Размещение контракта в еис по 44 фз инструкция

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

Проект контракта в ЕИС

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку

Содержание

1. Проект контракта по 44 ФЗ
2. Внести изменения в проект контракта

1. Проект контракта по 44 ФЗ

Проект контракта выступает в качестве неотъемлемой части каждой из проводимых закупочных процедур. Давайте наиболее детально рассмотрим какие именно условия требуются для данного типа договора.

По итогу проведения торгов происходит определение победителя, его выбор начинается с публикации документации об осуществлении процедуры и проекта контракта. При этом срок проекта контракта в ЕИС будет таким же, как и срок публикации в данной системе документации.

По итогу проведения торгов заказчиком происходит осуществление отправки контракта победителю торгов на рассмотрение и дальнейшее подписание. Если вы хотите принять участие в торгах в Краснодаре, тогда оставьте заявку у нас на сайте и мы окажем для вас комплексное сопровождение на всех этапах и поможем в подготовке необходимой документации.

Что касаемо существенных условий, то под ними будут пониматься условия, они должны входить в содержание того или другого договора.
Согласно с положениями ст 34 44 ФЗ, к существенным условиям будут относиться следующие:

  • предмет соглашения, которое было заключено и его характеристики;
  • размер нужной продукции;
  • период поставки товаров, выполнения работ или же оказание услуг;
  • цена, которая была предложена победителю закупки;
  • время, порядок оплаты предоставленных услуг и выполненных работ;
  • наличие ответственности сторон при заключении договора и за нарушение прописанных в нем условий.

Хотите побеждать в торгах и аукционах по Краснодарскому краю?

Обратитесь за помощью к нам и мы окажем комплексное сопровождение на всех этапах участия!

Обратиться за бесплатной помощью

2. Внести изменения в проект контракта

Существует ряд ситуаций, при которых может происходить внесение правок в рассматриваемые соглашения. Вносить изменения в соглашения можно согласно со следующими правилами:

  • Если данное действие предусматривается документацией, тогда при наличии согласования с участником заказчик может увеличить объем продукции на сумму, которая не будет больше НМЦ соглашения;
  • Если этого требует победитель торгов, но только при условии, что проект договора не будет носить соответствие 44 ФЗ, документации или извещению о проведении торгов. При этом стоит заметить, что победителю торгов можно будет направить протокол разногласий, но при этом ему нужно будет указать положения, которые не имеют соответствия извещению и документации;
  • Помимо этого потребуется отметить основания для того, чтобы внести правки, которые предполагаются ст 95 под номером 44 ФЗ, но только, если данное действие предполагается согласно с документацией;
  • Если происходит уменьшение суммы договора без внесения правок в объем ТРУ или в ситуации, когда происходит увеличение числа ТРУ, но не больше чем на 10%;
  • Когда размер суммы заключенного договора имеет срок не менее 3 лет на федеральном или на уровне субъектов составляет или является больше размера, который регламентирован Правительством России;
  • Если цена договора, который действует не более 1 года, который был заключен для обеспечения нужд муниципалитета может либо быть размером, регламентированным Правительством России или больше этого размера;
  • Если происходит внесение корректировок в тариф на ТРУ;
  • Сокращение лимитов, которые были доведены до заказчика;
  • Внесение правок в цену при заключении договора для лечения за рубежом гражданина России.

Заключайте контракты на прямую без участия в торгах в Краснодаре?

Оставьте заявку у нас на сайте и заключайте выгодные для вас контракты!

Получить бесплатную консультацию

3. Размещение проекта контракта

Запрос разъяснений отправляется в тот срок, когда документация, проекты муниципальных и гос контрактов, которые имеются в открытом доступе, до наступление срока завершения подачи заявок, а точнее, когда остается 3 дня.

Запрос разъяснений может быть подан, если в соглашении имеются нереальные сроки выполнения работ или в ситуациях, когда участник не согласен с остальными положениями этого соглашения.

