Разворот с прилегающей территории слева задним ходом пошаговая инструкция

Выполнение разворота. Часть 1

Последнее обновление: 12.12.2022
136 комментариев

  • Смотрим на дорогу правильно
  • Начало движения на автомобиле
  • Движение в потоке
  • Маневрирование в дорожном потоке
  • Выполнение разворота. Часть 1
  • Выполнение разворота. Часть 2
  • Когда видимости на дороге почти нет
  • Движение в темное время суток
  • Проезд пешеходных переходов на перекрестках
  • Пешеходные переходы вне перекрестков
  • Движение во дворах и жилых зонах

Время от времени, каждый водитель попадает в ситуацию, когда необходимо развернуть автомобиль, чтобы поехать в другом направлении.

Но одно дело, когда разворот выполняется, скажем, во дворе или гаражном проезде, на прилегающей территории, а совсем другое дело, когда нужно развернуться на оживленной дороге, где кроме вас еще находятся другие участники дорожного движения.

Рассмотрим, как в различных ситуациях выполнить разворот правильно. Правильно – это значит, технично, в соответствии с ПДД и с соблюдением необходимых мер безопасности выполнения разворота.

Что такое разворот? Это маневр, при котором автомобиль изменяет направление своего движения на противоположное. Другими словами, вы едете сначала в одну сторону, затем, совершаете одну или несколько манипуляций рулевым колесом, в результате чего ваш автомобиль едет уже в обратном направлении.

Несколько слов о маневрах. Поскольку конкретика по термину «маневр» в Правилах отсутствует, предлагаю ознакомиться с материалом двух статей: Что такое «маневр» в ПДД и Что такое безопасный маневр.

Выполнение разворота более сопряжено с риском для собственной безопасности, чем выполнение любого другого маневра. Разворот почти всегда сопровождается психофизическим напряжением разной степени даже у бывалых водителей.

По этой причине, в самом начале водительской практики, пока не соберется достаточный опыт, целесообразно стараться избегать разворотов на дорогах общего пользования, имеющих интенсивное движение.

Для того, чтобы научиться разворачиваться, есть смысл сначала использовать прилегающие территории или дворы.

Можно построить маршрут таким образом, что повернув на нескольких перекрестках, вы снова окажетесь на той дороге, с которой выезжали, и уже поедете в обратном направлении. Такой вариант неплох при условии, что вы хорошо знаете местность.

Но рано или поздно, наступит событие или придет время, когда разворот так или иначе придется включить в свой маршрут, или же в нем появится необходимость. К такому моменту целесообразно быть уже подготовленным.

Постепенно будет рассмотрена техника наиболее простых вариантов осуществления этого маневра. Далее в статье:

Осторожность при выполнении разворота
Места, где запрещен разворот
Разворот вне перекрестка
Разворот в один прием
Разворот в два приема
Разворот в три приема
Разворот через трамвайные пути вне перекрестка

Осторожность при выполнении разворота

Разворот на дорогах общего пользования условно можно разделить на две категории:

  • Разворот вне перекреста;
  • Разворот на перекрестке.

Независимо от того, в каком месте выполняется разворот, самое главное – это хорошо видеть дорожную обстановку вокруг автомобиля и быть хорошо видимым для других участников движения.

Выражение «хорошо видеть дорожную обстановку», в общих чертах понятно: ваш разворот не должен помешать движению других ТС, имеющих по отношению к вам преимущество (пункт 8.1 ПДД).

Чтобы соблюсти приоритет, и не столкнуться, вам необходимо видеть, что происходит вокруг автомобиля.

«Быть видимым» — это значит, выбрать такое место для разворота, чтобы подъезжающие к нему автомобилисты могли своевременно вас заметить.

Соответственно, если это участок дороги вне перекрестка, то вас должно быть видно в обе стороны от места разворота не менее, чем на 100 метров (пункт 8.11 ПДД).

Если же разворот происходит НА перекрестке, то играет роль видимость вашего автомобиля на проезжей части встречного направления. Что это означает?

Можно «спрятаться» за габаритами другой машины, и ваше появление для встречных автомобилистов окажется неожиданным.

Соответственно, и вам, за габаритами другого автомобиля, будет плохо видна обстановка на подъезде к перекрестку со встречного направления.

А поскольку в данном случае приоритет у встречных ТС, то они смело едут вперед. Ваш неожиданный выезд из-за габаритов другого автомобиля может привести к столкновению.

Со временем эта осторожность в процессе выполнения разворота станет понятна.

Ниже перечислены места, где запрещен разворот. Это правило прописано в пункте 8.11 ПДД.

Места, где запрещен разворот

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

В дополнение к перечисленным ограничениям Правила запрещают разворот через сплошную линию дорожной разметки, разделяющую проезжую часть на потоки встречных направлений.

Помните, что в процессе выполнения разворота, вы не должны создавать помех другим участникам движения.

Если кто-либо использует движение задним ходом, то в случае ДТП виновным признают того, кто сдавал назад.

Задний ход разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения (пункт 8.12 ПДД).

Разворот вне перекрестка

Для начала есть смысл рассмотреть, в каких местах на дороге вне перекрестка можно выполнить этот маневр безопасно для себя, и на что следует обратить особое внимание.

Начнем с одного из простых случаев — разворот на дороге, имеющей всего две полосы (по одной для движения в каждом направлении) с прерывистой линией разметки посередине или не имеющей разметки.

Место, где вы хотите развернуться, должно хорошо просматриваться в обе стороны. Нужно стараться избегать выпуклых переломов дороги, а также ее поворотов. Для чего нужны эти предостережения?

Выпуклый перелом и поворот дороги ограничивают видимость проезжей части. Со стороны невидимого для вас участка, внезапно может появиться другой автомобиль.

Он может ехать быстро, и его водитель, не видя вас за переломом или за поворотом дороги, может не успеть вовремя затормозить (он не обязан этого делать, но, сами понимаете, свое имущество дороже), и произойдет столкновение.

В этом столкновении будете виноваты вы, так как в соответствии с пунктом 8.1 ПДД при выполнении любого маневра не должны создаваться помехи другим участникам движения.

Момент времени непосредственно для разворота нужно выбрать такой, когда по отношению к вам ни сзади, ни спереди вашего автомобиля не будет приближающихся других транспортных средств.

Вполне возможно, что другие машины будут присутствовать (это, ведь, дорога), но на каком-то относительно далеком расстоянии. За то время, пока они к вам приближаются, вы уже успеете развернуться.

В зависимости от ширины проезжей части и наличия (или отсутствия) прилегающей территории можно выполнять разворот в один, два или три приема. Ниже — последовательность выполнения каждого разворота в отдельности.

Разворот в один прием

  1. Выбираете место для разворота, включаете указатель правого поворота, смотрите в зеркало заднего вида для контроля обстановки сзади автомобиля и прижимаетесь к правому бордюру или заезжаете на обочину. Останавливаетесь;
  2. Включаете указатель левого поворота и осматриваете обстановку впереди и сзади автомобиля. Для этого лучше смотреть не только в зеркала заднего вида, а еще повернуть голову и внимательно осмотреться;
  3. Убеждаетесь в том, что ни вы никому не помешаете в процессе выполнения разворота, начинаете движение вперед, быстро и плавно вращая вращая руль перехватом;
  4. Разворачиваетесь. В завершающей стадии разворота выравниваете колеса автомобиля и плавно увеличиваете скорость. Выключаете левый «поворотник».

