Рассмотрите рисунки составьте инструкцию к проведению опытов сформулируйте цель опытов

«Для образования крахмала необходим свет»
1) Поместите растение на 2-3 дня в тёмное место.
2) Некоторые листья с двух сторон закройте тёмной бумагой с вырезанными фигурами или словом.
3) Поставьте растение на сутки в хорошо освещённое место.
4) Срежьте листья, которые были закрыты бумагой.
5) Снимите трафареты и подержите листья в кипятке 2-3 минуты, а затем в горячем спирте.
6) Промойте листья и нанесите на них слабый раствор йода.
7) Что произошло с листьями? Сделайте выводы.

«Для фотосинтеза необходим углекислый газ»
1) Побеги элодеи поместите в 2 воронки и опустите в сосуд с водой.
2) На концы воронок наденьте пробирки, заполненные водой, и один сосуд выставите на солнечный свет, а другой оставьте в темноте.
3) Когда газ вытеснит из пробирки воду, осторожно снимите её с воронки и поместите в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает.
4) То же самое проделайте с сосудом, который оставили в темноте.

Практическая работа на тему: Выполняем опыты со снегом и льдом.


Цель опытов: понять, какие свойства имеет снег и лед, в чем они похожи и чем отличаются.

Опыт 1. Берем горсть снега и кусок льда. Сначала дотрагиваемся до них небольшой палкой. Замечаем, что снег легко поддается движениям от палки. А лед настолько твердый, что его можно разбить только молотком.

Вывод: снег рыхлый, а лед твердый.

Опыт 2. Снег и лед помещаем на цветные коврики. Рассматриваем цвет снега и льда.

Вывод: снег белый, а лед бесцветный.

Опыт 3. Снег и лед помещаем на цветной коврик. Замечаем, что через снег мы не видим коврик, а через лед видим.

Вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный.

Опыт 4. Снег и лед помещаем в отдельные стаканы и переносим в тепло. Замечаем, что через некоторое время из снега и льда образовалась вода.

Вывод: в тепле снег и лед тает, образуется вода.

Общие выводы о свойствах снега и льда: снег и лед — это вода в разных состояниях. Снег рыхлый, белый, непрозрачный. Лед твердый, бесцветный, прозрачный.

Цель опытов достигнута. С помощью опытов мы изучили свойства снега и льда.

Если катушку с током подвесить на тонких и гибких проводниках, то она установится так же, как магнитная стрелка компаса. Один конец катушки будет обращен к северу, другой — к югу. Значит, катушка с током, как и магнитная стрелка, имеет два полюса — северный и южный. Вокруг катушки с током имеется магнитное поле. Его, как и поле прямого тока, можно обнаружить при помощи опилок (рис. 99). Магнитные линии магнитного поля катушки с током являются также замкнутыми кривыми. Принято считать, что вне катушки они направлены от северного полюса катушки к южному

Катушки с током широко используют в технике в качестве магнитов. Они удобны тем, что их магнитное действие можно изменять (усиливать или ослаблять) в широких пределах. Рассмотрим способы, при помощи которых можно это делать. наблюдается действие магнитного поля катушки с током. Если заменить катушку другой, с большим числом витков проволоки, то при той же силе тока она притянет больше железных предметов. Значит, магнитное действие катушки с током тем сильнее, чем больше число витков в ней. Включим в цепь, содержащую катушку, реостат  и при помощи него будем изменять силу тока в катушке. При увеличении силы тока действие магнитного поля катушки с током усиливается, при уменьшении — ослабляется.

Ответ:

Ученик проверял действие магнитного поля катушки с железным сердечником.

На левом рисунке катушка без железного сердечника, а на правом рисунке — с сердечником.

Видно, что с сердечником магнитная сила катушки сильнее.

ГДЗ по химии 8 класс Кузнецова   лабораторный опыт - §37

Авторы: , Титова И.М., Гара Н.Н..

Издательство:

Вентана-граф 2015

Тип: Учебник, Алгоритм успеха

Подробный решебник (ГДЗ) по Химии за 8 (восьмой) класс — готовый ответ лабораторный опыт — §37. Авторы учебника: Кузнецова, Титова, Гара. Издательство: Вентана-граф 2015.

Условие /
лабораторный опыт / §37

Рассмотрите рисунок 68 и постарайтесь устно описать порядок действий при выполнении лабораторного эксперимента. Выполните опыты: получение гидроксида меди (II) Сu(ОН)2, разложение его при нагревании и взаимодействие Сu(ОН)2 с раствором H2SO4.
Составьте уравнения проведённых реакций:
1) Cu(OH)2↓+ H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Признак реакции: растворение студенисто-голубого осадка, образование раствора голубого цвета.
2) Cu(OH)2 =(t) CuO + Н2O
Признак реакции: образование порошка чёрного цвета и воды. Проделанные реакции отражают общие свойства нерастворимых оснований: их способность разлагаться при нагревании и взаимодействии с кислотами.
Рассмотрите схему опытов получения и исследования свойств гидроксида цинка (рис. 69). Какие действия вам придётся выполнить по ходу лабораторных опытов? Какова их цель? Целесообразность проведения одного из опытов (какого?) должна вызывать у вас сомнения.

Решебник / лабораторный опыт / §37

Оцените решебник:

4.4/5

Количество оценивших
211

Практическая работа (опыт) «Вода − растворитель».
Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет.
1. Предложите план (порядок) проведения опыта.
2. Рассмотрите рисунок. Выберите оборудование, которое вам понадобится для проведения опыта. Отметьте выбранные предметы галочкой.
Задание рисунок 1
3. Выполните действия по инструкции.
Воду из колбы разлейте в 4 лабораторных стакана. В стакан № 1 насыпьте сахар, в стакан № 2 − соль, в стакан № 3 − измельчённый мел (мел измельчите в ступке), в стакан № 4 − глину. Размешайте все вещества стеклянной палочкой.
Что наблюдаете? Опишите устно.
4. Зафиксируйте результаты опыта, поставив знак «+» в соответствующие графы таблицы.
Вода − растворитель

Название вещества Вода растворяет Вода не растворяет
1. Сахар
2. Соль
3. Мел
4. Глина

5. Сделайте вывод. Проверьте себя по Приложению.
Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
_ Мы предложили правильный план опыта.
_ Мы верно выбрали оборудование.
_ Мы точно зафиксировали результаты опыта.
_ Мы правильно сделали вывод из опыта.

reshalka.com

ГДЗ Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь №1 Плешаков, Новицкая. Из чего состоит всё. Номер №6

Решение

1. Налить в лабораторный стакан воды. Поочередно добавлять вещества в воду, и с помощью стеклянной палочки размешивать вещества в воде.
2. Для проведения опыта нам понадобятся: лабораторный стакан, стеклянная палочка, ступка с пестиком, колба.
Решение рисунок 1
3. Мы разлили воду из колбы в 4 лабораторных стакана. В стакан № 1 насыпали сахар, в стакан № 2 − соль, в стакан № 3 − измельчённый мел (мел измельчили в ступке), в стакан № 4 − глину. Размешали все вещества стеклянной палочкой. Мы наблюдаем, что сахар и соль в воде растворились. Мел в воде крошится на мелкие частицы. Глина не растворяется, она только делает воду грязной.
4. Вода − растворитель

Название вещества Вода растворяет Вода не растворяет
1. Сахар
2. Соль
3. Мел
4. Глина

5. Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок и глину.
Придумайте друг для друга вопросы, чтобы узнать, достигнута ли цель опыта. Оцените свои успехи, поставив знак «+» в соответствующие квадратики.
+ Мы предложили правильный план опыта.
+ Мы верно выбрали оборудование.
+ Мы точно зафиксировали результаты опыта.
+ Мы правильно сделали вывод из опыта.