При этом заказчик должен дать ответ, опубликовав его в ЕИС. Кроме того существует еще один способ, с помощью него можно подать жалобу на положения в ФАС. Более подробно о порядке подачи имеется в ст 105 44 ФЗ. 

Скачать проект контракта 2018

4. Видео-инструкция создание проекта контракта, с отправкой на контроль

Возврат к списку


Остались вопросы?

Получить консультацию

Нет, все понятно

Получить коммерческое предложение

Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 8 федеральных ЭТП госзакупок.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Найти

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.

Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

Все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

В планы-графики включаются:

  • идентификационные коды закупок (ИКЗ),
  • наименование объекта,
  • объем финансового обеспечения закупок,
  • сроки планируемых закупок,
  • информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги,
  • иная информация, в рамках порядка формирования, утверждения, внесения изменений в планы-графики,
  • информация о закупках, которые планируется по истечению срока или планового периода. Информация вносится в планы-графики на весь срок планируемых закупок.

Формируются планы-графики на очередной финансовый год и плановый период. Это зависит от срока действия федерального закона о федеральном бюджете. На данный момент действует 385-ФЗ (2021,2022,2023).

Утвердить нужно планы-графики в течение 10 рабочих дней, когда заказчику довели объем денег на принятие и исполнение обязательств либо после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). План-график формируется государственным и муниципальным заказчиком. Государственные, муниципальные учреждения, ГУпы, МУПы при планировании финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Если есть необходимость, то можно внести следующие изменения:

  • требования к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам, в том числе предельной цены, нормативных затрат,
  • объема денег, которые довели до заказчика, показателей планов финансово-хозяйственной деятельности, решений или соглашений о предоставлении субсидий,
  • для реализации решения по итогам обязательного общественного обсуждения закупки,
  • использования экономии, которая произошла после проведенной закупки,
  • в иных случаях, в рамках порядка формирования, утверждения, внесения изменений в планы-графики.

Внести изменения в планы-графики можно не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС:

  • извещения закупки,
  • направления приглашения, если закупка проходит закрытым способом.

И не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта если закупка у единственного поставщика.

Воспользуйтесь бесплатным сервисом Контур.Снаб, чтобы подобрать позиции в справочнике ОКПД-2 и КТРУ, рассчитать и составить план сроков каждого этапа закупки.

Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).

Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.

Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.

Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.

В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преимущества российским поставщикам.

И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.

zakupki

Корректно описать закупку

При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.

В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.

Соблюсти сроки размещения

При электронном запросе котировок заказчик размещает извещение, документацию и проект контракта в ЕИС так, чтобы минимальный срок подачи заявки составлял 4 раб. дня со дня, следующего за днем размещения в ЕИС извещения.

При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 300 млн рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 300 млн рублей (2 млрд в закупках на стройку), то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.

Заявку на электронный конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок, если он проводится на бумаге, и за 15 дней, если в электронной форме.

Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:

  • Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;

Для электронного запроса котировок нельзя внести изменения в извещение после объявления закупки.

Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней. 

Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:

  • если это конкурс или аукцион, не позже, чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
  • если электронный запрос котировок, не позднее, чем за час до окончания срока подачи заявок.

Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.

Например, мелкую закупку у единственного поставщика можно провести на сумму не выше 300 000 рублей. Годовой объем таких закупок — не больше 5% от всех закупок в год и не больше 50 миллионов (все ситуации, когда можно закупиться у единственного поставщика, описаны в  ч. 1 93 ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 миллионов рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.

  • Заказчик вправе закупить электронным запросом котировок любые ТРУ, при условии, что НМЦК не превышает трех миллионов рублей, а СГОЗ не более 10%.
  • Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  • Самый сложный метод определения поставщика — конкурс (они бывают открытые, закрытые, с ограниченным участием и двухэтапные). Зато можно выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников. 
  • Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.

Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). С 1 января 2019 года все закупки за редким исключением нужно проводить в электронном виде. 

Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить наличие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий в ЕИС. Уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет, обосновывая свою позицию. 

Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:

  • об участнике закупки, который уклонился от заключения контракта,
  • о поставщике, с которым расторгли контракт в одностороннем порядке или по решению суда.

РНП регулируется ст.104 44-ФЗ и ПП РФ №1078. 

Обращаться нужно в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.

Сейчас в ч. 8 ст. 30 44-ФЗ указан предельный срок оплаты по контрактам. Для СМП и СОНО он составляет не больше 15 рабочих дней после того, как заказчик подписал документ о приемке. Для остальных 30 календарных дней. Если не уложиться в установленный законом срок, можно получить штраф 50 тыс. рублей, а за повторное нарушение дисквалификацию.

Такой же срок действует для возврата обеспечения контракта, если поставщик предоставлял его деньгами.

zakupki

Заказчики по 44-ФЗ обязаны публиковать в ЕИС:

  1. Документы о приемке — после каждого этапа или полного исполнения контракта. Если контракт расторгнут или изменен, об этом тоже отчитываются, прикладывая соотвествующие документы. На это есть 7 рабочих дней после подписания документа. 
  2. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов. Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей, если закупить у СМП меньше положенного объема.  
  3. Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика. 
  4. Отчет по мониторингу реализации крупных проектов с государственным участием. 

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

  1. Главная
  2. /
  3. Реестры
  4. /
  5. Правила ведения реестра контрактов с учетом разъяснений Казначейства и последних изменений

Правила ведения реестра контрактов с учетом разъяснений Казначейства и последних изменений

Законодательство о госзакупках серьезно поменялось в 2022 году. В числе прочего изменились и правила, по которым ведется реестр контрактов в ЕИС по 44-ФЗ. 

Правила ведения реестра контрактов

Принцип открытости и прозрачности госзакупок требует, чтобы вся информация, касающаяся тендеров по 44-ФЗ, публиковалась в Единой информационной системе. В том числе сведения о заключенных госконтрактах, изменениях в них вносимых и их исполнении. Для этой цели в ЕИС ведется специальный реестр.

Основные правила его ведения закрепляет ст. 103 44-ФЗ с последними изменениями в 2023 году, в которой указано, например, кто уполномочен его вести, в какие сроки необходимо публиковать сведения и ряд других положений.

В соответствии с действующими правилами информация о заключенных соглашениях публикуется в открытой части ЕИС: реестр контрактов в закрытой части сайта не ведется, таким образом, ознакомиться со сведениями, в нем изложенными, вправе любое лицо.

Реестр контрактов в ЕИС

ВАЖНО!

В Единой информационной системе ведется как учет госконтрактов, так и реестр муниципальных контрактов, заказчиками по которым выступают местные органы власти.

Полномочия по его ведению принадлежат Федеральному казначейству, при этом за заказчиками закреплена обязанность передавать всю необходимую информацию по каждому соглашению.

Статья 103 44-ФЗ, устанавливающая правила ведения реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году, предписывает направлять данные:

  • в течение пяти рабочих дней с момента заключения соглашения;
  • в течение трех дней, если соглашение заключено в результате электронной процедуры.

Полученную от заказчиков информацию уполномоченное ведомство проверяет перед публикацией.

Если сведения прошли проверку, то они размещаются, формируется реестровая запись контракта в ЕИС, которая состоит из 19 разрядов:

  • 1–11-й разряды — идентификационный код заказчика;
  • 12–13 — последние 2 цифры года;
  • 14–19 — порядковый номер.

Более подробно порядок ведения учета установлен постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 – правила ведения реестра контрактов в ПП 60 от 27.01.2022 конкретизируют положения статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ.

Какие сведения вносятся в реестр

Перечень сведений, которые необходимо направлять по каждому госконтракту, содержится в разделе II Правил, по которым осуществляется ведение реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году, — эти правила утверждены ПП № 60.

