Реформа государственных крестьян Павла Киселева: от задумки до реализации
Реформа государственных крестьян, проводимая министром государственных имуществ Павлом Дмитриевичем Киселевым – это попытка преодолеть кризис феодальных отношений без существенных изменений в самой системе.
Кто такие государственные крестьяне
Термин появился еще во времена правления Петра I. Государственными крестьянами были лично свободные люди, представители незакрепощенного сельского населения:
- черносошные крестьяне и половники Северного Поморья;
- сибирские пашенные крестьяне;
- однодворцы (потомки служилого люда юга Руси);
- крестьяне, отобранные у монастырей;
- нерусское население Приуралья и Поволжья.
Все они проживали на казенных землях и обрабатывали выделенный им надел. Подчинялись государственные крестьяне управлению государственных органов. За пользование землей они платили оброк, кроме того на них распространялись и другие повинности:
- рекрутский набор в солдаты;
- уплата различных налогов;
- подушная подать.
Правительство относилось к государственным крестьянам как к прочему казенному имуществу. Это был своеобразный резерв, из которого выплачивались пожалования, награды за службу и особые заслуги перед отечеством и государем. За 34 года правления Екатерины II 1,3 миллиона государственных крестьян плавно перетекли в разряд владельческих. В царствование ее сына 82 тысячи человек в одночасье стали крепостными. К моменту реформаций 1837-1841 годов в России проживало около 19 миллионов государственных крестьян, что составляло 27% от общего населения страны.
Необходимость и цели реформы
Реформирование государственных крестьян предполагало улучшение качества их жизни и увеличение благосостояния. Крестьянский вопрос стоял остро уже достаточно давно, но опасения общественных потрясений из-за внезапного освобождения миллионов людей требовали постепенных и вдумчивых решений и действий.
Появилась необходимость централизованного управления государственным имуществом. Для этих целей было создано новое министерство, которое возглавил граф П.Д. Киселев. Он был образованным и просвещенным человеком, знавшим европейские порядки и хорошо владеющим темой крестьян. Император Николай I в шутку величал его не иначе, как «начальник штаба по крестьянской части».
Павел Киселев разными способами пытался поднять народ в материальном и нравственном плане. Он был сторонником отмены крепостного права, но понимал, что действовать нужно постепенно, чтобы не вызвать волнений и недовольств со стороны помещиков.
Реформа казенных крестьян преследовала следующие основные цели:
- улучшение материального положения крестьян;
- улучшение бытовых условий;
- систематизация налогообложения в деревне;
- демонстрация нового отношения к крестьянам;
- показ помещикам наглядного примера эффективного управления в деревне.
Все дела о казенных крестьянах было поручено вести Павлу Киселеву. В апреле 1836 года открылось 5 Отделение собственной Его Величества канцелярии, основной задачей которого было управление государственным имуществом, улучшение условий для казенных крестьян и разработка плана новой реформы. В 1837 году отделение преобразовалось в Министерство государственных имуществ.
Этапы реформы
В 1837 году деревни казенных крестьян вышли из подчинения Министерству финансов и стали контролироваться Министерством государственных имуществ. Это обстоятельство дало Киселеву и его аппарату безграничную власть над подконтрольными деревнями.
В 1838-1839 годах министерство занималось формированием органов деревенского управления. На уровне губерний были созданы казенные палаты, в уездах – казенные окружные управления. С этого момента можно было приступать к реализации реформы на местах.
В 1840-1841 годах в деревнях теоретически началось самоуправление посредством волостного и уездного схода, правления и расправы. На самом деле власть так и осталась за министерством П. Киселева.
Конкретные действия и улучшения
Киселев связывал разлад в хозяйственном быте крестьян с их безнравственным поведением, достигшим высшей меры в частности по причине повального пьянства. Прилежным крестьянам начали выдавать похвальные листы, которые давали им некоторые преимущества, например, право первого голоса на мирском сходе и освобождение от телесных наказаний. В деревнях открывали школы, где преподавали представители духовенства. Основными предметами в образовательных учреждениях были:
- Закон Божий;
- грамота;
- начальная арифметика;
- полицейский устав.
На момент создания министерства в 1837 году во всех губерниях насчитывалось всего 60 училищ, которые посещали около 1800 учеников, в 1866 году их насчитывалось 5596, а число учащихся перевалило за 220 тысяч.
Киселев пекся и о здоровье вверенных ему крестьян. Впервые за всю историю на деревне была организована медицинская помощь. На службу были приглашены ветеринары и доктора, открыты школы по подготовке акушерок и фельдшеров.
На случай неурожайного года были созданы запасные хлебные магазины. Киселев стремился качественно улучшить крестьянский уклад. Сельскому населению демонстрировались усовершенствованные методы ведения хозяйства. Следствием внедрения нововведений стали «картофельные бунты», в результате которых 18 человек погибло. Из малоземельных областей крестьян переселяли в другие, за время существования Министерства государственных имуществ место жительства сменили около 146 тысяч человек.
Итоги преобразований: плюсы и минусы
Реформа Киселева – яркий пример хорошей задумки и плохой реализации. Среди отрицательных моментов преобразований можно выделить следующие:
- Местное самоуправление раздуло аппарат чиновников, содержать которых должны были сами крестьяне.
- Систематизация сбора налогов была воплощена в жизнь, но размер их значительно увеличился. Это спровоцировано крестьянские бунты 1841-1843 годов.
- Деревня стала полностью контролироваться полицейско-чиновничьим аппаратом.
- В период размежевания процветало взяточничество и чиновничий произвол.
- Местная власть заменила крестьянам того же помещика.
Положительные стороны киселевских преобразований тоже имелись:
- После реформы малоземельных крестьян не осталось, у всех были примерно равные наделы, что способствовало увеличению производительности труда в деревне.
- Крестьянские земли были защищены от разворовывания помещиками.
- Появилась возможность появления зажиточных людей среди крестьян.
- При проведении реформы накоплен бесценный опыт по решению крестьянского вопроса.
- Полученные знания впоследствии были использованы при разработке плана по отмене крепостного права в 1861 году.
Деятельность графа Киселева – светлая страница царствования Николая I. Благодаря реформе 1837-1841 годов стало понятно, что крестьянский вопрос без кардинальной перестройки всей системы невозможен.
Дмитрий Сергеевич Занков
Эксперт по предмету «История России»
Задать вопрос автору статьи
Реформа государственных крестьян (реформа Киселёва) – реформа управления государственными крестьянами, проведенная в 1837-1841 гг. по проекту П. Д. Киселева.
Замечание 1
Государственные крестьяне представляли собой категорию лично свободных, но прикрепленных к земле крестьян. Они не принадлежали частным владельцам, однако формально их владельцем выступало государство, в пользу которого они несли необходимые повинности.
В первой половине XIX в. возникла необходимость реформирования существующей системы.
Подготовка
Николай I поручил проект разработки реформы министру государственных имуществ П.Д. Киселеву. Под руководством последнего было сформировано V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
П.Д. Киселев был сторонником отмены крепостного права, но хотел решить этот вопрос не радикально, а путем поэтапного реформирования крепостнической системы без потрясений государства. Преобразования он хотел начать с Петербургской губернии, поэтому сначала была создана Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, куда из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах этой области.
Однако, для реализации комплексной программы преобразований Киселеву надо было заведовать ресурсами больше, чем одной области, поэтому в мае 1836 г. он направил Николаю I прошение направить в Московскую, Псковскую, Курскую, Тамбовскую губернии чиновников, чтобы они провели ревизию (перепись) государственных имуществ и крестьян. После проверки каждый чиновник должен был предоставить копию официального донесения губернатору, который делал необходимые замечания и правки.
Киселев, подходя к делу ответственно, считал нужным лично ознакомиться с положением крестьян и удостовериться в необходимости применения предлагаемых методов. Он объехал Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, предоставив по возвращению Николаю краткий доклад с основными положениями разработки реформы. Киселев полагал, что необходимо создать особое управление государственными имуществами и крестьянами.
«Реформа государственных крестьян» 👇
В мае 1837 г. Киселев представил Николаю I проект планируемых преобразований. Этот проект предполагал учреждение:
- министерства госимуществ;
- губернских палат госимуществ;
- окружного управления;
- волостного управления;
- сельского управления;
- сельского полицейского устава;
- сельского судебного устава;
- главных оснований хозяйственного устава;
- учреждения штатов.
27 декабря 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому были подвластны казенные, заселенные, пустопорожние земли, казенные оброчные статьи, леса казенного ведомства.
Реформа
Реформа системы управления государственными крестьянами состояла из создания особой системы управления государственными крестьянами (учреждения центрального органа, местных палат, окружных, волостных и сельский управлений), предоставления им минимума прав самоуправления, а также планировалось наделить землей тех, у кого ее было недостаточно, найти источники для дополнительных поступлений в казну и установить контроль над порядком в селе.
Таким образом, основными мероприятиями этой реформы были:
- создание округов государственных имуществ
- создание института сельских старейшин;
- строительство школ и больниц на селе;
- переселение малоземельных крестьян в незаселенные районы (например, Сибирь);
- передача части крестьянских земель в «государственную запашку», в которой должен быть создан пример для образцового хозяйствования и произведены запасы продовольствия на случай непредвиденных ситуаций;
- обучение крестьян возделыванию новых перспективных культур.
Новый порядок был создан для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами и заведывания сельским хозяйством.
В каждой губернии устанавливались Палаты государственных имуществ, состоявшие из хозяйственного и лесного отделений каждая, а во главе округа находился окружной начальник.
В зависимости от количества государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или больше уездов. Округа же делились на волости, в каждой из которых было волостное правление, избираемое сроком на три года и состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» по полицейской и хозяйственной части.
Волости делились на сельские общества, включавшие в себя одно или несколько селений. Управление осуществлял сельский сход, состоявший из представителей хозяев от каждых пяти дворов и каждые три года избиравший сельского старейшину, а также сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов) для исполнения полицейских функций. Для разрешения мелких тяжб и проступков государственных крестьян избирались волостные и сельские «расправы».
Замечание 2
Таким образом, положение крестьян не сильно менялось, поскольку землю они не получали, а за работу на ней они должны были отрабатывать по факту прежние повинности хозяину, но имея при этом личную свободу.
Результаты
Реформа имела определенно положительные результаты:
- было введено самоуправление крестьян в деревне;
- появились такие полезные институты в деревне как школы и больницы;
- в случае необходимости принималось решение о переселении крестьян в другие области страны на свободные земли;
- судопроизводство получило более либеральный и всесословный характер.
При этом поставленной Киселевым цели не получилось достичь, так как в результате изменения аппарата была создана еще большая «опека» государства над крестьянами и, как следствие, рост крестьянских повинностей и налогов, а внедрение насильственной культивации неизвестных крестьянам культур вызвало массовые волнения государственных крестьян 1841-1843 гг. известные как «картофельные бунты». Крестьянский вопрос эта реформа не решила, потому положение крестьян осталось, в целом, таким же, как и до реформы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
В период правления Николая (I) был осуществлён ряд мероприятий, направленных на снижение остроты крестьянского вопроса. Они касались положения не только крепостных, но и государственных крестьян.
В (1837)–(1841) годах П. Д. Киселёвым, который возглавлял Министерство государственных имуществ, была осуществлена реформа государственной деревни.
Рис. (1). П. Д. Киселёв
В деревнях на государственных землях крестьянам были даны права самоуправления. В деревнях строились школы и больницы, открывались кредитные кассы, которые выдавали нуждающимся крестьянам денежные средства для поправления хозяйства. Общинное землепользование и периодические переделы земли внутри крестьянской общины сохранялись, но теперь часть земли оставалась под общую запашку.
После неурожайных лет начала (1830)-х годов правительство обязало использовать земли общей запашки под выращивание картофеля. Внедрить этот непривередливый для выращивания в российском климате овощ власти стремились давно, однако для крестьян он всё ещё был непривычен, поэтому они не согласились с обязательными требованиями. На рубеже (1830)–(1840)-гг недовольство крестьян привело к волнениям, которые получили название «картофельных бунтов».
Реформа управления государственными крестьянами улучшила их положение. Вместе с тем сохранение крепостного права представляло всё большую опасность для внутриполитического положения государства, о чём рапортовал глава (III) отделения СЕИВК. Количество крестьянских волнений увеличивалось.
На протяжении всего царствования Николая (I) действовало несколько Секретных комитетов для разработки крестьянской реформы, при этом деятельность комитетов (1846) и (1848) годов контролировал наследник престола Александр Николаевич.
Рис. (2). Цесаревич Александр Николаевич
Однако в ходе работы комитетов удалось добиться лишь издания отдельных законодательных актов, регулирующих отношения между помещиками и крестьянами. Были изданы законы о запрете разделять крестьянские семьи при продаже поместий, продавать крепостных крестьян отдельно от земли, а также землю отдельно от крепостных крестьян. Было ограничено право землевладельцев ссылать крестьян в Сибирь за провинности.
В (1842) году был издан указ об обязанных крестьянах. Помещики получали возможность на своё усмотрение договариваться с крестьянами об их освобождении, но только с сохранением земельных участков. В качестве уплаты за земельные наделы крестьяне продолжали выполнение ряда повинностей в пользу землевладельца. В (1847) году крестьянам была дана возможность выкупа из крепостной зависимости при выставлении поместья на продажу из-за долгов, а в (1848) году — возможность покупать незаселённые земли.
В западных губерниях (где владельцами земли чаще всего были поляки-католики, а крепостными — православные) в (1847)–(1848) годах была осуществлена инвентарная реформа, в ходе которой были отрегулированы размеры крестьянских наделов. Количество повинностей, которые несли крестьяне в пользу помещиков, также было регламентировано, что улучшило положение крестьян.
Реформа Киселева проходила с 1837 по 1841 год во время правления Николая 1. Ее суть заключалась в том, чтобы улучшить жизнь государственных крестьян, повысить их достаток, обучить новым знаниям о земледелии и показать помещикам другой способ управления крепостными.
Во время правления Николая 1 количество государственных крестьян составляло 20 миллионов, что было во многом меньше чем крепостных. Они должны были обрабатывать и ухаживать за землей, которая была предоставлена им государством. Крестьяне почти весь свои урожай должны были отдавать государству, а оставлять себе малую часть, из-за чего развиваться и расти не было никакой возможности. Кроме этого, как и другим им приходилось платить налоги, вступать в армию при необходимости, выплачивать различные подати и многое другое. Все это не делало жизнь людей проще и лучше.
Предыстория
После завершения Отечественной войны против Наполеона в 1812 году стране срочно нужны были кардинальные изменения. Войска, которые вернулись из Франции, сумели узреть совсем другую, лучшую жизнь, где нет крепостничества и все люди свободно занимаются предпочтительной для себя деятельностью. Не удивительно, что и самим солдатам захотелось такой жизни в России. Вследствие этого начали возникать множество конфликтов, бунтов и митингов. Одним из самых крупномасштабных и страшным считается Декабристское восстание, при котором войска вышли на бунт против правительства. Бунт был погашен, но государство поняло, что нужно как можно скорей начать проводить преобразования в обществе.
Сам Николай 1 понимал, что отмена крепостничества – это важный шаг, который рано или поздно придется сделать. Но он, как и другие представители власти понимал, что сейчас Россия не готова пойти на это. Необходимо плавно и постепенно расширять свободу крестьян и уменьшать помещиков, при этом укрепляя и объединяя государство.
Суть реформы
Николай 1 решил провести крупномасштабную реформу, которая в первую очередь была бы связана с улучшением жизни государственных крестьян. Он назначил главного Киселева, который должен был продумать и реализовать план действий.
Сам план подготавливали более года, при этом создавая новые организации и исполнительные органы для упрощения процесса. И только в 1837 году началась реализация идеи. Основными задачами были:
- установить четкую норму и время взятия налоговых сборов в деревнях;
- увеличить достаток крестьян, их состояние и возможности;
- показать помещикам возможность иного управления крепостными крестьянами и дарования им больше прав.
Реализация реформы Киселева
Для реализации реформы с самого начала был создан новый орган — Министерство государственных имуществ, руководить которым стал сам П. Киселев. Это учреждение должно было помочь расширить права крестьян, дать им больше возможностей для существования и деятельности.
После создания Министерства государственных имуществ начались глобальные преобразования. В первую очередь изменилась сама система управления крестьянами, которая во многом расширило их возможности. Велись органы местного самоуправления, а также налоговая система, направленная на установление четких норм и времени сбора налогов. Кроме этого, впервые был создан сельской суд, который должен был решать всевозможные правонарушения и конфликты между крестьянами.
На этом реформа Киселева не завершилась. По настоянию Николая 1 стали открываться специализированные учреждения для сельских жителей. Появились первые больницы, школы и университеты. Для того чтобы улучшить качество и количество урожая, городских крестьян обучали новым методам обработки почвы. Но проблема заключалась в том, что сами работники не желали этих нововведений, а предпочитали более традиционные способы.
Одним из самых важных составляющих крестьянской реформы являлась политика переселения. Смысл этой затеи заключался в том, чтобы направлять крестьян в малозаселенные территории. Правда, эта политика в большей степени являлась принудительной, ведь люди не желали покидать родину и отправляться в чужие земли.
Для решения голода и нехватки продовольственных запасов было решено правительством взять самые плодородные земли и посадить на них картошку. По планам это должно было помочь не только крестьянам, но и помещикам. Но сами люди восприняли это как повод введения новых налогов, поэтому взбунтовались и отказались заниматься посадкой картофеля.
Итоги государственной реформы
Реформа государственных крестьян Киселева привела к глобальным преобразованиям. Именно благодаря ей жизнь людей изрядно улучшилась: они наконец-то сумели повысить свой достаток, избавиться от голода и вечного страха перед ненормированным сбором налогов, а также обрести некую свободу. Но несмотря на многочисленные плюсы, связанные с государственными крестьянами, возникло намного больше с крепостными и помещиками. Верхушка власти понимали, что из-за этой реформы их работники могут начать бунтовать, требовать таких же свобод и прав.
Но больший страх помещиков был связан именно с пониманием того, что на этой реформе все преобразования не прекратятся. В дальнейшем правительство захочет полностью отменить крепостное право, как случилось и в Европе. Это привело к тому, что увеличилось ущемление крепостных крестьян, а некое подобие на права полностью пропали.
Кроме этого начался чиновничий произвол. Из-за реформы их деятельность в деревнях изрядно усложнилась, вследствие чего повысилась коррупция, взяточничество и размежевание земли.
Реформа Киселева имела важное значение в истории России. Именно с нее началось упрощение и улучшение жизнь обычных крестьян, увеличения их свободы и прав. В конце концов именно после этого нововведения произойдет полная отмена крепостнического права, что позволит государству в дальнейшем дотянуться до уровня Европы. Правда, перед этим пройдут многочисленные бунты, забастовки и шествия против этого решения.
9.
Решение крестьянского вопроса в 19 –
начале 20 века.
В
первой пол 19 века усиливается кризис
феодально-крепостнической системы в
России, в 30- 40 г 19в начинается промышленный
переворот. Крепостное право явно тормозит
его развитие. Наибольшее внимание в 19
веке царское правительство уделяло
решению аграрного вопроса, в частности
проблеме крепостного права, тесно
связанного с ним. Александр 1 осуждал
крепостное право, но не был сторонником
решительных действий.
(КРЕСТЬЯНСКИЙ
ВОПРОС)
Александр
1
1803
– «указ о вольных хлебопашцах»
(освобождение крестьян с землей за выкуп
по согласованности с помещиком).
Освобождение
крестьян от крепостной зависимости без
земли в Прибалтике. Земля провозглашались
собственностью помещика:
1816
– Эстляндия, 1817 — Курляндия, 1819 –
Лифляндия.
В
1816 г начался процесс перевода
государственных крестьян на положение
военных поселений.
Около
375 тыс крестьян мужского пола (18 — 45лет)
должны были заниматься одновременно
сельским хозяйством, сдавая 12 урожая
гос-ву, и нести военную службу. К ним
подселялись ок 131 тыс солдат. Начальник
военных поселений — генерал Аракчеев.
Военные поселения не оправдали надежд
царского правительства. Причина:
поглощение средств на организацию
общего строительства, закупку инвентаря,
проведение дорого, закупку инвентаря,
поселенцы не были довольны условиями
каторжной работы и жизни. Территория:
Новгородская, Могилевская, Петербург,
Харьковск.губернии. Жизнь по воинскому
распорядку, брак-с разрешения начальства.
Следствие: правительственные 1819
г.-Чугуевское восстание, 1839 – восстание
в Старой Руссе (Нов.-губер.)
Проекты
отмены крепостного права в масштабах
всей России:
Проект
Аракчеева (1818г) покупка
государством помещичьих земель и
наделения крестьян землей по две десятины
на душу. Проект
Гурьева (1819г) разрушение
крестьянской общины и формирование
хозяйств фермерского типа.
Итоги:
Проекты
оказались неосуществленными, освобождение
крестьян ограничилось лишь территорией
прибалтийских губерний.
Николай
1(1847- 1855)
Острота
крестьянского вопроса заставило и его
предпринять некоторые меры по его
решению. Деятельность секретных комитетов
по этому вопросу. Разработка и внедрение
мер по облегчению положения крестьян.
Содержание
реформы:
Учреждено министерство государственных
имуществ во главе с Киселевым. Крестьянам
дано самоуправление, упорядоченный
аппарат правления гос.деревней во главе
с министерством, удовлетворение
хозяйственных и бытовых нужд, наделение
малоземельных крестьян землей,
упорядочение налогооблажения,
строительство дорог, увеличение числа
школ и медпунктов. Цели
реформы: поднять
благосостояние крестьян, сделать
крестьян исправными налогоплательщиками,
показать помещикам пример управлений.
Итог:
устроенное
самоуправление казенных крестьян
послужило образцом для устройства
помещичьих крестьян при освобождении
их от крепостной зависимости.
1841
– запрещение продавать крестьян
поодиночке
1842
– указ об «обязанных крестьянах» (для
помещичьих крестьян)
– Внедрение права помещиков прекращать
личную крепостную зависимость крестьян
и предоставлять им наделы с землей в
наследственное владение в обмен на
сохранение крестьянских повинностей.(свой
надел крестьянин должен был отработать)
1847-1848
г –
для западных губерний (правобережная
Украина) создается инвентарная
реформа,
по которой были составлены инвентари
– описания помещичьих имений с точной
фиксацией наделов и повинностей крестьян
с целью их ограничения. Эти правила
определяли то количество земли, которое
помещики должны были предоставить
крестьянам.
Итоги:
все
эти мероприятия были проигнорированы
помещиками, не ликвидировали остроту
этого вопроса, но в ходе этих реформ
были созданы предпосылки для будущей,
более важной реформы.
Вопрос об отмене крепостного права (Александр 2)
Вопрос
об отмене крепостного права ставился
в российском обществе уже в середине
XVIII в. Власть признавала необходимым
приступить к разработке соответствующих
проектов по крайней мере с начала XIX в.
(деятельность Негласного комитета в
начале правления Александра I, секретные
комиссии по крестьянскому вопросу при
Николае I). Но в качестве неотложной,
требовавшей немедленного решения задачи
ликвидация крепостничества была
поставлена в знаменитой речи Александра
II
перед московским дворянством в 1856 г.
Предпосылки:
Поражение
в Крымской войне, вызванное ее
экономическо-военной отсталостью, и
общественное осознание необходимости
реформ в стране, (1853—1856) показали уже
всему обществу, что блестящий фасад
империи скрывает военно-техническое
отставание, неэффективной
феодально-крепостнической экономики
и исчерпанность ее дальнейшего развития,
провал охранительных усилий николаевской
эпохи, хозяйственный застой, ветхость
системы, социальная напряженность в
стране, массовые крестьянские выступления
за отмену крепостного права. Задача
состояла в том, чтобы твердо встать на
путь модернизации — отказа от
крепостничества, развития промышленности,
создания основ индустриального общества.
Процесс подготовки к реформе
Основные
вопросы: о
наделении крестьян землей, о процедуре
выкупа надело, о личном освобождении
крестьян, о крестьянском самоуправлении
В
1856—1859 гг. в губернских комитетах на
местах и в Секретном (с 1858 г. — Главном)
комитете в Петербурге, а также на
страницах журналов и газет обсуждались
предложения о содержании предстоящей
реформы. Приходилось преодолевать
серьезные противоречия между помещиками
черноземных и нечерноземных областей,
консерваторами и либералами, столицей
и губерниями, интересами землевладельцев
и чаяниями крестьян. Утвержденные
Государственным советом «Положения»
были подписаны 19 февраля 1861г (считается
датой отмены крепостного права).
Манифест
об отмене крепостного права
власти опубликовали двумя неделями
позже—
5 марта 1861 г
в условиях повышенных мер безопасности,
правительство опасалось крестьянских
волнений в дни масленицы, и отсрочило
объявление Манифеста, чтобы успеть
принять меры на случай беспорядков.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
09.04.20155.6 Mб28A.doc
- #
- #
- #
- #