Руководства по половому воспитанию

Практикующий детский психолог с опытом работы более 8 лет

Дипломированный психолог и арт-терапевт
Сертифицированный
игровой и песочный терапевт

Член Ассоциации детских психиатров и психологов «The Association of Child Psychiatrists and Psychologists»

Спикер Российского общества «Знание»

Волонтёр фондов «Старость в радость» и «Выход есть»

Провожу тренинги, семинары, вебинары, мастер-классы и арт-встречи для детей, родителей и специалистов

Публицист, автор книг

Психолог СМИ, эксперт на радио и телевидении

Блогер. Давайте общаться в соц. сетях!

Содержание статьи

  • Половое воспитание – что это?
  • Почему половое воспитание так важно?
  • С какого возраста нужно начинать?
  • Особенности полового воспитания в разных возрастах
  • В младшем дошкольном возрасте
  • В 5 лет
  • В 6 лет
  • В 7 лет
  • В 8 лет
  • В 9–10 лет
  • В 11–12 лет
  • В подростковом возрасте
  • Какие могут возникать проблемы?
  • Особенности полового воспитания приемных детей
  • Материал по теме
  • Книги
  • Мультфильмы и фильмы

В век интернета и пропаганды сексуальности вопросы полового воспитания детей и подростков актуальны как никогда. К сожалению, немногие родители готовы открыто говорить об этом. Тем самым они обрекают ребенка на поиск ответов «на улице». А это может повлечь непредсказуемые последствия, привести к травматичному опыту для ребенка и подростка и, кроме того, повышает риск сексуального насилия.

Исследования, проведенные среди детей и подростков, которые когда-либо подвергались преступным действиям сексуального характера, показывают, что наиболее часто жертвой педофилов становятся дети, в семье которых тема сексуальности – табу. Ведь такие дети – идеальная жертва: они не расскажут родителям, потому что думают, что это стыдно.

Мальчик читает Playboy

Половое воспитание – что это?

Многие родители совершенно не разделяют половое и сексуальное воспитание. А между тем это совершенно разные вещи:

  • Половое воспитание формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Как выглядят девочки и мальчики? Какие существуют внешние и внутренние отличия между ними? Как общаться и какие отношения строить с противоположным полом? Это широкое направление, охватывающее стиль одежды, манеры, поведение, хобби противоположных полов, а также их отношения. Половое воспитание способствует правильной самоидентификации, помогает девочкам вырасти в успешных женщин, а мальчикам – в настоящих мужчин.
  • Сексуальное воспитание рассматривает более узкие вопросы: отношение к телу, сексуальности и собственно сексу. Это знания о том, какие потребности возникают у мужчин и женщин, как их удовлетворять и контролировать, почему нужно защищаться во время полового акта, когда начинать сексуальную жизнь. Сексуальное воспитание формирует ответственность партнеров.

Дети удивлены строением человеческого тела

Почему половое воспитание так важно?

Каждый родитель в свое время сталкивается с неудобными вопросами маленьких детей: «Почему я не видел малышей в капусте? Что это у мальчиков между ног?». Увидев в очереди к врачу, как мама пеленает маленькую девочку, мальчик непременно обратит внимание на иное строение гениталий. В такой ситуации правильно заметить, какая малышка маленькая и беззащитная, что он тоже был когда-то таким. В таком случае ребенок не заострит внимание на теме и воспримет разницу в строении органов как данность. Резкое одергивание, намерение пристыдить, напротив, побудит еще больший интерес или приведет к тому, что ответы на свои вопросы ребенок будет искать в сторонних источниках.

Если замалчивать вопросы половых отношений и сексуальности, придавать им негативный окрас, детское любопытство никуда не исчезнет. Напротив, будет только возрастать. Ребенок будет находить ответы у сверстников, старших товарищей, в интернете, брошюрах и рекламе. И не всегда они будут соответствовать действительности.

Приведем один ужасный пример, доказывающий важность полового воспитания. Девочка, не знающая, что такое секс, может воспринять его как некую игру и долго терпеть растление. А вот осведомленный ребенок будет знать, что это не норма. С большей вероятностью он сообщит о приставаниях родителям. И здесь очень важно не стесняться, называть органы своими именами. Это, прежде всего, даст ребенку словарный инструмент для того, чтобы объяснить свои проблемы, беспокойства. Ведь информированность – это своего рода иммунитет от грязи, растления, и многих других сексуальных проблем.  И свободное общение родителей и ребенка на темы, которые многим кажутся «неудобными», – верный путь для создания доверительных отношений.

Девочка трогает живот беременной женщины

С какого возраста нужно начинать?

Самая распространенная ошибка родителей – думать, что дети начинают интересоваться половой жизнью в подростковом возрасте. Часто первый разговор происходит, когда подросток впервые приводит знакомиться девочку или начинает задерживаться на улице допоздна. Это в корне неправильно. Тему полового созревания, функций мужского и женского пола, отношений и института семьи нужно поднимать намного раньше. Половое воспитание начинается в 1–2 года  с изучения частей тела. Когда ребенок узнает, где у него ручки, ножки, глазки. Часто уже на этом этапе родители стараются прямо не называть половые органы ребенка или же называют их самыми разными словами-заместителями: червячок, печенька, розочка…

Мама разговаривает с сыном

Особенности полового воспитания в разных возрастах

Основу полового воспитания дают родители. Прежде всего, это личный пример. Изо дня в день ребенок наблюдает за отцом и матерью, впитывает их привычки, манеру общения и способы взаимодействия между собой.

Помимо этого, на разных этапах формирования у детей возникают разные вопросы о половых аспектах жизни. Вначале они поверхностные и не требуют разъяснений. Позже детей начинают интересовать детали. Для каждого возраста существует свой подход к объяснению щепетильных тем.

Информация должна соответствовать возрастному восприятию ребенка. Иначе у него появится еще больше вопросов, а главный ответ так и не будет найден.

Девочка целует мальчика

В младшем дошкольном возрасте

Детские психологи советуют родителям не стимулировать познавательную деятельность ребенка в сексуальных вопросах в раннем возрасте, а дождаться, когда он задаст вопрос сам. Уже в 2–3 года он может внезапно спросить: «Как я появился? Что у тети в животике, почему он большой?». В такой момент важно не растеряться и подобрать правильные слова.

Отвечая, не следует углубляться в терминологию. Примеры ответов:

  • «Почему я девочка, а брат мальчик?» – «Потому что ты родилась такой, как мама, а братик – как папа».
  • «Как я появился?» – «Все дети появляются и живут у мамы в животике».
  • «Как я вырос?» – «Из семечка в мамином животике».
  • «Какова роль папы?» – «Семечко из полового органа папы попадает в особое место у мамы в животе».
  • «Как рождаются дети?» – «Из специального отверстия, которое становится большим в момент появления малыша на свет».

Простое и ясное пояснение, как правило, полностью удовлетворяет любопытство ребенка и не вызывает шквал других вопросов. Все происходит постепенно. В 2–3 года дети интересуются своим телом, отличиями между мальчиками и девочками. В 3–4 года они выясняют, откуда берутся дети, а в 4–5 лет – как попадают маме в живот и как выходят оттуда. Если родители в 5 лет все еще рассказывают про капусту, дети чувствуют фальшь и начинают интересоваться этими вопросами у сверстников.

Например, на первом этапе (в 3–5 лет) ребенка интересует вопрос, как он появился. И ему достаточно будет узнать, что он вырос у мамы в животике, а потом, когда стал уже младенцем, доктор помог его достать из животика. На этом можно сделать паузу – возможно, уже этой информации будет достаточно.

Позднее (в 5–7 лет) у малыша могут возникнуть вопросы более детальные. Например, как он попал в животик и как доктор его достал. И здесь можно воспользоваться картинками из детских энциклопедий и рассказать,  что папина и мамина клеточка соединились (наверняка пояснений не потребуется) и стали постепенно расти, превращаться в человечка. Здесь уместно будет рассказать коротко об этапах формирования плода – от нескольких клеточек до ручек, ножек и полноценного малыша. Обязательно отметить, как сильно вы ждали его появления, готовились. Можно посмотреть альбом с фото УЗИ и первыми фото малыша.

С ранних лет следует правильно называть половые органы: влагалище, пенис, яички, задний проход.

В 5 лет

Дети 5 лет активно выстраивают отношения со сверстниками. Они продолжают интересоваться информацией о половых различиях и деторождении. В этом возрасте следует поднимать вопросы нравственности, разговаривать о дружбе, семье, «неполой» любви к маме, папе, братьям и сестрам.

Дети секретничают

В 6 лет

В этом возрасте ребенок активно готовится к школе. Развиваются его умственные способности и мелкая моторика, позволяющая осуществлять письмо. Он задает все больше вопросов о половых отношениях, его начинают интересовать тонкости. В 6 лет важно сформировать такие понятия, как стыдливость, сдержанность, готовность прийти на помощь.

