Руководство большого театра фото

Сезон 2022-2023 Афиша и билетыЛюди театра

Визит в театр

En

Меню

En

Закрыть

Личный кабинет Сезон 2022-2023 Афиша и билетыЛюди театра

Визит в театр

Личный кабинет

О театре

Новости

Музей

Партнеры

Перейти на старую версию сайта

Перейти на старую версию

Адрес:

Театральная площадь, 1

Пресс-служба:

pr@bolshoi.ru

Кассы:

+7 495 455-55-55 sales@bolshoi.ru

Все контактыYouTubeВКонтактеTelegram

Люди театра

Оперная труппаБалетная труппаОркестрРуководство

Владимир
Урин

Генеральный директор

Махар
Вазиев

Художественный руководитель балетной труппы

Маквала
Касрашвили

Помощник главного дирижера — музыкального руководителя, Сопрано

Валерий
Борисов

Главный хормейстер

Дмитрий
Вдовин

Руководитель Молодежной оперной программы

Александр
Шанин

Управляющий оркестром

Людмила
Таликова

Заведующая творческими коллективами оперной труппы

Анна
Леонова

Заведующая балетной труппой, балетмейстер-репетитор

Ирина
Черномурова

Начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов

Елена
Узкая

Заведующая хором

Екатерина
Миронова

Заведующая коллективом мимического ансамбля

Ольга
Капанина

Кастинг-директор оперной труппы

Перейти на старую версию сайта

Перейти на старую версию

Сезон 2022-2023 Афиша и билетыЛюди театраНовости

Визит в театр

О театреМузейПартнерыПротиводействие коррупции

In english

Адрес

Театральная площадь, 1

Кассы

+7 495 455-55-55sales@bolshoi.ru

Для обращений зрителей

referent@bolshoi.ru

Пресс-служба

pr@bolshoi.ru

Все контакты

О театреМузейПартнерыПротиводействие коррупции

Оценка качества услуг учреждений культуры

Адрес

Театральная площадь, 1

Кассы

+7 495 455-55-55sales@bolshoi.ru

Для обращений зрителей

referent@bolshoi.ru

Пресс-служба

pr@bolshoi.ru

Все контакты

YouTubeВКонтактеTelegram

Оценка качества услуг учреждений культуры

©2023, Большой театр

Дизайн Салливан

Разработка Астрошок

Махар Вазиев. Фото - Петр Кассин / Коммерсантъ
Махар Вазиев. Фото – Петр Кассин / Коммерсантъ

Сегодня в Большом театре состоялся брифинг, на котором генеральный директор Владимир Урин назвал имя нового директора балетной труппы. Им стал Махар Вазиев, экс-руководитель балета Мариинского театра и нынешний директор балета миланского «Ла Скала».

Накануне брифинга Татьяна Кузнецова расспросила Махара Вазиева о причинах его переезда в Москву, о ближайших планах и прочих подробностях его назначения.

— Вы действующий директор балета «Ла Скала», под вашим руководством труппа переживает расцвет, итальянцы вас любят и чтут. И все же вы переезжаете в Москву. Гендиректор Большого сделал вам предложение, от которого нельзя отказаться?

— Предложение очень простое — попробовать работать вместе в Большом театре. Его главная приманка — это потрясающие возможности театра, потрясающая труппа. Знаете, людям, которые вышли из недр Мариинского или Большого, как бы их жизнь потом ни складывалась — за рубежом или внутри страны,— им всегда не хватает этих возможностей. Я не скрываю — мне и раньше поступали предложения…

— В 2011 году вас звал на пост худрука балета Большого Анатолий Иксанов, он даже публично назвал ваше имя. Однако буквально накануне назначения вы в Москву не приехали…

— Ситуация так складывалась. Тогда мне казалось, что я должен доделать то, что уже начал в «Ла Скала». Сегодня считаю: главное, что я мог сделать в Милане, я сделал.

— Ваш контракт с «Ла Скала» заканчивается в будущем году?

— Нет, гораздо позже. Но в нем нет никаких пенальти (неустоек.— “Ъ”). Я разговаривал о своем уходе с Александром Перейрой (генеральный менеджер и артистический директор театра «Ла Скала».— “Ъ”), мы собираемся как-то по-человечески решить этот вопрос. Но это болезненный момент.

— То есть вас не отпускают.

— Я благодарен театру «Ла Скала», который многому научил меня, который позволил сделать столько интересных проектов. И поэтому я думаю, что после семи лет работы смогу добиться понимания. Я еще должен завершить в «Ла Скала» ряд проектов, так что речь идет о целом сезоне, за это время мне можно найти замену. Думаю, что три-четыре месяца 2016 года я буду работать и здесь, и там — мы с Владимиром Георгиевичем (Уриным.— “Ъ”) обсуждали это, и мне приятно, что тут мы нашли общий язык.

— «Ла Скала» будет ставить «Лебединое озеро» в версии Ратманского. Это и есть проект, который вы должны завершить?

