Государственный музей-заповедник «Царское Село»
196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, дом 7
museum@tzar.ru
Информация о посещении ГМЗ «Царское Село»
Тел.: +7 (812) 465-20-24 (автоответчик)
Информационный центр:
+7 (812) 465-94-24 с 10:00 до 17:30
Выходной день: вторник.
Информация о входящей корреспонденции
Секретариат: +7 (812) 465-21-05
Администраторы Службы приёма и обслуживания посетителей
Тел.: +7 (812) 465-94-24
palace@tzar.ru
Администратор Александровского дворца:
Тел. +7 (812) 415-76-73
Детский центр
Тел. +7 (812) 415-76-15
Гостиница «Екатерина»
Тел. +7 (812) 466-80-42, +7 (812) 415-76-42
hotelekaterina@tzar.ru
Оперативный дежурный (по вопросам безопасности)
Тел. +7 (812) 466-66-71
Директор
Таратынова Ольга Владиславовна
Секретарь директора
Тел.: +7 (812) 466-66-69
museum@tzar.ru
Зам. директора по научной и просветительской работе
Ботт Ираида Куртовна
Тел.: +7 (812) 465-54-23
museum@tzar.ru
Зам. директора по учету и хранению (главный хранитель)
Серпинская Татьяна Владимировна
Тел.: +7 (812) 465-20-17
museum@tzar.ru
Зам. директора по государственному заказу и материально-техническому обеспечению
Максимов Михаил Сергеевич
Тел.: +7 (812) 465-21-42
museum@tzar.ru
Зам. директора по реставрации
Кудрявцева Наталья Николаевна
Тел.: +7 (812) 451-76-62
nkudryavtzeva@gmail.com
Главный бухгалтер
Орлова Светлана Викторовна
Тел.: +7 (812) 466-61-33
museum@tzar.ru
Начальник Службы безопасности
Макрушин Олег Игоревич
Тел.: +7 (812) 451-71-32
museum@tzar.ru
Начальник Службы приёма посетителей
Клакоцкая Ольга Владимировна
Тел.: +7 (812) 415-76-65
priem@tzar.ru
Начальник службы региональных и международных проектов
Филимонова Ольга Федоровна
Тел.: +7 (812) 466-58-31
inter@tzar.ru
Начальник Отдела кадров
Калинина Ирина Ивановна
Тел.: +7 (812) 476-98-82
museum@tzar.ru
Главный инженер
Давыдкин Антон Анатольевич
Тел.: +7 (812) 415-76-10
museum@tzar.ru
Начальник Отдела по связям с общественностью
Начарова Ирина Анатольевна
Тел. +7 (812) 415-76-05
Факс: +7 (812) 465-22-81
nacharova@tzar.ru
Ученый секретарь
Тоесева Александра Владимировна
Тел.: +7 (812) 465-20-18
toeseva@tzar.ru
Начальник Экскурсионно-методического отдела
Жукова Наталья Сергеевна
Тел.: +7 (812) 466-66-74
palace@tzar.ru
Начальник Отдела культурно-художественных программ
Бараш Елена Викторовна
Тел.: +7 (812) 466-66-66
info@tzar.ru
Таратынова Ольга Владиславовна
директор
Государственный музей-заповедник «Царское Село» (ГМЗ «Царское Село»)
Основное
Место рождения
г. Ленинград
Биография
С 1981 года — архитектор в Государственной инспекции по охране памятников, затем — районный архитектор Пушкинского и Адмиралтейского районов.
С 1996 года — первый заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
С сентября 2008 года — директор Государственного музея-заповедника «Царское Село».
К 300-летию Царского Села, которое отмечалось в 2010 году, в музее-заповеднике под руководством О.В. Таратыновой выполнен огромный объем работ: открылись после реставрации уникальные памятники — павильоны «Эрмитаж», «Турецкая баня», «Концертный зал» в Екатерининском парке, парадные залы Александровского дворца. В 2010 году ГМЗ «Царское Село» стал лауреатом конкурса «Музейный Олимп» в главной номинации «Музей года».
Под руководством О.В. Таратыновой в музее ведутся масштабные реставрационные работы. Восстановлен павильон «Белая башня», где теперь действует интерактивный детский центр. Завершена реставрация Агатовых комнат (за проект реставрации музей получил престижную премию Europa Nostra), Ратной палаты (здесь открылся музей «Россия в Великой войне»), павильона «Арсенал» (совместно с Государственным Эрмитажем создана экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия»).
Член Союза архитекторов России. Председатель Правления Национальной ассоциации «Возрождение исторических садов и парков».
Образование
В 1977 году — окончила архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института.
В 1997 году — окончила Высшую административную школу Правительства Санкт-Петербурга.
Награды
Заслуженный реставратор РФ. Заслуженный строитель России.
Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; орденом Св. Равноапостольной княгини Ольги III степени Русской Православной церкви; медалями «В память 300-летия Санкт-Петербурга» и «В память 100-летия Казани», «За заслуги перед польской культурой»; медалью Министерства культуры РФ «150 лет учреждения органов охраны памятников истории и культуры», нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За вклад в российскую культуру» (2015).
Лауреат Всероссийской премии «Хранители наследия» (2011).
Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за 2014 год за достижения в области архитектуры.
Личная жизнь
Семья: Есть дочь.
ДП о персоне
Показать все
Компании
В последние годы в музее-заповеднике представляют один за другим воссозданные и отреставрированные роскошные интерьеры. Недавно при поддержке ПАО «Газпром» стартовал проект «Екатерина II. Личное пространство», в рамках которого будут воссозданы покои второго этажа Зубовского флигеля. О том, как возрождается дворец, рассказывают специалисты.
