Реформы Тэтчер
Консервативно настроенное правительство под руководством М. Тэтчер проводило политику, основой которой являлась экономическая и политическая философия нелиберального монетаризма. Она базировалась на попытках возвращения идей XVIII-XIX вв. «о свободном предпринимательстве», минимальном вмешательстве государства в экономические процессы и признании силы рынка.
Данная философия отрицает кейнсианскую идею, суть которой состоит в том, что государство должно двигать экономику страны. Основным объектом стабилизационной политики на протяжении данного периода была инфляция, а главным инструментом – денежная политика, которая представляла собой способ сдерживания инфляции. На начальном этапе задача решалась посредством денежной массы, что привело к применению политики процентных ставок и манипуляций с валютными курсами, которые акцентировались на фискальной политике.
Ключевая цель фискальной политики – достижение баланса бюджета, которое реализуется при помощи снижения уровня государственных расходов.
Экономические стратегии консервативного правительства
Формирование условий для создания новых возможностей для предпринимательства происходило через налоговые поощрения, которые делалась с целью стимулирования. Это один из элементов политики, который использовался консервативным правительством, что значительно повысило положительную динамику развития экономики.
Такие меры привели к снижению ставки подоходного налога, что смогло в значительной мере простимулировать труд граждан. Помимо этого, достаточно жёсткие социальные реформы стали сдерживающим фактором, который смог предоставить многим категориям трудящихся принять предложения на низкооплачиваемую работу. Более того, государство создало условия, которые на законодательном уровне ограничивали деятельность профсоюзов в вопросах повышения заработной платы.
Такие меры вряд ли можно сопоставить со свободой выбора, однако нельзя не отметить, что именно жёсткая политика имела позитивный экономический результат в тот самый момент, когда британская экономика серьёзно страдала и находилась в зоне спада и стагнации.
Среди действенных мер в сфере приоритета предложения было уменьшение налогов на коммерческую деятельность, либерализацию рынков через отмену контроля, уменьшение субсидий для промышленных предприятий и, самое важное, общая приватизация наиболее крупного государственного сектора экономики.
Особенность этого сектора в том, что он явно не справлялся и нормально функционировать не мог, оказывал дополнительную нагрузку на механизм конкуренции и объективно нуждался в серьёзном уменьшении, хотя и не ликвидации, которую в конечном итоге провели.
Очень важно понимать, что государственное вмешательство может из разряда регулирующего органа превратиться в тормозящий развитие инструмент. Это происходит, когда государство чересчур вмешивается в экономику. Это наблюдалось в Великобритании во времена правления лейбористов. Именно поэтому в данный период важнейшим экономическим мероприятием являлась приватизация, хотя бы потому что она оказывала мощнейшее воздействие на конкуренцию.
Суть консервативных реформ
Смысл реформ, которые проводило правительство Великобритании во главе с М. Тэтчер заключался в следующих действиях:
- Общая приватизация государственного сектора.
- Серьёзное сокращение фонда заработной платы трудящихся в структуре ВВП.
- Сокращение налоговой нагрузки на корпорации.
К сожалению, данные меры оказывали серьёзное негативное воздействие на уровень жизни населения. Финансовое положение граждан ухудшалось, но при это создавались условия для быстрого экономического роста.
Нельзя не сказать о том, что в последующем заработные платы стали стремительно расти, тем самым оказав противодействие снижению уровня жизни наёмной рабочей силы.
Великобритания не стала вводить с Евросоюзом единую валюту.
Эта мера помогла сохранить самостоятельность монетарной политики и оставить в обращении фунт стерлингов.
Великобритании удалось на протяжении всех 1990-х гг. и в первые годы XXI в. сохранить малые колебания процентных ставок, инфляции, валютного курса и других показателей. При этом отмечался рост ВВП и был на более высоком уровне даже по сравнению с самыми экономически развитыми странами ЕС – Германией, Францией и Италией.
Всё кардинально изменилось в 2008 г., когда на Великобританию оказал серьёзное воздействие мировой экономический кризис. Среди его последствий – рост бюджетного дефицита, отголоски которого были слышны ещё в 1990-е гг. Теперь же он сильно увеличивался и достиг чуть ли не вдвое больших размеров, как итог работы правительства Гордона, который составил более 900 млрд. фунтов стерлингов потраченных в качестве антикризисных мер.
Экономист. Преподаватель экономической теории
Государственная итоговая аттестация в XI классах по истории проводится в устной форме по билетам. Каждый из 25 билетов состоит из 3-х вопросов.
Первый вопрос на проверку знаний курса «Новейшая история 1900 – 1939 гг.» (X класс). Второй вопрос на проверку знаний курса «Новейшая и современная история (1939 г. – начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.Третий вопрос на проверку знаний курса «История Отечества в XX – в начале XXI веков (1939 г. – начало XXI в.)», изучаемого в XI классе.
Просмотр содержимого документа
««Тэтчеризм»- сущность, характерные черты, последствия для Великобритании»
Светило науки — 18 ответов — 0 раз оказано помощи
Ответ:
политика консервативного правительства Великобритании под руководством Маргарет Тэтчер (1979—1990), сопровождавшаяся приватизацией ранее национализированных предприятий и отраслей экономики, монетаризмом в финансово-экономической сфере, сворачиванием социальных программ, приватизацией социальных сфер образования и здравоохранения.
