбуков и гайдлайнов, созданных для известных российских и мировых компаний: Coca-Cola, РЖД, Google, Heineken, МТС, Vodafone, Аьфа-Банк и др.

Что такое брендбук и зачем он нужен?

Обновлено 29 июля 2022 г.

Говоря простым языком, брендбук — это книга бренда. Как правило, в брендбуке описывается индивидуальность бренда, маркетинговые стратегии и характеристики, которые помогают лучше понять бренд. Важной частью брендбука является гайдлайн или руководство по фирменному стилю компании. Руководство — это сборник правил. Правила регулируют использование логотипа и константы фирменного стиля: цветовую палитру, типографику, иконографику, фотостиль.

Список брендбуков и гайдлайнов

  1. Coca-Cola — производитель безалкогольных напитков.
  2. РЖД — российские железные дороги
  3. Microsoft — производитель программного обеспечения.
  4. I love New York — книга штата и города.
  5. Heineken — мировой лидер пива.
  6. Аэрофлот — российская авиакомпания.
  7. Водафон (англ. —Vodafone) — крупнейший в мире оператор сотовой связи
  8. Банк Открытие — частный российский банк.
  9. МТС — российская телекоммуникационная компания
  10. ВТБ — коммерческий банк c государственным участием
  11. Альфабанк — крупнейший частный банк в России.
  12. Большой театр —главный национальный театр страны.
  13. Ростелеком — российская телекоммуникационная компания.
  14. Гугл тренды (англ. — Google Trends) — web-приложение Google.
  15. Пятерочка — сеть продовольственных магазинов.
  16. Детский мир — советская и российская сеть магазинов товаров для детей
  17. Mercedes (англ. — Mercedes) — производитель автомобилей премиум класса.
  18. Лукойл — российская нефтяная компания.
  19. «Джейми» Оливер (англ. — Jamie Oliver) английский повар и ресторатор.
  20. Лексус (англ. — Lexus) — марка автомобилей класса «премиум».
  21. Дав (англ. — Dove) — бренд личной гигиены.
  22. Пепси (англ. — Pepsi) — безалкогольный газированный напиток.
  23. МДМ-Банк — крупный российский коммерческий банк.
  24. «Джо́нни Уокер» (англ. — Johnnie Walker) — известная марка скотча.
  25. FIFA Russia 2018 — 21-й чемпионат мира по футболу ФИФА.

Отличие брендбука от фирменного стиля

Это может звучать странно, но некоторые задаются вопросом: «в чём отличие брендбука от фирменного стиля»? Брендбук — это книга, в которой описаны правила и руководства по использованию фирменного стиля. Фирменный стиль — это графические приёмы, которые делают бренд значимым и привлекательным в глазах общественности. Графика формирует образ компании, который называют по-разному: айдентика, фирменный стиль, корпоративная идентичность и др. Это слова-синонимы, которые описывают визуальный образ компании или бренда. В итоге: брендбук — это книга, а фирменный стиль — это часть графического дизайна. У брендбука, как у каждой книги, есть свой стиль. Поэтому все брендбуки оформлены в разных графических стилях.
Подробнее о брендбуках и графическом дизайне можно прочитать у меня в блоге.

5 примеров вдохновляющих брендбуков

Обзор первых российских брендбуков, созданных в рамках ребрендинга или репозиционирования: Билайн, S7, Сбербанк, МФЦ, Банка Москвы.

Брендбук Coca-Cola

Краткая история бренда, ключевые ценности и стандарты бренда. Фирменный стиль и основные принципы для графического дизайнера.

Основная идея бренда Coca-Cola — наслаждайся жизнью и будь счастливым. У Coca-Cola есть фантастический продукт, который не только утоляет их жажду, но и заставляет чувствовать себя хорошо. Напиток Coca-Cola является центральным объектом книги бренда.

В брендбуке Coca-Cola рассказывается о ключевых элементах бренда — это шрифт Спенсера, на котором построен логотип, контурная бутылка, динамическая лента и фирменные цвета. Узнаваемые во всем мире активы бренда образуют визуальное ядро, которое неизменно присутствует на упаковке, рекламе и в коммуникациях.

В 1969 году товарный знак Coca-Cola дополнился белой волной — секретным оружием. Но в 2017 году она пропала и на этом закончилась история одного из ключевых активов бренда.
Замечу, брендбук Coca-Cola сделан очень хорошо, но подозреваю, что он не относится к оригинальным изданиям компании, и скорее всего, разработан поклонниками бренда и напитка.

Cкачать брендбук Coca-Cola

Пример брендбука Coca-Cola

Белая лента из брендбука Coca-Cola

Пример брендбука Coca-Cola

Пример брендбука Coca-Cola

Брендбук Coca-Cola: ключевые активы бренда

Брендбук Coca-Cola: ключевые активы бренда

Брендбук Coca-Cola: ключевые активы бренда

Брендбук РЖД

Руководство по применению фирменного стиля ОАО «РЖД» — название документа, который регламентирует основные принципы дизайна и фирменного стиля.

В 2007 году компания Российские железные дороги провела масштабный ребрендинг и место традиционных для транспортной отрасли крылышек, насаженных на колесо, железнодорожный монополист взял три буквы «РЖД». Российские железные дороги решили сменить корпоративный стиль на более современный. Ко мне попал основной документ РЖД по фирменному стилю, о котором сегодня пойдет речь.

В документе, который назван руководством по применению фирменного стиля, дизайнерами представлены краткие разделы о бренде: платформа, миссия, видение. Принципы дизайна в брендбуке «РЖД» отражают корпоративные ценности — Мастерство, Целостность и Обновление. Новая концепция дизайна состоит из набора четко прописанных элементов и принципов их применения. Жаль, что авторы брендбука очень кратко рассказывают о бренде. По сравнению с брендбуком Coca-Cola выглядит по спартански и не отражает богатой истории железнодорожного гиганта.

Несмотря на то, что брендбук очень скучный, я поставил его в обзор. РЖД — важная транспортная компания России, которая заслуживает лучшего фирменного стиля и бренбука.

Скачать руководство по применению фирменного стиля РЖД

Особый интерес для меня, как для клиента РЖД представлял раздел с миссией и видением компании. Я хотел найти предмет гордости, а нашел общие слова о «глобальности и уникальности структуры», которые мало имеют общего с актуальными тенденциями в брендинге. К примеру, компания Coca-Cola развивает мелкий и средний бизнес, помогая местным фермерам выращивать фрукты, которые потом выкупает и делает из них сок. Чем может гордиться РЖД? Только количеством проданных билетов. Это грустно.

Microsoft

Простые, понятные и убедительные правила по фирменному стилю Microsoft. Восхитительное и сильное руководство по использованию новой корпоративной идентификации.

Система фирменного стиля Microsoft использует синергию продуктов как силу, способную изменить мир. Она помогает компании быть простыми, понятными и цельными. Рекомендации от 2012 года представляют собой новое видение того, как можно использовать фирменный стиль в качестве объединяющего решения под брендом Microsoft. Новый брендбук Microsoft призван согласовать творческую работу и привлечь внимание к новому фирменному стилю.

