Реорганизация путем слияния казенных учреждений пошаговая инструкция

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Фото Дениса Яковлева, Кублог

В гражданском законодательстве определены возможные виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. На практике чаще всего встречается реорганизация учреждений в форме присоединения, реже – разделения. Реорганизация в форме присоединения учреждения к другому учреждению предполагает передачу последнему прав и обязанностей присоединенного учреждения; при разделении права и обязанности реорганизуемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация учреждений преследует цель повышения их эффективности. Еще одним вариантом оптимизации деятельности учреждения может быть изменение его подведомственности.

Вопросам правового обоснования реорганизации, регулирования трудовых отношений в реорганизуемых учреждениях посвящено большое количество экспертных работ. В статье, предлагаемой вашему вниманию, упор сделан на бухгалтерскую составляющую процесса реорганизации, поскольку не все нюансы раскрыты в имеющейся нормативной документации и разъяснениях уполномоченных органов.

Решение учредителя и заключение комиссии

Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (ст. 57 ГК РФ). Реорганизация государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).

В свою очередь, правила создания комиссии и проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 для федеральных учреждений. На уровне субъекта и муниципального образования аналогичные правила устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (п. 14 ст. 22 Закона об образовании).

Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях):

  • Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

На уровне Российской Федерации порядок реорганизации учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539) и распространяет свое действие на все типы федеральных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Эта же норма содержится в документах субъектов РФ и муниципалитетов.

В Порядке № 539 предъявляются обязательные требования к содержанию решения о реорганизации, которое зависит от формы ее проведения. Но для любого типа реорганизации решение должно включать перечень реорганизационных мероприятий с указанием сроков их осуществления. Именно этот перечень и должен служить «дорожной картой» учреждения.

Правопреемник и уведомления

Для выполнения всех мероприятий в реорганизуемых учреждениях создается специальная комиссия по реорганизации, устанавливаются сроки и ответственные лица.

В пункте 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) закреплена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением упомянутого решения. В случае реорганизации в форме присоединения делать это будет то учреждение, к которому переходят все права и обязанности.

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Раздел 3 «Количество создаваемых в результате реорганизации юридических лиц» данной формы не заполняется при реорганизации в форме преобразования или присоединения. Во всех остальных случаях раздел нужно заполнять.

На основании уведомления (ф. Р12003) регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале реорганизации учреждения.

У самого учреждения останется обязанность еще дважды, с периодичностью раз в месяц разместить в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Уведомить о начале реорганизации необходимо орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта норма закреплена в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но с 2017 года в законодательстве о страховых взносах будут действовать поправки, связанные с передачей налоговым органам полномочий по их администрированию, и обязанность уведомления может быть отменена.

Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами

В обязанности реорганизуемого юридического лица входит уведомление всех известных ему кредиторов о начале реорганизации. Причем п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлен срок такого уведомления – в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Форма уведомления произвольная.

В уведомлении необходимо указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга. По возможности расчеты следует закрыть. Незавершенные расчеты передаются учреждению-правопреемнику, либо по ним принимается отдельное решение о списании дебиторской (кредиторской) задолженности в установленном законодательством порядке.

Контрагентов, с которыми заключены длительные договоры, например, на оказание коммунальных услуг, следует проинформировать о необходимости их перезаключения с учреждением-правопреемником и указать нужную для этого информацию – новые реквизиты, контактных лиц, сроки обращения.

Инвентаризация имущества и обязательств

Фактическое наличие передаваемых активов и обязательств подтверждается результатами инвентаризации, проведение которой необходимо перед составлением отчетности при реорганизации. Инвентаризация проводится в обычном порядке в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника. Количество экземпляров инвентаризационных описей может быть больше (например, экземпляр затребует учредитель).

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача имущества и обязательств

Активы учреждения, незавершенные расчеты с кредиторами, прочие пассивы, а также имущество и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, передаются учреждению-правопреемнику по передаточному акту, а в случае разделения – по разделительному балансу. Форма акта может быть доведена учредителем, органом власти, на основании решения которого проводится реорганизация, или разработана учреждением самостоятельно. Как правило, передаваемое имущество в акте указывается общим количеством на общую сумму, а раскрываться эти показатели могут:

  • в актах о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – для передаваемых объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
  • в накладных на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) – для передаваемых материальных запасов;
  • в извещениях (ф. 0504805) – для передачи прочих расчетов и пассивов.