В числе необходимых сведений, в частности:

  • информация о заказчике, его название, ИНН;
  • информация о поставщике;
  • дата заключения;
  • сведения об объекте закупки;
  • цена соглашения;
  • срок исполнения обязательств или сроки исполнения каждого из этапов;
  • некоторые другие сведения.

ВАЖНО!

В ЕИС публикуется ряд сведений, которые не являются необходимыми для самого госконтракта. В числе таких данных:

  • ОКОПФ — это код, шифрующий организационно-правовую форму заказчика;
  • код закупаемой продукции по ОКПД2;
  • код бюджетной классификации, необходимый для проведения оплаты;
  • код вида расходов;
  • способ определения поставщика;
  • сведения об авансировании.

Если эти данные отсутствуют в тексте, то это не является нарушением, однако их внимательно проверят специалисты уполномоченного ведомства. Так, например, по коду КБК они определят объем финансирования, который доведен до заказчика, и сопоставят эту сумму с объемом финансирования контракта. Если эти сведения противоречат друг другу — это служит основанием для вынесения отрицательного заключения по результатам проверки.

Кроме того, важно помнить особенности размещения и проверки отдельных видов информации по контракту, в частности:

  • уполномоченный орган проверяет сведения об обеспечении контракта, если оно внесено в форме денежных средств. При этом по действующим правилам субъекты малого предпринимательства вправе не обеспечивать исполнение. Если соглашение заключено с таким контрагентом, то данные об обеспечении не подаются, но это касается только малых предприятий, во всех остальных случаях необходимо сообщать об обеспечении и его сумме;
  • заказчики обязаны подавать сведения об установленном авансировании. При этом необходимо сообщать как об авансировании всего соглашения, так и его этапов: аванс на этап рассчитывается как процент от цены этого этапа. В ЕИС имеется функционал автоматического пересчета процентов аванса в денежное выражение и наоборот. Особые правила авансирования предусмотрены для контрактов на коммунальные услуги: аванс рассчитывается, исходя из планового или фактического потребления. В деньгах его размер от периода к периоду отличается, поскольку объемы потребления варьируются, поэтому в реестре авансы по таким соглашениям указываются только в процентах;
  • обязательным является размещение в ЕИС информации об исполнении контракта по 44-ФЗ, в 2023 году необходимо сообщать не только об исполнении всего соглашения целиком, но и о каждом его этапе. Так, учету подлежат сведения и подтверждающие их документы о приемке ТРУ, направить их необходимо не позднее одного рабочего дня после их подписания, а если они подписаны в электронном виде — в тот же день, об оплате; о соглашениях с соисполнителями из числа СМП и СОНКО, о примененных мерах ответственности. Также в реестр необходимо подавать информацию о расторжении госконтракта или о признании его недействительным.

ВАЖНО!

Правилами Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик перечисляет деньги по госконтракту только лицу, с которым он заключен. То есть по правилам госзакупок невозможно перечислить деньги по соглашению лицу, которое в нем не участвует. Это исключает возможность оплачивать ТРУ через агентов или иных третьих лиц. Соответственно, в реестре нет возможности разместить сведения о таком третьем лице, которое, не будучи стороной соглашения, принимает деньги от заказчика.

Контракты, которые не отражаются в реестре

В реестр госконтрактов по 44-ФЗ не включаются такие соглашения, как:

  • госконтракты с единственным поставщиком, заключенные по п. 4–5 и 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть, например, не вносится в реестр информация о соглашениях, цена которых не превышает 600 000 рублей, при условии что заключены они с едпоставщиком;
  • соглашения, заключенные Росатомом или его подразделениями с физическими лицами, при условии что предмет этих договоренностей — обработка первичных статистических данных;
  • госконтракты, заключенные в соответствии с п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в их числе соглашения с едпоставщиками, по которым заказчиками выступают библиотеки и образовательные учреждения, а предметом — закупка прав доступа к международным базам данных;
  • договоры с с физическими лицами, которые финансируются за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • госконтракты, заказчиками по которым выступают иностранные представительства РФ, работающие и осуществляющие закупки за рубежом.

