Руководства по воспитанию детей в детском саду

15 заповедей, которые вы должны знать, чтобы воспитать самого лучшего ребенка:

1. Развивайте у ребенка навыки общения

Коммуникативные навыки дошкольников очень важны. Чем лучше они развиты, тем лучше ребенок может ладить с другими детьми и воспитателями, когда идет в детский сад.

2. Научите ребенка быть хорошим слушателем

Родители хорошо знают, как трудно справиться с дошкольником, когда он капризничает. Тем не менее, в детском саду ему придется принимать участие в разных занятиях: петь, рисовать, слушать объяснения воспитателя и т. д. Все это потребует от него усидчивости и концентрации внимания. Если вы научите его быть хорошим слушателем, это поможет ему активно участвовать во всех мероприятиях в детском саду.

3. Поощряйте командную работу

Когда ребенок пойдет в детский сад, он будет ежедневно проводить большинство своего времени вместе с другими детьми и воспитателями, заниматься разными групповыми занятиями и т. д. Это требует навыков командной работы. Вы можете развить этот навык в ребенке, играя с ним дома в игры.

4. Научите ребенка следовать инструкциям

В детстве мы учимся чему-то новому, следуя инструкциям и указаниям. Однако для ребенка это может быть сложно, если он не знает, как следовать указаниям. В детском саду ребенок получает указания от воспитателя, принимая участие в различных занятиях, часто игровых.

Научите ребенка, как следовать инструкциям, играя с ним в игры. Давайте ему веселые задания и выполняйте их вместе с ребенком.

5. Научите ребенка работать с канцелярскими товарами

В детском саду ребенок много времени участвует в занятиях, которые требуют использования таких предметов, как карандаши, фломастеры, ножницы, пластилин, клей и т. д. Вы можете помочь ребенку научиться правильно обращаться с такими предметами. Поощряйте ребенка рисовать и писать. Вы можете научить его писать буквы, цифры и т. д.

6. Поощряйте ребенка быть более самостоятельным

Часто родители дома постоянно убирают за ребенком игрушки или посуду после приема пищи. Однако, когда ребенок идет в детский сад, родители не могут быть рядом с ним.

Поощряйте ребенка быть самостоятельным. Научите его самостоятельно мыть руки, вытирать нос или рот и т. д. Если ребенок умеет выполнять такие несложные действия, это формирует у него чувство ответственности и самостоятельности. В старшем возрасте это будет ему очень полезно.

7. Установите распорядок

Очень важно установить для ребенка режим. Определите ему время для игр, приема пищи, сна и других действий. Это не только приучит ребенка к дисциплине, но и поможет вам эффективнее распоряжаться своим временем. Еще одним преимуществом является то, что после этого вам не нужно будет каждый раз напоминать ребенку, чтобы он вовремя поел или лег спать.

8. Старайтесь быть не слишком строгим к ребенку

Дисциплинирование не нужно путать со строгостью. Если обращаться с ребенком слишком строго, он часто становится упрямым. Вместо этого говорите с ребенком по-дружески, завоюйте его доверие, чтобы он мог общаться с вами без страха. Это также укрепит вашу эмоциональную связь с ним.

9. Не поддавайтесь на истерики ребенка

Не будучи слишком строгим, не стоит быть и слишком мягким к ребенку. Найдите баланс во взаимоотношениях с ребенком. Если ребенок впадает в истерику, не игнорируйте ее. Если истерика ребенка вызвана чем-то конкретным, переключите его внимание на что-то другое. Лучшее, что вы можете сделать в таких случаях – определить причину такого поведения. Возможно, ребенок голоден, плохо выспался или устал.

10. Не относитесь к ребенку так же, как ко взрослому

Некоторые родители ожидают слишком многого от своего ребенка. Постарайтесь понять, что ребенок еще учится и развивается, что он все еще ребенок. Не ждите от ребенка, что он будет сразу же правильно понимать все ваши слова.

Проявите терпение и позвольте ребенку учиться и развиваться в своем индивидуальном темпе. Поощряйте его учиться и прилагать усилия к достижению целей. Интересуйтесь, что интересует и мотивирует ребенка. Проявляйте творческий подход, когда вы даете ребенку задания. Следите за тем, чтобы это приносило удовольствие вам обоим, а не было просто рутинной работой, которую необходимо выполнить.

11. Не будьте родителями, которые всегда говорят «нет»

В воспитании ребенка это может быть сложно, однако есть способы сделать это. Старайтесь не злоупотреблять словом «нет» в общении с ребенком. Сердце ребенка довольно чувствительно, и он может чувствовать себя нелюбимым, если вы часто ему отказываете. Более того, ребенок может взбунтоваться. Попробуйте поговорить с ребенком на его уровне; если вам все же нужно отказать ему, объясните причину.

12. Хвалите ребенка за хорошее поведение

Похвалите ребенка, если он что-то сделал хорошо. Это является для него положительным подкреплением. С другой стороны, если ребенок плохо себя ведет, укажите ему на это. Так ребенок поймет, что плохие поступки всегда имеют для него последствия.

13. Не ожидайте от ребенка слишком многого

Каждый ребенок индивидуален и учится в своем темпе. Разумеется, как родители вы будете иметь по отношению к нему определенные ожидания. Однако также важно понимать возможности своего ребенка и принять их. Не требуйте от ребенка слишком многого – помните, что он еще ребенок. Создайте ребенку сбалансированный график, удобный для него.

14. Показывайте ребенку хороший пример

Ребенок большинство своего времени проводит с вами. То, как вы себя ведете, что и как вы делаете, — все это влияет на их развитие. Будьте для ребенка примером для подражания, чтобы он мог научиться у вас чему-то хорошему.

15. Создавайте сильные связи

Воспитание ребенка может оказаться сложной задачей. Но и для детей, и для родителей это этап развития. Для родителей важно заниматься вместе с ребенком веселыми занятиями. Совместная работа поможет вам укрепить доверие и прочную эмоциональную связь с ребенком. Вы должны быть для своего ребенка родителями и в то же время друзьями, на которых он всегда может положиться.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании детей

Все родители желают своим детям всего самого лучшего. Однако иногда хорошие намерения родителей имеют неприятные последствия или демотивируют ребенка. Рассмотрим несколько типичных ошибок и советов, которые помогут родителям их избежать.