Прошло 25 лет с тех пор, как Microsoft обновлял свой логотип. В 2012 году компания представила новую версию. Это был невероятно захватывающий ребрендинг Microsoft, поскольку новый фирменный стиль коснулся всех продуктов на разных платформах: от Windows до версии Office, от телефонов до телевизоров. Эта волна новых выпусков была не только переосмыслением популярных продуктов компании, но явилась новой эрой для Microsoft.

Задачей нового логотипа было показать развитие компании и визуально подчеркнуть это начало. Бренд Microsoft — это больше, чем просто логотипы или названия продуктов. Более миллиарда человек каждый день пользуется продуктами компании. Каждая точка контакты с продуктами — это «впечатление от бренда». Вот почему новый логотип Microsoft черпает вдохновение из принципов дизайна продуктов компании, опираясь на наследие ценностей, шрифтов и цветов бренда. Книга бренда строится на логотипе. Он является ключевым элементом бренда и фирменного стиля. Логотип Microsoft сохраняет наследие и рождает новые связи на всех продуктах Microsoft.

Скачать руководство по фирменному стилю Microsoft.

Руководство по фирменному стилю Microsoft.

Руководство по фирменному стилю Microsoft.

Руководство по фирменному стилю Microsoft.

Руководство по фирменному стилю Microsoft.

I LOVE NEW YORK

I LOVE NEW YORK был перезапущен в мае 2008 года. На этих страницах представлено новое видение, дающее углубленное представление об обновленной стратегии бренда. Встречайте следующее поколение брендбука I LOVE NEW YORK.

I Love New York (с англ. — «Я люблю Нью-Йорк») — логотип, разработанный в 70-х годах Милтоном Гласером для создания нового рекламного образа туризма Нью-Йорка. Есть легенда, что логотип создан дизайнером, сидя на заднем сидении такси.

Логотип представляет собой ребус из заглавной буквы «I» (я), красного символа сердца (♥) и аббревиатуру названия города New York, набранные популярной в то время гарнитурой American Typewriter (ретро-стиль печатной машинки).

Этот брендбук создан в 2008 году, чтобы рассказать всем, кто прикоснется к бренду, о новых принципах рекламного образа города и штата. В книге идет речь о важности быть последовательным в брендинге. Авторы ссылаются на исследования, которые доказывают, что последовательность повышает осведомленность и помогает укрепить эмоциональную связь с брендом. «Чем мы целеустремленнее, тем мощнее будет бренд I LOVE NEW YORK. Это так просто». Цель создания брендбука проста — поделиться всеми сокровищами, которые хранятся в штате Нью-Йорк. Книга бренда рассказывает о платформе бренда, миссии и ценностях.

Очень интересный образец брендбука штата Нью-Йорк. Советую обратить внимание тем дизайнерам или маркетологам, кто решает задачи по брендингу территорий. Некоторые разделы, например «Реклама», не выдерживают критики с точки зрения современного графического дизайна. Но будьте снисходительны, документу больше 10-и лет. Интересная вариативная подача логотипа для разных сезонов года в разделе «Правила логотипа для разных сезонов». Маст хэв в коллекцию бренбуков.

Страницы из брендбуке I LOVE NEW YORK

Брендбук Heineken

Этот брендбук поможет вам правильно реализовать фирменный стиль Heineken и даст четкие указания по использованию ключевых идентификаторов бренда.

Фирменный стиль Heineken играет решающую роль в сохранении и укреплении позиции номер один среди международных брендов пива. В брендбуке представлен ряд новых правил и дополнительных элементов, которые были добавлены к основным элементам айдентики, а также дополнительные стилевые рекомендации для фотографии.

Книга определяет ключевые активы бренда: фирменная эмблема Heineken, логотип, звезда, звезда с знаком «H» и фирменный зеленый цвет.
Большое место в книге отведено для эмблемы Heineken. Она состоит из зеленого кольца, ленты с фирменным логотипом Heineken и красной звезды. Эмблема является ключевым активом и передает аутентичность и наследие бренда Heineken.
Бренд Heineken спонсирует концерты, поддерживает культурные мероприятия и продвигает общественные мероприятия любого уровня и масштаба. Поэтому в любой точке планеты вы можете увидеть яркий зеленый цвет и красную звезду. Знайте, это основные идентификаторы фирменного стиля Heineken.

Скачать брендбук Heineken

Пример страницы брендбука Heineken

Брендбук Аэрофлот

Вступительная часть документа компании Аэрофлот посвящена описанию бренда. Основное содержание брендбука — это руководство по корпоративному стилю.

У компании Аэрофлот брендбук создан в 2008 году и значительная часть документа посвящена брендингу компании с описанием ценностей, сущности бренда и миссии бренда Аэрофлот. Четыре раздела из пяти — это четкие требования и руководства по использованию логотипа, построению фирменного блока, оформлению мест продаж и воздушных судов.

Разработчики уделили особое место в брендбуке пирамиде бренда. Учитывая тот факт, что документ был разработан 10 лет назад я оцениваю работу по брендингу на твердую пятерку. Восхищает то, что акценты были сделаны на личность и человека, а не на «глобальность в перевозках». Ценности бренда — надежность, эффективность, безопасность. Преимущества бренда — комфортный, надежный, удобный. Меня, как клиента компании Аэрофлот, подкупает платформа бренда.

У брендбука Аэрофлот есть минусы, например несовременность и устаревшая подача информации. Это касается не только брендбука, но и сайта. Главное, за что можно простить и понять — это честность и актуальность информации, ясность документа и чистота сверстанного материала. Рекомендую внимательно прочитать раздел о бренде компании, а разделы по фирменному стилю в брендбуке Microsoft поданы намного интереснее.
Брендбук Аэрофлота проигрывает конкуренту на рынке — S7 Airlines, но цель обзора — показать лучшие примеры брендбуков, а сравнить можете сами. Скачать брендбук S7 можно в обзоре «5 примеров вдохновляющих брендбуков».

Брендбук Vodafone

Созданные в 2013 году, фирменный стиль и правила для цифрового этикета Vodafone проработали меньше 3 лет. В 2017 бренд получил новый визуальный стиль с «речевой меткой» и рекламу от Ридли Скотта.

Vodafone является одним из самых признанных и ценных телекоммуникационных брендов в мире с оценочной стоимостью 22 миллиарда долларов США. У меня есть на руках версия брендбука 2013 года, который сегодня является устаревшей версией фирменного стиля компании. Поэтому часть описания будет будет про «старый фирменный стиль», а часть — про обновленный. Как только появится версия нового фирменного стиля и глобального позиционирования Vodafone «Hello» от 2017 года, я сразу поделюсь с вами.

Старый фирменный стиль рожден из ромба, на основе которого были созданы основные рекламные коммуникации. Ромб, как заявляет Vodafone, — это гибкая фигура для выражения визуального языка бренда. В цифровом мире его роль заключается в передаче ощущение импульса и взаимодействия с образами. Ромб всегда связан с логотипом. Расположенные в центре линии ромба пересекают логотип под углом 45°.
В новом фирменном стиле (англ. — visual identity) уделяется гораздо больше внимания символу «речевая метка» Vodafone. И это ключевое отличие старого фирменного стиля от нового. Логотип «речевой знак» был создан в 1998 году и стал одним из самых узнаваемых символов компании. В новом фирменном стиле «Речевой знак» — это центральный графический символ, которому уделяется основная роль в маркетинговых и визуальных коммуникациях. Логотип в 2017 году стал проще и получил «плоский» дизайн вместо псевдобъемного 3D решения.

По моему мнению, брендбук российской телекоммуникационной компании Билайн в обзоре «5 примеров вдохновляющих брендбуков» выглядит проще и современней, чем версия руководства по цифровому этикету Vodafone 2013 года.

Хотите знать больше о брендбуках?

Я подготовил еще пару статей, которые, возможно, вас заинтересуют

  • 5 примеров вдохновляющих брендбуков

    Обзор первых российских брендбуков, созданных в рамках ребрендинга или репозиционирования: Билайн, S7, Сбербанк, МФЦ…

  • Разработка брендбука. Что такое брендбук

    Брендбук (англ. Brand book) — это книга бренда, чаще выглядит как официальный документ, в котором отражены индивидуальность, платформа и стратегия бренда

Брендбук «Банк Открытие»

В 2011 году я впервые увидел логотип Банка Открытие и был удивлен простым и оригинальным решением. Прошло чуть больше 7 лет и я заметил, что фирменный стиль повзрослел и не растерял лучшие качества.

Руководство по использованию фирменного стиля компании — так называется документ от Банка Открытие. Это именно руководство, а не брендбук. В документе нет раздела о платформе бренда или о миссии компании.

Документ содержит только один раздел с базовыми элементами фирменного стиля. Ядро фирменного стиля (англ. — visual identity) состоит кирилической и латинской версий логотипа, знака (открытая буква «О») и фирменных цветов. Часть страницы отдано под схему с охранным полем вокруг логотипа. В компании фирменный блок называют логотипом и выглядит это немного странным.

Смотрите еще невероятно подробный брендбук Сбербанка в обзоре «5 примеров вдохновляющих брендбуков».

Брендбук сотового оператора МТС

В 2006 году прошел громкий ребрендинг МТС. В результате логотипом стало белое яйцо на красном фоне. C тех пор яйцо осталось верным красному цвету, получило псевдобъем в 2013 и снова стало плоским в 2016 году.

Говорят, что первый логотип МТС был нарисован основателем компании в кафе, на салфетке. Думаю, мало кто помнит, как выглядел этот ужасный вариант логотипа.

В 2006 году, на основе созданного фирменного стиля (англ. visual identity) британской компании Wolff Olins, появился первое руководство МТС. Этот документ назвался «Руководство по созданию рекламных материалов на основе нового фирменного стиля». Он был аскетичный и содержал один раздел «Основные элементы».
Гайдлайн (англ. guideline) состоял из фирменных цветов, логотипа и базовых правил по размещению логотипа на рекламных материалах. «Основа нового логотипа — универсальный символ. Он означает саму жизнь, созидание, начало всего нового. Форма крепкая, но хрупкая, она близка нам и хорошо отражает суть нашей жизни.
Сильные, но нежные, гордые, но сдержанные, прагматичные, но сентиментальные. Все это мы» — цитата из документа МТС.
Новый логотип МТС представляет собой композицию двух красных квадратов. В левом квадрате изображен символ белого цвета, в правом – белая аббревиатура «МТС».
Гора родила мышь. Компания, которая потратила на ребрендинг $4M, не смогла родить документ, по силе достойный брендбуку Билайна.
С тех пор с яйцом происходили небольшие метаморфозы — то оно получало псевдообъем, то снова становилось плоским.

Сравнить брендбук МТС с брендбуком Билайна можно в обзоре «5 примеров вдохновляющих брендбуков».

Скачать руководство по использованию фирменного стиля МТС.

Пример страницы руководства по использованию фирменного стиля МТС

Брендбук ВТБ Банк

В 2006 году родился новый логотип ВТБ, а Банк внешней торговли сократил название до аббревиатуры из трех букв. В обновление брендбука 2012 года вошли философия и принципы дизайна.

В настоящем брендбуке новая концепция дизайна бренда ВТБ отражает простые ценности: надежность, российское происхождение, открытость. Набор элементов идентификации и единообразные принципы их применения отвечают всем коммуникационным нуждам бренда и ожиданиям целевых групп и аудиторий. Концепция с горизонтом в брендбуке ВТБ содержит философию и принципы дизайна бренда: широкая география группы и ее международное значение.

Основными атрибутами нового бренда, разработанного компанией Interbrand, стали «крыло», логотип и синий цвет. В дополнительных активах бренда появился «горизонт», на основе которого построен новый корпоративный стиль. Изменилось название банка, теперь вместо длинного и непроизносимого на европейских языках «Внешторгбанк» появилась аббревиатура ВТБ (англ. — VTB). Анализ конкурентного поля показал, что название уникальное и не встречается в европейском правовом поле.

Идея с образом горизонта и крыла с самого начала звучала очень притягательно, но визуальные решения, на мой взгляд были спорными. Простота идеи перечеркивалась (в прямом смысле) линией горизонта, который рассекал логотип пополам. Это очень спорное решение исчезло в новом ребрендинге 2017 года. В декабре «крыло» трансформировалось до простых 3-х вертикальных полос и необходимоть в «горизонте» исчезла.

Скачать брендбук ВТБ 2006 г.

Брендбук Альфа Банк

Альфа-Банк, один из крупных частных банков России, был основан в 1990 году. Сегодня Альфа-Банк —это высокотехнологичный банк с полным комплексом услуг корпоративным и частным клиентам.

В 2005 году Альфа-Банк объявил о начале изменения своего фирменного стиля. Новый логотип банка состоит из трех частей: уникального графического написания слова «Альфа-Банк», большой красной буквы «А» и горизонтальной черты под этой буквой. Все элементы выполнены в ярко-красном фирменном цвете.

В новом логотипе Альфа-Банка отражена будущая стратегия, — говорит Директор по маркетингу Альфа-Банка Кирилл Турбанов. — Буква «А» демонстрирует стремление быть первыми по уровню сервиса и инноваций в банковской сфере, а красный выделяет, подчеркивая лидерство.

Разработкой нового фирменного стиля занимался один из лидеров в области брендинга, независимая международной компания SCG London.
Руководство по использованию фирменного стиля Альфа-Банка является образцом идеального документа. В первой главе издания он регламентирует основные правила использования основных элементов фирменного стиля. Вторая и третья глава посвящены построению корпоративных и маркетинговых материалов. Элементы оформления фасадов и интерьера описаны в завершающей главе.

Альфа-Банк является бесспорным лидером в создании рекомендаций по использованию фирменного стиля. Рекомендую посмотреть сайт про дизайн системы от Альфа-Банка.

Скачать брендбук Альфа-Банка.

Руководство по использованию элементов фирменного стиля Большого театра

В 2012 году студия Артема Лебедева создала руководство по использованию элементов фирменного стиля Большого театра. Ранее Большой получил от студии новый логотип и фирменный стиль.

Большой театр — главный национальный театр страны. Он известен всему миру как один из символов России, центр мировой музыкальной культуры.

