Разборка рулевой рейки ваз 2109 пошаговая инструкция

разбираем рулевую рейку 2108

Разберем снятую рулевую рейку переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Разборку рулевой рейки придется проводить при принятии решения отремонтировать ее (это один из этапов ремонта), а не заменить новой в случае возникновения неисправностей. А именно, появлении в ней стуков (рейка стучит), вибрации и ударов на руле, увеличении люфта рулевого колеса – проблем очень часто встречающихся на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Перед проведением работ следует запастись некоторым специнструментом: специальный ключ для отворачивания пробки упора, специальный ключ для отворачивания гайки подшипника без которых разобрать рулевую рейку проблематично.

ключи для рейки 2108

Спецключи для разборки рулевой рейки 2108

Особенности разборки рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Рассматривать снятие рулевых тяг, защитного чехла и колпачка не будем, ибо там все просто, а вот дальше сложнее. Для удобства проведения работ корпус рейки можно зажать в тиски, но можно все сделать и на коленке.

1. Извлекаем упор рулевой рейки.

Для этого специальным ключом отворачиваем пробку (гайку) упора и снимаем ее.

отворачиваем пробку

Отворачиваем спецключом пробку упора рулевой рейки 2108

Вынимаем находящуюся под  пробкой пружину.

Поддеваем шлицевой отверткой и извлекаем стопорное кольцо упора.

Поворачиваем вал рейки (рожковым ключом на 14) по часовой стрелке до конца хода и нажимая на выступающую часть рейки сдвигаем с места упор.

Извлекаем сам упор рейки из ее корпуса (можно специальными тонкими плоскогубцами, вставив их в отверстие под пружину в упоре и вытянув его или попросту резким ударом корпуса рейки о деревянный брусок выбить его за счет инерции).

упор рейки

Извлечение упора рулевой рейки 2108
2. Извлекаем вал рулевой рейки с подшипником.

Снимаем пыльник вала.

Снимаем стопорную шайбу вала.

Отворачиваем гайку подшипника специальным ключом и снимаем ее.

гайка вала

Отворачиваем гайку вала рейки 2108 спецключом

Извлекаем вал рейки с подшипником. Применяем рычаг: зацепляем за лыску на валу длинным рожковым ключом на 14 и, опираясь им на монтажку (или широкий ключ), вытягиваем вал.

извлекаем вал

Извлекаем вал рейки при помощи рычага
3. Вытягиваем саму рейку в сторону короткой части корпуса.
4. Извлекаем при помощи отвертки опорную втулку рейки.

— Извлекаем игольчатый подшипник вала из корпуса рулевой рейки (можно использовать специальный съемник или просверлить сверлом 2 мм два отверстия в торце картера рейки и через них выбить подшипник). Извлекать для замены игольчатый подшипник следует только при явном его износе, так как выходит из строя он редко.

извлечение рейки

Извлеченная из корпуса рейка, опорная втулка и отверстия для сверления через которые выбивается игольчатый подшипник

Рулевая рейка автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью разобрана.

извлекаем вал

Элементы извлеченного вала рулевой рейки 2108

При необходимости спрессовываем съемником или сбиваем трубой шариковый подшипник с вала рейки. Предварительно снимаем с вала стопорное кольцо.

снятие подшипника вала

Снятие подшипника вала рулевой рейки трехлапым съемником

Примечания и дополнения

После разборки полностью промываем корпус рейки и все снятые элементы. Далее проводим выбраковку неисправных деталей их замену и сборку.

Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка рулевого управления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устройство рулевого управления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устройство рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Регулировка привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Как смазать рулевую рейку не снимая ее с автомобиля?

Подписывайтесь на нас!

Неисправности рулевой рейки довольно частое явление на самарах. Как правило это значительный люфт рейки в корпусе, который сопровождается характерным грохотом при проезде неровностей.

Ломится в магазин за новой рейкой сразу не стоит- во-первых дорого, во-вторых своя ещё может послужит. Первое с чего можно начать-это попробовать ее подтянуть.

Технология регулировки рейки проста- закрутить регулировочную гайку на столько чтобы и люфты ушли и при этом руль вращался не слишком туго.

Я свою подтягивал раза 3-4. На какое-то время хватает. Полностью люфты убрать не удается, но конкретный грохот уходит.

Еще на своей рейке за 60 тыс пробега 2 раза менял пыльник, который сейчас опять рваный и его нужно менять. Те пыльники, что идут в запчасти похоже сделаны из г…на.