ВАЖНО!

Информация о контрактах, в которых имеется гостайна, не включается в общий открытый реестра: для них существует специальный порядок учета.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова

Полина ГольцоваЮрист
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Другие публикации автора

Содержание

  • Суть электронной процедуры
  • Понятие госзакупок по 44-ФЗ
  • Порядок действий для участия в электронном аукционе
  • Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта
  • Документы для проведения электронного аукциона, подача заявки на участие
  • Процесс проведения аукциона
  • Особенности заключения контракта
  • Если аукцион признали несостоявшимся
  • Особенности электронного аукциона
    • Запрос на разъяснение
    • Шаг аукциона
    • Особенности проведения аукциона

Самой распространённой процедурой в 44-ФЗ является электронный аукцион – 80% всех закупок проходит именно в этом формате. И, хотя суть его довольна проста: выигрывает тот, кто дал самую низкую цену, – электронный аукцион имеет свои особенности.

Электронный аукцион можно проводить на любую сумму, но, когда участников много, они начинают торговаться. В такой ситуации важно детально рассчитать стоимость исполнения контракта и свои возможности, не поддаваться азарту. При подготовке к электронному аукциону нужно учитывать нижнюю цену.

В сегодняшней статье мы разберём пошаговую инструкцию для участия в открытом электронном аукционе.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Суть электронной процедуры

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП)
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта.

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

  • точно описать объект закупки
  • оценить заявку исключительно по цене

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.

Понятие госзакупок по 44-ФЗ

Сейчас все закупки проводятся на электронной площадке в электронной форме. Исключение – закупки не для всех. Закупку размещают на общем сайте госзакупок zakupki.gov.ru, который после регистрации доступен любому участнику.

Участники ищут интересную им закупку на сайте zakupki.gov.ru, после чего подают необходимую документацию через электронную площадку.

На электронной площадке заказчик:

  • проводит аукцион
  • знакомится с 1 и 2 частями электронного аукциона
  • подписывает госконтракт с победителем

Электронный аукцион – это способ закупки, при котором взаимодействие между заказчиком и поставщиком происходит в режиме онлайн. Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену для заключения контракта. При этом заказчик и поставщик обмениваются не бумагами, а электронными документами. Электронная подпись и ноутбук позволяют участвовать в аукционе из любой точки мира.

Государство – надёжный крупный заказчик. В 2021 году общий объём муниципальных и государственных заказов (с учётом госкорпораций и естественных монополий) оценили примерно в 18,7 трлн рублей.

Порядок действий для участия в электронном аукционе

Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить электронную подпись и доступ на электронные торговые площадки (ЭТП), а также подготовить спецсчёт. Рассмотрим этот процесс подробнее:

  1. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) аналог собственноручной подписи. Без неё невозможно подать заявку, ценовое предложение, а также подписать контракт.
  2. Регистрация в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Без регистрации не получится подать заявку.

Чтобы зарегистрироваться в ЕИС и попасть в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), необходимо:

  • зарегистрировать на портале госуслуг руководителя юрлица или ИП
  • создать профиль организации на портале госуслуг
  • зарегистрировать организацию в ЕИС
  • дождаться передачи информации с ЕИС на ЭТП (обычно это занимает 1 рабочий день)

С 2022 года регистрация в ЕИС бессрочная.

  1. Аккредитация на ЭТП. Регистрация в ЕИС позволяет автоматически получить аккредитацию на 8 федеральных ЭТП, где проводятся госзакупки.

Заказчикам по 44-ФЗ допускается размещать закупки только на площадках из указанного в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р перечня:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «ТЭК – Торг».
  5. АО «Электронные торговые системы».
  6. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов».
  7. ООО «РТС – тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

В рамках торговой площадки каждый аккредитованный поставщик имеет личный кабинет, который позволяет подавать заявки на участие в аукционах и участвовать в них, подавать запросы для разъяснения документации по аукциону и др.

  1. Открытие спецсчёта в одном из банков, перечисленных в перечне Правительства РФ.

Спецсчёт — расчётный счёт в банке, который предназначен только для работы с обеспечением заявок (имеет дополнительный функционал).

Спецсчёт можно открыть в одном из 25 банков, указанных в распоряжении Правительства РФ от 13 июля 2018 г. № 1451-р, которые вправе работать с обеспечением заявок по 44-ФЗ.

Он нужен, чтобы обеспечить заявку, – с него производится оплата за вход в закупку и списывается плата за победу в электронном аукционе.

Особенности работы со спецсчётом:

  1. Необходимо контролировать остаток средств на спецсчёте. Если вы часто принимаете участие в аукционах, это особенно важно. Теперь, чтобы подать заявку заново, нужно иметь достаточно средств на обеспечение. Деньги блокируются в день и час завершения подачи заявок, и если обеспечение отсутствует, то заявку отклонят. Поэтому, если деньги заканчиваются, счёт нужно своевременно пополнять на сумму, достаточную для обеспечения.
  2. Пополнение счёта доступно всем. Главное – чтобы хватало денег на обеспечение участия в закупке в момент списания средств, поэтому важно рассчитывать сроки.
  3. Риск блокировки счёта налоговой. Нужно внимательно следить за работой бухгалтерии, а также за финансовой дисциплиной. Если есть какие-либо задолженности либо несвоевременно сдана отчётность, налоговая служба заблокирует спецсчёт или же спишет с него деньги.

ЭДО

Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта

Заказчик обязан требовать обеспечения заявки на участие в аукционе (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Размер обеспечения заявки составляет 0,5% – 1% от начальной цены контракта.

Исключение: в закупках до 1 млн руб. заказчик может обойтись без обеспечения.

Внести обеспечение заявки можно:

  • заблокировав денежные средства на спецсчёте
  • предоставив независимую гарантию

Как упоминалось выше, спецсчёт открывается в одном из одобренных Правительством РФ банков.

Победившему в закупке поставщику нужно внести обеспечение исполнения контракта (ОИК), которое составляет 0,5% — 30% от НМЦК.

Для обеспечения также можно использовать независимую гарантию. Список банков и организаций, которые могут выдавать гарантии, утверждается Правительством РФ.

Документы для проведения электронного аукциона, подача заявки на участие

Чтобы провести электронный аукцион, заказчик размещает в ЕИС извещение (п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).

С 1 января 2022 г., чтобы участвовать в электронном аукционе, не требуется допуск. Подаётся единая заявка: подготовка 2 частей не нужна. Подавшие заявку участники вправе направить ценовые предложения (ч. 1 ст. 43, ч. 1, 2 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы участвовать в электронном аукционе, заявка должна содержать данные (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ):

  1. Об участнике закупки:
  • требуется решение о согласии на совершение крупной сделки или о её последующем одобрении, если для участника крупной сделкой считается заключение контракта, предоставление обеспечения заявки или исполнения контракта (подп. «м» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ)
  • документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: выписки из реестров лицензий, из реестров СРО, лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности и т.д., – если они требуются законом и заказчик установил соответствующие требования
  • декларация о соответствии участника требованиям, которые установлены пп. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (подп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ)
  • реквизиты счёта участника для оплаты контракта. Данные не предоставляются, если по закону такой счёт открывается после заключения контракта.
  1. О товаре (включая товар, поставляемый при выполнении работ, оказании услуг):
  • информацию и документы, предусмотренные правовыми актами, принятыми по ч. 3-4 ст. 14 44-ФЗ, если в извещении были установлены запреты, ограничения или условия допуска. Если такие документы не предоставить, заявку приравняют к заявке с предложением иностранных товаров (работ, услуг)
  • предложение участника закупки касательно товара, который в том числе поставляется при выполнении работ (оказании услуг), где указываются:

1) характеристики товара, которые соответствуют показателям из описания объекта закупки, и товарный знак, если есть. Сведения можно не указывать, если товарный знак указан в описании объекта закупки и к поставке предлагается товар с ним же; если в описании объекта закупки есть проектная документация либо смета на капремонт (ч. 2 ст. 43 44-ФЗ)

2) наименование страны происхождения товара по Общероссийскому классификатору стран мира

Обратите внимание: если в закупке с запретом на допуск товаров иностранного происхождения предложить иностранный товар, то оператор ЭТП обязан вернуть заявку (подп. «д» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ).

3) документы, которые подтверждают соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства, требуются для отдельных товаров, если заказчик установил в извещении такое условие. Например, документ для подтверждения регистрации товара при закупке лекарств – копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минфина России от 12 октября 2020 г. № 24-02-06/88891).

Важно: в остальных случаях, если по закону документы передаются вместе с товаром (копия паспорта товара, сертификат качества и др.), требование предоставить их при подаче заявки неправомерно, так как участник не обязан в этот момент иметь товар в наличии.

Срок подачи заявки рассчитывается с момента публикации заказчиком извещения о закупке:

  • для закупок до 300 млн рублей – 7 дней
  • для строительных закупок до 2 млрд рублей – 7 дней
  • в остальных случаях – 15 дней

Если в извещение внесли изменения, сроки подачи продлевают:

  • если изначально срок был 15 дней, на 7 дней
  • если изначально срок был 7 дней, на 3 дня

Наглядно о сроках аукциона

Наглядно о сроках аукциона

Процесс проведения аукциона

Участники, которые подали заявки, заходят на ЭТП в назначенное время и подают свои ценовые предложения – стоимость, по которой они готовы выполнить контракт. В ходе аукциона ценовые предложения снижаются.

Каждое снижение – шаг аукциона, который составляет 0,5% – 5% от НМЦК.

  1. Приём ценовых предложений длится 4 минуты. Общая продолжительность приёма предложений – не более 5 часов.
  2. Когда завершён основной этап, участники могут в течение 10 минут подать цену, чтобы занять 2 место. Такая цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, которое поступило во время основного этапа.
  3. Если поставщик не подал ни 1 ценового предложения, его минимальным предложением будет считаться начальная цена контракта.
  4. Через час после завершения процедуры ЭТП присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены контракта и формирует протокол подачи ценовых предложений. При этом, если несколько участников подали одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер получит поданная раньше других заявка.
  5. В течение 2 рабочих дней после окончания срока подачи заявок заказчик:
  • рассматривает заявки и ценовые предложения
  • присваивает заявкам порядковые номера
  • формирует протокол подведения итогов

В ходе аукциона участники могут снизить цену до 0,5% от НМЦК или ниже. В таком случае аукцион будет идти в обратном направлении: участники предлагают сумму, которую они готовы заплатить за заключение контракта заказчику. Увеличивать цену можно до 100 млн рублей.

Участник закупки вправе направить заказчику запрос на разъяснение. Всего разрешено подать:

  • для разъяснения документации – 3 запроса
  • для разъяснения подачи ценовых предложений – 1 запрос
  • для разъяснения протокола подведения итогов – 1 запрос

Особенности заключения контракта

Когда в ЕИС размещён протокол подведения итогов, контракт заключается не ранее чем через 10 дней.

Последовательность действий участников:

  • заказчик размещает в ЕИС проект контракта в течение 2 рабочих дней после размещения итогового протокола
  • победитель подписывает контракт в течение 5 рабочих дней
  • заказчик подписывает контракт со своей стороны в течение 2 рабочих дней

Если участник направит заказчику протокол разногласий, сроки заключения продлят. Разрешается попросить исправить какие-либо ошибки или неточности, несоответствие контракта закупочной документации.