1. Плохой пример

Маленькие дети во всем повторяют своих родителей. Для них вы во всем являетесь примером. Если вы хотите привить хорошие привычки своему ребенку, сначала изменитесь сами. Не стоит ожидать, что ребенок начнет питаться здоровой пищей, если вы сами едите фаст-фуд. Хороший пример принесет ребенку большую пользу.

2. Согласие с ребенком во всем

Родители дошкольников часто настолько обожают своего ребенка, что не могут сказать им «нет». Однако нельзя всегда и во всем соглашаться с ним. Не позволяйте ребенку манипулировать вами. Когда необходимо сказать «нет», скажите это четко. Объясните ребенку свой отказ.

3. Чрезмерная опека

Это вполне естественно, что родители защищают своих детей. Но чрезмерная опека мешает их росту и развитию. Ребенок слишком сильно полагается на вас почти во всем.

Поощряйте дошкольника самостоятельно делать то, что ему по силам. Например, если во время прогулки ребенок споткнется и упадет, не спешите бросаться ему на помощь. Пусть он научится вставать самостоятельно.

4. Подкуп

Родители часто подкупают детей сладостями или игрушками, когда им нужно, чтобы ребенок что-то сделал. Однако это решает проблему лишь на короткое время. Например, если вы предлагаете ребенку кусочек торта взамен на то, что он съест овощи, это не приучит его к здоровому питанию. Более того, ребенок может начать еще больше не любить овощи.

5. Сравнение с братьями и сестрами

Родители часто забывают, что каждый ребенок по-своему уникален. Не сравнивайте ребенка с его братьями и сестрами. Такое поведение обескуражит его и заставит чувствовать себя нелюбимым. Из-за этого у ребенка может появиться ненависть к братьям или сестрам.

Воспитание дошкольника – сложная задача, но это может оказаться и очень веселым занятием. Вы станете свидетелем многих важных событий в жизни вашего ребенка. Убедитесь, что вы не навязываете ребенку свои идеи. Вместо этого исследуйте, что мотивирует и интересует его. Общайтесь с ним по-дружески.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой степенью пластичности функций мозга и психики, ребенок имеет большой потенциал развития, реализация которого всецело зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что говорит об особой актуальности выбранной темы.

В последние годы многие психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы воспитания, развития и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о особой чувствительности детей данного возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям в развитии личности. Ранний возраст рассматриваем как уникальный, в решении обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни особенно важно обеспечить детям физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие . Огромное значение в воспитании здоровых, а так же хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни во время привыкания (адаптации) к детскому саду. Данный процесс привыкания к новым условиям сложен для формирующейся нервной системы ребенка. На данном этапе необходимо обеспечить единство выбора воспитательных приемов, с используемыми в семье и детском учреждении. Это одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их уравновешенное, а главное хорошее настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Данный период – возраст раннего детства, это время становления всех основных функций, и он является самым благоприятным, для воспитания и обучения ребенка. Время от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для закладки фундамента- основы будущей жизни ребенка. Программа образования, должна учитывать все психические и физиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, это база для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение это погружение ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в самый оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). И именно результат непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет дает возможность последовательного и гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:

сенсорное развитие,

развитие всех психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия и речи),

формирование развития речи,

развитие мелкой и крупной моторики,

формирование элементарных математических представлений,

физическое развитие,

музыкальное развитие,

творческое развитие (обучение рисованию, лепке, конструированию).

У детей, с раннего возраста занимающихся в детских учреждениях по образовательной программе, закладываются эстетические мерки в результате усвоения правил и норм поведения, формирующие отношения к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более независимыми и самостоятельными от окружения в целом. Обогащается их опыт в быту, и в то же время усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное видение себя, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование — осознание своего социального «Я». Дети, которые получают задания от педагога, ненавязчиво и с раннего возраста учатся организованности, это дает в будущем отсутствие комплексов, а также преодоление излишней застенчивости. Правильно выстроенная воспитательно-образовательная программа формирует в детях само организованность, это дает хороший фундамент в жизни к организации своего быта, деятельности, учёбы и работы. В совокупности с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

Важность исследуемой темы связана еще и с тем, что в наше время существует достаточно много различных методик и педагогических школ, продолжающих старые традиции, и основывающиеся на новых технологиях обучения. Главное и успешное осуществление задач воспитательной работы зависит конечно же от педагогически обоснованного выбора форм и методов, от правильной организации всей жизни детей. Например, значительное сокращение ясельных групп в дошкольных учреждениях в 90-е годы ХХ века отразилось на практике работы с детьми раннего возраста. Значительно уменьшилось количество методической и научной литературы, раскрывающей особенности организации педагогического воспитания детей до 3 лет; не пополнялась материальная база дошкольных учреждений необходимыми пособиями, оборудованием для работы в ясельных группах. Большая часть развивающих программ, разработанных в последние годы, основана для работы с детьми от 4 лет и старше. Вот по чему, на сегодняшний день следует говорить не о развитии системы раннего образования, а о ее возрождении. Имеется необходимость создания новых программ, методических пособий, и подготовка квалифицированных сотрудников, кадров, способных за короткое время устранить проблему научной организации процесса развития и обучения детей раннего возраста, конечно же с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.

1. Возрастная периоды и характеристика раннего возраста

Физиологи и врачи для установления особенностей развития детского организма давно пытались выделить несколько возрастных периодов. За базу деления брали такие признаки, как время прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и многое др. Самой распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина. В основу ее положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка.

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого “высвобождения” ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Важную роль в развитии движений у детей второго года жизни играет организация специальных условий бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений.

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан следить, чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений у детей, предупреждая возможное утомление при однообразных манипуляциях. Регуляция двигательной активности, побуждение к тому, чтобы дети не только ходили, но и выполняли другие движения (присаживание, вхождение на горку и т. д.), — важное условие их физического развития. Предупреждая утомление разбегавшихся детей, нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему усвоению движений. Так, в играх в прятки дети, отыскивая спрятанные игрушки, выполняют самые разнообразные движения: встают на носочки, чтобы заглянуть на полочку, подвешенную к стене, нагибаются и смотрят под мебель и т. д. При организации подвижных игр не следует обязывать детей ходить парами или строем. Уровень развития произвольных движений у них еще низок, и они не могут двигаться организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении.