Пыльник в очередной раз менять не полезу, поставлю бу рейку, которую прежде чем ставить обслужил, о чем ниже расскажу как я это делал.

Для начала ее надо разобрать. Много ума для этого не надо, надо пару хитрых восьмигранных ключей

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

Ключом слева откручивается регулировочная гайка, рейка регулируется им же.

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

Этим ключиком откручивается гайка со стороны выходящего вала. В продаже я готового не нашел, пришлось самому делать.

Минут 15 и рейка разобрана на составные части.

Потом согласно рекомендациям из умной книжки по ремонту металлические детали моем керосином, т.к товар этот дефицитный и дорогой заменяем его бензинчиком, а резиновые детали надо помыть теплой(!) водой, лучше с детским мылом.)

Детальки лучше помыть тщательно, особенно если эксплуатация была с рваным пыльником, ведь пыль+песок+вода+смазка -это основная причина быстрого износа деталей.

Далее чистые детальки надо внимательно осмотреть на предмет износа. Что же там обычно изнашивается:

1. Износ зубьев на рейке и приводной шестерне. Как правило износ максимальный в средней части, в положении руля при котором машина едет прямо, именно поэтому при регулировке максимально убрав стуки и люфт, радостный выезжаешь на дорогу и обнаруживаешь, что ближе к крайним положениям руль закусывает и сам он при выходе из поворота не возвращается.

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

На фото видно где работали зубья, а где нет. Если износ не глубокий, то можно использовать дальше.

2. Упор рулевой рейки. Именно за счет него происходит регулировка.

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

Чем меньше площадь пятен, тем меньше износ.

3. Шариковый и роликовый подшипники не должны иметь явных следов износа, крутится приводная шестерня должна без заеданий, люфтить в картере не должна.

4 Опорная пластиковая втулка. Рейка должна плотно ходить внутри нее.

5 Картер. Убедится что посадочные места для подшипников и упора не разбиты.

Это основные моменты. На практике сломано может быть даже то, что сломаться никогда и не должно, смотреть надо всё

После оценки масштаба проблем можно приступать к сборке, неплохо сразу заиметь ремкомплект:

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

Достался мне за 150р, забрал последний с витрины. Привыкнув что качество деталей идущих в з/ч не очень, был приятно удивлен что с этим комплектом не все так плохо, качество на высоте

Из всего комплекта использовал только упор и пружинку, потому как остальное было без нареканий, а менять хорошее на новое на мой взгляд бессмысленно.

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

Старый упор в сравнении с новым

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

Новая чутка длиннее

Еще понадобится смазка фиол-1, по ощущению это обычная смазка, только чуть жиже литола. Бегать искать его или аналоги не стал поэтому развел литол моторным маслом до нужной консистенции.

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

Получилась вот такая вкусняшка

Чтоб правильно собрать рейку надо от торца рейки отмерить 87мм.

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

чирканул красным маркером

Смазываем подшипник на шестерне и игольчатый в корпусе

Затем обильно зубья рейки и шестерни, не забывая про картер

Вставляем рейку в корпус так, чтобы линия отмеряющая 87мм совпадала с осью упора рейки

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

т.е совпадала с отверстием на регулировочной гайке

Вставляем шестерню в картер. Изготовитель предусматривает установку в положении когда прорезь справа по ходу движения автомобиля

Я себе поставил наоборот, чтобы более изношенные зубья оказались сверху

Фото в бортжурнале LADA 21093

Полный размер

Прорезь слева

Чтобы обозначить это нулевое положение резиновый пыльник одевается на шестерню так, чтобы на нем и на картере совпали метки

В этом положении спицы руля должны стоять ровно(если не стоят- перекинуть руль), схождение выставляется также в этом положении. Весь этот геморрой с метками для того чтобы угол поворота колес влево и вправо был примерно одинаков.

Регулировочную гайку первоначально закрутил таким образом, чтобы между упором и ней остался зазор 1мм

В заводских условиях используются несколько спец приспособлений, которых у меня нет, поэтому окончательную регулировку произведу на машине.Основная задача при регулировке: убрать люфт рейки, обеспечив приемлемое сопротивление вращению руля.

Снятие и разборка рулевого механизма

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Рулевой механизм снимаем и разбираем для замены защитного чехла или других деталей. Снимаем рулевой механизм вместе с рулевыми тягами.
Выпрессовываем пальцы наружных наконечников рулевых тяг из поворотных рычагов стоек .
В салоне отворачиваем болт клеммного соединения фланца эластичной муфты с хвостовиком шестерни.

В моторном отсеке головкой «на 13» отворачиваем гайки крепления скоб рулевого механизма к передку кузова с правой…

…и левой стороны.

Снимаем скобы крепления рулевого механизма.

Сдвигаем вперед рулевой механизм до выхода шлицевого конца хвостовика шестерни из отверстия передка кузова…

…и вынимаем его через отверстие в левом брызговике.

Зажимаем картер рулевого механизма в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Для снятия рулевых тяг расконтриваем болты, отгибая края стопорной пластины.

Отворачиваем болты головкой «на 22».

Снимаем стопорную и соединительную пластины.

Вынимаем рулевые тяги.

Снимаем опору и распорное кольцо с правой стороны картера рулевого механизма.

Срезаем хомуты крепления защитного чехла (они одноразовые).

Снимаем защитный чехол.

Снимаем опору и защитный колпачок с левой стороны картера.

Специальным ключом с восьмигранной головкой «на 17» отворачиваем гайку упора рейки…

…и вынимаем ее.

Извлекаем пружину…

…и стопорное кольцо.

Ударом картера о деревянную подставку выбиваем упор рейки из гнезда. В кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.

Снимаем уплотнитель щитка передка.

Поддев отверткой, снимаем пыльник шестерни.

Снимаем стопорную шайбу.

Для отворачивания гайки крепления подшипника шестерни применяем специальный ключ с восьмигранной головкой «на 24» (диаметр отверстия под вал шестерни — не менее 18,5 мм).

Отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни…

…и снимаем ее с вала.

Захватив лыску шестерни ключом «на 14» и опираясь им о монтажную лопатку,

…вынимаем из картера шестерню в сборе с подшипником,

…а затем рейку.

Поддев отверткой опорную втулку, выводим ее выступы из отверстий картера.

Вынимаем втулку.

Перед установкой в картер новой опорной втулки надеваем на нее новые демпфирующие кольца так, чтобы тонкая их часть находилась против разреза втулки.

Устанавливаем втулку, следя за тем, чтобы ее выступы вошли в отверстие картера.

Разрезаем резиновые кольца по контуру втулки и удаляем отрезанные части.

Снимаем стопорное кольцо с вала шестерни…

…и двухлапым съемником выпрессовываем шариковый подшипник.

Для выпрессовки игольчатого подшипника применяем специальный съемник.

Если такового нет, сверлом диаметром 2 мм в торце картера сверлим два отверстия так, чтобы они выходили на торец кольца игольчатого подшипника.

Через отверстия выбиваем подшипник из картера.

Промываем полость картера рулевого механизма.
Запрессовываем отрезком трубы игольчатый подшипник. Для заделки отверстий можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».
Обильно смазав зубья рейки, приводной шестерни и подшипников смазкой ФИОЛ-1, а полость над гайкой подшипника приводной шестерни заполнив смазкой УНИОЛ-1, собираем узел в обратной последовательности.

Устанавливаем на место защитный чехол и закрепляем его хомутами.

Между гайкой и упором рейки выставляем зазор 0,12 мм (регулировка показана на установленном в автомобиль рулевом механизме).

Отрегулировав зазор рейки, закерниваем гайку упора, обмяв резьбу картера.

Крепим рулевые тяги к рулевому механизму в положении, при котором их оси параллельны картеру рулевого механизма.

Разборка рулевой рейки

Разберем снятую рулевую рейку переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Разборку рулевой рейки придется проводить при принятии решения отремонтировать ее (это один из этапов ремонта), а не заменить новой в случае возникновения неисправностей. А именно, появлении в ней стуков (рейка стучит), вибрации и ударов на руле, увеличении люфта рулевого колеса – проблем очень часто встречающихся на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Перед проведением работ следует запастись некоторым специнструментом: специальный ключ для отворачивания пробки упора, специальный ключ для отворачивания гайки подшипника без которых разобрать рулевую рейку проблематично.

Спецключи для разборки рулевой рейки 2108

Особенности разборки рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Рассматривать снятие рулевых тяг, защитного чехла и колпачка не будем, ибо там все просто, а вот дальше сложнее. Для удобства проведения работ корпус рейки можно зажать в тиски, но можно все сделать и на коленке.

— Извлекаем упор рулевой рейки

Для этого специальным ключом отворачиваем пробку (гайку) упора и снимаем ее.

Отворачиваем спецключом пробку упора рулевой рейки 2108

Вынимаем находящуюся под пробкой пружину.

Поддеваем шлицевой отверткой и извлекаем стопорное кольцо упора.

Поворачиваем вал рейки (рожковым ключом на 14) по часовой стрелке до конца хода и нажимая на выступающую часть рейки сдвигаем с места упор.

Извлекаем сам упор рейки из ее корпуса (можно специальными тонкими плоскогубцами, вставив их в отверстие под пружину в упоре и вытянув его или попросту резким ударом корпуса рейки о деревянный брусок выбить его за счет инерции).

Извлечение упора рулевой рейки 2108

— Извлекаем вал рулевой рейки с подшипником

Снимаем стопорную шайбу вала.

Отворачиваем гайку подшипника специальным ключом и снимаем ее.

Отворачиваем гайку вала рейки 2108 спецключом

Извлекаем вал рейки с подшипником. Применяем рычаг: зацепляем за лыску на валу длинным рожковым ключом на 14 и, опираясь им на монтажку (или широкий ключ), вытягиваем вал.

Извлекаем вал рейки при помощи рычага

— Вытягиваем саму рейку в сторону короткой части корпуса
— Извлекаем при помощи отвертки опорную втулку рейки

— Извлекаем игольчатый подшипник вала из корпуса рулевой рейки (можно использовать специальный съемник или просверлить сверлом 2 мм два отверстия в торце картера рейки и через них выбить подшипник). Извлекать для замены игольчатый подшипник следует только при явном его износе, так как выходит из строя он редко.

Извлеченная из корпуса рейка, опорная втулка и отверстия для сверления через которые выбивается игольчатый подшипник

Рулевая рейка автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью разобрана.

Элементы извлеченного вала рулевой рейки 2108

При необходимости спрессовываем съемником или сбиваем трубой шариковый подшипник с вала рейки. Предварительно снимаем с вала стопорное кольцо.

Снятие подшипника вала рулевой рейки трехлапым съемником

Примечания и дополнения

После разборки полностью промываем корпус рейки и все снятые элементы. Далее проводим выбраковку неисправных деталей их замену и сборку.

Источник

Ремонт и замена рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 21099

Не всегда появление неполадок в функционале говорит о том, что нужна замена, часто достаточно сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 и 21099 своими руками. Эти модели автомобилей комплектуются механизмом довольно простой конструкции.

Основные признаки неисправности механизма:

  • стук;
  • люфт;
  • загрязнение и поломка уплотнителей;
  • тугой поворот руля;
  • утечка смазки;
  • гул в гидроусилителе.

Часто точно определить дефект можно только при полной разборке устройства. Чтобы работы выполнить корректно, нужно понимать устройство узла. Для этого следует внимательно изучить схему.

Необходимые запчасти

Для замены ремкомплекта рулевой рейки ВАЗ 2109 или восстановления работоспособности узла, согласно виду работ, потребуются такие запчасти:

  1. Рулевая рейка с артикулом: 21080-3401067-00, 21080340106700 или 2108-3401067
  2. Натяжной ролик с артикулом: 406.1308080-21-088-01, №088-01, 406.1308080-21.
  3. Кольцо гайки с артикулом: 21080-3401075-00, 21080340107500, 2108-3401075.
  4. Чехол с артикулом: 2108-3401224, 2108-3401224К.
  5. Смазка высокотемпературная, артикул 4003/2017.

Инструменты, которые нужны для корректного ремонта

Чтобы выполнить работы по ремонту или установке нового узла подготовьте такие инструменты:

  • плоская и крестообразная отвертка;
  • ключ для отворачивания пробки упора;
  • ключ на 17;
  • щипцы для монтажа стопорного кольца;
  • 2-палый съемник подшипника;
  • ключ для отворачивания гайки подшипника;
  • тиски;
  • острогубцы;
  • выжимной съемник;
  • ремкомплект с артикулом: РК2108-3401120/23, 2108-3401120.

Самостоятельное восстановление работоспособности узла вполне оправдано – вы экономите деньги на ремонт или замену рулевой рейки ВАЗ 2109, цена первой операции в автосервисах на 18.02.2021 года – от 2500 рублей, установка нового механизма в среднем – 2900 рублей.

Порядок выполнения работ

Чтобы снять механизм, нужно воспользоваться эстакадой, смотровой ямой или домкратом. Надежно зафиксировав автомобиль можно приступать в процедуре. Сначала нужно выполнить демонтаж узла.

  1. Согласно выбранной стратегии нужно снять правое переднее или оба передних колеса.
  2. Для создания доступа к механизму нужно отсоединить фильтр и провода.
  3. Выкрутить болт шлица, предварительно выровняв колеса рулем.
  4. Снять крепежные гайки тяг, предварительно удалив в них загрязнения.
  5. Демонтировать рулевые тяги, отсоединив их от картера рейки. Обратите внимание! Есть рекомендации по демонтажу картера с тягами. Снятие в тисках выполняется проще и быстрей.
  6. Рейка готова к изъятию. Она вынимается через арку колес. Перед фиксацией в тисках узел нужно очистить и помыть.

Теперь нужно решить вопрос о замене или возможности ремонта узла. Второе лучше делать с помощью оригинального ремкомлекта.

  • Выполнить дефектовку упоров, пыльника и торцевых колпачков.
  • Извлечь упорные втулки, пружины и стопорные кольца (после демонтажа резьбовых пробок).
  • Проверить подшипник на наличие люфта.

    Так же ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 вы можете посмотреть на видео, в котором детально показаны все этапы восстановления работоспособности самого узла.

    По аналогу с этим видео выполняются работы для ВАЗ 2108, 2113, 2114, 2115.

    Операция выполняется на эстакаде или смотровой яме. Нужно найти регулировочную гайку и подтянуть ее 17-м ключом.

    Источник

    Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками

    В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.

    Принцип действия и устройство рулевой рейки

    Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:

    • зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
    • приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
    • опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
    • механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
    • картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
    • элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.

    Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

    Признаки неисправности

    Признаками неисправностей в этом узле управления легковым автомобилем являются:

    • стук во время совершения поворотов,
    • увеличение люфта,
    • тугое вращение руля,
    • проблемы регулировки развала-схождения колёс.

    Своевременный ремонт рулевой рейки позволит устранить все эти неисправности и обеспечит безопасность управления автомобилем.

    Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

    Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

    При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

    Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

    • внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
    • восьмигранник 17 мм;
    • выжимной съёмник шаровой опоры;
    • съёмник для шарикового подшипника;
    • ключ для снятия игольчатого подшипника;
    • острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
    • слесарные тиски;
    • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

    Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

    Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

    Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

    Этапы демонтажа рулевой стойки:

    1. Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
    2. Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
    3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
    4. Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
    5. Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
    6. Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
    7. Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
    8. Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.

    После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

    После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

    1. Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
    2. Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.

    Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.

    Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.

    При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.

    Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.

    Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

    Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.

    Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.

    Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:

    1. Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
    2. Снять защиту картера;
    3. Очистите рейку от грязи;
    4. Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
    5. Подтянуть гайку;
    6. Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
    7. Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.

    Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.

    Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.

    Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.

    Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:

    • Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
    • При затягивании до упора нельзя перетягивать;
    • После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
    • Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.

    Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.

    Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115

    Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.

    Источник

  • В автомобилях марки ВАЗ 2109 рулевая рейка отвечает за управление поворотом колёс, преобразуя вращение руля в поступательное движение рулевой тяги. Износ или поломка деталей приводят к увеличению люфта, в результате чего управляемость автомобилем ухудшается, увеличивается износ автомобильной резины от неуправляемого «рысканья», а само движение машины становится опасным на разнонаправленных поворотах. Владелец отечественного легкового автомобиля сможет выполнить ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками, руководствуясь данной детальной инструкцией и схемой этого узла.

    Принцип действия и устройство рулевой рейки

    Рулевая стойка в автомобиле ВАЗ 2109 имеет простую конструкцию, включающую в себя:

    • зубчатую рейку с двумя резьбовыми отверстиями для крепления внутренних наконечников тяг;
    • приводную шестерёнку со шлицевым валом для соединения с рулевой муфтой;
    • опорные полукольца, создающие плавное скольжение;
    • механизм упора, регулирующий необходимый конструктивный зазор зубчатой пары;
    • картер, в который детали собираются и неподвижно крепятся к корпусу автомобиля;
    • элементы уплотнения и защиты от пыли и грязи.

    Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

    Схема рулевой рейки ВАЗ 2109

    Признаки неисправности

    Признаками неисправностей в этом узле управления легковым автомобилем являются:

    • стук во время совершения поворотов,
    • увеличение люфта,
    • тугое вращение руля,
    • проблемы регулировки развала-схождения колёс.

    Своевременный ремонт рулевой рейки позволит устранить все эти неисправности и обеспечит безопасность управления автомобилем.

    Снятие и разборка рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Для проведения ремонтных работ следует приобрести ремонтный комплект, который в зависимости от вида неисправностей рулевой стойки может быть неполным или полным. Неполный ремкомплект включает в себя детали, одноразовые хомуты и резиновые изделия, требующие периодической замены.

    Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

    Ремонтный комплект рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109

    При поломке или износе зубьев и шлифованной поверхности нужно будет приобрести полный ремкомплект, в который могут входить все детали, начиная с зубчатой пары, игольчатого и шарикового подшипника, заканчивая прижимной пружиной. В такой ремонтный комплект не входит только картер.

    Также потребуется стандартный набор инструментов и ряд специальных приспособлений и инструментов:

    • внутренний восьмигранник 24 мм с отверстием посередине диаметром 18,5 мм;
    • восьмигранник 17 мм;
    • выжимной съёмник шаровой опоры;
    • съёмник для шарикового подшипника;
    • ключ для снятия игольчатого подшипника;
    • острогубцы для снятия стопорного кольца подшипника;
    • слесарные тиски;
    • смазка «Фиол-1», «Литол-24» или аналогичные смазочные материалы, которые не будут терять свою текучесть при низких температурах.

    Для снятия рулевой рейки автомобиль ВАЗ 2109 нужно поставить над смотровой ямой для обеспечения свободного доступа к передним колёсам и подкапотному пространству.

    Затем следует затянуть ручной тормоз, упереть задние колёса, а передние поставить прямо. Домкратом приподнять передние колёса до провисания и подставить под них опоры. После этого открутить гайки крепления и снять правое колесо.

    Для обеспечения доступа через моторный отсек следует снять воздушный фильтр и отсоединить аккумулятор. Все снимаемые детали и крепёж нужно складывать в специально подготовленную тару. Это обеспечит сохранность деталей и упростит процесс сборки.

    Этапы демонтажа рулевой стойки:

    1. Внутри салона между педалями шарнирной головкой открутить на два оборота стопорный болт, который стягивает рулевую муфту на шлицевом хвостовике зубчатого вала. Если муфта не разожмётся, можно с помощью слабого постукивания молотком освободить шлицы;
    2. Снять наконечники рулевых тяг, выпрямляя плоскогубцами загнутый конец шплинтов наконечников. Шплинты вытаскиваются накидным ключом 19 мм. После чего скручиваются гайки и съёмником выжимаются шаровые опоры из поворотных рычагов стоек подвески;
    3. Через моторный отсек снимается защитный кожух, прикреплённый трёмя гайками с шайбами и граверами. Головкой 13 мм откручивают две самостопорящиеся гайки, которые удерживают скобу крепления картера рулевой рейки к автомобильному корпусу;
    4. Картер через алюминиевые пластины нужно зажать в слесарных тисках;
    5. Зубилом и молотком отогнуть углы стопорной пластины, защищающей от самопроизвольного откручивания болтов крепления внутренних наконечников рулевых тяг;
    6. Головкой 22 мм открутить болты, снять стопорную и соединительную планки, отсоединить обе тяги;
    7. Снять резиновую опору, распорное кольцо с одной стороны, а с другой отсоединить резиновый колпачок и разъёмную опору, вытащить отверткой резиновый пыльник, защищающий вал шестерни;
    8. Кусачками срезать два пластиковых хомута и снять защитный чехол.

    После разборки следует произвести осмотр резиновых элементов для выявления их степени износа. При отсутствии повреждений и изнашивания их можно использовать снова при сборке. Старые детали следует заменить на новые.

    После этого можно разбирать механизм упора рулевой рейки:

    1. Восьмигранным ключом 17 мм выкрутить гайку упора, регулирующую зазор зубчатой пары, потом при сборке её следует затянуть так, чтобы оставался гарантированный зазор порядка 0,12 мм;
    2. Отвёрткой вынуть стопорное и уплотнительное кольца, пружину, прижимающую через упор зубчатую рейку к шестерне и компенсирующую появление большего зазора. Упор вынимается при переворачивании картер отверстием вниз, если он не выпадет, нужно постучать картером по деревянной колодке, зажатой в тисках.

    Для разборки приводной шестерни картер снова зажать в тисках, вынув из него стопорную шайбу восьмигранной головкой 24 мм открутить гайку подшипника.

    Рожковый ключ 14 мм нужно вставить в пазы на шлицевом хвостовике, подобрав удобную по высоте опору, затем, ключом, как рычагом, приводную шестерню вытащить вместе с подшипником. После этого можно демонтировать зубчатую рейку.

    При разборке шестерни острогубцами разжать и снять стопорное кольцо, и съёмником вытолкнуть валик из подшипника.

    Если нет съёмника, валик шестерней вниз вставить в тиски с небольшим зазором, подшипник при этом должен опираться на щеки тисков. Легким постукиванием по торцу выбить валик из подшипника.

    Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

    Восьмигранный ключ для разборки механизма упора

    Если нет ключа для вынимания игольчатого подшипника и не получается вытянуть его крючком, нужно сверлом с сечением 1,2 — 2,0 мм сделать отверстие в картере напротив торца подшипника и вытолкнуть подшипник обычным гвоздем. После сборки следует залить отверстие эпоксидным клеем или заделать холодной сваркой.

    Ремонт рулевой рейки в автомобиле ВАЗ 2109

    Если износ рабочей части рулевой рейки небольшой, то её можно немного подтянуть без полной разборки, увеличив её эксплуатационный срок еще на несколько десятков тысяч километров.

    Гайка размером 17 мм, которую необходимо подтянуть, крепит рулевой вал к рейке, для подтягивания гайки нужно использовать специальный ключ соответственного размера. Процесс регулировки рейки выглядит следующим образом:

    1. Установите автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде для удобного доступа к рулевому механизму;
    2. Снять защиту картера;
    3. Очистите рейку от грязи;
    4. Найти гайку, отвечающую за регулировку механизма;
    5. Подтянуть гайку;
    6. Проверить силу сопротивления с помощью поворота рулевого колеса и при необходимости подтянуть гайку сильнее;
    7. Настроить оптимальное усилие на рулевом колесе.

    Подтягивание без полной разборки позволит устранить постукивания и убрать небольшой люфт. При сильно изношенных деталях рулевой рейки потребуется произвести полную разборку и купить полный ремкомплект для замены изношенных деталей этого узла.

    Если подобные процедуры не повлияли на негативный эффект постукивания рулевой рейки, придется продвинуться дальше и проверить рулевые наконечники и тяги. Часто стук возникает именно в этих частях механизма.

    Причиной стука могут быть также наконечники и рулевая тяга. В этом случае нужно будет затянуть полностью крепления тяг и наконечников для исключения люфта.

    Затягивание наконечников должно проводиться с учетом следующих особенностей:

    • Крепкой фиксации всего механизма, для предотвращения смещения развал-схождения;
    • При затягивании до упора нельзя перетягивать;
    • После болтов наконечников провести проверку развала-схождения;
    • Если стук остался, значит проблема во внутренней части рейки, или в рулевых тягах.

    Также следует каждые 500 — 1000 км проверять состояние пыльников рулевой рейки, с учетом условий эксплуатации авто. Замену пыльника на российском автомобиле приходится производить чаще чем на иномарках.

    Видео: ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114, 2115

    Если подтягивание рулевой рейки и замену пыльников а также резиновых деталей можно произвести самостоятельно, то ремонт крепления рулевых тяг в большинстве случаев вызывает затруднения у автовладельцев. Трудоемкий демонтаж и необходимость использования специального оборудования заставляют владельцев российского легкового автомобиля этой марки обращаться в автосервис к опытным специалистам. Провести безошибочно диагностику, разборку и сборку узла лучше в специализированной мастерской с помощью квалифицированного персонала. Полная замена изношенных элементов рулевой рейки может быть проведена только в оборудованном гараже опытным водителем с наличием большой практики в ремонте отечественных авто.

    • Распечатать

    Оцените статью:

    1. 5
    2. 4
    3. 3
    4. 2
    5. 1

    (1 голос, среднее: 5 из 5)

    Поделитесь с друзьями!

    Обсуждения закрыты для данной страницы

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Pdf сетевое администрирование практическое руководство
  • Книга руководство педофила
  • Стрептоцид растворимый линимент инструкция по применению
  • Амбробене от кашля инструкция цена отзывы
  • Как обшить цоколь дома профлистом своими руками пошаговая инструкция