Данное руководство рассказывает о визуальных составляющих фирменного стиля Большого театра и позволяет следить за соблюдением выработанных стандартов.
Логотип театра — один из четырех общеизвестных товарных знаков в России. Круг потребностей Большого театра очень широк, логотип используется на самых различных форматах и носителях — от афиш и баннеров до авторучек и гардеробных номерков. Для такого спектра применения разработано несколько различных версий логотипа, с разной степенью детализации и соответствующими ограничениями по размещению.
Основные версии логотипов созданы для ситуационных поводов: базовый тип, парадный и триумфальный. В созданных вариантах логотипа содержится много мелких деталей, которые сложно передать при различной отделки печатных изданий, поэтому студия создала адаптивные версии логотипов, которые применяются для воспроизведения на различных форматах и экранах.

Знак «Большого театра» представляет собой изображение широко известного фасада Большого театра. Для разных форматов и носителей разработчики предлагают использовать логотип с разной проработкой деталей знака, от детально проработанного до простого знака.
Фирменных цветов у Большого всего два — золотой и красный. Золотой, согласно описанию, соответствует статусу театра и взят из его внутреннего убранства. Занавес исторической сцены театра вдохновил разработчиков на красный цвет.
Дизайнеры выбрали гарнитуры Флай (Flai), Меринг (Meringue) и Галс (Gals) мотивируясь «исключительно отличительным дизайном с потенциальным диапазоном использования, который практически безграничен» — цитата с сайта myfonts.

Скачать руководство по фирменному стилю Большого театра.

Брендбук Ростелеком

Основной документ, созданный в 2015 году, компания называет «Руководством по использованию фирменного стиля». Далее я буду называть его брендбуком, это точнее определяет его внутреннее содержание.

Первый раздел брендбука посвящен бренду. Вы можете ознакомиться с платформой бренда, миссией компании и ценностями. На 7-ой странице брендбука компания определяется с позиционированием — «Кем мы хотим стать».
«Образ бренда, который мы будем последовательно выстраивать в каждой коммуникации. Все, что будет говориться и делаться от лица Ростелеком, должно доносить нашу амбицию — мы не просто один из игроков телекоммуникационного рынка, Ростелеком — крупнейший интернет и медиа провайдер России». Разработчики хорошо собрали этот раздел, но если вы хотите действительно получить ценную информацию о платформе бренда, то прочитайте «Будьте честны с собой — обзор брендбука М.Видео». На двух страницах британская компания SCG London доходчиво объясняет, что такое ценности компании и платформа бренда ритейлера М.Видео.

Ростелеком — российская телекоммуникационная компания. Является крупнейшим национальным провайдером цифровых сервисов. Предоставляет услуги широкополосного доступа в Интернет, интерактивного телевидения, сотовой связи, местной и дальней телефонной связи. Википедия сообщает, что дата образования компании — 1993 год. В брендбуке на восьмой странице мы находим интересный факт из истории компании — «Ростелеком подключил Россию к интернету. В 1991 году Компания организовала первый в стране Центр Обработки Данных». Получается, что Ростелеком подключил Россию к интернету до своей даты образования? Надо поправить википедию или изменить дату в брендбуке.

Немного про логотип Ростелеком 2011 года. Им стал трехмерный знак, похожий одновременно на ухо, и на букву Р. Цвета символа бренда изменились на более мягкий оттенок голубого и в контраст ему — ярким оранжевым. В брендбуке нет рассказа о логотипе компании, что он обозначает и как он появился. Руководство в 2011 году объясняло новый ребрендинг желанием «привести корпоративный бренд в соответствии с новой стратегией бизнеса и с новыми приоритетами». Логотип, по мнению представителей компании, символизировал позитивные эмоции и жизнерадостность. Новый знак транслировал открытость к диалогу и готовность прислушиваться к мнению потребителей. Очень красивая легенда, которая закончилась в октябре 2018 года и Ростелеком перешел на обычную литеру «Р».

Скачать брендбук компании Ростелеком 2015.

Гайдлайн Google Trends

Создание документа от Google Trends по использованию идентичности бренда (рус. фирменный стиль) датируется 2015 годом. В руководстве представлен новый фирменный стиль и логотип Google, который был принят ранее, в этом же году.

В новом гайдлайне Google, (далее — руководство по фирменному стилю) компания рассказывает как можно использовать новый логотип на примере веб-приложения Google Trends.
В руководстве по фирменному стилю содержатся рекомендации как использовать названия, логотипы и язык Trends в материалах, не заставляя подрядчиков звонить в отдел маркетинга компании. В документ включили несколько примеров использования, а также ссылки на ресурсы, которые можно скачать и использовать.

Скачать гайдлайне Google Trends

Руководство по фирменному стилю сети «Пятёрочка»

В 2013 году Пятерочка «освежила» логотип. Вместо овала, 5-ка вписалась в красный круг и получила зеленый листик в верхней части цифры. В этом обзоре мы расскажем о руководстве по фирменному стилю и дизайну магазинов.

«Пятёрочка» — российская сеть продовольственных магазинов «у дома», которой управляет X5 Retail Group.
Документ российского ритейлера содержит подробные правила использования логотипа и основных элементов фирменного стиля.
Первая глава руководства очень подробно описывает фирменный знак, свободное поле и варианты использования фирменного блока. У сети магазинов есть свой, фирменный красный цвет, который называют Пятерочка красный.
Цвету уделено особое место в коммуникации с покупателем. Он является основным активом бренда, который определяет роль бренда в визуальном пространстве у дома. «Красный цвет — важнейший цвет в коммуникации сети магазинов «Пятёрочка». Этот цвет используется как основной цвет фона для логотипа компании, а также как основной цвет фона различных рекламных и промо-материалов, сувенирной продукции, части деловой документации» — гайдлайн магазина Пятерочка.

Вторая глава и третья посвящены внешнему и внутреннему оформлению магазинов. Очень рекомендую для тех дизайнеров, кто работает над похожими проектами. Возможно, это самое подробное руководство по правилам оформления супермаркетов и магазинов у дома.

Скачать подробное руководство по правилам оформления магазинов Пятерочка

Брендбук торговой сети детских товаров «Детский мир»

Самый узнаваемый бренд детских товаров в России и самый жизнеутверждающий пример брендбука в обзоре.

«Детский мир», которому в 2017 году исполнилось 70 лет, является наиболее узнаваемым брендов среди торговых сетей детских товаров. Этот документ является подробным описанием бренда «Детский мир»: из чего он состоит, каковы его миссия, стилистика и идея. Брендбук создан для сотрудников компании и подрядчиков, которые принимают активное участие в разработке и реализации коммуникационных задач бренда, цель которых — мотивировать покупателей сделать выбор в пользу магазинов «Детский мир».

В первой части брендбука рассказывается о истории бренда, вторая посвящена целевой аудитории. Из всех примеров российских брендбуков, «Детский мир» наиболее полно описывает свое целевое ядро из современных мам. Третья часть документа — платформа бренда. Константы бренда — логотип, цвета, фирменный блок и шрифты разрабочики поместили в четвертый блок брендбука. В заключительном разделе вы найдете правила в коммуникации бренда. Например, дается тональность в разговоре с родителями: «Мы обращаемся к родителям на «вы» во множественном числе, при этом не заигрываем и не сюсюкаем с их детьми. Мы уважаем право родителей самостоятельно воспитывать детей, поэтому не позволяем себе быть назидательными».