xМаринаx

построй объяснение приведенного на рисунке опыта по принятому нами плану.1.цель опыта 2.ход опыта 3.результат 4.вывод.
задание по рисунку 129

Yuniapol

Светило науки — 33 ответа — 252 помощи

1. Цель опыта: получить кислород благодаря листьям растения.
2. Ход опыта: поместим веточку растения в сосуд с водой и на одну из веток оденем колбу. Поставим данный сосуд под лучи солнечного света. Через какое то время снимем с ветки колбу и поднесем в нее тлеющую спичку.
3. Результат: спичка снова загорится, что будет свидетельствовать о наличии кислорода в колбе.
4. Вывод: кислород из листьев выделился в результате фотосинтеза на солнечном свету.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 182

ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ

«ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»

УЧЕНИ___    ________ КЛАССА  ___________________________________________________

                                                                                                   (фамилия, имя)

    Учитель Семёнова Наталья Геннадьевна

Техника безопасности при выполнении лабораторных работ по биологии

  • Все работы выполняются строго по инструкции, обязательно в присутствии учителя.
  • Внимательно прочитайте инструкцию, выясните непонятные вам пункты.
  • Разместите оборудование так, чтобы было удобно работать. Лишние предметы уберите.
  • Во время выполнения лабораторных работ важно быть предельно аккуратным во всем. Чтобы избежать несчастных случаев, строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности.
  • Будьте особенно осторожны с колющими и режущими инструментами. При получении травмы (порез, царапина) немедленно сообщите об этом учителю.
  • При работе с оптическими приборами (микроскоп, лупа) помните об опасности ожога сетчатки глаза лучистой энергией. Ни в коем случае не смотрите сквозь линзы на солнце!
  • Если вам на кожу попало химическое вещество, смойте его водой; при попадании вещества в глаза немедленно промойте их большим количеством воды. Обо всех подобных случаях следует немедленно поставить в известность учителя.
  • Бережно обращайтесь с лабораторным оборудованием.
  • Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
  • При оформлении лабораторной работы соблюдайте следующий алгоритм:
  • Тема работы
  • Цель работы
  • Оборудование
  • Ход работы (описание заданий, таблица, рисунки, схемы)
  • Вывод

Правила работы с микроскопом

  • Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.
  • В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет и добейтесь хорошего освещения поля зрения.
  • Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
  • Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата. Будьте осторожны, не раздавите стекло.
  • Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появиться четкое изображение предмета.
  • Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.
  • По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.
  • Микроскоп –хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго по правилам.

Рисуем по правилам

Рекомендации по выполнению учебного рисунка

  • Большинство рисунков выполняется простым карандашом средней жесткости (М или ТМ), обязательно строго заточенным. Ластик должен быть мягким. Если рисунок необходимо раскрасить, используйте цветные карандаши. Нельзя применять при выполнении учебных рисунков фломастеры, маркеры, гелевые и шариковые ручки.
  • Главное в учебном рисунке – его достоверность. Основной принцип- «рисую то, что вижу» (конечно, если на вашем микропрепарате оказались пузырьки воздуха, их можно не изображать).
  • Ваша задача — правильно отобразить форму объекта, точно передать пропорции (соотношение размеров отдельных частей), верно изобразить детали, не ошибиться в передаче цвета (если рисунок цветной).
  • Не рисуйте мелко! На маленьком рисунке невозможно показать все необходимые детали. Рисунок должен быть достаточно крупным (примерно ¼ тетрадной страницы).
  • Сначала рисуется контур объекта, затем внутри него  намечают контуры других деталей, после чего четко прорисовывают их.
  • Рисунок важно снабжать пояснительными надписями.  Указывающие стрелки выполнять карандашом, цифры и подписи – ручкой. Все подписи должны быть красивыми и грамотными.
  • При зарисовке микропрепаратов надо стараться не отрывать глаз от микроскопа, переключая внимание с объекта на видимый другим глазом рисунок.

Как оформить письменное сообщение

Письменное сообщение оформляется на листе А4 объемом не менее 2 страниц , но не более 5 , включая схемы, иллюстрации, таблицы.

Технические требования к печатному варианту: шрифт Times Roman, кегль 12, интервал одинарный; все поля (снизу, сверху, слева, справа) не менее 1,5 см.; абзацный отступ – 1,25 см., выравнивание текста по ширине, между абзацами пустая строка не оставляется.

Требования к содержанию: название сообщения; ФИ ученика, выполнившего работу; план содержания; текст сообщения, разделённый на части и озаглавленный в соответствии с планом; информационные источники, использованные при подготовке сообщения.

При наличии в тексте специальных терминов, составляется словарь терминов и размещается как приложение после списка информационных источников.

Последовательность действий при наблюдении (алгоритм наблюдения)

  • Определите объект (дерево, кустарник, комнатное растение, животное) и цель наблюдения (что вы хотите узнать об этом организме).
  • Определите наилучший способ фиксирования результатов (описание, зарисовка, схема, таблица).
  • Проведите наблюдение.
  • Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы о сущности наблюдаемого явления.

Последовательность действий при проведении опыта (алгоритм эксперимента)

Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает какое-то воздействие на изучаемый объект. Слово «эксперимент» в переводе с латыни означает «опыт», «проба». Обычно слово «эксперимент» используют, говоря о научно поставленных опытах. Наши исследования на уроках биологии будут учебными, поэтому мы чаще будем называть их опытами.

1.Подготовительный этап

  • Сформулируйте цель проведения опыта.
  • Сформулируйте рабочую гипотезу (предположение о возможных результатах)
  • Разработайте план опыта, т.е. схему его проведения. При этом выделите основные этапы, продумайте последовательность своих действий, способы влияния на объект опыта.
  • Выясните, какие условия, материалы и приборы необходимы.
  • Выберите способ фиксации результатов (таблица, схема, зарисовка).

2. Проведение опыта

  • Заложите опыт.
  • В процессе опыта проведите необходимые наблюдения, измерения, зарисовки, запишите результаты.

3. Обработка результатов

  • Сравните полученные результаты с ранее выдвинутой гипотезой. Подтвердилась гипотеза или нет? Почему?
  • Вспомните, с какой целью вы проводите опыт. Исходя из цели, сформулируйте вывод. Объясните, что доказывает данный опыт, свяжите его результаты с изученными явлениями, законами, теориями.

4.Оформление отчета

Письменный отчет содержит ответы на вопросы:

  • Какова цель опыта?
  • В чем заключались условия опыт?
  • Какие действия и в какой последовательности проводились во время опыта?
  • Что вы при этом наблюдали?
  • Какие результаты вы получили?
  • Какие выводы следуют из опыта?
  • Как можно объяснить результаты опыта?

Некоторые важные пояснения

Цель опыта — это то, что намечено для исследования. Определяя цель, мы отвечаем на вопросы: для чего ставится опыт? Что мы хотим выяснить или доказать  с помощью опыта?

Результаты опыта— это то, что фактически получилось в опыте, т.е. то, что мы наблюдаем.

Вывод из опыта – это то умозаключение, которое мы делаем, опираясь на результат опыта в соответствии с целью. Формулируя вывод, обычно анализируют результаты опыта и выясняют, что из этого следует.  

Применяя имеющиеся знания, можно объяснить результат опыта, т.е ответить на вопросы: почему это произошло? Почему этот получилось именно так?

Проводя опыты с живыми организмами, мы обычно оказываем на них воздействие. Часто для объяснения результатов нам бывает необходим контроль — растение или животное, на которое такое воздействие не оказывалось. Иногда мы будем сравнивать результаты опыта с обычным состоянием объекта, т.е. с тем, что было до начала опыта.

При проведении биологических опытов важно соблюдать правило единственного различия. Необходимо, чтобы различие между опытом и контролем было только по одному условию – тому, которое связано с целью опыта. Все другие условия должны быть одинаковыми.

РАЗДЕЛ 1 «Лаборатория Левенгука»

Это интересно..