Идеология, сочетающая идеалы свободного рынка, но сильного правительства, выдвинутая Маргарет Тэтчер; по сути, британский вариант политической философии «новых правых».
Концепция тэтчеризма тесно связана с социально-экономическими понятиями и категориями неолиберализма и «шоковой терапии»
Тэтчеризм-политика, проводимая М. Тэтчер. она приняла меры по поощрению малого и среднего бизнеса, снижению налогов, сокращению налогов, расходов на соц.нужды, продаже в частную собственность гос.предприятий М.Тэтчер защищала нац.интересы Влкбр. на международной арене. Минусы: огромные шахтерские забастовки, огромный рост гос. долга, финансовые кризисы из-за ослабления государственного регулирования экономики, урезание социальной ПОЛИТИКИ. безработица уменьшилась, но не в такой мере, чтобы это благотворно сказалось на стране.
поставь лучший ответ.
Экономическая политика консервативного правительства М. Тэтчер
Введение
Истоки и сущность экономической политики М. Тэтчер
У
большинства членов кабинета министров труды Милтона Фридмана не были
настольными книгами. Зато это были настольные книги Тэтчер и её команды
экономистов. Они были убежденными монетаристами, или, по изящному определению
Кита Джозефа, сторонниками » денежного воздержания «, которые
стояли за строгий контроль над денежной массой, фискальными целями,
сбалансированностью бюджетов и за трезвый подход к финансовым делам
в соответствии с принципами » живи по средствам «. Однако
идеи Фридмана, американского экономиста, чья популярная книга »
Капитализм и свобода» посвящена описанию того, как социализм
убивает предприимчивость и инициативу отнюдь не является первоисточником
главных экономических убеждений Тэтчер. Свои убеждения она почерпнула
непосредственно в бакалавриате Алфа Робертса.
Другим важным учебником стал для неё профессор Фридрих фон
Хайек, экономист, родившийся в Австрии и принявший британское
гражданство, чья книгу » Путь к рабству «, написанную в 1944
г., она прочла в Оксфорде. Хайек учил, что государственное
вмешательство в рыночную свободу может на время сдержать инфляцию,
экономический спад и рост безработицы, но неспособно предотвратить
или побороть эти явления.
Идеи Хайека противоречили идеям другого британца, Джона
Мейронда Кейнса, выдающегося экономиста ХХ века. Убеждения Кейнса, что правительства
должны расходовать средства на поощрение экономического роста и
поддержание высокого уровня занятости, при необходимости закладывая в
бюджеты превышение правительственных расходов над доходами, нашло
сторонников во всем мире. В США — Франклин Рузвельт, Джон Кеннеди и
Линдон Джонс — ссылались на Кейнса, чтобы оправдать повышение
государственных расходов над доходами. Клемент Эттли взял на
вооружение кейнсианские принципы, чтобы обосновать финансирование
английского государства всеобщего благоденствия. Хайеке был убежден в
том, что большинство рецептов Кейнса, предписывающих посредничество
государства, только ухудшали дела. Основная мысль Хайека, получившего
в 1914 г. нобелевскую премию в области, сводилась к тому, что
государственное манипулирование экономикой, регулирования финансов по
методу нажатия на акселератор и тормоза с неизбежностью ведут к
катастрофе и, в конечном счете, к тоталитаризму.
Правительство Тэтчер взяло энергичный
старт и с первых месяцев начало активно осуществлять политику
монетаризма, неоконсеватизма или, как позднее стала называться,
тэтчеризма. Сама Тэтчер редко употребляла слово » монетаризм «,
предпочитая ему такое выражение, как » демократия собственников
«. Сразу разочаруем читателя, который ожидает, что мы опишем вклад
Тэтчер в » новую » экономическую теорию.
Прежде
всего, теория монетаризма была первоначально сформулирована даже не в
Англии, а в США чикагской школой профессора Милтона Фридмана. Он был
приглашен в Англию на семинар и выступал там вместе с Тэтчер,
которой очень нравились идеи монетаризма.
Кроме
того, большая часть идей монетаризма и тэтчеризма в Англии была
сформулирована почти за десять лет до прихода Тэтчер к власти и
получила название » сэлсдонской политики » по названию отеля,
в котором происходили заседания теневого кабинета консерваторов и где
были сформулированы принципы политики, которую впоследствии станет
проводить Тэтчер.
Наверное,
удивительным для читателя будет и то, что предшественник Тэтчер Хит
уже начал проводить в жизнь некоторые из принципов этой политики, но
делал это неуверенно и непоследовательно.
Но,
пожалуй, наиболее поразительным «открытием » будет тот факт,
что некоторые разделы монетаристской программы — введение режима
экономики, сдерживание государственных расходов, ограничение роста
денежного предложения — начало проводить (правда, вынужденно, под
давлением Международного валютного фонда) уже лейбористское правительство
Каллагэна.