В 50-60-х годах началась история многих российских брендов. Легендарный детский универмаг на Лубянке был открыт в 1957 году. Для многих поколений детей в России «Детский мир» стал настоящим символом детства, с которым связаны самые счастливые и яркие воспоминания.

Скачать брендбук в pdf «Детский мир».

Руководство по фирменному стилю «Mercedes-Benz»

Руководство по фирменному стилю Mercedes-Benz содержит 3 раздела: основные принципы, сферы применения и кобрендинг.

Документ Mercedes-Benz является обновленной версией руководства по фирменному стилю и делает акцент на трех основных фактах: новое расположении звезды, разделение звезды с логотипом и введение черного цвета. Авторы вводят новые понятия в визуальном стиле: четкость, чувственная компоновка и простота.

Черный фон выступает в качестве нового элемента стиля. Панорама — вариант схемы расположения фона, который можно использовать как в печатных материалах, так и видеороликах. Кроме того, имеется трехмерный фон с звездой «Мерседес-Бенц», словесным знаком и слоганом.
Лично от себя добавлю еще один актив бренда, на котором разработчики не делают акцента. Я говорю о фирменной шрифте Corporate A, который является еще одним ключевым активом бренда «Мерседес-Бенц».

Скачать руководство по фирменному стилю Mercedes-Benz.

Фирменный стиль «Лукойл»

В 2007 году российский бренд «Лукойл» вошел в список 100 крупнейших мировых торговых марок, составленный Financial Times. Знак компании появился из сокращения первых букв городов нефтяников (Лангепас, Урай, Когалым).

Первый фирменный стиль в компании разработали в 1995 году. Фирменными цветами компания взяла белый, черный, красный. Словесный товарный знак (логотип) на русском языке и в латинском написании выполнен шрифтом «футурис». Разработанный в 2008 году документ назвали «фирменный стиль ОАО «Лукойл». В этом же году было решено использовать несколько вариантов фирменного блока. Правила регламентируют использовать для автозаправок комбинированный логотип с каплей, для остальных коммуникаций — фирменный блок в вертикальном или горизонтальном исполнении.

Основная цель создания документа по фирменному стилю состоит в создании и поддержки единообразия элементов бренда в документации, продукции и услугах.
Единство основных элементов фирменного стиля позволит потребителям и работникам идентифицировать бренд «Лукойл», подчеркивая качество предоставляемых услуг. Основными элементами фирменного стиля 2008 года являются товарные знаки.
В документе 2008 года допускаются неточности в определении фирменного стиля и основных элементов, но это не мешает ему сохранять единство при оформлении мест продаж. Используемый набор цветографических констант фирменного стиля выделяет заправки «Лукойл» в конкурентной среде и позволяет легко идентифицировать даже в переполненном информационном шуме города.

скачай руководство по фирменному стилю Лукойл.

Brand guidelines «Jamie Oliver»

«Джейми» Оливер, также известен как «Голый повар» — популярный английский повари телеведущий.

Джейми Оливер не просто повар. Он яркая личность, способная вдохновить не только рецептами, но и своей харизмой и остроумием. Написал несколько книг с рецептами и является владельцем сети ресторанов «Fifteen». Ведет свою кулинарную деятельность с восьми лет и завоевал любовь миллионов простых людей, желающих научиться готовить.

Брендбук известного повара состоит из 2 больших частей. Первая посвящена масс маркету и простому «Джейми», вторая — шефу Джейми Оливеру. Брендбук знакомит с личностью героя и индивидуальностью бренда. Этот документ содержит самую полную информацию о бренду Jamie Oliver. Разработчики просят пользоваться брендбуком в разработке упаковки, маркетинговой поддержке и в точках продаж, обеспечивая постоянство стилевых решений на всех носителях фирменного стиля. Как обычно, уделяется особое внимание на правильном использовании бренда Джейми, поэтому просят обращаться к руководству и соблюдать его.

Скачать брендбук Джейми Оливера.

Lexus Brand Guidelines

Названия Lexus устойчиво ассоциируется со словами «luxury» (роскошь) и «elegance» (элегантность). Однако в рабочей группе Team One утверждают, что слово Lexus просто хорошо передает имидж роскоши и технологичности.

«Зачем мы создали правила для бренда?» — задаются вопросом создатели брендбука Lexus (далее — Лексус) и отвечают: «Мы надеемся, что благодаря этому руководству все партнеры Lexus овладеют духом и исключительными преимуществами, которые предоставляет бренд Лексус. Книга передаст характерный тон и индивидуальность, которые отличают нас от других, менее страстных люксовых брендов. Читая книгу, вы укрепляете узы доверия и создаете дополнительную ценность бренда Лексус.»

Великие бренды живут в сердцах и умах людей. Успешные составляют основу сильных отношений. Лексус является одним из великих брендов. Мы представляем компанию, которая сосредоточена и увлечена. Компания, которая понимает, заботится о клиентах и с глубокой признательностью гарантирует высокое качество жизни.
Сущность бренда — стремление к совершенству. Фирменный знак Лексус символизирует наследие и воплощает дух роскоши. Это лицо, которое бренд показывает миру. Разработчики просят относится с уважением и использовать со здравым смыслом. Символ и логотип создают фирменный блок. Сочетание двух зарегистрированных товарных знаков является важным активом бренда Лексус и его нельзя изменять. Фирменный блок является единственной визуальной константой в коммуникации с брендом Lexus.

Скачай брендбук Лексус (англ. Lexus)

Брендбук «Dove»

Бренд Dove помогает молодым людям реализовать свой потенциал и побороть обеспокоенность внешним видом. Проект по повышению самооценки достиг 20 миллионов молодых людей и они намерены достичь еще 20 миллионов к 2020 году.

В соответствии с «Настоящим обещанием красоты», бренд Dove стремится показывать только настоящих женщин, не менять их внешность в цифровой форме и помогать следующему поколению развивать позитивные отношения с красотой.

Брендбук Dove определяет основные характеристики бренда и преимущества, которые отличают марку в конкурентной среде и помогают управлять брендом. В книге бренда рассказывается о том, как важнейшие нематериальные активы помогают выстраивать тесную связь с аудиторией и завоевывать сердца женщин.

Суть бренда Dove подтверждается фотостилем брендбука. Документ иллюстрирован «настоящими» женщинами, лишенными цифровой ретуши. Бренд утверждает, что потребители все больше доверяют подлинному и настоящему, а не «не раскрученным» людям, учреждениям и брендам.

Pepsi Globe Guidelines

В 2008 году Pepsi провела ребрендинг и презентовала новый логотип, который выполнен в виде смайла. Идея заключалась в том, что каждому напитку присваивается улыбка. Pepsi MAX — широкая улыбка, Pepsi — среднюю, Pepsi Light — лёгкая улыбка. Идея не зашла и прижился один вариант для всех напитков.

Брендбук Pepsi посвящен ребрендингу и новой улыбке. Маркетологи компании посчитали её мощной идеей, способной привлечь внимание и передать основную сущность бренда. Культовая форма улыбки основана на наследии бренда Pepsi и устоявшихся принципах дизайна, которые определяют дух Pepsi уже более века. Эти принципы были использованы для создания новой идентичности с гармоничными пропорциями и знаковым сообщением. Руководство по новому фирменному стилю Pepsi описывает использование нового символа и регламентирует переход от «волны» к «улыбке», отражая основную сущность Pepsi.