Микроскоп (от греческого mikros — малый и skopeo — смотрю) — оптический прибор для получения увеличенного изображения мелких объектов и их деталей, не видимых невооруженным глазом.

Zacharias-Iansen

Первый микроскоп был создан лишь в 1595 году Захариусом Йансеном (Z. Jansen). Изобретение заключалось в том, что Захариус Йансен смонтировал две выпуклые линзы внутри одной трубки, тем самым, заложив основы для создания сложных микроскопов.

http://www.history-of-the-microscope.org/de/images/wahrscheinlicher-aufbau-des-ersten-mikroskops1.jpg

C:Documents and SettingsUserРабочий столrobert hooke.jpg

Первые успехи, связанные с применением микроскопа в научных биологических исследованиях, были достигнуты Робертом Гуком (R. Hooke), который первым описал растительную клетку (около 1665 г.) и устройство микроскопа.

В 1681 г. голландец Антони ван Левенгук (A. van Leenwenhoek) описывал изумительные чудеса, которые открывал своим микроскопом в капле воды, в настое перца, в иле реки, в дупле собственного зуба. Микроскоп Левенгука увеличивал в 270 раз. С ним он увидел впервые кровеносные тельца, движение крови в сосудах хвоста головастика, открыл бактерии и одноклеточных животных.

Он писал: «С величайшим изумлением я увидел в капле великое множество зверюшек, оживленно двигающихся во всех направлениях, как щука в воде. Самое мелкое из этих крошечных животных в тысячу раз меньше глаза взрослой вши».

http://player.myshared.ru/897748/data/images/img3.jpg

Лабораторное оборудование

http://worldofschool.ru/public/page_images/2111/400x0-13.jpg

1 — химический стакан, 2 — круглодонная колба, 3 — коническая колба, 4 — пробирка, 5 — пробка с газоотводной трубкой, 6 — пипетка, 7 — мерный цилиндр, 8 — спиртовая горелка, 9 — воронка, 10 — стеклянная банка для хранения реактивов, 11 — шпатели, 12 — стеклышко, 13 — весы, 14 — штатив для пробирок, 15 — ложка для сжигания веществ, 16 — держатель для пробирок, 17 — ступка с пестиком, 18 — термометр, 19 — тигельные щипцы, 20 — фарфоровый треугольник, 21 — стеклянная палочка, 22 — кристаллизатор, 23 — треножник, 24 — промывалка, 25 — фарфоровая чашка

Работа № 1 «Устройство микроскопа»

Цель: на основе знания устройства увеличительных приборов научиться работать с ними.

Оборудование: световой микроскоп, микропрепараты.

http://www.rgups.ru/fiz/umkd/MU/Fizika/Optics/Lab/Lab_Rab%E2%84%9662.files/image020.jpg

1____________________________

2____________________________

3____________________________

4____________________________

5____________________________

6____________________________

7____________________________

Для определения увеличения микроскопа надо умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.

Ход работы

Задание 1. Используя микроскопы  изучить устройство световых микроскопов. Запомнить названия и назначение их частей.

Задание 2. Определите увеличение микроскопа.

Задание 3. При малом и большом увеличениях микроскопа научиться быстро находить объекты на постоянных микропрепаратах.

Контрольные вопросы

1.  Как можно определить увеличение рассматриваемого под микроскопом объекта?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Перечислить главные части микроскопа. В чем их назначение?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Назвать правила работы с микроскопом.

Работа № 2 «Приготовление временных микропрепаратов»

Цель: научиться готовить временные микропрепараты и работать с ними.

Оборудование: световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, стакан с водой, салфетка, препаровальная игла.

Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки. Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.

Для того, чтобы приготовить временный микропрепарат необходимо:

1) протрите салфеткой предметное стекло;

2) пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло;

3)  положите исследуемый объект в центр предметного стекла в каплю жидкости;

4)  расправьте пинцетом и накройте покровным стеклом.

5) готовый микропрепарат поместить на предметный столик и исследовать.

Если жидкости много,  и она вытекает из-под покровного стекла, ее можно удалить фильтровальной бумагой или салфеткой. Если под покровным стеклом остались места, заполненные воздухом, то надо добавить жидкость, поместив ее каплю рядом с краем покровного стекла, а с противоположной стороны фильтровальную бумагу.

Ход работы

1. Приготовьте препарат клеток полости рта.

  • Ложкой проведите с легким нажимом по деснам, нёбу или внутренней  поверхности щеки. При этом в капельке слюны окажутся отмершие клетки.
  • Поместите капельку слюны на предметное стекло в каплю раствора йода или раствора чернил и накройте покровным стеклом.
  • Рассмотрите препарат под микроскопом. Постарайтесь найти  плоские клетки неправильной формы с хорошо заметным ядром.

2. Внимательно изучите правила выполнения биологического рисунка на странице 3 и зарисуйте 2-3 клетки приготовленного препарата. Подпишите части одной из них (мембрана, цитоплазма, ядро)

Контрольные вопросы

1.Чем отличается временный микропрепарат от постоянного?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как правильно изготовить временный микропрепарат?

Работа № 3 «Зарисовка биологических объектов»

 Выберите объект исследования и пользуясь правилами выполнения биологического рисунка зарисуйте исследуемый организм и подпишите рисунок.

Это интересно…

  • В организме человека содержится более 100 триллионов клеток.
  • Один лист дерева состоит из более чем 50 миллионов клеток.
  • Размер большинства клеток колеблется в пределах 0.01-0.1 мм.

Проектно-исследовательская деятельность (работа в группах)

Мини – исследование «Микромир» по темам

  • Изучение водных простейших
  • Изучение обитателей почвы
  • Вещества под микроскопом
  • Такие разные клетки

Задания: 

  • Выберите тему
  • Проведите исследование по выбранной теме, зафиксируйте результаты.
  • Подготовьте небольшое сообщение о проделанной вами работе и полученных результатах.

Тема ________________________________________________________________________

Цель работы_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект исследования__________________________________________________________

Оборудование ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действия _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдения и результаты _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рисунки

Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 2. Практическая ботаника

Гербарий – (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами.

Нельзя собирать гербарий просто так, без конкретной цели, особенно гербарий красивоцветущих и редких растений.

Оборудование для сбора гербария

C:Documents and SettingsUserРабочий столсетка.jpgгербарная сетка с веревкой

Гербарная сетка предназначена для длительной сушки растений. Она представляет собой две деревянные рамки с поперечными перекладинами и натянутой на них сеткой, размер рамки примерно 35 х 50 см. Для затягивания сетки нужна прочная веревка (не шпагат, а что-нибудь потолще), длиной приблизительно 3,5 м.

C:Documents and SettingsUserРабочий столпапка.jpg

гербарная папка

Гербарная папка нужна для сбора растений на экскурсии. Представляет собой две фанерки или картонки с продетыми в прорези ремешками или веревкой. Должна затягиваться или завязываться и иметь петлю для того, чтобы носить на плече.

C:Documents and SettingsUserРабочий столкопалка.jpg

копалка

Рубашки  для прокладывания растений, отобранных в гербарий. Для этого годится любая влагоемкая бумага, чаще всего используются газеты.

Бумага для этикеток;  

нож;

вата.

Что нужно взять на ботаническую экскурсию

1) Гербарная папка с рубашками;

2) копалка;

3) нож;

4) листочки бумаги для черновых этикеток;

5) карандаш;

6) полевой дневник;

7) план местности;

  8) компас.

 Как выбирать растения для гербаризации

  • Растения должны быть здоровыми, целыми.
  • Собирают обычно экземпляры цветущие (или спороносящие). Если растение двудомно (разнополо), то собирают экземпляры и мужские, и женские.

Основные правила закладки растений.

 Сразу после того, как растение собрано, его надо заложить в папку.