Церковь Воскресения Христова – архитектурный шедевр XVIII века Франческо-Бартоломео Растрелли. Фото: ГМЗ «Царское Село». Руслан Шамуков
Лионский зал получил свое название благодаря отделке стен шелком, изготовленным в Лионе. Синий лазурит на золотом фоне выглядел невроятно эффектно, недаром интерьер стал считаться соперником Янтарной комнаты
Ольга Таратынова
Директор ГМЗ «Царское Село»
Последние десять лет мы последовательно шли вперед, каждый год у нас открываются новые крупные объекты. В прошлом году при поддержке ПАО «Газпром» мы открыли два очень сложных, трудоемких и знаковых объекта — церковь Воскресения Христова и Лионский зал, обрамляющие Золотую анфиладу. И это для нас огромное событие. Основной вектор наших финансовых потоков, наших мыслей, нашего рабочего времени — это вектор реставрации, завершения восстановления и дворца, и павильонов. При оптимистическом настрое можно сказать, что наше поколение увидит Екатерининский дворец во всем его блеске, а если повезет, то и все павильоны в Александровском парке. (Полностью интервью читайте здесь — ред..)
Над реставрацией интерьера церкви Воскресения Христова трудилось 350 человек
Больше ста позолотчиков, лепщики, краснодеревщики, альфрейщики, живописцы
Живописный плафон в Лионском зале иллюзорно воспроизводит форму купола. Основные элементы росписи — медальоны с фигурами в античных одеяниях и арабески.Воссоздание началось с черно-белых эскизов, потом были эскизы в цвете, картоны в натуральную величину
Люстру на 84 свечи отреставрировали для Лионского зала специалисты Царскосельской янтарной мастерской
Лариса Бардовская
Хранитель фонда живописи, почти 30 лет работала главным хранителем музея-заповедника «Царское Село», возглавляла Реставрационный совет
Я пришла на работу в 1964 году. Музея тогда, по сути, не было. Был дворец, и организация называлась «Дворцы-музеи и парки города Пушкин». Всего за пять лет до этого открыли для публики комнаты великого князя Павла Петровича и Марии Федоровны. Потом, уже при мне, — парадную лестницу. Остальные залы представляли собой просто помещения, отремонтированные хозяйственным способом: пол, окна, стены покрашены обычной краской. В них размещали различные экспонаты: много графического материала, созданного архитекторской группой, которую возглавлял Александр Кедринский; обожженная резьба, найденная в развалинах, фрагменты разбитой скульптуры. Но в целом, все это было совсем не зрелищно. Большой зал и вовсе стоял весь разбитый, только окна застеклены. Антикамеры со следами пожара на штукатурке, которая кое-где сохранялась по углам. Основная задача состояла в том, чтобы подвести стены, сделать кровлю и остановить разрушения. Постоянно ходили разговоры, что дворцу нужны деньги, которых никогда не хватало, по этой причине администрация музея вынуждена была сделать много помещений-клетушек, которые сдавались в аренду.
Таким был музей после освобождения
Интерьер Лионского зала был полностью утрачен
О подвижниках
Вера Владимировна Лемус — заместитель директора по научной работе в те годы, была, как я считаю, настоящей героиней. Она всегда говорила: «Если мы сделаем Большой зал, то дворец будет существовать». Эти слова были буквально первыми, которые я услышала, придя работать в музей: «если будет Большой зал…». Этот пустой зал был для меня даже немножко пугающим — действительно громадный, внутри весь в лесах.
Вера Владимировна была еще одним из тех сотрудников музея, кто помнил легендарный довоенный дворец и все о нем знала. Поэтому она была незаменима. Я, глядя на нее, иногда думала: боже мой, как себя должны ощущать люди, которые пришли после освобождения г. Пушкина от оккупации и увидели весь ужас уничтожения? Это страшно себе представить. В свободные минуты мы часто ее просили рассказать какую-нибудь историю. И Вера Владимировна с улыбкой и слезами, с шутками вспоминала. Много говорили о труде и быте работных людей, которые строили дворец в XVIII веке. Она проводила интересные аналогии: говорила, что мы все, реставраторы и сотрудники, кто сидит сейчас в руинах, в холоде, — потому что во дворце всегда было дико холодно — делаем ту же работу, которую делали когда-то крепостные, жившие в землянках. И вспоминала землянки, в которых приходилось ютиться жителям Пушкина в первые годы после войны. Знаете, сейчас даже говорить об этом трудно, потому что люди не понимают. По счастью, уже забыли.
Сотрудники музея жили в разбитых парковых павильонах, но восстанавливали дворец
Интересно, что когда в 1970-е годы у нас уже было что показать во дворце, во время экскурсии у посетителей часто возникал вопрос: «А зачем вы вообще все это делаете? Лучше людям построить жилье».
Да, это был очень даже, так сказать, дискуссионный момент. Я думаю, что те, кто принимал в Смольном после войны решения о восстановлении, твердо верили в необходимость возрождения памятников культуры. Многие их считали романтиками, но мне кажется, что они видели дальше, чем другие, и вели нас за собой. А теперь очевидно, что правильно было восстанавливать дворцы в то время, когда страна находилась в руинах. Царскосельские дворцы — это то искусство, которое делает наш город богатым, красивым, эффектным, необычным. Это наша история, которую надо знать.
О самом ярком моменте
Открытие Картинного зала состоялось в 1967 году. Это был первый настоящий зал XVIII века, который мы восстановили в Екатерининском дворце. Роскошный, с позолотой.
Мы бегали смотреть, как реставрируют одну за другой резные кариатиды, как их золотят, как монтируют в стены картины, в то время как на лесах художники воссоздают живописный плафон
А внизу мастера восстанавливают наборный пакет, который довоенные экскурсоводы называли «деревянным ковром». Вот тогда я поняла, что такое настоящий дворцовый зал. До этого совершенно все иначе воспринималось: ну, музей, ну, дворец, он был какой-то черный, внутри холодно, темно. Это событие осталось самым ярким впечатлением всей моей музейной жизни.
В Картинном зале Екатерининского дворца. 1983
В фонде живописи. 2020
О реставрации и воссоздании
То, что мы делаем, сложно определить одним словом — реставрация или воссоздание. Например, в дворцовой церкви Воскресения Христова, без сомнения, это реставрация: там многое из первоначального убранства сохранилось. Плафон в алтаре — оригинальный, почти три четверти подлинной резьбы на стенах и большие фрагменты падуги плафона центрального зала.
Некоторые фрагменты резьбы были обнаружены совсем недавно, уже во время работ
Когда кончилась война, алтарь церкви был самым теплым, в буквальном смысле слова, местом в здании, т.к. хорошо прогревался солнцем сквозь большие окна. Поэтому там старалось работать больше людей. В церкви собирали обломки резьбы, их складывали в ниши, которые затем были зашиты фанерными щитами. Теперь их установили на свое историческое место. И это, конечно, реставрация. В других залах дворца, например, в Золотой анфиладе, не было почти ничего кроме кирпичной кладки стен — и там потребовалось воссоздание интерьеров.
Но не все так просто. Скажем, Янтарная комната. Здесь все воссоздано современными мастерами от начала и до конца, это произведение искусства ХХ века, но материал оригинальный, техника обработки янтаря повторяет приемы старых янтарщиков XVIII века. Воссоздание это или реставрация? На мой взгляд, если сохранилась хотя бы маленькая капелька подлинного убранства, а тут сохранился все-таки оригинальный комод и подлинная флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», то уже можно говорить о реставрации, но в более широком смысле слова.
О Лионском зале
Нам повезло, что в фондах музея нашелся фрагмент ткани обивки мебели из Лионского зала XIX века, а на французской мануфактуре, где ее выткали, сохранилась запись в книге заказов. Поэтому для нас произвели точно такую же ткань на ручных ткацких станках. Ею обтянули стены и мебель зала — получилось безупречное воссоздание убранства. Штоф «золотой бутон» — очень красив. На его фоне блистает лазурит отделки дверных порталов и подлинной исторической мебели. Недостающий лазурит был привезен из тех же месторождений. У меня уже язык не поворачивается сказать, что это просто имитация. Тут должен применяться какой-нибудь другой термин, который может описать этот симбиоз науки и творчества, когда соединяются консервация, реставрация и воссоздание.
Сегодня в Царском Селе на моих глазах завершается возрождение дворца, что трудно было себе представить в далеком 1964 году, когда я только пришла работать в музей
Паркет из Зеркального зала в Зубовском флигеле, где начались реставрационные работы
О Зубовском флигеле
Недавно мы приступили к воссозданию личных комнат Екатерины Второй, в которых вообще ничего не сохранилось от первоначального убранства, т. к. все было уничтожено пожаром в годы войны. Некоторое время назад здесь находилась популярная у ленинградцев база отдыха, а затем мастерские художников-реставраторов. Реставрация залов потребовала серьезных исторических изысканий и больших усилий научных сотрудников и архитекторов. Среди них самый трудный объект — Китайский зал. В нем, что ни предмет, все загадка: нужно воссоздать коромандельские лаки, китайский фарфор и шелк, эмали. Сейчас в процессе подготовки к реставрации мы изучаем исторические документы, спорим и обсуждаем. Но, думаю, все реально сделать. При этом важно не пойти по пути удешевления работ за счет качества и достоверности. Хотелось бы, конечно, чтобы во всех случаях можно было бы максимально приблизиться к утраченным оригиналам. Если, например, керамические плакетки в спальне Екатерины были изготовлены на мануфактуре «Веджвуд» в Англии, то и сейчас хорошо бы заказать их там, поскольку, к счастью, в архивах мануфактуры сохранились подлинные формы, по которым можно выполнить новые отливки. Раньше я и представить себе не могла, что мы, наконец, через 60 лет, приблизились к последнему этапу возрождения дворца.
Александр Соловьев
художник-реставратор
По образованию я краснодеревец. В Екатерининский дворец попал, можно сказать, случайно, по знакомству. Когда организовали Царскосельскую янтарную мастерскую, начал работать с камнями в технике флорентийской мозаики. Попал молодым, а теперь уже седой: если человеку интересно, он остается в мастерских навсегда.
О лазурите в интерьере
Очень это дорогой камень. Облицовки выполнены в стиле русской мозаики: детали подгоняем друг к другу так, чтобы создавалось впечатление монолита.
Лазурит приходит из Афганистана с Бадахшанского месторождения. Он такого чернильного оттенка. Бывает, что встречаются белые прожилки. Если они очень широкие, стараемся вырезать и обратно склеить. Затем блоки распиливаем на пластины толщиной 3–4 мм, и с этим материалом работаем. Так же и до нас триста лет назад мастера поступали. Сохранились отдельные предметы интерьера из Лионского зала — мы изучали, как они сделаны.
Зал впечатляет. После того как мы установили панели, стены были затянуты штофом, состоялось открытие. Нас пригласили. Я смотрю: неужели это мы сделали?! А ведь бригадка камнерезов у нас небольшая — всего-то шесть человек.
Настольный секретер, II половина XIX века, Санкт-Петербург, лазурит, бронза, черное дерево. Реставрация лазуритовой облицовки
Работа с малахитом
О камнях
Я со всеми камнями работал. По цветовой палитре мне нравится яшма. У нее такой спектр! Ситцевая яшма, ревневская, калканская, пейзажная — разновидностей много. Режешь, допустим, камень, в объеме полметра на полметра, открываешь, а там просто сказка — будто художник поработал.
А по пластике люблю нефрит, он тонкие места держит. Интересный камень, особенно тот, который раньше был, сейчас уже мало такого ярко-зеленого, как у Фаберже.
Малахит — он тоже очень интересный. Или вот белореченский кварцит. Здесь все зависит от растяжки: камень не должен быть однородным как пластик, хочется найти с переходом цветов. Задача мастера — показать красоту камня.
Преклоняюсь перед мастерами прошлого.
Хотелось бы, конечно, заглянуть в те времена, посмотреть, например, чем полировали крепостные ремесленники: ведь точность притирки поражает
Но мне тоже повезло: довелось со стариками поработать, которые начинали после войны. Какой инструмент у них был: ножовочка, стамесочка и — погнали.
Сейчас мы используем алмазные планшайбы, увеличительные стекла, вакуумный пресс, ленточную пилу, станки с программным обеспечением — масса всего! Слов нет — как удобно. Но у механизации есть и обратная сторона: разучились работать с ручными инструментами. Вот случись что — и всё.
Об опыте
Мне нравится работать с мозаиками. Такое не каждому дается — должно быть великое терпение и нужно соблюдать огромное количество нюансов: учитывать оттенки, различать тени и полутени. Каждый предмет и место диктуют свои правила и требуют новых знаний. Каждый раз, как в первый. Например, металл, облицованный камнем, часы, прибор настольный — это одна работа. Перламутровый чернильный прибор — другая. Разные материалы, полировки, шлифовки. Так постепенно набирается опыт.
Людмила Белая
Лепщик-реставратор
В детстве я случайно увидела название «Реставрационный лицей», что-то меня в нем заинтриговало, решила сходить посмотреть. Зашла и обратно не вернулась — уже тридцать лет в этой профессии.
Я лепщик-реставратор. Люди внимательно смотрят живопись, обращают внимание на покраску, позолота всех интересует… Но мало кто задумывается, что сначала был проект, что надо было понять замысел автора, найти форму, воссоздать ее в соответствии с историческими технологиями. Позолота, краска, роспись — это все уже потом.
О мягких и твердых материалах
Основные материалы лепщика — пластилин и гипс. Работа идет в три этапа: мягкий материал, твердый материал и непосредственно модель. Сначала у меня принимают работу в мягком материале, потом я перевожу ее в гипс, снова комиссия, проработка деталей, и потом уже вещь идет в производство. Разный материал по-разному выглядит, по-разному проявляет нюансы. Пластилин теплый, на него смотришь — да, вроде как все получилось. Переводишь в гипс, а он холодный и выявляет все погрешности. Поправляешь, переделываешь, ведь нужно идеально сохранить пластику оригинала.
Сложные инструменты и гипсовая пыль — этого всего давно не замечаешь… Тяжеловато бывает, конечно, когда на потолке постановка идет: целый день на лесах вверх головой, вверх руками. Отдохнуть присел, поднял взгляд — и замечаешь что-то, что надо срочно поправить, сразу вскакиваешь: гипс отдыхать не дает, он же очень быстро твердеет. И вот так целый день.
О папье-маше
В церкви было очень много деталей из папье-маше. Они появились, когда после пожара в XIX веке интерьер восстанавливали под руководством архитектора Стасова — он использовал папье-маше для замещения утрат деревянного декора. Я как специалист получила там бесценный опыт, потому что прежде с папье-маше такого качества и в таком количестве не сталкивалась. Училась, можно сказать, заново.
Когда мы снимали детали и вскрывали их, на очень многих нашли наклеенные бумажки с подписью мастеров. Марфа, Дарья, Устинья, Мавра — только женские имена. Может быть, мужчины делали модели, а непосредственным изготовлением занимались женщины… Папье-маше делается из бумаги. Она размачивается в кипятке и укладывается слой за слоем. Каждый слой тщательно вминается в форму и проклеивается. В каком-то смысле близко к стирке — привычному женскому занятию.
А наша работа больше напоминала хирургическую операцию: скальпель, пинцет, шприц для инъекций
Использовались антисептики, чтобы прекратить гниение, убрать жучков. Так постепенно, слой за слоем, набиралась толщина до первоначального объема.
Конечно, были образцы, найденные среди аналогичных элементов, но на самом деле двух одинаковых деталей не существует: бумага, люди, руки — все разное. А самое важное было сохранить историческую позолоту. Мы очень тесно работали с позолотчиками. Находишь деталь, оцениваешь ее состояние и зовешь позолотчика. Он должен укрепить первоначальный слой, поставить профзаклейку, чтобы золото не осыпалось. А ты потом аккуратно восстанавливаешь форму.
Самой интересной и сложной для меня, пожалуй, оказалась реставрация одной из деталей картуша. Она была вся полуистлевшая, мягкая, как тряпочка с ошметками золота, переломанный деревянный каркас съеден жуками. Долго возились, но все-таки сделали, и она сейчас заняла свое место в церкви.
Согласно принципам Венецианской хартии, мы реставрировали то, что было можно вернуть, а полные утраты не воссоздавали, оставляли такие места заметными. Это ново для наших гостей. Мы выросли на ленинградской школе реставрации, а она подняла город из руин. Во многом это было воссоздание. Публике трудно привыкать к другому принципу.
О вдохновении
Я застала мастеров послевоенной школы. У них научилась отношению к труду: что бы то ни было, сделай хорошо. И еще изначальному подходу: изучи предмет, а потом приступай. Посиди в архиве, походи по городу, ищи ответы. Для вдохновения мне иногда нужно уединиться и тихо, спокойно погулять по музею, по парку, посмотреть на статуи. В какой-то момент будто становишься с ними единым целым, начинаешь ощущать форму. Лепщику важны не только визуальные, но и тактильные ощущения.
Работа никогда не отпускает. Иногда приезжаешь вечером домой, сидишь, чай пьешь, разговариваешь, а мысленно представляешь, что ты завтра будешь делать, и вдруг осеняет, как лучше поступить. А дальше уже только ждешь, когда же на работу, чтобы воплотить задуманное.
Самое большое удовольствие — начинать объект и заканчивать его. В самом начале читаешь исторические справки, рекомендации, методики — все интересно и загадочно. А когда уже вещь состоялась и готова, приятно делать последние штрихи.
Елена Долинская
Позолотчик
Я родилась в городе Пушкине, все развалины хорошо помню с детства — подростком бегала по ним. Потом я вышла замуж, уехала в Москву, закончила торговый институт, родились дети. И как-то раз, когда я была в отпуске, подруга мне предложила поработать в реставрации — я рисую хорошо. И мне это все так понравилось, что я пошла учиться. Развернула жизнь на 180 градусов. Закончила училище Рериха, пошла в мастерскую, потом в другую и в 2001 году попала в Екатерининский дворец и тут уже осталась.
Захватила меня эта работа! Во-первых, красота, а во-вторых, это же мое. Я с детства знала, что дворцы надо восстановить
Мне посчастливилось: я успела поработать с Александром Кедринским. Он был главным архитектором музея, автором проекта восстановления царскосельского дворцово-паркового ансамбля, по его наброскам и чертежам здесь все возрождалось. Он и показывал, и рассказывал, и объяснял, как работать с каждой деталью. Что я усвоила тогда? Что перед тем, как приступить к реставрации, ты каждый раз должен сделать маленькое исследование. Каждый объект — это отдельная история. Держишь в руках вещь, допустим, XIX века, представляешь, что ее сделал кто-то, размышляешь о материалах, об этом человеке из далекого прошлого.
Об обратимых материалах
Мы стараемся все воссоздать теми же материалами, которые применялись в оригинале, натуральными, обратимыми, потому что, если ты будешь работать необратимыми клеями, вещь потеряет свою ценность. Это же в основном дерево, на него влияют влажность, температура. Если мы работаем при влажности, допустим, 60% и определенной температуре, а потом переносим в другую температуру, дерево начинает дышать, а дышит оно неравномерно. Деталь может изменить форму, треснуть. Если вдруг встречаешь красивую позолоту, но всю в трещинках — это синтетические клеи, приходится их убирать до авторского слоя.
Поэтому очень важно использовать природные клеи и составы, которые тоже ведут себя как живые. А синтетика все сковывает
О самом приятном в работе
Попадает тебе в руки разрушенная деталь, совсем уже бесхозная, неживая, с утраченными элементами, и ты начинаешь с ней работать, разговариваешь даже. И потом отдаешь красивую и чистенькую, хорошенькую, затонированную в цвет авторской позолоты, обновленную, и знаешь, что она еще послужит многим и все увидят эту красоту, созданную два века назад. И что кто-то после тебя ее тоже возьмет в руки и оценит… Я очень люблю свою работу.
О незабываемых случаях
Кроме Екатерининского дворца очень важным местом для меня была Петропавловская крепость. Работа сложная — реставрировали иконостас на лесах, внизу — склепы. Там мощи всех Романовых захоронены. Трепет. И во время работы мы нашли пломбу, то есть бутылку, мы такие вещи называем пломбами, — в ней было письмо от прошлых реставраторов. Они рассказывали о своем быте, что делают, какими материалами, что сколько стоит. 56-й год. Это было, конечно, потрясающе! И мы написали свое послание и положили их вместе, чтобы их кто-нибудь тоже нашел спустя время и удивился, узнал о нас.
В Царском Селе самым для меня впечатляющим было воссоздание трех антикамер. Хотя здесь все уникально, весь дворец. Например, церковь Воскресения Христова — подлинники Растрелли и Стасова.
Мы там работали с сусальным и с твореным золотом. Сусальное золото — это тоненькие квадратные листики девять на девять сантиметров, а твореное делаем сами: берется сусальное золото и растирается, растирается, растирается вручную с натуральным гуммиарабиком, пока под воздействием тепла рук масса не станет однородной. Какой метод использовать, зависит от того, над какой деталью трудишься. В церкви было непросто: там изначально нижняя часть покрытия была серебряная, а верхняя — золотая. Вследствие климатических условий и утрат элементов проступало окислившееся серебро — чернота. Приходилось, конечно, все это убирать, вызолачивать заново.
Самое сложное — найти такой метод, который бы не навредил и сохранил максимум исторических деталей и элементов
О планах
Мы готовимся к воссозданию Зубовского флигеля. Сейчас идут восстановительные работы внутри помещения, лепщики трудятся в Купольном зале, в Табакерке, в личных покоях Екатерины. А мы пока занимаемся рамами, которые принадлежали императрице. Мы же входим в залы последними — наша работа завершающая.
Конечно, когда там находишься, чувствуешь прямо, как будто она, Екатерина, где-то там — рядом. Наверное, не всякий посетитель это ощущает, а вот мы, реставраторы, да, чувствуем.
Фото: из личного архива Л.В.Бардовской. Из коллекции ГМЗ «Царское Село». Современные фото: Царскосельская янтарная мастерская, ГМЗ «Царское Село», автор Руслан Шамуков.
Видео: ©ГМЗ «Царское Село».Создание роликов: Media Alliance
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Характер закалялся во время экскурсий»
Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»:
«Характер закалялся во время экскурсий»
На рабочем столе Ольги Владиславовны Таратыновой – директора Государственного музея-заповедника «Царское Село» — фотографии дочери Насти и мужа Ивана Петровича Саутова. Такое случается крайне редко: она вступила в эту должность после скоропостижной смерти супруга, много лет возглавлявшего музей. Его коллектив тогда, в 2008-м, обратился к федеральному руководству с просьбой назначить директором именно Таратынову, и министерство культуры согласилось с мнением музейщиков. Ольга Владиславовна уходила в Царское с должности первого заместителя председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Правительства Санкт-Петербурга.
Осень 2012 года стала для музея-заповедника «Царское Село» временем знаковых событий. В конце сентября посетители увидели преображенную реставраторами Террасу Руски в Екатерининском парке: с момента ее последнего обновления прошло более ста лет. В октябре в былом великолепии предстала Белая башня в Александровском парке – в этом готическом архитектурном сооружении, наполненном рыцарской романтикой, начнет работать интерактивный музейный центр. И, наконец, торжественно открылся Большой зал — третий отреставрированный интерьер, жемчужина знаменитых Агатовых комнат.
— Ольга Владиславовна, как удалось приступить к сложнейшему процессу реставрации Агатовых комнат?
— Лет пять назад Иван Петрович Саутов рассказал президенту ОАО «Российские железные дороги» Владимиру Ивановичу Якунину о плачевном состоянии «агатового чуда» и тот пообещал выделить деньги на реставрацию Агатовых комнат павильона «Холодная баня». Помню, как Иван Петрович был воодушевлен этим. А потом случилось то, что случилось – его не стало. И вот через несколько месяцев после того, как я была назначена директором, записалась на прием к Якунину. Приехала в его московский офис. Он сказал, что помнит об этом обещании, и я уехала – честно говоря, без особой надежды. Ведь сумма огромная, работы сложные. Но несколько месяцев спустя мне позвонили из РЖД и сообщили, что президент компании дал необходимое распоряжение.
Так мы начали плотно работать с РЖД и фондом «Транссоюз», которые финансирует проект. Составили четкий график работ – объект надо завершить к осени 2013 года. Провели конкурс, выбрали подрядчика, который, кстати, нас ни разу не подвел. Мебель и обстановку воссоздаем сами – на бюджетные средства и те, что зарабатываем сами.
— Отреставрированные залы Агатовых комнат открываете по мере их готовности?
— Мы делаем так впервые в практике нашего музея. В 2011-м году открыли два зала из семи — Агатовый кабинет и Библиотеку, сделали на первом этаже небольшую выставку. И убедились в том, что интерес посетителей к Агатовым комнатам огромен. Такой поток идет, что перекрывает посещаемость любого другого нашего павильона или выставки. Концепция реставрации Агатовых комнат существенно отличается от работ на других объектах. Здесь мы проводим консервационную реставрацию: фиксируем то, что сохранилось, стараемся не восполнять утраты.
В конце октября открыли Большой зал. При его создании были использованы такие технологии и материалы, с которыми очень трудно работать реставраторам. Мрамор – искусственный и натуральный — серьезно пострадал в годы войны и позднее. Живопись повреждена протечками. Мозаику плафона составляют около 90 сюжетных живописных клейм. Мы живопись не воссоздавали, ничего не дописывали – оставили в том виде, как это дошло до наших дней. Ведь это подлинник, это вкус самой ЕкатериныII, пристально следившей за тем, как Чарльз Камерон создавал Агатовые комнаты. Екатерина лично правила чертежи Камерона, так что ее можно считать «идеологическим руководителем проекта». Эти помещения не были рассчитаны на прием посетителей, здесь императрица сама проводила время в одиночестве или с близкими людьми – работала, размышляла, читала. В этих залах нет ни одного зеркала, что вообще не характерно для раннего классицизма. Здесь присутствует дух Екатерины, ее энергетика. Вглядываясь в интерьеры этого павильона, мы начинаем понимать, чувствовать императрицу – это архитектура, созданная с большим тактом и вкусом. Воссоздадим в библиотеке корешки книг, которые здесь когда-то стояли, Екатерина их внимательно читала. Стараемся собрать здесь коллекцию мебели, ваз. Что-то нам дарят, что-то сами покупаем. Министерство культуры помогло купить столик, который когда-то находился здесь, и был продан в тридцатые годы минувшего века. Это счастье – когда возвращаются подлинные вещи.
— Ольга Владиславовна, в царскосельской резиденции хозяйками были разные императрицы. А Вам кто из них ближе, интереснее?
— Мне особенно интересна Елизавета. Та самая, которую попрекают сотнями платьев. Хотя чего попрекать – это такое естественное увлечение для женщины. Да и не это в ней было главным. Во времена правления Елизаветы Петровны, например, была отменена смертная казнь. Да, писала Елизавета с ошибками, воспитывалась по-домашнему, водила в Москве хороводы с дворовыми девушками. А потом какой-то внутренний перелом произошел. За этими хороводами, вареньем, прогулками в садах последовали формирование характера, качеств лидера. Я думаю, что это было унаследовано ею от отца. Правила она мирно и разумно, и, что мне особо импонирует, если она была чем-то увлечена, то погружалась в это целиком — начиная от пресловутых платьев и заканчивая постройками. Ведь знаменитые золоченые фасады Екатерининского дворца при ней были созданы. «Сделаю так, что все вокруг ахнут!», — такая русская, такая женская идея. Она была не столь педантична и не так, как бы мы сейчас сказали, «выстраивала свой пиар», как Екатерина, но тоже привлекала к работе блестящих архитекторов и живописцев. Она даже в отрицательных проявлениях характера была яркой. Однажды одна из фрейлин посмела появиться при ней с таким же цветком в прическе. Елизавета при всех потребовала ножницы и обрезала цветок вместе с клоком волос. Ревнива по-женски и по-женски щепетильна: чтобы никто из окружающих не вздумал подняться до ее уровня.
— Вы задумали создать Музей Первой мировой войны в Ратных палатах. Как продвигается процесс?
— Начали реставрационные работы в Ратных палатах, формируем фонды вещей, которые заполнят эти залы. К сожалению, все идет не так быстро, как нам хотелось бы. Самая серьезная проблема — финансирование реставрации. Ратные палаты не просто в плохом – они в катастрофичном состоянии. Все послевоенные годы там находились реставрационные мастерские, а также мастерские по обработке камня. Пространство поделили на несколько этажей, теперь надо демонтировать перекрытия. Живопись сохранилась плоховато, попытаемся «вытащить» ее, но понятно, что большая часть этой интересной живописи, выполненной в древнерусском стиле, безвозвратно утрачена. Основную долю бюджетных средств на создание Музея Первой мировой войны мы должны получить к 2015 году. А музей нужен раньше – к 2014-му, к 100-летию с момента ее начала. Поэтому сейчас добиваюсь, чтобы нам в виде исключения перечислили часть средств уже в следующем году. Кроме того, мы обращаемся к благотворителям и просто ко всем гражданам с призывом о содействии. Принимаем мемориальные вещи, так или иначе связанные с этим историческим периодом. Будущие экспонаты приносят – кто- то дарит, кто-то продает, что-то мы приобретаем на аукционах, ищем в антикварных коллекциях. В ближайших планах – приобретение копии броневика «Руссо-Балта» 1911 года выпуска. Закажем также различные модели вооружения того времени – не сможем же мы подводную лодку в натуральную величину купить и выставить. К концу будущего года завершим формирование коллекции нового музея.
Создание такого музея очень важно для исторической памяти. Первая мировая для большинства россиян – некая историческая лакуна, хотя во всем мире ее называют Великой. В Европе десятки музеев, где развернуты экспозиции об этой войне, сотни памятников. А у нас практически никто не может сказать, кто в ней победил, как она изменила расстановку сил в мире. Да, Первая мировая не принесла славы России, у нас произошла революция, потом Гражданская война. Но если бы по-другому сложилась историческая ситуация, у России был бы шанс победить. Нельзя забывать и о том, что в Первой мировой погибло около 900 тысяч российских солдат и офицеров.
-Ольга Владиславовна, можно несколько личных вопросов?
-Да, пожалуйста.
— Ваша мама – известная ленинградская журналистка Зоя Таратынова, ее прекрасно помнит старшее поколение горожан – читателей «Ленинградской правды». Почему Вы не пошли по ее стопам?
— Мне нравилось совсем другое. Я в детстве и юности любила рисовать планы квартир, расстановки мебели, планы домов. Ходила на курсы в Академию художеств — кстати, по инициативе мамы. Поступила после школы в Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ) на архитектурный факультет, после института недолго проработала в ЛенЗНИИЭПе – скучно очень оказалось. А поскольку несколько моих однокурсников трудились в Государственной инспекции по охране памятников, они очень интересно про свою работу рассказывали. И я через три года после института решила тоже туда пойти, меня взяли. Я еще в институте серьезно изучала тему исторической застройки, писала курсовой проект по типовым домам Трезини. И вот в ГИОПе познакомилась со многими замечательными знатоками города, удивительными людьми, мэтрами — теми, кто работал еще в войну. Одна из них — Мария Михайловна Налимова, смолянка. Мы с ней потом подружились, она стала другом семьи. Я работала в небольшом кабинете, набитом молодыми сотрудниками – нас было человек 10-12, сидели стол в стол. И я думала: «За такую интересную работу еще и деньги платят!». В ГИОПе нужен был характер: настаивать на своей точке зрения, спорить с мастерами, которые далеко не всегда отличались вежливостью. Вот разговаривает с тобой прораб, который пуд соли съел, а ты не знаешь, как ему ответить. И я решила, что мне надо выработать в себе уверенность, умение говорить перед аудиторией.
— И как вырабатывали?
— В Ленинграде в то время действовало Городское экскурсионное бюро, его сотрудницы устраивали себе в выходные разнообразные экскурсии, причем туда, куда простому человеку тогда попасть было затруднительно – в различные закрытые дворцы некогда блистательного Петербурга. Все эти сотрудницы были, естественно, дамы очень начитанные, прекрасно знающие историю и архитектуру. К тому времени в ГИОПе я курировала центр города. И эти дамы попросили провести для них экскурсию в особняк Белосельских-Белозерских – там располагался райком партии, так что просто с улицы зайти было невозможно. Я как помощник районного архитектора знала в особняке каждую завитушку. Мне тогда было лет 25, я прочитала горы литературы, прежде чем решиться привести в особняк городских экскурсоводов. Ноги дрожали, язык заплетался, боялась, что не смогу ответить на каверзные вопросы. Но потом поняла, что знаю уже больше них, это дало мне чувство уверенности в себе. И я без страха стала общаться не только с экскурсоводами и прорабами, но и с любой аудиторией.
— Как строилась Ваша профессиональная карьера?
— В ГИОПе сначала была помощником архитектора Октябрьского района – тогда еще не было единого Центрального района. Это очень серьезная школа – помощником я была у Виктора Михайловича Бойцова, потом стала районным архитектором в Пушкинском районе. Здесь совсем другая специфика – пригорода, императорской резиденции. В то время уже шло воссоздание Янтарной комнаты. Всегда прислушивалась к опытным реставраторам, мастерам, тонко чувствующим архитектуру и живопись. Буквально впитывала все, что говорили Марк Григорьевич Колотов, Александр Александрович Кедринский, Ирина Николаевна Бенуа – профессионалы высочайшего уровня – и начинала обращать внимание на такие вещи, которые просто так человеку не откроются. Я стала видеть, понимать и чувствовать специфику резьбы рельефа в Екатерининском дворце. Стала видеть, что разные десюдепорты созданы разными мастерами. Этого не объяснить, но пришло чувство, что вот здесь – талантливо, а вот здесь – просто ремесленно.
–А Ваша дочь Настя – кем она хочет быть?
— Когда я работала в КГИОПе, Настя хотела работать в КГИОПе, теперь хочет в музее. А я стараюсь обратить ее внимание на то, что есть и другие профессии. Сейчас Настя пробует заниматься рисунком. Я стараюсь быть вместе с нею все свое свободное время. Хотя моя мама, которая уходила на работу к девяти и приходила в девять, говорила, что воспитывает детей своим отсутствием и своим отношением к работе. Во мне эти чувства постоянно борются, но я считаю, что с ребенком надо проводить как можно больше времени вместе. Все вечера, каникулы, отпуска – все это наше с Настей время. Мы с ней много путешествуем, я ей показываю те места, которые мне понравились, стали дороги. Так мы съездили в Зальцбург, Верону, Каркассон. В планах – Толедо и Сеговия. У нас есть общие любимые места, в которые мы хотим возвращаться. Это, например, Лондон, где все музеи уже оббеганы, и атмосфера которого оказалась нам близка. Жизнь такая прекрасная, она дает так много поводов для путешествий и впечатлений.
— Можно совсем женский вопрос: как Вам удается всегда прекрасно выглядеть?
— Насчет «прекрасно» не знаю — просто стараюсь выглядеть достойно. Когда работала в КГИОПе, не была «публичной личностью», как сейчас, а теперь я все время помню о том, что надо быть «лицом музея». Но сразу скажу – ничего такого специально не делаю, зарядку ненавижу. Просто уделяю себе определенное внимание.
— И напоследок расскажите, пожалуйста, — что Вы знаете о своих предках?
— О них порою вспоминаешь благодаря в том числе и сегодняшним обстоятельствам. Например, в последние годы музей активно сотрудничает с РЖД, а ведь мой дедушка был начальником железнодорожной станции «Ораниенбаум», семья там жила. Бабушка не работала – занималась детьми: дочкой – моей будущей мамой и сыном. Но в 1932 году дедушку осудили как вредителя, он потом умер в тюрьме. А бабушка оказалась без средств к существованию, с двумя детьми на руках. Она пошла работать машинисткой в воинскую часть. Жили очень скромно, перед войной переехали в Ленинград. Когда началась война, бабушку призвали в армию, моя мама в тринадцать лет осталась одна в блокадном городе. Я сейчас смотрю на дочь и думаю в ужасе: «Как можно было ребенка оставить!» Но ведь выхода другого не было. Бабушка приезжала раз в неделю, привозила еду, а мама ходила в школу в Дегтярном переулке, дежурила на крышах. Так прожила всю блокаду, а после войны поступила в университет на факультет журналистики. Причем и в школе, и в университете была круглой отличницей. И потом почти полвека проработала в «Ленинградской правде». Брат мамы – мой дядя – воевал, после войны тоже стал журналистом. А по папиной линии у нас в роду много медиков. Дядя папы, Николай Иванович Таратынов — известный врач, приват-доцент кафедры патологической анатомии Императорского Казанского университета. Он погиб в 1919-м на гражданской войне, будучи в рядах Красной Армии (именем Н.И.Таратынова названа впервые описанная им эозинофильная гранулема — «болезнь Таратынова» – прим. авт). Его дочь, Екатерина Николаевна Ярошевская, семьдесят лет проработала в Институте детской ортопедии и травматологии имени Турнера, который расположен рядом с нашим музеем-заповедником. Екатерина Николаевна заведовала патоморфологической лабораторией, мы в семье любя зовем ее Катенькой. Вот так все переплетено – совсем недавно здесь, в музее, отмечали юбилей Института Турнера. В такие минуты особенно остро понимаешь, что в жизни все не случайно, все взаимосвязано.
Беседовала
Галина Артеменко
Ольга Владиславовна Таратынова окончила архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института (1977); Высшую административную школу Правительства Санкт-Петербурга (1997).
С 1981 года работала архитектором в Государственной инспекции по охране памятников, затем – районным архитектором Пушкинского и Адмиралтейского районов. С 1996 года – первый заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
С сентября 2008 года – директор Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Член Союза архитекторов России.
Заслуженный реставратор РФ. Заслуженный строитель России.
Председатель правления Национальной ассоциации «Возрождение исторических садов и парков».
Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; орденом св. равноапостольной княгини Ольги III степени Русской Православной церкви; медалями «В память 300-летия Санкт-Петербурга» и «В память 100-летия Казани», «За заслуги перед польской культурой»; медалью Министерства культуры РФ «150 лет учреждения органов охраны памятников истории и культуры», благодарностью Министерства культуры РФ (2014); нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За вклад в российскую культуру» (2015); Почётной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2020); знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2020).
Лауреат Всероссийской премии «Хранители наследия» (2011).
Вере Дементьевой не нравится новый руководитель «Царского села»
Назначение Ольги Таратыновой на пост главы государственного музея-заповедника «Царское село» — неграмотное управленческое решение. Такое мнение сегодня высказала председатель городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Вера Дементьева, в то же время отметив, что комитет поддерживает выбор правительства и смиряется с ним, сообщает РБК. Отметим, что Дементьева не пояснила, чем вызвана такая оценка Таратыновой.
Напомним, заместитель главы КГИОП Ольга Таратынова была назначена руководителем музея-заповедника «Царское Село» после того, как его предыдущий глава Иван Саутов, кстати, муж Таратыновой, скончался от сердечного приступа 1 августа 2008г.
Как рассказала изданию Фонтанка.ру сама Ольга Таратынова (на фото«Эхо Петербурга»), на новом посту ей предстоит готовить музей к празднованию 300-летия Пушкина и руководить большими объемами реставрационной работы в ГМЗ «Царское село».
«Но самое важное, это сохранить традиции и коллектив музея. В «Царском Селе» много наработанных за долгие годы традиций, таких как благотворительные балы, и уникальный, кропотливо собиравшийся коллектив. Он работает как единая семья, и я сделаю все для того, чтобы его сохранить», — сказала она.
Напомним, что предыдущий глава ГМЗ «Царское село» Иван Саутов скончался ночью с 31-го июля на 1-е августа этого года. В 1987 году он был избран директором Царскосельского музея, и с тех пор трудился в Пушкине.
Как уже писала ГАZЕТА.СПб, на эту должность предлагалось утвердить вице-губернатора Виктора Лобко. 13 сентября в издании Газета.ру появилась информация со ссылкой на источники в Смольном о том, что «правая рука Валентины Матвиенко Лобко может в скором будущем сменить место работы.» В издании отмечалось, что «слухи о том, что Лобко может покинуть Смольный и возглавить Царское Село, появились после неожиданной кончины предыдущего руководителя Саутова.» После трагедии, которая произошла в августе текущего года, встал вопрос о руководстве музеем, так как сейчас запущены масштабные программы по подготовке празднования 300-летия Царского Села, на которое только в 2008 году выделяется порядка 6 млрд руб.
Отметим также, что, по данным Дементьевой, КГИОП в скором времени ожидает реструктуризация кадров. На днях еще один заместитель главы комитета Борис Кириков написал заявление на увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
0 0 голоса
Article Rating