Значительную ценность для общего развития детей имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Важную роль в формировании двигательной активности ребенка второго года жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования.

Второй год жизни — ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) — активная речь.

Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания.

В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребенок мог легко действовать сам. Проявлению самостоятельности способствуют: подбор мебели, расположение оборудования групповой комнаты, умывальни, раздевальни: низкие вешалки для полотенец, низко расположенные раковины, удобные шкафчики для верхней одежды и т. п.

Третий год жизни — это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети самостоятельно и аккуратно едят, правильно держат карандаш, могут расстегнуть и застегнуть пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений ног и рук. Дети могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде. Ребенок согласует свои движения с внешними условиями, например, меняет движение в зависимости от темпа музыки. Происходит совершенствование и таких движений, как бег, лазание, бросание.

Самые элементарные проявления самостоятельности у детей 2—3 лет тесно связаны с содержанием их деятельности. Они выражаются в независимых от взрослого действиях, направленных на выполнение определенной задачи.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из жизни. На занятиях дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку; при выполнении трудовых поручений помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом, покормить рыбок, птичку и т. д. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми. Ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность — важное и сложное качество личности.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

2. Рождение игры

Действия маленького ребёнка с предметами — это ещё не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Сначала ребёнок играет исключительно с реалистическими игрушками и воспроизводит с ними знакомые ему действия (причёсывает куклу, укладывает её спать, кормит, катает в коляске и пр.) Около 3-х лет, благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования (палочка становится ложкой или расчёской или градусником и пр.). Однако становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требуют специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию. Такое приобщение даёт начало новой деятельности — сюжетной игре, которая становится ведущей в дошкольном возрасте.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребёнка и, естественно освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребёнком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения.

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание. Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка с взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. По-видимому, такое взаимодействие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Серьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют всё его поведение. К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах «Я сам», которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всём.

Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста. Задачи и методы воспитания детей раннего возраста

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

В конце года возрастает потребность детей в общении с окружающими. Вместе с тем усиливается избирательное отношение к ним: дети начинают выделять тех, кто проявляет к ним ласку, играет и занимается с ними. Настороженность или даже отрицательное отношение к незнакомым взрослым является одной из причин того, что малыши, поступившие в конце первого года жизни в детское учреждение, значительно труднее привыкают к новым условиям, чем более младшие дети.

С целью предупреждения отрицательных взаимоотношений нужно стремиться к тому, чтобы во время бодрствования каждый ребенок был активен и занят какой-либо игрушкой. При попытках отобрать предмет у другого ребенка малыша нельзя ни ругать, ни наказывать, ему следует предложить другой предмет или отвлечь его внимание.

При проведении режимных процессов, как и раньше, обязательно соблюдается принцип постепенности. Это значит, что каждый ребенок на кормление, одевание, умывание тратит столько времени, сколько требуется ему одному, но не всей группе. Дети не должны ждать. Например, няня принесла в группу из кухни завтрак. Воспитатель, обращаясь к каждому ребенку по имени, предлагает трем-четырем менее занятым игрой детям пойти мыть руки. Няня наблюдает за ними. Вымыв руки, малыши садятся за стол и получают завтрак. В это время в умывальню приглашается еще несколько детей и т. д. Тот, кто позавтракал, благодарит, задвигает стул и идет играть. При нарушении принципа постепенности эти режимные моменты выглядели бы иначе: если все дети находятся в умывальной, то часть из них вынуждена ждать, и нередко они шалят; если на умывание одному ребенку требуется 2—3 мин, то при такой организации он затратит 15 мин и т. д.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития детей: формирования речи, движений, обучения навыкам посильной самостоятельности, правилам поведения.

Дети знают названия многих предметов, с которыми встречаются в быту, с помощью воспитателя устанавливают простейшие взаимозависимости: “Руки моют мылом, чтобы они были чистыми”, “Сапожки надевают потому, что прошел дождь” и т. д.

В работе с детьми третьего года жизни надо стараться избегать употребления стереотипных фраз. Иногда воспитатели, желая, чтобы ребенок поблагодарил, обращаются к нему с неизменной фразой: “А что надо сказать?”—вместо того чтобы предложить ему: “Поблагодари” или просто: “Скажи “спасибо”. Часто во время кормления воспитатели многократно повторяют: “Кушайте аккуратно”, — вместо того чтобы смысл этой фразы передать разными словами. Речь воспитателя должна служить образцом для подражания детей.

В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребенок мог легко действовать сам. Проявлению самостоятельности способствуют: подбор мебели, расположение оборудования групповой комнаты, умывальни, раздевальни: низкие вешалки для полотенец, низко расположенные раковины, удобные шкафчики для верхней одежды и т. п.

Быстрый темп физического развития, характерный для первых двух лет жизни, на третьем году замедляется. В среднем за год ребенок прибавляет в весе 2 кг, рост его увеличивается на 7—8 см. К трем годам рост ребенка —93—94 см, вес колеблется в пределах 14,2—14,6 кг. Изменяются пропорции тела (рост увеличивается в основном за счет длины ног), дети становятся стройнее. Продолжается окостенение, совершенствуется функционирование всех органов, что делает ребенка физически более выносливым. Однако дети третьего года жизни, хотя они и значительно крепче двухлетних, еще часто подвержены заболеваниям.

Совершенствуется деятельность центральной нервной системы, что проявляется в увеличении работоспособности: дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 20 мин. Ребенок уже может сдержаться, не заплакать, даже если ему больно. Малыши, поступающие в детское учреждение после двух лет, сравнительно быстро привыкают к режиму дня, общему укладу жизни.

Третий год жизни — это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Дети самостоятельно и аккуратно едят, правильно держат карандаш, могут расстегнуть и застегнуть пуговицы. Совершенствование ходьбы заключается в развитии координации движений ног и рук. Дети могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде. Ребенок согласует свои движения с внешними условиями, например, меняет движение в зависимости от темпа музыки. Происходит совершенствование и таких движений, как бег, лазание, бросание.

Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устает от однообразных движений. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей, в частности мягкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Нельзя предлагать им висеть на руках (что часто допускают родители), прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений. Взрослый должен своевременно переключать детей от подобных движений на более спокойные игры.

