Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

Об утверждении ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», ОДМ «Методика испытания противогололедных материалов» и ОДН «Требования к противогололедным материалам»

Распоряжение № ОС-548-р

Подписал: Заместитель Министра О.В.Скворцов
Принявший орган: Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
Дата подписания: 16 июня 2003

В целях дальнейшего совершенствования нормативно-технической базы по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования и повышения эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на эти цели:

1. Утвердить и ввести в действие ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», ОДМ «Методика испытания противогололедных материалов» и ОДН «Требования к противогололедным материалам».

2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, территориальным органам управления дорожным хозяйством, осуществляющим функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, организовать изучение и использование при подготовке и организации работ по зимнему содержанию нормативных документов, утвержденных в п.1 настоящего распоряжения, во всех подрядных организациях, занятых на содержании федеральных автомобильных дорог.

3. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке организовать тиражирование и распространение нормативных документов, указанных в п.1 настоящего распоряжения.

4. Рекомендовать территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации использование вышеуказанных нормативных документов при организации работ по зимнему содержанию.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

ПРИЛОЖЕНИЯ

текст ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»

(файлы Word, zip 330 kb)

текст ОДМ «Методика испытания противогололедных материалов»

(файлы Word, zip 80 kb)

Опечатки к «Методике испытания противогололедных материалов»
(файл Word, 22 kb)

текст ОДН «Требования к противогололедным материалам»

(файлы Word, zip 80 kb)

— Разместил/а
16 июня 2003, 00:00,
отредактировано 07 апреля 2018, 18:19

Отраслевой дорожный методический документ

РУКОВОДСТВО

ПО
БОРЬБЕ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ

НА
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Минтранса России от
16.06.2003 N ОС-548-р

Введение

Настоящее
Руководство разработано взамен
«Инструкции по борьбе с зимней
скользкостью на автомобильных дорогах»
(ВСН 20-87) и предназначено для дорожных
организаций (предприятий), занимающихся
зимним содержанием автомобильных дорог
общего пользования.

В
Руководстве рассмотрены следующие
вопросы: организация работ зимнего
содержания, организация дорожного
движения при проведении работ,
метеорологическое обеспечение. Даны
характеристики и нормы распределения
применяемых противогололедных материалов
(ПГМ), особенности зимнего содержания
искусственных сооружений, цементобетонных
покрытий и покрытий из литых асфальтобетонных
смесей. Приведены средства механизации
и технология работ, а также освещены
вопросы хранения ПГМ, контроля качества,
охраны труда и окружающей среды.

Документ
разработан под руководством д-ра техн.
наук Кретова В.А. сотрудниками ГП
«Росдорнии» (инженерами Розовым
Ю.Н., Ивановой P.C., Повхом А.С., канд. техн.
наук Лебедихиным А.В., инж. Рудаковым
Л.М., канд. хим. наук Мазеповой В.И., канд.
техн. наук Полосиной-Никитиной Н.С.,
инженерами Розовым С.Ю., Алекумовой
Н.В.), ВГАСУ (канд. техн. наук Самодуровой
Т.В.), МАДИ (канд. техн. наук Борисюком
Н.В.) при участии Департамента эксплуатации
и сохранности автомобильных дорог
Росавтодора Минтранса РФ (Урманова И.А.
и Секачевой Н.А.). При составлении
Руководства использованы результаты
исследований, выполненных ГП «Росдорнии»
при разработке Временных рекомендаций
по применению ХКМ, Биомаг, Нордикс и
других ПГМ на дорогах и улицах в г.Москве
и Московской области с участием
Центравтомагистрали Минтранса РФ
(инженеров Травкина В.Ю., Суха В.И., Сариева
О.А.) и УЖКХиБ г.Москвы (инженеров Ушкова
В.А., Коршункова Б.М.), а также учтен
отечественный и зарубежный опыт борьбы
с зимней скользкостью на автомобильных
дорогах за последние годы.

1. Общие положения

1.1.
Настоящее Руководство устанавливает
основные требования по организации,
технологиям работ при борьбе с зимней
скользкостью на автомобильных дорогах,
обеспечению условий безопасности
дорожного движения в зимний период.

Руководство
является обязательным для государственных
предприятий и организаций, юридических
и физических лиц, осуществляющих работы
по зимнему содержанию федеральных
автомобильных дорог, и может быть
использовано на дорогах общего пользования
территориального значения и дорогах
муниципального подчинения.

1.2.
Работы по борьбе с зимней скользкостью
должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное
состояние дорог, удовлетворяющее
требованиям ГОСТ Р 50597-93, и соответствовать
заданному уровню содержания.

Для
выполнения этих требований осуществляют
следующие мероприятия:


профилактические, цель которых не
допустить образования зимней скользкости
на дорожном покрытии или максимально
снизить прочностные характеристики
снежно-ледяных образований при их
возникновении на покрытии, ослабить
сцепление слоя снежно-ледяных отложений
с покрытием;


повышение сцепных качеств дорожных
покрытий при образовании на них
снежно-ледяных отложений, уплотненного
снега или гололедной пленки за счет
создания искусственной шероховатости
или расплавления снежно-ледяных отложений
или гололедных пленок.

1.3.
На участках дорог, где появились метелевые
заносы или вследствие интенсивного
снегопада образовался мощный слой
снежных отложений, работы по ликвидации
скользкости, в случае ее образования,
проводят после снегоуборочных работ.

1.4.
На дорогах с переходными и низшими
типами дорожных покрытий и на грунтовых
дорогах допускается снежный накат.

Соседние файлы в папке Нормативные_документы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Найти:
Где:
Тип документа:
Отображать:
Упорядочить:

Скачать ОДМ Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

Дата актуализации: 01.01.2021

ОДМ

Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах

Обозначение: ОДМ
Обозначение англ: ODM
Статус: Действует
Название рус.: Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
Название англ.: Guidelines for Combating Winter Slippage on Roads and Highways
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата актуализации: 01.01.2021
Дата введения: 16.06.2003
Область применения: Руководство устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период.
Руководство является обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.
Оглавление: Введение
1 Общие положения
2 Дорожная классификация зимней скользкости
3 Организация борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
   3.1 Организационное обеспечение зимнего содержания автомобильных дорог
   3.2 Функции и взаимодействие структурных подразделений
   3.3 Дорожное метеообеспечение
4 Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах
   4.1 Противогололедные материалы
   4.2 Способы борьбы с зимней скользкостью
   4.3 Нормы распределения противогололедных материалов
   4.4 Технология работ по борьбе с зимней скользкостью
   4.5 Содержание искусственных сооружений в зимний период
   4.6 Использование противогололедных материалов на цементобетонных покрытиях
   4.7 Особенности борьбы с зимней скользкостью на дорожных покрытиях из литого асфальтобетона
   4.8 Средства механизации для распределения противогололедных материалов
5 Хранение противогололедных материалов
6 Контроль качества работ и применяемых противогололедных материалов
   6.1 Входной контроль ПГМ
   6.2 Операционный и инспекционный контроль производства и выполненых работ
7 Охрана труда и техника безопасности
8 Охрана окружающей среды при борьбе с зимней скользкостью
Приложение А Среднемноголетние данные образования зимней скользкости и ориентировочной потребности ПГМ (в пересчете на твердые хлориды) в разных регионах Российской Федерации
Приложение Б Журнал производства работ
Приложение В Картосхема распространения природных рассолов на территории России и стран СНГ
Приложение Г Технические характеристики распределителей твердых и жидких противогололедных материалов
Приложение Д Расчет потребности распределителей ПГМ
Приложение Е Технология приготовления растворов гидрофобизирующих составов и проведения поверхностной обработки конструкций
Приложение Ж Обобщенные критерии оценки влияния противогололедных материалов на природную среду
Растения-индикаторы
Солеустойчивость растений
Приложение З Безопасность в отношении смерзания влажность некоторых фрикционных ПГМ
Список литературы
Разработан: ГП РОСДОРНИИ
МАДИ
ВГАСУ
Департамент эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Минтранса РФ
Утверждён: 16.06.2003 Минтранс России (Russian Federation Mintrans ОС-548-р)
Издан: ФГУП Информавтодор (2003 г. )
Расположен в: Техническая документация
Экология

ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Строительство дорог

Дорожное оборудование и установки

Сооружение дорог

Строительство

Нормативные документы

Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы

Проектирование и строительство автомобильных дорог

Национальные стандарты

Проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог

Автомобильные дороги в северных районах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Зимние дороги

Обеспечение безопасности и организация движения. Обустройство и эксплуатация автомобильных дорог

Общие документы
Заменяет собой:
  • ВСН 20-87 «Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»
Нормативные ссылки:
  • СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве»
  • СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги»
  • ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ. Технические условия»
  • ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»
  • ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»
  • ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности»
  • ГОСТ 30413-96 «Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием»
  • ВСН 8-89 «Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»
  • ВСН 20-87 «Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах»
  • ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог»
  • ГОСТ 450-77 «Кальций хлористый технический. Технические условия»
  • ГОСТ 10834-76 «Жидкость гидрофобизирующая 136-41. Технические условия»
  • ГОСТ 7759-73 «Магний хлористый технический (бишофит). Технические условия»

Скачать ОДМ

Требования по организации и осуществлению работ при зимнем уходе за автодорогами вне населенных пунктов, включая федеральные дороги, дороги общего пользования территориального значения и муниципального подчинения, установлены в Руководстве по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Это отраслевой методический документ, утвержденный Министерством транспорта РФ и предназначенный для дорожных организаций, отвечающих за содержание автодорог общего пользования в зимнее время. В нем изложены мероприятия, которые должны проводиться при борьбе с зимней скользкостью и особенности их организации; указано, какие противогололедные материалы должны использоваться, нормы их распределения и хранения; описана технология работ по антигололедной борьбе, контроль качества выполненных работ и применяемых ПГМ; приведены нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды при борьбе с гололедом.

Общие положения

По положениям Руководства, работы по антигололедной обработке дорог должны обеспечивать их удовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 и установленному уровню содержания.

Чтобы выполнить эти требования, необходимо проводить следующие мероприятия:

  • профилактика — выполняется с целью не допустить возникновения скользкости или минимизировать прочность снежно-ледяных отложений при их образовании на дороге;
  • повышение сцепления дороги при появлении на ней отложений снега и льда, гололеда или уплотненного снега с помощью расплавления или создания шероховатости.

Устранять скользкость на участках дорог с метелевыми заносами или толстым слоем снежных отложений в результате интенсивного снегопада следует после проведения снегоуборочных мероприятий.

С дорог с покрытиями, которые относятся к переходным или низшим, а также с грунтовых снежный накат можно не удалять.

Виды зимней скользкости

По внешним параметрам отложения снега и льда, которые появляются на дорогах, подразделяются в Руководстве на следующие виды:

  • рыхлый снег;
  • снежный накат;
  • стекловидный лед.

Организация противогололедной борьбы на автодорогах

Общеотраслевое, инженерно-техническое и методическое руководство по организации ухода за зимними дорогами общего пользования осуществляет Госслужба дорожного хозяйства Минтранспорта РФ. За организацию зимнего содержания автодорог отвечают федеральные управления автомобильных дорог (сокращенно: ФУ), управления автомагистралей (УА) и территориальные органы управления (ТОУ) дорожным хозяйством российских субъектов.

Исполнители работ — ГУП или иные подрядчики. Задачи исполнителя и возложенные на него обязанности определяются Госконтрактом, который заключается между ним и органом управления дорожным хозяйством.

В ходе организации работ по устранению скользкости применяется метеорологическая информация.

Борьба со скользкостью на зимних дорогах: противогололедные материалы

В соответствии с пп. 4.1. Руководства в группу противогололедных входят следующие материалы:

  • химические — твердые и жидкие;
  • фрикционные — щебень, песок и т. п.;
  • комбинированные — смеси материалов первых двух типов.

Фрикционные ПГМ призваны повышать сцепление с дорожным покрытием. В качестве таких может использоваться природный песок, отсев от дробления щебня, шлаки без частиц металла и агрессивных химических компонентов.

Химические противогололедные реагенты — это 4 подгруппы:

  • хлориды — ПГМ на основе NaCl, MgCl2 и CaCl2;
  • ацетаты;
  • карбамиды;
  • нитраты.

В качестве химических добавок в комбинированных ПГМ используют твердые соли: хлористый кальций, технический хлорид натрия или соль отвалов сильвинита. Для этих целей подойдут и жидкие хлориды: растворы хлористого натрия, магния и кальция высокой концентрации.

Химические антигололедные средства применяют для борьбы со скользкостью на дорогах I–II категорий, фрикционные — на дорогах III–V категорий. Комбинированные ПГМ используют, если нужно удалить отложения снега, льда и повысить коэффициент сцепления на дорогах.

В документе также указаны нормы распределения антигололедных материалов, подробная технология работ по устранению гололеда с помощью реагентов, требования охраны труда, ТБ и охраны природы.

Кроме того, в нормативе освещен вопрос содержания искусственных сооружений измой. Мосты, эстакады и прочие подобные сооружения отнесены к одним из самых опасных участков с точки зрения образования гололеда. Поэтому их профилактическая, а затем и противогололедная обработка должна выполняться в первую очередь.

В соответствии с положениями Руководства ПГМ должны отвечать «Требованиям к противогололедным материалам» Министерства транспорта России. Поступивший в дорожные предприятия противогололедный материал должен пройти входной контроль. Выполнение мероприятий, проводимых с целью устранить зимнюю скользкость, должно подвергаться операционному и инспекционному контролю.

Требования Руководства не должны противоречить положениям, изложенным в вышестоящих по юридической иерархии нормативных актах. К ним относятся: Межгосударственный ГОСТ 33181-2014, Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, ГОСТ Р 52398-2005 и ГОСТ Р 50597-2017.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hyundai r180w 9s мануал
  • Бсд руководство по эксплуатации
  • Тубазид инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Инструкция по эксплуатации илеть 103 1
  • Hugong carimig 200wd инструкция на русском