Скачать руководство Pepsi с «улыбкой».

Стандартs внутреннего оформления офисов «МДМ-Банк»

Первые буквы слов из девиза «Мой деловой мир» образуют название МДМ-Банка, а символом компании стало солнце.

В 2010 году МДМ-банк объявил о начале ребрендинга. Новым логотипом стал стилизованный символ солнца, созданный отразить основные ценности: надежность, открытость, дружественное отношение к клиентам и доступность банковских услуг
«Мы делаем ставку на качество и взаимную выгоду предоставляемых банковских услуг, но что еще более важно — на атмосферу дружелюбия и понимания», — генеральный директор МДМ Банка Игорь Ким.
Документ банка о «Стандартах внутреннего оформления офисов» был создан в 2010 году. Настоящий документ состоит из девяти разделов и определяет форматы и стандарты размещения, оформления, технологии изготовления элементов оформления отделений по России. Разработчики определили основные функциональные зоны: зал ожидания, ресепшн, потокового и персонального обслуживания, кассы и т.д.
Если вы серьезно интересуетесь дизайном внутреннего оформления банков, то обязательно скачайте «Руководство по использованию фирменного стиля Альфа-Банка».

Скачай  стандарты оформления офисов МДМ-Банка.

Брендбук Johnnie Walker

В 1908 году было запатентовано название напитка «Johnnie Walker». Через год на рынке появились сразу три марки «Johnnie Walker»: белая, красная и черная.

Первый набросок шагающего человека (Johnnie Walker’s Striding Man) сделал в 1908 году художник Том Браун на обороте меню в ресторане. «Цветной» Джонни появился в 1927 году, благодаря Дорис Зинкейсен. Художник выбрала ему красный фрак и нарисовала светлый цилиндр.

Основные разделы настоящего брендбука: история, характер бренда, миссия, манифест и колесо бренда. Дизайн — наше прошлое, настоящее и будущее. На брендбуке нет даты, но можно сверить время по «шагающему человеку». В 2015 году бренд и простой рисунок «ходока» был доработан лондонским агентством Bloom совместно с иллюстратором Гэри Редфордом, поэтому брендбук сделан до редизайна.

На сегодняшний день Johnnie Walker является крупнейшим в мире брендом виски и его девиз, как радостное выражение оптимизма и как лучший совет для вас — «не останавливайтесь».

Скачай брендбук Джонни Уокер.

Брендбук чемпионата мира по футболу Fifa Russia 2018

Шрифт «Dusha», талисман Забияка и более 100 элементов, связанных с Россией попали в фирменный стиль чемпионата мира 2018 года в России.

Чемпионат мира по футболу FIFA — самое популярное спортивное событие в мире. Последний Чемпионат мира по футболу 2014 года в Бразилии оказался выдающимся во всех отношениях: переполненные стадионы и страстные толпы стали свидетелями острых ощущений, огорчений и рекордного количества голов. Поддержка более чем 3,4 миллиона зрителей создала электрическую атмосферу, которая помогла провести одно из самых открытых и захватывающих соревнований с рекордными 171 голами. Чемпионат мира по футболу 2014 года в Бразилии был в центре внимания мировых цифровых и традиционных медиа, как никогда раньше.

Настоящее руководство разработано с целью предоставления широкой общественности необходимой информации и рекомендаций относительно использования официальной символики FIFA в связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России.
FIFA разработала официальную символику, которая состсоит из серию логотипов, формулировок, названий, символов, используемых в связи с проведением Мероприятия.
Специально для Мероприятия был создан Официальный шрифт. Он называется DUSHA и защищается авторским правом.
Официальная концепция визуального оформления — включает в себя более чем 100 отдельных элементов, объединенных в различные композиции (композиции, связанные с Россией, и композиции, связанные с городами-организаторами).

Скачай брендбук Fifa Russia 2018.

Не нашли ответы о
разделах и правилах брендбука?

Я подготовил еще пару статей, которые вас заинтересуют и дадут ответы на частые вопросы

  • 5 важных правил любого брендбука

    В основе каждого брендбука лежит что-то особенное. На примере логотипа Мастеркард будем разбираться в правилах, которые касаются логотипа.

  • Брендбук: примеры, основные элементы и разделы

    Брендбук — это книга бренда. Чтобы понять цели разработки брендбука, необходимо понять, какие задачи будет решать книга бренда.

Список рекомендуемых статей

  1. Подробнее о брендбуках можно прочитать у меня в блоге.
  2. Пять важных правил любого брендбука.
  3. 5 примеров вдохновляющих брендбуков.
  4. Обзор брендбука М.Видео — будьте честны с собой.
  5. История создания брендбука IBM
  6. Брендбук Почты России — печаль в квадрат

Посмотрите, какие мы делаем брендбуки

Герой нашего интервью – начальник отдела продаж Владимир Казначеев ‒ уже 13 лет работает в торговой сети «Пятёрочка». Он стартовал с позиции грузчика, а сегодня под руководством Владимира работает 76 магазинов и почти тысяча человек. Но сам себя карьеристом не считает, говорит, что для него важны вдумчивое размеренное развитие, а также семья и дети. Как совмещать карьеру, работу в крупной федеральной компании, семью и хобби – в нашем интервью.

‒ Владимир, где и на кого вы учились, кто вы по специальности?

‒ Я закончил Санкт-Петербургский финансово-экономический колледж, факультет «Налоги и налогообложение», а после него поступил в Государственный Университет сервиса и экономики на факультет «Экономика и управление в сфере сервиса».

‒ В студенчестве вы подрабатывали в «Пятёрочке», да там и остались. Почему? Ведь в юности обычно амбициозные планы…

‒ Я начал подрабатывать грузчиком с конца первого курса университета. В те годы устроиться в «Пятёрочку» было не так-то просто ‒ я ждал места полгода! Мне нужны были ночные смены, так как днём я учился, а они были очень востребованы ‒ пришлось ждать. Работали в основном такие же студенты, как и я, и у нас была настоящая команда! Мне искренне нравилась моя работа.

‒ А высыпались когда? В институте на парах?

(Смеётся) Бывало и так. График 2 через 2 довольно сложный, важно было продержаться между двумя ночами: в этот день очень хотелось спать, но надо было учиться.

Был еще один момент, который повлиял на мое отношение к компании, в которой я работаю вот уже 13 лет. В начале моего трудового пути я попал в довольно серьезную автомобильную аварию, коллеги тогда меня очень поддержали, ведь мне требовалось лечение, и компания выделила средства на дорогостоящее переливание крови, оплачивала мой длительный больничный. Я потом еще 2 месяца физически не мог работать, мне нужно было восстановиться, и меня отпустили с обещанием вернуться… И я вернулся! Нашел в себе силы снова работать грузчиком, продолжая при этом учиться. Я никогда не забуду, как в сложный период компания и коллеги меня поддержали.