В 7 лет

Даже при отсутствии полового воспитания школьник знает об анатомических отличиях девочек и мальчиков. Но, как правило, проявляет стеснительность в обсуждении таких вопросов и понимает, что говорить о сексе неприлично. Если это не принято в семье, он перестает задавать вопросы и черпает информацию на стороне.

Когда ребенку 7 лет, родителям следует самим затрагивать щекотливые темы, с мальчиками поговорить о поллюциях, а с девочками – о менструациях.

В 8 лет

Интерес к сексуальной тематике растет и часто становится предметом шуток и интересных рассказов среди сверстников. Дети могут использовать неприличные слова, не вникая в их смысл. Начинает четко проявляться идентификация к половой принадлежности. Это выражается в выборе спорта, хобби, увлечений и игр. Девочки и мальчики стремятся завести надежных друзей, как правило, своего пола. В 8 лет правильному половому воспитанию будет способствовать совместные занятия «мужскими» и «женскими» делами, доверительные беседы на тему взаимоотношений в коллективе.

Девочка не хочет говорить с мамой о личном

В 9–10 лет

Наиболее важный период в половом воспитании. В 9–10 лет у многих детей начинается половое созревание. Следует затронуть такие темы, как эмоциональные скачки, предстоящие гормональные и физиологические изменения. Девочкам нужно рассказать о гигиене во время менструации, о прокладках и тампонах. Вместе с тем важно учить нравственности, чести, говорить о правилах поведения с противоположным полом.

В 11–12 лет

В этом возрасте дети предпочитают знакомиться с темой секса, изучая энциклопедии, медицинские схемы и фото. Гормональная перестройка провоцирует все больший интерес к собственному телу. Многие пробуют мастурбацию. Девочки и мальчики стремятся больше узнать о строении половых органов, половом акте. Получение правдивой информации снимает естественный эротический зуд и воспринимается как подготовка к практике. В разговоре с детьми важно затронуть институт брака, роли мужчины и женщины в семье, вопросы ответственности за половые отношения и возможное появление детей после начала менструаций у девочек. Следует объяснить, что они только готовятся стать взрослыми и прежде чем перейти к практике, нужно пройти все этапы развития. Необходимо спокойно внушать ребенку, что секс – это хорошо, но это только для взрослых.

Мужское и женское начало

В подростковом возрасте

Начиная с 13–14 лет подростки могут вступать в первые половые отношения при недостаточном половом воспитании. Возникают первые влюбленности и повышается интерес к противоположному полу. Следует поднять темы контрацепции, инфекционных заболеваний, передающихся половым путем. Важно не заострять внимание на негативных аспектах. Предупредить раннее начало половой жизни помогут увлечение спортом, обсуждение вопросов нравственности, различных моделей поведения.

Девочка-подросток в плохом настроении

Какие могут возникать проблемы?

Интерес к сексуальной жизни в разном возрасте проявляется по-разному. Часто сексуальное поведение детей родители воспринимают как ненормальное. Например, исследование своего тела, мастурбация, игры с противоположным полом являются естественными. Другое дело, когда этому уделяется слишком много внимания и тема секса становится навязчивой. В таком случае стоит обратиться к детскому психологу.

Даже у маленьких детей могут возникать те или иные проблемы полового характера:

  • развращенность;
  • неприязнь к своему телу;
  • неправильная самоидентификация;
  • ранняя половая жизнь и другие.

В 25% случаев проблемы связаны с растлением, насилием, влиянием сексуальных игр и порнографией. В 75% различные отклонения возникают от травмирующего поведения взрослых, невозможности обсудить с ними волнующие темы, отсутствие полового воспитания.

Диалог мамы и дочери-подростка

Особенности полового воспитания приемных детей

Приемные дети, как правило, из неблагополучных семей. Они не имеют позитивного семейного опыта. У многих сложилась биполярная модель семейных взаимоотношений, положительные и отрицательные образцы мужественности и женственности, которые порождают конфликтную систему требований. Все это приводит к искажению половой идентификации: грубости у девочек, плаксивости у мальчиков и др.

Приемным детям важно дать правильные полоролевые представления. На первый план выходят вопросы нравственности, «неполой» любви, родственных отношений. Нужно, чтобы девочка тесно общалась с матерью, перенимала ее поведение, советовалась и доверяла. Мальчикам важнее установить прочную связь с отцом.

В здоровой семье приемные дети сами учатся социальным ролям. Конечно, это не отменяет необходимости корректировать познания о половой жизни. Если у ребенка наблюдаются отклонения, стоит подключить детского психолога.

Материал по теме

Часто родители испытывают смущение от откровенных вопросов ребенка только лишь потому, что не могут подобрать нужных слов. В свое время они не получили опыт полового воспитания, а посему не могут дать его детям. Важно не отступать. Существует множество книг и энциклопедий, которые помогут найти правильные ответы. Педагоги и детские психологи рекомендуют совместное чтение с детьми. Это поможет преодолеть стыдливость обоим, будет способствовать установлению доверительных отношений. В будущем, если у ребенка возникнут какие-либо вопросы или проблемы, он сможет поделиться переживаниями с родителями, а не замкнется в себе.

Книга для детей "Энциклопедия сексуальной жизни"

Книги

Сегодня существует множество энциклопедий. Раньше у большинства детей была книга К. Верду, которая тонко подводила детский ум к самому сокровенному.

Многие психологи считают ее идеальной. Но, к сожалению, она больше не издается. Однако существуют достойная замена:

  • «Мое тело, мои чувства» Д. Рюбель. Подходит для детей младшего дошкольного возраста. Книга по-доброму рассказывает об отличиях девочек и мальчиков, особенностях тела, помогает понять свои чувства и эмоции. Помогает сформировать представления о границах тела и о «табу» в отношении действий посторонних людей (в разделе о плохих и хороших прикосновениях).
    Разворот книги «Мое тело, мои чувства» Д. Рюбеля
  • «Давай поговорим про это» Р. Харрис. Большая книга, которая рассказывает об этапах взросления, строении мальчиков и девочек, появлении детей и воспитании младенцев. Рекомендована к чтению с 5 лет.
    Разворот книги «Давай поговорим про это» Р. Харриса
    Разворот в детской книге - "Хорошие и плохие прикосновения"

    Информация о развитии ребенка в животе у мамы

    Раздел "Взросление" в книге «Давай поговорим про это» Р. Харриса

    Раздел "Детей приносят не аисты" в книге «Давай поговорим про это» Р. Харриса

Какие еще книги можно почитать с детьми:

  • 3–7 лет – Шукшина С. Е. «Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры», Селиванов А. А. «Мое тело. Главная книга хороших привычек».
  • 9–12 лет – Фадеева В. В «Как взрослеет мое тело». А также книги с главными героями такого же возраста, раскрывающие общение и взаимоотношения без эротики.
  • 12–15 лет – 3. Мартынюк Д. П. «До 16 и старше», а также книги Лукьяненко (фантастика по возрасту).

Мультфильмы и фильмы

Большинство детей видят постельные сцены еще в дошкольном возрасте. Они знакомятся с сексуальностью через рекламу, фильмы, а позже через интернет. Информации очень много, но чаще она несет больше вреда, чем пользы.

Чтобы воспитать культуру половых отношений, в разном возрасте рекомендуется просматривать разные мультики и фильмы:

  • 3–4 года – «Король Лев», «Винни-пух», «101 далматинец», «Книга джунглей», «Дамбо». Ребенок изучает межполовые отношения и роли в семье через животных.
  • 5–7 лет – «Простоквашино», «Праздник непослушания», «Тайна третьей планеты», «Мери Поппинс». Детям важно видеть романтический образ любви, семьи, отношений с близкими.
  • 9–12 лет – ВВС «Он и она», «Невероятное путешествие внутрь человеческого организма». Документальные фильмы помогают сформировать здоровое отношение к своему телу, узнать о предстоящих изменениях и этапах взросления.
  • 12–15 лет – «Дневник Насти», «Шесть раз», «Мы – женщины», «9,99 долларов», «Морщинки», «Нити». Фильмы учат справляться со сложными ситуациями, видеть и осознавать свои проблемы, доверять их близким, что очень важно, так как в этом возрасте половое созревание опережает психическое.
  • 16–18 лет – «Эксгибиционист», «Очень мрачное кино», «Охотник», «Класс», «Говори», «Субмарина», «Загадочная кожа». Фильмы затрагивают различные аспекты сексуальности и помогают выработать правильное отношение к отклонениям.

Своевременное и тактичное информирование детей о взаимоотношении полов не влечет никаких негативных последствий. Ребенок адекватно воспринимает себя и свое тело, приобретает иммунитет от «грязи». Родители становятся соратниками ребенка в любых неудобных вопросах, а это защищает от возможных преступных действие в отношении ребенка.

Недостаток полового воспитания, напротив, вызывает множество заблуждений и травм, способствует развитию различных отклонений в психосексульном развитии и дисгармонии семейных отношений в будущем.

Гигиена полового акта так же важна, как и гигиена питания. Родителям важно понять, что рассказывать о сексе не значит учить им заниматься. Роль родителей не в том, чтобы рассказать ребенку о конкретных действиях  телесного взаимодействия сексуальных партнеров. Роль родителей гораздо важнее и глубже. Важно заложить основные ценности отношений, дать представление о роли мужчины и женщины, сформировать представление об ответственности перед партнером в отношениях и сформировать границы тела, личности и ощущение собственной ценности и важности.

Что касается секса, достаточно оговорить, что это занятие для взрослых, не скрывая, что это должно быть приятно и исключительно по желанию. Многие дети рады этому факту и отвечают: «Я никогда не буду этим заниматься». До начала полового созревания гениталии для них ничем не отличаются от рук или ног. А задавая вопрос о своем появлении на свет, они хотят постичь тайну рождения, а не слушать лекцию о родовом канале и половых гаметах.

Руководства для осознанных родителей

Гайды по половому воспитанию

Гайды — это обучающие материалы, в основном в текстовом виде. Каждый гайд посвящен конкретной проблеме. После скачивания вы всегда сможете вернуться к гайду и перечитать его.

Упражнения для самоконтроля

  • Для родителей

    Все курсы ориентированы в первую очередь на родителей и тех, кто готовится ими стать

  • Для бабушек и дедушек

    Половое воспитание эффективно тогда, когда все члены семьи на одной волне, включая старшее поколение

  • Для старших братьев и сестер

    Гайды будут полезны для детей постарше: родных и двоюродных старших братьев и сестер

  • Для всех, кто работает с детьми

    Если вы регулярно общаетесь и работаете с детьми, то обучение сделает вашу работу легче

  • 820 ₽

    Гайд
    «Сексуальная безопасность детей»

  • 620 ₽

    Гайд
    «Как не кричать на ребенка?»

  • 490 ₽

    Гайд
    «Каждый родитель должен знать?»

  • Бесплатно

    Путеводитель по программам
    «Родительский контроль»

  • Бесплатно

    Гайд
    «Разговор о половом воспитании ДО»

  • Бесплатно

    Чек-лист
    «К школе готов»

  • Бесплатно

    Чек-лист «5 популярных вопросов детей про ЭТО»

По всем вопросам обращайтесь по адресу:

info@naukapopolam.ru

Автор гайдов

Ирина Селиванова, педагог-психолог и эксперт по половому воспитанию

Формирую половую культуру
Автор курсов и программ по половому воспитанию для детей, подростков и взрослых.

Опыт работы более 5 лет
Научу правильно, свободно и уверенно говорить с детьми о сексуальности

Более 5 000 семей прошли обучение
И успешно применяют полученные знания в семье. Присоединяйтесь к сообществу осознанных родителей и воспитывайте счастливых и здоровых детей!

Лицензия на ведение образовательной деятельности

№10065-Л

Вас могут заинтересовать программы

Курсы

Программы обучения, включающие видео-лекции, задания для формирования полезных навыков, чек-листы и вебинары.

Вебинары

Лекции, сопровождающиеся презентацией (наглядным материалом), где я даю понятные разъяснения по темам и практические рекомендации.

Гайды

Обучающие материалы в текстовом виде, руководства и упражнения для самоконтроля.

Семинары

Офлайн-мероприятия, которые проходят в разных городах России. Здесь вы можете подать заявку.

Специалистам

Курсы повышения квалификации и дополнительного образования для педагогов и психологов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Задайте!

Прочитайте мои статьи о половом воспитании

ИП Селиванова Ирина Николаевна, ИНН 240 900 699 992, ОГРН 321 246 800 063 064

Мы используем cookies. Это позволяет нам делать сайт удобнее для вас.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания несовершеннолетних Ростовской области

социально – реабилитационный центр

с. Дубовское

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Подготовила педагог – психолог

отделение социальной диагностики

социально правовой психолого –

педагогической помощи: Дудкина С. В.

Половое воспитание

Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

Половое воспитание – это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни.

В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способность осознавать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем и имеет при этом конкретную цель.

Сексуальность подростка носит дисгармоничный характер. Между его эмоционально-психологическим и соответствующим физическим развитием существуют противоречия. Подросток, как правило, обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера. В начале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляется половая активность и формируется зрелое половое сознание.

С развитием полового самосознания выделяют следующие стадии формирования:

Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря».

Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке.

Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков.

Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и многообразны. Однако часто наблюдается следующее противоречие. Подростковая мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Такая разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков.

В современном обществе половое чувство у подростков может появляться уже в 14-16 лет, в то время как официальный брачный возраст наступает лишь через несколько лет, а семья создается еще позже. Не для всех подростков характерно раннее желание вступить в половую связь. Как правило, это зависит от культурных, социальных и религиозных традиций, взаимоотношений в семье и с окружающими людьми. Некоторые подростки начинают половую жизнь, глядя на своих друзей; для других — это способ самоутверждения. Подростка надо убедить, что ранняя половая жизнь — это не самоцель и не способ самоутверждения. Девичья чистота, гордость, целомудрие, необходимость полового воздержания до вступления в брак — не устаревшие понятия. Ранние контакты — это серьезные эмоциональные переживания, а в некоторых случаях угроза репродуктивному здоровью. Доказано, что раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам — болезням, передаваемым половым путем, СПИДу, бесплодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов.

Если молодая девушка или юноша не хотят интимной близости или хотя бы сомневаются, они должны уметь сказать «нет». Этому их должны научить взрослые в семье и школе. Когда речь заходит о сексе, легко сказать «да», но требуется много сил и мужества, чтобы сказать «нет». И задача взрослых — объяснить прежде всего девушке, что если ее по-настоящему любит юноша, он не порвет с ней дружбу только потому, что она не готова вступить с ним в интимную связь. Часто молодые люди с легкостью разрывают отношения со своими подругами, и это довольно частое явление в процессе взросления и приобретения опыта. Но такой разрыв может быть и очень болезненным. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, о детях. Испытывать сексуальные чувства и желать сексуальных отношений — это естественно. Но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за своё поведение. Прежде чем решиться на сексуальные отношения, необходимо всё тщательно продумать и взвесить, так как первый сексуальный опыт может оказаться нелегким и принести разочарование. Взрослые должны объяснить подросткам, что никто не имеет права прикасаться к их телу, заставлять делать по отношению к ним то, к чему они не готовы, или то, что угрожает их безопасности.

Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения подростка. Родители всегда должны думать о том, что они хотят передать своим детям, соответствует ли их собственное поведение тем нормам, выполнения которых они требуют от детей.

Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами.

Собственное содержание полового воспитания – это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношениями между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей семьи, сферы их деятельности. Воспитание представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.

Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Такими нормами и установками являются:

понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;

умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;

устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

Задачи полового воспитания:

  • воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;

  • стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;

  • воспитание у подростков чувства культуры поведения к другому;

  • выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;

  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;

  • разъяснение сути понятия «взрослость».

Формы реализации полового воспитания:

  • работа с педагогическим коллективом педагогические советы; педсоветы – практикумы; совещания при директоре; методические семинары; семинары – практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.

Памятка — рекомендация « ЕСЛИ К ВАМ ОБРАТИЛИСЬ ПО ПОВОДУ РАННЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА

  • работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания; психолого – педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; диспуты; круглые столы; презентации; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте.

П А М Я Т К А КРУГИ ОТНОШЕНИЙ:» как рассказать детям о

личных границах»

  • работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы. викторины, фотовыставки, интеллектуально – познавательные игры; диспуты, круглые столы; конкурсно – развлекательные и игровые программы; тематические вечера; вечера вопросов и ответов; тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).

Формы и методы контроля успешности проводимых мероприятий:

— анкетирование;

— тестирование.

Рекомендации по организации  профилактической деятельности  социального педагога в случае  подростковой беременности

Социально-педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума.

В своей профессиональной деятельности педагог социальный имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В деятельности социального педагога можно выделить следующие основные составляющие: диагностическую, прогностическую, коррекционную, реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую.

Для успешной реализации профилактической деятельности социальный педагог должен обладать следующими личностными качествами:

Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.

Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, симпатии.

Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.

Открытость – способность быть искренним, уметь говорить о своих внутренних чувствах и мыслях.

Конкретность – умение конкретно отвечать на вопросы.

Коммуникабельность – интерес к другим людям, легкость в общении с ними.

Уважение, честность.

Конфиденциальность, сохранение тайны.

Социально-педагогическая профилактика — это совокупность социально-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Целью профилактической  деятельности с учащимися, склонными к появлению такого явления как подростковая беременность, является устранение негативных факторов окружающей среды, влияющих на личность и жизнь подростков.

Социально-педагогическая профилактика может быть реализована путём решения следующих задач:

1. Создание форм активной и действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного подростка и его родителей.

2. Организовать получение знаний по вопросам полового и семейного воспитания.

3. Оказать содействие в разрешении психологических и социальных трудностей в семье, в школе, в кругу сверстников.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств хорошего семьянина в будущем.

5. Способствовать поддержке общественно-значимых семейных ритуалов и традиций.

 6. Укрепление репродуктивного здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

Для решения проблемы подростковой беременности в первую очередь нужно проводить диагностическую работу по ликвидации факторов риска появления подростковой беременности: сбор информации о подростке; изучение его индивидуально-личностных и психологических особенностей ребенка; изучение семьи ребенка; изучение источников негативного влияния на подростка и устойчивости его к этому влиянию; изучение влияния микросреды.

Также необходимо проводить социально-педагогическую работу – помощь в процессе социального  взаимодействия налаживания социальных отношений, создание благополучной  среды для развития ребенка, осуществлять контроль над подростком, еще психологическая, социальная и, возможно, материальная помощь.

Просветительская работа также  важна в профилактической деятельности. Она должна включать в себя обучение и воспитание с целью формирования полных знаний о проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных  отношений, овладение подростком знаниями по данной проблеме, необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечению в ранние сексуальные  отношения и возникновению подростковой беременности.

Еще одним важным направлением должно быть соблюдение и защита прав несовершеннолетних беременных и всех подростков, кому нужна помощь.

Также важным элементом профилактической деятельности социального педагога должна быть работа по просвещению  родителей, особенно семей, находящихся  в социально опасном положении, малообеспеченных, неполных и родителей, ведущих аморальный образ жизни.

Социальный педагог должен создавать  условия для проведения свободного времени и досуга; должен организовывать социально значимую деятельность детей  и взрослых; должен использовать различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, способствовать введению обязательного курса по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс для разрешения возникших вопросов у подростков и увеличения количества и качества информации по проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных отношений, которые являются основной причиной возникновения беременности среди несовершеннолетних.

Изучение проблемы осознанного подхода к родительству у подростков Организация и методы исследования

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.

Задачи исследования:

  • осуществить анализ проблемы подготовки подростков к выполнению родительских обязанностей при помощи литературных источников.

  • охарактеризовать роль семьи как фактора первичной социализации в подготовке к будущему родительству.

  • экспериментально изучить готовность подростков к выполнению обязанностей родителей на примере учеников школы.

  • проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты изучения мнения школьников.

Предмет исследования: представления подростков об осознанном родительстве.

Объект исследования: отношение подростков к родительской роли.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы (памятки, рекомендации);

  • беседа;

  • анкетирование (приложение 1, приложение 2 опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина, тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия (для тех подростков, кто состоит в отношениях), приложение 3, 4,5индивидуально цель опроса выявить уровень сексуального развития у анкетируемых девушек );

  • анализ анкетного опроса;

  • коррекция эмоционально — волевой сферы (индивидуальные занятия).

Приложение 1

Анкета

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

  1. Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству? _________________________________________________

  2. С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?

______________________________________________________________

  1. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?_________________________________________________

Спасибо!

Приложение 2

Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина)

Шкалы: шкала любви, шкала симпатии, общий уровень эмоциональных отношений в диаде

Назначение теста

Тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.
Описание теста
Изначально шкалы любви и симпатии З.Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника З.Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.
В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений.
Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.
В окончательный вариант методики, адаптированной Л. Я. Гозманом и Ю.Е.Алешиной, включены 14 пунктов.

Инструкция к тесту
Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего(ей) супруга(и). К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней).
Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов».

Варианты ответа:
«Да, это так»; «Вероятно, это так»; «Вряд ли это так»; «Это совсем не так».

Тест

1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.
2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.
3. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.
4. Он (она) очень умный человек.
5. Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.
6. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства.
7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).
8. Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.
9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.
10. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.
12. Он (она) один (одна) из самых обаятельных мужчин (женщин), которых я знаю.
13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).
14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту
Шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13.
Шкала симпатии: 2, 4, 6,8,10,12,14.

Ответы оцениваются следующим образом:

• ответ «Да» – 4 балла;
• ответ «Вероятно, это так» – 3 балла;
• ответ «Вряд ли это так» – 2 балла;
• ответ «Это совсем не так» – 1 балл.

Баллы по каждой шкале суммируются.
Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.
Подсчет суммарного балла по обеим шкалам, дает общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов).

Приложение 3

Анкета «Половые отношения»

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

Имеете ли вы сексуальный опыт?

а) да

б) нет

Почему вы начали половую жизнь?

а) из любопытства

б) случайно

в) чтобы казаться взрослее

г) под влиянием алкоголя или других веществ

д) свой вариант ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Откуда вы узнали о сексе?

а) телевидение, интернет

б) от сверстников, одноклассников, друзей

в) из специальной литературы

г) от родителей

д) от учителей

е) свой вариант ___________________________________________________________________

Что вы понимаете под словосочетанием «половые отношения»?

а) секс

б) ухаживания

в) брак, семья

г) свой вариант ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Считаете ли  вы брак обязательным для вступления 

в сексуальные  отношения?

а) да

б) нет

6) Читаете ли  вы специальную литературу о  сексе?

а) да

б) нет

7) Какие вы знаете  способы предохранения/контрацепции  от нежелательной беременности  или заболеваний передающихся  половым путем, ВИЧ/СПИД?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Может ли ранняя  половая жизнь причинить вред?

а) да

б) нет

в) не знаю

9) Какие вы знаете  негативные последствия ранних  половых отношений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________10) Что вы считаете наиболее эффективным способом защиты от беременности, венерических заболеваний, ВИЧ/СПИД?

а) презервативы

б) таблетки

в) прерывание полового акта

г) воздержание

д) свой вариант ________________________________________________________________________________________________________________________________________________11) Кому бы вы  сообщили, что вы (ваша подруга)  беременны?

а) друзья

б) родители, родственники

в) классный руководитель/учитель

г) доктор/врач

12) Считаете ли  вы необходимыми курсы по половому  воспитанию в школе?

а) да

б) нет

Спасибо большое за ответы!!!

Приложение 4

Анкета для  подростков по половому воспитанию.

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

Все ответы анкеты останутся  анонимными.

Нам важна ваша честность.

1) Твой возраст      __________ Твой пол        М       Ж

2)Был ли у тебя сексуальный опыт? ________________________________________________________________________

3)В каком возрасте происходит  половое созревание у подростков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4)Как ты думаешь, каков  должен быть мотив вступления  в интимную связь?

а) взаимная любовь

б) расчет на вступление в  брак

в) самоутверждение, чувство  зрелости

г) стремление к получению  удовольствия

д) модно,  престижно

е) любопытство

5) Как ты думаешь, можно  ли забеременеть при первом  половом контакте, если не предохраняться?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Если бы ы узнал(а), что от тебя беременна подруга (ты беременна) как бы ты поступил(а)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Как ты думаешь в  твоем возрасте лучше оставить  ребенка или сделать аборт?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Как ты думаешь, человек  твоего возраста в современном 

обществе может обеспечить самостоятельно  себя и своего потенциального  ребенка?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9) Какие могут быть  отрицательные последствия аборта?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10) Как ты думаешь, нужны  ли подросткам познавательные  занятия о сексе и половой  жизни?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо большое за ответы!!!

Приложение 5

Опрос «Первый раз»

Цель: выявить мотивацию заняться сексом в первый раз.

Варианты ответов (можно было давать до 3 ответов)

Из любопытства

Из стремления быть «как все»

Из-за стремления самоутвердиться, доказать что-то приятелям или близким

По любви, из-за влюбленности

Из желания угодить партнеру, доставить ему радость

Для повышения самооценки

Из-за сексуального влечения

Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения)

По принуждению

Другое

Замужество, женитьба

Затрудняюсь ответить, нет ответа

Список использованной литературы

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004, — 244 с.

  2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек-основа репродуктивного здоровья женщин/Е.А. Богданова, М.И. Кузнецова, О.Г. Фролова // Акушерство и гинекология. — 1992. — №5. — С. 48.

  3. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. — М.: ЧеРо, 2005

  4. .Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: Учебник для студентов вузов/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова.-М.: «Гардемарин», 2006

  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — М., 1998

  6. .Дорошкевич, М.П. Основы валеологии: Учебное пособие/ М.П. Дорошкевич, Д.М. Муравьева.-Мн.: «Вышейшая школа», 2003

  7. Ермолаева М.В. Психология развития. — М.: МПСИ; Воронеж: издательство НПО «МОДАК», 2009

  8. Ивуть Н. Недетские проблемы детей/ Н. Ивуть // Региональная газета. — 2011. — 2 февраля. — С. 9.

  9. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. — М.: Просвещение, 1991 — 128 с.

  10. Кон И.С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 2003

  11. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989

  12. Корегин А.Я., Корегина Е.П. Секс нашей культуры. — К: МП «Радуга», 1993

  13. Костиков В. Чем опасен слишком ранний секс/ В. Костиков // АиФ. — 2010. — 26 марта. — С. 6.

  14. Красноярова М.В. Практика социально-педагогической поддержки материнства девочек-подростков/ М.В. Красноярова // Педагогика — XXI: материалы международной научной конференции. — Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010

  15. Крукс Р., Баур. К. Сексуальность. — М.: Мир, 2002

  16. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи: Пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений/Р.И. Купчинов.-Мн.:УП» ИВЦ Минифина», 2004.-211 с. Курбатова, В.И. Социальная работа/ В.И. Курбатова. — Ростов н/Д.:» «Феникс», 1999.-576 с.

  17. Леонтьев А.А. Психология общения. — М, 2001

  18. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М.: Гардарики, 2005

  19. Мастерс У.Г., Джонсон В.Э., Колодни Р.К. Основы сексологии. — М.: Мир, 2008

  20. Немов Р.С. Психология. — М.: просвещение, 1981

  21. Ночевнек М.Н. Человеческое общение. — М.: Политиздат, 1988

  22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Высшее образование: МГППУ, 2006

  23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: ТЦ Сфера, 2004

  24. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье — важнейшая проблема современности/В.В. Подольский // Здоровье женщины. — 2003. — №1.-С. 103.

  25. Психология человека от рождения до смерти/ А.А. Реан [и др.]; под общ. ред. А.А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК, 2002

  26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб: Издательство «Питер», 2000

  27. Сапогова Е.Е. Психология развития: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2005

  28. Сексопатология: справочник/ Г.С. Васильченко [и др.]; под общ. ред. Г.С. Васильченко. — М.: Медицина, 2003

  29. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1980 — 3 т — 640 с.

  30. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 1985 — 164 с.

  31. Черкасова, В.Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В.Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. — М., 2004. — 18 с.

  32. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/ Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка // под ред. Г.В. Бурменской. — М.: МПСИ, 2004

  33. Эйдемиллер Э.К. Психология и психиатрия семьи. — СПб.: Питер, 2007

  34. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. — М.: Деловая книга, 2006. — 768 с.

  35. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. — М.: Владос, 1999 — 512 с.


Download Article


Download Article

Proper education on sex is essential in promoting healthy living both mentally and physically. Teaching sex education can be difficult if you don’t know where to start, how to approach it, or even what to teach. Luckily, there are many ways in which you can teach sex education to young children, teens, and even some adults.

  1. Image titled Teach Sex Education Step 1

    1

    Familiarize yourself with your local sex education requirements. Every school, state, province, or country will have its own set of requirements on how sex education can be taught. In most cases, if you are a professional educator, you will most likely be required to follow a certain curriculum provided for you. For example:

    • In the United States, the U.S, Department of Health & Human Service identifies 28 evidence-based curriculums that are eligible to be taught.[1]
      Your school or program may provide you materials and information from these curriculums.
    • The Public Health Agency of Canada provides Canadian Guidelines for Sexual Health Education. It is a guide that provides specific curricula and teaching strategies to teach sex education. Canadian sex education teaches key concepts like health, health promotion, health education, sexuality, sexual health, and sexual rights.[2]
    • In the United Kingdom, sex education is compulsory after age 11, and focuses on teaching children about reproduction, sexuality, and sexual health.[3]
      Sex and relationship education (SRE) is part of the national curriculum and is based on the Personal, Social, and Health Education (PSHE) framework of knowledge.[4]
      Guidelines can be found on the UK government website.
  2. Image titled Teach Sex Education Step 2

    2

    Make sure teaching sex education is possible in your situation. In some countries, cultures, religions, and schools, sex education for children is not compulsory or mandatory. In these situations, teaching sex education to children can be difficult for many reasons. For example, sex education might not be welcomed and you may run into roadblocks before you are allowed to teach it. Before teaching sex education, you may have to:

    • Speak to local officials about implementing sex education in your area. This might mean speaking to schools, your community, or members of your government.
    • Prepare resources and evidence that sex education is needed.
    • Join an organization or group that advocates for the implementation of sex education for the community.
    • Plan your own sex education curriculum. You may be able to teach sex education but there are little resources available to you that provide tested and reputable sex education programs that can be taught in your area. In these cases, you may need to do extensive research, talk to sexual health professionals, and collaborate with institutions to come up with an effective sex education program.
  3. Image titled Teach Sex Education Step 3

    3

    Understand the different approaches to sex education. In North America, most curriculums advocate the need for comprehensive sexual health education, where multiple topics are discussed and taught extensively. Issues taught include contraception, gender, sexuality, abstinence, abortion, sexually transmitted diseases, and much more. Comprehensive sex education is correlated with lower rates of teen pregnancies, and slightly lower rates of teens reporting having vaginal sex.[5]
    Some other approaches include:[6]

    • Family life education: This program places emphasis on preparing children for family life and reproduction.
    • Population education: This program focuses on the sociological, environmental and economic consequences of population growth.
    • Medical/disease education: This program emphasizes on avoiding disease and provides medical information about sexual health.
    • Fear-based approach: This program emphasizes the risks of sexually transmitted infections, diseases, and HIV.
    • Abstinence-based education: This programs focuses on abstinence from sex a way to avoid pregnancy and does not provide much coverage on how to use contraceptives, how to have safe sex, and how STIs/HIV work. Research shows that it is not effective at preventing sex or teen pregnancies,[7]
      and areas with abstinence-based education have higher teen birth rates.[8]
    • Sexuality education: This approach places more emphasis on the individual, sexual activity, sexology, biology and behaviour. It presents sexuality as a key part of life and includes the message that sexuality and sex can be pleasurable.
  4. Image titled Teach Sex Education Step 4

    4

    Plan your own lessons or curriculum. Some sex education programs may already have detailed lesson plans for you to follow and some may only provide you with guidelines and will require you to come up with your own lessons. In the case that you will need to plan your own lessons, it is best to follow the established and accurate curriculums for sex education at your school, community, or sex health care provider. These programs have been tested for effectiveness and will provide helpful advice, approaches, and strategies to aid you in teaching sex education.

    • Reach out to other educators who have already implemented or taught sex education. Ask them what was effective, what didn’t work, and how they approached sex education with their learners.
    • You may need to establish your own curriculum if you are teaching groups that need special attention, such as learners who have mental disabilities, LGBTQ+ learners, or if you are teaching in a community with specific beliefs and religious views.
  1. Image titled Teach Sex Education Step 5

    1

    Educate yourself on sex and sexual health. To better prepare yourself to answer any questions a learner might ask, it’s important you understand the material you will be teaching. You can go online, to your local library, or bookstore to find information about sex, sexual health, and sexuality. There are also many organizations that provide courses and materials to help educators teach sex education.

    • Sex education is more than just teaching about sexual behaviours.[9]
      This means you should also educate yourself on issues such as abstinence, body image, gender, sexuality, sexual development, sexually transmitted diseases, sexual health, and sexual pleasure.
    • Use established, evaluated sex education sources and curriculums to aid in your research. There are many myths and misconceptions that surround sex education and sex in general. Knowing what the truth is and having accurate information about sex education can help you teach better and prevent you from relaying inaccurate or negative information to your learners.
    • Educating yourself about sex can help increase your comfort level with talking about sex or certain topics related to it to others.
  2. Image titled Teach Sex Education Step 6

    2

    Understand who you are educating. Age is an important factor that will shape how you educate sex to your learners. Some parents, guardians, and educators will be uncomfortable with sex being taught to children as young as kindergarten. But using age-appropriate information to teach sex education can help ease worries and discomforts about teaching such a sensitive topic like sex.[10]

    • Different issues or topics will be taught depending on a learner’s age. Established curriculums will have versions that are tailored to the age of the learner.
    • Knowing the stage of sexual development of your learners will aid you in answering questions and help you provide age-appropriate information and resources for your learners. This way, you can avoid situations where you overstep boundaries or teach beyond what is appropriate to your learners.
  3. Image titled Teach Sex Education Step 7

    3

    Determine what your goals are when teaching sex education. Defining your goals or what you would like your learners to achieve after you teach is a helpful way to organize and teach your lessons. In general, most sex educators strive for these goals:

    • To reduce negative outcomes from sexual behaviours, such as unwanted or unplanned pregnancies and infection from sexually transmitted diseases.
    • To provide appropriate knowledge and skills for learners to make healthy decisions about their sex life and future.
    • To build self-confidence in learners.
    • To help learners develop positive relationships and experiences with their sexuality.
    • To provide medically accurate information about concepts like abstinence, contraception, and other health concerns.
    • To respect community, social, and individual values and beliefs regarding sex.
  4. Image titled Teach Sex Education Step 8

    4

    Provide a safe environment when talking about sex. If you are a teacher or someone who works for the community or a sexual health organization, you will most likely be teaching in a classroom setting. Whether you’re a teacher, parent, guardian, or a friend, it’s important you set up a safe environment to talk about sex. A safe environment:

    • Allows learners to feel positive and confident as they learn and ask questions.
    • Is free of negative judgments.
    • Discourages censorship and instead, promotes an open and honest environment.
    • Can be in a classroom, at a community centre, or at home.
  5. Image titled Teach Sex Education Step 9

    5

    Prepare to tackle complex issues like gender and sexuality. Gender, sex, and sexuality are different concepts that are often confused together. By differentiating them, you can help ease a learner’s confusion about their identity, especially for those who are struggling with «non-normative» identities. These identities include people who may have gender identity issues like trans youth or those who may be questioning their sexuality.

    • Reach out to the community to obtain a better understanding of these complex issues. There are many organizations within the LGBTQ+ community that can provide you with materials, resources, and even curriculums for you to follow.
    • Advocate for safer policies regarding issues like homophobia or transphobia. Trans and LGBTQ+ youth are more likely to be harassed and abused verbally, physically and sexually. By educating or approaching the community with these issues, you help save lives of LGTBQ+ individuals and foster a more accepting environment.
    • Partner with professionals that specialize in certain topics to ensure your curriculum covers everything accurately and effectively. For example, you may ask invite a member of the LGBTQ+ community to lead a lesson and talk about their experiences and share their knowledge about sexual health and well-being to your learners.
    • Make sure your curriculum is age-appropriate, culturally sensitive, and respectful of the beliefs and values of differing groups. This may be difficult to do, but it’s not impossible. By getting feedback from other educators, professionals, and parents or guardians of learners, you can help ensure your curriculum is appropriate.
  6. Image titled Teach Sex Education Step 10

    6

    Practice talking about sexual health. This can be very beneficial if you find the topic of sex education uncomfortable to discuss. Try talking casually and openly to a peer or a close friend about sexual health. Or practice teaching your lesson to someone you’re close with. This exercise can help you with become comfortable talking about sex and also provide you with feedback on how effective your teaching is.[11]

    • Practicing can help you avoid mistakes like being overly critical of someone else’s opinion about sex, laughing in times of discomfort or embarrassment, and avoid lecturing or talking down to people when you’re teaching.
  7. Image titled Teach Sex Education Step 11

    7

    Contact your learners’ parents or guardians with information about the content you’ll be teaching. While teaching young learners, it’s extremely important you keep parents and guardians involved in the process of sex education. Send parents and guardians a letter detailing the sexual health program you will be teaching to their children. This way, learners can choose to either opt out of the lesson or provide you with comments before you start teaching.

    • Many sexual health organizations and curriculums can provide educators with a sample letter to use to send to parents and guardians.
    • You can send simple outlines of each lesson or a detailed summary of the whole program.
    • If you are teaching adult learners, it is also important to let them know what you plan to teach. Some learners may have differing beliefs and values and may choose to opt out of certain lessons or from the entire program you’ll be teaching.
  1. Image titled Teach Sex Education Step 12

    1

    Remind yourself that sex education for babies is not about acts of sex. The thought of teaching sex education for infants can be daunting and taboo, but most parents, guardians, and caregivers already teach infants sex education without even knowing it. From age 0 to 3, children will begin to explore their bodies, learn the differences between cisgender males and females, and start to form their own gender identities. Sex education for infants takes the form of teaching children about their bodies and helping them form healthy relationships and bonds with caregivers.[12]

    • If you are teaching infants about their sexual health, you are most likely their parent, guardian, or primary caregiver. Most institutions do acknowledge the importance of sex education for infants, but it is unlikely there are any formal educational programs out there for children that young.
    • By making the conscious effort to teach infants about their bodies, about genders, and by promoting good relationships, you are creating a positive foundation for their future sexual well-being.
  2. Image titled Teach Sex Education Step 13

    2

    Teach children the correct names of body parts, including their genitalia. Children start to learn body parts as infants and are often told to show caregivers their nose, eyes, and ears, for example. At this time, infants should also be taught the correct names of their genitalia. By teaching children early, they will become comfortable and familiar with their bodies and be more aware of sexual or reproductive health problems as they age and will be more likely to seek help.

    • Use opportunities like bath time or diaper changes to teach infants about their bodies. It can be as simple as pointing to a child’s genitals and saying, «That is your penis» or «That is your vulva».
    • You can also start to make associations between sex and genitalia by saying, «Most females have vaginas» and «Most males have penises.» This teaches facts, while also opening the door for helping your child understand and respect transgender classmates, friends, or family members.
  3. Image titled Teach Sex Education Step 14

    3

    Tell children about the basic rules of privacy. Many children will develop curiosity about the body as young as 2 years old. They may start engaging in behaviours such as asking each other about their bodies, peeking at each other’s bodies in bathrooms, or even showing private body parts to each other. Young children may also start to hug, kiss, and touch each other. At this point, it is important to talk to children about the basic rules of privacy, such as:

    • Your body is your own. Children should learn that their body belongs to them and no one can touch it without their permission. They should be taught how to say «no» to kissing, hugging, and other types of physical contact they don’t want, whether it is appropriate or not.
    • Good touch versus bad touch. Children should be taught how to recognize appropriate and inappropriate touching. A good way to teach this is to use The Underwear Rule. This means touching anywhere that is covered by underwear is inappropriate. They should also be taught to consult with a trusted adult or family member when bad touches happen.
    • Good secrets and bad secrets. Teaching children that there are bad secrets and good secrets helps prevent sexual abusers from manipulating children into keeping secrets like if they are being touched inappropriately or being abused.
  4. Image titled Teach Sex Education Step 15

    4

    Observe young children’s gender expressions. By two, a child will begin to understand what gender is, and even identify their own gender identity. However, it is common for children to experiment with their gender identity through role playing and dressing up. It’s important to be aware of your child’s gender expression so you can prepare for certain situations:

    • Some children may start to show signs of being transgender.
    • Children may ask questions or make assumptions about what is correct behaviour for a certain gender. Talk to them about stereotypes, if needed, and assure them that it’s okay to break stereotypes (like a boy playing with dolls or a girl getting dirty playing sports).
    • Other people or children may disagree with a child’s gender expression and cause the child distress. If so, help the child deal with the problem, and reassure them that it’s okay to be themselves.
  5. Image titled Teach Sex Education Step 16

    5

    Teach the basics of reproduction. Children at this age will begin to ask questions about babies such as «Where did I come from?» or «Where do babies come from?» You can start to tell young children the basics of reproduction:

    • Babies grow in one person’s (almost always a woman’s) uterus. You may use different language like, «You came from Mommy’s belly» or «Mommy made you, and Daddy helped.»
    • Two people make babies. For example, «Mommy and Daddy made you, because we wanted to have a child.»
    • It is always recommended to use accurate and correct language to eliminate confusion in the future and allow children to be comfortable with talking about reproduction.
  1. Image titled Teach Sex Education Step 17

    1

    Explain to children the process of puberty. Children as young as 8 may begin to experience puberty both physically and mentally. It is important to make children aware what changes may follow, such as:

    • Physical changes like the growth of genitals, breast development and menstruation, and growth spurts.
    • Sexual feelings that may lead to sexual attraction to others and masturbation.
    • Emotional changes that affect how children see themselves, their self-image, and how they relate to others like their parents, family, and friends.
  2. Image titled Teach Sex Education Step 18

    2

    Anticipate that children will start to explore behaviours that may be sexual in nature. Elementary-aged children may start to become physically intimate with each other and start dating, kissing, or touching. Some older children may even begin to explore the idea of being sexually intimate with someone.

    • Talk about the importance of permission when it comes to touching each other. If you see a child trying to force touch on someone else (e.g. trying to kiss an unwilling kid), scold them and say it’s not appropriate. For example, «He said no! You need to listen to him.»
    • Some education programs will start to educate elementary-aged children about protection and contraceptives when engaging in sex. As well as the effects of HIVs/AIDs and STIs/STDs.
    • The continuation of teaching children that their bodies are their own will help them engage in safe and healthy relationships with others.
  3. Image titled Teach Sex Education Step 19

    3

    Acknowledge children’s struggles with body image, social skills, and sexuality. At this time, children will come across difficulties with expressing themselves, or have trouble understanding what is happening to them as puberty begins. It’s important to address issues such as:

    • Sexuality. Since children at this age will start to develop attraction towards one another, some may experience difficulty adjusting to their sexuality, especially if they identify as gay, lesbian, bisexual, asexual, or anything other than what is assumed as «normal». Provide resources and comfort to help children adjust to their sexuality.
    • Gender identity. Some children may be expressing their gender differently or identify as transgender. Validate these differences by providing children tools and resources to better navigate their gender, and also protect them from discrimination or bullying.
    • Masturbation. In most sex education programs, masturbation is seen as a healthy and normal activity. Many may have questions about masturbation or about their sudden development of intense sexual feelings that might have lead to incidents like having «wet dreams».
    • Family life. Family life may be affected since parents or family members may start to give more responsibilities to older children and even divide tasks based on gender. At this time, sex or gender discrimination is an important topic to cover.
    • Body image. With all the physical changes happening, it’s important to address healthy ways to deal with low self-esteem or issues with body image.
  1. Image titled Teach Sex Education Step 20

    1

    Emphasize the importance of consent when engaging in sexual activities. Some children from 15 to 19 years old will be sexually active so it is important to talk about what consent is, what it looks like, and stress the importance of it. Teaching consent will decrease the likelihood of sexual violence and also promote healthier relationships and better overall sexual health. An overview of consent includes knowing that:

    • Consent is a voluntary and enthusiastic «yes». It is not based on silence, previous sexual activities, or what the person is wearing.
    • Consent needs to be asked and given freely. Both parties should ask each other if they would be willing to engage in a certain sexual activity and both parties should answer.
    • Consent is not coercion. Pressuring someone into sex, threatening them, intimidating them, blackmailing then, or guilt-tripping them into sexual acts are all forms of coercion.
  2. Image titled Teach Sex Education Step 21

    2

    Teach children how to use protection and contraceptives. Depending on your program or curriculum, you may need to teach children how to use protection or about contraception. You may need to provide them with demonstrations, resources, and discuss the benefits and effects of using protection and contraceptives.

    • Be sure to talk about the wide variety of contraceptives available. For example, condoms can be used by both females and males.
    • Teach children the effects of having unprotected sex. These include having an unwanted or unplanned pregnancy, and receiving and transmitting diseases.
  1. Image titled Teach Sex Education Step 22

    1

    Learn the teaching strategies required of your program. If you are following a specific program or curriculum, it is most likely you will be given teaching strategies to learn and use. In most cases, these strategies were tested, researched, and judged as the best way to teach a certain sex education program.

    • Some curriculums will be very specific, providing you with detailed lesson plans, activities, and strategies.
    • Many educators will work with their school, community, or sexual health organization to figure out what the best approaches and strategies to teaching sex education are. If there are particular strategies or approaches that you believe are effective, you can always find a way to become involved with how sex education is taught to others. Join organizations, your school board, or speak to officials about ways to better sex education in your area.
  2. Image titled Teach Sex Education Step 23

    2

    Choose activities that encourage students to work cooperatively. Most sexual health organizations encourage educators to adopt cooperative learning strategies. This means students or learners work with others in assignments, discussions, and projects. This gets students involved in their learning and helps them construct meaning from information on their own. Some examples of cooperative learning strategies include:

    • Inquiry-based learning: This approach places students’ questions, ideas, and observations in the centre of their learning experience. You will act as a «provocateur» or someone that introduces students to ideas or topics that is of interest to them or what matters to them. Students are guided to investigate and look for answers using critical thinking skills, problem-solving skills, and evidence-based reasoning.
    • Problem-based learning: This approach begins by presenting a problem to students before they receive any knowledge about a topic. This method gives you more control of what topics or problems to focus on. After students are informed of the problem, they are encouraged to seek knowledge and solutions cooperatively together. For example, you could make up a hypothetical problem like «Sally doesn’t want to have sex with her boyfriend. How can she tell her boyfriend this?» and then ask students to come up with a solution.
    • Project-based learning: This approach has students working on a long term project that addresses and investigates complex questions, problems, or challenges in sex education. A popular project-based learning approach used in sex education is to simulate what having a baby is like. Students bring home a lifelike baby doll that cries, eats, poops, and pees, and are asked to care for it for an extended period of time. The project helps students realize that caring for a child can be difficult and teaches them responsibility. If you have had a baby, try caring for the doll yourself, and then tell them how it compares to caring for a real baby. (Is it easier? Harder?)
  3. Image titled Teach Sex Education Step 24

    3

    Use visuals and media to aid your teaching. You can use pictures, diagrams, videos, or visual demonstrations to keep students engaged while you’re teaching. Try these activities:

    • Fill in the blank diagrams. This is especially helpful to demonstrate the human body and things related to it such as the menstrual cycle, genitalia, areas affected by puberty, or the reproduction cycle.
    • Watch informative videos. In most sex education curriculums, videos will be provided to help you teach your students.
    • Demonstrate how to do things. In many sex education courses, educators will demonstrate with objects how to put on a condom, how to use a menstrual pad or tampon, how contraceptives work, and how sexually transmitted diseases work. It’s important these demonstrations only simulate the actual action. You may have seen educators put condoms on bananas or use small cups of water to demonstrate how a tampon works.
  4. Image titled Teach Sex Education Step 25

    4

    Encourage students to reflect through journal writing. Journal-writing encourages students to record, reflect, and write about their health learning. Many health care providers encourage people of all ages and life stages to use journal writing to keep track of their health concerns. Having a health care journal can:

    • Keep track of your health. It’s easier to detect patterns if you record any concerns you have about your health the moment it happens. A constant ache or pain could indicate a bigger problem if it has been happening for days or weeks. An injury in the past might explain a new health concern today.
    • Keep track of medications. A journal could help remind you to take medication, get tested regularly, or inform them of what medications they have used in the past.
    • Provide an overall review of a person’s health. Just by recording all things health-related, a health care journal can give a brief summary of your health.
  5. Image titled Teach Sex Education Step 26

    5

    Evaluate and assess your students’ learning. After teaching your students, it’s important to evaluate how effective your teaching was. There are many ways you can assess your students:

    • Do a comprehension check. You can simply ask students to reiterate what they learned after a lesson. Or give them a quiz or do a review exercise.
    • Observe your students. You may notice a few disengaged students, or you may realize a certain topic makes everyone feel uncomfortable. By observing your students, you can assess how effective your lesson was.
    • Assess projects and assignments according to a rubric. This is a more accurate way to measure the success of your lesson. Many curriculums provided by your school or a health care organization will have rubrics to help you assess students’ learning.
  1. Image titled Teach Sex Education Step 27

    1

    Establish the ground rules before starting the lesson. Rules help create a safe and open discussion during your lesson. Tell your learners to:

    • Listen and speak appropriately during your lesson. This might mean raising their hand, speaking only when called, and using appropriate language when talking.
    • Respect other students. Some students may be reluctant to share information or ask questions that might sound «silly» to others. Respecting each other means being non-judgmental towards one another.
    • Maintain confidentiality during the lesson. Personal experiences and information might be shared during the lesson and students should be told not to share these stories or information to others outside of the class.
  2. Image titled Teach Sex Education Step 28

    2

    Inform students that you will respect their privacy. Let your students know that you are here to discuss facts and opinions about sexual health—not to expose or push students to talk about their own or any sexual experiences or lack thereof.

    • Refrain from talking about your own sexual experiences if it doesn’t enrich or benefit the lesson and your learners. In some situations, especially if you have a very close or casual relationship with your learners, sharing stories and experiences can help relax students and even open them up to express their own opinions and questions. However, it’s best to avoid this unless you have a very good and mutual understanding with your learners. In some situations, sharing explicit personal information about yourself can make learners feel uncomfortable.
  3. Image titled Teach Sex Education Step 29

    3

    Actively promote critical thinking and open-mindedness. A great educator is not only someone who is able to relay information to their learners, but is also one who is able to listen and inspire their learners. There are many ways you can encourage your students:

    • Refrain from taking a one-sided point of view on an issue. Instead, express an open attitude and willingness to listen and discuss any and all issues relating to sexual health.
    • Show that you value a learner’s opinion or what they have to say. Use validating responses or phrases like, «That’s an interesting comment you’ve made» or «I think what you said is very important» or «I understand your concern».
    • Ask for your learners’ opinions on an issue. After explaining an issue or concept, open the discussion by asking if anyone has questions, concerns, or comments they’d like to make. Ask what they think about what you’ve just taught them.
    • Be flexible when teaching your lesson. Sometimes learners will have burning questions that they can’t keep until the end to ask. Encourage and allow students to ask questions or make comments whenever they arise, even if they might steer the discussion towards an unintended topic in your lesson plan. However, always use judgement: not every question is worth answering right then and there.
  4. Image titled Teach Sex Education Step 30

    4

    Relate with your learners what they have learned in the past. Every learner will enter a sex education course or classroom with different ideas on how sex or sexual health works. A good way to ease into the beginning of a lesson is to ask your students to share what they know about a certain topic.

    • This activity encourages students to actively participate in discussions.
    • Knowing what the students already know can help give you an idea how to go about the lesson. You will have a better sense of what issues to focus more on and any misinformation you will need to correct.
  5. Image titled Teach Sex Education Step 31

    5

    Allow learners to ask questions anonymously or privately with you. In any setting, there will be learners who are shy or feel uncomfortable asking their questions in front of a large group. Give opportunities to these learners by:

    • Providing resources to them. Direct students to reputable resources where they can find their own answers to their questions such as websites, books, or information from sexual health organizations.
    • Giving them a point of contact to discuss their concerns with their own sexual health. It can be a guidance counsellor, a sexual health professional or service, or even you.
    • Let learners submit questions anonymously. A helpful activity to try in class is to have all your students write down their questions or concerns on a piece of paper and submit it to your anonymously. You can then answer these questions in front of the class, or incorporate the questions in a future lesson.
  1. Image titled Teach Sex Education Step 32

    1

    Reinforce what is an appropriate or inappropriate question. Although you should encourage students to openly ask questions, you should also evaluate which questions are appropriate to answer and which are just asked to produce a reaction rather than to enhance learning. Tell your students:

    • «If I don’t answer a question, it’s not because it’s a bad question. It might be that I feel it isn’t an interest to all students.»
    • «If you ask a question and I don’t answer it, ask me again after class in private.»
  2. Image titled Teach Sex Education Step 33

    2

    Validate students’ concerns. Even if you don’t answer a question or come across an opinion or question you can’t respond to, you can validate the student’s comment. Some helpful ways to respond to students’ comments is to:

    • Give affirmation: «Thanks for asking», «That is a great question!», or «Please tell me more about what you’d like to know.»
    • Ask for clarification positively: «Sounds like you have a real concern. Can you please tell me more about what’s on your mind?» or «That sounds like an important question. Could you explain it to me a bit more?»
    • Address feelings: Some questions may be loaded with feelings such as embarrassment or disgust. Try prefacing your answer by saying, «We are all embarrassed sometimes, but it’s important to discuss it».
    • Normalize the question: «Many people ask that question!» or «That’s something a lot of people have wondered about» but never use the word «normal». Normal is not a proper term to use as it has a heavy social meaning to it rather than a medical meaning. In one setting or culture, something «normal» might be «abnormal» in another.
  3. Image titled Teach Sex Education Step 34

    3

    Answer questions as honestly and as best you can. If there is a question you don’t know the answer to, let your students know. At the same time, validate their questions or concerns to let them know you understand them and will be working hard to answer their question eventually.

    • If a question makes you uncomfortable, let your students know. You might not be able to control your reaction or feelings toward a question and letting your students know how you feel about a question can help clarify why you can’t answer a question. Try saying, «I’m a bit uncomfortable with this question» and follow up with validation.
  4. Image titled Teach Sex Education Step 35

    4

    Determine if you will be answering questions about personal behaviour. Students might ask questions about their own personal behaviours that you may or may not want to discuss with the class. You might be asked questions like, «Is it normal to…?» or «Did you… when you were growing up?» These questions might be religious or culturally loaded and may question morals rather than the facts you are teaching. Deal with these questions by:

    • Reinforcing the ground rules. If you choose not to answer personal behaviour questions, tell students, «We won’t be discussing personal behaviour questions during this class.»
    • Referring students to other resources. Other sexual health care professionals, parents, guardians, or religious organizations may be better equipped at answering questions about morals surrounding sexual health.
    • Speak to them privately about their concern. A question about a personal behaviour might be better understood in context. You might find out a student’s family is religious after they ask you if abortions are okay. You might then refer them to the appropriate person to speak to about such an issue.
  5. Image titled Teach Sex Education Step 36

    5

    Diffuse questions asked to «shock» others. Some students may ask questions to shock others into a reaction. They might have a real concern but are too embarrassed to address it seriously, or they feel the need to divert attention away from the topic being discussed. Never assume these questions are silly or tell students that their question is silly. Instead, remind students of your ground rules and try to guide this question into a teachable topic.

    • Reword any slang vocabulary to diffuse the question. A student might ask, «Why do balls hurt when they’re hit?» You could respond by saying, «First, the proper term for balls is testicles. Testicles are very sensitive and do hurt when they’re hit» and proceed to answer their question.
    • Students may also criticize certain topics and say statements like, «Guys only want sex from girls!» You can respond by addressing the underlying concern in a question or statement. In this example, you can respond by saying, «It seems like you are concerned about respect in relationships.»
  1. Image titled Teach Sex Education Step 37

    1

    Follow the policies provided to you by the community. Each institution, community, and country will have different policies that dictate how sex education can be taught. These policies might come from the community or they could come from larger bodies of governance. In some cases, a conservative community will have certain views on how sex should be talked about and taught. However, that does not necessarily mean that is how sex education should be taught. And instead, the education system may have differing views and policies on how to teach certain sexual health topics.

    • Discuss with community leaders, educators, and organizations on what sex education looks like in a conservative community. They may have advice or provide you with guidelines on how to communicate with learners and their families, and even how to manage controversy and criticism about sex education.
    • Remember, the goal of sex education is promote sexual health to learners. Do what is best for your learners, but practice judgement.
  2. Image titled Teach Sex Education Step 38

    2

    Prepare to respond to people who oppose sex education. People who oppose to sex education are not limited to conservative communities. The first thing to do if you come across someone who opposes sex education is to listen to their point of view and their reasoning. Do not belittle them or antagonize them by telling them they are misinformed or lack knowledge. Instead, respond to their concerns calmly and be as helpful as you can. There are many reasons why someone might oppose to sex education:

    • They lack knowledge about your program, and don’t know how you will implement sex education. Give them information about your program, the lessons you will be teaching, and your goals while teaching. If a whole community is opposed to sex education because of this reason, bring written material about your program to community meetings, to community members, and discuss your program with them.
    • They fear they sex education will distress or corrupt young people. Let them know that sex education advocates for responsible sexual health and does not always primarily focus on sexual activities or behaviours.
    • They believe talking about sex leads to sexual activity. There are many reputable and authoritative studies that show sex education does not increase sexual experimentation. Instead, sex education only changes the way sex is performed, usually meaning people who have had sex education are more likely to use contraceptives and get tested for STIs. Explain that your intent is to lower the rates of teen pregnancy, and that you’ll be using research-approved methods to do this.
    • Sex education opposes their moral, religious, or cultural beliefs. Let them know that it is perfectly okay to opt out of sex education. Or let them know when certain topics will be discussed and allow the option to opt out of classes that go against a certain belief.

Add New Question

  • Question

    How do I explain what a sex scandal is to my teen?

    HelpingHand45

    HelpingHand45

    Community Answer

    Just tell them the truth. The subject may be a bit awkward and hard to talk about, but it’s not good to dull down a subject to a teen. If you don’t tell them the truth, being a teenager, he or she will soon find out the truth and look back at this time like you were silly.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

  • Involve parents and your community when teaching sex education. Encourage parents or your school or community to take part in everyone’s sexual health education. Some countries make it mandatory to teach sex education in schools whether the school is privately or publicly owned.

  • If you use a screen for your project, do not show anything inappropriate, such as porn or movies about sex. Remember that porn and sex movies are not educational. That’s a myth.

  • Start very normally and make the students feel that it is very natural.

Show More Tips

References

About This Article

Article SummaryX

It’s important to teach children sex education throughout school so they can make sense of their changing bodies. To avoid overwhelming your students, teach them the parts of sex education that they can understand at their age. For example, you can teach elementary children about sexuality and masturbation, but it might be too early to confuse them with tips on safe sex. Check the requirements from your country, state, and school to see what you need to cover. You can also find resources online, like videos, diagrams, and hypothetical problems for your students to solve. For more tips, including how to teach children about gender expression, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 191,972 times.

Reader Success Stories

  • Starfire Freedman

    Starfire Freedman

    Mar 8, 2018

    «This was so helpful for me to teach a class of 9 year olds.»

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зайцев руководство для адъютантов
  • Dr pen аппарат инструкция по применению
  • Лазурит супер гербицид инструкция по применению
  • Rex c100fk02 v an инструкция на русском схема подключения
  • Ашвагандха инструкция по применению в капсулах взрослым