России удалось выплатить долги мвф в период работы правительства рф под руководством кого

Россия на рубеже веков: по пути
стабилизации

1.В.Путин был избран Президентом РФ

1)в 1999    2) в 2000    3) в 2002    4) в 2003

2.Общественно-политическая жизнь в России в 2000-2004 гг была отмечена

1) противостоянием Президента и Госдумы по вопросам внутренней политики

2) «парадом суверенитетов» субъектов РФ

3) кампанией реабилитации жертв политических репрессий

4) утверждением новой государственной символики

3.России удалось выплатить долги МВФ в период работы Правительства РФ
под руководством

1)Б.Грызлова    2)С.Степашина    3) М.Касьянова    4)В.Кириенко

4.Для укрепления роли федерального Центра (вертикали власти) Президент
В.Путин учредил

1)Общественную палату    2)федеральные агенства

3)Федеральное Собрание    4)федеральные округа

5.Какое событие из названных произошло 1 сентября 2004 г?

1)захват террористами школы в Беслане

2) захват заложников в театральном центре на Дубровке

3) взрыв в Московском метро

4) создан Совет при Президенте по реализации национальных проектов

6.Какое событие произошло раньше всех других?

1)принятие закона «О гражданстве РФ»

2)создание партии «Единая Россия»

3)изменение порядка избрания руководителей субъектов Федерации

4)сокращение срока службы призывников до 1 года

7. В результате выборов 1999 г .большинство мест в Госдуме получила
партия

1)»Отечество- вся Россия»    2)»Единство»    3)КПРФ    4)»Единая
Россия»

8.Отметьте один из результатов внутренней политики В.Путина  в
2000-2004 гг

1)снижение налогов    2)приватизация крупных предприятий

3)прекращение закупок продовольствия за рубежом    4)снижение инфляции
до 5 % в год

9.Авторы гимна России

1)С.Михалков и А.Александров   2)М.Дунаевский и А.Пахмутова

3)М.Таривердиев   и С.Добронравов     4)М.Блантер и М.Исаковский

10.В 2000-2004 гг. в России появился

1)Конституционный Суд   2)Верховный Суд  3)совестный суд    4) суд
присяжных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

4

3

4

1

2

3

1

1

4

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

1

2

3

2

1

3

2

4

2

2

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

А1.
В.В. Путин был избран Президентом
Российской Федерации

1)
в 1999 г. 2) в 2000 г.

3)
в 2002 г. 4) в 2003 г.

А2.
Общественно-политическая жизнь в России
в 2000-2004 гг. была отмечена

1)
противостоянием Президента и
Государственной Думы по вопросам
внутренней политики

2)
«парадом суверенитетов» субъектов
Российской Феде­рации

3)
кампанией реабилитации жертв политических
репрессий

4)
утверждением новой государственной
символики

А3.
России удалось выплатить долги МВФ в
период работы Правительства РФ под
руководством

1)
Б. Грызлова 2) С. Степашина

3)
М. Касьянова 4) В. Кириенко

А4.
Для укрепления роли федерального Центра
(вертикали власти) Президент В.В. Путин
учредил

1)
Общественную палату

2)
федеральные агентства

3)
Федеральное Собрание

4)
федеральные округа

А5.
Какое событие из названных произошло
1 сентября 2004 г.?

1)
захват террористами школы в Беслане

2)
захват заложников в театральном центре
на Дубровке

3)
взрыв в Московском метро

4)
создан Совет при Президенте по реализации
нацио­нальных проектов

А6.
Какое событие произошло раньше всех
других?

1)
принятие закона «О гражданстве Российской
Федера­ции»

2)
создание партии «Единая Россия»

3)
изменение порядка избрания руководителей
субъектов Федерации

4)
сокращение срока службы призывников
до 1 года

А7.
В результате выборов 1999 г. большинство
мест в Государ­ственной Думе получила
партия

1)
«Отечество — вся Россия»

2)
«Единство»

3)
КПРФ

4)
«Единая Россия»

А8.
Отметьте один из результатов внутренней
политики В.В. Путина в 2000-2004 гг.

1)
снижение налогов

2)
приватизация крупных предприятий

3)
прекращение закупок продовольствия за
рубежом

4)
снижение инфляции до 5% в год

А9.
Авторы гимна России

1)
С. Михалков и А. Александров

2)
М. Дунаевский и А. Пахмутова

3)
М. Таривердиев и С. Добронравов

4)
М. Блантер и М. Исаковский

А10.
В 2000-2004 гг. в России появился

1)
Конституционный Суд

2)
Верховный Суд

3)
совестный суд

4)
суд присяжных

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

4

3

4

1

2

3

1

1

4

Новый этап в развитии Российской Федерации

А1.
Что из названного характерно для
экономической жизни России в 2004-2008 гг.?

1)
дефицит бюджета

2)
введение госконтроля за мелким и средним
бизнесом

3)
увеличение золотого запаса страны

4)
регулярные заимствования у европейских
государств

А2.
Какое из названных событий произошло
в 2004 г.?

1)
создан Стабилизационный фонд

2)
начато осуществление нацпроекта
«Здоровье»

3)
увеличены расходы на фундаментальные
научные ис­следования

4)
создан фонд национального благосостояния

А3.
Для развития федеративных отношений в
2004-2008 гг. характерно

1)
подписание нового Федеративного договора

2)
делегирование полномочий Центра
правительствам субъектов Федерации

3)
усиление национальных элит

4)
укрупнение регионов

А4.
На выборах в Государственную Думу в
2007 г. победу одержала партия

1)
«Справедливая Россия»

2)
«Единая Россия»

3)
ЛДПР

4)
«Демократическая Россия»

А5.
В 2007 г. Председателем Правительства РФ
был назначен

1)
М. Фрадков 3) А. Козырев

2)
В. Зубков 4) Б. Грызлов

А6.
Реформа аппарата управления была
осуществлена Прези­дентом России

                    1. 1)
                      в 2004 г. 3) в 2008 г.

                    2. 2)
                      в 2006 г. 4) в 2009 г.

А7.
Что из названного характерно для
политической жизни России в 2004-2008 гг.?

1)
увеличение количества партий в стране

2)
усиление сепаратизма субъектов Федерации

3)
активизация политической борьбы в
парламенте

4)
укрепление влияния Президента в регионах

А8.
Изменения в порядке выборов в
Государственную Думу (по партийным
спискам) были введены

1)
в 1999 г. 3) в 2007 г.

2)
в 2004 г. 4) в 2009 г.

А9.
Какое событие произошло позже других?

1)
начато осуществление проекта «Образование»

2)
начат переход к формированию трехгодичных
бюдже­тов вместо одногодичных

3)
начата реформа системы социального
обеспечения (за­мена льгот денежными
выплатами)

4)
принят закон о гражданстве Российской
Федерации

А10.
Пятые выборы Президента России состоялись

1)
в 2005 г. 3) в 2008 г.

2)
в 2007 г. 4) в 2009 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Россия является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1 июня 1992 года.

По состоянию на 31 января 2014 года российская квота в МВФ составляет 5,945 миллиона СДР (специальные права заимствования).

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.

С 1992 года Россия воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 миллиардов долларов.

1 апреля 1992 года была обнародована первая международная программа помощи России при поддержке МВФ. В рамках помощи предполагалось учредить фонд стабилизации российского рубля (6 миллиардов долларов) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 миллиарда долларов) для покрытия дефицита платежного баланса.

Первый транш в рамках кредита стэнд-бай был переведен 5 августа 1992 года. Кредит был открыт на сумму 719 миллионов СДР (около 1 миллиарда долларов) со сроком использования в течение пяти месяцев.

Главным условием предоставления резервного кредита стали удержание дефицита госбюджета в пределах до 5% ВВП и темпа инфляции (менее 10%).

Бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли стандартным требованиям МВФ, поэтому последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила.

Второй пакет помощи России был принят на встрече «семерки» в апреле 1993 года и подтвержден на совещании на высшем уровне в Токио в июле 1993 года.

Токийский пакет предусматривал кредит на «первоочередные стабилизационные меры» в размере 3 миллиардов долларов в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Условиями кредитования стало сокращение дефицита госбюджета наполовину — до 10% ВВП, а также сдерживание темпа инфляции не выше 7-9% в месяц.

6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года в рамках механизма финансирования системных преобразований Россией были получены два транша по 1078,3 миллиона СДР (около 1,5 миллиардов долларов).

Дальнейшее осуществление стабилизационной программы вновь было отсрочено, поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ.

После 11 октября 1994 года главной макроэкономической целью России стал курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики и подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Подобная политика встретила поддержку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление России 11 апреля 1995 года первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ — 4313,1 миллиона СДР (6,8 миллиарда долларов) со сроком использования в течение 12 месяцев.

Были детализированы и ужесточены требования предоставления кредита: сокращение дефицита госбюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1% в месяц; устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 года экспортных пошлин. Предполагался ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.

В марте 1996 года МВФ через механизм расширенного финансирования предоставил России новый кредит в размере 6901 миллион СДР (10,1 миллиарда долларов), который подлежал использованию в течение трех лет.

Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первый год — 65% квоты, во второй — 55%, в третий — 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей.

В качестве условий кредитования было выдвинуто сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2% ВВП; снижение инфляции — до 6,9% в год. Также продолжилась либерализация внешней торговли: ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; отменялась обязательная предтаможенная экспертиза экспортируемых товаров; понижалось таможенное обложение импорта; снимались ограничения на импорт алкоголя.

Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением, из которого было использовано 5,8 миллиарда долларов.

В июле 1998 года в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (в размере около 2,5 миллиардов долларов). Предполагалось предоставление кредита тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 года.

20 июля 1998 года МВФ перевел транш в размере 675,02 миллиона СДР.

В связи с событиями 17 августа 1998 года (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен.

В июле 1999 года МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 3300 миллионов СДР (4,5 миллиарда долларов), первый и последний транш которого 471,4 миллиона СДР (640 миллионов долларов) был получен в том же месяце со сроком использования полтора года.

С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 году до 5,1 миллиардов долларов. В январе 2005 года в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 миллиардов долларов), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) —
ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения
стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе
по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти
в число его учредителей.

  • Управляющим
    от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации
    А.Г. Силуанов.
  • Заместитель
    Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный
    директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель
деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами
МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в
    странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных
    ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет
    временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными
вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета
директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК),
являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы
управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран
и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся
рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые
ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются
главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты
рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров
экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который
страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых
ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество
Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189
стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992
года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания
устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В
январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в
результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета
директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем
самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых
операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016
года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была
увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный
характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты
Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников
МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской
Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые
соглашения о заимствовании (NAB), а также
двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ
условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с
МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и
проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в
рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных
мероприятий).

Сотрудничество
Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр
финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем
управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию
с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России.
Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и
осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию
депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета
МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на
которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя
являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в
капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в
предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о
которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке:
О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает
с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают
участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном
уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч,
консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России
(как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится
оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового
сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении
оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой
связи необходимо отметить, что программа FSAP
2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской
Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок
соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs),
в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и
корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее
время является оценка соответствия
российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC
ВСP) и оценка соответствия регулирования
финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают
участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава
Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является
участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных
ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить
участие Банка России в реализации
Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой
статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной
инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом
на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному
балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и
организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и
исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении
профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится
привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам
программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях
повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и
уровня подготовки соответствующих специалистов.

Эти деньги не спасли Россию от дефолта 1998 года, но надолго отбили у нее охоту жить взаймы. Зачем России в свое время понадобились эти кредиты и как наша страна избавилась от необходимости в иностранных займах?

В России о сотрудничестве с МВФ в середине 1990-х годов сейчас вспоминают редко, но среди специалистов по финансовой и экономической политике этот эпизод в современной истории страны до сих пор вызывает серьезные споры. Примечательно, что даже сам Мишель Камдессю, директор-распорядитель фонда, в дальнейшем признавал отсутствие принципиальной необходимости в этом сотрудничестве.

Фискальный кризис и его последствия

«МВФ работал на краткосрочную перспективу и в микроэкономических вопросах не имел необходимого опыта. Поэтому по прошествии времени кажется очевидным, что решение поручить именно ему оказание помощи России в 1990-х годах, или во всяком случае отвести ему заглавную роль в этом деле, было неоправданным», – цитирует слова Камдессю в своей книге «Дефолт, которого могло не быть» Мартин Гилман, возглавлявший московское представительство МВФ в 1996–2002 годах.

Самым убежденным критиком политики МВФ в отношении России среди западных экономистов стал американец Джозеф Стиглиц, нобелевский лауреат 2001 года. «Позиция МВФ вообще никогда не имела ничего общего с экономической наукой и настоящей рыночной экономикой, она в основном несла в себе идеологический заряд. Эта модель основана на убежденности в том, что рынок сам по себе решит все проблемы», – говорил он в своей лекции в Москве в 2004 году. Кредиты МВФ для России выдавались в момент приватизации крупной собственности, которую Стиглиц в одном из интервью назвал незаконной.

Действительно, в марте 1996 года крупный кредит МВФ для России был предоставлен всего через несколько недель после проведения печально известных залоговых аукционов – серии приватизационных сделок, в ходе которых ряд крупнейших активов страны в металлургии и нефтегазовой отрасли перешел в частные руки фактически за бесценок. Сама схема залоговых аукционов хорошо демонстрирует то отчаянное положение, в котором тогда находились российские финансы. Пакеты акций предприятий передавались под залог коммерческим банкам в обмен на кредиты для правительства с тем условием, что в случае невозврата этих займов акции переходят в собственность банков.

Выручить на залоговых аукционах ноября – декабря 1995 года бюджету удалось не так много – в пределах 900 млн долларов, кратно меньше, чем последовавший кредит от МВФ, членом которого Россия стала в 1992 году. За дальнейшие четыре года опыт работы с фондом был накоплен немалый, поскольку хронический фискальный кризис – нехватка собственных доходов бюджета – требовал постоянного обращения к международным кредиторам.

К середине девяностых российскому правительству и ЦБ худо-бедно удалось справиться с гиперинфляцией и обвальной девальвацией рубля. Однако ужесточение денежно-кредитной политики – в 1995 году базовая ставка ЦБ колебалась в умопомрачительном по нынешним временам диапазоне 160–200% годовых – препятствовало наполнению экономики деньгами. Широкое распространение в те времена получили взаимозачеты, бартер, векселя и другие денежные суррогаты. В итоге государство было вынуждено обращаться за «живыми» деньгами все к тому же МВФ.

Признав успехи властей в стабилизации экономики, фонд в апреле 1995 года предоставил России кредит в 6,8 млрд долларов, более чем вчетверо превышавший предыдущий транш на 1,5 млрд долларов в октябре 1994 года. Но кредиты МВФ, как известно, обременены дополнительными требованиями: взамен фонд выставил ориентиры дальнейшей стабилизации – сокращение госдолга страны до 6% ВВП, снижение среднемесячной инфляции до 1%, устранение внешнеторговых льгот и т. д. Собственно, залоговые аукционы также можно рассматривать в качестве ответа на требования западных кредиторов ускорять приватизацию государственных активов.

Спасительный дефолт

А затем в дело вступил фактор большой политики – приближающиеся выборы президента России. Как известно, в кампанию 1996 года Борис Ельцин вошел с рейтингом на уровне статистической погрешности, и предоставление МВФ нового кредита выглядело сигналом о поддержке его курса со стороны Запада. Тем временем наблюдатели отмечали, что между Россией и фондом сложились слишком уж тесные отношения: кредит 1996 года значительно превосходил установленные лимиты. Члены совета директоров МВФ и власти разных стран постоянно высказывали свою озабоченность по поводу России, поскольку считали предоставляемый ей режим исключительным, отмечает в своей книге Мартин Гилман. Он приводит еще одно тогдашнее высказывание Мишеля Камдессю, зачастившего в Москву в середине девяностых:

«Ни с одной другой страной – членом фонда не было связано столько постоянной напряженности в отношениях с остальными членами, сколько ее возникало, пока шел поиск решений для российских проблем и предпринимались попытки как-то вписать Россию в рамки устоявшейся политики МВФ».

Правда, Гилман всячески отрицает связь кредита МВФ, выданного за несколько недель до президентских выборов, с этим событием. Если бы в действиях фонда была политическая мотивация, настаивает он, в начале 1996 года МВФ бы отказал России в заключении новой договоренности, поскольку никакой уверенности в результатах «не было и быть не могло». Цель расширенной программы МВФ, по утверждению Гилмана, заключалась в том, чтобы консолидировать макроэкономическую ситуацию в России в условиях низкой инфляции и стабильного обменного курса и одновременно заложить основу для экономического роста и завершить переход к свободному рынку. Структурным реформам в программе было посвящено целых 12 глав.

Поначалу казалось, что план работает. Переизбрание Бориса Ельцина на второй срок летом 1996 года укрепило веру международных кредиторов в российскую экономику, курс рубля удалось успешно закрепить в районе 6 пунктов за доллар, инфляция и дефицит бюджета продолжали снижаться. Но по любопытному стечению обстоятельств МВФ проглядел новый системный риск для российской экономики – растущую пирамиду государственных краткосрочных обязательств (ГКО), приобретать которые с начала 1996 года было разрешено нерезидентам (иностранным инвесторам). Осенью 1997 года фонд с удовлетворением констатировал, что с того момента нерезиденты приобрели российские долговые бумаги на 10 млрд долларов.

Споры о причинах августовского дефолта 1998 года тоже далеко не утихли, причем стоит согласиться, что среди факторов, которые его спровоцировали, были не только внутрироссийские. В значительной степени дефолт был связан с кризисом на азиатских финансовых рынках, начавшемся еще в середине 1997 года, причем тогда в этом обвиняли МВФ, действия которого привели к перегреву экономик азиатских «тигров». Проблемы других развивающихся рынков автоматически повышали риски и для России, но в июле 1998 года, меньше чем за месяц до краха, МВФ принимает решение еще об одном кредите – на 4,8 млрд долларов. Судьба этого кредита по-прежнему не вполне ясна – согласно одной из расхожих версий, в последующей дефолтной панике деньги растворились в неизвестном направлении. В России собственное расследование судьбы одного из последних займов от МВФ проводил депутат Госдумы Виктор Илюхин, а в 2004 году этот вопрос поднимался на уровне Конгресса США.

Так или иначе, после краха пирамиды ГКО, дефолта и обвальной девальвации рубля Россия оказалась крупнейшим должником МВФ. На начало 1999 года ее совокупный долг перед фондом превышал 15 млрд долларов. Общий государственный долг России достиг 53 млрд долларов, не считая обязательств, оставшихся от СССР.

В фонде эту ситуацию явно восприняли в духе расхожей формулировки «кризис – это новые возможности». Уже в июле 1999 года МВФ одобрил для России новый кредит в размере 4,5 млрд долларов, его первый транш был переведен тогда же. А в ноябре того же года глава Второго европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми фактически предъявил российскому правительству, которое в тот момент уже возглавлял Владимир Путин, ультиматум: для выделения нового транша в 640 млн долларов нужно полностью либерализовать рынок нефтепродуктов.

На этом история с займами у МВФ неожиданно кончилась. На уступки фонду Россия не пошла, а самому фонду, как затем утверждал Олдинг-Сми, «большая семерка» поставила на вид тот самый преддефолтный кредит и порекомендовала воздержаться от новых траншей.

Спасение из долговой ловушки

Как вскоре выяснилось, пресловутые структурные реформы Россия была способна реализовать и без чуткого руководства МВФ. Проведенное в начале 2000-х годов упорядочение законодательства, прежде всего налогового, стало тем фундаментом, на котором российская экономика начала быстро восстанавливаться. Рост цен на нефть дополнил благотворный эффект от девальвации рубля для внутренних производителей.

Поэтому уже через очень непродолжительное время Россия оказалась в состоянии рассчитаться по долгам перед фондом. День 31 января 2005 года, когда министр финансов Алексей Кудрин объявил о полном погашении обязательств перед МВФ, может считаться одной из самых памятных дат в новейшей истории страны, причем не только финансовой. В самом деле, за последние десятилетия было не так много случаев, когда та или иная страна успешно избавлялась от долгового бремени, не подорвав при этом свою экономику, как это произошло, к примеру, в социалистической Румынии при Николае Чаушеску.

За погашением долгов перед МВФ в августе 2006 года последовали досрочные выплаты Парижскому клубу кредиторов в объеме 22,5 млрд долларов, что позволило снизить соотношение госдолга к ВВП до минимального уровня 9%.

Это создало для России очень комфортную возможность прибегать к заимствованиям в случае необходимости, но за последующие полтора десятилетия консервативная долговая политика оставалась для российского Минфина неизменным ориентиром даже в кризисные периоды. Коэффициент долг/ВВП постепенно увеличивался, но никогда не выходил за пределы безопасного уровня – тот же МВФ считает, что для стран со средним уровнем развития институтов он составляет около 40%. В параметры федерального бюджета на 2021 год Минфин заложил отношение долга к ВВП в 20,3%, или 23,5 трлн рублей, причем на внешнюю часть долга приходится лишь четверть (чуть более 5 трлн рублей).

Столь осмотрительный подход к долговой политике идет вразрез с общемировой тенденцией. Еще накануне пандемии коронавируса, в третьем квартале 2019 года, американский Институт международных финансов сообщил, что совокупный размер мирового долга достиг максимального уровня – 253 трлн долларов, или 322% глобального ВВП. Если же брать только суверенный долг государств, то он, по оценке МВФ, до пандемии составлял 84% мирового ВВП, а за прошлый год подскочил до 98%.

Для лидеров глобальной экономики, таких как США и Япония, постоянное наращивание долга давно стало главным принципом финансовой политики, но сравнивать их показатели с Россией (у Японии, например, соотношение долг/ВВП находится на уровне порядка 240%) едва ли корректно. Зато вполне красноречиво выглядит сопоставление с бывшими советскими республиками, оказавшимися в долговой ловушке, прежде всего у того же МВФ.

Самым очевидным примером в данном случае, конечно же, является Украина, ставшая одним из любимых клиентов фонда после событий 2014 года. Если в конце прошлого года ее долг находился на относительно приемлемом уровне 44,3% ВВП, то в прошлом году из-за новых заимствований и падения экономики увеличился до 56,8%, а в абсолютных цифрах превысил 90 млрд долларов. И даже несмотря на то, что украинские власти регулярно вынуждены идти на уступки международным кредиторам ради новых займов, как это было, к примеру, в вопросе о приватизации сельхозземель, это не гарантирует благосклонность со стороны западных заемщиков. Переговоры по предоставлению очередного транша помощи от МВФ, похоже, надолго зависли – по прогнозу Bank of America Global Research, пересмотр программы МВФ для Украины может быть отложен на третий и четвертый квартал, а тем временем в октябре предстоят пиковые выплаты по кредитам в 5,73 млрд долларов.

Бесконечный «роман» Украины с МВФ вновь демонстрирует, что Джозеф Стиглиц был прав, когда еще почти два десятилетия назад критиковал политику фонда в отношении России. Возможность быстро и недорого занимать на международном долговом рынке в реалиях современной мировой экономики оказывается привилегией только для высокоразвитых стран. Для остальных дружба с МВФ и другими международными кредиторами чаще всего оборачивается лишь нарастанием их отсталости и попаданием в безвыходную долговую ловушку, которая в конечном итоге ложится на их же собственное население. 

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

А1. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации

1) в 1999 г. 2) в 2000 г.

3) в 2002 г. 4) в 2003 г.

А2. Общественно-политическая жизнь в России в 2000-2004 гг. была отмечена

1) противостоянием Президента и Государственной Думы по вопросам внутренней политики

2) «парадом суверенитетов» субъектов Российской Феде­рации

3) кампанией реабилитации жертв политических репрессий

4) утверждением новой государственной символики

А3. России удалось выплатить долги МВФ в период работы Правительства РФ под руководством

1) Б. Грызлова 2) С. Степашина

3) М. Касьянова 4) В. Кириенко

А4. Для укрепления роли федерального Центра (вертикали власти) Президент В.В. Путин учредил

1) Общественную палату

2) федеральные агентства

3) Федеральное Собрание

4) федеральные округа

А5. Какое событие из названных произошло 1 сентября 2004 г.?

1) захват террористами школы в Беслане

2) захват заложников в театральном центре на Дубровке

3) взрыв в Московском метро

4) создан Совет при Президенте по реализации нацио­нальных проектов

А6. Какое событие произошло раньше всех других?

1) принятие закона «О гражданстве Российской Федера­ции»

2) создание партии «Единая Россия»

3) изменение порядка избрания руководителей субъектов Федерации

4) сокращение срока службы призывников до 1 года

А7. В результате выборов 1999 г. большинство мест в Государ­ственной Думе получила партия

1) «Отечество — вся Россия»

2) «Единство»

3) КПРФ

4) «Единая Россия»

А8. Отметьте один из результатов внутренней политики В.В. Путина в 2000-2004 гг.

1) снижение налогов

2) приватизация крупных предприятий

3) прекращение закупок продовольствия за рубежом

4) снижение инфляции до 5% в год

А9. Авторы гимна России

1) С. Михалков и А. Александров

2) М. Дунаевский и А. Пахмутова

3) М. Таривердиев и С. Добронравов

4) М. Блантер и М. Исаковский

А10. В 2000-2004 гг. в России появился

1) Конституционный Суд

2) Верховный Суд

3) совестный суд

4) суд присяжных

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

4

3

4

1

2

3

1

1

4

Россия расплатилась с МВФ. Конец кредитной истории. Год сильного рубля

Россия досрочно выплатила все свои долги Международному валютному фонду. Последний транш в размере $3.3 млрд. был отправлен в МВФ в понедельник вечером. Объявив об этом во вторник, министр финансов Алексей Кудрин подвел черту под целым этапом российской истории, считают Известия. Кредиты, которые в конце 1990-х российская власть с огромным трудом выбивала из МВФ, нам больше не нужны.

В начале 90-х годов Международный валютный фонд называли «злым гением» российского правительства. Недоброжелатели даже утверждали, что вся экономическая политика правительства Гайдара была составлена «под диктовку» МВФ. В условиях беспрецедентного экономического кризиса Россия не могла привлекать кредиты на свободном финансовом рынке, и поэтому для нее жизненно необходимым становились кредиты межгосударственных организаций, таких, как МВФ и Всемирный банк. Ради соответствия их требованиям составлялись декларации об экономической политике и происходила демонстративная борьба с инфляцией.

Первый кредит от МВФ в размере одного миллиарда долларов правительство Гайдара получило в августе 1992 года. Всего же фонд послал в адрес России 9 «денежных переводов», в результате чего долг России перед МВФ к 1999 году достиг $15.3 млрд. С тех пор Россия больше не занимала, а только отдавала этот долг. А в конце прошлого года начала переговоры о досрочном погашении.

По первоначальному графику долг МВФ Россия должна была погашать до 2008 года. В этом году было бы достаточно вернуть около $1.39 млрд. Но, заплатив сейчас все, страна сохранила $204 млн. на процентах. России просто повезло, что МВФ согласился не получать проценты будущих лет. Совершенно иная ситуация складывается с Парижским клубом кредиторов, задолженность перед которым достигает $45 млрд. Деньги на досрочное погашение части долгов Парижскому клубу у России есть, но кредиторы не хотят брать деньги — они требуют сразу выплатить проценты будущих лет. Минфин сейчас активно торгуется, пытаясь получить скидку по этим процентам.

Чтобы расплатиться с Международным валютным фондом, Минфин позаимствовал 93.5 млрд. рублей из Стабилизационного фонда. В связи с этим Алексею Кудрину вчера еще раз пришлось разъяснять будущее этой копилки государства, на которую сейчас появилось множество претендентов. По его мнению, деньги Стабфонда можно тратить, но только на повышение пенсий и на досрочное погашение внешних долгов.

О будущем Стабилизационного фонда Алексей Кудрин заговорил не случайно. Недавно стало известно о предложениях по использованию «резерва Минфина», подготовленных группой сотрудников аппарата правительства во главе с заместителем руководителя аппарата Михаилом Копейкиным. Поскольку величина Стабилизационного фонда может к концу 2005 года вдвое превысить нормативный уровень в 500 млрд. рублей, то чиновники предлагают как минимум 400 млрд. потратить на радикальное снижение налога на добавленную стоимость и расширение ипотечных программ. Премьер-министр Михаил Фрадков уже поручил Минфину внимательно рассмотреть эти предложения. Вчера Алексей Кудрин подтвердил, что получил от Михаила Фрадкова документы на этот счет. Однако глава Минфина относится к ним крайне скептически. «Такие предложения поступали и будут поступать до тех пор, пока существует Стабилизационный фонд. Конечно, мы рассмотрим и эти предложения», — заметил министр. По словам министра финансов, очередное предложение потратить деньги Стабфонда составлено несколькими сотрудниками аппарата, они не содержат выводов об экономических последствиях такой массовой траты денег. Было ясно, что заключение Минфина на предложения аппаратчиков скорее всего будет отрицательным.

Более того, Минфин намерен по своему усмотрению закрепить расходование Стабфонда на ближайшие 3 года, написав проект бюджета страны на несколько лет вперед. Этот документ будет готов через два месяца. На вопрос корреспондента «Известий», будет ли этот трехлетний бюджет иметь какое-либо реальное значение, Алексей Кудрин ответил, что его структура будет окончательной на 90-95%. Ежегодно его нужно будет только уточнить. При этом Алексей Кудрин пообещал, что в будущем наш бюджет не будет таким либерально-монетаристским, как до сих пор. Курс на снижение налогового бремени продолжится, но одновременно министр обещает повышение пенсий, зарплат бюджетников и финансирования науки.

Конец кредитной истории. Россия досрочно расплатилась с МВФ

Вчера министр финансов Алексей Кудрин официально объявил, что Россия больше ничего не должна МВФ, потому что досрочно выплатила остающиеся $3,3 млрд долга, потратив деньги из стабилизационного фонда, но сэкономив на этой операции $204 млн процентов. Закончилась более чем 13-летняя история займов и выплат, сопровождающаяся дискуссиями России и МВФ, а также давлением G7, считает Коммерсант. И только главной цели – сокращения инфляции в России до 10% годовых – фонду добиться так и не удалось, подчеркивает газета.

История началась в ноябре 1991 года, когда российские реформаторы во главе с Егором Гайдаром провели первую консультацию с МВФ и рассказали, что они собираются делать. Представители фонда предложили по мере сил помогать советами. МВФ всегда отрицал, что являлся инициатором или разработчиком российских рыночных реформ, указывая, что это была местная инициатива. 1 июня 1991 года Россия стала членом МВФ, а в августе ей был выдан первый кредит stand-by – $1 млрд. Как вспоминает в своей аналитической работе, посвященной отношениям МВФ и России, бывший глава второго европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми, дали бы и больше, но Россия явно не контролировала свою денежную политику, потому что не могла договориться с другими странами рублевой зоны (она вообще хотела эту зону ликвидировать, но МВФ был против). Как ни странно, уже в 1992 году в России иногда наблюдались некоторые признаки бюджетной стабилизации, которую всегда так рекомендовал МВФ своим членам: в отдельные месяцы бюджетный дефицит был явно меньше рекомендованных 5% ВВП. Более того, временами наблюдалось даже некоторое снижение инфляции: к октябрю 1992 года инфляция, до того превышавшая 90%, упала до 40%, но в ноябре снова взлетела до 66%.

В 1993 году МВФ убеждал Россию как можно решительнее бороться с инфляцией и даже подписал с ней в мае некий «антиинфляционный договор», обязывающий снизить инфляцию с 17% до 10% в месяц и сократить субсидирование госпредприятий Центральным банком России. Инфляцию сократить не удалось, но Россия получила первый транш так называемого кредита системной трансформации в $1,5 млрд (этот кредит был для МВФ относительно новым, и он, собственно, не особенно знал, какие требования предъявлять к его получателям). В 1994 году МВФ предъявлял России большие претензии за чрезмерно мягкую денежную политику (которая кончилась обвалом курса рубля в «черный вторник» 11 октября) и не хотел давать вообще ничего.

Однако, по признанию господина Одлинга-Сми, вмешались страны G7 и особенно США, которые прямо указали выдать кредит,– пришлось выделить второй транш «кредита системной трансформации» в $1,5 млрд. В 1995 году Россия получила $5,5 млрд кредита stand-by c условием к июлю снизить инфляцию до 1% в месяц и так держать в дальнейшем, а бюджетный дефицит уменьшить до 6,5%. Инфляцию до плановой величины снизить не удалось, но ужесточение денежной политики дало свои результаты, курс рубля начал расти и в июле был введен валютный коридор (который МВФ воспринял как попытку удержать рубль от чрезмерного роста с опасностью в дальнейшем обвального падения и повторения «черного вторника»). МВФ очень понравилось то, что в 1996 году дефицит снизился до 4%, в 1997 году – до 3% и в 1998 году – до 2%. Он отныне Россию хвалил и каждый год кредитовал (например, в 1996 году дал $3,8 млрд так называемого расширенного кредита). Россия, в свою очередь, в 1996 году впервые начала выплачивать долги фонду – тогда она заплатила $0,5 млрд. В те годы эксперты фонда не возражали и против финансирования бюджетных расходов за счет ГКО, продаваемых нерезидентам,– во всяком случае, в официальных документах фонда в октябре 1997 года с похвалой указывалось, что нерезиденты с начала 1996 года, когда они получили возможность покупать ГКО, накупили их уже на $10 млрд.

Впрочем, сейчас чиновники фонда вспоминают, что на самом деле им не нравилось то, что происходило в те годы: особо они отмечают залоговые аукционы с непрозрачными условиями проведения, а также возможность близких к власти предпринимателей экономить на налогах. Кончилось это валютно-финансовым кризисом 1998 года, перед которым России было выдано кредитов на $6,2 млрд (заметим, что в том году она, в свою очередь, выплатила фонду $0,9 млрд). Как вспоминает теперь Джон Одлинг-Сми, тогдашнее решение дать деньги России можно считать правильным, потому что правительство Сергея Кириенко проводило жесткую финансовую политику и вполне могло предотвратить кризис – просто не получилось.

1999 год проходил в переговорах МВФ и России о путях преодоления последствий кризиса. России удалось получить первый транш ($640 млн) нового кредита stand-by и выплатить фонду $4,2 млрд старых долгов. И тут, как рассказывает господин Одлинг-Сми, G7 приказала больше денег России не давать, так как была недовольна сообщениями в прессе о якобы имевших место злоупотреблениях с кредитами 1998 года, а также началом второй чеченской войны (несмотря на то, что особых претензий у МВФ к проводимой в России финансовой политике не было). И с 2000 года Россия от МВФ больше ничего не получала – только ударно погашала долги; за это она постоянно удостаивалась похвал фонда, потому что обеспечивала ему деньги для помощи нуждающимся странам.

Теперь Россия расплатилась сполна. От фонда она больше ничего не просит – и больше ничего не даст. История закончена. Рубль пока крепок, золотовалютные резервы России, как формулируют западные наблюдатели, «самые большие в мире среди неазиатских стран». Но МВФ давал деньги на финансовую стабилизацию – прежде всего на то, чтобы инфляция в России наконец упала ниже границы в 10% годовых. В прошлом году, непосредственно перед окончательным расчетом, попытка российскими властями была сделана – но провалилась, получилось 11,7%. МВФ пришлось довольствоваться $3,3 млрд.

Год сильного рубля

Ради победы над инфляцией российские власти могут отпустить рубль в свободное плавание, считают Ведомости. В результате такой политики к концу года доллар может подешеветь до 26 руб., прогнозируют экономисты. Российских производителей это не пугает — высокая инфляция для их бизнеса опасней, чем конкуренция с импортерами.

Начало года преподнесло российским денежным властям неприятный сюрприз — резкий рост потребительских цен. Но правительство не хочет пасовать перед инфляцией. Добиться ее снижения до 8,5% можно за счет более значительного, чем год назад, укрепления рубля, заявил вчера агентству Reuters Кудрин. “Нам придется использовать дополнительные инструменты денежно-кредитной политики, в том числе укрепление рубля”, — подчеркнул министр.

Но в этом году борьба с инфляцией выходит на первый план. Начальник аналитического отдела Внешторгбанка Николай Кащеев объясняет это политическими соображениями: финансовое положение беднейшей части населения, по которой рост цен бьет больнее всего, и без того пострадало из-за монетизации льгот.

Экономисты Drezdner Kleinwort Wasserstein тоже полагают, что власти сделают акцент на подавлении инфляции и в этом случае реальный курс рубля может укрепиться за год на 8-10%. При условии что к концу декабря курс доллара снизится до $1,40/евро, к концу года в России за доллар будут давать 25,4-25,9 руб., прогнозируют экономисты DrKW. Чтобы инфляция удержалась в пределах 8,5%, рубль должен укрепиться в 2005 г. на 11,3%, а курс доллара — снизиться до 26 руб./$, отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа Олег Солнцев.

Пока согласованная курсовая политика не разработана, а Кудрин лишь озвучил свои “макроэкономические соображения”, замечает чиновник правительства. “Существенное обострение конкуренции с импортом станет главным вызовом 2005 г.”, — прогнозирует Клепач. По его мнению, это “не поможет ускорить рост в пищепроме, машиностроении и легкой промышленности”. Лучше обойтись без избыточного укрепления рубля, соглашается руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, по мнению которого 8%-ное “утяжеление” рубля допустимо лишь в экстраординарных обстоятельствах.

Opec.Ru, использованы материалы Ведомостей, Коммерсанта,  Известий

2 февраля, 2005 г.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машинка веко инструкция по применению режимы стирки на русском
  • Могилевский овдт руководство
  • Замена картриджа в принтере самсунг м2070 инструкция
  • Курсалин таблетки инструкция по применению взрослым
  • Должностная инструкция водителя трамвая санкт петербурга