Подземные части тщательно очищаются от земли.

 Затем растению придается та форма, которую Вы хотите видеть в готовом гербарии. Главный принцип расположения на листе бумаги — чтобы растение выглядело по возможности наиболее естественно.

Каждый лист растения распрямляется, один или несколько листьев переворачиваются нижней стороной вверх, а если листья в естественном состоянии как-либо изогнуты, то несколько из них оставляют в таком же виде.

Если листья или побеги налегают друг на друга, между ними прокладывается кусочек бумаги, иначе места налегания при высыхании темнеют.

Длинные стебли и листья, не помещающиеся на лист, изгибаются. Сгибы производятся под острым углом. Все изгибы должны находиться на одном уровне и доходить почти до краев листа.

Толстые части растений режутся вдоль.

Жесткие и колючие растения предварительно сплющивают, зажимая между досками или листами твердого картона.

Мясистые растения перед засушиванием ошпариваются кипятком, иначе они продолжают расти в гербарии и подгнивают.

Цветки синих оттенков (например, колокольчики) легко теряют окраску. Их рекомендуется прокладывать бумагой, предварительно пропитанной раствором поваренной соли и высушенной. Нежные цветы лучше прокладывать тонким слоем ваты или фильтровальной бумаги.

Очень важное правило: в каждый лист с растениями необходимо вложить рабочую этикетку. На этикетке следует указать дату сбора, географическое положение, где рос данный вид. В некоторых случаях указываются и другие данные, например, для мхов и лишайников, растущих на коре, — породу дерева, для паразитов, типа заразихи, — название растения-хозяина.

Сушка растений

Из гербарной папки перекладываются в гербарную сетку. Укладываются они в тех же рубашках, в которые были заложены на экскурсии. Между рубашками прокладывается по 2-3 газеты и в сетку закладывают 15-20 листов с растениями. Сетка затягивается веревкой.

Монтирование гербария

Готовые растения, высушенные и определенные, монтируются на листе плотной бумаги (типа чертежной, 1/4 листа ватмана, формат А-3), размером примерно 30 х 45 см. Растения прикрепляются к листу тонкими полосками бумаги, смазанной клеем. Крупные части растения пришиваются к листу нитками. Каждый стежок завязывается отдельно, над растением. Петель снизу не должно быть, они могут повреждать лежащие ниже листы гербария в стопке. Нельзя мазать клеем само растение, оно от этого портится. Растение должно заполнить весь гербарный лист, поэтому некрупных экземпляров на одном листе надо монтировать несколько. Если они совсем маленькие, то их должно быть не меньше шести штук (иначе лист, по общепринятым у ботаников правилам, не считается гербарным образцом). Очень крупные растения, не влезающие на один лист, монтируются на нескольких, — эти листы вкладываются в общую рубашку. В правом нижнем углу листа приклеивается этикетка.  Общепринятый размер этикетки — 12 х 7 см (1/18 листа писчей бумаги). На этикетке указываются: точное латинское название (рода и вида); местообитание — лес, луг, болото (какие, достаточно подробно), микрорельеф, высота местности над уровнем моря, положение относительно русла реки (пойма, терраса и т.д.), тип почвы (если возможно); местонахождение (географический пункт) — республика, область (край), район, ближайший населенный пункт, если есть река — положение относительно нее; дата сбора; Ф.И.О. собравшего растение; Ф.И.О. определившего растение.

Семейство: Leguminosae — Бобовые

Название растения: Клевер луговой Trifolium pratense L. Местообитание: Пойменный луг р.Клязьмы, прирусловая часть Географический пункт: Московская обл., Мытищинский р-н, окр. п. Пирогово

Дата сбора: 15.06.1995

Собрал: Иванов П.А.  Определил: Иванов П.А.

Образец заполненной гербарной этикетки

Работа № 4  «Монтировка гербария»

Задания

1. Выберите высушенный экземпляр растения

2. С помощью учителя заполните гербарную этикетку

3. Смонтируйте гербарный лист по правилам

4. Оцените правильность выполнения. (Переверните гербарный лист растением вниз. Если части растения не отстают от листа и не свисают вниз, то гербарный образец смонтирован верно.)

Работа № 5 «Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природе»

Вам предстоит проследить, как меняется жизнь растений и животных по сезонам года. Наблюдения можно проводить около дома, в саду, в парке или в лесу.

О наблюдениях

Запомните: наблюдение или опыт, результаты которых не занесены на бумагу, не существуют.

1. Писать мягким карандашом или шариковой ручкой с синей или черной пастой

2. Писать следует разборчивым, пусть некрасивым, но обязательно понятным почерком

3. Каждая запись должна начинаться с даты, а в полевых условиях – еще и с места наблюдений.

Пишите только то, что видите, стараясь не делать выводов преждевременно;

4. Будьте правдивы.

5. Пишите подробно, не стесняясь описывать вещи, казалось бы, очевидные. Подробность записи никогда ей не повредит, а излишняя краткость может сделать ее непонятной.

ОСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Как изменяется осенью погода и длина светового дня?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие изменения происходят у деревьев и кустарников осенью?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где раньше изменяется окраска листьев – в центре кроны или по краям? Вверху или внизу? Как это можно объяснить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как влияют погодные условия на изменение окраски листьев? Когда быстрее желтеют листья – в ясную или пасмурную погоду? Обратите внимание на изменение окраски листьев после резкого похолодания. Объясните результаты своих наблюдений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие растения не меняют окраску осенью, остаются зелеными до заморозков?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем это можно объяснить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Попытайтесь оторвать от ветки зеленый лист; лист, начавший менять окраску, и лист, полностью изменивший цвет. Что легче сделать? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие листья опадают раньше – расположенные ближе к краю ветки или ближе к стволу? Как вы думаете, почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что произошло бы с лиственными деревьями, если бы их листья не опали на зиму?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.  Исследуйте несколько растений, у которых созрели плоды. Выясните, как распространяются эти плоды. Какие приспособления у них есть для этого? Зарисуйте несколько разных плодов. Укажите в каждом случае названия растений и способ распространения плодов.

_____________                     _______________            _____________                ____________

_______________                ________________          ______________             _____________

11. Каких животных вам удалось увидеть? Как изменилось их поведение с наступлением осени? Объясните, почему это происходит?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗИМНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Как изменяется зимой погода и длина светового дня?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Зарисуйте зимние силуэты знакомых вам деревьев. Подпишите их названия. Укажите, по каким признакам вы сумели различить эти деревья.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _____________             _______________              _____________                 ____________

_______________             ________________             ______________             _____________

3. Изучите кору 3-4 видов деревьев или кустарников. Проведите ладонью по коре. Какова она на ощупь (гладкая, шероховатая, бугристая, с трещинками..)? Каков цвет коры? Имеет ли она запах? Есть ли на коре повреждения? Какова их причина (мороз, животные, человек)?

Данные занесите в таблицу.

Название растения

Кора

Цвет

Структура (гладкая, шероховатая..)

Запах

Другие особенности

4. Какие деревья и кустарники зимуют с зелеными листьями?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Какие приспособления помогают им выжить в зимнее время?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. На каких растениях в зимнее время можно обнаружить плоды? Как долго они сохраняются?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие птицы встречаются зимой в вашем населенном пункте? Подчеркните названия тех из них, которых не было летом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как чаще всего зимой живут птицы –стаями или поодиночке? В какое время суток их можно обычно увидеть? Чем они питаются? Где ночуют?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие следы можно обнаружить зимой в лесу? Зарисуйте их. Укажите примерную длину и ширину следов. По справочникам попробуйте определить, каким животным принадлежат эти следы, подпишите их.

    _____________                _______________                _____________            ____________

_______________               ________________             ______________          _____________

10. Говорят, что ботаник летом смотрит под ноги, а зимой вверх, а зоолог наоборот: зимой – под ноги, а летом вверх. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ поясните.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЕСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Как изменяется весной погода и длина светового дня?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Какие из них зацветают раньше других? Чем это можно объяснить?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где раньше открываются цветки – на солнечной стороне или в тени? Чем это можно объяснить?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие деревья и кустарники имеют разные по строению соцветия?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выясните, какие из этих соцветий содержат пестичные цветки, а какие – тычиночные.

Зарисуйте соцветия каждого вида одного из растений, укажите названия растений.

5. Каких соцветий (пестичных или тычиночных) образуется больше? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие травянистые растения зацветают первыми?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.  Почему ранней весной могут зацветать не все травянистые растения? Для ответа выясните, какие приспособления есть у первоцветов?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие изменения происходят в жизни животных весной?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие птицы прилетают в ваши края первыми? Укажите даты прилета некоторых из них. Чем можно объяснить различия в сроках прилета разных птиц?

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Каких насекомых можно увидеть ранней весной? Как вы думаете, в какой стадии жизненного цикла они зимовали?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 6 «Морфологическое описание растений»

Цель работы: Научиться давать морфологическое описание растению

Оборудование: гербарные и живые экземпляры растений, определитель, лупа

Ход работы

Дайте морфологическую характеристику предложенного вам экземпляра растений, используя план морфологического описания растений.

1. Общая характеристика растения: 
1.1. Жизненная форма растения __________________________________________________
1.2. Длительность жизни растения ________________________________________________
1.3. Высота растения ___________________________________________________________
1.4. Характер опушения ________________________________________________________
2. Корневая система ___________________________________________________________
3. Стебель: 
3.1. Направление роста _________________________________________________________
3.2. Листорасположение ________________________________________________________
4. Видоизменения побегов: _____________________________________________________
5. Лист:
5.1. Тип листа_________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________________
5.2. Жилкование листа __________________________________________________________
5.3. Форма листовой пластинки__________________________________________________ степень рассеченности__________________________________________________________

 форма основания __________________________ верхушки листа______________________ 6. Цветок и соцветие:
6.1. __________________________________________________________________________

6.2. Окраска чашечки и венчика __________________________________________________
6.2. Формула цветка ____________________________________________________________
7. Плоды и семена (если есть):___________________________________________________
7.1. Тип плода _________________________________________________________________
8. Название семейства, рода и вида (русское и латинское). 

_____________________________________________________________________________

План морфологического описания цветкового растения

1. Общая характеристика растения: 
1.1. Жизненная форма растения (дерево, кустарник, кустарничек, травянистое растение) 
1.2. Длительность жизни растения (многолетнее, однолетнее) 
1.3. Высота растения (в см) 
1.4. Характер опушения (растение опушенное или голое) 
2. Корневая система (стержневая, мочковатая); видоизменения корней (корневые клубни и т.д.) 
3. Стебель: 
3.1. Направление роста (прямостоячий, приподнимающийся, лежачий, ползучий, цепляющийся, вьющийся) 
3.2. Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое) 
4. Видоизменения побегов: корневища, клубни, луковицы (укажите размеры) 
5. Лист: 
5.1. Тип листа 
— (простой или сложный, если сложный, то уточните: тройчатосложный, пальчатосложный, перистосложный, дваждыперистосложный и т.д.) 
— сидячий или черешковый 
— с прилистниками или без 
— наличие влагалища, раструба, усиков, колючек 
5.2. Жилкование листа (дуговое, параллельное, пальчатосетчатое, перистосетчатое) 
5.3. Форма листовой пластинки (округлая, овальная, яйцевидная, обратнояйцевидная и т.д.), форма основания (клиновидное, округлое, сердцевидное и т.д.) и верхушки листа (тупая, острая, заостренная, выемчатая и т.д.), степень рассеченности (цельная, лопастная, раздельная, рассеченная) 
6. Цветок и соцветие: 
6.1. Цветки одиночные или собраны в соцветия; если собраны в соцветия – указать тип соцветия; отметить, есть ли при соцветии кроющий лист 
6.2. Окраска чашечки и венчика 
6.2. Формула цветка 
7. Плоды и семена (если есть): 
7.1. Тип плода 
8. Название семейства, рода и вида (русское и латинское). 

Работа № 7 «Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии»

Как работать с определителем

Определить растение или животное– значит установить, к какому виду оно относится. Название вида состоит из двух латинских слов (бинарная номенклатура К. Линнея), первое из которых обозначает род, второе вместе с первым – вид. Название рода пишется с заглавной, а видовое с прописной буквы. После названия вида принято указывать фамилию автора, впервые описавшего данный вид.

Определитель составлен по такому  принципу – в каждой ступени определения есть две части. Первая часть – «теза» (утверждение) помечена порядковым номером, вторая часть – «антитеза» (отрицание) помечена знаком минус. В тезе и антитезе содержатся признаки, противоположные друг другу. Рядом с цифрой номера ступени может быть в скобках указан номер предыдущей ступени определения, что дает возможность при необходимости вернуться и проверить правильность определения.

Каждую тезу в любой ступени обязательно надо читать ДО КОНЦА и только в том случае, если теза не подходит, переходить к чтению антитезы.

Пример

Читаем тезу ступени 1: «Деревянистые растения: деревья, кустарники, кустарнички или древовидные лианы – надземный стебель древеснеющий (по крайней мере в нижней части), одетый коркой, живет несколько или много лет……………………………………………………………………………………2»

Теза не соответствует наблюдаемым признакам растения, поэтому переходим к чтению антитезы:

« — Травянистые растения………………………………………………….38»

Антитеза удовлетворяет наблюдаемым признакам, поэтому переходим к чтению ступени 38 на странице 16. Рядом с номером ступени стоит цифра 1 в скобках, которая указывает на совершенный переход с пункта 1.

Читаем тезу ступени 38: «Растения, совершенно лишенные хлорофилла (почти белые, желтоватые, розовые и т.п.), без листьев или с чешуевидными либо мясисто утолщенными листьями, паразитирующие на корнях или надземных органах других растений (паразиты) или питающиеся за счет органических остатков (сапрофиты)…………………………………….……….39»

Теза не удовлетворяет признакам растения, поэтому переходим к чтению антитезы:

« — Растения, содержащие хлорофилл, с окрашенными в зеленый цвет листьями и обычно так же стеблем………………………………………….…..43»

Антитеза удовлетворяет наблюдаемым признакам, поэтому переходим к чтению ступени 43 на странице 17 и т.д.

При этом в тетради должны появиться пометки, содержащие номер ступени и краткое описание основного характеристического признака, по которому был сделан переход:

1 – растение травянистое

38 – содержит хлорофилл

43 – наземное и т.д.

Определение считается законченным, когда известен ВИД растения.

Определение деревьев по почкам

C:Documents and SettingsUserРабочий столНовая папкатополь дрожащий.jpgC:Documents and SettingsUserРабочий столНовая папкатополь черный.jpg

C:Documents and SettingsUserРабочий столНовая папкатополь белый.jpg

Раздел 3. Практическая зоология

Работа № 8 «Места обитания животных. Пищевые связи»

Задания: 

1. Заполните таблицу

Обитатели леса

Обитатели лугов и полей

Обитатели водоема

Обитатели почвы

2. Используя данные таблицы, составьте пищевые цепочки. Обсудите результаты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 9 «Определение животных по следам»

Задание: зарисовать следы животных, обитающих в Ленинградской области

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Работа № 10 «Определение  экологической группы животных по внешнему виду»    

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 4. Биопрактикум

Работа №  11 «Работа с информацией»

Задание 1. Обсудите, где можно получить информацию. Заполните схему «Источники информации»

                                                                        _____________________

                                                                        ______________________

                                                                       ______________________

                                                                       ______________________

                                                                       ______________________

                                                                       ______________________                                                                                                                                                            

Задание 2. Найдите информацию по какой-либо теме. Оформите список источников информации в таблицу.

Тема ______________________________________________________________________

«Бортовой журнал»

Что я  уже знаю по теме

Что мне хотелось бы узнать

Источники информации

Вид источника

Какую информацию получили

Литературные источники (автор, название)

1.

2.

3.

Интернет ресурсы (ссылки, названия сайтов)

Задание 3. Составьте план сообщения по вашей теме и оформите письменное сообщение по правилам, указанным на странице 3.

Учебно – исследовательская деятельность

Настало время почувствовать себя настоящим исследователем природы и применить полученные знания. Вам предстоит провести самостоятельное исследование, требующее постановки биологического эксперимента. Эта работа требует больших затрат времени, аккуратности, внимания, наблюдательности.  Прежде чем приступать к выполнению работ, повтори правила техники безопасности, вспомни правила обращения с микроскопом, обрати внимание на требования к учебному рисунку, изучи алгоритмы главных методов познания природы – наблюдения и эксперимента. Перед работой внимательно прочитайте инструкцию, осмыслите вопросы и задания, продумайте последовательность своих действий. Если вам что-то будет не совсем понятно, не стесняйтесь обращаться за помощью к учителю, потому что вы делаете только самые первые шаги на удивительном пути познания живого.

Модуль «Физиология растений»

  • Движение растений
  • Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
  • Прорастание семян
  • Влияние прищипки на рост корня

Модуль «Микробиология»

  • Выращивание культуры бактерий и простейших
  • Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Модуль «Микология»

  • Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

  • Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
  • Определение запыленности воздуха в помещениях

Живые организмы невозможно изучать только по рисункам и книгам. Значительно интереснее увидеть все своими глазами, потрогать руками, ощупать и внимательно рассмотреть.

Это интересно…..

Почему на листьях деревьев появляются «бородавки»?

Иногда на листьях деревьев можно видеть круглые шарики похожие на бородавки. Эти наросты называются галлы. Они образуются если в ткани дерева (в листья или ветки) крылатое насекомое орехотворка откладывает яичко, что вызывает болезненное разрастание в виде шарообразных орешков. Внутри них находится личинка, которая питается соками дерева, превращается в мушку, которая потом прогрызает ход, выбирается наружу и улетает.

Галлы

Летом можно собрать листья с галлами и помести их в банку, закрытую сеткой. Примерно через месяц из личинок, развивающихся внутри галл, появятся маленькие мушки, которые покидают свое убежище, ползают по стеклянной банке, и их можно хорошо разглядеть под увеличительным стеклом.

Кто живёт в лесной подстилке?

Лесная подстилка образуется из опавших и перегнивших листьев. В ней обитает множество мелких животных. Чтобы рассмотреть их возьми большую воронку (можно её сделать из верхней части полиэтиленовой бутылки) и вставь в банку укрытую чёрной бумагой. Воронку наполни влажной лесной подстилкой. Примерно в 10 см. над воронкой закрепи настольную лампу. Зажги её и подожди несколько часов. От слишком сильного тепла и яркого света животные скроются в тёмной банке.

В лесной подстилке

Останется только вынуть их оттуда и рассмотреть.

Как узнать высоту и возраст дерева?

Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Осматривая деревья, ты накопишь много интересных сведений о них и о тех животных, которые живут на этих деревьях или поблизости.

Измерение высоты дерева 

Высота сосны равна 7,5 метров

Чтобы измерить высоту дерева попроси кого-нибудь из друзей встать под деревом. Встань неподалёку от дерева, возьми в руку прямую палочку, а руку вытяни. На этой палочке отложи рост друга так, как показано на рисунке: кончик палочки совмести с макушкой, а большой палец – со ступнями ног. На месте своего большого пальца сделай отметину. Теперь измерь высоту дерева, встань на ту же точку. Возьми ту же палочку и посчитай, сколько раз этот отрезок уложится в высоте дерева. Получившийся ответ умножь на рост друга. (Например, рост друга около 150 см. Пять ростов друга приблизительно равны высоте дерева: 5 х 150 см.=750 см.). Запиши данные в свой блокнот.

Можно ли определить, сколько дереву лет? Оказывается можно. Для этого нужно подсчитать количество годичных колец на поперечном срезе ствола или пня. Легче подсчитать тёмные кольца поздней древесины. Ветки тоже имеют годичные кольца. Срежь косо ветку (осторожно!) и подсчитай количество листовых рубцов.

Годичные кольца деревьев

Годичные кольца деревьев — своеобразная история условий роста и развития растений. В благоприятные, то есть теплые и богатые осадками годы, годовой прирост ствола дерева больше, чем в неблагоприятные — холодные и засушливые. Еще Леонардо да Винчи обнаружил прямую связь между шириной годичных колец и осадками. А в 18 веке шведский ученый Карл Линней установил зависимость ширины колец деревьев, растущих на севере Европы, от температуры воздуха в летние сезоны. В дальнейшем целым рядом ученых была замечена также связь между шириной колец деревьев и продолжительностью солнечного сияния.

Вместе с тем оказалось, что метеорологические условия произрастания деревьев сказываются не только на ширине годичных колец, но и на плотности весенней и летней древесины каждого кольца. Для анализа плотности древесины была разработана методика, основанная на использовании рентгеновских лучей.

Таким образом, изучая годичные кольца на спиле дерева, можно судить о климате прошлых лет, его изменениях. Существует даже такая наука — дендроклиматология, изучающая взаимосвязь между годичными кольцами деревьев и метеорологическими элементами — температурой, осадками, солнечным сиянием. Возникла же она на основе другой научной дисциплины — дендрохронологии, занимающейся определением возраста лесов путем исследования годичных колец деревьев

Обхват дерева

Обхват дерева измеряют на высоте груди. Возьми в руки конец бечёвки, а другой конец попроси подержать своего помощника. Со своим концом бечёвки обойди вокруг дерева и прими у помощника его конец бечёвки. Теперь измерь длину бёчёвки, опоясывавшей дерево сантиметровой лентой.

Запиши название, высоту и обхват каждого дерева. Через некоторое время повтори обследования всех деревьев. Выясни, произошли ли какие-нибудь изменения на обследованном участке.

Постарайся внимательно понаблюдать за жизнью одного дерева в течение целого года. Выбери такое дерево, к которому ты мог бы часто наведываться. Заведи отдельный блокнот для записи своих наблюдений: когда начинают распускаться листья, наступает цветение, плодоношение, когда опадают листья. Можешь делать зарисовки своего дерева в разные времена года. Фотографии дерева тоже вклеивай в блокнот. И рисунки и фотографии сопровождай подробными описаниями и комментариями. Понаблюдай, какие животные живут на твоём дереве или вблизи него. Обрати внимание на птичьи и беличьи гнезда на верхушке дерева. На стволе поищи насекомых, а на земле поблизости — следы присутствия других животных, например, объеденные шишки и погрызенные орехи. Свои наблюдения можно оформить в виде брошюры или презентации.

 Получение отпечатков листьев

Для получения отпечатков листьев необходимо приготовить мастику. Она готовится так:

  • 2 стакана муки (только не блинной!)
  • 1 стакан соли
  • 1 стакан воды
  • 2 столовые ложки растительного масла.

Получение отпечатков листьев

Всё это смешать в широкой чашке. Выложить мастику на гладкую поверхность, предварительно посыпав мукой и сформировать из неё шар. Затем скалкой раскатать в пласт толщиной около 2 см., а неровные края обрезать.

На мастику положить лист жилками вниз, так, чтобы лист хорошо отпечатался. Покатай по пласту скалкой, на котором лежит лист. Поставь слепок в духовой шкаф и держи примерно два часа. По истечению времени, когда слепок остынет, его можно раскрасить или отлакировать. Таким образом, можно сделать очень красивое панно из разных листьев.

                    Копирование рисунка поверхности коры

Кора не может расти или растягиваться, потому что состоит из мёртвых клеток. А так как находящаяся под корой древесина растёт в толщину, кора начинает сначала растрескиваться, а затем и отстаёт. Каждое дерево имеет свой рисунок коры. Чтобы его скопировать необходимо липкой лентой прочно прикрепить лист бумаги к стволу дерева. Теперь натри бумагу восковым карандашом (при этом постарайся не порвать её).

Осталось только полюбоваться получившимся узором.

Копирование рисунка поверхности коры             Копирование рисунка поверхности коры

А можно поступить иначе, в случае если нет воскового карандаша.

Натри лист бумаги восковой или парафиновой свечкой, а потом дома покрась этот лист акварелью любого цвета, и ты получишь белый узор коры на цветном фоне.

Будет здорово смотреться.

О жизни животных и растений можно узнать не только из учебников и энциклопедий, но и из замечательных книжек

В.В. Бианки

  • Лесная газета
  • Чей нос лучше?
  • Сказки леса
  • У кого дом лучше?
  • Глаза и уши
  • Кто чем поет?
  • Лесные разведчики
  • Мастер без топора
  • По следам
  • Ребятам о зверятах

Джеральд Даррелл

  • Моя семья и другие звери

Детство — прекрасная пора! А насколько прекрасней провести его на чудесном острове Корфу, среди любимых домашних, а порой и не очень домашних друзей!
Английский писатель и биолог Джеральд Даррелл с неизменным чувством юмора рассказывает о своем детстве.

  • Земля шорохов 

В книге рассказывается о экспедиции в Аргентину и тяжелом труде людей, занимающихся отловом животных. Вместе с автором вы побродите по пингвиньему городу, совершите вылазку в приют летучих мышей, а также понаблюдаете за забавными приключениями других представителей местной фауны. Эти увлекательные, остроумные истории понравятся всем, кто интересуется тайнами природы.

  • Три билета на Эдвенчер

В этой повести Джеральд Даррелл делится с читателями своими впечатлениями об увлекательной экспедиции в Южную Америку. Вы узнаете, как ежедневно проводит время ленивец, что сопровождает появление на свет детенышей жабы с карманами, а также в каких случаях дикобразы устраивают настоящие боксерские поединки. Вам представится уникальная возможность убедиться в том, что труд зооспасателя может быть тяжелым, изматывающим и даже опасным, но скучным – никогда!

  • Поместье зверинец

В книге увлекательно рассказывается о жизни диких животных в зоопарке, их взаимоотношениях с человеком. Вы познакомитесь с любопытными наблюдениями Даррелла за своими питомцами, с необычными и малоизученными сторонами поведения животных, с условиями их существования в частном зверинце. Эти удивительные рассказы раскроют вам многие неизвестные страницы из истории окружающей природы и привлекут к важному делу ее охраны

  • Звери в моей жизни

В своей книге Дж. Даррелл возвращается к дням своей юности и рассказывает о работе в Уипснейде — загородном зоопарке вблизи Лондона. Его героями являются животные, нуждающиеся в спасении. Автор поднимает чрезвычайно важную проблему охраны окружающей среды и в этой связи уделяет особое внимание зоопаркам, где планомерно собирают животных, которым грозит вымирание или уничтожение.
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, проявляющих интерес к живой природе.

Лист личностных достижений

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждый год миллионы юношей и девушек впервые
открывают двери самого загадочного школьного
кабинета, за которыми что-то непривычно пахнет,
иногда что-то взрывается…

Данный материал поможет школьникам освоить
основные приемы экспериментирования в
химической лаборатории, на доступном уровне
познакомиться с научными методами познания.

1. Учимся наблюдать

Научное наблюдение называют целенаправленным,
то есть его проводят с определенной целью. Чаще
всего цель наблюдения – это ответ на какой-либо
вопрос, связанный с решением научной

(учебной) задачи, или с практическим проблемами,
например с теми, которые возникают в реальной
жизни.

Сформулировать цель наблюдения – это
значит сформулировать вопрос, на который нужно
ответить, и гипотезу (ответ), которую нужно
проверить. Важно, чтобы исследователь был лично
заинтересован
в достижении цели;
экспериментатор обязательно должен подготовиться
к наблюдению
и составить программу
наблюдений.

Вот несколько признаков научного наблюдения:

  1. Цель
  2. Необходимость
  3. Личный интерес
  4. Подготовка к наблюдению
  5. Программа наблюдений

Ваши наблюдения будут более успешными, если вы
понимаете их необходимость. Давайте попробуем
конкретизировать рассмотренную выше схему на
примере.

Для начинающих химиков очень важно
разграничивать понятия “смотреть” и “видеть”.

Смотреть – устремлять, направлять взгляд на
что-либо.

Видеть – воспринимать зрением, сознавать,
понимать, чувствовать.

Примите несколько советов:

  1. Наблюдение должно быть направлено на сбор
    максимальной информации. На этапе наблюдения еще
    нельзя отчленить существенную информацию от
    несущественной. Гипотеза в этом случае может и
    отсутствовать.
  2. Информация, по возможности, должна носить не
    только качественный, но и количественный
    характер.
  3. В выводах следует объяснять смысл наблюдаемого.

Практическое занятие: “Изучение строения
пламени”.

Цель — Ознакомиться со строением пламени. Я
должен понять, где в пламени “холодная” часть, а
— где самая горячая.

Необходимость – Для осуществления многих
процессов предметы, вещества нагревают в пламени
горючих материалов. При горении расходуется
топливо. Если процесс горения выйдет из-под
контроля, может произойти пожар. Пожар – горение,
которое человек стремится прекратить. Значит,
знание строения пламени поможет разумно
расходовать топливо и бороться с пожарами.

Личный интерес – Я использую горение при
приготовлении и разогревании еды. Нужно знать,
как правильно использовать огонь для нагревания,
как бороться с пожаром.

Подготовка к наблюдению – Ознакомиться с
инструкцией, рассмотреть рисунки, на которых
изображено строение пламени и опыты по его
изучению. Понять устройство и назначение
оборудования: тигельных щипцов,
пробиркодержателя. Выяснить, как держать
стеклянную палочку, лучинку.

Для проведения работы мне потребуются: свеча,
стеклянная трубка, стеклянная пластинка,
лучинка, огнезащитная прокладка. Нужно подумать,
как правильно расположить все это на рабочем
месте.

Программа наблюдений (этапы исследования)

Что делаю? Что наблюдаю?
1. Зажигаю свечу. _______________________________________
2. Тигельными щипцами держу стеклянную
пластинку над пламенем свечи.
Пластинка _____________________________

_______________________________________

Копоть – это мельчайшие частицы угля. Отсюда
следует, что раскаленные светящиеся частицы угля
находится в пламени.

3. Вношу один конец стеклянной трубки в
пламя около фитиля и поджигаю лучинкой пары,
выходящие из другого отверстия трубки.
Пары __________________________________

_______________________________________

Это пары парафина, из которого сделана свеча.
Значит, около фитиля парафин только испаряется,
но еще не горит.

4. “Протыкаю” лучинкой пламя свечи в
самой широкой его части и через секунды вынимаю
лучинку из пламени.
Лучинка ________________________________

________________________________________

Значит, самая горячая часть пламени________

________________________________________

Выводы:

  1. Пламя имеет сложное строение.
  2. Самая горячая часть пламени —
    ________________________________________
  3. Тень от пламени свечи появляется потому, что
    ___________________________

2. Очистка веществ.

Химики под словом “вещество” всегда понимают
чистое вещество. В жизни же мы практически
никогда не имеем дело с чистыми веществами:
воздух, которым мы дышим в лесу далеко от
промышленных объектов и который мы называем
чистым, на самом деле представляет собой смесь
газов; чистая родниковая вода, которую мы с
удовольствием пьем, всегда содержит множество
растворенных веществ, придающих ей
необыкновенный вкус…

Во время проведения практических занятий
учащиеся будут не только очищать вещества, но и
учиться правильно обращаться с лабораторным
оборудованием и подробно фиксировать свои
наблюдения.

Для развития познавательной активности
учащихся, в данном случае, используются
следующие методы: практические (химический
эксперимент), проблемно-поисковые.

Задание: К нам в руки попала старая школьная
тетрадь. Время стерло отдельные слова.
Попробуйте восстановить текст:

“Задание: разделить смесь сахарного песка и
древесных опилок. Рассмотрел смесь. Она имеет
_______________цвет. В ней хорошо видны частицы________________
и _______________. Интересно, является ли цвет смеси её
постоянным составом? От чего он зависит? Сладкая
ли смесь на
вкус?___________________________________________________________________

Добавил в смесь воды. Наблюдал, как частицы
_____________растворяются в ней. Видимо, молекулы
_________________ равномерно распределяются между
молекулами воды. Древесные опилки
__________________________________________________.

Профильтровал смесь.
_________________________________задерживаются фильтром, а
раствор_____________________(фильтрат) собирается в
стакане. Перелил фильтрат в _________________________ и
выпарил _______________. При нагревании ______________
испаряется, в ______________________остаются кристаллики
__________________________”.

По описанию составьте план проведения
эксперимента и, если возможно, поставьте
запланированные опыты. Сделайте рисунки и
выводы.

3. Как решать экспериментальные задачи.

Идентификация вещества – сложная задача. Её
можно решить только экспериментальным путем.
Задачу, которую можно решить, только поставив
опыт, называют экспериментальной задачей.
Установление состава вещества или смеси веществ
относят к экспериментальным задачам.

Решение экспериментальных задач – это
проведение химических опытов.

Для обучения учащихся умению решать
экспериментальные задачи рекомендую
использовать такие методы обучения, как
химический эксперимент, логический (анализ,
выделение главного), проблемно-поисковый и др.

Решая экспериментальные задачи, учащимся
придется самостоятельно думать, для чего, что
и как делать.

Учащимся необходимо объяснить, что для
успешного решения экспериментальных задач,
требуется обосновывать свои практические
действия.

Предлагаю пять советов учащимся, начинающим
решать экспериментальные задачи:

1. Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не
составите его подробный план

(обоснование, техника проведения опытов).
Почему?______________________________

2. Обязательно запишите свои наблюдения и их
объяснения. Зачем? ________________

3. Не выбрасывайте полученные вещества, а
сохраняйте их до конца работы, чтобы
________________________________________.

4. Если нужно определить содержимое пробирок, то
берите небольшие пробы веществ, не проводите
опыты со всеми веществами. Иначе
___________________________________.

5. Во время урока соблюдайте правила безопасной
работы, не мешайте окружающим: не кричите, не
лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь
класс посмотреть, что у вас получилось. Это важно,
потому, что_____________________________________________.

Приводим пример решения экспериментальной
задачи.

Дан раствор гидроксида кальция. Получите
карбонат кальция, а из него – хлорид кальция.

Техника решения задач данного типа:

1. Напишите формулы всех веществ, о которых идет
речь в задаче, а под ними – название класса, к
которому принадлежит вещество.

Гидроксид кальция Карбонат кальция Хлорид кальция
Са(ОН)2 _________________ _________________
Основание _________________ __________________
(щелочь) _________________ __________________

2. Вспомните, как можно превратить растворимое
основание в соль:

1) щелочь + ______________ —> соль + ___________________;
2) щелочь + ______________ —> соль + ___________________;
3) щелочь + ______________ —> соль + ___________________.

3. Запишите уравнения реакций, проверьте,
правильно ли расставлены коэффициенты

Теперь, когда известно, какие вещества
необходимо иметь, чтобы получить карбонат
кальция, можно начинать записывать план работы.

Обоснование. Чтобы получить из щелочи соль,
можно:

  1. прилить раствор кислоты;
  2. прилить раствор другой соли;
  3. подействовать на раствор щелочи кислотным
    оксидом.

Первый способ использовать нельзя, так как
угольная кислота неустойчива, быстро
разлагается на оксиды и её нет в лаборатории.
Поэтому для решения задачи можно взять или
раствор карбоната кальция, или углекислый газ.

4. Далее описывается техника проведения опыта.

4. Решение творческих задач.

Очень важно в самом начале стимулировать творческую
активность
учащихся. Возможность реализации
данной задачи решается через решение
творческих задач.

Следует отметить, что желательно, чтобы решение
творческих задач носило по возможности
прикладной характер.

Предлагаю несколько вариантов задач данного
типа.

1. Получение веществ.

1.1. У Вас дома ремонт. Нужно белить потолки, а
медного купороса нет и нечем “размыть потолок”.
К счастью, завтра урок химии, и Вы имеете реальную
возможность применить свои химические знания на
практике. Что будете делать? (Для простоты будем
считать, что медный купорос – это сульфат меди
(II).)

1.2. Все бабушки очень любят внучат. Особенно они
любят кормить их всякими вкусностями: пирогами,
пирожками… Но вот беда: у бабушки нет ни дрожжей,
ни питьевой соды (гидрокарбонат натрия), есть
только стиральная (карбонат натрия). – Вот была
бы питьевая сода! – сокрушается бабушка. Может
быть, Вы сможете ей помочь?

2. Идентификация (определение) веществ.

При решении творческих задач учащиеся должны
научиться определять неизвестные вещества, то
есть идентифицировать их.

Предлагаем задачи, которые могут вызвать
интерес у учащихся не только 8 класса, но более
старшего возраста.

Задача 1.

Вот текст веселой песенки из рекламы шампуня:
“Джонсон-бэби” не щиплет глазки.
“Джонсон-бэби” нежный и ласковый”. Мыло
“щиплет глазки” потому, что его раствор имеет
щелочную реакцию среды, а шампунь “не щиплет
глазки”, если его раствор нейтрален. Определите,
нейтрален ли выданный вам раствор шампуня.
Сравните с реакцией среды в растворе мыла.
Сделайте это химическим путем, а не
биологическим, проводя эксперимент над своими
глазами.

Задача 2.

Эта леденящая душу история произошла задолго
до того, как д’Артаньян покинул свой родной дом и
отправился в Париж.

Мушкетеры готовились к бою с гвардейцами
кардинала, но из-за нерадивых слуг их шпаги
заржавели. Гвардейцы радовались, предвкушая
победу. К счастью, неподалеку жил старый алхимик,
который быстро вернул блеск шпагам мушкетеров,
применив свое тайное средство.

Воспроизведите действия алхимика, взяв вместо
ржавой шпаги ржавый гвоздь.

Очень важно воспитать у учащихся правильное
отношение к химическому эксперименту.,
независимо от того, решение это типовой или
творческой задачи.

Учащиеся должны понять, что мир, который нас
окружает, уникален, и в нем постоянно происходят
разные химические процессы. Поэтому, при
проведении любых опытов, даже самых безобидных,
необходимо строго соблюдать следующие правила:
обоснование опыта, правила техники безопасности,
программа проведения и наблюдения, вывод.

Здесь мы предоставили вам несколько советов,
если вам интересно и вы хотите продолжить
повышать свой научный потенциал, возьмите книги:
О. Ольгин “Опыты без взрывов” или Э. Гроссе
“Химия для любознательных”, — в них вы найдете
описания многих опытов, эффектных и безопасных.

Удачи Вам!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фенизипан таблетки инструкция по применению взрослым от чего назначают
  • Бензогексоний инструкция по применению в ампулах
  • Элькар инструкция по применению капли детям дозировка
  • Костробетон своими руками пошаговая инструкция видео
  • Pacemaster platinum proclub инструкция на русском