Региональное руководство это

Современное демократическое общество не может развиваться без комплексного функционирования общественно-политических институтов, одним из которых является региональное управление. Это своего рода проводник, механизм обеспечения потребностей населения, который функционирует с учетом специфики экономико-социальных показателей конкретного субъекта РФ.

Управление на местах

Для нормальной жизнедеятельности отдельной территории огромное значение имеет слаженность системы управления. Каждый субъект Российской Федерации наделен необходимыми полномочиями в различных сферах общественной жизни – экономико-правовой, финансовой, социальной. Все вопросы, связанные с жизнеобеспечением проживающих на территории субъекта РФ граждан, решаются муниципальными властями. Управленческое звено несет ответственность перед населением и центральными органами власти за благополучие области, края, республики.

Региональное управление – это не только представители государственной власти на местах, но и система местного самоуправления. Речь идет о самоорганизации граждан, принимающих участие в решении проблем населения. Местное самоуправление – это тесно связанная с государственными органами структура, которой делегированы отдельные полномочия для выполнения повседневных задач.

Что такое регион?

Четкого и однозначного определения данного термина не встретить ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Зачастую понятие «регион» отождествляется с «районом». Принципиальная разница между двумя этими терминами отсутствует, но в нормативно-правовых актах и юридической литературе чаще встречается понятие «регион». О нем упоминают часто географы, представители экономической и градостроительной сферы.

Данный термин предполагает наличие одновременно нескольких критериев:

  • географического (расположение территории, площадь, численность проживающего населения);
  • индустриального (преобладающие виды деятельности, производства);
  • стадии урбанизации (характер застройки жилого сектора, наличие промышленных объектов, развитость инфраструктуры);
  • социологические (коммуникативные особенности, поведение лиц, проживающих на конкретной территории).

Из-за наличия нескольких параметров передать значение термина «регион» одним определением невозможно. Регион – это комплексная сложная структура, которая должна рассматриваться как компонент территориальной организации народного хозяйства, системы расселения, социальной политики общества.

региональное управление россии

С географической точки зрения, регионом является участок территории в административных границах одного государства, которая характеризуется наличием действующей системы органов регионального управления.

Муниципальный менеджмент

В широком смысле региональное управление – это административная политика каждого субъекта РФ. Под этим определением скрывается возможность регулирования поведения управляемых объектов государственной и негосударственной формы собственности, коммерческих организаций, должностных лиц путем использования различных экономических, административных, правовых и идеологических инструментов.

Система регионального управления достигает своих целей, применяя методы стимулирования, запрета, принуждения, поощрения. Первостепенной задачей муниципального менеджмента является создание современных условий, безопасности, жизнеобеспечения, целостности и упорядоченности экономико-социальной системы. Их выполнение должно быть согласовано на всех уровнях регионального управления, а также соотноситься с общечеловеческими ценностями, способствовать улучшению качества жизни, гарантировать защиту прав и интересов граждан. Успешное управление субъектом РФ предполагает обеспечение демократии, социальной справедливости и достижений производственно-технического прогресса.

Как показывает практика, стабильность в работе системы регионального менеджмента – это важное, но не первостепенное и не единственное условие. В первую очередь важно адаптировать управленческий механизм к любым модификациям системы, динамике развития региона и потребностям населения. Кроме того, эффективная модель муниципального управления требует создания качественной материальной базы и кадровых ресурсов.

региональное управление это

Задачи, которые стоят перед муниципальной властью

Говоря о системе регионального управления, чаще имеют в виду форму менеджмента, которая является совокупностью принципов, методов и средств воздействия на хозяйственную деятельность субъекта РФ. В условиях современной отечественной практики муниципальный менеджмент – это социально-экономические процессы развития рыночных отношений. Порядок перехода от планово-распорядительной модели руководства к региональному менеджменту должен состоять из нескольких элементов:

  • решение социальных проблем и обеспечение условий для достойного уровня жизни населения – это должно стать главным ориентиром в деятельности муниципальных властей;
  • отношение к жизни человека как наивысшей социальной ценности;
  • формирование организационно-экономического пространства для самореализации и достижения хозяйствующими субъектами запланированных производственных целей;
  • расширение инвестиционной политики области, края, республики;
  • повышение спроса и предложений на рынке посредством изучения внутренних и межрегиональных потребительских запросов;
  • усовершенствование местного маркетинга с целью реализации проектов региона стратегического значения;
  • мониторинг статистической информационной базы для регулярного анализа социально-экономических, политических, экологических показателей на территории субъекта;
  • объективная оценка конечных результатов и проделанной работы, в зависимости от уровня экономических показателей региона (бюджетное финансирование, безработица населения, рациональность перераспределения доходов, экологические критерии, демографическая ситуация и пр.).

Управление в регионах как научная дисциплина

Региональное и территориальное управление также может рассматриваться как учебная дисциплина или научная отрасль. Теоретические аспекты социально-экономических процессов субъекта РФ лежат в основе муниципального менеджмента как системы научных знаний, устанавливающей принципы, методы, механизмы и инструменты управленческого процесса.

уровни регионального управления

Пока научный базис регионального государственного управления не сформирован до конца. Внедрение модели муниципального менеджмента зарубежных стран является нецелесообразным, поскольку не соответствует специфике административно-территориальной организации России с ее многообразием природно-климатических зон, национальностей, исторических особенностей, вероисповедания населения и т. д. В то же время перспектива использования опыта ведущих европейских держав может послужить образцом при проведении анализа собственной управленческой практики на местах. Кроме того, более эффективным решением может стать включение в систему регионального управления РФ отдельных элементов зарубежной практики.

Муниципальный менеджмент регламентируется ФЗ и нормативно-правовыми актами вышестоящих исполнительных органов. Управление должно осуществляться с учетом развития рыночной системы экономики и гибким регулированием социальных процессов в регионе. Именно поэтому региональный менеджмент как научное направление используется для поиска и разработки соответствующих механизмов, методов и средств, способных обеспечить достижение запланированных показателей развития субъекта РФ.

Цели управленцев

Региональное управление – это сложная иерархическая система, которая зависит от рыночных принципов хозяйственного регулирования в области, республике, крае. При переходе к модели торговых отношений вертикальные (субординационные) связи стремительно разрушаются, уступая место модели горизонтальных (координационных) и межрегиональных связей.

Следствием распространения рыночных отношений в аппарате регионального управления субъектов РФ меняются функциональные связи, что впоследствии приводит к дисфункции органов, сокращению численности штата, изменению организационной и иерархической структур. При этом значение опосредованных методов взаимодействия с вышестоящими субъектами и объектами усложняется их хозяйственными связями и имущественными отношениями. Все это является объективной основой для формирования и развития муниципального менеджмента, который, помимо задач планово-директивной системы, ставит перед собой следующие цели:

  • расширение условий для улучшения демографических показателей региона, повышения уровня и качества жизни;
  • социально-экономическая модернизация, анализ, программирование и прогнозирование развития хозяйства на любых уровнях регионального управления;
  • перераспределение финансовых средств, создание условий для укрепления экономической базы субъекта РФ и его муниципальных образований;
  • проведение новой экологической политики в регионе, предполагающей защиту окружающей среды;
  • реализация инвестиционных и научно-технических проектов;
  • усовершенствование модели рыночной инфраструктуры.

региональное управление рф

Классификация объектов местной власти

Существует целая классификация данной категории. Объекты менеджмента делятся по таким признакам:

  • по форме собственности и принадлежности объекта регионального управления: федеральная собственность, имущество муниципалитета и субъекта РФ;
  • по характеру продукции, производимой субъектом хозяйствования и конечному потребителю: сбыт произведенных товаров осуществляется внутри региона, продукция производится специально для экспорта или предполагается ее межрегиональное потребление;
  • по степени влияния субъекта хозяйствования (политические, экономико-правовые, социальные, культурные, экологические процессы);
  • по возможности применения условий для жизнедеятельности населения и удовлетворения потребностей населения вне производственной сферы (объекты здравоохранения, образования, культуре, социальной защиты и пр.).

Если проанализировать приведенную классификацию объектов муниципального менеджмента, можно сделать вывод о том, что в данную категорию можно включить все предприятия региона, ведущие хозяйственную деятельность. При этом с точки зрения федерального законодательства, актами которого в своей деятельности руководствуются органы регионального управления, непосредственными объектами управления считаются различные организации, предприятия, инфраструктурные звенья, являющиеся собственностью субъектов РФ. Они предназначены для воспроизведения условий жизнедеятельности населения региона вне производственной сферы. На указанные объекты муниципальный менеджмент воздействует прямо, а на субъекты хозяйствования – опосредовано.

Современная модель муниципального менеджмента

В каждом регионе есть свой законодательный орган – местный парламент, который издает нормативно-правовые акты, распространяющие свое действие на всей территории субъекта РФ. Законы о региональном государственном управлении позволяют управленцам на местах принимать собственные конституции, избирать президентов. В то же время федеральная власть в регионах ограничена, поскольку носит подчиненный характер в системе централизованной исполнительной власти, что закреплено на конституционном уровне.

Во всех субъектах РФ действует система двойного регионального управления. Главными в этой структуре являются федеральные органы. На территории региона государственные структуры занимаются общегосударственными вопросами, принимают нормативно-правовые акты, действие которых распространяется на территории указанного субъекта РФ, управляют подведомственными органами. Таким образом, федеральные органы осуществляют управление на местах по вопросам, отнесенным Конституцией к их компетенции.

федеральное управление региональное

У муниципального менеджмента есть ряд полномочий, которые позволяют ему создавать отдельные ведомства, службы, организации. При этом государственные органы ограничены не только строго установленной компетенцией, но и конкретной территорией.

О местном самоуправлении

В каждом административно-территориальном округе свою работу ведут органы местного самоуправления, которые руководствуются соответствующими законами о самоорганизации населения. Причем в каждом регионе действуют свои нормативно-правовые акты. На федеральном уровне устанавливаются только общие принципы.

Местное самоуправление отчасти можно назвать автономным механизмом регионального управления. Жилищные, экономические и социальные вопросы, проблемы здравоохранения и образования входят в сферу полномочий местного самоуправления. Кроме того, государственные власти субъекта РФ имеет право по своему желанию поручить выполнение отдельных функций самоорганизации населения. Однако делегируя отдельные полномочия, федеральные власти обязаны гарантировать финансирование, необходимое для реализация поставленных задач.

Что касается исполнительной власти в регионах, то ее не выбирает местное самоуправление. Губернатора области, края, республики назначает Президент РФ. В российских регионах местные власти избирают свое правительство. Губернатор, поставленный президентом РФ, самостоятельно назначает главу правительства, которое решает основные социально-экономические вопросы.

Подведомственные региональные органы

В каждой нише регионального управления свое место занимают органы, которые не относятся к структуре местных администраций и правительств, не подчиняются губернатору и выбранному им правительству, но взаимодействуют с органами представительной власти для осуществления своей деятельности. Эти структуры реализуют федеральные функции управления на территории субъектов РФ в рамках компетенции, возложенной на них Конституцией РФ для обеспечения общегосударственных и национальных интересов. К ним относятся региональные управления таможенной службы (ФТС), налоговой службы (ФНС), правоохранительные органы, подразделения МЧС, антимонопольной службы (ФАС), Роспотребнадзора и других органов, занятых в сфере:

  • экономико-финансового управления;
  • имущественных отношений;
  • внешнеэкономических связей;
  • промышленности;
  • агропромышленного комплекса;
  • управления жилищно-коммунальным хозяйством;
  • здравоохранения;
  • образования;
  • культуры;
  • соцзащиты населения и др.

региональное государственное управление

Причем каждый государственный орган в регионе – это целая система со своим субординационным устройством. Например, высшие позиции в структуре регионального управления образования занимает Министерство образования и науки РФ, а подчиняются ему областные, краевые, республиканские департаменты. Тем, в свою очередь, подведомственны городские управления образования в городских округах, районные комитеты и т. д. Также эти бюджетные организации занимаются проведением молодежной политики государства в субъектах РФ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос регионального управления отходами. Сегодня в России на всех уровнях государственного управления отсутствует единая концепция по решению вопросов, связанных с переработкой мусора. Главной причиной отсутствия координации в данном вопросе является несовершенство законодательной базы. Кроме того, управление отходами на уровне субъектов РФ сопряжено с уровнем экономической активности региона, изменением демографической ситуации, уровнем жизни населения, общей структурой производства и потребления.

Разделение полномочий

Одним из самых сложных вопросов, с которым приходится сталкиваться в управленческой деятельности, связан с соблюдением границ компетенции федеральных региональных управленцев и местного самоуправления. В большинстве регионов муниципалитеты стремятся к расширению полномочий и захвату федеральной компетенции. Нередко и государственные административные органы вмешиваются в сферу самоорганизации населения.

Разногласия в разделении управленческих полномочий служат причиной сложностей в координации деятельности как муниципалитетов, так и региональных администраций. Нередко проблему усугубляет отсутствие четких инструкций в процессе осуществления совместных полномочий. В конституциях субъектов они обычно представлены общими формулировками, без конкретного разделения прав и обязанностей. С данной целью федеральные органы и субъекты местного самоуправления заключают договоры о разделении сфер деятельности. В результате таких соглашений одни полномочия передаются федерации, а другие – муниципалитету. В подписании договора могут принимать участие две стороны (региональная администрация и местное самоуправление). Иногда третьим участником соглашения выступает другой субъект РФ, территориально расположенный в границах конкретного региона (например, Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

система регионального управления

Двусторонние соглашения о распределении компетенции заключаются между Правительством РФ и органами исполнительной власти регионов. В рамках административно-федеративного устройства и автономности местного самоуправления приоритетными направлениями должны стать разработки по внедрению системы мер, которые обеспечили бы мотивацию управленческих органов на всех уровнях регионального управления России. В данном вопросе важно учитывать также площадь области и темпы наращивания экономического потенциала.

Финансовая помощь, предоставляемая из федеральных бюджетов, должна стать инструментом политики субъектов. Цель такой помощи – стимулирование экономического развития неблагополучных районов, но вместе с тем важно обеспечить динамику развития более успешных по всем показателям регионов в темпах, не ниже прежних.

Понятие и общая характеристика регионального управления 

Определение 1

Региональное управление является одним из направлений деятельности государства. Оно предполагает наличие регулирующего и организующего воздействия органов государственной власти на различные аспекты жизнедеятельности населения территорий с целью его воспроизводства, упорядочения, а также повышения качества жизни средствами развития социальной инфраструктуры и экономики. 

В качестве главного отличия территорий от регионов является то, что в последних присутствует особая общность интересов у тех людей, которые там проживают. Большая часть стран мира является большой по размерам, а население у них многонационально, исходя из чего, для обеспечения качественного управления важно разделять их на части, а также для каждой из них выбирать оптимальные методы воздействия. 

Данное разделение может быть формальным (по географическим объектам: горам, или рекам, либо по линиям на карте), либо иметь социально обусловленный характер. Определение территорий, которые обладают общностью населения, которая основана на единстве экономических, природно-климатических, культурных, исторических, либо иных условий принято называть регионированием. 

Среди всего многообразия регионов можно выделить следующие их типы: площадь, либо место в пространстве (например Евросоюз, или Северо-западная часть Российской Федерации), часть земельных территорий с общим рельефом (долины, горы), территории с особыми условиями проживания, например с сильными загрязнениями, административно-территориальные единицы и прочее. 

Процесс межнациональной легитимации региональных структур начал оформляться в 1970-х годах, когда Евростат создал первую версию многоуровневой системы европейских регионов, в рамках так называемых номенклатур территориальных единиц статистического учета (NUTS). Данную систему принято использовать и в настоящее время. 

Для каждого региона в рамках стран (единиц), имеющих общенациональное разделение присваивается определенный код. В соответствии с численностью населения принято выделять три региональных уровня: 

  1. Регионы первого уровня. Они должны обладать численностью от 3-х дл 7-ми миллионов человек. 
  2. Регионы второго уровня. Их численность должна составлять от 800 тысяч до 3-х миллионов человек. 
  3. Регионы третьего уровня. Численность на этом уровне должна состоять от 150 тысяч до 800 тысяч человек. 
Замечание 1

По состоянию на 2008 год, в 27-ми странах Европы (в соответствии с системой NUTS) было зафиксировано 96 регионов, находящихся на первом уровне, 271 регион, находящийся на втором уровне и 1303 регионов, располагающихся на третьем уровне. 

Региональное разделение может иметь существенные отличия от национальных, либо политико-административных границ государства. Оно отражает систему распределения общностей по различным территориям, а в политико-административном разделении отражаются властные отношения и фиксируется распределение ответственности за территории, которые включены в систему государственного устройства. 

Внутри государства, административные разделения могут стремиться к привязке к региональному уровню, однако в этом случае могут возникать различного типа трудности. Определение административных границ происходит на законодательном уровне, это фиксируется в соответствующих актах (документах) страны. Они претерпевают постоянные изменения, отражая процессы оптимизации управления территориями. Далее перейдем к описанию истории формирования территориального устройства, а также смены форм управления Россией. 

История формирования территориального устройства Российской Федерации 

За счет наличия у России масштабных территорий, проблемы организации, а также непрерывного совершенствования территориального устройства являются для страны значительными. Изначально, размеры страны, название которой у историков до сих пор вызывает дискуссию: Киевская Русь, или Древняя Русь, были весьма маленькими, однако и в этом случае территориальное разделение обладало актуальностью, поскольку отражало особенности распределения территорий между племенами, а также закрепляло процессы наследования над ними власти. 

Замечание 2

Так, вместе с понятием «государство» было принято использование понятия «земли», для которого был закреплен факт владения соответствующими территориями вождем-князем, либо племенем. 

Группировка земель, которые могли переходить от одного племени к другому вокруг городов происходила в процессе набегов и войн, а также в ситуации распределения наследства. К землям Киевской (Древней) Руси относили: Киевскую, Черниговскую, Переяславскую, Смоленскую и прочие территории. Земли разделяли на волости (княжества, которые формировались в соответствии с правом наследства). Позже, понятие «волость» был изменен на термин «область», а система их передачи по наследству дополнялась иными формами распределения полномочий по управлению территориями. 

Ряд авторов понятие «область» связывают с термином «власть», что также предполагает наличие территорий, которые находятся во владении одного из назначенных лиц. В соответствии с позицией историка В. О. Ключевского, в XI веке Русь являлась генеалогической федерацией – союзом тех областей, которые объединялись за счет родства их вождей – князей.

Согласно его позиции, суть связей была экономической, церковно-нравственной, социальной, племенной, а не политической. 
В процессе разделения русских территорий в процессе феодальной раздробленности, размеры автономных территорий все время уменьшались, что было закреплено терминами «уезд» и «удел», либо долями, которые доставались по наследству. В данной период (XIII век), вместе с родственными связями были сформированы поселенческие, соседские либо «фратериальные» связи. 

В целом, проблемы территориального устройства Киевской (Древней) Руси в истории являются не до конца изученными. Так, слабо понятны процессы перехода к федеративным полномочиям от наследственных, также, как и изменение механизмов управления поселениями. Также была пересмотрена и та позиция, которая оценивала время феодальной раздробленности в качестве застойного. 

Замечание 3

Нельзя не оценивать позитивно факт увеличения городов, вместе со сосредоточением в них территориальных властей и органов управления, так как это сопровождалось зарождением там торговли и ремесла.

В процессе освобождения территорий от монголо-татарского нашествия, а также в процессе объединения территорий в централизованное государство, в качестве основной единицы территориального управления выступает уезд, ответственность за порядок в нем лежит на назначенном воеводе. 

В 1625 году реализовали перепись городов и уездов, в которой было зафиксировано их количество – 166 единиц. С целью упорядочивания данной трудноуправляемой и громоздкой системы, в 1708 году Петром I была проведена реформа, которая выразилась в принятии закона «Об учреждении губерний о росписи к ним городов». 

В ходе проведения реформы было образовано восемь губерний: Азовская, Инкерманландская, Московская, Смоленская, Сибирская, Архангелогородская, Киевская и Казанская, которые позже дополнились Новгородской и Рижской. Губернии разделялись на уезды, во главе которых стояли коменданты (воеводы). 

Позже в систему управления территориями было введено промежуточное звено – провинции. Трудности и в 1719 году оставались непреодоленными. Так, Петром I была проведена вторая реформа, которая сделала отдельные губернии более крупными. Сделано это было за счет создания трехступенчатого управления территориями: уезды, провинции, губернии. Данные принцип был сохранен и при Екатерине I. 

Замечание 4

В системе управления территориями, коренные преобразования были проведены Екатериной II. Ей был подписан указ под названием «Учреждения для управления губернией». 

Суть данного указа заключалась в том, что внесение инициатив о реорганизации территорий разрешалась на нижнем уровне губернаторам. Сделано это было, однако, с учетом такого критерия, как численность населения. Были установлены следующие нормы: в Губерниях должно было быть 300-400 человек, а в уездах (округах) – 20-30 тысяч человек. В процессе реформирования количество губерний было увеличено в два раза, а все провинции подлежали упразднению. 

Замечание 5

В начале XX века Россия была разделена на остров Сахалин, 18 областей и 78 губерний. Уезд был признан в качестве низшей административной единицы. 

Первые попытки подведения научных оснований под процессы районирования в России связывают с именами В. Н. Татищева и И. К. Кирилова, которыми была собрана топографическая статистика, а также картографические материалы о ее территориях. Так, И. К. Кириловым была в 1727 году написана работа «Цветущее состояние Всероссийского государства», которая выступила в качестве первого варианта систематизации территорий по населению, их размещению по стране и хозяйству. 

Исследователь также является автором первой версии «Атласа Всероссийской империи». Описание особенностей жизни, а также хозяйствования по конкретным территориям было составлено В. Н. Татищевым в его труде «Руссия, или как ныне зовут, Россия» 1739 года. 

В 1763 году, в соответствии с приказом Екатерины II был разработан документ «Карта продуктов российских». В его разработке принимал участие М. В. Ломоносов. Научные споры о принципах территориального межевания велись между известными учеными, среди которых П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев и прочие. 

К началу XX века был составлен полный земельный кадастр (было дано описание каждого сельскохозяйственного угодия: лесов, полей, выгула для скота) Европейской части России. В этом масштабном процессе, результатами которого пользовались впоследствии и советские экономисты, принимал участие также и А. В. Чаянов – знаменитый аграрий, экономист и статистик. 

Территориальное построение СССР, как страны с абсолютно новым укладом, которая была основана на принципе общественной собственности на производственные средства (которые насильственным образом были отобраны в процессе революции у помещиков и буржуазии), должно было выстраиваться принципиально иным образом. 

Замечание 6

В качестве его основной единицы выступали районы – то есть те структуры, которые закрепляли территории за производственными комплексами. Их отличием от основной общности стало обязательное наличие производства. 

Начиная с 1936 года районы начали разбивать на области, которые выступали в качестве низшего звена в централизованно управляемой системе. С самого начала образования СССР (с 1923 года), в системе управления выделяли два уровня: районы (хозяйственный уровень) и республики (политический уровень). 

В различные периоды количество районов либо попадало под сокращение, либо увеличивалось до 40. В 1963 году в СССР насчитывалось 18 крупных экономических районов, а на территории Российской Федерации – 10. В качестве особенности управления территориями выступал детальный и жесткий план, который минимизировал их самостоятельность и предполагал обязательное подчинение директивам, приходящим сверху. 

В 1990 году наступил новый этап в организации системы управления территориями. В этот период, в рыночных реформах предполагалась необходимость предоставления территориям большего количества прав и свобод. Новый уровень самостоятельности республик, которые входили в Российскую Федерацию, зафиксировали в Федеративном Договоре, который отражался в Конституции РФ. Согласно нему, происходило разделение страны на 89 равноправных субъекта, которые одновременно имели разное количество полномочий, что предполагалось различиями в статусе. 

После проведения ряда реформ, которые дополняли Конституцию РФ, Российская Федерация (по состоянию на 2014 год) объединяет на своих территориях 22 республики, вместе с Крымом, 46 областей, 9 краев, четыре автономных округа, одну автономную область и три города, обладающих федеральным значением (Севастополь, Москва и Санкт-Петербург). 

В Конституции Российской Федерации были описаны права и обязанности субъектов РФ, определялись предметы ведения – то есть было зафиксировано разграничение функций в области управления. Предоставленные свободы и права не всегда подкреплялись финансовыми ресурсами, исходя из чего, многое из того, что было провозглашено, на практике оставалось нереализованным. 

Этапы становления современной российской науки о развитии регионов 

В современной российской науке о развитии регионов наблюдается долгий путь развития, который содержит в себе несколько этапов. 

Первый этап (с 1920-х по 1960-е годы) характеризовался тем, что в нем было проведено большое количество практических экономических территориальных исследований, так как они были частью плана ГОЭЛРО. Для работы над ними были задействованы сотни институтов (в рамках Госплана СССР и Академии наук). 

Второй этап (с 1960-х по 1990-х годов) отличался наличием нового научного поля – развитием производительных сил, с их размещением на территориях. На основании математических моделей были созданы теории оптимального регионального развития. 

Третий этап (который начался в 1990-х годах и продолжается до сих пор) заключается в оценивании новых условий и возможностей регионального развития, которые связаны с проведением рыночных реформ. 

Определение 2

Региональное управление – это совокупность действий в области руководства социальными и экономическими процессами, которые протекают в границах регионов. 

Принято выделять четыре типа организации управления регионами: регионы, как квази-государства; регионы, как квази-корпорации; регионы как рыночные ареалы и регионы как социум. 

Первый тип (регионы, как квази-государства) основывается на принципах относительного обособления территориальных подсистем от государства, с соблюдением там базовых принципов государства: функции и органы власти, наличие налоговой системы, территориальных границ, хозяйственного регулирования и прочего. 

Замечание 7

В большом количестве стран (например, в США), некоторые регионы наделяются и успешно выполняют функции государства. 

Второй тип (регионы как квази-корпорации) является крупным субъектом хозяйствования. Данный тип основывается на его экономическом противостоянии с другими территориями. Процесс управления в нем сфокусирован на экономических методах и функциях. Регионы, как и корпорации, имеют существенным ресурсным потенциалом с целью саморазвития. 

Третий тип (где регион рассматривается как рынок, обладающий определенными границами – ареалами) свое внимание акцентирует на общих условиях экономической работы (предпринимательского климата). За счет него можно учитывать специфику региональных рынков товаров, образовательных систем и труда, кредитно-финансовых операций и прочего. 

В четвертом типе, где регионы характеризуются в качестве социума, основу составляет доминирующий фактор – общность людей, что транслируется в области выдвижения на первый план вопросов воспроизведения социальных процессов (образования, трудовых и демографических ресурсов и прочего), а также развития системы расселения. 

Замечание 8

Выбор определенной формы регионального управления происходит в соответствии с объективными (особенности региона, историческое развитие региона, а также его экономический потенциал) и субъективными (установка лидера государства, политическая направленность страны, соотношение интересов заинтересованных групп и прочее) факторами. 

В качестве важнейшего из них, предопределяющего специфику регионального управления, выступает уровень его автономности от государства. Традиционно, территории различных стран имеют большую степень автономности в сравнении централизованно-управляемыми территориями. В ситуации перехода к рыночным отношениям, в России начался процесс замены одной системы территориального управления на другую, которая предоставляет большее количество свобод территориям и их руководителям. 

В качестве основы в ситуации определения уровня свобод выступает термин «предметы ведения», который означает распределение полномочий в области управления территориями в федеративных странах. В Конституции (Основном законе) стран, на законодательном уровне закрепляются функции, которые могут быть выполнены только самим государством, а также те функции, которые могут быть переданы на выполнение регионам. 

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Региональное управление – это разновидность государственной политики, призванная обеспечивать регулирующее и организующее воздействие органов государственного управления на жизнедеятельность граждан определенных укрупненных территориально-административных единиц для обеспечения ее упорядочивания, воспроизводства, роста уровня и качества жизни за счет развития социальной инфраструктуры и экономики.

Сущность и значение регионального управления

Россия является сложнейшим и огромным государством, объединяющим в себе существенно дифференцирующие по социально-экономическому развитию, природному обеспечению и иным показателям укрупненные территориально-административные единицы. В качестве федеративного государства Россия испытывает потребность в осуществлении регионального управления, призванного обеспечить равномерное развитие отдельных территориально-административных единиц государства.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Деление государство на территориально- административные единицы носит объективный характер, призванный обеспечить приближение власти к решению специфических проблем отдельных территорий. Такой подход характерен для многих современных многонациональных государств.

Региональное деление государства может носить формальный характер, когда оно осуществляется по определенным линиям на карте или в соответствии с географическими объектами, реками, горами, а также быть социально обусловленным. В этом случае речь идет о выделении территории, которая обладает общностью характеристик в виде населения, природно-климатических условий, специфики экономического и исторического развития и так далее.

Основное назначение регионального управления состоит в обеспечении максимальной эффективности государственного управления в рамках отдельных территориальных единиц. Федеральная государственная власть определяет общую политику развития государства, обеспечивает финансовые ресурсы для реализации региональной политики, контролирует региональные органы власти, при этом позволяя им действовать в рамках своих компетенций на благо конкретного региона.

«Региональное управление» 👇

Задача региональной власти на местах состоит в максимально эффективном использовании возможностей отдельного региона для обеспечения его дальнейшего развития в социально-экономическом плане, максимального удовлетворения потребностей населения в определенных благах, услугах, эффектах государственного управления.

Цели и принципы регионального управления

Цель регионального управления – обеспечение развития регионов в социально-экономическом плане, а также его участия в развитии государства.

Региональное управление осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых можно отнести:

  • принцип децентрализации. Суть этого принципа состоит в перемещении акцентов в принятии государственных управленческих решений от федеральных органов управления к региональным властям. Этот принцип обеспечивает противодействие монополии федеральной власти, экономические свободы и полицентрическую систему принятия управленческих государственных решений, а также формирует основу для делегирования управленческих функций от федеральной власти региональным властям;
  • принцип партнерства. Суть этого принципа состоит в отказе от жесткой иерархии соподчиненности по вертикали. Этот принцип обеспечивает равенство субъектов регионального управления в процессе взаимодействия;
  • принцип адаптивности и мобильности. Суть этого принципа состоит в возможности регионального управления обеспечивать четкую реакцию на динамику внешней среды. Проявление этого принципа состоит в постоянной трансформации организационной и функциональной структуры регионального управления, позволяющей субъектам управления осуществлять быструю адаптацию к изменению рыночных условий функционирования;
  • принцип выделенных компетенций. Суть этого принципа состоит в наличии определенных компетенций, которые относятся к региональному уровню управления. В соответствии с этим принципом реализуется перераспределение функций федерального, регионального и муниципального управления, а также обеспечивается его исполнение с помощью определенных ресурсов.

Региональное управление призвано решать следующую совокупность задач:

  • во-первых, обеспечение роста качества и уровня жизни населения региона;
  • во-вторых, укрепление базы экономического развития региона;
  • в-третьих, обеспечение безопасности региона в экологическом смысле;
  • в-четвертых, развитие региональной инфраструктуры.

Функции регионального управления

Региональное управление представляет собой совокупность определенных функций, взаимосвязь которых обеспечивает планомерное социально-экономическое развитие регионов. К числу функций регионального управления можно отнести следующие:

  • функция целеполагания. Содержание этой функции обуславливается необходимостью осуществления прогнозирования развития региона в социально-экономическом плане на научной основе и разработки целевых программ регионального уровня. Главная цель рыночной экономики, имеющей социальную ориентированность, состоит в воспроизводстве условий, способных обеспечивать высокий уровень функционирования и жизнедеятельности граждан. Реализация этой функции осуществляется в процессе социально-экономической трансформации регионального хозяйства. Особую значимость эта функция приобретает в условиях переходного периода, когда каждому региону приходится обеспечивать поиск и завоевание определенной ниши на внутрироссийском и мировом рынке;
  • функция регулирования. Суть этой функции состоит в оказании прямого и опосредованного воздействия на объекты государственной собственности регионального уровня с целью максимально эффективного использования на благо развития региона;
  • функция стимулирования. Суть этой функции состоит в создании условий для развития различных видов промышленности на территории регионов, призванной обеспечивать формирование рабочих мест, экономического и инвестиционного потенциала и так далее.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Руководители регионов Российской Федерации

Региональные руководители России — Главы субъектов Российской Федерации — высшие должностные лица, представляющие субъект и возглавляющие его исполнительную власть. Избираются гражданами на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, депутатами законодательного органа субъекта Федерации по предложению Президента РФ. Отзыв высшего должностного лица субъекта РФ возможен на референдуме, для созыва которого необходимо не менее 25% подписей жителей субъекта. Для осуществления импичмента необходимо набрать на референдуме не менее 50% голосов избирателей, зарегистрировавшихся в регионе. В настоящее время высшие государственные должности в различных ных субъектах Российской Федерации именуются: президент республики; губернатор.

Связанные новости и события

  • 15.01.2020

    Президент России Владимир Путин 15 января 2020 года обратился с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. Церемония оглашения прошла в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Выступление главы государства длилось полтора часа и стало 26-м в новейшей истории России и 16-м для Владимира Путина. В своем обращении президент обозначил основные направления развития страны и поставил соответствующие задачи.

Руководители регионов Российской Федерации

ЗАКРЫТЬ X

  • Руководители регионов Российской Федерации

В
последние годы значительно усиливается
роль регионального
управления в
общей системе государственного управления, поскольку
именно через регионы осуществляется
руководство государством в целом.
Региональное управление выступает
проводником общероссийских интересов
с учетомрегиональной специфики.
Для нормальной жизнедеятельности
субъект Федерации как региональное звено
единой системы федеративного государства,
обладает всеми необходимыми полномочиями
в экономической, финансовой, правовой
сферах. Все насущные проблемы
жизнеобеспечения населения решаются
в субъектах Федерации. Органы управления субъектов
несут основную ответственность перед
населением и федеральным центром за
положение в регионе.

Под региональным
управлением понимают
государственное управление, которое
осуществляется органами государственной
власти субъектов РФ в
административно-территориальных
границах всеми подведомственными
отраслями и сферами, входящими в их
компетенцию, и в соответствии с
разграничением предметов ведения и
полномочий на основе федеративных
отношений.

Региональное управление отождествляется
с управлением в
границах территорий субъектов РФ, т.е.
территорий республик, краев, областей,
автономных округов и области, городов
федерального значения. Такое понимание
территориального управления является
базовым. При этом следует учитывать,
что правовое, организационное,
финансово-организационное
обеспечение регионального
управления не
может быть отвлечено от местного
самоуправления,имеющего,
как известно, территориальную основу
в административных границах субъектов
РФ.

Главной
целью регионального
управления является
повышение степени удовлетворения
социально-экономических потребностей
населения, проживающего на территории
конкретного региона, на основе комплексного
развития. Обоснованный с точки зрения
способности региональной власти
осуществлять свои функции уровень
хозяйственно-экономической самостоятельности
региона влияет на эффективность регионального
управления. По
мере приобретения регионами реальной
самостоятельности формируется новая,
собственно региональная сфера
интересов и ответственности.

К
наиболее значимым региональным интересам
относятся:

• соответствие
уровня и образа жизни населения
государственным и иным стандартам;

• наличие
бюджетно-финансовых и прочих материальных
источников (собственности и др.);

• потенциал
для использования имеющихся ресурсов,
мест приложения труда, интеллекта;

• наличие
инфраструктуры для развития внутри- и
межрегиональных связей;

• природрресурсный
и экологический потенциал региона;

• стабильность
общественно-политической и
национально-этнической ситуации.

С
учетом региональных интересов
формируются и активизируются цели, принципы
и методы регионального
управления.

2. Основные направления региональной политики

Региональная
политика –
сфера деятельности по управлению
экономического, социального,
научно-технического, политического
развития страны в региональном аспекте.

Содержанием
региональной политики в развитых странах
является:

1. Освоение новых
территорий, реконструкция экономики
депрессивных регионов.

Депрессивные
регионы —
регионы, которые имели в прошлом большие
темпы развития, а затем пришли в упадок.

2.Перераспределение
производства по территории страны.

3.Создание
новых промышленных узлов за пределами
традиционных поселений и не связанных
с традиционными промышленными центрами.

Необходимость
разработки и реализации региональной
политики в РФ определяется следующими
факторами:

1.
Необходимость учитывать специфику
регионов при проведении социально-экономической
реформы.

2.
Незавершенность и противоречивость
распределения компетенций между
федеральными и региональными властями.

3.
Политическая напряженность и межэтнические
конфликты в ряде регионов.

4.
Распад единого экономического пространства
и усиление центробежных тенденций в
РФ.

5.
Неравномерность территорий по качеству
и уровню жизни населения.

6.
Тяжелое положение отдельных регионов
по причине сложной экономической
обстановки, по причине чрезвычайной
зависимости от поставки сырья, ресурсов
и так далее.

Основная
цель региональной политики –
обеспечение единства и целостности
страны, а так же ослабление социальной
напряженности.

Стратегические
цели региональной политики в РФ:

1.
Реконструкция экономики традиционных
промышленных центров.

2.
Освоение новых территорий, возрождение
малых городов и сел, освоение заброшенных
сельскохозяйственных земель.

3.
Выравнивание уровня экономического
развития региона.

4.
Стабилизация социально-экономического
положения в северных и приравненных к
ним регионах.

5.
Продолжение процесса формирования
территориально-производственных
комплексов и промышленных узлов в
северных и восточных регионах.

6.
Стимулирование развития экспортных и
импортозамещающих производств,
формирование свободных экономических
зон.

7. Развитие
транспорта, связи и инфраструктуры
производства.

Соседние файлы в папке Пушкина Татьяна

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Региональный директор, он же территориальный, — штатный специалист, в зону ответственности которого относят деятельность филиалов компании на территории одного или нескольких регионов. 

Задачи и обязанности регионального директора

Большинство компаний, в штате которых работает региональный менеджер, разрабатывают должностную инструкцию. Локальный акт содержит задачи и обязанности, которые возлагаются на сотрудника, в зависимости от специфики направления деятельности организации. Но можно выделить общий перечень задач, которые должны решать региональные менеджеры.

  • разработка и внедрение на местах стратегического плана по развитию компании в конкретном регионе;
  • работа с деловыми партнерами, инвесторами, закупщиками, поставщиками, в том числе привлечение новых лиц к сотрудничеству;
  • анализ спроса потребителей в подконтрольном менеджеру регионе.

В обязанности территориальных руководителей входит:

  • анализ потребительской активности в регионе, их финансовых возможностей и исследование профессиональной деятельности конкурентов;
  • разработка стратегии по продвижению товара на рынке в черте региона;
  • расчет средств, полученных в процессе продажи товара;
  • использование инструментов принятой в регионе маркетинговой политики;
  • создание стратегического плана развития филиалов в регионе, что позволит увеличить прибыльность компании;
  • проведение деловых встреч, симпозиумов, которые направлены на привлечение инвесторов и партнеров по бизнесу;
  • развитие торговых представительств с дальнейшим контролем над их работой;
  • составление отчетности вышестоящим руководителям;
  • контроль над выполнением планов и получений руководства компании сотрудниками филиалов и представительств в регионах;
  • защита интересов фирмы в пределах территориальных границ.

Перечень обязанностей может быть расширен или, наоборот, сужен. Это зависит от кадровой политики организации и информации, прописанной в должностной инструкции. 

Необходимые для работы навыки

На регионального менеджера возлагается высокая ответственность. Поэтому чтобы занять должность, кандидат должен соответствовать определенным требованиям.

  • Работа управляющим по региональному развитию бизнеса требует от человека умения не только собирать информацию, но и анализировать ее.
  • Как любой управленец, территориальный менеджер, должен уметь стать четко сформулированные задачи для нижестоящих сотрудников. Осуществляя контроль, специалист стремится добиться выполнения планов по продажам. 
  • Умение прогнозировать — важный навык для любого управленца. Благодаря составленным прогнозам можно судить об эффективности того или иного проекта и целесообразности дальнейшей маркетинговой кампании.

Ну и, конечно же, региональный менеджер — это организатор. Для него не должно стать сложностью проведение семинара, конференции.

Личные качества директора

При трудоустройстве в компании на эту должность работодатель оценивает не только наличие профессиональных навыков у кандидата, но и его личные качества. Чтобы представлять крупную компанию в регионе, необходимо быть:

  • Коммуникабельным — предстоит много общаться как с партнерами по бизнесу, подчиненными, так и потенциальными покупателями.
  • Ответственным — грамотный менеджер подходит к выполнению своих обязанностей со всей серьезностью.
  • Целеустремленным — достичь высоких показателей продаж компании можно лишь в том случае, если делать все возможное для достижения поставленных руководством целей. 

Активная жизненная позиция, трудолюбие, готовность к командировкам, легкость на подъем, лидерские качество — все это необходимо будущему представителю организации. 

Какое нужно образование

Для того чтобы работать по этой профессии, необходимо экономическое или торгово-экономическое образование. Оптимальной будет специальность «Менеджмент предприятия», но можно выбрать направление «Управление проектами» или более узкий профиль, например, «Менеджмент в строительстве» и пр.

Обучение проходит как в очном, так и заочном формате. По завершению подготовки выдается диплом государственного образца с присвоенной выпускнику квалификацией «Менеджер». 

Образовательная программа по этим направлениям позволяет получить необходимо знания в области:

  • действующего законодательства, которое регулирует коммерческую деятельность и бизнес;
  • специфики рынка в регионе, куратором которого будет региональный управляющий;
  • основ менеджмента, административного права, экономики;
  • потребительских качеств товаров, их преимущества, а также весь ассортиментный ряд предлагаемых потребителям изделий;
  • принципов организации торговли;
  • потребностей и «болей» потенциальных клиентов;
  • делового этикета.

Во время прохождения образовательных программ студенты учатся составлять отчетность, а также изучают психологические особенности региональных продаж. 

Востребованность специалиста

Менеджеры — востребованные специалисты на рынке. Не являются исключением и «регионалы». Подтверждает это количество открытых работодателями вакансий и высокий уровень заработной платы. Средний размер зарплаты у регионалов — 80-100 тысяч рублей. 

Преимущества и недостатки профессии

Работа директора по развитию бизнеса в регионах — ответственна и сложна, поэтому при выборе профессии обязательно следует учитывать недостатки:

  • высокая ответственность — отвечать перед вышестоящими руководителями приходится не только за свою работу, но и за подчиненных;
  • отсутствует нормированный график;
  • необходимость постоянных командировок — регион включает в себя несколько городов, поэтому и ездить на производство придется постоянно;
  • во время работы директор постоянно находится в постоянном стрессе;
  • чтобы получить должность необходимо иметь опыт работы в сфере продаж (желательно на руководящей должности) от 3 до 5 лет.

Несмотря на существенные минусы профессии, есть у этой специальности и преимущества. Они выражаются в следующем:

  • специалисты получают высокую зарплату, что позволяет достичь материального благополучия;
  • на рынке наблюдается кадровый дефицит хороших управленцев, поэтому спрос на квалифицированных сотрудников велик;
  • работать в статусе директора престижно и респектабельно;
  • существуют перспективы дальнейшего карьерного роста.

Территориальный управляющий по развитию бизнеса в регионах — перспективная должность, которая позволит человеку реализовать себя, как грамотного управленца. Главное, получить высшее профильное образование, ориентироваться в современном законодательстве и развивать профессиональные навыки администрирования на местах. 
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уфнс по волгоградской области официальный сайт руководство по
  • Тестер рмм 600 инструкция по применению
  • Хондролюкс гринвей цена инструкция по применению
  • Oncam t810 инструкция на русском языке
  • Беспроводной bluetooth адаптер для stereo audio инструкция