Документы

Если аукцион признали несостоявшимся

Для всех конкурентных открытых закупок применяются единые случаи, при которых закупка будет признана несостоявшейся:

  • была подана 1 заявка
  • установленным требованиям соответствует 1 заявка
  • не были поданы заявки
  • все заявки комиссия отклонила
  • всех участников закупки признали уклонившимися
  • заказчик отказался заключать контракт с единственным участником.

Если аукцион признали несостоявшимся, возможны следующие варианты:

  • заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, если была подана или допущена 1 заявка
  • заказчик может провести новую закупку либо провести закупку у единственного поставщика, если не было подано либо не было допущено ни 1 заявки или все участники были признаны уклонившимися.

Особенности электронного аукциона

В извещении об электронном аукционе заказчик устанавливает 3 вида требований к участникам:

  • единые
  • дополнительные
  • факультативные

Участники должны подходить под все указанные требования. Соответствие единым требованиям участники декларируют на ЭТП самостоятельно, подтверждают, что закон не ограничивает их в участии в закупках.

Важно: если закупка проводится для СМП, необходимо подтвердить свою принадлежность к СМП, проставив «галочку» на ЭТП.

Запрос на разъяснение

Часто госзаказчики допускают ошибки в документации: не указывают место доставки, требуемое количество товара, не прикрепляют важный документ, применяют непонятные формулировки и т.д. Однако участник электронного аукциона вправе подать запрос на разъяснение через электронную площадку.

Обратите внимание: количество запросов ограничено — не более 3 раз, но в самом запросе разрешается задать необходимое количество вопросов.

После получения запроса заказчик должен в течение 2 дней ответить на него. Если действительно была допущена ошибка, в документацию нужно внести изменения. И, хотя сроки процедуры увеличатся, всё будет по правилам.

Шаг аукциона

На всех 8 ЭТП установлены одинаковые шаги аукциона и время ожидания ценовых предложений:

  • диапазон шага 0,5 – 5% от НМЦК, но не менее, чем 100 рублей
  • время для подачи предложений – до 10 минут

Пример: проводится аукцион на 1 млн рублей, шаг аукциона составит 5 000 – 50 000 рублей. Разрешается «шагать» любой цифрой в указанном диапазоне.

Особенности проведения аукциона

Участвуя в электронном аукционе, следует обращать внимание на такие основные моменты, как:

  • время, оставшееся до окончания аукциона
  • шаг аукциона – он строго регламентирован законодательством: минимум 0,5% от начальной максимальной стоимости заказа. При этом частнику даётся на размышление 10 минут, выступать ли с предложением о понижении цены

Участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:

  • равное или большее чем предложения, ранее поданные участниками аукциона, а также предложение о цене контракта, равное нулю
  • ниже текущего минимального предложения о цене контракта, который снижен на шаг аукциона.

Торги будут считаться завершёнными, если никто не внёс более выгодного предложения через 10 минут после предъявления самой низкой ставки.

За несколько минут система автоматически сформирует протокол с итогами торгов, где будут указаны лучшие ставки, а всех участников скроют под номерами.

Только после проведения аукциона заказчикам станут доступны 2-ые части заявок, где будет указано, какие компании скрыты под номерами. После рассмотрения 2-ых частей заявок будет выявлен победитель, которому направят госконтракт. Контракт необходимо подписать электронно в установленные сроки.

Также нужно предоставить обеспечение контракта, размер которого составляет до 30% от НМЦК. Эту сумму можно перевести на временный счёт заказчика или представить в виде банковской гарантии.

Контракт

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диспетчерская система руководства перевозками что это
  • Руководстве чтением в библиотеке
  • Руководство по эксплуатации ford explorer 2002
  • Коми энергосбытовая компания руководство
  • Хлебопечь starwind sbmm1224 инструкция по эксплуатации