Затем меня повысили до товароведа, после ‒ до заместителя директора магазина, директора магазинов, супервайзера, который контролировал закрепленные за ним магазины, и, наконец, до моей настоящей должности ‒ начальника отдела продаж.

‒ Когда вы работали супервайзером, что входило в ваши обязанности?

‒ Супервайзер отвечает за операционную деятельность нескольких магазинов сети. За каждым супервайзером закреплено, как правило, примерно 10 магазинов. Он помогает командам оперативно решать возникающие проблемы и выполняет роль наставника: обучает, мотивирует.

‒ А что входит в обязанности сейчас как начальника отдела продаж?

‒ Я отвечаю за определенную территорию (несколько районов города), на которой расположено 76 магазинов «Пятёрочка», и я полностью несу ответственность за все, что там происходит.

Также я веду отчетность, анализирую данные, участвую в рабочих группах – как с подчинёнными, так и с вышестоящим руководством. Сейчас под моим руководством ‒ команда из 8 супервайзеров, 76 директоров, 60 заместителей директоров, 120 администраторов, 700 продавцов-кассиров.

‒ Какая следующая ступень может быть в вашей карьере, и планируете ли вы на нее переходить?

‒ Следующая ступень – это директор кластера, но я не тороплюсь, для меня важно поступательное развитие. Когда я заступаю на новую должность, мне важно максимально погрузиться в обязанности, нюансы, разобраться, закрепиться и только потом, когда я ее полностью освоил, могу приступать к постижению навыков и компетенций вышестоящей должности. Если все будет вести меня к следующему этапу, я, конечно, пойду дальше. Хотя нельзя сказать, что переходы даются мне очень легко – есть вполне естественное для человека внутреннее сопротивление. Поэтому я заранее морально готовлюсь к новым этапам, с которыми в мою жизнь приходит новая ответственность, новые люди, новые знакомства, новые задачи и новые трудности. Здесь очень важна уверенность в себе и умение подготовить себя к принятию всего нового.

‒ И вы ни разу не изменяли этой работе с другой?!

‒ Нет, я все время работаю в одной компании.

‒ Что вам так нравится в вашей работе?

‒ Условия для развития и роста, забота о сотрудниках, о которой я уже говорил выше. Еще, если тебе, например, не хватает каких-либо навыков, ‒ пожалуйста! У нас есть учебный центр, тренеры, всевозможные тренинги и обучающие вебинары. Тебя оценивают как специалиста и определяют твои зоны роста, помогая развиваться и двигаться дальше.

‒ Как вы справляетесь с постепенно возрастающей ответственностью? Ведь небольшая должность – небольшая ответственность, большая должность – большая ответственность…

‒ Ответственность есть на любой должности, но её масштаб, конечно, меняется по мере роста. Если ты растёшь постепенно, то и ответственность растет постепенно, поэтому ее масштабов особо не замечаешь.

‒ Вы в силу должности работаете 24/7? Что входит в ваши ежедневные обязанности?

‒ Поскольку я недавно на этой должности, то отдаю ей максимум времени и сил – сейчас важно погрузиться и быть собранным. Когда переходишь на новую ступень, ты должен отдавать себе отчёт, что работать строго в установленные часы не получится ‒ нужно быть на связи с коллегами всегда, быть готовым помочь решить какой-то вопрос в любое время. Работа в продажах очень динамичная.

‒ Каким реализованным проектом особенно гордитесь?

‒ Поводы есть. Например, когда я был еще супервайзером, вел проект «Безопасность на объектах для супервайзеров-стажеров». Это было в период пандемии. В рамках этого проекта я не только передавал свой опыт стажерам из нескольких групп, но и отрабатывал свои навыки публичных выступлений, умения подавать информацию, подбирал материалы, готовил программу курса. Для меня это тоже развитие.

‒ Раз уж заговорили про пандемию: вам приходилось сокращать подчиненных в этот непростой период? Были ли решения, которые морально дались тяжело?

‒ У нас не только не было сокращений, но, наоборот, ‒ мы набирали людей, ведь сотрудникам пожилого возраста нужно было обеспечить условия для самоизоляции. Компания полностью оплачивала им больничные, а на их места по срочным договорам набирала людей.

‒ Какой у вас стиль руководства?

‒ Стиль меняется в зависимости от должности. Я считаю себя лояльным руководителем, но могу быть и очень требовательным. Если ситуация заходит за грань, я могу быть достаточно жёстким.

‒ Какие задачи для вас как для руководителя сейчас особенно важны?

‒ Создать команду, которая будет осознавать общие цели и совместно нести ответственность, будет единым целым. И здесь одной финансовой мотивации недостаточно ‒ очень важна атмосфера в коллективе. Гармоничным коллективом проще управлять и выполнять поставленные перед нами задачи.

‒ Остается ли время на что-то помимо работы? Расскажите о ваших увлечениях, хобби.

‒ Времени действительно очень мало, поэтому про хобби пока пришлось забыть. Всё своё свободное время я отдаю семье и детям, а их у меня трое. Мы очень любим активный отдых, летом играем в настольный теннис, ездим на картах, зимой катаемся на ватрушках. Обожаем квесты. Если выдаются свободные выходные, любим запрыгнуть в машину и отправиться в путешествие. Не имеет значения куда, это могут быть близлежащие города в Ленинградской области или Москва – для нас важно движение.

‒ Ваши дети догадываются, что их папа – большой начальник?

‒ Я научился переключаться: на моей семье не отражаются мои рабочие проблемы, даже если мне позвонили по срочному делу во время ужина, например. Я выйду, решу проблему, вернусь к столу, и мы продолжим обсуждать с семьей, что у каждого из нас произошло за день. У меня очень динамичная работа, можно каждый месяц заводить новый ежедневник – столько задач, но, если все время думать только о работе – будет снижаться эффективность, нужно уметь переключаться.

‒ Каким вы себя видите через 5‒10 лет?

‒ Пока ничего кардинально менять не собираюсь, если говорить о моей жизни. Если говорить о работе в компании, то это закрепление текущих достижений и, по возможности, развитие новых навыков для следующих шагов.

Маскот для hr-бренда Пятерочки и интерьеры для служебных помещений

«Пятёрочка» представила новую концепцию торговой сети. Дизайн интерьера обновлённых магазинов стал более уютным и дружелюбным. Созданная для гостей и сотрудников магазина приятная домашняя атмосфера поддерживает одну из ключевых ценностей «Пятёрочки» —заботу о сообществе. Изменения коснулись не только торговых залов с продуктами, но и служебных помещений для персонала.

01

Оживить интерьер

Стратегия

В процессе работы над оформлением интерьера мы сконцентрировалась на создании атмосферы уюта и внимания к сотрудникам. Для более эмоциональной коммуникации мы предложили создать фирменного персонажа, который будет общаться с сотрудниками, давать подсказки, делать комплименты и просто поднимать настроение.

Мы оживили логотип «Пятёрочки» и превратили его в добродушного эмодзи со своей картой эмоций. И даже дали ему имя – «Пятюня». В разработке интерьера, где живет маскот, мы создали масштабируемое решение, своеобразный конструктор, который сможет применяться на разные размеры и конфигурации помещений, легко производиться и транспортироваться. Пятюня как фирменный персонаж для внутренней коммуникации с персоналом и дизайн интерьеров помещений для сотрудников будут использоваться в дальнейшем во всех продуктовых магазинах сети.

