Реорганизация гуп в гау пошаговая инструкция

Реорганизация МУП (ГУП): пошаговая инструкция

Реорганизация муниципальных предприятий, а также ГУП – это процедура, направленная на перерегистрацию в ООО и НКО. Этот процесс обязательный, он должен завершиться до 01.01.2025 года. Унитарные формы могут продолжать свою деятельность, но только в ограниченных сферах.

Реорганизация МУП (ГУП): пошаговая инструкция

Иллюстрация: Alex Tepetidis/pexels

Расскажем, почему нужно реорганизовать предприятие и как это происходит.

Реорганизация МУП (ГУП) – почему это нужно сделать

Реорганизация МУП (ГУП) проводится на законных основаниях. В начале 2020 года вступил в силу закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ.

Согласно принятым поправкам, деятельность некоторых ГУП и МУП запрещается (это касается конкурентных товарных рынков). Но, некоторые организации, которые не попадают под установленные нормы, могут продолжить свою работу.

Список сфер деятельности организаций которые не подлежат реорганизации следующий:

  • сфера культуры;

  • сфера искусства;

  • сфера обращения с радиоактивными отходами;

  • сфера естественной монополии;

  • сфера обеспечения жизнедеятельности и т.д.

Важно! Если компания не подходит под установленный список, она должна быть реорганизована или ликвидирована согласно установленному порядку, и в определенный период.

Формы реорганизации МУП (ГУП)

Реорганизация МУП (ГУП), как и других организаций, проводится согласно установленным формам. Выбор формы зависит от поставленной цели. Вне зависимости от варианта, в основе реорганизации лежит частичная или полная передача имущественных прав, обязанностей и активов новому юридическому лицу.

Согласно действующему законодательству, формы реорганизации МУП (ГУП) может быть следующими:

  • Слияние. Муниципальное учреждение может объединиться с иными организациями. Главная задача – достижение ранее установленной цели.

  • Присоединение. Муниципальное учреждение присоединяется к уже действующей компании или компаниям (без ограничений).

  • Разделение. МУП (ГУП) полностью прекращает деятельность, и разделяется на несколько компаний. Примечательно, что обязательному разделению подлежат активы, имущественные права и обязанности.

  • Преобразование. МУП (ГУП) может быть преобразовано в другую форму юридического лица.

  • Выделение. Среди всех объединенных компаний, выделяется основная.

Выбрать можно любую форму из перечисленных. Главное – необходимо учитывать нормы действующего законодательства, а также цель процесса.

Реорганизация МУП (ГУП) – пошаговая инструкция

Главная особенность процесса реорганизации заключается в необходимости отчуждения МУП (ГУП) в собственность юридических или физических лиц.

Реорганизация МУП (ГУП) – пошаговая инструкция

  1. Принятие решения. Решение о необходимости реорганизации принимается на законодательном уровне, или на совете учредителей. Информация обязательно фиксируется в протоколе. Документ подписывается всеми участниками голосования.

  2. Извещение налоговой службы. ФНС необходимо известить о процессе реорганизации. Для этого в налоговую службу направляется извещение в письменной форме, но только в ту организацию, которая территориально относится к компании. На процедуру отводится три рабочих дня, после подписания протокола о реорганизации. Также требуется публикация в ЕФРСФДЮЛ. В течение 3-х рабочих дней с даты принятия решения публикуем сообщение в Едином федеральном реестре юридических значимых сведений (ЕФРСФДЮЛ).

  3. Инвентаризация. Процедура инвентаризации и аудита с учетом получения аудиторского заключения является обязательным процессом.

  4. Публикация в СМИ. Информация о реорганизации, а также регулярное обновление сведений о процедуре, необходимо публиковать дважды с периодичностью один раз в месяц в месяц в журнале «Вестник государственной регистрации».

  5. Формирование промежуточного баланса. Отчет формируется по итогам предшествующей инвентаризации.

  6. Составление передаточного акта. Документ формируется на основании бухгалтерских документов, а также ранее составленного аудиторского заключения. Передаточный акт содержит расчет балансовой стоимости. В нём должны быть урегулированы все вопросы касающиеся правопреемства.

  7. Собрание новых участников. На собрании утверждается новый устав и назначается управляющий, который одновременно и становится директором компании.

Процедура реорганизации МУП (ГУП) считается завершенной после того, как все полномочия и имущества переходят к новому правопреемнику.

Когда реорганизация должна быть завершена?

Законодательством РФ установлен срок перехода МУП (ГУП) в другую организационно-правовую форму. На этот период отводится – 5 лет. Если перерегистрация нецелесообразна, в установленный период необходимо провести полную ликвидацию.

Разобраться с вопросами реорганизации, а также выполнить процедуру при сопровождении экспертов, можно через портал «Консалтинг.Онлайн». Мы предлагаем комплексные услуги по реорганизации предприятий, с учетом действующего законодательства. Работа проводится в установленные сроки, с полным сопровождением в государственных органах.

ВОПРОС: Пошаговый порядок преобразования муниципального унитарного предприятия в муниципальное казенное учреждение.

ОТВЕТ:

Учитывая, что текст вопроса не содержал более детальной информации, касающейся текущей деятельности унитарного предприятия, а также планируемой деятельности вновь создаваемого казенного учреждения, подготовка ответа осуществлялась исходя из следующих допущений.

Предполагаем, что вопрос задан вследствие внесения изменений Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 485-ФЗ в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (№ 161-ФЗ от 14.11.2002 г.) и Федеральный закон «О защите конкуренции» (№ 135-ФЗ от 26.07.2006 г.), в том числе в части запрета на осуществление унитарными предприятиями деятельности на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, вследствие чего унитарные предприятия, созданные до 8 января 2020 года подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2025 года.

Поскольку ГЕО ДАННЫЕ содержат отсылку на местоположение автора в городе Новосибирске, то при подготовке ответа использованы не только нормативные правовые акты федерального уровня, но и акты, утвержденные на уровне города Новосибирска.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ), в порядке, предусмотренном законодательством.

Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования, согласно полномочиям, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подпункт 6 пункта 10 статьи 35).

В городе Новосибирске порядок создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями установлен Решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.12.2010 г. № 246.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы, в том числе в форме казенного учреждения. В этом случае, имущество, передаваемое от предприятия, закрепляется за создаваемым учреждением на праве оперативного управления (за исключением земельных участков, которые предоставляются учреждению на праве постоянного бессрочного пользования).

Права унитарного предприятия на имущество прекращаются.

Согласно нормам Федерального закона № 161-ФЗ деятельность унитарного предприятия связана с осуществлением хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Казенное же учреждение является некоммерческой организацией, «не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» (статья 2 «Некоммерческая организация» Федерального закона № 7-ФЗ[1]). Казенное учреждение создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В городе Новосибирске создание, реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений осуществляется на основании Постановления мэрии города Новосибирска от 15.02.2011 г. № 1300[2] (далее — Порядок). Данный документ содержит Порядок, определяющий в том числе процедуру принятия решения о реорганизации муниципального учреждения города Новосибирска, изменения его типа, утверждения устава муниципального учреждения и внесения в него изменений, контроля за деятельностью муниципальных учреждений, осуществление иных полномочий учредителя. В соответствии с Уставом города Новосибирска функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений осуществляет мэрия города Новосибирска. От имени мэрии функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений осуществляют структурные подразделения мэрии в пределах предоставленных им полномочий (далее — соответствующее структурное подразделение мэрии) и департамент земельных и имущественных отношений мэрии.

Основываясь на нормах вышеупомянутых нормативных правовых актов федерального и муниципального уровня, предлагаем пошаговый план мероприятий по преобразованию муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) в муниципальное казенное учреждение (далее — МКУ), включающий перечень действий всех участников данного процесса, представленный в  Таблице №1:

Таблица 1. План мероприятий по преобразованию МУП в МКУ

Мероприятие

Комментарии

НПА

Мэрия города Новосибирска

1.

Принятие решения о реорганизации муниципального унитарного предприятия путем преобразования в муниципальное казенное учреждение (далее – Решение) в форме правового акта мэрии на основании совместного предложения соответствующего структурного подразделения мэрии, департамента и Администрации.

Совместное предложение должно содержать:             1. обоснование целесообразности реорганизации муниципального предприятия;
2. информацию о кредиторской задолженности реорганизуемого муниципального предприятия, в том числе просроченной.

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

В постановлении мэрии о реорганизации муниципального предприятия должно быть указано:
1. наименование муниципального предприятия, участвующего в процессе реорганизации, с указанием его типа;
2. форма реорганизации муниципального предприятия;
3. наименование муниципального учреждения после завершения процесса реорганизации;
4. информация об изменении (сохранении) основных целей и видов деятельности реорганизуемого муниципального предприятия;
5. мероприятия по реорганизации муниципального предприятия.

Пункт 3.2 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 22.12.2010 г. № 246 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске»

Решение о реорганизации муниципального унитарного предприятия, оформленное правовым актом мэрии, направляется для информации в Совет депутатов города Новосибирска

2.

Согласование передаточного акта муниципального предприятия

В передаточном акте указываются положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного муниципального унитарного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого муниципального унитарного предприятия, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Подпункт д) статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Пункт 3.4 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 22.12.2010 г. № 246 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске»

Муниципальное унитарное предприятие, реорганизуемое в муниципальное казенное учреждение

3

Направление в письменной форме уведомления в налоговый орган о начале реорганизации муниципального унитарного предприятия

В течение 3 рабочих дней с даты принятия Решения (п.1)

Статья 60 Гражданского кодекса Российской Федерации;

Статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

4.

Направление в письменной форме уведомления всем известным кредиторам о реорганизации муниципального унитарного предприятия

Не позднее 30 дней с даты принятия Решения (п.1)

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

5.

Опубликование в СМИ (журнал «Вестник государственной регистрации» https://www.vestnik-gosreg.ru/) уведомления о реорганизации муниципального унитарного предприятия

Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

Статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Статья 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

6.

Ожидание письменных требований кредиторов о прекращении или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения убытков (при наличии)

В течение 30 дней с события, отраженного в п.4 или п. 5 настоящей таблицы

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

7.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия

Срок не регламентирован, может устанавливаться Решением (п.1)

Необходимость проведения мероприятия может быть установлена местными нормативно-правовыми актами

8.

Формирование и представление разделительного баланса на утверждение в мэрию города Новосибирска (функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений осуществляют структурные подразделения мэрии в пределах предоставленных им полномочий)

Срок не регламентирован, может устанавливаться Решением (п.1)

9.

Подготовка передаточного акта по состоянию на __ _________(дата, указанная в решении о реорганизации МУП)

Срок не регламентирован, может устанавливаться Решением (п.1)

Подпункт д) статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

10.

Разработка и представление на согласование и утверждение проекта нового Устава МКУ

Приложение № 3 к Порядку создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска, утвержденному Постановлением от 15.02.2011 г. № 1300 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска»;

Устав казенного учреждения в т.ч. должен содержать:
— наименование учреждения;
— указание на тип учреждения -казенное;
— сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
— исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

11.

Направление в налоговый орган заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с приложением:

— учредительных документов создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

— передаточного акта;

— документа об уплате государственной пошлины (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

Статья 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Приказ ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

12.

После внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о создании юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования и прекращении деятельности ГУП (МУП):
— принятие к бюджетному учету недвижимого и движимого имущества согласно передаточному акту;
— осуществление мероприятий по государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, указанных в передаточном акте, в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Пункт 6 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

13

Разработка проектов организационно-распорядительных документов, необходимых для выпуска распоряжения о создании нового МКУ путем реорганизации

13.1.

Подготовка Учетной политики МКУ

Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)»

13.2.

Разработка структуры МКУ

Постановление мэрии города Новосибирска от 15.02.2011 г. года № 1300 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска»

13.3.

Разработка Положений об отделах, вошедших в согласованную структуру МКУ

Статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации

13.4.

Разработка правил внутреннего трудового порядка

 

Статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации

14.

Разработка проектов кадровых документов, необходимых для выпуска распоряжения о создании нового МКУ путем реорганизации

14.1.

Подготовка проекта штатного расписания МКУ

Статьи 15 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации

14.2.

Проекты должностных инструкций работников МКУ

 

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции» (следует учитывать, что, несмотря на то, что в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности)

14.3.

Ознакомление работников МУП с решением о реорганизации в МКУ

 

Статья 75 Трудового кодекса Российской Федерации

15.

Разработка финансовых документов

15.1.

Формирование экономического обоснования объема финансового обеспечения деятельности создаваемого казенного учреждения (МКУ)

Постановление Мэрии города Новосибирска от 15.06.2016 г. № 2510 «О правилах определения нормативных затрат на обеспечение функции муниципальных органов города Новосибирска, отраслевых (функциональных) и территориальных органов мэрии города Новосибирска и подведомственных муниципальных казенных учреждений города Новосибирска»

15.2.

Обоснование стоимости услуг (работ), которые будут оказываться (выполняться) создаваемым учреждением и расчетно-нормативных расходов на содержание имущества учреждения (в случае доведения  муниципального задания)

Нормативные затраты в части затрат на обеспечение функций казенных учреждений, которым утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), определяются в соответствии с Порядком финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), установленным соответствующим постановлением мэрии города Новосибирска

15.3.

Формирование перечня видов деятельности МКУ в виде проекта муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) (в случае, если учредителем принято решение о доведении муниципального задания до казенного учреждения)

Постановление Мэрии города Новосибирска от 19.12.2016 г. № 5804 «О порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) муниципального учреждения города Новосибирска»

15.4.

Формирование бюджетной сметы МКУ, которую составляют, утверждают и ведут в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации

показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Статья 221 «Бюджетная смета» Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Пример НПА г.Новосибирска:

Приказ департамента информационной политики мэрии города Новосибирска № 61-од от 29.12.2018 г. «Об утверждении Порядка составления, утверждения, согласования и ведения бюджетной сметы департамента информационной политики мэрии города Новосибирска и муниципального казенного учреждения» (данный пример приведен поскольку вид деятельности создаваемого МКУ в поступившем вопросе не отражен).

Структурное подразделение мэрии города Новосибирска, выполняющие функции и полномочия учредителя от имени мэрии в отношении реорганизованного муниципального казенного учреждения

16.

Утверждение Устава казенного учреждения / внесения в него изменений

См. пункт 10 настоящей таблицы (в части требований к форме и структуре Устава);

Пункт 1.2. Постановления мэрии города Новосибирска от 15.02.2011 г. № 1300 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска».

17.

Утверждение передаточного акта и разделительного баланса

См. пункты 8 и 9 настоящей таблицы;

Пункт 3.4 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 22.12.2010 г. № 246 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске».

18.

Утверждение предоставленного трудового договора с директором МУП, внесение изменений

См. пункты 10, 13, 14 настоящей таблицы

19.

Утверждение проектов организационно-распорядительных документов

См. пункт 13 настоящей таблицы

20.

Утверждение кадровых документов, необходимых для выпуска распоряжения о создании нового МКУ путем реорганизации

См. пункт 14 настоящей таблицы

21.

Утверждение финансовых документов

См. пункт 15 настоящей таблицы

22.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (при необходимости):

22.1.

Рассмотрение и одобрение предложений руководителя казенного учреждения о совершении сделок с имуществом казенного учреждения в случаях, когда федеральным законодательством для совершения таких сделок требуется согласие учредителя

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

22.2.

Согласование отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком казенного учреждения.

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска

23.

Закрепление имущества на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования за МКУ

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Ответ подготовили:

Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Базеева Альмира

Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Буянова Наталья

Консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Соколов Вячеслав

[1] Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Постановление мэрии города Новосибирска от 15.02.2011 г. № 1300 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска».

Реорганизация МУПа в акционерное общество происходит путем преобразования с изменением формы собственности с государственной на частную. Когда этот процесс завершится, администрация муниципального образования потеряет права на активы МУПа, но в то же время получит права на ценные бумаги акционерного общества. Если собираетесь в 2021 году преобразовать унитарное предприятие, то уже сейчас примите по нему решение. Тогда успеете внести предприятие в план приватизации и учесть доходы в проекте бюджета. 

Процедуру преобразования вы обязаны провести по правилам Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Если их нарушить, то прокурор или счетная палата может подать на муниципалитет в суд. Если суд признает реорганизацию недействительной, акционерное общество могут ликвидировать, а должностных лиц органов местного самоуправления привлечь к административной ответственности. Чтобы этого не произошло, действуйте по алгоритму из этой статьи.

Шаг 1. Примите решение о преобразовании МУПа в АО

Решение о преобразовании муниципального унитарного предприятия принимает местная администрация. Она — орган, действующий от имени собственника унитарного предприятия, то eсть муниципального образования. Оформите решение письменно.

На заметку: Почему муниципалитетам придется избавиться от большинства унитарных предприятий

С 8 января 2020 года органы местного самоуправления вправе создавать унитарные предприятия лишь для осуществления деятельности в сферах:

  • естественных монополий; 
  • культуры, искусства, кинематографии, сохранения культурных ценностей; 
  • обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера; 
  • устранения последствий ЧС и недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Остальные предприятия, которые функционируют на конкурентных рынках, придется ликвидировать или реорганизовать до 2025 года (Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ). Что именно делать с МУПом — ликвидировать или реорганизовывать, — решает его учредитель.

Шаг 2. Проследите за тем, чтобы МУП уведомил о предстоящей реорганизации налоговиков и кредиторов

МУП обязан уведомить налоговый орган и кредиторов о начале процедуры реорганизации. Это требование указано в части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Документ: Уведомьте налоговый орган о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003 (утв. приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@)

Налоговую инспекцию унитарное предприятие должно уведомить в течение трех рабочих дней после принятия решения о преобразовании. Уведомление направляют по месту регистрации предприятия. К уведомлению надо приложить решение администрации муниципального образования о преобразовании.

Чтобы оповестить всех кредиторов, времени нужно больше. Уведомления надо разослать не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения о реорганизации. Такой срок установлен в пункте 7 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласие кредиторов на перевод их требований на правопреемника унитарного предприятия не требуется. Но кредиторы вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков. Это требование они вправе заявить в течение 30 дней с даты, когда МУП направил уведомление о реогранизации в акционерное общество. Заявленные кредиторами требования орган местного самоуправления рассматривает при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия.

Шаг 3. Включите реорганизацию МУПа в прогнозный план или программу приватизации

Включите реорганизацию МУПа в форме преобразования в план приватизации на будущий год. Укажите срок, условия и порядок изменения статуса унитарного предприятия. Прогнозный план или программу приватизации имущества на будущий год утверждает представительный орган местного самоуправления.

Шаг 4. Проведите инвентаризацию имущества и финансовых обязательств

На заметку: Проведите инвентаризацию в том числе объектов незавершенного строительства, товаров, запасов готовой продукции, оборудования, инвентаря, сырья

Приказ о проведении инвентаризации имущества, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии издает руководитель МУПа. В состав инвентаризационной комиссии включают специалистов комитета по управлению имуществом и профильных отделов местной администрации.

Объекты инвентаризации:

  • движимое и недвижимое имущество, независимо от его местонахождения и цели использования; 
  • имущество, которое не принадлежит организации, но числится в бухгалтерском учете (например, арендованное, полученное для переработки); 
  • имущество, не учтенное по каким-либо причинам; 
  • денежные средства; 
  • все виды финансовых обязательств.

В ходе инвентаризации проводят осмотр всех объектов, составляют описи и выявляют расхождения между данными учета и данными осмотра. Затем оформляют акт о результатах инвентаризации. Форма акта утверждена приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

Шаг 5. Составьте промежуточный баланс МУПа

На заметку: Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости

Промежуточный баланс унитарного предприятия составляют с учетом результатов инвентаризации имущества на дату подписания акта инвентаризации. На основе данных баланса бухгалтер рассчитает балансовую стоимость подлежащих приватизации активов. Ее определяют как сумму стоимости чистых активов и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Шаг 6. Проведите аудиторскую проверку итогов инвентаризации и промежуточного баланса

Привлеките аудитора, который проверит итоги инвентаризации и промежуточный баланс. Аудитор составит заключение. В нем будет информация о периоде аудиторской проверки, составе финансовой или бухгалтерской отчетности организации, использованных нормативах, целях, методах и результатах проверки.

Заключение подписывают уполномоченное лицо аудиторской организации и руководитель аудиторской проверки. Также должны быть указаны номер, тип квалификационного аттестата аудитора и срок его действия. Аудитор ставит на документе печать.

Шаг 7. Определите состав приватизируемого и не подлежащего приватизации имущества

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяют в передаточном акте. Подготовьте этот документ на основе данных акта инвентаризации имущества МУПа, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте укажите:

  • виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия (здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция); 
  • права требования, обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; 
  • права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания; 
  • сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Все, что вы не включили в состав подлежащих приватизации активов предприятия, муниципалитет не приватизирует и изымает.

Шаг 8. Определитесь с капиталом акционерного общества

Размер уставного капитала АО, создаваемого посредством преобразования МУПа, равен балансовой стоимости его активов

На этом этапе утвердите размер уставного капитала АО, определите номинальную стоимость и количество акций.

Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости его активов, подлежащих приватизации. Но при этом нужно соблюдать ограничения. Минимальный размер уставного капитала публичного АО — 100 тыс. руб., непубличного — 10 тыс. руб. (ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Шаг 9. Издайте постановление об условиях приватизации МУПа

Постановлением об условиях приватизации утвердите:

  • размер уставного капитала АО, количество акций и их номинальную стоимость; 
  • состав подлежащего приватизации имущества МУПа; 
  • перечень объектов, не подлежащих приватизации; 
  • устав акционерного общества, который пишется на данном этапе; 
  • передаточный акт; 
  • состав совета директоров АО; 
  • состав ревизионной комиссии; 
  • регистратора общества и условия договора с ним.

Также назначьте постановлением руководителя АО. До первого общего собрания акционеров директором или генеральным директором АО назначают прежнего руководителя МУПа (п. 5 ст. 37 Закона № 178-ФЗ).

Образец постановления об условиях приватизации МУПа посмотрите ниже.

Шаг 10. Утвердите решение о выпуске ценных бумаг

Решение о выпуске ценных бумаг при реорганизации МУПа утверждает уполномоченный орган управления им. Документ подписывает руководитель МУПа.

Акции можно разместить среди ограниченного круга инвесторов или на бирже.

Шаг 11. Подготовьте эмиссионную документацию

Выпуск акций нужно зарегистрировать в ЦБ. Для этого понадобятся:

На заметку: Госпошлина за регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг составляет 35 тыс. руб. (подп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК)

  • копия устава МУПа в действующей редакции со всеми внесенными в него изменениями; 
  • документ, подтверждающий государственную регистрацию МУПа; 
  • копия решения уполномоченного органа о реорганизации МУПа с приложениями; 
  • решение о выпуске ценных бумаг; 
  • копия решения уполномоченного органа об утверждении решения о выпуске ценных бумаг; 
  • заявление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг; 
  • платежное поручение на перечисление госпошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг; 
  • опись представляемых документов; 
  • электронный носитель, содержащий текст решения о выпуске ценных бумаг и опись предоставляемых документов.

ЦБ выдаст документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного или идентификационного номера.

Шаг 12. Зарегистрируйте АО

Ценные бумаги акционерного общества, создаваемого в результате преобразования МУПа, считаются размещенными в день государственной регистрации общества. Поскольку сведения о МУПе уже имеются в ЕГРЮЛ, реорганизация унитарного предприятия потребует лишь изменения формы хозяйствования юридического лица. Для этого нужно внести изменения в ЕГРЮЛ. Подайте в орган государственной регистрации:

  • заявление о государственной регистрации акционерного общества, создаваемого путем реорганизации МУПа; 
  • устав акционерного общества в двух экземплярах; 
  • передаточный акт; 
  • документ об уплате государственной пошлины; 
  • документ, подтверждающий присвоение выпуску акций государственного регистрационного или идентификационного номера.

В заявлении о государственной регистрации акционерного общества укажите:

На заметку: Подлинность подписи заявителя, уполномоченного органом МСУ, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке

  • ОКПО, ИНН реорганизованного предприятия; 
  • его полное наименование; 
  • почтовый индекс и полный адрес унитарного предприятия; 
  • причину внесения изменений в ЕГРЮЛ; 
  • информацию об акционерах; 
  • информацию об учредителях.

С момента регистрации акционерного общества деятельность унитарного предприятия прекращается.

Шаг 13. Разместите информацию в СМИ

Информацию о процедуре преобразования нужно разместить в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 63 ГК, п. 1 приказа ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Для публикации придется собрать комплект документов: заявление, сопроводительное письмо, решение о реорганизации, квитанцию об оплате публикации. Подробную инструкцию и бланки документов для размещения информации в «Вестнике» вы найдете на сайте vestnik-gosreg.ru.

Как складываются отношения с работниками после реорганизации МУПа в АО

Акционерное общество, созданное в процессе приватизации имущественного комплекса МУПа, обязано соблюдать коллективный договор, действовавший до приватизации. По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации АО его работники, совет директоров, исполнительный орган АО могут предложить заключить новый коллективный договор или продлить на срок до трех лет действие прежнего договора.

После приватизации трудовые отношения с работниками бывшего МУПа могут быть продолжены либо изменены или прекращены в соответствии с трудовым законодательством. Если руководитель унитарного предприятия осуществлял свою деятельность на основе гражданско-правового договора, отношения с ним регулируются в соответствии с гражданским законодательством и данным договором.

Реорганизация муниципальных предприятий — процесс, который должен завершиться к началу 2025 года. Он коснется только тех унитарных структур, которые работают на конкурентных рынках.

Основания для реорганизации или ликвидации

Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.

Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.

Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.

В какие сроки надо провести процедуру

На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

Кого не изменения коснутся

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

Этот перечень правительство вправе дополнять.

Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.

Как провести реорганизацию

Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму. Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.

Перейдем к пошаговому алгоритму, как реорганизовать унитарное предприятие.

Шаг 1

Собственник имущества (учредитель) принимает решение о реорганизации МУП (ГУП). В документе на основании ст. 34 закона №161-ФЗ необходимо указать цели деятельности нового учреждения, наименование учредителя, перечень мероприятий по преобразованию.

Шаг 2

Подать уведомление о начале процедуры реорганизации в ФНС по форме №Р12003. Документ подписывает руководитель унитарного предприятия. Срок подачи уведомления — 3 дня с момента принятия решения.

Шаг 3

В течение 30 дней о реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов. Эту информацию передают в письменной форме каждому из известных лиц и дополнительно публикуют в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации».

Шаг 4

Собственник утверждает устав нового учреждения и передаточный акт. Хотя в ГК РФ и законе №161-ФЗ не указано, что этот акт нужен при реорганизации путем преобразования, при выделении и разделении он обязателен.

Шаг 5

Последний этап — передать все документы в ФНС на регистрацию не ранее 30 дней со дня уведомления всех кредиторов. Понадобятся:

  • заявление по форме №Р12001;
  • учредительные документы;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Останется только дождаться документов, и процедура завершена.

Реорганизация унитарных предприятий

Процесс реорганизации — не повод для расторжения трудовых договоров с сотрудниками, как заявлено в законе №161-ФЗ. Но сами работники вправе отказаться продолжить трудиться, если изменились условия работы.

Последствия отказа от проведения процедуры

Если собственники унитарного предприятия не начали процесс в установленные сроки, после 1 января 2025 года ФАС подаст иск, и в судебном порядке учреждение ликвидируют. Отдельная пошаговая инструкция по ликвидации МУП (ГУП) не предусмотрена, ориентироваться следует на общие нормы гражданского законодательства.

Мотрой Алена

Мотрой Алена
Журналист

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности «Журналистика и наука общения». В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой

Все статьи автора

ВОПРОС: Пошаговый порядок преобразования муниципального унитарного предприятия в муниципальное казенное учреждение.

ОТВЕТ:

Учитывая, что текст вопроса не содержал более детальной информации, касающейся текущей деятельности унитарного предприятия, а также планируемой деятельности вновь создаваемого казенного учреждения, подготовка ответа осуществлялась исходя из следующих допущений.

Предполагаем, что вопрос задан вследствие внесения изменений Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 485-ФЗ в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (№ 161-ФЗ от 14.11.2002 г.) и Федеральный закон «О защите конкуренции» (№ 135-ФЗ от 26.07.2006 г.), в том числе в части запрета на осуществление унитарными предприятиями деятельности на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, вследствие чего унитарные предприятия, созданные до 8 января 2020 года подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2025 года.

Поскольку ГЕО ДАННЫЕ содержат отсылку на местоположение автора в городе Новосибирске, то при подготовке ответа использованы не только нормативные правовые акты федерального уровня, но и акты, утвержденные на уровне города Новосибирска.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ), в порядке, предусмотренном законодательством.

Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий определяется представительным органом муниципального образования, согласно полномочиям, установленным Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подпункт 6 пункта 10 статьи 35).

В городе Новосибирске порядок создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями установлен Решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.12.2010 г. № 246.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования в юридическое лицо иной организационно-правовой формы, в том числе в форме казенного учреждения. В этом случае, имущество, передаваемое от предприятия, закрепляется за создаваемым учреждением на праве оперативного управления (за исключением земельных участков, которые предоставляются учреждению на праве постоянного бессрочного пользования).

Права унитарного предприятия на имущество прекращаются.

Согласно нормам Федерального закона № 161-ФЗ деятельность унитарного предприятия связана с осуществлением хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Казенное же учреждение является некоммерческой организацией, «не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками» (статья 2 «Некоммерческая организация» Федерального закона № 7-ФЗ[1]). Казенное учреждение создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В городе Новосибирске создание, реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений осуществляется на основании Постановления мэрии города Новосибирска от 15.02.2011 г. № 1300[2] (далее — Порядок). Данный документ содержит Порядок, определяющий в том числе процедуру принятия решения о реорганизации муниципального учреждения города Новосибирска, изменения его типа, утверждения устава муниципального учреждения и внесения в него изменений, контроля за деятельностью муниципальных учреждений, осуществление иных полномочий учредителя. В соответствии с Уставом города Новосибирска функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений осуществляет мэрия города Новосибирска. От имени мэрии функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений осуществляют структурные подразделения мэрии в пределах предоставленных им полномочий (далее — соответствующее структурное подразделение мэрии) и департамент земельных и имущественных отношений мэрии.

Основываясь на нормах вышеупомянутых нормативных правовых актов федерального и муниципального уровня, предлагаем пошаговый план мероприятий по преобразованию муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) в муниципальное казенное учреждение (далее — МКУ), включающий перечень действий всех участников данного процесса, представленный в  Таблице №1:

Таблица 1. План мероприятий по преобразованию МУП в МКУ

Мероприятие

Комментарии

НПА

Мэрия города Новосибирска

1.

Принятие решения о реорганизации муниципального унитарного предприятия путем преобразования в муниципальное казенное учреждение (далее – Решение) в форме правового акта мэрии на основании совместного предложения соответствующего структурного подразделения мэрии, департамента и Администрации.

Совместное предложение должно содержать:             1. обоснование целесообразности реорганизации муниципального предприятия;
2. информацию о кредиторской задолженности реорганизуемого муниципального предприятия, в том числе просроченной.

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

В постановлении мэрии о реорганизации муниципального предприятия должно быть указано:
1. наименование муниципального предприятия, участвующего в процессе реорганизации, с указанием его типа;
2. форма реорганизации муниципального предприятия;
3. наименование муниципального учреждения после завершения процесса реорганизации;
4. информация об изменении (сохранении) основных целей и видов деятельности реорганизуемого муниципального предприятия;
5. мероприятия по реорганизации муниципального предприятия.

Пункт 3.2 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 22.12.2010 г. № 246 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске»

Решение о реорганизации муниципального унитарного предприятия, оформленное правовым актом мэрии, направляется для информации в Совет депутатов города Новосибирска

2.

Согласование передаточного акта муниципального предприятия

В передаточном акте указываются положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного муниципального унитарного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого муниципального унитарного предприятия, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Подпункт д) статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Пункт 3.4 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 22.12.2010 г. № 246 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске»

Муниципальное унитарное предприятие, реорганизуемое в муниципальное казенное учреждение

3

Направление в письменной форме уведомления в налоговый орган о начале реорганизации муниципального унитарного предприятия

В течение 3 рабочих дней с даты принятия Решения (п.1)

Статья 60 Гражданского кодекса Российской Федерации;

Статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Приказ ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

4.

Направление в письменной форме уведомления всем известным кредиторам о реорганизации муниципального унитарного предприятия

Не позднее 30 дней с даты принятия Решения (п.1)

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

5.

Опубликование в СМИ (журнал «Вестник государственной регистрации» https://www.vestnik-gosreg.ru/) уведомления о реорганизации муниципального унитарного предприятия

Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

Статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Статья 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

6.

Ожидание письменных требований кредиторов о прекращении или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения убытков (при наличии)

В течение 30 дней с события, отраженного в п.4 или п. 5 настоящей таблицы

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

7.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств муниципального унитарного предприятия

Срок не регламентирован, может устанавливаться Решением (п.1)

Необходимость проведения мероприятия может быть установлена местными нормативно-правовыми актами

8.

Формирование и представление разделительного баланса на утверждение в мэрию города Новосибирска (функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений осуществляют структурные подразделения мэрии в пределах предоставленных им полномочий)

Срок не регламентирован, может устанавливаться Решением (п.1)

9.

Подготовка передаточного акта по состоянию на __ _________(дата, указанная в решении о реорганизации МУП)

Срок не регламентирован, может устанавливаться Решением (п.1)

Подпункт д) статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

10.

Разработка и представление на согласование и утверждение проекта нового Устава МКУ

Приложение № 3 к Порядку создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска, утвержденному Постановлением от 15.02.2011 г. № 1300 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска»;

Устав казенного учреждения в т.ч. должен содержать:
— наименование учреждения;
— указание на тип учреждения -казенное;
— сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
— исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

11.

Направление в налоговый орган заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, с приложением:

— учредительных документов создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);

— передаточного акта;

— документа об уплате государственной пошлины (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления

Статья 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

Статья 14 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Приказ ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

12.

После внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о создании юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования и прекращении деятельности ГУП (МУП):
— принятие к бюджетному учету недвижимого и движимого имущества согласно передаточному акту;
— осуществление мероприятий по государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, указанных в передаточном акте, в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Пункт 6 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

13

Разработка проектов организационно-распорядительных документов, необходимых для выпуска распоряжения о создании нового МКУ путем реорганизации

13.1.

Подготовка Учетной политики МКУ

Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н (ред. от 07.02.2020) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)»

13.2.

Разработка структуры МКУ

Постановление мэрии города Новосибирска от 15.02.2011 г. года № 1300 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска»

13.3.

Разработка Положений об отделах, вошедших в согласованную структуру МКУ

Статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации

13.4.

Разработка правил внутреннего трудового порядка

 

Статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации

14.

Разработка проектов кадровых документов, необходимых для выпуска распоряжения о создании нового МКУ путем реорганизации

14.1.

Подготовка проекта штатного расписания МКУ

Статьи 15 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации

14.2.

Проекты должностных инструкций работников МКУ

 

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции» (следует учитывать, что, несмотря на то, что в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности)

14.3.

Ознакомление работников МУП с решением о реорганизации в МКУ

 

Статья 75 Трудового кодекса Российской Федерации

15.

Разработка финансовых документов

15.1.

Формирование экономического обоснования объема финансового обеспечения деятельности создаваемого казенного учреждения (МКУ)

Постановление Мэрии города Новосибирска от 15.06.2016 г. № 2510 «О правилах определения нормативных затрат на обеспечение функции муниципальных органов города Новосибирска, отраслевых (функциональных) и территориальных органов мэрии города Новосибирска и подведомственных муниципальных казенных учреждений города Новосибирска»

15.2.

Обоснование стоимости услуг (работ), которые будут оказываться (выполняться) создаваемым учреждением и расчетно-нормативных расходов на содержание имущества учреждения (в случае доведения  муниципального задания)

Нормативные затраты в части затрат на обеспечение функций казенных учреждений, которым утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), определяются в соответствии с Порядком финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), установленным соответствующим постановлением мэрии города Новосибирска

15.3.

Формирование перечня видов деятельности МКУ в виде проекта муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) (в случае, если учредителем принято решение о доведении муниципального задания до казенного учреждения)

Постановление Мэрии города Новосибирска от 19.12.2016 г. № 5804 «О порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) муниципального учреждения города Новосибирска»

15.4.

Формирование бюджетной сметы МКУ, которую составляют, утверждают и ведут в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации

показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Статья 221 «Бюджетная смета» Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Пример НПА г.Новосибирска:

Приказ департамента информационной политики мэрии города Новосибирска № 61-од от 29.12.2018 г. «Об утверждении Порядка составления, утверждения, согласования и ведения бюджетной сметы департамента информационной политики мэрии города Новосибирска и муниципального казенного учреждения» (данный пример приведен поскольку вид деятельности создаваемого МКУ в поступившем вопросе не отражен).

Структурное подразделение мэрии города Новосибирска, выполняющие функции и полномочия учредителя от имени мэрии в отношении реорганизованного муниципального казенного учреждения

16.

Утверждение Устава казенного учреждения / внесения в него изменений

См. пункт 10 настоящей таблицы (в части требований к форме и структуре Устава);

Пункт 1.2. Постановления мэрии города Новосибирска от 15.02.2011 г. № 1300 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска».

17.

Утверждение передаточного акта и разделительного баланса

См. пункты 8 и 9 настоящей таблицы;

Пункт 3.4 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 22.12.2010 г. № 246 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске».

18.

Утверждение предоставленного трудового договора с директором МУП, внесение изменений

См. пункты 10, 13, 14 настоящей таблицы

19.

Утверждение проектов организационно-распорядительных документов

См. пункт 13 настоящей таблицы

20.

Утверждение кадровых документов, необходимых для выпуска распоряжения о создании нового МКУ путем реорганизации

См. пункт 14 настоящей таблицы

21.

Утверждение финансовых документов

См. пункт 15 настоящей таблицы

22.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (при необходимости):

22.1.

Рассмотрение и одобрение предложений руководителя казенного учреждения о совершении сделок с имуществом казенного учреждения в случаях, когда федеральным законодательством для совершения таких сделок требуется согласие учредителя

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

22.2.

Согласование отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком казенного учреждения.

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска

23.

Закрепление имущества на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования за МКУ

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Ответ подготовили:

Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Базеева Альмира

Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Буянова Наталья

Консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Соколов Вячеслав

[1] Федеральный закон РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Постановление мэрии города Новосибирска от 15.02.2011 г. № 1300 «О порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тм5 манометр руководство
  • Микроволновка самсунг ge712mr с грилем инструкция
  • Sigma ef 610 dg super for canon инструкция
  • Мануал nissan note e12 на русском
  • Баня с нуля своими руками пошаговая инструкция с видео