В один прием

Включение указателей поворота обязательно! Если прижимаетесь вправо к бордюру или обочине, значит сначала включаете правый «поворотник».

Перед тем, как начнете разворачиваться (начало движения и отъезд от обочины) – соответственно, включаете левый «поворотник». Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас, смогли понять ваши намерения правильно.

Разворот в два приема

Развернуться в два приема есть возможность, когда рядом с дорогой имеется прилегающая территория или площадка со своим въездом, например, въезд во двор.

Безопаснее всего для такого разворота использовать территорию, прилегающую к дороге справа.

  1. Приблизившись к въезду на прилегающую справа территорию или площадку и поравнявшись с его правым краем, включите сигнал правого поворота;
  2. Остановиться нужно сразу за въездом примерно в метре от бордюра. Осмотрите обстановку сзади автомобиля и на прилегающей территории. Правый «поворотник» пусть работает;
  3. Включаете заднюю передачу и заезжаете задним ходом во въезд на территорию. При этом переднее левое крыло автомобиля будет сильно выступать на проезжую часть – будьте внимательны. Очень похоже на один из вариантов экзаменационного упражнения «Заезд в бокс». Останавливаетесь и выключаете «поворотник»;
  4. Теперь требуется оценить обстановку на дороге слева и справа на предмет едущих с обеих сторон машин, затем включаете левый указатель поворота и, пропустив едущий мимо транспорт, с поворотом налево завершаете свой разворот.

В два приема

Разворот в два приема на узкой дороге можно выполнить, используя также въезд во двор, расположенный слева по ходу движения.

Алгоритм немного меняется, и в этом случае придется выезжать на дорогу задним ходом, что несколько неудобно. Но, как вариант, вполне рабочий.

Вам нужно будет повернуть с дороги налево (примерно на корпус авто заехать во двор), затем сдать задним ходом назад-направо (выехать на дорогу задним ходом).

После этого продолжаете движение вперед, но уже в обратном направлении от первоначального, т.е. откуда вы ехали. Помните про указатели поворота.

Разворот в три приема

Разворот в три приема целесообразно использовать в том случае, когда дорога слишком узка чтобы развернуться за один раз, а для разворота в два приема нет прилегающей территории (некуда заехать).

Выполняется такой разворот точно так, как вы его исполняли на экзамене. Детальное описание этого маневра есть в статье «Разворот в три приема».

На оживленной дороге еще придется внимательно следить за окружающей обстановкой, и обязательно включать указатели поворотов.

Есть смысл обращать внимание на высоту бордюрного камня, если таковой есть, чтобы во время разворота не повредить автомобиль.

  1. Остановите автомобиль у правого края дороги как можно ближе к обочине или бордюру. Оцените обстановку в обоих направлениях дороги, включите левый указатель поворота;
  2. Когда дорога будет свободна на достаточно большом расстоянии, начинайте движение вперед, быстро и плавно поворачивая руль влево. Когда до противоположного бордюра останется примерно 1-1,5 метра, начинайте тормозить, одновременно быстро вращайте рулевое колесо вправо так, чтобы после остановки передние колеса были повернуты вправо;
  3. Включите заднюю передачу и правый указатель поворота. Оцените обстановку сзади вас на дороге, и начинайте движение назад, одновременно поворачивая руль до упора вправо. На сколько нужно будет сдать назад – зависит от ширины дороги. Останавливаетесь;
  4. Теперь включаете левый указатель поворота, первую передачу и начинаете движение вперед, одновременно выравнивая колеса.

В три приема

Когда у дороги две или более полос для движения в одном направлении, то встречные потоки ТС разделяют сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено. Также встречные направления могут разделяться конструктивно (отбойник или длинный газон посередине дороги).

В таких случаях разворот выполняется в специально отведенных местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» или 6.3.2 «Зона для разворота». Этим знакам может предшествовать знак 6.3.1 с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Увидев любой из этих знаков, следует заблаговременно, соблюдая правила перестроения, перестроиться на крайнюю левую полосу движения, и приблизиться к месту для разворота.

О правилах перестроения в дорожном потоке можно прочесть в серии статей Перестроение.

Далее следует включить указатель левого поворота и плавно снизить скорость, чтобы едущие за вами смогли понять ваши намерения и беспрепятственно вас объехать.

Одновременно, перед выполнением разворота, следует оценить дорожную обстановку на встречном направлении на предмет приближающихся транспортных средств.

Если есть необходимость, то останавливаетесь и пропускаете встречных автомобилистов, после чего заканчиваете разворот. Указатель поворота следует выключить сразу после завершения маневра.

Разворот через трамвайные пути вне перекрестка

Теперь рассмотрим разворот вне перекрестка на дороге, имеющей одну или более полос для движения в каждом направлении с трамвайными путями посередине. Это будет разворот через трамвайные пути или пересечение трамвайных путей вне перекрестка.

Разворот через трамвайные пути разрешается при выполнении следующих условий:

  • трамвайные пути располагаются слева от водителя на одном уровне с проезжей частью, например, как на рисунке ниже;
  • отсутствуют знаки и дорожная разметка (сплошная линия), запрещающие разворот, т.е. в принципе разворот на данном участке дороги должен быть разрешен.

Ниже приведены некоторые условия, запрещающие разворот через трамвайные пути:

а)  трамвайные пути могут быть отделены от проезжей части сплошной линией разметки;

б)  между трамвайными путями может быть нарисована двойная сплошная линия;

в)  на данном участке дороги между перекрестками установлен знак 4.1.1 «Движение прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо»;

через пути

Кроме того нужно еще помнить, в каких местах согласно 8.11 ПДД разворот запрещен. Список приведен в начале статьи.

Теперь, непосредственно, о технике разворота через трамвайные пути.

Вне перекрестка разворачиваться нужно только с трамвайных путей попутного направления, не создавая помех ни встречному, ни попутному трамваю. Почему именно так?

Во-первых, на это указывает пункт 8.5 ПДД «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них …»

Во-вторых, пункт 9.6 ПДД разрешает движение по трамвайным путям только попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления.

Следовательно, начиная разворот на трамвайных путях  с проезжей части, существует вероятность столкновения с автомобилем, который уже едет по трамвайным путям, согласно пункту 9.6.

Поэтому, план действий для выполнения разворота с трамвайных путей вне перекрестка будет следующий:

  1. По правилам перестроения занимаете крайнюю левую полосу на проезжей части. Выбираете место для разворота, включаете левый «поворотник» и останавливаетесь;
  2. Пропускаете попутный трамвай (если он есть), а также попутные машины, которые уже едут по трамвайным путям или вслед за трамваем и заезжаете на трамвайные пути попутного направления. Указатель левого поворота включен. Помните, что выезд на трамвайный путь встречного направления запрещается;
  3. Пропускаете встречный трамвай (если он есть), а также встречные ТС, движущиеся по проезжей части либо по встречным трамвайным путям навстречу вам, и начинаете делать разворот;
  4. Съехав с трамвайных путей на проезжую часть и закончив разворот, выключаете указатель поворота. Продолжаете движение по своему маршруту.

Преимуществом трамвая пренебрегать не следует, хотя бы потому, что он гораздо больше. В противном случае можно оказаться в ситуации, как на фото ниже.

Дтп на трамвайных путях

Есть дороги, где трамвайные пути выделены конструктивно, т.е. часть дороги, по которой проходят рельсы, приподнята над проезжей частью и имеет бордюр (фото ниже). Заезжать на такие трамвайные пути и тем более пересекать их запрещается.

Выделенный конструктивно участок трамвайных путей, может быть довольно протяженным.

Если на таком участке возникает необходимость развернуться, придется ехать либо до ближайшего перекрестка, либо до специально организованного места для разворота через трамвайные пути.

Организованное место для разворота обозначается дорожным знаком 6.3.1 «Место для разворота».

Разворачиваясь в «месте для разворота», необходимо помнить, что трамвай имеет преимущество в движении перед безрельсовым транспортом.

Поэтому, осуществляя разворот на трамвайных путях, необходимо уступить дорогу и попутному и встречному трамваю.

Уступая дорогу трамваю, не следует подъезжать к трамвайным путям слишком близко. В противном случае есть большой риск быть задетым проезжающим мимо трамваем. В статье «Пройдет трамвай? Не прошел…» показан один из подобных случаев разъезда с трамваем.

Трамвайные пути

Если вам необходимо развернуться через трамвайные пути на каком-то участке дороги, но вы не уверены в допустимости выполнения разворота, тогда лучше езжайте до перекрестка или ищите место, где вы будете уверены, что ваш разворот не противоречит ПДД.

Как развернуться на перекрестке через трамвайные пути, можно прочесть в статье Проезд перекрестков с трамвайными путями.

Другой вариант для того, чтобы развернуться на дороге с разделительной полосой — это использовать стандартную двухуровневую развязку (у которой четыре кольцевых заезда-съезда).

Разумеется, если такая развязка будет недалеко по вашему маршруту. Выглядеть этот маневр будет уже не как разворот, но цель будет достигнута: автомобиль в конечном итоге поедет в обратном направлении.

В этой ситуации нужно будет выполнить последовательно четыре правых поворота и направление движения изменится на противоположное. Одна особенность: первый поворот направо необходимо делать после того, как переедете пересекаемую дорогу: над ней или под ней – не важно.

Разворот на развязке

Во второй части статьи Выполнение разворота описано выполнение разворотов на перекрестках, а также рассмотрены некоторые спорные моменты, связанные с этими маневрами.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Разворот через въезд во двор слева. Приоритет;
Разворот на перекрестке по главной дороге;
Хватит ли места для разворота?;
Разворот на равнозначном перекрестке;
Разворот на трамвайных путях;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 12.12.2022

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Содержание:

  • 1 Как определить?
  • 2 Какие существуют штрафы за нарушение правил
  • 3 Выезд
  • 4 Важные особенности
  • 5 Разворот “лампочка”
  • 6 Разворот и другие маневры с прилегающей территории
  • 7 Как правильно выполнить разворот
    • 7.1 Оценка дорожной обстановки
    • 7.2 Использование территории справа
    • 7.3 Прилегающая территория слева
    • 7.4 Задним ходом
    • 7.5 Вне перекрестка
  • 8 Парковка
  • 9 Общие положения по выполнению манёвра «разворот вне перекрёстка»
  • 10 Примеры из практики
  • 11 Уточним понятия!

В правилах дорожного движения не всегда бывает легко разобраться, часто у автовладельцев возникает много вопросов. Одной из непростых тем является выезд с прилегающей территории, каждый водитель может совершить ошибки, выполняя этот маневр – как новичок, так и опытный.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?

ДаНет

На первый взгляд может показаться, что эта тема является достаточно спорной и именно поэтому у автовладельцев возникает столько вопросов. Но стоит углубиться в изучение этой темы, как многое становится более понятным.

Как определить?

Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева

По правилам выезд с прилегающей территории не является перекрестком, но не всегда бывает просто их отличить.
Признаки прилегающей территории следующие:

  • Отсутствие дорожных знаков, свойственных перекресткам.
  • Прилегающая территория всегда является второстепенной дорогой.
  • При выезде с такой территории не будет светофоров.

Какие существуют штрафы за нарушение правил

Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева

Итак, за неверно выполненный разворот на прилегающей территории могут быть назначены следующие штрафы:

  • за разворот на пешеходном переходе автомобилист будет оштрафован на 500 рублей. Конечно, пешеходные переходы чаще встречаются на перекрестках, однако, не стоит упускать вероятность того, что он окажется как раз в месте разворота;
  • за тот же маневр, совершенный на остановке для общественного транспорта, грозит штрафное взыскание в том же размере — 500 рублей;
  • если разворот привел к тому, что водитель двигался в запрещенном месте по встречной полосе, то штраф составит 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на 4-6 месяцев. При повторном инциденте прав лишат на год. Такое же наказание ждет тех, кто развернулся на одностороннем движении;
  • за разворот в зоне действия знаков, запрещающих этот маневр — штраф 1000-1500 рублей;
  • за непредоставление преимущества пешеходу или транспортному средству — штраф 500 рублей;
  • не только развороты вызывают сложности у водителей. Выезды с парковок, АЗС и т.п. (прилегающих участков) и въезды на них организованы раздельно и сопровождаются знаками 5.5, 5.6 и 3.1. Нарушение данного правила въезда или выезда (проезд в обратном направлении) повлечет за собой штраф в размере 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до полугода. Следовательно, разворачиваться на въезде или выезде подобного типа тоже нельзя.

Кстати, штрафные санкции в регионах РФ не такие строгие, как в Москве и Санкт-Петербурге. В этих оживленных городах штрафы могут быть в два раза больше.

Если избежать штрафов все-таки не удалось, то можно снизить размер взыскания на 50%, оплатив его в течение 20 дней с момента получения.

Чтобы маневр был успешным, следует сначала убедиться в том, что участок является прилегающим, а не перекрестком. После этого нужно сосредоточить внимание на установленных в данной зоне знаках и типе дорожной разметки. Последним этапом перед началом маневра будет предоставление преимущества другим участникам движения.

Выезд

Эта территория считается второстепенной дорогой, поэтому вести себя на ней нужно соответствующим образом. То есть, выезжая с неё на главный участок дороги, водитель обязан уступать дорогу всем участникам движения, которые движутся по главной. Неважно, автомобили это, велосипедисты или люди, у них всё равно будет приоритет движения.

Особое внимание при выезде стоит обращать на левую часть дороги, ведь именно в эту сторону выезжающий автомобиль обычно поворачивает.

Если выезд нужно осуществить налево, то придется уделять одинаковое внимание обеим сторонам.

Важные особенности

На прилегающих территориях действуют свои особенные правила, которые необходимо соблюдать.

  • Допустимая скорость не выше 20 км/ч.
  • Пешеходы здесь имеют приоритет перед машинами, они могут спокойно ходить по проезжей части, если это не создает помех автомобилям.
  • Если при выезде необходимо повернуть, нужно предварительно занять место в той полосе, в какую сторону будет осуществляться поворот.
  • Нельзя заезжать на эту зону только для сквозного проезда.

Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева

Разворот “лампочка”

Наиболее сложный вариант разворота на перекрестке – разворот “лампочка”. Таким способом приходится разворачиваться, когда при попытке сделать разворот стандартным способом, автомобиль не вписывается в габариты дороги. Особенность разворота “лампочка” – вместо того что бы занять крайне левое положение на полосе и сразу поворачивать, приходится предварительно уходить вправо и лишь затем начинать разворот (таким способом увеличивается радиус разворота). Как делать разворот на перекрестке, зависит от радиуса разворота конкретного автомобиля – компактный автомобиль может развернуться стандартным способом, а большой, только “лампочкой”.

Видео с демонстрацией подобных разворотов “лампочка” на экзаменационном маршруте МРЭО ГИБДД:

Почитать про МРЭО, на экзаменационном маршруте которого, записано данное видео можно тут:

Москва МРЭО ГИБДД Лобненская — маршрут экзамена, инструктор для тренировки по экзаменационному маршруту, отзывы

Разворот и другие маневры с прилегающей территории

В некоторых случаях удобно использовать такую зону для разворота. Сначала придется оценить обстановку на дороге, например, если на дороге много машин, лучше использовать зону слева, в остальных случаях территория, которая находится справа, будет более удобной для этого.

На зону с правой стороны можно заехать передом, на ней развернуться и выехать после этого также.

Если осуществлять разворот на проезжей части, расположенной с левой стороны, то нужно просто заехать на нее передом, а выезжать уже задним ходом, разворачивая при этом автомобиль в нужную сторону.

Как правильно выполнить разворот

Не только новички, но и опытные водители испытывают трудности при проведении разворота. Однако если разобраться в правилах, то можно избежать неприятных ситуаций.

Оценка дорожной обстановки

Водитель, у которого возникла необходимость развернуть транспортное средство, обязан проанализировать сложившуюся на дороге ситуацию. Если движется большой поток машин, то маневр легче провести с прилегающего участка дороги, расположенного по левую сторону. При этом возникнет необходимость уступить исключительно транспортным средствам лишь с одной стороны.

Намного сложнее провести разворот, когда необходимый участок находится справа. В этом случае выезжающей машине необходимо уступить дорогу транспорту, который движется по обеим полосам.

Если за рулем новичок, то для него это будет достаточно проблематично. Поэтому важно правильно оценить ситуации на дороге и выбрать подходящее место для разворота. В противном случае под угрозой находится жизнь не только водителя, но и тех, кто находится в этот момент на проезжей части.

Использование территории справа

Выполняя разворот водителю, следует придерживаться определенной схемы действий, которая разработана специально, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Если выбранный участок находится по правую сторону, то в первую очередь нужно включить правый поворот, чтобы другие водители были в курсе о происходящем.

Выбранное место следует немного проехать (примерно на метр) и остановить машину. Для новичков важно запомнить, что не рекомендуется вплотную прижиматься к бордюру. При последующих маневрах существует опасность не рассчитать дистанцию и заехать на него.

Итак, когда машина остановлена, нужно провести оценку ситуации на дороге. Если помехи сзади отсутствуют, то задним ходом медленно въезжают на выбранную территорию. Главное пропустить пешеходов, если таковые появились на траектории движения.

Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева

Оказавшись в нужном месте, водитель должен включить левый поворот, проверить, свободна ли проезжая часть, и закончить свой маневр.

Важно запомнить, что перед завершением разворота и выездом на дорогу, нужно остановиться у самого ее края. Это позволит увидеть все машины, которые находится в непосредственной близости на обеих полосах движения.

Прилегающая территория слева

Водителю необходимо перестроиться в крайний левый ряд и остановиться у поворота, который приведет к необходимому участку. Затем нужно оценить обстановку, пропустить транспорт, который движется по встречному направлению, и заехать на территорию передом. Выполняя данное действие нужно как можно ближе подъехать к ее правой стороне.

Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева

Когда машина полностью скрылась на прилегающем к дороге участке, следует дать задний ход и закончить свой маневр.

На этом этапе важно внимательно следить другими участниками движения, чтобы не вывернуть у них перед носом и не спровоцировать аварию. Подъехав к дороге, нужно притормозить, посмотреть по сторонам и плавно выехать на полосу движения, а затем отправиться вперед.

Рассмотренный маневр достаточно прост, однако, в нем заложена опасность, которая связана с пешеходами. Осуществив поворот и пытаясь добраться до места назначения, водитель находится на встречной полосе. Если вдруг перед ним возникнет пешеход, то правила обязывают остановиться и пропустить его. При этом машина окажется на середине проезжей части, что не доставит особого удовольствия ни самому водителю, ни другим участникам дорожного движения.

Задним ходом

Поскольку прилегающей к проезжей части считается также стоянка или двор, то водителю нередко приходится разворачиваться, двигаясь задним ходом. Такой маневр требует особой осторожности, так как увидеть приближающийся транспорт из-за ограниченного обзора будет сложно.

Если в машине водитель не один, то он может попросить спутника выйти на дорогу, так чтобы его видели и подать знак, когда можно делать разворот. Он также должен жестами предупредить другие машины, чтобы они успели сбавить скорость.

Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева

Однако такие манипуляции лучше проводить на не слишком загруженных дорогах, в противном случае будет существовать угроза для жизни не только водителей, но и помощника, который находится на дороге.

Вне перекрестка

Маневр обычно проводится на дороге с двумя полосами, которые разделены прерывающейся линией. Сперва нужно включить правый поворот, оценить дорожную обстановку через зеркала заднего вида и понемногу прижиматься к бордюру. Затем переключив сигнал поворота на левую сторону нужно снова проверить наличие других машин.

Если путь чист, то выполняется движение вперед с быстрым, но плавным поворотом руля. После проведения разворота рулевое колесо выравнивают, а скорость плавно наращивают.

При этом левый сигнал поворота все еще остается включенным.

Парковка

Парковка на прилегающих территориях разрешена, но необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы не мешать другим автомобилям и людям, передвигающимся по этой территории.

  • Нельзя стоять с заведенным мотором больше пяти минут.
  • Оставлять во дворах грузовики с массой более 3,5 тонн запрещено.
  • Разместить автомобиль можно только в специально отведенных для этого местах, чтобы не мешать движению другого транспорта.
  • Оставлять машину на газоне нельзя, за это нарушитель должен будет заплатить штраф.
  • Если до другого конца дороги во дворе меньше пяти метров, останавливаться на ней нельзя.

Общие положения по выполнению манёвра «разворот вне перекрёстка»

Разворачиваться вне перекрёстка несколько проще. В данном случае не действует столько ограничений.

Разумеется, при выполнении разворота вне перекрёстка необходимо пропустить весь встречный транспорт, чтобы не создавать аварийную ситуацию. У него преимущество в движении; у того, кто разворачивается – нет.

Если дорога слишком узкая, чтобы в один манёвр развернуть автомобиль на ней, используя крайний левый ряд, можно использовать правый край дороги, то есть – обочину.