Фирменный стиль магазина продуктов Пятерочка
Дизайн интерьера магазина Пятерочка

Валерия Репина

креативный директор

Анвар Курбанов

арт-директор

Александра Логиневская

арт-директор

Статьи и награды

Sostav

«Пятёрочка» развлекает: Repina Branding создало маскота для hr-бренда сети

Retail.ru

У «Пятерочки» появился корпоративный маскот

New-retail.ru

«За забором – очередь» или зачем превращать обычную компанию в работодателя мечты?

РБК

Зачем компании создают фирменных персонажей

Запрос коммерческого
предложения

Брендинг для

Компании
Продукта
Ритейла

Natalya-Belousova-2019.JPG

Российские компании в последнее время всё больше задумываются об усилении HR-бренда. Сильный HR-бренд – это лицо компании, репутация, на которую ориентируются кандидаты при выборе места работы, а действующие сотрудники принимают решение – хотят ли они быть частью именно этой команды и рекомендуют данное место работы друзьям и знакомым.

Вместе с Натальей Белоусовой, начальником управления развития HR-бренда торговой сети «Пятёрочка», мы проанализировали, какие проблемы помогает решать сильный HR-бренд, как его построить и какие преимущества от этого получит компания.

Что такое HR-бренд

HR-бренд – это формулировка и «упаковка» ценностного предложения компании и его трансляция действующим и потенциальным сотрудникам. Сильный HR-бренд помогает компаниям выделять себя на рынке, а кандидатам уже на стадии поиска понимать, соответствует ли компания их ожиданиям. HR-бренд всегда созвучен основному бренду и, согласно утверждённой бизнес-стратегии, вместе они работают на достижение общих целей. При этом целевые аудитории и каналы коммуникации могут не совпадать, основной бренд делает акцент на качестве продукта, HR продвигает преимущества работы.

Ритейл развивается очень быстрыми темпами, но при этом многие считают эту сферу не самой привлекательной для трудоустройства, поэтому ритейлерам важно тщательно работать над брендом и влиять на мнение как соискателей, так и тех людей, которые уже у них работают.

Важно понимать, что HR-бренд не возникает по щелчку, его развитие – долгая история, которая длится на протяжении всей жизни компании. К его формированию нужно подходить осознанно и целенаправленно, иначе развитие пойдёт хаотичным путём, что может обернуться большой проблемой для компании.

«HR-бренд – это не про материальное, не про конкурентную зарплату, социальный пакет, бонусы, футболки с логотипом и корпоративы. Имидж компании базируется, прежде всего, на ценностях и миссии, это сложный комплекс, складывающийся из корпоративной культуры, идей, качественной коммуникации, доверия, правил общения с целевыми аудиториями», – поясняет Наталья Белоусова.

Какие проблемы помогает решать сильный HR-бренд

Сильный HR-бренд помогает увеличить эффективность бизнеса и даёт важные конкурентные преимущества: при выборе кандидаты оценивают не только предложенную вакансию, уровень зарплаты, бонусы и спектр обязанностей, но и то, какое мнение сложилось о компании на рынке. Вам точно необходимо задуматься об усилении HR-бренда, если в компании высокая текучесть персонала, дефицит кандидатов на популярные вакансии, много негативных отзывов, персонал уходит к конкурентам.

Формирование привлекательного имиджа организации как работодателя решает сразу несколько ключевых проблем:

— Повышение лояльности и вовлечённости тех сотрудников, которые уже работают в компании;

— Рост производительности;

— Снижение текучести персонала – ритейл остаётся сферой, где текучесть высока, люди могут принять решение сменить работу даже из-за небольшой прибавки к зарплате и более удобного месторасположения. Сильный HR-бренд способен повлиять на эту проблему, так, в «Пятёрочке» текучесть в 2020 году снизилась в два раза по сравнению с 2018 годом;

— Привлечение лучших профессионалов (сильный HR-бренд помогает привлекать квалифицированных специалистов не только зарплатным предложением, а, в первую очередь, соответствием их ожиданиям, мотивации и интересам);

— Рост откликов при закрытии линейных позиций (при этом неверно думать, что приток кандидатов на массовые вакансии прямо пропорционален проведению мероприятий по усилению HR-бренда, работа над имиджем длительная, поступательная и имеет долговременный эффект, шквал заявок в моменте просто невозможен, это всегда отложенный результат);

— Стабильность компании во время кризисов;

— Привлечение молодых специалистов.

«В стратегии по развитию HR-бренда мы выделили направление по работе с молодёжью и запустили специальную программу, куда вошли стажировки в офисе и рознице, также мы проводим кейс-чемпионаты, конкурсы и встречи с топ-менеджментом компании для студентов. В обратной связи стажёры особенно выделяли сильную корпоративную культуру компании, доброжелательное отношение коллег и помощь наставников по всем вопросам», – рассказала Наталья Белоусова.

Ошибочно думать, что работа над HR-брендом нужна только крупным компаниям, они часто уже зарекомендовали себя на рынке. А вот работодатели с количеством сотрудников до тысячи человек, как правило, нуждаются в дополнительной рекламе именно как работодатели. Например, небольшие IT-стартапы, которые не предлагают массовые вакансии, но которым всегда требуются высококлассные специалисты.

Составляющие HR-бренда

Первое, что необходимо сделать, это определить HR-стратегию компании, выделить основные целевые аудитории и сформулировать EVP (ценностное предложение работодателя – Employee Value Proposition), оно схоже с уникальным ценностным предложением клиенту (CVP – Client Value Proposition). EVP – это ядро бренда, в него входит всё то, что работодатель может предложить кандидатам и действующему персоналу. Благодаря EVP человек понимает, что это за компания и что она ему даёт. При формировании ценностного предложения можно рассчитывать не только на внутренний ресурс компании, но и привлекать креативные агентства, которые специализируются на HR-брендинге.

«При создании нашего уникального EVP мы проводили качественные и количественные исследования потребностей разных целевых аудиторий. EVP объясняет соискателям, что они получают, выбирая ту или иную компанию. В нашем случае – это шесть преимуществ: масштаб и амбиции компании, забота о сотрудниках, возможности для карьерного роста, инновации и технологии, сильная корпоративная культура, обучение персонала на всех уровнях. Кроме того, в EVP продуманы ключевые предложения для каждой из наших целевых аудиторий: руководителей, молодёжи, сотрудников магазинов, офисов и распределительных центров», – говорит Наталья Белоусова.

Для продвижения HR-бренда следует определиться с внутренними и внешними инструментами и каналами. Тут можно использовать ресурсы, которые есть в распоряжении компании, – email-рассылки, корпоративный портал, внешний сайт компании, рекрутинговые сайты, журнал, корпоративные социальные сети, персональные коммуникации, корпоративные мероприятия, отраслевые конференции и т. д.

Подписывайтесь на наши группы,
чтобы быть в курсе событий отрасли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хлебопечка panasonic sd 255 инструкция на русском языке
  • Руководство газ 31105 третий рим
  • Цидофовир инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Фурацилин порошок инструкция по применению для ран
  • Витамин с 1200 мг шипучие таблетки инструкция по применению детям