Остаток денежных средств на лицевом счете присоединяемого учреждения переводится учреждению-правопреемнику на основании расчетных документов (заявки на кассовый расход, платежного поручения), оформленных в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального Казначейства от 29.12.2012 № 24н (далее – Порядок № 24н).

В бухгалтерском учете операции передачи показателей балансовых счетов отражают с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 111.1 Инструкции № 162н[1]; п. 146, 147 Инструкции № 174н[2]; п. 174, 175 Инструкции № 183н[3]).

Содержание операции Дебет Кредит

Учреждение-отправитель

Переданы нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

0 304 06 000

0 100 00 000

0 200 00 000

Передан финансовый результат учреждения в части расходов

0 304 06 000

0 401 20 000

0 401 50 000

Переданы расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

0 301 00 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 00 000

0 401 10 000

0 401 40 000

0 401 60 000

0 304 06 000

Учреждение-получатель

Приняты к учету нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

0 100 00 000

0 200 00 000

0 304 06 000

Принят к учету финансовый результат учреждения в части расходов

0 401 20 000

0 401 50 000

0 304 06 000

Приняты к учету расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

0 304 06 000

0 301 00 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 00 000

0 401 10 000

0 401 40 000

0 401 60 000

 

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Инструкции не содержат разъяснений о передаче показателей счетов раздела санкционирования. Но в случае реорганизации казенных учреждений (участников бюджетного процесса) в этом нет необходимости, поскольку передача принятых на учет бюджетных обязательств оформляется соответствующим документом – актом приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф.0503728 0531727), а принятые ранее к учету бюджетные данные подлежат передаче распорядителям и получателям бюджетных средств, которым передаются полномочия реорганизуемых распорядителей и получателей бюджетных средств в порядке, определенном Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н (далее – Порядок № 104н). Учреждения субъектов РФ и муниципалитетов также руководствуются данным документом.

Форма акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств установлена в приложении 6 к Порядку № 104н. С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н 1 января 2017 года данное приложение утрачивает силу и будут применяться документы последнего приказа.

Для автономных и бюджетных учреждений вопрос передачи остатков счетов раздела санкционирования остается открытым. По нашему мнению, вполне логично принять следующее решение: закрыть счета с учтенными ранее показателями в объеме годовых значений (0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения») до величин фактически полученных доходов (произведенных расходов). Приведем пример.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

В части доходов

Отражены в учете плановые назначения в соответствии с заключенным соглашением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания 130 4 507 10 130 130 4 504 10 130 25 000 000
Получено финансовое обеспечение до начала реорганизации

130 4 508 10 130

130 4 507 10 130 8 000 000
Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н) 130 4 504 10 130 130 4 507 10 130 17 000 000

В части расходов

Приняты к учету плановые назначения в части расходов на коммунальные услуги 244 4 504 10 223 244 4 506 10 223 1 500 000
Приняты к учету обязательства в объеме годовой суммы договора на обеспечение коммунальных нужд 244 4 506 10 223 244 4 502 11 223 1 500 000
Приняты к учету и оплачены денежные обязательства до начала реорганизации 244 4 502 11 223 244 4 502 12 223 600 000
Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н) 244 4 506 10 223 244 4 502 11 223 (- 900 000)
Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н) 244 4 506 10 223 244 4 504 10 223 900 000

Такое решение, во-первых, позволит присоединяемому (разделяемому) учреждению сохранить записи своих фактически произведенных операций, а во-вторых, что еще более важно, не задвоит обороты учреждения-правопреемника, поскольку ему снова потребуется ставить на учет обязательства и плановые назначения в объеме, полученном от присоединяемого (разделяемого) учреждения. В итоге консолидированной отчетности реорганизуемого учреждения и его правопреемника будет учтен общий годовой объем санкционирования расходов без искажения.

Если у учреждения остались неоплаченные денежные обязательства, то по логике предлагаемого решения их следует сторнировать, с тем чтобы учреждение-правопреемник поставило их на учет вместе с переданной кредиторской задолженностью.

Закрытие лицевых счетов

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Учреждение подает в свой финансовый орган заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) и совместно с учреждением-правопреемником оформляет и подписывает акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений (ф. 0503728) – для участников бюджетного процесса; акт приемки-передачи показателей лицевого счета (ф. 0531961) (далее – акт ф. 0521961) – для бюджетных (автономных) учреждений.

Отметим, что согласно п. 62 Порядка № 24н при реорганизации бюджетного (автономного) учреждения, принявшего бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, закрытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств не требуется.

Отдельно остановимся на отражении в учете и отчетности реорганизуемых учреждений акта (ф. 0531961).

В разделе 3 «Операции со средствами клиента» данной формы приводятся все произведенные на дату передачи реорганизуемым учреждением кассовые поступления и выплаты. Их передача трактуется так: в отчетности учреждения – передающей стороны все показатели кассовых доходов и расходов обнуляются, то есть отчет (ф. 0503737) на дату реорганизации не содержит ни одного показателя – весь отчет пустой, а учреждение-правопреемник отразит полученные кассовые показатели в своем отчете (ф. 0503737) с начала года. На такой алгоритм действий указывает Письмо Минфина РФ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511 с требованием отражения кассовых расходов в отчетности учреждения-правопреемника с начала года.

На практике многие учреждения стали отражать полученные кассовые показатели в учете – формировать документы кассовых поступлений и выплат, аналогичные тем, что формировало присоединяемое (разделяемое) учреждение до реорганизации. Отражение в учете документов кассовых доходов и расходов влечет необходимость формирования документов фактических расходов, что невозможно без включения остатков на начало года и в конечном итоге приводит к полному дублированию в учете учреждения-правопреемника всех оборотов передающей стороны за текущий год.

По нашему мнению, такой вариант неоправданно увеличивает трудозатраты и далек от оптимального. С точки зрения эффективности учетных процедур при реорганизации наиболее выгодным является вариант, при котором учреждение-правопреемник получит возможность консолидировать отчетность – свою и переданного учреждения. В этом случае нормы инструкций и вышеназванного письма будут выполнены совершенно точно: в учете отразятся переданные (полученные) остатки на дату передачи, а в отчетности – на начало года.

Вопрос консолидации отчетности учреждения, передающего показатели, и учреждения-правопреемника скорее технический и достаточно легко решаем современным программным обеспечением.

Возвращаясь к процедуре закрытия лицевых счетов, добавим, что в заявлении (ф. 0531757) необходимо указать реквизиты, по которым финансовый орган будет перечислять поступающие платежи после закрытия счета. В противном случае платежи вернут отправителям.

Отчетность реорганизуемого учреждения

Обязательность составления и представления реорганизационной отчетности установлена инструкциями № 33н[5] и 191н[6]. Эту же отчетность составляют и представляют учреждения, меняющие подведомственность, причем представляют ее как учредителю по прежней ведомственной подчиненности, так и учредителю по новой подведомственности.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Передающее учреждение Учреждение-правопреемник

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830)

Содержит остатки на начало периода, на дату реорганизации значения показателей равны нулю, так как имущество и обязательства были переданы по акту приема-передачи Остатки на дату реорганизации увеличены на сумму полученных имущества и обязательств.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, необходимость консолидации с балансом учреждения – передающей стороны отсутствует

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – передачи имущества и обязательств Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – принятия к учету имущества и обязательств

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503737) учреждения – передающей стороны

Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, скорректированными до величин фактически полученных доходов, произведенных кассовых расходов Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, увеличенными на сумму переданных показателей.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503738) учреждения – передающей стороны

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)

Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, консолидируется с отчетом (ф. 0503721) учреждения – передающей стороны

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760)

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм годовой отчетности.

Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) учреждение раскрывает сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иную информацию, существенную для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующую показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 80 Инструкции № 33н)

 

В пункте 77 Инструкции № 33н указано на необходимость представления бухгалтерской отчетности учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.

Завершение реорганизации

Разделяемое учреждение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций) (п. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях). При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Сама же процедура госрегистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций), состав необходимых документов для регистрации, внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного учреждения регламентированы Федеральным законом № 129-ФЗ.

Особенности изменения подведомственности

С точки зрения гражданского законодательства изменение подведомственности не является формой реорганизации, и соответствующие процедуры у такого учреждения существенно упрощены. Так, у учреждения, меняющего подведомственность, отсутствует обязанность сообщения в регистрирующие органы; не составляются акты приема-передачи имущества и обязательств – перенос показателей активов и обязательств, отраженных на счетах бухгалтерского учета, а также данных об их изменении с начала года до даты изменения подведомственности учреждения осуществляется на основании справки (ф. 0504833).

Учреждению, меняющему подведомственность, необходимо закрыть имеющиеся лицевые счета и открыть новые только в том случае, если оно является участником бюджетного процесса. Бюджетные и автономные учреждения не меняют свои лицевые счета (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/3124, Федерального Казначейства № 42-7.4-05/5.1-454 от 10.08.2012).

* * *

Для того чтобы без ошибок и упущений провести все реорганизационные мероприятия, в учреждении необходимо создать комиссию по реорганизации, наделив ее соответствующими полномочиями. В плане работы комиссии должны быть следующие блоки:

1) работа с регистрирующими органами;

2) инвентаризация и передача имущества;

3) закрытие лицевых счетов;

4) составление и представление реорганизационной отчетности.


[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция  о порядке составления и  представления  годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[6] Инструкция  о порядке составления и  представления  годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

Реорганизация казенных учреждений

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 6

Наверно, каждое государственное (муниципальное) учреждение за свою историю существования хотя бы раз проходило процесс реорганизации. Стоит отметить, что данный процесс довольно сложный и требует кропотливой работы по его организации и оформлению. Основная нагрузка ложится, как правило, на юридический, кадровый отделы и бухгалтерию. В данной статье рассмотрим особенности реорганизации казенных учреждений.

Реорганизация казенных учреждений осуществляется в соответствии:

  • со ст. 57 ГК РФ;
  • со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях);
  • с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее — Порядок N 539).

Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.

Ограничения и особенности реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

В соответствии с п. 2.1 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации казенных учреждении, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, предусмотренном:

  1. Правительством РФ, — в отношении федеральных казенных учреждений. В настоящее время таким документом является Порядок N 539;
  2. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, — в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
  3. местной администрацией муниципального образования, — в отношении муниципальных казенных учреждений.

Особенности реорганизации федеральных учреждений, в том числе казенных, определены в разд. III Порядка N 539.

В соответствии с п. 8 Порядка N 539 реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в следующих формах:

      --------------------------------------------------------------¬
¦ Формы реорганизации федерального учреждения ¦
L--T------------------T------------------T-----------------T---
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
---------+--------¬---------+--------¬---------+-------¬---------+--------¬
¦ Слияние ¦¦ Присоединение ¦¦ Разделение ¦¦ Выделение ¦
L--------T---------L--------T---------L--------T--------L--------T---------
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
---------+--------¬---------+--------¬---------+-------¬---------+--------¬
¦При слиянии ¦¦При присоединени覦При разделении ¦¦При выделении из ¦
¦юридических лиц ¦¦юридического лицদюридического ¦¦состава ¦
¦права и ¦¦к другому ¦¦лица его права ¦¦юридического лица¦
¦обязанности ¦¦юридическому лицу¦¦и обязанности ¦¦одного или ¦
¦каждого из них ¦¦к последнему ¦¦переходят к ¦¦нескольких ¦
¦переходят к вновь¦¦переходят права ¦¦вновь возникшим ¦¦юридических лиц ¦
¦возникшему ¦¦и обязанности ¦¦юридическим ¦¦к каждому из них ¦
¦юридическому лицу¦¦присоединенного ¦¦лицам в ¦¦переходят права ¦
¦ ¦¦юридического лицদсоответствии ¦¦и обязанности ¦
¦ ¦¦ ¦¦с передаточным ¦¦реорганизованного¦
¦ ¦¦ ¦¦актом ¦¦юридического лица¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦в соответствии ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦с передаточным ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦актом ¦
L------------------L------------------L-----------------L------------------

Решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения. Решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения в остальных случаях принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган исполнительной власти). Данное решение должно содержать (п. 10 Порядка N 539):

  1. наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
  2. форму реорганизации;
  3. наименование федерального учреждения (учреждений) после завершения процесса реорганизации;
  4. наименование федерального органа (органов) исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
  5. информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемого учреждения (учреждений);
  6. информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  7. перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Подготовкой проекта правового акта федерального органа исполнительной власти о реорганизации федеральных учреждений занимаются (п. 12 Порядка N 539):

а) в отношении федеральных учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому федеральному органу исполнительной власти, — указанные федеральные службы или федеральные агентства, которые будут осуществлять функции и полномочия учредителя таких учреждений;

б) в отношении федеральных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, — этот федеральный орган исполнительной власти, если он будет осуществлять функции и полномочия учредителя данных учреждений.

Стоит отметить, что принятие федеральным органом исполнительной власти решения о реорганизации федерального учреждения (учреждений) при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении федеральными учреждениями, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых федеральному органу как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ) (п. 13 Порядка N 539).

В случае если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством РФ (п. 11 Порядка N 539).

Регистрация учреждений, созданных путем реорганизации

В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация, в частности казенное учреждение, считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами. В настоящее время такой порядок предусмотрен гл. V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ).

Процесс регистрации учреждений при проведении реорганизации можно условно разделить на четыре этапа:

  1. уведомление о начале реорганизации. Учреждение, в отношении которого принято решение о его реорганизации, обязано:
  • уведомить регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения в письменной форме о начале процедуры регистрации. На основании этого уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ);
  • поместить в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Такое уведомление публикуется дважды с периодичностью один раз в месяц после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ);
  • сообщить о начале реорганизации известным ему кредиторам в письменной форме в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ). Важно, что при реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2.2 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях);
  1. представление документов для регистрации. При государственной регистрации учреждения, создаваемого путем реорганизации (слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы (ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ):
  • подписанное заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего учреждения, создаваемого путем реорганизации;
  • учредительные документы учреждения в двух экземплярах;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР индивидуальных сведений в соответствии с пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ <1> и сведений о суммах перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
  1. регистрация учреждения. Государственная регистрация учреждения, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого учреждения в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  2. завершение регистрации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ реорганизация учреждений считается завершенной при:
  • слиянии — с момента государственной регистрации вновь возникшего учреждения;
  • разделении (выделении) — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших учреждений;
  • присоединении — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных учреждений.

<1> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Особенности составления бюджетной отчетности реорганизуемым учреждением

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете <2> бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации, то есть до даты внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица.

<2> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). При этом последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица) (п. п. 3, 4 ст. 16 Закона о бухгалтерском учете).

Пунктом 8 ст. 16 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

В настоящее время порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н). Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации получателя бюджетных средств (казенного учреждения) определены в п. п. 275 — 287 Инструкции N 191н.

Согласно п. 275 Инструкции N 191н в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) получателя бюджетных средств (далее — реорганизуемое учреждение), производимой в соответствии с законодательством РФ, бюджетная отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230) (далее — разделительный баланс);
  • справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее — справка (ф. 0503125));
  • справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее — справка (ф. 0503110));
  • отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее — отчет (ф. 0503127));
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее — отчет (ф. 0503121));
  • пояснительная записка (ф. 0503160).

Бюджетная отчетность представляется главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, главному администратору доходов бюджета, в ведении которого находилось реорганизуемое учреждение до принятия решения о его реорганизации, или органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации (ликвидации). Впоследствии утвержденная бюджетная отчетность представляется (п. п. 277, 278 Инструкции N 191н):

  • главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, главному администратору доходов бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;
  • финансовому органу соответствующего бюджета, органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета, в установленном ими порядке.

Обратите внимание! Перед составлением бюджетной отчетности реорганизуемое учреждение обязательно производит инвентаризацию активов и обязательств в определенном законодательством РФ порядке (п. 279 Инструкции N 191н). Кроме того, согласно Письму от 22.08.2013 N 03-01-11/34511 Минфин России считает, что при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника.

Вышеперечисленные формы отчетности, представляемые реорганизуемым казенным учреждением, составляются в общем порядке, установленном в разд. II Инструкции N 191н, с учетом следующих особенностей.

Разделительный баланс. В соответствии с п. 283 Инструкции N 191н разделительный баланс формируется реорганизуемым учреждением по состоянию на дату реорганизации.

Показатели в таком балансе отражаются в разрезе бюджетной деятельности (графы 3, 6), средств во временном распоряжении (графы 4, 7) и итогового показателя (графы 5, 8) на начало года (графы 3, 4, 5) и дату реорганизации (графы 6, 7, 8).

В группе граф «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных по реорганизации (в случае ее проведения) или иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.

В группе граф «На дату реорганизации (ликвидации)» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на дату реорганизации (ликвидации), без учета заключительных оборотов по счетам бюджетного учета, предусмотренных при завершении финансового года.

Показатели по строкам разделительного баланса формируются в следующем порядке (п. 284 Инструкции N 191н):

Номер строки

Порядок формирования показателей

Строки раздела «Нефинансовые активы»

Показатели формируются в порядке, предусмотренном п. 16 Инструкции N 191н

Строки раздела «Финансовые активы»

Показатели формируются в порядке, предусмотренном п. 17 Инструкции N 191н

330

Указывается остаток по счету 0 210 00 000

331

Отражается остаток по счету 0 210 10 000

332

Заносится остаток по счету 0 210 02 000

333

Фиксируется остаток по счету 0 210 03 000

334

Указывается остаток по счету 0 210 05 000

380

Отражается дебетовый остаток по счету 0 303 00 000

Строки раздела «Обязательства»

Заполняются в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 191н

530

Показывается сумма строк 531 — 535

531

Отражается остаток по счету 0 304 01 000

532

Указывается остаток по счету 0 304 02 000

533

Записывается остаток по счету 0 304 03 000

534

Отражается остаток по счету 0 304 04 000

535

Заносится остаток по счету 0 304 05 000

570

Указывается кредитовый остаток по счету 0 208 00 000

580

Отражается кредитовый остаток по счету 0 205 00 000

590

Фиксируется кредитовый остаток по счету 0 209 00 000

600

Показывается сумма строк 470, 490, 510, 530, 570, 580, 590

Строки раздела «Финансовый результат»

Заполняются в порядке, предусмотренном п. 19 Инструкции N 191н

621

Отражается остаток по счету 0 401 10 000

622

Указывается остаток по счету 0 401 20 000

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, включаемая в состав разделительного баланса, формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам реорганизуемого учреждения на начало года (графа 4) и конец отчетного периода (графа 5) в порядке, предусмотренном п. 20 Инструкции N 191н.

Справка (ф. 0503125) формируется реорганизуемым учреждением на дату реорганизации в порядке, установленном п. п. 23 — 34 Инструкции N 191н. При этом показатели по консолидируемым расчетам отражаются в справках (ф. 0503125) раздельно в части операций по консолидируемым расчетам до принятия решения о реорганизации учреждения и в части расчетов по передаче активов и обязательств, числящихся на балансе учреждения, по исполнению решения о его реорганизации (п. 286 Инструкции N 191н).

Справка (ф. 0503110) формируется реорганизуемым учреждением по оборотам счетов бюджетного учета, указанных в п. 44 Инструкции N 191н, сложившимся с 1 января отчетного финансового года на дату реорганизации с учетом следующих особенностей (п. 287 Инструкции N 191н):

  • данные отражаются по номерам счетов с указанием показателей по бюджетной деятельности (графы 2, 3 разд. 1);
  • дополнительно в справке (ф. 0503110) подлежат отражению показатели по счету 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет»;
  • графы 6 — 13 разд. 1 не заполняются;
  • разд. 2 справки (ф. 0503110) получателем бюджетных средств не формируется.

Отчет (ф. 0503127) формируется в порядке, установленном п. п. 52 — 62 Инструкции N 191н.

Отчет (ф. 0503121) формируется в порядке, предусмотренном п. п. 92 — 97 Инструкции N 191н. При этом в строке 411 дополнительно отражается сумма по данным счета 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет» (п. 280 Инструкции N 191н).

Пояснительная записка (ф. 0503160). При составлении данной формы дополнительно в ее текстовой части раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора доходов бюджета, финансового органа, характеризующая показатели бухгалтерской отчетности реорганизуемого учреждения за отчетный период.

Передача имущества и обязательств учреждению-правопреемнику

Реорганизуемое учреждение обязано также сформировать пакет документов (далее — передаточный акт), на основании которых осуществляется передача учреждению-правопреемнику активов и обязательств, числящихся у реорганизуемого учреждения на дату реорганизации.

Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждаются локальными правовыми актами реорганизуемого учреждения. Передаточный акт подписывается учреждением-правопреемником и реорганизуемым учреждением. Учреждение-правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 22.08.2013 N 03-01-11/34511.

Кроме того, согласно данным разъяснениям Минфин считает, что в состав документов, передаваемых учреждению-правопреемнику, должны быть включены формы бюджетной отчетности, которые составляются при реорганизации.

Согласно Письму Минфина России от 18.10.2013 N 02-06-10/43734 перенос показателей главной книги при реорганизации учреждений разных типов необходимо производить с учетом Методических рекомендаций, доведенных Письмами Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236. При этом изменение входящих остатков на начало финансового года отражается в межотчетный период в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», перенос оборотов по счетам главной книги текущего финансового периода — в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Что касается учреждения-правопреемника, в соответствии с п. 281 Инструкции N 157н <3> принятие к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения отражается с применением счета 0 304 06 000.

<3> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Заключение

Существуют различные формы реорганизации казенного учреждения: слияние, присоединение, выделение, разделение. Решение о реорганизации федерального казенного учреждения принимается в соответствии с Порядком N 539.

В ходе процедуры реорганизации казенное учреждение, в отношении которого принято решение о его реорганизации, обязано:

  • уведомить о начале реорганизации регистрирующие органы и кредиторов;
  • провести инвентаризацию;
  • составить разделительный баланс, а также иные формы бюджетной отчетности, формируемые при реорганизации;
  • сформировать пакет документов, на основании которых осуществляется передача учреждению-правопреемнику активов и обязательств.

Л.Ларцева

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

ВОПРОС

Бюджетной организации предстоит реорганизация в форме присоединения. Какие должны быть действия по зарплате, налогам и взносам до дня реорганизации?   

ОТВЕТ

Согласно законодательству до даты реорганизации все обязанности перед работниками (по заработной плате и т.д.), перед налоговыми, пенсионными и иными органами присоединяемое учреждение несет самостоятельно. После даты реорганизации все эти обязанности возлагаются на правопреемника (то учреждение, к которому было осуществлено присоединение). Также Налоговым кодексом установлено, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (данная норма также может быть применена к сборам, которые администрирует ФНС). При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

При реорганизации бюджетного учреждения порядок действий определяется уполномоченным органом (учредителем, органом власти), как правило, в решении о реорганизации (присоединении) на основании норм закона. Соответственно, учреждение должно осуществлять необходимые мероприятия согласно такому решению. При присоединении присоединяющееся юридическое лицо должно провести полную инвентаризацию, на основании данных инвентаризации подготовить и передать на утверждение бухгалтерскую отчетность учредителю и органу исполнительной власти, который принял решение о реорганизации (согласно Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н).

Поскольку законодательно не установлено, что присоединяемое учреждение обязано до даты реорганизации досрочно уплатить заработную плату работникам, налоги и сборы, если в решении о реорганизации не указано иное, рекомендуется для разъяснения таковой возможности обратиться к учредителю (своему и присоединяемого учреждения).

ОБОСНОВАНИЕ

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» и иными нормативными актами.

Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагаются обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанной обязанности; обязанность по уплате всех пеней по перешедшим к нему обязанностям; обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. 

 В силу п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Как разъясняется в Письме Минфина России от 10.01.2019 N 02-06-10/371, особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) учреждения установлены пунктами 77 — 82 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н.

Так, бухгалтерская отчетность при проведении реорганизации формируется и представляется на дату проведения реорганизации учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации. При этом утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Обращаем внимание, что принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства по правам и обязанностям при реорганизации учреждения осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (регистров бухгалтерского учета) реорганизуемого учреждения, сформированных с учетом действующих нормативных правовых актов, подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи данных регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета.

Согласно пункту 77 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 16.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 N 20558) (далее – Инструкция 33н), в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), при принятии в течение финансового года решения об изменении типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения в целях создания государственного (муниципального) казенного учреждения, либо в случае ликвидации учреждения (далее в целях настоящей Инструкции — реорганизуемый (преобразуемый), либо ликвидируемый субъект отчетности), производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации (изменения типа), либо ликвидации в следующем составе:

  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) в составе Сведений (Приложений), иной раскрываемой информации, предусмотренных к составлению (раскрытию) в годовой бухгалтерской отчетности, в том числе Отчет (ф. 0503738-НП).

Бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый (преобразуемый) либо ликвидируемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации (изменении типа) либо ликвидации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации (изменении типа), ликвидации (п. 79 Инструкции N 33н). Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности (п. 80 Инструкции N 33н). Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого (преобразуемого) либо ликвидируемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств (п. 81 Инструкции N 33н).

Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм, предусмотренном разделом II настоящей Инструкции для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 82 Инструкции N 33н).

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляет от имени Санкт-Петербурга следующие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений: осуществляет юридические действия, связанные с созданием бюджетных учреждений путем учреждения и изменения типа существующих государственных учреждений Санкт-Петербурга, а также связанные с реорганизацией и ликвидацией бюджетных учреждений, в том числе утверждает передаточные акты при реорганизации бюджетных учреждений, промежуточные ликвидационные и ликвидационные балансы при их ликвидации, в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (п. 3.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N 306 (ред. от 01.11.2018) «Об осуществлении от имени Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга функций и полномочий учредителя государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга и государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 и признании утратившим силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2011 N 361»).

Исполнительный орган, в ведении которого находятся бюджетные учреждения, осуществляет от имени Санкт-Петербурга следующие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений: согласовывает передаточные акты при реорганизации бюджетных учреждений, ликвидационные балансы при ликвидации бюджетных учреждений (п. 4.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N 306 (ред. от 01.11.2018)).

Комитет по образованию и администрации районов Санкт-Петербурга обеспечивают проведение в установленном порядке бюджетным учреждением или казенным учреждением, находящимся в их ведении и предлагаемым к реорганизации, инвентаризации имущества и обязательств (пункт 4.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 (ред. от 29.11.2019) «О полномочиях учредителя, а также о создании, реорганизации, ликвидации, изменении целей и предмета деятельности, изменении подведомственности и утверждении уставов государственных бюджетных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и государственных казенных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»).

Согласно пункту 4.8 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 Комитет по образованию осуществляет юридические действия, связанные с реорганизацией бюджетного учреждения или казенного учреждения, в том числе утверждает уставы в порядке, установленном в разделе 7 настоящего Порядка.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагаются:

  • обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанной обязанности;
  • обязанность по уплате всех пеней по перешедшим к нему обязанностям;
  • обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

 В силу п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Более десятка юрлиц, подведомственных вышестоящему учреждению, были присоединены к нему. В статье описан опыт службы ДОУ по подготовке к такому присоединению, который обеспечил оптимальное ведение делопроизводства в реорганизованном учреждении, имеющем теперь территориально распределенную структуру.
Во-первых, дан алгоритм того, что нужно сделать. Во-вторых, разъяснения с примерами для каждого проводимого мероприятия (оценка достаточности выделенной штатной численности, выявление видов используемых документов, кто какие документы и где будет регистрировать, разработка номенклатуры дел реорганизованного учреждения и Инструкции по ДОУ, бланков документов, уведомление контрагентов о реорганизации, определение адресов ведения переписки).

В этом номере журнала читайте первую часть большой статьи.

В настоящее время как органы государственной власти, так и внебюджетные фонды претерпевают значительную реорганизацию, в т.ч. в связи с внедрением цифровых технологий, а также созданием единых цифровых систем на федеральном уровне. Одной из целей реорганизации является совершенствование управленческих процессов и технологий работы, как правило, за счет централизации функций и, как следствие, сокращения штатной численности работников.

В настоящей статье рассмотрим реорганизацию путем присоединения нескольких юридических лиц системы органов Пенсионного фонда Российской Федерации 1 Тверской области – на территории Тверской области 13 самостоятельных учреждений (юридических лиц), подведомственных вышестоящему учреждению, были присоединены к вышестоящему.

При реорганизации путем присоединения нескольких юридических лиц к одному важно обеспечить внедрение новых технологий работы, как правило цифровых, позволяющих меньшей штатной численностью за короткий промежуток времени обработать больший объем операций и документов, а также обеспечить документационное взаимодействие удаленных друг от друга структурных подразделений.

К реорганизации следует подготовиться: разработать план, поставить первоочередные задачи, обеспечить правопреемственность функций и документов присоединяемых учреждений. От того, насколько вы предусмотрите все необходимые действия по организации делопроизводства в обновленном учреждении, будет зависеть его управленческая дееспособность. Документ, как инструмент управления, порядок и правила его движения позволяют учреждению подобно часовому механизму бесперебойно выполнять свои функции.

Алгоритм действий

В Примере 1 показан разработанный нами подробный План подготовки к реорганизации по направлению деятельности службы документационного обеспечения управления.

Пример 1. План мероприятий службы ДОУ при реорганизации учреждений в форме присоединения к вышестоящему

До реорганизации служба документационного обеспечения управления 2 должна решить следующие основные задачи:

  1. Организовать оптимальный документооборот в условиях новой структуры учреждения.
  2. Организовать оперативное хранение документов, образовавшихся до реорганизации и не переданных на архивное хранение.
  3. Обеспечить хранение архивных документов, ликвидируемых в результате реорганизации учреждений.

Обратите внимание, что для реализации задач 1 и 2 служба ДОУ должна руководствоваться:

  • новой утвержденной структурой учреждения;
  • новым классификатором структурных подразделений. В случае отсутствия такового необходимо разработать его самостоятельно с учетом иерархии:
    • руководство;
    • функциональные подразделения;
    • подразделения, обслуживающие основную деятельность;
  • штатной численностью работников учреждения в целом и службы ДОУ в частности.

В этой статье далее разберем задачу 1. Какие же основные мероприятия требуется провести для ее выполнения?

  • Мероприятие 1. Проанализировать достаточность выделенной штатной численности на документационное обслуживание реорганизованного учреждения.
  • Мероприятие 2. Установить типы и виды документов (в т.ч. отраслевой документации).
  • Мероприятие 3. Установить виды регистрируемых и нерегистрируемых службой ДОУ документов.
  • Мероприятие 4. Разработать номенклатуру дел реорганизованного…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации крана на железнодорожном ходу
  • Bmw r1200gs сервис мануал
  • Руководство сотен демонов опенинг
  • Регулятор рдгд 20м руководство по эксплуатации
  • Стиль руководства в компании с примерами