— Скажу больше: может быть, для меня это самый важный проект с точки зрения творческого любопытства. И вообще. Еще в Мариинке после «Спящей» и «Баядерки» мы часто говорили с Сережей Вихаревым (автором исторической реконструкции этих балетов.— “Ъ”) о «Лебедином». Я даже нажимал на него: давай попробуем. Он как-то уходил от этого.

— Потому что от «Лебединого» сохранилось гораздо меньше материала и тут нужен не реставратор, а хореограф?

— Именно поэтому мне это особенно интересно. Когда я года два назад заговорил о «Лебедином» с Лешей (Ратманским.— “Ъ”), мы пришли к выводу, что записана примерно половина спектакля, остальное ему придется сочинять самому. Этот проект я обязан доделать в «Ла Скала». Премьера 30 июня.

— У вас с Ратманским, экс-худруком Большого, превосходные отношения — и творческие, и человеческие. Он вам, наверное, многое рассказал про Большой.

— Нет, Алексей корректный человек, не стал особых комментариев давать, поскольку решение все же принимать мне. Но все же он сказал: «Может, и хорошо, что ты так решил».

— Возможно, при вас Ратманский будет ставить в Большом новые балеты, а не только чистить свои старые постановки?

— Татьяна, вы меня провоцируете на какие-то глобальные вещи. Простите, может, я неправ, но труппа уже давно начала сезон, имеет нынешнего руководителя и расспрашивать меня о планах не совсем этично…

— Я расспрашиваю про перспективы театра.

— Если мы говорим о перспективах… Конечно, мне бы хотелось, чтобы Алексей приезжал в Большой театр. Очевидно, да. Конечно, да. Другое дело, что сейчас я не готов это обсуждать.

— На сколько лет ваш контракт с Большим театром: на проходные три года или на пять, как у тех, с кем связывают планы и надежды?

— Поскольку речь идет о возможности что-то сделать, то на пять лет, с марта 2016 года.

— Когда гендиректор Урин упразднил привычную для России должность художественного руководителя и ввел должность артистического директора, многие предположили, что на самом деле это переименование ведет к ограничению полномочий балетного руководителя. Что в его обязанности будет входить прежде всего работа с труппой, обеспечение качества спектаклей, а не выработка репертуарной стратегии. Вы обговаривали с Уриным ваши полномочия и обязанности?

— Думаю, переименование — просто дань мировой практике. Посмотрите: в «Ла Скала» я — директор балета, в Парижской опере — тоже директор балета, везде директора. Директор балета отвечает за все, в том числе за репертуар. От ограничений я настрадался, когда был заведующим труппой в Мариинском театре.

— Но вы же знаете, что в Большом есть отдел спецпроектов, который возглавляет супруга гендиректора Ирина Черномурова. Она успешно занималась тем же и в музтеатре Станиславского, когда его возглавлял Владимир Урин. Этот отдел выбирает, что будет ставить театр из новейшего репертуара. Вы выяснили, за кем будет последнее слово?

— Мне кажется, если Ирина выберет что-то, что мне покажется неуместным, будет так, как я сказал. Но по большому счету это некая провокация. Да, есть отдел перспективного планирования, проекты обсуждаются совместно, дальше — реализация этих проектов. Не вижу проблем. В прессе я читал, что Ирина Черномурова будет чуть ли не руководить балетом Большого. Это мне кажется забавным. Но мы договорились, что те проекты, которые были спланированы до меня и по которым уже подписаны контракты, надо выполнять.

— Вы — первый петербуржец, который возглавил труппу Большого в постсоветский период (в СССР труппу Большого с 1930-х годов укрепляли руководителями-ленинградцами). Не секрет, что между этими городами историческое соперничество, есть разногласия по школе, эстетике, стилистике, репертуару. Собираетесь ли вы окультуривать Большой по-петербургски или попытаетесь адаптироваться к местным обычаям?

— Надо сначала понять и изучить труппу. Думаю, какие-то вещи будут происходить естественным образом, потому что каждый из нас является носителем той эстетики, в которой он вырос. Вы правы, конкуренция между Питером и Москвой существовала всегда. Но это же здорово. Едва ли найдется еще страна, которая могла бы гордиться двумя такими великими театрами, как Мариинский и БТ.

— Если сейчас вы не готовы говорить о своих планах в Москве, тогда чисто журналистский вопрос. Ваши любимые хореографы — мертвые и живые?

— Начну банально. Это, конечно, все же Петипа. Очень дорожу им и люблю. Петипа, Фокин, Баланчин… Я мог бы продлить и дальше. Что до живых, это, конечно, прежде всего Форсайт, Ратманский. Ну и много других.

Татьяна Кузнецова, “Коммерсантъ”


Кстати:

урин.jpg

Владимир Урин может потерять пост руководителя Большого театра из-за подписанного им антивоенного письма и «пацифистских» настроений в труппе. На грядущие перемены в руководстве Большого намекнул в пятницу намекнул президент. На встрече с лауреатами премий в области культуры и искусства Путин предложил дирижеру, худруку и гендиректору Мариинского театра Валерию Гергиеву подумать о создании объединенной дирекции Большого театра и Мариинки, напомнив, что до революции 1917 года была единая дирекция императорских театров. Путин оговорился, что это никакое не готовое решение, а он просто интересуется мнением дирижера. Гергиев ответил, что создание такой дирекции может иметь «самые полноценные благоприятные возможности».

Если такое объединение произойдет в действительности, то контроль над одним из самых известных мировых театров перейдет к попавшему под западные санкции Гергиеву, лишившемуся контрактов и права выступать в Европе. Нынешний гендиректор Владимир Урин при этом может сохранить должность гендиректора, но потерять влияние либо перейти на специальную декоративную должность.

В первые дни войны с Украиной более 80 театральных деятелей поставили свои подписи под антивоенным письмом. В их числе Евгений Миронов, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Константин Райкин, дирижер Владимир Спиваков. Там же стоит и подпись Урина. При том что Урин, как и Гергиев, был в 2018 году доверенным лицом Путина на президентских выборах.

Другие топ-менеджеры Большого, в частности, худрук балетной труппы Махар Вазиев, никаких публичных заявлений с осуждением войны не делали.

Но антивоенные настроения в труппе Большого, вероятно, есть, и Урин выражал не только свое мнение. В марте в Нидерланды, публично осудив путинскую «спецоперацию», уехала прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова.

А балетмейстер Жан-Кристоф Майо потребовал снять с репертуара поставленный им балет «Укрощение строптивой». В пресс-релизе он указал: «Артистическая команда этого балета, состоящая из Эрнеста Пиньон-Эрнеста, Жана Руо, Доминика Дрилло и Огюстена Майо, также хочет присоединиться к такой позиции».

На связь заявления Путина и позиции Урина обращает внимание в своем канале Алексей Венедиктов, резюмируя: «Никто не забыт».

https://t.me/russica2/45063

Искусство

15:34 09.07.2013
(обновлено: 11:32 01.03.2020)

https://ria.ru/20130709/948574327.html

Руководство Большого театра в 1991-2013 годах

Руководство Большого театра в 1991-2013 годах — РИА Новости, 01.03.2020

Руководство Большого театра в 1991-2013 годах

9 июля 2013 года произошли кадровые перестановки в руководстве Большого театра. Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко.

2013-07-09T15:34

2013-07-09T15:34

2020-03-01T11:32

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/948574327.jpg?4733748461583051564

европа

весь мир

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2013

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, смена руководства в большом театре, сергей филин, анатолий иксанов, юрий григорович, владимир васильев, алексей ратманский, маквала касрашвили, галина степаненко, владимир урин, большой театр, россия

Справки, Культура, Смена руководства в Большом театре, Европа, Весь мир, Сергей Филин, Анатолий Иксанов, Юрий Григорович, Владимир Васильев, Алексей Ратманский, Маквала Касрашвили, Галина Степаненко, Владимир Урин, Большой театр, Россия

9 июля 2013 года произошли кадровые перестановки в руководстве Большого театра. Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Владимир Урин стал новым руководящим импульсом Большого театра

Владимир Урин (1947) — генеральный директор Большого театра с июля 2013 года. С 1995 года по 2013 год был генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко. За этот период, по мнению многих экспертов, многократно укрепил репутацию высокопрофессионального театра с четкой репертуарной политикой и собственными яркими звездами — как в опере, так и в балете.

Анатолий Иксанов (1952) — генеральный директор Большого театра в 2000-2013 годах. В 1978-1998 годах работал главным администратором, заместителем директора, директором ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (ныне Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, БДТ), был заместителем генерального директора телеканала «Культура».

При Иксанове была открыта Новая сцена, завершена реконструкция театра. Этот период также был отмечен большим количеством скандалов и происшествий.

Владимир Васильев (1940) — художественный руководитель — директор Большого театра в 1995 2000 годах. Артист балета, хореограф, педагог, народный артист СССР. В балетной труппе Большого театра – с 1958 года, в 1958-1988 годах — ведущий солист театра. 

При нем в театре была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале «Культура»; создана пресс-служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность.

Большой театр в Москве

Скандалы и чрезвычайные происшествия с сотрудниками Большого театра

Владимир Коконин (1938) — генеральный директор Большого театра в 1991-1995 годах, с 1995 по 2000 год — исполнительный директор. Заслуженный деятель искусств РФ. Работу в Большом театре начал в 1967 году артистом оркестра. Работал в министерстве культуры СССР, был заместителем директора Всесоюзного гастрольно концертного объединения «Госконцерт СССР». С 1981 по 1986 год был заместителем директора по репертуару, членом художественного совета Большого театра.

При Коконине был утвержден статус театра как особо ценного государственного объекта культуры с непосредственным подчинением правительству РФ.

Художественные руководители оперы

 Маквала Касрашвили (1942) — управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра с 2000 года. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России. В 1966 году окончила Тбилисскую государственную консерваторию (класс Веры Давыдовой). В том же году дебютировала в Большом театре.

Владимир Андропов (1946) — художественный руководитель оперной труппы Большого театра с 2000 по 2002 годы. Народный артист России. В 1978 году был принят в Большой театр на должность дирижера и художественного руководителя сценического оркестра. В Большом театре поставил оперу «Прекрасная мельничиха» и балеты «Бессонница», «Пиковая дама» и «Пассакалья». С 2009 года руководит Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

Юрий Григорьев (1939) — художественный руководитель оперы Большого театра с 1999 года по 2000 год. Народный артист России. В 1968–1990 годах   солист Большого театра СССР и Кремлевского Дворца Съездов. С 1990 года пел на сценах оперных театров России и за рубежом. С 1979 года преподает на кафедре сольного пения Московской консерватории, с 1996 года — профессор.

Бэла Руденко (1933) — художественный руководитель оперной труппы Большого театра с 1995 по 1998 годы. В 1973 году стала солисткой Большого театра. Исполняла партии Людмилы в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила», Наташи Ростовой («Война и мир»), Йолана («Милана»), Розины «Севильский цирюльник»), Виолетты «Травиата»), Лючии «Лючия де Ламмермур») и многие другие. На сцене Большого театра выступала до 1988 года.

Александр Лазарев (1945) — художественный руководитель оперы и главный дирижёр Большого театра с 1987 года по 1995 год. Оперно симфонический дирижёр, педагог, народный артист России. Преподавал на кафедре оперно–симфонического дирижирования оркестрового факультета Московской консерватории. Выступает в качестве приглашённого дирижёра с ведущими симфоническими оркестрами и оперными коллективами мира.

Художественные руководители балетной труппы

Галина Степаненко (1966) – временно исполняющая обязанности художественного руководителя балетной труппой с января 2013 года. В балетной труппе Большого театра с 1990 года. С декабря 2012 года – педагог-репетитор балетной труппы Большого театра.

Сергей Филин (1970) – художественный руководитель балетной труппы Большого театра с 2011 года. Народный артист России. В 1988-2008 годах работал солистом балета в труппе Большого театра. В 2008 2011 годах был руководителем балетной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко.

Юрий Бурлака (1968) – художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2009 2011 годах. Заслуженный артист России. Сотрудничал с ГАБТ с 2008 года.  В 1986 2006 годах был ведущим солистом Московского государственного областного театра «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева. С 2006 года – педагог репетитор, с апреля 2007 года работал художественным руководителем театра «Русский балет».

Алексей Ратманский – художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2004-2009 годах. Заслуженный артист Украины. В 1986-1992 годах и в 1995-1997 годах был солистом балетной труппы Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) имени Т. Г. Шевченко. В 1992 1995 годах работал в Королевском Виннипегском балете в Канаде. В 1997 году был принят в Королевский Датский балет, где исполнял ведущие партии.  С 2009 года – хореограф Американского театра балета (American Ballet Theatre).

Борис Акимов (1946) – художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2000 2003 годах. Народный артист СССР. В балетной труппе Большого театра – с 1965 года. С 1989 года – педагог балетмейстер Большого театра. В 2001 2005 годах был профессором Московской государственной академии хореографии. С 2013 года является председателем художественного совета балетной труппы Большого театра.

Алексей Фадеечев (1960) – художественный руководитель балета Государственного академического Большого театра в 1998 2000 годах. Народный артист России. С 1978 года был солистом балета Большого театра. В 2001 году организовал антрепризный Театр танца Алексея Фадеечева.

Александр Богатырев (1949 1998) – исполняющий обязанности художественного руководителя балетной труппы в 1997-1998 годах. Народный артист РСФСР. С 1969 года был солистом балетной труппы Большого театра. В 1995-1997 годах занимал должность управляющего балетной труппой Большого театра.

Вячеслав Гордеев (1948) – руководил балетной труппой Большого театра в 1995-1997 годах. Народный артист СССР. В 1968-1989 годах танцевал в составе труппы Большого театра. С 1998 года – профессор Российской академии славянской культуры. Художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет».

Юрий Григорович (1927) – художественный руководитель балетной труппы в 1988 1995 годах. Балетмейстер и хореограф, педагог, народный артист СССР. С 1964 года занимал должность главного балетмейстера Большого театра. С 2008 года — хореограф балетной труппы Большого театра. С 1988 года заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Перейти к содержанию

Кто руководит Большим театром. Не певица, не танцор и даже не музыкант

На чтение 2 мин. Просмотров 7.1k. Опубликовано 2020-12-04

Николай Цискаридзе уже не раз крайне негативно отзывается о так называемом руководстве Большого театра в Москве. В результате каких-то загадочных процессов структура всемирно известной организации, в основе которой всегда были люди искусства, вдруг оказалась выстроена подобно торговому центру или бизнес-корпорации.

На сегодняшний день в Большом есть генеральный директор, есть руководители отдельных трупп, даже музыкальный руководитель, а вот художественного – нет. Зато присутствует загадочный «отдел планирования и специальных проектов». И возглавляет его не балерина и не музыкант. Видимо, это такая альтернатива стандартной должности худрука.

Кто руководит Большим театром. Не певица, не танцор и даже не музыкант

По мнению Цискаридзе, все эти люди – гости. Большой театр держится на танцовщиках, дирижерах, музыкантах, но не на менеджерах. Они просто посажены делить те деньги, которые выделяются из бюджета. А что касается ухода артиста из Большого – так он всегда был там. Просто стал носить дух, театральную атмосферу в себе.

Само здание находится в плачевном состоянии: текущие водопроводные трубы, грибок – и это непосредственно возле сцены. Это ежедневно вдыхают артисты, которым здоровые легкие нужны для работы. Еще куда-то загадочно исчез дом отдыха Большого театра в Сосновом бору. Земля есть, а дома нет. Как так получилось? Наверное, кто-то за это должен ответить. Поэтому работы, как утверждает Николай Максимович, впереди еще много.

Вчера новым директором балетной труппы Большого театра был назначен Махарбек Вазиев, до этого возглавлявший балет Мариинки. Юлия Яковлева — о новом назначении.

Искусство

27 октября 2015

Превосходный выбор: кого назначили новым директором балета Большого театра

На назначение Махарбека Вазиева директором балетной труппы Большого театра все отреагировали бурно — слышалось «О боже, как?» и «О боже, зачем?», но в любом случае — «О боже…»: балет Большого театра не назовешь тихим, уютным местом для любого директора. Со стороны Вазиева это, конечно, смелый ход. Но, если разобраться, смелые ходы Вазиев только и делал в течение всей своей административной карьеры.

Питерским людям не надо объяснять, кто он такой. А московские о новом директоре балета Большого театра сразу написали много глупостей: мол, знаменитый танцовщик, балетмейстер. Это неправда. Но по порядку.

Фотография: Дамир Юсупов / bolshoi.ru

Танцовщик

Вазиев закончил Вагановское училище, в труппе Кировского театра добрался до положения солиста. По-настоящему хорошо он танцевал, на моей памяти, только «В ночи» в хореографии Джерома Роббинса, балет из трех любовных дуэтов, что-то вроде балетных «Темных аллей». Вазиеву и его жене Ольге Ченчиковой достался второй дуэт, и, несмотря на то что в первом была занята юная Диана Вишнева, а в-третьем — уже «та самая», но тоже еще очень молодая Ульяна Лопаткина, Вазиев и Ченчикова, помню, заставили действительно пожалеть о том, что балет — искусство молодых: взрослые люди, им было что рассказать про любовь, и психологическая выразительность их сдержанной пластики впечатляла. Танцевал Вазиев и классических принцев; что сказать… именно за них в театре в основном и платят зарплату: Вазиев работал классическим танцовщиком. И пенсия на момент его исполнения «В ночи» приближалась. Именно тогда, в 1995 году, театр потряс скандал с главным балетмейстером Олегом Виноградовым. Власть выпала из рук Виноградова. И Вазиев осмелился ее поднять. Тогда их было двое: в руководители метил и коллега Вазиева, танцовщик Фарух Рузиматов, но он быстро доказал, что поднять-то может любой, а вот удержать… Вазиев же остался на посту директора балетной труппы на долгие годы.

Фотография: Дамир Юсупов / bolshoi.ru

Балетмейстер

Это определение применительно к Вазиеву можно комментировать только одним способом: Москва все-таки очень не балетный город. В Петербурге бы такое не ляпнули.

Балетмейстером Вазиев не был никогда. Ему хватило ума даже не пытаться. То есть признать, что сочинять танец — это такой специальный талант. К слову: его предшественнику Олегу Виноградову этого смирения явно не хватало. В Мариинском театре Вазиев был именно администратором. И администратором успешным. Он умел приглашать хореографов, и каждый раз это были очень правильные для труппы люди с очень правильными для этой труппы проектами. За короткий срок Мариинский театр перетанцевал кучу балетов Баланчина (фонд покойного классика куда попало его тексты не раздает), попробовал Джона Ноймайера, Уилльяма Форсайта, Алексея Ратманского. Сделал феноменальные реконструкции «Спящей красавицы» и «Баядерки». Да что там, годы вазиевского руководства оказались самыми интересными годами петербургского балета в последней четверти XX века. Нам сейчас действия Вазиева кажутся в высшей степени убедительными, но тогда чуть ли не на каждом проекте Вазиеву и его команде приходилось иметь дело с «сопротивлением материалов». В труппе всегда найдется баба-яга, которая против. Всегда найдется кто-то, кто сам метит в генералы («Товарищи, на его месте должен был быть я»). Кто будет терпеливо копать пропасть между директором балета и руководителем театра — Валерием Гергиевым. Ходить по начальственным кабинетам, капать на мозг ядом своих перекипевших и бессмысленных амбиций. Это сопротивление подчас выливалось в довольно отвратительные, даже опасные формы. Так было тогда. Но сейчас годы вазиевского руководства, повторю, выглядят одним легким непрерывным движением от победы к победе. Подозреваю, что именно так они выглядят и в глазах тех, кто пригласил Вазиева в Большой.

Фотография: Дамир Юсупов / bolshoi.ru

Как ему это удавалось

В CV Вазиева есть еще одна очень сильная строчка: последние годы он руководил балетом Ла Скала и сумел превратить захолустный, в общем-то, балетный театр (а чего вы ждали от оперной столицы?) в сильную, интересную труппу. Видимо, после общения с питерскими балетными пенсионерами, снедаемыми жаждой власти, общение с итальянскими профсоюзами было чистой partie de plaisir. Но как бы то ни было: балетные директора — не самая популярная статья русского балетного экспорта на Запад, и Вазиев стал одним из немногих исключений.

Нет, Вазиев не интеллектуал: он вам не напишет художественный манифест. И даже вряд ли его сформулирует. Его интервью слишком осторожны, чтобы быть интересными. Мое с ним знакомство, впрочем, началось довольно искрометным образом: Махарбек Хасанович изрек незабываемую фразу: «Как художник вы для меня больше не существуете!» Что оставалось сказать в ответ: «От художника и слышу!» И один коллега мне на это заметил: поверьте, он не такой, он скоро будет совсем не такой. Я не поверила. И вспоминаю это сейчас только потому, что с тех пор он изменился, в самом деле, очень быстро и очень заметно. Он, по-видимому, никогда не отказывался меняться, узнавать, смотреть по сторонам, осваиваться в новой ситуации, в начале карьеры вытаскивал самого себя на новый уровень, даже если тащить себя вверх приходилось за волосы. Плюс Вазиев практик. Плюс он, в сущности, командный игрок. Эти три вещи в сумме сделали его хорошим балетным директором. Показательно, что он очень быстро и очень прилично выучил итальянский (назовите мне второго балетного руководителя, который сделал бы это во имя труппы, в которую его пригласили на несколько лет). Недаром в Мариинке он сумел создать свой «мозговой штаб», одним из ключевых игроков которого был блистательный Павел Гершензон. Да, для Большого театра Вазиев — со всех сторон превосходный выбор.

Его называют главным театром России, и о том, чтобы выступать на его сцене, мечтают тысячи артистов. Когда Большой театр впервые распахнул свои двери, его труппа состояла всего из тринадцати музыкантов и порядка тридцати артистов, а сегодня здесь служат около трёх тысяч человек. Огромная конкуренция между артистами рождает периодические выяснения отношений, а сам Большой театр с завидной периодичностью сотрясают конфликты.

Звёзды на пенсии

Владимир Васильев и Екатерина Максимова. / Фото: www.maxpark.com

Владимир Васильев и Екатерина Максимова. / Фото: www.maxpark.com

В конце 1980-х и начале 1990-х Юрий Григорович, занимавший в то время пост главного балетмейстера, уволил целый ряд известных артистов, объяснив своё кадровое решение тем, что им пришло время уйти на пенсию и дать дорогу молодым талантам. Тогда театр покинули Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Екатерина Максимова и Михаил Лавровский. Каждый из них отдал театру много лет и имел звание народного артиста СССР. Все артисты были уверены, что с ними просто свели счёты из-за творческих разногласий с руководством театра.

Юрий Григорович

Юрий Григорович. / Фото: www.stihi.ru

Юрий Григорович. / Фото: www.stihi.ru

В 1995 году во время спектакля «Ромео и Джульетта» артисты предприняли отчаянный шаг: они остановили постановку и объявили забастовку в поддержку Юрия Григоровича, уволившегося из-за назначения на пост генерального директора театра Владимира Васильева. Кстати, суд признал впоследствии забастовку незаконной, а Григорович снова пришёл в Большой театр только после ухода Васильева.

Анастасия Волочкова

Анастасия Волочкова. / Фото: www.storyfox.ru

Анастасия Волочкова. / Фото: www.storyfox.ru

Кажется, это была одна из самых громких историй в новейшей истории Большого театра. Солистку Мариинского театра в конце 1990-х пригласил в труппу Большого Владимир Васильев, предложив ей роль Одетты в «Лебедином озере». Работая на главной балетной сцене страны, Анастасия Волочкова сотрудничала с другими театрами и развивала свою сольную карьеру. Однако после того, как Владимира Васильева на посту директора сменил Анатолий Иксанов, а её контракт с театром подходил к концу, талантливой балерине сделали весьма странное предложение – договор на четыре месяца.

После отказа Волочковой указали на дверь. При этом балерину обвиняли в том, что из-за её веса и роста надорвался Евгений Иванченко, с которым она танцевала в паре. А все остальные танцоры даже подписали письмо с отказом танцевать с Анастасией. Единственный, кто не подписал этот странный документ, был Николай Цискаридзе. Волочкова добилась через суд восстановления на работе, однако ролей ей, конечно, никто не давал. По мнению самой балерины, эта история была спланированной акцией со стороны её бывшего возлюбленного Сулеймана Керимова.

Диана Вишнёва

Диана Вишнёва. / Фото: www.tntmusic.ru

Диана Вишнёва. / Фото: www.tntmusic.ru

Прима-балерина Мариинского театра получила предложение танцевать в Большом в 2006 году. Тогда она уже была приглашённой солисткой в Берлинском государственном балете и Театре американского балета. Но ведущие балерины Большого театра выступили «единым фронтом» против Дианы и потребовали, чтобы генеральный директор Анатолий Иксанов отказал Вишнёвой в ангажементе. Правда, сам Иксанов, отвечая на вопросы журналистов, предпочёл не разглашать подробности протеста своих солисток, прикрывшись словами о простом совместном чаепитии с ними. Диана Вишнёва всё же получила те роли, на которые её приглашали, но о полноценном сотрудничестве речь зашла уже после окончания реконструкции театра.

Джой Аннабель Уомак

Джой Аннабель Уомак. / Фото: www.dance-teacher.com

Джой Аннабель Уомак. / Фото: www.dance-teacher.com

Американская балерина уволилась из Большого театра через 12 месяцев после того, как впервые вышла на прославленную сцену. Сопроводила она своё увольнение громким заявлением о том, что администрация театра вымогала у неё взятку в размере 10 тысяч долларов за возможность выйти на легендарную сцену с сольной партией. При этом Уомак назвала эту сумму «минимально возможной». Прошло совсем немного времени, и Джой категорически перестала отвечать на вопросы СМИ на эту тему.

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе. / Фото: www.belcanto.ru

Николай Цискаридзе. / Фото: www.belcanto.ru

Премьер Большого привлёк к себе внимание в 2011 году, когда накануне открытия театра после реконструкции весьма горячо и негативно высказался о проведённых работах, в процессе которых не думали о сохранении многих символов театра, и, что самое печальное, о комфорте артистов во время репетиций и спектаклей. Позже Николай Цискаридзе критиковал репертуар и общую политику руководства, а известные театральные деятели просили снять с поста генерального директора Анатолия Иксанова, назначив вместо него Цискаридзе. Но министр культуры не принял просьбу во внимание, перезаключив контракт с действующим директором. Конфликт Николая Цискаридзе и руководства Большого театра достиг своего пределе после того, как премьера обвинили в причастности к нападению на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. И после череды разбирательств Цискаридзе всё же покинул труппу.

Сергей Филин

Сергей Филин. / Фото: www.366days.ru

Сергей Филин. / Фото: www.366days.ru

Николай Цискаридзе смог доказать свою непричастность к трагедии, произошедшей с Сергеем Филиным в январе 2013 года. В тот роковой день худруку Большого театра плеснули кислотой в лицо прямо у его дома. В результате Сергею Филину провели больше двух десятков операций на глаза, но полностью восстановить зрение врачи ему не смогли. Правоохранительные органы оперативно нашли не только исполнителя, но и заказчика преступления. Заказчиком стал солист театра Павел Дмитриченко, решивший таким образом вступиться за свою возлюбленную Анжелину Воронцову, которой Филин не только не дал роль Одетты, но ещё и посоветовал сбросить вес.

Когда Николай Цискаридзе выходит на сцену, зрители не могут сдержать восхищённых возгласов. На то, как он танцует, просто невозможно смотреть равнодушно. И кажется, его жизнь наполнена всё той же легкостью, что и каждое его сценическое движение. Но премьер Большого театра не раз признавался в своих интервью: ему ничего и никогда не доставалось просто так, всё приходилось вырывать у судьбы силой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Быть директором театра — непросто. Быть директором Большого – адская мука в красоте, «миллион терзаний», тысячи проблем… Каждый день, каждую минуту! И всё надо успеть, решить, сделать… Генеральный директор Большого театра Владимир Урин успевает, решает, держит удар. Его имя уважаемо и авторитетно в театральном мире. 19 марта он отмечает юбилей — ему 75! «МК» составил ударный список из пяти его главных побед. 

В Большой Владимир Георгиевич пришел в очень непростое время, когда театр раздирали и сотрясали конфликты и скандалы, дошло даже до  преступления. «Кислотное дело» — нападение на худрука балета Сергея Филина — прогремело тогда на весь мир… И в этот кризисный для жизни главного театра страны момент сюда   решили назначить нейтрального человека. Выбор пал на  Владимира Урина и был  не случаен. 

«Стасик» вырвался в лидеры. Владимир Урин начал свою театральную деятельность еще в 1973 году в качестве директора ТЮЗа Кирова, города, где он родился. Он человек профессиональный и опытный: работал секретарем правления Союза театральных деятелей России (СТД) и на протяжении 15 лет выполнял обязанности зампреда СТД. Затем 18 лет его жизнь будет связана с Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко, куда он в 1995 году придёт гендиректором. С этим театром  связана одна из главных побед в жизни Урина.

Он пришел в театр, куда ходили плохо — посещаемость  не более 40-50 процентов, а ушел, когда в «Стасик» (так театр называют зрители) невозможно было достать билеты. У театра вырос бюджет, а его афише мог позавидовать даже Большой театр. Первые постановки спектаклей общепризнанных классиков мирового балета — Джона Ноймайера, Иржи Килиан, Начо Дуато — тоже связаны с появлением в театре команды Урина, в которую, в частности, входила его жена Ирина Черномурова, генератор многих идей, и генеральный директор «Стасика» воплощал их в жизнь. Он же завершил реконструкцию, начатую ещё руководителем балета театра Дмитрием Брянцевым, но основной объём работ  во многом лег на плечи Урина. 

Владимир Урин и Юрий Григорович. Предоставлено пресс-службой ГАБТ



Конец склокам и скандалам. В возрасте 66-лет Владимир Георгиевич получает главное назначение своей жизни — на пост Генерального директора Большого театра, о котором, что уж греха таить, мечтают очень многие. Сам Урин переходить на «тепленькое местечко» решительно не хотел, понимая, чего ждать от вулкана Большого. Но назначение в Большой Владимир Георгиевич получил, конечно, чтоб погасить бесконечные склоки, что раздирали театр и грозили окончательно погубить его репутацию. 

Урин перевел разрушительную энергию в созидательный процесс, занял людей делом, и это вторая победа из тех пяти, о которых решил напомнить «МК». Собственно, то, как Владимир Урин справляется с такого рода задачами, он ещё раз доказал пять лет назад, когда возник скандал с балетом «Нуриев» (режиссер Серебренников, хореограф Посохов),  который вообще рисковал не выйти  к публике. Благодаря верно выбранной стратегии и тактике гендиректора этот балет теперь украшает афишу театра и является одной из  его художественных побед.

Фото: Дамир Юсупов/пресс-служба Большого театра



Новая политика. При сохранении классики в репертуаре Большого много новых названий. Только в прошлом году, во времена жесточайшей пандемии, здесь поставлены удачные балеты — «Орландо» Кристиана Шпука, «Чайка» Юрия Посохова – Александра Молочникова, «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга. А среди опер —  «Саломея»  в постановке  выдающегося оперного режиссера Клауса Гута, по многим номинациям выдвинутая на «Золотую маску». Как и «Садко» в постановке Дмитрия Чернякова. А также вся линия барочных опер на Новой сцене: «Дидона и Эней» Пёрселла, «Альцина», «Ариодант», «Роделинда» Генделя. А масштабной оперной премьерой — «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера,  недавно состоявшейся на Исторической сцене, Большой продолжил сотрудничество с «Метрополитен-оперой». 

Схватка с билетной мафией. Первая проблема, которую должен был решить в Большом Владимир Урин,  связана с продажей билетов, спекуляцией и билетной мафией. И он эту проблему, пусть не окончательно, но сдвинул с мертвой точки. Именно при Урине театр подает в суд и добивается закрытия спекулянтских сайтов. При нем также введена в действие система продажи билетов по паспортам, ограничение продаж до двух билетов в одни руки, что позволило   упорядочить очередь в кассы. Запустил новую программу  «Большой – молодым».

Владимир Урин с внучкой Сашей. Предоставлено пресс-службой ГАБТ



Приращение недвижимости. При Урине в состав Большого театра вошла Камерная сцена с уникальным репертуаром, продолжающая традиции, заложенные ее основателем — Борисом Покровским, и сохраняющая наследие выдающегося мастера. Более того, площадка Камерной сцены должна быть перестроена, и на Никольской улице появится новое театральное здание на 500 мест с полноценной сценой и оснащённой по последнему слову техникой. А в Калининграде юбиляр готовится открыть первый в истории Большого театра филиал с двумя зрительными залами на 950 и  300 мест. Проект культурного кластера, разработанный для Калининграда, помимо филиала Большого театра, включает в себя хореографическое училище и специальный интернат для его учеников, консерваторию, а также большой музейный комплекс. 

Владимир Урин, директор Парижской оперы Стефан Лесснер и музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев. Предоставлено пресс-службой ГАБТ



В общем, планов и работы у гендиректора «громадьё». Желаем всё решить, успеть, завершить, сделать…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крот торнадо для канализации инструкция по применению
  • Льняное масло для похудения в капсулах инструкция
  • Onvif device manager инструкция на русском
  • Аноро эллипта инструкция по применению цена аналоги дешевые
  • Мазь в нос от вирусов оксолиновая цена инструкция по применению