Таким образом, при выполнении разворота авто вне перекрёстка допускается использование следующих частей полосы:

  1. Центральной.
  2. Крайней правой.

Последний вариант даже является наиболее выгодным с точки зрения количества манёвров, которые нужно произвести.

Дело в том, что вне перекрёстка движение задним ходом разрешено. Если ширины ПЧ не хватило для разворота, можно сдать и задним ходом, чтобы «вписать» транспортное средство в полосу.

Хотя если изначально выполнять разворот из крайнего положения справа, то необходимости сдавать задним ходом, вероятно, не будет – машина должна отлично выполнить манёвр без дополнительных ухищрений.

Разворот вне перекрёстка выполнять намного удобнее, чем на перекрёстке, ведь в данном случае больше места для манёвра и меньше ограничений.

Примеры из практики

Чтобы лучше понять, как работает это правило, лучше рассмотреть конкретные примеры, они помогут понять, как вести себя в спорных ситуациях.

  • Простой пример: автомобиль выезжает из арки жилого дома, как понять, считается ли это прилегающей зоной? Здесь разобраться довольно просто, так как в правилах ясно сказано, что двор жилого дома принадлежит к категории прилегающих территорий.
  • Еще одна распространенная ситуация – во двор одновременно хотят заехать две машины, одна уже начала маневр и заехала на дворовую зону. И тут из неё выезжает другой автомобиль, пытаясь выехать – что делать в такой ситуации, кто и кому должен уступать? Это ситуация «встречного разъезда», и в правилах нет конкретной информации на этот счет, водителям придется разбираться самостоятельно. Поэтому очень важно перед заездом во двор выпустить все автомобили и только потом заезжать самому, чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации. Но если это всё же произошло, должен уступить тот водитель, у которого больше места для маневра и которому не будут мешать другие автомобили.

Уточним понятия!

В правилах дорожного движения читаем, что прилегающая территория – это участок, который примыкает к проезжей части, но не может использоваться для сквозного проезда. Под определение подходят автозаправки, парковки, заезды во дворы.

ПДД разрешают использовать такие участки для различных целей – разворот, въезд-выезд, кратковременная стоянка, но с одним большим ограничением – сквозной проезд через них запрещен.

Кроме этого, могут устанавливаться дополнительные знаки, накладывающие те или иные ограничения – например, по максимальной скорости.

Ошибочно считать пересечение примыкающего к проезжей части отрезка перекрестком, и переносить на данный участок правила движения по пересечению дорог.

Как же отличить перекресток от пересечения прилегающей территории и основной дороги? Четких указаний на этот счет не дают даже правила. В них, например, написано:

  • на перекрестках ставят светофоры и знаки, но и на прилегающей территории могут размещать знаки, а вблизи никто не запрещает нарисовать зебру или поставить светофор;
  • или – на прилегающей территории не выделяются тротуары и проезжая часть, но как тогда рассматривать дворовые территории, где есть и пешеходные дорожки, и полосы для проезда машин?

Не помогут разобраться в ситуации и понять, что перед нами – примыкающий отрезок пути или перекресток, – знаки:

  • Главная дорога;
  • Уступите дорогу;
  • STOP/Движение без остановки запрещено.

Они устанавливаются и на пересечении дорог, и на примыкающих участках, поэтому только сбивают с толку.

Правила разворота с использованием прилегающей территории справа или слева

Жалко, что специального знака прилегающая территория нет, зато только перед перекрестком можно увидеть:

  • знаки 2.3.1-2.3.7 – пересечение и примыкание к второстепенной дороге;
  • табличку 8.13 – указывает направление главной дороги на перекрестке.

Запомните также, что выезд с прилегающей территории не регулируется светофором. Он устанавливается, чтобы пешеходы могли пересечь основную дорогу и/или перекресток, хотя «электронный регулировщик» и может стоять рядом с выездом из двора или стоянки.

Если вы не можете понять, где находитесь – на перекрестке или прилегающей территории, считайте, что оказались на первом. А на перекрестке, как известно:

  • нельзя двигаться «задом»;
  • нельзя разворачиваться в несколько приемов;
  • нужно уступить дорогу тем, кто выезжает справа от вас.

Выучить правила дорожного движения кажется многим простым заданием. Однако зазубрить текст недостаточно, нужно проникнуть в саму суть сказанного. Это поможет принять правильное решение в спорной ситуации.

Не только новички, но и большинство опытных водителей, допускают ошибки, выполняя разворот с помощью прилегающей территории. При этом в правилах дорожного движения четко прописано, как вести себя на таком участке и чего делать категорически запрещено.

Что является прилегающей территорией

Каждый водитель знает, что намного легче выполнить разворот в полевых условиях, чем провести маневр на узкой дороге. Чтобы правильно понять, где именно можно разворачиваться, нужно обратиться к п. 1.2 ПДД РФ.В нем говорится, что прилегающей территорией называется участок, который соединен с дорогой, но не предназначен для сквозного движения. Чаще всего речь идет о парковках, дворах и автозаправках, которые вынужденно посещает каждый водитель.

Прилегающая территория

Неопытные водители иногда путают ее с перекрестком, что приводит к серьезным нарушениям правил и провоцирует ДТП.

Согласно законодательству, прилегающую к дороге территорию можно отличить по таким признакам:

  • участок выбран правильно, если отсутствуют дорожные знаки, которые обычно размещаются на перекрестке;
  • территория относится к второстепенной дороге, поэтому при развороте и выезде нужно соблюдать соответствующие правила;
  • особое внимание уделяется присутствию светофоров, которых на этой территории быть не должно.

Как правильно выполнить разворот

Не только новички, но и опытные водители испытывают трудности при проведении разворота. Однако если разобраться в правилах, то можно избежать неприятных ситуаций.

Оценка дорожной обстановки

Водитель, у которого возникла необходимость развернуть транспортное средство, обязан проанализировать сложившуюся на дороге ситуацию. Если движется большой поток машин, то маневр легче провести с прилегающего участка дороги, расположенного по левую сторону. При этом возникнет необходимость уступить исключительно транспортным средствам лишь с одной стороны.

Намного сложнее провести разворот, когда необходимый участок находится справа. В этом случае выезжающей машине необходимо уступить дорогу транспорту, который движется по обеим полосам.

Если за рулем новичок, то для него это будет достаточно проблематично. Поэтому важно правильно оценить ситуации на дороге и выбрать подходящее место для разворота. В противном случае под угрозой находится жизнь не только водителя, но и тех, кто находится в этот момент на проезжей части.

Использование территории справа

Выполняя разворот водителю, следует придерживаться определенной схемы действий, которая разработана специально, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. Если выбранный участок находится по правую сторону, то в первую очередь нужно включить правый поворот, чтобы другие водители были в курсе о происходящем.

Выбранное место следует немного проехать (примерно на метр) и остановить машину. Для новичков важно запомнить, что не рекомендуется вплотную прижиматься к бордюру. При последующих маневрах существует опасность не рассчитать дистанцию и заехать на него.

Итак, когда машина остановлена, нужно провести оценку ситуации на дороге. Если помехи сзади отсутствуют, то задним ходом медленно въезжают на выбранную территорию. Главное пропустить пешеходов, если таковые появились на траектории движения.

Правила разворота с использованием прилегающей территории справа

Оказавшись в нужном месте, водитель должен включить левый поворот, проверить, свободна ли проезжая часть, и закончить свой маневр.

Важно запомнить, что перед завершением разворота и выездом на дорогу, нужно остановиться у самого ее края. Это позволит увидеть все машины, которые находится в непосредственной близости на обеих полосах движения.

Прилегающая территория слева

Водителю необходимо перестроиться в крайний левый ряд и остановиться у поворота, который приведет к необходимому участку. Затем нужно оценить обстановку, пропустить транспорт, который движется по встречному направлению, и заехать на территорию передом. Выполняя данное действие нужно как можно ближе подъехать к ее правой стороне.

Правила разворота с использованием прилегающей территории слева

Когда машина полностью скрылась на прилегающем к дороге участке, следует дать задний ход и закончить свой маневр.

На этом этапе важно внимательно следить другими участниками движения, чтобы не вывернуть у них перед носом и не спровоцировать аварию. Подъехав к дороге, нужно притормозить, посмотреть по сторонам и плавно выехать на полосу движения, а затем отправиться вперед.

Рассмотренный маневр достаточно прост, однако, в нем заложена опасность, которая связана с пешеходами. Осуществив поворот и пытаясь добраться до места назначения, водитель находится на встречной полосе. Если вдруг перед ним возникнет пешеход, то правила обязывают остановиться и пропустить его. При этом машина окажется на середине проезжей части, что не доставит особого удовольствия ни самому водителю, ни другим участникам дорожного движения.

Задним ходом

Поскольку прилегающей к проезжей части считается также стоянка или двор, то водителю нередко приходится разворачиваться, двигаясь задним ходом. Такой маневр требует особой осторожности, так как увидеть приближающийся транспорт из-за ограниченного обзора будет сложно.

Если в машине водитель не один, то он может попросить спутника выйти на дорогу, так чтобы его видели и подать знак, когда можно делать разворот. Он также должен жестами предупредить другие машины, чтобы они успели сбавить скорость.

Правила разворота с использованием прилегающей территории задним ходом

Однако такие манипуляции лучше проводить на не слишком загруженных дорогах, в противном случае будет существовать угроза для жизни не только водителей, но и помощника, который находится на дороге.

Вне перекрестка

Маневр обычно проводится на дороге с двумя полосами, которые разделены прерывающейся линией. Сперва нужно включить правый поворот, оценить дорожную обстановку через зеркала заднего вида и понемногу прижиматься к бордюру. Затем переключив сигнал поворота на левую сторону нужно снова проверить наличие других машин.

Если путь чист, то выполняется движение вперед с быстрым, но плавным поворотом руля. После проведения разворота рулевое колесо выравнивают, а скорость плавно наращивают.

При этом левый сигнал поворота все еще остается включенным.

Читайте также как правильно выполнить разворот на перекрестке.

Штраф за нарушения правил разворота

Правонарушения на дороге нередко происходят по вине водителей, которые неправильно провели разворот или выбрали для этого запрещенный участок дороги. При этом жесткость меры наказания будет напрямую зависеть от серьезности проступка:

  1. Разворот, который привел к движению по встречной полосе и зафиксированный камерами видеонаблюдения или сотрудником полиции, приведет к серьезным штрафным санкциям. Согласно ст. 12.14 п. 3 КоАП РФ водителя ожидает наказание в 5 тыс. рублей или конфискация водительского удостоверения на срок 4-6 месяцев. Если инцидент происходит не в первый раз, то накладывается запрет на вождение машины сроком в 1 год.
  2. Проблемы возникнут у водителей, которые проводят разворот в месте, где стоят запрещающие знаки. Нарушителя ожидает штраф в размере 1000-1500 рублей, что предписано в ст. 12.16 п. 2 КоАП РФ.
  3. Чаще всего среди зафиксированных нарушений, встречается сквозной проезд через жилые зоны. За такие действия водителю придется отвечать перед законом, так как в ст. 12.28 п.1-2 КоАП РФ четко указано, что виновника ожидают штрафные санкции в размере 1500 рублей. В городах федерального значения наказание возрастает до 3 тыс. рублей.

Распространенные вопросы

Обязательной темой для изучения на курсах вождения является территория, которая расположена рядом с дорогой. Однако у многих все равно остаются вопросы, на которые водители желают получить ответы.

  1. Что запрещено водителю на прилегающей территории? Стоит запомнить, что размещение машины на газоне запрещено, а неподчинение повлечет за собой штраф. Тоже касается грузовых машин с массой более 3,5 тонн. Оставлять их во дворах законодательство не разрешает. Нарушением будет считаться, если автомобиль стоит более 5 минут с работающим двигателем. Кроме того водитель подвергнется штрафным санкциям, если разовьет скорость более 20 км/ч или будет обучать вождению в непредназначенных для этого местах.
  2. Можно ли парковаться на прилегающей к дороге территории? Парковка на таком участке разрешена в том случае, если на нем выделены специальные места, которые имеют соответствующую разметку. Автомобиль должен находиться строго между двумя белыми линиями, которые очерчивают одно машиноместо. В противоположном случае, водитель может получить замечание или на него будут наложены серьезные штрафные санкции.

Осуществляя разворот с использованием прилегающей к проезжей части территории нужно быть максимально бдительным. Одно неправильное движение может спровоцировать аварию, которая приведет к лишению водительских прав или штрафным санкциям.

Содержание статьи

  1. Дорога и прилегающая территория
  2. Как выполняется разворот
  3. Оценка дорожной обстановки
  4. Если ПТ справа
  5. Если ПТ слева
  6. Когда движение оживленное
  7. Где разворот запрещен
  8. Подводим итоги
  9. Фаркоп Thule Brink: описание конструкции, официальный сайт, отзывы покупателей

Всем здравствуйте! На дорогах происходят разные ситуации. Водители сталкиваются с необходимостью повернуть, развернуться, а также продолжить движение прямо. Актуальным на сегодня вопросом будет разворот с прилегающей территории.

Некоторые автомобилисты не совсем правильно трактуют подобный маневр. Отсюда возникают разные неприятные дорожные ситуации.

Чтобы сделать все по закону, и при этом полноценно выполнить разворот, следует изучить вопрос в деталях.

Дорога и прилегающая территория

Прежде чем выполнять разворот с помощью прилегающей территории, нужно разобраться в основных понятиях.

Дорогой называют полосу земли, которая оборудована, а также предназначена для движения по ней автотранспортных средств и людей. Дорога может состоять как из одной, так и из нескольких проезжих частей. Еще здесь могут присутствовать разделители, обочины, тротуары и трамвайные пути. То есть понятие обширное и общее.

Но ПДД не определяет прилегающую территорию (ПТ) как часть дороги, либо же проезжей части. Это лишь участок, территория, прилегающая, соприкасающаяся с дорогой.

Характерной особенностью ПТ является невозможность выполнить сквозной проезд через нее. Туда можно заехать, оттуда можно выехать. Но только из одного места.

Также ПТ определяется следующими нюансами:

  • автотранспортные средства могут находиться на этом участке вне транспортного потока, не нарушая при этом ПДД;
  • за въездом на ПТ может располагаться АЗС, СТО, кафе, жилые дома и прочие сооружения;
  • здесь можно безопасно остановиться, а также припарковаться;
  • ПТ находится прямо возле проезжей части, но при этом располагается в изоляции от потока машин.

Водитель, планирующий выполнить безопасный разворот с использованием прилегающей территории, либо временно припарковаться там, должен знать, что никакого приоритета не получает.

Тут скорее наоборот. Сначала нужно уступить велосипедистам и пешеходам. Двигаться со скоростью более 20 км/ч в зоне ПТ запрещено. В противном случае будет выписан штраф.

прилегающаая

Как выполняется разворот

Теперь к вопросу о том, как выполнить разворот с прилегающей территории.

В ПДД нет пунктов, которые бы запрещали подобный маневр. Но запрет может быть актуален на конкретном участке. К примеру, где проходит сплошная разметка, либо же пешеходный переход.

Говоря про разворот с прилегающей территории, часто водители путают ПТ с перекрестом. Но для этих 2 участков устанавливаются отдельные требования. К примеру, на перекрестке включать заднюю передачу запрещено. А вот заехать на ПТ для разворота, используя задний ход, разрешено.

Специальных пунктов, говорящих о том, как правильно выполнять разворот с прилегающей территории, в ПДД нет. Но существуют определенные требования. Именно их и нужно выполнять всем водителям.

разворот

Оценка дорожной обстановки

Планируя выполнить маневр, следует заранее оценить текущую обстановку.

Для начала проверьте факт возможного наличия знаков, запрещающих разворот. Также убедитесь, что разметка на дороге не ограничивает движения. Если условия дают возможность развернуться, тогда переходите к следующим пунктам.

Выполняя маневр, важно понимать, с какой из сторон проезжей части находится ПТ. Сам по себе маневр не сложный. Но порой нужно уметь быстро реагировать, а также быть максимально внимательным и сосредоточенным.

Запомните еще один важный момент. Место, где ПТ примыкает к проезжей части, не является перекрестком.

Если ПТ справа

Если ПТ находится с правой стороны, то здесь развернуться будет проще. Это при сравнении с левым расположением.

Здесь рекомендуется проехать немного вперед, дальше въезда, после чего остановиться. Затем пропустить все машины, чтобы не создавать помехи, и задним ходом повернуть направо. Теперь разворачивайтесь, включайте поворотный сигнал, повернув колеса в нужную сторону. Остается пропустить все машины, и тронуться.

Маневр завершен.

прилегающая территория

Если ПТ слева

Для начала необходимо разместить свой автотранспорт в левом крайнем ряду. Обязательно пропускайте встречный потом. Теперь на передней передаче заезжайте на территорию. При этом старайтесь всегда держаться ближе к краю правой стороны.

Вообще вопрос крайнего положения следует изучить подробнее. 

Въехав на ПТ, включите поворотный правый сигнал, сдайте назад, и разверните машину так, чтобы транспортное средство оказалось в нужном направлении. Важно одновременно с этим не создавать никаких помех для встречного автотранспорта, а также для пешеходов.

Когда движение оживленное

Попытка развернуться на дорожном участке, где наблюдается повышенная оживленность, значительно повышает вероятность столкнуться с транспортным средством.

Здесь приходится действовать по простому алгоритму. А именно придерживаться выжидающей тактики. Сначала дождаться, чтобы все участники с преимуществом проехали. И только потом уже закончить собственный запланированный маневр.

Но иногда движение действительно крайне активное. То есть вариант с тем, чтобы подождать и проехать, либо быстро проскочить, не подходит. Тогда можно попробовать объехать квартал вокруг, и уже там выехать с нужной вам стороны. Если география населенного пункта позволяет это сделать.

оживленное движение разворот

Где разворот запрещен

Есть несколько ситуаций, при которых ПДД запрещает выполнять разворот.

Речь идет о таких пунктах:

  • Дорога, где предусмотрено одностороннее движение. Если начать двигаться в противоположном направлении, это грозит минимальным штрафом в 5 тысяч рублей. Либо могут лишить водителя удостоверения на несколько месяцев. Тогда точно повторять подобные действия он не сможет;
  • Пешеходный переход. Тут также ждет серьезное финансовое наказание. Потому даже не пытайтесь;
  • Плохая видимость. Если видимость составляет меньше 100 метров в одном направлении. При этом совершенно неважно, что именно служит причиной плохой видимости. Это может быть резкий поворот, а также погодные условия в виде сильного дождя, тумана или снега;
  • Сплошная или двойная сплошная разметка. Еще одна запрещающая ситуация. Фактически при развороте разметку придется пересечь. А это прямое нарушение ПДД. Если прерывистой разметки нет, ищите другой участок дороги, чтобы развернуться;
  • Остановка. Если для выполнения маневра требуется заехать в зону остановки общественного транспорта, это будет расцениваться как правонарушение.

Да, не всегда подобные действия будут зафиксированы дорожными камерами, а также инспекторами. Но рисковать не стоит.

Помимо штрафа, такие действия еще и несут повышенную потенциальную угрозу.

штраф разворот

Подводим итоги

Нельзя сказать, что в выполнении разворота с использованием прилегающей территории есть что-то очень сложное.

Маневр скорее стандартный. Но важно придерживаться установленных правил, быть внимательным, а также не забывать о других правилах.

Действия нужно совершать, убедившись в безопасности. Только так удастся предотвратить столкновения, а также избежать конфликтов с другими водителями или пешеходами.

Не нарушайте, учите ПДД и будьте грамотным водителем!

А на этом все. Спасибо за внимание! Скоро увидимся!

Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о проекте друзьям!

Я прохожу обучение в автошколе. Хочу получить права. Процесс дается не очень легко. Понятно, что можно все зазубрить, но для безопасного вождения необходимо понять суть каждого правила. На данный момент одним из самых сложных для меня вопросов является разворот с помощью прилегающей территории. Именно этому правилу я решила уделить особое внимание. Прочитав данную статью, вы узнаете:

  • что такое прилегающая территория;
  • как по правилам осуществить разворот;
  • штрафные санкции за нарушение установленного правила.

Разворот с прилегающей территории

Оглавление

  • Понятие прилегающей территории
  • Особенности выполнения маневра
    • Оценка обстановки
    • Использование участка справа
    • Прилегающий участок слева
    • Движение задом
    • Вне перекрестка
  • Штраф за неправильный разворот
  • Вопросы по ситуации
    • Что категорически запрещено выполнять на прилегающей территории?
    • Разрешено ли на территории парковаться?
  • Подводя итоги

Понятие прилегающей территории

Каждый автолюбитель понимает, что разворот проще произвести в свободном месте от машин, чем осуществить такой же маневр на зауженной трассе. Чтобы понять, как правильно разворачиваться, нужно внимательно изучить пункт 1. 2 ПДД.

Здесь сказано, что прилегающей территорией выступает определенный участок, соединенный с основной, рядом идущей дорогой, но при этом не предназначенный для проведения сквозного движения автомобилей. Речь ведется о:

  • парковках;
  • автозаправках;
  • дворовых территориях.

Подобные участки посещаются в день по несколько раз.

Неопытные водители нередко путают прилегающую территорию с перекрестком. Это приводит к нарушением установленных правил и становится причиной дорожных аварий.

Чтобы избежать аварийных ситуаций, каждый водитель должен знать, какими отличительными признаками характеризуется прилегающий участок. Вот самые основные из них:

  • на территории нет светофора;
  • отсутствуют специальные знаки, что обычно устанавливают на перекрестках;
  • территория является второстепенной, соответственно при развороте необходимо соблюдать отличные от перекрестка правила.

Особенности выполнения маневра

Определившись с тем, что представляет собой территория, необходимо понять, как правильно выполнять разворот. У многих автолюбителей возникают с этим некоторые сложности, причем не только у новичков, но и имеющих опыт. На самом деле все не так сложно, как может показаться. Главное соблюдать установленные правила, и можно будет избежать аварий.

Особенности выполнения маневра

Оценка обстановки

Если нужно развернуть автомобиль, в первую очередь следует проанализировать обстановку. Если по трассе передвигается большой поток авто, разворот довольно просто будет провести с участка, что находится слева. Здесь появляется необходимость уступить тем транспортным средствам, которые находятся только по одной стороне.

Сложнее выполнить разворот, если прилегающий участок справа. Автомобилю потребуется уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по обеим полосам.

Если в машине находится неопытный водитель, ему довольно проблематично провести разворот. Именно по этой причине нужно правильно оценить общую обстановку. Выбрать правильное и удобное место для разворота. Пренебрежение данными правилами может привести к ДТП, в котором пострадает водитель разворачивающаяся автомобиля и проезжающие по трассе машины.

Использование участка справа

В процессе выполнения разворота важно придерживаться такой схемы:

  1. Включается правый поворотник, чтобы едущие по трассе понимали, что происходит.
  2. Для разворота необходимо проехать метр и сразу остановить средство передвижения.
  3. Новички должны знать, что нельзя вплотную ехать к рядом расположенному бордюру. Это не позволит в преследующих маневрах оценить дистанцию.
  4. После остановки необходимо оценить трассу.
  5. Если помех нет, задним ходом очень медленно необходимо въехать на выборной участках.
  6. Двигаясь в подобном направлении, следует обратить внимание на пешеходов. Если они есть, необходимо необходимо пропустить людей.
  7. Оказавшийся в необходимом месте, включается левый поворотник.
  8. Проверяется, свободна ли трасса. Если так, делается маневр.

Использование участка справа и слева

Важные правило — перед окончанием разворота и непосредственно перед выездом на трассу, необходимо остановиться у самого края. Таким образом можно увидеть находящиеся по близости от машины, причем на двух полосах.

Прилегающий участок слева

В подобный ситуации водителю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Перестроиться в левый ряд, самый крайний.
  2. Остановиться рядом с поворотом, ведущему к выбранному участку.
  3. Необходимо оценить обстановку, а также пропустить автомобили.
  4. На территорию требуется заезжать передом. При этом следует ближе держаться к правой стороне.
  5. Когда средство передвижения скрылось, на выбранном прилегающем участке трассы, нужно дать задний ход, тем самым закончив операцию.
  6. На последнем этапе необходимо очень внимательно следить за иными участниками движения. Важно не вывернуть рядом, тем самым спровоцировав аварию.
  7. Приблизившись к трассе, необходимо немного притормозить. Следует осмотреться по сторонам, а затем плавно выехать на необходимую полосу движения.

Данный маневр при первом рассмотрении достаточно прост. Но здесь есть опасность идущих пешеходов. Осуществляя поворот и стараясь добраться до назначенного места, человек едет по встречке. Если появится человек, по правилам нужно пропустить его. Авто окажется на средней части дороги, что станет помехой другим участникам.

Движение задом

По той причине, что на территории довольно часто находится стоянка или двор жилого строения, приходится делать движение задним ходом.

Движение задом

Подобное движение требует повышенной аккуратности и осторожности. Причина в том, что увидеть авто очень сложно из-за ограниченного обзора.

Если водитель не один, желательно попросить человека выйти и подать какой-либо знак проезжающим транспортным средствам. Это позволит сделать разворот более безопасным. Водители, увидев подобный знак, снизят скорость.

Этот метод предосторожности подходит только для относительно не загруженной трассы. Если потом стремительный, появляется угроза жизни вышедшего на дорогу и проезжающих мимо водителей.

Вне перекрестка

Разворот, как правило, осуществляется на дороге с двумя полосами, разделенными между собой прерывными линиями. Оптимальная схема действия такая:

  1. Включение правого поворотника.
  2. Оценка обстановки.
  3. Медленное приближение к бордюру.
  4. После переключения поворотника на левую сторону, необходимо опять проанализировать положение.
  5. Если все чисто, осуществляется движение вперед, потом быстрый и плавный поворот руля.
  6. Потом машину выравнивают, скорость можно постепенно наращивать. Но левый поворотник должен оставаться активным.

Штраф за неправильный разворот

Достаточно много аварийных ситуаций из-за тех неправильного разворота. Поэтому к данным нарушениями применимы довольно существенные и жесткие санкции. Их объем зависит от степени вины человека находящегося за рулем:

  • если разворот вывел на встречку и был зафиксирован камерами, водителя ожидает штраф 5.000 руб;
  • если пострадал и водитель или пешеход, забирают права на период до шести месяцев;
  • при повторном нарушении запрет на вождение выносится на год;
  • если водитель поворачивается в месте, где установлены запрещённые знаки, его ждет штраф в сумме от 1000 до 1500 руб.

Штраф за неправильный разворот

Довольно часто среди зафиксированных нарушений ПДД встречается осуществление сквозного проезда по жилой зоне. За подобные манипуляции водителю назначают штраф 1.500 руб. В мегаполисах Федерального назначения сумма штрафа равна 3.000 руб.

Вопросы по ситуации

Несмотря на то что на курсах разворот на рядом расположенной территории рассматривается достаточно подробно, у многих водителей остаётся немало вопросов. Вот примеры самых популярных из них.

Что категорически запрещено выполнять на прилегающей территории?

Необходимо запомнить:

  1. Размещать автомобиль на газоне строго запрещается. Неподчинение влечет денежный штраф.
  2. Это же правило касается грузовых автомобилей масса которых больше 3,5 тонн. Их нельзя оставлять у жилых строений.
  3. Нарушением также считается, если машина с работающим двигателем стоит на участке разворота дольше от 5 минут.
  4. Штраф ждет водителя, если он разовьет скорость от 20 км.

Разрешено ли на территории парковаться?

Парковку можно делать, если на территории есть специальные, помеченные места. В противном случае водитель также получит предупреждение и при повторении ситуации штраф.

Подводя итоги

  1. Проводя разворот на прилегающей рядом с трассой территории, водителю следует проявить бдительность.
  2. Последовательность действий при развороте зависит от того, с какой стороны находится территория.
  3. При нарушении правил разворота автовладельцу грозит штраф или конфискация прав на срок от 6 до 12 месяцев.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации прибора тоник
  • Руководство по сайту госзакупок
  • Увлажнитель воздуха swiss o air u650 инструкция
  • Инструкция по охране труда огневые работы 2021
  • Скачать мануал на тойоту аксио