Воспитатель использует разнообразные средства для развития движений детей. Среди них — режимные процессы: умывание, одевание, кормление. Постоянное и частое повторение разнообразных и сложных движений, которые ребенку приходится выполнять во время этих процессов, делают его более ловким.

Эффективным средством развития движений является игровая деятельность. Во время игры дети проделывают самые разнообразные движения: ползают на четвереньках, изображая какое-либо животное, догоняют друг друга и т. д. На прогулке им нередко приходится преодолевать препятствия.

Весьма важны для развития движений общеукрепляющие упражнения, которые дети выполняют на физкультурных занятиях в положениях стоя, сидя, лежа.

В игровой комнате должно быть достаточно места, чтобы дети могли свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В их пользовании должны быть игрушки, способствующие развитию движений: мячи различных размеров, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, автомобили. На участке следует иметь специальные пособия — шестигранник, доски необходимой ширины.

Программа воспитания в детском саду определяет следующие ведущие линии в развитии детей третьего года жизни:

– активная направленность на выполнение действия без помощи взрослого, простейшие формы выражения самостоятельности;

– дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и появление элементарных видов речевых суждений об окружающем;

– образование новых форм отношений между детьми, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.

На третьем году жизни интенсивно формируется самостоятельность. Если взрослые не удовлетворяют желание ребенка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или вредная привычка к бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.

Самые элементарные проявления самостоятельности у детей 2—3 лет тесно связаны с содержанием их деятельности. Они выражаются в независимых от взрослого действиях, направленных на выполнение определенной задачи.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода из жизни. На занятиях дети самостоятельно придумывают и осуществляют постройку; при выполнении трудовых поручений помогают воспитателю вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом, покормить рыбок, птичку и т. д. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми. Ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность — важное и сложное качество личности.

3. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста

Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, начинают развиваться воображение, которое больше всего проявляется в игровой деятельности.

В конце второго—начале третьего года жизни перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более старшем возрасте. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности, т. е. учить способам действий с ними. Наряду с этим следует подводить детей к пониманию того, что нельзя мешать другим, когда они играют, нельзя отнимать игрушки. Необходимо формировать устойчивость игровой деятельности, умение сосредоточиться на своей игре.

С целью развития и обогащения игровой деятельности надо проводить наблюдения, экскурсии, игры-занятия с куклами, содержание которых подсказывают действия с игрушками: куклу можно покормить, уложить спать, полечить. Небольшие инсценировки с куклой знакомят детей с некоторыми правилами поведения: нужно не отнимать игрушку, а попросить ее; игрушку после игры следует убрать на место и т. п.

В процессе формирования игры и взаимоотношений детей следует пользоваться поощрением, привлекать их внимание к удачным действиям того или иного ребенка (правильно собранной пирамидке, матрешке и др.).

Индивидуальная игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. Воспитателю нужно всячески оберегать индивидуальные игры детей, стараться тем или иным приемом продлить их, не прерывать ненужными замечаниями.

В индивидуальной игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость. Например, Коля подходит к Вове, смотрит, как он нанизывает кольца на стержень пирамидки и подает ему два колечка.

Чтобы в процессе игры развивать положительные взаимоотношения, необходимо создавать условия, способствующие объединению детей. Это может быть общее место действия, например стол, за которым дети сидят и собирают матрешек; одинаковые действия: все дети-малыши — воробышки в игре “Воробышки и автомобиль” или все они птички, зайчики и т. д. Эти игры сближают детей радостью совместных действий, вызывают желание действовать так, как действуют другие, способствуют согласованности действий. Можно организовать игры, которые объединяют детей общим предметом и общим действием с ним. Это игры типа “Прокати шарик (мячик)”. Игра с общей игрушкой побуждает детей вступать в общение друг с другом, они учатся действовать поочередно, ждать, пока действует партнер.

Еще больше возможностей для возникновения взаимоотношений между детьми предоставляет сюжетно-ролевая игра, например игра в парикмахера, доктора невозможна без партнера. Дети договариваются: “Давай, я тебя подстригу”, “Сначала ты меня, потом я тебя…”

Сюжетно-ролевая игра возникает не сразу. В конце второго года жизни ребенок начинает последовательно воспроизводить несколько взаимосвязанных действий: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней. На третьем году он уже кормит не так, как раньше, просто прикладывая ко рту куклы тарелку,— а что-то наливает в чашку, тарелку, использует ложку, моет посуду. Но действия ребенка еще не всегда правильно отражают их реальную последовательность. Он может одновременно лечить, кормить, катать куклу на машине. Существенный сдвиг в игре происходит к концу года, когда ребенок наделяет куклу именем, себя называет именем взрослого, ведет в игре разговор и от лица взрослого, и от имени куклы. Она становится для ребенка заместителем человека. Игровые действия, совершаемые с куклой выстраиваются в правильной последовательности. Дети воспроизводят пережитые ситуации по памяти, действуют по предварительному замыслу. Например, девочка 2 лет 7 мес. кладет куклу на кровать, прикладывает к кукле катушку из-под ниток, затем берет куклу на руки; гладит ее, укачивает. На вопрос воспитателя “Что ты сделала кукле?”, улыбаясь отвечает: “Укол, она больная”. В игре дети воспроизводят действия воспитателей, врача, парикмахера, шофера, родителей. Под влиянием воспитателя они начинают воспроизводить не просто действия взрослого, но и их взаимоотношения. Поэтому очень важен положительный пример взаимоотношений старших.

Пример взрослых, успехи в общем развитии, и особенно в развитии речи, умение согласовывать свои действия и движения с другими детьми способствуют тому, что во второй половине третьего года жизни у детей наряду с играми рядом возникают совместные игры и положительные взаимоотношения вне игры.

4. Педагогическо-воспитательная деятельность

Задача воспитания и обучения детей раннего возраста не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Целью работы коллектива ДОУ является обеспечение условий для развития у детей естественнонаучных представлений, например о физических свойствах окружающего мира, в соответствии с возрастными возможностями детей, используя приемы детского экспериментирования.

Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности: прогулку, прием пищи, занятия, игры, решая важнейшие проблемы наших детей, будь то первые попытки донести до рта свою руку или разобрать новую машину, только что подаренную на день рождения. Только собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни. А педагогам необходимо создать условия для экспериментальной деятельности, поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям.

Проведение открытых познавательных занятий с элементами экспериментирования помогает воспитателям в работе, способствует распространению передового педагогического опыта.

5. Особенности работы персонала в период адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению

Первая трудность, с которой сталкиваются и родители и воспитатели в яслях это проблема адаптации к детскому учреждению. Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются не готовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр. Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание.

Одной из форм организационных форм адаптации ребёнка к детскому учреждению являются группы кратковременного пребывания или «адаптационные» группы.

Основные задачи этих групп заключаются в следующем:

преодолеть симбиотическую связь ребёнка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости;

привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров;

налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;

предлагать детям и родителям развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей;

способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление);

обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;

готовить детей к поступлению в детский сад.

Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

— беседы с родителями;

— анкетирование;

— наблюдение за ребёнком;

— развивающие игры.

Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывание ребёнка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания ребёнка в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учётом особенностей привыкания ребёнка в ДОУ. В процессе адаптации ребёнка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

— использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать);

— предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

— рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

— использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;

— создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы ребёнку легче адаптироваться к условиям ДОУ, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только по тому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует и личном внимании и персональной обращённости взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения взрослого.

Вывод: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.

Полноценное развитие ребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией. Однако, в настоящее время наблюдается острый дефицит соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми. В ясельных группах работают специалисты по дошкольному воспитанию или кадры вообще без специального образования (медперсонал, родители или родственники детей и пр.). В результате, дети раннего возраста (1-3-х лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастным особенностям.

Между тем, данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему неприменимы методы и приёмы работы, адекватные для дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным исследование особенностей воспитания и обучения детей раннего возраста..

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. В последние десятилетия, после того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли. В связи с этим возникает настоятельная необходимость разработки методик педагогических занятий с детьми раннего возраста.

В период от 1 года до 4 лет понятие «обучение» для ребёнка неотделимо от понятия «жизнь». Дети учатся всему: слушать, видеть, говорить, сидеть, стоять, ходить и т.д. Малыши не задумываются: научиться мне ходить или нет? Они стремятся узнать весь мир и научиться всему, так как в период от 1 года до 4 лет стремление к познанию достигает своего пика. Причём познание в этот период протекает естественно, как бы само собой. Дети, играя, познают мир и познают мир, играя. Образовательная программа ДОУ, исходя из потребностей ребёнка, расширяет жизненный опыт детей.

В играх ребенок формирует нейронные пути. Если через какое-то время не вернуться к полученной связи, то она исчезнет, ребёнок забудет полученную информацию, потеряет приобретённые навыки. Во избежание этого следует проигрывать учебный материал в различных ситуациях, в различных видах деятельности и на разном оборудовании, тем самым нейронные пути закрепляются, связи становятся работающими, то есть переходят на другой качественный уровень.

Центральным моментом обучения и воспитания является возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания. Подражание — это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие. В ДОУ ребенок обучается не тому, что он уже умеет делать самостоятельно, а тому, что он еще не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с педагогом и под его руководством. В сотрудничестве с педагогом с помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальной области больше, чем, то, на что он способен, действуя только самостоятельно.

Говоря о подражании, имеется в виду не механическое, автоматическое, бессмысленное, а разумное, основанное на понимании подражательное выполнение какой-либо интеллектуальной операции. К области подражания относится то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться или выполнить под руководством, или в сотрудничестве, или с помощью наводящих вопросов. Из этого следует, что обучение возможно там, где есть возможность интеллектуального подражания. Ребенок может подражать только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей. Следовательно, в сотрудничестве ребенок может сделать всегда больше, чем самостоятельно. В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, решаемых им. То, что ребенок умеет в сотрудничестве сегодня, завтра он сумеет самостоятельно.

Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития. Это и является основополагающей задачей детского развития в программе ДОУ.

В каждом задании, которое дается ребенку на занятии, перед ребенком всегда ставится конкретная интеллектуальная задача, затрагивающая зону ближайшего развития. Это означает то, что, выясняя способности ребенка при работе в сотрудничестве, определяется тем самым область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны принести плоды и, следовательно, переместиться на уровень реального умственного развития ребенка.

А обучение опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие. Период созревания соответствующих функций является самым благоприятным, или оптимальным периодом для соответствующего вида обучения.

Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста.

Первые годы жизни ребенка — это время, когда закладываются основные навыки и знания, без которых невозможно дальнейшее гармоничное развитие личности.

Воспитание в детском саду и его роль в гармоничном развитии ребенка

В этот период развиваются основные психологические процессы, такие как память, восприятие, мышление, речь. На этом этапе крайне важно обеспечить ребенку возможность всестороннего познания окружающего мира и познакомить его с социумом, в котором ему предстоит жить и развиваться.

Основные задачи дошкольного образования

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено прежде всего на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения. Многих родителей пугает процесс адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение воспитателей позволяет сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе.

В задачи дошкольного воспитания в детском саду входит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Под присмотром воспитателя дети приобретают первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в будущем, в школе. Особенно ценно, что в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом — во время игры и в процессе общения с другими детьми.

Безусловно, детсадовское воспитание нисколько не умаляет ценности домашнего образования. Однако, учитывая, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.

Помимо знакомства с социумом, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это — необходимые компоненты для формирования полноценной самодостаточной личности. Задача воспитателя — предложить самые разнообразные занятия, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, конструирование и создание аппликаций, занятия музыкой, физкультура или гимнастика, а также, дополнительно, изучение иностранного языка, хореография и многое другое. Таким образом создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов — познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и физического.

Программа воспитания в детском саду

Программ воспитания детей существует великое множество, и каждый детский сад имеет право составить свою программу, однако при этом необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в соответствующих нормативных актах: Федеральном законе «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания.

В современном дошкольном образовании такая Программа стала необходимым нормативно-правовым документом, на основании которого проходит получение лицензии, аккредитация и аттестация учреждения, а также организация дополнительных платных образовательных услуг. В программе воспитания в детском саду должны быть обоснованы выбранные методики воспитания и способы организации воспитательного процесса и доступно описаны основные особенности воспитательно-образовательной системы, принятой в данном детском саду.

Если программа дошкольного образования нужна для того, чтобы сформулировать цели и задачи воспитания, то реализуются они с помощью различных методик и технологий. Технологии дошкольного образования позволяют объединить в целостную систему отдельные приемы и методики и организовать воспитание детей наиболее рациональным и эффективным способом. Чаще всего технологии обучения создаются воспитателями непосредственно на основе собственного опыта воспитания детей, что гарантирует быстрое достижение желаемых результатов.

Сегодня во многих детских садах технологии образования строятся на базе известных воспитательных методик, например, Монтессори, Никитиных, Домана. Каждая из них ориентирована преимущественно на какой-либо один аспект развития ребенка, поэтому главная задача родителей при выборе детского сада — внимательно изучить применяемые там методики воспитания и самим определить, какая из предложенных систем в большей степени соответствует индивидуальным особенностям ребенка. С другой стороны, задача работников детского сада заключается в том, чтобы подобрать такую совокупность методик, которая обеспечит всестороннее развитие детей.

Особенности воспитания детей в детском саду

Воспитание дошколят очень сильно отличается от последующего образования в школе. Каждый возраст имеет свои законы, по которым развивается ребенок. В детском саду на плечи воспитателей ложится серьезная и очень сложная задача: передать детям все необходимые навыки и развить в них все те способности, без которых невозможно обойтись на последующих этапах развития и образования. Для ее решения необходимо подобрать ключик к каждому ребенку, найти наиболее подходящие для него способы подачи новой информации и обучения. Это могут быть объяснения воспитателя, практические задания или ролевые игры, главное, чтобы в процессе обучения ребенок имел возможность проявлять самостоятельную активность, а не только следовал указаниям воспитателя. Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе.

Одна из серьезных проблем дошкольного образования — это преемственность между детским садом и начальной школой. Традиционно детские сады ориентированы главным образом на общее развитие ребенка, в то время как начальная школа зачастую предъявляет довольно высокие требования к качеству дошкольного образования, ожидая от первоклассников владения навыками устного счета, чтения и даже письма. Кроме того, считается, что школьники более дисциплинированы и усидчивы, чем дошколята. Чтобы привить детям необходимые качества, в последние годы воспитание детей в детском саду зачастую включает в себя и специальные занятия по подготовке к школе. Построенные по схеме школьного урока, они психологически готовят детей к новому этапу обучения. Такие занятия могут включать в себя обучение азам арифметики, письму и чтению. По желанию родителей и, как правило, за отдельную плату руководство сада может предложить занятия иностранным языком и работу с обучающими компьютерными программами.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Проблема. Не стоит отрицать, что методики воспитания детей дошкольного возраста эффективны. Просто не все умеют их применять в общении с малышами, а может быть, и не знают об их существовании. А их на самом деле очень много. Но какая из методик самая лучшая?

Решение. Разумеется, все занятия должны ориентироваться на возраст ребенка. С учетом этого выбирается подход к его воспитанию. Однако специалисты советуют не останавливаться на какой-то одной методике, а комбинировать сразу несколько.

Оглавление:

  1. Особенности воспитания детей дошкольного возраста
  2. 11 самых известных методик воспитания детей дошкольного возраста

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Теме воспитания детей дошкольного возраста всегда уделялось много внимания, ведь этот процесс помогает формировать личность ребенка, учит общению с другими людьми, готовит его к школе. Воспитание направлено на получение и развитие необходимых навыков, выявление талантов и способностей.

Как известно, все методики воспитания детей дошкольного возраста основаны на поощрении, наказании и личном примере. Кстати, третий способ наиболее эффективен, благодаря склонности детей делать то же самое, что и взрослые.

методики воспитания детей дошкольного возраста

Поэтому ориентироваться только на использование метода «кнута и пряника» не следует, все должно быть разумно. Дети, с которыми обращались очень строго, часто наказывали и ограничивали, растут закомплексованными, апатичными, неуверенными в себе, особенно если наказание несоразмерно проступку.

Другая крайность, когда дочке или сыночку все позволяют, балуют, «откупаются» игрушками и развлечениями. В результате общение переходит в формат шантажа и манипуляций, ребёнку обещают все больше и больше, лишь бы он согласился выполнить то, что требует взрослый.

Дети от года до 3-х лет проходят огромный этап в своем развитии, когда они начинают осваивать окружающее пространство, изучают его и приобретают необходимые для выживания навыки. К двухлетнему возрасту проявляются особенности интеллекта, способность мыслить абстрактно, в форме образов, запоминать информацию. Занятия с детьми должны проходить в виде игры с использованием музыки, чтения, рассматривания иллюстраций. Хорошо стимулирует развитие совместное творчество.

На третьем году жизни ребёнок переживает первый кризис, в это время, по мнению психологов, он начинает осознавать себя отдельной личностью. Поэтому так важно в этот момент уважительно относиться к особым проявлениям характера, чтобы избежать прорастания комплекса неполноценности.

Также важно учитывать, что в эти месяцы начинает развиваться речь, постепенно она становится полноценным инструментом взаимодействия с окружающими: обогащается лексика, тренируются органы речи. В этот период дети охотно играют, переходя от абстрактных к сюжетным с использованием различных персонажей.

До трех лет происходит формирование основных чувств, черт характера, определение эмоциональной основы личности. К этому периоду относится совершенствование мелкой моторики, усложнение мыслительных операций.

Примерно в 4 года ребёнок проявляет интерес к ролевым сюжетам. Многие родители уже с этого возраста начинают готовить своего малыша к школе, довольно резко смещая акценты в сторону обучения, воспитания и психологической подготовки. Но также необходимо уделять время и физическим нагрузкам.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

В современных условиях жизни родителям непросто справляться с задачей обеспечения полноценного всестороннего развития своего малыша, на это необходимо и время, и другие возможности. Для достижения некоторых результатов требуется системный подход, который не всегда можно обеспечить своими силами, особенно в семьях, где есть дети с большой разницей в возрасте.

Решение этой проблемы является основной задачей современных детских центров образования и развития. Назначение таких организаций − сделать процесс образования и воспитания разнообразным, увлекательным и эффективным.

Гленн Доман – воспитание с рождения

Методика этого американского педиатра направлена на формирование интеллекта и мышления у самых маленьких деток. Он был убежден, что начинать заниматься с ребёнком надо как можно раньше, ведь до 7-ми лет идет активный процесс развития мозговых клеток. Данный метод предполагает наличие у малыша неограниченных возможностей для усвоения информации, которую он получает, благодаря рассматриванию изображений со словами.

Домана, безусловно, можно считать автором методики физического воспитания детей дошкольного возраста, т.к. по его глубокому убеждению физическое развитие сильно влияет на рост интеллекта. Он призывал отказаться от тесного пеленания грудничков, сковывающего двигательную активность новорожденного.

Систематически занимаясь упражнениями Домана, ребёнок раньше начинает говорить, быстрее пополняет речь новыми словами, растет любознательным. Осваивает техники скорочтения.

Вальдорфский метод обучения – подражание взрослым

Методика вальдорфских школ заключается в умелом применении сюжетно-ролевых игр, основанных на подражании действиям взрослого. Детей здесь не заставляют зубрить. Последователи этой методики против раннего интеллектуально развития, даже читать и писать дети учатся с 12-ти лет.

В первую очередь в ребёнке развивают его индивидуальность с помощью элементов народной культуры и творческих занятий. Происходит знакомство со сказками, мифами, легендами, танцами и песнями. Дети участвуют в театральных постановках, поют, рисуют, создают поделки из природных материалов. Педагоги однозначно против просмотра телевизора и компьютерных игр, считая такое времяпровождение бессмысленным и вредным.

Мария Монтессори – методика всестороннего воспитания

Авторство метода принадлежит итальянскому педагогу Марии Монтессори. Она настаивала на том, что ребёнку надо предоставить возможности для выбора интереса, а не принуждать.

Ребенку создают ситуации, стимулирующие естественный выбор занятий в соответствии с его индивидуальностью. Никто не принуждает и не ограничивает малыша в его проявлениях. Пространство, в котором находятся дети, должно иметь все необходимые атрибуты для игр и занятий: музыкальные инструменты, игрушки, приспособления для творчества и подвижных игр, книги.

методика всестороннего воспитания

Метод включает специальные упражнения и работу с разными предметами и приспособлениями:

  • дощечками;
  • фигурками;
  • рамками;
  • вкладышами и другими пособиями.

Родитель или воспитатель играет роль посредника в процессе взаимодействия ребёнка с исследуемым объектом, направляя и помогая. Это способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе.

Леонид Береславский – методики непрерывного развития

По мнению доктора философии и изобретателя Леонида Береславского ребенок не должен останавливаться в развитии, и обязанность взрослых ­ дать ему все возможности. Авторская методика предполагает занятия с малышом с 1,5 лет, чтобы задействовать все важные сенситивные периоды, каждый из которых соответствует определенному навыку.

Начиная с 1,5 лет, ребенок развивает мелкую моторику, учится фокусировать внимание, изучает предметы, например, фигурки разных животных. Для детей 3-х лет предлагается набор задач на развитие логики и пространственного мышления, знакомство с геометрическими фигурами. Ребенка постепенно готовят к обучению в школе, учат запоминать информацию, делать логические выводы, обобщать и упорядочивать знания.

Воспитание детей в школе: актуальные проблемы и основные подходы

Интересный момент – с возраста 3,5 лет детей знакомят с игрой в шахматы.

Сесиль Лупан – находим взаимопонимание с малышом

Эта методика разработана не ученым и не педагогом, а просто любящей мамой, которая хотела привить своим двум дочкам любовь к познанию мира. Начав с применения системы Гленна Домана, она увидела, где ее можно усовершенствовать с учетом интересов каждого маленького человека.

Любой малыш индивидуален, например, если он любит греметь крышками от кастрюль, вручите ему палочки и барабан. Если он рассматривает и трогает все вязаное и сшитое, разложите перед ним кусочки разной ткани, кожи для тактильного исследования.

Методики воспитания

Программу можно отнести к методикам музыкального воспитания детей дошкольного возраста, т.к. в ней множество вариантов занятий музыкальной направленности. Также есть части, знакомящие с историей, географией, иностранными языками, чтением и прочими областями знаний. Ребенок получает первый опыт в плавании и езде на лошади.

Жан Ледлофф – методика естественного воспитания

Переломным моментом в жизни врача-психотерапевта Жан Ледлоф стало ее пребывание в течение 2-х лет в индейском племени екуана, где она наблюдала за процессом воспитания детей. Жизнь людей в этом сообществе была наполнена счастьем, они общались без раздражения и гнева, редко был слышен детский плач. Вдохновившись увиденным, Жан изложила новый подход к воспитанию в книге «Как вырастить ребёнка счастливым».

По сути метод заключается в том, что в младенческом возрасте дитя всегда находится рядом с мамой. В процессе воспитания взрослые больше полагаются не на контроль, а на демонстрацию правильного поведения.

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Методика известного педагога, ученого и исследователя состоит в обучении детей дошкольного возраста чтению в игровой форме. Уроки сопровождаются пением и весельем, но одновременно с этим малыши строят фигуры (башни, паровозики) из специальных кубиков. Благодаря этому методу, после нескольких таких занятий детишки 4-х лет быстро делают успехи в чтении.

На кубиках, которые используются на уроке, нанесены изображения слогов, а не букв. Так детям проще складывать слова. Каждый кубик имеет свои отличия в размере, весе, цвете и звучании (материал наполнителя может издавать звонкий или глухой звук). Во время игры естественным образом происходит освоение речевых навыков и знакомство с русским языком. Такой ребёнок точно не будет отставать в школе.

Борис и Елена Никитины – как вырастить здоровых и умных детей

В семье русских педагогов Бориса и Елены Никитиных было семеро детей, которых родители-энтузиасты воспитывали по своей уникальной методике раннего развития. Детей увлекали решением головоломок, развивающих логику. Играя, малыши решали довольно непростые задачи.

Важный момент – игровой метод может быть адаптирован под любой начальный уровень ребёнка.

Образовательные права ребенка и ответственность за их нарушение

Задача данной методики не в том, чтобы подготовить детей к поступлению в садик или школу, а всестороннее гармоничное развитие ребенка: его мышления, способности к анализу, концентрации внимания, логики.

Шалва Амонашвили – метод гуманной педагогики

Доктору психологических наук, профессору Амонашвили принадлежит методика воспитания детей дошкольного возраста, основанная на гуманных принципах. Суть метода заключается в равноправном сотрудничестве взрослого и ребёнка, уважении его личности. Данная концепция набирает все больше последователей, т.к. людям понятна ее ценность.

как вырастить здоровых и умных детей

Важной особенностью метода является отсутствие готовых уроков и заданий, нацеленных на формирование отдельных навыков и способностей. Она основана на правилах, которых должен придерживаться родитель или воспитатель. Знаменитый педагог убежден, что дети получают лучшие результаты в обстановке доверия и поддержки, а не жесткого контроля. Все дети талантливы, и взрослые должны учиться видеть эти таланты.

Доктор Шиничи Сузуки – воспитывает музыка

На таком же принципе основана методика Шиничи Сузуки. По его мнению, любой ребёнок изначально умен, талантлив и сообразителен, следовательно, с самого раннего возраста он может учиться игре на музыкальных инструментах. Если с рождения малыш слышит прекрасные мелодии классики, он всегда будет тянуться к высокому искусству и хорошему образованию. Автор не ставил целью воспитывать искусных пианистов и скрипачей, а развивал в детях открытость, стремление к гармонии. 

Когда речь идет об индивидуальности ребёнка, трудно оставаться в рамках одного метода воспитания. Более эффективно посмотреть, что в них самое лучшее и подходящее для вашего случая. Тогда у вас есть все шансы стать новатором в педагогике, использующем свой авторский подход к развитию и обучению детей.

Методика Вячеслава Воскобовича

Особое место занимает методика Вячеслава Воскобовича под названием «Сказочные лабиринты игры». Его подход основан на принципах заинтересованности, познания и творчества. Автору принадлежит более 50-ти игровых сюжетов, являющихся по сути многофункциональными пособиями. Каждую игру можно использовать для детей разных возрастов от 2-х до 7-ми лет.

Данные методики воспитания детей дошкольного возраста подходят для воспитателей, работающих в детском саду. Игры содержат различные задания, включающие упражнения на мелкую моторику, развитие воображения и творческого мышления. Детям всегда нравятся такие занятия и игры.

С помощью системы Воскобовича дети быстро учатся читать и считать, игровой подход делает обучение легким и увлекательным. Большинство игр сопровождается методическими материалами с иллюстрациями и готовым сказочным сюжетом.

методики воспитания детей дошкольного возраста

Игровая методика универсальна и направлена на одновременное решение нескольких задач:

  • пробуждает интерес к новым знаниям, желание познавать;
  • развивает наблюдательность, внимание к окружающей реальности;
  • формирует представление об окружающем мире;
  • способствует развитию воображения и нестандартному мышлению;
  • помогает развить логику, аналитические способности, тренирует память;
  • расширяет словарный запас, улучшает навыки речи;
  • гармонизирует эмоциональный фон, адаптирует психику к обучающему процессу;
  • способствует развитию мелкой моторики.

Как видите, существуют разнообразные методики воспитания детей дошкольного возраста. Наиболее эффективный подход – это комбинировать предлагаемые системы. И обязательно учитывать особенности маленького человека, который открывает этот мир.

Детские годы – прекрасное время, в котором должно быть все: прогулки, совместное творчество, физические упражнения. Любая игра может стать формой обучения, причем тогда это проходит естественно и ненавязчиво.

Практическое руководство «Воспитателю о воспитании»

В 2022 году Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО начал разработку методических рекомендаций по работе с воспитанниками детских садов и их родителями «Воспитателю о воспитании». Первые 3 из 9 тетрадей для воспитателей, работающих с детьми 5-7 лет, доступны в специальном разделе сайта институтвоспитания.рф и уже начали проходить апробацию в дошкольных организациях по всей стране.

  • Зачем педагогу руководство «Воспитателю о воспитании»?

Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» призвано стать профессиональным инструментом педагога по реализации программы воспитания в дошкольных образовательных организациях. Оно создано с учётом результатов фундаментальных и прикладных исследований в сфере дошкольного образования, учитывает запрос государства, общества и семьи на воспитание современного ребёнка, а потому в полной мере позволяет педагогу обеспечить такие качественные характеристики воспитательного процесса, как его целостность, системность, вариативность и технологичность. Кроме того, в «Практическом руководстве» специально выделена рубрика «Здоровьесбережение», которая поможет педагогу удерживать в поле внимания основные профессиональные задачи, связанные с сохранением жизни и здоровья детей, обеспечением их безопасности.

  • Как устроена модель воспитательной работы, представленная в пособии?

Содержание практического руководства устроено таким образом, чтобы помочь воспитателю вместе с родителями сформировать у детей старшего дошкольного возраста первичные представления о базовых общероссийских ценностях, а именно основу ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе и научить воспитанников с ранних лет вести поступать в соответствии с базовыми ценностями и нормами российского общества.

Всего в практическое руководство «Воспитателю о воспитании» войдут 9 тетрадей для воспитателей – по одной на каждый из месяцев учебного года. Ценность-доминанта в каждом месяце своя, хотя и связана с остальными ценностями года.

В каждой тетради представлен общий план работы педагога на месяц с указанием:

  • Ценностно-смысловых ориентиров воспитательной работы;
  • Событий примерного календарного плана воспитательной работы;
  • Событий традиционного календаря, международных и памятных дат;
  • Детско-взрослых совместных проектов воспитательной направленности.

Предложенная модель воспитательной работы предполагает использование 3 форм взаимодействия внутри образовательной организации («Педагог–Дети», «Педагог–Родители», «Родители–Ребёнок») и 6 содержательных форматов по видам совместной деятельности детей и взрослых («Смотрим вместе», «Читаем вместе», «Рассуждаем вместе», «Играем вместе», «Мастерим вместе», «Трудимся вместе»).

Содержательные форматы работы с воспитанниками проявляются в разных формах занятий в группе детского сада и дома, а для работы с родителями предусмотрено 4 модуля «Советов для родителей» – по одному на каждую неделю месяца. «Секрет месяца» поможет педагогам ответить родителям на один из актуальных вопросов о воспитании ребёнка, «Совет месяца» «Рецепт месяца» – это конкретные рекомендации по обустройству полезного досуга для ребёнка с учётом норм речевого и общего развития, а «Идея месяца» – это подсказка для родителей по созданию уникальных семейных традиций, объединяющих разные поколения внутри семьи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как записать новорожденного в детский сад через госуслуги пошаговая инструкция
  • Эмис бар датчик давления руководство по эксплуатации
  • Beats наушники беспроводные инструкция на русском языке
  • Должностная инструкция дворника в школе интернате
  • М кард калий магний с витамином е инструкция