Таким
образом, тэтчеризм является не новым направлением в экономике, а скорее
собранием отдельных экономических постулатов.
Часть I.
Теория тэтчеризма.
Но в
чем же заключается теория тэтчеризма? Прежде всего, тэтчеризм
предполагает строгий контроль над денежной массой с целью обуздания
инфляции. Это главная задача. При этом ради ее выполнения можно
игнорировать то, что в результате увеличивается безработица.
Для снижения инфляции необходимо
введение строгого контроля над расходами с целью их уменьшения. С
учетом роста безработицы сокращение расходов по всем министерствам
(кроме обороны) должно быть резким и неуклонным. Оно включает и
серьезное уменьшение численности государственного аппарата. ( За 3
первых года его сократили почти на 80 тыс. человек, то есть на 10 % ,
прежде всего за счет верхнего эшелона.) Это дает возможность получить
больше средств и делает привлекательность административной службы для
молодежи значительно меньшей (меньше высоких постов!). Предусматривалось
и резкое сокращение местных расходов, государственных расходов на жилищное
строительство. Монетаризм предполагал распределение налогового бремени,
сокращение подоходных налогов и возрастание косвенных.
Особое
место в тэтчеризме занимают культ индивидуализма, приоритет самостоятельности,
свободы предпринимательства, отрицание коллективизма. Правительство не должно
вмешиваться в дела бизнеса, делать это возможно только в крайнем случае. И если
раньше оно оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, чтобы
открыть им дорогу, то правительство Тэтчер отказалось от такого подхода.
Национализированные
(лейбористами) отрасли промышленности должны быть переданы в частные руки.
Каждый свободен завести свое дело и вступить в конкуренцию. «Как и в спорте, в
конкуренции главное не то, как быстро бежите вы, а как быстро бежит ваш
соперник». Так как легче открыть мелкую торговлю, учредить небольшую фирму, то
правительство Тэтчер готово было оказывать этим фирмам (путем прежде всего налоговой
политики) определенное содействие. Но главное — это свобода
предпринимательства. Людям надо разрешить делать все, что им по душе, «при
условии, что трудовая деятельность не будет ставить под угрозу здоровье и жизнь
людей, что выпускаемые товары безопасны для здоровья людей и отвечают их
разумным потребностям, при условии поощрения конкуренции и ликвидации монополий
в любой области». Место профсоюзов при этом должно быть ограничено, так как
они мешают свободе предпринимательства.
Идеал
тэтчеризма – это общество мелких акционеров и предпринимателей, мелкого и
среднего бизнеса. Наиболее характерным в тэтчеризме было безусловное,
неуклонное следование принципам монетаризма. Каковы бы ни были издержки,
какими бы ни были трудности и препятствия, цель является священной и
отступление от нее даже в самой малейшей степени недопустимо.
Тэтчер
никогда не говорила, что «цель оправдывает средства», но по существу это было
ее кредо. Она проводила свои экономические принципы с фанатическим упорством.
Для нее в этом вопросе существовали только два цвета – черный и белый. Тэтчер
олицетворяла собой бескомпромиссный мессианский политический подход. И ее
сторонники утверждают, что такой «черно – белый подход» мог избавить
правительство от безвластия, которое, по их мнению, было характерно для
Вестминстера на протяжении 70-х годов. Политика тэтчеризма проводилась, прежде
всего, через бюджет страны. От него и его исполнения зависели судьбы
экономических преобразований или, как довольно быстро стали называть эти реформы,
«экономической революции».
Часть II.
Необычные
бюджеты.
Бюджет
1979/80 года составили в рекордно короткий срок — через пять недель после
победы на выборах. В его разработке Тэтчер приняла самое непосредственное
участие. Бюджеты 1979 – 1981 годов были особенно важными, ибо они имели целью
создать условия для осуществления политики монетаризма. Бюджет ознаменовал
собой радикальное изменение прежнего курса правительства в области финансов.
Главное в нем – снижение прямых налогов.
— расходы на
оборону будут увеличены;
—
первоочередное внимание будет уделяться укреплению законности и порядка
с немедленным ассигнованием 100 миллионов долларов на повышение
заработной платы полицейским;
— Англия будет
сохранять свои собственные ядерные средства сдержания, а также
повышать свой вклад в НАТО;
— Англия
станет играть » полную и конструктивную роль» в Общем рынке,
при том, что правительство будет добиваться лучших условий для её
членства;
— будут
внесены законы, ограничивающие свободу действий бастующих пикетчиков и
статус » закрытых предприятий», где на работу принимаются
только члены определенного профсоюза;
— будет
поощряться выкуп жилья у государства жильцами жилого государственного
фонда;
—
государственная собственность будет сокращаться;
— будет
поощряться частное медобслуживание;
— будут
введены жесткие меры регулирования иммиграции;
— контроль над
системой школьного образования будет передан местным властям.
Гвоздем
программы стала реформа налогообложения. » Путем снижения бремени
прямых налогов и ограничения притязаний государственного сектора на
ресурсы страны моё правительство приступит к восстановлению стимулов
поощрения производительности и создания климата, благоприятного для
процветания торговли и промышленности».
Не
прошло и месяца, как она приступила к осуществления своих программ,
начиная с первого бюджета Джеффри Хау, этого краеугольного камня ее
новой экономической стратегии. 12 июня в короткой для такого случая
75 минутной речи Хау преподнес один из самых радикальных бюджетов в
истории Англии, непосредственно направленный на свертывание социализма и
освобождение от оков свободного предпринимательства. Подоходные налоги
сокращались почти на 12 млрд. долларов. Налоговые ставки на самые
высокие доходы, выше 50 тыс. долларов, снижались с 83% до 60% , самые
низкие ставки подоходного налога снижались с 33 % до 30 %. Налог на
добавленную стоимость, налог с оборота, частично возмещал доходы,
сократившиеся от снижения подоходных налогов. Ставки этого налога
подскочили с 8 % и 12,5 % до единой 15% , что должно было увеличить и
без того уже 17 % инфляцию еще на несколько процентов. В результате
повышения налога на добавленную стоимость цена пинты пива возросла на
10 %, а на » роллс-ройс» — на 4000 долларов. Были также обложены
повышенными налогами на потребление сигареты, спиртные напитки и
бензин. Хау поднял базисную ставку ссудного процента с 12 % до 14 %,
что укрепило фунт, но удорожало английские экспортные товары, сделав
их менее конкурентно способными. Он объявил о планах продажи
государственных активов на сумму 2,4 млрд. долларов. Государственные
расходы на жилищное строительство, образование, энергетику, транспорт,
иностранную помощь и помощь городам подлежали сокращению на 10 млрд.
долларов, а субсидирование промышленности — на полмиллиарда долларов.
Назначение данного бюджета, по словам Хау, состояло в том, чтобы
» восстановить стимулы и сделать так, чтобы работать имело смысл».
Предельная
налоговая ставка на доход от работы по найму была снижена 25 %. Высшая ставка
на доход от капиталовложений, введенная раньше лейбористами, составляла 98%,
то есть означала почти конфискацию крупных доходов. Теперь она была понижена до
75%. Это означало значительное увеличение чистой прибыли, которой монополии
могли теперь распоряжаться как угодно, в том числе и для технического
обновления и расширения производства.
Крупный
бизнес торжествовал. Но не забыли и мелких предпринимателей. Раньше дивиденды
облагались налогами, начиная с 1700 фунтов стерлингов, теперь – только с 5
тысяч. По некоторым подсчетам, несколько тысяч мелких фирм (всего около 1,5
млн. человек) освобождались от уплаты налогов и могли расширять и
модернизировать за этот счет свои предприятия.
Уменьшение
налогов создало брешь в бюджете. По одним данным она равнялась 3,5 млрд. фунтов
стерлингов, по другим – 4,5 млрд. Как эти средства возместить? Прежде всего,
были увеличены косвенные налоги путем повышения так называемого ВАТа – налога
на добавленную стоимость, то есть налога, который приплюсовывался к цене
продаваемого товара. Он был увеличен с 7% до 15%. Этот косвенный налог бил
прежде всего по карману рядового покупателя, повышая главным образом цены
товаров повышенного спроса.
Реакция
англичан, первые итоги.
Тэтчер и члены ее кабинета министров
знали, что бюджет будет непопулярным. » Это пакет крутых мер. Но
необходимость в крутых мерах вызвана тем положением, которое мы
унаследовали». Премьер- министра тревожило возможное усиление
инфляции в результате резкого увеличения НДС, но, в общем, и целом
пакет соответствовал ее обещаниям, что ее радовало. Она не хотела
оставлять какой бы то ни было неясности в отношении своих намерений,
ее бюджет был призван сыграть роль холодного душа. Озноб был
неизбежен, но наконец-то дело пойдет к спасению Англии.
В самом
бюджете была заложена идея повышения стоимости жизни. Но Тэтчер полагала, что
англичане переживут это, надеясь на лучшее будущее. Однако в течение первого
года ее правления инфляция выросла больше, чем вдвое, безработица также
увеличилась почти вдвое.
Англия
была обеспокоена потоком дурных новостей. Но правительство не дрогнуло. Во
втором бюджете было предусмотрено дальнейшее сокращение госассигнований, прежде
всего на развитие соц. сферы, и в то же время мелкому и среднему бизнесу
предоставлялись новые льготы. Он освобождался от ВАТа, что уменьшало налоги с
него. Были предусмотрены льготы на создание новых предприятий в так называемых
зонах промышленного упадка.
Все хуже
и хуже. Третий бюджет.
В январе 1981 года Тэтчер
пригласила на должность главного экономического советника профессора Алана
Уолтерса – одного из главных архитекторов монетаризма. По его совету были
внесены некоторые изменения в антиинфляционную политику. Уолтерс предложил, в
частности, сократить займы, которые шли на расходы по государственному сектору,
на 4 млрд. фунтов стерлингов. Тэтчер возмутилась и накричала на него: «Вы –
теоретик, а не практик. Попробуйте пойти с этим предложением в палату общин».
Тэтчер
пригласила к себе в резиденцию Хау, главных сотрудников министерства финансов,
Уолтерса и продиктовала основные направления нового бюджета. Главным в нем
было еще большее увеличение косвенных налогов, в том числе на бензин и машинные
масла, автомобили, сигареты и спиртные напитки. По всем кейнсианским теориям,
во время упадка экономики правительство должно увеличивать расходы. Но Тэтчер
отвергла теорию Кейнса и выдвинула прямо противоположное кейнсианству решение –
увеличить налоги и сократить расходы.
Социальные
условия английских трудящихся продолжали катастрофически ухудшаться. Касалось
ли это вопросов безработицы, преступности, Северной Ирландии или
здравоохранения – во всех областях дела шли все хуже. Вся политика тэтчеризма
вела к росту безработицы, и понадобилось, как – то объяснить стране, почему
безработица становится проблемой номер один. Тогда Тэтчер выдвинула теорию,
согласно которой в первое время реформы еще не дают эффективных результатов и
рост безработицы неизбежен. Английское общество должно «перетерпеть» первый
период новых мероприятий правительства.
Было бы, однако несправедливым утверждать, что правительство
Тэтчер не принимало мар к увеличению занятости, и недооценивать трудность этой
задачи. Правительство разработало специальную программу увеличения числа
рабочих мест, и намеченные им мероприятия представляют интерес и для нашей
страны в свете проводимых экономических реформ. Была одобрена программа учебы
молодежи на 400 тыс. в год. Правительство утвердило также программу
преждевременного выхода на пенсию, по которой к весне 1982 года до срока ушло
на пенсию около 130 тыс. человек. Оно стимулировало также расширение количества
мест за счет перевода части рабочих на неполный рабочий день или неполную
неделю. Эти меры в некоторой степени способствовали уменьшению роста
безработицы и приспособлению рабочей силы к нуждам новых, модернизированных
отраслей промышленности.
Часть III.
Самый
сильный премьер – министр.
В первый срок правления Тэтчер только
начала претворять в жизнь программу монетаризма. Но доказать преимущества
своих экономических планов ей за первые четыре год не удалось. Мешали многие
факторы: общий упадок экономики в странах Запада, включая Англию, фактор
времени. Тэтчер не раз говорила, что 4 года – слишком малый срок для
реализации планов перестройки экономики, что для этого нужно, по крайней мере,
8 – 10 лет. Теперь она их получила, и потому второе премьерство было решающим
для политики тэтчеризма. И первое, с чего Тэтчер начала, — это укрепление
своего личного влияния в кабинете и партии, усиление авторитарного режима,
устранение всего и всех, кто мешал, по мнению премьера, осуществлению ее
планов. Препятствием для осуществления экономической программы Тэтчер считала
деятельность профсоюзов по отстаиванию социальных прав трудящихся. В своей
монетаристской программе на первое место она ставила резкое сокращение
инфляции и «обуздание» профсоюзов.
Внешняя экономическая политика в Европе
Сообщение о победе консерваторов вызвало нескрываемую радость в Общем
рынке. Но Тэтчер сразу рассеяла их иллюзии на тот счет, что консервативное
правительство пойдет на уступки странам ЕЭС. На первой же встрече руководителей
стран – членов ЕЭС она потребовала пересмотра суммы взносов в казну ЕЭС и
значительного уменьшения доли Британии. Она требовала, чтобы взносы Англии в
бюджет ЕЭС были уменьшены на огромную сумму в 1 млрд. фунтов стерлингов.
Англичане были против неоправданно больших расходов на сельскохозяйственную
политику ЕЭС. Только в мае 1980 года после длительных и болезненных переговоров
партнерам удалось достичь компромисса, узнав о результатах (очень благоприятных
для Англии) Тэтчер осталась недовольной.
Заключение.
Тэтчер изменила лицо Британии
Такими словами подвел итоги
десятилетия еженедельник «Обсервер». Пресса сравнивала Британию конца 70-х
годов с Британией десять лет спустя. Великобритания, некогда бывшая мастерской
мира, ко времени прихода Тэтчер к власти на пятое место среди великих держав.
Абсолютный объем промышленного производства не увеличивался. Раньше англичане
считались одной из самых богатых наций. К концу 70-х годов все изменилось, и
Англия по доходам на душу населения едва сумела войти в первую двадцатку,
занимая в ней предпоследнее, девятнадцатое место. Сама Тэтчер говорила, что тогда
стоял вопрос не о том, есть ли будущее у Англии, а о том, поддается ли она
вообще управлению. Тэтчер решила «встряхнуть страну».
Что же
удалось ей сделать за десятилетие? Результаты нагляднее всего видны при
сравнении с достижениями других государств – соперников Британии. Темпы роста
британской экономики составляли за это время 5%. Это больше, чем добились все
остальные страны мира, за исключением Японии. Это было настолько хорошо и
выгодно, что Япония и ФРГ стали изыскивать возможности для расширения своих
капиталов в британскую промышленность, в особенности обрабатывающую, т.к.
производительность в этой отрасли росла быстрее, чем во всех остальных странах.
Себестоимость
английской продукции стала резко снижаться. Так, даже британская сталь, которая
раньше с трудом конкурировала с продукцией других стран, стала дешевле
южнокорейской, считавшейся самой дешевой в мире. Сейчас одним из важнейших
факторов себестоимости продукции и, следовательно, конкурентоспособности, по
мнению западных экономистов, является эффективность использования людей – и
менеджеров, и рабочих. Значительных результатов в этом направлении достигла и
английская экономика. Сделать это в стране, где снобизм стал традицией
(отдельные столовые, парковочные места для дирекции), было нелегко.
К числу
достижений тэтчеризма многие в Британии относят и приватизацию ряда ранее
национализированных отраслей промышленности (нефтедобывающая, авиационная,
телекоммуникации и др.), что дало возможность поднять их производительность
труда.
Совершенно
особое место в программе тэтчеризма занимала в связи с приватизацией распродаж
акций национализированных предприятий, в том числе лицам, работавшим на них.
Только за четыре года (1984 — 1988) число британцев, владеющих акциями, выросло
более чем в три раза. Распродажа акций имела двоякое значение: она увеличила
заинтересованность новых владельцев в успехе предприятий, обеспечила снижение
себестоимости продукции, повышение прибыли и в то же время позволила приобщить
к философии собственности многих англичан и тем самым укрепить социальную базу
консервативной партии.
Британский
бизнес был доволен десятилетием Тэтчер. Прибыли компаний значительно
увеличились, дивиденды, выплачиваемые владельцам акций, выросли с 92% до 462%.,
то есть почти в пять раз. В 80-е годы усилили свои позиции не только крупные,
но и средние и мелкие фирмы. Они стали новой силой в структуре английской
экономики. Средние и в особенности мелкие фирмы более гибко реагировали на все
изменения деловой конъюнктуры, что дало возможность сделать английские товары
более конкурентоспособными.
Правительству
консерваторов удалось уменьшить инфляцию в два – три раза. При этом если в
первые годы правления Тэтчер сокращение инфляции сопровождалось ростом
безработицы, то в последние несколько лет безработица стала систематически
сокращаться и упала с 3,5 млн. человек до 2 млн.
Английское
общество стало жить лучше. Средний доход на душу населения за 10 последних лет
вырос на 23%. Но, пожалуй, наиболее впечатляющим достижением правительства,
которым очень гордилась Тэтчер, была распродажа муниципальных домов руки.
Каждый англичанин мечтает иметь свой дом. Более 1 млн. британцев по призыву
Тэтчер выкупили свои жилища у муниципалитетов, причем последние продали их с
большой скидкой, доходившей иногда до 60% стоимости домов. Показателем
улучшения жизни британцев явилось и то, что число забастовок с середины 80-х
годов резко уменьшилось, стало одним из самых низких в Европе.
Оздоровление
английской экономики позволило стране выделить достаточные ресурсы на
выполнение своих международных политических задач, с экономически сильной
Британией стали больше считаться на международной арене. Здоровая экономика
явилась важным внешнеполитическим инструментом правительства.
«Хватит,
Вы должны уйти»
Как раз в конце 1988- начале 1989 год наметился ряд неблагоприятных
сдвигов в экономике страны. Прежде всего, стали замедляться темпы роста
народного хозяйства, инфляция росла, банковский кредит достиг огромной цифры –
15%, что мешало многим, в особенности мелким, хозяевам расширять свои дела.
Страна всегда отличалась значительным расслоением общества. Но в период
тэтчеризма оно еще более усилилось. В конце 80-х годов руках 20% населения
страны было сосредоточено 42% всех личных доходов британцев – значительно больше,
чем это было 10 лет назад. Распространенным стало утверждение (хотя и не совсем
верное), что за последние десять лет богатые стали богаче, а бедные беднее.
Британцы в особенности был недовольны ухудшением ряда своих социально-бытовых
условий, в частности в области здравоохранения, коммунальных услуг. Почти три
четверти опрошенных отметили ее решительность, смелость, силу, энергию, и
только 2% выразило удовлетворение ее экономической и социальной политикой.
Своей главной заслугой она считала то, что «избавила страну от
социализма». Тэтчер, конечно, имела в виду не сталинизм, не искаженные формы
социализма, а социалистические идеи лейборизма. Премьер стремилась представить
дело так, что прошедшее десятилетие подтвердило правоту монетаризма, и
превозносила успехи своего правительства.
Имя Тэтчер вошло в историю. Многие страницы летописи второй половины ХХ
столетия будут посвящены ее политике, ее влиянию на развитие событий в
Британии, Европе и мире. Наряду с огромной силой воли, настойчивостью, даже
упорством в отстаивании своих целей и принципов, которые снискали ей имя
«железной леди», будут отмечаться и проницательность, огромное политическое
чутье, смелость в принятии и осуществлении решений.
Как премьеру ей досталось нелегкое наследство: развал экономики, упадок
духа нации, переживавшей превращение Британии из великой державы в страну
среднего ранга. В этих условиях стали проявляться самые сильные стороны
характера Тэтчер как политика, умение избрать путь, который приведет к успеху,
высокое искусство выбрать себе соратников и помощников, талантливых и
энергичных. В будущих определениях роли Тэтчер не последнее место займет оценка
тэтчеризма и его результатов. Сейчас он как экономическая доктрина не
однозначно оценивается и в Британии, и за ее пределами. Несомненно, что Тэтчер
ввела в стране новый дух предпринимательства, дала Британии лучшую экономику,
лучшее управление, хотя одновременно и усилила социальное расслоение в стране.
Тэтчер сделала для Британии больше, чем многие другие премьеры.
Но тэтчеризм принес стране не одни успехи. Провозглашая принцип
уменьшения роли государства, она на самом деле увеличила власть правительства,
а в кабинете – свою личную власть. Ее тоталитарные методы правления привели к
уменьшению свобод в Британии, начиная с ограничения прав рядового гражданина и
кончая правами членов парламента.
Нельзя не отметить и того, что в истории завоевания женщинами
политической власти, перехода от, так сказать, мужского патриархата в политике
к равноправию женщин в коридорах власти Тэтчер займет совершенно исключительное
положение. Ни одна женщина – политик не была столь долго у руля правления своей
страны, и ни одна женщина – политик не дала своего имени новому экономическому
направлению. Тэтчеризм означает и прорыв женщин в высшие сферы экономики и
политики.
Список
использованной литературы:
1.
В.И. Попов «Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд
российского дипломата», издательство «Международные отношения», Москва, 2000
год
2. Крис
Огден «Маргарет Тэтчер — женщина у власти. Портрет человека и
политика, » издательство «Новости «, Москва , 1992 год.
Оглавление:
1. Ведение. Истоки
и сущность экономической политики М. Тэтчер……………………………………1
2. Часть I.Теория
тэтчеризма……………………………3
3. Часть II.
Необычные бюджеты………………….……5
4. Реакция
англичан, первые итоги…………………….7
5. Все хуже и хуже.
Третий бюджет………………..….8
6. Часть III. Самый
сильный премьер — министр….…10
7. Внешняя
экономическая политика в Европе………10
8. Заключение.
Тэтчер изменила лицо Британии…………………………………………….……11
9. «Хватит, Вы
должны уйти»……………………………13
Тэтчеризм —
политика консервативного правительства Великобритании под
руководством Маргарет
Тэтчер (1979—1990),
сопровождавшаяся приватизацией ранее
национализированных предприятий и
отраслей экономики, монетаризмом в
финансово-экономической сфере,
сворачиванием социальных программ,
коммерциализацией социальных сфер
образования и здравоохранения.
Ма́ргарет Хи́льда
Тэ́тчер —
71-й премьер-министр Великобритании
(Консервативная
партия Великобритании)
в 1979—1990
годах, баронесса с 1992
года.
Первая и пока единственная женщина,
побывавшая на этом посту, а также первая
женщина, ставшая премьер-министром
европейского государства. Премьерство
Тэтчер стало самым продолжительным
в XX
веке.
Получив прозвище «железной
леди»
за резкую критику советского руководства,
она воплотила в жизнь ряд консервативных
мер, ставших частью политики так
называемого «тэтчеризма».
Внутренняя политика
По итогам выборов 3
мая 1979
года консерваторы
уверенно победили, получив 43,9 % голосов
и 339 мест в Палате общин (лейбористы
получили 36,9 % голосов и 269 мест в Палате
общин)[52],
и 4
мая Тэтчер стала первой
женщиной — премьер-министром
Великобритании[53].
На этом посту Тэтчер предприняла
энергичные усилия по реформированию британской
экономики и всего
общества.
На парламентских
выборах 1983 года руководимые
Тэтчер консерваторы получили поддержку
42,43 % избирателей, в то время
как лейбористы получили
лишь 27,57 % голосов[54].
Этому также способствовал и кризис в
лейбористской партии, предлагавшей
дальнейшее увеличение государственных
расходов, восстановление государственного
сектора в прежнем объёме и увеличение
налогов для богатых. Кроме того, в партии
произошёл раскол, и влиятельная
часть лейбористов («банда
четырёх») основала Социал-демократическую
партию, которая выступила на этих выборах
совместно с либеральной
партией[55].
Наконец, против лейбористов сыграли
такие факторы, как агрессивность
неолиберальной идеологии, популизм
тэтчеризма, радикализация профсоюзов,
а также Фолклендская
война[56].
На парламентских
выборах 1987 года консерваторы вновь
победили, получив 42,3 % голосов против
30,83 % у лейбористов[57].
Это было связано с тем, что Тэтчер,
благодаря принятым ею жёстким и
непопулярным мерам в экономике и
социальной сфере, удалось добиться
стабильного экономического роста.
Начавшие активно поступать в Великобританию
иностранные инвестиции способствовали
модернизации производства и увеличению
конкурентоспособности выпускаемой
продукции. При этом правительству Тэтчер
долгое время удавалось сохранять
инфляцию на очень низком уровне. Кроме
того, к концу 80-х благодаря
принимаемым мерам значительно сократился
уровень безработицы[58].
Особое внимание со стороны СМИ уделялось
взаимоотношениям премьер-министра с
королевой, с которой еженедельно
проводились встречи для обсуждения
текущих политических проблем[59][60].
В июле 1986
года британская
газета Sunday
Times опубликовала
статью, в которой автор утверждал о
существовании разногласий междуБукингемским
дворцом и Даунинг-стритом по «широкому
кругу вопросов, касающихся внутренней
и внешней политики»[61][62].
В ответ на эту статью представители
королевы опубликовали официальное
опровержение, отвергнув любую возможность
конституционного кризиса в Британии[62].
После ухода Тэтчер с поста премьер-министра
окружение Елизаветы II и далее называло
«вздором» любые утверждения о том, что
королева и премьер-министр конфликтовали
друг с другом[63].
Существенное влияние
на экономическую политику Тэтчер оказали
идеи монетаризма и
работы таких экономистов, как Милтон
Фридман и Фридрих
фон Хайек[65].
Совместно с канцлером
казначейства Джеффри
Хау Тэтчер
проводила политику, направленную на
снижение прямых
налогов на
доход и повышение косвенных
налогов,
в том числе налога
на добавленную стоимость[66].
С целью снижения темпов инфляции и
объёмов денежной
массы была
увеличена учётная
ставка[65].
В свою очередь, для борьбы с бюджетным
дефицитом применялись
крайне непопулярные меры: сокращены
дотации оставшимся государственным
предприятиям, сокращена помощь
депрессивным регионам, снижены расходы
на социальную сферу (образование
и ЖКХ)[66].
Урезание расходов на высшее
образование привело
к тому, что Тэтчер стала первым послевоенным
премьер-министром Великобритании,
окончившим Оксфордский университет,
который не получил статус почётного
доктора университета (против этого
выступили не только студенты, но и
проголосовал управляющий совет)[67].
Созданные ею колледжи
городских технологий[en] не
пользовались большим успехом. Для
контроля расходов в сфере образования
посредством открытия и закрытия школ
было учреждено Консолидированное
школьное агентство, которое, по
словам Фонда
социального рынка[en],
пользовалось «необычайно
диктаторскими полномочиями»[68].
Часть членов Консервативной партии из
сторонников Эдварда Хита, входивших в
Кабинет, не разделяла политику Тэтчер[71].
После английских мятежей 1981
года в британских СМИ
открыто заговорили о необходимости
коренных изменений в экономическом
курсе страны. Однако на партийной
конференции консерваторов 1980
года Тэтчер открыто
заявила: «Поворачивайте, если
хотите. Леди не поворачивает!»[71]
В декабре 1980
года рейтинг Тэтчер
упал до 23 % — самый низкий показатель,
который когда-либо был у британских
премьеров-министров[72].
После ухудшения ситуации в сфере
экономики и углубления рецессии в
начале 1980-х годов Тэтчер, несмотря на
беспокойство со стороны ведущих
экономистов, повысила налоги[73][74].
К 1982
году в экономике
Великобритании наметились положительные
сдвиги, свидетельствовавшие о её
восстановлении[75]:
уровень инфляции снизился с 18 % до
8,6 %. Тем не менее впервые с 1930-х годов
количество безработных составило свыше
3 млн человек[76].
К 1983
году темпы экономического
роста ускорились, а уровень инфляции и
ставки кредитования по ипотеке достигли
самых низких с 1970
года показателей.
Несмотря на это, объём производства по
сравнению с 1970 годом упал на 30 %[77],
а количество безработных достигло
своего пика в 1984
году — 3,3 млн
человек[78].
К 1987
году уровень безработицы
в стране снизился, состояние экономики
стабилизировалось, а темпы инфляции
были относительно низкими. Немаловажную
роль в поддержании экономики Великобритании
играли доходы от 90-процентного налога
на североморскую
нефть, которые в течение
1980-х годов также активно использовались
для реализации реформ[79].
Согласно опросам общественного мнения,
Консервативная партия пользовалась
наибольшей поддержкой среди населения,
а успешные для консерваторов результаты
выборов местных советов сподвигли
Тэтчер назначить на 11
июня парламентские
выборы, хотя крайний срок для их проведения
истекал только через 12 месяцев. По
результатам выборов,
Маргарет сохранила за собой пост
премьер-министра Великобритании на
третий срок[80].
В ходе своего третьего премьерского
срока Тэтчер провела реформу
налогообложения, доходы от которого
шли в бюджеты органов местного
самоуправления: вместо налога, основанного
на номинальной арендной стоимости дома,
был введён так называемый «коммунальный
налог» (подушный налог), который в прежнем
размере должен был выплачивать каждый
совершеннолетний житель дома[81].
В 1989
году этот тип налога
был введён в Шотландии,
а в 1990
году — в Англии и Уэльсе[82].
Реформирование системы налогообложения
стало одной из самых непопулярных мер
в ходе премьерства Тэтчер[81].
Общественное недовольство вылилось 31
марта1990
года в крупные демонстрации
в Лондоне,
в которых приняло участие около 70 тысяч
человек. Демонстрации на Трафальгарской
площади, в конце концов,
вылились в мятежи, в ходе которых 113
человек было ранено, а 340 человек —
арестовано[83].
Крайнее недовольство налогом среди
населения заставило преемника
Тэтчер, Джона
Мейджора, отменить его[83].
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #