Руководства к старым играм

Страница 1 из 20

  1. Uka


    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    24.655

    Руководство по руководствам
    к старым играм

    Многие игры прошлых — и не только — лет поставлялись не просто на скромной дискетке или компакт-диске в бумажном пакетике: как правило, в комплект коробочных версий входило печатное и более-менее изящно оформленное «руководство пользователя», а то и множество других документов и прочих приятных и полезных бонусов. И даже если ветераны олдгейминга, особенно из стран СНГ, привыкли знакомиться с игрой самостоятельно, на собственном опыте постигая и правила стратегии, и предысторию мира адвенчуры или RPG, — веб-сайт Old-Games.ru ставит своей целью предоставить пользователям весь аутентичный набор информационных материалов, пусть и только в электронной версии. Но, как легко можно видеть по нашему каталогу, далеко не все выложенные у нас экспонаты снабжены соответствующей документацией. Работы ещё много — и помочь может каждый!

    Откуда брать руководства?

    Основных способов их добычи можно назвать три:

    1. Сканирование оригиналов. Если вы не только имеете в своей коллекции легендарный игровой раритет, но и горите желанием предоставить его всему остальному алчущему пищи духовной человечеству, — этот путь ваш! Разумеется, понадобится сканер: в большинстве случаев достаточно будет обычного домашне-офисного формата А4 — для перевода в цифровой вид листков и небольших брошюр. В редких случаях сканирование потребует либо широкоформатного сканера (например, для карт игрового мира), либо специального — и очень дорогостоящего — книжного сканера (в случае с масштабными руководствами, насчитывающими не одну сотню страниц). К сожалению, в настоящее время сайт не имеет возможности обеспечить всем желающим материальную помощь на предмет приобретения устройств данного класса — попробуйте поспрашивать друзей и знакомых! Сканировать рекомендуем с разрешением 300 DPI — к счастью, проблема объёма выкладываемых руководств и скорости их скачивания сейчас стоит не так остро, как в предыдущие годы и десятилетия.
    2. Извлечение руководств с дисков игры. Не только более поздние (и многие современные), но и некоторые старые игры — например, из числа выходивших на CD или DVD в «удешевлённых» изданиях — комплектовались вместо бумажного именно электронным руководством пользователя. В таких случаях его целесообразно выкладывать отдельно на странице с игрой — даже если образ диска, его содержащий, выложен здесь же рядышком. Ведь кто-то может захотеть ознакомиться именно с руководством — прежде чем скачивать всю игру.
    3. С иных веб-сайтов игровой тематики — самый распространённый способ, требующий, тем не менее, особой тщательности и осторожности. Ведь уже отсканированные (часто неизвестными лицами) руководства и документы можно найти на многих ресурсах с просторов Интернета, — однако не все они оказываются однозначно качественными и подходящими.
    • Прежде всего, следует внимательно изучить данный сайт на предмет того доверия, которое он может вызывать. Первой — наиболее достойной внимания — группой сайтов являются специальные «виртуальные музеи», ставящие своей целью сохранить для истории комплекты компьютерных игр в наиболее полном и аутентичном виде. Пример ресурса такого типа — MOCAGH, музей игр приключенческой (в старом, широком смысле этого слова) тематики, чьи экспонаты отличаются полнотой и качеством. Большинство других сайтов подобного направления посвящены скорее продукции отдельных компаний — например, The Infocom Gallery, The LucasArts Museum и др. Закономерным недостатком, выступающим продолжением достоинств таких ресурсов, оказывается сравнительно небольшое число представленных там игр — да и пополнения происходят, как правило, весьма медленно. Тем не менее в поисках документации первым делом стоит навестить именно эти «музеи» — даже если к данной игре у нас уже выложено какое-то руководство, здесь оно может быть представлено в более высоком разрешении или в более полной комплектации.
    • Вторая группа сайтов — специализированные, направленные именно на собирание руководств. Например, это популярный ресурс Replacementdocs, отличающийся, напротив, огромным ассортиментом, — увы, не всё из представленного там достаточно качественно по современным меркам.
    • В-третьих, немало руководств, включая особо редкие, можно найти на сайтах-каталогах и файлохранилищах старых игр, подобных нашему, — Abandonware France (отличающийся даже отдельным подсайтом по документации), Abandonia, oldgames.sk, Legendsworld (3D Shooter Legends и Adventure Legends) и др. К сожалению, многие такие ресурсы — кстати, и упомянутый выше Replacementdocs в том числе — практикуют порочную практику добавления к сканируемым ими документам своих собственных опознавательных знаков — далеко не всегда безобидных. В некоторых случаях удалить их можно без особого труда даже при помощи Acrobat Reader, однако если сделать этого не удаётся, то выкладывать соответствующие руководства не допускается (за исключением разве что совсем уже незаменимых вещей — например, перечня кодов защиты, которые непременно требуется вводить для запуска игры).
    • В-четвёртых, существует немалое количество сайтов, посвящённых отдельным платформам, отличным от IBM PC, — Macintosh Garden, Hall of Light, CPC-Power, Atari Mania и др. Разумеется, обращаться к этим источникам стоит, прежде всего, в поисках материалов для выложенных у нас игр соответствующих платформ. Хотя в некоторых случаях оригинальное руководство могло быть «мультиплатформенным», т.е. содержать в себе разделы сразу и для PC, и для Amiga, Amstrad CPC и т.д., с перечислением всех их особенностей, — а значит, эти ресурсы могут быть полезны и для DOS-/Windows-изданий.

    Каким руководствам следует отдавать предпочтение?
    Попробуем кратко сформулировать все те возможные категории материалов, с которыми вы можете столкнуться в своих поисках.

    1. Руководство, отсканированное в PDF с распознаванием текста, но без возможности его редактирования, — пожалуй, оптимальный вариант. Именно его стоит выбирать, переводя в цифровой формат собственные руководства. В данном случае сохраняется весь аутентичный внешний вид документа, работает полнотекстовый поиск, а качество сканирования остаётся достаточным для беспроблемного чтения.
    2. Руководство, отсканированное в PDF (или в DJVU) без распознавания текста, — чаще всего встречается на «старых» ресурсах и не всегда отличается достаточно высоким разрешением. Выкладывается за неимением лучшего (а в случае обнаружения такового подлежит замене).
    3. Руководство, отсканированное в PDF с распознаванием и редактированием текста, — не самый предпочтительный вариант, при котором теряется оригинальный внешний вид и — чаще всего — формат. Выкладывается лишь за неимением лучшего.
    4. Макет оригинального руководства — как правило, в PDF с распознаванием и редактированием текста, — в отличие от предыдущего варианта, создан самими разработчиками (например, для приложения в цифровом виде на диске с более поздним переизданием игры). Один из наиболее предпочтительных (хотя и не так часто встречающихся) вариантов.
    5. Руководство, отсканированное в виде набора картинок, — встречается редко и служит, как правило, исходным материалом для компоновки в PDF (что и рекомендуется делать при встрече с ним). Внимание: многие дополнительные материалы к играм — например, карты, открытки, плакаты и т.д. — целесообразнее сканировать и распространять именно в таком формате, но только в случае, если они представляют из себя одиночное изображение.
    6. Руководство в виде отдельного интерактивного приложения — встречается на дисках некоторых играх второй половины 1990-х годов, то есть того времени, когда издатели стали уже лениться выпускать полноценную документацию в печатном виде, но формат PDF ещё не получил достаточного распространения. Такие случаи не так уж часты и подлежат отдельному рассмотрению: возможно, будет принято решение выложить руководство в исходном интерактивном виде или же нужно будет воспользоваться встроенной функцией печати документации при помощи виртуального принтера.
    7. Руководство в виде документа в соответствующем формате (DOC, TXT, RTF и др.): в оригинальном виде чаще всего встречается у игр от «инди»-авторов или же у Shareware-изданий, не выпускавшихся в полноразмерных коробочных версиях. Подлежит выкладыванию AS IS. Впрочем, не стоит путать оригинальную документацию со всевозможными readme.txt, не являющимися полноценными руководствами пользователя, а лишь дополняющими таковые некоторыми поправками, с одной стороны, а с другой — с распространяемыми в таких же форматах любительскими копиями официальных печатных руководств (долгие годы, до популяризации формата PDF, было весьма распространённой практикой). Ко многим нашим играм такие материалы и выложены — но они подлежат замене в случае обретения полноценных цифровых версий документации, предоставляющих не только текстовую, но и графическую информацию. Исключение делается только для наиболее масштабных руководств в формате ТХТ — из уважения к их авторам, некогда взявшим на себя труд перенабора всего текста.

    Как правильно выбрать руководство для заливки?

    • Прежде всего, обратите внимание на платформу игры, которую оно описывает. Помимо тех случаев, когда руководство пользователя было «мультиплатформенным», т.е. в нём перечислялись все тонкости установки игры и её интерфейса и на IBМ PC, и на других компьютерных или консольных устройствах, — чаще всего для каждой платформы всё-таки выпускалась отдельная документация. Выкладывать к версии игры для одной платформы руководство от другой не допускается!
    • Единственное исключение из приведённого выше правила — языковые версии: если, скажем, к выложенной у нас на английском языке игре для DOS доступна лишь французская документация для того же IBM PC, она может быть выложена. Кроме того, в отдельных исключительных случаях в дополнение к документации на том же языке, что и сама игра, может быть выложена документация на другом языке, если таковая будет признана редкой, актуальной или особенно ценной (например, если она оказывается полнее оригинальной). Сюда же относятся и раритетные русскоязычные руководства от наиболее старых лицензионных изданий, — а также переводы оригинальных руководств на русский язык, выполненные пользователями нашего сайта.
    • Руководство должно соответствовать выложенной у нас версии игры не только по платформе, но и по конкретному изданию. Одна и та же игра нередко выходила и для ПК в различных вариантах — прикладывать, например, к дискетной версии руководство для CD-издания и наоборот допустимо лишь в случае отсутствия более подходящего варианта!
    • Следующий важнейший момент — полнота документации. Как в «мультиплатформенных» случаях, так и в исполнении для одного из компьютеров игра могла оснащаться несколькими отдельными документами. Как правило, это могло быть «техническое» руководство (или «Краткая справка»), содержащее в себе информацию по установке и запуску игры на определённой платформе; художественное руководство с общим для всех платформенных версий описанием истории игрового мира; прочие дополнительные материалы — карты, комиксы и т.д. Все они должны быть по возможности представлены на сайте! Сюда же стоит включить также и официальные «книги подсказок» или «руководства по прохождению», которые чаще всего предлагались к приобретению отдельно.
    • Стоит избегать дублирования — если к игре на сайте уже имеется какое-либо руководство пользователя в формате, отличном от *.TXT, то выкладывание любого вида документации в дополнение либо на замену возможно только после тщательной проверки заливающим (или, по предварительному соглашению, другими лицами), с указанием причины замены и отличий от исходной версии (например, лучшее качество сканирования). Исключения делаются лишь для уже упоминавшихся «древних» текстовых руководств — и для «кодов защиты от копирования», которые могут дублироваться отдельно от содержащих их руководств исключительно для удобства использования.


    Как заливать на сайт руководства?

    Обнаруженные вами на просторах сети или же лично отсканированные руководства к старым играм просьба прикреплять к своим сообщениям в данной теме — или же, если обретённые материалы оказываются слишком уж увесистыми электронными фолиантами, выкладывать их на доступные файлообменники, оставляя здесь подходящую случаю ссылку.

    Пожалуйста, указывайте в своём сообщении название игры, а также, по возможности, характер, формат и источник документации к ней (например: «Loom — Англоязычное руководство пользователя в формате PDF, взято с MOCAGH«). Не допускается помещение в архив нескольких файлов (помимо собственно файла руководства там может быть размещено лишь old-games.nfo) и — тем более — компоновка различных документов в один PDF-файл.

    В дальнейшем, при подготовке выкладывания в каталоге нашего сайта, каждый одиночный документ, поставлявшийся в комплекте с игрой, будет по необходимости переупакован в отдельный *.rar архив с названием, идентичным полному заглавию игры, — а вы, конечно же, будете указаны на страничке с игрой как тот самый человек, который первым предоставил этот драгоценный документ всему миру.

    Предыдущее первое сообщение темы

    =========================================
    Для некоторых игр руководства пользователя просто необходимы — без них прохождение порой невозможно. А кто-то просто ищет их для полноты картины. В этой теме будет находиться интерактивный список сайтов, на которых можно найти руководства пользователя к старым играм.
    Мы стараемся добавлять по мере возможности такие руководства к играм, выкладываемым на сайте. Следите за новостями.

    • http://www.gamefaqs.com
    • http://www.replacementdocs.com
    • http://www.abandonware-manuels.org/
    • http://www.homeoftheunderdogs.net
    • http://www.moo3.at/moo1/manual.php (мануал к Master of Orion)
    • http://www.demoworld.narod.ru/games/neuroman.htm (мануал к Neuromancer’у в виде html)
    • http://members.aol.com/ultimafont/u1fiagda.zip (Скан мануала Ultima 1 со вступлением к игре, описанием классов и заклинаниями. Команд, карт, способностей и описаний монстров нет. Ч/Б иллюстрации.[.doc])
    • http://members.aol.com/trigonman3/u2bkatcm.zip (Ultima 2 — описание команд, аттрибутов, монстров, персонажей и обозначений. Карта вселенной. [.pdf])
    • http://www.lairware.com/ultima3/manual.html (Ultima 3 — команды, таблицы классов, список магазинов, список персонажей, список монстров, вступление к игре. [.html])
    • http://www.geocities.com/wizardrygame/pages/w1/wiz1_apple_man.zip (Wizardy 1 — полный скан книжки по визардри. Очень забавные иллюстрации, есть инструкции по загрузке, скриншоты и FAQ. [.gif])

    Часть ссылок взята из этой темы. Спасибо Dimouse, Virgil, Noelemanc, D-Predator и Art Navsegda за ссылки.

    Последнее редактирование: 14 янв 2017

  2. Вот, посоветовавшись с руководством, (с Михал Иванычем :D (с)) залил руководство (обучение) на русском языке к Heroes Of Might And Magic 3. Формат pdf, страниц 13, объем 6,6 Мб.
    http://ifolder.ru/1367929

    Последнее редактирование: 13 мар 2007

  3. Не zавалялось ли у кого мануалов к Glorian’е?.. А то чтой-то ничерта не понятно там с наскоку…

  4. Небольшой мануал к Full Throttle
    http://ifolder.ru/1405528

  5. YuryB


    YuryB

    Регистрация:
    11 янв 2007
    Сообщения:
    18

    Мануал к Disciples: Sacred Lands

    Из игр, что мне советовали на этом сайте остановился на Disciples 1. Сейчас осваиваю данную игру. Чувствуется нехватка мануала к ней, и я пока не нашёл его.
    Подскажите, пожалуйста, где можно скачать мануал к Disciples Sacred Lands на русском.

  6. http://elvenforest.narod.ru/crpg/
    Eсть уйма мануалообразных .txt’шников с .rtf’ами, кои лично мне пригодились.

  7. Тема функционирует в режиме аналогичном поиску русификаторов т.е. один человек оставляет запросы и если мануал у кого-то есть/знает где взять, то другой даёт ссылку на него. Не забываем сначала проверять по адресам указанным в первом посте.

  8. Хотел найти мануал к Machines… Начал искать тему про поиск мануалов… Темы в «Карте…» не оказалось… Пока искал тему, нашел мануалы (правда в виде отдельно отсканеных изображений) :)
    Кароче — так нельзя — поместите плз ссылку на тему в «Карту раздела «Поиск игр»», а то неудобно как то.
    P.S. А мануал к Machines найден был только здесь: http://wiredforwar.org/forums/index.php?topic=9.msg280#msg280 .
    P.P.S. Если влом, ползать по форуму, то ссылки на сканы мануала я собрал под катом .

    Последнее редактирование: 31 май 2007

  9. Добавил. Кто-то зачем-то перенес тему сюда из Прохождений и не удосужился поправить ссылки.

  10. Не знаю было уже или нет. Но вот мануал к PC версии Metal Gear Solid. Не с replacementdocs, хороше качество.

  11. mai
    Unknown Fire


    mai

    Регистрация:
    30 окт 2005
    Сообщения:
    1.323

    Хочу себе IPF’ки амижные, но без мануалов это бесполезная для игры вещь, т.к. без них верификацию о наличии у меня лицензионной копии не пройти :) Есть ли сканы мануалов к амижным играм?

  12. Timur
    late night douche


    Timur

    Legacy

    Регистрация:
    22 май 2007
    Сообщения:
    6.661

    Здесь посмотри.

    Добавлено через 17 минут
    mai, а какие именно игры нужны? У друга попробую спросить.

    Последнее редактирование: 7 июн 2007

  13. mai
    Unknown Fire


    mai

    Регистрация:
    30 окт 2005
    Сообщения:
    1.323

    Timur Dosmukhambetov, спасибо, но увы, нету там ничего по Амиге… удалось самостоятельно найти только в это: http://hipooniosamigasite.ath.cx/hipoonios/amigadocs/ и http://web.archive.org/web/20011216002103/www.callieu.demon.co.uk/agm/agma.htm

    на ReplacementDocs все ссылки (или большая часть) на амижные доки почему-то битые, может, чего недопонимаю?..

    а на счет какие игры — ВСЕ! :) ну, или как можно больше…

  14. В Deluxe версии The Elder Sсrolls Arena, помимо мануала, также входил гайдбук Codex Scientia, ни у кого нет? Стало бы отличным дополнением к уже существующей коллекции.

  15. Dimouse
    King of Mice


    Dimouse

    Администратор
    Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    34.031

    mai, у меня есть мануалы к амижным версиям Populous 2, Future Wars (французская версия с длинным названием) и After the War.

  16. эээх.. Найти бы скан мануала к Амижной игре Oscar. Уже давно ищу. Очешь хочется поиграть именно в версию AGA к Amiga1200.

    там стоит copy protection страница-строчка-слово.
    Уже давно ищу.

  17. mai
    Unknown Fire


    mai

    Регистрация:
    30 окт 2005
    Сообщения:
    1.323

    цифровые аль бумажные? если первые, будь добр, залей куда-нибудь, ссылку здесь оставить можно — кому-нибудь еще да пригодятся… буду потихоньку собирать коллекцию, хотя у наших зарубежных собратьев наверняка вагон их в закромах, да что-то в открытом доступе не вижу…

  18. Timur
    late night douche


    Timur

    Legacy

    Регистрация:
    22 май 2007
    Сообщения:
    6.661

  19. Dimouse
    King of Mice


    Dimouse

    Администратор
    Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    34.031

    mai, бумажные, могу отсканить что-нибудь, когда время будет. Правда в Future Wars там очень интересная защита от копирования, не знаю даже получится ли отсканировать нормально.

  20. mai
    Unknown Fire


    mai

    Регистрация:
    30 окт 2005
    Сообщения:
    1.323

    Торрент с манулами для игр с коммодоровских машин: http://www.underground-gamer.com/details.php?id=16676 там по всей видимости мануалы с ReplacementDocs, которые с сайта уже не стянуть…

    PS: Ну и остальным рекомендую глянуть, может, чего найдут. На моей памяти UG лучший трекер с ретроигровой направленнотью :)

    Последнее редактирование: 13 июн 2007

Страница 1 из 20


Форум Old-Games.RU. Всё о старых играх

Страница 1 из 2

  1. Uka


    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    24.655

    ai94.fastpic.ru_thumb_2017_0924_f0_cd2ef6ce93863691f21cbac9529a3ef0.jpeg

    За что мы любим старые игры? Наверняка среди тех особых привлекательных качеств образцов электронных развлечений прошлых лет, которые рано или поздно выделяет для себя каждый олдгеймер, окажутся принадлежность к нетленной классике – и одновременно неординарность подходов к игровому процессу, прибавляющая этому последнему немалой сложности: той самой, что достигается не банальным количественным, а настоящим «качественным» путём. Как раз благодаря этому памятные проекты, авторы которых не боялись внутри- и межжанровых экспериментов, не подчинялись никаким маркетинговым отделам и не ведали слова «ремейк», отличаются от «новых» ещё одним примечательным обстоятельством: основательной комплектацией. Вот уже немало лет, как стандартным способом распространения новинок является если и не исключительно цифровой вид, то jewel или DVD-упаковка, в лучшем случае с одним листочком глубокомысленной информации уровня «Вставьте диск в привод и следуйте инструкциям на экране», – тогда как в 1980-е и 1990-е годы редко какая вещь не выходила в большой и красочной коробке, наполненной самыми разными вкусностями. И прежде всего – конечно же, руководством пользователя.

    ai91.fastpic.ru_thumb_2017_0924_57_42e290fbb064e31b7a792a7bee6c2257.jpeg


    Деволюция цивилизаций?

    Читать дальше…

    Правда, в наших краях в упомянутые годы коробочных версий почти не водилось и руководства читать было не принято: аксакалы доходили до всего собственным разумением и методом проб и ошибок. Да и не для всех ведь игр требуются особые пояснения: разве не определялась широкая популярность первой в истории коммерчески успешной игры «Pong» тем, что по настоянию Нолана Бушнелла все её «правила» умещались в одну-единственную строчку: «Чтобы набрать очки, старайтесь не упускать мячик»? Тем не менее далеко не все замечательные проекты прошлых лет сводятся к простым аркадам: ролевые игры старой школы или симуляторы боевой техники, да и просто экспериментальные вещи без определённой жанровой принадлежности часто отличаются настолько хитрым интерфейсом, что не каждый захочет тратить лишние полчаса на его освоение методом «научного тыка». А ведь есть ещё и предыстории игрового мира и сюжета, в те годы часто содержавшиеся не во вступительных роликах, которые и вовсе могли отсутствовать, а в толстенных мануалах к адвенчурам, интерактивным текстовым приключениям и тем же RPG! А карты, имея которые под рукой путешествовать по миру игры не в пример удобнее? И это не говоря уже о различных неявных способах «защиты от копирования», когда комплектная документация содержит немало полезных сведений, не ведая которых можно и не рассчитывать получить от геймплея какое бы то ни было удовольствие.

    Вот почему наш сайт медленно, но верно взял курс на полное обеспечение всех представленных на Old-Games.ru игр комплектными материалами – в электронно-цифровом виде. Данная новость является таким себе экспериментальным первым выпуском «Вестника» этого подпроекта – не столько с победными реляциями, сколько с попыткой объяснения самой сути дела: что такое эта документация, зачем она нужна и где её брать. Некоторую информацию такого рода можно почерпнуть из составленного активистами «Руководства по руководствам к старым играм» на нашем форуме. Стоит только заметить, что, в отличие от самих игр, в большинстве своём совершенно одинаково функционирующих что при скачивании в архиве, что при установке с физических носителей, знакомство со сканированной версией руководства или карты далеко не всегда столь же приятно, как реальные тактильные ощущения от использования настоящих «feelies» из коробки с игрой… Но таким опытом сегодня могут похвастаться одни только коллекционеры – тогда как оцифровка старых мануалов делает их доступными самым широким народным массам.

    ai91.fastpic.ru_thumb_2017_0924_3a_0df0c071b6bb319685092737da31373a.jpeg

    «Meurtres en serie» – пример исторического максимума игровой комплектации: не просто руководства, но целый набор материальных улик, к которым нужно обращаться по мере их обнаружения в виртуальном виде

    ai91.fastpic.ru_thumb_2017_0924_6b_b786fa0bbd778682fd6515dd6fbb436b.jpeg

    Доступность эта, разумеется, весьма условна. Ведь с самого начала движение олдгейминга и связанное с ним течение abandonware были ориентированы, прежде всего, на сохранение собственно игр, – на документацию к ним до поры до времени внимания просто не обращали. В лучшем случае энтузиасты перенабирали наиболее важные фрагменты официальных руководств пользователя – например, перечень клавиш управления или кодов защиты от копирования – в простом текстовом виде: некоторые такие вещи представлены и у нас, в качестве исторических артефактов и в знак уважения к труду их вторых авторов. С распространением же формата PDF и отходом в область предания dial-up доступа и ограничений сетевого трафика требования к качеству (да и к количеству) выкладываемой вместе с игрой документации ожидаемо возросли. И хотя многие сайты, в том числе знаменитый и посвящённый исключительно руководствам Replacementdocs, всё ещё хранят множество стареньких экспонатов вышедшего из моды невысокого разрешения, энтузиасты всё более и более переключаются на сканирование полное и аутентичное. В качестве примера можно рекомендовать настоящий «Музей» старых компьютерных игр – несмотря на присутствие в заголовке термина «адвенчура», на его витринах нашлось место и для других жанров, вот только ассортимент их всё же оставляет желать лучшего.

    ai91.fastpic.ru_thumb_2017_0924_be_a2cc6c55c73a79f35e73645d4f5a0abe.jpeg

    «Darklands» на витрине музея MOCAGH.
    Практически вся документация отсканирована в отличном качестве в формате PDF – за исключением карты, всё ещё отсутствующей в свободном доступе в полноразмерном виде: для адекватной её оцифровки крайне желательно наличие профессионального широкоформатного сканера

    С другой стороны, «братский» нам сайт Abandonware France вот уже несколько лет как активно реализует свой проект «Le Vieux Manuel», сканируя на весьма высоком уровне редчайшие руководства, но… при этом добавляя к ним назойливую саморекламу в виде неудаляемых водяных знаков. При всём уважении к зарубежным коллегам – это не комильфо! Так что специалисты OG прилагают немало усилий для удаления с выкладываемой документации всех посторонних меток. А при оцифровке собственных – сканируют их исключительно в исходном виде. Да: для очень многих старых игр единственным вариантом ознакомления с комплектацией оказывается помощь щедрых коллекционеров. Более того: за последние несколько месяцев коллектив Old-Games.ru самостоятельно приобрёл немало редкостей на зарубежных аукционах исключительно с целью предоставить входящие в их комплект материалы всему страждущему человечеству – на безвозмездной основе, без рекламы и SMS. Такое направление в деятельности сайта стало возможным благодаря, прежде всего, энтузиазму @Dimouse’а – и финансовой помощи @kreol’а.

    5color.jpg

    Руководство к «Color Trilogy» в исходном и в модифицированном виде. Некоторыми тонкостями расположения текста на страницах пришлось пожертвовать – зато вместо чёрно-белой иллюстрации можно любоваться полноцветной

    Отчёты о пополнениях документации на страничках игр нашего сайта уже давно присутствуют отдельным пунктом в регулярных рапортах администрации. Отметим сегодня лишь те свершения, которые произошли с момента последней торжественной новости.

    Один из самых строгих администраторов, просивший не упоминать его имени, обнаружил на просторах сети и выложил на сайт документацию к таким играм, как «Tracker», «Double Dragon 2», «Cisco Heat», «Road Wars», «Magic Pockets», «Silent Hunter», «Battle Beast» и «Hellbender».

    Благодаря @MAN-biker’у коллекция сайта пополнилась руководствами к «Queen: The eYe», «Dracula’s Secret», «Fighting Force», «Frank Thomas Big Hurt Baseball», «KROM: Le Grand Pays d’en haut», «Les Aventures de Robby le Robot: Mission Code de la Route» и «Des Chiffres et des Lettres (1997)»: во многих случаях он не только сканировал для сайта содержимое своей собственной коллекции, но и проявил мастерское владение Photoshop’ом, обрабатывая до вменяемого состояния материалы, доступные на других сайтах в неаутентичном виде.

    @Dragoon, известный своими подвигами по полному перенабору в PDF-формате документации с водяными знаками, продолжает радовать Old-Games.ru мощнейшими кавалерийскими атаками: он не только раздобыл новые руководства к таким играм, как «Boulder Dash Construction Kit», «Alien Fires: 2199 AD», « Dragons of Flame», «The Scoop», «Twilight: 2000», «Links 386 CD», «Shadow Sorcerer», «Quadralien», «Cybercon III», «War Wind», «Pro Pinball: Timeshock!», «Jumpman Lives!», «Ragnarok», «Wizards & Warriors», «Another World» и «Age of Empires», – но и основательно обновил и перепаковал уже выложенные ранее материалы сообразно новым стандартам качества у огромного количества наименований: «XF5700 Mantis Experimental Fighter», «Another World», «Command & Conquer», «Frontier: Elite II», «Frontier: First Encounters», «Gabriel Knight: Sins of the Fathers», «King’s Bounty», «Leisure Suit Larry 1: In the Land of the Lounge Lizards», «688 Attack Sub», «Caesar III», «Reunion», «The Faery Tale Adventure: Book I», «Faery Tale Adventure II: Halls of the Dead», «Alone in the Dark 2», «Alone in the Dark 3», «Ecstatica II», «Deadlock: Planetary Conquest», «Panzer General», «Gods», «Syndicate Wars», «Jagged Alliance: Deadly Games», «Prehistorik 2», «Hexplore», «Micro Machines», «S.C.A.R.S.», «Raiden», «Adrenix», «Rallo Gump», «Metal Knight: Mission: Terminate Resistance», «Realms of Chaos», «Renegade», «Forbes Corporate Warrior», «Terminal Velocity», «TrickStyle», «Revenge of Defender», «Star Goose!», «Speedboat Attack», «Toxic Bunny», «Alpha Storm», «1830: Railroads & Robber Barons», «Caesar II», «High Seas Trader», «Amberstar», «Spelljammer: Pirates of Realmspace», «Hillsfar», «Buck Rogers: Matrix Cubed», «Bloodstone: An Epic Dwarven Tale», «Descent: Freespace – The Great War», «F-15 Strike Eagle II», «Comanche Gold», «Bad Blood», «Deus Ex», «Inherit the Earth: Quest for the Orb», «Zork Nemesis: The Forbidden Lands».

    ai91.fastpic.ru_thumb_2017_0924_eb_4aa1800166b686c6f49ef4fac24ca4eb.jpeg

    Руководство к «War Wind» – примечательный случай, наглядно демонстрирующий общее состояние дел в области документации к старым играм. Дело в том, что на всех сайтах, включая официальный магазин GOG, выложен дефективный цифровой вариант, в котором отсутствуют две страницы, случайно пропущенные безымянным автором оригинального скана! Так было и у нас – до того как @SAS, а затем и @Dragoon обнаружили недостачу, а @Dimouse и другие смогли связаться с одним из американских владельцев физического экземпляра и уговорить его отсканировать недостающий разворот за пару долларов компенсации

    Разумеется, немалый вклад в дело «омануаливания» старых игр внёс и неутомимый @kreol: его усилиями руководствами и прочими полезными материалами обзавелись «Star Crusader», «101: The Airborne Invasion of Normandy», «The Elder Scrolls Adventures: Redguard», «Asghan: The Dragon Slayer», «Corporation», «Outlaws», «Space Hulk», «Xyphoes Fantasy», «Contamination», «Inquisitor: Shade of Swords», «Burnin’ Rubber», «Celtic Tales: Balor of the Evil Eye», «Disciples: The Sacred Lands», «Whale’s Voyage», «Mines of Titan», «Return to Krondor», «Revolt of Don Knights», «Heroes of the Lance», «Hired Gund», «Blockout», «Road Rash», «Battlehawks 1942», «Silent Service 2», «Wargasm», «Blood: Cryptic Passage», «Blood: Plasma Pak», «Fallen Haven», «Shadow Company: Left for Dead», «Corsairs: Conquest at Sea», «Redline Racer», «Close Combat: First to Fight», «Forgotten Realms: Demon Stone», «Invictus: In the Shadow of Olympus», «Imperium Galactica 2: Alliances», «Xenomorph», «Die Hard: Nakatomi Plaza», «The Arrival», «Rebestar Raiders», «Global Operations», «Colin McRae Rally 3», «Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned», «The Daedalus Encounter», «The Riddle of Master Lu», «Cyberwar», «Prehistorik», «The Amazing Spider-Man», «Anatema: Legenda o Prekliati», «Force 21», «Edna», «Virtual Pool», «Virtual Pool 3», «Dragon History (Dračí Historie)» и «Unlimited Warriors».

    Чуть меньшим по количеству, но отнюдь не по качеству и по значимости является вклад и других пользователей: так, @Grongy добавил на сайт руководство «Eve of Shadows»; @Smiling Spectre помог найти документацию к «Cyber Gladiators» и «Might and Magic V: Darkside of Xeen», а главное – мастерски обработал практически уникальное руководство к «Deo Gratias»: только теперь, благодаря его энтузиазму, одну из наиболее загадочных и малопонятных старых стратегий наконец-то можно пройти в английском варианте, не рискуя заблудиться в темноте местного интерфейса и бестиария.

    Интересны и новинки, которые были добавлены на сайт благодаря @Vissavald’у – не совсем официальные, но от того не менее примечательные руководства к «Total Annihilation: Kingdoms», «Ascendancy», «Seven Kingdoms II: The Fryhtan Wars» и «Warlords: Battlecry».

    @Corak пополнил цифровую библиотеку Old-Games.ru мануалами к «The Hidden Below» и «Machiavelli the Prince»; @Skud выложил руководства к «Warren’s World: Lost Colony» и «The Warp Factor»; @AnotherSky нашёл документацию к «Obsidian», @Gamerun – к «Sentient» и «Tempest 2000», @Warmaster – к «Chaser», @ArchmageFil – к «Malkari», а @Vuxen – к «Command H.Q.», «Exploration», «Dark Legions», «Desperabis» и «Italy ’90 Soccer».

    Неплохим набором сравнительно редкой документации мы обязаны наводкам от @Vade Parvis: «Star Wars: Galactic Battlegrounds», «Star Wars: Force Commander», «NetStorm: Islands at War», «Warhammer 40,000: Final Liberation», «Might and Magic: World of Xeen», «007: Nightfire», «Command and Conquer: Tiberian Sun», «Command and Conquer: Renegade», «Command and Conquer: Generals», «SimCity 3000 Unlimited».

    Особенно нужно отметить вклад таких пользователей, как @dimon222 и @Agamenon3: именно они приобрели для сайта редкие коробочные версии соответственно «Island Peril» и «Chaos Control» – и «Napión 3D», собственноручно отсканировав входящий в их комплект набор руководств.

    Кроме того, пополнилась коллекция сайта и другими материалами, включая уже доступные во Всемирной сети: «Midnight Racing», «Mystery Master: Felony!», «Riven», «La Abadía del Crimen», «Future Wars: Adventures in Time», «Challenge of the Five Realms», «The Legacy: Realm of Terror», «Return of the Phantom», «Rex Nebular and the Cosmic Gender Bender», «Sid Meier’s Colonization», «Warcraft II (Battle.net Edition)», «SRAM», «SRAM 2», «Riverworld», «Amelie Minuit», «Meurtre à Grande Vitesse», «Les Ripoux», «Meurtres en série», «Bactron», «Get Dexter!», «Get Dexter! 2», «Space Hawks», «Gorbaf El Vikingo», «Robbbot», «Empire», «Terres et Conquerants», «Division Blindée», «HMS Cobra: Convois pour Mourmansk», «Birdie», «Doomsday Blues», «Yes, Prime Minister», «Mach 3», «Saga», «Battleground: Napoleon in Russia», «Battleground: Antietam», «MegaRace», «MegaRace 2», «Battle Race», «Shooting Gallery», «Pirates! Gold», «Balance of the Planet», «The Labyrinth of Time», «Dune», «Silent Service», «Silent Service 2», «Turbo Cup», «Orphée: Voyage aux Enfers», «Des Chiffres et des Lettres», «Baby Jo in «Going Home»», «Best of the Best: Championship Karate», «Bob Winner», «Tiny Skweeks», «Bumpy», «Bumpy’s Arcade Fantasy», «Crazy Shot», «D-Day», «Entity», «Golden Eagle», «Guardians», «Jim Power in «Mutant Planet»», «MGT», «Moon Blaster», «Panza Kick Boxing», «Paragliding», «Pinball Magic», «Quadrel», «Sapiens», «Sherman M4», «Skweek», «Tennis Cup 2», «Westphaser», «High Seas Trader», «IF-22 Persian Gulf v5.0», «Tower Toppler», «F-117A Nighthawk Stealth Fighter 2.0», «Kobayashi Naru», «Down in the Dumps», «Abuse», «David Wolf: Secret Agent», «Fury3», «Metaltech: Battledrome», «SimPark», «The Godfather», «Time Gate: Knight’s Chase», «Titanic: Adventure Out of Time», «The Terminator 2029», «The Terminator: Rampage», «Crystal Kingdom Dizzy», «Dizzy: Prince of the Yolkfolk», «Fantastic Dizzy», «Bubble Dizzy», «Trilogy», «Cosmology of Kyoto»,«Night Café» и «The Enforcer».

    А к нескольким играм документация была впервые отсканирована из уже имевшегося или специально приобретённого комплекта: «Edgar Torronteras’ eXtreme Biker», «Jerusalem: The Three Roads to the Holy Land», «Pilgrim», «Rodeo Games», «Sid Meier’s Civilization», «Sub Culture», «Battleship», «Rising Lands», «Forteresse», «Ubik», «Dreams to Reality», «The 3rd Millennium», «Age of Empires II», «Floor 13», «Balance of Power», «Sea Rogue», «Der Reeder», «Men in Black», «Terminator 2: Judgment Day – Chess Wars (CD-ROM)», «The Dig», «Crisis in the Kremlin», «H.E.D.Z.: Head Extreme Destruction Zone», «NHL’97», «Sword of the Samurai», «Pirates!», «Vectorball», «Conflict», «Venom», «Shard of Inovar», «Storm», «Rogue», «Assault Rigs», «Tribal Rage», «O.D.T.», «Dominant Species», «Window Wizard» и «Stormovik: Su-25 Soviet Attack Fighter».

    ai91.fastpic.ru_thumb_2017_0924_18__8885941c5b1634fc828d0d53003a4018.jpeg

    Несмотря на всю популярность «The Elder Scrolls Adventures: Redguard», полноразмерная карта острова Строс М’Кай представлена на Old-Games.ru совсем недавно и едва ли не впервые в качественном разрешении и аутентичном виде. Признаться, мы сначала просили разрешения у администратора одного из тематических сайтов по вселенной TES выложить его собственный вариант, содержавший неуместные метки с посторонней по отношению к игре рекламой, – но получили гордый отказ. Ничего не поделаешь – пришлось сканировать свой экземпляр…

    Вряд ли можно сомневаться, что, несмотря на внушительный список «свежеомануаленных» старых игр, дело это ещё только-только начато! Более, чем у половины представленных на нашем сайте наименований отсутствует вообще какое бы то ни было руководство; к немалому числу таковое хоть и выложено, но качество и полнота его оставляет желать лучшего; а есть и такие вещи, документация к которым хотя и доступна в физическом виде, но пока что не может быть оцифрована из-за отсутствия специального книжного или широкоформатного сканера…

    Так что дел и проблем хватает – а значит, есть ещё немало поводов для будущих свершений. Все, кто может и хочет помочь наполнению каталога старых игр и превращению Old-Games.ru в настоящий музей, приглашаются к активному участию в проекте «Старый мануал.ру»!

    Последнее редактирование модератором: 30 сен 2017

  2. Монументальнейший труд. Шлю лучи моей искренней благодарности всем участникам сей кампании. А наблюдаются ли в перспективе временных ландшафтов переводы руководств?


    Faramant, kreol и Uka нравится это.

  3. Dimouse
    King of Mice


    Dimouse

    Администратор
    Переводчик

    Регистрация:
    18 апр 2003
    Сообщения:
    34.031

    @Gamovskiy, переводы руководств практически всегда осуществляются нашим Бюро переводов вместе с переводом самых игр. Впрочем, были и отдельные переводы именно руководств. Например, для Blade Warrior (1991, DOS, файлы)
    Проблема в том, что переводы мануалов — работа кропотливая и мало привлекает пользователей. Например, я не так давно бросал клич в некоторых темах для поиска желающих, пока откликнулся только один @Depressor, который перевел руководство к Dune.
    А вот на этот призыв никто не откликнулся, к сожалению: Открытые переводы Бюро


    Depressor и Uka нравится это.

  4. К новости нужно кое-что добавить. А именно — громадный вклад самого её автора, товарища @Uka.
    И это даже если не говорить об общем его энтузиазме (потому что без его разнопланового труда это направление в таком виде у нас наверняка бы не стартовало), — ибо два последних подраздела новости — целиком и полностью его заслуга.
    Обратите внимание, что во втором из них речь идёт об отсканированных для сайта руководствах. Практически вся эта документация во всей Сети в таком виде (на английском языке или, реже, в таком качестве) появилась впервые именно у нас. А кое-какие вещи мы в принципе (то есть в каком угодно варианте) предоставили впервые.

    И да: стрелки идут по кругу — а труды продолжаются. Очень скоро мы порадуем вас не только новой эксклюзивной документацией, но и много чем ещё…

  5. @Dimouse, ещё до моей регистрации здесь, в ’16-м году по предложению одного товарища я по мере своих языковых силёнок набросал самопальную трактовку кой-каких инструкций. Дальше дело подзастряло, человек вообще с сайта свалил, но общаться продолжаем. Он только за, а труд был всё же таки коллективный,.. Короче, мог бы поучаствовать в этой кампании. Плюс есть ещё знакомые, так сказать «шарящие» в романской группе диалектов.

  6. Именно в романской? Просто английский язык формально относится к германской.)
    Но вообще нам разные переводы нужны! И игр (и документации к ним) на именно романских языках (французский, итальянский, испанский, португальский; на румынском игр пока не найдено, каталанский присутствует лишь в одной, где есть и другие) — тоже.

  7. Nik-Nak


    Nik-Nak

    Регистрация:
    25 июн 2008
    Сообщения:
    87

    Аплодирую стоя за поистине титаническую работу!
    Насчёт руководств к Цивилизации

    Видел распаковку бигбокса первой Цивы на, вы не поверите, Канобу.
    Коробка была забита по полной и там было несколько толстых книжек.
    Одна с чисто технической информацией по игре, вторая, собственно, руководство, а также несколько энциклопедий, которые доступны внутри самой игры.
  8. Uka


    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    24.655

    Интересно. Именно первой — издания для DOS 1991 г.? И что там за «энциклопедии»?

    Там, как правило и как обычно у Microprose тех лет, толстенное руководство + тоненькая справочная карточка на 16 стр. + дополнение к руководству на 4 стр. + вклеенный в руководство плакат с техническим деревом. У нас, в принципе, всё оно выложено.

    Правда, у меня конкретно «Master Players’ Edition», у которой «Руководство по прохождению» вместо руководства — надо сказать, не очень интересное. Вот тут я показывал.
    Есть ещё намного более полезная книга «Rome on 640k a day» — но, по-моему, она продавалась только отдельно.

  9. Nik-Nak


    Nik-Nak

    Регистрация:
    25 июн 2008
    Сообщения:
    87

    Вот этого точно не знаю.
    Под энциплопедиями там была внутренняя цивилопедия, разбитая на несколько методичек (войска отдельно, технологии отдельно и т.д.). Помню плохо и на самом Канобу эту статью сейчас найти не могу.
    Дискеты были трёхдюймовые белого цвета в отдельной бумажной коробочке.

  10. Потрясающе. Большое спасибо Uka и всем причастным! В теме «Открытые переводы…» не сразу видно, для каких игр руководства нужно переводить. Например, Black Dahlia — надо?


    Faramant, Dimouse и Uka нравится это.

  11. Разумеется! Любые переводы крайне приветствуются.

  12. LoDin
    Space Monkey


    LoDin

    Регистрация:
    10 июн 2007
    Сообщения:
    1.101

    Располагаю в личном владении боксом Альфа Центавры Сида. Если кто возьмется в Мск отсканить материалы из коробки — предоставлю экземпляр.

  13. @LoDin, а там есть что-то, чего нет у нас на сайте?

  14. LoDin
    Space Monkey


    LoDin

    Регистрация:
    10 июн 2007
    Сообщения:
    1.101

    @kreol, а у нас на сайте есть руководство к Центавре? (сорри за вопрос на вопрос), может я плохо смотрел, но здесь в перечне не увидел..

    Upd. Упс, мой косяк, не внимателен. Нашел на сайте)

    Последнее редактирование: 25 сен 2017

  15. @LoDin, так ты зайди на страничку с игрой и посмотри. Там целых три руководства.

  16. LoDin
    Space Monkey


    LoDin

    Регистрация:
    10 июн 2007
    Сообщения:
    1.101

    @kreol, уже) Еще раз сорри )

  17. Я может сейчас глупость сморожу, но GoG.com, по-моему, всегда комплектует свои игры пдф-мануалами, хорошо выглядящими картами, фотографиями разработчиков, эскизами ранних наработок (ну то есть всем, кроме фотографий самих физических объектов). Это я к тому, что если чего не хватает, там можно добирать. А так, поражаюсь я вашей самоотверженности. Вам бы «скорешиться» с каким-нибудь из таких парней, раз уж любите английский. Имеет чертовски малую популярность, чуть похабный юмор, и большую коллекцию коробок, которыми буквально обмазывается. И их ему ещё и периодически присылают. Вот так кто знает, может ему интересно будет расширить границы своей популярности и охватить Россию — он чем и поделится. В наше время всё возможно, а он парень, вроде, простой.

  18. Uka


    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    24.655

    @Nikvodup, GOG, за редким исключением, выкладывает только то, что и так есть в свободном доступе. Replacementdocs’овское, старое Underdog’овское и т.д. — далеко не всегда приличной полноты и качества.

  19. Если что-то есть именно _только_ на GOG, то оттуда это не берётся, а добывается из других источников. Непосредственно от них нам не нужно ничего.
    Тем более что, как правильно заметил @Uka выше, чего-то «эксклюзивного» там почти нет.Мы не «любим» английский, — не очень понял, к чему вы это сказали. Если речь о том, что большая часть выложенных руководств на английском, — то дело обстоит так только потому, что они либо доступны (в том числе в продаже) или даже в принципе существуют только в таком виде, либо альтернативные варианты ещё «хуже» (например, франкоязычные руководства на сайте Abandonware-France, к тому же изуродованные метками), либо же «лучший» вариант (русскоязычное руководство) недоступен. Когда есть возможность — мы всегда выкладываем и русскоязычную документацию тоже. Правда, в этом случае (опять-таки если есть возможность) англоязычную тоже выкладываем, потому что, хорошо это или нет, английским языком владеет куда большее число людей в мире, чем русским. И выкладыванием англоязычного руководства мы помогаем гостям сайта со всего мира.

    Насчёт «самоотверженности» — жаль, что это вызывает такое (как мне показалось) сильное удивление. Но я на всякий случай отмечу, что документация — это лишь одно из направлений деятельности нашего сайта, причём даже не самое масштабное. У нас покупаются (или ищутся, что подчас даже сложнее) редкости, делаются авторские патчи и переводы, авторские же описания, скриншоты и ролики, ну и так далее. И всё это (а также многое другое) — на чистой «самоотверженности», да.

    Насчёт «скорешиться» — мы никогда не отказываемся от любой предлагаемой нам помощи, а в некоторых случаях (когда ситуация действительно безвыходная) сами идём на контакт с определёнными западными людьми. И благодаря дипломатическим талантам таких членов команды, как @Dark Savant, @Uka, @Fabricator и @Vuxen, порой даже удаётся доставать такие вещи, которые едва ли где-то возможно купить в принципе. Но унижаться мы не будем ни перед кем и никогда.

    В одном вы правы — «возможно всё». И наш сайт, вызывающий своей полностью некоммерческой деятельностью такое изумление в современном мире, — живое тому подтверждение.


    unreal doom и Vuxen нравится это.

  20. Depressor
    Russian Crazy Manuals Collector


    Depressor

    Переводчик

    Регистрация:
    29 апр 2017
    Сообщения:
    1.628

    А что насчёт руководств к играм, которые пока ещё не являются тематикой форума из-за временных рамок? Например есть русскоязычные мануалы к Suffering от НД или к World Of Warcraft практически ко всем аддонам, включая некоторые коллекционки… Имею ввиду сканирование и выкладывание.

Страница 1 из 2


Форум Old-Games.RU. Всё о старых играх

Те, кто занимается коллекционированием лицензионных ретро-игр, знают о разной стоимости лотов с и без мануалов. Скачок цены порой довольно ощутимый, но какова реальная ценность мануалов? Об этом мы сегодня и поговорим.

ВАЖНО! Прежде чем мы приступим, хочу сделать небольшую ремарку: все, что я буду рассказывать является опытом, наблюдением и рассуждениями автора, которые не претендуют на энциклопедическую достоверность. Если у вас сложился другой опыт или есть дополнения -расскажите об этом в комментариях.

Начиная разговор о мануалах, нельзя обойти стороной… *особенности* распространения игр в странах СНГ. Во времена 8-ми, 16-ти битных консолей мы не догадывались о том, что к игре должен прилагаться мануал, инструкция. В боксах не было даже креплений для мануала. Это касалось, как многоигровок, так и поздних одноигровок.

Казалось бы, что не велика проблема, ведь в игре будет обучающая миссия, введение. На практике все не так просто. Как показал жизненный опты, если я не мог разобраться с игрой в течении 15 минут — можно идти и спокойно менять ее на что-то другое. Причин было несколько: 1) игра дерьмовая; 2) игра сложная; 3) для прохождения требуются какие-то дополнительные знания (например, пояснение поставленной задачи или комбинации клавиш управления); 4) языковой барьер не позволял понять азы. Из-за этого многие проекты прошли мимо меня. Даже, если бы я не дропнул какие-то картриджи, то, положа руку на сердце, все равно не разобрался бы. Но у нас был лайфхак — книги секретов и кодов. Их было много (различного объема и качества), но панацеей я это не назвал бы. Дело в том, что информативность не дотягивала до уровня справочной литературы (или самого мануала). Однако, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Всё равно, тогда нам не с чем было сравнить.

После этого, в моей жизни не было консолей, что я решил немного наверстать в последние пару лет. Пиратские игры на PS1 недалеко ушли от китайских картриджей, однако игры уже стали другими. Игры стали проходимым (в большинстве случаев) без мануалов. Самый яркий и очевидный пример необходимости мануала — Driver. Другие же разработчики вводили игрока в лор игры. Самым ярким примером может служить Wipeout 3, где нам в псевдодокументальной форме рассказывают о местных гоночных болидах. В отдельных случаях мануалы содержали некоторые особенности управления (например, в Red alert, Syndicate wars и Panzer Front).

Продолжим хронологию. У меня в 2006 году появился первый компьютер. Мои глаза стали квадратными, когда я понял, что игры на ПК нужно устанавливать. Искал инструкцию, как и что делать, однако пиратские игры (доступ к которым был у меня) в лучшем случае содержали рекламу на обратной стороне обложки.

Не смотря на это, были и те пираты, которые побеспокоились о ламерах (тогда нубов так называли) и разместили примитивные рекомендации по установке и запуску игры.

Были и такие обложки, в которых были дополнительные скриншоты. Не мануал, но тоже норм бонус.

Но лично от меня приз получают люди, ответственные за релиз игры «Александр: эпоха героев». Помимо информации по установке, обложка содержит минимальную информацию об историческом периоде и геймплее. Поскольку это тактическая РПГ с постоянной партией, то нам дают биографию персонажей и намекают о прокачке определенных навыков.

Сейчас современные игры либо не предусматривают мануал, либо его никто не читает. Из-за чего можно задать закономерный вопрос: «Почему мануалы к современным играм никто не читает?» По моему мнению ответа два: 1) старая русская традиция, которая говорит, что инструкцию открывает тот, кто уже сломал изделие; 2) уже отпала необходимость, поскольку игры стали совершенно другими. Если с первым вариантом всё понятно (многие вспомнили какие-то смешные эпизоды на эту тему и смущенно улыбнулись ;), то про второй я расскажу подробнее.

Для того, чтобы найти ответы -вернемся в эпоху NES и Mega Drive. Не смотря на то, что именно эти системы подарили нам подавляющее большинство жанров, а также хитов, все было не так просто. Их авторы еще только учились, а технические ограничения представляли неимоверную головную боль. Те, кто знакомился с книгой «Кровь, пот и пиксели» могут оценить масштаб головняка. Если не вдаваться в подробности, то обойтись без мануала не всегда получалось. Одно дело сделать аркадную гоночку, где все просто и понятно. Однако индустрия видеоигр вставала на ноги, набирая армию геймеров, поэтому пояснить основы геймплея и управления было необходимо. Возможно, именно поэтому почти каждый мануал объяснял как включить консоль и вставить картридж.

Опять таки, большая часть жанров были пионерами, поэтому устоявшейся практики еще не существовало. Это мы сейчас привыкли к пресетам управления в шутерах, рпг, стратегиях, а тогда каждая студия разрабатывала наиболее удобную (по их мнению) раскладку управление и интерфейс. И тут же встанет вопрос об обучении новичка азам «мудрости».

По современным «стандартам» раньше обучение не делали очень долго и старательно (если не вдаваться в глубокие поиски). Обычно первая миссия и была обучением, так сказать, 2в1 — миссия и обучение. Как правило, количество противников/угроз было минимальным, чтобы вы закрепили полученные знание об управлении из мануала. В этом плане самыми яркими примерами являются Dune 2 и Canon Fodder. А теперь вспомните обучение в Call of Duty 2, когда нам четко говорят как и что нажимать, а мишени не дадут сдачи. Как говорится, результат на лицо.

По этой же причине, в такой игре как Мафия, обучение плотно и качественно вынесено в опцию. наверное, поэтому, будучи вполне себе официально распространяемой, она не имела мануала.

К слову, обучение некоторых игр в наше время всё еще вызывает вопросы и насмешки от игроков.

Второй момент, который можно встретить только в старых играх — сюжет в мануале. И тут сложно сказать наверняка, почему так делали разработчики. Моя главная версия — объем картриджа. Даже если подать сюжет как текст, нужно нарисовать шрифты и анимировать полотно текста с минимальными эффектами, задниками. Такой прием активно использовался в Chakan.

Казалось бы, что заставки с сюжетом — это первое и самое простое, что можно придумать. Однако вспомните качество вступительной заставки в Syndicate на Mega Drive и все встанет на места. Именно из-за этого, по моему мнению, описать сюжет в мануале было такой распространенной и очевидной практикой. Как например, сюжет Herzog Zwei полностью помещен в мануале, а сама игра остается голым геймплейным ядром.

Исходя из сказанного, мануал становится не просто желанной частью комплекта, а продолжением игры. Однако это изменится с приходом в массы новых носителей информации — CD и DVD. Более нет смысла экономить место, поскольку емкость выросла колоссально. На крайний случай можно сделать многодисковое издание (Parasite Eve, Koudelka, Red Alert, FF7). Новые консоли уже позволяли вплетать ролики, выдвигая сюжет на новый, ранее недосягаемый, уровень.

Система интерактивного обучения, киношная постановка диалогов и сюжетных заставок сделали мануалы… Ненужными. Кто-то может сказать, что раньше игры были сложнее и более комплексными. Частично, но не в этом суть. Главным моим аргументом станет сравнение мануалов к: первой Final Fantasy, Fallout 1, Final Fantasy 8, Witcher 1, Neverwinter Nights и Witcher 3. Я специально выбрал ролевые игры, каждая из которых в свое время предлагала огромный открытый мир и комплексный геймплей. В сравнении я не буду акцентировать внимание на количестве страниц, поскольку формат (соответственно и размер) страниц у всех разный. Внимание будет уделено понятности обучения, качество подачи сюжета и погружения в лор.

Начнем с первой Финалки. Мануал к ней — это книга «Всё обо всём». Поскольку перед нами восходящая (в свое время) звезда жанра JRPG, то многое будет сделано впервые. Разработчики постарались на славу, поскольку сделали всё, чтобы игроку было понятно. Мануал буквально разрывается от информации, а также от цветных скриншотов. К слову о цветных и черно-белых полиграфиях. На первый взгляд экономия на мануале можно рассмотреть как откровенное жлобство. С другой стороны, не все так просто. Печать — удовольствие довольно дорогое, о чем я убедился на своем опыте. Купил я несколько штамповок на PS1. Стоили они не дорого, в пешей доступности, диски в идеальном состоянии, но обложек не было. Сканы нашлись без проблем (даже выбирать можно), но цветная печать 12х12 см обошлась в половину стоимости игры. Ладно, когда мануал хотя бы есть в физическом виде, а не содержится где-то в дебрях загрузочного диска (как в игре «Век парусников 2», где без мануала нельзя понять ничего).

Так, вернемся к информации. Разработчики постарались предусмотреть ответы на все вопросы, поэтому сложно придумать то, на что нельзя найти ответ.

Хотите узнать особенности и ограничения классов? — Нет проблем. Узнать характеристики и награду за монстра? — Там целая таблица. Уточнить возможности и совместимости оружия, брони и магии? — Сколько угодно. Кому-то такой подход может не понравится, аргументируя, что всё нужно узнать самому. Возможно. Как говорил мой преподаватель по философии: «Мудрость произростает из шишек на лбу». Я же считаю, что такой массив информации позволяет принять решение сразу, а не переигрывать игру из-за глупой неосведомленности.

Теперь посмотрим на другой образец РПГ-строения — первый, могучий Fallout. Разработчики сделали шаг в сторону «переноса» физического мануала в лор игры. Поскольку стартовая заставка рассказывает про выживание за стенами убежища, то и мануал представляет собой Гайд выходца из убежища, разработанного квалифицированными специалистами Voltec.

Нам подробно, в деталях рассказывают о назначении каждой кнопочки, каждой характеристики. При этом есть место и под вставки а-ля «Voltec не несет ответственности, если вы пострадаете». Разработчики буквально разжевывают то, как создать персонажа, какие характеристики, особенности и перки дают бонусы и прочее-прочее. Каждому элементу интерфейса уделено внимание. Другими словами, обучению уделено львиная доля внимания и объема. После прочтения мануала, как по мне, сложно накосячить с созданием персонажа. Это нужно быть уникумом с единицей интеллекта, чтобы не осилить данную опцию с таким чтивом.

Другой немаловажный момент, которому разработчики уделили внимание и бумагу — боёвка. Нам рассказывают сколько очков тратится на определенные действия, какие виды оружия как действуют. Мое уважение заслужила схема, которая показывает как работает стрельба очередями. Внимание на экран:

Уделено внимание также и ролевой системе: прокачка, получение опыта, уровни опыта, выбор перков и так далее. Печать, как видно черно-белая. По итогу, мануал носит исключительно обучающий характер, т.е. после того, как вы освоитесь в игре, необходимости открывать его не будет.

Вернемся к серии Final Fantasy, а именно к 8 части.Разработчики, по моему мнению, превзошли сами себя сделав монументальную документацию к этой игре. Когда я впервые увидел этот том… не так… ТОМ, у меня отвисла челюсть. Посудите сами, помимо всеобъемлющей информации про игру (которой более чем достаточно), разработчики написали прохождение игры. Посмотри сами, если вы видели что-то более впечатляющее — пишите в комментариях. За предоставленные фото выражаю отдельную благодарность Андрею Черняеву.

Теперь посмотрим на тяжеловеса мира РПГ — Neverwinter Nights.

По моему мнению это крайне комплексная и одна из самых сложных в освоении игр. Её стоит начинать только, если вы очень хардкорны и знаете, что делать. Если первое — это личное качество, которое приобретается с опытом, то со вторым может помочь мануал. Где-то половину объема авторы посвятили описанию классов, способностей персонажей. Другими словами, вся информация, которая нужна для того, чтобы создать жизнеспособного персонажа. Последняя фраза не является преувеличением. Другая же половина мануала содержит таблицы, разъяснения, которые должны раскрыть в деталях ядро геймплея (которое довольно скрупулёзно, даже слишком переносит настольные корни в игру). Да, что там говорить, есть даже глоссарий с терминами.

Теперь посмотрим на дебютную игру во Вселенной Ведьмак. Судя по всему, разработчики немного переживали по поводу того, что игрой может заинтересоваться человек, который не читал романы Анджея Сапковского, поэтому в самом начале (даже перед системными требованиями) сделали вступительную часть. В ней кратко описан мир, персонажи, что нам прийдется делать и кто наш главный герой. Разработчики в целом пошли классической тропой в вопросе наполнения мануала, поэтому каких-то откровений нет. Другой момент, который разработчики хорошо описали в мануале, но не отобразили в обучении — особенность боёвки. Когда я первый раз садился за игру, то долго не мог понять как в это играть. И, да, в самой игре есть обучение, но в мануале местами можно найти больше. Хотя часть из этого можно установить самому — путём проб и ошибок. Часть информации дублируется/доступна в игре. Однако кое-что из этого будет полезно новичку. Например, рецепты зелий, бомб нужно получать путем покупки книг. При этом перед покупкой нам известно только название полученного рецепта. В мануале можно почитать все необходимые описания, составить вишлист и только потом тратить кровные. В остальном же, это добротный мануал, где видно, что люди старались сделать понятно и доходчиво, местами даже перестарались.

Последняя, на сегодня, остановка — The Witcher 3. Это самый скудный мануал — 9 страниц общего объема с обложкой. Минимум объяснений, две страницы на описания интерфейса и одна на управление. Всё. Я понимаю, что краткость сестра таланта, но это как-то… слишком кратко. Я понимаю, когда в Doom не предлагает длинных простыней текста, но тут ролевая игра на 100 и более часов. Как же так получилось, что авторам не было о чём написать? Давайте проанализируем. Внутриигровое обучение отличное, дает максимальное представление о механиках, на которых работает игра. Нет никаких важных аспектов, которые «скрыты» от игрока. Всплывающие подсказки информируют о том, что может быть неочевидным новичку. Боёвка не отличается уникальностью, поэтому нет нужды её разжевывать. Все эти аспекты сделали подробный мануал морально устаревшим.

Подводя итоги, стоит сказать, что любая сфера деятельности приобретает и теряет черты в процессе своего развития. Самым первым видеоиграм мануал был не нужен, потому что они были аркадными, короткими. Их простота, граничащая с примитивностью не требовала пояснений. Позже игры стали сложнее, однако особенности/технические ограничения требовали дополнительной части, чтобы научить игрока и показать задумку разработчиков. Так мануал стал неотъемлемой частью 8-ми, 16-ти битных игр. Многие разработчики по полной пользовались этим инструментом, пока не настала эра новых носителей информации. Тогда-то и начали появляться первые сомнения относительно необходимости мануала, поскольку большую часть можно вложить в саму игру, не беспокоясь об объеме диска. Наиболее сложные и комплексные игры продолжали поддерживать связь с печатной инструкцией, которая даст обширные ответы на вопросы. Чем дальше двигалась индустрия, тем популярнее становились проекты, которые основывались на нескольких простых механиках (что не означает, что игра плохая), которые отлично поясняются во внутриигровом обучении. Управление стало унифицированным, но его раскладку (в большинстве случаев) можно переназначить как угодно. Добавьте различные фанатские вики, обзоры, прохождения и прочие справочные материалы. Как следствие — мануал стал рудиментом, который потерял свою ценность.

Всем спасибо за внимание и удачи!

Most of today’s manuals are short and boring and tell you nothing.They’re flimsy, pathetic leaflets, and their only purpose is to make game boxes feel a little heavier, becausethey just feel weird otherwise. But look… just look at this beautiful specimen of product documentation:

Above: A special message from Captain Commando, just for us? Hesigned itandeverythingHEEEEE!

Back in the day, we didn’t getan on-screen tutorial — we could play throughan entire game without knowing about a key feature because we failed to read the entire 52-page manual. And we liked it that way!

We can all learn a lot about games, and ourselves, by taking a moment to flip through some of the glorious manuals of yesteryear. Just look at what we learned from a small selection (mostly found onreplacementdocs (opens in new tab), a very snazzy website)…

Lesson 1: Everything
you’ve ever wanted to know about Zelda

Nothing was assumed about the player. Take a look at some snippets from several Zelda manuals, and you’ll discover the answers to questions that may have been nagging you for years. For example, how do you select a bottle? Do you have to alignyour cursor with anything?

Above: Yes! Do it like this!

Oh wow, that’s cool, so is Ganon nice?

Above: NO, HE’S REAL MEAN!

Wow, I never knew. But, say I press the ‘B’ button, what then?

Above: WE’VE GOT A WHOLE PAGE FOR THAT!

Great! But can I use magic? I’d really like to use mag-LOOK OVER TO YOUR RIGHT AND YOU’LL SEE SOME CRAZY MAGIC, MAN! THIS ‘AINT NO DAVID COPPERFIELD SHIT, THIS IS FINGER WIGGLING SPELL CASTIN’ MAGIC WITH THE FUNKITUDE EIGHT HUNDRED CLONES OF EARTH, WIND,& FIRE PLAYING SIMULTANEOUSLY!

See? Everything. And game manuals didn’t just teach us about games, they taught us valuable life lessons. Keep scrollingfor more wisdom from these ancient tomes.

Lesson 2: Lava hurts
you

Also, when someone writes «period» after something, they really mean it.

Lesson 3: If you try
to make a copy of GoldenEye, Pierce Brosnan will f***ing shoot you
in the face

For England!

Lesson 4: Rick is
deluding himself,
and so are you

Like Rick, your whole family probably hates you, and will run away from home just so they don’t have to look at you.

Lesson 5:
120%!!!

Nobody played this game!!!

Get the best gaming deals, reviews, product advice, competitions, unmissable gaming news and more!

Руководства пользователя, инструкции и руководства для игровых продуктов.

Найти

Игры WINDSURFING MMX НАЧАЛО ИГРЫ Когда вы запускаете игру, появляется графическая настройка. Вы должны выбрать устройство рендеринга и разрешение, которое вы хотите использовать. Укажите также, хотите ли вы играть в полноэкранном режиме или нет: ОПИСАНИЕ КЛАВИШ ПРОСТРАНСТВО: Общее Клавиша действия: Используется для захвата или опускания вашего …

Подробнее «Игры WINDSURFING MMX Руководство пользователя»

Игры Clown 15 Go Играйте, чтобы как можно быстрее потерять все свои карты, расставляя числа в правильном порядке. Вы выстраиваете ряды на столе, но вы также можете класть карты в стопку другого игрока! Тактическая игра, в которой вы должны действовать и быстро считать. С двумя играми…

Подробнее «Games Clown 15 Go Руководство пользователя»

2000047 Clown Games Руководство пользователя 2000047 Clown Games Играйте, чтобы потерять все свои карты как можно быстрее, расставляя числа в правильном порядке. Вы выстраиваете ряды на столе, но вы также можете класть карты в стопку другого игрока! Тактическая игра, в которой вы должны действовать и считать…

Подробнее «2000047 Руководство пользователя Clown Games»

Клоунские игры 15 Вперёд! Играйте, чтобы потерять все свои карты как можно быстрее, расставляя числа в правильном порядке. Вы выстраиваете ряды на столе, но вы также можете класть карты в стопку другого игрока! Тактическая игра, в которой вы должны действовать и быстро считать. С двумя играми…

Подробнее «Клоунские игры 15 вперед! Руководство пользователя»

Игры FLIPPIN MISFIT THE FINAL PLAYGROUND Увлекательная, бесшабашная повседневная жизнь Flippin Misfits, банды молодых отступников, правящих в The Blank, близлежащем трио черных дыр. На борту Arkade, их украденного и перепрофилированного звездолета, они бросают друг другу вызовы, и все безумнее предыдущего. Их цель? Чтобы показать свои способности…

Подробнее «Игры FLIPPIN MISFITS Руководство пользователя»

Игры Почтальон Пэт Аркада ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАГРУЗКЕ Нажмите CTRL и маленькую клавишу ВВОД, затем нажмите ИГРАТЬ Почтальон Пэт появится на экране вашего компьютера в этой увлекательной и красочной аркадной игре. В игре есть простая версия, подходящая для детей младшего возраста, и сложная версия для серьезных игроков, эта опция выбирается из меню…

Подробнее «Инструкции к аркадной игре Games Postman Pat»

Игры Проект настольной игры Integer Инструкции для учителя Ваши ученики были выбраны для создания настольной игры для математической компании, чтобы способствовать изучению целых чисел в УДОВОЛЬСТВИИ. Им нужно спроектировать и создать это, чтобы представить компании, чтобы увидеть, какая группа будет выбрана. Разбейте учащихся на группы…

Подробнее «Инструкции по проекту настольной игры Games Integer»

Poker Texas – Краткое руководство, версия 1 MobileTVGames Predrag Lazic 15 марта 2022 г. Введение В этом руководстве мы краткоview игры – Poker Texas от MobileTVGames LLC. Вы можете получить игру в Steam [1]. Если вы предпочитаете, есть видеоурок на YouTube[2]. Самое близкое к…

Подробнее «Руководство пользователя по играм Poker Texas Mobile TV»

Игры для детей Quest Mission Cookies Game Вы ребенок со сверхспособностями, и сегодня вы поставили перед собой непростую цель — найти самую секретную комнату в доме! ПРАВИЛА ИГРЫ ОБ ИГРЕ Это настольный квест в виде двух небольших раскладывающихся конвертов. НЕ РАЗВОРАЧИВАТЬ…

Подробнее «Игры Kids Quest Mission Cookies Инструкции по игре»

СОДЕРЖАНИЕ ВЫШЕVIEW Далеко за комфортными границами долины Эверделл, вглубь таинственных и неизведанных земель, ждут приключений, которые вы откроете для себя. Древние руины? Существа из чужих земель? Гиганты? Собери свои дорожные припасы и храбрость и приготовься к смелому путешествию через горы Шпайрекреста! Вы начнете игру с…

Подробнее «Инструкции по играм Everdell Spirecrest»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Алгель алюминия фосфат комплекс инструкция по применению
  • Нурофен экстра таблетки инструкция по применению взрослым
  • Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора орион pw150 инструкция по эксплуатации
  • Гидрокортизон уколы инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Арифон ретард инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают